Ребенок его здоровье детском саду. Крепкое здоровье наших детей в детском саду — Здоровье и лечение ребенка

Отдавая деток в дошкольные учреждения, родителей волнуют не только вопросы питания, но и забота об их здоровье в детском саду. Редкий ребенок проходит период адаптации, не перенося различного рода заболеваниями. Однако, в целом в садиках проводится огромная работа, направленная на максимальную профилактику от различных недугов.

Физические упражнения

Например, каждое утро деток начинается с утренней зарядки в детском саду. В зимний период ее проводят в актовом зале, а летом юные физкультурники активно упражняются на улице. Весь процесс контролируется педагогом по физическому воспитанию или хореографом, в зависимости от направленности учреждения. Правильные навыки формируются с малых лет, плавно переходя в устойчивую привычку, укрепляя здоровье детей с раннего возраста.

Между занятиями и обеденным сном малыши выходят на прогулку, чтобы устроить различные подвижные игры и подышать свежим воздухом. В зависимости от температуры выбирается оптимальное время пребывания на улице, учитывая скорость ветра, уровень влажности и прочие показатели. Кроме того, благотворно влияют на общую физическую подготовку и развитие детей такие занятия как танцы, гимнастика или ритмика в детском саду.

Питание

Выработанный режим питания оказывает полезное воздействие на иммунную систему любого человека. Правильный рацион, дробное потребление и максимум полезных витаминов – залог отличного пищеварения, отменного самочувствия и здорового образа жизни. Правильно сбалансированное питание является стартом хороших пищевых привычек, которые формируют дальнейшее питание и поддержание необходимых в организме микроэлементов. В меню детского сада не только полезные супы, каши и мясо, но и фрукты, овощи, молочные продукты и другое.

Проветривание. Закаливание.

Многие группы устраивают день здоровья в детском саду, приобщая не только детей, но и родителей. Особое внимание уделяется закаливанию, где опытные специалисты рассказывают о методах, способах и возможностях этой процедуры. Воспитатели держат на контроле ежедневные обмывания ножек после прогулки, выдерживая прохладную температуру воды. Немаловажным положительным фактором является и проветривание комнат, особенно это касается спальни. В летний период, когда большинство садов закрывается на ремонт или отпуск, деток просто необходимо вывозить из пыльного города на море, дачу или к бабушке в деревню. По мере необходимости важно пройти укрепляющий оздоровительный массаж у квалифицированного специалиста.

Гигиена

Как театр начинается с вешалки, так и каждое посещение любимой группы начинается с мытья рук перед завтраком. Этот навык должен отработаться до автоматизма, чтобы дети и в дальнейшем тщательно следили за чистотой рук. Примечательно, что руки моются не только после улицы и туалета, но и просто перед любым принятием пищи. Стоит рассказать ребятам, сколько микробов скапливается на их ручках и какие именно болезни могут вызывать грязные пальчики и ногти. Многие педагоги отмечают, что пальчиковая гимнастика может проводиться также и в процессе мытья рук и игр с водой, что позволяет совмещать несколько полезных вещей одновременно. Не лишним будет обратить внимание и на носовые платки – стоит использовать исключительно одноразовое изделие.

Помните, посещать детский сад после болезни можно только при наличии медицинской справки!

Здоровье детей – в наших руках

Во многих дошкольных учреждениях стоит проблема здоровья детей. Многие родители считают, что именно детский сад виноват в том, что их дети болеют, так как заражаются от больных детей, находящихся рядом с ними в одной группе. Могут ли посещать детский сад больные дети и как это отражается на здоровье детей, которые находятся с ними в постоянном контекте? Больны ли они на самом деле? Кто виноват есть ли здоровье у детей: детский сад или родители?

Чтобы разобраться в ситуации, мы обратились с вопросами к врачу-педиатру Сергею Васильеву, работающему в московской поликлинике №219.

Сергей Викторович, скажите, пожалуйста, случается ли так, что ребенок попадает в сад в нездоровом состоянии?

Да. Основная проблема и заключается в том, что родители заведомо приводят ребенка в сад больным. Не все заболевания можно выявить сразу, в ходе осмотра. В данной ситуации ответственны родители: если есть подозрение на заболевание, то ребенка в сад приводить не нужно. Может случиться и так, что болезнь может развиться не сразу и внешние признаки могут не проявляться: отсутствие температуры, кашля, насморка - только общее недомогание. И если ребенок приходит в таком состоянии, то он клинику может развернуть не сразу, а через 2-3 часа или ближе к обеду, к вечеру. В этой ситуации ребенок осматривается медсестрой, вызываются родители, и ребенок отправляется домой.

- При каких симптомах ребенок не считается больным?

Ребенок не считается больным при наличии у него незначительных слизистых выделений, при нормальной температуре тела, при нормальном состоянии горла.

Но бывают и спорные моменты. Они обычно возникают в случаях, когда наблюдается незначительный насморк, покашливание, кожные высыпания, когда возникает вопрос, то ли это инфекционная кожная болезнь, то ли проявление дерматита.

- Наличие кашля может представлять опасность для других детей?

Кашель может сохраняться при входе и выходе из помещения. Возникает из-за того, что остается увеличение лимфатических узлов, которые давят на нервное сплетение, и малейшая нагрузка вызывает возбуждение кашлевого центра. При этом ребенок клинически здоров, не заразен, не представляет опасности для других. Но эти кашлевые явления у него сохраняются, особенно после перенесенной инфекции с кашлем, сохраняется повышенная возбудимость кашлевого центра. То есть ребенок является здоровым, но при каких-то моментах возбуждения, связанных с игрой, при каких-то неприятностях, он будет кашлять. В коллективе, когда мы ходим на медосмотр, если кто-то кашляет, соответственно, дети подражают, тоже начинают кашлять.

- Как определить, что ребенок заболевает?

Ребенок начинает жаловаться на головную боль, повышается температура, кашель, насморк, ощущается общее недомогание: плохой сон, плохой аппетит, плохое настроение. Если возникает набор этих симптомов, то ребенка в сад вести не нужно. Надо обратиться к врачу и определить, стоит ли посещать детский сад или какое-то время оставаться дома. Эти симптомы могут проявляться за сутки до того, как ребенок клиническую картину развернет. Если есть вирусная инфекция, то за 2-3 часа.

- Но ведь дети могут и симулировать заболевания, если, например, не хотят идти в детский сад?

Есть категория детей, способных к симуляции. Такое поведение может проявляться, начиная с двухлетнего возраста. Они начинают кашлять специально в присутствии медсестры, воспитателей, родителей. А когда начинаешь с ребенком беседовать, он заявляет, что не хочет ходить в сад.

А дети постарше легко могут изобразить жалобы на головную боль, слабость, тошноту – изобретательность не знает границ. Как только мама говорит, что в детский сад не идем, через 10-15 минут ребенок внезапно выздоравливает: тут же начинает играть, настроение повышается – куда все делось? Если такая ситуация повторяется неоднократно, то родители могут заподозрить, что причиной таких ситуаций является элементарная симуляция. Комплекс жалоб стереотипен: ребенок сам выбирает, чем «болеть» ему больше нравится.

- В настоящее время есть абсолютно здоровые дети?

- Первая группа сейчас не ставится никому, от силы - 10%, это один ребенок из десяти, да и то, если его хорошо обследовать, то будет вторая группа здоровья. По-настоящему здоровых детей у нас очень мало. Ребенок приходит в сад уже с большим набором болезней. Поэтому говорить, что причина заболевания - в детском саду, не приходится.

- Может ли низкий уровень нравственности являться одной из причин заболеваемости у людей?

- Да, конечно. Нравственность – это совокупность психологических установок человека, как он ориентируется в жизни, что для него является приоритетным, основополагающим. Мысль формирует все вокруг человека. Формируется общее поле вокруг него. Все взаимосвязано. Состояние человека зависит от его настроя. Любая ситуация отзеркаливается и обратно возвращается. Негативный настрой, конечно, обрушивается на окружающих, но все равно возвращается к тому, от кого он исходит. Отсюда все наши проблемы.

Кто виноват в том, что больные дети находятся в детском саду?

В продолжение темы данного разговора, мы обратились с вопросами к заведующей московского детского сада №1410 Карпусь Раисе Даниловне.

По ее словам, анализ заболеваемости показывает, что, в основном, по понедельникам дети не приходят в сад. «Это статистика - примерно 80-90% случаев, - утверждает она. - Считается, что, если ребенок не приходит в понедельник, значит, случай домашний. Если не приходит на неделе – садовский».

Мы рассуждаем о том, кто виноват, когда ребенок уже заболел. Р. Карпусь считает, что нужно рассматривать проблему глубже и говорить о профилактике. «Как могут быть здоровыми дети, когда родители – молодые девочки - курят, пьют пиво, не соблюдают режим питания, - рассуждает она. - Чем они кормят ребенка? У многих детей – желудочно-кишечные заболевания. В качестве подарка, поощрения ребенку покупают чипсы, кока-колу, ведут в Макдональдс. А затем приводят в сад с целым букетом хронических заболеваний. И когда ребенок заболевает в саду, родители говорят, что в этом виноват детский сад».

«Здоровый ребенок только тогда здоровый, когда его нервная система здорова, - уверена Раиса Даниловна. - Если ребенок любимый, если он ощущает заботу, если от семьи получает защиту, что самое главное, тогда он растет уравновешенным, спокойным, добрым. Агрессия тоже порождает болезни. Если следовать основополагающим принципам нравственности – доброте, терпению, милосердному отношению друг к другу, тогда ребенок меньше болеет и быстрее выздоравливает».

Она также подчеркнула, что забота о сохранении и укреплении здоровья детей – это самая главная задача, которая стоит и перед дошкольным учреждением, и перед родителями.

«Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника»

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна , своевременна и достаточно сложна. Именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни . Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности , отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни , осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом.

От чего же зависит здоровье ребенка ? Здоровье зависит на 20% от наследственных факторов, на 20% — от условий внешней среды, т. е. экологии, на 10% — от деятельности системы здравоохранения, а на 50% — от самого человека, от того образа жизни , который он ведет. Если на первые 50% здоровья мы , воспитатели, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам.

Так как под здоровым образом жизни понимается активная деятельность человека, направленная на сохранение и улучшение здоровья , то к этой активности следует отнести такие компоненты как правильное питание, рациональная двигательная активность, закаливание организма и сохранение стабильного психоэмоционального состояния. Именно эти компоненты должны быть заложены в основу фундамента здорового образа жизни дошкольника .

Основные аспекты здорового образа жизни ребенка дошкольного возраста :


Необходимо чтобы дети имели возможность систематически двигаться. Для этого нужно способствовать развитию основных двигательных качеств, поддерживать в течение всего дня работоспособность на высоком уровне. Однако нужно учитывать, что здоровый образ жизни дошкольников предполагает чередование активных и спокойных игр, так что разумный баланс между двигательной активностью и отдыхом должен быть сохранен.

Формами организации оздоровительной работы являются : самостоятельная деятельность детей, подвижные игры, утренняя гимнастика, двигательно-оздоровительные физкультминутки , физические упражнения после дневного сна, физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами, прогулки, спортивные праздники, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейн) .


Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение, разговаривать, писать, читать. Важно, чтобы ребенок усвоил , что в его теле нет органов, отделов ненужных, некрасивых, что обо всех частях тела надо одинаково постоянно заботиться и в первую очередь содержать в чистоте. Приучать ребёнка к тому, что у него есть своя расчёска, своя постель, свой носовой платок, своё полотенце, своя зубная щётка. Подводить детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья , но и здоровья окружающих .

Обучение организовывать не только на занятиях, но и в повседневной жизни , когда возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения по этой проблеме. Необходимо уделить серьезное внимание культурно-гигиеническим навыкам, сформировать привычки правильного умывания, вытирания, ухаживания за полостью рта, пользования носовым платком, правильного поведения при кашле и чихании.


Закаливание — один из наиболее эффективных методов повышения сопротивляемости детского организма резким колебаниям температуры воздуха и, что особенно важно, так называемым простудным заболеваниям. Для закаливания используются факторы внешней среды - воздух, вода, солнце. Основной принцип закаливания - постепенное воздействие на организм тренирующих факторов, выработка выносливости к нарастающим по силе и длительности воздействиям.

Существуют несколько обязательных правил :

Во-первых, любые закаливающие процедуры надо проводить систематически. При нерегулярном их проведении организм не может выработать необходимые реакции. Закаливание нельзя проводить как бы впрок. Если закаливающиеся процедуры прекращаются (обычно в холодное время года, то сопротивляемость организма снижается. Поэтому при изменении условий, связанных с сезоном года, следует не отменять закаливающие процедуры, а просто несколько изменить их.

Во-вторых, следует соблюдать принцип постепенности в увеличении силы раздражающего воздействия. Это необходимо для успешного приспособления организма к изменяющимся условиям. Особенно важна постепенность при закаливании детей раннего возраста , организм которых не способен быстро реагировать на холодные факторы.

В-третьих, очень важно учитывать индивидуальные особенности ребенка , его реакцию на применяемые раздражители. Закаливание можно проводить только при положительном отношении ребенка к процедуре .

Необходимо учитывать состояние здоровья ребенка , особенности его высшей нервной деятельности. Более осторожно проводить закаливание ослабленных и часто болеющих детей.

Зимой дети чаще, чем в теплое время года болеют различными простудными заболеваниями. Для того, чтоб количество заболеваний было минимальным, проводятся специальные профилактические мероприятия.

Профилактика детских простудных заболеваний включает в себя иммунизацию детей, прием витаминных, гомеопатических и др. препаратов, способствующих повышению иммунитета детей; систематическое проветривание, кварцевание и влажная уборка помещений; закаливание детей; регулярные физические упражнения и прогулки на свежем воздухе.

Значительное влияние на здоровье ребенка оказывает воздушная среда помещений. Потребность детей в чистом и свежем воздухе очень велика, так как большая частота и малый объем дыхательных движений сочетается у них с высокой потребностью в кислороде. Большую роль в предупреждении заболеваний органов дыхания и голосового аппарата играет правильное дыхание — через нос. При носовом дыхании воздух, прежде чем попасть в гортань, бронхи и легкие, проходит через узкие, извилистые носовые пути, где очищается от пыли, микробов и других вредных примесей, увлажняется и согревается. Этого не происходит при дыхании через рот.


Только совместными усилиями детского сада и семьи можно добиться снижения уровня детского травматизма!

В раннем детстве (1-3 года) главным в развитии ребенка является стремление к самостоятельному познанию окружающей действительности. Основные двигательные навыки у детей этого возраста (ходьба, лазание, бег) находятся в стадии становления. Повреждения в этом возрасте обусловлены недостаточным развитием простейших двигательных навыков, неумением сориентироваться в окружающей обстановке.

У детей в возрасте 4-6 лет формируются начальные формы самосознания, появляется стремление к самостоятельному удовлетворению своих потребностей, к действиям без помощи взрослых. Однако, отсутствие знаний об окружающей обстановке, собственного опыта является причиной того, что дети берутся выполнять действия, которые еще не освоили в полной мере, которые для них еще слишком сложны, что приводит к получению ими травм.

Физическое развитие ребенка имеет существенное значение в предупреждении травм. Установлено, что хорошо физически развитые дети, ловкие, с хорошей координацией движений редко получают травмы. Поэтому необходимо уделять значительное внимание физическому воспитанию детей. Учитывая, что часто источником травмы у ребенка становится сверстник, важно воспитывать у детей чувство гуманности, доброты к окружающим, в том числе другим детям.

Особое значение следует уделять формированию у детей навыков безопасного поведения. С этой целью возможно проведение тематических игр и занятий, на которых дети обучаются навыкам обращения с ножницами , иголками, другими

бытовыми режущими и острыми предметами, обсуждаются рассказы, картинки, на которых показаны какие-нибудь травмоопасные ситуации из жизни детей .


Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье , обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности , предохраняет от переутомления. У ребенка , приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность.

В течение суток активность и работоспособность ребенка не одинакова . Их подъем отмечается 8-12 ч и 16-18 ч, а период минимальной работоспособности приходится на 14-16 ч. Неслучайно, поэтому, занятия, вызывающие выраженное утомление детей, планируются в первую половину дня, в часы оптимальной работоспособности.

Правильное физическое воспитание в сочетании с отвечающим гигиеническим требованиям режимом дня, достаточной продолжительностью сна и разумным питанием — залог нормального роста и развития ребенка .


Рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка . Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность , рост, состояние здоровья ребенка , повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям. В связи с важностью такого компонента питания, как регулярность, в выходные и праздничные дни родителям надо рекомендовать придерживаться того же распорядка приема пищи, что и в дошкольном учреждении .

Проблемы физического и психологического состояния ребенка, как правило, возникают, когда ваш малыш начинает посещать детский садик. Как нам это привычно!

На третий-четвертый день посещения детсада ребенок чувствует недомогание, капризничает, поднимается температура. Все признаки ОРВИ, ОРЗ и прочих расстройств детского организма. Ребенок плохо ест, плохо спит, что нарушает баланс в организме. Понятно, что ваш малыш, попадая в непривычную для него обстановку и уклад, сталкиваясь с новым распорядком дня, испытывает стресс, что несомненно приводит к нарушениям здоровья. Здоровье детей в детском саду — это одна из важнейших целей адаптации вашего малыша к новой жизни и новому коллективу.


Чтобы избежать неприятных моментов в жизни ребенка, каждый родитель и воспитатель в детском саду должны учитывать основные факторы риска, которые приводят к негативным последствиям. Слабая иммунная система ребенка, отсутствие закаливания, режима дня, бессистемное питание — все это несомненно скажется на нарушении здоровья ребенка в тот момент, когда он сменит привычную ему домашнюю обстановку. Поэтому, каждый родитель должен подготовить своего малыша к детскому садику.

Важными профилактическими мерами для укрепления здоровья малыша являются закаливание , физические упражнения в виде игр , прогулки на воздухе с чередованием двигательных игровых моментов . Также немаловажным является рациональный режим питания и распорядок дня . Малыш должен воспринимать еду в садике, как естественную, поэтому следует приучать ребенка к кашам, киселям, компотам, супам задолго до посещения садика. Малыш, который знаком с семьи с гигиеническими правилами и навыками, проходит период адаптации в садике намного быстрее.

Правильное, сбалансированное питание вашего малыша укрепит его здоровье и его организм будет более подготовленным к психологической нагрузке. И, конечно же, спорт для ребенка должен быть естественной потребностью. Физические занятия не только укрепят организм вашего малыша, но и способствуют нормализации психологического состояния, уравновешенности. Танцы, физкультура, плавание, бег, катание на велосипеде, прыжки, водные процедуры, гимнастика - все это развивает и укрепляет иммунитет ребенка и защищает его организм от негативных воздействий. И, наконец, здоровье ребенка в детском саду зависит от стабильного эмоционального и психологического состояния, от способности малыша общаться со сверстниками, с взрослыми, играть сообща, вести себя в коллективе. Родители, только вы можете помочь своему ребенку легко перенести стрессовые ситуации!


Комментируй с Вконтакте

Комментируй с FACEBOOK

Безусловно, соблюдение правил личной гигиены - это почти 90%-ная гарантия здоровья. Остальные 10% - это крепкий иммунитет, который надо укреплять всеми возможными способами, указанными в статье. Но есть заболевания и состояния, которые просто неизбежны, если ваш ребенок посещает детский сад: глисты, сезонные эпидемии гриппа и детские инфекционные заболевания, типа ветрянки. И здесь родителям нужно отнестись к этому "философски", набраться терпения и позволить ребенку всем этим переболеть. Это я из личного опыта))

Сейчас в садах появились группы кратковременного пребывания ребёнка с 2 до 3 лет пребывание деток с 9 утра до 12 дня, и центры адаптации с 1 года до 2 лет, где мамы сидят на занятиях 3 раза в неделю по 1 часу с детьми. У меня оба ребёнка посещали центр адаптации в нашем саду, а младший попал и в ГКП (группа кратковременного пребывания). Поэтому когда пошли в этом году в сад, в полноценную группу, ребёнок привык очень быстро и адаптационный период был очень короткий.

Советы дельные, но мне кажется, что все равно любой ребенок, как ты его не готовь к саду, будет болеть в первый период. Все же стресс, то есть на долго остаться без мамы - пересилит. К этому сложно готовить.

Да дело даже не в стрессах. И ребенок не каждый болеть будет, а тот, который попал в ненужное время что ли? У меня Таня в садик пошла в прошлом году, за весь год болели раза два. Ну там кашель да насморк. А вот Даша в этом году пошла, это ваще жесть! Мы с прошлого года еще в садике не были. По простуда, то скарлатина, теперь вот ветрянка. И хоть заукрепляй иммунитет, ветрянка она такая, все равно прицепиться. Дело в том, что они же там группой, а значит один заболел и остальные 100% заболеют. Вот так. А так они у меня обе коммуникабельные. Как никак дети из многодетной семьи умеют общаться со сверстниками намного лучше тех, кто в семье один.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 114»

Здоровый ребенок в детском саду

Подготовила: Бояркина Г.М.

Жизнь XXI века ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья ребёнка на основе здоровьеформирующего образования. Особенно остро стоит эта проблема в период адаптации ребёнка в дошкольном образовательном учреждении, впервые поступающего в детский сад.

Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие человека.

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами является здоровье каждого ребёнка в процессе здоровьеформирующего образования.

Формирование здорового образа жизни начинается уже с раннего возраста. Вся жизнедеятельность ребёнка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья, особенно во время адаптационного периода. При успешной адаптации выделяются два основных критерия: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).

Оздоровительные мероприятия в детском саду позволяют ребёнку справиться с трудностями привыкания к новой среде, позволяют организовать жизнь ребёнка в дошкольном учреждении так, что приводит к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, сформировать положительное отношение к детскому коллективу сверстников и выработке умений и навыков повседневной жизни. Создавая у ребёнка положительное отношение ко всем видам деятельности, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми. Мероприятия обеспечивают решение воспитательно-образовательных задач, уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного периода, т.е. привыкание ребёнка к детскому саду, к общественному дошкольному образованию.

Оздоровительные мероприятия носят комплексный подход и построена на трех основных направлениях:

  1. Создание оздоровительной среды для профилактики у детей различных отклонений в психофизическом развитии (зрение, плоскостопие, нарушение осанки, артикуляционный аппарат, дыхание).
  2. Формирование здорового образа жизни детей в детском саду и дома.
  3. Развитие физической культуры.

А также строится на основополагающих принципах:

  1. дифференцированности;
  2. последовательности;
  3. аксиологичности.

Принцип диференцированности заключается в педагогическом направлении здоровьеформирующего образования в воспитательно-образовательном процессе, в индивидульно-дифференцированном подходе к каждому ребёнку (даются задания, учитывается темперамент детей, положительные четы формирующего характера).

Принцип последовательности заключается в постепенном подключении оздоровительных процедур, их разнообразии, вызывая интерес и положительный эмоциональный отклик со стороны детей.

Принцип аксеологичности (ценностная ориентация) осуществляется через родителей, с которыми рассматриваются мировоззренческое представление общечеловеческих ценностей, здоровом образе жизни ребёнка раннего возраста, т.к. сформированность здорового образа жизни детей первых трех лет является основой для формирования здорового психофизического развития ребенка в дальнейшем.

Формы работы с родителями:

  1. уголок здоровья;
  2. консультации;
  3. родительские собрания с привлечением специалистов медиков;

Формирование культурно гигиенических основ способствует правильному воспитанию и развитию ребенка как личности.

Цель оздоровительных мероприятий: воспитание здорового ребёнка через здоровьеформирующее образование.

Работа по данному направлению для достижения цели предполагает реализацию следующих задач:

  1. Создать условия для охраны и укрепления здоровья детей.
  2. Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей в воспитательно-образовательном процессе.
  3. Формировать опыт социального поведения, обеспечивающее эмоциональное благополучие, здоровье в процессе адаптации, взаимодействия самопознания, саморегуляции.

В процессе выполнения и проведения оздоровительных мероприятий, ожидаются следующие результаты:

  1. Формирование понимания данной проблемы и ответственности за выполнение рекомендаций педагогов со стороны родителей.
  2. Привитие детям культурно-гигиенических навыков в режимных моментах.
  3. Снижение простудных заболеваний.

Ухудшение состояния здоровья детей диктует необходимость разработки и внедрения мероприятий оздоровительного характера, направленных на улучшение состояния здоровья детей, снижения их заболеваемости. Система мероприятий оздоровительного характера отражена в содержании оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста.

Наименование оздоровительных процедур

Методы и приёмы оздоровления в воспитательно-образовательном процессе

Сроки и длительность проведения мероприятий

Примечание

Обеспечение здорового ритма жизни ребенка в детском саду

  1. щадящий режим;
  2. гибкий режим;
  1. во время адапт. периода
  2. ежедневно

Физическое развитие

  1. утренняя гимнастика для общего развития детского организма;
  2. физкультурно-оздоровительные занятия;
  3. подвижные и динамические игры;
  4. упражнения на спортивном комплексе;
  5. профилактическая гимнастика;
  6. дыхательная;
  7. улучшение осанки;
  8. для стоп ног (плоскостопие);
  9. речевого аппарата;
  10. тонкой моторики рук (пальчиковой).
  1. ежедневно утром
  2. 2 раза в неделю
  3. ежедневно в течение дня
  4. ежедневно в течение дня
  5. ежедневно
  6. ежедневно течение дня
  7. ежедневно после сна
  8. ежедневно после сна
  9. ежедневно после сна

Гигиенические и водные процедура

  1. умывание с использованием художественного слова;
  2. мытьё рук;
  3. игры с водой;
  4. соблюдение питьевого режима;
  5. обеспечение чистоты среды (Люстра Чижевского, кварцевание).
  1. ежедневно 2 раза в день
  2. ежедневно
  3. 1 раз в неделю
  4. ежедневно
  5. ежедневно

Использование естественной среды для закаливающих мероприятий

  1. проветривание помещений;
  2. сон при открытых фрамугах;
  3. прогулки на свежем воздухе (климатотерапия);
  4. обеспечение температурного режима и чистоты воздуха.
  1. ежедневно в течение года
  2. ежедневно в летний период
  3. ежедневно
  4. ежедневно

В зимний период при температуре не ниже 20°

Свето и цветотерапия

  1. обеспечение светового режима; - цветовое и световое сопровождение среды и учебного процесса.
  1. ежедневно

Аутотренинг и психогимнастика

  1. игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы
  1. 2 раза в неделю

Закаливание

а) естественное
б) специальное

  1. босоножье;
  2. солевое закаливание
  3. дыхательное
  1. летом
  2. ежедневно после дневного сна

Работа с родителями

  1. уголок здоровье - консультации - родительские собрания

Наверное, нет ни одного человека, кто не хотел бы видеть своих детей крепкими, здоровыми, закалёнными, не реагирующими ни на какие превратности погоды.

Систематическое закаливание способствует формированию у детского организма умения безболезненно переносить изменение окружающей среды. Закаливание приводит к усилению обмена веществ, повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, оказывает благотворное влияние на общее психологическое состояние и поведение ребёнка.

При закаливании мы придерживаемся определённых правил, первое из которых постепенность. Также учитываем состояние здоровья и индивидуальные особенности детей. Закаливающие процедуры должны доставлять детям радость.

Эффективным средством закаливания является хождение по солевым дорожкам. Эффект солевых дорожек заключается в том, что соль раздражает стопу ребенка, богатую нервными окончаниями.

Методика солевого закаливания

Показания: Метод солевого закаливания показан всем детям дошкольного возраста.

Техника: Закаливание проводится после дневного сна под наблюдением воспитателя. Ребенок проходит босиком по фланелевому коврику, смоченному 10% раствором поваренной соли комнатной температуры. Топчутся на коврике в течение 2х минут. Затем дети переходят на второй коврик, стирая соль с подошвы ног, а затем переходят на сухой коврик и вытирают ступни насухо. Важным моментом при проведении закаливания является то, что стопа должна быть предварительно разогрета. С этой целью используется массажеры для стоп, пуговичные и палочные дорожки.

Механизм действия: Механический и химический через термо и хеморецепторы кожи стоп ног. Солевой раствор раздражает хеморецепторы, вызывая расширение “игру”, периферических сосудов стоп. Рефлекторно усиливается теплообразование, увеличивается прилив крови к нижним конечностям и стопам, длительное время сохраняется тепло. Механические действия возникают в результате раздражения биологических точек на подошве.

Оборудование: 3 фланелевых коврика,

а) с разнокалиберными нашитыми пуговицами,
б) с нашитыми палочками.

10% раствор поваренной соли температуры +10°+18°С 1 кг соли на 10 л. воды 0,5 кг на 5 л. воды 0,25 кг на 2,5 л. воды

Данный метод закаливания доступен и прост, не требует больших материальных затрат и времени, доставляет удовольствие детям. А самое главное обладает выраженным эффектом, играет существенную роль в профилактике простудных заболеваний у детей.

Система оздоровительных мероприятий в I и II младшей группе на 2009- 2010 год.

  1. Утренняя гимнастика в облегченном виде (ежедневно).
  2. Физкультурные занятия 2 раза в неделю.
  3. Прогулки ежедневно при температуре не ниже – 20С (ежедневно).
  4. Умывание прохладной водой (ежедневно 3 раза, температура воды +14,+16 С.
  5. Бодрящая гимнастика под музыку (ежедневно после сна).
  6. Ходьба по “тропинке здоровья ”(профилактика плоскостопия) ежедневно после сна.
  7. Солевое закаливание (ежедневно после дневного сна).
  8. Гимнастика для глаз на занятиях с повышенной нагрузкой на зрение (лепка, рисование), в целях профилактики миопии.
  9. Дыхательная гимнастика для увеличения жизненного объема легких (ежедневно).
  10. Профилактика сколиоза (контроль за положением тела ребенка в течение дня, во время занятий, во время сна, во время приема пищи.)
  11. Игры и упражнения – снятие напряжения, преодоление страха, развитие цепкости, ловкости, гибкости.