Мотособака своими руками схема и чертежи. Гусеничная снегоходная приставка к мотоблоку своими руками

Мотособаки своими руками изготавливаются сегодня многими умельцами. Эти устройства представляют собой снегоходные малогабаритные гусеничные машины, с помощью которых можно буксировать сани. Этот вид техники стал известен сравнительно недавно, около 20 лет назад, однако уже сегодня он смог завоевать популярность среди широкого круга потребителей. Технику вы можете не только приобрести, но и изготовить.

Почему стоит изготовить мотособаку

Оборудование отличается компактностью, неприхотливостью и не предполагает необходимости наличия отдельного помещения для хранения. Если вы изготовите такой мотобуксировщик самостоятельно, то он будет способен облегчить вам жизнь, это особенно касается рыболовов и охотников, а также любителей активного зимнего отдыха. Собрать данный прибор можно из подручных средств, этот подход окажется рентабельнее по сравнению с приобретением модели заводской сборки.

Подготовка к работам

Перед тем как приступить к сборке мотособаки своими руками, вы должны определиться с ее характеристиками. Важно решить, какой грузоподъемностью будет обладать техника, за счёт какого двигателя будет работать, а также какой тип трансмиссии будет использован в конструкции. Мастеру нужно решить, будет ли двигатель запускаться электрическим стартером или вручную.

Когда изготавливаются мотособаки своими руками, они обычно дополняются приспособлениями, которые будут отвечать на запросы владельца. Сюда можно отнести:

  • лебедку;
  • защиту цепи;
  • дополнительный свет.

Возможно, вам понадобится мотобуксировщик в виде толкача. Все эти характеристики позволят определить необходимый набор инструментов и материалов.

Подбор двигателя и сборка основы

На первом этапе мастеру предстоит собрать раму, на которую будут укрепляться двигатель, ходовая часть и коробка скоростей. Для этого обычно используется швеллер или металлическая балка, из одного из которых можно будет собрать прямоугольную раму, а использовать для этого нужно сварочный аппарат и углошлифовальную машину. При сборке мотособаки своими руками на раму устанавливаются крепления для коробки скоростей и мотора, при этом следует использовать стальной уголок. Двигатель может быть любым, его можно позаимствовать у бензопилы «Дружба» или «Урал». Именно так поступали производители первых мотобуксировщиков.

Однако вы можете использовать и мощный мотор, который можно взять от импортного скутера или мопеда. Если речь идет о двигателе Ш-58, можно выделить его основное преимущество - возможность использования коробки передач с ручным переключением. Если же применить двигатель зарубежного производства, то он должен быть малолитражным, желательно предпочесть двухтактный мотор, ведь четырехтактный при одинаковой мощности будет иметь более внушительную массу. Если говорить о мощности, то вполне достаточно будет 6,5 л. с., это позволит обеспечить скорость движения, которая равна 30 км/ч, что верно даже при передвижении по глубокому снегу.

Работа над ходовой частью

Если вы задумались над вопросом о том, как сделать мотособаку своими руками, то должны позаботиться о системе управления и ходовой части. Последняя основана на опорных подшипниках. На токарном станке, учитывая подобранные подшипники, выполняются втулки, толщина стенок которых должна быть равна 5 мм.

Они используются для установки опорных подшипников по углам рамы. Передние и задние оси вытачиваются на токарном станке, в итоге удастся получить валы. У описываемой конструкции на заднюю часть будет приходиться больший объем нагрузок. Поэтому задний вал необходимо сделать ведущим, на него надевается приводная звездочка, которая фиксируется сваркой. Ее следует соединить с помощью цепи с коробкой передач.

Самодельные мотособаки своими руками изготавливаются по определенной технологии, которая предусматривает дополнения к технике в виде гусениц. Их можно выполнить из транспортерной 22-см ленты, которую дополнительно усиливают металлическими шинами. Вы можете позаимствовать гусеницу у снегохода «Буран», но для расширения ходовой части ее разрезают пополам и делают вставки.

Методика проведения работ

Гусеничные траки иногда изготавливаются из твердой древесины или кареток от «Бурана», которые распиливаются и соединяются вставками. На четырехступенчатую коробку и мотор необходимо установить шкивы, которые соединяются ременной передачей. Руль дополняется встроенными органами управления по типу ручек газа и сцепления, а также переключателя коробки передач. Его снимают со скутера или мопеда.

Сборка мотособаки своими руками предусматривает фиксацию рукоятки на правой стороне, тогда как ручка переключения сцепления и коробки передач должна находиться слева. Руль фиксируется с помощью двух трубок, которые должны иметь вид буквы П. Полученная вилка фиксируется к задней оси шайбами, которые укрепляются сваркой. В результате разница в управлении обычным мопедом и мотобуксировщиком будет отсутствовать.

Вы можете изменить технологию проведения работ. Например, мотособака-толкач своими руками изготавливается почти по такой же методике, однако разница выражена лишь в навесном оборудовании. Для этого применяются узлы и детали, которые были позаимствованы у других механизмов и устройств, ранее пришедших в негодность.

Использование мотоблока

В конструкции можно использовать мотоблок, который ляжет в основу. Однако при этом удастся добиться скорости, равной 5 км/ч. Из транспортерной ленты необходимо изготовить две гусеницы, а корд будет однослойным. Применив отходы пластиковых труб, вы сможете выполнить траки. Применив полиэтилен, нужно будет выпилить ведущие звезды с помощью лобзика.

Мотособака из мотоблока своими руками изготавливается по технологии, которая предполагает дополнение техники сидячими санками. Кондуктор выполняется из старой двери, на поверхность которой необходимо набить штапики и бруски, расстояние между ними составит 35 мм. На ведущую звездочку надеваются гусеницы и натяжное колесо.

Заключение

Если вы решили изготовить мотособаку, то элементы между собой соединяются уголками, на которых располагается площадка для крепления двигателя. Натяжное колесо будет иметь диаметр, равный 290 мм. Диаметр впадины у ведущей звездочки составляет 290 м, звёздочка надевается на оси мотоблока.

Учитывая параметры агрегата, вы должны подобрать размеры конструкций, которые изготавливаются из швеллера, уголка и трубы. Например, подшипники будут иметь размеры 107 и 205 мм. Иногда последний параметр оказывается слишком велик для такой техники, однако если запчасти есть под рукой, то можно использовать именно их. Учитывая диаметр оси агрегата, необходимо подобрать подшипник, который надевается на ось.

Мотособака – это народное название мотобуксировщика, такая компактная модель . В северных регионах этот вид техники довольно популярен и пользуется повышенным спросом у автолюбителей. Просматривая сайты переделок в Интернете, вы обязательно наткнетесь на видео мотособаки, которую сконструировал и выложил в Интернет какой-нибудь умелец.

Мотобуксировщик или мотособака подойдет в первую очередь для жителей регионов, где большее время года лежит снег и автотранспорт оказывается непригодным. Мотособака это малогабаритная техника, которая не занимает много места и ее можно перевозить даже в легковом автомобиле. Небольшой вес и низкое удельное давление на грунт делает мотособаку вездеходной техникой, которая справится с любыми заносами. В Интернете можно встретить видео мотособаки на глубоком снегу, где четко видно, что такая техника отлично справляется даже с очень трудной задачей.

Заводские мотобуксировщики

Заводские мотобуксировщики идут наряду с самодельными мотособаками. Видео испытаний, которые проводят любители такой техники, позволяют оценить все преимущества использования мотобуксировщиков. Среди заводских агрегатов можно отметить Honda, Subaru и нашу питерскую мотособаку «Барс». Видео отчеты, выложенные в Интернете, показывают, что наши мотобуксировщики ничем не уступают заграничным.

Сегодня заводы также пытаются занять эту техническую нишу, хотя так было не всегда. Мотособаки появились как альтернатива снегоходов, и собраны первые такие машины именно народными умельцами. С легкой руки какого-то северного шутника эта техника названа мотособакой, ведь именно собачьи упряжки и являются основным средством передвижения на севере.

Когда заводы начали выпуск мотособак, название немного переформировали и так появились мотобуксировщики, что в принципе отражает саму суть данного агрегата.

Сделать самостоятельно мотособаку не так уж трудно и под силу любому, кто знаком с техникой и умеет держать инструмент в руках. Чертежи самодельных мотособак можно скачать с Интернета, но и конечно, если есть необходимые навыки можно сконструировать самостоятельно. Чертежи мотособак не представляют особой сложности, и с ними может разобраться даже новичок.

Двигатель и управление для самодельной мотособаки

Наиболее важным элементом самодельной мотособаки является двигатель. Обычно для этих целей используют двигатели мопедов или малолитражек.

Особым спросом пользуются двигатели внутреннего сгорания производства зарубежных концернов — это Honda и Yamaha в связи с экономичным потреблением топлива. Кстати, стоит отметить, что эти двигатели очень популярны благодаря своей универсальности и подходят создания мотобуксировочной техники, мотоблоков или даже мини электростанций.

Для самодельной мотособаки лучше выбирать двухтактные двигатели. На противовес четырехтактным они имеют меньший вес и небольшие габариты, что немаловажно, а вот лошадок у них примерно одинаковое количество.

Элементы управления для мотособаки можно подобрать разные, но лучше всего подойдет рулевая система с уже встроенными ручками газа, сцепления и КПП от старой мототехники. Неплохая и довольно простая получается мотособака из мотоблока.

Гусеницы для мотособаки

Если вы хоть раз задумывались, как сделать мотособаку своими руками перед вами ставал вопрос сворки гусениц, ведь мотособаки предназначены для езды по снегу и колеса здесь не подойдут.

Один из вариантов это взять транспортную ленту и изготовить самодельные траки из ровных деревянных реек. Для усиления траков рекомендуется использовать стальные гребни, которые крепят к деревянным брускам. Крепление всей сборной конструкции гусеницы можно производить с помощью резных болтов. Подробные фото мотособаки в процессе всей сборки можно найти на сайтах переделок

Управление мотособакой

Процесс управления мотобуксировочной техникой схож с управлением мотоциклом или мопедом. Точно так же, как и на мопеде или мотоцикле на ручке располагаются газ, сцепление и переключатель коробки передач. Руль обычно крепится к реме при помощи двух труб, приваренных к вилке.

Чертежи

1-передние ведомые колеса; 2-траки-грунтозацепы (березовые рейки 35×75-1260 мм); 3-резьбовые шпильки М8х170 мм c гайками; 4-верхняя часть рамы (стальная труба 30×2 мм); 5-передний узел подвecки двигателя (стальная полоса толщиной 2,5 мм); 6-гребень (стальная полоса толщиной 3 мм); 7-усиливающий элемент (стальной лист толщиной 2,5 мм); 8-стойка (стальная труба 30×2 мм); 9-вилка (стальная труба диам. 22×2,5 мм); 10-топливный бак (полиэтиленовая канистра емкостью 2,5 л); 11-органы управления гусеничным блоком (слева: ручка сцепления и переключатель коробки передач, справа- ручка таза»); 12-руль (от мопеда любой марки); 13- опора топливного бака (стальная полоса толщиной 2 мм); 14-топливный кран с отстойником (от любого мопеда); 15-топливопровод; 16-втулка ведущего валa; 17- зацеп; 18-втулка (отpeзок резинового шланга); 19-внешняя щека колеса (дюралюминиевый лист толщиной 3 мм); 20-шайба; 21-шайбы вилки; 22-шплинт; 23-ведущий вал (стальная труба диам 30×2,5 мм); 24-фланец (стальной лист толщиной 3 мм); 25-штифт (стальной пруток диам 10 мм); 26-внутренняя щека колеса (дюралюминиевый лист толщиной 3 мм); 27-заднее ведущее колесо; 28-тросы системы управления; 29-цепь привода гусеницы; 30-задний узел крепления двигателя (стальной лист толщиной 2,5 мм); 31-двигатель типа В-50; 32-глушитель (тонкостенная стальная цилиндрическая емкость 0130 мм с отверстиями диам 20 мм); 33-нижняя часть рамы (стальная труба 30×2 мм); 34-втулка переднего ведомого вала; 35-болты М8х55 мм c гайками; 36,40- втулки; 37-подшипник; 38-переходник; 39-втулка; 41-втулка; 42-ведущая цепная звездочка; 43- резинотканевая лента

Общая конструкция не сложная и изготовить мотособаку своими руками по силам каждому, умеющему держать инструмент в руках (чертежи и пояснения см в окончании статьи).

Большая популярность легких мотобуксировщиков обусловлена тем, что в купе с достаточно компактными размерами они обладают отличной проходимостью, неприхотливы в обслуживании и расходуют мало топлива.

Давайте же попробуем разобраться, что представляет собой мотособака? По сути, это небольшой моторизованный гусеничный блок, который предназначен для буксирования небольших грузов.

Выбор и установка двигателя

Наиболее важным элементом самоделки является двигатель. В нашем случае мы выбрали достаточно распространенный отечественный мопедный мотор Ш-58, главное преимущество которого заключается в том, что он рассчитан на использование ручного переключателя коробки передач.

Самодельная мотособака

Также стоит отметить, что в мотособаках самоделках могут с успехом использоваться двигатели и зарубежного производства. Особенно, пользуются спросом, малолитражные двигатели компаний Yamaha и Honda.

Главная особенность этих ДВС это универсальность, они прекрасно подходят не только для создания самодельного мотобуксировщика, но и для большого количества других устройств, начиная с небольших электростанций и заканчивая самодельными мотоблоками.

Что касается количества тактов, то для лучше всего подходят двухтактные двигатели, которые по сравнению со своими четырехтактными собратьями обладают меньшими габаритами и весом, при этом их силовые характеристики примерно одинаковы.

Не стоит забывать и про элементы управления мотособакой. Здесь лучше всего подойдет руль со встроенными органами управления, т.е с переключателем КПП, ручкой газа и сцепления от старой мототехники.

Перед чалом сборки ходовой части необходимо подобрать опорные подшипники, после чего под эти подшипники и вытачиваются втулки. В качестве несущей конструкции используется сварная рама, состоящая из водопроводных труб различного диаметра. Для придания трубам нужной формы их предварительно наполняют сухим песком и плотно закупоривают пробками.

Расход не более 2л на 100км

Затем заготовка помещается в тиски, и медленно, с использованием паяльной лампы, сгибается в нужных местах. Для того чтобы изгиб получился ровным используется эталонный шаблон сделанный из фанеры.

После того как все элементы рамы приобретут нужную форму их скрепляют при помощи сварочных прихватов.

Делается это специально для того чтобы в случае образования дефектов на сборочном этапе их можно было бы легко исправить.После устранения всех дефектов рамы окончательно скрепляется сваркой.

Для установки двигателя на раму отлично подойдут заготовки из листовой стали. Делаются такие заготовки по предварительно подогнанным под раму шаблонам из картона. В первую очередь, заготовки закрепляются на двигателе, после чего, получившуюся конструкцию, прикрепляют к раме сварочными точками. Затем двигатель отсоединяют от заготовки и окончательно приваривают ее к раме.

В нашем гусеничном блоке будут использоваться разборные валы, выполненные из втулок, подшипников и непосредственно самого вала. Как говорилось ранее, втулки, специально вытачиваются под подшипники, при этом толщина втулочных стенок не должна превышать 5 мм. В связи с тем, что наибольшие нагрузки в самодельной мотособаке приходятся на заднюю ось, ее мы и делаем ведущей. Для этого к заднему валу приваривается приводная звездочка, которая соединяется с КПП посредством цепной передачи.

Помимо составных валов в мотособаках используются и составные колеса. Каждое из этих колес состоит из двух щек толщиной 3 мм и нескольких десятков грунтозацепов, выполненных из небольших стальных труб. Для того чтобы колеса лучше гасили вибрацию в концы грунтозацепов вставляются резиновые втулки.

Движитель

Для изготовления гусениц лучше всего подходит транспортерная лента шириной не менее 220 мм. Траки, для нашего мотоблока, выполняются из ровных березовых реек длиной 1260 мм. Для усиления конструкции траков можно воспользоваться стальными гребнями которые крепятся к березовым брускам. Крепление деталей гусеницы производится болтами с резьбой M6.

Самодельная гусеница

Процесс управления самодельной мотособакой практически ничем не отличается от управления мопедом. На правой ручке руля находится рукоятка газа, а на левой ручка сцепления и рычаг переключатель КПП. К слову говоря, руль крепиться к раме при помощи двух труб, которые в свою очередь приварены к П-образной вилке. Сама же вилка крепится на задней оси мотоблоке при помощи вваренных в нее стальных шайб.

Из-за того что мотор нашего мотобуксировщика располагается внутри гусеницы, завести его при помощи стандартного кикстартера нельзя, поэтому его пришлось немного модернизировать. Для этого понадобиться достаточно длинный отрезок трубы, на конце которого мы делаем прорезь такого размера, чтобы в нее смог легко войти привод рычага. Затем, при помощи обычной сварки, мы скрепляем трубу и рычаг кикстартера.

Чертеж мотособаки

Пояснения к чертежу: 1-передние ведомые колеса; 2-траки-грунтозацепы (березовые рейки 35×75-1260 мм); 3-резьбовые шпильки М8х170 мм c гайками; 4-верхняя часть рамы (стальная труба 30×2 мм); 5-передний узел подвecки двигателя (стальная полоса толщиной 2,5 мм); 6-гребень (стальная полоса толщиной 3 мм); 7-усиливающий элемент (стальной лист толщиной 2,5 мм); 8-стойка (стальная труба 30×2 мм); 9-вилка (стальная труба диам. 22×2,5 мм); 10-топливный бак (полиэтиленовая канистра емкостью 2,5 л); 11-органы управления гусеничным блоком (слева: ручка сцепления и переключатель коробки передач, справа- ручка таза»); 12-руль (от мопеда любой марки); 13- опора топливного бака (стальная полоса толщиной 2 мм); 14-топливный кран с отстойником (от любого мопеда); 15-топливопровод; 16-втулка ведущего валa; 17- зацеп; 18-втулка (отpeзок резинового шланга); 19-внешняя щека колеса (дюралюминиевый лист толщиной 3 мм); 20-шайба; 21-шайбы вилки; 22-шплинт; 23-ведущий вал (стальная труба диам 30×2,5 мм); 24-фланец (стальной лист толщиной 3 мм); 25-штифт (стальной пруток диам 10 мм); 26-внутренняя щека колеса (дюралюминиевый лист толщиной 3 мм); 27-заднее ведущее колесо; 28-тросы системы управления; 29-цепь привода гусеницы; 30-задний узел крепления двигателя (стальной лист толщиной 2,5 мм); 31-двигатель типа В-50; 32-глушитель (тонкостенная стальная цилиндрическая емкость 0130 мм с отверстиями диам 20 мм); 33-нижняя часть рамы (стальная труба 30×2 мм); 34-втулка переднего ведомого вала; 35-болты М8х55 мм c гайками; 36,40- втулки; 37-подшипник; 38-переходник; 39-втулка; 41-втулка; 42-ведущая цепная звездочка; 43- резинотканевая лента (толщина 6 мм, ширина 220 мм).

Мотобуксировщик или мотособака – нужная вещь для охотника. Этот вид транспорта можно приобрести в специализированном магазине, но цены на подобную технику высокие. Выход есть: собрать изделие можно самому, тогда затраты будут небольшими. Чтобы мотособака своими руками была сделана качественно, служила долго, нужна подробная схема и чертежи, ряд инструментов и деталей.

Что такое мотобуксировщик – описание и назначение

Под мотособакой понимают мини-снегоход (мини-снегоболотоход) с двигателем. Данное транспортное средство представляет собой сцепку из гусеничного буксировщика с санями либо санями-волокушами. Водитель мотособаки садится в сани, туда же кладут любой груз. У некоторых моделей «собаки» есть специальная грузовая площадка на тягаче. Мощность двигателя обычно составляет от 6 л. с. до 13 л. с., скорость равна 30-40 км/час. Тормоз у мотособаки отсутствует, о чем всегда надо помнить водителю.

Мотобуксировщики популярны среди рыбаков, охотников. Также их можно применять в сельском и лесном хозяйстве для перевозки небольших грузов. В отличие от колесной техники, лыжи на санях мотособаки позволяют передвигаться даже по рыхлому снегу, зимнему бездорожью, чем транспортное средство напоминает снегоход. Разница лишь в расположении водителя: они сидит вне платформы с мотором, что уменьшает вес мотособаки, увеличивает проходимость. Также плюсами в сравнении со снегоходом являются простота конструкции, более низкая цена.

На мотособаках можно передвигаться по замерзшей поверхности водоема – озера, реки. Они идеальны для любителей подледной ловли и были разработаны специально для них. Машину легко перевезти в автомобиле, используя чехол, выгрузить на берегу, после применять по назначению. На мотособаке возможно перевозить грузы по пересеченной местности, изобилующей спусками, подъемами. Используют технику для поездок летом, весной, осенью по болотистым полянам, лесным дорожкам.

Почему стоит изготовить мотособаку – причины

И покупная техника, и самоделка отличаются неприхотливостью, компактностью, не требуют много места для перевозки, хранения. Но некоторые охотники предпочитают делать мотособаки самостоятельно, из подручных средств. Основная причина – экономичность: самодельный вариант обойдется на порядок дешевле. Не более стоимости самого простого буксировщика из Китая можно соорудить также надежный, прочный буксировщик-толкач.

У многих моделей мотособак, особенно китайской сборки, есть масса недочетов в конструкции. Например, гусеница может часто забиваться снегом, что связано с промахами разработчиков. Прочие возможные проблемы – вставание мотособаки на дыбы, зарывание в слишком глубоком снегу, забрасывание снега в сани. Всех этих неприятностей можно избежать, если делать транспортное средство самому.

При переднем расположении мотора мотособаки, которое практически всегда планируется в самодельных моделях, работа машины будет намного эффективнее. Вот очевидные плюсы:

  • экономия топлива и общее удешевление конструкции;
  • более высокая скорость движения;
  • возможность сделать дополнительные отсеки для снастей.

Основные элементы мотособаки

Самая важная деталь техники – двигатель. Обычно для создания мотособак применяется одноцилиндровый карбюраторный бензиновый мотор. Не менее важной частью является резинометаллическая гусеница – движитель с подвеской. С помощью гусеницы можно ездить по снегу, льду, мягкому грунту в теплое время. Стоит подробнее рассмотреть все составляющие мотособаки.

Двигатель машины

Чаще всего для мотособак используются двигатели марок «Хонда», «Ямаха» (дорогие) или китайских брендов (MTR, «Лифан» и другие бюджетные). Эти силовые агрегаты сильно различаются по цене, хотя мощность их обычно равнозначна. Отлично себя зарекомендовали двигатели «Лифан» с центробежным (сухим) сцеплением. Некоторые применяют для создания мотособак мотор из мотоблока, снимают двигатель с бензопилы «Урал», пилы «Дружба».

Популярным считается мотор с мопеда Ш-58, рассчитанный на ручное переключение коробки. Также можно применять двигатели для скутеров. Главное, чтобы у изделия были хорошие тяговые характеристики, мощность не менее 6 л. с. Этого достаточно для перевозки на мотособаке одного человека и груза на 30-50 кг. Для поездки двух человек и груза на 150-200 кг лучше выбрать двигатель мощностью более 9 л. с. В качестве элемента тюнинга мотора часто используют натяжитель цепи.

Несущая рама мотособаки

Рама должна иметь отличное качество, ведь в пути она испытывает высокие нагрузки, особенно при движении по бездорожью. Эта конструкция делается полностью своими руками, варится из металлических труб прямоугольного сечения. Обычно хватает толщины трубы 3 миллиметра, более тонкий металл не годится, он быстро деформируется.

Как сделать раму своими руками, можно посмотреть на фото, видео. Берут две трубы сечением 20*20 мм, дополняют еще двумя размерами 20*40 мм, формируют каркас. Вваривают в него два уголка по 40 мм, сверху приваривают защитный каркас для двигателя, который не даст ему повредиться при опрокидывании техники. К раме также желательно присоединить заклепками лист оцинковки для закрытия гусеницы.

Подвеска мотособаки

Подвеска служит важным показателем работы ходовой части. По конструкции она может быть катковой, склизовой. Катковая хуже показывает себя на снегу, зато идеальна для движения в теплое время года. Подвеска на склизах не позволяет забиваться гусеницам, но применяется только зимой: ей нужен снег, который охлаждает систему (лыжный модуль).

Для домашнего изготовления мотособаки и поездок в любой сезон года стоит выбирать современную катковую подвеску, но не с жестким, а с пружинным опиранием катков. Такая мотособака будет более мягко перемещаться на замерзшей дороге. При движении придется избегать слишком рыхлого снега.

Трансмиссия мотособаки

Трансмиссия отвечает за передачу вращения вала на основную звездочку гусеницы. Коробка может быть вариаторной, механической, автоматической редукторной, некоторые имеют реверс (возможность заднего хода). Преимущество автоматической трансмиссии – большое тяговое усилие, минус – быстрый износ ряда деталей, необходимость регулярного техобслуживания.

В качестве механической можно применять коробку от ВАЗ, иного старого автомобиля. Ее плюс – простота обслуживания, отсутствие необходимости в частом ремонте, но использование такой трансмиссии менее комфортно. Вариатор обеспечивает плавную передачу усилия от двигателя на гусеницу, что помогает снизить скорость износа деталей, сэкономить на бензине. Минус – слабый приводной ремень, который приходится регулярно менять.

Гусеница мотособаки

Такие устройства могут быть снегоходными и специализированными, созданными именно для мотособак. Они различаются шириной, высотой, длиной. В продаже есть сменные гусеницы от снегоходов, которые можно применять в изготовлении мотобуксировщиков. Популярны гусеницы от «Бурана», но высокой проходимостью они не отличаются, эксплуатировать мотособаки придется только на замерзшем водоеме, хорошо накатанной дороге.

Приобретать следует не слишком узкие гусеницы. Оптимальным считается изделие на 50 см, поскольку оно делает мотособаку устойчивой, проходимой, маневренной. Есть в продаже и «агрессивные» гусеницы повышенной проходимости, их ширина – от 55 см, выполнен особый рисунок протектора. У изделий повышена высота грунтозацепов – она равна 32 мм (стандартная составляет 21 мм). Можно также сделать гусеницы самостоятельно из транспортерной ленты. Траки выполняют из березовых планок, иных материалов.

Электрооборудование и системы управления машины

Для управления мотособаки используют руль, имеющий связь с КПП, ручкой сцепления, газом, которые следует взять с любой подходящей старой техники. Обычно в базовых комплектациях буксировщиков оборудован ручной пуск, но по желанию его могут поменять на электростартер, добавить катушку освещения. Все это легко сооружается самостоятельно, но затраты на изготовление мотособаки повысятся.

Без электростартера вполне можно обойтись, к тому же ручной пуск считается более надежным в плане поломки. Зато без освещения ночью на мотособаке точно придется плохо, эту систему нужно предусмотреть обязательно. Машину надо снабдить катушкой на 7 ампер, чтобы проблем с подпиткой фар не возникало.

Мотособака собственного изготовления: технология

Перед началом работы нужно подготовить все необходимые инструменты и оборудование для мотособаки. Подробно ознакомиться с ходом работы можно при просмотре тематического видео.

Подготовка к работе

Чтобы проблем с использованием мотособаки не возникло, важно сразу определиться с ее основными техническими параметрами:

  • грузоподъемностью;
  • мощностью двигателя;
  • типом трансмиссии;
  • системой запуска двигателя – ручной или электрической.

Также следует подумать над дополнительными приспособлениями мотособаки – лебедкой, освещением, защитными элементами, сиденьями. Затем составляется точный чертеж, на котором будут отражены все нюансы. Далее можно заказать комплект деталей для мотособаки или подобрать их самостоятельно из имеющихся в наличии от иной техники.

Необходимые инструменты

При работе не обойтись без сварочного инвертора, дрели и болгарки, набора гаечных ключей. Также для монтажа мотособаки потребуются отвертки, напильник, прочие мелкие инструменты. У мастера должен быть доступ к токарному, фрезерному станкам.

Сборка мотособаки

Вначале делают раму мотособаки, которая поможет закрепить двигатель, коробку, ходовку. Для этого подобранные трубы (также подойдет балка или швеллер) сваривают в прямоугольную рамку. Затем приваривают крепления для всех важных узлов мотособаки. После можно установить двигатель.

Ходовая часть должна быть основана на опорных подшипниках. На токарном станке вытачивают соответствующие втулки с толщиной стенок 5 мм. Применяя втулки, по углам рамы ставят подшипники. После изготавливают переднюю, заднюю оси, которые сформируют валы вместе со втулками и подшипниками. Задний вал мотособаки делают ведущим, надевая на него приводную звездочку и надежно приваривая ее. Цепью ее надо присоединить к коробке передач.

Гусеницы мотособаки делают самостоятельно из транспортерной ленты более 30 см шириной либо берут готовые, но последние придется разрезать и расширять вставками. Траки создают из древесины, пластиковых труб или снимают со старого снегохода. На коробку, мотор ставят шкивы, соединяющиеся ременной передачей. К рулю крепят элементы управления мотособакой – рукоять сцепления на левой стороне, ручку газа – на правой. Руль закрепляют на раме двумя трубами путем сваривания с вилкой. Последняя располагается на задней оси и закрепляется приваренными стальными шайбами.

По окончании работы монтируются дополнительные приспособления мотособаки, навешивается нужное оборудование. Конструкция дополняется местом для сидения, отсеком для грузов и т. д. Готовое изделие не уступит по качеству магазинной технике, зато будет сделано надежно и может быть отремонтировано в случае поломки самим мастером.

После продажи аэросаней было решено изготовить мотобуксировщик на базе мотора Greenfield 15л.с, гусеницы Райда и катковой подвески Бурана... С ведущим вариатором Сафари от Бурана и ведомым от снегохода Тайга. Вариаторы и мотор собраны на отдельной раме, для быстрой разборки на блоки...

Бурановские тележки переделаны в симметричные + расширены под гусеницу 500 мм. Направляющий вал - расширенный Бурановский, ведущий точил сам, по своим наброскам... В роли брызговика установлен задний Камазовский,
разрубленный на две части, длинная сзади - короткая спереди...

Фото первого выезда на рыбалку в Морозово

После чего был изготовлен обвес

и буксировщик был переделан в толкач


, теперь при желании можно кататься на рыбалку, как на толкаче, так и в компоновки буксировщика,
в зависимости от условий рыбалки...

Чтоб в глубоком снегу толкач не задирал нос установлен специальный фиксатор, который не даёт гусеничному блоку делать свечки,увеличивая тем самым хорошую проходимость...

Для дистанционного управления подсосом в комплектации толкача установлен тросик подсоса от ваз 2108
, а ручка подсоса выведена на переднюю стенку толкача за сиденьем...

Из недостатков - для транспортировки нужен либо прицеп либо большая машина типа буханки... Валкий в режиме толкача (нужна сноровка)...Ну а из плюсов хорошая проходимость и моща...

P.S Зимой выявился большой недостаток старых Бурановских катков
- при попадании в наледь вода попадает в подшипники катков, после чего там она замерзает со всеми вытекающими... Чтобы этого не происходило необходима установка пластиковых катков
, в них предусмотрена установка уплотнительных сальников... Весной на своём буксе поменял катки на пластиковые...

Немного коротких фото и видео