Энтропия общества. энтропия

Психология человека вещь достаточно инерционная. Оно и понятно, миллионных лет биологической эволюции и тысячелетия социальной застраховали человечество от резкого и скорее всего неудачного изменения в структуре нервной деятельности.
С другой стороны – вся социальная эволюция человека направлена на снижение роли некативной случайности в его жизни. настоятельно рекомендую дальше прочесть вот это ...

Собственно то, что называется «гуманизацией» социума вполне логично выводится исходя из снижения роли негативных случайностей в этой самой жизни социума и его конкретных членов. Например, некто Ю. Цезарь, будучи уважаемым человеком попал в плен к пиратам, и не приди выкуп вполне мог быть продан в рабы. Однако, как мы понимаем – захват того или иного члена социума бандитами это факт случайный. Т.е. бандиты поднимают меру энтропии социума. Нет бандитов- социум более упорядочен. Тут достаточно вспомнить, что даже в 90-е братки не только стреляли и взрывали, но и выстраивали иерархические схемы и тёрли тёрки: т.е. снижали риски для себя лично и для своих групп от всяких неприятностей (например, очевидно, что гибель в перестрелке это случайное событие).

Проще говоря, понимание «от сумы да от тюрьмы…» приводило к созданию таких социальных институтов, которые бы значительно бы вероятность и сумы и тюрьмы снижали. Проще говоря- делали общество более упорядоченным в плане ликвидации негатива.

Возьмём например последовательную борьбу с работорговлей(весьма заметим прибыльным бизнесом). Мало известно, но англичане активно использовали в качестве рабов ирландцев. Однако, и те и другие белые, в связи с чем есть риск что и сам англичанин попадёт в рабы (см. восстание Монмута). Поэтому рано или поздно был проведен первый сегрегационный уровень - белый рабом быть не может. В дальнейшем, была и борьба за отмену рабства у негров и т.д… как результат мы видим – произошло значительное снижение вероятности наступления негативного события для члена социума в виде обращения его в раба. Кстати архаизация в чуркестанах тот час возвратила этот древний и мудрый обычай, почему-то не встречающийся среди русских варваров..

Обратим внимание, что борьба с рабством, его отмена в США совпали по времени со становлением коммунистической идеи и вообще социализма в целом как набора определённых требований-условий. Т.е. такое знаковое событие не могло не сказаться на формирующейся идеологии. Заметим, что данный подход автоматически означает рост эгатилатризма: т.е. негр тоже человек и тоже имеет человеческие права. Ну и т.д… Однако пройдя этот безусловно положительный этап борьбы с социальной энтропией

Так вот, однако сам факт борьбы с данной энтропией не отменяет того факта, что разные люди и социальные группы производят эту социальную энтропию в разной форме и в разных количествах. Но общество в большинстве инерционно и настроено на борьбу за всеобщее равенство, и, следовательно, снижения риска оказаться на дне, пропустило тот момент, когда в социуме стали накапливаться граждане, имеющие к этому самому дну некую тягу. Действительно: чем выше упорядочен социум, чем более активно он борется социальной энтропией в виде негативных случайностей (порожденных, в том числе и неадекватным поведением членов этого социума), тем более значительная часть этих самых членов будет не соответствовать предъявляемым к ним требованиям.

Т.о. возникает социо-психологическая вилка: с одной стороны высокие «антиэнтропийные» стандарты общества и значительной части его членов вступают в конфликт с поведением другой части членов для которых эти стандарты в силу образования или общего развития недостижимы. Но при этом формально обе группы имеют одинаковые права. К чему это приведёт? Да к тому что «антиэнтропийные» будут тратить ресурсы за себя и за того парня, логично ТАКТИЧЕСКИ проигрывая тем кто тратит ресурсы только на себя

Продолжение следует.
П.С. накопилось много комментариев- отвечу всем.

Все разнообразие видов и форм социального беспорядка восходит к онтологической универсалии хаоса. Хаос представляет собой отсутствие малейших признаков порядка, то есть состояние рассеянности структур, разрозненности элементов, отсутствие каких-либо форм, соподчиненностей, иерархий.

В античной мифологии хаосом называлось неразличимое в себе, недифференцированное, аморфное первоначало бытия. Согласно тем же древним мифам (греческим), в космосе, природе, социуме, человеке время от времени разыгрываются некие безумные силы, воцаряется локальное или всеобщее дионисийст-во, сущее оказывается во власти хаоса, не знающего ни форм, ни норм, ни границ.

Хаос либо предшествует порядку, либо возникает в результате разрушения существующего порядка. Он несет в себе огромную потенциальную энергию, способную при определенных условиях оформиться в конкретные структуры.

К категории хаоса восходят такие понятия, как энтропия, аномия, катастрофа, катаклизм, социальный взрыв, обозначающие различные грани и аспекты распада социальных структур, когда в атмосфере тотальной деструкции исчезает очевидная логика происходящих событий, когда в катаклизмах вздыбившегося мира начинает сталкиваться все со всем, а людям начинает представляться, будто разрушается сама субстанция цивилизации и наступает "конец света".

Хаос - не аномальное, а вполне закономерное, естественное состояние, типичное для всех социальных систем. Он периодически настигает систему. И эта неизбежность делает его скорее правилом, чем исключением в социальной жизни индивидов и сообществ.

Н. Макиавелли в своей "Истории Флоренции" писал о том, что логика беспрерывных превращений заставляет государство периодически переходить от состояния порядка к беспорядку, а затем назад. При этом всегда обнаруживается предел подъема, выше которого невозможно подняться, и предел упадка-беспорядка, ниже которого опускаться уже некуда. В этих критических точках движение государства и общества радикально меняет свое направление на противоположное и устремляется либо вверх к добру и благу, либо вниз ко злу.

Социальная энтропия

Согласно второму началу термодинамики или закону возрастания энтропии, все самопроизвольные процессы во Вселенной однонаправлены и сопровождаются разрушением упорядоченных структур, рассеиванием энергии в пространстве.

Энтропия, как динамика нарастания беспорядка, является универсальным процессом, затрагивающим все системы, от самой малой до максимально гигантской, каковой является вся Вселенная. "Мы, - писал основатель кибернетики Норберт Винер, - погружены в жизнь, где все в целом подчиняется второму закону термодинамики: беспорядок увеличивается, а порядок уменьшается... В мире, где энтропия в целом стремится к возрастанию, существуют местные и временные островки уменьшающейся энтропии, и наличие этих островков дает возможность некоторым из нас доказывать наличие прогресса".

Закону возрастания энтропии подчинено неорганическое, косное вещество планеты. Живое же вещество обладает антиэнтропийными свойствами. Несмотря на то что в автономных системах энтропия постоянно накапливается, организм постоянными ритмическими усилиями от нее избавляется, обмениваясь со средой, веществом и энергией.

В основе любого происходящего изменения скрыты распад и хаос, которые не имеют ни причин, ни целей, обеспечивая лишь непрерывное движение. В этом движении возможны различные направления, выбор которых диктуется случайностями.

Социальная энтропия - это динамика распада объективных и субъективных нормативно-ценностных структур, сопровождающаяся ослаблением или полной атрофией их социализирующих и регулятивных функций.

Энтропия в качестве возможности всегда присутствует в любой из социальных систем. Но активные, целенаправленные цивилизующие усилия индивидов, общностей, социума и его институтов не позволяют этой возможности переходить в действительность в полном объеме. Лишь в отдельные исторические моменты, при стечении целого ряда особых обстоятельств энтропийный процесс может охватить всю социальную систему.

Так, в условиях пребывания социальной системы в исторически конкретной "зоне бифуркации" любой малый сигнал, самая незначительная случайность способны привести всю систему в совершенно новое состояние.

В подобных условиях начинается обвальное, лавинообразное разрушение существующих социокультурных структур - религиозных и воспитательных институтов, семейных связей, моральных и правовых норм. Распадаются практические и духовные "скрепы", связывавшие людей на протяжении веков в разномасштабные общности. Ослабевают и утрачивают свою нормативно-регулятивную силу правовые императивы, и растет число людей, выпадающих из поля их действия. Нежелание соблюдать нравственно-правовые нормы оставляет индивидов без внутренних гарантий от опасности расчеловечивания. В результате они оказываются беззащитны как перед силами внешнего социального зла, так и перед злом, присущим их собственной природе.

На фоне энтропии ключевых цивилизационных структур возникает характерный феномен перераспределения практической энергии масс, которая может устремиться в русло негативистски ориентированной политической активности. Люмпенизированные слои оказываются в таких условиях наиболее приспособленными к активности подобного рода. Их руками совершаются наиболее чудовищные разрушения и кровопролития.

Главным орудием осуществления социальной энтропии является принцип тотального отрицания, воцаряющийся в большинстве охваченных кризисом сфер практической и духовной жизни. Под его воздействием происходит смена мировоззренческих доминант в общественном сознании, в результате которой появляется все больше людей, видящих в разрушении увертюру к грядущему созиданию.

Среди различных определений энтропии, с моей точки зрения, самое лучшее дано Зоммерфельдом, который сравнил ее с директором, направляющим работу. Можно дополнить это сравнение и указать, что для закрытой системы энтропия – это мера той энергии, которую мы не можем использовать для работы. Я не имею возможности вдаваться в подробное определение энтропии и рекомендую желающим более подробно ознакомиться с этим вопросом посетить вебсайт http://www.panspermia.com/seconlaw.htm .

Если мы обратимся к доходам отдельной семьи и вычтем из них расходы на образование и прожиточный минимум в данной стране, то можно найти по этим данным энтропию общества. Расходы на образование следует исключить, поскольку они для семьи «мертвый капитал». Если это расходы на образование детей, то семья уже никогда не вернет эти расходы. Они вложены в детей и в их, детей, будущие семьи. Если ж глава семьи тратит доходы на свое образование, то есть шансы, что он вернет эти расходы путем увеличения будущих доходов. Вот эти будущие доходы будут приняты во внимание уже при расчете будущей энтропии.

Прожиточный минимум в данной стране – это порог, который семья должна перескочить, чтобы можно было говорить об энтропии. Энтропия – это мера свободы. Ни о какой свободе не может быть речи, если доходы семьи ниже прожиточного минимума. Отсчет меры свободы следует вести от нулевого уровня, а не от какой-то отрицательной величины, называемой прожиточный минимум.

Показанная в моей работе на фигуре I-1 зависимость энтропии общества от его сплоченности имеет общий характер. Это как бы закон социологии. Максимум энтропии, имеет место при сплоченности общества пятьдесят процентов. У нас сегодня нет представления какова энтропия в действительности и как быстро она изменяется. Для ликвидации этого пробела попробуем определить действительную энтропию общества и ее изменение с годами, а также по странам на основании статистических данных публикуемых каждой страной. Это большая работа, для выполнения которой необходимы дружные услилия специалистов во многих странах.

Для вычисления энтропии следует воспользоваться данными о доходах населения. Обычно эти данные имеются в каждой стране и их представляет налоговое управление. Не имеет значения в какой валюте измеряется этот доход, поскольку, как мы увидим ниже, нас интересуют относительные величины.

Из данных о доходах следует вычислить две величины, из которых одна – это средний доход на душу населения. Обозначим эту величину как Дср. (Эта величина, как правило, тоже фигурирует в статистических данных каждой страны.)

Другая величина, которую обозначим как Я, – дисперсия доходов населения. Дисперсию доходов, я полагаю, никто и никогда не вычислял. Вместо дисперсии сегодня пользуются так называемыми «кривыми Лоренца». В книгах по социологии мне не приходилось сталкиваться даже с упоминанием кривых Лоренца. Мне они знакомы лишь из учебников экономики. В качестве примера я приведу здесь кривую Лоренца заимствованную из книги П.Самуэльсона «Экономика».

Кривая Лоренца показывает какая часть населения имеет свою долю от общих доходов страны и в конечном итоге, каково неравенство среди населения.

Понятия «энтропия» и «дисперсия» заменят нам кривую Лоренца.

Энтропия Э вычисляется как логорифм отношения двух величин, а именно:

Вопрос о том, каким логарифмом пользоваться, натуральным или десятичным, я считаю непринципиальным. С моей точки зрения предпочтительно пользоваться десятичным, однако, в теоретических работах отдается предпочтение натуральному.

Не следует полагать, что указанный мной метод вычисления энтропии точен и универсален. Я не знаю как в разных странах вычисляют доходы. Разница в определении доходов может внести ошибку в расчеты. Мой метод не учитывает «скрытые доходы», которые в некоторых странах могут быть значительными. Я приведу в качестве примера скрытых доходов разного рода льготы предостовляемые только олигархии в виде специальных лечебниц, магазинов, мест отдыха и развлечений. Такие льготы широко практикуются в социалистическом обществе.

Итак, сделанное здесь предложение может быть принято только как первый шаг.

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ЭНТРОПИЯ

После того как энтропия общества Э вычислена, ее можно принять в качестве меры для построения графика энтропия-сплоченность в относительных по отношению к Э величинах. Относительное измерение более удобно если мы захотим сравнивать между собой различные общества, начиная от первобытных и кончая самыми современными. В качестве меры для вычисления относительной энтропии следует использовать минимальный прожиточный минимум.

Мера отклонения социальной системы или ее отдельного звена от принятого как эталонное (нормальное, ожидаемое) состояния, которое (отклонение) проявляется в снижении уровня организации, эффективности функционирования, темпов развития системы. Социальная энтропия связана с наличием объективной неопределенности в состоянии среды, деятельности людей, ошибками управления, планирования, недостатком знаний (информации) в процессе организации (настройки) рассматриваемой системы - предприятия, учреждения, отрасли народного хозяйства, общества в целом. Социальная энтропия не просто мера неупорядоченности, расстройства социальных систем, но и мера несоответствия их состояния принятым целевым установкам. Сквозь ее призму можно увидеть, что даже при идеальном внешнем (формальном) порядке система может функционировать неэффективно, а управленческие и другие входящие в нее работники, при всей их внешней загруженности, четкости и исполнительности, могут быть заняты, в сущности, малополезной и даже деструктивной, с точки зрения конечной цели системы, деятельностью (“антиработой”). Все дело не в формальной дисциплине, хотя она, разумеется, необходима, а в соответствии внутреннего состояния системы и каждого его элемента поставленным интегральным целям. Отсюда следует, что в области рационализации управления общественными процессами открываются принципиально новые резервы, если в основу этой рационализации положить задачу уменьшения энтропии системы.

Введение категории энтропии в физику позволило оценить коэффициент полезного действия (КПД) термодинамических систем, который оказался очень низким (2-4%). По аналогии с этим энтропийный подход к управленческим системам социальной природы позволяет обнаружить их удивительно низкий КПД, то есть эффективность, что связано с большим отклонением их реального состояния от оптимума. Социальная энтропия в отличие от энтропии в физике - не формально-математическая, а содержательная категория. Это величина, позволяющая оценит функционирование социальной системы: насколько она не достигает или отклоняется от эталонного уровня. Такая оценка проводится прежде всего методами экспертного анализа, историко-социологического исследования, структурно-функционального подхода и др. С понятием социальной энтропии связан новый подход к трудовым процессам и к бюджету времени работников, требующий различать понятия “работа” и “полезная отдача” работников и трудовых коллективов. Обследования показывают, что до 60-70% рабочего времени управленческих и до 50-60% трудовых затрат научных и инженерных работников уходит на выполнение малополезных, а подчас и просто бессмысленных процедур, ненужных регламентов и т. д. Энтропия социальных систем “многолика”, она проявляется в разбухании управленческих структур, росте бюрократизма, лавинообразных документопотоках, громоздких согласованиях, бесконечных и малосодержательных собраниях, заседаниях, проверках, межведомственных “нестыковках”, бесхозяйственности, стихийности. Антиэнтропийные меры во многом сводятся не только к устранению этих негативных проявлений, но и к повышению информационной культуры населения, формированию у всех работников современного мышления, аналитического подхода к жизни, умения различать полезную и бесполезную работу, а также информативные и “пустые” (“шумовые”) сообщения и документы, нетерпимости к дезинформации и т. д. Первостепенное значение в деле понижения социальной энтропии имеет проведение мероприятий по информатизации общества.

"Энтропия социальная" в книгах

Социальное пространство, социальная дистанция, социальная позиция

Из книги Человек. Цивилизация. Общество автора Сорокин Питирим Александрович

Социальное пространство, социальная дистанция, социальная позиция Геометрическое и социальное пространствоВыражения типа «высшие и низшие классы», «продвижение по социальной лестнице», «Н. Н. успешно продвигается по социальной лестнице», «его социальное положение

VI. СОЦИАЛЬНАЯ ЭНТРОПИЯ (I) И РАВЕНСТВО В ИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ

Из книги Нации и национализм автора Геллнер Эрнест

VI. СОЦИАЛЬНАЯ ЭНТРОПИЯ (I) И РАВЕНСТВО В ИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ Переход от аграрного общества к индустриальному обладает неким энтропическим свойством перехода от структуры к систематизированной беспорядочности. Аграрное общество с его относительно устоявшимся

Что такое энтропия?

Из книги Твитономика. Все, что нужно знать об экономике, коротко и по существу автора Комптон Ник

Что такое энтропия? Энтропия – понятие из второго закона термодинамики, согласно которому энергия необратимо рассеивается – от порядка к хаосу.В соответствии с первым законом термодинамики, энергию нельзя уничтожить, однако она может трансформироваться и становиться

Индустриализм и энтропия

Из книги Что нас ждет, когда закончится нефть, изменится климат и разразятся другие катастрофы XXI века автора Кунстлер Джеймс Говард

Индустриализм и энтропия

Из книги Что нас ждет, когда закончится нефть, изменится климат, и разразятся другие катастрофы автора Кунстлер Джеймс Говард

Индустриализм и энтропия Финансовое безумие 1920-х годов стало страстью, подпитываемой нефтью. Повсюду началась лихорадка деловой активности - от освоения земель до производства различных приборов и устройств. С удивительной скоростью распространялись товары массового

Энтропия и синтропия

Из книги Аспектика автора Славинский Живорад

Энтропия и синтропия В отличие от мистического восприятия мира, которое осознает всё, что существует, как единое целое, наука стремится к открытию более элементарных частей целого и объяснению тайны жизни. При таком дроблении внутри большого целого наука обнаруживает

7.1. Социальная структура и социальная стратификация общества

Из книги Социология [Краткий курс] автора Исаев Борис Акимович

7.1. Социальная структура и социальная стратификация общества Совокупность социальных слоев и групп образует социальную структуру общества.Различные направления и школы социологии по-разному смотрят на образование классов и социальных слоев, на социальную структуру

Что такое энтропия?

Из книги Новый ум короля [О компьютерах, мышлении и законах физики] автора Пенроуз Роджер

Что такое энтропия? Каково же точное определение энтропии физической системы? Мы уже знаем, что это некая мера явного беспорядка - но что означают такие не очень строгие понятия, как «явный» и «беспорядок»? Может возникнуть мысль, что энтропия - это величина, вообще не

Энтропия (Entropie)

Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

Энтропия (Entropie) Свойство состояния изолированной (или принимаемой за таковую) физической системы, характеризуемое количеством самопроизвольного изменения, на которое она способна. Энтропия системы достигает максимума, когда она полностью утрачивает способность к

2.1. Энтропия черных дыр

Из книги Черные дыры и структура пространства-времени [лекция] автора Малдасена Хуан

Что такое энтропия?

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Что такое энтропия? Энтропия (от греч. entropia – поворот, превращение) – это функция состояния термодинамической системы, изменение которой в равновесном процессе равно отношению количества теплоты, сообщенного системе или отведенного от нее, к термодинамической

34. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

Из книги Социология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

34. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ Общепринятого определения понятия «социальная структура» нет. В самом общем виде социальная структура – одно из основных понятий социологии обозначает совокупность элементов социальной системы, связи и

Энтропия

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЭН) автора БСЭ

ЭНТРОПИЯ

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

ЭНТРОПИЯ (греч en - в, tropia - поворот, превращение) - понятие классической физики (введено в науку Р. Клаузиусом в 19 в.), посредством которого, в частности, описывалось действие второго начала термодинамики: в замкнутой системе, находящейся в стационарных условиях, либо в

Энтропия

Из книги Невероятно - не факт автора Китайгородский Александр Исаакович

Энтропия Внесем небольшое терминологическое изменение в закон о максимальной вероятности равновесного состояния.Очень часто в физике величины, которые меняются в больших пределах, заменяют их логарифмами.Напомним, что такое логарифм. Когда я пишу о науке для так

англ. entropy, social; нем. Sozialentropie. Мера отклонения соц. системы либо ее подсистемы от эталонного (нормального, ожидаемого) состояния, когда отклонение проявляется в снижении уровня организации, эффективности функционирования, темпов развития системы.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Энтропия социальная

мера отклонения социальной системы либо ее отдельного звена от принятого как эталонное нормальное, ожидаемое) состояния, которое (отклонение) проявляется в снижении уровня организации, эффективности функционирования, темпов развития системы. Э. с. связана с наличием объективной неопределенности в состоянии среды, деятельности людей, ошибками управления, планирования, недостатком или недоиспользованием знаний (информации) в процессе организации (настройки) рассматриваемой системы предприятия, учреждения, отрасли народного хозяйства, общества в целом. Э. с. не просто мера неупорядоченности, расстройства социальных систем, но и мера релевантности (несоответствия) их состояния принятым целевым установкам. Сквозь ее призму можно увидеть, что даже при идеальном внешнем (формальном) порядке система может функционировать неэффективно, а управленческие и другие входящие в нее работники, при всей их внешней загруженности, четкости и исполнительности, могут быть заняты, в сущности, малополезной и даже деструктивной, с точки зрения конечной цели системы, деятельностью («антиработой»). Все дело не в формальной дисциплине (порядке), хотя она, разумеется, необходима, а в соответствии внутреннего состояния системы и каждого ее элемента поставленным интегральным целям. Отсюда следует, что в области рационализации управления общественными процессами открываются принципиально новые резервы, если в основу этой рационализации положить задачу уменьшения энтропии системы. Введение категории энтропии в физику позволило оценить коэффициент полезного действия (КПД) термодинамических систем, который оказался очень низким (2-4%). По аналогии с этим энтропийный подход к управленческим системам социальной природы позволяет обнаружить их удивительно низкий КПД, то есть эффективность, что связано с большим отклонением их реального состояния от оптимума. Э. с. в отличие от энтропии в физике не формально-математическая, а содержательная категория. Это величина, позволяющая оценить функционирование социальной системы: насколько она не достигает или отклоняется от эталонного уровня. Такая оценка проводится социологическим путем прежде всего методами экспертного анализа, историко-социологического исследования, структурно-функционального подхода и др. Другие методы, например, математического моделирования на базе решения скалярных уравнений, здесь менее подходят, так как они позволяют охарактеризовать лишь внешние стороны функционирования социальных систем, их формальную упорядоченность. В данном же случае важно вскрыть внутреннее состояние систем, что требует содержательного анализа целей и функций их отдельных элементов (а это можно сделать, например, экспертным путем). С понятием Э. с. связан новый подход к трудовым процессам и к бюджету времени работников, требующий различать понятия «работа» и «полезная отдача» работников и трудовых коллективов (см. Работа). Это кажется тривиальным, но при организации трудовых процессов нередко одно понятие подменяется другим. С позиций же энтропийного подхода известный призыв «Прибавить в работе!» требует аналитического рассмотрения. Скорее, нужно прибавить в полезной отдаче, а не в работе как таковой, потому что мы работаем вряд ли меньше других народов, но у нас слишком велика доля бесполезного труда и бесполезной продукции (при росте дефицита полезных услуг и продуктов). Обследования показывают, что до 60-70 % рабочего времени управленческих и до 50-60 % трудовых затрат научных и инженерных работников уходят на выполнение малополезных, а подчас и просто бессмысленных процедур, ненужных регламентов и т. д. Энтропия социальных систем «многолика», она проявляется в разбухании управленческих структур, росте бюрократизма, лавинообразных документопотоках, громоздких согласованиях, бесконечных и малосодержательных собраниях, заседаниях, проверках, межведомственных «нестыковках», бесхозяйственности, стихийности. Антиэнтропийные меры во многом сводятся не только к устранению этих негативных проявлений, но и к повышению информационной культуры населения, формированию у всех работников современного мышления, аналитического подхода к жизни, умения различать полезную и бесполезную работу, а также информативные и «пустые» («шумовые») сообщения и документы, нетерпимости к дезинформации и т. д. Первостепенное значение в деле понижения Э. с. имеет проведение мероприятий по информатизации общества. Вооружение социологии энтропийным подходом к социальным процессам позволит ей чутко улавливать появление деформаций в обществе. Однако применение этого подхода требует разработки его методологии и методики, понятийного аппарата, чему служит социальная когнитология-наука, изучающая принципы и механизмы накопления и использования знаний в социальных системах.