Кто первым просыпается весной из насекомых. Какие насекомые первыми просыпаются весной

Почти все садоводы знают, что опрыскивание деревьев весной — вещь полезная. Но что именно дает обработка сада? Борьбе с какими вредителями и болезнями помогает опрыскивание? Чем и когда опрыскивать деревья в апреле и мае? Как сделать обработку от вредителей безопасной для полезных насекомых? Подробно — о весенней защите сада.

Борьба с вредителями: где зимуют и что едят

Насекомых-вредителей великое множество, — только у яблони и черной смородины их более 200. Но бороться нужно лишь с теми, которые действительно наносят существенный урон. По способу питания и устройству ротового аппарата вредители делятся на две основные группы: листососущие и листогрызущие.

К листососущим относятся тли, медяницы, клопы, трипсы, щитовки, белокрылка, а также клещи, которые не являются насекомыми. Эти вредители прокалывают листовую пластину или кору и через прокол высасывают сок. Поэтому их нельзя погубить иначе как контактным способом, препарат должен разрушить покровы тельца, вследствие чего вредители погибают, или должен вызвать паралич дыхательных систем.

Но в арсенале современных средств защиты появились препараты нового поколения, которые проникают в клеточный сок растения и становятся губительными для листососущих вредителей, но при этом не накапливаются в самом растении, поскольку через 2-3 недели полностью разлагаются на безвредные элементы.

Один из таких препаратов — химический яд «Фосбецид». Обработанные им растения нельзя употреблять в пищу в течение 20 дней. Но есть и биопрепараты «Искра-био» («Агравертин») и «Фитоверм», после обработки которыми плоды и зелень можно употреблять в пищу уже спустя 48 часов.

К листогрызущим насекомым относятся жуки и их личинки, гусеницы бабочек. Кроме насекомых есть еще моллюски: слизни, улитки, рачки. Все они питаются непосредственно листьями, поэтому их легко отравить через желудочный тракт, — достаточно только смочить ядовитым для них препаратом надземную часть растения-хозяина.

Первая обработка от вредителей

Это опрыскивание деревьев и кустов ранней весной до начала сокодвижения, в конце марта — самом начале апреля. Личинки и яйца насекомых гибнут от контакта с препаратом. Поэтому надо очень тщательно опрыскать все дерево (весь куст) по всем веткам и приствольному кругу, чтобы смочить вредителей. При обработке сада расходуется не менее 10 л раствора на взрослое дерево, на молодое — 5-6 л, на каждый куст — не менее 1,5-2 л.

Лучше всего применять для опрыскивания концентрированный раствор любого минерального удобрения, из перечисленных ниже (на 10 л воды):

500-600 г нитроаммофоски,
или 600-700 г азофоски,
или 400 г хлористого калия,
или 500 г углекислого калия,
или 600-700 г мочевины
или просто 1 кг поваренной соли.

Необходимо обязательно хорошо опрыскать концы веток, на которых отложены яйца тли, скелетные ветви, в развилках которых зимует часть вредителей, и почву в приствольных кругах. При таком опрыскивании происходит нарушение солевого обмена в клетках вредителей, что и вызывает их гибель.

Если такой обработки весной не сделать, то в самом начале сокодвижения из яиц и личинок родятся насекомые-вредители, но в это время наши помощники — полезные насекомые, которые питаются вредителями, — еще спят и выйдут на поверхность лишь во время цветения, так что защитить сад от вредителей кроме нас некому.

Вторая обработка сада

Если вы не провели ранней весной обработку сада и не уничтожили кладки вредителей, то потребуется вторая обработка. Ее часто рекомендуют проводить с использованием одного из следующих препаратов: «Инта-вир», «Децис», «Каратэ», «Фьюри», карбофос или его аналог «Фуфанон».

Четыре первых препарата высокотоксичны, поэтому очень эффективны, но при этом убивают полезных насекомых, пчел и дождевых червей, поскольку разлагаются около трех недель и губят выходящих из своих укрытий полезных насекомых. И уж совсем их нельзя применять с момента цветения не только сада, но и мать-и-мачехи, так как в это время появляются шмели и выползают черви.

Карбофос и «Фуфанон» предпочтительнее этих препаратов прежде всего потому, что они быстро, в течение 5-7 дней, разлагаются еще до появления полезных насекомых, но являются менее эффективными, поэтому при большой численности вредителей их применять не следует.

Все перечисленные препараты губят вредителей, попадая к ним в кишечник вместе с пищей и вызывая отравление. Питаться часть вредителей начнет в момент раскрытия почек (зеленый конус), другая же — в момент бутонизации (обособление и выдвижение бутонов). Вот в эти моменты и надо успеть обработать сад.


В это время уже есть ранние зеленые культуры. При обработке сада их обязательно надо накрыть пленкой.

Вместо описанных выше химических средств можно использовать те же минеральные удобрения, но только их концентрация должна быть в 7-10 раз ниже, иначе можно вызвать сильный ожог раскрывающихся почек и бутонов. Можно рекомендовать опрыскивание по зеленому конусу 0,7%-ным раствором мочевины — это 70 г (3 ст. ложки) мочевины на 10 л воды.

Эффективны опрыскивания настоями и отварами табачной пыли, цитрусовых корок, луковой шелухи или сухой пижмы, семян бархатцев, чеснока, хвойных иголок.

  1. Табачная пыль. Для приготовления раствора 400 г табачной пыли настаивают в 10 л воды в течение суток, затем полчаса кипятят, после чего охлаждают и процеживают. Для опрыскивания на каждые 10 л воды надо брать 100 г раствора, добавив в него 40 г мыла для лучшего прилипания.
  2. Луковая шелуха. Полведра луковой шелухи залить ведром горячей воды, накрыть, настоять двое суток, процедить и опрыскивать.
  3. Сухая пижма. 1 кг собранной во время цветения и высушенной пижмы залить 10 л воды и кипятить на слабом огне 15 минут, остудить, процедить. Для опрыскивания на каждые 10 л воды взять 100 г раствора, добавить 40 г мыла и опрыскать.
  4. Настой чеснока. 100 г чеснока измельчить, залить на сутки 10 л воды, процедить и опрыскивать.
  5. Настой хвойных игл. 2,5 кг иголок любых хвойных пород залить 10 л воды, помешивая время от времени, настоять неделю, процедить, добавить еще 20 л воды и опрыскивать.
  6. Настой из корок цитрусовых. 1 кг цитрусовых корок замочить, пропустить через мясорубку, залить 3 л воды, плотно закрыть и настоять 5 суток в темноте, процедить, отжать, разлить по бутылкам, закупорить. Употреблять по мере надобности по 100 г раствора на 10 л воды.

Стремитесь попадать на нижнюю сторону раскрывшихся листьев, поскольку вредители, как правило, находятся именно там.

Полезно поставить на яблони и груши ловчие пояса из гофрированного картона, в которые заползают гусеницы, двигаясь по стволу вверх. Верхний край картона надо отогнуть наподобие крыши, гусеницы через такой край не переползают. Ловчие пояса меняют пару раз за сезон и сжигают вместе с притаившимися там вредителями.

Ловчий пояс можно сделать из полиэтиленовой пленки. Нижний край подвязывают вокруг ствола наподобие юбки, а верхний край отгибают наподобие зонта. Такой пояс можно не снимать все лето. Вредители не смогут переползти через отогнутый верхний край.

Автор Галина Кизима садовод-энтузиаст с 50-летним стажем, автор оригинальных методик

Комментировать статью "Болезни и вредители сада: обработка весной, в апреле и мае"

Болезни и вредители сада: обработка весной, в апреле и мае. Работы в саду и огороде весной. С приходом весны у садоводов и огородников на дачных и иных участках начинается горячий период, нужно успеть выполнить все работы и подготовить почву для получения...

Девочки, чем весной обрабатываете деревья и кустарники?) Обработка сада весной. Научите. Всем добрый день. Первая обработка от вредителей. Это опрыскивание деревьев и кустов ранней весной до смородину и крыжовник проливаем кипятком когда немного стает снег, даже...

Дача, сад и огород. Дача и дачный участов: покупка, благоустройство, посадка деревьев и кустарников, рассада, грядки, овощи, фрукты, ягоды, урожай. Опрыскивание деревьев и кустарников: борьба с болезнями и вредителями.

Болезни и вредители сада: обработка весной, в апреле и мае. В подмосковных садах и на дачах заканчивается цветение сирени, и скоро ее запах сменится жасминовым Как правильно обрезать сирень после цветения?

значит в апреле, листья начинают раскрываться а мае только, а как их проливать? 20.02.2015 13:16:40, Зайчонок. В апреле поздно уже, почки трогаются в рост и можно их повредить. Чем и когда опрыскивать деревья. Борьба с болезнями и вредителями: опрыскивание весной.

Вторая обработка сада. Почти все садоводы знают, что опрыскивание деревьев весной - вещь полезная. От грибковых болезней и вредителей - две разные профилактики. Надо делать каждую весну. Для начала надо разобраться как скручиваются листья?

Болезни и вредители сада: обработка весной, в апреле и мае. При обработке сада расходуется не менее 10 л раствора на взрослое дерево, на молодое - 5–6 л, на каждый куст - не менее 1,5–2 л. как избавиться от вредителей. Побелка деревьев осенью и весной.

Болезни и вредители сада: обработка весной, в апреле и мае. Первая обработка от вредителей. Это опрыскивание деревьев и кустов ранней весной до смородину и крыжовник проливаем кипятком когда немного стает снег, даже не стает, а...

Болезни и вредители сада: обработка весной, в апреле и мае. Есть еще целая группа вредителей, зимующих внутри растений: галлицы, стеклянница, почковый смородиновый клещ обработка яблонь весной. ...затрудняюсь выбрать раздел. Дача, сад и огород. Кизима Галина.

Болезни и вредители сада: обработка весной, в апреле и мае. Но есть и биопрепараты « Искра -био» («Агравертин») и «Фитоверм», после обработки которыми плоды и зелень можно употреблять в пищу уже спустя 48 часов. обработка яблонь весной. ...затрудняюсь выбрать...

много вредителей. весной надо спасать плодовые и кустарники,какой выбрать опрыскиватель? у одного дядечки из деревни разорвало такую штуку лежал в больнице.... какой выбрать? Болезни и вредители сада: обработка весной, в апреле и мае.

Болезни и вредители сада: обработка весной, в апреле и мае. Дача, сад и огород. Обработала инта-виром от вредителей, и медным купоросом. покрасила побелкой, предварительно очистив от старой коры и разных жителей под ней.

Если диагноз не поставите, то смешайте 2 препарата - один от вредителей (например фитоверм), второй от болезней (например медный купорос) и опрыскайте по инструкции на упаковках в сухую погоду дважды с Клубника: болезни и вредители. Обработка сада весной.

Клубника: болезни и вредители. Обработка сада весной. Затем - когда начали обособляться бутоны на малине (начало июня для Малина: борьба с болезнями и вредителями. Чем обработать кусты с ягодами. Малина на дачных участках сейчас обильно цветет и гонит из...

Болезни и вредители сада: обработка весной, в апреле и мае. Черная смородина: борьба с болезнями. Обработка сада весной. Нашему жасмину больше 10 лет, сидит на полном солнце, не замечала такой проблемы от солнца.

Болезни и вредители сада: обработка весной, в апреле и мае. Болезни и вредители: нематода, паутинный клещ, долгоносик. Химических или биологических средств борьбы с этими болезнями пока не существует, поэтому больные растения следует сразу выкопать вместе с...

Болезни и вредители сада: обработка весной, в апреле и мае. К листососущим относятся тли, медяницы, клопы, трипсы, щитовки, белокрылка, а также клещи, которые не являются насекомыми. Остальные же зимуют частично в развилках ветвей или в щелях коры...

Раздел: Болезни растений. (бордосская жидкость оставляет голубые следы, когда можно смыть водой). Обжигает ли бордоская смесь листья? Собсно, сабж:) Хочу профилактически опрыскать свои бегоньки, в том числе и с мягкими листьями типа фиалочьих, и рядом стоящие растения...

Клубника: болезни и вредители. Обработка сада весной. Чем опрыскивать сад весной. На участке сейчас уже нельзя делать опрыскивание сада концентрированным минеральным удобрением или Лилии вообще систематически все лето, хотя бы раз в месяц, следует...

Болезни и вредители сада: обработка весной, в апреле и мае. Я выводила белокрылку с фуксий трехрактной обработкой актеликом (через 7-10 дней, в большей степени уделяя внимание обратной стороне листьев.

Cлайд 1

Cлайд 2

Cлайд 3

Существует более миллиона различных видов насекомых. Они живут повсюду, за исключением морских глубин. У многих из них шесть ног, пара усиков, одна-две пары крыльев и тело, состоящее из трех частей.

Cлайд 4

- Знаете ли вы, что: стрекоза съедает пищи в несколько раз больше своего веса; самое маленькое насекомое – жучок, длина которого всего 1/3 мм; майский жук носит название того месяца, в который появляется; самое большое насекомое – бабочка, живущая на Соломоновых островах, размах ее крыльев достигает 30 см!

Cлайд 5

Самое большое насекомое - бабочка с Соломоновых островов. Размах ее крыльев около 30 см.

Cлайд 6

Cлайд 7

А самое маленькое насекомое – жук-трихоптерикс. Его длина равна всего лишь третьей части миллиметра. И у такой малютки есть мозг, сердце, органы дыхания, кишечник!

Cлайд 8

Как только в марте начинает теплеть, у воды можно заметить самых ранних насекомых – веснянок. Вокруг ещё лежит снег, а эти создания с прозрачными крылышками и тонкими усиками на голове уже бегают и летают рядом с водоёмами. Взрослые особи зимуют на берегу, а личинки веснянок живут в воде.

Cлайд 9

Немного позже, с таянием снега, просыпаются и одни из главных тружеников леса – муравьи. Как только снег сходит с муравейника, эти насекомые выбираются на его поверхность, чтобы погреться на солнышке. А дерновые муравьи просыпаются только после того, как почва немного прогреется.

Cлайд 10

Cлайд 11

Сразу же после таяния снега, если нет морозов, просыпаются первые бабочки. Яркая и пестрая крапивница первой взлетает в воздух. Ее можно узнать по кирпично-красным крыльям, вдоль которых спереди есть жёлтые и чёрные пятна, а по бокам – голубые треугольнички. Своё название она получила потому, что только ее гусеницы могут питаться жгучей крапивой. Считается, что крапивница может предсказывать погоду – если в теплый день она прячется в укромное место, значит, произойдет похолодание или будет дождь.

Cлайд 12

Спустя неделю после крапивницы просыпаются лимонницы. Лимонницу со сложенными крыльями заметить трудно: она похожа на жёлтый листок. А ещё у этой бабочки есть интересная особенность: если внезапно потревожить её, то она падает на землю, сложив крылья, и прижимает ножки. Попробуй, заметь такую!

Cлайд 13

Остальные бабочки появляются гораздо позже, ведь у них зимуют яйца, гусеницы и куколки, которым нужно время, чтобы превратиться в бабочку. А у лимонницы и крапивницы зимуют уже взрослые особи.

Cлайд 14

Ранней весной в воздухе можно услышать характерное жужжание – это на поиски первых цветов отправились крупные шмели. У шмеля чёрное тельце с рыжим пушистым воротничком, мохнатое брюшко и ярко-жёлтая пыльца на задних ножках (на лапках у шмеля есть специальное приспособление - корзиночки для сбора пыльцы). Благодаря быстрому сокращению грудных мышц, вызывающему громкое жужжание, эти насекомые поддерживают оптимальную температуру тела +40 С, даже если на улице не больше 10 С тепла. Способность поддерживать высокую температуру тела позволила шмелям поселиться на Севере, где другие насекомые просто не выжили бы. Шмель - лучший из всех насекомых опылитель растений. За день он облетает тысячи цветков. Ценность этих насекомых для людей велика. Чтобы сохранить как можно больше шмелей, даже создали специальный заповедник «Шмелиные холмы»! Ведь каждое разорённое гнездо - это потеря миллионов семян клевера и других полевых и луговых трав.

Урок: В гости к весне. Насекомые и птицы весной .

Общедидактическая цель урока:

    создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации;

    применение знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через общеклассную, групповую и индивидуальную формы организации познавательной деятельности;

Образовательная цель:

    познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе;

    формирование целостного образа весны средствами предметов окружающего мира, литературного чтения, музыки.

    научить наблюдать признаки весны на всем ее протяжении, определять последовательность событий в природе и их связи;

    показать связь изучаемых предметов с жизнью;

    обогащать и расширять словарный запас;

Развивающие цели:

    развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;

    воспитывать эстетический вкус детей;

    развивать чувство прекрасного;

    чувство радости от наблюдения за жизнью растений и животных;

    развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;

    стимулировать интерес к познанию мира живой природы;

    воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

    формировать эмоционально-положительное отношение к предмету;

Воспитательные цели:

формировать коммуникативные навыки: выслушивать мнения других и корректно их оценивать в процессе выполняемой работы;

Методы обучения:

    словесный (беседа, рассказ, объяснения);

    наглядный;

    практический (работа с пособием, карточки);

    частично-поисковый;

Форма работы:

    фронтальная;

    индивидуальная;

    групповая;

Оборудование:

    средства обучения:

    учебник;

    распечатка текстов;

    иллюстрации птиц;

    карточки с заданием для групповой работы;

    мультимедийный диск “Уроки Кирилла и Мефодия”

    аудиозапись “Весенний шум”;

    творческие работы детей с народными приметами о весне;

    технические средства:

    компьютер;

    мультимедийный проектор;

    интерактивная доска;

    музыкальный центр;

Домашнее задание к открытому уроку:

    Дети готовили творческую работу. (Народные приметы о весне и птицах)

    Готовили к уроку сообщение о перелетных птицах, первоцветах.

    Отрывки стихов о весне.

План урока :

1.Организационный момент:

2.Актуализация знаний учащихся.

1) Фенологическая минутка:

2) Повторение.

3) Фронтальная работа. Поэтическая минутка.

3. Сообщение темы урока

5.Физминутка.

6.Проблемный во­прос.

7.Проблемная ситуа­ция.

8.Физкультминутка.

11. Рефлексия

12. Домашнее за­дание: инструктаж.

Ход урока:

    Организационный момент:

Учитель : У нас сегодня много гостей, и вы, и я очень волнуюсь, поэтому закроем глаза, мысленно пожелаем, друг другу удачи и добра, а волнение отправим в корзину.

Формируемые УУД - подготовка детей, создание эмоционального фона восприятия, оживление личного опыта.

Слайд 3

Если речка голубая

Пробудилась ото сна

И бежит в полях, сверкая.

Значит, к нам пришла…(весна).

Если снег везде растаял,

И трава в лесу видна,

И поёт пичужья стая,

Значит, к нам пришла …(весна).

Итак, мы идём в гости к Весне. А точнее, это она пришла к нам в наши края. Весна- это прекрасное время года! Это пробуждение!

3. Введение в тему урока. Проблемная ситуация.

Формируемые УУД - самостоятельное выделение познавательной цели . Самоопределение к деятельности: создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (“хочу”); выделяется содержательная область (“могу”)

Учитель: Сегодня у нас необычный урок. И название у него замечательное “В гости к весне” А работать мы будем в группах.

Мне бы очень хотелось, чтобы вы сами определили его тему. Будьте внимательны. Прислушайтесь к звучанию природы.

Аудиозапись “Весенний шум”

Какие звуки вы услышали в этой музыке? (Бегут ручьи, поют птицы)

Так о чем же мы будем разговаривать на уроке? (О живой и неживой природе, о весенних изменениях в природе)

4. Работа над новым материалом. Беседа о неживой природе.

4.Межпредметная связь с уроками чтения.

Русские поэты большое место в своём творчестве уделяют весне- красавице.

Кто скажет, какие стихотворения о весне мы с вами недавно изучали?

Какие из них вам больше всего понравились?

Давайте вспомним одно из них.

(Один ученик читает любимое стихотворение.)

Слайд 4

Воде, листве, земле – всему:

Кострам в лесу и птичьей паре,

Глазам и сердцу моему.

Всё началось с простой капели,

И вот уже текут снега,

И зажурчали, зазвенели

Деревья, воздух и луга.

Несётся плеск с лесных излучин,

В овраге ветер струны рвёт,

Весь мир разбужен и озвучен

И дирижеру смотрит в рот.

    Актуализация знаний учащихся.

1) Фенологическая минутка:

Как изменялась облачность в течение недели?

Назовите самую высокую и самую низкую температуру воздуха на неделе.

Какие виды осадков вы наблюдали?

Какой была погода в течение недели?

Какую погоду вы отметили сегодня?

2)Работа в группах

. Изменения в неживой природе.

Сейчас мы поговорим об изменениях в неживой природе с приходом весны.

Какие же изменения произошли в неживой природе? (На доске создаётся картина .)

1) –Что можно сказать о солнце? (светит ярче, чем зимой, с каждым днём греет всё сильнее, гораздо выше поднимается над горизонтом, дни становятся длиннее.)

2) –Какое весной небо? Облака ? (Голубое, высокое. По небу плывут лёгкие облака, кучевые, похожие на клубы дыма, движутся быстро днём, а к вечеру исчезают. Когда же кучевые облака становятся тёмными, то скоро надо ожидать грозы.)

3) – Какие осадки выпадают весной? (В марте- снег, в апреле- снег и дождь, в мае- дождь.)

4) – Что происходит весной с почвой? (Почва оттаивает. В ней накапливается много влаги от тающего снега. Постепенно почва на поверхности подсыхает, а в глубине остаётся влажной.)

5) – Что происходит со снегом? (Снег тает, в марте появляются проталины, а в апреле их становится всё больше и больше, в мае снега уже нет.)

6) – Что происходит с водоёмами ?(Лёд на водоёмах темнеет, покрывается трещинками, тает. В конце апреля на реках начинается гололёд.)

В это время опасно ходить по подтаявшему льду, так как он может проломиться. В мае река переполняется водой от растаявшего снега и льда, происходит разлив реки, который называется…(половодьем) .вода затопляет луга, леса и поля, расположенные вдоль реки.

Краеведческий материал.

А теперь несколько слов о весне нашего края. Весна- наиболее короткий сезон года, начинается с середины марта. Средняя продолжительность- 50 дней. С 1 апреля t воздуха обычно не опускается ниже + 5 градусов. Но бывают и исключения. Характерной особенностью Астраханской весны является наличие засушливых периодов. Часто дуют тёплые и сухие ветры. Апрель- середина весны, тепло и нежарко.

Давайте сделаем вывод об изменениях в неживой природе.

Солнце светит ярче, поднимается выше над горизонтом

Дни стали длиннее.

Небо голубое.

Потеплело.

Половодье.

Оттаяла почва.

Осадки в виде дождя. Гроза.

(учебник, с.87, послед. абзац.)

Давайте вспомним, о каких изменениях в неживой природе мы говорили на прошлом уроке.

У доски работают 2 человека.

Установите связь между явлениями, которые мы наблюдаем весной.

3) Фронтальная работа. Поэтическая минутка.

Послушайте эти стихотворные строчки. Какими изменениями в природе весна заявляет о своем приходе?

Слайд 5

Скажите, что мы с вами наблюдали в неживой природе?

Слайд 6

Март – весна света

Апрель – весна воды.

Как вы думаете, что повлияло на эти изменения в природе?

Дети делятся впечатлениями.

Сейчас чаще и ярче светит солнце.

День стал длиннее ночи – увеличение светового дня.

Температура воздуха днём выше 0 о С.

Появились проталины.

(Учитель пишет на доске: потепление).

А что происходит в живой природе?

Потепление.

Цветут некоторые деревья, например: ольха; появляются первые насекомые на оттаявшей земле, прилетают первые весенние птицы.

Слайд 7

(На доске вывешивается слово Ледоход )

Учитель: Что такое ледоход? (Лед раскалывается, льдины плывут по реке, сталкиваются, разбиваются) Ребята, может кто-то вспомнит стихотворение, в котором говорится о весне?

(На доске карточка: проталина ).

Что такое проталина?

Проталина – это место в поле, саду, в лесу, на дороге, где подтаял снег и видна земля или трава. (Толковый словарь Ожегова)

C каждым днём становится теплее. Уплотняется когда-то пушистый снег, серой тушью красит он дороги и тропинки. Днём весна всё настойчивее прогоняет зиму, ночью она куда-то прячется, словно боится последних морозов. Набухают смолистые душистые почки на деревьях и кустарниках, появляются раннецветущие растения, земля покроется молодой зелёной травой. Изменения в неживой природе и жизни растений повлияли и на жизнь животных весной.

3. Сообщение темы урока

Тему урока назовёте сами, отгадав загадки.

    Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

(Ласточка)

    Летом за пахарем ходит,

А под зиму с криком уходит.

(Грач)

    Спал цветок и вдруг проснулся –

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

(Бабочка).

    Прыгает пружинка –

Зелёная спинка –

С травы на былинку,

С ветки на тропинку.

(Кузнечик).

    На ромашку у ворот

Опустился вертолёт –

Золотистые глаза

Кто же это?

(Стрекоза).

- Так как же называет тема урока?

Насекомые и птицы весной.

4.Формирование знаний, умений и навыков.

Слайд 8

Какие изменения произошли в жизни насекомых весной?

Где вы их видели?

Стали появляться из трещин в коре, из-под опавших листьев.

Кто появляется раньше: насекомые или птицы? Почему?

Первыми появляются насекомые, потому что они служат пищей для птиц.

Слайд 9

1 ученик : -Как только сойдёт снег в солнечную погоду на растениях можно увидеть бабочку лимонницу, а также пёстрых бабочек – крапивниц.

Слайд10

2 ученик: Муравьи, проснувшись, открывают свои входы в муравейник. Несколько позднее появляются мухи, комары, стрекозы, просыпаются и вылетают осы, шмели, пчелы. В мае появляются майские жуки и божьи коровки.

Слайд11

3 ученик : - Насекомых в природе очень много, и встречаются они буквально на каждом шагу. Есть насекомые – вредители сельского хозяйства, переносчики возбудителей тяжелых болезней. Когда учёные подсчитали, сколько видов действительно причиняет вред хозяйству и здоровью человека, то оказалось их не так уж много. А большая часть принадлежит к числу полезных.

(Демонстрация насекомых из коллекции).

Расскажите об одном из насекомых.

Слайд12

Бабочка: Все цветные бабочки полезные как опылители растений. Они помогают повысить урожай.

Слайд13

Муравей: Не разоряйте муравейники. Муравьи уничтожают главным образом вредителей леса. Муравьи одного гнезда за день уничтожают 15-20 тысяч насекомых. Чтобы добыть такое число насекомых пестрому дятлу трудиться 20 дней, а большой синице – 2 месяца. Разоряя муравейник, вы разоряете дом друзей.

Слайд 14

Среди насекомых есть много видов, которые не приносят особого вреда и в то же время служат украшением природы. Их красивая внешность, изящный полёт ласкают взор человека, доставляя ему радость. Это кузнечики, кобылки, различные бабочки, стрекозы.

Слайд 15,16

Стрекоза: Изящная внешность этих насекомых, их быстрый полёт и яркая окраска брюшка обращают на себя внимание. Когда стрекоза садится на ветку кустарника или стебелёк травы, заметна цепкость её лапок. Ими стрекоза очень крепко держится за растения. Поймать стрекозу нелегко: она очень осторожна и сразу замечает приближение руки. Стрекозы летают в разных направлениях в поисках пищи и за день успевают уничтожить множество вредителей (особенно комаров и мошек).

5.Физминутка. Включается пение птиц .

Слайд 17

6.Проблемный во­прос.

Изменения в живой природе.

Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны.

Что происходит с деревьями и кустарниками весной? (На лиственных де­ревьях и кустарниках набухают почки; появляются сережки, серебристые барашки, цветы, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои).

Что происходит с травянистыми растениями? (Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести).

- Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми? (Первоцветы: печеночница, хохладка, ветриница, медуница, мать-и-мачеха).

Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежника­ми. Почему? (Как только растает снег, они начинают цвести).

- Почему же подснежники зацветают так рано? (Подснежники получают питание из своих утолщенных подземных частей, в ко­торых с прошлого года хранились запасы питательных веществ. Им требуется много света и влаги, чего в это время предостаточно. Тепла им требуется не­много).

Какие цветы расцветают в конце весны, в мае? (Ландыши, одуванчики, фиалки.)

Многие собирают весной букеты весенних растений. Хорошо ли: (Нет).

V. Изменения в жизни птиц.

- Весна вносит изменения и в жизнь животных. Как меняется жизнь птиц с приходом весны? (Возвращаются в родные края перелетные птицы. Птицы строят или ремонтируют гнезда, откладывают яйца, выводят птенцов).

- Почему стали возможны такие изменения в жизни птиц? (Стало больше корма. Многие птицы питаются насекомыми, а с приходом тепла насекомые выбираются из своих укрытий).

- Каждая перелетная птица возвращается в родные края в определенное время

- Почему осенью перелётные птицы улетели от нас?

Стало холодно, нет корма.

Как только появятся первые признаки весны: потеплеет воздух, снег начинает таять, закружатся роем насекомые, начинается прилёт птиц.

Слайд 18

Слайд 19, 20

С прилёта каких птиц начинается весна?

Грачи открывают весну.

Слайд 21

Картина А.К. Саврасова "Грачи прилетели".

А почему они первыми прилетели ранней весной?

Возвращение перелётных птиц связано с появлением корма: например, насекомых.

Эти птицы кормятся на оттаявших дорогах и проталинах, где просыпаются первые насекомые.

Март – время прилёта грачей в родные края.

Слайд 22

Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперёд по пашне вскачь.
А зовётся птица …(грач)

Грачи прилетают одними из первых. Они не боятся холодов. И пока поля не освободились от снега, грачи вместе с воронами ищут зерно и остатки пищи у жилья человека. Потом начинают строительство гнёзд. Грач приносит прутики, а грачиха строит гнездо. Потом они меняются, но не оставляют гнездо без присмотра, иначе его займёт другая пара.

Слайд 23

Тело грача 46 см в длину, черное, с синим металлическим блеском. Клюв более тонкий, чем у вороны , и у взрослых птиц с основанием и белой кожей вокруг клюва. Крылья несколько уже, чем у вороны, оперение голеней слегка удлинено и как бы взлохмачено

Слайд 24

Скворец.

Загадка: На шесте – дворец, во дворце - певец, а зовут его - скворец

Обыкновенные скворцы - одни из первых вестников весны. Они прилетают стаями уже в феврале или в марте, когда лежит снег. Как только становится теплее, самцы появляются рядом со скворечниками и дуплами и начинают петь, раскрыв клюв и распустив крылья. Обыкновенные скворцы селятся везде, где можно найти пустоты.

Хороша весенняя песенка скворца!

Скворец – пересмешник. С поразительной похожестью он умеет передать всё, что услышит. В его концертах можно услышать не только голоса других птиц, но и кваканье лягушки, рычание собаки, и мяуканье кошки.

Наряд весной у самца яркий. Он весь черный, с желтым клювом, а по черному цвету пера разбегается металлический отлив.

А самочка с жёлтым клювом, чёрная, но без яркого металлического отлива.

Словарная работа.

(На доске карточка: насекомоядные птицы).

Скворцы – это насекомоядные птицы, питающиеся личинками жуков, гусениц.

Что объединяет грача и скворца?

Грач и скворец – это насекомоядные птицы. Эти птицы имеют небольшие крылья, так как летают не на открытом пространстве, как аисты или журавли.

Слайд 25

Большая синица - одна из самых известных и популярных птиц. Живет она в парках и садах. С появлением первых признаков весны в лесах и полях слышится ясный, похожий на удары звук «цицибэ, цицибэ», он повторяется долго. Это поет самец большой синицы. Наступает пора знакомств и постройки гнезд. Самки начинают строить гнезда. Они могут построить гнездо в дупле, в отверстии стены, в железной трубе, почтовом ящике, в скворечнике.На зиму птицы не улетают в теплые страны.

Синицы приносят очень большую пользу, съедая за сутки столько насекомых, сколько весит сама.

Слайд 26

Сорока.

У сороки есть прозвище- белобока. По бокам перышки у нее совсем белые, а голова, крылья и хвост черные, как у ворона. Очень красив у сороки хвост- длинный, прямой, будто стрела.

Сороку невозможно спутать ни с одной другой птицей. В природе ее можно определить по голосу и издаваемым звукам «ча-ча-ча».

Гнезда устраивают высоко от земли, в кроне дерева, из сухих прутьев и сучков.

Корм сорок разнообразен. Она пожирает мелких животных, насекомых, а также с удовольствием употребляет ягоды, фрукты, злаки.

Слайд 27, 28

Ради большей безопасности сороки ночуют стаями. Тибетские сороки строят даже общие гнёзда.

Излишки пищи они прячут в ямах, которые выкапывают в земле.

Сороки также славятся неравнодушным отношением к блестящим предметам.

Сороки садятся на спины крупным животным и собирают на них клещей.

Слайд 29

Свое гнездо он в поле вьет,

Где тянутся растения.

Его и песня и полет

Вошли в стихотворения! (жаворонок)

Слайд 30

Жаворонок

Следующими прилетают жаворонки .

Время прилёта жаворонков – начало апреля. Жаворонка трудно увидеть, но зато можно услышать над полями его серебристую песню и заметить маленькую парящую точку в небе. Это птица светло-песочного цвета с тёмными пестринками. В нашей средней полосе издавна люди определяют приход весны по первой песне жаворонка.

А какие птицы прилетают, когда водоёмы вскрываются ото льда?

Слайд 31

-Утки, гуси, чайки.

Эти птицы находят себе пищу в воде или около неё. Утки поедают ряску, мелких водных животных – лягушек, червей. Гуси питаются только растительной пищей. Основная пища чаек – водяные насекомые, мелкая рыба.

Наступает май. В этом месяце земля покрывается травой, цветут растения, оживают все насекомые: бабочки, осы, шмели, майский жук и др. В это время прилетают птицы третьей волны.

Слайд 32

Журавли.

Журавли- красивые птицы. Тело у них довольно длинное, шея тоже длинная и тонкая, а голова небольшая. Ноги длинные и очень сильные, крылья большие, а клюв довольно сильный и сжатый с боков

Живут журавли в болотах. Питаются лягушками, насекомыми, небольшими рыбками, а так же семенами, почками, клубнями и корешками.

Гнезда вьют прямо на земле.

Слайд 33

Ласточки.

Прилетают ласточки в середине мая. Ласточки- касатки гнездятся под крышами деревенских сараев, домов. Свои слепленные из грязи гнезда они прикрепляют к деревянным стропилам, выступам деревянных стен и крыш. Питаются только насекомыми. Ласточка за лето ловит от полумиллиона до миллиона мошек, комаров и тлей. Перед переменой погоды ласточка летает низко над землей.

Слайд 34

Сова.

У всех сов большие глаза, они хорошо видят даже ночью.

Эти птицы- хищники. Они питаются крупными насекомыми, птицами, рыбами, мелкими животными. Большинство сов охотится по ночам, но некоторые активны в дневное время года.

Ушастая сова способна съесть за день до 10 полёвок, а сова сивуха съедает в год около 1200 грызунов.

Слайд35

Большинство птиц весной вьют гнёзда. Скворцы поселятся в скворечниках и начнут петь скворчиные песни.

А кто приготовил скворечники?

7.Проблемная ситуа­ция.

Сделав в мастерской скворечник, школьники прибили его к самому высокому дереву, летком на солнечной стороне. Всё ли правильно сделали ребята?

Прибивать скворечник к дереву гвоздями нельзя, так как этим можно нанести вред дереву.

Синицы улетают в леса, они отыскивают свои дуплянки и устраивают гнёзда. Веселит глаз их дивное оперение. Радует слух их чудесное пение.

Жаворонки строят гнёзда в поле, прямо на земле.

Ласточка лепит своё гнездо из комочков влажное земли или ила, которые склеивает своей слюной, под крышей домов, в местах, защищенных от непогоды и хищников.

Водоплавающие птицы строят гнёзда на берегу озера из сухих стеблей и пуха прямо на земле, в ямке под кустом.

В построенных гнёздах птицы откладывают яйца и выводят птенцов.

Слайд 36

Весенние заботы птиц . Сделать выбор.

Птицы весной:

высиживают птенцов

строят хатки

строят гнёзда

уничтожают вредных насекомых

запасают еду

готовятся к отлёту

откладывают яйца

учат птенцов

ложатся в спячку

8.Физкультминутка .

Капли звонко капали, (прыжки на месте)
Все сосульки плакали. (качаем головой, прижав руки к щекам )
Солнце светит ярко, (руки вверх, потягиваемся)
Нам, сосулькам, жарко. (обмахиваемся) .
С нас течёт уже вода, (наклон вниз )
Мы растаем навсегда. (выпрямляемся)

Птицы весной:

9.Экологическое прогнозирование.

Слайд 37. 38

1. Что произойдёт, если, например, взять яйца в руки из гнезда?

Опасно брать яйца в руки, так как после этого птицы могут совсем не возвратиться в гнездо.

2. Как надо поступить, если обнаружишь в лесу птичье гнездо?

Сразу нужно отойти от него. При появлении человека около гнезда птица улетает из него и не возвращается, пока человек не отойдёт.

3. Что произойдёт, если разорить муравейник?

Муравьи одного гнезда за день уничтожают 15-20 тыс. насекомых, вредителей леса.

4.Что произойдёт, если взять с собой в лес весной собаку?

Она может поймать плохо летающих птенцов.

5. Что произойдёт, если, например, собирать букеты в лесу или на лугу?

Будет меньше шмелей и бабочек, которым нектар цветков нужен для питания.

Запомни "Правила друзей природы "!

Гнёзда вы, не разоряйте!

Птичьих гнёзд не трогайте.

Яичек тёплых не берите.

Нас друзья вы берегите!

(В руках у детей плакат "Берегите птиц!").

- Какую пользу приносят птицы человеку?

Слайд 39

Грач:

Я, следуя за плугом,

Способен уничтожить

За день 400 червей,

Вредителей растений.

Синица:

Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.

Скворец:

Семья скворцов за 1 день уничтожает 350 гусениц, жуков.

Был на Руси праздник – встречали в этот день весну. Пекли печенье в виде жаворонков. Забирались на крыши изб и пели:

« Уж вы жаворонки, жавороночки,

прилетите вы к нам,

принесите вы нам лето тёплое,

весну красную».

А сейчас каждый год мы празднуем День Птиц. Празднуем в конце марта – перед прилётом скворцов.

Летать как птица, но знать, любить и беречь природу как человек, который, живя в городе или деревне, живёт в общем доме - на планете Земля.

-Какова роль человека в жизни птиц?

- Человек – сторонний наблюдатель или активный помощник ?

-Что может сделать человек для птиц и чего он делать не должен?

Слайд 40

Пришла весна.Из дальних стран домой вернулись птицы:
Трещат дрозды, кричат клесты, синицы.
Давно пора ложится спать, а птицы тараторят.
Не просто так кричат – себе жилища строят.

Стихотворение «Случай»

Этот случай был в апреле,
С юга птицы прилетели.
Тает снег, а воробья
Выгоняют из жилья.
- Убирайся вон, задира,-
Просвистел ему скворец.
- Ни за что, моя квартира,
Я не временный жилец!
Я тут вьюги и мороз
Терпеливо перенёс.
А сейчас, под этой кровлей
Для семьи гнездо готовлю
И не тронусь, хоть убей!-
Прочирикал воробей.
- Не упрямься! Мне в наследство
Этот дом достался с детства.
Вылетай.
Мой клюв остёр
А не то…
Но тут во двор
Со скворечней Миша вышел,
Быстро с нею влез на крышу,
Тут же крепко привязал
И приветливо сказал:
- Я, друзья, сердечно рад,
Охраняйте вместе сад.
Только Миша слез долой,
Воробейка удалой
В новый дом переселился
И с соседом помирился.

10. Коллективная работа. Изготовление аппликации «Прилет птиц».

11. Рефлексия.

- Почему надо охранять насекомых и птиц?

    Какие "Правила друзей природы" вы можете предложить?

Если в лес пришёл гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать,

Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки не стрелять:

Ты пришёл не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну, кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу- всего лишь гость,

Здесь хозяин- дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам- не враги!

Помоги лесным зверюшкам,

Приготовь для них кормушки.

И тогда любой зверёк-

Будь то ласка иль хорёк,

Ёж лесной, речная рыба-

Скажет: « Ты- мой друг! Спасибо!»

12. Домашнее за­дание: инструктаж.

Написать мини-сочинение "Если б я был (а) бы птицей…"

Придумать и нарисовать экологический знак.

Литература:

    «Красная книга Новосибирской области. 2008г.» Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды НСО.

    А.В.Кузнецов «Край родной Новосибирский».Западно - Сибирское книжное издательство, 1985г

    «Всё обо всём. Почемучка» . «Астрель»,2004г

    Н.А.Козлов.«Птицы Новосибирска».Издательство «Наука». 1988г

Елена Королёва
Конспект НОД «Насекомые весной» во 2-й младшей группе

Программное содержание:

Уточнить знания детей о весне, названия насекомых, основных цветов; формировать умение сочетать движения и речь.

Развивать внимание, логическое мышление; артикуляцию и интонационную выразительность речи.

Воспитывать аккуратность, бережное отношение ко всему живому.

Словарь:

шмель, вспорхнул, насекомые, цветочная пыльца, жужжат.

Предварительная работа:

рассматривание иллюстраций о насекомых. Беседы с детьми о признаках времен года, рассматривание иллюстраций, наблюдение во время прогулок.

Оборудование:

картинки с признаками времен года; пенек, в котором размещены муляжи насекомых; рисунок солнышка; цветочки из картона разных цветов; картинки насекомых; картинки улья и норки шмеля, султанчики; шаблоны листочков, кружочки разного диаметра, клей, кисти, салфетки.

Ход занятия:

Ребята, какое сейчас время года? Правильно, весна. А что происходит весной в природе?

(Растаял снег, прилетели птицы, выросла травка, солнце жарче греет, появляются первые цветы, на деревьях набухают почки).

Давайте, поиграем в игру «Покажи и расскажи».

Перед вами много разных картинок о временах года, вы должны выбрать только те картинки, на которых изображены признаки весны, и рассказать о них.

Верно, весной природа просыпается, появляются первые цветы, трава, выползают первые насекомые.

Ребята, вот и нам волшебница весна подарила подарок, давайте посмотрим, что это?

Правильно, но смотрите в нем кто – то спрятался. Кто это?

(Пчела, шмель, муравей, бабочка, кузнечик, божья коровка,).

Как можно назвать их всех вместе?

(Насекомые).

Насекомые, чтобы уберечься от зимнего холода спрятались в пенечек и спали под корой всю зиму до теплой весны. Давайте, мы возьмем насекомых и положим ближе к весеннему солнышку.

(Дети достают из пенечка по одному насекомому, называют его и кладут к солнышку).

Чем похожи все насекомые?

(Они маленькие, у них шесть ног).

Чем питаются насекомые?

(Травкой, цветочной пыльцой).

Смотрите, сколько распустилось весенних разноцветных цветов. Назовите, какого цвета вы здесь видите цветы?

(Красные, желтые, синие и т. д.)

Молодцы, а давайте поможем насекомым перебраться на цветы. В этом задании нам помогут загадки. Послушайте первую загадку:

Шевелились у цветка,

Все четыре лепестка,

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

– Посадим ее на синий цветочек (ребенок показывает нужный цветочек и кладет на него насекомое).

Не птица, а с крыльями.

Над цветами летает,

Медок собирает. (Пчела)

– Ее цветочек красный. А где живут пчелы? (В улье).

Толстенький, мохнатенький,

Летит за сладеньким. (Шмель)

– Его цветочек желтый. А где живут шмели? (В норках под землей).

Мы сейчас поиграем в игру «Пчелы и шмели».

Девочки будут пчелками, будут жить в улье, вот здесь (картинка улья). Когда мы их позовем, они будут летать вокруг цветов, собирать в цветочках мед и жужжать: ж – ж – ж. А мальчики будут шмелями, будут жить в норках, вот здесь (картинка норки). Когда мы их позовем, будут летать тоже, собирать мед и говорить: з – з – з. Если пойдет дождик., надо быстро спрятаться к себе в домик.

Молодцы, все были внимательными пчелками и шмелями.

Слышите, кажется кто – то плачет? Ой, это же гусеница. А где живет гусеница?

(В травке, на листочках).

Давайте сделаем подружек для гусеницы, и ей не будет так скучно! Возьмите каждый, зеленый листочек, на который мы ее посадим, и садитесь за столы. Посмотрите, надо намазать кружочки от большого до маленького и приклеить их на листочек. Если все поняли, приступайте к работе.

Посмотрите, гусеница повеселела, ей очень понравились новые подружки. Молодцы ребята!

В конце марта, когда ещё лежит снег, появляются первые весенние насекомые. У воды можно увидеть множество веснянок — крупных насекомых с нежным невзрачным тельцем, прозрачными, пронизанными жилками крылышками, длинными тонкими усиками на голове. Крылья веснянки сложены, как островерхая крыша, над её телом. Личинки этого насекомого живут в воде, а взрослые веснянки — на берегу. Летают они плохо и предпочитают бегать — благо стройные ноги позволяют.
Почти у всех бабочек обычно зимуют яйца, гусеницы или куколки, а у крапивницы и лимонницы — взрослые особи.

Поэтому, как только растает снег, мы их первыми и замечаем. Первой просыпается крапивница — яркая, пёстрая бабочка. Крылья сверху кирпично-красные, вдоль крыла спереди крупные чёрные и жёлтые пятна, а по бокам крыла — оторочка из голубых треугольничков с чёрной каймой. Крапивницей она названа за то, что только её гусеницы могут есть жгучую крапиву. Замечено, что крапивница может предсказывать погоду: если в яркий солнечный день бабочка прячется в укрытие, то, значит, часа через два будет дождь и гроза.
Позднее, дней через десять после крапивницы, просыпается лимонница. У этой бабочки самец и самка разного цвета, хотя и похожи. Самка бледно-жёлто-зелёного цвета, а самец ярко-жёлтого. Лимонницу со сложенными крыльями заметить трудно: она похожа на жёлтый листок. А ещё у этой бабочки есть интересная особенность: если внезапно потревожить её, то она падает на землю, сложив крылья, и прижимает ножки. Попробуй, заметь такую!
Ранней весной в садах и парках появляются крупные шмели. У шмеля чёрное тельце с рыжим пушистым воротничком, мохнатое брюшко и ярко-жёлтая пыльца на задних ножках (на лапках у шмеля есть специальное приспособление — корзиночки для сбора пыльцы). Серьёзный, неторопливый, он деловито облетает цветок за цветком в поисках нектара и пыльцы. Обращает на себя внимание басовитое гудение шмеля, которое слышно даже тогда, когда он не двигает крыльями. Откуда же такой звук?

Оказывается, гудение — это очень быстрое сокращение грудных мышц шмеля. Двигая своими мышцами, насекомое согревается. Температура его тела +40°, даже если на улице всего лишь +10°. Чтобы согреть гнездо, особенно сильно шмели гудят в три-четыре часа утра — самое холодное время. Способность повышать температуру тела такой физзарядкой позволила шмелям расселиться так далеко на север, где других опылителей растений, кроме них, нет. Шмели живут на Чукотке, в Гренландии, на Аляске, островах Новой Земли.
Шмель — лучший из всех насекомых опылитель растений. За день он облетает тысячи цветков. А надо знать, что только опылённые растения дадут плоды. Некоторые растения из-за строения своего цветка могут быть опылены только шмелями. Ценность этих насекомых для людей велика. Чтобы сохранить как можно больше шмелей, даже создали специальный заповедник «Шмелиные холмы»! Ведь каждое разорённое гнездо — это потеря миллионов семян клевера и других полевых и луговых трав.
Гнёзда шмели устраивают на земле. Весной перезимовавшая самка садится на землю, заползает под листву или в норку и делает там ячейки из смеси воска и пыльцы для будущего потомства.

В разгар весны, когда в мире насекомых появляется немало прожорливых любителей зелени, приходят на помощь растениям божьи коровки. Коровка — это жук, имеющий сильно выпуклые, яркие, блестящие крылья с чёрными точками. Чем же этот жук похож на корову? За что получил такое имя? Дело в том, что в случае опасности жук выделяет капельку ядовитой бело-желтоватой жидкости — «молочко». За это он и получил своё название. Коровки — одни из немногих насекомых, способные полностью уничтожить насекомых-вредителей. Они уже не раз приносили огромную пользу людям, сохраняя плантации чайных кустов, мандаринов, лимонов и других сельскохозяйственных культур. В наших краях коровка уничтожает тлей — мелких, но очень вредных для растений насекомых.
По вечерам в мае вокруг лиственных деревьев можно увидеть крупного черно-коричневого жука с приметной щетинкой усов. Забавно смотреть, как, раскрыв свои большие жёсткие крылья, с гуденьем поднимается он в воздух. Это майский жук, или, как его ещё называют, хрущ майский. Летает жук всего двадцать-сорок дней, а потом откладывает яички, из которых выходят личинки. Личинки живут и развиваются под землёй три-четыре года! Только на четвёртое лето они окукливаются, а уже из куколки выходит жук