Роль дистанционного обучения в организации самостоятельной когнитивной деятельности учащихся. Значение дистанционного образования в современном мире Роль электронных обучающих средств в дистанционном образовании

  • Системы дистанционного обучения, их классификация
  • Жизненный цикл (жц) информационной системы. Основные процессы жизненного цикла. Вспомогательные процессы. Организационные процессы. Технологии проектирования информационных систем.
  • Техническое задание на проектирование информационной системы. Основные разделы технического задания. Стандарты, описывающие техническое задание. Анализ и разработка требований.
  • Методы аутентификации пользователей информационных систем.
  • Сеть Фейстеля: принцип работы и использование в алгоритмах блочного шифрования
  • Анализ основных технологий разработки электронных технических документов
  • Типовые структуры электронных технических документов
  • Технологии проектирования и реализации мультимедийного продукта.
  • 26. Классификации систем компьютерной графики. Кодирование векторной и растровой графической информации. Растровая графика – объекты изображения. Векторная графика – объекты изображения.
  • 27. Цветовые модели rgb, cmYk, hsv (hsb), hsl, lab. Представление цветов, кодирование, назначение.
  • 28. Структурированная кабельная система: топологии, подсистемы, категории пассивного оборудования.
  • 29. Порядок проектирования структурированной кабельной системы.
  • 30. Глобальная сеть Интернет. Сетевые протоколы. Модель osi. Система доменных имен, трансляция доменного имени в ip-адрес. Маршрутизация пакетов в сети Интернет.
  • 31. Логическое программирование на языке Пролог. Представление знаний о предметной области в виде фактов и правил базы знаний Пролога. Организация повторений.
  • 1.1. Метод отката после неудачи.
  • 33. Ядро операционной системы. Классификация ядер операционных систем. Достоинства и недостатки различных архитектур ядер операционных систем.
  • 34. Файловая система как компонент операционной системы: определение, основные функции и возможности. Примеры реализации файловых систем.
  • 35. Информация и энтропия. Измерение количества информации. Свойства информации. Формулы Хартли и Шеннона.
  • 37. Коды, обнаруживающие и исправляющие ошибки передачи. Построение систематического кода. Код Хемминга.
  • 38. Понятие переменной в языках программирования. Оператор присваивания. Организация ввода и вывода данных в приложении. Организация ветвления и циклов в языках программирования.
  • 39. Массив как способ организации данных. Реализация массивов в различных языках программирования. Одномерные и многомерные массивы. Типовые алгоритмы обработки массивов.
  • 40. Подпрограммы (методы) в языках программирования. Формальные и фактические параметры. Глобальные и локальные переменные. Рекурсивное выполнение подпрограммы.
    1. Сущность и особенности дистанционного обучения

    Дистанционное обучение - это способ получения знаний, формирования навыков и умений, основанный на интерактивном взаимодействии обучаемого с компьютером. При этом администрирование процесса обучения максимально автоматизировано, взаимодействие обучаемых и тьюторов (наставников или преподавателей) осуществляется в основном при помощи различных каналов коммуникации, но без личного общения.

    Для человека самостоятельно выбирающего дистанционную форму обучения решающим факторами являются свобода выбора времени и места обучения, выбора предмета, специальности и обучающей организации.

    Таким образом, с этой точки зрения сущность дистанционного обучения можно выразить следующими предложениями:

    Возможность учиться в выбранной учебной организации не зависимо от ее местоположения и местонахождения обучаемого;

    Получение информации в необходимом в данный конкретный момент количестве в удобное время в любой точке земного шара;

    Возможность многократного возвращения к учебному материалу практически без ограничений.

    Несколько иная точка зрения у человека, которому дистанционное обучение навязано. Возможно, в данную категорию попадают люди, которые по корпоративным требованиям должны постоянно или периодически проходить различные тренинги, выполнять кейсы или которые пытаются повысить свой уровень знаний, но кроме дистанционной формы обучения, других возможностей получить знания – нет.

    Если дистанционная форма обучения является вынужденной, то с точки зрения обучаемого процесс можно описать таким образом:

    Есть необходимость в повышении уровня знаний, получении некоторых навыков и/или умений, но сам факт того, что нет явного контроля или постоянного надзора за процессом, то это может явиться камнем преткновения в эффективности такого обучения;

    Ну и самый важный фактор – это самоорганизация. Если ее нет, то обучаемому сложно будет пройти программу обучения до конца. Здесь, правда, надо не забывать влияние корпоративной культуры или управляющей системы компании, которая обеспечивает обучение.

    Взгляд работодателей на дистанционное обучение достаточно типичен. В основном он затрагивает следующие аспекты:

    Сокращение затрат на подготовку персонала (хотя создание и наполнение системы дистанционного обучения требует существенных затрат);

    Распространение стандартизованных знаний среди значительного количества сотрудников;

    Создание и накопление высококачественных знаний. Если работодатель уделяет должное внимание созданию учебного контента, то его качество будет на самом высоком уровне.

    Основные особенности дистанционного образования это то, что источники знаний это информационные ресурсы, существующие в телекоммуникационной среде, например автоматизированные информационные системы, базы данных, компьютерные программы и другие.

    Характерные особенности дистанционного образования, которые отличают его от традиционной системы обучения, представлены ниже:

    Гибкость обучения – это удобно для студентов, которые уже работают, т.е. каждый обучающийся может учиться столько сколько ему необходимо, чтобы освоить курс дисциплин по выбранной специальности;

    Модульность, т.е. в основе дистанционного обучения лежит модульный принцип, который позволяет изучать ту или иную дисциплину блоками (модулями);

    Экономическая эффективность, т.е. получение дистанционного образования, выходит намного дешевле, чем получение образования при традиционной системе обучения;

    Новая роль преподавателя, он координирует процесс обучения, а также преподаваемый курс, проводит консультирование студентов, т.е. на него возлагается роль тьютора;

    Специальные формы контроля, которые включают в себя дистанционные экзамены, тестирование и другие;

    Использование специализированных компьютерных технологий.

    Главной особенностью дистанционного обучения является то, что в его основе лежит самостоятельное обучение. Студенты должны уметь самостоятельно работать с предоставляемой им информацией, при чем в удобное для них время.

    Особенности дистанционного образования прослеживаются и в организации процесса обучения. При получении образования по этой форме и преподаватели, и студенты должны владеть интернет технологиями. Нет необходимости студентам выезжать по месту учебы, они могут обучаться, находясь в любом городе, регионе, и даже стране.

    • Зойиров Бахадыр Абдуллаевич , преподаватель
    • Сариосинский сельскохозяйственный профессиональный колледж, Сурхандарьская область, Узбекистан
    • ОБРАЗОВАНИЕ
    • ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • ИННОВАЦИИ

    В данной работе рассматривается феномен дистанционного образования и его значение в современном мире. Автор акцентирует внимание на значении дистанционных форм обучения в условиях трансформации рынка труда и изменении требований к работнику.

    • Сравнение языков программирования на примере сортировки массива
    • Мониторинг физического развития юношей специальной медицинской группы в динамике обучения в вузе
    • Функциональная характеристика и оценка энергопотенциала студентов с разным уровнем физического здоровья
    • Организация и проведение исследования по совершенствованию ИКТ-компетенций с помощью андрагогических принципов обучения
    • Характеристика физического здоровья студентов технического вуза Прибайкалья

    Современный мир характеризуется глобальными изменениями во всех сферах общества. В контексте научно-технической революции второй половины XX века, назрел кризис в системе образования . Кризис проявляется не только в недостаточном финансировании, но и порой несоответствии содержания современного образования состоянию современного общества, его запросам и темпам развития. Образование даже в самых развитых странах не успевает за изменяющимся миром .

    В нынешних условиях, когда образовательная практика не соответствует современным требованиям и не может своевременно подготовить человека к будущему, необходимы радикальные меры.

    Современные тенденции демонстрируют, что в наступившем веке образованию придется стать непрерывным процессом в жизни каждого человека, который хочет быть востребованным на рынке труда. Образование теперь будет продолжаться в течение всей его жизни. Только так современный человек сможет адаптироваться к технологическим инновациям не только среди орудий труда , но и его содержания; своевременно овладевать новыми знаниями и направлениями профессиональной деятельности .

    На фоне создания общества знаний, нарастание процесса информатизации общества приводит не только к формированию новой информационной среды обитания, но и новой информационного уклада их жизни и профессиональной деятельности .

    Одним из наиболее эффективных методов расширения и глобализации образовательного пространства в современном мире является развитие систем дистанционного образования, т.е. возможности реализации образовательного процесса в условиях, когда обучающиеся используют для взаимодействия и реализации образовательного процесса современные информационные технологии и телекоммуникационные сети.

    Дистанционные формы образования начинают возникать ещё в XIX веке в виде почтовой переписки педагога и ученика, затем осуществляется с использованием радио и телевидения, и теперь уже с применением информационно-коммуникативных и компьютерных технологий .

    Сейчас, в условиях развития ИКТ и Интернет-технологий, дистанционное образование стало более доступным и эффективным. Выбирая данную форму получения образования, обучающийся получает широкие возможности по совмещению учёбы и работы или воспитанию детей, также дистанционное образование предоставляет возможность получить образование маломобильным группам населения и живущим в удалённых районах.

    Таким образом, в современных условиях развитие системы дистанционного образования представляет важнейшую задачу, решение которой позволит справиться с проблемой повышения качества трудовых ресурсов страны.

    Применение ИКТ в процессе образования даёт возможность повысить эффективность и качество обучения. Однако внедрение этих технологий потребует изменения подхода к обучению и формированию учебного материала, а также может потребоваться дополнительное обучение педагогов по методике удалённого преподавания и взаимодействия с обучающимися (ответы на вопросы, проверка выполненных работ).

    Однако, в ходе дистанционного образования, обучающийся не должен быть отчуждён от педагога, т.к. это может негативно повлиять на развитие навыков общения и самостоятельного мышления обучающегося .

    Что же касается системы дистанционного образования в Узбекистане, то она начала активно развиваться лишь в последнее десятилетие. Тем не менее, сегодня эта форма образовательного процесса используется уже во многих крупных высших учебных заведениях.

    Список литературы

    1. Колин К. Информатизация образования: Новые приоритеты // Госбук. URL: http://www.gosbook.ru/system/files/documents/2013/04/02/kolin.pdf
    2. Соколова С.А. Современные инновационно-информационные технологии в образовательном процессе // Novainfo. - №36-1. - URL: http://сайт/article/3815
    3. Хусяинов Т.М. Процесс информатизации труда и его социальные последствия // Международна научна школа “Парадигма”. Лято – 2015. В 8 т. Т. 6: Хуманитарни науки: сборник научни стати / под ред. Д. К. Абакаров, В. В. Долгов. – Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2015. - С. 310-315.
    4. Хусяинов Т.М. История развития и распространения дистанционного образования // Педагогика и просвещение. - 2014. – № 4. – С.30-41.
    5. Якимец С.В. Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении: Польза и вред // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2014. №4. С. 113-115.

    Абрамовский Антон Львович

    ассистент кафедры маркетинга и муниципального управления Тюменского государственного нефтегазового университета [email protected]

    РОЛЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Abramovsky Anton Lvovich

    Assistant of the Marketing and of Municipal Administration Department, Tyumen State Oil and Gas University [email protected]

    ROLE OF DISTANCE EDUCATION AT THE PRESENT STAGE OF GLOBALIZATION OF THE RUSSIAN HIGHER EDUCATION

    Аннотация:

    В статье анализируется роль дистанционного высшего образования в Российской Федерации в связи с усилением глобализационных процессов. Автором формулируются выводы о возрастающем значении дистанционного обучения для российской высшей школы с целью обеспечения ее конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.

    Ключевые слова:

    глобализация в образовании, дистанционное высшее образование, сущность глобализации, обучение, образование, инновации в образовании.

    The article analyzes the role of the distance education in the Russian Federation in view of the intensifying of the globalization processes. The author draws conclusions about the increasing role of the remote learning for the Russian higher education in order to ensure its competitiveness in the educational market.

    globalization in education, distance higher education, essence of globalization, training, education, innovation in education.

    В настоящее время термин «глобализация» приобрел широкую популярность. Он применяется во многих сферах деятельности человека для описания интеграционных процессов, возрастания взаимовлияния и взаимозависимости стран и народов друг от друга. Социологическая энциклопедия под редакцией В.Н. Иванова трактует данный термин так: «все более усиливающееся влияние и воздействие общечеловеческих, мировых (глобальных) процессов на судьбы отдельных стран и народов, а также всего человечества в целом» . Английское издание The Collins English Dictionary приводит такое определение глобализации: «это процесс, позволяющий финансовым и инвестиционным рынкам работать на международной арене, в значительной степени в результате отмены государственного контроля и улучшения возможностей коммуникаций, благодаря чему компания расширяет свою деятельность в международных рамках». Анализ степени разработанности определения «глобализация» позволяет сделать вывод о том, что данная проблематика хорошо освещена в трудах ученых стран США и Западной Европы, особо стоит отметить исследователей Lechner and Boli, 2000; Scholte, 2000, Thompson, 2000; Tomlinson, 1999; Zachary, 2000. В их трудах уточняется терминология, сделаны попытки определить первопричины глобализационных процессов, обсуждаются вопросы отличия интернационализации от глобализации, описываются их хронологические периоды.

    Определенный интерес по вопросу периодизации глобализации представляет, на наш взгляд, концепция исследователя В.Я. Нечаева, выделившего три этапа в данном процессе. Первый этап развития глобализации в мире появился в начале эпохи нового летоисчисления и был тесно связан с развитием мировых религий, поскольку в это время сформировались определенные ценностные ориентации, которые, в свою очередь, начали выходить за пределы первых государств и активно распространяться за пределами места своего появления. Хронологические рамки данного периода определяются В.Я. Нечаевым в 1 000 лет.

    Второй этап относится к началу второго тысячелетия и связан с формированием первых университетов в мире. В.Я. Нечаев подчеркивает, что университеты «...принимают под свой космополитический покров религии, науки, искусства, предлагая им состязаться в дисциплинарной динамике, “укладывая” свои знания и свою культуру в головах новых поколений людей. По существу современная эпоха (Новое и Новейшее время) наступает тогда, когда университеты уже подготовили поколения образованных людей, способных использовать науки, искусства, технологии во всех сферах общественной жизни» .

    Третий этап развития глобализации начался со вступления человечества в третье тысячелетие, в так называемую «информационную эпоху» (некоторые предпочитают называть ее «постиндустриальной»). Она характеризуется доступностью современных информационнокоммуникационных технологий, появлением глобальной сети Интернет, объединившей все человечество; бурным развитием компьютерной техники, мобильных коммуникационных устройств (сотовые телефоны, смартфоны, планшетные компьютеры, ноутбуки); открытостью информации в целом, многократным увеличением ее потоков; общей интенсификацией ритма жизни человека. На наш взгляд, данный этап глобализации является наиболее интересным, поскольку никогда до этого человечество не обладало такими возможностями для прорыва в четырех основных сферах жизни (экономике, политике, социальной сфере и культуре).

    Наиболее заметно влияние глобализационных процессов на экономику стран, поскольку данное влияние приводит к формированию единого мирового рынка (появлению таких учреждений как Всемирная торговая организация); изменению в принципах ведения бизнеса (появление экономики знаний, сокращение размеров штата предприятия до нескольких высококвалифицированных специалистов, возрастание скорости бизнес-процессов); усилению конкуренции между компаниями, представленными на рынке (в силу роста производственных мощностей, переизбытка товаров и услуг); к активизации научно-технического прогресса, развитию технологий и инноваций.

    Рассматривая влияние глобализационных процессов на политику, стоит отметить усиление межгосударственного и международного сотрудничества, изменение роли государства при организации жизни населения, рост политической взаимозависимости и взаимосвязанности стран и народов.

    Однако наибольшее влияние глобализация оказывает на социальную сферу, поскольку налицо тенденция изменения характера межкультурных связей (большое количество мигрантов по всему миру, межнациональные браки), мировоззрения людей и образа их жизни (причем они не всегда носят позитивный характер, - зачастую ведут к формированию образа жизни потребителя, а не творца). Отметим также появление новых угроз в виде глобальной преступности, международного терроризма, участившихся экономических кризисов (что неизбежно при рыночной экономике), увеличению разрыва между богатыми и бедными.

    Влияние глобализации на культуру также неоднозначно. Существует мнение, что данный процесс уничтожает общекультурные различия в разных странах мира, способствует развитию культурной составляющей, как доминирующей в единственной оставшейся сверхдержаве. Подобное «стирание границ» ведет к неизбежным потерям и обесцениваю культуры всего человечества.

    С учетом вышеизложенного, а также принимая во внимание вступление современной цивилизации в информационную эпоху, можно утверждать, что глобализационные тенденции коснулись фундаментального института общественной жизни - образования. Такие исследователи как Ф. Фукуяма справедливо отмечают, что формирование социальных классов и различия между ними в наше время обусловлены не происхождением (как это было еще 100 лет назад), а объемом и качеством полученных знаний. Э.С. Демиденко в своей статье «Предстоящие изменения в образовании в техногенном обществе» отлично иллюстрирует данное утверждение. Он пишет: «.в начале XX в. более половины высших должностных лиц были еще выходцами из весьма состоятельных семей, в середине века их число сократилось до трети, то сейчас единицы» .

    Особенно заметны глобализационные процессы в образовании в высшей школе. Изменилась не только методологическая база преподавания (что обусловлено активным применением информационных технологий, появлению электронных образовательных сред, дистанционных образовательных новшеств и онлайн обучения), но и сам принцип ведения хозяйственной деятельности современными университетами, которые сочетают в себе функции храма знаний и коммерческого предприятия (зарубежные исследователи называют это сочетание «университет-предприятие»); вузы существуют в рыночной экономике, конкурируя не только между собой в рамках одной страны, но и с другими из разных стран.

    Усиление конкуренции отчасти вызвано возможностью все большего количества вузов преподавать дистанционно (преподаватель и студент могут находиться за тысячи километров друг от друга), с активным использованием образовательных сред (learning environments). Особенно успешно в данном направлении работают вузы США, такие как Университет Феникс (Phoenix University), Массачусетский технологический институт (MIT), Университет западных губернаторов (Western Governors University) и ряд других образовательных учреждений.

    Вступление России в мировое образовательное пространство связано с подписанием Болонской декларации, согласно которой осуществлен переход на двухуровневую систему обучения (бакалавр и магистр) в высшей школе, взят курс на повышение информатизации вузов и развитие дистанционных технологий обучения. Для реализаций ее положений в сентябре

    2013 г. был принят новый Федеральный закон «Об образовании», согласно которому вводятся понятия дистанционных образовательных технологий (ДОТ), электронного обучения. Подобные нововведения будут стимулировать развитие систем дистанционного образования в высшей школе, усиливать его роль в качестве стратегического направления обеспечения доступности в России и экспорта отечественного образования в другие страны мира.

    Переход на дистанционное обучение в высшей школе связан с определенными трудностями, которые относятся к созданию электронных обучающих средств для студентов (технический уровень), подготовке качественных образовательных курсов (содержательный уровень), обучению преподавателей и тьюторов (кадровый уровень), оценке результатов обучения (оценочный уровень). В то же время, в нашей стране существуют вузы, которые активно применяют зарубежный опыт в данном направлении, учитывают российскую специфику работы и реализуют качественное дистанционное обучение своих студентов. К одним из таких относится Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (далее - МЭСИ). В 1992 г. в данном вузе начался процесс внедрения информационных технологий в обучения, а в настоящее время он подготавливает более 70 000 студентов, в том числе около 15 000 иностранных учащихся из 52 стран мира. МЭСИ предлагает более 740 полноценных онлайн курсов для своих слушателей, имеет развитую инфраструктуру поддержки студентов, обучающихся дистанционно, а также 29 филиалов по всей России .

    Таким образом, система образования в XXI в. претерпела значительные изменения, в связи с процессами глобализации и благодаря активному развитию информационных технологий. В настоящее время во всем мире развивается и распространяется новая форма высшего образования - дистанционная.

    Ведущие вузы мира заинтересованы в распространении своего образовательного продукта за пределами своих стран, что является существенным вызовом отечественной системе высшего образования. Для увеличения конкурентоспособности российские учебные заведения могут расширять системы дистанционного обучения, основанные на базе информационных технологий, объединенных в специализированную образовательную среду, которые позволят удержать имеющийся контингент студентов, предложить более качественную и удобную образовательную услугу по конкурентоспособным ценам. В случае нежелания вуза использовать новые технологии в процессе обучения возникает угроза его существования, так как он может быть вытеснен с рынка образовательных услуг.

    Информационное общество требует постоянного развития системы высшего профессионального образования, на которое необходимо адекватно реагировать. Развитие дистанционного обучения в России является необходимым шагом для сохранения конкурентоспособности российских вузов в мировом образовательном пространстве.

    1. Социологическая энциклопедия / науч. ред. В.Н. Иванов и другие: в 2 т. М., 2003. Т. 1. 696 с.

    2. Нечаев В.Я. Параметры глобализации и факторы Болонского процесса // Вестник Московского ун-та. 2004. № 4. С. 27-34.

    3. Демиденко Э.С. Предстоящие изменения в образовании в техногенном обществе // Успехи современного естествознания. 2011. № 12. С. 89-90.

    4. Московский государственный университет экономики, статистики и информатики // Официальный сайт вуза. 2013. URL: http://mesi.ru/about/figures/ (дата обращения: 02.09.2013).

    Мы живем на пороге информационного общества, в котором информация, ее постоянно обновляющиеся ресурсы играют главную роль в развитии наукоемких производств, высоко эффективных технологий, культуры их эксплуатации и воспроизводства. Умение работать с информацией на разных носителях становится областью знаний. В связи с этим возникает необходимость широкого внедрения таких технологий в образовательный процесс.

    Дистанционное обучение – новая форма организации учебной деятельности, активно развивающаяся в последнее время, благодаря довольно широкому распространению персональных компьютеров, как в учебных заведениях, так и в личном пользовании.

    Объективное появление дистанционных форм технологии обусловлено следующими основными причинами:

    Удаленность учащихся от учебных и информационных центров; своеобразие территории России;

    Развитие системы повышения квалификации и дополнительного образования;

    Многочисленный контингент лиц, нуждающихся в качественном и доступном образовании; отсутствие возможности прохождения очного обучения и недостаточность заочного в случае ограничений физического порядка, инвалидности;

    Недостаток квалифицированных преподавательских кадров, особенно в предметных областях;

    Необходимость получения учебных материалов более высокого качества, углубленного или специфического характера.

    Доказывать в настоящее время экономическую, образовательную, даже политическую значимость организации в стране системы ДО, уже поздно. ДО стало уже свершившимся фактом не только за рубежом, но и в нашей стране. По данным МО РФ в 2002 году в системе высшего образования учились в дистанционной форме более 200 000 студентов России в более, чем в 20 вузах страны. Только Современный гуманитарный университет в Москве обучает дистанционно 60 000 студентов. Около 50 000 граждан РФ, постоянно проживающих на территории России, являются учащимися иностранных образовательных организаций и обучаются дистанционно.

    Дистанционное Образование – это результат объективного процесса информатизации общества и образования.

    Наиболее быстро Дистанционное Образование развивается в бизнес-образовании.

    Цели внедрения и использования ДО.

    1. глобальная интенсификация интеллектуальной деятельности за счет привлечения и использования информационных и телекоммуникационных технологий;

    2. Бизнес цели – заработать на образовательных услугах;

    3. Педагогические – улучшить качество образования

    4. Прагматические – увеличить производительность труда, сэкономив на издержках;

    5. Преодоление существующих объективных ограничений – снятие временных ограничений на обучение, территориальных, обучение людей с ограниченными возможностями.

    Новые информационные технологии открыли доступ к получению знаний, обеспечив выход в мировое информационное пространство. Информационные технолгогии – это совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющих знания людей и развивающих их возможности по управлению техническими и социальными процессами.

    Интернет – особая информационно-образовательная среда. В такой среде используются самые разнообразные средства: вербальные, визуальные, мультимедийные.

    Дидактические свойства сети Интернет

    1. публикация учебно-методической информации в гипермедийном варианте

    2. педагогическое общение в реальном и отложенном времени между субъектами и объектами учебного процесса;

    3. открытый во времени и пространстве дистанционный доступ к информационным ресурсам.

    Дистанционное обучение обеспечивается применением совокупности образовательных технологий, при которых целенаправленное опосредованное или не полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных информационных технологий, прежде всего с использованием средств телекоммуникации.


    Наступление эры информатики было отмечено переходом от техносферы к инфосфере. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются образовательные ресурсы. Результаты общественного прогресса, ранее сосредоточенные в техносфере, в нынешних условиях концентрируются в инфосфере, где большинство людей занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации и знаний. Сегодня мир вступил в телекоммуникационную фазу развития инфосферы, которая характеризуется как фаза общения, трансфера информации и знаний. Поскольку знания стремительно обновляются, то современный человек должен быть готовым к тому, что учиться ему придется в течение всей жизни. Мировая телекоммуникационная инфраструктура открывает возможность массового самообразования и всеобщего обмена информацией независимо от местонахождения человека.
    В соответствии с Законом Республики Беларусь от 6 сентября 1995 г. N 3850-XII: ’’Информатизация - организационный социально-экономический и научно-технический процесс обеспечения потребностей органов государственной власти, юридических и физических лиц в получении сведений о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах на базе информационных систем и сетей, осуществляющих формирование и обработку информационных ресурсов и выдачу пользователю документированной информации”.
    Компьютеризация деятельности, связанной с информатизацией является закономерным и объективным процессом, характерным для всего мирового сообщества. Он проявляется во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в образовании. Во многом благодаря этому процессу стала возможной новая технология обучения - дистанционное, которое хорошо интегрируется с традиционными формами обучения (очной и заочной). Следует обратить внимание на тенденцию, когда все известные формы обучения усовершенствуются, благодаря технологии современного дистанционного обучения. Именно поэтому дистанционное обучение часто называют технологией получения знаний XXI века.
    Возникновение дистанционного обучения является закономерным этапом развития и адаптации образования к современным условиям. Его появление многие объясняют рядом факторов. С одной стороны, потребностью общества в творческой, профессионально и духовно самостоятельно совершенствующейся личности, с другой стороны, территори
    альными, экономическими и культурными факторами. По мере своего развития дистанционное обучение будет способствовать решению следующих задач: повышению общеобразовательного уровня общества;
    ^ расширению доступа к высшему и последипломному образованию, включая аспирантуру и докторантуру;
    ^ удовлетворению потребностей и интересов общества в целом и отдельной личности; повышению квалификации и переподготовка специалистов в связи с переходом на новые технологии.
    На протяжении столетий сфера образования оставалась наиболее консервативной областью человеческой деятельности, наименее подверженной изменениям. Несмотря на то, что объем сведений об окружающем мире неуклонно возрастал, технологии передачи накопленных знаний оставались неизменными. Объективные условия развития современного общества в конце XX века стали диктовать новые требования к содержанию и формам передачи знаний.
    Классическая форма получения образования (очная) сегодня переживает кризис, который в той или иной степени отчетливо проявляется во всех странах мира.
    В работе авторы указывают на следующие характерные черты кризиса мировой системы образования: неспособность обеспечить всем желающим возможность получения необходимого им образования (территориальность);
    У отставание получаемых знаний от уровня развития технологий (консерватизм); низкую адаптивность систем образования к различным социальноэкономическим условиям (инерционность); специфичность образования, получаемого в конкретном учебном заведении (локальность).
    Таким образом, в настоящее время перед образовательными системами стоят многочисленные проблемы. По мнению зарубежных экспертов, в начале ХХ1 века минимальным уровнем образования, необходимым для выживания человечества, становится высшее образование.
    Традиционные технологии очного и заочного обучения не в состоянии удовлетворить потребность всей молодежи в получении высшего образования. Даже самые развитые страны не смогут принять такой массы студентов по очной (дневной) форме обучения. В связи с этим в мире наблюдается тенденция стремительного роста численности студентов, обучающихся заочно по технологии ДО. Одновременно растет число вузов, работающих в этой области. По данным, приводимым в , если в
    70-е гг. ХХ века в мире число таких вузов приближалось к 70, то в 80-90-е гг. их уже насчитывалось 187. Отмечается также еще одна тенденция: численность обучающихся по технологиям ДО в 90-е гг. ХХ века росла быстрее численности студентов, обучающихся по традиционным технологиям (дневные отделения вузов). Значительный толчок в развитии ДО в мире наблюдается в связи с новыми ИКТ. Так, если в 1998 г. обучение с помощью современных технологий занимало в США лишь 2 % всего рынка обучения, то, по оценкам специалистов, в 2003 г. оно должно составить 14 % .
    В Швеции количество обучающихся по технологии ДО в национальной системе образования составляет около 70 %. По официальным данным это объясняется прежде всего низкой стоимостью обучения (дешевле в два и более раза по сравнению с традиционными технологиями) в связи с отсутствием затрат обучающихся на дорогу и проживание, а также за счет более рационального использования основных фондов учебного заведения.
    По оценкам специалистов других стран, дистанционное обучение на 30 % дешевле традиционного. Фирма Microsoft считает, что стоимость сетевого обучения может снизиться как минимум вдвое против традиционного, поскольку преподаватель в состоянии давать уроки, находясь в любой точке земного шара. Экономия может быть достигнута и за счет других факторов. Например, используя технологию дистанционного обучения, можно быть уверенным в том, что все учащиеся пользуются одними и теми же и, кроме того, самыми свежими учебно-методическими материалами. Ведь обновлять учебные пособия в сети гораздо проще. Относительно невысокая стоимость обучения обеспечивается также за счет более концентрированного представления и унификации содержания образовательного ресурса, ориентированности технологий дистанционного обучения на большое количество обучаемых, за счет экономии использования учебных площадей.
    Немаловажной причиной обращения к дистанционному обучению является возможность учиться в удобное для обучаемого время и в удобном для него месте. При этом срок обучения не имеет ограничений и может прерываться в зависимости от желания обучаемого и его финансовых возможностей .
    По оценкам экспертов, среди способов получения образования наилучшим по качеству и наиболее затратным является очное обучение, наиболее доступным - дистанционное. Профессиональная компетентность специалистов, получивших образование в очной форме, всегда на порядок выше. Поэтому элитарные вузы, как правило, редко используют заочное обучение. Заочная форма обучения больше ориентирована на подготовку специалиста-практика . Технология ДО на основе новейших ИКТ обладает следующими отличительными особенностями:
    гибкость (с учетом времени, места, темпа и объема обучения); экономичность за счет сокращения расходов на учебные площади, транспорт, технические средства; социальное равноправие обучающихся независимо от места проживания и состояния здоровья;
    Таким образом, особую популярность дистанционное обучение приобрело в странах, характеризующихся, во-первых, значительными территориями, удаленностью места жительства обучаемого от места обучения; во- вторых, наличием высокого уровня неудовлетворенного спроса на образовательные услуги; в-третьих, динамическими изменениями социальноэкономической ситуации.
    Анализ работ зарубежных и отечественных специалистов позволил установить следующие отличительные признаки современной технологии ДО:
    ^ наличие удаленных субъектов обучения; широкое использование коммуникационных технологий в учебной деятельности; взаимодействие субъектов дистанционного обучения в реальном времени с помощью современных сетевых сервисов.
    Необходимость использования технологии ДО продиктована рядом обстоятельств: новыми требованиями, предъявляемыми к образованию в ХХ! веке; ростом числа желающих получить образование, пройти переподготовку в связи с изменениями на рынке труда; ограниченными пропускными возможностями вузов и системы повышения квалификации; интернационализацией высшей школы и усилением международной интеграции в образовании.
    Наиболее всесторонне проанализирована специфика сетевого обучения
    А. А. Андреевым : гибкость (обучение в удобное время, в удобном месте, в удобном темпе); модульность (модульный принцип обучения); параллельность (обучение без отрыва от производства); дальнодействие (удаленность образовательного учреждения от обучающихся); асинхронность (работа участников процесса обучения по удобному для каждого расписанию); охват (массовость); рентабельность (экономическая эффективность); преподаватель (новая роль и функции);
    обучающийся (новые требования); использование новых информационных технологий (компьютерные сети, мультимедийные системы); социальность (устранение социальной напряженности благодаря предоставлению равной возможности в получении образования); интернациональность (экспорт и импорт образовательных услуг).
    Таким образом, на основе проведенного анализа следует подчеркнуть,
    что технологию ДО от традиционных отличают следующие характерные черты: возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе, имея нерегламентированный отрезок времени для освоения дисциплины; равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого; экспорт и импорт мировых достижений на рынке образовательных услуг.
    Необходимо также отметить, что ДО на основе новейших ИКТ расширяет и обновляет роль преподавателя, который должен координировать познавательный процесс, постоянно совершенствовать преподаваемые им курсы, повышать творческую активность и квалификацию в соответствии с инновациями. Позитивное влияние оказывает удаленное обучение и на обучаемого, повышая его творческий и интеллектуальный потенциалы за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно принимать ответственные решения. Качество получаемого образования по технологиям ДО достигается за счет привлечения высоко квалифицированного кадрового профессорско- преподавательского состава и использования в учебном процессе лучших учебно-методических изданий и контролирующих тестов по дисциплинам.
    Для того чтобы более глубоко осознать функции дистанционного обучения в системе образования нашей страны, целесообразно проанализировать сам процесс его возникновения и развития.
    До сих пор продолжаются дискуссии о том, где впервые появилось дистанционное обучение. Приоритет в этой области оспаривают американский Национальный технологический университет и британский Открытый университет. В российской литературе можно встретить утверждение о том, что в основе развития ДО лежит идея национального заочного обучения . Многие авторы возникновение дистанционного обучения связывают с развитием средств коммуникации. Первой страной, в которой были использованы технологии обучения на расстоянии, была Германия. Около 130 лет назад преподаватель Берлинского университета Ч. Туссен и
    член Берлинского общества современных языков Г. Лангеншейдт использовали почтовую связь для рассылки учащимся контрольных работ и учебных материалов. Это было первое использование технологии дистанционного обучения на уровне частных инициатив отдельных преподавателей. Официальный статус данная форма обучения обрела лишь в 1891 г. в США, когда при Чикагском университете было создано заочное отделение. Опыт перенимается другими американскими университетами, а в начале ХХ века данная форма обучения распространяется в России.
    Таким образом, на основе анализа имеющейся литературы можно констатировать, что в своем развитии технология ДО прошла несколько этапов.
    Первый этап - взаимодействие, организуемое по схеме педагог - ученик (несколько учеников). Виды связи между преподавателем и обучаемым^) немногочисленны: почта, телефон, компьютер. На данном этапе количество специалистов невелико и все компоненты обеспечения ДО автономны и независимы друг от друга, отсутствует системность и комплексность в применении средств дистанционного обучения.
    Второй этап - взаимодействие, организуемое по схеме педагог - множество учеников. Его оформление произошло благодаря организации в процессе ДО односторонней связи. Виды связи между обучающим и обучаемыми расширяются за счет видео и аудиокассет, компьютерных программ, спутникового телевидения и других средств.
    Третий этап характеризуется появлением в начале 80-х гг. ХХ века Интернета и ростом его популярности. Он придал новый импульс развитию дистанционного обучения, способствуя превращению связи и системы обмена знаниями во всеобщие. Число пользователей стремительно растет и сейчас достигает более 100 миллионов человек.
    Четвертый этап характеризуется комплексным использованием средств доставки информации: интеграции радио, телефона, компьютерных сетей, спутниковой и кабельной видеосвязи.
    Общий анализ современной ситуации в мире свидетельствует, что развитие теории и практики дистанционного обучения идет неравномерно. Практические наработки явно преобладают над теоретическими разработками. Это положение в значительной степени обусловливает противоречивость и неопределенность во взглядах специалистов на дистанционное обучение, его статус в системе образования. Изучение зарубежной и отечественной литературы по проблеме показывает, что существует масса описаний экспериментов в области ДО, различных программ, проектов, реализуемых на уровне вуза, корпорации, региона, страны. Однако исследования, посвященные изучению и осмыслению феномена дистанционного
    обучения, его параметров, достаточно редки. Очевидно, что его развитие в мировой системе образования идет от практики к теории.
    В мире существуют разнообразные реализации технологии дистанционного обучения, которые имеют как общие, так и специфические черты. Специфика, как правило, обусловлена социально-экономическими и социально-культурными особенностями национальных образовательных систем. Поэтому каждая страна вырабатывает собственный путь внедрения технологии ДО.
    В настоящее время в мире получение образования по технологии ДО базируется на ряде моделей. В научной литературе существует немало попыток классификации ныне существующих моделей, в частности, Е.С. Полат выделяет шесть: по типу экстерната с ориентацией на школьные и вузовские экзаменационные требования для учащихся и студентов, которые по тем или иным причинам не в состоянии посещать очные учебные заведения; на базе одного университета, когда студенты обучаются на расстоянии на основе ИКТ; на основе сотрудничества нескольких вузов, когда вузы совместно создают программы обучения, что делает их более качественными и менее дорогостоящими; в специализированных образовательных учреждениях, созданных исключительно в целях заочного обучения и ориентированных на разработку мультимедийных курсов; с применением автономных обучающих систем, в рамках которых обучение осуществляется посредством телевидения, радио, компьютера; неформальное обучение на основе интегрированных мультимедийных программ, ориентированное на обучение взрослых, по каким- то причинам не получившим школьное образование.
    Еще одна классификация упомянутых выше моделей была предложена Р. Тайнингой и И. Сейненом в 1995 г.: консультационная - подразумевает регулярное посещение студентом учебного (консультационного) центра, где он встречается с преподавателем, получая от него необходимую помощь и разъяснения; корреспондентская предполагает процесс постоянного обмена между тьютором и студентом учебными материалами, домашними заданиями, осуществляется без личного контакта по почте и другим каналам связи (факс, телефон, компьютерные сети);
    регулируемого самообучения - предполагает большую самостоятельность студента, обладающего свободой выбора времени и места учебы, даты изучения курса, сдачи экзамена.
    Классификация, приведенная в монографии Т.П. Ворониной,
    В.П. Кашицина, О.П. Молчановой «Образование в эпоху НИТ» , содержит четыре модели: традиционное заочное, открытое, телеобразование, виртуальные классы и виртуальные университеты.
    А.А. Андреев в монографии «Дидактические основы дистанционного обучения» выделяет пять моделей организации образовательного процесса. В качестве критерия классификации он взял средства доставки и представления учебных материалов.
    Первая модель представлена кейс-технологиями. Студент получает от тьютора комплект учебных материалов, основу которого составляют печатные пособия, дополненные аудио и видеоматериалами, компьютерными программами на CD дисках. Процесс обучения включает в себя самостоятельное изучение учебного материала под руководством тьютора и выполнение контрольных заданий. Предусматривается проведение вводных занятий, семинаров, встреч с тьютором для консультаций. В период обучения студент может консультироваться с преподавателем по телефону и другим средствам связи. Экзамены проводятся очно в устной или письменной форме.
    Вторая модель предполагает корреспондентское обучение. Студент получает учебные материалы, к нему прикрепляется преподаватель, однако очные контакты не предусматриваются. В основе данной модели лежит процесс постоянного обмена между преподавателем и студентом учебными материалами и выполненными заданиями. Итоговая аттестация может проводиться очно или без реального присутствия студента.
    Третья модель называется радиотелевизионной, поскольку процесс обучения основывается на широком использовании телевидения и радио.
    Четвертая модель предполагает обучение в сетевом режиме, поскольку базируется на использовании сети Интернет. Найдя информацию об учебном заведении и порядке обучения на сайте сервера учебного заведения, желающий обучаться оформляет и отправляет все необходимые документы в электронном виде. После оплаты курса он получает пароль и доступ к учебной информации, координаты тьютора для индивидуальных консультаций и сдачи промежуточных тестов.
    Пятая модель получила название мобильной технологии, так как подразумевает использование студентом в процессе дистанционного обучения мобильного персонального портативного компьютера.

    В настоящее время по степени распространения в России первое место занимает модель кейс-технологий. В последнее время наметилась тенденция активного внедрения модели сетевого обучения.
    В табл. 1.1 приведена классификация моделей реализации технологии дистанционного обучения.
    Таблица 1.1
    Классификация моделей реализации технологии
    дистанционного обучения


    Автор

    Организационные модели

    Р. Тайнинга, И. Сейнен (1995)
    Консультационная модель Модель корреспонденции
    3. Модель регулируемого самообучения

    Т.П. Воронина, В.П. Кашицин, О.П. Молчанова (1995)

    1. Традиционное заочное обучение 2. Открытое обучение 3. Телеобразование 4. Виртуальные классы и университеты

    ЕС. Полат (1998)

    1. Обучение по типу экстерната 2. Обучение на базе одного университета 3. Обучение, основанное на сотрудничестве нескольких учебных заведений Обучение в специализированных образовательных
    учреждениях Неформальное интегрированное обучение на основе
    мультимедийных программ

    А.А. Андреев (2000)

    1. Модель КТ (кейс-технология)
    2. Модель КО (корреспондентское обучение) 3. Модель РТ (радиотелевизионная)
    4. Модель СО (сетевое обучение)
    5. Модель МТ (мобильная технология)

    На наш взгляд, оптимальной в современных условиях является классификация, в основу которой необходимо положить такой критерий, как организационная структура. Тогда согласно предлагаемому критерию можно выделить следующие модели реализации технологии ДО.
    Первая модель характеризуется тем, что вузы объединились в консорциум или ассоциацию учебных заведений. Обучение ведется каждым университетом по своим программам, но по общей для всех технологии. Дипломы об образовании выдаются самими вузами. Принципиальной особенностью этой модели является то, что консорциум не предлагает и не

    разрабатывает учебные программы, не присуждает степени и сертификаты. Примерами таких консорциумов могут служить Калифорнийский виртуальный университет, объединивший 95 вузов, Агентство по открытому обучению (Австралия), объединившее 3 университета, и др.
    Вторая модель представлена контрактными, или брокерскими, организациями, основанными на объединении ресурсов вузов с целью совместного предоставления образовательных услуг на основе использования технологий дистанционного обучения. Данная модель подразумевает создание собственных программ (курсов), наличие права присуждения степеней, на выдачу дипломов и сертификатов. Примерами контрактных объединений могут служить Национальный технологический университет (США), объединяющий сегодня 46 вузов, Государственный университет губернаторов (США).
    Третья модель представлена автономными вузами, созданными специально для предоставления возможности получения образования исключительно по технологии ДО. Характерно, что практически в каждой стране существует вуз, являющийся общепринятым лидером в этой области. Как правило, это образовательный центр национального масштаба, имеющий филиалы по всей стране и за рубежом, предлагающий возможности получения высшего образования и переподготовки кадров. В Великобритании таким вузом является Открытый университет, в Германии - Хагенский заочный университет, в Испании - Национальный университет дистанционного обучения, во Франции - Национальный центр дистанционного обучения.
    Четвертая модель представлена обычными традиционными вузами, имеющими в своей структуре центр (департамент, факультет) дистанционного обучения. Данное структурное подразделение включено в образовательный процесс высшего учебного заведения, предлагая студентам для изучения отдельные курсы учебной программы данного вуза с использованием технологий дистанционного обучения. По результатам изучения курсов студенты получают диплом (сертификат), степень, как если бы эти курсы изучались очно. Примерами такого подхода могут послужить Институт дистанционного образования МЭСИ (Россия), Центр дистанционного обучения Пенсильванского государственного университета (США).
    Пятая модель представлена виртуальными университетами, или, говоря иными словами, открытыми университетами без стен, основанными на сотрудничестве администрации, преподавателей, разработчиков курсов и обучающихся, которые, несмотря на расстояние, работают вместе, используя современные ИКТ. Виртуальный университет не имеет учебных корпусов, кампусов, актовых залов, но выдает дипломы, присваивает ученые степени. Примерами виртуальных университетов могут служить

    Университет западных губернаторов (США), Нидерландский открытый университет, Каталонский открытый университет (Испания).
    Данная классификация не бесспорна, она ориентирована на классическое образование, завершающееся выдачей дипломов, т.е. на аккредитованные учреждения образования. В ее основу положен такой критерий, как наличие у учреждения образования лицензии и права выдачи диплома.
    Таким образом, как следует из вышеизложенного, в научной литературе существует множество подходов к классификации моделей реализации технологии дистанционного обучения, существующих в мировой образовательной практике . Наличие многообразных классификаций объясняется различием исходных установок авторов, исходных критериев, положенных ими в основу классификаций.