Все о наружном блоке кондиционера. Внешний блок кондиционера: размер, установка, уход Принципиальные электрические схемы кондиционера

Кондиционер уже давно стал привычным бытовым прибором. Из всего многообразия устройств для охлаждения воздуха наибольшей популярностью пользуются сплит-системы, состоящие из двух узлов-блоков, один из которых устанавливается за пределами помещения, а другой находится внутри. Внутренний блок кондиционера — сложное устройство, которое забирает теплый воздух из помещения и отправляет обратно уже охлажденным.

Любой кондиционер функционирует благодаря свойствам жидкостей выделять тепловую энергию при выделении жидкости и поглощать тепло при ее испарении.

Внутренний блок всегда размещается в помещении (обычно крепится на стене или потолке), а внешний – выносится за его пределы. Оба блока соединяются между собой электропроводкой и медным трубопроводом, по которому в ходе работы непрерывно циркулирует фреон.

Вне зависимости от дизайна и габаритов внутренний блок сплит-системы обязательно имеет в конструкции следующие составные части:

  • Компрессор. Отвечает за сжатие хладагента и его циркуляцию по замкнутому контуру.
  • Испаритель (теплообменник). В этом радиаторе фреон преобразуется из жидкости в газ.
  • Вентилятор. Нагнетает воздушный поток, идущий на испаритель.
  • Терморегулирующий вентиль. Помогает снизить давление хладагента перед испарителем. Как правило, представляет тонкую, изогнутую спиралью, медную трубку.
  • Набор фильтров. Задерживают пыль и более крупные фракции мусора, неизбежно содержащиеся в комнатном воздухе.
  • Воздухораспределительная система.
  • Жалюзи, отвечающие за направление потока воздуха.
  • Датчики температуры.
  • Светодиодные индикаторы.
  • Информационное табло.

Конструкция внутреннего блока

Обратите внимание! Поскольку внутренний блок сплит-системы часто располагается на недосягаемой высоте, прибор всегда содержит в комплекте пульт дистанционного управления.

Внешний блок устроен проще, а вместо испарителя в устройстве стоит конденсатор – блок, отвечающий за фазовый переход фреона из газообразного состояния в жидкое.

Внедрение новых технологических решений в бытовое оборудование нередко идет вразрез с практической целесообразностью. Пример климатической техники наиболее показателен в этом смысле. Так, в последнее время рынок активно наполняется которые предназначены для эксплуатации внутри помещения. К особенностям таких систем относится полное исключение грязных монтажных операций, что и привлекает немалую аудиторию потребителей. Но при всем удобстве установки и дальнейшего содержания такие модели не способны приблизиться к рабочим характеристикам, которые обеспечивает внешний блок кондиционера в составе сплит-системы. Другое дело, что и обладателям наружных установок приходится сталкиваться с хлопотными задачами, но уже иного рода.

Что представляет собой внешний блок?

В состав наружного сегмента, входящего в комплекс сплит-системы, включается конденсатор, развязки клапанов, трубы, фильтры-осушители и вентилятор. В зависимости от модификации и конструкционного исполнения внутренняя "начинка" может меняться, но традиционный комплект кондиционера с выносным блоком располагает именно таким набором элементов. К слову, наиболее заметные отличия наблюдаются в так называемых зимних системах, которые предусматривают наличие специальных контроллеров для управления вентилятором. В современных кондиционерах также используются многофункциональные реле силовой коммутации. Подобные устройства рассчитаны на нестандартную работу компрессора в условиях повышенных или пониженных температур. В отличие от внутреннего сегмента, наружный блок не имеет электронных модулей - его работа полностью подчинена механической функции.

Размеры блока

Наружный блок представлен на рынке в разных конфигурациях и формах. И хотя производители в целях упрощения сегментации стремятся унифицировать модельные линейки, выбор типоразмеров по-прежнему достаточно широк. Если же говорить о средних параметрах, то имеет в ширину 770 мм, в высоту 450 мм и по толщине располагает 245 мм. При этом радиус вентилятора в среднем варьируется от 200 до 250 мм. Конечно, есть и агрегаты, размеры которых имеют отклонения от данных показателей. Так, в линейке Mitsubishi представлен внешний блок кондиционера почти квадратной формы, который располагает 880 мм по ширине, а в высоту составляет 840 мм. Что касается параметров внутреннего сегмента, то они не так внушительны. Обычно это длинные узкие модули среднего размера - 700 х 200 х 200 мм.

Выбор места для установки блока

Обычно при выборе оптимальной точки для монтажа кондиционеров снаружи пользователи сталкиваются с проблемами совмещения удобства эксплуатации и защиты модуля. Например, расположение блока на высоте является наилучшим вариантом с точки зрения его безопасности, но в таком случае усложняется и доступ к кондиционеру с целью ухода. Неплохим решением может стать размещение модуля на стене возле оконного проема или лоджии. При этом надо учитывать и другие нюансы, среди которых отсутствие прямых лучей солнца и разрешение на установку со стороны соседей, поскольку шумный агрегат может доставить неудобства людям, проживающим на этом же уровне здания.

Кроме того, вырабатывает конденсат, который будет каплями стекать вниз. Соответственно, придется договариваться и с соседями на нижних этажах. В случае удачного согласования места установки блока с другими жильцами можно приступать к непосредственным монтажным операциям. Кстати, еще одним условием для инсталляции наружного блока является возможность прокладки коммуникаций в стене.

Монтаж внешнего блока кондиционера

При установке кондиционеров используются специальные монтажные комплекты, в состав которых входят трубы с флексом, кронштейны с наборами фиксирующих метизов, дренажные коммуникации и т. д. Физическая установка сегмента осуществляется при помощи несущих компонентов, которые внедряются в стены с помощью анкерных элементов. На этой же стадии применяются кронштейны, силовой потенциал которых ориентирован на массу конкретного модуля. Также установка внешнего блока кондиционера предусматривает его коммуникационное соединение с внутренним сегментом. Для этого в стене выполняется отверстие нужного диаметра, которое позволит организовать, кроме основной проводки, также прокладку вакуумного насоса и манометрического коллектора. На заключительной стадии производится непосредственное подключение коммуникаций между двумя блоками.

Особенности установки внутреннего блока

При монтаже испарительного, то есть внутреннего модуля системы кондиционера, особенно важно соблюсти корректное положение агрегата. Обычно этот блок монтируется прямо под потолочной поверхностью с небольшим отступом. Механическая фиксация также выполняется с помощью подходящих по характеристикам кронштейнов. Правда, в данном случае масса оборудования не так велика, что упрощает рабочий процесс. После выполнения разметки мастер устанавливает анкерные элементы и при необходимости крепит несущие профили. Далее устанавливается внутренний блок кондиционера с четким соблюдением горизонтального положения. Также некоторые модели таких сегментов по инструкции должны иметь небольшой уклон в сторону прохождения дренажа.

Техобслуживание и уход

В стандартном режиме эксплуатации каждые полгода кондиционер должен подвергаться сервисному обслуживанию. Большая часть работ выполняется именно с внешним блоком, который наиболее подвержен загрязнениям. Специалисты обычно проверяют состояние фильтров, уровень хладагента, рабочее давление трассы модуля и т. д. Наиболее сложной операцией является замена рабочей жидкости. Хладагент относится к химически небезопасным веществам, поэтому его дозаправку лучше доверять опытным мастерам. Зато уход за остальными компонентами вполне доступен и рядовым пользователям. К примеру, достаточно прост ответ на вопрос о том, как почистить внешний блок кондиционера. В первую очередь его следует разобрать, после чего с помощью ветоши или пылесоса избавить внутренние поверхности модуля от пыли и налетов грязи. В процессе такого ухода очищаются наружные фильтры и радиаторы теплообмена, что продлевает срок службы кондиционера.

Внешний блок в мульти-системах

Концепция технической реализации сплит-системы предусматривает возможность использования в одном комплексе нескольких внутренних модулей, которые обслуживаются одним наружным блоком. В отличие от стандартных конфигураций, внешний модуль такой системы имеет инженерные отличия. Для интеграции в мульти-систему его комплектуют дополнительным термостатом, который позволяет эффективнее управлять настройками вентилятора и компрессора. В свою очередь, внутренний блок кондиционера выступает источником информационных сигналов, определяющих управление наружного модуля. То есть пользователь с помощью дистанционного пульта обращается к панели внутреннего блока, а тот, в свою очередь, по цифровому каналу регулирует систему перепускных коммуникаций на фреоновой магистрали.

Вопрос цены

В современных модификациях кондиционеры типа сплит-системы стоят недешево, что во многом объясняется сложностью конструкции. Даже в начальном сегменте стоимость кондиционера с выносным блоком редко составляет менее 20 тыс. руб. Конечно, можно найти и варианты за 15 тыс. руб. от малоизвестных брендов, но их качество вызывает сомнения и у специалистов, и у самих пользователей, которые часто жалуются на неполадки.

Достойные по качеству модели предлагают компании Fujitsu, Daikin, Mitsubishi и т. д. Средняя стоимость кондиционера из ассортимента данных фирм варьируется в диапазоне 30-40 тыс. руб. При этом наиболее технологичные и производительные комплекты могут оцениваться и в 70-80 тыс. руб.

Заключение

Использование кондиционеров с конструкцией, предполагающей установку выносного блока, доставляет немало проблем в ходе монтажа и дальнейшего техобслуживания. И это без учета сложностей при транспортировке оборудования. Данные факторы позволяют говорить о подобных агрегатах как о морально устаревших. Особенно на фоне распространения мобильных приборов, обладающих скромными размерами. Тем не менее, внешний блок кондиционера сохраняет свою актуальность на рынке. Объясняется это его высокой производительностью, функциональностью и безопасностью в процессе эксплуатации, так как основные рабочие узлы находятся вне жилого помещения. И если для бытового применения можно найти маломощную замену сплит-системе в виде моноблока, то в контексте обслуживания офисных помещений, общественных зданий и учреждений мультифункциональные комплексы по-прежнему не имеют равных.

Часто, во время ремонта, многие задумываются об установке сплит-системы и планируют дизайн комнат под размер кондиционера. Внутренний блок данного устройства необходимо разместить таким образом, чтобы он не только был правильно расположен, но и наиболее гармонично смотрелся в задуманном интерьере.

Приобретение и выбор самого кондиционера часто планируется ближе к окончанию ремонта, а и подвести «питание» нужно уже сейчас. Так вот для таких случаев и написана данная статья. В ней мы подробно рассмотрим, какие расстояния необходимо учесть для последующего монтажа, и выявим наиболее универсальные размеры внутренних блоков (настенных бытовых устройств).

Вначале сразу хотим предупредить, что бывают «нестандартные» модели кондиционеров, которые могут иметь уникальные размеры и характеристики. И поэтому данную статью не стоит воспринимать как 100% универсальную.

Размер кондиционера. Внутренний блок сплит-системы

Чаще всего жилые комнаты имеют небольшую площадь (до 25 м. кв.) Для таких помещений подходят кондиционеры до 2,7 кВт ( не путаем с потребляемой мощностью) – обычно их называют «семерки» или «девятки» . Как правило, «семерки» и «девятки» (одной и той же модели) имеют одинаковые габаритные размеры, а так же одинаковый диаметр трубок. Поэтому далее будем учитывать одинаковые размеры и характеристики рассмотренных типоразмеров.

Габаритные размеры внутреннего блока, которые нас интересуют в первую очередь

  • длина блока. Наиболее стандартная длина внутренних блоков 700-800 мм. Немного реже встречаются до 900 мм. По личному опыту в расчет лучше всего взять среднюю длину 770 мм.
  • высота блока. Чаще всего эти размеры лежат в пределах 250-290 мм. Для планирования будем учитывать 270 мм.

Глубина нас не сильно интересует (170-240 мм). Таким образом, мы выявили усредненный размер внутреннего блока 770 x 270 мм .

Расстояния от стен и потолка


  1. Кондиционеры «on/off». Кабель выводим таким образом, чтобы он, впоследствии, находился под внутренним блоком (левее на 300 мм. и ниже на 100 мм. от центра блока ).
  2. У большинства

Группа компаний «МЭЛ» - оптовый поставщик систем кондиционирования Mitsubishi Heavy Industries .

www.сайт Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Прежде чем рассматривать такую, казалось бы, простую тему, как максимальная длина трубопроводов кондиционера (открывай каталог производителя и смотри, какая там максимальная длина), я хочу задать один вопрос: а что такое ИНЖЕНЕР в нашей специальности? Тот, что смотрит в каталог и выдает то, что там написано? Но это может сделать и обычный менеджер, знаний гидравлики и термодинамики для этого не нужно. Наверное, инженер – это специалист, который видит немного глубже цифр каталога. Специалист, который может объяснить, откуда взялись эти цифры.

Помню, был спор с уважаемым человеком, который в защиту каталогов сказал следующую фразу: «Если у меня на руках будет инструкция, как строить СИНИЙ домик, то КРАСНЫЙ домик я по ней построить не могу, т.к. это будет нарушение инструкции…»

Так вот ИНЖЕНЕР, это наверно человек, который может построить «домик» любого цвета: понимая, что такое фундамент, несущие стены, перекрытия и кровля здания. Неважно, какой при этом у домика будет цвет.

Сплит системы кондиционирования обладают одной важной характеристикой – максимальным расстоянием от наружного блока до внутреннего. Причем на реальных объектах этот параметр часто становится определяющим при выборе кондиционера. Чем больше производительность кондиционера по холоду – тем большую длину трассы кондиционера допускает производитель (таблица 1 на примере Mitsubishi Heavy Industries).

Таблица 1.

Холод, кВт

Трубы, мм

Холод, кВт

Трубы, мм

Для моделей 2 квт холода максимальная длина трассы для кондиционера составляет, как правило, 15 метров, а для полупромышленных моделей 7 квт и выше – до 50 метров. Для некоторых моделей длина трубопроводов может достигать 100 метров.

Но часто забывают об одной важной детали – производительность кондиционера в каталогах указывается при стандартной длине трубопроводов 7,5 метров, а при максимальной длине производительность кондиционера будет меньше. Насколько меньше – посмотрим на эти таблицы:

Таблица 2.


Эквивалентная длина – длина прямого трубопровода, потери давления в котором такие же, как реальном (с местными сопротивлениями).

В принципе потери мощности не большие - для 50-й модели при длине 30 метров (эквивалентной длины) потери при работе на холод составляют всего 3,4% мощности. С другой стороны для модели 140-й, потери для 50 метров длины составляют уже 17%.

Теперь нужно обратить внимание на теорию.

На рис. 1 изображен классический цикл фреона в контуре кондиционера. Причем прошу обратить внимание, что это цикл для ЛЮБЫХ систем на фреоне R410A, от производительности кондиционера или марки цикл не зависит. Начнем с точки D, с параметрами в которой (температура 75С, давление 27,2 бара) фреон попадает в конденсатор наружного блока. Фреон в данный момент – это перегретый газ, который сначала остывает до температуры насыщения (около 45С), затем начинает конденсироваться и в точке А, полностью переходит из газа в жидкость. Затем происходит переохлаждение жидкости до точки А’ (температура 40С). Считается, что оптимальная величина переохлаждения 5С. После теплообменника наружного блока хладагент поступает на устройство дросселирования (ТРВ либо капиллярка) и его параметры меняются до точки B (температура 5С, давление 9,3 бара). Причем важно, что после дросселирования в жидкостный трубопровод поступает именно смесь жидкости и газа. Чем больше величина переохлаждения фреона в конденсаторе, тем больше доля жидкого фреона поступает во внутренний блок, тем выше КПД кондиционера.

В-С – процесс кипения фреона во внутреннем блоке с постоянной температурой около 5С, С-С’ – перегрев фреона до +10С.

С’ – L – процесс всасывания фреона в компрессор и потери давления при этом. Аналогичный процесс D’ – M.

L – M - процесс сжатия газообразного фреона в компрессоре с повышением давления и температуры.


Рис. 1. Цикл фреона в холодильной машине на диаграмме I-lgP

Параметры фреона R410A в узловых точках холодильного цикла

Точки

Температура,°С

Давление,
Бар

Плотность,
кг/м 3

Потери давления в системе зависят от скорости фреона V и гидравлической характеристики сети:

Жидкостный трубопровод – 0,3-1,2 м/с

Газовый трубопровод – 6-12 м/с

Что будет происходить с кондиционером при увеличении гидравлической характеристики сети (вследствие повышенной длины или большого количества местных сопротивлений)? Повышенные потери давления в газовом трубопроводе приведут к падению давления на входе в компрессор. Компрессор будет захватывать хладагент меньшего давления и значит меньшей плотности. Расход хладагента упадет. На выходе компрессор будет выдавать меньшее давление и упадет температура конденсации. Пониженная температура конденсации приведет к пониженной температуре испарения и обмерзанию газового трубопровода.

Если повышенные потери давления будут происходить на жидкостном трубопроводе, то процесс даже более интересный: Так как мы выяснили, что в жидкостном трубопроводе идет фреон в насыщенном состоянии, а точнее даже смесь жидкости и пузырьков газа, то любые потери давления будут приводить к небольшому вскипанию хладагента и увеличению доли газа. Увеличение доли газа будет приводить к резкому увеличению объема парогазовой смеси и увеличению скорости движения по жидкостному трубопроводу. Повышенная скорость движения снова будет вызывать повышенные потери давления и процесс будет «лавинообразный». Вот условный график удельных потерь давления в зависимости от скорости движения фреона в трубопроводе:


Рис. 2. Потери давления фреона по длине трубопроводов.

Его можно рассматривать и как график потерь давления по длине. Если, к примеру, потери давления при длине трубопроводов 15 метров составляют 400 Па, то при увеличении длины трубопроводов в два раза – до 30 метров, потери увеличиваются не в два раза до 800 Па, а 7 раз до 2800 Па. Поэтому простое увеличение длины трубопроводов в два раза относительно его стандартных длин фатально для кондиционера.

Как правильно увеличивать длину трасс больше стандартно допустимых величин?

Для этого нужно решить две проблемы:

Проблема 1 – проблема повышенных потерь давления по длине в трубопроводах.

Как мы выяснили, повышенные потери давления приводят к резкому снижению мощности кондиционера по холоду, уменьшению расхода фреона и перегреву компрессора. Что в свою очередь приведет к заклиниванию или сгоранию обмоток двигателя. Чтобы этого не происходило, мы должны уменьшить удельные потери давления путем уменьшения скорости движения в трубопроводах. Т.е. просто увеличить диаметры трубопроводов. Уменьшение скорости движения фреона в два раза уменьшает потери давления в 4 раза (формула 1) и соответственно во столько же раз позволяет увеличить длину трубопроводов.

Чтобы проверить это на реальном оборудовании, давайте еще раз посмотрим на таблицу 2: потери мощности на холод для 71-й и 140-й моделей при длине 50 метров.

71-я модель коэффициент коррекции 0,94. Потери 6%

140-ямодель коэффициент коррекции 0,829. Потери 17,1%

Значит, потери давления уменьшились 17,1/6=2,85 раза

140-я модель ровно в два раза мощнее 71-й, а трубопроводы там одинаковы (3/8 и 5/8). Поэтому скорость движения фреона ровно в два раза меньше. Потери давления, которые подчиняются квадратичной зависимости от скорости, должны быть около 36%. По факту меньше, т.к. точка отсчета идет не от 0 метров, а от 7,5 метров.

То есть при уменьшении скорости фреона в два раза, потери давления также уменьшаются как минимум в два раза (на практике больше, чем в два).

Теперь давайте посмотрим еще раз на таблицу 1:

Холод, кВт

Трубы, мм

Диаметр жидкостного трубопровода 6,35 мм работает как на системе мощностью 2,0 кВт, так и на системе 7,1 кВт. На модели 7 кВт длина труб может достигать 30 метров, значит, никаких критичных потерь давления при такой длине нет. Располагаемое давление компрессора, как мы уже выяснили, не зависит от мощности кондиционера. Поэтому одинаковые жидкостные трубопроводы для моделей от 2-х до 7-ми кВт объясняются отсутствием труб меньшего диаметра. Для моделей от 2-х до 5-ти кВт жидкостный трубопровод взят «с запасом».

А вот диаметр газового трубопровода подобран ближе к реальным величинам, поэтому его сечение меняется от 9,52 мм до 15,88 мм.

Учитывая все вышеизложенное, можно составить следующую таблицу:

Таблица 3. Увеличение допустимой длины трубопроводов при изменении их диаметра.

Холод, кВт

Трубы, мм

6,35/12,7

6,35/12,7

6,35/12,7

9,52/15,88

9,52/15,88

9,52/15,88

Длина, м

Холод, кВт

Трубы, мм

9,52/15,88

9,52/15,88

9,52/19,05

9,52/19,05

12,7/19,05

Длина, м

Потери мощности при указанной максимальной длине будут от 10% до 15%. Как следует из таблицы 2, потери мощности MHI допускаются до 20%.

Проблема 2 – возврат масла в компрессор.

Увеличивая диаметр газового трубопровода, мы уменьшаем скорость движения хладагента, а значит может возникнуть эффект отделения масла и застаивание его в трубопроводах и «масляных ловушках». Чтобы этого не происходило, в некоторых наружных блоках MHI предусмотрены специальные устройства – маслоотделители.

Рис. 3. Схема фреонового контура наружных блоков FDC200 (250)VS

Таблица 5. Потери мощности наружных блоков 200 и 250 индекса при разных диаметрах газового трубопровода.

Но на большинстве наружек маслоотделителей нет. С другой стороны проблема отделения масла была больше характерна для фреона R22. Во-первых, потому что вязкость минерального масла, применяемого с фреоном R22, больше, чем полиэфирного для фреона R410A. Во-вторых, плотность R410A выше, располагаемое давление выше, поэтому диаметры трубопроводов на 1-2 типоразмера меньше.

В любом случае увеличение диаметра газовых трубопроводов допускается НА ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ УЧАСТКАХ. Т.е. на вертикальных участках трубопровода необходимо применять стандартный (каталожный) диаметр, а на горизонтальных можно переходить на диаметр большего сечения.

Пример:

В жилом комплексе г. Перми на каждом этаже здании выделены специальные помещения для наружных блоков кондиционеров. Но длина трубопроводов, которая возникает при этом, достигает 40 метров. Максимальная длина трассы бытовой сплит системы любого производителя максимум 25 метров. Однако в случае увеличения диаметра газового трубопровода до 1/2 длина трубопровода кондиционера может достигать 40 метров. Смонтирована бытовая модель SRK35ZJ-S. Участок возле наружного блока выполняется стандартным (1/4, 3/8), далее примерно на расстоянии 1 метр выполнен переход газовой трубы до диаметра ½ на пайке, и затем возле внутреннего блока обратный переход на 3/8. Жидкостная труба без изменений.

Смонтировано уже более 10 кондиционеров по такой схеме. Самый первый более 2-х лет назад. Все кондиционеры работают нормально.

Выводы.

  1. Увеличение максимальной длины трассы кондиционеров возможно при увеличении диаметра трубопроводов. Рекомендации для бренда Mitsubishi Heavy Industries приведены в таблице 3.
  2. Увеличение диаметра газового трубопровода возможно только на горизонтальных участках.

Необходимо при этом проводить дополнительную заправку хладагента на увеличенную длину жидкостного трубопровода согласно таблице 4.

Во время эксплуатации бытовой сплит-системы вы можете почувствовать неприятный запах гнили вместе с потоками воздуха из устройства. Он указывает на необходимость профилактической чистки блока. Помимо отталкивающего амбре, засорение узлов может стать причиной быстрого износа силовой части, повышенного расхода электроэнергии и возникновения аллергических реакций у человека.

Выполнять эту процедуру можно доверить работнику сервисного центра. Но если вы пользуетесь сплит-системой довольно давно, то можете справиться с работами самостоятельно, сэкономив средства. Необходимо лишь ознакомиться с порядком разборки и проведением профилактической чистки.

Размеры внутреннего блока

Прежде чем установить внутренний блок кондиционера, вы должны поинтересоваться его размерами. Это особенно важно при ремонте, ведь современные технологии довольно часто предусматривают установку подвесных потолочных систем, которые могут повлиять на высоту потолка, как и параметры описываемого прибора.

В продаже можно встретить нестандартные модели, которые обладают уникальными размерами. Длина блока обычно варьируется от 700 до 800 мм. Несколько реже встречаются изделия до 900 мм. Специалисты рекомендуют брать в расчет в среднюю длину в 770 мм.

Что касается высоты, то она обычно равна 250-290 мм. Усредненным значением являются 270 мм. Глубина не сильно интересует потребителей, но она достигает 240 мм. Минимальное значение эквивалентно 170 мм. Из этого можно сделать вывод о том, что средние размеры внутреннего блока кондиционера равны 770 x 270 мм.

Знание этих параметров позволяет определить, на каком расстоянии от потолка и стен вешать оборудование. Противоречий по данному вопросу великое множество. В некоторых инструкциях минимальное расстояние составляет 50 мм, тогда как в других оно достигает 300 мм. Оптимальное значение равно цифре от 60 до 150 мм.

Специалисты обычно устанавливают кондиционер с удаленностью в 100 мм. Прежде чем монтировать внутренний блок кондиционера, важно учесть, будут ли в помещении шторы. Шаг между ними и сплит-системой обычно составляет 150 мм. Увеличить это значение можно до 250 мм. Среднее расстояние от блока до стены равно 400 мм.

Классификация внутренних блоков

Для того чтобы осуществить разборку, необходимо определить тип внутреннего блока кондиционера, который может быть представлен:

  • настенной сплит-системой;
  • канальным кондиционером;
  • кассетным устройством.

Самыми распространенными являются настенные модели, которые более доступны по стоимости и иногда еще называются бытовыми. Их установку можно осуществить в помещении любого назначения, а мощность в пределах 7 кВт позволяет охлаждать до 70 м 2 площади. Такие блоки обычно устанавливаются в верхней части стены, недалеко от окна, так как конструкция предусматривает наличие наружного блока, а узлы должны быть соединены между собой.

Настенные кондиционеры не способны подавать в помещения свежий воздух, так как для этого требуется отдельная система вентиляции. Если вы задались вопросом о том, как разобрать внутренний блок кондиционера, то сможете ознакомиться с этой информацией ниже. Именно для такого устройства приведены рекомендации в статье.

Помимо бытовых кондиционеров, некоторые производители поставляют на рынок полупромышленные приборы, мощность которых достигает 10 кВт. Внешне они походят на традиционные сплит-системы, но по параметрам являются полу промышленным оборудованием.

Канальные кондиционеры устанавливаются с подвесными потолками, которые скрывают их полностью. Распределение охлажденного воздуха обеспечивается с помощью теплоизолированных воздуховодов, которые располагаются в межпотолочном пространстве. Такие конструкции могут охлаждать сразу несколько помещений. Мощность оборудования достигает 25 кВт, что позволяет обеспечивать охлаждение коттеджа или нескольких комнат квартиры. В качестве основной особенности канальных систем выступает возможность подачи свежего воздуха в том объеме, который гарантируется функционированием полноценной вентиляции.

Кассетные кондиционеры требуют подвесного потолка при монтаже. При сравнении с канальными конструкциями кассетные распределяют охлажденный воздух через нижнюю часть блока. Она закрывается декоративной решеткой и обычно имеет следующие размеры: 600 x 600 и 1200 x 600 мм.

Проведение разборки и чистка кондиционера

Для чистки внутреннего блока кондиционера необходимо осуществить его разборку. Для этого подготавливаются отвертки разной конфигурации и размеров. Следует позаботиться о наличии коробочки для сбора крепежных деталей. Понадобится электрическая и функциональная схемы прибора. В некоторых моделях они нанесены на внутреннюю сторону верхней крышки.

Для очистки внутренних элементов понадобятся:

  • чистая ветошь;
  • моющее средство;
  • пылесос.

На первом этапе необходимо обесточить кондиционер. Это соответствует правилам электробезопасности. Следует извлечь вилку из розетки. Верхняя крышка блока снимается. Откручиваются болты, которых может быть два или три. Обычно они закрываются декоративными заглушками. Верхняя крышка внутреннего блока извлекается. Если она покрыта слоем плесени и грязи, ее следует вымыть в ванной с помощью моющих средств и щетки.

Разбирая внутренний блок кондиционера, вы должны будете извлечь воздушные фильтры. Они изготовлены из пластика и предназначены для грубой очистки воздуха. Иногда они фиксируются на крышке или внутри кондиционера. Фильтры промываются под интенсивной струей воды. В этом поможет щетка.

Направляющие воздушного потока тоже следует снять. Из пазов извлекаются жалюзи. Для облегчения процесса необходимо слегка изогнуть их. Эти элементы направляют поток холодного воздуха внутрь помещения и тоже нуждаются в усиленной промывке.

Демонтаж нижней крышки

Следующим шагом станет отсоединение нижней крышки. Нужно будет извлечь дренажную трубку и провод электропитания. В процессе этого следует отжать три защелки и отсоединить от блока сливную ванночку вместе с выводящим шлангом.

Извлечение клеммных колодок

Внутренний блок кондиционера имеет клеммные колодки. Их в процессе разборки отсоединяют, а после извлекают электронный блок управления и трансформатор. Для того чтобы вынуть первый, необходимо отжать боковые крепления, а после потянуть устройство на себя. Перед этим провода заземления откручиваются.

Съем двигателя вентилятора

Теперь можно демонтировать двигатель вентилятора. Для этого откручиваются болты, которые укрепляются к шасси. Испаритель приподнимается, а двигатель извлекается наружу вместе с роторным вентилятором. Мотор необходимо отделить от вентилятора, но сначала придется прогреть головку болта паяльником. Это позволит разблокировать тепловой замок на шкиве мотора. Как только лопасти вентилятора удастся снять, их необходимо вымыть. Сборка осуществляется в обратной последовательности.

Чистка внешнего блока

Внешние и внутренние блоки кондиционеров одинаково нуждаются в обслуживании. Периодичность для первого составляет два раза в год, что верно даже при интенсивной эксплуатации. Использовать для этого необходимо пылесос, но устройство должно быть достаточно мощным, чтобы вытянуть пыль с наружных фильтров и радиаторов теплообмена.

Самостоятельно или с помощью специалистов

Если блок располагается на внушительной высоте, то можно открутить защитную решетку и пропылесосить, а также протереть внутренности от пыли. В противном случае вы можете обратиться за помощью к профессионалам, которые снимут кондиционер с использованием альпинистского снаряжения или вышки. Чистку самостоятельно можно осуществить с помощью компактных отправителей, но систему кондиционирования при этом придется обесточить и включить лишь через 30 минут после окончания обслуживания.

В заключение

В процессе эксплуатации сплит-системы пыль оседает на крыльчатке вентилятора, где образуется «шуба» грязи. Это препятствует прохождению потока воздуха при обдуве испарителя. Последний обмерзает, а пользователь не получает нормального холода и интенсивного воздушного потока.

Чистка вентилятора внутреннего блока кондиционера требуется и в том случае, когда вы увидели черные хлопья, вылетающие из прибора. Это говорит о том, что количество грязи настолько велико, что она не удерживается на внутренних узлах. В качестве профилактики время от времени вы можете демонтировать вентилятор и промывать его химическими средствами. Но не все модели позволяют легко извлекать эту часть системы.