Симбирск как сейчас называется этот город. История симбирска

Симбирск (до 1780 года - Синбирск) был основан как один из городов-крепостей уникального по своему размаху фортификационного укрепления, проходящего от реки Ворсклы до Волги через города Ахтырка, Белгород, Острогожск, Воронеж, Усмань, Козлов (Мичуринск), Тамбов, Керенск (Вадинск), Верхний и Нижний Ломов, Инсар, Саранск, Карсун и Симбирск (Ульяновск) и известного под названием Белгородско-Симбирской засечной черты.

Строительство системы валов и засек Белгородско-Симбирской черты началось с 1635 года. После 1645 года интенсивно строится восточная часть засечной черты, куда вошли участки: Керенский, Ломовский, Инсарский, Атемарский, Карсунский и Симбирский.

Наиболее ранний документ, в котором говорится о начале строительства Симбирской черты, датирован 7 января 1648 года: «Лета 7156-го года (сокращенно 156-й - это год от сотворения мира по летоисчислению в допетровской России) генваря 7-го дня по государеву царёву великого князя Алексея Михайловича всея Руси указу память думным дьякам Ивану Гавреневу да Михаилу Волошенинову да дьяку Григорию Ларионову. Государь царь и великий князь всея Руси указал окольничему и воеводе Богдану Матвеевичу Хитрово быть на своей государеве службе для строения новых городов и засечных крепостей от реки Барыша до реки Волги. А с окольничим и воеводою Богданом Матвеевичем Хитрово указал государь быть на своей государеве службе арзамасцам дворянам и детям боярским(...) А о которую пору окольничему и воеводе Богдану Матвеевичу Хитрово на государеву службу с Москвы отпуск будет и о том Государев указ будет вперёд».

Следом за этим документом мы видим, что дальнейшее строительство было утверждено на заседании думы и подписано царём: «156-го года февраля в 10-й день указал государь и бояре приговорили: арзамасцом обоих половин, и нижегородцом и иных городов дворянином и детем боярским, и князем, и мурзам, и татаром быть на государеве службе с окольничим и воеводою, Богданом Матвеевичем Хитрово: а сбираться ему окольничему и воеводе, на Алатырь, а отпуск ему с Москвы вскоре, для того что ему на степи городы поставить и всякие крепости устроить до приходу воинских людей заранее с весны».

В «Симбирских губернских ведомостях» за 1851 год были опубликованы несколько столбцов, в которых даётся описание того, как должна была происходить подготовка к строительству новой засечной черты от «нового города Карсуна до Волги», т.е. Симбирской черты. Согласно царскому указу от 30 января 1648 года, «велено окольничему нашему и воеводе Богдану Матвеевичу Хитрово да дьяку нашему Григорию Кунакову быть на нашей службе для городного и засечного строения от нового города Корсуна от реки Барыша до реки Волги, …а с Москвы де на нашу службу окольничему и воеводе Б.М. Хитрово да дьяку Григорию Кунакову отпуск будет на другой неделе Великого поста, а збираться им с нашими ратными людьми на Алатыре…».

Попробуем теперь представить, сколько времени могло понадобиться Б. Хитрово, чтобы доехать до места будущего Симбирска. Согласно историческим источникам XVI-XVII столетий «днища» (т.е. расстояние дневного перехода) лёгкой конницы составляли 60-80 вёрст. Расстояние от Москвы до Алатыря - 590 вёрст, а от Алатыря до Симбирска - 160 вёрст. Вторая неделя Великого Поста в 1648 году начиналась 20 февраля, а в указе говорится о том, чтобы подготовка происходила «без всякого мотчаня» (т.е. без промедления), поэтому неудивительно, что уже 27 февраля из Алатыря ушёл отчёт о высылке на строительство курмышских служилых людей. Очевидно, что объединённый полк окольничего и воеводы Богдана Хитрово, двигаясь налегке, мог прибыть в конечную точку - на место постройки будущей Симбирской крепости - уже в начале марта 1648 года.

Недавно владимирским историком В.Д. Кочетковым в отделе рукописей Российской государственной библиотеки был обнаружен ещё один документ, проливающей свет на то, что делалось на месте будущего Симбирска до приезда Хитрово. В нём, в частности, указывается, что сразу по приезду первого отряда следует расположиться обозом, который надо укрепить надолбами, «чтоб им от приходу воинских людей бытии безстрашно. А покамест надолбы зделают, и до тех мест обоз отынить пиками и держать для бережения от приходу воинских людей сторожей ближние и отъезжие, где пригоже, и велеть подымовным людям на городовое и засечное дело лес сечь меж рек Волги и Свияги с рускую сторону. А в степь на ногайскую сторону однолично для лесу и ни для каких дел, кроме сторожей, никому ездить и ходить не велеть. А быти новому Синбирскому городу мерою и с башнями четырёх сот сажень».

Это указание на размер городового места вполне совпадает с теми данными, которые нам известны из описи 1702 года, где внутренние размеры Симбирской крепости составляют около 192 м на 176 м. Указываются в этом документе и размеры башен: «А быть большой проезжей башне с степную сторону в вышину до обламов (выступов) на пятидесяти венцах, а достальным проезжим и глухим башням быти до обламов по сороку венцов(…) А города до приезду окольничего и воеводы Богдана Матвеевича Хитрово да диака Григория Кунакова не окладывать, а велеть делать городовые башни и изготовить городовое дело тёс и гвоздье дубовое…».

До приезда Хитрово руководили всем строительством города арзамасские и нижегородские дворяне, под руководством «письменного головы» арзамасца Ивана Ивановича Языкова, причём строго наказывается, чтобы строительство нового города происходило быстро, без всякого раздора: «А однолично письменным головам Ивану Языкову и всем письменным головам государевым делом радеть и промышлять по сему наказу неоплошно, и меж себя розни в государевом деле не чинить, радеть всем собча, как государеву делу лутче и прибыльнее, чтоб их рознью государеву делу мотчанье и помешки не было».

Интересно, что для строительства Симбирска и укреплений Симбирской черты были посланы вместе с русскими дворянами и иностранные инженеры - «немцы горододельцы». В этом наказе также говорится, что «подымовным руским и ясачным людем сказывати всем вслух почасту, что по государеву указу велено всем подымовным людем земляное валовое дело разверстать по городам и по уездам всем поровну, и как они то своё указное дело отделают, и их по государеву указу отпустят по домам тотчас».

На сегодняшний день самым первым письмом из Симбирска можно считать челобитную воеводы Богдана Хитрово и дьяка Григория Кунакова, доставленную в Приказ Казанского дворца 23 июля 1648 года, в которой говорится, что арзамасцы Дмитрий Нетесев, Василий Протасов, Иван Юсупов и Андрей Чемесов отпущены «из Синбирскаго» в Москву «по городским делам».

В построенном городе имелось тяжёлое вооружение, усиливавшееся расположением крепости на высоком берегу Волги. По описи 1670 года мы знаем следующие башни симбирского кремля: Казанские ворота с тремя уровнями пушек (эта башня находилась в парке между эспланадой и краеведческим музеем), «Наугольная башня, что от мяснова ряда» с 4-мя уровнями пушек (в районе краеведческого музея), «Середняя башня от Волги реки» (в районе сельхозакадемии), «Наугольная башня, что от тутового саду» (между памятником Ленину и филармонией), «Крымская проезжая башня» (на площади, перед зданием госпиталя), «Наугольная башня, что от Свияги», «Середняя башня, что от Свияги», «Наугольная башня, что от валу» (в районе памятника Марксу). Вокруг крепости шёл ров, глубиной в 2 сажени (чуть более 6 м). Высота крепостного вала, на котором стояли стены и башни, также составляла 2 сажени.

В строельной книге города Синбирска (1653-1654) приводится подробное описание строительства укреплений. В частности, мы узнаём, что сначала была построена черта около Симбирска, затем в 1652 году - остроги и тарасный вал около Симбирска и других крепостей Симбирской черты. Согласно этому тексту становятся очевидными детали технологии строительства укреплений засечной черты, а именно: для того, чтобы во рву и на валу земля не осыпалась, её укрепляли плетнём и поверх плетня - дёрном, кроме того, вертикально поставленные столбы частокола были закреплены поперечными дубовыми связями.

Город, как мы знаем, был построен крепко и основательно, так, что через два десятилетия смог с честью выдержать месячную осаду войск Степана Разина, и стать единственным среди поволжских городов остановившим страшный поход Разина на Москву.

Владимир Гуркин


Средняя температура в городе по месяцам:

Ульяновск глазами жителя. О климате, экологии, районах, ценах на недвижимость и работе в городе. Плюсы и минусы жизни в Ульяновске. Отзывы жителей и переехавших в город.

Общие сведения и история Ульяновска

Чем замечателен город, давший миру вдохновителя самой масштабной в мировой истории революции, удержавшей победу в течение 70 лет? Расположен он в сердце России, в центре Среднего Поволжья и носит имя вождя пролетариата Владимира Ульянова.

Но Ульяновск (до 1924 года Симбирск) и до появления такого знаменитого уроженца имел богатую неординарными событиями историю. Начиналась она в 1648 году, когда царь Алексей Михайлович повелел для охраны русской границы от набегов татар построить засечную крепость от реки Волги до реки Барыш. Миссия была возложена на воеводу Богдана Матвеевича Хитрово, который и считается основателем Симбирска, ныне Ульяновска.

В 1652 году город был практически отстроен, и его главная часть имела четырехугольную форму, обрамленную бревенчатой стеной с башнями, причем под стенами располагался глубокий ров. Это был кремль и находился он на «венце» Симбирской горы. До нынешних времен это место называется «Венец», здесь расположилась одноименная гостиница в 25 этажей, построенная к столетию со дня рождения Ленина. К этой же дате сооружен грандиозный мемориал, призванный увековечить память о великом земляке.

Через 22 года после своего образования Симбирск был осажден войсками Степана Разина, но его армия была разбита. В 1773-74 годах здесь содержался Емельян Пугачев. До сих пор живо о предание о некоем кладе бунтовщика, который не найден и поныне.

Летом 1864 года в городе девять дней бушевал страшный пожар, уничтоживший большую часть строений и унесший много людских жизней. После этого правительство выделило безвозмездную помощь на восстановление, в том числе и конкретно пострадавшим домовладельцам. И это, в то якобы бессердечное, жестокое, капиталистическое время!

В 1916 году был сдан железнодорожный мост через Волгу, действующий и поныне. Более того, он с тех пор был единственной переправой в Ульяновске, лишь пару лет назад закончен двадцатилетний долгострой и появился еще один мост, называемый президентским. К слову, прежний называется императорским.

Ульяновск. Железнодорожный мост через Волгу на заднем плане

Без моста жизнь здесь немыслима – ведь город расположен на двух берегах Волги. Многие горожане живут на одной стороне, а на работу едут каждый день на другую.

Климат и экология Ульяновска

Наличие великой русской реки определяет здесь и экологическую обстановку. Характерной особенностью являются постоянные ветра с Волги, и, как следствие, воздух почти всегда свежий, напоенный ароматами лесов и далей. В дождливую погоду не получится обойтись каким-нибудь простеньким зонтиком, нужен очень хороший и прочный, иначе он вывернется и беспомощно затреплется, подчиняясь стихии. А в остальном, умеренно-континентальный климат успевает за год порадовать и настоящей русской зимой, и солнечным летом. Но есть и некоторые факты, немного омрачающие радость от такой близости к крупнейшей водной артерии.

Немалую тревогу у горожан вызывает радиационная обстановка. Беспокойство обусловлено опасным соседством – в 120 километрах от города находится Димитровградский научно-исследовательский институт атомных реакторов. Работа ведется с радиоактивным материалом, разумеется, в результате обязательно образуются радиоактивные отходы. Сколько бы не уверяли ответственные лица, что захоронение отходов производится в установленном порядке, но верить чиновникам люди не спешат.

На западной границе Ульяновской области расположен Сурский район, имеющий большую площадь лесов и непроходимых болот. Местные жители рассказывают, что время от времени в эти болота с вертолета сбрасывают некий предмет, похожий на капсулу. А в ней, они в этом даже не сомневаются – радиоактивные отходы, что подтверждает статистика онкологических заболеваний. Именно в Сурском районе она самая плохая, а в общем по региону на втором месте стоит смертность от онкологии, инфарктов и инсультов. А первое место по данному показателю держат несчастные случаи.

Население Ульяновска

Положительным демографическим фактором является существенный ежегодный прирост населения за счет активного роста рождаемости и постепенного снижения смертности. В настоящий момент численность жителей областного центра на начало 2014 года составляет около 617 тыс. человек.

Характерной особенностью Ульяновска всегда был его многонациональный состав. Здесь присутствуют все основные представители народностей Поволжья: русские, татары, чуваши, мордва.

Соотношение числа мужчин и женщин приблизительно одинаковое, но женщин больше примерно на 4 %. Как и во всей стране, средняя продолжительность жизни прекрасной половины человечества дольше, и достигает 70 лет, тогда как мужчины здесь живут около 59 лет. Интересно, есть ли такое место на Земле, где было бы наоборот? А то выходит сильный пол и до пенсии не доживает.

Но, несмотря на это, пенсионеров в городе около 21 % от общего количества жителей, трудоспособного населения – 60%, а населения, младше трудоспособного возраста 19%.

Основной тенденцией, многократно усилившейся в последнее десятилетие, является миграция трудоспособного населения из сельской местности в областной центр. Негде стало работать людям – постепенно закрылись местные производства, были сокращены различные учреждения. В результате, в Ульяновске проживает 70% населения области, оставшиеся 30% - в сельской местности. Многие из тех, кто остался на селе, работают вахтовым методом либо в Москве, либо на Севере.

В городах жизнь кипит, и Ульяновск не исключение. К тому же здешний социум не отличается пассивностью, пример тому недавняя компания по организации противодействия намерению властей убрать трамвайную линию из центра города. Благодаря натиску общественного мнения, решение было пересмотрено и трамваи по-прежнему весело бегают по привычным с давних времен маршрутам. Хотя присутствует определенное спокойствие, выдержанное отношение ко всему, что происходит.

В области, в одной из первых в стране, введен запрет на продажу алкоголя крепостью свыше 15% в выходные дни и после 20-00 в будни. И ничего, привыкли, возмущений нет.

Политическая жизнь региона также проходит без особых потрясений – не принято митинговать и истерить. Но не потому, что все за какую-то одну партию, нет, у всех разные мнения, и это показывают результаты очередных выборов. Недаром, область в начале перестройки находилась в так называемом «красном поясе», в него входили территории, которые до последнего сохраняли социалистический настрой. Консерватизм присутствует и в остальных областях жизни ульяновцев. Достаточно выйти на улицу и обратить внимание на то, как одеты спешащие по своим делам жители – их вид скорее скромен, чем дерзок.

О том, что сохранились основы морально-нравственных устоев, присутствовавших в 20 веке, можно судить не только по старшему поколению, но и по молодежи. Студенты, школьники заняты учебой, очень многие уже трудяться, зарабатывая себе на платное образование и на развлечения. В городе не встретишь ни готов, ни эмо или других неформальных молодежных объединений, здесь это как-то не прижилось. Все общегородские мероприятия проходят в доброжелательной остановке, не бывает крупных беспорядков и эсктремистских выходок – молодежь умеет просто радоваться жизни.

Районы и недвижимость Ульяновска

Город поделен на 4 района: Ленинский, Засвияжский, Железнодорожный и Заволжский. Их границы в основном обусловлены расположением природных и иных объектов.

Например, Ленинский район отделен от Засвияжского рекой Свияга, а Заволжский, соответственно, находится на другом берегу реки Волга, в левобережье. Железнодорожный район обязан своему названию современному одноименному вокзалу, к слову и старый вокзал находился тоже в этом районе.

Ленинский район

Самым престижным районом во все времена считался Ленинский. Даже в царскую эпоху здесь жили родовитые дворяне и зажиточные купцы. До сих пор сохранилось немалое количество их домов, многие из которых в хорошем состоянии и продолжают использоваться. Старинные постройки придают центру города своеобразный, неповторимый облик, от которого веет степенностью и обстоятельностью. Улица, на которой расположен дом В.И.Ленина, сохранена в виде исторического памятника и является пешеходной. Дома дореволюционной постройки отреставрированы, максимально сохранен облик улицы тех лет. Проходя по ней, не покидает ощущение, что время отступило на сто лет назад.

Кроме исторических особенностей Ленинского района, существует факт неофициального разделения его на Центр и Север.

Центр – самый дорогая и элитная городская зона. Здесь практически нет промышленных предприятий, находится подавляющее большинство офисов, банков и учреждений. Жилье строится только элитное, по нетиповым проектам, из дорогих материалов, а квартиры имеют большой метраж. Соответственно и цены немаленькие – 45-50 тысяч за квадратный метр.

Такую жилплощадь могут себе позволить только состоятельные люди, а те, кто к таковым себя не относит, обращают свой взор далее, например, в сторону Севера. Этот участок в основном заселен коренными городскими жителями и имеет значительную долю частного сектора. Здесь будто бы попадаешь в сельскую местность, с тем отличием, что иногда попадаются хрущевки, построенные, преимущественно, вдоль одного проспекта.

В последние годы здесь ведется активная застройка многоэтажными домами с уже более демократичными ценами на квартиры. В данном случае, они начинаются от 38 тысяч за 1 квадратный метр новой квартиры.

Вырастают целые райончики из вполне красивых и новых зданий. Один из них находится на самом краю города, при этом до центра всего 15 минут неспешной езды.

Начинался он с одной улицы – Репина, а теперь разросся и имеет всю необходимую инфраструктуру.

Рядом расположился новый элитный коттеджный поселок «Городская усадьба», его территория огорожена капитальным забором и охраняется. Еще не закончена продажа земельных участков – по 16 тыс. рублей за 1 сотку. Это место – самое экологически чистое в городе – оно находится буквально на опушке хвойного леса. Что немаловажно, в скором времени стройки здесь закончатся, так как все место уже использовано.

Засвияжский район

Полной противоположностью выглядит Засвияжский район, который начал застраиваться 30-40 лет назад. Ближнее Засвияжье представлено хрущевскими пятиэтажками.

Территория Дальнего Засвияжья сплошь занята панельными высотными домами эконом-класса – и образует так называемые спальные районы. Самые доступные цены на жилье в Ульяновске – здесь: 32-37 тысяч рублей за кв.м.

Сюда устремляются, прежде всего, те, кто перебирается в город из сельской местности, иной раз кажется, что это один большой филиал всех сел и деревень области. Так как район достаточно плотнонаселенный – здесь всегда многолюдно, на остановках общественного транспорта толпиться народ, маршрутки ходят полными. Учитывая то, что практически все работают в центре, утром уехать достаточно проблематично и многим приходиться пользоваться либо личным транспортом, либо сначала ехать на конечную остановку и там садиться на нужный маршрут. Та же история вечером – из центра трудно уехать в Засвияжье.

Но, что интересно, хоть Засвияжье и рабочий район, но буквально через дорогу от крайней улицы раскинулся роскошный коттеджный поселок, в народе называемый «Санта-Барбара». В нем красивые дома, в большинстве своем из красного кирпича, некоторые даже похожи на замки. Средняя стоимость коттеджа 4-5 миллионов рублей. Живут здесь новые русские, но местного масштаба, те, кто поднялся в последние десятилетия, среди них мало коренных ульяновцев. Поселок красивый, чувствуется, что люди тут живут состоятельные, денег не жалели на свое обустройство. Воздух почище, но за счет того, что местоположение с краю – городские магистрали сюда не доходят.

А вообще Засвияжье находится в низине, поэтому здесь воздух застаивается, и всегда теплее, чем на Севере и в Центре.

Железнодорожный район

Таким же густонаселенным районом как и Засвияжский выглядит и Железнодорожный. Он более вытянутой формы, а поэтому отдаленный. Единственный его участок, примыкающий к центру – 4 микрорайон. Ценится он своим близким расположением к центральной части города, а значит и цены на недвижимость достаточно высоки: 39-40 тысяч за 1 кв.м. – норма. Хотя дома все старые, сплошь пятиэтажки.

Единственные новостройки – Симбирские высотки, с видом на Волгу. Строятся из кирпича, с вместительными парковками, поэтому неплохо раскупаются.

Особенностью Железнодорожного района является довольно большой промежуток между жилыми кварталами 4 микрорайона и остальной его частью, носящей неофициальное название – Киндяковка. Оно сложилось исторически, по наименованию когда-то расположенной на этом месте деревни, которая в свою очередь называлась так по фамилии помещика Симбирской губернии Киндякова Александра. Путь в Киндяковку займет не менее 25 минут на автомобильном транспорте, поделав этот путь, можно ощутить обстановку, которая напоминает советское время.

Цены на недвижимость такие же, как и в Дальнем Засвияжье. Масса домов постройки тридцатилетней давности, новостройки только в самой дальней точке района, и далее начинается частный сектор, где живут довольно обеспеченные люди, но не богачи. Много обычных, но добротных домов, все тут хорошо, только очень далеко от всего, в том числе от центра.

Заволжский район

Дальше лишь Заволжский район. Находиться он соответственно за Волгой, в Левобережье. Сразу после съезда с императорского моста начинается Нижняя терраса, затем Верхняя терраса. Непонятно, как они застраивались, вперемешку с дачами и частными домами стоят панельки. Совсем не престижное место, чтобы там жить, особенно на фоне слухов про Куйбышевское водохранилище – в случае, по каким-либо причинам увеличения в нем уровня воды, может произойти затопление. В данном месте берег пологий и в первую очередь вода пойдет сюда. Отсюда и невысокие цены на недвижимость, сопоставимые с Дальним Засвияжьем и Киндяковкой.

Далее расположен Новый город и он вполне оправдывает свое название. Его строили, ориентируясь на грандиозное промышленное предприятие – авиастроительный комплекс. Для авиастроителей создали непохожий на правобережный Ульяновск мини-город - с широкими проспектами и размашистой застройкой.

Место не экономили, поэтому не покидает ощущение простора и свежего воздуха. Народу поменьше, улицы чище и не затоптаны, как в многолюдных муравейниках правобережья. Сюда просто так никто не приедет, то есть чужие здесь не ходят. А множество самих местных жителей каждый день едет работать на другую сторону, по причине нехватки рабочих мест.

Цены на жилье в Новом городе под 40 тысяч за 1 кв.м., потому что дома достаточно новые. Этот район позиционируется, как нечто абсолютно отдельное от остальной городской территории.

Но какое бы не имели расположение все эти городские участки, расстояние не играет большой роли в Ульяновске. За сорок минут, максимум час можно проехать с одного конца города на другой, даже на маршрутке. При такой численности населения город можно считать достаточно компактным по сравнению с другими мегаполисами.

Особенностью Ульяновска также является колоссальное различие между Центром и остальными районами. Исторически сложилось так, что в Центре всегда жили богатые люди, а до революции знатные дворяне. В советские времена благоустройством занимались усиленно именно этой части города. В народе даже ходила такая шутка – как приходит к власти новый руководитель области, начинает с асфальтирования центральной улицы – Гончарова. В результате - невесть сколько слоев там лежит этого асфальта.

Но чем же так сейчас привлекателен Центр для богатых горожан? Да тем, что здесь есть целые кварталы «тихого центра». Ничего лучше и не придумаешь, чем жить в удобном месте с шаговой доступностью ко всем главным городским объектам и в то же время на тихой зеленой улице, с огороженной территорией, в клубном доме или даже в собственном коттедже. Можно в выходной выйти в уютный двор, разжечь мангал, отдохнуть практически на природе, наслаждаясь тишиной под аромат шашлыка. Или можно прогуляться пешочком до набережной, где летом частенько проходят городские праздники.

В 2011 году, кстати, закончился ее грандиозный ремонт, до этого момента она была неизменной в течение 40 лет. Полностью заменили старый асфальт современной плиткой, установлено новое ограждение, поставили много симпатичных и прочных лавочек. Отремонтировали дороги в центре, сделали новые тротуары и красивые бордюры к ним. Все это придает многим центральным улицам красивый и ухоженный вид.

Чего нельзя сказать об остальных - там состояние дорожного покрытия и тротуаров оставляет желать лучшего. Здесь все говорит о том, что одна из двух общих бед России не обошла Ульяновск стороной. Ни для кого в городе не секрет, что выбоины, ямы, трещины являются серьезной проблемой для автомобилистов. Правда существуют отдельные новые участи с замечательной поверхностью: президентский мост и ведущие к нему с обеих сторон дороги, автомагистраль с четырьмя полосами движения, оборудованная транспортным тоннелем, в Засвияжском районе.

Инфраструктура города

Так же неоднозначна и ситуация в жилищно-коммунальной отрасли. Вроде кругом много жалоб на нее, где холодно в домах, у кого-то снег всю зиму не чистили. Зимой, как сугробов наметет – так транспортный коллапс. Но все-таки это отдельные случаи, а холодно в квартирах только очень старых домов. С другой стороны, все уже забыли, как жить без горячей воды. Отключают всего два раза в год и строго по графику. Это необходимо для плановых работ в системах горячего водоснабжения.

В последние годы отопительные сезоны по решению властей начинаются пораньше, да и топят хорошо. Проблемой является некоторая изношенность сетей, по этой причине примерно раз в год случаются крупные прорывы.

О ценах на ЖКХ можно сказать, что их рост пока не критичен. Энергетики даже жалуются, что у них цены на энергоносители выросли ощутимо больше, чем им позволили поднять расценки на свои услуги.

Другое дело, что цены разнятся по видам жилья – гораздо дешевле коммунальные услуги обходятся тем жителям, которые живут в домах с автономной газовой котельной. Таких стало много, сейчас строят в основном именно в этом варианте. Что ни говори, а очень удобно – горячая вода круглый год, в квартирах жара – теплая домашняя одежда не нужна, достаточно маек и шорт. Наличие автономного отопления положительно отражается и на ценах – они гораздо ниже за счет отсутствия потерь, ведь теплотрассы в данном случае без надобности. В среднем сумма по квитанции за коммунальные услуги составляет за стандартную трешку около 5 тысяч рублей.

По Ульяновску, так же как и по любому другому городу, снуют маршрутки с сомнительного мастерства водителями. Маршрутов много, но в часы пик все же их не хватает. Городская администрация на наиболее загруженные направления выделила большие автобусы, называемые социальными. Стоимость проезда на них ниже, чем на другом автотранспорте.

Выручают отчасти конечно, но самые главная альтернатива – трамваи. Этот экологически чистый вид транспорта играет полноценную роль в жизни города. Цена на проезд самая дешевая – 10 руб. Пенсионеры, школьники, студенты, как правило, пользуются этим способом передвижения. Можно сказать, что это любимый вид транспорта горожан. В дни общегородских мероприятий трамваи дежурят на центральной площади и после салюта развозят людей по районам. Даже в новогоднюю ночь было организовано трамвайное движение, многие с удовольствием после боя курантов ехали веселиться на городскую елку.

Был случай, молодожены вместе с гостями катались по городу на свадебном трамвае, выпускники тоже иногда празднуют таким образом. А один подвыпивший гражданин даже попытался однажды угнать этот механизм, но далеко не ушел, бдительный охранник этого не допустил. Интересно, какое ему предъявят обвинение, ведь он явно хотел только прокатиться, не украсть же.

Недавно мэрией было закуплено 15 новых современнейших вагонов, и теперь они ездят по улицам, радуя своим красивым видом прохожих. Трамвайные маршруты опутывают все районы города, за исключением Заволжского. Он в этом плане автономен и там наряду с маршрутными такси царит троллейбус.

Газели постепенно вытесняются более представительными и удобными фордами и китайскими автобусами. Говорят, что через пять лет замена будет полной. Это и неплохо, а то в последнее время стало многовато машин, видимо последствия повального автокредитования.

До этого вообще пробок не было в городе, сейчас все же присутствует такой момент. Это в основном на направлениях, ведущих к Волжским мостам – транзитники едут, кому-то просто за Волгу. По большому счету такого понятия, как «стоять в пробке», в городе нет. Можно ждать сигнала светофора, можно в очередь объезжать какую-нибудь вставшую поперек дороги непутевую машину, в крайнем случае, минут десять медленно двигаться по шоссе в пятницу на загородное направление, куда разом устремляются дачники.

Так же приемлемо обстоят дела и с обеспечением школами. Они есть во всех районах по нескольку штук и места хватает всем. Много хороших средних учебных заведений, среди них есть и гимназии, и колледжи с различными уклонами.

Вот детских садов недостаточно. Как в перестройку позакрывали частично, так трудности с местами для дошколят и не преодолены. Реальный шаг к решению проблемы – строительство детсада в микрорайоне по ул. Репина. Он рассчитан на несколько сотен мест, его строительство уже заканчивается.

Предприятия и работа в Ульяновске

Город имеет не одно градообразующее предприятие, а сразу несколько. Самый знаменитый из них – Ульяновский автомобильный завод, производящий общеизвестные Уазики. Эти внедорожники во все времена пользовались спросом, их закупают военные, медучреждения, сельскохозяйственные предприятия и частные лица. Поэтому автозавод всегда в работе, его не надо спасать все время, как ВАЗ, пожалуй, это один из тех автопроизводителей в России, продукция которых вызывает уважение, а не иронию. В качестве работодателя УАЗ имеет огромное количество рабочих мест, причем постоянно есть с десяток вакансий – инженеры, программисты, квалифицированные рабочие.

Впрочем, как и на другом крупнейшем предприятии города: авиастроительном комплексе. Он находится в Заволжском районе, и Новый город строился его для работников. Здесь создан и выпущен самый крупный самолет в мире – «Руслан» с рекордной грузоподъемностью.

Самолетостроение – могучая отрасль промышленности, и внимание правительства к ней не ослабевает. Например, в настоящее время прорабатывается план по организации транзита грузов в связи с выводом войск НАТО из Афганистана. Перевалочный пункт предложено открыть в Ульяновске, у авиастроителей, потому как только их аэропорт «Восточный» располагает взлетно-посадочной полосой длиною в 5 километров и имеет возможность принимать большегрузные самолеты. Губернатор в связи с этим обещает создание нескольких тысяч рабочих мест, а также новые перспективы развития аэропорта и Ульяновской авиакомпании «Волга-Днепр».

К слову, в городе есть еще один аэропорт, в правобережье. Здесь же расположился, причем на той же улице, что и УАЗ, механический завод по производству радиолокационных систем и, ни много, ни мало – зенитно-ракетных комплексов ПВО! Есть еще и Ульяновский механический завод № 2 по производству автокранов, там вакансий со средней зарплатой в 15-20 тысяч достаточно не только по рабочим специальностям, но также требуются и бухгалтера, и юристы, и кадровые работники, и руководители подразделений.

Такая же обстановка и на других промышленных предприятиях, а их в городе немало: научно-производственное объединение «Марс», приборостроительный завод, моторный завод, комбинат строительный материалов, два комбината панельного домостроения и т.д. Почему же ульяновцы еще не позанимали все эти рабочие места? Одна из причин в том, что также много и других объектов, более привлекательных для молодых специалистов тем, что предлагают работу в офисах.

В центре города, например, разместились три огромных офисных центра «Капитал», «Мираж» и «Паллада», не говоря уже о множестве стильных дореволюционных и современных зданий, оборудованных под различные конторы.

А сколько развелось банков, и все открываются новые филиалы, представительства, операционные офисы. Крупнейший представитель банковского бизнеса «Альфа-Банк» открыл в городе свой процессинговый центр, обслуживающий всю территорию РФ. Сделано это с целью экономии на заработной плате сотрудников, в столице пришлось бы платить гораздо больше. Но для Ульяновска уровень оплаты труда вполне приличный, плюс ко всему появилось около двух тысяч новых рабочих мест. Работа организована посменно, в том числе ночью – и там всегда есть вакансии, причем кандидатуры рассматриваются и без опыта работы.

Не во всех регионах допускают на свою территорию чужих коммерсантов. Например, в соседней Мордовии всего штук пять банков, причем самые популярные – местные. А в Ульяновске количество кредитных учреждений перевалило уже за полсотни. И туда тоже можно всегда устроиться операционным работником, в банковской сфере кадровое движение – обычное дело. Люди приходят, приобретают опыт, и идут дальше, уже на более высокую зарплату. Ее уровень в регионе весьма не впечатляет, в среднем 15-20 тысяч рублей в месяц.

Но это не помешало появлению роскошных торговых центров с эскалаторами и кинотеатрами. Сеть торгово-развлекательных комплексов охватывает почти все районы города, и пользуются большой популярностью:

  • «Версаль»
  • «Пушкарёвское кольцо»
  • «Самолет»
  • «Сити»
  • «Амарант»
  • «Дарс»
  • «Энтерра»
  • «Альянс»

Наряду с такими современными объектами внимания потребителей успешно продолжают функционировать крупные продовольственные и вещевые рынки. Они занимают свою нишу, все еще бытует мнение о более низких ценах именно там. Самый крупный из них располагается на западном въезде в город и работает круглый год в любую погоду. Условия труда конечно не очень комфортные, хотя практически все павильоны теперь под крышей. Работают в основном наемные продавцы-женщины. Женский труд традиционно оплачивается ниже мужского, работодателю это выгодно.

По тому же принципу получается и кадровая структура на других городских предприятиях среднего масштаба. Например: кондитерская фабрика «Волжанка», швейное объединение «Русь», фабрика по пошиву костюмов и форменной одежды «Элегант», ликеро-водочный завод и другие. Все эти предприятия производят продукцию не только для своего региона, но и осуществляют поставки далеко за его пределами. Можно с твердой уверенностью сказать, что на товары, производимые ими, есть устойчивый потребительский спрос.

Криминал

Самые громкие преступления в регионе за последние десятилетия задумывались и осуществлялись на периферии. В конце 90-х годов одним из первых, сильно нашумевших криминальных событий, стало нападение на инкассаторов в Сурском районе. Тогда еще не было банкоматов и пенсионеры свои пенсии получали на почте. То есть им приносили их прямо домой. Соответственно, в деревни и села по району пенсию везла инкассаторская машина, которая специально для этого содержалась в районном почтовом отделении. В тот день предстояло везти крупную для тех времен сумму – более 200 тысяч рублей. Почему-то не было на этот раз сопровождения милицейской машиной. Первым пунктом на маршруте должно быть село Лава, и находилось оно в стороне от трассы. Двое молодых инкассаторов, ни о чем не подозревая, ехали по безлюдной дороге, где их уже ждала засада.

Дорогу преградили двое вооруженных людей, которые расстреляли почтовиков из автоматов, забрали сумки с деньгами и скрылись на автомобиле Нива. Впоследствии нашелся свидетель, который видел эту машину, несшуюся по ухабам на бешеной скорости от места происшествия. Было понятно, что грабители знали, где и когда поедет инкассаторская машина, знали, что не будет сопровождения. Следствием проверялись все версии, были допрошены сотни человек. Многое указывало и на то, что почтовики скорее всего были знакомы с преступниками, поэтому и остановились. Прошли годы, а преступление так и не было раскрыто – ни злоумышленников, ни денег не нашли. Ходили слухи, что это было дело рук одной местной группировки, но доказательств этому не нашлось.

Другое чудовищное преступление было совершено в городе Димитровграде Ульяновской области, тоже более 20 лет назад. Там началась серия убийств пожилых пенсионеров. Причем убийства совершались с особой жестокостью и с применением пыток. На ноги были подняты лучшие кадры сыска, проводились постоянные проверки и отрабатывались все возможные варианты. Но результатов не было, а убийства продолжались. Главное, не был понятен мотив – зачем кому-то понадобилось мучить и убивать беззащитных стариков, с которых и взять-то нечего. Далее, благодаря показаниям первой выжившей жертве, стало известно, что убийц было двое, и один из них мальчик! Но и это пока не помогло следствию.

К раскрытию преступления привел всплывший в другом происшествии обрез, сделанный из редкого французского ружья, пропавшего на месте одного из убийств. Общественность ошеломила и повергла в ужас правда о том, кто и зачем совершал эти мерзкие нападения на пожилых людей. Банда состояла из пяти молодчиков, и руководил ими двадцатилетний брат самого младшего участника группировки, которому всего на тот момент исполнилось 13 лет. На «дело» ходили по двое, мальчика тоже заставляли убивать. Главарь внушил своим подельникам, что старики уже отжили свое на этой земле и являются отбросами общества, они никому не нужны и только загрязняют окружающий мир. Поэтому нужно очищать Землю от лишних элементов, чем и занимались «санитары», как они сами себя называли. Все участники банды были схвачены, подвергнуты суду, а затем и заслуженному наказанию.

В самом Ульяновске слышно больше о должностных преступлениях, чем об откровенной уголовщине. Недавние громкие дела о воровстве бюджетных денег с участием самых высокопоставленных лиц: регионального министра здравоохранения, руководителя фонда социального страхования, получивших тюремные сроки – прямое тому свидетельство. Что-то часто стали ловить взяточников, - может полиция стала работать лучше?

Достопримечательности города Ульяновск

Главным событием в жизни Ульяновска всегда считалось рождение здесь вождя пролетариата – В.И.Ленина. В связи с этим имеется целый ряд достопримечательностей, увековечивающих данный факт. Помимо уникального мемориала сохранены несколько домов, где жил будущий светоч Октябрьской революции, есть даже улица – музей.

Симбирск – родина также и И.А.Гончарова, его дом-музей расположен в самом сердце города, неподалеку сквер, названный его именем и в нем стоит знаменитый диван Обломова, на который может присесть любой желающий.

Но современных туристов больше привлекают новые, креативные культурные объекты. Например, на набережной недавно установлен памятник букве «Ё», что очень веселит молодежь и гостей города. Неподалеку, возле мемориала появился музыкальный фонтан, и сразу стал любимым местом горожан, особенно в жаркое лето, какое теперь не редкость в этих краях.

Не менее интересен музей гражданской авиации под открытым небом – он насчитывает несколько тысяч экспонатов и находится возле центрального аэропорта.

Популярные места отдыха молодежи – это клубы и дискотеки. Один из таких – спорт-бар «Кеды», модное место с интересным дизайном и развлекательными программами.

Ульяновск. Интерьер спорт-бара «Кеды»

Находится он в центре, за Цумом, а через дорогу – большой, но уютный ночной клуб для тех, кому за 30, но его почему-то тоже очень любят молодые. Называется он - питейное заведение «Шипр», стилизован под советские времена, в выходные туда попасть не так просто, желающих хоть отбавляй.

Ни с чем не сравним огромный развлекательный комплекс в Ближнем Засвияжье, находящийся на проспекте 50-летия ВЛКСМ между проездом Полбина и улицей Полбина, носящий громкое имя «Пятое солнце». Здесь реализован настоящий европейский уровень развлечений, постоянные тематические вечеринки и концерты звезд привлекают массу жаждущих праздника людей разных возрастов. Ну, естественно, кто постарше, придут на дискотеку 80-х, юношество с удовольствием идет на пенные, пижамные вечеринки.

В Ульяновске есть много возможностей отдохнуть на лоне природы. Наличие великой русской реки обеспечивает пляжный, почти курортный отдых. Пляжей несколько, самый развитый из них – центральный. Здесь оборудованы площадки для проведения праздников, для футбола, волейбола, много кафешек с музыкой.

Кто предпочитает тихий, спокойный отдых - едет на другую сторону Волги. Можно воспользоваться услугами многочисленных баз отдыха, если нужен уникальный целебный воздух – санаторий «Белый Яр», расположенный в сосновом бору, в этом плане идеален. Пляжи протяженные, просторные, много мест с маленькой глубиной, поэтому здесь удобно отдыхать с детьми.

Кстати, Волга не единственная река, протекающая в городской черте. Разделяя Ленинский и Засвияжский район, пролегает путь реки Свияги. Ее используют спортсмены для тренировок на байдарках, это красивая часть городского пейзажа, а ее берега - приоритетное место расположения дачных поселков.

Но самый чистый водоем – это уникальное озеро, возникшее на месте бывшего песчаного карьера и находящееся в 20 минутах ходьбы через хвойную рощу от самого последнего дома Репинского микрорайона Северной части города. Общественный транспорт туда не ходит, поэтому, там не так много народу. Место просто чудесное, год назад большую часть берега арендовали коммерсанты и теперь там оборудован пляж, кафе, домики для отдыхающих.

Кафе работает и зимой, функционирует каток, есть возможность катания на санках. К услугам любителей зимних видов спорта также «Ленинские горки» на набережной. Лыжи, санки, фуникулер, все по-настоящему. Летом же набережная становится одной сплошной зоной городского отдыха.

10 февраля 1648 года, царь Алексей Михайлович "указал, и бояре приговорили" отправиться оружейничему Богдану Матвеевичу Хитрово в понизовые города для охраны русской границы от нагайских татар и "для строения новых городов и засечных крепостей от реки Барыша до реки Волги". Это распоряжение Московского правительства и вызвало основание Симбирска и нескольких других городов.

В 1648 г. при строительстве Синбирской засечной черты основан город Синбирск как её начальный пункт.

Название черты и города по расположению в местности Синбирские горы, получившие название от Синбирского городища (20 км к югу на левом берегу Волги).

В 1652 году город был вполне отстроен. Главная часть города имела форму правильного четырехугольника и была обнесена бревенчатою стеною, по углам и сторонам которой возвышались башни, а кругом стены шел глубокий ров. Эта часть города называлась "кремлем", "крепостью", "рубленым городом". Она находилась на "венце" Симбирской горы и имела по 200 сажен в длину и ширину. В кремле помещались все тогдашние присутственные места: воеводский двор, приказная изба, черная земляная изба (заведовавшая работами по постройке земляного вала от Симбирска до Карсуна) и др. На самой средине города стоял Троицкий собор. Севернее его помещались гостиные ряды и хлебные амбары, а между ними дворы и часовни Успенского монастыря, который был построен под горою. К западной стене города примыкал Спасский женский монастырь. В кремле жили воевода, дворяне, боярские дети и другие служилые люди. Вокруг рубленого города расположился посад, также обнесенный валом со стеною и рвом. В восточной части посада, в полугоре к Волге, находилась его укрепленная часть - "острог". Вблизи посада скоро образовались слободы, заселенные сначала людьми, переведенными сюда из других местностей для постройки города, равно как и ранее жившими под горою переселенцами, а затем - торговцами и промышленниками, а также военными разных наименований.

Царь Алексей Михайлович внимательно следил за постройкою города Симбирска и заботился о духовных потребностях его населения. Так, по его указу "прислано из Москвы в Синбирск в соборную церковь: книга Кормчая, Ефрем Сирин, часосолов, потребник, служебник, псалтирь малая, канонник, ризы праздничные камчатные, стихарь подризный, патрахель да поручи, атлас золотой, пояс шелковый, да три колокола - весу в них 12 пудов". Для обеспечения средств к жизни правительство наделило жителей города Симбирска усадебною и полевою землею, а также сенными покосами и рыбными ловлями на реке Волге. В Симбирске сосредоточивалось управление целым Симбирским уездом. Во главе управления стоял воевода, подчиненный приказу Казанского дворца. Воевода был окружен военным сословием - дворянами, детьми боярскими, иноземцами; при нем служили стрелецкие головы, ротмистры, подпрапорщики, капралы, сержанты, солдаты, стрельцы, пушкари и т.д. Вторым лицом после воеводы был губной староста, ведавший уголовные дела и выбиравшийся "всех чинов людьми". Затем следуют дьяки, подъячие - сборщики окладных и неокладных сборов и т.п. На мирской службе главным лицом был головной староста с помощниками, земскими старостами, целовальниками и ларешниками. Они заведовали раскладкою податей по городу и уезду и другими мирскими делами. Мир состоял из тяглых людей, прикрепленных к городу плательщиков разных даней и оброков, они же строили и чинили крепость и мосты. Расположенный на горе при реке Волге, окруженный крепкими стенами со значительным гарнизоном вновь построенный город представлял собою одну из важнейших крепостей в Поволжье.

Спустя 22 года после основания Симбирска, в1670 г. осаждался отрядами Степана Разина.

В 1708 году Симбирск был причислен к Казанской губернии в качестве провинциального города. Его провинция имела обширные размеры: к нему было приписано 14 городов со значением пригородов. В 1717 году при новом распределении губерний Симбирск вошел в состав Астраханской губернии и числился в ней до 1728 года, когда был вновь причислен к губернии Казанской.

В 1773 г. и 1774 г. в Синбирском остроге под стражей содержался Емельян Пугачёв.

В 1780 году было открыто Симбирское наместничество в составе тринадцати уездов: Симбирского, Сенгилеевского, Ставропольского, Самарского, Сызранского, Канадейского, Тагайского, Карсунского, Котяковского, Алатырского, Ардатовского, Курмышского и Буинского. Тогда же получили начало и Симбирские губернские учреждения: губернское правление, казенная палата, приказ общественного призрения и другие. По описанию 1783 года к тому времени от Симбирского кремля сохранились только остатки пяти деревянных башен с деревянными же стенами и следы рва. В длину город простирался на 1800 саженей, в ширину же - на 800 саженей, а в окружности имел 11 верст. Церквей было 15 (из них только одна деревянная) и два монастыря - мужской (каменный) и женский (деревянный). Число обывательских домов возросло до 1400, в том числе 6 каменных. В 1796 году учреждена Симбирская губерния. Кроме восьми уездов (Алатырского, Ардатовского, Буинского, Карсунского Курмышского, Сенгилеевского, Симбирского и Сызранского), в ее состав входили тогда уезды Самарский и Ставропольский, отошедшие впоследствии к образованной в 1851 году губернии Самарской.

В первое время существования Симбирска все бывшие в нем церкви и монастыри находились в зависимости от казенного патриаршего приказа и составляли симбирскую "десятину", т.е. особый округ патриаршей области. Из Симбирских соборов самый замечательный был Троицкий, построенный в память войны 1812 года на средства дворянства и частью других сословий по плану архитектора Коринфского. Закладка собора происходила 7 сентября 1824 года в присутствии императора Александра I; закончен и освящен Троицкий собор в 1841 году. Вторая достопримечательность Симбирска - это памятник историку Н.М. Карамзину, уроженцу Симбирской губернии. Проект памятника принадлежит скульптору Гальбергу; разные части его исполнены после смерти Гальберга его учениками: Ставассером, Ивановым и Рамазановым. Торжественное открытие памятника произошло 23 августа 1845 года. Как Троицкий собор, так и памятник Карамзину, сооруженные главным образом на средства местного дворянства, вместе с некоторыми учебными и благотворительными учреждениями, основанными дворянством, напоминают нам о том значении, которое имело здесь это сословие в былое время, особенно в конце XVIII и в первой половине XIX столетий. Это был в полном смысле слова дворянский город. Дворянству же Симбирск обязан и своим первым театром, который существовал уже в 1830-х годах. Это было деревянное здание на углу бывшей Театральной улицы и Александровской площади. Он был заменен деревянным же театром, построенным в 1846 году на Саратовской улице, между Лисиной и Театральной улицами. Последний существовал до 1879 года, когда был открыт театр, построенный Прянишниковым.

Средства, которыми располагали в то время симбирские дворяне, не только позволяли жить им на широкую ногу, но и давали возможность многим из них получать хорошее образование. Некоторые из них приобрели почетную известность на литературном поприще. В 1856 году в Симбирске было 26 521 жителей, а в 1888 году уже 39 744. По переписи 1897 года в Симбирске числится 43 298 человек, в том числе 21 859 мужского и 21 439 женского пола. В 1861 году в городе было около 3 000 домов.

Летом 1864 года в Симбирске нашли несколько подметных писем, в которых говорилось, что город вскоре будет сожжен. И действительно, 13 августа начался страшный пожар, продолжавшийся девять дней. Потоки огня при сильном ветре быстро уничтожали один квартал за другим. Сгорело не только имущество большинства жителей, но и много людей. Уцелела только одна четвертая и притом худшая часть города около Свияги и под горой. Сгорело 12 церквей и до 1 500 других зданий. Большой пожар 1888 года уничтожил 186 домов в северной части города. Для ликвидации последствий пожара 1864 года правительством были выданы значительные безвозмездные средства и ссуды домовладельцам. В местной газете публиковались разъяснения для жителей города положений строительного устава или выдавались бесплатно вместе с чертежами на постройку.

После восстановления города, 10 сентября 1887 года был утвержден новый план Симбирска. По плану расширялись границы города - далее на север, планировались новые бульвары и сады, удалялись кладбища из черты города. Первый сквер в Симбирске был разбит на Карамзинской площади, где еще в 1845 году установили памятник великому русскому историку. Затем было устроено два сада - Владимирский (ныне парк им. Я.М. Свердлова) и Николаевский, вокруг Николаевского собора. Западная часть этого сада была предоставлена в пользование гимназии. На Большой Саратовской и на Венце были устроены бульвары. Но значительная часть городской территории была занята плодовыми садами. К концу XIX века в городе проживало около 40 тысяч человек. В конце XIX века до Симбирска была доведена железнодорожная ветка (В 1898 г. был соединён железной дорогой с Инзой, в начале 20 в. - с Бугульмой), а завершение строительства железнодорожного моста через р. Волгу в 1916 году сулило городу, как впрочем, и всей России того времени, блестящие перспективы. В 1913 году был составлен новый план города, но начавшаяся война помешала его осуществлению. В 1917 году в городе была установлена Советская власть. В годы гражданской войны Симбирск оказался в полосе активных военных действий: в июле 1918 город захватили белые, а 12 сентября 1918 в город пришли красные.

В 1924 г. переименован в Ульяновск по фамилии местного уроженца В.И. Ульянова-Ленина (1870-1924). С 1928 г. входил в Средневолжскую область (затем край), с 1936 г. - в Куйбышевскую область. 19 января 1943 года была образована Ульяновская область и Ульяновск стал областным центром. В областном центре начал функционировать трамвай (1954), были построены здания речного (1965), железнодорожного (1970) и авиационного (1970) вокзалов. В 1973 году в Заволжском районе открыто троллейбусное движение. Мощное развитие получило машиностроение, приборостроение и были открыты высшие учебные заведения. Бурное строительство Ульяновска к 100-летнему юбилею В.И. Ленина буквально преобразило город, после чего он стал одним из красивейших городов страны. В 70-х и 80-х годах XX столетия в городе был построен крупнейший в стране Авиационный комплекс, организован Центр микроэлектроники и открыт филиал МГУ, что превратило город в крупный индустриальный, научный и культурный центр Поволжья.

Основание Симбирска

В середине 17 века Российское государство активно осваивало свои восточные земли.
Одним из таких регионов было Поволжье, где для защиты от нередких нападений ногайских татар создавались засечные черты и города.
Возводимые города не возникали как центры ремесла и торговли, а строились исключительно с военными целями. Такие города-крепости стремились разместить так, чтобы сама природа защищала их. Не стал исключением Симбирск (первоначально Синбирск).

Когда в 1648 году боярин Богдан Хитрово по приказу царя Алексея Михайловича искал место для устроения нового города, его выбор пал на междуречье Волги и Свияги, там, где эти реки наиболее близко подходят друг к другу.
Особенно привлекателен, в том числе и в стратегическом смысле, оказался район, непосредственно примыкавший к правому берегу Волги. Здесь и был заложен город, защищенный с востока Волгой и с неудобным для подъема берегом.

Наречение Симбирска

С самого своего основания и до конца 18 столетия наш город назывался не Симбирском, а Синбирском. Почему он получил это название - неизвестно. Известно только, что на левом берегу Волги, ниже нынешнего города Симбирска верст на 13, существовал в древности болгарский город того же имени. (Неизвестно также, что значит слово "синбирск". Одни исследователи производят его от собственного имени основателя древнего Синбирска болгарского князя Синбира; другие - от чувашских слов, означающих "белая гора"; третьи - от чувашских же слов, но обозначающих "обиталище людей" ("син"- человек и "бурнас"- жить, обитать); четвертые- от скандинавских слов "sinn" - путь и "biarg"- гора или "birg"- береза; пятые - от мордовского "сююн" и "бир"- зеленые горы и т.д.

Кремль - сердце города

Основой Симбирска, как и других городов России, был Кремль, то есть территория, обнесенная высокой стеной. Подобно большинству других, Симбирский Кремль делали из дерева, почему он и назывался еще "рубленым городом ".
Симбирский Кремль имел форму неправильного четырехугольника, почти квадрата. Долгое время краеведы ошибочно определяли месторасположение Кремля, принимая за его контуры периметр посада. Лишь в последние годы было точно установлено истинное положение рубленого города. Большую роль в этом сыграл ульяновский историк С.Л. Сытин. Восточная граница проходила вдоль волжского склона, южная шла от современного здания филармонии до гостиницы "Советская", западная - между зданием администрации Ульяновской области и улицей Советской, а северная - вдоль памятника И.А. Гончарову до гимназии №1.
Симбирский Кремль оказался прочной твердыней. С.Т. Разин, взявший многие города Поволжья, так и не смог в течение месяца овладеть этой крепостью.
К 1652 году город был в основном отстроен.

В городе до сих пор сохранилось здание, в застенках которого томился Е. Пугачев перед казнью.

Денис Васильевич Давыдов
1784-1839

Благотворительность

Хорошо известна историкам-краеведам благотворительность бездетного купца Кирпичникова А.П., чье состояние было одним из крупнейших в Симбирске в 70-е годы XIX века. В 1882 году он пожертвовал городу два принадлежавших ему дома на углу Ярмарочной площади и Ново-Казанской улицы (ныне угол улиц Гагарина и Можайского), а затем в 1884 году - 20 000 рублей на постройку еще одного каменного двухэтажного дома и, наконец, после его кончины в 1886 г. - 200 000 рублей по духовному завещанию на содержание богадельни и детского приюта, разместившихся в подаренных им ранее домах.

Дома, пожертвованные городу купцом А.П. Кирпичниковым
(ныне центр гражданской авиации)

Большевики

Первая социал-демократическая группа в Симбирске появилась в 1904 г. Ее организаторами были 17-летний В.В. Орлов, и 19-летний В.В. Рябиков (в городе есть улицы их имени)

Граница на замке. Том 3.

История града Симбирска. Краткая выдержка.

Улья́новск (в 1780-1924 годах - Симби́рск , в 1648-1780 гг. - Синби́рск ) - город в европейской части России, административный центр Ульяновской области. Образует муниципальное образование городской округ Ульяновск. Расположен на Приволжской возвышенности, на берегах рек Волги (Куйбышевское водохранилище) и Свияги, в месте сближения их русел. Город находится в 890 км к юго-востоку от Москвы.

Соборы Симбирска

Соборы Симбирска.

Гостинный двор. Симбирск.

Карта Симбирска.

План Симбирска 1800 год.

Ульяновск. Середина 20 века.

Население Ульяновска - 619 492 чел. (2015) (22-е место в РФ). Площадь города составляет 316,9 км².

Основан по указу царя Алексея Михайловича окольничим Богданом Хитрово в 1648 году как крепость Симбер с целью защиты восточных границ Русского царства от набега кочевых племён. В ходе административной реформы Екатерины II в 1780 году Симбер был переименован в Симбирск, став главным городом Симбирского наместничества (губернии), в 1796 году Павел I своим указом подтвердил статус Симбирской губернии.

Современное название носит с 1924 года. Это имя город получил в честь В. И. Ульянова (Ленина), являвшегося уроженцем Симбирска.

Название

Первоначальное название города - Синби́рск. С 1780 года город известен как Симбирск.

Ульяновский специалист по топонимике профессор В. Ф. Барашков в своей работе «По следам географических названий Ульяновской области» писал:

О происхождении топонима Симбир высказывалось много предположений. Так, были попытки связать его с чувашским син бирен - «белая гора», с мордовским сююн бир - «зелёная гора», с тюркским сын бер - «одинокая гробница».

Но уже во второй половине прошлого века подобные объяснения были отвергнуты, как несостоятельные, не подтверждённые материалом указанных языков.

Тогда же получила распространение мысль о том, что городище Симбир обязано своим названием личному имени одного из булгарских ханов. Однако в дошедших до нас довольно обширных перечнях личных монгольских и тюркских имён XIII-XIV веков имя Симбир тоже не обнаружено. Не встречается оно и среди упоминающихся в исторических работах личных имён булгарского периода в истории Среднего Поволжья (VIII-XIII века).

Вместе с тем материалы монгольской топонимики и монгольских языков дают основание усматривать в названии Симбир монгольскую основу. В Монголии: Симбир - город в Восточно-Гобийском аймаке (области); Симбир - селение на юго-востоке Центрального аймака; Симбир - гора и т. д. И в монгольском, и в близкородственном ему бурят-монгольском языках нарицательное слово «сюмбюр» (> симбир) и сейчас употребляется в значении «священная гора». Известно, что монголы с древнейших времён на многих возвышенных местах ставили кумирни, храмы, которые по-монгольски назывались словом «сюм» (>сим). Некоторые из гор с такими кумирнями именуются словом сюмбур (> симбир). Не исключено, что в золотоордынскую эпоху, в XIII-XIV веках, такой сюм (сим) мог быть и на высоком волжском берегу. По нему, как можно полагать, были поименованы горы, а по ним - возникшие позднее селения. С момента возникновения и до конца XVIII века город официально именовали Синбирск, что было связано с особенностями произношения слова местным русско-татарским населением (замена звукосочетания мб звукосочетанием нб). В 1780 году был восстановлен более древний фонетический вариант топонима.

В 1924 году Симбирск в память об уроженце города Владимире Ульянове (Ленине) переименован в Улья́новск .

Названия Ульяновска на других распространённых в нём языках: тат. Сембер , чуваш. Чĕмпĕр , эрз. Ульянонь ош .

План Симбирска 1898г.

Памятник Богдану Хитрово.

План Симбирска 1898г.

Гостиница «Венец» и Мемориал В.И. Ленину.

Набережная р. Волги.

Строительство Мемориала.

Административное деление.

Город официально разделён на 4 городских района:

  • Железнодорожный
  • Заволжский
  • Засвияжский
  • Ленинский

Железнодорожный район (Ульяновск) - это южная часть города, Ленинский - центральная и северная, Засвияжский - западная и часть южного (по левому берегу реки Свияга), Заволжский - восточная.

Горожане обычно используют неформальные названия для более точного обозначения районов города: Центр или Север (часть Ленинского района от центра до северной границы города, часто уточняется - Ближний север примерно до ул. Урицкого и «Дальний север» от ул. Урицкого и далее), Пески (большой район в ближнем Засвияжье), Даманский (часть дальнего Засвияжья), Киндяковка (Железнодорожный район) в честь существовавшего имения Киндяковых (в парке Винновская роща, там находится беседка Гончарова), Нижняя терраса (ближняя часть Заволжского района, относительно Ленинского района), Верхняя терраса (дальняя часть Заволжского района), Новый город (большой район, фактически город в городе, находящийся в самой отдалённой части Заволжского района). Неформальные названия других районов: УЗТС (район возле бывшего завода УЗТС (ныне «Альфа-банк») от ул. Доватора до ул. Станкостроителей и далее), Карамзинка (район возле посёлка им. Карамзина и психиатрической больницы и далее вглубь садовых участков), Тути (район старого железнодорожного вокзала), Куликовка или Кресты (район рядом с Воскресенским некрополем, то есть старым кладбищем на ул. К. Маркса), Бутырки (район улиц Старосвияжский Пригород и Новосвияжский Пригород), Мостовая (район в северо-западной части Ленинского района) .

Реч. Порт.

Мемориал.

Дом Офицеров. Дом Гончарова. Панорама центра города.

Ульяновск. Середина 20в.

Дом Гончарова.

Набережная р. Волга, Педагогический институт.

Географическое положение

Географические координаты Ульяновска: 54°19,00′ северной широты и 48°23,00′ восточной долготы. На этой же широте находятся города: Рязань, Калуга (Россия); Гданьск (Польша); Киль (Германия); Белфас (Великобритания), Эдмонтон (Канада).

Ульяновск расположен на холмистой равнине на высоте 80-160 метров над уровнем моря. Перепады высот в черте города составляют до 60 метров. Причём в правобережной части (центре) Ульяновска лёгкие спуски и подъёмы встречаются чаще, чем в левобережной (Заволжский район). Протяжённость города в меридианном направлении - 20 км, в широтном - 30 км. Площадь (622,46 км) Ульяновск - крупный транспортный пункт, лежащий между центральной Россией и Уралом. Соседние региональные центры находятся в 3-5 часах езды на автомобиле. Город расположен в лесостепной полосе. В центральной части города существует подземная река Симбирка, впадающая в Свиягу.

Новый город.

Железнодорожный вокзал.

Императорский мост.

Пушкаревское кольцо.

Подъезд к Императорскому мосту.

Новый город.

Исторический ракурс.

Осенью 1670 года Синбирск осаждало войско Степана Разина. Разин не смог успешно завершить осаду, 4 октября он был ранен в бою, товарищи вынесли его к реке, погрузили в лодку и отплыли вниз по Волге. В1672 году за оборону от Степана Разина Синбирску был пожалован первый герб.

В 1774 году в Синбирск доставили пленного Емельяна Пугачёва и допрашивали его со 2 по 6 октября. 26 октября Пугачёва отправили из Синбирска в Москву.

В 1780 году Симбирск стал губернским городом вновь учреждённого наместничества (губернии) в составе 13 уездов.

Самая лучшая и богатая его часть была расположена на Венце, где находились соборы, губернские административные учреждения, учебные заведения, частные особняки, ремесленные мастерские, общественные сады и бульвары. Рядом располагалась оживлённая торговая часть города с центром в гостином дворе. На городских окраинах жили в основном бедняки. Основным занятием горожан было ремесло, сельское хозяйство и рыболовство.

В 1864 году, 12 августа произошёл страшнейший пожар в Симбирске, который продолжался 9 дней. От города уцелела его четвёртая часть. Здание дворянского собрания иКарамзинская библиотека в нём, Спасский монастырь, 12 церквей, почтамт, все лучшие частные строения сгорели.

В 1898 году город был соединён железной дорогой с Инзой, в начале XX века - с Бугульмой.

В Симбирске в 1789 в доме помещика Дурасова был открыт первый в городе и один из первых в России крепостных театров - крепостной театр Дурасова. В подготовке актёров для него принимал участие замечательный мастер сцены П. А. Плавильщиков. Театр Дурасова просуществовал пять лет. Позднее, в 1790-е годы, в Симбирске сложились две театральные труппы крепостных актёров: Татищевская и Ермоловская. Также открыта одна из первых библиотек в Поволжье - Карамзинская общественная библиотека, а в 1893 г. - Гончаровская библиотека. В 1809 в Симбирске была открыта первая мужская классическая гимназия, в 1864 г. - Мариинская женская гимназия, а к 1913 г. в городе было уже две мужских и три женских гимназии. В 1873 г. в Симбирске учреждёнкадетский корпус. 7 сентября 1824 г. года в присутствии императора Александра I была произведена закладка Троицкого собора. Государь собственноручно положил в его основание первый камень. Храм до наших дней не сохранился.

Авиастар.

Ульяновский Государственный Технический Университет. Актовый зал.

Беседка Гончарова в Винновской Роще.

Микрорайон «Свияга»

Панорама г. Ульяновска.

В разное время Симбирск был центром Симбирского уезда, Симбирской провинции, Симбирского наместничества, Симбирской губернии.

21 июля 1918 года Симбирск был захвачен русско-чешским отрядом белогвардейцев под командованием Каппеля. 12 сентября 1918 года снова взят Симбирской Железной дивизией под командованием Гая.

Наибольшую известность город получил как родина Владимира Ильича Ульянова (Ленина). В связи с этим 9 мая 1924 г. Симбирск был переименован в Ульяновск.

С 1928 года город входил в Средневолжскую область (край), с 1936 - в Куйбышевскую область. В 1930-е годы почти все храмы и церкви в Ульяновске были разрушены, уцелели протестантская кирха, Неопалимовская и Воскресенская церкви.

В годы Великой Отечественной войны в Ульяновске в эвакуации находилась Московская Патриархия. Кроме того, эвакуированы из Москвы ряд промышленных предприятий (в их числе автомобильный завод имени Сталина). В 1943 году Ульяновск стал центром вновь образованной Ульяновской области. В послевоенный советский период из города с выраженной сельскохозяйственной и ремесленной занятостью населения, стал промышленным городом, в нём были сооружены предприятия машиностроения, в том числе оборонной и авиационной промышленности.

Начиная с 1960-х годов благодаря высоким темпам жилищного и промышленного строительства Ульяновск увеличился как по площади, так и по численности населения. На месте прежних сёл, прилегавших к городу, были построены современные жилые кварталы, образовавшие впоследствии Засвияжский, Заволжский и Железнодорожный районы. Старый город и прилегающая к нему северная часть образовали Ленинский район.

В преддверии празднования 100-летнего юбилея со дня рождения В. И. Ленина, в 1969-1970-х годах, исторический центр города был застроен современными зданиями: появились Ленинский мемориал, гостиница «Венец», здание Ульяновского государственного педагогического университета, Дворец культуры профсоюзов, новый железнодорожный вокзал, новый речной вокзал, центральный аэропорт и др. В 1970 году город награждён орденом Ленина за выдающиеся трудовые достижения его жителей и прекрасной организации подготовки к столетию со дня рождения Владимира Ленина. С тех пор Ульяновск становится важным туристическим центром СССР. Город, в отличие от некоторых других областных центров, не был закрытым, однако иностранным гостям от туристического маршрута отклоняться не разрешалось.

В 1976 году на левом берегу Волги началась строительство Ульяновского авиационно-промышленного комплекса, рядом с ним строился большой жилой район, называемый в народе Новым городом.

Набережная р. Волги. Симбирск.

Аресенальный фейерверк. 2009 год.

«Цветочные часы», к этому творению приложил руку мой муж.

Гостиница «Империал» на берегу пруда. Творение «ВИС-МОС».

Администрация Ульяновской области.

Транспорт

Ульяновск - важный узел Куйбышевской железной дороги, имеет один главный и 3 второстепенных вокзала. Рядом с городом расположены два аэропорта - Ульяновск-Центральный (ULV) и Международный аэропорт Ульяновск-Восточный (ULY). На правом берегу Волги в Железнодорожном районе находится Ульяновский речной порт.

Два берега Волги связаны между собой двумя мостами.

Старый железнодорожный мост (сегодня Императорский) официально открыт 5 октября 1916 г, названный в начале строительства Императорским Его величества Николая II, в 1917 г. он был переименован в мост Свободы. В связи с образованием Куйбышевского водохранилища в 1953-1958 гг. опоры моста были расширены и наращены, открыто автомобильное движение. Вся реконструкция моста производилась без прекращения движения поездов.

Новый мост (называемый также Президентским) введён в эксплуатацию 26 ноября 2009, до этого момента мост открывался дважды: для работы в тестовом режиме и в пятницу, 13 ноября в связи со взрывом на складе боеприпасов «Арсенал» в Заволжском районе города (отсюда ещё одно неофициальное название моста - «Арсенальный».

Особенностью города является то, что трамвайные линии находятся исключительно в правобережной части города, а троллейбусные - в левобережной (Заволжский район).

Стационарная связь.

В 1780 году в связи с учреждением Симбирского наместничества в городе была открыта почтовая контора. 1 сентября 1860 года открыто телеграфное сообщение в Симбирске и в уездных городах губернии - Сызрани, Алатыре и Буинске. Первыйтелефон зазвонил в Симбирске в 1889 году. Первый выход в Интернет (протокол TCP/IP) в Ульяновске состоялся в 1992 году.

Герб Ульяновская

Герб Ульяновской области.

Старый Симбирск.

Новый город.

Ульяновск. Север. Панорама.

Мост Императорский. Ночь.

Известные личности

Ульяновск - родина В. И. Ленина, А. Ф. Керенского, известных литераторов: Н. М. Языкова, И. А. Гончарова, Д. Д. Минаева, историка Н. М. Карамзина, русского живописца А. А. Пластова, поэта Ю. Грунина, композитора А. Варламова, учёного-ономастолога В. А. Никонова, художника и общественного деятеля Н. Сафронова. В Ульяновске родилась двукратная олимпийская чемпионка, знаменитая фигуристка Людмила Белоусова.

С Симбирском-Ульяновском неразрывно связаны имена А. С. Пушкина, который посетил город в 1833 году; А. Д. Сахарова, который работал на Ульяновском патронном заводе в 1942-1945 годах; и И. Н. Ульянова- отца В. И. Ленина, педагога, просветителя, похороненного в Симбирске.

В Ульяновске жил последние годы творческий диссидент Павлов, Пётр Васильевич (1937-2010) - художник, мастер исторической и бытовой картины, портретной и пейзажной живописи Народный художник России(2003).

В Ульяновске родился известный российский рок-музыкант Николай Стравинский.

Вид на Ульяновск с самолета.

Музей Авиации.

Музей Авиации.

Ну вот и окончен краткий экскурс в историю моего родного города. Надеюсь он был не слишком утомителен для вас и познавателен.

Хотелось бы уточнить, кто отвергает свое прошлое, отвергает свое настоящее и будущее. Любите свою малую родину, любите место где вы живете, не смотря на все его позитивы и негативы, не пытайтесь затереть в памяти свое прошлое, его не изменить. И тогда жить станет на много проще и вы сможете увидеть не только шипы, но розы.

Дополнение по просьбам читающих.