Техники арт-терапии: суть терапии, базовые и нетрадиционные техники, творческое самовыражение, советы психиатров. Виды арт-терапии

Наверняка многие люди слышали такой термин, как "арт-терапия". Слово art с английского языка переводиться как искусство. Следовательно, в основе этого направления психологической коррекции лежит творчество и искусство. Стоит особое внимание отдать технике фракталов в арт-терапии, которая предполагает дробленое рисование, благоприятно воздействует на мозг и чувства пациента.

Сущность арт-терапии

Задачи, которые ставит перед собой арт-терапия, по сути, идентичны для других методов психологической коррекции. То есть, если глобально, это гармонизация эмоционального состояния человека. Но в арт-терапии это состояние достигается через самовыражение в творчестве. Ценность и уникальность этого метода состоит в том, что с помощью арт-терапии можно выразить самые разнообразные эмоциональные состояния и чувства:

  • страх;
  • восхищение;
  • обиду;
  • злость;
  • любовь и др.

Одной из основных идей арт-терапии (техники фракталов, драматургии и прочих) является то, что суть внутреннего «Я» личности выражается в образах, которые оно создает. Например, когда человек пишет картину или создает любой иной предмет творчества. И именно в процессе самовыражения своего «Я» и осуществляется процесс гармонизации психологического состояния личности. В основе арт-терапии лежит сублимация. То есть человек снимает определенное внутренние напряжение методом перенаправления энергии для достижения определенных целей. В случае арт-терапии это создание предметов творчества.

Что касается самих предметов творчества, то это могут быть и картины, и литературные произведения (библиотерапия), скульптуры (глинотерапия) и др. Арт-терапия является хорошим инструментом психологической работы над собой. Этот метод подходит людям абсолютно любого возраста. Возможности этого метода очень широки.

С помощью арт-терапии можно побороть определенные комплексы и страхи у детей и взрослых, гармонизировать свое психологическое состояние, поднять самооценку. К слову, это одно из самых быстроразвивающихся направлений в психотерапии. В ритме современной жизни, полной стрессовых ситуаций, все больше людей по всему миру прибегают к технике телесно-ориентированной арт-терапии как к инструменту снятия стресса и получения позитивных эмоций.

Фризлайт

Фризлайт является нетрадиционной техникой арт-терапии, а именно искусством рисования светом, для выполнения которого требуется лишь несколько обычных фотоаппаратов и наличие источника света. Одним из обязательных условий для осуществления данной техники является полная темнота. Обычно процесс фотографирования происходит в темное время суток. Для успешного проведения процесса фотоаппарат закрепляется с максимальной выдержкой, чем она будет длиннее, тем больше у художника будет времени на работу. Основными методами фризлайта являются:

  1. Динамический - при котором движутся источники света.
  2. Статический - источники света на непродолжительный промежуток подсвечивают заготовленные предметы.

Началом этого направления считаются эксперименты, проведенные в 1949 г. В тот год Пабло Пикасссо услышал от своего знакомого историю. Этим человеком был популярный на то время художник и фотограф Гийоном Мили. Мили рассказал Пикассо о новой технике фотографирования, которую он недавно применил: он прикрепил к ботинкам статиста маленькие фонари. Вдохновленный Пикассо решил сам опробовать такой метод.

Монотипия

Монотипия представляет собой особую технику рисования, которая доступна для использования всем людям, независимо от их способностей. Считается, что ее изобретателем стал художник итальянского происхождения - Джованни Кастильоне, живший в XVII веке, а распространение получила только в конце XIX века. Монотипия выполняется путем нанесения красок на гладкую поверхность. В качестве материала, который будет наноситься, можно использовать акварельный (для получения одноцветного рисунка) и масляный краски (для многоцветного). Для того чтобы разнообразить рисунок, можно применить различные способы нанесения мазков. Полученный рисунок дополняется различными средствами и приемами, среди которых стоит отметить обведение контуров черной и белой краской. Эта техника арт-терапии в психиатрии прекрасно подойдет для работы с детьми, так как она помогает им выразить свои эмоции.

Пластилиновая живопись

Живопись является одной из самых сложных разновидностей современного искусства. Искусство живописи из пластилина появилось в конце прошло века. Изначально данной техникой творили только дети. А настоящие художественные деятели считали ее детской забавой.

В и техник рисования есть много. В первую очередь, стоит выделить рисование пластилином.

Преподаватели в дошкольных учреждениях с удовольствием использовали пластилиновую живопись в занятиях с детишками. Данный тип творчества хорошо развивает пальчиковую моторику рук и мышление. Однако вскоре у этой живописи появились почитатели среди взрослой аудитории. Хотя профессионалы все равно продолжают считать данный вид искусства баловством. Со временем возникли различные техники живописного искусства из пластилина, среди которых лепка по контуру, создание рельефных работ, работы их жгутов, горошков, лепка с помощью мазков. Для каждой из этих техник потребуется определенный материал. Это может быть как обычный пластилин, так и восковой, застывающий, парафиновый и другие.

Фотокопия

Искусство рисования является интересным и увлекательным не только для детей, но и для взрослых. Одной из современных нетрадиционных техник является фотокопия - рисование с применением свечей. Данная техника абсолютно не сложная. Для ее воплощения понадобится любая свечка. Первым делом на листе бумаги рисуется эскиз будущей картины. Затем эскизные линии прорисовываются при помощи заранее заостренной в виде карандаша свечи. При помощи кисти лист смачивается водой, и сверху наносятся краски. Кисть можно заменить кусочком поролона. Затем, чтобы изображение появилось, необходимо аккуратно кистью или поролоновой губкой нанести по всей поверхности бумаги краску. И рисунок появится как при проявлении фотографий. После того как рисунок высохнет, его можно дополнить с помощью фломастеров. Фотокопия является одной из техник арт-терапии и помогает специалистам осуществлять различные психологические коррективы.

Музыкотерапия

Музыкотерапия - лечение путем использования музыкальных произведений и музыкальных инструментов. Музыкотерапия может быть как частью сложного психотерапевтического лечения, так и самостоятельным методом лечения. Основными результатами применения являются:

  • восстановление;
  • образование;
  • воспитание детей и взрослых, страдающих психическими или физическими заболеваниями.

Музыкальная терапия не только оказывает влияние на психологическое здоровье человека, но также вносит активное влияние в такие процессы, как дыхание, кровообращение и другие. Ее можно использовать в комплексе с техникой закрытых глаз в арт-терапии. Она считается активной, если от пациента требуются активные действия, такие как пение или игра на музыкальном инструменте. Терапия считается пассивной, если пациент выступает в роли слушателя. Терапия будет считаться интегративной, если кроме музыки будут использоваться другие виды творчества:

  • рисование;
  • поэзия;
  • проза;
  • драматургия и другие.

Библиотерапия

Библиотерапия включает различные методики такие, как психотерапия, психокоррекция, психология, книговедение. Библиотерапия производит воздействие на пациента с помощью чтения литературы, специально подобранной для него специалистом. Целью терапии является нормализация психического здоровья пациента. В ходе терапии человек записывает все в читательский дневник. Затем специалист анализирует записанные данные. Анализ поможет диагностировать и дать объективную оценку эффективности проводимой коррекции. Данный вид терапии рекомендуется применять в работе с детьми и взрослыми пациентами, которые страдают проблемами личностного и эмоционального характера. Библиотерапия может использоваться в индивидуальных и групповых сеансах. Для проведения групповых занятий членов группы подбирают по уровню их начитанности и литературным интересам. Во время диагностики клиенты вместе с психологом анализируют воздействие прочитанных книг, что помогает пациентам осознать личные проблемы.

Драмотерапия

Драматерапия - целенаправленный метод воздействия на пациента, с помощью которого психотерапевт добивается проявления каких либо эмоций для нормализации и восстановления его эмоционального состояния. За основу данной методики берутся придуманные драматические сюжеты. Участвуя в разыгранной истории, не замечая для себя, пациент вживается в предложенную ему роль и тем самым подталкивает себя к решению возникшей у него психологической проблемы. Драматерапия нашла свое применения в лечение таких отклонений, как:

  • различные неразрешенные психологические проблемы;
  • незначительные психологические отклонения;
  • внутрисемейные конфликты;
  • психологические расстройства.

Драмотерапия также включает ресурсную технику арт-терапии и подразумевает осуществление нескольких сеансов, с помощью которых психотерапевт помогает наладить контакт пациенту с окружающим миром и решить его личные проблемы. При использовании данной методики для большинства пациентов результат стабилизации психологического состояния наступает в кратчайшие сроки.

Игротерапия

Игротерапия - метод лечения, при котором основным источником воздействия является ролевая игра. Игра помогает содействовать клиенту в преодолении его психологических и социальных трудностей. Основной целью является снятие преград в личностном росте и эмоциональном развитии. К данному методу относят все психотерапевтические воздействия с помощью игр и игрушек. Объектом лечения может быть человек любого возраста и социального статуса, однако чаще всего данный метод применяется к детям и подросткам. В процессе игры играющий учится справляться со своими чувствами и ситуациями, которые моделируются в игре. Одним из важнейших преимуществ игротерапии является то, что в процессе игры можно выявить источник проблемы, а затем мягко и осторожно оценить и скорректировать состояние ребенка или взрослого. Также с ее помощью можно научить группу людей коллективно взаимодействовать в решении задачи игры.

Изотерапия

Изотерапия - методика, применяющаяся в психотерапевтическом направлении и использующая живопись. К этому методу относятся раскраски антистресс, креативные техники раскрашивания в арт-терапии и прочие методы. При применении изотерапиии на практике пациент создает свои картины или активно взаимодействует с уже готовыми изображениями. Данная методика имеет активное воздействие не только на детей, но и на взрослых. Суть техники рисования в арт-терапии заключается в том, что «художник» активизирует работу мозга и выплескивает все скрытые мысли на бумагу. Вспомогательными инструментами данной методики являются бумага, краски и карандаши. Через определенное время по сохраненным работам психотерапевт определяет динамику улучшения или ухудшения психологического состояния пациента. Для достижения полноценного положительного результата от техники рисования в арт-терапии для пациента занятия проводятся систематические и под наблюдением врача. Применение изотерапии на практике является проверенной методикой, которая дает положительные результаты в лечении психологических отклонений.

Коллаж

Составление композиции, связанной по смыслу из многочисленного количества картинок, различных изображений или рисунков называется коллажем (техника арт-терапии). Семейная работа сближает, и это отличный вариант тем, кто хочет провести коллективную работу.

Такое понятие, как коллаж, появилось в конце XX века и за короткое время произвело позитивное впечатление на любителей искусства. Для составления данной композиции применяется определенная «платформа» в виде листа бумаги, ватмана или какой-либо ровной поверхности, на которой с помощью клея закрепляются различные изображения. Как дополнительный вид декора к коллажу могут крепиться различные аппликации и небольшие предметы. Главная особенность коллажа - это возможность сочетания различных изображений, не схожих по своей тематике. Собранная история на «платформе» выделяется своей оригинальностью и неповторимостью. За последнее время коллаж стал настоящим произведением искусства, который может создать каждый желающий.

Песочная терапия

В психологической практике используют множество методов для работы с людьми, имеющими психологические проблемы, а также детьми. Одним из них является базовая техника арт-терапии с использованием песка. Метод пользуется популярностью из-за своей эффективности и несложности в использовании. Пациент при помощи песка пытается гармонизировать свое внутреннее и внешнее "Я", а также побороть стресс. При проведении терапии используют поднос с песком, водой и небольшими фигурками. Пациент, используя собственную фантазию, должен соединить все воедино. Создание песочных композиций, а также их реконструкция - особый ритуал. На основе него можно проследить динамику психических изменений. Это своеобразная методика арт-терапии. Человек погружается в творчество и учится слушать свои мысли, что способствует решению психологических проблем, которые были до терапии.

Цветотерапия

Цветотерапия - современный метод психокоррекции с использованием цветовой палитры. С древних времен считалось, что цвет обладает силой, восстанавливающей душевной спокойствие, и способен излечить различные болезни. Считается, что человек воспринимает цвета не только с помощью зрения, но и бессознательно поглощает его через кожные покровы, мышцы и даже кости. Современные специалисты применяют цветовую терапию для лечения стрессов, головных болей, хронической усталости и недосыпа и других психологических проблем. Также лечение цветом хорошо влияет на восстановление состояния и внешнего вида кожи человека, прекрасно стимулирует иммунитет. Цветотерапию также применяют при пониженном аппетите, аллергии, заболеваниях кожи, ЖКТ и других болезнях. Любой человек после тяжелого дня инстинктивно мечтает оказаться в подходящей цветовой среде, искупаться в синем море, полежать на зеленой лужайке и тому подобное.

Сказкотерапия

Сказкотерапия является одним из нововведений в арт-терапии. В психологии данный метод психокоррекции и психопрофилактики стал использоваться специалистами сравнительно недавно. Сказки еще с давних времен наши предки использовали для передачи информации. Сказочные истории очень глубоко воздействуют на подсознание и сознание как деток, так и взрослой аудитории. У детей данный метод развивает фантазию и учит их искать выходы из различных жизненных ситуаций. С взрослыми людьми терапия работает также прекрасно. Современные специалисты довольно часто стали применять сказкотерапию на своих семинарах, тренингах или индивидуальных сеансах, ведь ее можно отнести к ресурсной технике арт-терапии. Во время проведения данной терапии могут использоваться не только существующие произведения, но и придумываться новые. Сегодня сказкотерапия являются серьезным средством формирования сознания взрослых и отличным методом воспитания детей.

Фототерапия

В современном мире фототерапия является методом психокоррекции из одной из разновидностей арт-терапии. Данный темп терапии стремительными темпами набирает популярность. Специалисты используют различные фотографии для лечения депрессивных состояний, познания пациентами своего внутреннего мира, чувств и страхов. Методика работы данной терапии довольно проста. Пациент рассматривает различные фотоснимки, чтобы погрузиться в события своего прошлого. Во время продолжительного рассказа специалист делает различные пометки, а потом на их основе строит выводы о проблемах и их причинах. Фототерапия может быть индивидуальной, групповой или даже семейной. Для ее проведения человеку понадобится мобильный телефон, цифровая камера или просто старый фотоаппарат. Данный вид арт-терапии может использоваться для лечения людей различных возрастов во время решения большого списка проблем.

Глинотерапия

Глинотерапия - метод, который применяется в психологии и является разновидностью арт-терапии. Эту методику используют в лечении страхов, агрессии, неуверенности в себе у взрослых и детей. Также с успехом применяется при лечении гиперактивности и синдрома дефицита внимания у детей. Глинотерапия помогает человеку выразить те чувства, которые спрятаны в его подсознании и не находят выхода. Также при правильной интерпретации получившихся фигур можно понять, каких чувств и эмоций не хватает в жизни человека, о чем он даже еще не подозревает. Если на первых занятиях у человека не получаются фигуры, они ему не нравятся, то это тоже оказывает определенный терапевтический эффект. На последующих занятиях у человека все равно начнет получаться лучше. Видя повышение своего мастерства, он получает эмоциональное удовлетворение. У гиперактивных ребят, детей с синдромом дефицита внимания формируется усидчивость и улучшается концентрация внимания.

Применение техники и упражнений арт-терапии - метод воздействия на психику человека при помощи средств, образов, предметов, занятия и так далее. Арт-терапия способна вернуть к нормальной жизни человека с психическими расстройствами. Арт-терапия влияет на подсознание. За счет методики ее проведения, у человека на подсознательном уровне формируется изменение черт характера, поступков. Так, человек может избавиться от фобий, полюбить то, что ранее ему казалось чуждым, и так далее. Психология арт-терапии - уникальная возможность понять то, что было непонятно, увидеть, то, что было не видно, изменить то, что было невозможно, а также повысить самооценку, поднять настроение, изменить характер, поведение и много другое. Но вместе с тем методику арт-терапии может внедрять только знающий область психиатр. Судя по советам психиатров, методы и техники арт-терапии использовать следует лишь в тех случаях, когда возникшую проблему сложно решить другим методом, когда во время лечения человек чувствует себя некомфортно.

Например, отсутствие желания жить, депрессивное состояние, нахлынувшая апатия и так далее причин имеют много. Это может быть психологическая травма, полученная в раннем детстве, временный кризис, развитие страха и тому подобное. Чтоб справиться с этим, приема одних медикаментов мало. Тревога, страх, апатия, депрессия, отлично поддаются лечению во время игры, через искусство и так далее. Определенную технику арт-терапии и упражнения можно выбрать на свое усмотрение. Главное, чтобы это заинтересовало пациента. Только так арт-терапия принесет положительный результат. Самая популярная и часто используемая методика - воздействие через искусство, рисунок, цвет, музыку. Для детей более подходит сказкотерапия, игротерапия и другие. Главный результат - это изменение человека, когда он перестал свои мысли держать в себе. Все негативное он смог вылить на бумагу, открывшись. Регулярное проведение арт-терапии изменит жизнь к лучшему.

это уникальный метод, позволяющий получать информацию из подсознания, делая это мягко и свободно. А это значит, что Вы легко получите ответ на любой свой вопрос.

С чего всё начинается?

Сеанс арт-терапии начинается с запроса, с того, что в текущий момент Вас волнует больше всего, и что в своей жизни Вы хотели бы исправить. Так выбирается тема рисунка и это открывает всю глубину Нетрадиционной Арт-терапии. Можно проработать любой запрос, начиная с проблем в отношениях, заканчивая предназначением и раскрытием внутренних ресурсов.

Всё начинается с момента рисования. Иными словами, если у Вас проблема, Вы её прорисовываете, и теперь она из бессознательного плана изливается на лист бумаги, так сказать из непроявленного – в явное. С этого момента Вы можете видеть свою проблему и говорить с ней.

Как создаётся Потоковый рисунок?

Вторым этапом сеанса является непосредственно сам процесс рисования. Он также является нетрадиционным. Это так называемое «Потоковое рисование». Суть его в том, что с помощью определенного дыхания Вы активизируете работу правого полушария головного мозга, тем самым пробуждая свое подсознание. С этого момента и начинается Ваш Диалог с Душой.

Потоковый рисунок создается в особом медитативном состоянии, в которое Вы входите с помощью Консультанта.

В чём отличие от традиционной Арт-терапии?

Основное отличие метода заключается в том, что в потоковых рисунках не ищут логики. Консультант обучен «считывать» образы подсознания при помощи сенсорного видения, поэтому его помощь незаменима.

В проявленных образах Вы легко узнаете:

  • себя,
  • свою ситуацию,
  • свое внутреннее состояние.

Во время сеанса Консультант сообщит, что Вам необходимо сделать, чтобы гармонизировать ситуацию.

Чего можно ожидать от сеанса?

Часто во время прорисовывания своей ситуации людей покидают обиды, гнев, злость, агрессия, апатия, лень, беспокойство, жалость и многое другое. Всё это буквально выплескивается на холст. Вы ощутите значительное облегчение уже после первого сеанса рисования, ибо избавитесь от многолетней эмоциональной ноши.

Как проходит сеанс?

  1. Вы прорисовываете проблему после формулирования запроса.
  2. Консультант нетрадиционной арт-терапии «считывает» её при помощи сенсорного видения.
  3. Вы получаете подробную расшифровку, увиденных образов, а также конкретные рекомендации по корректировке мышления и поведения, которую вам необходимо внедрить в свою жизнь.
  4. Вы вносите корректировки в свой рисунок, оказывая осознанное позитивное влияние на подсознание.

После того, как ваш рисунок готов, его можно передать Консультанту для прочтения. Консультант с помощью сенсорного видения проведет для вас образы, которые скрываются в Вашем подсознании, поможет определить проблемные зоны, мешающие дальнейшему развитию. И уже с полученной информацией Вы сможете проводить работу над собой самостоятельно.

А дальше….

Дальше начинается настоящее волшебство. С измененным рисунком потребуется несложная работа: смотреть на него каждый день хотя бы три минуты. Проделав это 21 день, Вы перепрограммируете своё подсознание, и даже Ваше внутреннее отношение к проблеме изменится. Порой не проходит и нескольких часов после сеанса, как становятся заметными первые результаты.

Что я могу ожидать от сеанса?

Во время сеанса Вас ждёт масса открытий.

Вы сможете:

  • лучше понимать себя и свое внутреннее состояние,
  • прислушиваться к голосу Души,
  • изменить внутреннее ощущение себя и мира,
  • получить долгожданные ответы и озарения
  • изменить внешний мир и окружение, проведя внутреннюю работу.

Сеансы Нетрадиционной Арт-терапии одинаково эффективны, как во время личных встреч, так и при удаленной работе через Интернет.

Чем можно рисовать?

Рисовать можно карандашами, фломастерами, цветными мелками или красками, используя при этом кисти или пальцы рук. Есть разные типы «Потоковых рисунков». Основное их правило – никаких правил, ограничений и логики.

Арт-терапия не решит разом всех проблем. Однако её очистительное действие сравнимо с эффектом многих духовных практик. С её помощью можно убрать больше количество эмоционального мусора. И важно помнить, что меняя себя и развиваясь, мусора в жизни будет все меньше, а чистоты в Душе всё больше.

Если тебе не нравится то, что ты получаешь, измени то, что ты даёшь.

(Карлос Кастанеда)

Список тем для консультаций

Первый чакровый центр. Родовые отношения.

Рисунок «Дерево Рода».

Второй чакровый центр. Отношения с партнёром по жизни.

Рисунок «Внутренний мужчина и внутренняя женщина».

Третий чакровый центр. Центр социальности и образования.

Рисунок «Мое изобилие».

Четвертый чакровый центр. Душа, предназначение. Ваш диалог с Душой.

Рисунок «Предназначение Души».

Пятый чакровый центр. Центр Вашего потенциала и развития (когда все вышеперечисленное у Вас в полном порядке).

Рисунок «Дары и Таланты».

Шестой чакровый центр. Центр внутреннего пробуждения.

Рисунок «Внутренний мастер»,

Рисунок «Внутренний целитель».

Седьмой чакровый центр. Духовный центр.

Рисунок «Внутренний Бог/Богиня»,
Рисунок «Путь Вознесения».

Здоровье. Диагностика и лечение.

– Рисунок “Мое тело и аура”,
– Рисунок “Моя болезнь”.

Зависимости.

– Рисунок “Моя зависимость”

Страхи.

– Рисунок “Мой страх”.

Ваш индивидуальный запрос.


Все заявки и вопросы по теме отправляйте Консультанту Нетрадиционной Арт-терапии — Марине Гаценко.
Емейл: [email protected]

В западной культуре поход к психиатру или психотерапевту – это чуть ли не обыденная вещь для каждого жителя. У нас же многие люди настолько боятся подобных врачей, а еще больше того, что о посещении «мозгоправа» узнают соседи и знакомые, что предпочитают справляться с психологическими травмами, депрессией и стрессом самостоятельно.

Однако такой подход к душевным расстройствам зачастую приводит только к усугублению состояния. Прекрасной альтернативой анализа и решения психологических проблем является библиотерапия, изотерапия, мандалотерапия и вообще весь спектр методов арт-терапии.

Суть арт-терапевтических методик

Что же такое арт-терапия? Это сравнительно новое направление, которое постепенно набирает все больше популярности в психологии, психоанализе, в социальной работе и в психотерапии. Суть состоит в использовании различных видов искусства и творчества для психологического анализа и коррекции. Методы арт-терапии отлично помогают в преодолении последствий травматического стресса, в облегчении традиционного лечения психических и невротических расстройств, а также выявлении психологических и личностных проблем. Цели индивидуальной и групповой арт-терапии заключаются в самовыражении и познании себя через символы в творчестве. К целям арт-терапии относится также самореализация, гармонизация личностного развития детей и взрослых. Проводить арт-терапию можно дома, в специализированном кабинете и даже на свежем воздухе.

Немного истории

История этого направления в психологии начинается с 1938 года, именно тогда впервые был использован термин арт-терапия. А ввел его А. Хилл – художник, который использовал лечение искусством в работе с больными туберкулезом. В США, описанные А. Хиллом арт-терапевтические методы, применялись для работы с детьми, побывавшими в лагерях фашистов. Позже, в 1960 году в Штатах была основана Американская ассоциация арт-терапевтов.

Большинство приемов арт-терапии основано на психоаналитической теории Фрейда о том, что конечный продукт человека отражает его бессознательное. К.Г. Юнг активно использовал арт-терапию, рисование мандалы и других символов для анализа душевного состояния своих пациентов. Сегодня многие специалисты, прошедшие обучение, отдают предпочтение именно арт-терапии, как инструменту психологии, психотерапии, личностного развития и самовыражения.

Нарисуй свою проблему

Рисуночная терапия (изотерапия) – это наиболее распространенная форма арт-терапии. Первые арт-терапевты именно с помощью рисунка работали со своими пациентами, отслеживая их эмоции, символы сознания, психические нарушения. Изотерапия заключается в работе с произведениями искусства и творчества. В одном из ее вариантов человек может быть активным участником и нарисовать картину самостоятельно под руководством арт-терапевта. Активная изотерапия позволяет выявить внутренние блоки, страхи, комплексы, личностные характеристики. Это также отличный инструмент для снятия агрессии, напряжения, облегчения переживаний.

Психологи применяют и пассивную изотерапию как метод психологической коррекции и анализа, оценивая интерпретацию пациентом специально подобранных творческих материалов. Изотерапия – прекрасный метод арт-терапии для взрослых и детей, который позволяет в мягкой форме без лишнего стресса решать множество психологических проблем, облегчать серьезное психотерапевтическое лечение, гармонизировать эмоции, развивать когнитивные функции и бороться с психотравмами. Отдельный вариант работы с рисунком – эмоциональная живопись – создание картины с помощь красочных брызг.

Мандала – цветок твоей души

Плетение и рисование мандал – излюбленный многими диагностами метод арт-терапии в психологическом консультировании. Мандалотерапия позволяет выявить глубинные травмы, особенности личности и характера, модели взаимодействия человека в обществе. Мандала – это очень древний геометрический символ гармонии вселенной, который в психологию принес Карл Густав Юнг. Мандала-терапия может проводиться с готовыми схемами, которые пациенту предлагают раскрасить, после чего специалист анализирует душевное состояние на основании выбора цветов.

Мандалотерапия проходит и в других вариантах, например, рисование специальных символов в мандале или плетение мандалы из разноцветных нитей на деревянных палочках. Каждый желающий может пройти несложное обучение по созданию и анализу мандал и потом использовать эту технику самостоятельно. Чтобы мандалотерапия была более эффективной, некоторые специалисты предлагают начинать с медитации. Это особенно актуально для групповой арт-терапии.

Виды и методы арт-терапии

Библиотерапия — это метод психокоррекции, который также относят к арт-терапии. Что это такое? Библиотерапия включает в себя психокоррекционные методики воздействия на пациента с помощью литературы, специально подобранной для конкретного случая. Применяется библиотерапия для гармонизации состояния психики пациента, она помогает справляться с физическими и психическими патологиями. Можно проводить библиотерапию в библиотеке, на природе, на индивидуальных занятиях. Это отличный метод арт-терапии для беременных, подростков, страдающих неврозами и психическими расстройствами людей, да и для всех, кто хочет решить проблемы личностного характера. Библиотерапия известна еще со времен Средневековья.

Фототерапия – путь к себе через фотографию. Фототерапия применяется в коррекционно-лечебной деятельности с 70-х годов прошлого века. Суть заключается в создании авторских фотографий либо в выполнении специальных упражнений по арт-терапии с использованием готовых, специально подобранных снимков. Психолог может предложить пациенту описать восприятие определенных образов на фотографиях, составить из них коллаж или инсталляцию. Фототерапия проводится в рамках как групповой арт-терапии, так и индивидуальной. В процесс создания инсталляции можно ввести и дополнительные техники. Фототерапия хорошо сочетается с такими арт-приемами, как терапия рисованием, танец или театр с использованием снимков.

Другие варианты лечения искусством

  • Музыкотерапия. Применяется, как вспомогательное средство в дополнение к другим техникам психотерапии, для коррекции психосоциальных сторон различных психосоматических расстройств. Терапия музыкой также популярна в воспитательно-педагогической практике.
  • Драматерапия. Это метод символического самовыражения с помощью театрально-драматических средств. Позволяет с помощью творчества распознать и смягчить психические расстройства, комплексы и социально-психологические проблемы.
  • – способ эмоционально-физической интеграции через танцевальные движения. Основывается на принципе единства тела и психики.
  • Куклотерапия. Чаще всего применяется в семейной психотерапии для коррекции поведения детей, подростков и всех членов семьи путем театральных кукольных постановок.
  • Логоритмика – сочетание речи и движений под музыку. Применяется в виде индивидуальной либо групповой арт-терапии для лечения детей с дизартрией, заиканием, задержками речевого развития, слабой моторикой и другими проблемами.
  • Песочная терапия в психологии применяется, как инструмент психоанализа, символического самовыражения, познания глубинных свойств сознания и собственной картины мира, а также для снятия психического напряжения.
  • Сказкотерапия. Это один из вариантов такого вида арт-терапии, как библиотерапия. Часто применяется в воспитательных, образовательных и психотерапевтических целях при работе с детьми.

Альтернативные арт-терапевтические методы

Нередко психологи используют комбинации различных направлений арт-терапии, добавляют новые прочтения, интерпретации и техники. Нетрадиционный подход к арт-терапии порой позволяет сделать психокоррекцию более индивидуальной, охватить более широкий спектр психотерапевтических задач. Одним из вариантов нетрадиционной арт-терапии является применение техник ландшафтной арт-терапии. Суть ландшафтной арт-терапии заключается в поиске на определенной территории всевозможных предметов, которые после используются для создания арт-объектов. Специалист по ландшафтной арт-терапии наблюдает за пациентами в течение всего процесса, как в кабинете, так и за его пределами во время поиска исходных материалов. Реализация ландшафтной арт-терапии проводится в различных формах, ее техники с успехом используются в работе с детьми, взрослыми, пожилыми и семьями. Программы ландшафтной арт-терапии могут иметь лечебную, профилактическую и личностно-развивающую направленность.

Задачи арт-терапевтических методик

Применение любых техник традиционной и нетрадиционной арт-терапии требует не только специального обучения, но также определенного опыта и личностных качеств психолога. Одним из преимуществ арт-терапии является широкая область применения. Использование различных техник арт-терапии показано при депрессии, стрессовых ситуациях, межличностных конфликтах, нарушениях развития аффективной сферы, фобиях и неврозах. Мягкость и ненавязчивость арт-терапии позволяет проводить ее для беременных, детей, подростков, инвалидов и любых других целевых групп. Посещение сеансов арт-терапии для беременных позволяет женщинам побороть страхи, справится с эмоциональной неустойчивостью и импульсивностью. Арт-терапия является отличным помощником в работе с семьей, когда требуется решение внутрисемейных конфликтов. Полезны методы арт-терапии и для пожилых людей, которые испытывают чувство одиночества, повышенную тревожность и другие инволюционные проблемы.

Групповая и индивидуальная арт-терапия позволяет решать многие психотерапевтические и личностные задачи. Например, лечение рисованием, скульптурой, работой с песком и другими творческими техниками дает возможность выплеснуть агрессию, гнев и остальные негативные эмоции без вреда для окружающих, а также проработать подавленное состояние. Арт — терапевтические методы облегчают проведение традиционной психотерапии, позволяют специалисту установить контакт с пациентом. Одной из ключевых задач является диагностика в арт-терапии методом мандалы, символического рисунка, фототерапии, пр. По результатам психодиагностики с помощью позитивной арт-терапии можно скорректировать состояние пациента, повысить его самооценку, эмоциональное состояние, усилить самоконтроль, развить творческие способности. Фокус на внутренних ощущениях и чувствах во время арт-терапии позволяет решать множество мужских и женских проблем, подростковых комплексов и конфликтов в отношениях.

Не перестаю уважать и восхищаться нашей аудиторией! Сколько всего люди знают техник!!! И еще остается желание узнать что-то новое! Я прошу обратить особое внимание на то, что нетрадиционная арт-терапия — это уникальная техника, причем довольно молодая; ее не следует путать с Нейрографикой.

Школа нетрадиционной арт терапии предлагает САМОМУ человеку ставить вопросы и получать ответы через Консультанта или Мастера. После специальной подготовки — медитаций, слушатель рисует не Умом, а Чувствами, Реакциями. Обратите внимание на отзывы, прошедших несколько сеансов терапии у Марины Гаценко:

Галина Чудова 15 февраля 2017, в 1:12 —
Для меня Потоковый рисунок сделать было ооочень приятно и легко. А при рассмотрении оказалось ещё и глубоко. Марина помогла мне вытащить на поверхность то, что нуждалось в рассмотрении, а значит в исцелении. На каком то моменте поймала себя что не знаю что рисовать. Потом поняла что это отражается и в жизни- не знаю что хочу в своей жизни. А в заключение поймала себя на том, что это очень приятно- рисовать без смысла и заданной цели. Просто рисовать! Спасибо, Марина!

Татьяна Фахури: Сегодня хочу выразить свою благодарность и восхищение за удивительную сессию по интуитивному рисунку с Мариночкой Гаценко!
Как только она предложила сессии, я сразу захотела ее пройти! И мое внутреннее чувство не подвело меня! Я получила очень ценную и интересную информацию для себя.
Понравилась практика во время настройки на рисунок! Так как я пользуюсь методом ТОТ (Технология Образного Творения), я очень сильно чувствовала все процессы во время настройки.
Мой запрос был об изобилии, и он проявился на бумаге. Марина, очень прочувствовала его и обрисовала картину о моем внутреннем состоянии очень точно. Мне было всё понятно, о чем она говорила… Мы нашли ответ на запрос, как всегда — истина внутри! И мое изобилие только внутри меня! Я еще продолжаю размышлять и работать с рисунком!
Марина, спасибо, я очень рада нашему знакомству!

Ирина Антонова‎, 18 февраля, 18:40 —
Вчера проходила сессию с Мариной Гаценко. У неё интересный способ считывания образов, через рисунок. Мы ставили вопрос о реализации. И вместе осмысливали образы приходящие ей. После сессии и до сих пор идет трансформация в теле и голове. Ночью приснился сон, который мы вместе разобрали и нашли болевую точку. Мы вместе размышляли, о чем мне говорило подсознание во сне. Я многое осознала и поняла, в каком направлении мне двигаться.
Мариночка, благодарю за помощь!!! Желаю тебе успехов в дальнейшем развитии способностей!!! Света, Любви и Счастья тебе и твоей семье!!!

Программа семинара:

День 1 . Рисунок «Дерево Рода»: проявляем на бумаге состояние Родовой энергии и возможные препятствия на ее пути по Дереву Рода. Устранение этих блоков через корректировку рисунка и дополнительные практики. Рисунок «Отношения с отцом/матерью»: показывает подсознательное отношение к родителям, выявляет проблемы и блоки в отношениях. Устранение этих блоков через корректировку рисунка и дополнительные практики. Рисунок «Внутренний мужчина/внутренняя женщина»: показывает находятся ли мужская и женская энергии в балансе или нет; выявляет истинные чувства внутренней женщины и внутреннего мужчины. Прорисовка баланса и гармонизация энергий происходит через корректировку рисунка и дополнительные практики.
День 2 . Рисунок «Моё изобилие». Демонстрирует насколько энергии изобилия и реализации проявлены у человека. Прорисовка и гармонизация энергии изобилия происходит через корректировку рисунка и дополнительные практики.
Рисунок «Внутренний мужчина/внутренняя женщина во 2 день тоже
Оба дня энергетические практики перед рисунками

Запись на семинар ведется по телефонам: +7 771 577 0021 и +7 707 059 3267;

Музыкотерапия – это система психологической коррекции физического и психического здоровья человека с помощью музыкально-акустических воздействий. Музыка вызывает различные терапевтические эффекты. Ее можно использовать для влияния на самочувствие человека. Различают групповую и индивидуальную музыкотерапию. Сеанс проводится как в положении сидя, так и лежа. Важен психологический контакт перед проведением сеанса. Человеку разъясняют цели, задачи, возможности занятия. Иногда используется живое исполнение музыки.

Библиотерапия – специальное коррекционное воздействие на клиента с помощью чтения подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния. Она направлена на формирование личности читателя. Книги – мощные инструменты, которыми можно воздействовать на мышление людей, их характер, формировать их поведение, помочь в решении проблем.


Драмотерапия театральные постановки на разную тематику благоприятно влияют на все познавательные психические процессы: память, волю, воображение, чувства, внимание, мышление. Занятия драмой помогают развить логику, владеть своим телом и не стесняться его, освободиться от внутренних зажимов, воплотить через игру несбывшиеся мечты. Чаще всего применяется при коррекции межличностных взаимодействий: я и друзья, я и родители, сильный и слабый, враг и друг.

Игротерапия – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Использование игр и игрушек дает возможность человеку рассмотреть, потрогать, послушать, ощутить и вспомнить то, что беспокоило многие годы и послужило причиной проблем. Метод игротерапии может быть использован как в групповой, так и в индивидуальной работе. Он предусматривает возможность работы: с синдромом посттравматического стресса, с ранними детскими травмами. Игровая терапии помогает решать не только личностные, но и как следствие этого профессиональные трудности.

Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Она дает возможностьвыходу внутренним конфликтам вовне;помогает понять собственные чувства и переживания;способствует повышению самооценки;помогает в развитии творческих способностей.Чаще всегоизотерапия используется: для психологической коррекции клиентов с невротическими, психосоматическими нарушениями; с трудностями в общении и социальной адаптации; при внутрисемейных конфликтах. Применение изотерапии в коррекционной работе с детьми позволяет получить положительные результаты:создаются благоприятные условия для развития общения замкнутых детей;обеспечивается эффективное эмоциональное отреагирование социально приемлемыми формами - у детей с агрессивными проявлениями;оказывается влияние на осознание ребенком своих переживаний;развитие произвольности и способности к саморегуляции;уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком.

В изотерапии могут применяться такие методики при работе с детьми:

Рисование на мокрой бумаге. На предварительно смоченном листке бумаги при помощи акварели наносится рисунок. Желательно использование максимально возможной палитры цветов. Нужно наблюдать за тем, как цвета смешиваются друг с другом, ощущать свои чувства, возникающие в процессе наблюдения. Далее образованным на листе бумаги узорам дается название

Монотипии. На стекле при помощи густых красок создается изображение, после чего отпечатывается на лист бумаги. В конце производится обсуждение полученных результатов.

Техника раздувания краски. Наносится водорастворимая краска с большим процентом содержания воды на лист бумаги при помощи трубочки и раздувается получившийся рисунок. Важно при выполнении упражнения использовать максимально возможную палитру цветов. В конце задания клиент делает попытку распознать получившийся образ, пофантазировать.

Маскотерапия – известный метод психологической работы, основанный на переводе глубинных комплексов и проблем человека в неживую материю маски. Лицо – это проекция нашего психологического состояния и настроения, нашего тела, а так же нашего прошлого и настоящего. Избавление от привычных, стереотипных ролей с помощью маскотерапии создает возможность освободиться от ненужного и изменить свою жизнь.

Коллаж – технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на ватман предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Материалом служит газеты, глянцевые журналы, природные материалы, различные предметы. Используя скотч, клей, ножницы и бумагу создается объемная композиция. Можно вырезать из газет и журналов фигурки, составив из них историю. Также возможно использование для создания композиции оберток от конфет, оберточной и туалетной бумаги, картонных коробок и т.п. Коллажирование дает возможность раскрыть потенциальные возможности человека, предполагает большую степень свободы, является безболезненным методом работы с личностью, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества, позволяет определить существующее на данный момент психологическое состояние человека, выявить актуальное содержание его самосознания, его личностные переживания. Данный метод эффективен в работе со студентами на практических занятиях по специальной психокоррекции и способствует сплочению группы, развитию творческих способностей, снятию эмоционального напряжения.

Песочная терапия – это возможность общения с миром и самим собой через песок; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. В основе песочной терапии лежит создание свободного и защищенного пространства, в котором клиент – ребенок или взрослый может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или тревожащие, в зримые и осязаемые образы. Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния; неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым.

Цветотерапия – это лечение цветом. Еще в далекой древности люди заметили, что цвет оказывает мощное действие на человека. Специальная окраска, наносимая на тело воина и его доспехи, внушала противнику страх; цвета, подбираемые для одежды царей и жрецов, говорили об их могуществе, вызывали восторг, поклонение или священный трепет. В древнем Египте знали о силе и влиянии цвета и даже сооружали в некоторых храмах цветные залы. В них изучали применение цвета и учили врачевание. Было доказано, что органы и системы тела чувствительны к определенным цветам, которые стимулируют или замедляют их действие. Зная это, можно использовать различные цвета с лечебной целью. Цвет может изменить функции некоторых систем человеческого организма. Например: оранжево-красный меняет частоту пульса, дыхания, давления крови и в общем оказывает возбуждающее действие; темно-синий цвет, напротив, приносит успокоение. По мнению психологов, язык цветов универсален, он действует независимо от религии и национальности.

Сказкотерапия – это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил, древнейший способ социализации и передачи опыта. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У малышей этот процесс особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз. Работа со сказкой направлена непосредственно на помощь клиенту. Психотерапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем.

Фототерапия – набор психотехник, связанных с лечебно-коррекционным применением фотографии, её использования для решения психологических проблем, а также развития и гармонизации личности. Техники фототерапии: фотографии, созданные самим человеком; фотографии клиента, сделанные другими людьми, где клиент специально позирует, или снимки, сделанные спонтанно; автопортреты - любые фотографии самого себя; семейные альбомы. Фототерапия может предполагать как работу с готовыми фотографиями, так и создание оригинальных авторских снимков. Основным содержанием фототерапии является создание и/или восприятие клиентом фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности (рисование, коллажирование, инсталлирование готовых снимков в пространство, изготовление из фотографий фигур и последующая игра с ними, и т. д.)

Глинотерапия . Работа с глиной позволяет мягко отреагировать, переработать и осознать травматичный опыт. Особенно важна для тех людей, которым трудно "выговориться", кому трудно рассказать о своих чувствах и переживаниях, в ситуациях неопределенности – ведь "вылепливание" снижает или убирает сопротивление и дает возможность "увидеть" решение. Благодаря лепке человек может научиться управлять собой; не имеет противопоказаний и возрастных ограничений; дает человеку возможность почувствовать себя творцом, это одно из лучших средств при работе с эмоциями (страх, агрессия, обида).

Подводя итоги, отметим, что в арт-терапии задействованы зрительные, слуховые, тактильные анализаторы, что в свою очередь благоприятно сказывается на физическом и психическом самочувствии человека. Арт-терапия оказывает тонизирующее, укрепляющее, успокаивающее, стимулирующее, расслабляющее воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека. В арт-терапии используется комплекс коррекционных упражнений, которые затрагивают общее физическое развитие, эмоциональное развитие, речевое (вербальное) развитие, что в целом позитивно сказывается на социальном развитии. Арт-терапия развивает мелкую моторику, творчество и воображение, создает эмоционально-положительный настрой у детей и взрослых. Нетрадиционные формы работы доставляют детям множество положительных эмоций, что помогает преодолевать робость, страх. Ценностью арт-терапии выступает не результат (творческий продукт), а сама личность участника, что является особенно важным при работе с людьми с ОВЗ.

Арт-терапия – это эффективный, доступный, безопасный, интересный метод специальной психологической коррекции.