Святые земли русской. Мишенька-Самуил

Годеново Ярославской области

  • 13 марта 2010 года слушатели Воскресной школы прихода храма Успения Пресвятой Богородицы в Косино г. Москвы отправились в паломническую поездку к Чудотворному Кресту Господню в село Годеново Ярославской области.
  • Поездки к чудотворному Кресту в Годеново становятся уже благочестивой традицией. В 2009 году на Крестопоклонной неделе Воскресная школа совместно с церковно-приходской школой «Косинская» поклонились чудотворному Кресту.
  • В этом году запись в поездку проводилась с января и в январе уже все билеты были выкуплены.
  • Группа паломников отправилась от храма. Сначала было прочитано молитвенное Правило Св. Федора Ушакова. Федор Ушаков был адмиралом Российского флота, не проиграл ни одного сражения. Перед битвой адмирал Ушаков вместе с матросами и офицерами молились, и Господь слышал их молитвы и помогал.
  • Не все паломники успели прочитать утреннее молитвенное правило, поэтому мы прочитали его соборно в автобусе.
  • Наш экскурсовод Любовь Михайловна торопила нас, пока мы мололись автобус проезжал исторические места. Поэтому молитвы о путешествующих читались келейно.
  • По пути экскурсовод Любовь Михайловна рассказывала нам о тех местах, которые мы проезжали: Радонеж, Хотьково, Сергиев посад, Малинники, Алексеевская пустынь, часовня Крест, Переславль Залесский.
  • У часовни Крест группа сделала остановку. В этом месте поставлена часовня в честь того, что наша царица родила наследника Федора в этой деревне. Федор стал царем российским.
  • Хотя мы очень торопились в Годеново на молебен, все-таки сделали остановку в Переславле у могилы Миши Самуила – местночтимого Святого.
  • Миша Самуил был блаженный Христа ради юродивый. Он слышит всех к нему приходящих и молится о скорой помощи. И Господь по молитвам Миши Самуила посылает просимое.
  • Следующим пунктом нашей поездки был чудотворный Крест Господень в Годеново.
  • Начиная с Переславля, вся наша группа молилась соборно Кресту. Благодаря этому наша группа прибыла в Годеново первой из паломнических групп. Нас помазали маслом от Чудотворного Креста, мы подали записочки, приложились к Кресту. Но, к сожалению, нам не открыли стекло, и мы прикладывались к Кресту через стекло.
  • К сожалению, молебен в Годеново служится по воскресеньям, а наша группа приехала в субботу. По субботам служится панихида.
  • Мы немного огорчились, потому что целью нашей поездки был именно молебен у Чудотворного Креста Господня, но на все Воля Божия и мы поехали в Антушково.
  • Бывшее село Антушково раньше называлось Никольский погост. На этом месте было явление Чудотворного Креста Господня и иконы Свт. Николая. В годы лихолетья Крест был перенесен в Годеново, чтобы уберечь Его от дальнейших поруганий, а икона Свт. Николая скрылась.
  • Крест Господень явился пастухам на непроходимом болоте в виде небесного свечения в 1423 году. Крест из неизвестной породы дерева, изображает Господа Иисуса Христа в момент его крестной смерти. Изображение идентичное с изображением на Туринской Плащанице. Те, кому посчастливилось приложиться к Древу Креста, отмечают, что Он теплый, имеет температуру человеческого тела.
  • Когда пастухи пошли на свечение, то увидели, что это светится Крест, который стоит на болоте, а рядом икона Свт. Николая. И был голос, чтобы на этом месте поставить Дом Божий. Пастухи рассказали в селении о чудесном явлении. Мастера пришли на это место, и поняли, что на непроходимом болоте нельзя построить ничего, тогда они заложили храм неподалеку. Работали целый день, работа ладилась. Утомившись, они уснули, а проснувшись утром не нашли почти готового храма. Стали озираться и увидели, что недостроенный храм стоит прямо в воде на месте явления Креста. Пастухи поспешили к своему недостроенному храму, тут им опять явился Крест и икона Свт. Николая, и опять был голос, что на этом месте нужно строить Дом Божий, Крест так и остался стоять посреди храма. Через много лет храм сгорел, а Крест не был даже обуглен.
  • В годы лихолетья коммунисты пытались распилить Крест, но им это не удалось. Следы пилы видны до сих пор. Крест пытались разрубить топором. Отрубили у изображения Господа часть мизинца. Но это все, что смогли сделать. Несколько сильных мужчин с помощью веревок пытались повалить Крест с места, но это им тоже не удалось.
  • Ночью одна монахиня взяла Крест и с легкостью перенесла Его из Антушково в Годеново, где Он пребывает до сего дня.
  • Дорога в Антушково по полю, снежная. Если автобус застрянет, то можем просидеть в снегах сколь угодно долго. Мы волновались и соборно молились Кресту Господню. С Божией помощью дорогу туда мы преодолели без проблем, но до монастыря не доехали несколько сотен метров. Но чудесная погода, великолепная природа сделала прогулку к монастырю приятной.
  • В монастыре в Антушково мы приложились к копии Чудотворящего Креста Господня, подали записочки, набрали воды из колодца, приложились к камню, на котором о. Борис отчитывал болящих, набрали песочка.
  • Экскурсовод Любовь Михайловна обратила наше внимание на то, что Годеново относится в Ярославской области, а Антушково, расположенное в 5-ти километрах – к Ивановской области. И какая разница в качестве дорог. Дороги в Ярославской области в хорошем состоянии, а в Ивановской области их просто нет. Мы ехали по зимнику. С нами ехала семья, которой не хватило места в автобусе, они на своей легковой машине ехали за нами. Они застряли в снегах. Сели на «брюхо».
  • Следующим пунктом нашей поездки был Переславский Никитский мужской монастырь, где покоятся мощи и вериги св. Никиты Столпника. В этом монастыре нас ждала и трапеза, приготовленная братией.
  • Мы посетили келью св. Никиты, узнали необыкновенную историю из его жития о том, каким образом его Господь вразумил и призвал. И как человек из жестокого и жадного стал Святым. Вериги св. Никиты действительно очень тяжелые. Как он их носил?
  • В монастыре продается очень вкусный квас.
  • После трапезы наша группа проехала к источнику, который св. Никита выкопал своими руками. Группа паломников почти в полном составе погрузилась в источник. Некоторые паломники, которые даже представить себе не могли как это можно зимой залезть в холодную ледяную воду, погрузились и были очень счастливы.
  • Последним пунктом нашей паломнической программы был Переславльский женский монастырь в честь Святой Троицы. В нем пребывает чудотворная Андроникская икона Божией Матери.
  • Мы попали к началу службы. Сестры читали Часы. Мы приложились к иконе. А снизу ризы у Андроникской иконы Божией Матери есть ящичек, куда мы положили записочки с просьбами к Божией Матери, потому что Матерь Божия эти записочки читает и исполняет просьбы, если на то есть Воля Божия.
  • Андроникская икона Божией Матери – одна из икон, которые написаны самим евангелистом Лукой при жизни Пресвятой Богородицы. Эта икона попала на Русь в качестве приданного одной из наших цариц, которая была родом из Византии.
  • В монастыре сестры пекут булочки, можно попить чаю с лимоном.
  • По дороге в Москву наша духовная работа не прекращалась. Мы слушали духовные песни в исполнении Жанны Бичевской на стихи иеромонаха Романа.

Михаил Васильевич Лазарев родился в семье крестьянина села Ям, находящегося близ Переславля. Имя «Самуил» добавлено народом как монашествующему лицу, за его строгую девственную жизнь, после смерти Самуила, иеромонаха Никольского монастыря.

С детства Миша принял на себя юродство. Восьмилетним отроком он предсказал мор на людях в своём селе, и крестьяне потребовали выгнать его. Его приютил в своей келье иеромонах Никольского монастыря Самуил, который стал духовным отцом мальчика.

Всю свою жизнь Миша провёл, скитаясь по городу и его окрестностям. Часто посещал Троицкую слободку, где любил бывать в доме безногого крестьянина Симеона Вуколова (ныне дом 21).

Когда Миша ходил по городу, то уважающие его люди подходили за советом. Нередко перед чьей-то смертью Мишу видали плачущим у ворот того дома, в котором должен быть покойник. Миша предсказал предводителю дворянства и камергеру Н. Г. Табаровскому падёж скота. В 1885 году он предсказал пожар в Никитской слободе.

Считали за удачную примету, если у торговца он потребует чего-нибудь съестного. Это была лучшая рекомендация.

Все деньги, которые жертвовали Мише, он приносил в дар Богу или раздавал нищим. Большею частию он клал деньги в кружку у церкви святого князя Андрея, в часовне преподобного Даниила, в соборную кружку, в Сергиевскую, в Троицко-Слободскую и в Никитскую часовню.

В феврале 1907 года Миша заболел. В последние дни его жизни ходили за разболевшимся Мишей монахини из Никольского монастыря. Скончался 23 февраля 1907 года в три часа пополудни в Троицкой слободе. Погребён 25 февраля по правую сторону Троицкого алтаря.

Над могилой Миши устроена деревянная беседка.

Почитание Миши-Самуила

Во время празднования 300-летия Дома Романовых императорская семья отправилась в поездку по России. 23 мая 1913 года император Николай II с четырьми дочерьми приезжал на автомобилях в Переславль-Залесский. Возвращаясь в Петровск, он остановился около храма Троицкой слободы и передал церкви икону Нерукотворённого Спаса в полированном киоте. По его просьбе на могиле Миши-Самуила была отслужена панихида.

Память Миши-Самуила отмечается 23 февраля по старому стилю, 8 марта по новому (7 марта в високосные годы).

В 2000 году была написана икона блаженного, составлены кондак и тропарь, в 2002 году акафист. С 2004 года Миша-Самуил почитается как угодник Божий в Ярославской епархии.

Чудеса

Провидение Миши не закончилось с его смертью. Помолившись, православные оставляют на могилке Миши три записки, обычно в конверте. Спустя три дня надо открыть конверт и достать одну записку, это и будет ответ угодника божия.

Известны случаи исцеления по молитвам Мишеньки, особенно случаи помощи больным глазам и ногам.

От надгробной плиты на могиле Миши исходило благоухание, сравнимое с благоуханием лилий. Впрочем, священник троицкой церкви допускает, что кто-то из почитателей Миши окропляет могилу эфирными маслами.

23 февраля 1903 года в Троицкой слободке, что близ города Переславль- Залесского, скончался известный жителям г. Переславля подвижник- юродивый Миша-Самуил. Он был сыном крестьянина подгорного села Ям, находящегося в двух верстах от города Переславля. Полное имя, отчество и фамилия его - Михаил Васильевич Лазарев. Народ называл его просто Миша-Самуил. Имя Самуил ему добавлено народом, как бы своего рода монашествующему лицу, и присвоено ему со времени смерти уважаемого иеромонаха Никольского монастыря (в то время мужского) - Самуила.

Миша был высокого роста с кудрявыми волосами и белой бородой. Лицо его отличалось подвижностью, темно-серые глаза его иногда озарялись радостным блеском.

Зимой и летом он неизменно одевался в одну и ту же одежду. Под коротенькую курточку свою он надевал еще фартук, на руках он носил красные повязки, как бы поручи, в левой руке он всегда носил - в подражание иеромонаху Самуилу - скуфеечку, на которую его почитатели клали денежную лепту, на ногах у него были опорки от сапог.

Незнатный по своему положению и званию, Миша-Самуил, своею подвижнической жизнью при видимом юродстве, приобрел особенное уважение среди жителей Переславля и его окрестностей.

С детства он принимает на себя это юродство, сверстники считают его глупым и даже безумным. На самом деле он не был ни глупым ни безумным, он казался таким, ибо всецело углубился в свой внутренний духовный мир, совершенствуясь постепенно вместе с возрастом.

И вот этот подвиг юродства еще в его детской жизни невольно заставлял всех обратить на него внимание, особенно, когда он, как казалось многим, символически и прикровенно стал предсказывать будущее.

Предсказания Миши-Самуила

Рассказывали, что будучи еще 8-летним отроком, он в своем селе и окрестностях предсказал мор на людях. Среди села он выкопал две могилки, нарвал еще не созревших яблок, наполнил ими могилки, засыпал их, поставил на них крестики. Когда же окружающие стали его за это бранить, он отвечал: «Не любо - поплачешь». Через неделю он стал лопатами возить землю на сельское кладбище, его опять стали бранить и даже бить, но он отвечал им опять: «Не любо - поплачешь». Вскоре в этом селе случился мор, унесший в могилу немало еще молодых жителей.

С этого времени Миша стал все чаще удаляться в город от своего дома и родителей. Вскоре и совсем ушел от родителей всецело предавая себя на волю Божью, не имея ни крова, ни пищи, ни теплой одежды. Добрые люди награждали его и пищей и одеждой и приютом.

Когда он ходил по городу, то люди, знающие и уважающие его, подходили к нему и спрашивали совета. Чаще всего к нему обращались за советом в несчастных жизненных обстоятельствах. Вот что рассказывал один известный купец г. Переславля-Залесского.

«Однажды были у меня в гостях приезжие из другого города. У них случилось несчастье - угнали лошадей. Гость с горя хотел покончить с собою, но я посоветовал ему обратиться к Мише. Мы еще не успели и заговорить с Мишей, как он коротко предупредил нас: «Поезжай-найдется». И действительно, в тот же вечер пропажа нашлась».

Говорили, что нередко, перед смертью кого-нибудь, Мишу часто видели плачущим у ворот того дома, где должен быть покойник. Вот несколько случаев.

1. Один священник города Переславля рассказал: «1892 года 28 мая в 2 часа ночи приходит Миша к воротам нашего дома и плачет. Не войдя в дом, он ушел, под утро снова приходит и просит показать ему покойника. Все были удивлены, так как из в эти минуты никто из посторонних не мог знать о смерти моего тестя - священника. Мы показали Мише покойника и просили, чтобы он за него помолился. Помолившись перед иконой, Миша вдруг со слезами оборачивается лицом к нашей спальне и снова молится. Все мы приняли это за нерадостное предуказание. Вскоре, после погребения тестя, заболевает моя жена и умирает.»

2. Попросившись переночевать в доме одного переславльского жителя, Миша лег на диван со словами: «Устал-отдохнуть надо», и положил руки на грудь. Полежав минуты две он, ничего не говоря, со слезами ушел. В то время в семействе все были здоровы. Через два дня неожиданно умерла жена.

3. У одной крестьянки Никитской слободы помер мальчик, о чем она сама даже еще не знала. В Переславле она встретила Мишу. Подойдя к ней, он попросил: «Дай копейку- помяну», и тут же заплакал. Подавая копейку она спросила: «Что ты, Миша, кого хочешь помянуть?» - «Пойди домой»- был ответ. Дома она, неожиданно для всех, нашла умершим своего восьмилетнего мальчика.

В той же Никитской слободе, 23 года назад, Миша, по словам крестьян предсказал пожар. Подойдя к новому дому, Миша сказал: «Хорош дом, но недолго в нем жить». Через неделю был пожар. Вот что по этому поводу рассказывал 80-летний заштатный священник Троицкой слободы отец В.: За три дня до этого пожара Миша пришел в Никитскую слободку, взял ведро и стал таскать из пруда воду и лить перед окнами одной стороны слободки. Через три дня сгорело 12 домов, как раз те, перед окнами которых Миша лил воду.

Местный помещик Т. рассказывал, как Миша предсказал его супруге падеж скота. Подойдя к ней в одном магазине, Миша вдруг заговорил: «Чума, чума, чума...» Неожиданное недоумение вскоре разрешилось. Чума действительно уничтожила тогда половину стада, принадлежавшего г-ну Т. Миша любил иногда просить белую рубаху, что считалось, обыкновенно, признаком предстоящей кому-нибудь из близких родных смерти. Однажды он пришел в дом переславльского жителя г. Я и потребовал белую рубаху, и вскоре телеграмма известила его семейство о смерти ближайшего родственника.

Все деньги, которые Мише жертвовали его почитатели, он приносил в дар Богу с молитвой за добрых даятелей или же раздавал таким же нищим, каким был сам. Большей частью он оставлял деньги в кружке у церкви св. князя Андрея, в часовне прп. Даниила, в соборной кружке в Сергиевской, в Троице- Слободской и в Никитской часовне, что у студеного потока в овраге, находящейся на северо-западе от Никитского монастыря.

В последней часовне, Миша, когда был помоложе, часто молился по ночам. Молясь в храмах, Миша любил собирать по церкви деньги вместе с церковным старостой. Особенностью его сбора было то, что он подаваемые деньги сначала зажимал в руке, а потом с молитвою, видимо за жертвователей, клал в кружку. Где бы ни собирал, везде доход в церкви был хороший.

Миша был человек кроткий и богобоязненный, за что Бог и посылал ему много благодетелей - его почитателей. Купец, извозчик, мирный гражданин никто не гнушался им. Наоборот, считали за счастье, если, например, у торговца он потребует что-нибудь съестного; извозчик радуется, если Миша попросит довезти его; а обыватель рад, если Миша посетит его дом, почитая его его визит залогом семейного благополучия.

Болезнь и кончина чтимого юродивого

В феврале 1907 года Миша заболевает. 12 числа по его просьбе, его отвезли в Троицкую слободку в дом крестьянина Симеона Вуколова. Весть о его болезни быстро распространилась по городу, тем более, что раньше он никогда не болел., несмотря на то, что и зимой, и летом он ходил в легкой летней одежде и на босу ногу.

Каждый день из города и его окрестностей стали стекаться в убогий дом Вуколова почитатели Миши, чтобы получить от него предсмертное благословение, услышать от него слово утешения или, наконец, напоследок хоть чем-нибудь послужить ему. Много за разболевшимся Мишей ухаживали монахини из Никольского женского монастыря. Они почти ежедневно сменялись у его постели, а две из них не отходили от его предсмертного ложа.

С каждым днем Мише становилось все хуже и хуже.

18 февраля священником местного прихода о. Петром Покровским над ним было совершено таинство елеосвящения. Народа собралась масса. Слезная молитва неслась к Богу с прошением о здравии болящего Михаила.

В тот же день Миша был исповедан и приобщен Святых Христовых Тайн. После соборования здоровье его на время как-будто бы улучшилось, но через два дня ему опять стало хуже. 23 февраля он еще раз был напутствован Святыми Тайнами, а в 3 часа пополудни Миша тиха скончался.

С минуты смерти народ толпами стал стекаться в слободку - отдать последний долг усопшему своему любимцу. И не столько бедных крестьян, сколько богатых жителей г. Переславля пребывало у смертного одра почившего, так что лошади почти непрестанно подвозили переславцев к дому Вуколова. Непрерывно служились панихиды. Некоторые благодетели и почитатели усопшего нищего юродивого приготовили все необходимое для погребения: гроб, обитый дорогим манчестером фиолетового цвета, богатый покров, свечи, ладан и другие принадлежности.

День погребения был назначен в мясопустное воскресение 25 февраля. С раннего утра народ стал стекаться в Троицкую слободку в громадном количестве. На вынос тела кроме местного причта приехали священник села Агренева Николай Смирнов и Златоустовской г. Переславля церкви В. Соколов. Пел хор монахинь женского Никольского монастыря. Панихиды служились буквально без перерыва. Несшие гроб покойного часто менялись. Многие считали за счастье хоть несколько шагов пронести гроб или по крайней мере хотя бы прикоснуться к нему. С полпути до храма гроб был несен на головах. Когда медленное шествие поравнялось с домом заштатного священника о. Василия, то и сей 80-летний согбенный старец, опершись на свой деревянный посох, добрел до гроба столь чтимого народом Миши, и облачившись, отслужил по усопшему заупокойную литию.

Путь от Переславля до Троицкой слободки на протяжении двух верст был почти сплошь занят народом и пешими, и на лошадях. В 10 часов началась литургия, которую (чтобы дать возможность большей части публики помолиться у гроба новопреставленного) пришлось служить в Троицком холодном храме. Кроме вышеупомянутых духовных лиц в служении литургии пожелал принять участие дьякон Духовской г. Переславля церкви В. Покровский. На правом клиросе умилительно-благоговейно пел хор монахинь Никольского монастыря, а на левом -любители пения. За литургией местным священником о. П. Покровским было сказано поучение. Перед отпеванием священник села Агренева Николай Смирнов обратился с речью (приводится ниже).

Отпевание окончилось уже в первом часу пополудни, после чего в течении часа народ давал усопшему последнее целование.

Тело усопшего погребено по правую строну Троицкого алтаря во исполнение завещания покойного. Благоговение к почившему сему юродивому мужу после его смерти растет все более и более. На его могиле постоянно почитателями его служатся панихиды.

Переславского уезда, Владимирской губернии села Агренева
священник Н. Смирнов

УГОДНИКИ БОЖИИ


К ЮРОДИВОМУ МИШЕ-САМУИЛУ

В Переславль-Залесский к местным святыням, а главное, на могилку к блаженному Мише-Самуилу мы собрались в последний день апреля. Из Москвы поехали вместе с отцом Анатолием Горбуновым. Батюшка – настоящий подвижник, но вот беда: из-за потери зрения совсем уже не может служить. Да и возраст как-никак 74 года. Перед операцией на глазах он решил испросить молитвенной помощи у святого Михаила-Самуила – великого ходатая за всех болящих и немощных. На автовокзале в билетной кассе раздражённая кассирша сказала нам, что билетов на сегодня нет. Отец Анатолий кротко стал молиться. Я подошла к другой кассе, и билеты, как ни странно, нашлись – именно на сегодня, на ближайший рейс...

В Переславле-Залесском остановились на квартире у моих знакомых – супругов Сергея и Галины, людей верующих и очень гостеприимных. Они радушно нас встретили, долго расспрашивали отца Анатолия о его жизни. Разговор затянулся далеко за полночь, а утром мы с батюшкой пошли в Никольский женский монастырь. Ещё издали обитель поражает своей красотой, сверкающими на солнце куполами. Внутри монастырской ограды аккуратно разбиты газоны с зелёными насаждениями, ровные дорожки ведут к храмам. Величественный Никольский собор высоко в небо возносит свои золотые купола.

Когда мы зашли в собор, там шла служба. Отдали записочки. Приложившись к мощам благоверного князя Андрея Смоленского и святого Корнилия Молчанника, помолились о своих нуждах. Потом, отстояв панихиду, в прекрасном расположении духа вернулись домой.

На вечернюю службу пошли в храм Живоначальной Троицы в Троицкой Слободе, что стоит в километре от Никольского монастыря у автомагистрали Москва – Ярославль. У алтаря этого храма в часовне покоятся мощи юродивого Миши-Самуила.

Блаженный Миша родился в 1848 году в семье крестьянина в селе Ям, расположенном в двух километрах от Переславля-Залесского. С детства отличался от сверстников серьёзностью, избегал шумных игр и затей. Жители села считали его глупым и безумным, но он фактически с детства принял на себя подвиг юродства. Уже в восьмилетнем возрасте обнаружилась его прозорливость. Было это так: посреди села мальчик выкопал две могилки, заполнил их ещё незрелыми яблоками и засыпал землёй, поставив на них крестики. Когда товарищи и мужики стали его за это бранить, он отвечал им: «Не любо – поплачешь». Через неделю Миша стал возить землю лаптями на сельское кладбище. И опять окружающие стали бранить и даже бить его за это, а он им те же слова говорит: «Не любо – поплачешь». И что же? В селе вскоре случился мор, унёсший в могилу множество молодых людей и детей. Однако односельчане решили, что гибель людей случилась из-за колдовства, насланного маленьким Мишей, и стали требовать от его родителей, чтобы они увезли сына из села.

Когда Мише исполнилось 12 лет, родители так и сделали. Взяли с собой отрока в Переславль на ярмарку, там сказали, что пора ему самому себя содержать. В село Миша всё-таки вернулся, но в дом его больше не пускали. Ночевал он на сеновале в сарае. Если хотел зайти домой, то отец брал ременной кнут и, как бродячего пса, выталкивал сына за ворота. Прожив зимние холода под чужими крышами, весной Миша уходил в город, обитая чаще всего на кладбищах, ночуя под открытым небом, потому что его повсюду преследовала уличная детвора.

Так было, пока беспризорного мальчика не приютил в своей келии иеромонах Никольского монастыря Самуил, известный в Переславле своей высокой духовной жизнью. Он заменил Мише отца и стал его духовным руководителем. Перед своей кончиной иеромонах Самуил передал Мише чудотворную икону Божией Матери «Взыскание погибших», а также подарил скуфейку. От него же получил благословение на подвиг юродства, а также перенял второе имя – Самуил.

Известно, что Миша-Самуил был высокого роста, с типичными русскими чертами лица: пышными вьющимися русыми волосами, окладистой бородой, тонким носом с горбинкой. Тёмно-серые глаза его, необыкновенно живые и добрые, во время молитвы в храме иногда озарялись неземным светом. Зимой и летом он носил одну и ту же одежду. Под старое изношенное полупальто всегда надевал фартук, сшитый им самим из серого тонкого полотна, с двумя большими карманами. В одном носил чётки, иногда – дневное пропитание. В другой опускал монеты, которые ему подавали. На рукавах у него были красные повязки, как бы поручи. На ногах – сапоги с отрезанными голенищами. В левой руке Миша обычно держал скуфейку, в которую собирал подаяние.

Не заботился блаженный о том, во что ему одеться и что поесть – добрые люди подавали ему и пищу, и одежду, давали приют. Но чаще других он любил останавливаться в доме братьев Никиты и Семёна Вуколовых, которые жили в Троицкой слободе. Семья у них была богомольная, и Миша всех их любил и уважал, хотя жили они очень бедно. Когда они приглашали его поесть, он говорил: «Сыт, сыт, сыт». Спал зимой и летом на крыльце. Ему говорят: «Мишенька, иди на голубец, в дом», а он отвечает: «А мне тепло, тепло».

Жители Переславля обращались к Мише-Самуилу за советами в затруднительных обстоятельствах. Как-то у одного купца украли породистых лошадей. Он с горя был готов покончить с собой. Тогда его отвели к Мише, и блаженный ещё до разговора, едва завидев несчастного, утешил его советом: «Поезжай домой – найдётся». И действительно, возле дома купца встретили родные и обрадовали известием, что коней к дому привели воры-цыгане, задержанные полицией.

Иногда Мишу видели плачущим у ворот того дома, где кто-то должен умереть. Бывало, он даже заходил в такой дом и просил у хозяев белую рубаху, чтобы подготовить семью к горю. Одной крестьянке случилось повстречаться с Мишей в городе. Миша посмотрел на неё, заплакал и сказал: «Дай копеечку – помяну». Женщина подала милостыню и спросила, кого же он хочет помянуть. «Поди домой», – был ответ. Дома крестьянка нашла неожиданно для всех умершего восьмилетнего сына.

Предсказывал Миша и пожары. «Хорош дом, да недолго жить в нём», – сказал он однажды хозяевам нового дома. Через неделю дом сгорел до основания. В другой раз принялся пить воду напротив некоторых деревенских изб. Случившийся вскоре пожар уничтожил двенадцать домов – именно те, перед которыми Миша пил воду. Блаженный предчувствовал грядущие гонения на верующих, делился этими предсказаниями со слепой монахиней Феодоровского монастыря Анисией, а та передала это своей племяннице – монахине Сусанне. За несколько лет до революции Сусанна, ссылаясь на предсказания Миши-Самуила, говорила: «Мы скоро разогнаны будем по чужим дворам, как овцы без пастыря, потому что надвигается тяжёлое время разрухи. Свергнут Царя, а управлять Россией будут серые мужики и бабы. Ежели доживём до тех страшных ураганов, то наш причал будет у Никитского мужского монастыря». Так впоследствии всё и случилось. Когда Феодоровский монастырь закрыли и все сёстры были разогнаны, многие его насельницы окормлялись у монахов Никитской обители. Анисия и Сусанна даже жили рядом с Никитским монастырём в частном домике

Миша-Самуил имел дар видеть, что у человека на душе. У неискренних людей он никогда не ел, питался только у простых и добрых, а кушал совсем немного. Одна женщина про себя подумала о блаженном: «Надоел. Часто приходит». В другой раз сама его пригласила, а он сказал ей: «Надоел, надоел!»

Перед смертью у Миши-Самуила спрашивали: «Где тебя положить? Не у городского ли Владимирского собора?» А он в ответ: «Жарко, жарко». После революции собор закрыли, а в нём разместили городскую хлебопекарню.

Все деньги, которые жертвовали Мише-Самуилу, он раздавал таким же, как он сам, нищим или приносил в дар Богу, разнося по храмам. Все считали за честь и удачу услужить Мише – и купец, и извозчик, и простой крестьянин, потому что заметили, что после этого дела у каждого поправлялись. В феврале 1907 года блаженный неожиданно для всех заболел. По просьбе Миши его отвезли в дом Семёна Вуколова в Троицкую слободу. Весть об этом быстро распространилась по городу. Каждый день к постели болящего из города и его окрестностей стали стекаться почитатели блаженного, чтобы получить его последнее благословение. В последние дни жизни за Мишей ухаживали монахини Никольского, в то время уже женского монастыря. 23 февраля (8 марта по новому стилю) Миша после Таинства соборования, будучи напутствован Святыми Тайнами, тихо скончался. Весь город спешил к бедному домику Семёна Вуколова отдать последний поклон своему любимцу. Почти непрерывно по усопшему служились панихиды.

С раннего утра в день погребения, 25 февраля, в Троицкую слободу народ стал стекаться со всех окрестностей. На вынос тела, кроме местного причта, приехали священники из ближайших и отдалённых приходов. Похоронили блаженного, как он и завещал, возле алтаря Троицкого храма. В скором времени на его могилке были установлены большой металлический крест с распятием и красивая металлическая ограда. После того как там стали происходить обильные исцеления, почитание нового угодника Божия быстро распространилось по всей России. Об известности Михаила-Самуила говорит тот факт, что во время 300-летия Дома Романовых, в 1913 году, могилку блаженного посетил Император Николай II со своими детьми. Троицкому храму Государь передал в дар икону Нерукотворного Спаса, а на могилке Миши по просьбе Царя была отслужена панихида. Когда она закончилась, Император одарил собравшийся народ монетами. На пути следования монарха возле каждого дома стоял праздничный стол с хлебом-солью – народ приветствовал Государя, стоя на коленях.

И ныне к блаженному Мише-Самуилу едут поклониться из Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Великого Новгорода, из других мест испросить его молитвенной помощи в болезнях, своих нуждах – и просимое получают. Я, грешная, тоже постоянно чувствую его помощь. Так однажды, когда стала помазывать маслом от его лампадки больную руку и выбитый плечевой сустав, то нестерпимая боль прошла, а вскоре я исцелилась окончательно. По молитвам к Мише-Самуилу помощь приходит и ко всей нашей семье. А какая радость охватывает меня всякий раз, когда я прихожу к нему на могилку – не передать словами. В одной из таких поездок у меня родились стихи:

Михаил-Самуил,
В Переславле ты жил.
Со скуфейкой ходил
Михаил-Самуил.

Богоизбранным был
И молитву творил,
Сердце Богу отдал
Михаил-Самуил.

Михаил был пророк,
Изгнан был за порог,
Людям мор предрекал,
На крылечке он спал.

У дороги есть храм,
Похоронен он там,
И поныне святой
Помогает сей нам.

На могилке блаженного Михаила-Самуила батюшка Анатолий отслужил панихиду. Некоторое время мы ещё стоим молча, молимся про себя угоднику Божию, а затем идём в Троицкий храм. С радостью замечаю новое паникадило, так украсившее всё внутреннее пространство церкви. Иконостас ещё только делается, храм благоукрашается новыми иконами, среди которых новый, только что написанный образ Царственных мучеников. Всё это происходит под неусыпным руководством настоятеля иерея Бориса и его помощников: Владимира, Михаила и других прихожан. Народу на вечерней службе немного, но в воздухе стоит какой-то особенный дух благодати. Отец Борис служит чинно, с большой любовью к Господу. Его трепет перед Всевышним передаётся прихожанам. Вот бабушка Настя молится на коленях. Она приехала поклониться Михаилу-Самуилу из Белоруссии. Ещё две женщины – из Москвы. Заканчивается служба, но уходить не хочется. Почему-то думается о блаженном Михаиле, о его тяжёлой жизни, добровольных скитаниях ради Христа в постоянной нужде, холоде и голоде. Кто из нас, слабых и немощных, способен нынче на такие подвиги? Вечная память преподобному Михаилу-Самуилу – вечному скитальцу, строгому постнику и молитвеннику о нас, грешных!

Ольга ШАПОВАЛОВА
г. Москва