Индивидуальное логопедическое занятие постановка звука ж. Конспект открытого индивидуального логопедического занятия "постановка звука ж" план-конспект на тему

Вам понадобится

  • зеркальце
  • карандаш
  • бумага
  • картинки или игрушки с изображениями предметов, в названии которых есть звук «ж»
  • сборник пословиц и скороговорок

Инструкция

Научитесь расслаблять язык. Для этого используйте следующее упражнение. Язык положите на нижние зубы. Представьте, что это - блинчик или лепешка. Верхними зубами легонько прикусывайте язык. Сделайте так несколько раз. Дайте полежать спокойно на нижних зубах и повторите упражнение. Выполняйте это упражнение несколько раз в день, пока не научитесь его без напряжения.

Сложите руки «чашечкой». Попробуйте повторить положение рук языком. Лучше, если язык при этом за зубами. Если не получается, попробуйте сначала сделать «чашечку» высунутым языком перед зеркалом.

Научившись делать «чашечку» за зубами, произнесите в такой позе звук «з». Получится «же», но сначала не очень . Повторяйте это упражнение несколько раз в день, пока не начнет получаться свободно.

Начинайте вводить звук «ж» и короткие слова. Сначала выбирайте слова, которые начинаются с этого звука - жук, жаровня, жаркое, жара. Можно нарисовать в центре листа буку Ж, а по бокам столбиками написать гласные. Соедините букву «ж» со всеми гласными и прочитайте получившиеся слоги. Когда у вас начнут получаться слоги, начинающиеся с «ж», усложните задачу. Произносите сначала гласный, потом слог, начинающийся с «ж» - «уже», «ажу» и так далее. Научитесь произносить звук «ж» в середине слова. Если вы учите произносить звук ребенка, подберите картинки - «кружок», «лужок», «рожок».

Поищите скороговорки, основанные на шипящих звуках. Произносите их сначала медленно, но отчетливо, затем - все быстрее и быстрее.

Обратите внимание

Заниматься нужно понемногу, но регулярно. Выделяйте время для упражнений два-три раза в день.

Полезный совет

Если представить язык плоским получается не сразу, используйте зеркальце. Язык должен быть плоским и широким.

Недостатки произношения звуков ребенком необходимо исправлять. Начинать эту работу нужно примерно с 5 лет, чтобы в школу малыш пошел с чистым и четким произношением. Лучше всего для этого обратиться к логопеду. Однако такая возможность есть не всегда. В этом случае можно попробовать решить проблему самостоятельно, в домашних условиях. Для всего цикла занятий с ребенком вам обязательно потребуются два зеркала, для вас и для ребенка, чтобы он и вы могли визуально контролировать выполнение упражнений. Что же нужно сделать, чтобы исправить произношение ребенку? Этот процесс включает в себя 5 этапов. Рассмотрим их подробнее.

Вам понадобится

  • Два зеркала

Инструкция

Подготовительный этап готовит речевой аппарат к правильной артикуляции. Начните с артикуляционной гимнастики. Этих упражнений существует довольно много, и делать их следует обязательно перед зеркалом. «Часики»: приоткрыть рот, губы растянуть в улыбку, кончиком узкого тянуться сначала к одному уголку рта, а потом - другому. «Змейка»: широко открыть рот, узкий язык выдвинуть , как можно сильнее, а потом убрать вглубь рта. «Качели»: открыть рот, языком тянуться попеременно к носу и подбородку. «Маляр»: открыть рот, широким кончиком языка, проводить от верхних резцов до неба. Артикуляционную гимнастику следует делать 3-4 раза в день по 5 минут. После того, как вы сможете выполнять быстро и безошибочно, можно переходить к следующему этапу.

Постановка звука осуществляется разными способами, в зависимости от его артикуляции. Конечная цель этого этапа – изолированное правильное произнесение звука. Для этого нужно объединить отработанные движения и положения органов артикуляции, добавив воздушную струю и голос. Один из способов сделать это – в игре. Предложите ребенку поиграть. Выберите какое-нибудь действие и попросите озвучить его. Например: пошуршать, как , пожужжать, как пчела, и т.д. Второй способ – подражание. Ребенка необходимо фиксировать на движениях и положениях органов артикуляции, используя слуховой и зрительный контроль. Используйте тактильные и вибрационные ощущения. Например, ладонью, поднесенной ко рту, можно ощутить, как при произнесении звука выходит струйка воздуха. А если приложить ладонь к горлу, можно почувствовать, как вибрируют голосовые связки при произнесении звонких звуков. Последний способ постановки звуков – с механической помощью. Он требуется в случае, когда ребенку недостаточно тактильного, вибрационного, зрительного и слухового контроля. В этом случае органам артикуляционного аппарата надо помочь принять нужное положение и выполнить требуемое движение. Для удержания языка в нужном положении можно использовать чайную ложку или палец.

Следующий этап - автоматизация звука. Ее начинают с произнесения прямых (ра, ре, ру) и обратных (ар, ер, ур) слогов. Сначала это делают в медленном режиме, растягивая и пропевая звуки. Постепенно скорость произнесения слогов нужно ускорять, приближая к нормальному темпу речи. Потом отрабатывают слова, у которых в начале, середине или конце содержится нужный звук. За одно занятие отрабатывается 10-15 слов, каждое из них проговаривается несколько раз, выделяя автоматизируемый звук.

Этап дифференциации посвящается различению похожих звуков, чтобы не путать их в речи. Начинать следует со слогов, например – ра - ла, су - шу, потом необходимо перейти к словам - миска – мишка, рожки – ложки. Далее используйте скороговорки - «Шла Саша по шоссе и сосала сушку» и «Карл у Клары украл кораллы».

Введению звука в речь способствует заучивание стихов и составление рассказов. Совместно с ребенком придумайте рассказ. Постарайтесь, чтобы в нем часто звучали корректируемые звуки. Лучше всего будет составлять рассказы по картинкам.

Видео по теме

Полезный совет

Начинать любое занятие, вплоть до самого последнего этапа, следует с артикуляционной гимнастики. А если какой-то этап затягивается больше месяца – следует обратиться к логопеду.

Чтобы правильно произносить звук «ш», языком необходимо выполнять тонкие и сложные движения. Для тренировки правильного направления воздушной струи и движений языка существуют несколько упражнений, которые условно можно разделить на группы. Это упражнения для губ, для языка и для выработки воздушной струи.

Инструкция

Улыбнитесь, обнажив верхние и нижние зубы, и удерживайте это положение в течение . Вытянув губы трубочкой, без участия голоса произносите звук «у». Открыв рот таким образом, чтобы между верхними и нижними зубами получилось расстояние в 10 миллиметров, имитируйте улыбку, поднимайте верхнюю губу и морщите нос, затем опускайте губу на место.

Сохраняя положение «улыбка», расслабленный язык на расслабленную нижнюю губу. Дуйте струей воздуха, образовывая желобок по средней линии . Следующее упражнение состоит в облизывании верхней губы сверху вниз расслабленным . Загибайте языка к носу. Если сделать это не получается, предварительно поупражняйтесь в облизывании верхних зубов справа налево, а затем - самой верхней губы.

Держа губы в положении «улыбка», разомкните верхние и нижние зубы на 10 миллиметров. Кончик языка поместите за верхние зубы. Начинайте произносить звук «с». Получившийся звук должен напоминать шипение выходящего воздуха. Дуйте сквозь сближенные губы. Струю выдыхаемого воздуха контролируйте, поднеся ко рту полоску бумаги или кусочек ваты.

Вытяните губы трубочкой вперед и в течение долгого времени дуйте на шарик, стремясь продвинуть его вперед по проходу, образованному из двух рядов спичек. Улыбнувшись и положив край языка на нижнюю губу, сдувайте ватку на противоположную сторону стола. Следите за тем, чтобы губа не натягивалась на нижние зубы, а щеки не были надуты.

Улыбнитесь, приоткройте рот и положите кончик языка на верхнюю губу. Его края должны быть прижаты, а посередине должен образоваться желобок. Положите на кончик носа ватку и начинайте ее сдувать. Она полетит вверх при условии, если воздух будет идти посередине языка.

Стоя перед зеркалом просуньте язык между губами таким образом, чтобы своими широкими краями он прилегал к углам рта, а посередине него образовывался продольный желобок. Поднеся пузырек или пробирку к середине языка, начинайте в нее дуть. Положение языка будет правильным, если при поднесении пузырька к языку будет слышен шум.

Видео по теме

Русский язык – один из самых красивых и сложных для произношения языков в мире. Обычно ребенок учится правильно произносить все буквы и слоги к 4-5 годам, но если этого не происходит – ничего страшного, значит пришла пора позаниматься с ребенком дома. Если же и это не поможет – можно обращаться к логопеду (врачу, занимающемуся проблемами правильного произношения звуков и слогов), который не только подберет правильную программу развития произношения, но и постарается разобраться в психологической подоплеке нарушения дикции.

Вам понадобится

  • - удобное и комфортное для ребенка место,
  • - яркие карточки с картинками,
  • - зеркало,
  • - магнитофон,
  • - 20 минут времени 2-3 раза в неделю.

Инструкция

Самые большие проблемы ожидают ребенка при произнесении свистящих (ц, з, с), шипящих (ч, ц, ш, щ) и сонорных (р, л) звуков. Часто, пытаясь не раздражать неправильным произнесением сложного звука, ребенок вообще пропускает его в своей речи. Обязательно используйте в ваших упражнениях зеркало – чтобы ребенок , как именно он ставит язык, губы и зубы, и похожи ли его действия на ваши.

Начинать отработку произнесения стоит с самой простой методики – подражания. Вы четко и ясно произносите проблемную букву или звук, демонстрируя, как именно нужно поставить язык относительно зубов, нёба, как должны напрягаться мышцы лица, гортани и губ. Повторите несколько раз, очень медленно и спокойно. Лучше обставить это игрой: вы изображает индейца, пришельца или жеманную принцессу – для максимального комфорта ребенка.

Также можно попытаться увлечь ребенка, попросив повторить звуки, которые издают животные: например, рычать как тигр (р), жужжать как жук (ж), пищать как комар (з), шипеть как змея (ш). Данная методика хороша тем, что тут задействован не только слух, но и зрение и память, что способствует общему развитию.

Если методика подражания не помогла и ребенок, невзирая на корректную постановку , не может произнести букву, приступаем к следующей методике – отработке отдельных элементов звуков или слогов. Главное в этой методике – подготовить органы речи к произношению определенных звуков, и в этом поможет артикуляционная гимнастика и артикуляционные

При артикуляции звука Ж

  1. губы округлены и слегка выдвинуты вперед;
  2. зубы сближены;
  3. широкий кончик языка приподнят к альвеолам или к переднему краю твердого неба и образует с ним щель; средняя часть спинки языка опускается, но края языка прижаты к боковым зубам; задняя часть спинки языка поднимается и оттягивается назад;
  4. посередине языка идет теплая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;
  5. мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость; воздушная струя идет через рот;
  6. голосовые складки напряжены, колеблются и дают голос.

Автоматизация звука Ж

1.Закрепляем произношение звука Ж в прямых слогах.

1). Проговаривать слоги 3-4 раза:
жа-жа-жажо-жо-жожу-жу-жужи-жи-жижэ-жэ-жэ
2) Проговаривать слоги с изменением ритмического рисунка:
жа-жа – жа-жа-жажо-жо – жо-жо-жожу-жу – жу-жу-жу
жи-жи – жи-жи-жижэ-жэ – жэ-жэ-жэ
3) Проговаривать слоги с изменением ударения:

жа-жа-жажо-жо-жожи-жи-жижэ-жэ-жэжу-жу-жу
жа-жа-жажо-жо-жожи-жи-жижэ-жэ-жэжу-жу-жу
4) Повторять слоги 3-4 раза:
жа-жо-жу-жижу-жа-жи-жожо-жу-жа-жи

  1. 2.

Слова со звуком Ж в начале:
Жаль, жаба, жалить, жало, жалко, жатка, жакет, жатва, жалоба, Жанна, жадина, жадный, жасмин; жидкий, жить, живу, живой, живёт, жила, живот, животное, жидкий, жильё, жилой; желтеть, желток, желе, Женя, жёлтый, жёлудь, жёлоб; жук.

  1. 3.

Слова со звуком Ж в середине:
Ежата, вожак, вожатый, пижама, бежать, лежать, пожар, пожарник, кожа, Снежана, уважать, лужа, лёжа; ожог, лужок, флажок, бережок, ужонок, утюжок, лежу, хожу, гляжу, покажу, вижу, вяжут, лижут, мажут, уже, уважение; ножи, ежи, лежи, покажи, наживка, ужиха, ёжик, лыжи, ужин, пыжик, дюжина, ужинать, ухаживать, ежевика.

  1. 4. Закрепляем произношение звука Ж в словах с прямым слогом.
    «Один - много»:

    Проговаривать оба слова:
    жук – жуки
    лужа – лужи
    жаба – жабы
    лыжа – лыжи
    ёжик – ёжики
    ужонок – ужата
    желток – желтки
    ежонок – ежата
    жакет – жакеты
    ножик – ножики
    живот – животы
    жёлудь – жёлуди
    пижама – пижамы
    медвежонок – медвежата
  1. 5. Закрепляем произношение звука Ж в словах с прямым слогом.
    «Назови ласково»:
    снег – снежок
    утюг – утюжок
    ёж – ёжик
    стог – стожок
    сапог – сапожок
    живот – животик
    жук – жучок
    флаг – флажок
    луг – лужок
    берег – бережок
    круг – кружок
    жакет – жакетик
  1. 6. Закрепляем произношение звука Ж в словах с прямым слогом.
    Послушай слово, замени первый звук в нём на звук Ж и произнеси новое слово:

    лук - … (жук), зал – …, дать – …, баба – …, мало – …, пакет – …, бетон – …, билет – …, пучок – …, вилка – …, болеть – …, Веня – ….
  1. 7. Закрепляем произношение звука Ж в словах с прямым слогом.
    Послушай слово и раздели его на слоги (отхлопай):
    этажи (э-та-жи), ужонок, ужата, жёлуди, кожа, живот, животы, жасмин, жасмины, жучок, жук, сапожок, утюжок, ёжик, ёж, снежок, жадина, ежевика, флажок, жилет,
    жаль, покажи, вяжут.
  1. 8. Закрепляем произношение звука Ж в словах с прямым слогом.
    Выучить родственные слова:
    ёж – ёжик, ежонок, ежата, ежиха, ежиный;
    уж – ужик, ужонок, ужата, ужиха, ужиный.
  1. 9.
    «Веселый счет: 1 – 2 – 5 »:
    1 жук – 2 жука – 5 жуков
    1 ёжик – 2 ёжика – 5 ёжиков
    1 ежонок – 2 ежонка – 5 ежат
    1 ежиха – 2 ежихи – 5 ежих
    1 ёж – 2 ежа – 5 ежей
    1 жеребёнок – 2 жеребёнка – 5 жеребят
  1. 10. Закрепляем произношение звука Ж в словосочетаниях.
    «Веселый счет: 1 – 2 – 5 »:
    1 нож – 2 ножа – 5 ножей
    1 уж – 2 ужа – 5 ужей
    1 ужиха – 2 ужихи – 5 ужих
    1 ужонок – 2 ужонка – 5 ужат
    1 жёлудь – 2 жёлудя – 5 желудей
    1 медвежонок – 2 медвежонка – 5 медвежат
  1. 11. Закрепляем произношение звука Ж в словосочетаниях.
    сумка из кожи (какая?) – кожаная
    жакет из кожи (какой?) – кожаный
    пальто из кожи (какое?) – кожаное
    сапожки из кожи (какие?) – кожаные
    лопата из железа (какая?) – железная
    гвоздь из железа (какой?) – железный
    ведро из железа (какое?) – железное
    вёдра из железа (какие?) – железные
    начинка из ежевики (какая?) – ежевичная
    сок из ежевики (какой?) – ежевичный
    варенье из ежевики (какое?) – ежевичное.
  1. 12. Закрепляем произношение звука Ж в словосочетаниях.
    «Чей? Чья?»:
    У ЖУРАВЛЯ голова (чья?) – журавлиная
    клюв (чей?) – журавлиный
    перо (чьё?) – журавлиное
    крылья (чьи?) – журавлиные
    У МЕДВЕДЯ голова (чья?) – медвежья
    хвост (чей?) – медвежий
    ухо (чьё?) – медвежье
    лапы (чьи?) – медвежьи
  1. 13. Закрепляем произношение звука Ж в словосочетаниях.
    «Чей? Чья?»:
    У ВЕРБЛЮДА голова (чья?) – верблюжья
    хвост (чей?) – верблюжий
    ухо (чьё?) – верблюжье
    ноги (чьи?) – верблюжьи
    У НОСОРОГА голова (чья?) – носорожья
    хвост (чей?) – носорожий
    ухо (чьё?) – носорожье
    ноги (чьи?) – носорожьи
  1. 14. Закрепляем произношение звука Ж в словосочетаниях.
    Согласование прилагательного с существительным в роде и числе.
    «Веселый счет: 1 – 2 – 5 »:

    1 кожаный жакет – 2 кожаных жакета – 5 кожаных жакетов;
    1 жёлтая пижама – 2 жёлтых пижамы – 5 жёлтых пижам;
    1 жужжащий жук – 2 жужжащих жука – 5 жужжащих жуков;
    1 неуклюжий медвежонок – 2 неуклюжих медвежонка – 5 неуклюжих медвежат.
  1. 15.
    У ежа ежата. У моржа моржата. У ужа ужата. Жаба лежит в луже. Жаба лежит в луже. Женя точит ножи. У Жанны жёлтая пижама. Жанна живёт на пятом этаже. У Снежаны живёт живой ёжик. Жук жужжит: ж-ж-ж-ж. покажи свой ножик, Женя. Жора выбежал на лужок. В саду крыжовник и ежевика.
  1. 16.
    Под дубом лежат желтокожие жёлуди. Рядом с ежом бежали ежата. Летят журавли, а впереди вожак. Дети не обижают животных, и животные любят их. На полке лежит флажок. В клетке неуклюжий медвежонок. В комнате желтый абажур.
  1. 17. Закрепляем произношение звука Ж в предложениях.

    ухаживать за ежонком
    Я ухаживаю за ежонком,
    ты ухаживаешь за ежонком,
    он …,
    она …,
    мы …,
    вы …,
    они ….
  1. 18. Закрепляем произношение звука Ж в предложениях.
    Спряжение в настоящем времени по образцу.

    бежать за медвежонком
    Я бегу за медвежонком,
    ты бежишь за медвежонком,
    он …,
    она …,
    мы …,
    вы …,
    они ….
  1. 19. Закрепляем произношение звука Ж в предложениях.
    Закончи предложения о ежихе с ежатами.
    В нашем лесу живут … (ежиха с ежатами).
    Под кустом сидят …
    Женя бежит к …
    Жанна бежит за ….
  1. 20. Закрепляем произношение звука Ж в чистоговорках.
    Выучить:
    Жа-жа-жа – ходят два ежа.
    Жо-жо-жо – выйду на лужок.
    Жу-жу-жу – ленту повяжу.
    Жи-жи-жи – у меня ножи.
  1. 21.
    Выучить:
    * * *
    Бедный ёжик ёжится:
    Всё ему не можется.
    И синеет кожица –
    Так ему неможется.
    * * *
    Жук жужжал, жужжал, жужжал,
    Вол лежал, лежал, лежал,
    А потом спросил:
    - Скажите, для чего вы так жужжите?
  1. 22. Закрепляем произношение звука Ж в стихах.
    Выучить:
    Южный пляж
    Я лежу на южном пляже,
    Лень желать чего-то даже.
    Жутко жить на жарком ложе –
    Ведь обжечь же кожу может.
    * * *
    Жужжит над жимолостью жук,
    Тяжёлый на жуке кожух.
  1. 23. Закрепляем произношение звука Ж в стихах.
    Выучить:
    * * *
    Жук жужжит: «Жу-жу-жу!
    Я живу, не тужу,
    Я на ветке сижу
    И жужжу, жужжу, жужжу».
    * * *
    Шьёт своим ежатам ёжик
    Восемь кожаных сапожек.
    Каждому на ножки
    Ежиные сапожки.

  1. 24. Закрепляем произношение звука Ж в стихах.
    Выучить:
    * * *
    Ель на ёжика похожа,
    Ель в иголках, ёжик тоже.


Бедняга ёж

Журавлёнок, у лужи кружа,
Медвежонка толкнул на ежа.
Прожужжал уважаемый жук:
«Тяжело же бедняге ежу!»

  1. 25. Закрепляем произношение звука Ж в слогах со стечением согласных.
    жма-жмо-жму-жмы
    жда-ждо-жду-жды
    жна-жно-жну-жны
    жла-жло-жлу-жлы
    ажм-ожм-ужм-ыжм
    ажд-ожд-ужд-ыжд
    ажн-ожн-ужн-ыжн
    ажл-ожл-ужл-ыжл
    мжа-мжо-мжу-мжи
    джа-джо-джу-джи
    нжа-нжо-нжу-нжи
    лжа-лжо-лжу-лжи
    ажма-ожма-ужма-ыжма
    яжма-ёжма-южма-ижма-ежма
  1. 26. Закрепляем произношение звука Ж в словах со стечением согласных.
    Проговаривать слова, четко произнося звук Ж.
    Важно, нужно, можно, важный, бумажник, бумажный, нужный, каждый, ножницы, художник, дружный, лыжник, лыжный, лыжня, пирожные, книжный, нежный, прилежный, вежливый, ближний, вьюжный, снежный, таёжный.
    Вражда, нужда, побеждать, награждать, одежда, надежда, дождик, ждать.
  1. 27. Закрепляем произношение звука Ж в предложениях со стечением согласных.
    На пеньке ложные опята. Художник рисует лыжников. Одежда промокла под дождём. На книжной полке много книг. Лыжники бегут по лыжне. У канарейке нежный голос. Дети ели пирожные. Сегодня награждают победителей. У нас дружная семья. Зима вьюжная и снежная. Каждый день мы гуляем в ближнем лесу.
    Важные документы лежат в бумажнике. Женя вырезает ножницами бумажные кружева. Жора – вежливый и прилежный мальчик. Медведь – таёжный житель. Жанна идёт к багажному вагону. Снежане купили новую одежду. После дождя можно бегать по лужам.
  1. 28. Закрепляем произношение звука Ж в стихотворениях со стечением согласных.

    * * *
    Каждый жук жужжит о том,
    Как же жутко быть жуком, -
    Каждый может обижать.
    Как об этом не жужжать?
    * * *
    Неуклюжий медвежонок
    Ежедневно ужин ждёт,
    Ведь на ужин медвежонок
    Пьёт охотно жидкий мёд.
  1. 29. Закрепляем произношение звука Ж в стихотворениях со стечением согласных.
    Выучить стихотворения, четко произнося звук Ж.
    * * *
    Дождик, дождик,
    Лей, лей!
    Капель не жалей! Лей!
    Дождик, дождик,
    Ты нам нужен! –
    Пели жабы, лёжа в луже.
    * * *
    Жадная жаба на свете живёт,
    Жадность той жабе спать не даёт.
    Даже жутко – не одна
    Такая жадная она!

Екатерина Сулейманова
Автоматизация звука [ж]. Артикуляционные упражнения

Автоматизация звука [ж] .

Артикуляционные упражнения на звук [ж] .

1. «Трубочка. Дудочка» .

Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет до 5- 10.

2. «Окошечко» .

Вытянуть губы вперед и сделать их похожими на квадратик. Углы губ не должны соприкасаться.

3. «Блинчик» .

Улыбнувшись, приоткрыть рот, и спокойно положить язык на нижнюю губу. Удерживать его под счет до 10.

Следить, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу.

4.«Маляр» .

Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка, как будто кисточкой красим небо от верхних зубов к горлышку и обратно (вперед- назад) . Выполнять нужно медленно, под счет до 10.

5. «Почистим зубки» .

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» за верхними зубами, делая движения языком из стороны в сторону. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки. Двигая языком из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.

6. «Чашечка» .

Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы боковые края языка были подняты. Удерживать язык в форме "чашечки" под счет до 10.

7. «Вкусное варенье» .

Приоткрыть рот, широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть была неподвижна, язык должен быть широким в форме "чашечки". Широкий передний край языка полностью должен накрывать верхнюю губу.

8. «Парус» .

Улыбнуться, широко открыть рот, язык поднять вверх и кончик прижать к верхним "бугоркам" за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении под счет до 10.

9. «Загони мяч в ворота» .

вытянуть губы "трубочкой" и с силой подуть на ватный шарик на столе. Следить, чтобы щеки не надувались.

10. «Фокус» .

Сделать "чашечку", положить маленький кусочек ватки на кончик носа, сделать вдох через нос и сильно подуть через рот на ватку, чтобы она полетела вверх.

Правильная артикуляция звука [ж] .

Губы выдвинуты вперед и округлены (окошечко) . Кончик языка за верхними зубами, не касается небо. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает "чашечку".

Произносить отрывисто и энергично звук [ж] [ж] [ж]…

Произносить долго, протяжно [жжж]…

Характеристика звука [ж] : согл., звонкий, всегда твердый.

Игра «Поймай звук » .

Взрослый произносит звуки . Ребенок хлопает, если слышит звук [ж] .

Р, ж, ш, а, м, ж, р, ж, ж, с, о, з, ж, с, г, ж, р, ш, ж, с, л, р, ж…

Игра «Начни словечко» .

Ребенок произносит только первый звук [ж] . Взрослый договаривает слово.

ж. аба, ж. ало, ж. ук, ж. асмин, ж. елтый, ж. елудь, ж. ивотное, ж. ду, ж. ивот…

Игра «Поймай звук » .

звук [ж] .

Ча, жа, ша, ра, жо, со, зы, жу, са, ру, жи, су, шу, жо, шо, ра, жа, ро, сы, шэ, жу, ла, ро…

Игра «Повтори за мной» .

звука [ж] ) .

А) жа- жа- жа, жо- жо- жо, жу- жу- жу, жи- жи- жи.

Б) жа- жо, жу- жа, жо- жи, жо- жу, жа- жи, жу- жа, жо- жи, жи- жа, жу- жо, жи- жо, жа- жу, жо- жа.

В) жа- жа- жо. жа- жо- жа.

жо- жу- жо. жо- жо- жу.

жу- жа- жа. жу- жа- жу.

жо- жа- жа. жа- жа- жо.

жу- жо- жу. жа- жо- жо.

жа- жу- жу.

Г) жа- жо- жу. жу- жа- жы.

жо- жу- жа. жу- жо- жа.

жу- жа- жо.

Чистоговорки.

Ребенок повторяет только слоги. Остальное говорит только взрослый.

Мы видели ежа- жа- жа- жа.

Под кустом живут ужи- жи- жи- жи.

Бегут ежи- жи- жи- жи.

Молока дадим ежу- жу- жу- жу.

Я еду на "Пежо"- жо- жо- жо.

Игра «Поймай звук » .

Взрослый произносит слоги. Ребенок хлопает, если слышит звук [ж] .

Ас, аж, ар, уч, ож, ос, ЕС, ор, иж, аш, ач, ус, ур, уж, ир,ис, ош, яс, уж, ас, яж, ир, ал, аж, ож, ир…

Игра «Повтори за мной» .

Взрослый произносит слоги, ребенок повторяет. (следить за правильным произношением звука [ж] ) .

А) аж- аж- аж. Ыж- ыж- ыж.

Иж- иж- иж. Яж- яж- яж.

Ож- ож- ож. Иж- иж- иж.

Уж- уж- уж.

Б) аж- ож. Яж- ыж.

Аж- иж. Уж- ыж.

Аж- уж. Уж- яж.

Аж- яж. Уж- иж.

Аж- ыж. Иж- ыж.

Ож- уж. Иж- яж.

Ож- иж. Иж- уж.

Ож- яж. Иж- ож.

В) аж- аж- ож. Ыж- ыж- ож.

Ож- аж- ож. Яж- уж- уж.

Иж- уж- иж. Иж- иж- аж.

Уж- иж- иж.

Г) аж- иж- ож. Уж- аж- ож.

Ож- иж- аж. Аж- уж- ож.

Иж- аж- ож. Ож- уж- аж.

Ож- аж- иж. Аж- ож- иж.

Игра «Повтори за мной» .

(следить за правильным произношением звука [ж] ) .

Ежата, пижама, лужок, вожак, флажок, бежать, лужа, медвежонок, вижу, ужин, жаба, жакет, желе, жакет, желтый, жидкий, жадный, кожа, лыжи, ножи, урожай, кожура, нужно, можно, важно, жара, уважаемый, снежок, желток, жук.

Игра «Повтори за мной» .

Взрослый произносит слова, ребенок повторяет. (следить за правильным произношением звука [ж] ) .

Важный, каждый, бумажный, багажник, монтажный, можно, дождик, ложный, тревожный, ножницы, пирожное, художник, нужно, дружно, дружба, лыжник, булыжник, южный, книжный, между, прежде, одежда, Надежда, нежный, прежний, вежливый, прилежный, однажды. дважды, побеждать.

Игра «Назови лаского» .

снег- снежок,

Игра «Сложные слова»

Жажда, жижа, жужжать, желтокожие.

Словосочетания.

Кожаный жакет.

Жидкий мед.

Нежная кожа.

Жадный Женя.

Мягкая пижама.

Бумажная жаба.

Бежевый жакет.

Важный жук.

Надежный вожак.

Желтокожие желудь.

Дюжина ежей.

Женина пижама.

Игра «Жадина» .

Ребенок говорит, что все вещи его.

Например : мой жук, моя жаба…

пирожок, дружок, жало, желудь, животное, флажок, пижама.

Игра «Путаница» .

Составить и преобразовать предложение по образцу.

Дом, жука, у. - У жука дом.

Жук, каждый, жужжит.

ежонок, ужом, дружит, с.

Чистоговорки.

Ребенок повторяет за взрослым целую чистоговорку.

Тут ежата у ежа- жа- жа- жа.

Как то уж пришел к ежу- жу- жу- жу.

Мне ежаток покажи- жи- жи- жи.

Игра «Исправь ошибки» .

Одежда вытряхивает Женю.

Прирожное купило Жору.

Пятый этаж живет на Жене.

Предложения.

У Жени бумажная жаба.

Монтажники выполняют важную работу.

Лыжник награжден подарком.

В книжном магазине можно найти нужную книгу.

Булыжник был мокрый от дождя.

Женя жует ежевику.

У ужа ужата.

Монтажнику нужна ножовка.

У Жанны кожанный жакет.

Женя и Жанна ужинают.

Ежата ждут маму- ежиху.

Над пижмой жужжат жуки.

Пижама, жакет и пиджак- это одежда.

У Жоры живые ужи.

У Жени на ужин ежевика.

1. Пылесос, пылесос,

Ты куда суешь свой нос?

Жу- жу- жу! Жу- жу- жу!

Я порядок навожу.

2. Жук жужжит в железной банке-

Жук не хочет жить в жестянке.

3. Жук жужжит :_ Я шел и шел,

Желтый камешек нашел.

Это желудь! Ты не прав,- говорит жуку жираф.

Что ж, повесь его на сук,- говорит жирафу жук.

4. Жаба в лужице сидела,

Жадно на жука глядела.

Жук жужжал, жужжал, ужал

И на ужин к ней попал.

Скороговорки.

1. Еж с ежонком и ежихой

Собирают ежевику.

2. Даже ужу ужин нужен.

3. Не живут ужи, где живут ежи.

Послушай рассказ, ответь на вопросы, перескажи, как запомнил.

Это мальчик Женя. Он рисует животных и птиц. Вот животные : ежи, моржи, жирафы. А вот птицы : журавль и жаворонок. Женя умеет ножницами вырезать из бумаги предметы. Это бумажный желудь, а вот бумажная жаба. После занятий Женя любит кататься на лыжах.

Кого рисует Женя?

Что Женя вырезает ножницами?

Что делает Женя после занятий?

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Постановка звука [Ж]».

Цель: постановка звука [ж].

Задачи: 1. Закрепление артикуляционных упражнений на звук [ж];

2. Учить изолированному произношению звука [ж];

3. Развитие фонематического слуха;

4. Развитие общей моторики;

5. Развитие внимания, памяти;

Оборудование: зеркало, предметные картинки, игрушка «Жук», цветок.

Ход занятия

1.Орг.момент.

Сегодня к нам пришел гость. Отгадай загадку и узнаешь, кто это.

Летит, жужжит

Сядет, молчит.

Правильно, жук, посмотри, какой жучок к нам прилетел.

2.Артикуляционная гимнастика:

- «Наказать непослушный язычок»;

- «Грибок»;

- «Вкусное варенье»;

- «Гармошка»;

- «Фокус».

3.Знакомство с буквой Ж.

Посмотри внимательно. Это буква Ж. Как ты думаешь, на что она похожа?

Из скольких элементов она состоит?

4.Постановка звука.

А теперь жук хочет узнать, умеешь ли ты жужжать. Давай попробуем.

А) по подражанию – от [ш].

Давай произнесем звук ш-ш-ш. а теперь положи руку на мое горло, а я на твое, и произнесем звук ш с голосом. Послушай, как я. Чувствуешь, как дрожит твое горло?

Б) – сделай «Чашечку», заведи ее за верхние зубки и с голосом подуй на язычок. Губки окошечком, зубки слегка приоткрыты.

5.Закрепление изолированного произнесения звука.

Молодец! А теперь давай полетаем вместе с жуком. (Летаем и присаживаемся на цветок, в этот момент делаем ударение на последний звук ж-ж-ж-ж)

6.Развитие фонематического слуха.

Давай поиграем в игру «поймай жука». Если услышишь звук Ж – хлопни в ладоши.

Ж-Н-С-Ш-Д-Щ-Ч-З-Ж-К-Ц

7. Развитие фонематического слуха.

У жука очень много друзей и он решил разбить их на 2 команды. В одной команде будут только те животные, в названии которых есть звук Ж (жираф, ежик, морж, жаворонок). А в другой - животные, в названии которых нет звука Ж (заяц, енот, собака, лев).

8.Домашнее задание.

Помоги жуку добраться до цветочка, когда будешь вести пальчиком по дорожке, то необходимо жужжать вместе с жучком.

9.Итог .

Кто прилетал к нам в гости? Какой звук мы учились вместе с ним произносить? Давай произнесем его еще раз Ж-Ж-Ж.

Ульяна Матвеева
Конспект логопедического занятия «Постановка звука [Ж]»

Логопедическое занятие

Тема занятия : Постановка звука «Ж»

Учитель - логопед : Матвеева Ульяна Александровна

Формы работы : индивидуальная

Цель занятия :

Уточнение артикуляции звука Ж , постановка звука Ж , закрепление в изолированном произношении.

Задачи занятия :

1. Образовательные :

Закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звука Ж .

Учить давать чёткую характеристику изучаемому звуку .

2. Коррекционно-развивающие :

Развивать слуховое и зрительное внимание.

Способствовать совершенствованию артикуляционной моторики, речевого дыхания, координации речи с движением.

Совершенствовать навыки звукового анализа .

3. Воспитательные :

Формировать функции контроля и самоконтроля.

Дидактические средства : карточки-буквы, профиль артикуляции звука , предметные картинки.

Структура и содержание занятия

Этапы деятельности на занятии

Этап мотивации - Сегодня к нам пришёл необычный гость. Отгадай загадку и узнаешь, кто это.

Летит, жужжит

Сядет, молчит.

Ребенок отгадывает загадку.

Правильно, жук, посмотри, какой жучок к нам прилетел. Формировать положительное отношение к учебной деятельности. Личностные УУД

Этап актуализации знаний -Жуку захотелось с тобой поиграть.

Выполнение артикуляционной гимнастики.

«Сказка о Веселом язычке»

1. Для губ :

Этот домик – рот.

Двери в домике то открываются, то закрываются. Вот так : рот открыт : «Улыбочка» .

Рот закрыт : «Трубочка»

«Ребята-лягушата»

Тянуть губки прямо к ушкам –

очень нравится лягушкам,

Улыбаются, смеются,

а глаза у них как блюдца.

«Ребята-слонята»

Подражаю я слону,

Губки хоботком тяну.

2. Для языка :

В этом домике, дружок,

живет веселый язычок.

Ох, и шустрый он мальчишка.

И немножко, шалунишка.

Вот он вышел погулять,

на крылечке загорать (язык лежит на нижней губе)

«Лопата»

Язык лопатой положи, и немного удержи,

Он тихонечко лежит и нисколько не дрожит.

Вот подул легкий ветерок и язычок поежился. (язык «стрелочкой» ,спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть) .

А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим «д-д-д-д» ).

Язычок не скучал дома, потолок побелил.

«Маляры»

(мы сегодня маляры – потолок побелим мы) .

Язычок посмотрел на часы, они тикали : «тик-так» (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта) «часики» .

“Пора и мне спать”, - подумал Язычок. Выработать правильные, полноценные движения органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков .

Регулятивные УУД

Этап выявления затруднений - А теперь посмотри на эти картинки и отгадай загадку.

(На доске несколько картинок : жук, паук, птица)

Логопед читает загадку :

Я на ветке сижу,

Я на ветке сижу

Букву ж все твержу

Зная твердо букву эту

Я твержу весной и летом.

Кто это жужжит на ветке? Найди картинку.

Ребенок отгадывает загадку, находит картинку отгадку.

Какой первый звук в слове «жук» ? Этот звук напоминает жужжание жука.

Ребенок определяет первый звук в слове и вместе с логопедом формулирует тему занятия : «Постановка звука Ж » .

Сегодня мы будем учиться произносить звук Ж . Для этого надо, чтобы губы и язычок хорошо работали. Формировать интерес к учебному материалу.

Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности.

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Этап объяснения (добывания) нового знания - А теперь жук хочет узнать, умеешь ли ты жужжать. Давай попробуем.

Постановка звука Ж .

А) по подражанию – от [ш].

Давай произнесем звук ш-ш-ш . А теперь положи руку на мое горло, а я на твое, и произнесем звук ш с голосом . Послушай, как я.

Б) – сделай «Чашечку» , заведи ее за верхние зубки и с голосом подуй на язычок. Губки окошечком, зубки слегка приоткрыты.

В) с помощью зонда.

Молодец! А теперь давай полетаем вместе с жуком. (Летаем и присаживаемся на цветок, в этот момент делаем ударение на последний звук ж-ж-ж-ж )

Давай поиграем. Если услышишь звук Ж – хлопни в ладоши .

Развитие фонематического слуха.

Ж-Н-С-Ш-Д-Щ-Ч-З-Ж-К-Ц Формировать умение на основе анализа делать выводы.

Познавательные УУД

Закрепление во внешней речи Упражнение на развитие координации речи с движением.

У жука есть знакомый ёжик, который любит заниматься спортом.

Ребенок выполняет движения согласно тексту.

Ёж готовится к рекордам,

Будет заниматься спортом.

Ёжик лапки напрягает,

Штангу кверху поднимает.

Держит 1, 2, 3, 4, 5,

Можно штангу опускать.

Ёжик низко приседает,

И по камушкам шагает,

Возвращается обратно.

Расслабление приятно. Формировать умение слушать педагога.

Коммуникативные УУД

Самостоятельная работа с самопроверкой Закрепление положения органов артикуляции.

Произнесем еще раз звук Ж .

В каком положении находятся губы?

В каком положении находятся зубы – сомкнуты или раскрыты?

Где находится кончик языка?

Кончик языка приподнят кверху, но не касается верхних зубов. Кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки.

Логопед показывает положение языка с помощью кисти руки.

Что напоминает язычок?

(чашечку) . Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

Регулятивные УУД

Рефлексивный. Включение нового в систему знаний. - Пропой «песенку жука» :

произнеси звук ж-ж-ж длительно на одном выдохе. Устанавливать связь между движением артикуляционных мышц и восприятием звука на слух . Познавательные УУД

Развитие фонематического анализа.

А) Игра “Поймай звук” (хлопни в ладоши, когда услышишь звук /ж/ )

Из ряда звуков : М, Ж, В, Р, Ж, Л,Ж….

Из ряда слогов : жа, ва, ло, жо, ду, жу…

Из ряда слов : жаба, стакан, прыжок, лопата, телевизор, жираф ….

Б) Распредели картинки под схемы :

(в начале слова)

(в середине слова)

Предварительно дети характеризуют звук Ж : согласный, твердый, звонкий.

На доске картинки : лыжи, жираф, желуди, пиджак, жилет, пижама, ежи, журнал.

Надо распределить картинки

под схемы : под первой схемой картинки, в названии которых звук Ж в начале слова , под второй схемой – Ж в середине слова.

В) Определение места звука /ж/ в слове по цифровому ряду : 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Логопед произносит слова : ужин, кожа, пожар, сапожки, пружина.

Знакомство с буквой Ж.

Посмотри внимательно. Это буква Ж. Как ты думаешь, на что она похожа?

Из каких элементов она состоит?

Молодец! А ты сможешь узнать букву Ж среди других?

Ж К Х Л Ж С М Х

А сейчас дорисуй букву Ж

Устанавливать связь между звуком и буквой . Познавательные УУД

Итог - Кто прилетал к нам в гости? Какой звук мы учились вместе с ним произносить?

Ребенок говорит, кто прилетал в гости, и какой звук учились произносить .

Давай произнесем его еще раз Ж-Ж-Ж.

С какой буквой познакомились? Покажи мне ее еще раз.

Называет букву, с которой познакомились.

Молодец. Занятие окончено .