Анализ литературной сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка "Сказочка про Козявочку"

Цели урока:

    Познакомить с особенностями сказок Д.Н.Мамина-Сибиряка.

    Развитие умений анализировать произведения, навыки выразительного, осознанного чтения.

    Воспитывать положительные жизненные позиции, веру в лучшее, добро.

Оборудование: портрет Д.Н.Мамина-Сибиряка, выставка книг, схема анализа литературной сказки.

Литература: Сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка.

Ход урока

1. Создание ситуации успеха.

2. Ориентировочно-мотивационный этап-10 минут.

Задание 1.

Путешествуя в мир сказок, мы познакомились с русским народными и литературными сказками.

– В чем их сходство и чем они различаются?

Задание 2.

– С какими литературными сказками мы познакомились и кто их автор?

– Расскажите о творчестве писателя-сказочника П.П.Ершова.

3. Операционально-исполнительский этап – 30 минут.

Постановка проблемы.

– В жанре литературной сказки работали многие писатели и поэты. Одним из таких мастеров слова, является Д.Н.Мамин-Сибиряк. Начал работать он в этом жанре не случайно. Его заставила жизнь. В 1892 году у писателя умирает жена. И он остается с больной дочкой на руках. Девочку ждала трудная судьба: мама умерла, отец немолод, а серьезная болезнь мешала рассчитывать на благополучный удел. Отцу предстояло подготовить дочку к жизни, к ее суровым сторонам, а главное– научить ребенка любить жизнь.

Какие же сказки создал писатель? Про кого они? Какова тема сказок?

Сегодня на уроке нам это предстоит выяснить, и сделать вывод, в чем же заключается особенность сказок Д.Н.Мамина-Сибиряка.

Конечно же, чтобы иметь полное представление о его сказках необходимо прочитать несколько прекрасных сказок Д.Н.Мамина-Сибиряка.

Поэтому, чтобы работа была плодотворной, деятельность организуем в группах. Каждой группе будет дана сказка и схема анализа.

Задание (групповая работа)

Проанализировать “Сказочку про Козявочку” – 1 группа

Анализ “Сказки про Воробья Воробеича” – 2 группа

Анализ “Сказки про Комара Комаровича” – 3 группа

Анализ “Сказки про храброго зайца” – 4группа

Анализ сказки “Серая шейка” – 5 группа

Выступление творческой группы

Задание 1

– Что же составляет сюжет сказки?

Основу сюжета сказки составляет рождение Козявочки и ее столкновение с препятствиями, опасностями (шмель, червячок, лягушки). Финал сказки – смерть Козявочки, засыпание до следующей весны.

Задание 2

  • Какова композиция сказки?

Сказка состоит из трех частей:

1 – рождение Козявочки и ее взгляд на мир в этот момент.

2 – изменение мировоззрения Козявочки из-за произошедших с ней событий.

3 – конец жизни Козявочки. Анализ событий, произошедших с нею в жизни.

Задание 3

  • Есть ли волшебные явления, предметы?

Волшебством является то, что все животные разговаривают.

Задание 4

  • Дайте характеристику героям сказки.

Козявочка (мелкое насекомое). Сначала легкомысленна, но по ходу сюжета сказки встречается с некоторыми препятствиями, которые меняют ее характер – заставляют приспосабливаться к жизни, привыкать к трудностям, успешно преодолевать их.

Цветочек – добрый, помогает Козявочке при рождении, накормил ее.

Шмель – сердитый, грозный, грубый, первый отрицательный герой, с которым столкнулась Козявочка.

Червячок – серьезный, строгий, считающий, что все принадлежит ему: и травка, и цветочки.

Другие козявочки – легкомысленные, как и Козявочка.

Воробьи, рыбки, лягушки показаны в сказке как враги, препятствующие жизни Козявочек.

Задание 5

  • Какова же тема сказки?

Невозможно переделать мир, невозможно изменить себя и свое отношение к окружающему ради своего же блага. Не нужно злиться на мир, стоит реально оценивать свои возможности и надеяться на лучшее, свято верить в справедливость, добро.

Задание 6

  • Расскажите о художественных особенностях сказки.

– наличие глаголов в начале предложения придают повествованию движение, быстроту действия: “Как родилась Козявочка…Расправила Козявочка свои крылышки, потерла тонкие ножки одна о другую, посмотрела кругом. Поиграла Козявочка, повеселилась и присела отдохнуть не болотную осоку”.

– наличие повторов в сказке:

Небо синее-синее; хорошо, хорошо! Добрый-то добрый.

– наличие разговорной лексики: – Ах ты, дрянная Козявка, убирайся вон!

– использование уменьшительно-ласкательных суффиксов: Козявочка, червячок, цветочек, солнышко, травка.

Задание 7

  • О чем узнают дети, прочитав сказку, раскройте познавательный момент.

Из сказки дети узнают о жизни насекомых, чем они питаются, о том, что насекомыми питаются птицы (воробей), земноводные и рыбы.

Задание 8

  • Чему учит детей эта сказка?

Ребенку предлагается взглянуть на мир глазами Козявочки, чтобы обрести истинное человеческое мировоззрение. Не все в мире просто, как кажется, иногда окружающее может показаться сложным и жестоким, но не стоит огорчаться – нужно лишь найти сой подход к каждой ситуации, подход, соответствующий нормам поведения, законам добра, справедливости.

(Аналогично отчитываются другие группы)

Самооценка

4. Рефлексивно-оценочный этап – 5 минут

Итак, какие же особенности имеют сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка?

1. Герои сказок – муха, Козявочка, комар, заяц – подчеркнуто малы, слабы, незаметны, но все действие наплавлено к их победе.

2. Основные темы сказок:

– Слабые одерживают верх над сильными.
– Незаметные обретают свое место в жизни.
– Невозможно переделать мир в угоду себе, но можно изменить себя и свое отношение к окружающему ради своего же блага.
– Сила духа важнее силы физической.

3. Действие, сюжеты строятся на забавных, веселых происшествиях.

4. Описание природы занимает незначительное место. Зарисовки кратки, но очень выразительны.

5. Сказки познавательны. Очеловечивание персонажей помогает ребенку живее и ярче представить ребенку характерные свойства животных, их жизнь.

6. Художественные особенности: наличие глаголов в начале предложения придают повествованию особый ритм, динамику, наличие повторов, разговорной лексики.

Вывод: Сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка – своеобразный способ разговора взрослого с ребенком о жизненно-важных вещах. Ребенку предлагается взглянуть на мир глазами козявочки, мухи, собаки, утки, чтобы обрести истинно человеческое мировоззрение.

Самооценка.

  • Задание на дом.

Приготовить занимательный материал по сказкам Д.Н.Мамина-Сибиряка.

Произведения Г. Х. Андерсена уже давно включены в школьную программу и обычно читаются детьми с большим удовольствием. В этой статье мы рассмотрим анализ и краткое содержание сказки «Свинопас» для читательского дневника.

О произведении

Литературная сказка «Свинопас» впервые была опубликована в 1841 году в сборнике произведений Андерсена. Произведение быстро приобрело популярность и была даже адаптирована для театральных постановок.

Считается, что произведение было полностью сочинено самим Андерсеном, однако, в нем есть множество фольклорных мотивов. Так, очень популярным среди народных сказаний был мотив наказания гордым принцем. Он присутствует в одной из где король маскируется, сватаясь к заносчивой принцессе. Однако в отличие от фольклорных сюжетов, которые традиционно заканчиваются хорошо, сказка Андерсена менее сентиментальна.

Краткое содержание: «Свинопас» (для читательского дневника)

Главный - бедный принц, который правит небольшим королевством. Он решает взять в жены дочь императора. Принц отправляет в подарок возлюбленной соловья и чудесную розу с прекрасным ароматом. Однако не приняла подарков, потому что они оказались живыми, а не сделанные руками человека.

Сказка Андерсена имеет ярко выраженную поучительную направленность, и подтверждением этому может служить краткое содержание («Свинопас»). Для читательского дневника можно еще немного сократить представленный здесь текст и не вдаваться в подробные описания подарков.

Принц решает пойти на службу к императору в качестве свинопаса. Он изобретает горшочек, который играет мелодию и показывает, кто что готовит, и трещотку, способную воспроизвести все польки и танцы на свете. Эти вещи привлекают внимание принцессы, и принц продает их ей за поцелуй.

Андерсен показывает, как жестоко может быть наказана гордыня и высокомерие. Подтверждение этому можно найти, прочитав краткое содержание («Свинопас») для читательского дневника.

Итак, принцесса целует принца и в этот момент их застает император. Он в гневе изгоняет обоих со своих земель. Принцесса принялась рыдать в горе. Принц же тем временем переоделся и сказал рыдающе девушке, что презирает ее, потому что та не согласилась стать женой честного человека, но за простые безделушки согласилась целовать свинопаса.

Тема и идея сказки

Теперь мы может говорить об основных теме и идее сказки, и в этом нам поможет изложенное выше краткое содержание («Свинопас»). Для читательского дневника также рекомендуется написать об этом несколько слов.

Итак, основная тема произведения - безнадежная любовь. Главная проблема - социальной несправедливости, любовь по расчету, замена истинного чувства искусственным.

Идея сказки заключается в том, что нельзя судить о людях по их благосостоянию и социальному статусу.

24 декабря, дом советника медицины Штальбаума. Все готовятся к Рождеству, а дети - Фриц и Мари - строят догадки, что же на этот раз им преподнесет в подарок выдумщик и искусник крестный, старший советник суда Дроссельмейер, часто чинивший часы в доме Штальбаумов. Мари мечтала про сад и озеро с лебедями, а Фриц заявил, что ему больше нравятся подарки родителей, которыми можно играть (игрушки крестного обычно держали подальше от детей, чтобы те не сломали) , а сделать целый сад крестному не под силу.

Вечером детей впустили к красавице-елке, возле и на которой были подарки: новые куклы, платья, гусары и пр. Крестный сделал чудесный замок, однако танцующие в нем кукли выполняли одни и те же движения, да и внутрь замка нельзя было попасть, поэтому чудо техники быстро надоело детям - только мать заинтересовалась сложным механизмом. Когда все подарки разобрали, Мари увидела Щелкунчика. Уродливая внешне кукла показалась девочке очень милой. Фриц быстро выломал Щелкунчику пару зубов, пытаясь расколоть твердые орехи, и игрушку стала опекать Мари. На ночь дети убрали игрушки в стеклянный шкаф. Мари задержалась у шкафа, размещая своего подопечного со всеми удобствами, и стала участницей битвы мышиного семиголового короля и армии кукол под предводительством Щелкунчика. Кукли сдались под натиском мышей, и когда мышиный король уже подобрался к Щелкунчику, Мари бросила в него своей туфелькой…Очнулась девочка в кровати с локтем, порезанным разбитым стеклом шкафа. Никто не поверил ее рассказу о ночном происшествии. Крестный принес отремонтированного Щелкунчика и рассказал сказу о твердом орехе: у короля и королевы родилась прекрасная принцесса Пирлипат, но королева Мышильда, мстя за родственников, убитых мышеловками придворного часовщика Дроссельмейера (они сожрали сало, предназначенное для королевских колбас) , превратила красавицу в уродца. Успокоить ее теперь могло только щелканье орехов. Дроссельмейер под страхом смертной казни с помощью придворного звездочета вычислил гороскоп принцессы - вернуть красоту ей поможет орех Кракатук, расколотый юношей особенным методом. Король отправил Дроссельмейера и звездочета на поиски спасения; и орех, и юноша (племянник часовщика) были найдены у брата Дроссельмейера в его родном городе. Много принцев сломали зубы о Кракатук, и когда король пообещал выдать дочь замуж за спасителя, вперед вышел племянник. Он расколол орех и принцесса, сьев его, стала красавицей, но юноша не смог выполнить весь обряд, потому что Мышильда бросилась ему под ноги… Мышь погибла, но парень превратился в Щелкунчика. Король выгнал Дроссельмайера, его племянника и звездочета. Однако последний предсказал, что Щелкунчик будет принцем и уродство исчезнет, если он победит мышиного короля и его полюбит прекрасная девушка. Через неделю Мари выздоровела и стала укорять Дроссельмейера в том, что он не помог Щелкунчику. Тот ответил, что лишь она может помочь, потому что правит светлым царством. Мышиный король повадился вымогать у Мари ее сласти взамен за безопасность Щелкунчика. Родители встревожились тем, что завелись мыши. Когда он потребовал ее книжки и платья, она взяла на руки Щелкунчика и зарыдала - она готова отдать все, но когда ничего не останется, мышиный король захочет загрызть ее саму. Щелкунчик ожил и обещал позаботиться обо всем, если добудет саблю - с этим помог Фриц, недавно отправивший в отставку полковника (и наказавший гусар для трусость во время боя) . Ночью Щелкунчик пришел к Мари с окровавленной саблей, свечой и 7 золотыми коронами. Отдам трофеи девочке, он повел ее в свое царство - Страну Сказок, куда попали через отцовскую лисью шубу. Помогая сестрам Щелкунчика по хозяйству, предложив растолочь в золотой ступке карамель, Мари вдруг проснулась в своей кровати. Конечно, никто из взрослых не поверил ее рассказу. Про короны Дроссельмайер сказал, что это его подарок Мари на ее двухлетие и отказался признать Щелкунчика своим племянником (игрушка стояла на своем месте в шкафу


Вы заглянули в категорию сайта Русские народные сказки . Здесь вы найдёте полный список русских сказок из русского фольклора. Давно известные и горячо любимые персонажи народных сказок встретят здесь вас с радостью, и в который раз расскажут вам о своих интересных и занимательных приключениях.

Русские народные сказки делятся на такие группы:

Сказки о животных;

Волшебные сказки;

Бытовые сказки.

Герои народных сказок русских часто представлены в лице животных. Так волк всегда отображал жадного и злого, лиса хитрого и смекалистого, медведь сильного и доброго, а заяц слабого и трусливого человека. Но мораль этих историй заключалась в том, что не стоит вешать ярмо даже на самого злого героя, ведь всегда может встретиться трусливый заяц, который сможет обхитрить лису и победить волка.

Include("content.html"); ?>

Русская народная сказка играет и воспитательную роль. Добро и зло чётко разграничено и даёт чёткий ответ на конкретную ситуацию. Например, Колобок, который убежал из дома, считал себя самостоятельным и храбрым, но на пути у него попалась хитрая лисица. Ребёнок, даже самый маленький, сделает для себя вывод, что ведь на месте колобка мог бы оказаться и он.

Русская народная сказка подойдёт даже для самых маленьких деток. И по мере взросления ребёнка всегда найдётся подходящая поучительная русская сказка, которая сможет дать подсказку или даже ответ на вопрос, который ребёнок ещё не может решить сам.

Благодаря красоте русской речи русские народные сказки читать одно удовольствие. В них хранится и народная мудрость и лёгкий юмор, которые умело переплетаются в сюжете каждой сказки. Читать сказки детям очень полезно, так как это хорошо пополняет словарный запас ребёнка и помогает ему в дальнейшем правильно и чётко формировать свои мысли.

Нет сомнения, что русские сказки позволят окунуться и взрослым в мир детства и волшебных фантазий на много счастливых минут. Сказка на крыльях волшебной жар-птицы унесёт в воображаемый мир и не раз заставит оторваться от повседневных проблем. Все сказки представлены для ознакомления абсолютно бесплатно.

Русские народные сказки читать

Часть 1 / первая

ЗАЧИН

Не для кого не секрет, что русских народных сказок очень много, настолько много, что зачастую многие с трудом вспоминают название произведения – в памяти живут лишь запомнившиеся с детства известные фразы и выражения сказочных героев. Бывает и так, что хорошо и отчетливо помнится смысл сказки, её основная мысль, но с трудом вспоминаются действующие лица, то есть персонажи участвующие в сказке. Прочтение данной статьи поможет освежить в памяти призабытые со временем .

ПРЕАМБУЛА

В данном кратком обзоре русских народных сказок мы постараемся освежить в нашей памяти любимые и знакомые с детства сказки, которые мы слушали очень-очень давно. И вероятно, бегло ознакомившись с кратким описанием той или иной СКАЗКИ, нам вновь захочется её прочитать. Снова, как и прежде, насладиться незабываемым удивительным сказочным сюжетом, давно забытым, устаревшим, но красивым и непривычным для современности русским языком, с его простыми и удивительно притягательными словоформами в совокупности с неповторимым стилем русской народной сказки.
В данной статье приводится 025 сказок, которые сложил в далеком прошлом великий русский народ. А при возникновении желания можно всегда продолжить чтение на сайте , который таит в себе удивительное собрание большого наследия русского народа, заключенное в чудесный сборник сказок для детей и взрослых.

В связи с тем, что существует очень много различных пересказов, обработок, редакторских и других изменений в текстах народных русских сказок, в тексте данной статьи будут отмечены те авторы и источники, которые содержат приведенную в ниже информацию. И которая, отражает содержание литературных произведений конкретного сборника сказок, о котором упоминалось выше. Номера ("0хх" ) в текстах описаний указывают на порядковый номер сказки (главная страница первой части hyaenidae.narod.ru/story1/).

ОПИСАНИЯ СКАЗОК

"001" Сказка Арысь - поле из сборника «Народные русские сказки» Александра Николаевича Афанасьева, краткое описание:

Жила девочка со стариком отцом, он женился на злой ведьме. Ведьма невзлюбила свою падчерицу. Девушка (падчерица) женилась, родила ребенка. Ведьма превратила падчерицу в Арысь-поле - чудесное существо, загадочное лесное животное, выгнала в лес, на ее место поставила свою родную дочь. Родного маленького ребенка падчерицы (Арысь-поля) носили в лес, чтобы его кормила мать: Арысь-поле. Отец ребёнка про это узнал, выждал момент и сжег шкурку Арысь-поля, она стала прежней девушкой, рассказала обо всем мужу. За это ведьму и ее дочь наказали.

Байка про тетерева в обработке А.Н. Толстого "002" :

Сказка про то как тетерев хотел построить дом, но решил, что одну ночь можно и без дома переночевать.

Русская народная в обработке А.Н. Толстого, "003" сюжет:

Подавился петушок бобовым зёрнышком, курочка побежала за водой. Чтобы получить воды у речки и спасти петушка ей пришлось сбегать к дровосекам, калашникам (люди пекущие калачи), гребенщикам (люди изготовляющие гребни для волос), девушке и липке.

Известная фраза: "Петушок напился, и проскочило зернышко."

Волк и коза сказка из сборника Афанасьева Александра Николаевича «Русские детские сказки».

В лесу живет коза с детками - козлятками в избушке, ходит эта коза на работу, козлята одни остаются. Решил волк - бирюк съесть козлят, в результате живым остался всего один козлёнок. Все-таки козе - матери удалось вынуть из брюха волка съеденных козлят.

"004" Известная всем детям песенка из сказки: "Козлятушки, детушки, Отопритеся, отомкнитеся. Ваша мать пришла, Молока принесла; Бежит молочко по вымечку, Из вымечка на копытечко, С копытечка на сыру землю."

Ворона и рак сказка "005" из сборника Афанасьева А.Н. «Русские детские сказки», содержание:

Поймала ворона рака, рак ей льстил, хвалил, расхваливал. Ворона сглупила - каркнула и отпустила рака.

Старая и поучительная сказанная раком вороне фраза: "Да все же хоть они и хорошие люди, а тебе не ровня. Мне сдается, что разумнее тебя никого нет на свете."

Сказка Гуси - лебеди обработал А.Н. Толстой, "006" краткое содержание:

Родители оставили девочку приглядывать за младшим братцем и ушли на работу. Она не усмотрела за братом, и его унесли гуси-лебеди к бабе-яге. Девочка пошла вызволять брата, пришла к бабе-яге, начала у нее работать. В избушке на курьей ножке жила мышка, она посоветовала девочке поскорей забрать братца и убраться восвояси - не то их баба-яга съест. Девочка с братом убежали в сторону дома, в пути им помогли укрыться от погони гусей-лебедей: печка, яблоня и молочная река, кисельные берега.

Известные сказочные фразы и выражения: "Поешь моего ржаного пирожка.", "Поешь моего простого киселька.", "Поешь моего лесного яблочка."

Дочь и падчерица сказка "007" из сборника Александра Николаевича Афанасьева «Русские детские сказки».

Жила девушка, ее родной отец, и мачеха с дочерью Наташкой. Девушку - падчерицу отвезли в лес, чтобы она там работала, не отвлекалась. Девочка подружилась с мышкой. Ночью пришел медведь, заставил девочку играть в жмурки. Мышка девочке помогла выиграть у медведя стадо коней и воз серебра. Мачеха позавидовала богатству падчерицы, и отправила свою дочь тоже в лес, больше она свою дочь Наташку живой не видела, так как Наташка не подружилась с мышкой и проиграла свою жизнь медведю в жмурки.

Известные фразы и выражения: "Старикову дочь замуж отдадут, а бабиной в кузове косточки привезут.", "Наташка! Наташка! Сладка ль твоя кашка? Дай хоть ложечку!", "Девица, девица! Дай мне ложечку кашки!"

Думы в пересказе М.Л. Михайлова:

Лиса и журавль попали в яму, выкопанную охотником. Лиса бегает суетится, не знает, что ей делать, журавль спокоен - он ест корм. Когда пришел мужик-охотник журавль притворился мертвым, обхитрил мужика, избежал смерти. Лисе пришлось отвечать перед охотником за двоих - и за себя и за журавля.

Сказка "008" имеет следующие известные фразы: "У меня тысяча, тысяча, тысяча думушек!", "А у меня одна дума была!"

Журавль и цапля , сборник «Русские детские сказки», А.Н. Афанасьева, описание сюжета "009" :

Живут на болоте журавль и цапля, по очереди ходят друг к другу свататься: жениться и замуж приглашают.

Сказка имеет следующую известную фразу: "Вот так-то и ходят они по сю пору один к другому свататься, да никак не женятся."

Зайцы и лягушки пересказал русскую сказку Лев Николаевич Толстой, "010" содержание:

Собрались зайцы и решили от худой жизни утопиться в озере, но увидев лягушек передумали.

Заяц - хваста в обработке А.Н. Толстого, описание:

Жил-был в лесу заяц-хваста, он очень любил хвастаться перед другими животными, зайцами. Ворона про это прознала, наказала зайца за хвастовство. Спустя некоторое время этот заяц спас ворону от собак. За что получил поощрение от вороны.

Известная фраза "011" произведения: "Вот ты молодец, не хваста, а храбрец!"

Звери в яме сказка в обработке А.Н. Толстого:

Курочка испугалась града, и побежала, стала всех пугать и ужас наводить. Как результат шесть зверей упали в яму: курочка, петушок, заяц, лиса, волк, медведь. Лиса обманула и съела их всех по очереди. Спасла лису от смерти в яме птичка-синичка.

Известные фразы сказки "012" : "Лиса-олисава - имечко хорошее.", "Чем, лисанька, лакомишься? - Кишочки свои достаю и ем."

Зимовье зверей из сборника «Русские детские сказки» А.Н. Афанасьева, краткое описание и персонажи "013" :

Пошли несколько животных, а именно - бык, баран, свинья, гусь, петух от зимы лета искать. Ходили эти звери и искали от зимы лета. Один бык построил себе избушку. Холодной зимой баран, свинья, гусь и петух вынудили быка впустить их всех к себе в избушку. Лиса подговорила волка и медведя напасть на жилье и съесть зверей. В итоге медведя побили, а лиса и волк просто убежали.

Известная фраза: "Ну, если б подали к нему, кажись бы, и смерть была!"

"014" Краткое описание русской сказки: Как лиса училась летать в обработке А.Н. Толстого:

Журавль учит лису летать, садит на себя, поднимается в небо и скидывает ее с высоты птичьего полета на землю.

Сказка Коза - дереза обработка А.Н. Толстого, "015" краткое содержание:

Коза была очень всем недовольна, дошло до того, что старик избил ее и решил зарезать козу ножом, но она смогла убежать в лес. В лесу коза-дереза забрала у зайчика избушку и стала жить в ней. Разобраться с козой зайцу помог петух.

"016" Сказка Колобок в обработке А.Н. Толстого, кратко сюжет:

Старуха испекла для старика колобок, колобок убежал от них. Также убежал от животных: зайца, волка, медведя. От лисы убежать колобок не смог.

Известная старая песенка колобка, содержит слова: "Я колобок, колобок", "Я от дедушки ушел," и т.д.

Народная русская сказка Кот и лиса в обработке А.Н. Толстого, (hyaenidae.narod.ru/story1/013.html) описание:

Мужик выбросил кота из дому, выбросил его в лес. Кот нашел себе жилье в лесу, познакомился с лисой, назвал свое имя: Котофей Иванович и сказал, что отныне он воевода этих мест. Лиса и кот поженились, лиса стала его кормить и ублажать. Рассказала про мужа-кота разные страсти волку и медведю, они решили его увидеть. В результате медведь и волк были физически наказаны, стали бояться и кормить кота с лисой.

Знакомые фразы произведения "017" : "Сколько лет живу в лесу, такого зверя не видывала!", "Невелик, да прожорлив!"

Кот - серый лоб, козёл да баран , сказку "018" обработал Толстой Алексей Николаевич, описание:

Жили кот, козёл и баран. Кот проказничал его за это били люди. Коту стало обидно, он наврал барану и козлу, что их тоже будут бить, и подговорил их на побег. Ночью они познакомились с медведем, на них четверых напало восемь волков. Пока медведь дрался с волками, кот, баран и козёл убежали в лес, забрались на дерево. Потом коту удалось обмануть и испугать волков обратив их в бегство.

Кочеток и курочка , сказку обработал Толстой А.Н. "019" :

Курочка с кочетком (петушком) играли, играли, он ей выбил случайно глаз орехом. Бояре стали разбираться кто виноват: кочеток, орешня (дерево), козы, пастухи, хозяйка, свинья, в итоге виновником оказался голодный волк съевший поросенка.

"020" Кузьма Скоробогатый обработал Алексей Николаевич Толстой.

Мужичок Кузьма Скоробогатый живет в лесу, он очень беден. Поймал он лису, лиса уговорила ее отпустить и кормить, за это она ему помогает. От его имени обманом привела к царю сорок волков, сорок черных медведей, сорок сороков куниц и соболей. Сосватала царскую дочь за Кузьму Скоробогатого. Хитростью дала завладеть Кузьме Скоробогатому всем имуществом Змея Горыныча и убить его. Кузьма Скоробогатый с женой - царевной каждый день кормят в знак благодарности лисичку.

Известная фраза: "Едет грозный царь Огонь да царица Молоньица, все жгут и палят."

Лев, щука и человек в обработке Толстого А.Н. , "021" описание:

Щука сказала льву, что боится человека, лев решил человека съесть, пошел его искать. Льва обманули мальчик и старичок, солдат ранил льва из ружья в пасть и отрубил ухо. Лев согласился с щукой, что человек хитер, что его нужно бояться.

"022" Сказку Лиса и дрозд обработал А.Н. Толстой, резюме сказки:

Дрозд живет на дереве, воспитывает своих маленьких птенцов. Лисичка использует родительские чувства дрозда, т.е. страшает его тем, что срубит дерево хвостом и съест его детей. Дрозд всячески ублажает лисьи прихоти, в конце-концов натравливает на нее собак, лиса от них убежала, и решила отомстить своему хвосту за то, что он мешал ей уходить от погони. Отдала свой хвост на растерзание собакам.

Известная и любимая фраза лисы из сказки: "Нате, собаки, ешьте мой хвост!"

Лиса и журавль в обработке А.Н. Толстого.

Ходили друг другу в гости покушать. Однажды лиса оставила журавля голодного - пожалела еды, позже журавль отомстил лисе тем же.

Известная фраза сказки "023" : Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем!

Сказка Лиса и заяц в обработке А.Н. Толстого "024" :

У лисы избушка ледяная, у зайца - лубяная. Весной лиса хитростью выгнала зайчика из его жилья. Зайцу пытались безрезультатно помочь: собака, медведь, бык. Помог зайцу петух: убил лису, и они вдвоем (петух и заяц) стали жить в лубяной избе.

Известные фразы сказки: "Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!"

Лиса и козел , пересказ К.Д. Ушинского "025" :

Лиса случайно упала в колодец, случайно проходил рядом козёл, лисичка сманила его спрыгнуть в колодец, козел спрыгнул и лиса с помощью него выбралась наружу.

ПОЯСНЕНИЯ

Описание сказок взято с главной страницы (hyaenidae.narod.ru/story1) первой части сказочного сборника, которая содержит русские народные о волшебстве, про животных и другие, тексты которых с упоением читают многие взрослые, а изредка и довольно пожилые люди из совершенно разных “уголков” планеты земля.