Этапы творческой деятельности при создании нового технического объекта. Сущность творчества и его проявления в детском возрасте

Доклад на тему:

Этапы творческой деятельности ребенка

Творчество ребёнка – важный элемент становления его собственного самосознания и самопонимания. Ребёнок словно переделывает мир под себя, и помогает сам себе понять и постичь его лучше. Он учится постигать красоту этого мира и научается видеть «белые пятна», которые необходимо заполнить своим творчеством для того, чтобы мир стал немного лучше и красивей.

Для развития творчества детям необходимы определенные знания, навыки и умения, способы деятельности, которыми они сами, без помощи взрослых, овладеть не могут.

Для ребенка младшей группы творческое начало в создании изображения может проявляться в изменении величины предметов. Например: идет занятие, дети лепят яблоки, и, если кто-то, выполнив задание, решает самостоятельно слепить яблоко поменьше, или побольше, или другого цвета (желтое, зеленое), для него это уже творческое решение. Проявление творчества у младших дошкольников - это и какие-то дополнения к лепке, рисунку, скажем, палочка - черешок.

По мере овладения навыками (уже в старших группах) усложняется и творческое решение. В рисунках, лепке, аппликациях появляются фантастические образы, сказочные герои, дворцы, волшебная природа, космическое пространство с летающими кораблями и даже космонавтами, работающими на орбите. И в этой ситуации положительное отношение педагога к инициативе и творчеству ребенка - важный стимул развития его творчества. Педагог отмечает и поощряет творческие находки детей, открывает в группе, в зале, вестибюле выставки детского творчества, оформляет работами воспитанников учреждение.

В творческой деятельности ребенка следует выделять три основных этапа, каждый из которых, в свою очередь, может быть детализирован и требует специфических методов и приемов руководства со стороны педагога.

Первый этап: Возникновение, развитие, осознание и оформление замысла

Тема предстоящего изображения может быть определена самим ребенком или предложена воспитателем (конкретное ее решение определяет только сам ребенок). Чем младше ребенок, тем более ситуативный и неустойчивый характер имеет его замысел. Исследования показывают: первоначально трехлетние дети только в 30-40 процентах случаев могут воплощать задуманное. Остальные в основном меняют замысел и, как правило называя, что хотят нарисовать, затем создают совсем другое.

Порой замысел меняется несколько раз. Лишь к концу года и то при условии, если занятия проводятся систематически (в 70-80 процентах случаев), замысел и воплощение у детей начинают совпадать. В чем причина?

С одной стороны, в ситуативности мышления ребенка: сначала ему захотелось нарисовать один объект, вдруг в поле его зрения попадает другой, который представляется ему более интересным.

С другой - называя объект изображения, ребенок, обладая еще очень небольшим опытом деятельности, далеко не всегда соотносит задуманное со своими изобразительными возможностями. Поэтому, взяв в руку карандаш или кисть и поняв свое неумение, отказывается от первоначального замысла.

Второй этап: Процесс создания изображения

Тема задания не только не лишает ребенка возможности проявить творчество, но и направляет его воображение, разумеется, если воспитатель не регламентирует решение.

Большие возможности возникают тогда, когда ребенок создает изображение по собственному замыслу, когда педагог задает лишь направление выбора темы, содержания изображения.

Деятельность на этом этапе требует от ребенка умения владеть способами изображения, выразительными средствами, специфичными для рисования, лепки, аппликации.

Третий этап: анализ результатов - тесно связан с двумя предыдущими - это их логическое продолжение и завершение. Просмотр и анализ созданного детьми осуществляются при их максимальной активности, что позволяет полнее осмыслить результат собственной деятельности.

По окончании занятия все, что создано детьми, выставляется на специальном стенде, т.е. каждому ребенку предоставляется возможность видеть работы всей группы, отметить, обосновав доброжелательно свой выбор, те, которые больше всего понравились.

Тактичные, направляющие вопросы педагога позволят детям увидеть творческие находки товарищей, оригинальное и выразительное решение темы.

Развернутый анализ детских рисунков, лепки или аппликации необязателен для каждого занятия. Это определяется особенностью и назначением создаваемых изображений.

Но вот что важно: обсуждение работ, их анализ педагог проводит каждый раз по-новому.

Так, если дети изготовляли елочные украшения, то в конце занятия все игрушки развешиваются на мохнатой красавице. Если создавали коллективную композицию, то по завершении работы педагог обращает внимание на общий вид картины и предлагает подумать, можно ли дополнить панораму, сделать ее более богатой, а потому и интересной. Если дети украшали платье куклы, то все лучшие работы "выставляются в магазине", чтобы кукла или несколько кукол могли "выбрать" понравившееся.

Журнал "Дошкольное воспитание" № 2, 2005


В силу большой практической значимости структуры творческой деятельности эту проблему исследовали многие авторы. Наиболее приемлема следующая поэтапная дифференциация творчества.

Первый этап - осознание, постановка, формулирование проблемы, т.е. научное творчество (научное творчество - постановка и доказательство гипотезы).

Второй этап - нахождение принципа решения проблемы, нестандартной задачи, т.е. решающая гипотеза, идея изобретения, замысел художественного произведения (замысел - образ цели и путей ее достижения).

Третий этап - обоснование и развитие найденного принципа, теоретическая, конструкторская и технологическая разработка его, конкретизация и доказательство гипотезы, конструкторская разработка идеи изобретения, т.е. техническое творчество (техническое творчество - создание новых технических объектов), развитие и разработка замысла, т.е. художественное творчество (художественное творчество - воплощение художественного замысла с помощью средств изобразительных искусств). К этому этапу относится и разработка плана экспериментальной проверки гипотезы, плана практического осуществления изобретения, разработка плана реализации замысла, идеи и проблемы произведения (построение сюжета, характеристики действующих лиц, места действия и т.д.).

Четвертый этап - практическая проверка гипотезы, реализация изобретения, объективизация художественного произведения (выполнение картины, скульптуры ит.п.).

Рассмотрим каждый этап с точки зрения объема эвристической деятельности.

Первый этап основан на знании информации в области творчества и ее систематизации. Объем эвристической деятельности может колебаться в диапазоне от 0 до 100% в зависимости от проблемы. Если проблема уже кем-то сформулирована, но не решена, то требуется разобраться в ее формулировке, постановке и осознать ее как объект деятельности. В этом случае эвристическая деятельность незначительная. Если же требуется поставить, сформулировать проблему, то объем эвристической деятельности значительно возрастает.

Второй этап требует максимальной эвристической деятельности во всех ее формах и проявлениях.

Третий этап характеризуется максимальным присутствием логической формы мышления, которая связывает различные алгоритмические операции. Эвристическая деятельность может касаться дальнейшего развития найденной концепции.

На четвертом этапе объем эвристической деятельности обусловлен трудностями практической проверки гипотезы логическими средствами. Трудности устранения могут быть сопряжены с эвристическим поиском.

Основной формой научного творческого поиска выступает гипотеза. Центральным механизмом творчества является генерация гипотез и их опытная проверка. Гипотеза есть предположение о том, как разрешить противоречие проблемной ситуации, и представляет собой форму творческого поиска. Все, что может быть предметом исследования-поиска, может быть и предметом гипотезы; все, что может быть предметом научного познания, иначе говоря, научной теории, может быть предметом научной гипотезы. Ученый не может сделать ни одного шага в исследовании без выдвижения гипотезы или формулировки на основе существующей теории гипотетического предположения.

Функциональная характеристика гипотезы показывает, что она является экотраполяционной формой знания и, тем самым, результатом эвристической деятельности, которая позволяет выходить за рамки логического познания. Но в то же время эвристическая деятельность и здесь связана с логической, ею направляется, хотя в определенной мере и сковывается ею. Именно об этом случае говорят, что открытие совершает часто тот, кто не знает, что оно не сделано. Логически связная и систематизированная информация иногда ограничивает деятельность по ее развитию; необходимо иметь многие качества интеллекта, чтобы преодолеть скованность. Логика по существу представляет ряд указаний, как правильно говорить а для других - как придавать надлежащий смысл высказанным положениям. Во всей цепи логических операций мы вовсе не имеем дела с образованием новых истин.

В практической деятельности при решении проблем например технического характера для понимания творчества достаточно таких признаков творческого процесса- результат - на уровне патентоспособных решений полученное решение обеспечивает технический прогресс, работа впервые проводится в данной области или с использованием данного способа Серьезные специалисты достаточно четко проводят границу между результатами творческой и рутинной работы.

Для детализации эвристической и различных других видов деятельности рассмотрим структуру мыслительных процессов решения творческих задач.

Каждый структурный элемент характеризуется структурными связями и преобладающим видом деятельности.

Структурные элементы мыслительных процессов

Структурные связи и преобладающий вид деятельности

Подобное представление творческого процесса позволяет сделать следующие выводы:

1. Творческий процесс - многоструктурная деятельность. Эвристические элементы входят в нее как составляющие.

2. Структурные элементы творчества, в которых присутствует хотя бы частично эвристическая деятельность, характеризуются большим числом входящих связей. Их наличие показывает, что протекание эвристической деятельности требует большого количества вспомогательных умственных действий и регулируется на основе постоянного функционирования обратных связей.

3. Протекание процесса решения творческих задач возможно только при наличии всех элементов структуры. Недостаточная развитость хотя бы одного структурного элемента делает невозможным ее нормальное (рациональное) протекание, хотя возможна некоторая компенсационность в незначительном интервале. Уровень развития каждого структурного элемента не должен отличаться более чем на величину интервала колебания его изменений в обычных условиях.

Быть творческим человеком означает больше, чем иметь определенные черты. Это означает вести себя творчески, подходить к задачам, с которыми мы сталкиваемся, опираясь на воображение и оригинальность. Короче говоря, это означает демонстрировать навыки в применении творческого процесса. Хотя авторитеты расходятся во мнениях относительно количества этапов в этом процессе: одни говорят о трех, другие - о четырех, пяти или семи, - эти расхождения не касаются принципиальных вещей. Они состоят лишь в том, объединять ли действия под одним заголовком или несколькими. Относительно основных обсуждаемых действий существенных расхождений нет.

Для облегчения запоминания и удобства применения мы будем рассматривать творческий процесс как состоящий из четырех этапов: поиск задач, формулирование конкретной проблемы или конкретного спорного вопроса, их исследование и создание набора идей. Каждый из этих этапов будет предметом отдельного урока, но краткий обзор всего процесса позволит вам начать применять его уже прямо сейчас.

Первый этап: Поиск задач . Сущность творчества заключается в том, чтобы подходить к задачам, опираясь на воображение, оригинально и эффективно. Часто необходимость искать задачи отсутствует; они встают перед вами в форме очевидных проблем и спорных вопросов. Например, если ваш сосед по комнате в общежитии каждый день возвращается домой в два или три часа ночи, шумно заходит и начинает разговаривать с вами, когда вы пытаетесь заснуть, вам не нужно быть очень проницательным, чтобы понять, что у вас проблема. Или если вы окажитесь в гуще яростных дебатов о том, является ли аборт убийством, никому не нужно говорить вам, что вы будете высказываться по спорному вопросу.

Однако не все задачи столь очевидны. Иногда проблемы и спорные вопросы настолько мелкие и малозаметные, что только очень немногие люди обращают на них внимание; в других случаях никаких проблем и спорных вопросов нет вообще, а есть только возможность улучшить существующее положение. Такие задачи не вызовут у вас сильных эмоций, поэтому вы и не найдете их, если будете просто сидеть и ждать - вы должны их искать.

Первый этап творческого процесса представляет собой привычку искать задачи - не в какое-то определенное время, а постоянно. Ее важность отражена в том факте, что вы можете применить творческий подход только в ответ на задачи, которые вы осознаете.

Второй этап: Формулирование проблемы или спорного вопроса . Цель этого этапа -- найти самую лучшую формулировку проблемы или спорного вопроса, формулировку, которая приведет к наиболее ценным идеям36. «Правильно сформулированная проблема, - отмечал Генри Хэзлитт, - наполовину решена». Поскольку разные формулировки открывают разные направления для мысли, лучше всего рассмотреть как можно больше формулировок. Одна из самых распространенных ошибок при работе над проблемами и спорными вопросами - это рассмотрение их лишь с одной точки зрения, тем самым закрывается множество перспективных направлений для мысли.

Возьмем упомянутого ранее заключенного, когда тот обдумывал, как ему сбежать из тюрьмы. Его первая формулировка проблемы, по-видимому, была такой: «Как мне достать пистолет и, отстреливаясь, выбраться отсюда?» или: «Как мне спровоцировать охранников открыть мою камеру, чтобы я смог их обезоружить?» Если бы он остановился на этой формулировке, он до сих пор оставался бы там, где и был. Его изощренный план побега мог родиться только в ответ на вопрос: «Как мне распилить решетку без пилы?»

Часто после формулирования проблемы или спорного вопроса многими способами вы не сможете решить, какая формулировка самая лучшая. Если так и случится, отложите решение до тех пор, пока работа на следующих этапах процесса не позволит вам принять окончательное решение.

Третий этап: Исследование проблемы или спорного вопроса . Цель этого этапа -- получить информацию, необходимую для того, чтобы эффективно работать над проблемой или спорным вопросом. В некоторых случаях это будет означать всего лишь поиск подходящего материала в своем прошлом опыте и наблюдениях, пригодного для решения данной проблемы. В других потребуется получить новую информацию посредством нового опыта и наблюдений, бесед с информированными людьми или собственного исследования. (В случае того заключенного это означало внимательно изучить все доступные места и предметы в тюрьме.)

Четвертый этап: Создание идей . Цель этого этапа - произвести достаточное количество идей, чтобы решить, какое действие следует выполнить или какое мнение принять. На этом этапе часто встречаются два препятствия. Первое - это часто неосознаваемая склонность ограничивать свои идеи обычными, знакомыми, традиционными реакциями и блокировать необычные и незнакомые. Боритесь с этой склонностью, помня, что, какими бы чуждыми и неподходящими ни казались реакции последнего вида, именно в этих реакциях проявляется творчество.

Второе препятствие - это соблазн слишком поспешно прервать процесс создания идей. Как мы увидим в следующих уроках, исследования показали, что чем дольше вы продолжаете создавать идеи, тем выше вероятность того, что вы создадите стоящие идеи. Или, как пишет один

Остался последний вопрос, который следует прояснить, прежде чем вы будете готовы начать практиковаться в творческом процессе: как узнать, что вы нашли творческую идею? По каким характеристикам вы сумеете отличить ее от других идей? Творческая идея - это идея, которая и опирается на воображение, и эффективна. Второе качество не менее важно, чем первое. Недостаточно, чтобы идея была необычна. Если бы это было так, то самые странные, самые эксцентричные идеи были бы и самими творческими. Нет, чтобы быть творческой, идея должна «работать», должна решать проблему или прояснять спорный вопрос, на который она отвечает. Творческая идея не должна быть просто необыкновенной - она должна быть необыкновенно хороша. Вот стандарт, который вы должны применять, когда обдумываете идеи, которые создали.

Когда вы создали большое количество идей, решите, какая вам кажется самой лучшей. Иногда это будет одна-единственная идея; в других случаях - сочетание двух идей или больше. На этом этапе ваше решение должно иметь предварительный характер. В противном случае у вас появится сильное желание отказаться от важного процесса критического мышления, с помощью которого идеи оцениваются.

художественный творчество ребенок педагог

Во втором параграфе нашей работы мы попытаемся рассмотреть основные этапы развития творческой деятельности ребенка - дошкольника.

Болотина Л.Р. предлагает в творческой деятельности ребенка выделять три основных этапа, каждый из которых, в свою очередь может быть детализирован.

  • 1. Возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Тема предстоящего изображения, рассказа, рисунок, танца могут быть определены самим ребенком или предложены воспитателем (конкретное же решение определяется только самим ребенком). Чем младше ребенок, тем более ситуативный и неустойчивый характер имеет его замысел. Исследования в области изобразительного творчества показывают, что первоначально дети 3-х лет только в 30%-40% случаев могут создать задуманное ими самими. Остальные же меняют замысел, как правило, называя, что они хотят нарисовать в начале занятия, затем рисуют совсем другое. Иногда смена замысла происходит несколько раз. И лишь к концу года при условии систематических занятий с детьми у 70-80% ребят замысел и воплощение его совпадали. Причина такого явления заключается с одной стороны в ситуативности мышления малыша: сначала ему захотелось нарисовать одно, вдруг в поле его зрения попадает другой объект, который представляется ему более интересным. С другой стороны, называя замысел малыш далеко не всегда может соотнести задуманное своими изобразительными возможностями. А поэтому взяв в руки карандаш или кисть, и поняв свое неумение, он отказывается от первоначального замысла. Чем старше дети и чем богаче их опыт любой художественной деятельности, тем более устойчивый характер приобретает их замысел.
  • 2. Создание детьми образа. Изображение, рассказ по теме, названный воспитателем, не лишает ребенка возможности проявить творчество, но помогает направить его воображение, разумеется, если при этом воспитатель не регламентирует решения. Значительно большие возможности возникают тогда, когда изображение создаются по замыслу детей, когда даются лишь направления выбора темы, содержание изображения. Деятельность ребенка на этом этапе требует от него овладения способами изображения, выразительными средствами, которые специфичны для рисования, лепки и аппликации.
  • 3. Анализ результатов тесно связан с двумя предыдущими этапами, является их логическим продолжением и завершением. Просмотр и анализ созданного детьми должен осуществляться при максимальной их активности, что позволяет детям вполне осмыслить результат своей деятельности. По окончанию занятий все созданные детьми изображения выставляются на специальном стенде. При тактичном направляющем внимании детей действия педагога они увидят интересные находки других детей, оригинальные и выразительные решения темы. Просмотр и анализ детских работ в конце занятия нужно организовывать по - разному, не допуская шаблона и стереотипа, иначе это будет скучно, а потому не поучительной для детей этап создания изображения .

Развернутый анализ детских работ необязателен на каждом занятии. Это определяется особенностью и назначением создаваемых изображений. Так, если дети изготовляли украшения для елки, то в конце занятия все сделанные детьми игрушки надо просто повесить вместе с ними на елку и отметить что все игрушки хорошо смотрятся. А если дети украшали платье для куклы то их лучше развесить в магазине, чтобы кукла или несколько кукол могли выбрать понравившиеся.

Рассмотрим, на примере детского взросления, как же развивается творчество.

Для малышей творческое начало в создании изображения может проявляться в изменении величины предметов, изображенных им. Например, дети лепят яблоки, и если кто-то из них слепив яблоко, затем изображает яблоко поменьше или побольше, то для него это будет творческим решением. Проявлением творчества детей этого возраста можно считать и дополнение изображения какими - то деталями, например, к вылепленному яблоку малыш прикрепляет палочку (черешок), к шарику - веревочку и т.п.

Творческий подход к изображению может выразиться в изменении цвета: например, нарисовав красное яблоко, ребенок рядом (по своей инициативе) рисует желтое или зеленое. Дети могут вносить различные дополнения, связанные с темой. Например, дети средней группы по заданию педагога рисуют птицу, кто какую захочет. Закончив изображение, мальчик из раскрытого клювика выводит тонкие волнистые лини: «Птичка поет, - объясняет он, - это ее голосок». И здесь мы видим проявление воображения и творчества.

По мере овладения изобразительной деятельностью усложняется и творческое решение детьми изобразительной задачи. В старших группах они с огромным удовольствием передают в рисунках, лепке, аппликациях фантастические образы, изображают сказочных героев, волшебную природу, сказочные дворцы, космическое пространство, с летающими кораблями, вышедшими в открытый космос людьми и другое .

Важным стимулом развития детского творчества - положительное отношение взрослых к инициативе и творчеству детей. Поэтому необходимо отмечать и поощрять творческие находки детей, устраивать в группе детского сада, зале, вестибюле выставки продуктов детского творчества.

Дошкольникам доступны почти все виды художественной деятельности - составление рассказов, придумывание стихов, пение, рисование, лепка. Естественно они имеют большое своеобразие, которое выражается в наивном, непосредственном отображении действительности, в необыкновенной искренности. Уже на этом этапе происходит развитие художественных творческих способностей детей, которые проявляются в возникновении замысла, претворении его деятельности, в умении комбинировать свои знания и впечатления, в большей искренности при выражении чувств и мыслей.

Своеобразие детского творчества заключается так же в том, что основано на такой ярко выраженной особенности дошкольников, как подражание, находит широкое отражение в игровой деятельности - образной реализации и впечатлений от окружающего мира. Именно в игре раньше всего проявляется творчество дошкольников. Для игры, возникающей по инициативе детей характерно наличие замысла.

Творческое воображение детей проявляется и в том, что они для своих игр не редко сознательно объединяют разные сюжеты: берут материалы из сказок, рассказов, из жизни.

Обучение побуждает ребенка к сознательным художественным проявлениям, вызывает положительные эмоции, развивает способности .

Изобразительная деятельность только тогда может приобрести творческий характер, когда у детей развиваются эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, и когда они овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями.

Творческий характер деятельности предусматривает возникновение и развитие замысла. Характерная черта изобразительного художественного творчества - создание выразительных изображений. Красота и выразительность изображения зависит от того, как дети овладели формообразующими движениями и умеют передавать в рисунке, лепке, аппликации форм предмета.

Изображение детьми предметов и явлений в действительности это вместе с тем и отношение к этим предметам и явлениям.

Однако не только интерес к созданию рисунка, лепки, аппликации побуждает детей выполнять работу лучше, стремиться достигнуть выразительности образа. Большое значение имеет, и воспитание у них желания сделать работу понятной и интересной для других. А возникает оно уже на 4-ом году жизни .

Итак, совершенно очевидно, что, осуществляя работу по развитию детского творчества необходимо шире включать детей во все процессы подготовки к исполнению (и чем старше дети, тем больше их надо активизировать): выслушать их мнения, советоваться с ними. Важно ставить детей в позицию непослушных исполнителей, а активных участников подготовки творческой деятельности и ее осуществления.

Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

«ХАРЬКОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

Кафедра организации производства и управления персоналом

Расчетное задание

По дисциплине основы эвристики

Вариант 13

Выполнил:

Студент группы ЭК-27А

Перепелица М.Э.

Проверила:

Синиговец О.Н.

Харьков 2012

Введение……………………………………………………………………….3

1.Структура и основные этапы творческой деятельности …………………….4

1.1Основные принципы и этапы творческой деятельности по созданию нового продукта…………………………………………………………………………….6

2.Целесообразность наращевания производственных мощностей…………..9

3.Увеличение привлекательности товара для потребителя………………….13

Заключение…………………………………………………………………...19

Список источников литературы…………………………………………….20

Введение

В данном Расчетном задании рассматревается такие вопросы как структура и основные этапы творческой деяткльности. Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Творчество - это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других.Творчество - процесс создания субъективных ценностей.

Процедура построеня «дерева решений». Метод “дерева решений”. Используется для получения оптимального решения с учетом возможных состояний окружающей среды и вероятности их наступления. На основе чего будет решено конкретное управленчиское задание.

Также будет раскрыта сущность и смысл метода словесной ассоциации, приведены примеры использования метода для опредиления новых идей.

Целью данной работы я считаю изучене закономерностей построения новых действий в незнакомых ситуациях, тоисть органзацию продуктивных процессов мышленя, на основе которых реализуется гинерироване идей последовательность повышения их правдоподобности.

С помощью этой работы, я закреплю знания по эвристики и получу уникальную возможность решать нетрадиционные задачи в незнакомых условиях. Ведь именно эта молодая наука способствует развитию творческого потенциала человека.

1.Структура и основные этапы творческой деятельности

Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) - уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Творчество - это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других.Творчество - процесс создания субъективных ценностей.

Структурная схема творческой деятельности

Схема творческой деятельности по Россману

1) Усмотрение потребности или трудности.

2) Анализ этой потребности или трудности.

3) Просмотр доступной информации.

4) Формулировка всех объективных решений (выдвижение идей и гипотез).

5) Критический анализ всех форм решений (для отсева идей и гипотез -> появляется цикл).

6) Рождение новой идеи (переход к пункту 4).

7) Экспериментирование для подтверждения правильности сформулированной новой идеи. Проводится мысленный (ментальный) , модельный или натурный эксперимент.

Схема структуры творческой деятельности по Гиксону

1) Подготовка. Осуществляется накопление знаний, совершенствование мастерства, формулировка задачи.

2) Концентрация усилий. Работа, направленная на получение решения - волевая концентрация усилий.

3) Передышка. Период умственного отдыха, при этом творец отвлекается от решения сформулированной задачи.

4) Озарение. Возникают новые идеи, возможно видоизменение существующих идей, однако в каждом случае результат должен быть искомым решением задачи.

5) Доведение работы до конца. На этом этапе производится обобщение результатов творческой деятельности и ее оценка.

Схема творческой деятельности по Белозерцеву

1) Формирование проблемной ситуации с одновременным осмыслением ее структуры субъектом творческой деятельности. Формулировки (постановки) технических задач.

2) Рождение и вынашивание новых технических идей, нового принципа, новой трансформации.

3) Создание идеальной модели (реализация).

4) Конструирование. Результаты - эскизный и технический проект, рабочие чертежи, модельно-макетное воплощение реализации.

5) Этап предметного и относительно завершенного воплощения идеи, проблемы или изобретения в новом техническом объекте.

Обобщенная модель структуры творческой деятельности по Шумилину

1) Осознание, постановка и формулирование проблемы.

2) Нахождение принципа решения (разрешения) проблемы (синонимы: нестандартная задача, решающая гипотеза, идея изобретения или замысла произведения искусства).

3) Обоснование и развитие найденного принципа. Теоретическая, конструкторская и технологическая проработка этого принципа.

Если научное творчество, то конкретизация и доказательство гипотезы. Если техническое, то конструкторская проработка идеи. Для художественного творчества - развитие и разработка замысла художественного произведения.

Разработка планов включает экспериментальную проверку гипотез. План практической реализации изобретения - реализацию замысла.

4) Практическая проверка гипотезы, реализация изобретения или замысла, объективизация художественного произведения.

Основной задачей этапа генерации идей является создание современных конкурентоспособных товаров, которые по своим технико-экономическим показателями и технологическим исполнению отвечают высшим научно-техническим достижениям, удовлетворяют нужды потребителей. Разрабатывая идеи нового продукта необходимо руководствоваться требованиями наибольшей безопасности, экономической целесообразности и полного соответствия функций изделия условиям окружения. Это правило распространяется на все изделия независимо от того являются ли они составной частью товара, или готовым товаром.

Требования наибольшей безопасности связаны с предпосылкой, согласно которой любому изделию - объекту производства и эксплуатации (использования) - должны быть присущи необходимые свойства, максимально исключающие вредное влияние на человека и окружающую среду.. Принимая во внимание значительное повышение требований потребителей к безопасному потреблению товаров, выгоднее руководствоваться требованиями абсолютной безопасности.

Требования экономической целесообразности предусматривают, что основные параметры и конструкция изделия должны обеспечивать высокий уровень его эффективности как объекта производства и эксплуатации (использование). Полезный эффект от использования изделия по назначению соответственно установленным режимам эксплуатации должен обеспечиваться минимально необходимыми расходами трудовых, материальных и энергетических ресурсов.

Не меньшее значение на современном этапе научно-технического развития мирового промышленного производства имеет соблюдение требований полного соответствия функциям, выполняемым изделием, условиям окружающей среды. В этом случае речь идет о том, что функциональные свойства изделия должны обязательно отвечать уровню параметров внешней среды и диапазона их изменений. Необходимо также достичь полного согласования этих свойств с параметрами среды, если последние имеют высокую динамичность и стохастичность. Выполнение всех этих предпосылок нуждается в напряженной творческой деятельности.

Процесс творческой деятельности осуществляется в органическом объединении стадий:

Подготовка,

Замысел,

Реализация.

Все стадии творческого процесса базируются на информационном, методическом и техническом обеспечении.

Информационное обеспечение включает базу знаний, банк данных прогнозов, патентов, стандартов, справок.

С методическим обеспечением отождествляют совокупность методов решения изобретательских, стандартизацонных и оптимизационных задач.

К техническому обеспечению относят средства вычислительной техники, системы автоматизированного проектирования, программно-технические комплексы.

В процессе творческой деятельности стадия подготовки к научному поиску предусматривает: накопление необходимых исходных знаний; предшествующую систематизацию фактов в изучаемой области развития науки и техники, интеллектуально-творческую подготовку личности к поиску идей. Со стадией замысла связывают изучение нерешенной проблемной ситуации и определение проблемы для дальнейшего ее решения. С этой целью изучают имеющуюся научно-техническую информацию и формулируют главную задачу поиска; выясняют центральный вопрос (фокальная точка задачи), требующей решения; устанавливают необходимые требования и существенные ограничения; разрабатывают план поиска решения. Особое внимание уделяют изучению условий возникновения и опыта решения аналогичных задач на разных этапах развития науки и техники.

Центральной в процессе творческой деятельности является стадия поиска. Именно здесь трансформируется и решается проблемная ситуация, реализуется план поиска решения соответствующего замысла. Наиболее характерными этапами этой стадии считают:

Генерирование идей;

Определение принципов решения задачи; выявление положительных и отрицательных последствий, вытекатющих из принципов решения задачи;

Анализ разных вариантов и выбор из них оптимального.

Завершает творческий процесс стадия реализации, на которой осуществляется: техническое оформление решения творческой задачи; исследовательская проверка и испытания технического решения со следующим внесением в него необходимых поправок и дополнений; реализация решения и его дальнейшее развитие. Основным же элементом творческого поиска являются генерирования новых идей.