Кто такой булгаков михаил афанасьевич. Произведения Булгакова

Для многих любимым писателем является именно Михаил Булгаков. Биография его трактуется людьми различных направлений по-разному. Причина в том, насколько соотносят те или иные исследователи его имя с оккультизмом. Интересующимся именно этим аспектом мы можем порекомендовать прочесть статью Павла Глобы. Однако в любом случае начинать ее изложение следует с детских лет, что мы и сделаем.

Родители писателя, братья и сестры

Родился Михаил Афанасьевич в г. Киеве в семье профессора богословия Афанасия Ивановича, который преподавал в духовной академии. Его мама, Варвара Михайловна Покровская, также преподавала в Карачаевской прогимназии. Оба родителя были потомственными колокольными дворянами, их деды-священники служили в Орловской губернии.

Сам Миша был в семье старшим ребенком, у него было два брата: Николай, Иван и четыре сестры: Вера, Надежда, Варвара, Елена.

Будущий писатель был худощавым, изящным, артистичным с выразительными голубыми глазами.

Образование и характер Михаила

В своем родном городе получал образование Булгаков. Биография его содержит данные об окончании в восемнадцатилетнем возрасте Первой Киевской гимназии и в двадцатипятилетнем возрасте - медицинского факультета Киевского университета. Что повлияло на формирование будущего писателя? Безвременная смерть 48-летнего отца, глупый суицид лучшего товарища Бориса Богданова из-за любви к Варе Булгаковой, сестре Михаила Афанасьевича, - все эти обстоятельства определили характер Булгакова: мнительный, подверженный неврозам.

Первая жена

В двадцать два года будущий писатель женился на своей первой супруге - Татьяне Лаппа, на год младше него. Судя по воспоминаниям Татьяны Николаевны (она прожила до 1982 г.), про этот недолгий брак можно было снимать фильм. Новобрачные умудрились до свадьбы растратить присланные их родителями деньги на фату и подвенечное платье. На венчании почему-то смеялись. Из подаренных молодоженам цветов больше всего было нарциссов. На невесте была полотняная юбка, а приехавшая и ужаснувшаяся мама успела купить ей к свадьбе блузку. Биография Булгакова по датам, таким образом, увенчалась датой свадьбы 26.04.1913 г. Однако счастью влюбленных суждено было быть недолгим: в Европе в ту пору уже запахло войной. По воспоминаниям Татьяны, Михаил не любил экономить, он не отличался расчетливостью в трате денежных средств. Для него, например, в порядке вещей было на последние деньги заказать такси. Ценные вещи часто закладывали в ломбард. Хоть молодой чете и помогал деньгами отец Татьяны, однако средства постоянно исчезали.

Врачебная практика

Судьба довольно жестоко мешала ему стать врачом, хоть и талантом, и профессиональным чутьем обладал Булгаков. Биография упоминает, что он имел несчастье заражаться опасными болезнями, занимаясь профессиональной деятельностью. Михаил Афанасьевич, желая реализоваться как специалист, вел активную врачебную деятельность. За год доктор Булгаков принял на амбулаторном приеме 15 361 больного (сорок человек в день!). У него в стационаре лечилось 211 человек. Однако, как видно, сама Судьба воспрепятствовала быть ему доктором. В 1917 г. инфицировавшись дифтерией, Михаил Афанасьевич принял сыворотку против нее. В результате получилась тяжелая аллергия. Ее мучительные симптомы он ослаблял морфием, но затем пристрастился к этому наркотику.

Выздоровление Булгакова

Исцелением Михаила Булгакова его почитатели обязаны Татьяне Лаппа, сознательно ограничивающей его в дозе. Когда он просил об инъекции дозы наркотика, то любящая супруга вкалывала ему дистиллированную воду. При этом она стоически переносила истерики мужа, хотя он однажды бросил в нее горящий примус и даже грозил ей пистолетом. Любящая супруга при этом была уверена, что стрелять он не хотел, просто ему было очень плохо…

Краткая биография Булгакова содержит в себе факт высокой любви и жертвенности. В 1918 г., именно благодаря Татьяне Лаппа, он перестал быть морфинистом. С декабря 1917 г. по март 1918 г. Булгаков живет и практикуется в Москве у своего дяди по маминой линии, успешного гинеколога Н. М. Покровского (впоследствии - прототипа профессора Преображенского из "Собачьего сердца").

Затем он вернулся в Киев, где опять начал работать врачом-венерологом. Практике помешала война. Больше он к лечебной практике не возвращался…

Первая мировая и Гражданская война

Первая мировая ознаменовала для Булгакова переезды: вначале он работал врачом вблизи линии фронта, затем был направлен работать в Смоленскую губернию, а потом в Вязьму. Во время Гражданской войны с 1919 по 1921 г. его как врача дважды мобилизовывали. Сначала - в армию Украинской Народной Республики, затем - в белогвардейские Вооруженные силы Юга России. Этот период его жизни позже нашел свое литературное отражение в цикле рассказов «Записки юного врача» (1925-1927). Один из содержащихся в нем рассказов называется «Морфий».

В 1919 г., 26 ноября, он впервые в жизни публикует статью в газете «Грозный», которая, по сути, представляла мрачные предчувствия белогвардейского офицера. Красной Армией у станции Егорлыцкой в 1921 г были разбиты передовые силы белогвардейцев - казачья конница… Его товарищи едут за кордон. Однако эмигрировать Михаилу Афанасьевичу не дает… судьба: он заболевает тифом. Во Владикавказе лечится от смертельной хвори и выздоравливает Булгаков. Биография его фиксирует переориентацию целей жизни, верх берет творческое начало.

Драматург

Михаил Афанасьевич, изможденный, в форме белого офицера, но с сорванными погонами, в Терском Наробразе работает в театральной секции подотдела искусств, в русском театре. В этот период в жизни Булгакова происходит тяжелейший кризис. Денег нет вообще. Они с Татьяной Лаппа живут, продавая отрубленные части чудом уцелевшей золотой цепочки. Булгаков принял тяжелое для себя решение - больше никогда не возвращаться к врачебной деятельности. Исстрадавшимся сердцем, в 1920 г. пишет талантливейшую пьесу «Дни Турбиных» Михаил Булгаков. Биография писателя свидетельствует о первых репрессиях против него: в том же 1920 году большевицкая комиссия его изгоняет с работы как «бывшего». Булгаков растоптан, сломлен. Затем писатель решает бежать из страны: сначала в Турцию, затем - во Францию, он переезжает из Владикавказа в Тифлис через Баку. Чтобы выжить, изменяет себе, Правде, Совести и пишет в 1921 г. комформистскую пьесу «Сыновья муллы», которую большевицкие театры Владикавказа охотно включают в свой репертуар. В конце мая 1921 г., будучи в Батуми, вызывает к себе жену Михаил Булгаков. Биография его содержит информацию о тяжелейшем кризисе в жизни писателя. Судьба жестоко мстит ему за измену совести и таланту (имеется в виду, вышеупомянутая пьеса, за которую он получил 200 000 руб. гонорара (33 серебреника). Такая ситуация повторится еще раз в его жизни).

Булгаковы в Москве

Супруги все же не эмигрируют. В августе 1921 г. Татьяна Лаппа через Одессу и Киев одна уезжает в Москву.

Вскоре, вслед за женой, Михаил Афанасьевич также возвращается в Москву (как раз в этот период расстреливают Н. Гумилева и умирает А. Блок). Их жизнь в столице сопровождают переезды, неустроенность… Непроста биография Булгакова. Краткое содержание ее последующего периода - отчаянные попытки талантливого человека реализовать себя. Михаил и Татьяна проживают в квартире (в описанной в романе «Мастер и Маргарита» - дом № 10 по ул. Большой Садовой (дом Пигита), под номером 302-бис, которую им любезно предоставил шурин филолог Земский А. М., уехавший в Киев к супруге). В доме жили скандалящие и пьющие пролетарии. Супругам было в нем неуютно, голодно, безденежно. Здесь произошел их разрыв…

В 1922 г. Михаила Афанасьевича ожидает личный удар - умирает мама. Он лихорадочно начинает работать журналистом, вкладывая свой сарказм в фельетоны.

Литературная деятельность. «Дни Турбиных» - любимая пьеса Сталина

Прожитый жизненный опыт и мысли, рожденные недюжинным интеллектом, просто рвались на бумагу. Краткая биография Булгакова фиксирует его работу фельетонистом в московских газетах ("Рабочий") и журналах ("Возрождение", "Россия", "Медицинский работник").

Жизнь, исковерканная войной, начинает налаживаться. С 1923 г. Булгаков принят в члены Союза писателей.

Булгаков в 1923 г. начинает работать над романом «Белая гвардия». Он создает свои известные произведения:

  • «Адам и Ева»;
  • «Александр Пушкин»;
  • «Багровый остров»;
  • «Бег»;
  • «Блаженство»;
  • «Зойкина квартира»;
  • «Иван Васильевич».

А в 1925 году женится на Белозерской Любови Евгеньевне.

Состоялся он и как драматург. Уже тогда прослеживалось парадоксальное восприятие Советским государством творчества классика. Даже Иосиф Сталин по отношению к нему был противоречив и непоследователен. Он 14 раз смотрел МХАТовскую постановку "Дни Турбиных". Затем заявил, что "Булгаков - не наш". Однако в 1932 г. он повелевает ее вернуть, причем в одном-единственном театре СССР - во МХАТе, заметив, что все-таки "впечатление пьесы на коммунистов" - позитивное.

Более того, Иосиф Сталин впоследствии в своем историческом обращении 3 июля 1941 г. к народу использует фразеологию слов Турбина Алексея: «К вам обращаюсь я, друзья мои…»

В период с 1923 по 1926 г. происходит расцвет творчества писателя. На осень 1924 г. в литературных кругах Москвы считается действующим писателем № 1 Булгаков. Биография и творчество писателя неразделимо связаны. У него складывается литературная карьера, становящаяся главным делом его жизни.

Недолгий и непрочный второй брак писателя

Первая жена Татьяна Лаппа вспоминает, что, находясь в браке с ней, Михаил Афанасьевич не однажды повторял, что должен жениться трижды. Он повторял это вслед за писателем Алексеем Толстым, который считал такую семейную жизнь ключом к славе писателя. Существует поговорка: первая жена - от Бога, вторая - от людей, третья - от черта. Согласно ли этому надуманному сценарию искусственно складывалась биография Булгакова? Интересные факты и мистерии в ней не редкость! Впрочем, вторая жена Булгакова, Белозерская, дама светская, действительно выходила замуж за обеспеченного, перспективного писателя.

Однако с новой женой душа в душу писатель прожил всего-то года три. Пока в 1928 году «на горизонте не появилась» третья супруга писателя - Елена Сергеевна Шиловская. Булгаков еще находился во втором своем официальном браке, когда завязался этот бурный роман. Свои чувства к третьей супруге писатель с большой художественной силой описал в «Мастере и Маргарите». О привязанности Михаила Афанасьевича к обретенной женщине, с которой ощущал духовную связь, говорит тот факт, что 03.10.1932 г. ЗАГС расторг его брак с Белозерской, а 04.10.1932 г. был заключен союз с Шиловской. Именно третий брак стал для писателя главным в его жизни.

Булгаков и Сталин: проигранная партия писателя

В 1928 г., вдохновленный знакомством со «своей Маргаритой» - Еленой Сергеевной Шиловской, приступает к созданию своего романа «Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков. Краткая биография писателя, впрочем, свидетельствует о начавшемся творческом кризисе. Ему нужен простор для творчества, которого нет в СССР. Мало того, на издание и постановки Булгакова существовал запрет. Несмотря на известность, его пьесы не ставили на сценах театров.

Иосиф Виссарионович, прекрасный психолог, прекрасно знал слабые стороны личности этого талантливейшего автора: мнительность, склонность к депрессиям. Он играл с писателем, как кошка играет с мышкой, имея против него неоспоримое досье. 07.05.1926 г. на квартире Булгаковых был произведен единственный за все время обыск. В руки Сталина попали личные дневники Михаила Афанасьевича, крамольная повесть "Собачье сердце". В игре Сталина против писателя был получен такой козырь, который роковым образом обусловил катастрофу писателя Булгакова. Вот вам и ответ на вопрос: "Интересная биография Булгакова ли?" Отнюдь. До тридцати лет его взрослая жизнь была вдоволь наполнена страданиями от нищеты и неустроенности, далее действительно следовало лет шесть более-менее размеренной обеспеченной жизни, но вслед за ней последовал насильственный излом личности Булгакова, болезнь и смерть.

Отказ от выезда из СССР. Роковой звонок вождя

В июле 1929 г. писатель обращается с Письмом к Иосифу Сталину, прося выезда из СССР, а 28.03.1930 г. обращается к Советскому правительству с этой же просьбой. Разрешение не давали.

Булгаков страдал, он понимал, что его выросший талант губят. Современникам запомнилась выроненная им фраза после очередного неполученного разрешения выехать: «Меня ослепили!»

Однако то был еще не окончательный удар. А он был ожидаем... Все изменил звонок Сталина 18 апреля 1930 г. В тот момент Михаил Булгаков с третьей супругой Еленой Сергеевной, смеясь, ехали в Батум (там на месте Булгаков собирался писать пьесу о молодых годах Сталина). На станции Серпухов вошедшая в их вагон женщина объявила: «Бухгалтеру телеграмма!»

Писатель, издав невольный возглас, побледнел, а затем ее поправил: «Не бухгалтеру, а Булгакову». Он ожидал... Сталин назначил телефонный разговор на это же число - 18.04.1930 г.

Днем раньше похоронили Маяковского. Очевидно, что звонок вождя можно было в равной мере назвать и своеобразной профилактикой (он уважал Булгакова, однако все же мягко прессинговал), и хитростью: в доверительной беседе вытянуть из собеседника невыгодное обещание.

В нем Булгаков добровольно отказался ехать за рубеж, чего до конца своей жизни не мог себе простить. Это был его трагический проигрыш.

Сложнейший узел взаимоотношений связывает Сталина и Булгакова. Можно сказать, что семинарист Дждугашвили переиграл и сломил и волю, и жизнь великого писателя.

Последние годы творчества

В дальнейшем весь свой талант, все свое мастерство автор сконцентрировал на романе «Мастер и Маргарита», который писал в стол, без всякой надежды на публикацию.

Созданную о Сталине пьесу «Батум» отверг секретариат Иосифа Виссарионовича, указав на методическую ошибку писателя - превращение вождя в героя романтического.

Фактически Иосиф Виссарионович приревновал, если так можно сказать, писателя к своей же харизме. С этих пор Булгакову разрешали работать лишь как театральному режиссеру.

Кстати, Михаил Афанасьевич считается одним из лучших в истории русского театра режиссеров Гоголя и Салтыкова-Щедрина (любимых своих классиков).

Все, что он писал - негласно и предубежденно, было «непроходным». Сталин его последовательно уничтожал как писателя.

Булгаков все же писал, он отвечал на удар, как это мог сделать настоящий классик... Роман о Понтии Пилате. О всесильном самодержце, тайно боящемся.

Причем первый вариант этого романа был сожжен автором. Он назывался по-другому - «Копыто дьявола». В Москве после написания его пошли слухи, что Булгаков написал о Сталине (Иосиф Виссарионович родился с двумя сросшимися пальцами на ноге. В народе это называют копытом Сатаны). Запаниковав, автор сжег первую версию романа. Отсюда впоследствии и родилась фраза «Рукописи не горят!».

Вместо заключения

В 1939 году был написан и прочитан друзьям окончательный вариант «Мастера и Маргариты». Быть впервые изданной в сокращенном варианте этой книге судилось лишь через 33 года… Жить смертельно больному Булгакову, страдающему от почечной недостаточности, оставалось недолго...

Осенью 1939 г. его зрение критически ухудшилось: он практически ослеп. 10.03.1940 г. писателя не стало. Похоронили Михаила Булгакова 12.03.1940 г. на Новодевичьем кладбище.

Полная биография Булгакова до сих пор остается предметом споров. Причина в том, что советский, выхолощенный ее вариант, представляет читателю приукрашенную картину лояльности автора к Советской власти. Поэтому, интересуясь жизнью писателя, следует критически анализировать несколько источников.

Д аже на пороге смерти Михаил Афанасьевич не прекращал шлифовать одно из самых таинственных произведений русской литературы XX века, вносил в рукопись романа правки. Последней фразой, отредактированной автором, была реплика Маргариты: «Так это, стало быть, литераторы за гробом идут?»

В первые дни Нового года состояние было тяжелое. 6-го января он делает записи к пьесе, обдумывавшейся в течение минувшего года, – «задумывалась осенью 1939 г. Пером начата 6.1.1940. Пьеса. Шкаф, выход. Ласточкино гнездо. Альгамбра. Мушкетеры. Монолог о наглости. Гренада. Гибель Гренады. Ричард I. Ничего не пишется, голова как котел... Болею, болею...»

Из книги Мариэтты Чудаковой «Жизнеописание Михаила Булгакова»

Будучи врачом, он понимал, что дни его сочтены, как писатель и философ не верил, что смерть есть конец: «Мне мерещится иногда, что смерть – продолжение жизни. Мы только не можем себе представить, как это происходит. Но как-то происходит...» (из воспоминаний Сергея Ермолинского).

1. Свое первое литературное произведение – рассказ «Похождения Светлана» – Михаил Булгаков написал в семилетнем возрасте. В пятом классе гимназии из-под его пера вышел фельетон «День главного врача», также будущий писатель сочинял эпиграммы, сатирические стихи. Но своим настоящим жизненным призванием юный Булгаков считал медицину и мечтал стать врачом.

Детский спектакль «Принцесса Горошина». На обратной стороне пояснительная надпись Н.А. Булгаковой: «Сынгаевские, Булгаковы и другие. Миша блестяще играет роль Лешего». (Лежит справа). 1903

2. Булгаков коллекционировал театральные билеты со всех спектаклей и концертов, которые когда-либо посещал.

Михаил Булгаков и режиссер Леонид Баратов, 1928

3. Писатель собирал в специальный альбом газетные и журнальные вырезки с отзывами критиков о своих произведениях, прежде всего о пьесах. Среди опубликованных рецензий, по подсчетам Булгакова, было 298 отрицательных и лишь три оценивали творчество мастера положительно.

Михаил Булгаков с артистами МХАТа в московской радиостудии. 1934

4. Первую постановку во МХАТе «Дней Турбиных» (оригинальное название «Белая гвардия» пришлось сменить по идеологическим причинам) спас Константин Станиславский, заявив, что, если пьесу запретят, он закроет театр. Но из произведения пришлось убрать важную сцену избиения петлюровцами еврея, в финале ввести «все нарастающие» звуки «Интернационала» и здравицу большевикам и Красной армии из уст Мышлаевского.

5. Сталин очень любил «Турбиных», смотрел спектакль не менее 15 раз, с энтузиазмом аплодируя артистам из правительственной ложи. Восемь раз «отец народов» был на «Зойкиной квартире» в Театре им. Е. Вахтангова . Поощряя накал политической борьбы в литературе (отдельные удары достигали и Булгакова, болезненно сказываясь и на его творческой и личной судьбе), Сталин в то же время покровительствовал писателю.

6. В 1926 году во время знакового диспута «Театральная политика советской власти», который открылся докладом Луначарского, Владимир Маяковский шумел в адрес МХАТа: «…начали с тетей Маней и дядей Ваней и закончили «Белой гвардией»! Мы случайно дали возможность под руку буржуазии Булгакову пискнуть – и пискнул. А дальше мы не дадим. (Голос с места: «Запретить?») Нет, не запретить. Чего вы добьетесь запрещением? Что эта литература будет разноситься по углам и читаться с таким же удовольствием, как я двести раз читал в переписанном виде стихотворения Есенина…»
Маяковский предлагал попросту освистать «Дни Турбиных» в театре. При этом певец революции частенько был партнером Булгакова по бильярду, но «гражданская война» их взглядов продолжалась вплоть до трагической гибели поэта.

7. В 1934 году Михаил Афанасьевич Булгаков написал пьесу-комедию «Иван Васильевич» о том, как московский изобретатель Николай Иванович Тимофеев создает машину времени и с ее помощью перемещает в 30-е годы XX века царя Ивана Грозного. В свою очередь, в прошлое попадает управдом Бунша-Корецкий, как две капли воды похожий на грозного владыку всея Руси, и жулик Жорж Милославский. Поскольку сходство между персонажем Ивана Васильевича и личностью Иосифа Сталина было очевидным, при жизни автора пьеса так и не была опубликована.

В 1973 году экранизированный Леонидом Гайдаем «Иван Васильевич» прошел в кинотеатрах страны с триумфальным успехом. Режиссер бережно обошелся с булгаковским замыслом, изменив лишь некоторые детали, в частности, перенес действие в 70-е годы ХХ века и осовременил обстановку – например, место патефона занял более соответствующий времени выхода на экраны фильма магнитофон.

8. В 1937 году, когда отмечалось сто лет со дня трагической гибели Пушкина, несколько авторов представили пьесы, посвященные поэту. Среди них была и пьеса Булгакова «Александр Пушкин», которую отличало от произведений других драматургов отсутствие главного героя. Писатель считал, что появление якобы Александра Сергеевича на сцене будет выглядеть вульгарно и безвкусно.

9. У знаменитого помощника Воланда кота Бегемота существовал реальный прототип. У Михаила Булгакова был черный пес по кличке Бегемот. Собака эта была очень умна.

Камень с могилы Николая Гоголя на могиле Михаила Булгакова

10. После кончины писателя его вдова Елена Шиловская выбрала в качестве надгробного памятника огромную гранитную глыбу – «голгофу», названную так за сходство с горой. В течение ста лет этот камень был подножием креста на могиле Гоголя, писателя, которого Булгаков боготворил. Но когда на месте захоронения Николая Гоголя решили установить бюст, камень, исполняя предсмертную волю Булгакова («Укрой меня своей чугунной шинелью», – написал он в одном из последних писем), переместили на Новодевичье кладбище.

Одна из последних фотографий. Михаил Булгаков с супругой Еленой Шиловской.

Сегодня мы расскажем вам о жизни и творчестве такого известного поэта и драматурга, как Михаил Булгаков, список произведений которого вы найдете в самом конце статьи.

Этот человек родился 3 мая 1891 года в Киеве. Родители его были образованными и Мать работала учительницей в прогимназии, а окончивший духовную академию отец преподавал в различных учебных заведениях. В конце 1893 года он начал исполнять обязанности киевского областного цензора, среди которых была цензура литературы не только на русском, но и на других языках. Кроме Михаила, в семье было еще пятеро детей.

Учеба

Учился Булгаков в Первой Александровской гимназии, которая отличалась высоким образовательным уровнем, а в 1909 году поступил в Киевский университет на медицинский факультет. Затем, в 1914 году, началась Первая мировая война. В 1916, после окончания обучения, будущий писатель работал в в Череповцах и Каменец-Подольском. В сентябре этого же года его отозвали с фронта и отправили заведовать сельской больницей, находящейся в

Вяземский период

В 1917 году Михаила Афанасьевича перевели в Вязьму. Данный жизненный период нашел отражение в созданном в 1926 году творении "Записки юного врача". Произведения Булгакова, список которых представлен ниже, нельзя себе представить без упоминания этого сочинения. Главный герой его - талантливый врач, честный труженик, часто спасает людей в, казалось бы, безнадежных ситуациях, остро ощущает тяжелое положение необразованного крестьянства из глухих смоленских деревень и чувствует свое бессилие изменить что-либо в лучшую сторону.

Революция

Революция нарушила привычный уклад жизни. В очерке "Киев-город" (1923 год) писатель высказывает свое мнение о ней. Он отмечает, что с революционными преобразованиями грозно и внезапно "наступила история". Михаила Афанасьевича освобождают от военной службы после Октябрьской революции, и он возвращается в Киев, который вскоре был занят немецкими войсками. Здесь писатель погружается в водоворот начавшейся Гражданской войны. Произведения Булгакова, список которых представлен ниже, включают и творения этих лет.

Булгаков - врач

Поскольку Михаил Афанасьевич был хорошим врачом, в его услугах нуждались и та, и другая воюющие стороны. Хотя он в любых ситуациях оставался преданным гуманистическим идеалам, в душе его постепенно стало нарастать возмущение против жестокости белых и петлюровцев, впоследствии нашедшее отражение в рассказах "В ночь на 3-е число" и "Налет", в романе "Белая гвардия" и пьесах "Бег" и "Дни Турбиных". Честно исполняя врачебный долг, Булгаков в конце 1919 года стал невольным свидетелем во Владикавказе жестоких преступлений. Отказавшись принимать участие в этой войне, в начале 1920 года ушел из деникинской армии Булгаков. Произведения, список которых вы найдете в данной статье, так или иначе отражают эти и другие биографические подробности.

Писательская карьера

Михаил Афанасьевич навсегда решает оставить свои занятия медициной и начать писательскую карьеру с написания статей для местных газет. Свой первый рассказ он закончил осенью 1919 года. Зимой 1919-1920 годов было написано несколько фельетонов и рассказов. В одном из них, "Дань восхищения", повествуется об уличных столкновениях, произошедших во время Гражданской войны и революции в Киеве.

Театральные пьесы

Булгаков незадолго до того, как белые отступили из Владикавказа, серьезно заболел возвратным тифом. Он выздоровел весной 1920 года, когда части Красной армии уже заняли город. С того времени писатель начал сотрудничать с ревкомом, с подотделом искусств, писал для ингушских и трупп пьесы, отражающие его взгляды на революцию. Они представляли собой лишь агитки-однодневки и были созданы в основном для того, чтобы выжить в трудное время. Владикавказские впечатления Михаила Афанасьевича отразились в его известной повести "Записки на манжетах".

Переезд в Москву

Сначала в Тифлисе, а затем в Батуми у Булгакова появилась возможность эмигрировать. Однако он понимал, что должен быть рядом с народом в это тяжелое для страны время. Поэтому в 1921 году Михаил Афанасьевич переезжает в Москву. Начиная с весны 1922 года, статьи под его авторством регулярно появляются в московских журналах и газетах. В сатирических очерках и памфлетах отразились главные черты послереволюционного общества. Основным объектом писательской сатиры являются нувориши-нэпманы, которых он называл "накипью НЭПа" (новеллы "Чаша жизни" и "Триллионер"), а также обладающие низким уровнем культуры представители населения: базарные торговки, жители московских коммуналок, служащие-бюрократы и другие. Михаил Афанасьевич замечает и черты нового времени. В одном из его очерков возникает мальчик-школьник (как символ новых веяний), шагающий по улице с новым ранцем.

"Роковые яйца"

"Роковые яйца" опубликовал в 1924 году Булгаков. Произведения, список которых представлен ниже, невозможно себе представить без упоминания этой повести. Ее действие было перенесено в недалекое воображаемое будущее, точнее, в 1928 год. Тогда результаты НЭПа стали очевидными, в том числе и сильный подъем уровня жизни населения страны. Персиков, главный герой повести, совершил великое открытие, которое могло бы принести человечеству большую пользу. Но в руках самоуверенных, полуграмотных людей, при нарождавшейся бюрократии, расцветшей в период военного коммунизма и еще более усилившей в годы НЭПа свое положение, изобретение это оборачивается трагедией. Не только Персиков, но и почти все герои повестей Булгакова 20-х годов терпят неудачи. В произведениях Михаил Афанасьевич стремился передать читателю мысль о неготовности современного общества принять основанные на уважении к труду, знаниям и культуре новые принципы взаимоотношений.

"Бег" и "Дни Турбиных"

В пьесах "Бег" и "Дни Турбиных" (1925-1928 годы) писатель изобразил то, что все сменяющие друг друга власти в Гражданской войне являются враждебными интеллигенции. Персонажи данных произведений являются типичными представителями так называемой "новой интеллигенции", которые восприняли революцию сначала либо настороженно, либо открыто боролись против нее. Михаил Афанасьевич относил себя также к новому слою, о чем с юмором писал в своем фельетоне "Столица в блокноте".

Тяжелое положение писателя

Чутко реагировал на общественные изменения, ощущал несправедливость, сомневался в необходимости принимаемых мер, но при этом не переставал верить в народ, в человека Булгаков. Произведения, список которых мы вам предлагаем, это отражают. Сомневались вместе с ним и переживали герои его творений, что было встречено критикой недоброжелательно. Нападки на писателя в 1929 году усилились. Были сняты со сцены все его пьесы: "Багровый остров", "Дни Турбиных" и "Зойкина квартира". Находясь в тяжелом положении, писатель принимает решение написать правительству письмо, в котором попросил разрешения на выезд из страны. Вскоре состоялся разговор со Сталиным, после которого Михаил Афанасьевич был назначен режиссером-ассистентом МХАТа. Вновь появились на сценах постановки булгаковских пьес, а через некоторое время - и инсценировка "Мертвых душ" (Булгаков).

Все произведения, список которых представлен ниже, указаны в нашей статье в хронологическом порядке, откуда можно увидеть, что после 1927 года в печати не появилось больше ни одной строчки этого автора, поскольку он входил в список запрещенных. Несмотря на это, Михаил Афанасьевич не покинул Родину. Именно в нашей стране создавал Булгаков все произведения. Список, года написания и названия их смотрите в конце статьи.

"Мастер и Маргарита"

В 1933 году писателем была предпринята попытка издать роман в серии "ЖЗЛ", но его снова ожидала неудача. Вплоть до своей смерти Михаил Афанасьевич больше не пытался публиковать свои сочинения. Это время он посвятил работе над произведением "Мастер и Маргарита", романом, ставшим одним из величайших достижений мировой прозы 20 века. На работу ушло 12 лет жизни Михаила Афанасьевича.

Ранние варианты произведения казались ему недостаточно удачными, поэтому в течение нескольких лет он вновь и вновь возвращался к своим персонажам, придумывал новые конфликты и сцены. Лишь в 1932 году роман приобрел сюжетную завершенность.

В последние годы Булгаков, хотя и продолжал работать, по-прежнему не печатался. Это надломило его и привело к обострению болезни и последовавшей затем скорой смерти. Умер Булгаков 10 марта 1940 года, а похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Список произведений Булгакова с датами

Рассказы:

- "Записки на манжетах":

  • 1922 год - "Необыкновенные приключения доктора", "Красная корона", "В ночь на 3-е число";
  • 1923 год - Китайская история", "Налет", "Записки на манжетах";
  • 1924 год - "Богема".

- "Записки юного врача":

  • 1925 год - "Крещение поворотом", "Тьма египетская";
  • 1926 год - "Полотенце с петухом", "Вьюга", "Пропавший глаз", "Звездная сыпь", а также примыкающий к циклу рассказ "Я убил";
  • 1927 год - примыкающий к циклу рассказ "Морфий".

Разные писал Михаил Булгаков произведения. Список, рассказы из которого мы уже перечислили, дополним романами и пьесами.

  • 1924 год - "Белая гвардия";
  • 1962 год - "Жизнь господина де Мольера";
  • 1965 год - "Записки покойника";
  • - "Мастер и Маргарита".
  • 1925 год - "Зойкина квартира";
  • 1925 год - "Кулак бухгалтера";
  • 1926 год - "Дни Турбиных";
  • 1930 год - "Кабала святош";
  • 1955 год - "Александр Пушкин";
  • 1962 год - "Бег";
  • 1965 год - "Иван Васильевич";
  • 1965 год - "Полоумный Журден";
  • 1966 год - "Блаженство";
  • 1977 год - "Батум";
  • 1986 год - "Война и мир";
  • 1986 год - "Мертвые души".

Таковы основные творения, которые создал Булгаков. Произведения, список которых был представлен вам, не исчерпываются указанными. Сюда мы не включили фельетоны, статьи, эссе и некоторые другие сочинения, ознакомиться с которыми также было бы полезно.

Фильмы по произведениям Булгакова, список которых был указан выше, создали многие отечественные и зарубежные режиссеры. Самые известные экранизации "Мастера и Маргариты" - Александра Петровича, Юрия Карры и созданные в России.

Михаил Булгаков. 1920‑е годы Музей М. А. Булгакова

Михаил Булгаков приехал в Москву осенью 1921 года и уже в следующем году начал публиковаться в тонких московских журналах — «Рупор», «Крас-ный журнал для всех», «Смехач» и других; устроился фельетонистом в газе-ту «Гудок» и стал постоянным автором берлинской газеты «Накануне». Пер-вые московские годы Булгакова ознаменовались появлением большого чис-ла очерков, заметок, репортерских отчетов, фельетонов, рассказов и пове-стей. До середины 1920-х годов Михаил Булгаков был известен как столич-ный писатель и лишь во второй половине 1920-х, после огромного успеха спектакля «Дни Турбиных», приобрел славу драматурга и практически оста-вил прозу. Мы выбрали пять рассказов Булгакова 1920-х годов, написанных в разных жанрах и на разные темы. Все вместе они дают представление о Булгакове-писателе того времени — о том, с чего он начинал и как работал со своим недавним прошлым и новой советской реальностью.

«Самогонное озеро» (1923)

«Самогонное озеро» — визитная карточка первых московских лет Булгакова. Переехав в столицу, он быстро обрел славу тонкого наблюдателя и остроумного летописца московского быта первой половины 1920-х годов. Главный редактор литературного приложения к берлинской газете «Накануне» Алексей Толстой просил московских сотрудников: «Шлите побольше Булгакова!» «Самогонное озеро» — самый характерный и смешной из этой серии рассказов и очерков.

Главный герой рассказа, занимающий комнату в коммунальной квартире № 50, под вечер, когда в «проклятой квартире» воцарилась тишина, намеревался почитать спокойно книжку, но чтение прервал крик петуха. Как выяснилось, петуха заживо ощипывал абсолютно пьяный неизвестный гражданин, собу-тыльник квартхоза Василия Ивановича. Главный герой спас петуха, и на время в квартире снова стало тихо, но затем ночью уже сам квартхоз выбил все стекла и избил свою жену. На шум вызвали пьяного председателя правления, а в три часа ночи к герою пришел, «качаясь, как былинка под ветром», Иван Сидо-рыч — второе лицо в правлении после председателя. Утром приходили другие пьяные соседи, а также младший дворник («выпивший слегка»), старший («мертво-пьяный») и истопник («в страшном состоянии»). Днем самогонную точку прикрыла милиция, но уже вечером «забил свеженький источник» по соседству, и повальное пьянство продолжилось с неменьшим размахом. Отчаявшийся герой с женой закрыли комнату и уехали на три дня к сестре.

Прототип Аннушки — Анна Федоровна Горячева Музей М. А. Булгакова

Михаил Булгаков, по-видимому, почти буквально описывает свою жизнь в коммунальной квартире № 50 по Большой Садовой улице, 10, где он жил вместе с женой Татьяной Лаппа с осени 1921 года. Вместе с ними в ком-мунальной квартире жили еще 16 чело-век, большую часть которых состав-ляли рабочие из соседней типографии. Многие соседи Булгакова по комму-налке без труда узнаются в героях «Самогонного озера». Так, Аннушка — это Анна Федоровна Горячева, которая будет прототипом и знаменитой Ан-нушки-чумы из «Мастера и Маргари-ты», а квартхоз квартиры № 50 Василий Иванович — это Василий Иванович Болтырев, 35‑летний краскотер 2‑й Московской фабрики Гознака, который неоднократно грозил Булгакову высе-лением и порядочно трепал ему нервы.

О самогонных буднях квартиры вспоминала позднее и жена Булгакова: «Купят самогону, напьются, обязательно начинают драться, женщины орут: „Спасите, помогите!“ Булгаков, конечно, выскакивает, бежит вызывать милицию. А ми-лиция приходит — они закрываются на ключи, сидят тихо. Его даже оштра-фовать хотели». И сам Булгаков постоянно жаловался на шумную квартиру, мечтая поскорее съехать. В дневнике Булгакова сохранилась запись от 29 ок-тября 1923 года: «Я положительно не знаю, что делать со сволочью, что насе-ляет эту квартиру». Покинуть квартиру № 50 Булгакову удалось только осенью 1924 года, а первое отдельное жилье с собственным кабинетом появилось у не-го лишь тремя годами позже.

«Китайская история» (1923)

«Китайская история», возможно, наименее известный рассказ Булгакова — и вместе с тем один из его лучших. Он выделяется своей нетипичностью: в рассказе нет коммунального быта, хорошо знакомого писателю, нет магазинов и ресторанов шумной эпохи нэпа, нет автобиографической основы — но есть Гражданская война.

Случайно попавший в Советскую Россию китаец ходя Ходя — прозвище китайцев, торговавших с лотков (см., например, в «Египетской мар-ке» Осипа Мандельштама: «Ночью снился китаец, обвешанный дамскими сумочками, как ожерельем из рябчиков»), а затем так стали называть всех китайцев. Сен-Зин-По тоскует по теплому Китаю в холодной чужой Москве. В опиумном салоне он потерял последние деньги и полушубок. Позднее «в каком-то гигантском зале с полу-круглыми сводами» китаец попадает к красноармейцам и его записывают добровольцем: оказывается, что Сен-Зин-По великолепный стрелок и в его «агатовых косых глазах от рождения сидела чудесная прицельная панорама». В первом же бою («блистательный дебют») Сен-Зин-По погибает, так до конца и не осознав происходящее.

Рассказ о трагической гибели китайца в огне Гражданской войны, которую он не понимает и в которой оказывается по чистой случайности, Булгаков явно противопоставляет знаменитой в то время повести Всеволода Иванова «Броне-поезд № 14.69», герой которой, красноармеец Син-Бин-У, обладает классовым чутьем, становится на сторону Красной армии и жертвует собой ради общей победы.

Спустя три года герои «Китайской истории» перешли в пьесу Булгакова «Зой-кина квартира» — одинокий потерянный Сен-Зин-По превратился в китай-ского бандита и убийцу, а старый китаец, владелец опиумного притона, стал в пьесе хозяином прачечной.

«Ханский огонь» (1924)

«Ханский огонь» также стоит особняком в череде булгаковских рассказов: это полностью выдуманная история с сильной фабулой и неожиданным финалом, написанная Булгаковым практически на спор:

«Сам довольно искушенный новеллист, В. П. Катаев, сравнивая с О’Ген-ри наших писателей, как-то пожаловался:
— Пишут плохо, скучно, никакой выдумки. Прочитаешь два первых абзаца, а дальше можно не читать. Развязка разгадана. Рассказ просма-тривается насквозь до последней точки.
Задетый за живое, вдруг встревает другой наш новеллист — Булгаков:
— Клянусь и обещаюсь: напишу рассказ, и завязку так и не развяжете, пока не прочитаете последней строчки».

Иван Овчинников. «В редакции „Гудка“»

Действие рассказа происходит в усадьбе-музее «Ханская Ставка». Старый смо-тритель Иона, служивший еще до революции у бывших ее хозяев, показывает дворец группе молодых экскурсантов. Среди них он отмечает двух загадочных посетителей — «голого» в одних шортах и пенсне и иностранца в золотых оч-ках. Дворец вызывает разные чувства у посетителей — комсомольцев, голого, буржуазной дамы с дочкой, таинственного иностранца. В конце концов, выпро-водив посетителей, Иона собирается закрыть музей, замечает того самого зага-дочного иностранца и вдруг узнает его лицо. Финал рассказа, как и обещал Булгаков, заранее предсказать невозможно.


Интерьер Овального зала в музее-усадьбе «Архангельское». 1954 год Фотохроника ТАСС

Прототипом дворца послужила, вероятно, усадьба Архангельское, в которой Булгаков побывал в 1923 году. Любопытная деталь: фамилию главного героя Тугай-Бег Булгаков использовал затем в качестве своего псевдонима.

В рассказе появляется важная для Булгакова тема эмиграции и противостояния дореволюционного мира (таинственный иностранец в золотых очках) и новой советской реальности (молодые комсомольцы-экскурсанты). В 1921 году Бул-гаков сам едва не покинул Россию на пароходе из Батума в Константинополь, а до этого в 1920 году во Владикавказе собирался оставить город вместе с белы-ми, но свалился с тифом. Татьяна Лаппа вспоминала позднее, как Булгаков упрекал ее:

«„Ты — слабая женщина, не могла меня вывезти!“ Но когда мне два вра-ча говорят, что на первой же остановке он умрет, — как же я могла вез-ти? Они мне так и говорили: „Что же вы хотите — довезти его до Казбе-ка и похоронить?“»

В эмиграции побывала вторая жена Михаила Булгакова — Любовь Евгеньевна Белозерская. Писатель расспрашивал ее о Константинополе, когда писал пьесу «Бег».

«Вьюга» (1926)

Михаил Булгаков. Около 1918 года Музей М. А. Булгакова

Рассказ «Вьюга» входит в знаменитый цикл «Записки юного врача», — а сим-волическая глубина рассказа, напря-женность действия, почти кинемато-графическая точность в изображении главной сцены погони и счастливая развязка делают «Вьюгу», как кажется, главным и самым захватывающим рас-сказом цикла.

Молодой врач, принимающий по сто крестьян в день, наслаждается неожи-данным покоем и горячей ванной: на улице вьюга, и никто не приехал на прием, — как вдруг ему приносят записку с просьбой срочно приехать к пациентке — невесте конторщика, о свадьбе которого говорила вся округа («„Мне в жизни не везет“, — тоскливо подумал я, глядя на жаркие дрова в печке»). Проклиная все на свете, врач соглашается ехать, безнадежно наблю-дает смерть юной девушки и на пути домой в разыгравшейся вьюге теряет до-рогу. Герой и сопровождающий его пожарный спасаются от стаи волков («Мыс-ленно я увидел короткое сообщение в газете о себе и злосчастном пожарном») и добираются домой — борьба со смертью в этот раз закончилась победой, но борьба эта не окончена: «Озолотите меня, — задремывая, пробурчал я, — но больше я не по… — Поедешь… ан, поедешь… — насмешливо засвистала вьюга».

Драматичный рассказ произвел настолько сильное впечатление на читателей, что один из них прислал в редакцию свой отклик с описанием похожего случая: «Волки: из жизни участковых медработников с. Балаклая, Изюмского округа».

Семь рассказов «Записок юного врача» публиковались в 1925-1926 годах в жур-нале «Медицинский работник». В их основе лежат реальные события из жизни писателя: в сентябре 1916 года он приехал работать земским врачом в село Ни-кольское Сычевского уезда (Смоленская губерния) и проработал в глухом крае единственным врачом почти год — до 20 сентября 1917 года. Уже тогда он на-чал делать первые наброски рассказов о своей жизни в Никольском. Хотя писа-тель сдвигает повествование на один год (действие начинается в 1917‑м, а не в 1916 году), а главный персонаж холост, в остальном рассказы довольно точно отражают его биографию.

Спустя несколько лет в письме Правительству СССР Булгаков назвал одной из своих главных задач «упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране». Одним из таких русских интеллигентов, несо-мненно, был и молодой герой «Записок юного врача».

«Я убил» (1926)

Одна из важнейших булгаковских тем первой половины 1920-х годов, связан-ная с осмыслением опыта Гражданской войны, — это тема коллективной ответ-ственности. Как писала Мариэтта Чудакова, «участие — хотя бы и бездействи-ем — в убийстве соотечественников, ложащееся неискупимым бременем на всю дальнейшую судьбу каждого в отдельности и всех вместе, — этот био-графический мотив будет положен в основание художественного мира Бул-гакова».

Особенно здесь выделяются три рассказа: более ранние «Красная корона» и «Необыкновенные приключения доктора» и более поздний «Я убил». Так, главный герой «Красной короны» не в силах предотвратить убийство и смерть, и это в буквальном смысле сводит его с ума: «Я ушел, чтоб не видеть, как чело-века вешают, но страх ушел вместе со мной в трясущихся ногах». Он безна-деж-но пытается вернуться в прошлое и изменить ход событий.

Рассказ «Я убил» интересен именно тем, что в нем, кажется, в первый и послед-ний раз в художественном мире Булгакова нарушается этот принцип бездей-ствия героя и последующего мучительного чувства вины.

Главный герой рассказа доктор Яшвин в компании друзей рассказывает, как семь лет назад он умышленно убил пациента. Зимой 1919 года его насильно мобилизовали отступающие из Киева петлюровцы, он стал свидетелем зверств и жестокостей полковника Лещенко. Однажды доктора позвали к полковнику перевязывать рану: какой-то несчастный истязаемый сумел броситься на него с перочинным ножом. Именно здесь проходит та самая развилка, мучившая ге-роя рассказа «Красная корона». Доктор из пассивного свидетеля превращается в участника и вмешивается в происходящее: «Все у меня помутилось перед глазами, даже до тошноты, и я почувствовал, что сейчас вот и начались самые страшные и удивительные события в моей злосчастной докторской жизни». Доктор Яшвин застрелил полковника и сбежал из петлюровского плена.

Доктор Яшвин, щеголеватый, смелый, удачливый, спокойный и скрытный человек, несомненно, несет в себе черты Булгакова. Фабула рассказа тоже частично автобиографична: зимой 1919 года Булгаков как врач был насильно мобилизован петлюровцами, бежавшими от большевиков, наступавших на Киев. В плену у петлюровцев он стал свидетелем убийства человека на мосту. Потрясенный писатель смог ночью сбежать:

«И вот в третьем часу [ночи] вдруг такие звонки!.. Мы кинулись с Варькой Варвара, сестра Михаила Булгакова. открывать дверь — ну, конечно, он. Почему-то он сильно бежал, дрожал весь, и состояние было ужасное — нервное такое. Его уложили в постель, и он после этого пролежал целую неделю, больной был».

Татьяна Лаппа

Мучительные воспоминания о виденном в плену отразились в творчестве Бул-гакова. Так, в романе «Белая гвардия» появляется сцена убийства еврея у Цеп-ного моста:

«Пан куренной не рассчитал удара и молниеносно опустил шомпол на голову.Что-то в ней крякнуло, черный не ответил уже „ух“… Повер-нув руку и мотнув головой, с колен рухнул набок и, широко отмахнув другой рукой, откинул ее, словно хотел побольше захватить для себя истоптанной и унавоженной земли. Пальцы крючковато согнулись и загребли грязный снег. Потом в темной луже несколько раз дернулся лежащий в судороге и стих». 

Михаил Афанасьевич Булгаков. Родился 3 мая (15 мая) 1891 года в Киеве, Российская империя - умер 10 марта 1940 года в Москве. Русский и советский писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр.

Михаил Булгаков родился 3 (15) мая 1891 года в семье доцента Киевской духовной академии на Воздвиженской улице, 28 в Киеве.

Отец - Афанасий Иванович Булгаков (1859-1907), русский богослов и историк церкви.

Мать - Варвара Михайловна Булгакова (в девичестве - Покровская; 1869-1922).

Сестра - Вера Афанасьевна Булгакова (1892-1972), в замужестве Давыдова.

Сестра - Надежда Афанасьевна Булгакова (1893-1971), в замужестве Земская.

Сестра - Варвара Афанасьевна Булгакова (1895-1956), прототип персонажа Елена Турбина-Тальберг в романе «Белая гвардия».

Брат - Николай Афанасьевич Булгаков (1898-1966), русский учёный, биолог, бактериолог, доктор философии.

Брат - Иван Афанасьевич Булгаков (1900-1969), музыкант-балалаечник, с 1921 года в эмиграции, сначала в Варне, потом в Париже.

Сестра - Елена Афанасьевна Булгакова (1902-1954), прототип «синеглазки» в повести В. Катаева «Алмазный мой венец».

Дядя - Николай Иванович Булгаков, преподавал в Тифлисской духовной семинарии.

Племянница - Елена Андреевна Земская (1926-2012), известный российский лингвист, исследователь русской разговорной речи.

В 1909 году Михаил Булгаков окончил Первую киевскую гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского университета. Выбор профессии врача объяснялся тем, что оба брата матери, Николай и Михаил Покровские, были врачами, один - в Москве, другой - в Варшаве, оба хорошо зарабатывали. Михаил, терапевт, был врачом Патриарха Тихона, Николай - гинеколог - имел в Москве прекрасную практику. Булгаков в университете учился 7 лет - имея освобождение по состоянию здоровья (почечная недостаточность) подавал рапорт для службы врачом на флоте и после отказа медицинской комиссии попросил послать его добровольцем Красного Креста в госпиталь.

31 октября 1916 года получил диплом об утверждении «в степени лекаря с отличием со всеми правами и преимуществами, законами Российской Империи сей степени присвоенными».

В 1913 году М. Булгаков женился на Татьяне Лаппа (1892-1982). Денежные трудности начались уже в день свадьбы. Это можно увидеть в воспоминаниях Татьяны Николаевны: «Фаты у меня, конечно, никакой не было, подвенечного платья тоже - я куда-то дела все деньги, которые отец прислал. Мама приехала на венчанье - пришла в ужас. У меня была полотняная юбка в складку, мама купила блузку. Венчал нас о. Александр. ...Почему-то хохотали под венцом ужасно. Домой ехали в карете. Гостей было немного. Помню, много было цветов, больше всего - нарциссов…». Отец Татьяны в месяц присылал 50 рублей, по тем временам достойная сумма. Но деньги быстро исчезали: М. А. Булгаков не любил экономить и был человеком порыва. Если ему хотелось проехаться на такси на последние деньги, он без раздумья решался на этот шаг. «Мать ругала за легкомыслие. Придем к ней обедать, она видит - ни колец, ни цепи моей. "Ну, значит, всё в ломбарде!"»

После начала Первой мировой войны М. Булгаков несколько месяцев работал врачом в прифронтовой зоне. Затем он был направлен на работу в село Никольское Смоленской губернии, после чего работал врачом в Вязьме.

С 1917 года М. А. Булгаков стал употреблять морфий, сначала с целью облегчить аллергические реакции на антидифтерийный препарат, который принял, опасаясь дифтерии после проведённой операции. Затем приём морфия стал регулярным.

В декабре 1917 года М. А. Булгаков впервые приехал в Москву. Он остановился у дяди, известного московского врача-гинеколога Н. М. Покровского, ставшего прототипом профессора Преображенского из повести «Собачье сердце».

Весной 1918 года М. А. Булгаков возвратился в Киев, где начал частную практику как врач-венеролог - в это время он перестал употреблять морфий.

Во время Гражданской войны, в феврале 1919 года, М. Булгаков был мобилизован как военный врач в армию Украинской Народной Республики. Затем, судя по его воспоминаниям, он был мобилизован в белые Вооружённые силы Юга России и был назначен военным врачом 3-го Терского казачьего полка. В том же году успел поработать врачом Красного креста, а затем - снова в белых Вооружённых Силах Юга России. В составе 3-го Терского казачьего полка был на Северном Кавказе. Печатался в газетах (статья «Грядущие перспективы»). Во время отступления Добровольческой армии в начале 1920 года был болен тифом и поэтому вынужденно не покинул страну. После выздоровления, во Владикавказе, появились его первые драматургические опыты, - двоюродному брату он писал 1 февраля 1921 года: «я запоздал на 4 года с тем, что я должен был давно начать делать - писать».

В конце сентября 1921 года М. А. Булгаков переехал в Москву и начал сотрудничать как фельетонист со столичными газетами («Гудок», «Рабочий») и журналами («Медицинский работник», «Россия», «Возрождение», «Красный журнал для всех»). В это же время он опубликовал некоторые свои произведения в газете «Накануне», выпускавшейся в Берлине. С 1922 по 1926 год в газете «Гудок» было напечатано более 120 репортажей, очерков и фельетонов М. Булгакова.

В 1923 году Булгаков вступил во Всероссийский Союз писателей. В 1924 году он познакомился с недавно вернувшейся из-за границы Любовью Евгеньевной Белозерской (1898-1987), которая в 1925 году стала его женой.

С октября 1926 года во МХАТе с большим успехом шла пьеса «Дни Турбиных». Её постановка была разрешена только на год, но позже несколько раз продлевалась. Пьеса приглянулась самому И. Сталину, который смотрел её более 14 раз. В своих выступлениях И. Сталин говорил, что «Дни Турбиных» - «антисоветская штука, и Булгаков не наш» и когда пьеса была запрещена Сталин велел вернуть её (в январе 1932 года) и до войны она больше не запрещалась. Однако ни на один театр, кроме МХАТа, это разрешение не распространялось. Сталин отмечал, что впечатление от «Дней Турбиных» в конечном счёте было положительное для коммунистов (письмо В. Биллю-Белоцерковскому, опубликованное самим Сталиным в 1949 году).

Одновременно в советской прессе проходит интенсивная и крайне резкая критика творчества М. А. Булгакова. По его собственным подсчётам, за 10 лет появилось 298 ругательных рецензий и 3 благожелательных. Среди критиков были влиятельные литераторы и чиновники от литературы (Маяковский, Безыменский, Авербах, Шкловский, Керженцев и другие).

В конце октября 1926 года в Театре им. Вахтангова с большим успехом прошла премьера спектакля по пьесе М. А. Булгакова «Зойкина квартира».

В 1928 году М. А. Булгаков ездил с женой на Кавказ, где они посетили Тифлис, Батум, Зелёный Мыс, Владикавказ, Гудермес. В Москве в этом году прошла премьера пьесы «Багровый остров». У М. А. Булгакова возник замысел романа, позднее названного «Мастер и Маргарита». Писатель также начал работу над пьесой о Мольере («Кабала святош»).

В 1929 году Булгаков познакомился с Еленой Сергеевной Шиловской, которая стала его третьей, последней женой в 1932 году.

К 1930 году произведения Булгакова перестали печатать, его пьесы изымались из репертуара театров. Были запрещены к постановке пьесы «Бег», «Зойкина квартира», «Багровый остров», спектакль «Дни Турбиных» снят с репертуара. В 1930 году Булгаков писал брату Николаю в Париж о неблагоприятной для себя литературно-театральной ситуации и тяжёлом материальном положении. Тогда же он написал письмо Правительству СССР, датированное 28 марта 1930 года, с просьбой определить его судьбу - либо дать право эмигрировать, либо предоставить возможность работать во МХАТе. 18 апреля 1930 года Булгакову позвонил , который порекомендовал драматургу обратиться с просьбой зачислить его во МХАТ.

В 1930 году работал в качестве режиссёра в Центральном театре рабочей молодёжи (ТРАМ). С 1930 по 1936 год - во МХАТе в качестве режиссёра-ассистента. В 1932 году на сцене МХАТ состоялась постановка спектакля «Мёртвые души» Николая Гоголя по инсценировке Булгакова. В 1934 году Булгакову было дважды отказано в выезде за границу, а в июне он был принят в Союз советских писателей. В 1935 году Булгаков выступил на сцене МХАТ как актёр - в роли Судьи в спектакле «Пиквикский клуб» по Диккенсу. Опыт работы во МХАТ отразился в произведении Булгакова «Записки покойника» («Театральный роман»), материалом для образов которого стали многие сотрудники театра.

Спектакль «Кабала святош» («Мольер») увидел свет в феврале 1936 года, - после почти пяти лет репетиций. Хотя Е. С. Булгакова отметила, что премьера, 16 февраля, прошла с громадным успехом, после семи представлений постановка была запрещена, а в «Правде» была помещена разгромная статья об этой «фальшивой, реакционной и негодной» пьесе. После статьи в «Правде» Булгаков ушёл из МХАТа и стал работать в Большом театре как либреттист и переводчик. В 1937 году М. Булгаков работает над либретто «Минин и Пожарский» и «Пётр I». Дружил с Исааком Дунаевским.

В 1939 году М. А. Булгаков работал над либретто «Рашель», а также над пьесой о И. Сталине («Батум»). Пьеса уже готовилась к постановке, а Булгаков с женой и коллегами выехал в Грузию для работы над спектаклем, когда пришла телеграмма об отмене спектакля: Сталин счёл неуместной постановку пьесы о себе.


С этого момента (по воспоминаниям Е. С. Булгаковой, В. Виленкина и др.) здоровье М. Булгакова стало резко ухудшаться, он стал терять зрение. Врачи диагностировали у Булгакова гипертонический нефросклероз enru - наследственную болезнь почек. Булгаков продолжал употреблять морфий, прописанный ему в 1924 году, с целью снятия болевых симптомов.

В этот же период писатель начал диктовать жене последний вариант романа «Мастер и Маргарита».

До войны в двух советских театрах шли спектакли по пьесе М. А. Булгакова «Дон Кихот».

С февраля 1940 года друзья и родные постоянно дежурили у постели М. Булгакова. 10 марта 1940 года Михаил Афанасьевич Булгаков скончался. 11 марта состоялась гражданская панихида в здании Союза Советских писателей.

Перед панихидой московский скульптор С. Д. Меркуров снял с лица М. Булгакова посмертную маску.

М. Булгаков был похоронен на Новодевичьем кладбище. На его могиле по ходатайству его вдовы Е. С. Булгаковой был установлен камень, прозванный «голгофой», который ранее лежал на могиле .

Булгаков уважительно относился к . Однажды на именинах у жены драматурга Тренёва, его соседа по писательскому дому, Булгаков и Пастернак оказались за одним столом. Пастернак с каким-то особенным придыханием читал свои переводы стихов с грузинского. После первого тоста за хозяйку Пастернак объявил: «Я хочу выпить за Булгакова!» В ответ на возражение именинницы-хозяйки: «Нет, нет! Сейчас мы выпьем за Викентия Викентьевича, а потом за Булгакова!» - Пастернак воскликнул: «Нет, я хочу за Булгакова! Вересаев, конечно, очень большой человек, но он - законное явление. А Булгаков - незаконное!».

После смерти писателя написала стихотворение «Памяти М. А. Булгакова» (март 1940 года).

Михаил Булгаков. Роман с тайной

Личная жизнь Михаила Булгакова:

Первая жена - Татьяна Николаевна Лаппа (1892-1982), первая жена, основной прототип персонажа Анны Кирилловны в рассказе «Морфий». Состояли в браке в период 1913-1924 годов.

Татьяна Лаппа - первая жена Михаила Булгакова

Вторая жена - Любовь Евгеньевна Белозёрская (1895-1987). Состояли в браке в 1925-1931 годах.

Любовь Белозёрская - вторая жена Михаила Булгакова

Третья жена - Елена Сергеевна Шиловская (1893-1970). Поженились в 1932 году. Она была основным прототипом персонажа Маргариты в романе «Мастер и Маргарита». После смерти писателя - хранительница его литературного наследия.

Повести и романы Михаила Булгакова:

«Похождения Чичикова» (поэма в 10 пунктах с прологом и эпилогом, 5 октября 1922)
«Белая гвардия» (роман, 1922-1924)
«Дьяволиада» (повесть, 1923)
«Записки на манжетах» (повесть, 1923)
«Багровый остров» (повесть, опубликована в Берлине в 1924 году)
«Роковые яйца» (повесть, 1924)
«Собачье сердце» (повесть, 1925, в СССР опубликована в 1987 году)
«Великий канцлер. Князь тьмы» (часть чернового варианта романа «Мастер и Маргарита», 1928-1929)
«Копыто инженера» (роман, 1928-1929)
«Тайному другу» (неоконченная повесть, 1929, в СССР опубликована в 1987 году)
«Мастер и Маргарита» (роман, 1929-1940, в СССР опубликован в 1966-1967 годах, второй вариант в 1973 году, окончательный вариант в 1990 году)
«Жизнь господина де Мольера» (роман, 1933, в СССР опубликован в 1962 году)
«Театральный роман» («Записки покойника») (неоконченный роман (1936-1937), в СССР опубликован в 1965 году).

Пьесы, либретто, киносценарии Михаила Булгакова:

«Зойкина квартира» (пьеса, 1925, в СССР поставлена в 1926, вышла массовым тиражом в 1982 году)
«Дни Турбиных» (пьеса, написанная на основе романа «Белая гвардия», 1925, в СССР поставлена в 1925, вышла массовым тиражом в 1955 году)
«Бег» (пьеса, 1926-1928)
«Багровый остров» (пьеса, 1927, в СССР опубликована в 1968 году)
«Кабала святош» (пьеса, 1929, (в СССР поставлена в 1936), в 1931 году была допущена цензурой к постановке с рядом купюр под названием «Мольер», но и в таком виде постановка была отложена)
«Мёртвые души» (инсценировка романа, 1930)
«Адам и Ева» (пьеса, 1931)
«Полоумный Журден» (пьеса, 1932, в СССР опубликована в 1965 году)
«Блаженство (сон инженера Рейна)» (пьеса, 1934, в СССР опубликована в 1966 году)
«Ревизор» (киносценарий, 1934)
«Александр Пушкин» (пьеса, 1935 (в СССР опубликована в 1955 году)
«Необычайное происшествие, или Ревизор» (пьеса по комедии Николая Гоголя, 1935)
«Иван Васильевич» (пьеса, 1936)
«Минин и Пожарский» (либретто оперы, 1936, в СССР опубликовано в 1980 году)
«Чёрное море» (либретто оперы, 1936, в СССР опубликовано в 1988 году)
«Рашель» (либретто оперы по мотивам рассказа «Мадмуазель Фифи» Ги де Мопассана, 1937-1939, в СССР опубликовано в 1988 году)
«Батум» (пьеса о юности И. В. Сталина, первоначальное название «Пастырь», 1939, в СССР опубликована в 1988 году)
«Дон Кихот» (либретто оперы по роману Мигеля де Сервантеса, 1939).