Семинар «Развитие творческого потенциала педагога как условие успешной педагогической деятельности. Моё педагогическое открытие Условия для преподавательского совершенствования

Постоянный дистанционный конкурс с ускоренным подведением итогов.

Международная ассоциация педагогов приглашает все желающих принять участие в научных мероприятиях через портал дистанционного образования.

Правила участия:
1. В мероприятиях могут принять участие педагоги организаций образования всех видов и типов.

2. Для участия необходимо выбрать тему, зарегистрироваться или авторизоваться в ЛИЧНОМ КАБИНЕТЕ, внести данные участника, загрузить работу и копию квитанции о переводе орг.взноса. Каждый участник может принять участие в любом мероприятий.

3. Работы принимаются постоянно. Жюри оценивает работы в течение ДВУХ рабочих дней. После чего результаты можно будет увидеть на странице «Результаты». Дипломы в электронном виде можно будет скачать в личном кабинете сразу же после оценки конкурсной работы. Все выходные документы выдаются только в электронном виде.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ:

  • После участия в олимпиаде, конкурсе или конференции участники, координаторы и учителя мгновенно получат уникальный наградной материал.
  • Подлинность наградных материалов, можно проверить на главной странице сайта в разделе «Результаты», которая находится в верхней части меню.
  • Сразу после участия в олимпиадах вы сможете увидеть допущенные ошибки в вашем личном кабинете.
  • Лауреаты конкурсов и конференции получают дипломы I, II, III степени. Работы, не занявшие призовые места получат рекомендательные справки от конкурсной комиссии.
  • Данные о результатах участия и контакты участника будут доступны для просмотра сотрудникам ВУЗов в виде специального рейтинга.

НАГРАЖДЕНИЕ:

  • Все участники получат электронный Сертификат, подтверждающий участие в олимпиаде, конкурсе или конференции.
  • Все победители будут награждены электронными Дипломами.

В целях поощрения педагогов за результаты их творческой деятельности в рамках научно-практических мероприятий утверждены критерий для награждения правами Президента Международной ассоциации педагогов:

  • педагоги, подготовившие более 5 учеников для участия в олимпиаде по одному предмету в рамках одного участия (в одной заявке) , получают благодарственные письма.
  • поощряются благодарственными письмами педагоги, принявшие участия в двух научно-практических конференциях по разным тематикам.
  • поощряются благодарственными письмами педагоги, принявшие участия в двух творческих мероприятиях по разным тематикам.

СЛУЖБА ПОДДЕРЖКИ УЧАСТНИКОВ

Служба поддержки участников работает с 10:00 до 18:00.

Уважаемые участники! При обращений просим указывать номер заявки и раскрыть содержание вашего вопроса.

Основные понятия и характеристика педагогического творчества

XX век характеризуется сменой типа культурно-исторического наследия. Человечество в считанные де­сятилетия совершило поворот от веками и тысячелетиями складывавшегося типа социокультурного наследия, ос­нованного на передаче свода прошлых образцов, систе­мы, знаний и правил, к новому типу социокультурного наследия, в рамках которого главным стало не столько усвоение прежних рецептов, сколько подготовка к овла­дению методами и содержанием познания и практики, творческого осмысления и преобразования действительности.

Творчество трактуется как социально-историческое явление, возникающее и развивающееся в процессе взаимодействия субъекта и объекта на основе общественной практики. С позиций философии творчество – это дея­тельность людей, преобразующая природный и соци­альный мир в соответствии с целями и потребностями человека на основе объективных законов деятельности.

В психолого-педагогической науке различают как пси­хологию творчества, так и педагогику творчества. Под пси­хологией творчества понимается область знаний, изуча­ющая созидание человеком нового, оригинального, по­лезного в различных сферах деятельности. В центре внима­ния ученых-психологов – вопросы о структуре творче­ства, путях, ведущих к открытию нового, о познаватель­ной роли интуиции, воображения, предвидения, целеполагания, творческой активности.

Педагогика творчества – наука о создании иннова­ционных теорий, систем, технологий учебно-воспитатель­ного процесса. Отличительной чертой педагогики творче­ства являются человечность и гуманизм, направленные на реализацию и самореализацию творческой «Я»-концепции педагога и воспитанника.



Цель педа­гогики творчества – формирование творческой личнос­ти, для которой характерна устойчивая, высокая направленность на творчество. Для творческой личности характерен творческий стиль в од­ном или нескольких видах деятельности, наличие спо­собностей, мотивов, знаний и умений, благодаря кото­рым создается продукт, отличающийся новизной, ори­гинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств лич­ности выявило важную роль воображения, интуиции и импровизации – неосознаваемых компонентов умствен­ной активности, а также потребность личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Важнейшая роль в процессе формиро­вания такой личности принадлежит педагогам.

В современных условиях творческий педагог – это исследователь, обладающим следующими личностными качествами: научным психолого-педагоги­ческим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, определенной исследовательской смелостью, развитой педагогической интуицией, критическим ана­лизом, потребностью в профессиональном самовоспита­нии и разумным использованием передового педагоги­ческого опыта. Все эти качества характери­зуют готовность учителя к организации профессиональ­ной творческой деятельности.

Исследователь проблемы творчества Н.М. Шакирова под готовностью педагога к организации творческой дея­тельности понимает сформированностьу него соответ­ствующих качеств и свойств личности, а именно:

– осознания себя как творческой индивидуальности, наличия творческой активности, самостоятельности;

– потребности в творческом взаимодействии с уча­щимися;

– наличия знаний, умений, навыков, опыта органи­зации процесса познания, труда, общения как творчес­кой деятельности.

Предполагается также наличие у учителя-воспитате­ля совокупности творческих способностей и исследова­тельских умений, среди которых важное место занимают организаторские способности, инициативность, актив­ность, настойчивость, внимание и наблюдательность, ис­кусство нестандартно мыслить, богатое воображение, исследовательский подход к анализу учебно-воспитатель­ных ситуаций и творческому решению педагогических задач, самостоятельность суждений и выводов, эмоцио­нально-волевые качества.

Развитие в личности индивидуального прямо пропорционально совершенство­ванию в ней творца. Творческая индивидуальность рас­сматривается как высшая характеристика профессионального творчества. Она включает интеллектуально-творчес­кую инициативу, интеллектуальные способности, широ­ту и глубину знаний, чуткость к противоречиям, склон­ность к творческому сомнению («сомневайся во всем»), способность испытывать внутреннюю созидательную борь­бу, информационный голод, чувство новизны, необыч­ного в проблеме, профессионализм, жажду познания.

Творческая индивидуальность личности учителя осу­ществляется в обогаще­нии человеческой культуры, в совершенствовании окру­жающего мира, преобразовании психолого-педагогичес­кого процесса и личности, в нахождении новых техноло­гий и оригинальных технологических процессов, реали­зации эмоциональной культуры, эмпатии и идентифика­ции, в развитии подсознательной или бессознательной структуры личности, педагогической интуиции и вооб­ражения, в саморазвитии на основе самоопределения, сво­боды, в самовыражении личности, формировании креа­тивности и индивидуального стиля профессиональной де­ятельности.

Профессиональное творчество педагога охватывает все стороны его деятельности, выработку стратегии и такти­ки преподавательского труда, направленного на решение задач разностороннего и гармонического развития лич­ности обучающихся, включая подготовку различных форм учебно-воспитательного процесса.

Педагогическое творчество – это деятель­ность, отличающаяся качественно новыми подходами к организации учебно-воспитательного процесса в образо­вательном учреждении и формирующая высокоэрудиро­ванного, с точки зрения современной науки, творчески мыслящего человека. Главными признаками педагогичес­кого творчества, как и творчества в целом, являются:

– создание нового или существенное усовершенство­вание известного;

– оригинальность, неповторимость продукта деятель­ности, ее результатов;

– взаимосвязь творчества и самотворчества, самосо­зидания, то есть творческий человек постоянно работает и над собой, и над созданием нового.

В.И. Андреев выделил разнообразные типы творческих способностей и на их основе – характеристики личности творческого типа. Согласно его типологии, профессия педагога относится к блоку профессий «художник» наряду с профессиями скульптора, писателя, музыканта. Тем самым в профессии педагога подчеркивается аспект собственного творчества, творческого осмысления окружающей действительности. Педагогическая деятельность является сплавом науки и искусства, и оба эти компонента всегда предполагают творчество.

На то, что творческий, исследовательский характер присущ педагогической деятельности, обращали внимание многие педагоги: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Актуальность умения учителя принимать оперативные, гибкие решения в условиях многовариантного педагогического процесса подчеркивается рядом современных педагогов и психологов: Б.С. Гершунским, В.И. Загвязинским, В.А. Кан-Каликом, В.В. Краевским, В.А. Сластениным и др.

П.П. Блонский в работе «Задачи и методы новой народной школы» писал: «В школе должно быть возможно больше простора для личного творчества учителя: точно регламентированная программа, учебник и вопросно-ответная форма обучения обезличивают учителя. Превратим же уроки в совместную жизнь учителя с детьми… пусть наша новая школа мысли, человечности и поэзии для ребенка будет школой полной человеческой жизни и живого культурного творчества и для учителя».

О творческом характере педагогической деятельности писал П.Ф. Каптерев: «…деятельность преподавателя есть деятельность сложная, в ней есть элементы и чисто научные, объективные, и чисто личные, творческие элементы педагогического искусства и таланта. Основа деятельности учителя суть научные знания – науки вообще, своего специального предмета, родственных с ним, его методологии, детей. Чем шире и основательнее знания учителя, тем плодотворнее будет его деятельность. Но на этой объективной почве учитель должен явиться художником: должен переработать метод, сделать его своим достоянием и орудием и уметь бесконечно видоизменять его, прилаживая его к различным детям, с различной подготовкой и своеобразными природными свойства. Поэтому истинно хороший учитель не может быть рабом ни программ, ни методик, он всегда должен оставаться свободным и самостоятельным деятелем».

Похожее суждение высказывал о роли творчества в деятельности учителя А.С. Макаренко: «Сама система средств никогда не может быть мертвой и застывшей нормой, она всегда изменяется и развивается, хотя бы уже потому, что растет и ребенок, входит в новые стадии общественного и личного развития, растет и изменяется и наша страна».

Творчество всегда обозначает появление чего-то нового. В результате творчества возникают: открытие, изобретение и созидание. Открытие – постижение чего-то нового, что существует объективно. Изобретение – качественное преобразование имеющегося так, что возникает нечто новое, что может быть эффективно использовано в практике. Созидание – деятельность, в которой путем творческих усилий и труда дается существование чему-либо, вызывается к жизни что-либо.

К характеристике педагогической деятельности можно отнести появление открытий, но это в сфере воспитания наблюдается редко. Изобретение – более частое явление в педагогическом творчестве, хотя оно редко может быть оценено как абсолютно новое образование. Для характеристики творческого характера педагогической деятельности наиболее адекватно применимо понятие «созидание». Учитель-воспитатель путем действительно творческих усилий и труда вызывает к жизни потенциальные возможности ученика, воспитанника, создает условия для развития и совершенствования неповторимой личности.

Приведем пример творческого нестандартного подхода учителя к решению возникающих проблем из опыта Заслуженного Учителя РФ Н.М. Хомутовской. В 5-ом гимназическом классе школы-лаборатории № 1026 г. Москвы, где очень «сильный» состав ребят, учился Стас Ч., сын учителя начальных классов. Ему с трудом давалась математика. Учитель заметила неуважительное отношение одноклассников, их пренебрежительные высказывания в его адрес. Она побеседовала с мальчиком о его увлечениях, узнала, что летом он помогал дедушке работать на комбайне, и даже есть видеозапись его работы. Наталья Михайловна решила показать сильные стороны личности Стаса одноклассникам: все ребята на уроке в классе смотрели видеофильм, а затем писали сочинение-миниатюру «Ай, да Стас!..» Сразу несколько ребят после этого случая взялись помочь Стасу Ч. по математике, а через некоторое время весь класс радовался его первым успехам.

Еще один пример из опыта работы школы-лаборатории № 1026. Уроки-путешествия в сказку характерны для начальной школы. Фрагмент урока математики во 2-м классе, работающем по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, учителя Л.Н. Петровой показывает творческий подход педагога к процессу обучения. Учитель в начале урока говорит ребятам: «Сегодня мы будем не просто заниматься, а отправимся в путешествие по сказке. Сказка – это волшебство, и волшебство начинается. Закройте глаза и считайте про себя до 10…» На этом уроке в гости к ребятам приходит Красная Шапочка – ею нарядилась одна из учениц класса. Красная Шапочка говорит детям: «Я иду к бабушке, несу пирожок и горшочек масла. Путь мой длинный, вот какой (она открывает доску, на доске – «дорога», состоящая из 29 клеточек). Одна клеточка – это мой шаг. Сколько шагов мне надо пройти?» Дети считают клеточки – 29. Красная Шапочка удивляется: «Ой, что это за цифра? (Показывает на цифру 9). Я умею считать только до 6. Учитель предлагает детям помочь Красной Шапочке и посчитать в шестеричной системе. Затем – в четверичной, так как выясняется, что ее бабушка умеет считать только до 4.

На урок приходит маг, предлагая детям заполнить магические квадраты, затем – Пятачок. Пятачок просит ребят помочь ему: «Я иду на день рождения к ослику, несу ему воздушные шары. Посмотрите (вывешивает на доску вырезанные из бумаги воздушные шарики, на которых написаны примеры), ребята, на них что-то написано, а что – я не знаю». Ребята активно работают на уроке, незаметно для себя усваивая учебный материал.

Творческая природа педагогической деятельности подтверждается и тем, что грамотно принимаемое педагогическое решение по своей организации соответствует всем правилам эвристики, которыми руководствуется в своей деятельности исследователь: 1) анализ педагогической ситуации (диагноз) → 2) проектирование результата в сопоставлении с исходными данными (прогноз) → 3) анализ имеющихся средств, пригодных для проверки предположения о достижении искомого результата, → 4) конструирование и реализация учебно-воспитательного процесса → 5) оценка и интерпретация полученных данных → 6) формулирование новых задач.

Критерии педагогического творчества:

– наличие глубоких и всесторонних знаний и их критическая переработка и осмысление;

– умение перевести теоретические и методические положения в педагогические действия;

– способность к самосовершенствованию и самообразованию;

– разработка новых методик, форм, приемов и средств и их оригинальное сочетание;

– диалектичность, вариативность, изменчивость системы деятельности;

– эффективное применение имеющегося опыта в новых условиях;

– способность к рефлексивной оценке собственной деятельности и ее результатов;

– формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности на основе сочетания и выработки эталонных и индивидуально неповторимых черт личности педагога;

– способность к импровизации, основанной на знаниях и интуиции;

– умение видеть «веер вариантов».

Педагогическая импровизация – это действие в ходе педагогического процесса, возникающее в ответ на неожиданную ситуацию, когда сознание и воспроизведение совпадают по времени. Импровизация возможна, если учитель обладает фундаментальными знаниями, быстрой реакцией, развитым воображением и интуицией, способностью к моментальному воссозданию принимаемого решения так, как будто все заранее было предусмотрено и подготовлено. Интуиция – тонкое понимание, проникновение в самую суть чего-либо без развернутого логического обоснования. Способность к интуиции формируется на основе знаний, опыта, развитой рефлексии и эмпатии.

В.И. Загвязинский называет следующие специфические особенности педагогического творчества.

Жесткий лимит времени. Учитель принимает решения в ситуациях немедленного реагирования: уроки каждый день, непредвиденные ситуации ежеминутно, ежечасно, общение с детьми постоянно. Учитель может сопоставить свой замысел с его реализацией только в эпизодических, сиюминутных ситуациях, а не с конечным результатом из-за его отдаленности и обращенности в будущее.

В педагогическом творчестве ставка делается только на положительный результат. Такие способы проверки гипотезы как доказательство от противного, доведение идеи до абсурда, противопоказаны в деятельности учителя.

Педагогическое творчество – всегда сотворчество с детьми, коллегами.

Значительная часть педагогического творчества осуществляется на людях, в публичной обстановке. Это требует от учителя умения управлять своими психическими состояниями, оперативно вызывать у себя и учащихся творческое воодушевление.

Специфичен предмет педагогического творчества – формирующаяся личность; инструмент – личность учителя, сам процесс – сложный, многофакторный, разноуровневый, основанный на взаимотворчестве партнеров; результат – определенный уровень развития личности воспитуемого.

Н.Д. Никандров и В.А. Кан-Калик выделяли три сферы творческой деятельности учителя: методическое творчество, коммуникативное творчество (взаимодействие с детьми), творческое самовоспитание.

Методическое творчество связано с умением осмысления и анализа возникающих педагогических ситуаций, выбора и построения адекватной методической модели. Оно включает в себя конструирование содержания и способов воздействия, адаптацию существующих способов и педагогических систем к особенностям личности и воспитанника, и педагога.

Коммуникативное творчество реализуется в построении педагогически целесообразного и эффективного общения, во взаимодействии с воспитанниками, в способности познавать детей, осуществлять психологическую саморегуляцию.

Творческое самовоспитание предполагает осознание самого себя как конкретной творческой индивидуальности, определение своих профессионально-личностных качеств, требующих дальнейшего совершенствования и корректировки. Творческое самовоспитание предполагает также разработку долгосрочной программы собственного совершенствования в системе непрерывного самообразования.

« Уровень нового в образовании определяется в зависимости от степени изменений, вносимых в образовательный процесс или систему образования.

Перечислим уровни новшеств в образовании.

1. Усовершенствование - изменение одного или более элементов образовательного процесса; приспособление известной методики к новым условиям учебной деятельности.

Пример: в действующей групповой системе обучения учитель применяет новые способы создания групп.

2. Рационализация - установление нового правила использования известных педагогических средств для решения традиционных задач.

Пример: завуч составляет в старших классах расписание занятий таким образом, чтобы учащиеся имели возможность более основательного погружения в изучаемые предметы с одновременной разгрузкой домашних занятий (например, парами). В этом случае школьники ежедневно более основательно готовятся к 2-3 предметам вместо 5-7.

3. Модернизация - изменение нескольких элементов действующей образовательной системы.

Пример: изменение структуры общего среднего образования - вместо 11 лет обучения в школе предлагается 12 лет.

4. Эвристическое решение - отыскание способа решения известных педагогических проблем; создание и использование неизвестных ранее педагогических форм, методов, средств для решения актуальных педагогических задач.

Пример: - способ изучения того же объема традиционного материала за менее длительное время.

5. Педагогическое изобретение - новое средство, технология или новое сочетание известных педагогических средств для осуществления образования. Педагогическое изобретение может быть комбинацией известных средств либо совершенно новым подходом к обучению.

Пример: система «погружения» М.П. Щетинина .

6. Педагогическое открытие - постановка и решение новой педагогической задачи, приводящей к принципиальному обновлению образовательной системы в целом или существенному улучшению её составляющего элемента.

Примеры: концепция и технология личностно ориентированного образования; Вальдорфская школа; ТРИЗ-педагогика ; дидактическая эвристика; компетентностный подход; дистанционное обучение с помощью сетевых ресурсов и технологий». (Вероятно, не все перечисленные в последнем пункте технологии соответствуют приведённой автором формулировке «педагогического открытия» - Прим.

Профессиональное мастерство учителя, его индивидуально-творческие поиски, находки, достижения, результаты.

Лапшина Е.В. МБОУ СОШ №39

учитель начальных классов

Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети и молодёжь – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.
В начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых. Эти дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. В школе складывается система работы с одарёнными детьми, состоящая как из урочной, так и из внеклассной деятельности.
Согласно учебного плана школы на 2013 – 2014 учебный год в начальных классах ведутся занятия внеурочной деятельностью. Использование разных факультативов позволяет учесть различные потребности и возможности одарённых детей, где уделяется большое внимание развитию творческих способностей детей. На данных занятиях дети могут самовыражаться, часто применяю ролевое проигрывание ситуаций, большое внимание уделяю развитию пластики и координации движений.
Для поиска одарённых детей серьёзное значение имеет проведение школьных олимпиад. В школе создан и постоянно пополняется банк заданий олимпиад по различным образовательным областям. В последние годы можно наблюдать расширение числа участников и победителей предметных олимпиад.
В течение нескольких лет одарённость наших учащихся выявляется и оценивается на олимпиадах, турнирах, конференциях, выставках. В этом году впервые ученики моего 1 класса приняли участие в олимпиаде. Хочется отметить, что участие приняли многие желающие, независимо от уровня развития. Поверить в свои силы, создать среду, облегчающую школьникам возможность раскрытия собственного потенциала в этом и заключается, как я считаю работа с одарёнными детьми.

Младший школьный возраст - период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителями начальных классов стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию. В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны методы работы:

Исследовательский;
-частично-поисковый;
-проблемный;
-проективный;

Формы работы:
- классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;
- дискуссия;
- игры.

Очень важны:

Предметные олимпиады;
-интеллектуальные марафоны;
-различные конкурсы и викторины;
-словесные игры и забавы;
-ролевые игры;
-индивидуальные творческие задания.

Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности. Выявление одаренных детей проводится уже в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями.
Как правило, у одаренных детей проявляются:

Высокая продуктивность мышления;
-легкость ассоциирования;
-способность к прогнозированию;
-высокая концентрация внимания.

При работе с одаренными детьми необходимо уметь:

Обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;
-стимулировать познавательные способности учащихся;
-работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;
-принимать взвешенные психолого-педагогические решения;
-анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;
-отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.

Успеху этого процесса способствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются.

Заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей необходимо. И, прежде всего потому, что полное раскрытие способностей ученика важно не только для него самого, но и для общества в целом. Быстрое развитие новых технологий повлекло за собой резкое возрастание потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи. Творческие и интеллектуальные способности – залог прогресса в любой сфере человеческой жизни.

Направления деятельности по работе с одарёнными детьми:

Организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;

Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского уровня;

Проведение массовых мероприятий внутри объединения;

Обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.

Работа с родителями.

Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей. Привлечение родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий- -Родительское собрание на тему “Расширение кругозора школьников посредством чтения научно-познавательной литературы”.

Лекция “Развитие интеллектуальных способностей ребенка”.

Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся школы:

Факультатив

Предметная неделя

Ученическая конференция

Кружки, объединения

Организация исследовательской работы

Организация проектной деятельности

Вот некоторые упражнения, которые можно использовать в работе:

Упражнение «Оригинальное использование»

Придумать как можно больше разнообразных осуществимых оригинальных способов использования обычных предметов. Работа выполняется в командах по 4-5 человек, время - 10 минут. Результаты работ представляются по очереди. Выигрывает группа, представившая больше способов. Возможно применение на любом уроке.

Упражнение «Странные отгадки»

Предлагаются общеизвестные загадки, на которые нужно придумать как можно больше вариантов ответов, не совпадающих с «традиционными» отгадками, но при этом не противоречащих условиям загадки, логике, здравому смыслу. Работа проводится в группах по 3-4 человека. Время 10 минут.

Упражнение «Пятистрочия»

Участников просят сочинить пятистрочия на заданную тему.
1 строка – одно слово, обычно существительное, наиболее точно отражающее основную идею.
2 строка – два прилагательных, характеризующих существительное из первой строки.
3 строка – три глагола или деепричастия, описывающие действия.
4 строка – фраза из любых четырех слов, выражающая отношение автора к происходящему.
5 строка – еще одно любое слово, отражающее общую суть темы стиха.

Упражнение «Рисунок по точкам»

Изобразить на листе 20 точек, расположив их произвольно, но равномерно. Передать лист своему соседу. На том листе, который вам достался, соединить все точки прямыми линиями или дугами таким образом, чтобы получилось целостное, осмысленное изображение.
Упражнение «Рифмовки»
Предлагаем Вам завершить в рифму предложенные фразы, касающиеся прошедшего выступления:
Мы встречались, мы играли, креативность развивали…
Креативность – что за птица….

Упражнение «Что? Откуда? Как?»
Участникам, сидящим в кругу, демонстрируется какой-либо необычный предмет, назначение которого не вполне понятно (можно использовать даже не сам предмет, а его фотографию) . Каждый из участников по порядку должен быстро ответить на три опроса:
Что это?
Откуда это взялось?
Как это можно использовать?
При этом повторяться не разрешается, каждый участник должен придумывать новые ответы на каждый из этих вопросов.
Самый простой способ добыть реквизит для этого упражнения - брать не предметы целиком (их назначение, как правило, более или менее ясно) , а обломки чего-либо - такие, чтобы по ним сложно было понять, откуда они взялись.
Смысл упражнения
Легкая «интеллектуальная разминка», активизирующая беглость мышления участников, стимулирующая их к выдвижению необычных идей и ассоциаций.
Обсуждение
Какие ответы на вопросы запомнились участникам, представляются самыми интересными и оригинальными?

Упражнение «Земля круглая»

Упражнение «Противоположности»
Участникам предлагаются краткие описания нескольких ситуаций и предлагается придумать ситуации, которые можно было бы рассматривать как противоположные предложенным. Упражнение выполняется в подгруппах по 3-4 человека, время работы определяется исходя из расчета 2- 3 минуты на ситуацию. Потом представители каждой из подгрупп поочередно озвучивают придуманные варианты и аргументируют, почему их можно рассматривать как противоположные предложенным ситуациям.
Для работы можно предложить, например, такие ситуации:
Боксер выходит на ринг.
Девушка едет с горки на роликах.
Фотокорреспондент передает в редакцию снимки с соревнований.
Конечно, можно предлагать и другие ситуации, однако следует избегать слишком простых вариантов, в которых противоположные ситуации очевидны, а выбирать такие, где противоположности не столь очевидны или, по крайней мере, их можно выделить на основе разных признаков.
Смысл упражнения
Тренировка мышления «от противного» - способа поиска решений проблем, при котором для более полного понимания их сути представляется их противоположность. Развитие гибкости в восприятии жизненных ситуаций. Поиск неочевидных вариантов решения.
Обсуждение
Какой смысл вкладывался в понятие «противоположность» при выполнении этого упражнения? В каких ситуациях придумать противоположные варианты было легче, а в каких сложнее, с чем это связано? Приведите примеры жизненных ситуаций, где может пригодиться подход к решению проблем «от противного».

    Развивать творческие способности можно всегда и везде, а не только в специально отведенное время и место;

    Окружающая ребенка обстановка и атмосфера должна способствовать развитию;

    У ребенка должны быть все материалы и инструменты для творчества: краски, пластилин, цветная бумага и.т.д.;

    Поощряйте только безопасные творческие инициативы ребенка;

    Не ругайте его за испачканные в красках руки и другие последствия творческого поиска ребенка;

    Поддерживайте инициативы ребенка и не превращайте занятия с ними в скучные;

    Не старайтесь вбить в мозг ребенка как можно больше информации. Ваша задача развитие способностей;

    Развитие и обучение ребенка дошкольного возраста должно проходить только через игру, игровые занятия и упражнения.

Один восточный мудрец сказал «Ребенок это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Этой мудростью я руководствуюсь воспитывая детей и не забываю, что у каждого ребенка свои задатки и свой предельный уровень способностей. Для одного ребенка максимальным будет – нарисовать радугу, а для другого – целую картину.

создание условий для работы с одаренными детьми, обучающимися в детской школе искусств, реализации их потенциальных возможностей через раскрытие и поддержку творческих способностей каждого. Представленный опыт является единой системой «урок - внеурочная деятельность - сотрудничество с родителями». Опыт тесно взаимосвязан со школьным образовательным процессом в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема опыта: «Развитие и поддержка творческих способностей одаренных обучающихся через интерактивные формы обучения»

Автор опыта: Черняева Любовь Леонидовна, преподаватель первой категории муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств города Нарьян-Мара».

Раздел I. Информация об опыте

Условия возникновения, становления опыта. Преподаватель Черняева Любовь Леонидовна в течение 19 лет работает в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Детская школа искусств города Нарьян-Мара». Это хорошо известное в городе и округе образовательное учреждение, наиболее полно воздействующее на развитие творческих способностей детей и формирование социально-культурной сферы в целом, главный и наиболее мощный источник развития культурно-эстетических потребностей детей.

В современной детской школе искусств открываются новые возможности для музыкально-творческого развития учащегося. Осуществляемый переход от унифицированного образования к вариативному дает возможность предоставления учащимся прав на получение образования, адекватного уровню личностного развития, интересам и потребностям. Возможности школы искусств на современном этапе позволяют сделать процесс обучения личностно-ориентированным.

Коллектив преподавателей ДШИ осуществляет профессионально-педагогическую деятельность, реализуя общеобразовательные, общеразвивающие, дополнительные предпрофессиональные программы в области искусства.

Задачи ДШИ: выявление и поддержка одаренных детей, развитие творческих способностей обучающихся, воспитание созидательной активности, просвещенного слушателя, ценителя искусства, творчески способную, гармонически развитую личность.

Контингент обучающихся ДШИ составляют дети дошкольного (группа ранне-эстетического развития) и школьного возраста от 5 до 18 лет, принадлежащие к разным социальным слоям населения, воспитывающиеся в семьях с различным уровнем достатка. Большой процент обучающихся из многодетных семей, есть дети, принадлежащие к группе риска.

Для успешной педагогической деятельности преподавателей созданы необходимые условия. Занятия проходят в просторных (с учетом индивидуальной и коллективной форм музицирования) теплых, хорошо освещенных и проветриваемых помещениях с хорошей акустикой, оснащенных необходимой аппаратурой для прослушивания и просмотра записей выступлений обучающихся класса домры, известных исполнителей и коллективов. В связи с тем, что работа с учащимися по классу домры предусматривает совместную работу педагога класса с педагогом концертмейстером, в кабинете есть настроенный инструмент фортепиано. Воспитание эстетического вкуса неразделимо связано с качеством звукоизвлечения на инструменте, что обеспечивается наличием в арсенале класса домр (примы, альты) только хорошего качества.

Каждый год в детскую школу искусств приходят первоклассники – любопытные, жаждущие встречи с музыкой, одержимые желанием научиться играть на своем любимом музыкальном инструменте. Все они прошли вступительные испытания, на которых показали свой уровень способностей: ладовое чувство, музыкально-слуховое представление, чувство ритма. Способности зависят от врожденных задатков, но развиваются в процессе обучения. Б.М. Теплов отмечал: «Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются этой деятельностью». Поэтому при первой диагностике способностей испытания, не зависящие от практики, обученности, не показывают категорических результатов. Задача преподавателя с первых практических занятий обратить внимание на детей, чьи «первые шаги» в обучении отличаются от других. К выявлению потенциала таких детей нужно подойти внимательно: наблюдать общее развитие ученика, определить, в чем его индивидуальность, уникальность, его отношение к музыке, его активность. Определить музыкальные данные: слух, память, ритм, физические возможности: цепкость пальцев. Учесть возрастные особенности ребенка, заинтересованность родителей в его обучении.

От первых впечатлений зависит путь маленького музыканта. Работа с обучающимися младших классов, пожалуй, наиболее ответственна и трудна, т.к. преподаватель закладывает фундамент будущих умений и навыков, отношения к музыке. Но еще труднее преподавателю среди этих непосредственных маленьких учеников выявить тех, кто не только обладает музыкальными данными, а умеет «слушать» и «слышать», наделен умением трудолюбия.

Обычно яркие одаренные дети сразу выделяются в занятиях на инструменте. Их отличает уверенная, правильная посадка с инструментом, хорошая память, смелость на эстраде, податливый исполнительский аппарат, внутренняя музыкальность. Но одаренный ребенок – это не всегда «блестящий» ребенок. По мнению К.Г. Юнга, «одаренный ребенок может иметь даже неблагоприятные характеристики: разбросанность, голова полна шалостей; он – невнимательный, озорной, своенравный». Но главным качеством, которое преодолевает и дополняет недостаток каких-либо музыкальных или специальных данных, является трудолюбие, настойчивость в достижении цели. Как правило, в классе у преподавателя таких учеников, в которых бы все эти «требования» сочетались, за все годы работы могут быть единицы. У некоторых детей эти качества формируются в процессе обучения и проявляются наиболее ярко только к середине обучения. На протяжении 19 лет работы в детской школе искусств г. Нарьян-Мара в классе Черняевой Л.Л. неоднократно появлялись такие ученики.

Актуальность опыта. Особое внимание преподавателей ДШИ направлено на выявление и развитие потенциала одаренных детей, подготовку их к возможному продолжению образования в области искусства в средних и высших учебных заведениях соответствующего профиля. Это внимание к одаренным детям обуславливается проблемой потребности общества в неординарной яркой, творческой личности и приобретает особую актуальность , т.к. выявление и развитие способных и одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей – одна из приоритетных социальных задач государства и общества.

В 90-е годы данный вид деятельности имел очень малый процент реализации, что существенно сказывалось на культурно-творческом воспитании талантливых детей в Российской Федерации, несмотря на огромнейший потенциал. Это подтверждается принятием Советом Европы в 1994 году Постановления № 1248 по работе с одаренными детьми, в котором сказано: «Ни одна страна не может позволить себе роскошь расточать таланты, а отсутствие своевременного выявления интеллектуального, творческого и другого потенциала иначе как расточением человеческих ресурсов названо быть не может».

Внедрение современных инновационных программ и педагогических методик способствовало развитию творчески одаренных детей. Социальный заказ со стороны общества и государства предполагает, что дополнительное образование вместе с общим образованием должно формировать активное, деятельностное, творческое начало в личности. Проблема развития одарённых детей – будущих музыкантов-исполнителей, художников, обеспечения и реализации самобытности ребёнка, его творческой индивидуальности сегодня находятся в центре внимания современного образования, педагогической науки и культуры.

Политика государства по поддержке одаренных детей за последние годы претерпела большие изменения: появилась крепкая законодательная база, закрепляющая нормы реализации государственной политики в сфере поиска, поддержки и сопровождения одаренных детей и талантливой молодежи.

В соответствии с правовыми актами Российской Федерации в Ненецком автономном округе проведена значительная работа по совершенствованию и формированию законодательной базы системы образования региона, где одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования Ненецкого автономного округа является развитие системы поддержки одаренных детей и молодежи. Дополнительные условия для выявления и развития одаренных детей в Ненецком округе обеспечиваются подпрограммой «Одаренные дети».

Работа с одаренными детьми особенно актуальна на территории Ненецкого автономного округа, учитывая его отдаленность. Согласно "Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов" миссия государства в сфере поиска и поддержки одаренных детей и молодежи состоит в том, чтобы создать эффективную систему образования, обеспечив условия для обучения, воспитания, развития способностей всех детей и молодежи, их дальнейшей самореализации независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи. Не все обучающиеся имеют финансовую возможность для выезда за пределы округа для участия в мастер-классах преподавателей Высшей школы с целью повышения профессионального мастерства.

Подводя итог вышесказанному, актуальность данного опыта заключается в следующем:

Выявление и поддержка одаренных детей является приоритетным направлением государственной политики в сфере образования;

Работа с одаренными детьми предполагает постоянное повышение уровня мастерства преподавателей детской школы искусств;

Возможность использования данного опыта в детских школах искусств отдаленных регионов страны.

Ведущая педагогическая идея опыта: создание условий для работы с одаренными детьми, обучающимися в детской школе искусств, реализации их потенциальных возможностей через раскрытие и поддержку творческих способностей каждого.

Диапазон опыта. Представленный опыт является единой системой «урок - внеурочная деятельность - сотрудничество с родителями». Опыт тесно взаимосвязан со школьным образовательным процессом в целом.

Теоретическая база опыта. Под одаренностью мы понимаем системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и их проявления.

Главной целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований ребенка с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности. Но применительно к одаренным детям эта цель особенно значима. Здесь на первый план выходит преподаватель, который должен постоянно повышать свой педагогический потенциал, занимаясь самообразованием и самосовершенствованием, активно участвовать в методической деятельности.

Система преподавания Черняевой Л.Л. основывается на общих данных современной методической мысли в целом, достижениях психологии и физиологии, с обязательным учетом колоссального опыта столетиями существующих систем обучения на других музыкальных инструментах и, конечно же, с опорой на традиции российских домровых школ.

Теоретическая основа педагогического опыта опирается на методику и разработки Б.М. Теплова, Д.К. Кирнарской, Л.С. Выготского, А.Л. Готсдинера, М.Г. Арановского, Л.Л. Бочкарева. Научно-методическая литература авторов посвящена исследованию структуры способностей, дается анализ музыкальной одаренности, описываются методы диагностики музыкальных способностей.

В практической части опыта используется исполнительско-методическая база ведущих музыкантов - домристов – «Школа игры на трехструнной домре» профессора Российской Академии музыки им. Гнесиных В.П. Круглова, «Методика обучения на трехструнной домре» профессора Института музыки им. А.Г. Шнитке С.Ф. Лукина, «Школа технического развития домриста», «Искусство игры на домре» профессора Российской Академии музыки им. Гнесиных Р.В. Белова. Учитывая исполнение транскрипций скрипичных произведений на домре, важное внимание уделяется методике преподавания скрипичного искусства – Л. Ауэр «Моя школа игры на скрипке», И. Ямпольский «Основы скрипичной аппликатуры».

Педагогическая деятельность Л.Л. Черняевой строится на следующих принципах: принцип наглядности обучения, систематичности и последовательности, принцип взаимосвязи теории и практики, развивающего и воспитывающего обучения. Методами обучения являются: методы приобретения новых знаний, формирования умений, навыков и применения знаний на практике, методы проверки и оценки знаний, умений и навыков, методы стимулирования и мотивации к обучению.

Один из основных принципов – активизация деятельности на уроке – осуществляется через методы музыкального обобщения, возвращения к пройденному, размышления о музыке, создания художественного образа, сопереживания, эмоционально-интеллектуального постижения искусства, использование современных компьютерных технологий.

Новизна опыта. Российская образовательная система переживает сегодня серьёзные преобразования. На смену парадигме знаний-умений-навыков приходит ФГОС нового поколения, для учреждений дополнительного образовании Министерством культуры РФ утверждены дополнительные предпрофессиональные программы (ФГТ). В основе всех преобразований лежит системно-деятельностный подход к развитию универсальных учебных действий. Новые стандарты, безусловно, предоставляют одарённым детям большие возможности. Ведутся поиски содержания и форм учебной, внеурочной деятельности, в которых каждый ребёнок имеет право на самореализацию и может проявить свою уникальность, а также возможной интеграции учебной и внеурочной деятельности.

Раздел II. Технология опыта

Цель педагогического опыта: развитие творческих способностей, раскрытие исполнительской индивидуальности одаренных обучающихся через систему занятий.

В ходе накопления опыта решались следующие задачи:

Выявление одаренных обучающихся;

Повышение уровня мотивации на уроках через средства обучения (современные компьютерные технологии);

Овладение умениями и навыками игры на инструменте;

Воспитание внимания и работоспособности на уроке;

Развитие музыкальных, художественно-творческих способностей, эмоциональной базы чувств, художественно-образного мышления;

Организация активного сотворчества обучающихся через предмет коллективного музицирования и внеурочную деятельность;

Пропаганда русской музыкальной культуры и искусства, воспитание любви к русскому народному творчеству.

Работа по выявлению одаренных детей, развитию их творческих способностей, раскрытию исполнительской индивидуальности через систему занятий включает в себя два этапа.

Первый этап – первый год обучения является основным и важным, здесь закладываются основы и база для дальнейшего обучения. На этом этапе преподаватель должен «влюбить в себя ученика», чтобы первой мотивацией к занятиям была встреча с любимым учителем и интересным уроком.

Начинается работа с проведения диагностики, где преподаватель в практической учебной деятельности (на уроках) определяет способности детей и выявляет одаренных обучающихся, обладающих потенциальной или скрытой одаренностью.

Основные музыкальные способности, которые дают потенциал для дальнейшего развития:

Эмоциональный отклик на музыку – способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения;

Способность к творческому восприятию музыки;

Музыкальный слух – способность вслушиваться, сравнивать оценивать наиболее яркие средства музыкальной выразительности;

Ладовое чувство – способность чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения;

Чувство ритма – способность активно-двигательного переживания музыки, ощущение его воспроизведения.

Тестовые задания проходят в игровой форме, т.к. юному детскому возрасту свойственно игровое восприятие окружающего мира - основной вид деятельности для этого возраста игра. Здесь широко и активно используются дидактические материалы и пособия с элементами игры. Целью применения музыкально-дидактических игр и пособий является развитие музыкальных способностей юного музыканта, освоение нового материала в игровой форме, закрепление и проверка полученных ранее знаний.

Для проверки и развития чувства ритма используются русские ложки, шумовые ударные инструменты. Они вносят новые краски в музыкальную палитру урока. Детям очень нравятся эти ритмические упражнения (пропеть попевочку, слова исполняемой песенки-пьесы и простучать ее ритмический рисунок). В зависимости от характера пьесы – анализируем название пьесы (образ), темп, характер - учащийся сам выбирает инструмент для ритмического упражнения (треугольник, ложки, бубен, рубель). В этом проявляется эмоциональный отклик на музыку. Способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения может быть выражено в рисунках обучающегося к заданным пьесам.

Ложки используются и в изучении темы «длительности нот». Имея достаточное их количество, выкладываем (в дополнение к работе в тетради) с учениками длительности: «восьмую», «шестнадцатые», «четверти», различные ритмические рисунки.

С помощью карточек с яркими картинками лада «мажор», «минор» обучающийся показывает способность ладового чувства (преподаватель исполняет мелодию, ученик поднимает нужную карточку). Различные карточки используются и в дальнейшем обучении (нотная грамота, порядок появления диезов, бемолей, длительности нот). Ученики особенно любят задание «Исправь ошибку» (преподаватель, выкладывая карточки, сознательно допускает неточность, учащийся ее находит и исправляет).

Хочется отметить еще очень важный момент в обучении маленьких первоклассников. Для бывшего выпускника детского сада новым является само слово «урок» и, конечно, продолжительность урока - 40 минут. Темперамент у учащихся разный – кто-то более усидчив и восприимчив к информации, а у кого-то утомляемость наступает уже в середине урока, тем более что дети младшего школьного возраста обладают рабочим вниманием только 15-20 минут. К тому же, обучение игре на инструменте требует контроля за определенной правильной посадкой, положением игрового аппарата, что является непонятным для учащегося, а в начале обучения непривычным для его рук, ног. Чтобы снять физическую утомляемость, преподаватель в своих педагогических технологиях должен применять здоровьесберегающие технологии, т.е. знать упражнения для отдыха позвоночника, рук, пальчиков, глаз. И эти упражнения для детей младшего школьного возраста, опять же, могут быть в игровой форме. Например, для зарядки пальчиков могут использоваться пальчиковые игры с куклами «на пальчиках».

Преподаватель вместе с учеником надевает на пальцы рук «куколок», и безликие упражнения превращаются в маленький спектакль («Рыбки», «Кто пошел в лес», «Цветки» и др.). Упражнения направлены на освобождение, снятие усталости рук, на тренировку самостоятельности каждого пальчика.

Занятия на музыкальном инструменте требуют не только тренинга в освоении этого инструмента, но и диалога на уроке, произношения нот, пропевания слов исполняемых первых пьес. Не все дети открыты и артистичны, многие стесняются это делать или поют очень тихо. Здесь преподаватель может найти выход в использовании персонажей (кукол) кукольного театра. Ученик надевает на руку куклу и поет уже не он, а «кукла Варвара». Как правило, это увлекает юных музыкантов, они забывают про свою неуверенность, постепенно раскрепощаются.

Приемом проверки задания и стимулом к его выполнению тоже служат куклы. Второй персонаж, используемый на уроке - это кукла «Ивашка». Дети знают, что он очень любопытный, большой проказник, и не все у него получается. Когда «Ивашка» «слушает» их игру, они стараются быть лучше него, т.е. сыграть, пропеть, сосчитать без ошибок. Тут уже преподаватель выступает в роли «Ивашки», надев куклу на руку.

На протяжении первого года учебы для развития музыкальной памяти и закрепления приобретенных начальных навыков игры на инструменте применяется метод обучения - возвращения к пройденному: урок начинается с повторения накопленного репертуара. Для наглядности объема репертуара (сколько выучено пьес) у каждого первоклассника есть «Музыкальная шкатулочка», куда сам ученик вкладывает листочек с названием выученной пьесы. В произвольном порядке достаем листочки с названиями пьес и проигрываем их.

Первые исполняемые пьесы всегда имеют доступное образное название: «Зайчик», «Как под горкой, под горой», «Паровоз», «Грибы» и т.д. Это позволяет фантазировать и при их повторении создавать маленький музыкальный рассказ, каждый раз разный, чередуя пьесы в произвольном порядке (Сидел под горкой зайчик, вдруг увидел паровоз и захотел поехать за грибами). Желание услышать и поучаствовать в придумке нового рассказа, стимулирует ученика не забывать выученный материал, постоянно повторять его в домашних занятиях.

Дидактические пособия и дидактические игры позволяют сделать учебный материал увлекательным, а также создать радостное рабочее настроение. Ученик, который занят игрой, может не замечать того, что он учится, хотя то и дело сталкивается с заданиями, которые в той или иной степени требуют от него мыслительной деятельности.

Также первый этап обучения должен быть наполнен музыкой извне, происходит накопление музыкальных впечатлений – преподаватель много исполняет сам на инструменте, использует на уроках видео и аудио записи. Ученик посещает концерты, слушая разные инструменты, рассуждает о музыке, сравнивает. У него формируются свои предпочтения, свое музыкальное мнение. Закрепляется полученная информация через форму опроса «кроссворд», «ребус», «загадки».

На первом этапе решается основная задача – овладение начальными умениями и навыками игры на инструменте. Это кропотливая работа преподавателя и ученика, неоценимый вклад в последующие годы обучения. Здесь очень важно соблюдать принцип систематичности и последовательности: « Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, идет непрерывный процесс поддержки и развития способностей у детей» .

Очень большая роль на этом этапе отводится освоению правильной посадки с инструментом, постановке игрового аппарата, красивому, мягкому звукоизвлечению.

Правильная постановка исполнительского аппарата домриста имеет огромное значение, так как дальнейшая перспектива развития и творческое становление профессионального музыканта во многом зависит от этого фактора. Наибольшего технического уровня музыкант может достигнуть только при абсолютной свободе и естественности исполнительского аппарата, при устранении излишних физических усилий.

Правильная постановка должна обеспечить постепенное приспособление рук и всего организма ученика к инструменту, к условиям и требованиям игры, выполнению все более сложных движений, необходимых для решения технических и художественных задач.

Уже по результатам этих занятий определяется будущий исполнительский потенциал обучающегося, его технические задатки, возможности технического роста, его трудоспособность.

Стиль преподавания с начинающим маленьким музыкантом должен быть творчески-активным. При этом обязательно учитываются как общие особенности детской психики, свойственной данному возрасту ученика, так и его индивидуальные черты. Общий план урока составляется из разнообразных заданий, которые позволяют переключать внимание ребенка, не давая ему отвлекаться. План урока может иметь такую структуру:

2-3 мин. – общая беседа, подготовка к занятию, создание благоприятной психологической атмосферы, настройка инструмента;

10-12 мин. – игра упражнений, пройденных пьес, проверка домашнего задания;

10-12 мин. – изучение нового материала (новые приемы игры, материал по теории, новые упражнения);

2-3 мин. - разминка, упражнения для рук, кистей, корпуса;

12-15 мин. - разбор новых пьес, обсуждение домашнего задания.

Обучение игре на инструменте для начинающего ученика – это уже захватывающее для него действие. Потому что это осязаемо, он видит инструмент, держит его, извлекает приятные звуки, слышит результат своего труда. Но все это требует подкрепления теоретическими знаниями – написания, названия нот, знания длительностей нот, ритмических фигур, знания многих специфических музыкальных терминов, понимания их значения, чтобы «разговаривать» на музыкальном языке. Здесь возникает сложность. Дети, как правило, редко задают встречные вопросы. После завершения занятия не пытаются поговорить на изученную тему, не пытаются сами применить полученные знания на практике. В результате познавательный интерес, потребность в новых знаниях и познавательная активность снижается, может пропасть интерес к занятиям.

Чтобы не сложилось такой ситуации, у обучающегося в процессе занятий должна развиваться осознанная мотивация к обучению.

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают ее границы и формы деятельности, придают ей направленность, ориентированную на достижение определенных целей.

Учитывая выводы психологов о том, что результаты деятельности человека на 20-30% зависят от интеллекта человека и на 70-80% от мотивов (В.И. Мясищев), происходит переход от педагогики мероприятий к педагогике мотивов как к энергетическому фундаменту педагогического воздействия.

Если в первые месяцы обучения мотивацией является сама встреча с учителем, то ближе к концу первого года обучения, мотивацией должен являться результат занятий: «умею – играю – выступаю - хочу учиться», т.к. результатом умений в музыке является публичное выступление. Первые площадки для выступления первоклассников - это: классное родительское собрание, конкурсы, организованные преподавателем среди учащихся класса, выступления на уроке для мамы (приглашаются родители), и, конечно, традиционный концерт обучающихся первого класса для родителей «Первые шаги».

Учебная, внеурочная деятельность преподавателя и обучающегося должна обязательно находиться в единой системе сотрудничества с родителями ученика.

Результативность работы с «одаренными детьми» во многом зависит от семьи. Именно семья оказывает значительную помощь школе в воспитании у ребёнка увлечения музыкой и подготавливает почву для его формирования. «Хорошие родители важнее хороших педагогов», - говорил Г.Г. Нейгауз, имея в виду, что самые лучшие педагоги будут бессильны, если родители равнодушны к музыке и музыкальному воспитанию своих детей. Очень важно, когда в семье царит интеллигентная, благоприятная атмосфера, когда родители принимают активное участие в делах своего ребенка, поддерживают его в неудачах и радуются успехам, а также создают условия для познавательной деятельности (вместе читают, ходят на выставки, в музеи, в театр, на концерты). Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача педагога – поддержать и развить его способности.

По итогам первого этапа - первого года обучения преподаватель видит уровень развития способностей своих начинающих учеников, их уровень владения инструментом. Он может прогнозировать дальнейший результат работы с яркими, одаренными детьми, он должен иметь на будущее план индивидуальной работы с такими обучающимися.

Второй этап начинается со второго года обучения и длится до окончания всего курса (пятилетнее, семилетнее, восьмилетнее обучение). Здесь на первый план сразу выходит накопление и развитие исполнительских навыков владения инструментом. Много времени уделяется техническому развитию (гаммы, этюды), качественному звукоизвлечению, динамической свободе, работе над художественным образом, исполнению различных штрихов, кантилене, аккордовой технике. Исполняемый репертуар усложняется. У одаренных обучающихся он становится на класс - два выше. Обучающийся накапливает опыт концертных выступлений, учится эстрадному мастерству.

У каждого обучающегося вырабатывается своя система домашних занятий. Некоторые приходят заниматься вечером в школу (когда свободны классы), кто-то распределяет работу домашнего задания по дням, кто-то выполняет задание целиком, а в оставшиеся до урока дни закрепляет его. Обучающиеся помнят требование преподавателя: «Надо постоянно двигаться вперед! Если не успеваешь сделать все задание, то выполни хотя бы один пункт, но качественно». Индивидуальная система занятий предусматривает и позволяет это.

Сложная исполняемая программа, умение держаться на сцене, собраться для выступления позволяют обучающемуся начать конкурсную деятельность. Это для него интересно, т.к. является новой областью применения умений и навыков.

Как правило, подготовка к конкурсу уже дает мотивацию для занятий. Учащийся готов заниматься сверх положенного времени, изучать дополнительную литературу, стараться получить ожидаемый результат, сразу возрастает интенсивность и эффективность домашней подготовки. Положительный результат участия в конкурсе является стимулом для дальнейшей конкурсной и учебной деятельности. Получается «замкнутый круг»: мотивация – работа – результат, который является мотивацией для продолжения работы.

Одной из дополнительных возможностей развития мотивации к обучению и раскрытия творческих способностей одаренных обучающихся являются занятия коллективным музицированием.

Под «коллективным музицированием» понимаются занятия с группой музыкантов в ансамбле, оркестре, хоре. В данном случае - это занятия в ансамбле русских народных инструментов.

Занимаясь в творческом коллективе, ансамблист делит ответственность с другими участниками, происходит высвобождение его творческих ресурсов и осуществляется менее эмоционально-затратный рост учащегося, что мотивирует его для дальнейших занятий.

Занятия коллективным музицированием включают в себя целый комплекс важных моментов обучения и развития ребенка: воспитывают внимание, наблюдательность, инициативу, эмоциональную отзывчивость, артистические навыки. Юные музыканты учатся искусству общения, применяют навыки, полученные в специальном классе.

Эта форма работы является очень интересной, увлекательной для учеников и преподавателей, она, несомненно, раскрывает творческий потенциал участников коллектива. Заметна тенденция – в каждом коллективе проявляются дети, которые становятся сольными исполнителями и активно участвуют в конкурсной и внеурочной деятельности.

По мере взросления и развития своих способностей, одаренный ученик приобретает свою музыкальную индивидуальность. Здесь проявляется принцип музыкальной педагогики - гармоничность музыкально-художественного и технического развития.

На данном этапе перед администрацией ДШИ стоит задача создать дополнительные условия для встреч и обмена опытом между юными музыкантами, общения одаренных обучающихся с выдающимися педагогами и исполнителями современности, приобретения новых знаний и исполнительских навыков для активного творческого развития.

Мастер-классы преподавателей Высокой школы - это практическая помощь в овладении возможностями инструмента со стороны известных музыкантов. Возможность активного творчества, сотворчества, предпрофессиональной подготовки, расширение круга общения, новых знакомств, социализация в профильном сообществе, создание условий для накопления багажа профильных знаний, укрепление мотивации к занятиям на инструменте.

Работая с одаренными детьми, преподаватель должен всегда видеть перспективу их развития и стремиться к ней. Успех юного музыканта на всех этапах обучения зависит не только от его трудолюбия и одаренности, но и от последовательности задач, которые перед ним ставятся.

Особенностью обобщения педагогического опыта преподавателя Черняевой Л.Л. «Развитие и поддержка творческих способностей одаренных обучающихся через интерактивные формы обучения» является возможность его дополнения и обогащения. В частности, в вопросах совершенствования методов и приёмов развития творческих способностей одарённых обучающихся.

Раздел III. Результативность опыта

Критерием результативности опыта преподавателя является развитие творческих способностей, раскрытие исполнительской индивидуальности одаренных обучающихся.

Это подтверждают результаты:

Конкурсная деятельность сольно и в составе ансамблей;

Занятия с мастерами Высокого уровня;

Активная концертная деятельность.

Худякова Евгения в 2010 году Управлением образования за профессиональные успехи и отличную учебу награждена экскурсионной поездкой в Санкт-Петербург. В 2015 году включена в банк данных «Одаренные дети» Ненецкого автономного округа в номинации «Творчество».

Жуков Сергей в 2014 году награжден грамотой директора ГБУ НАО Е.В. Парсуковой за преданность искусству, любовь к творчеству, высокие достижения в творческой деятельности. По итогам 2014, 2015 года включен в банк данных «Одаренные дети НАО» в номинации «Творчество»

Акимова Полина в 2015 году включена в банк данных «Одаренные дети» Ненецкого автономного округа в номинации «Творчество».

Результаты выездных конкурсов Всероссийского, Международного уровней.

Сольные выступления.

Дата

Название конкурса

Обучающийся, результат

13-19.04. 2008 г.

г. Архангельск XII Областной конкурс исполнителей на народных инструментах

Худякова Евгения –

лауреат II степени

04-08.11.2008 г.

г. Санкт-Петербург III Международный конкурс исполнителей инструментальной музыки «Серебряный камертон»

Худякова Евгения –

победитель

27-31.01. 2010 г.

г. Великий Устюг Всероссийский конкурс- фестиваль

«В гостях у сказки»

Худякова Евгения –

победитель

15-20.02. 2011 г.

г. Архангельск. XIII Областной открытый конкурс исполнителей на народных инструментах среди учащихся детских музыкальных школ и детских школ искусств

Худякова Евгения –

победитель

16-21.11. 2011 г.

г.Санкт - Петербург XII Международный конкурс – фестиваль «Праздник детства»

Худякова Евгения –

лауреат II степени

г. Архангельск. XIV Областной открытый конкурс исполнителей на народных инструментах среди учащихся детских музыкальных школ и детских школ искусств

Жуков Сергей –

лауреат II степени

05 -08.02.2015 г.

г. Великий Устюг. Международный конкурс-фестиваль детского и юношеского творчества

«В гостях у сказки»

Жуков Сергей – дипломант I степени

Сольные выступления.

Дата

Название конкурса

Обучающийся, результат

17-18.03.2008

Окружной конкурс исполнителей на народных инструментах в рамках XII Областного конкурса исполнителей на народных инструментах

Худякова Евгения –

лауреат II степени

18-19.01.2011 г.

Окружной конкурс исполнителей на народных инструментах в рамках XIII Областного конкурса исполнителей на народных инструментах

Худякова Евгения –

победитель

19.01.2013 г.

«В гостях у сказки»

Парилова Даша –

лауреат IIстепени

Жуков Сергей –

лауреат III степени

Остальцева Ксения – лауреат II степени

26-27.04.2013 г.

Окружной эстрадно-джазовый конкурс

Парилова Даша –

лауреат III степени

Жуков Сергей –

дипломант

июнь 2013 г.

Региональный конкурс

«Молодые дарования НАО» в рамках Всероссийского конкурса

«Молодые дарования России»

Худякова Евгения – победитель в номинации «Музыкальное искусство».

17-18.01.2014 г.

Региональный конкурс-фестиваль детского творчества

«В гостях у сказки»

Акимова Полина – диплом участника конкурса-фестиваля

05-06.02.2014 г.

Региональный конкурс исполнителей на народных инструментах в рамках XIV Областного открытого конкурса исполнителей на народных инструментах среди учащихся детских музыкальных школ и детских школ искусств

Жуков Сергей –

лауреат II степени

21-22.01.2015 г.

Региональный конкурс-фестиваль детского и юношеского творчества

«В гостях у сказки»

Акимова Полина – лауреат 3 степени,

Худякова Евгения -

Гран-при

04-05.03.2015г.

Региональный эстрадно-джазовый конкурс

Худякова Евгения – лауреат Iстепени, Парилова Даша

лауреат II степени

март 2015г.

Региональный фестиваль самодеятельного молодежного творчества «Молодежная весна»

Худякова Евгения – диплом лауреата

II степени

17-18.04.2015 г.

«Живые, пойте о нас»,

посвященный 70-летию Победы

Акимова Полина – диплом фестиваля

2015 г.

Окружной молодежный фестиваль современного искусства «Кадушка

Худякова Евгения – диплом фестиваля

Результаты конкурсов регионального уровня.

Выступления в составе ансамблей.

Дата

Название конкурса

Обучающийся, результат

24.05.2013 г.

Окружной этно-фестиваль

«Картинки из глубинки»

диплом фестиваля

20-23.09.2014 г.

II Окружной фестиваль рукотворной куклы, в рамках Межрегионального фестиваля театрального творчества «Аргиш надежды»

Жуков Сергей, Парилова Даша в составе ансамбля ложкарей «Сказочка» - диплом фестиваля

21-22.01.2015 г.

Региональный конкурс-фестиваль детского и юношеского творчества

«В гостях у сказки»

ансамбль Худякова Евгения - Ладес Анастасия –

лауреат 1 степени

17-18.04.2015 г.

Региональный фестиваль инструментального, вокального и художественного творчества

«Живые, пойте о нас», посвященный 70-летию Победы

ансамбль Худякова Евгения-Ладес Анастасия – диплом фестиваля

Результаты дистанционных конкурсов Всероссийского, Международного уровней.

Дата

Название конкурса

Обучающийся, результат

январь-февраль 2014 г

V Всероссийский творческий конкурс «Талантоха»

Жуков Сергей – победитель – III место

31.03.2014 г.

Международный детский и юношеский интернет- конкурс «Зимняя карусель»

Жуков Сергей – дипломант I степени

30.11.2014 г.

VIII Международный интернет-конкурс «Души прекрасные порывы»

Худякова Евгения –

победитель

20.02.2015 г.

Ежегодный Международный фестиваль-конкурс «Хрустальное сердце мира»

Акимова Полина - дипломант I степени

23.03.2015 г.

Худякова Евгения – победитель I степени

30.03.2015 г.

Всероссийский постоянно действующий конкурс для детей «Детства волшебное царство»

ансамбль

Худякова Евгения –

Ладес Анастасия победитель III степени

март 2015 г.

XIII Всероссийский творческий конкурс «Талантоха»

ансамбль

Худякова Евгения –

Ладес Анастасия победители I степени

8. Мастер-класс профессора Академии музыки имени Гнесиных Вячеслава Павловича Круглова, г. Нарьян-Мар

Худякова Евгения

14.04.2008 г.

Худякова Евгения

06.11.2008 г

Мастер-класс профессора Академии музыки имени Гнесиных Вячеслава Павловича Круглова,

Г. Санкт-Петербург

Худякова Евгения

27.01.2010 г.

Мастер-класс преподавателя высшей квалификационной категории музыкального колледжа города Архангельска Людмилы Васильевны Масловой, г. Архангельск

Худякова Евгения

16.02.2011 г.

Мастер-класс преподавателя высшей квалификационной категории музыкального колледжа города Архангельска Людмилы Васильевны Масловой, г. Архангельск

Худякова Евгения

02.06.2013 г.

Мастер-класс преподавателя высшей квалификационной категории ГБОУ ДОД города Москвы «Детская школа искусств имени М.А. Балакирева

Павла Михайловича Гущенкова,

Г. Нарьян-Мар

Жуков Сергей

26.03.2014 г.

Мастер-класс преподавателя высшей квалификационной категории музыкального колледжа города Архангельска Людмилы Васильевны Масловой, г. Архангельск.

Жуков Сергей

22.10. 2015 г.

Акимова Полина

23.10. 2015 г.

Мастер-класс преподавателя высшей квалификационной категории музыкального колледжа города Архангельска Людмилы Васильевны Масловой. г. Нарьян-Мар

Жуков Сергей

24.10. 2015 г.

Мастер-класс преподавателя высшей квалификационной категории музыкального колледжа города Архангельска Людмилы Васильевны Масловой, г. Нарьян-Мар

Худякова Евгения

2008 год – 2%; 2009 год – 4%; 2010 год – 8%; 2011 год – 11%; 2012 год – 15 %;

2013 год – 17 %; 2014 год -19%; 2015 год -24%.

Библиографический список

1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс] : Указ президента РФ № Пр.-271,2010. - Режим доступа docs.cntd.ru/document/9002210953

2. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов [Электронный ресурс] : Медведев Д.А., 2012. - Режим доступа http://dopedu.ru/attachments/article/237

3. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон, 2012. - Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law140174/

4. План мероприятий («дорожная карта») / Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки в Ненецком автономном округе [Электронный ресурс] : Постановление Администрации НАО от 30.04.2013 № 162-п. – Режим доступа http://www.zrnao.ru/assets/files/Ukazy/2014/tipplandorkartobrazovanie

5. Комплекс мер по реализации стратегии действий в интересах детей в Ненецком автономном округе на 2012-2018 годы [Электронный ресурс] : Постановление Администрации НАО от 28.09.2013 № 286-п. – Режим доступа http://www.worklib.ru/law/856054/

6. Государственная программа Ненецкого автономного округа / Развитие образования в Ненецком автономном округе [Электронный ресурс] : Постановление Администрации НАО от 13.11.2013г № 411-П. – Режим доступа http://docs.cntd.ru/document/494310480

7. Об образовании в Ненецком автономном округе/ закон Ненецкого автономного округа

[Электронный ресурс] : Постановление Администрации НАО от 16.04.2014 № 12-ОЗ. – Режим доступа adm-nao.ru/media/acts/2014/04/17 закон_12-оз.doc

8.Асафьев Б. В., О музыкально-творческих навыках у детей. //Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании /Б.В. Асафьев. – Ленинград, 1973.

9.Баренбойм Л.А. Об основных тенденциях музыкальной педагогики 20 века Л.А. Баренбойм //Музыкальная педагогика и исполнительство. – Ленинград, 1974.

10.Кабалевский Д.Б., Воспитание ума и сердца/ Д.Б.Кабалевский. - Москва: Просвещение,1984.

11.Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей: популярное пособие для родителей и педагогов/ М.А. Михайлов. – Ярославль, 1997.

12. Сугоняева Е.Э. Музыкальные занятия с малышами/ Е.Э. Сугоняева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

13.Теплов Б.М., Психологические вопросы художественного воспитания / Б.М. Теплов. - Москва: Известия АПН РСФСР, 1961.

14. Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству/ Е.И. Юдина. - Москва: Аквариум, 1997.