Повышение грамотности учащихся через новые подходы к обучению орфографии. Три простых упражнения, которые помогут вам быстро повысить грамотность

», призванная напомнить нам о существовании орфографии и пунктуации. По этому случаю в новом выпуске образовательной рубрики «Новые знания» мы вместе с экспертами разбираемся, существует ли врождённая грамотность и как её развить, если с рождения всё-таки не повезло.

А что такое грамотность? На мой взгляд, это история не только про -тся/-ться
и отсутствие запятых. Это и выразительность речи: уместная стилистика, понятная лексика, способность видеть второй (метафорический) смысл текста, работать словом как инструментом, передавать эмоцию и отношение. Грамотность - признак образованности и маркер, который определяет профессиональную и общественную деятельность человека.

А вот степень «врождённости» напрямую зависит от любви к литературе и навыка чтения. Чтобы стать грамотным, достаточно быть начитанным: много, а главное, систематически читать, расширять словарный запас. Тогда вкупе
с интересом к содержанию срабатывает и зрительная память.

Никто не станет грамотным оттого, что знает все правила и ничего, кроме учебников, не читает. Даже изощрённые приёмы обучения тут не помогут.
Люди пишут «заЯвление» о приёме на работу не потому, что «безударная гласная в корне, ищем проверочные слова», а потому, что сотни раз видели это слово на бланках и не один раз писали его. Причина проблемы - в противоестественной системе обучения грамотности. Она тяжела и скучна для детей и вызывает у них лишь отторжение.

Разумеется, правила тоже нужны, чтобы понимать логику правописания, но сама методика их усвоения должна быть принципиально другой. Для этого в том числе есть мнемонические рифмы. Как запомнить правильное ударение в склонении слова «договОры»? Придумали стих: «Мы не жулики, не вОры, подписали договОры». Для взрослого этого более чем достаточно.

Так как мы чаще всего работаем с корпоративным сектором, я вижу большую проблему не в орфографии с пунктуацией, а в неспособности формулировать мысли, определять уместный стиль общения, писать на живом, человеческом языке, оставаясь при этом в рамках этических норм конкретной среды. Типичных ошибок очень много, и касаются они не только орфографии и пунктуации, но и стилистики, значения употребляемых слов и даже неуместного использования капслока:«Доброго времени суток», «С надеждой на понимание
и быстрый отклик», «договорА», «квАрталы», «попушить», «зафакапить» и так далее.

Повсеместно люди считают устную и письменную речь без ошибок признаком образованности. При этом все в разной степени толерантны. Часть людей считает, что главное - донести мысль, тогда можно простить другие ошибки. Другие уверены, что излишняя эмоциональность, длинные письма и небрежность оформления - явный признак либо неуважения, либо невежества.

Что читать

Марина Королёва

«Чисто по-русски »

Почти настоящий учебник, только написанный доступным языком. Журналист и филолог Марина Королёва разбирает слова и выражения, в которых мы чаще всего делаем ошибки. Правила она сопровождает занятными историями из жизни, чтобы запомнить их можно было быстрее и легче.

Нора Галь

«Слово живое и мёртвое »

Книга, которая внесла значительный вклад в борьбу за чистоту русского языка. Переводчица и редактор Нора Галь разбирает писательские и речевые ошибки, которые мы допускаем, даже не задумываясь. Подойдёт и тем, кто думает, что говорит правильно.

Что читать и смотреть в интернете

Подготовка к диктанту

Оперативно восполнить пробелы в знаниях можно и на сайте «Тотального диктанта». За шесть видеоуроков предлагается вспомнить правила пунктуации при однородных членах и вводных словах; правила написания корней и приставок, частицы «не» с прилагательными, а также другие моменты, на которых чаще всего спотыкаются участники. Для закрепления материала после каждого урока есть несколько коротких заданий.

«10 мифов о русском языке»

Серия материалов «Словарный запас»

Ежемесячные колонки популяризатора русского языка Ксении Турковой, в которых она разбирает важные явления и популярные мемы с точки зрения лексикологии. Например, в последних выпусках можно узнать, как пишется слово «кипеж», а также о появлении «кадыринга» и феномене слова «Шарли».

Лекция Ирины Левонтиной
«Норма и избирательность»

Ещё одна возможность улучшить свой русский - доступные лекции специалистов о тонкостях языка. На этой встрече лингвист Ирина Левонтина говорит о том, насколько по-разному люди воспринимают слова, как меняются языковые нормы и почему слова «сосуля», «кушать» или многие уменьшительно-ласкательные формы так раздражают.

Где учиться в Москве

курс

«Устойчивая грамотность»

Полноценный курс из 12 занятий, на которых слушателям помогут улучшить навыки орфографии и пунктуации. Программа включает в себя два уровня сложности в зависимости от результатов вступительного теста. Участники занимаются по разработанным специально для программы учебникам и рабочим тетрадям, а проходят занятия два или три раза в неделю -
в общем, всё серьёзно.

образовательный центр «Интенсив»

СКОЛЬКО

24 000 рублей

Курс

«Русский без ошибок »

Обучение в «Специалисте» в большей степени посвящено проблемным моментам в русской грамматике: использованию знаков препинания, слитному и раздельному написанию слов, построению словосочетаний и предложений, ошибкам в управлении и родах существительных. Слушателей обещают научить не только грамотной письменной речи, но и устному языку.

центр компьютерного обучения «Специалист»

СКОЛЬКО

3 900 рублей

курс

«Скорая помощь по русскому языку »

Для тех, кто не любил русский в школе и до сих пор не уверен в правильном написании -ться и -тся, есть интенсивный курс школы Capable People. За шесть часов здесь обещают освежить ваши знания и пройтись по самым сложным случаям русской грамматики.

ГДЕ
школа Capable People

CКОЛЬКО
5 000 рублей за одно занятие

Курс

«Русская грамотность »

Ещё одна основательная программа для тех, кто решил всерьёз заняться своей грамотностью. За два месяца здесь обещают рассказать чуть ли не всю школьную программу по орфографии и пунктуации, параллельно развив у слушателей языковое чутьё.

ГДЕ
сеть школ иностранных языков Alibra

СКОЛЬКО
1 600 рублей за одно занятие

Русский язык, а также культура речи – это одни из основных предметов в школьных программах. Однако далеко не всегда знания усваиваются учащимися надлежащим образом, а еще чаще они просто теряются за последующие годы жизни. Между тем, знать русский язык и уметь не только грамотно выражаться, но и правильно писать очень важно. Смешно и грустно, когда слышишь, как телеведущие или политики несут какую-то белиберду, произнося слова совершенно неправильно, или когда читаешь в газетах, журналах или том же интернете вроде бы серьезные и полезные статьи, но видишь, что слова в них написаны как попало, например, вместо «налицо» пишут «на лицо», вместо «к маме» пишут «к мами», вместо «непогода» пишут «не погода» и т.д. Но, по сути, не имеет значения, какие цели и задачи вы ставите перед собой, знать русский язык нужно, причем хотя бы по той простой причине, что тем самым вы выражаете уважение к родной речи и культуре, проявляете уважение к себе и окружающим людям.

И сегодня мы поговорим на тему того, как можно уже взрослому человеку. Но перед описанием подготовленных для вас десяти способов устранения пробелов в знаниях, мы хотели бы указать на один крайне важный момент.

На самом деле повысить свою грамотность достаточно просто, но следует понимать, что сделать это за неделю или две не получится. В лучшем случае этот процесс может занять у вас несколько месяцев, а то и лет. Поэтому, приняв решение о том, что вы действительно хотите в должной степени овладеть родным языком, позаботьтесь, чтобы такие книги как грамматический справочник и словарь русского языка стали вашими верными спутниками. Не обязательно, конечно, всегда иметь их с собой (хотя можно скачать на планшет, ноутбук или смартфон), но сделать своими настольными пособиями нужно обязательно.

И если вдруг в какой-то ситуации вы испытываете затруднение, к примеру, не уверены точно, как пишется слово или что оно означает, не пренебрегайте использованием словаря. Точно так же и когда узнаете новый термин, уделите минутку на выяснение его точного определения. Поступая так, вы всегда будете повышать свою грамотность и расширять словарный запас.

Итак, если вы готовы, предлагаем вашему вниманию способы устранения пробелов в грамотности по русскому языку.

10 способов устранить пробелы в грамотности

Каждый из представленных способов по-своему интересен. Использовать их вы можете как по-отдельности, так и в комплексе. К слову, если вы отдадите предпочтение второму варианту, ваши успехи будут более впечатляющими, а сам процесс будет проходить намного быстрее.

Способ первый – читать

Чтение – это, пожалуй, самый лучший и верный способ повышения грамотности по русскому языку. Но с учетом того, что многие люди привыкли интеллектуально лениться, большую часть информации они получают, слушая радио, смотря новости, тематические передачи, кино и т.п. Это, конечно, хорошо, но грамотнее (в прямом смысле этого слова), к сожалению, не делает. Повысить уровень знания родного языка и улучшить правописание вам поможет чтение.

Дело в том, что книги содержат в себе невероятное количество слов. И во время чтения человек получает сразу несколько преимуществ: во-первых, расширяется его словарный запас, во-вторых, развивается навык сочетания и комбинирования лексических единиц, и, в-третьих, при чтении мозг визуально фиксирует правильное написание различных терминов и понятий, благодаря чему уменьшается количество орфографических ошибок на письме (кстати, если вы ознакомитесь с нашим , вы сможете пройти небольшой тест на правописание). А еще одним существенным плюсом чтения является расширение кругозора.

Способ второй – писать

Несмотря на то, что уроки (сеансы) чтения крайне полезны, конкретно правописание можно улучшать, если больше писать. Уделяйте этому хотя бы по 30 минут каждый день, и уже совсем скоро вы заметите, что при написании различных слов у вас появилась уверенность. К тому же это позволяет изучить всевозможные тонкости пунктуации. Но, конечно, работать этот способ будет только в том случае, если написанное (правильность написания слов и расстановки знаков препинания) вы всегда будете проверять.

Если же вас волнует вопрос – что именно писать, то здесь подойдет абсолютно все. Можете написать небольшую историю из жизни, описать прошедший день, изложить в краткой форме содержание любимого фильма. Также полезно вести дневник. Кстати, если писать ручкой на бумаге вам почему-то не хочется, воспользуйтесь текстовым редактором на компьютере. При желании можно даже задаться целью вести собственный блог в интернете на интересную тему (а если вам понравится, со временем вы сможете сделать это одним из источников дохода или даже основным).

Способ третий – проверять и устранять сомнения

Хорошие способы изучения русского языка – это не только чтение и писательство, но и постоянная самопроверка и устранение своих сомнений. Вам наверняка знакома ситуация, когда вы пишите что-то или даже просто говорите о чем-то, а у вас возникают сомнения, что вы написали или произнесли это правильно (сюда же можно отнести вопрос смысловой правильности употребления терминов и понятий).

Так вот: такие ситуации не следует считать чем-то из ряда вон выходящим, с ними сталкивается каждый. Но вопрос в том, что вы будете делать с этим. Мы рекомендуем не жалеть времени и уделить его поиску ответов и устранению сомнений. Загляните в интернет или откройте словарь, чтобы удостовериться: не совершили ли вы ошибки. Кстати, именно такие случаи позволяют запоминать информацию лучше всего, ведь даже небольшая неуверенность в чем-то – это всегда микростресс, сопровождаемый эмоциональной реакцией. А, как известно, то, что вызывает у человека эмоции, запоминается надолго. Таким образом, устраняя сомнения, вы будете усваивать полученные уроки на всю жизнь.

Способ четвертый – использовать онлайн-сервисы

Доступ к интернету есть сегодня практически у каждого человека, и если еще лет десять назад это можно было назвать диковинкой, то сейчас иметь под рукой планшет, смартфон или ноутбук стало так же естественно, как чистить зубы по утрам. Кроме того, точки доступа к всемирной Паутине есть в настоящее время во множестве публичных мест и заведений.

Во-первых, в интернете можно найти специализированные курсы по русскому языку. К таким относится на 4brain, а также материалы таких платформ как «Универсариум », «Интуит », «Лекториум », «ПостНаука », «Лекторий » и другие (более подробно о них вы можете прочитать ). А во-вторых, существует немало «облегченных» сервисов, где есть возможность, например, просто ввести слово и узнать его правописание или значение. Также такие ресурсы зачастую предлагают проверку грамматики, пунктуации и т.д.

Поэтому, когда возникают какие-то затруднения, смело обращайтесь к таким сайтам как gramota.ru , therules.ru , online.orfo.ru , text.ru , languagetool.org и другим. Это, конечно, не уроки по русскому языку, но все равно хорошие способы изучения.

Способ пятый – установить приложение «Слово дня»

Приложение «Слово дня» представляет собой очень простой и в то же время эффективный инструмент для пополнения словарного запаса. Очень хорошо, кстати, о нем написал Игорь Манн в своей книге « ». Приложение совершенно просто устанавливается на компьютер или гаджет – вот .

Когда вы установите его, ваш словарный запас будет увеличиваться на одно слово ежедневно. Кто-то может сказать, что в этом нет ничего особенного, но это будет неправильно. Дело в том, что ежедневно мы все общаемся, используя по большей части только знакомые нам слова, а новые узнаем лишь случайно. Поэтому «Слово дня» станет хорошей альтернативой этим «случайностям».

А если провести несложные математические расчеты, то за год вы узнаете 365 новых слов, за два года – 730, за пять лет – 1825 и т.д. Согласитесь, неплохой результат? Таким образом, уже по прошествии даже одного месяца вы заметите, что ваша речь стала богаче, а стиль письма – более совершенным. Плюс ко всему – глядя на высветившееся на экране слово, даже хорошо вам известное, вы будете запоминать его правописание.

Способ шестой – учить правила

Если уроки по русскому языку – уже пройденный вами этап, а, например, репетитор по какой-то причине неактуален, но повышать грамотность необходимо, учите правила самостоятельно. В идеале этот способ предполагает изучение одного правила ежедневно. Но если взять во внимание то, что, скорее всего, у вас есть работа, хобби, семейные дела и все прочее, а правила нужно не только зазубривать, но и усваивать, вы можете уделять на изучение чего-то одного два или три дня.

Можно, например, сегодня выучить, немного попрактиковаться, а завтра повторить правило и снова попрактиковаться. А уже послезавтра – выполнить несколько упражнений без повторения правила.

Если подобные способы изучения правил русского языка станут неотъемлемой частью вашей жизни, со временем вы овладеете этим предметом в совершенстве. И если спешить вам некуда, занимайтесь спокойно, ведь даже медленно идущий достигнет своей цели, пока толпы зевак будут стоять и смотреть. А узнавать и изучать эти самые правила можно при помощи все тех же учебников, сборников правил и онлайн-сервисов.

Способ седьмой – перечитывать и редактировать

Это способ очень подходит тем, кто по какой-то причине вынужден или просто любит общаться с друзьями, родными, коллегами или партнерами через специальные программы наподобие Skype, ICQ, QIP, Viber, WhatsUp или даже в социальных сетях типа «Вконтакте» и «Одноклассники». Звучит несколько необычно, но даже из такого общения можно извлечь пользу, чтобы повысить свою грамотность.

В то время как большинство людей предпочитают изъясняться при помощи «пасибки», «мне нра», «спс», «прива» и «досвидос», мы советуем вам подходить к процессу онлайн-общения осознанно. Просто писать грамотные и правильные сообщения. Как только написали что-то, не спешите жать на Enter, а перечитайте написанное, исправьте ошибки, поставьте соответствующие знаки препинания и только потом отправляйте.

Пусть на это вам потребуется немного больше времени, зато вы научитесь грамотно писать. А если копнуть немного глубже, то так горячо любимые многими новомодные сокращения просто-напросто ухудшают культуру речи, снижают активность головного мозга, пагубно сказываются на внимательности, концентрации и развитии мышления вообще.

Способ восьмой – заниматься с репетитором

Репетиторство – один из лучших способов повышения грамотности по любому предмету, в том числе и по русскому языку. Грамотный репетитор всегда использует индивидуальный подход в обучении, учитывает особенности своего ученика и имеющиеся у него знания и навыки. Если что-то непонятно, он доходчиво это объяснит, поможет устранить пробелы и разобраться с трудностями. Помимо прочего, профессиональный специалист может существенно ускорить образовательный процесс.

Заметим, что нанимать репетитора можно в любом возрасте, и в этом нет ничего зазорного. Напротив, если вам помогает репетитор, значит, вы заинтересованы в получении новой информации, исправлении ошибок, своем образовании, в конце концов. По этой причине, если вам не хочется заниматься самообучением, смело нанимайте личного педагога и занимайтесь с ним.

Но все же отметим, что подобные занятия могут ударить вам по карману, ведь услуги квалифицированных преподавателей стоят недешево. А если заниматься с неквалифицированными специалистами, это может закончиться выброшенными на ветер деньгами. Впрочем, если вопрос затрат вас не сильно беспокоит, найти профи не составит большого труда.

Способ девятый – курс по русскому языку от 4BRAIN

Отдельно о нашем курсе по русскому языку. Если рассматривать разные способы изучения предмета, он занимает среди них далеко не последнее и даже не девятое (как в этой статье) место. Он составлен профессионально – при создании использовались лучшие педагогические материалы и опыт наших коллег. Да и к его подготовке мы подходили со всей серьезностью и желанием сделать действительно полезный концентрированный материал.

Курс включает в себя пробное тестирование, позволяющее определить проблемные места во владении русским языком, индивидуальный график обучения, позволяющий оптимально распределять время и нагрузку, множество ежедневных непродолжительных занятий и различные способы промежуточного контроля усвоения материала. Всего же программа позволяет достаточно хорошо подтянуть русский язык всего за три недели.

Рассчитан курс по русскому языку от 4BRAIN на людей от 10-12 лет, знакомых с основными правилами, но испытывающих определенные затруднения. Чтобы узнать о курсе более подробно и получить дополнительную информацию, перейдите по . Мы с радостью предложим вам полноценную и адаптивную программу обучения.

Способ десятый – прочие варианты

В заключение скажем несколько слов о других вариантах устранения проблем с русским языком. Среди них такие способы изучения и проверки знаний как разгадывание кроссвордов и сканвордов – это позволяет не только узнавать новые слова, но и запоминать их правописание. Также сюда относятся всевозможные тесты, ребусы, головоломки и анаграммы, развивающие когнитивные и интеллектуальные способности.

А если хочется совместить приятное с полезным, нужно смотреть больше документальных фильмов, выступления ораторов и публичных людей. Так вы сможете учиться правильно говорить, узнавать новые слова и подмечать ошибки, которые совершают другие.

Помните о том, что не имеет значения, какие способы изучения русского языка вам нравятся больше: репетитор и частные уроки, онлайн занятия, чтение или что-то еще, самое главное – работать над собой и стремиться к улучшению своих результатов. Желаем вам в этом деле успеха и непоколебимой мотивации!

Давно не секрет, что грамотность устной и письменной речи человека – это его своеобразная визитная карточка. Будет довольно непросто претендовать на престижную высокооплачиваемую работу, если пишешь с ошибками типа «незнаю, экзамин, здавать» , а говоришь пОняла, звОните, брАла, спАла, квАртал. Тем более возникнут трудности при сдаче выпускных и вступительных экзаменов. Поэтому повышение грамотности – важная задача для школьника, а часто и для взрослого, работающего человека. Конечно, некоторые от природы пишут грамотно, у кого-то талант к созданию письменных творений, а кому-то сложно и два слова связать, и с этим трудно что-то поделать. А если для человека русский язык не является родным, то у него возникает еще больше сложностей.

Что же делать, чтобы начать писать без ошибок или уменьшить их количество? Многие советуют больше читать. Это действительно работает, если помнить о том, что читать и как читать.

Читайте любую литературу, главное, чтобы Вам было интересно. Конечно, желательно выбирать все-таки литературу классическую, изданную в советские времена. Тогда гораздо тщательнее подходили к проверке грамотности. К тому же можно быть уверенным в качестве стиля признанного классика. Поверьте, и Пушкин, и Булгаков, и Толстой создали много увлекательных, захватывающих, забавных произведений, не включенных в школьную программу, но действительно интересных для чтения. Мне, например, очень нравятся «Записки юного врача» М.А. Булгакова.

Читайте везде и как можно больше. Читая, Вы сразу убиваете нескольких зайцев. Во-первых, работает зрительная память. У большинства людей этот вид памяти наиболее развит. Вы запоминаете правильное написание слов и потом можете применять следующий метод проверки написания слова: «нравится – не нравится». Что это значит? Вы пишете два варианта слова, в правописании которого сомневаетесь, и выбираете тот вариант, который Вам больше нравится. Говорят, что интуиция подсказывает, но это откуда-то из зрительной памяти выплывает правильное написание слова. Осторожно!!! Любителям «олбанского» языка!! Помните, что Ваша память может подсказать вариант, принятый в этом языке.

Но грамотность письменного текста это не все. Читая, Вы также почувствуете стилистику текста, сочетаемость слов, пунктуационные нюансы. А словарный запас ничто так не расширит, как чтение.

Используйте методику орфографического чтения. Особенно хорошо работает во время диктантов, изложений, сочинений. Теория орфографического чтения принадлежит методисту Дмитрию Ивановичу Тихомирову ; за эту теорию ему в 1888 году Петербургский комитет грамотности присудил Большую золотую медаль. «Если вы хотите, чтобы Ваш ребенок грамотно писал, заставляйте его читать, как написано, и не бойтесь, что он будет так же говорить, потому что дети понимают: мы говорим не так, как пишем» , – писал Д.И. Тихомиров.

Что это значит? Когда Вы читаете, заостряйте внимание на длинных, сложных словах, про-го-ва-ри-ва-я их по слогам так, как они написаны. Так одновременно Вы задействуете и зрительную, и слуховую память. А если Вы так будете делать при написании слова, тогда еще и моторная память подключится!

Купите орфографический словарь

В доме обязательно должен быть словарь или Интернет, где словарь можно скачать. Одно из важнейших правил: «Если сомневаешься – не пиши!». Всегда можно заменить другим словом или перестроить предложение, заглянуть в словарь, спросить у учителя и, конечно, прийти к нам, на Tutoronline.ru.

Пишите неторопливо. Старайтесь писать каллиграфическим почерком: это помогает сосредоточиться, зафиксировать в памяти форму слова, позволяет вспомнить соответствующее правило правописания. Это же относится и к печати на компьютере. Не торопитесь, думайте.

Аудиокниги для языковой интуиции

Часто говорят: «Здесь просится запятая». Действительно, это так. Только почему просится? Потому что ритмика предложения и текста, логика содержания подсказывает, что в этом месте нужен знак препинания. Знаки препинания вообще зачем нужны? Только чтобы выделить, передать смысл высказывания, интонацию, ритмику устной речи.

Чтобы овладеть этой ритмикой, слушайте аудиокниги. Прислушивайтесь к тому, как произносятся фразы, в каких местах делаются пунктуационные паузы. Вам будет гораздо легче в дальнейшем при написании собственных текстов ставить запятые в тех местах, где «знаки препинания просятся».

Интернет

Это и помощник, и большой враг для грамотности. Почему помощник – понятно: сейчас можно найти почти все для обучения, если есть желание: тесты ЕГЭ, программы-тренажеры, репетиторов онлайн и т. д. А почему же враг? Все мы встречались с языком, на котором вместо фразы «очень смешно» пишут «ваще пацталом»? Нарочно безграмотно писать, конечно, можно, если ты знаешь правильный вариант. Только беда в том, что «превед медвед» врезается в память, и невольно начинаешь сомневаться в самомочевидном.

Писать с ошибками опасно, потому что формируется первичный, очень крепкий навык. Считается, надо написать слово правильно около ста раз, чтобы избавиться от последствий первоначального ошибочного написания.

Отсюда совет: старайтесь даже на форумах, даже в чате общаться грамотно, выбирайте грамотных собеседников.

Удачи Вам!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Существует мнение, что орфографическая грамотность – это врожденная черта. Но на практике оказывается, что языковое чутье свойственно тем, кто с детства много читает. Следовательно, можно сделать вывод, что грамотность – приобретаемое качество, его можно развивать, и проще всего делать это с юного детского возраста. Расскажем, как повысить грамотность по русскому языку у ребенка ко 2-3 классу.

Для того чтобы тренировать правила написания слов, ребенок задействует три центра:
глаза – видеть написанное или напечатанное слово и зрительно его запоминать;
уши – воспринимать слово на слух, произносить его, слушать звучание;
рука – записывать слово и закреплять его в памяти .

Если в доме создана среда, в которой ребенок постоянно использует родной язык и развивает орфографическую зоркость, то переход от детских открыток, подписанных печатными буквами «Мама, паздравляю с празникам!» до школьных диктантов , написанных на «четыре» и «пять», происходит постепенным и непринужденным образом. Помочь в этом могут несколько эффективных способов.

Чтение

Не существует слишком раннего возраста, чтобы начать читать. Слушая стихи и сказки, младенец воспринимает и копирует звуки родной речи. Благодаря азбуке с яркими картинками у детей появляются зрительные ассоциации, на какие буквы начинаются те или иные слова. Начиная читать самостоятельно, ребенок расширяет словарный запас, много раз видит грамотное написание слов и автоматически его запоминает, так что порой в будущем будет достаточно закрыть глаза, и представить себе напечатанное на бумаге слово, чтобы убедиться в правильности его правописания. Поэтому книга по-прежнему должна оставаться одним из лучших подарков для детей .

Решение кроссвордов

Начните с кроссвордов в детских журналах, где вместо словесных заданий нарисованы картинки с номерами. Ничего, если поначалу ребенок будет неправильно вписывать в клеточки безударные гласные. Подарите ему ручку «пиши-стирай» и подсказывайте, как на самом деле пишется нужное слово.

Устные игры в слова

В дороге, в очереди, при любой необходимости ждать игры в слова – интересный способ скоротать время, а также увлекательная речевая тренировка. Примеры таких игр – это:

Рифмы;
слова (по подобию игры в «города»);
назови слово, которое начинается на слог «па», «ло», «ту» и так далее;
составь предложение из слов, начинающихся на одну и ту же букву, например «Лиса ловит лягушку» или «Мяч мешает моряку».

Много общения

Родительская речь для детей – это главный свод правил родного языка, поэтому именно от взрослых в семье зависит, как ребенок будет ставить ударение в словах «звонит» или «торты». Если замечаете, что он допускает одну и ту же речевую ошибку, аккуратно поправляйте ее в ответном предложении.

– Мама, куда ложат вилки?
– Вилки кладут в верхний ящик стола.

Если вы употребляете слова правильно и много общаетесь в семье на различные темы, то даже неизбежные речевые ошибки от окружающих не будут передаваться вашим детям.

Словесные игры на бумаге

Змейка – запишите как можно более длинную цепочку слов, где каждое последующее слово начинается на последнюю букву предыдущего;
виселица или «Поле чудес»;
путаница – составьте слова из перемешанных карточек с буквами;
составление множества маленьких слов из одного большого.

Развлечения с использованием букв

Вовлекайте слова и буквы в совместные игры с детьми.

Рисуйте небольшие комиксы на тему, которой в данный момент увлечены дети (насекомые, лего, феи): самодельные комиксы часто являются стимулом к самостоятельному чтению;
предложите ребенку вместе придумать и написать книжку с картинками и небольшой историей;
делайте коллажи с вырезанием слов из газетных и журнальных заголовков;
мастерите браслеты из деревянных или пластиковых бусин с буквами;
сделайте украшение для дома со словом, которое описывает вашу семью, – буквы можно написать, например, на красивых морских камнях.

Постеры на стену

В доме, где есть дети, на стене часто висит плакат с азбукой, чтобы малыши обращали на него внимание и учили буквы. Таким же образом можно обеспечить и наглядность написания других слов и терминов. В книжных магазинах представлено разнообразие плакатов различной тематики: цветы и животные, транспорт, виды спорта, геометрические формы и так далее. Соотнося визуальный образ с написанием слова, ребенок с детства запоминает, как оно пишется.

Скраббл

Популярная во всем мире настольная игра «Скраббл», а также ее русская версия – «Эрудит», развивают лингвистическую логику. Среди других известных настольных игр на составление слов – «Боггл» и «Тик Так Бумм».

Мнемоническое запоминание правил

Дети не любят учить правила, а вот поиграть и пошутить им всегда интересно. Мнемоника предлагает облегчить запоминание правил с помощью рифмовки, ассоциаций, создания зрительных и звуковых образов. Известные мнемонические примеры:

Не чудесно, не прекрасно, а ужасно и опасно букву т писать напрасно;
Уж замуж невтерпеж;
Надеваю одежду, одеваю Надежду;
То, кое, либо, нибудь – дефис не позабудь.

Расскажите детям об этих и других примерах, чтобы запоминание некоторых правил и исключений не казалось им скучным и сложным.

Словари

Орфографический словарь – необходимая книга в доме у каждого школьника Но помимо обращения к профессиональным словарям, полезно завести и персональный словарик для слов, которые вызывают затруднения. Набрав по 7-10 таких слов, дети могут:

Писать с ними маленькие диктанты;

Составлять из них кроссворд;
записывать особенно трудное слово всеми цветами радуги;
играть в «найди ошибку» или «вставь пропущенную букву».

Упражнения по списыванию, а также морфологическому и фонетическому разбору будут предложены детям в школе в большом количестве на уроках родного языка. А дома, с родительской стороны, желательно поддерживать благоприятную атмосферу, где чтение, разговоры о литературе и интеллектуальные игры со словами – естественная и любимая часть жизни.

Я хочу поддержать молодежь нашего проекта (от 10 и выше – моему внуку скоро будет как раз 10 лет, и потому я хорошо понимаю эту аудиторию) – эта инструкция вам в помощь.
Умение грамотно писать – поможет вашей карьере.
А здесь – отличное место, где можно потренироваться (но не во вред читателям).
Вот как тренироваться, я и напишу в этой инструкции.

Уровень сложности: Несложно

1 шаг

Я, как и многие из вас, вероятно слишком много гонял собак в детстве. И потому с грамотностью у меня были большие проблемы. А когда я стал много писать, моя “грамотность” мне сильно мешала.
Но как-то мне попала в руки тоненькая книжка (возможно она называлась как эта инструкция). Я уж был взрослый – и в этой книжке “про грамотность за 5 минут” многое совпадало с тем, что я уже знал, в частности с моими знаниями и опытом про запоминание и память.
Итак, совет первый – может быть, вам тоже повезет – нужно поискать такую- книжку.

2 шаг

В этой книжечке (такая она была тоненькая, что я ее так ласково назвал) говорилось примерно следующее:
“Мы очень много читаем. Но в большинстве своем книги, которые мы читаем, написаны грамотно – в любом случае, тексты этих книг правил грамотный редактор. И именно это мы используем здесь “для постановки грамотности за 5 минут”.
Итак шаг второй – не перечитывайте до дыр свои безграмотно написанные личные дневники (или такие же по качеству инструкции), а читайте хорошие книги – чем больше, тем лучше для вашей грамотности. Вы ПРИВЫКНИТЕ ЧИТАТЬ ГРАМОТНУЮ РЕЧЬ.

3 шаг

Вот, идете вы на работу или в школу одной и той же дорогой, и если ничего на дороге не меняется, то вы старое не замечаете. Но если вдруг там, где еще вчера ничего не стояло, вы обнаружите прямо по центру вашего пути, скажем, зеленую елку – вы сразу ее заметите, остановитесь, как бы споткнетесь.

Так и при чтении текстов: когда написано все без ошибок, это как старая дорога на работу или в школу. Но если вы при чтении встретите ошибку – обязательно споткнетесь. Итак – ошибка – это как та елка на дороге.
Итак, шаг третий – споткнулся при чтении текста, остановись – посмотри – не ошибка ли.

4 шаг

Шаг четвертый.
Вот теперь набирайте свой текст. Затем обязательно его перечитайте, там, где споткнулись – там ошибка. С ней нужно разобраться.
(Здесь, надеюсь ПОКА, встречаются инструкции, которые не только автор не проверял на наличие ошибок, но, судя по всему, вообще не читал после набора текста – это неуважение к читателям и во вред своему рейтингу.)
Само собой, используйте проверку ошибок в редакторе, там где ошиблись – подумайте почему, а если не споткнулись при первом чтении – опять подумайте.

5 шаг

Пятый шаг.
Это уже продвинутый уровень.
В том месте, где споткнулись, например, неверно написано слово, но вы не знаете как правильно – лезем в словарь. После 3-4 таких лазаний сможете запомнить правильное написание слова.

6 шаг

Шаг шестой, хотя его полезно сделать первым – это мотивация к повышению вашей грамотности.
Например, описанная методика, которая меня в одно мгновенье перевела из малограмотного в более-менее грамотного, мне была нужна, чтобы за мои многочисленные тексты мне элементарно не было стыдно.

7 шаг

Однако относительно недавно у меня появилась дополнительная мотивация. При изучении иностранного языка без грамматики русского языка – очень сложно, лучше сказать – невозможно (если, например, вы путаете части речи с членами предложения – скажем, глаголы со сказуемым.)
Да, вот следующий шаг к постижению грамматики – изучайте грамматику (если вы еще учитесь в школе – относитесь к русскому как к любимому предмету – от него зависит ваша карьера, то есть – вся жизнь.
Если вы уже работаете – можно взять пособие по грамматике потолще.

Повторяем:
1. Читаем больше книг.
2. Перечитываем свои тексты.
3. Где споткнулись – исправляем ошибку.
4. Не знаем как исправить – лезем в словарь и грамматику.
5. Относимся к языку с любовью.

6. Покупаем интересную книжку по языкознанию (например, “Слово о словах” Успенского).
7. Приятно шокируем публику грамотным письмом.

  • Сейчас я с большим удовольствием читаю книги по языкознанию, которые рассказывают о том, как развивался наш язык. Это следующий уровень, но по моему опыту - обязательный уровень улучшения своей грамотности.