Самый тёмный час - перед рассветом. Самое темное время перед рассветом

Особенно те, чья жизнь была изломана февральским госпереворотом 2014 года. В качестве обоснования своего пессимизма они приводят факты того, что, как они говорят, «Украина умерла». Не в том смысле, что наблюдается кризис украинской государственности, а из-за безмолвия, бездействия жителей этой страны. Их пассивность они объясняют тем, что неонацистская пропаганда вытравила в людях остатки всего человеческого, превратила их в зомби, в помешанных на величии «української Nації» и рвущих тельняшку на груди за Бандеру, «небесную сотню» и «священную войну против российской агрессии».
Что ж, год, действительно, был сложным, даже тяжёлым, заканчивался целой цепью неприятных событий, смакование которых снова «порадовали» некоторых жителей Украины. Но горы цветов перед оградами российского посольства и консульств показали, что надрывающиеся в злобном русофобском лае кликуши – это далеко не вся Украина.
* * *
В середине декабря социологическая служба «Центр Разумкова», известная своей пристрастностью к политсилам, находящимся ныне у власти, опубликовала результаты опроса жителей Украины, проводившегося в сентябре-ноябре этого года. Столь растянутые сроки опроса 2015 респондентов, а также оценка, данная результатам днепропетровским «патриотическим» сайтом «Первые срочные новости Украины», позволяют считать, что «патриоты» не очень-то рады полученным выводам: «К сожалению, плохие тенденции, которые обозначились год назад, только укрепились».
Увы, но тенденции, действительно, не могут порадовать «украинских патриотов». Украинцев и русских считают братскими народами 87% жителей востока страны и 28% запада, а 45% респондентов на востоке и 9,5% на западе вообще убеждены, что украинцы и русские - это один народ.
При этом 62% жителей востока и 18,7% запада Украины считают, что отношения с Россией должны быть нормализованы, даже если Крым останется в составе РФ.
44,7% жителей восточных областей считают, что необходимо углублять сотрудничество с Россией, а более 60% из них готовы оправдать тех, кто ездит на заработки в Россию. При этом 48,5% жителей западных областей убеждены, что это сотрудничество нужно полностью свернуть, а ещё 31% выступает за уменьшение сотрудничества.
54,6% жителей западных областей и лишь 13% на востоке страны убеждены в необходимости оказать вооружённое сопротивление России, если она решится на полномасштабное вторжение, в любом случае, даже если не будет международной помощи. При этом 27,9% жителей восточных областей Украины предлагает немедленно сдаться для уменьшения жертв, а 40% не определились с ответом.
* * *
Существует разница и в восприятии нынешней власти.
Не считают, что реформы проводятся в интересах большинства граждан 83% жителей восточных областей и 57% проживающих в западных областях Украины.
На западе 53% считает, что после госпереворота в стране повысился уровень демократии и гражданских свобод, а на востоке согласны с этой точкой зрения 25,6%, не согласны 67%.
Но 43% населения на западе и 80% на востоке Украине не готовы терпеть даже временное снижение уровня жизни ради происходящих «реформ» и укрепления украинской армии.
Данные же социологической группы «Рейтинг», профинансированные правительством Канады, указывают, что всего 1% жителей Украины полностью одобряет деятельность Кабинета министров и Верховной рады, а 3% деятельность президента Порошенко.
А по сведениям, обнародованным директором Фонда гуманитарных стратегий Михаилом Павливом, 73,6% украинцев считает, что власть наживается на войне в Донбассе. 46,5% населения убеждены: договориться о прекращении войны сможет только другой президент. «Это приговор этой власти», - считает Павлив.
* * *
Нет, рано «хоронить» Украину, рано считать её население «майданувшимся» только из-за того, что наиболее «упоротые» злобствуют и изливают свою ненависть. Пусть бесятся, их время подходит к концу. Ведь, как известно, самый тёмный час – перед рассветом.
Александр Горохов, «Одна Родина»

Привет...
Иногда лучше оставить все как есть. Шагая в безликом одиночестве среди пустых улиц куда глаза глядят, завидовать свободному ветру, одиноким звездам, мудрому солнцу и немой луне. Порой мы боимся потерять и утратить то, что имеем. Хотя все, что мы не делаем и все, что с нами происходит пишется одной рукой. И если б мы научились жить одним настоящим, то не прятались б в себе. Может быть поэтому и существует пустота, чтобы человек смог научиться осознавать и улыбаться счастью. Наше одиночество не в том, что потерялось в пустоте наших сердец, а в том, что выходит из него. Мне кажется, что мы одни в огромном мире, когда смотрю в ваши глаза. И пусть дни не отличаются одни от другого также как время от восхода до заката, и с каждым днем пустота становиться молчаливой и её скупости нет дела не до прошлого, не до будущего, она довольствуется тем, что разглядывает людей. Но вы когда-нибудь поймете, что самый темный час вашей жизни перед самым прекрасным рассветом. И пусть люди приходят в вашу жизнь в поисках чего-то нового, но уходят, оставаясь такими же как были. Они поймут, что старое прошлое лучше настоящего. Вся жизнь тем и интереснее когда люди вокруг вас одни и те же. И как-то само собой получается,что они входят в вашу жизнь и, сами этого не замечая, желают ее изменить. Пройдет время и вы снова прочтете это письмо. И только тогда вы сможете его понять. Ведь чем не обыкновеннее человек, тем проще он с виду. Тем самым незаметнее он для других, тем проще его забыть и потерять. И смысл его слов, и смысл жизни понять под силу дано не каждому. Возможно мы с вами больше не увидимся и все останется простой мечтой одинокого мужчины, но я прошу вас никогда не забывайте, что ваше богатство рождает пустота вашего сердца. Его надо найти ибо только там, там все, что вы найдете и прочувствуете на пути к нему обретет свой смысл.Именно там, где пустота прячет ваше сердце, душа, душа верна законам жизни, спрятано твое сокровище. Ваша любовь.

Перевод

Hi...
Sometimes it"s better to leave things as they are. Stepping into a faceless loneliness among the empty streets aimlessly, envy-free wind, for single stars, wise the sun and the moon silent. Sometimes we are afraid to lose and lose what you have. Although we did not do and everything that happens to us is written by one hand. And if we have learned to live one real, not hiding b in itself. Maybe that"s why there"s a void to be able to learn to recognize and smile happiness. Our loneliness is not that lost in the emptiness of our hearts, and that comes out of it. I think we"re alone in a huge world when I look into your eyes. And let the days do not differ from one another as the time from sunrise to sunset, and day by day emptiness becomes silent and avarice is not the case not the past, not the future, it is satisfied that looking at people. But have you ever realize that the darkest hour of your life before the most beautiful dawn. And let people come into your life in search of something new, but leave remaining the same as they were. They will understand that the old past better than the present. All life and all the better when the people around you the same. And somehow by itself it turns out that they are in your life and yourself not noticing it, wish to change it. Time will pass and you will again read this letter. And only then will you be able to understand. After all, not usually what a person is, the easier it is with the mind. Thus it is noticeable to others, the easier it is to forget and to lose. And the meaning of his words, and the meaning of life to understand under the force is not given to everyone. Maybe we"ll never see each other and everything will remain just a dream a lonely man, but I pray you never forget that your wealth breeds emptiness of your heart. It must be found because only there, there everything you will find and get a feel on the way to it will have meaning .Exactly where the emptiness hides all your heart, soul, the soul is true to the laws of life, your hidden treasure. Your love.

Жизнь – это не только атмосфера бесконечного счастья и череда впечатлений и радости. Ты наверняка проходил (или проходишь сейчас) период, условно называемый «кромешная тьма».

Когда ты не сидишь на месте, что-то делаешь, но по ощущениям бесцельно блуждаешь по кругу. Пытаешься наладить определенные сферы жизни, к чему-то стремишься, но все твои старания и усилия не приводят к желаемому удовлетворению. Ты всеми силами стараешься построить мост к сердцам близких людей, но получается проложить лишь стены…

Что делать?

Успокойся. Вздохни поглубже и знай, что такое проходит каждый. Ты не одинок.

Когда у меня случаются такие моменты, я всегда вспоминаю замечательную фразу - «Самое темное время перед рассветом». Нужно просто переждать, перетерпеть… Прорвемся!

Пустыня жизни

В любых жизненных ситуациях я читаю Библию. В ней можно найти много ободряющих примеров и мудрости.

В «темные времена» меня вдохновила история Иисуса Христа, который находился 40 дней в пустыне. Прежде чем увидеть большие чудеса в своем призвании и жизни, Он прошел через жуткий период. Только представь! 40 дней без воды и еды…И это при изнуряющей жаре! Жажда, голод, душевное давление…Каждый день похож на другой: пустыня, пустыня, пустыня…И каждый шаг несет в себе опасность - встречу с ядовитыми змеями....бррр! Картина не из приятных, правда?

Но Он выдержал. Он знал, что впереди его ждет огромная миссия – спасение людей. И что никто кроме Него не сможет избавить людей от греха. Поэтому терпел, смирял себя, держался...

Я верю, что и ты – уникальный человек с особой миссией. То призвание, которое есть у тебя, сможешь выполнить в этой жизни только ты. Другого тебя у нас нет! И в тебе очень нуждается этот мир! Помни об этом в трудные моменты. И ты пройдешь свою пустыню!

Чем в большую тьму ты попал, тем острее прочувствуешь яркость света. Он уже начинает светить в твоей жизни!

Личный опыт

Когда-то я пережила очень непростые моменты в своей жизни. Везде было плохо. Сил и мотивации что-то поменять – не находилось. Казалось, а зачем? Все и так закончится плачевно. Смысла в жизни нет, вера в лучшее – бесполезна…

Именно в тот момент меня нашел Бог. Он ответил на мой искренний внутренний поиск и в комнате моей жизни включился свет, который светит ярче с каждым днем.

Поэтому я делюсь с тобой этим светом. Знай, что ты не один. Все, что ты проходишь сейчас – временно. Бог рядом с тобой. Он ждет, чтобы ты искренне обратил свой взор от проблем к Нему и попросил о помощи. Он никогда не будет навязывать тебе Себя. Потому что Он дал тебе свободную волю и право выбора: быть с Ним или без Него, быть защищенным или уязвимым, благословенным или проклятым, обманутым или знающим Истину.

Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.
Ин 14:6

Я молюсь, чтобы каждый, читающий эту статью, был наполнен Божьей, Отцовской любовью. Чтобы разбитые сердца восстановились, чтобы в угнетенные судьбы пришла свобода, чтобы там, где тьма, воссиял яркий Свет!

Все это я прошу у Отца во Имя Иисуса. Ведь написано в Библии «ВСЕ, чего не попросите у Отца во имя Мое – будет вам!». Поэтому я верю, что УЖЕ наступает рассвет в той сфере твоей жизни, где, казалось, тьма полностью поглотила эмоции, разум, чувства…И ты в это поверь:)

Я знаю, что самое лучшее ждет впереди!

А что тебе помогает проходить через трудные периоды в жизни? Поделись со мной в комментариях!

Ей было 17, когда из-за осложнений во время операции умерла мама. На носу выпускной, туфли куплены, платье придумано. И вдруг - горе «такое огромное, такое бескрайнее, ты от него под одеяло, а оно и там тебя караулит». Она тогда выдержала, а сейчас написала об этом текст, отозвавшийся в интернете тысячей лайков и десятью страницами комментариев. В продолжение её пронзительного «Таинства страдания» - эта беседа с инокиней Евгенией (Сеньчуковой).

Множество вопросов, с которыми сталкиваемся мы в своей церковной жизни, со временем обязательно находят свой ответ. Однако есть такие, которые остаются камнем преткновения как для неофитов, так и для верующих с «большим церковным стажем». Праведник Иов просил Бога объяснить, за что и почему он страдает. Богочеловек Иисус Христос в страшных муках на Кресте спрашивал: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? (Мф. 27, 46). Вопрос о причинах страдания, богооставленности - один из самых сложных в христианстве.

- У Варлама Шаламова есть слова о том, что острое горе ты всегда проживаешь один, пройти по этому пути можно лишь в одиночку. И то, что беду разделишь с друзьями, - не что иное, как красивый миф. Вы согласны с такой точкой зрения?

Действительно, с предельным горем ты всегда остаёшься один на один. И дело не в том, что другой тебе не поможет, просто какая-то часть твоего страдания всё равно остаётся никому не доступной.

- Поражают истории, когда людям в тяжелейших жизненных ситуациях хотели оказать помощь, но они сами сопротивлялись таким попыткам. Беспризорники сбегали из чистых и уютных приютов назад в свои трущобы; жёны отказывались уходить от мужей-садистов, представлявших угрозу жизни как им самим, так и их детям; смертельно больные не соглашались принимать помощь и так далее. Чем это можно объяснить, иррациональной природой человека или...?

Это очень разные ситуации, и объяснить их можно по-разному. Беспризорники и бездомные просто возвращаются в привычный для себя образ жизни. Они не воспринимают такой выбор как трагический, для них это просто один из вариантов социальной ниши. Сложность в том, что они успели адаптироваться к дискомфортным условиям, и им проще остаться в них, чем изменить свою жизнь. Яркий пример - бездомный мальчик Гекльберри Финн из «Приключений Тома Сойера», который убегает от приютившей его вдовы только потому, что ему становится скучно. Беспризорная жизнь с отцом-пьяницей не воспринималась им как трагедия - скорее, как своеобразная свобода.

Жёны мужей-садистов и манипуляторов, как правило, созависимы. Таким женщинам требуется комплексная психологическая помощь, которую, к сожалению, предоставить им часто просто не могут. Не стоит также забывать, что они ощущают определённую «ответственность» за своих мужей: «Как же он без меня?!». Ведь, как правило, у мужчин, позволяющих себе поднимать руку на женщину, настроение чередуется: от жесточайшего унижения супруги до самобичевания, слёзных просьб о прощении и тому подобного.

Если же рассматривать случай с безнадёжно больными, нужно вспомнить, что есть несколько стадий восприятия человеком своего диагноза. Первая стадия - «отрицание», когда люди отказываются верить в свою болезнь, в степень её серьёзности. Последняя стадия - «принятие», когда человек смирился с тем, что безнадёжно болен. В таком случае попытки помочь он воспринимает как «покушение» на эту ситуацию, которую он уже принял, как попытку разрушить его и без того хрупкий мир.

Всё это нужно различать. И дело здесь не столько в иррациональной природе человека, сколько в психологических механизмах, суть которых в том, что человеку проще принять тяжёлые обстоятельства, чем решиться их изменить. Он тянется к простым решениям. И это предсказуемо: в экстремальных ситуациях мы стараемся экономить жизненную энергию, и когда нет гарантий, что помощь придет, направляем все силы на то, чтобы выжить в тех обстоятельствах, к которым уже привыкли, а не рисковать, бросаясь с головой в неизвестность.

- Католичество называют «религией Рождества», а Православие - «религией Пасхи». При этом у православных особый акцент делается на идее искупительности страданий, что порой смущает невоцерковленных людей. Нет ли здесь опасности превратить страдание в самоцель? Когда радость и простое человеческое счастье воспринимаются как нечто постыдное и недостойное. Как избежать этого соблазна и быть готовым принять не только Голгофу, но и Пасху?

Есть такая проблема. На самом деле на страстях фокусируется как раз католическая аскетика, для православной традиции это не характерно. Другое дело, что это, скорее, наша ментальная черта - «испить чашу страданий до дна». И связана она с историческими реалиями, искони непростыми условиями жизни (экономическими, социальными и другими).

Как избежать этого соблазна? Только вдумчивым чтением Евангелия. Ведь евангельский эпизод страстей Господних занимает, фактически, один день - Страстную Пятницу. Всё остальное время проповедь Христа - это призыв к непрестанной радости: Радуйтесь и веселитесь (Мф. 5, 12). Даже обращаясь к страждущим, Господь говорил: «Блаженны...».

Только внимательно вчитываясь в Евангелие, в труды святых отцов, мы поймем, что страдания несут силу и пользу тогда, когда есть осознание, что за ними будет просветление. Я эту проблему затронула и в своей публикации «Таинство страдания»: Голгофа и Воскресение связаны. Как говорится, «самый тёмный час - перед рассветом». Когда хуже уже некуда, тогда и наступает Пасха. Если бы страдание было бесконечным, и у него не было выхода в виде света и радости, смысл нашего существования был бы непонятен.

Один из наиболее распространённых аргументов атеистов - наличие в нашем мире страдания невиновных: Холокост, ГУЛАГ, детские болезни и смертность и многое другое. Известный христианский автор из Америки Филипп Янси даже посвятил целую книгу вопросу «Где Бог, когда я страдаю?». Вы в своей статье отвечаете так: «На соседнем кресте рядом с моим».

Здесь у людей неверующих может возникнуть как минимум два контраргумента. Во-первых, если Бог не хочет посягать на свободу человека и спасать мир насильно, и поэтому допускает зло, тогда причём здесь малыш, проходящий N-й курс химиотерапии, корчащийся от боли на руках у убитой горем матери и лично не высказавший пока что никакого греховного волеизъявления? И, во-вторых, не возникает ли соблазн представить Бога, страдающего рядом с нами на «соседнем кресте», беспомощным перед какой-то космической силой, подобной фатуму в мифологии древних греков, довлеющей и над Ним тоже? Как разрешить эти две дилеммы?

Аргумент про то, что «Бог не хочет посягать на свободу человека», мне кажется, вообще слабо работает. Потому что зло часто возникает не в связи с греховным волеизъявлением человека. Безусловно, зло существует вследствие грехопадения первых людей, это онтологическая причина, но человек может страдать, будучи совершенно невиновным. Когда кто-нибудь заболел онкологией, это означает, что он просто заболел онкологией. Если на человека упал кирпич, то на него просто упал кирпич - и никакой его вины в этом нет. Таким образом, первый аргумент не работает.

Что касается второго аргумента, у меня, если честно, не возникает проблемы «беспомощности Бога перед роковой силой». Излишний антропоморфизм в восприятии Бога вообще неуместен. Господь не исправляет зло не потому, что не в силах, и не потому, что не хочет его пресечь. Он его просто не исправляет. Его мотивы принципиально отличны от наших: Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших (Ис. 55, 8-9).

Нужно понимать, что этот мир лежит во зле. Наша задача - привносить свет во мрак этого мира. По большому счёту, Христос и создал Церковь для этого. Господь может иногда вмешиваться напрямую через чудеса, отвечая на нашу молитву, но это в любом случае какой-то сотворческий, синергический акт. Ответ Бога - это ответ на молитву, вопрошание или даже равнодушие. Когда мы читаем в Писании: Се, стою у двери и стучу (Отк. 3, 20), воспринимаем это буквально - что Бог робко стучит, никогда не вламывается, не входит первым, ожидает нашего гостеприимства.

Как ответить неверующему на его вопросы? Помните, в «Хрониках Нарнии», в предпоследней повести «Серебряный трон» есть совершенно потрясающий диалог. Сюжет такой: герои из нашего мира попадают в Нарнию, где узнают, что в Подземелье томится принц Рилиан. Его не просто захватили в плен, но и одурманили: и только ночью он становится самим собой, а в остальное время абсолютно доволен своим положением и Нарнию не помнит. Когда его освободили от чар, появляется околдовавшая его Зелёная Ведьма. Она и наших героев начинает очаровывать: убеждает, что нет ни Нарнии, ни солнца (на чём бы оно крепилось?) и прочее. И один из героев, Лужехмур, сопротивляясь чарам, произносит очень важные слова: «Мы, может быть, и дети, затеявшие игру, но, выходит, мы, играя, придумали мир, который по всем статьям лучше вашего, настоящего. И потому я - за этот придуманный мир. Я на стороне Аслана, даже если настоящего Аслана не существует. Я буду стараться жить, как нарниец, даже если не существует никакой Нарнии».

Таким может быть и наш ответ неверующим людям: «Ты, атеист, сомневаешься, что за смертью будет успокоение. Но я лучше буду в это верить». Кажется, это называется «пари Паскаля»: «Если ты не веришь в Бога, теряешь всё, если веришь, не теряешь ничего». В данном случае даже больше: если веришь в Бога, ты приобретаешь всё.

Все очень любят цитировать выдернутые из контекста слова Карла Маркса: «Религия - опиум для народа». Но на самом деле немецкий философ говорил совершенно противоположное: религия не одурманивает, религия утешает. Она как опиум, то есть как обезболивающее. У него даже есть такая фраза: «Это сердце для бессердечного мира».

Да, можно возразить, что моя вера имеет терапевтический эффект, что она - лишь выдумка, защитная реакция. Можете считать так, ведь я никак не могу доказать обратное. Но вера в доказательствах и не нуждается. Есть вещи недоказуемые, но это их не отменяет и ценности не снижает.

- У отца Сергия Круглова есть мысль о том, что одним из отличий человека от всего тварного мира есть «потенция такого Страдания, которого не знает ни одна вещь». Чем можно объяснить исключительность этого страдания: способностью осознавать его причины, нести за него ответственность или...?

Я бы сказала, что человек отличается способностью страдание осмыслять. Человеческое страдание не исключительно: больное раком животное мучается ничуть не меньше, а, возможно, даже больше, так как не может попросить о помощи. Но именно человек способен размышлять о собственной боли, о её несправедливости.

В этом контексте, возвращаясь к вашему самому первому вопросу о предельном страдании, которое ни с кем нельзя разделить, всё равно мы в этой ситуации хотя бы попытаемся отыскать причину страдания при осознании собственной невозможности помочь страдающему.

- Но любой собачник расскажет, как его преданный пёс разделял с хозяином его боль. Чем же тогда отличается человеческое сострадание?

Человеческая эмпатия отличается лишь осознанностью. Есть одно из мнений, что границы личности - это эмпатия. Поэтому считается, что собаки ближе к человеку, к формированию его, чем, например, кошки. Мне близка эта мысль. Ребёнок вырастает в личность, когда начинает учиться сопереживать, контактировать с миром. Любой контакт предполагает сопереживание. Животное же ограничено в своих возможностях - оно не может поразмышлять вместе с человеком о его боли, проанализировать опыт Другого.

- Моя приятельница работает в православной благотворительной организации помощи тяжелобольным. Я восхищаюсь, как самоотверженно она бьётся за каждого ребёнка: придумывает и проводит многочисленные благотворительные акции, часами выстаивает на морозе, собирая средства, организовывает общие молитвы и многое другое. Тем не менее, случается, её подопечные детки всё-таки умирают. И тут не только у воинствующего атеиста, но и у верующего «с многолетним стажем» может возникнуть даже ропот, особенно на фоне слов Спасителя: И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? (Лк.11, 9-11). Что тогда значат эти евангельские слова и молитва вообще, если мы не получаем просимое?

Это сложный для меня вопрос. Я бы ответила так: конец - это тоже выход, облегчение. Другое дело, что «баланс не соблюдается»: страдать обречены близкие.

По большому счёту, наверное, ваша приятельница - сама и есть тот хлеб, который Отец Небесный даёт просящему.

- Один из докладов митрополита Антония Сурожского был озаглавлен «Как жить с самим собой?». Чем дальше, тем отчётливее понимаешь, что именно это, а не внешние трудности и испытания, и есть самый сложный вызов человеческой жизни. Как вы сами для себя отвечаете на этот вопрос?

Как жить? - Внимательно.

Недавно услышала от православного психолога Натальи Ининой фразу, заимствованную ею у Евагрия Понтийского: «То, что не осознаётся, легко превращается в страсть». Мне эти слова очень понравились. Инина как раз говорит о том, что задача психолога - помогать человеку осознавать то, что он не хочет осознавать. Этим занимается и аскетика: осознать себя, отыскать собственную личность. Все монашеские практики - попытка пробиться к своей глубине. Вся христианская жизнь - это путь к себе, подлинному. Ведь только ты сам, настоящий, можешь встретиться с Богом. Поэтому и жить с самим собой нужно трезво и внимательно.