«Перелетные птицы. Осень»
Татьяна Нужная
Конспект НОД в старшей логопедической группе «Возвращение перелетных птиц»
Тема :"Возвращение перелетных птиц ".
Цели :
образовательные :
Расширение представлений детей о перелетных птицах , их внешнем виде и образе жизни, активизация,обогащение, обобщение словаря по теме;
коррекционно-развивающие :
Развитие умения составлять простые предложения;
Формирование грамматического строя речи (образование прилагательных путем слияния основ, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, изменение существительных по падежам,числам, согласование существительных с числительными);
Закрепление навыка определения количества слогов в слове ,
Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, общей, артикуляционной и мелкой моторики;
Координация речи и движения;
воспитательные : воспитание интереса к окружающей среде и бережного к ней отношения, развитие доброжелательности.
Оборудование :сюжетная картина с изображением весны и возвращения птиц , предметные картинки по теме занятия, мяч, рисунки с пунктирным изображением перелетных птиц , карандаши.
Ход занятия:
1. Орг. момент :
Логопед :Здравствуйте ребята. Тему нашей сегодняшней встречи подскажут наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика : пальчики двигаются («ходят» ) по столу вперед-назад , меняя направление на каждую стихотворную строчку :
"Солнышко весеннее
Ты пораньше взойди,
Нас пораньше разбуди!
Нам на улицу бежать,
Птиц из тёплых стран встречать!"
2. Логопед :- Ребята,надеюсь вы догадались, о ком мы сегодня будем говорить на занятии? Скажите,каких птиц мы ждем из теплых стран?
Дети :перечисляют : грачЕЙ, скворцОВ, лебедЕЙ, журавлЕЙ,аистОВ,соловьЁВ.
Логопед :Как мы называем птиц , которые возвращаются к нам из тёплых стран?
Дети :Перелетные .
Логопед :Посмотрите на картинку и скажите, кто в этой птичьей стайке оказался лишним и почему (грач, ласточка,гусь,соловей, синичка)
Дети :Синичка, потому что она зимующая птичка, а остальные-перелётные .
3. Логопед :Посмотрите сколько птичьих стаек на картинке. Давайте посчитаем, сколько каких птичек в каждой из стаек.
Дети :1 грач, 3 ласточкИ,5 гусЕЙ,; 2 соловьЯ, 5 лебедЕЙ.
4. Логопед : А сейчас мы попробуем описать изображенных на картинке птиц :
У грача чёрные крылья, значит он какой?-…чернокрылый,
У ласточки длинный хвост, значит она-…длиннохвостая,
У гуся длинная шея, значит он-…длинношеий,
5. Логопед : Птицы радуются весне , и весело разговаривают каждый а своем языке. Подскажите,кто как голос подаёт?
Ласточка радостно…щебечет,
Журавль…курлычет,
Кукушка…кукует,
Соловей…щелкает,
Жаворонок…звенит,
Гусь-гогочет.
6. Логопед :Давайте сейчас попробуем быстро вспомнить, что мы знаем о птицах . Я начну рассказывать, а вы заканчивайте мои предложения подходящими по смыслу словами :
-Птицы возвращаются из… .(тёплых стран) .
-Птицы построили на деревьях много (гнезд) .
Для скворцов ребята делают (скворечники) .
В гнезда птицы будут откладывать (яйца) .
Из яиц вылупятся (птенцы) .
Грачи ищут в земле (червяков) .
-Птицы летают с помощью . (крыльев) .
-Птиц , которые возвращаются с юга мы называем (перелётными ) .
7. Физ. минутка :
Птички летели (взмахи руками,
Люди глядели (движения головой в разные стороны) .
Птички садились (присели,
Люди дивились (встали,жест удивления) .
Сели, посидели (приседания,
Полетели и запели (взмахи руками) .
8. Логопед :Подскажите, кого выводят названные мной птицы ?
Журавли выводят кого?-…журавлят,
Грачи-…грачат,
Скворцы-…скворчат,
Гуси. гусят,
Кукушки-…кукушат,
Лебеди-…лебедят.
9. Логопед : Молодцы! А сейчас снова будут работать наши ладошки. Я буду медленно и четко называть слова-названия птиц , а вы хлопками покажете, сколько в нем слогов . (гусь, ле-бедь, грач, ку-куш-ка, цап-ля,лас-точ-ка, скво-рец….)
10. Логопед :А сейчас игра с мячиком : тот к кому полетит мяч, должен должен его поймать и исправить моё предложение.
Червяк склевал ласточку.
Песня спела соловья.
Гусь меньше воробья.
В скворечнике живет кукушка.
Мохнатая гусеница съела скворца.
11. Логопед :А сейчас каждый из вас получит картинку. Соединив точки, вы догадаетесь, какая птичка у вас на картинке.
Дети узнают по контуру получившихся птиц .
12. Логопед :Мы здорово провели время. Давайте встанем в кружок и в заключении из ладошки в ладошку аккуратно передадим друг другу маленькую птичку и вместе с ней улыбку и хорошее настроение.
Конспект занятия (подготовительная логопедическая группа).
Тема: «Звуки Р-Р, Буква «Р». Перелётные птицы».
Задачи:
- Развитие слухового внимания, фонематического анализа и синтеза.
- Активизация словарного запаса по темам: «Весна, перелётные птицы.»
- Образование сравнительной степени прилагательных, сложных слов, антонимов.
- Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.
Материал к занятию:
- Жар- птица, звуковые домики, Цветы; карточки с буквами; яблоки (с обратной стороны-скороговорки для чтения).
Ход занятия:
1. — Дети, у нас сегодня на занятии гость из сказки. Угадайте, как его зовут. Логопед загадывает детям загадку:
Сладких яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнём,
И светло в ночи, как днём.
(Жар- птица).
Жар-птица приготовила для вас интересные игры. Хотите поиграть с Жар-птицей? Тогда повторяйте за мной волшебные слова:
Ра — Ра – Ра – начинается игра.
Ро-ро-ро — я держу в руке перо.
Логопед открепляет одно пёрышко от Жар-птицы, прикрепленной на доске. С обратной стороны написано задание: зачеркните две одинаковые буквы.
Дети садятся за столы, на столах лежат карточки. На них написаны буквы: Р. В П. Е Т С Р. Н Т А П. Зачеркнув одинаковые буквы, дети читают слово: « Весна».
2. Логопед открепляет второе пёрышко. На нём написано: Исправь ошибки.
Развитие слухового внимания. Дидактическая игра «Исправь ошибки».
Логопед читает текст:
Вот и наступила весна. Весело журчат ручьи, с крыш капают сосульки — начался листопад (капель). День становится всё короче(длиннее), а ночи длиннее(короче). Возвращаются зимующие (перелётные) птицы. Люди уже позаботились о грачах (скворцах)- сколотили скворечники. Просыпаются от зимнего сна насекомые: мухи, бабушки (бабочки), пчёлы. Вот-вот зацветут первые весенние цветы — колокольчики (подснежники).
Скажите, что происходит весной с солнцем? Солнце светит ярче, пригревает, согревает землю.
Что происходит со снегом — чернеет, тает, появляются ручьи.
Что делают ручьи? Журчат.
Что происходит в природе? Возвращаются птицы.
3. Логопед открепляет третье пёрышко. На нём написано: Сравните начало весны с концом.
Образование сравнительной степени прилагательных.
Дети, как вы думаете, зимой лес красивый? А весной, когда появятся первые листочки, он будет каким? – ещё красивее; кудрявый лес-ещё кудрявее; дремучий лес – ещё дремучее; пение птиц радостное — будет – радостнее; Солнце яркое — будет ярче, пение птиц громкое — будет громче, снег рыхлый — будет рыхлее. Воздух прозрачный — будет прозрачнее. Птицы летят быстро — будут быстрее.
4. На четвёртом перышке написано: Читаем скороговорки — знакомимся со звуками.
Жар-птица очень любит яблоки, она решила угостить и вас. Яблоки необычные, волшебные. Прочитайте, что написано на них. С обратной стороны написаны скороговорки, дети читают их:
а) На соседа, на грача,
Накричал грач сгоряча.
б) Грач кричал, грач горячился.
в) А сосед не огорчился.
г) Скроил скворец сороконожке сороконожкины сапожки.
д) Сошьёт скворец исправно в срок.
е) Все сорок скроенных сапог.
ж) Пара птиц порхала, порхала, да и выпорхнула.
Проворонила ворона воронёнка.
Три сороки тараторки тараторили на горке.
Какой звук произносится чаще других? Звук «Р» Характеристика звука. (Согласный, звонкий, твёрдый). У звука «Р» есть братик, звук «рь». (Согласный, звонкий, мягкий).
5. На пятом пёрышке написано: Найди звук.
Дидактическая игра «Звуковые домики».
Дети определяют наличие звуков «Р-Рь» в слове (начало, середина, конец слова). Логопед называет слова, дети определяют позицию звуков «Р-Рь» в слове и кладут звоночек в соответствующее окошечко.
Слова: Верба, Стриж, проталина, скворец, грач, жаворонок, скворечник, ручеёк.
6. На шестом пёрышке написано: Поиграй с птичками.
Какие птицы прилетают весной? Назовите.
В названии каких птиц вы услышали звуки «Р — Рь»?
а) Дидактическая игра: «Назови птенца».
- Грач — грачонок-грачата;
- стриж — стрижёнок — стрижата;
- журавль — журавлёнок — журавлята;
- скворец-скворчонок-скворчата.
б) Дидактическая игра «Сложные слова».
- Белая грудь — белогрудая;
- длинные крылья — длиннокрылая;
- короткий хвост — короткохвостая;
- чёрные глаза — чёрноглазая;
- серые глаза — сероглазая;
- громкий голос — громкоголосая;
- пестрые крылья — пёстрокрылая.
7. На седьмом пёрышке написано — превращение.
Дети оказываются на полянке и превращаются в весну. Произносят волшебные слова: Вокруг себя повернись, в Весну превратись. Дети представляют себя доброй и ласковой весной. Они дарят природе подарки: деревьям – листву, лугам – траву и цветы.
Снова нет ручьям покоя — (водят хоровод, идут по кругу).
День и ночь журчат в кустах (останавливаются, изображают волны руками).
Ходит солнце золотое (поднимают руки вверх, делают руками полукруг).
В чистых- чистых небесах. (Дети приседают — встают).
Льёт лучи на лес и луг (делают взмахи руками).
И на все цветы вокруг. (Показывают цветок над головой).
8. На восьмом пёрышке написано: «Найди пару».
На полянке разложены цветы. На них написаны слова. Дети читают слова и находят пару.
Дидактическая игра «Скажи наоборот».
Враг — друг, зло — добро, вражда — дружба, печаль — радость, трусость — храбрость, лень — трудолюбие.
9. На девятом пёрышке написано: «Заколдованные птицы».
Из перепутанных букв дети составляют названия птиц.
10. На десятом пёрышке написано: Угадайте, что всего дороже?
Дети называют картинки, выделяют первый звук и составляют слова. Затем они записывают все слова на карточке. Записав все слова, дети читают пословицу: «Дружба и братство дороже богатства.»
11. Итог занятия.
Выходите, дети на лужок,
Встаньте все в кружок.
Солнце, солнце посвети,
Нас ярким лучиком освети.
Дети закрывают глаза и пытаются ощутить тепло, затем берутся за руки и передают тепло своих рук друг другу.
Шабалина Светлана Витальевна,
учитель-логопед,
МБДОУ № 139,
г. Иркутск
На данном занятии можно закреплять представления детей о перелетных птицах.
Закрепить название птиц, их внешние признаки, строение, питание, повадки, условия проживания.
Систематизировать знания детей о видах птиц, упражнять в классификации перелетных и зимующих птиц и выделении лишнего объекта.
Активизация словаря по теме.
Формирование грамматического строя речи.
Упражнять в образовании сложных прилагательных.
Развитие конструктивного праксиса в составлении разрезных картинок.
Развитие внимания, памяти, мышления.
Воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям природы, бережное отношение к ним.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №147 «Улыбка» комбинированного вида»
в старшей группе детей с ОНР 5 - 6 лет
Тема: «Перелетные птицы. Весна.»
Место проведения: Группа «Сказка»
Дата: май 2012 года
Учитель – логопед: Афанасьева
Ольга Владимировна
Г. Чебоксары
2012 год
Конспект логопедического занятия
в старшей группе №3 «Сказка» детей с ОНР
МБДОУ «Детский сад» №147 «Улыбка» комбинированного вида»
города Чебоксары Чувашской Республики
Учителя-логопеда Афанасьевой Ольги Владимировны
Тема занятия: Перелетные птицы. Весна.
С использованием ИКТ Обучающей презентации.
Задачи:
Закреплять представления детей о перелетных птицах.
Закрепить название птиц, их внешние признаки, строение, питание, повадки, условия проживания.
Систематизировать знания детей о видах птиц, упражнять в классификации перелетных и зимующих птиц и выделении лишнего объекта.
Активизация словаря по теме.
Формирование грамматического строя речи.
Упражнять в образовании сложных прилагательных.
Развитие конструктивного праксиса в составлении разрезных картинок.
Развитие внимания, памяти, мышления.
Воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям природы, бережное отношение к ним.
Оборудование: Обучающая презентация «Перелетные птицы», Презентация игры «Четвертый лишний», ноутбук, экран, проектор, картинки с изображением птиц, разрезные картинки.
Литература: Кузнецова Е.В., Тихонова Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет Москва 2007г.; Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. С-Петербург 2001г.; Вохринцева С.В. Окружающий мир. Птицы. Дидактический материал.
Интернет ресурсы: Картинки: yandex.ru; Звуки природы: viкi.rdf.ru
http://zvuki-tut.narod.ru/zaryanka_malinovka/
http://allsoundsaround.com/
Предшествующая работа: Знакомство детей с перелетными птицами на занятиях воспитателей, чтение художественной литературы по теме, загадывание загадок о птицах.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
1-4 слайды Наступила долгожданная, теплая, солнечная весна. Из теплых стран возвращаются перелетные птицы. Они тоже рады весне.
5-7 слайды Они летят стаями и кричат. Птицы торопятся, ведь за весну им надо успеть построить и отремонтировать свои дома, отложить яйца, высидеть их и вывести свое потомство – птенцов. А когда птенцы вылупятся из яиц, родители – птицы их будут выкармливать, учить летать. А осень снова соберутся в стаи и улетят зимовать в теплые страны.
Сегодня мы с вами продолжим разговор о перелетных птицах.
2. Беседа о птицах с демонстрацией презентации.
8-11 слайды Грач. Самые первые к нам прилетают черные грачи. Они первые вестники весны. Грачи крупные птицы, покрыты черными перьями. У них крупный, немного изогнутый клюв. Грачи строят гнезда на деревьях. Питаются насекомыми, семенами. Послушайте, как они кричат.
12-17 слайды Журавль. Журавль крупная птица. У журавля длинная шея, длинный клюв, широкие крылья, длинные ноги. Журавли бывают серые и белые. Послушайте, как кричит журавль, вытягивая свою длинную шею. Вот семья журавлей: папа, мама и их птенец. Посмотрите на гнездо журавля. Чье это гнездо? – Гнездо журавля.
18-21 слайды Аист. Он похож на журавля. Аист тоже крупная птица. Перья белого цвета, по краю крылья черные. Клюв – длинный, острый, красный. Крылья широкие, длинные, большого размаха. Хвост кроткий, широкий, Лапы длинные, тонкие, мощные. Питается аист лягушками, рыбой, насекомыми и растительной пищей. Посмотрите на гнездо аиста с птенцами. Послушайте, какие они издают звуки. Чье это гнездо? – Гнездо аиста.
22-25 слайды Цапля. Цапля крупная птица. Живет она у водоемов. У цапли крупное тело, длинные, мощный клюв, длинные ноги. Посмотрите, как она важно вышагивает по воде и послушайте как она кричит. Бывают цапли с белым и серым опереньем. Питается цапля лягушками, рыбой, насекомыми и растениями. Цапля может подолгу стоять, и даже спать на одной ноге. Давайте попробуем постоять как цапля.
Упражнение статистическое «Цапля».
Дети стоят на одной ноге, согнув вторую в колене, руки на поясе. Затем меняют ногу.
26-31 слайды Лебедь. Это гордая, грациозная птица средних размеров. У лебедя длинная изогнутая шея. Клюв плоский и сильный. Лебеди бывают белого и черного цвета. Лапки у лебедя короткие, с перепонками. Лебедь водоплавающая птица, живет на озерах, прудах и реках. Питается рыбой, водорослями и мелкими рачками.
32-37 слайды Скворец. Птица небольшого размера. Перья черного цвета с фиолетовым отливом и белыми крапинками. Клюв скворца мощный. На голове черный хохолок. Скворец живет в скворечнике. Питается скворец жуками, гусеницами, бабочками и другими насекомыми.
38-40 слайды Соловей. Соловей маленькая, серенькая, неприметная птичка. Но поет соловей прекрасно, заслушаешься. Послушайте песню соловья. Соловей живет в гнезде. Питается насекомыми.
41-44 слайды Кукушка. Кукушка небольшая серенькая, пестренькая птичка. Живет кукушка поодиночке. Свои яйца подкидывает в чужие гнезда. И кукушат выкармливают другие птицы. Послушайте, как кукует кукушка.
45-50 слайды Щегол. Щегол пестренькая, маленькая птичка. На головке красные, белые и черные пятнышки. Грудка светлая, спинка коричневая. На крыльях черные и желтые перышки. Питается щегол насекомыми. Послушаете, как поет щегол. Щегол живет в гнезде.
51-55 слайды Ласточка. Ласточка маленькая птичка. Прилетают ласточки самые последние, когда становится тепло и появляется насекомые. Спинка, крылья, головка покрыта темными перьями, на животе белые перышки. Хвост у ласточки длинный, раздвоенный. Голос негромкий, послушайте, как ласточки кричат. Ласточки бывают городские, деревенские и береговые. Живет ласточка в гнезде. Большую часть времени ласточки летают в воздухе, в погоне за добычей. Ловит комаров, мошек, мух, мелких насекомых.
56-59 слайды Стриж. Маленькая птичка похожа на ласточку. Оперенье у стрижа серенькое. Хвост короче, чем у ласточки, тоже раздвоенный. Питаются стрижи насекомыми. Послушайте, как поют стрижи.
60-63слайды Жаворонок. Маленькая серенькая птичка. Летает жаворонок высоко. Трели жаворонка можно услышать рано утром. Послушайте, как поет жаворонок.
3. Физкультминутка.
Подвижная игра «Ласточки летели» Координация речи с движением.
4. Игра «Какой? Какая?» Образование сложных прилагательных.
Ребята мыс вами познакомились с перелетными птицами. Они очень красивые и разные. Скажите, как можно назвать аиста, если у него длинный клюв.
Аист какой? – Длинноклювый.
У Аиста красный клюв – красноклювый.
У Грача черные глаза – черноглазый.
У Лебедя длинная шея – длинношеий.
У журавля широкие крылья – ширококрылый.
У Цапли длинные ноги – длинноногая.
У Лебедя короткие лапы – коротколапый.
5. Игра «Перелетная или зимующая»
На столе разложены картинки с изображением разных птиц. Детям предлагается выбрать только перелетных птиц. Затем детям предлагается превратиться в выбранных птиц и полетать. Подвижная пауза.
6. Физкультминутка.
Птички прыгают, летают. Дети прыгают,
Крошки птички собирают. «клюют»,
Перышки почистили, изображают,
Клювики почистили.
Птички летают, поют, машут руками,
Зернышки клюют. Приседают и клюют.
7. Игра «Четвертый лишний?» Презентация.
На слайдах демонстрируются изображение разных птиц, а дети выбирают лишний объект и словесно обосновывают свой выбор.
Голубь , ласточка, скворец, кукушка. Кто лишний? – голубь, так как он зимующая птица.
Ворона, воробей, голубь, скворец .
Соловей, жаворонок, воробей , ласточка.
Сорока, грач , снегирь, синица.
Лебедь, цапля, голубь , аист.
8. Игра «Собери разрезную картинку»
Каждому ребенку даются конверты с разрезными картинками с изображением птиц. По ходу выполнения задания с детьми закрепляется названия птиц.
9. Итог занятия.
О ком мы сегодня с вами говорили? Какие птицы прилетают к нам весной из теплых стран? Птицы приносят большую пользу в природе. Они поедают вредных насекомых. Поэтому птиц нужно беречь. Зимой мы птиц подкармливали. А летом птицы сами могут находить себе корм. Птиц нельзя пугать, обижать, и нельзя разорять гнезда.
Цель: Закрепить знания о перелетных птицах.
Задачи:
образовательные
- уточнение и расширение словаря по теме «Перелётные птицы»;
- закрепление в речи названий перелетных птиц;
- Подбор прилагательных к существительным, согласование в роде;
- Подбор глаголов к существительным, согласование в роде и числе;
- закрепление навыков звукослогового анализа;
- закрепление обобщающего понятия "Перелётные птицы";
развивающие:
- развитие навыков синтеза слов из слогов;
- развитие связной речи детей: умение составлять рассказ по опорным схемам;
- развитие общей и мелкой моторики, координирование речи и движений;
- развитие наглядно - образного восприятия;
воспитательные:
- воспитание умения взаимодействовать друг с другом;
- воспитание бережного отношения к природе родного края, птицам.
Содержание занятия:
I .Организационный момент.
Здравствуй, сегодня у нас урок логопедии. Посмотрите на наших гостей, поздоровайтесь с ними, поздоровайтесь друг с другом:
Здравствуй, здравствуй,
Не зевай и ладошки мне давай (берут друг друга за руки)
Вместе с солнцем мы встаем (поднимают руки вверх)
Вместе с птицами поём (взмахи руками - крыльями)
С добрым утром! (ритмичные хлопки)
С ясным днём! (шаги на месте)
Вот как славно мы живем! (показать большие пальцы обеих рук).
II .Введение в тему. Ребята, какой у нас год?2017. А каким годом он объявлен Указом президента России?
2017 год объявлен в России — годом экологии.
ЭКОЛО́ГИЯ - наука о том, что нас окружает (леса, реки, горы, животные, птицы) и как мы должны к ним относится. Мы сегодня постараемся больше узнать о представителях окружающей нас среды.
III .Основная часть.
- Сообщение темы и целей занятия.
Послушайте загадку:
Наступает до лета,
Приносит много света,
Под снегом воду
Отпускает на свободу(весна).
Логопед: Какие приметы весны вы знаете?
(картинки с приметами - на слайде)
Ученики : Солнце ярче светит, становится теплее, тает снег, появляются проталины, на реках ломается лед, на деревьях распускаются почки, появляются первые цветы, просыпаются дикие животные леса.
Логопед: Какие звуки мы слышим весной? (аудиофайлы с журчанием ручья, голосами птиц).
Логопед: Какие звуки понравились вам больше всего?
Ученики : Голоса птиц.
Логопед : Ребята, еще одна примета весны - прилет птиц из жарких стран.
Сегодня мы с вами поговорим о перелетных птицах, постараемся больше узнать о них. У вас на столах есть картинки птиц: в конце занятия вы покажете мне одну из картинок. Если вам занятие понравилось, вы узнали что - то новое - покажете радостную птичку, если вам было неинтересно, у вас что - то не получилось - покажете грустную птицу. Начнем наше занятие.
Логопед: Как мы уже отметили, весной к нам возвращаются птицы из теплых краев, чтобы вывести здесь птенцов. Ребята! Как вы думаете, почему их назвали перелётными? (ответы учеников).
- Уточнение и расширение словаря.
Давайте посмотрим на слайд и проверим, каких перелетных птиц вы знаете, а каких нет.
На слайдах изображения птиц- скворец, ласточка, жаворонок, журавль, кукушка, лебедь, гусь, утки.
- Слоговой анализ.
Логопед: Я думаю, этих птиц вы видели чаще других. Ой, ребята, беда!
Подул шаловливый весенний ветерок и разбросал слоги в названиях некоторых птиц, нужно это исправить, собрать из слогов слова (на слайде).
- Звукослоговой анализ.
А вот эти птицы вас знакомы? (иволга, чибис, цапля, аист, зяблик, малиновка, стриж, соловей). Выберите одну птицу и сделаем звуковой анализ названия этой птицы.
5. Игра «Четвертый лишний». На карточках изображения четырех птиц, одна из них лишняя. Ученики должны назвать одну птицу и объяснить, почему она лишняя.
6.Дидактическая игра - подобрать признаки к словам - названиям птиц.
Логопед: Мы с вами посмотрели много картинок птиц и теперь вы сами расскажете о птицах - какие они?
Например, зяблик (какой?) - стройный, нарядный, певчий.
Иволга (какая?) -желтая, яркая, красочная
Лебедь (какой?) - белый, крупный, благородный
Грач(какой?) - черный, важный, с блестящими крыльями
Соловей (какой?) - маленький, незаметный, голосистый .
Кукушка (какая?) - пестрая, хитрая, коварная.
7.Дидактическая игра «Сложные слова».
Логопед: Ребята, если у цапли острый клюв, то это … (остроклювая цапля).
Если у журавля длинные ноги, то это … (длинноногий журавль).
Если у ласточки быстрые крылья, то это … (быстрокрылая ласточка).
Если у соловья звонкий голос, то это … (звонкоголосый соловей)
Физкультминутка «Лебеди».
Лебеди летят, крыльями машут, Прогнулись над водой, Качают головой. Прямо, гордо умеют держаться И бесшумно на воду садятся. |
Взмахи руками; Наклон вперед, руки в стороны, Медленно поворачиваем голову вправо - влево Выпрямить туловище, прогнуть спину, руки отвести назад; Сесть на места. |
8.Логопед: Давайте продолжим нашу игру и нам нужно к каждой птице подобрать слова-действия.
Ласточка (что делает?) -летает, щебечет, ловит мошек.
Лебедь (что делает?) - плавает, машет крыльями, летает.
Цапля (что делает?) - стоит на одной ноге, ходит, ест лягушек.
Мухоловка (что делает?) - сидит на ветке, летает, ловит мух.
Кукушка - летает, откладывает свои яйца в чужие гнёзда.
9. Дидактическая игра «Кто как голос подает».
Логопед : Ребята, мы знаем, что многие птицы очень красиво поют. Но голоса разных птиц звучат по- разному. Давайте вместе разберемся в этом.
На доске - картинка с изображением птицы, у логопеда на столе - карточки со словами. После прослушивания голосов птиц, подобрать карточку и прикрепить к изображению птицы.
Пальчиковая гимнастика «Здравствуй, солнце золотое».
Запись предложений в тетрадь.
Кукушка - кукует, ласточка - щебечет, скворец - поет,
журавль - курлыкает, утка - крякает, гусь - гогочет.
10. Игра «Кто чем питается?».
Логопед: Ребята! Вы любите птиц? За что вы любите птиц?
Ответы учеников: За то, что они красивые. За пение.
11.Логопед: Знаете ли вы, какую пользу нам приносят птицы? Чем питаются птицы? (ответы учеников).
— Молодцы! А теперь мы с вами поиграем в игру «Кто чем питается?». Вам помогут картинки. Я буду называть птицу, а вы должны полным предложением сказать, чем они питаются.
Грач питается червяком, журавль питается рыбой, скворец питается жуками, ласточка питается комарами, кукушка — гусеницами, мухоловка питается мухами.
Логопед: — Молодцы! Знаете, чем питаются наши птицы! Они приносят нам огромную пользу, защищают наши леса, сады от вредителей. Как же мы с вами должны относиться к нашим пернатым друзьям? (ответы учеников).
Мы должны сделать для них скворечники, не разорять птичьи гнёзда, не бросать в них камнями.
Логопед : Международный день птиц отмечают ежегодно 1 апреля с 1906 года, когда была подписана «Международная конвенция об охране птиц».
Праздник Жаворонки Старинный славянский праздник Жаворонки празднуют 22 марта - в день весеннего равноденствия. Считалось, что в этот день возвращаются на родину жаворонки , а за ними летят и другие перелетные птицы. По прилету жаворонков определяли, когда можно пахать и начинать прочие весенние работы.
12. Развитие связной речи.
Логопед: Мы многое узнали о перелетных птицах. Попробуйте рассказать об одной из перелетных птиц. Вам помогут картинки на таблице и опорные слова на слайде.
1.Серый журавль - улетает в августе.2. Прилетает в марте или апреле. 3.Живет в болотистых лесах. 4.Питается ягодами, насекомыми и их личинками. 5.В нашей стране серый журавль охраняется в десятках заповедников и национальных парков, в том числе и в Белозерском заказнике Гафурийского района.
Итог занятия.
Я думаю, вы многое узнали сегодня о птицах, и будете бережно относится к ним не только в год экологии, но и всегда.
Рефлексия. Оцените свое настроение при помощи картинок птиц.
Задание на самоподготовку: раскраски с перелетными птицами.
Задачи:
Коррекционно — образовательные:
- учить образовывать родственные слова;
- учить проводить звукобуквенный анализ слов;
Коррекционно — развивающие:
- развивать логическое мышление;
- развивать навыки словообразования;
Коррекционно — воспитательные:
- формировать навык самооценки;
- закрепить знания об окружающей среде и воспитывать заботливое отношение к её жителям;
Ход занятия:
Организационный момент.
Первый вариант:
Логопед: Ребята, посмотрите, какой солнечный и замечательный сегодня день. Какое время года за окном? Подвести детей к правильному ответу на вопрос.
Давайте вдохнём глубоко весенний свежий воздух.
Работа над дыханием : вдох через нос, длительный выдох через рот…
Второй вариант:
Логопед: Ребята, сегодня на улице, к сожалению, дождь. Но, как известно, у природы нет плохой погоды. Какое время года за окном? Подвести детей к правильному ответу на вопрос. Очень часто от людей можно услышать, что в воздухе пахнет весной. Давайте вдохнём глубоко весенний свежий воздух.
Работа над дыханием: вдох через нос, длительный выдох через рот…
Педагог загадывает детям загадку:
Снится ночью пауку
Чудо — юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла.
Прилетит — плохи дела!
А кого паук боится?
Угадали? Это … птица.
Логопед: Сегодня мы с вами поговорим о весне и о перелётных птицах. Каких вы знаете перелётных птиц? Дети называют перелётных птиц.
Игра «Подбери признак».
Ребята, посмотрите внимательно на птиц, скажите, какие части тела есть у птиц. Подвести детей к правильному ответу на вопрос.
1. Логопед: А сейчас давайте названия частей тела птиц разделим на слоги, но прежде вспомним, что такое слоги. Как мы делим слова на слоги? Дети вспоминают и проговаривают правило.
2. Логопед: Посмотрите внимательно на птиц. Чем птицы отличаются друг от друга? Подвести детей к правильному ответу на вопрос.
Дети называют отличительные признаки птиц.
Затем педагог заостряет внимание детей на иллюстрациях, которые находятся на доске. Среди перелётных птиц находится одна зимующая.
Логопед: Ребята, вы ничего странного не замечаете? Подвести детей к правильному ответу на вопрос. Значит, эта птица какая? (Лишняя) Правильно, ведь зимующие птицы давно уже улетели.
Педагог убирает с доски картинку с изображением зимующей птицы.
Гимнастика для глаз.
3. Игра «Четвёртый лишний».
Физминутка (видео).
Логопед: Ребята, какие перелётные птицы прилетают к нам самыми первыми, едва начинает таять снег. А ещё принято считать, что эти птицы самые дружные из всех перелётных. Подвести детей к правильному ответу на вопрос. Конечно же это грачи.
4. Звукобуквенный анализ слова ГРАЧ.
5. Логопед: Я предлагаю вам составить предложение к готовой схеме . Будьте внимательны.
Дети составляют предложение к схеме. Анализ предложения.
6. Логопед: Иногда, когда мы гуляем на улице или просто наблюдаем за птицами в окно, мы непроизвольно начинаем их считать. Я тоже предлагаю вам посчитать птиц.
Игра «Посчитай — ка».
7. Логические задачки:
Чего больше — крыльев или птиц?
Чего больше — перьев или крыльев?
Чего больше клювов или хвостов?
8. Игра «Исправь предложение»:
Червяк склевал скворца.
Песня спела соловья.
Гусеница съела кукушку.
Птицы высиживают птенцов, а потом откладывают яйца.
Весной перелётные птицы улетают на юг.
Как на белом на снегу
Мёрзнут ласточки в пургу…. Так бывает или нет?
9. Логопед: Скажите, как мы помогаем птицам? Подвести детей к правильному ответу на вопрос. Я хочу, чтобы вы об этом не забывали. Давайте с вами из букв выложим предложение: ПТИЦЫ — НАШИ ДРУЗЬЯ. Пальчиковая гимнастика.
(Звучит музыка П.Чайковского. Времена года. Апрель).
Коллективная работа. Дети договариваясь друг с другом выкладывают предложение.
10. Итог занятия:
— О чём и ком мы сегодня говорили?
— Что вам понравилось больше всего на занятии?