Базовый курс от Шри Шри Рави Шанкар. Главное в практике

Шри Янтра

Шри Янтра - наиболее знаменитая из всех тантрических янтр. Представляя собой мистическое устройство космоса, Шри Янтра образована взаимным пересечением треугольников в двух направлениях. Четыре – вершинами вверх, символизируя мужской принцип, и пять – вершинами вниз, символизируя женский принцип. Эта Янтра создана для того, чтобы дать образ полноты и целостности существования, для того, чтобы адепт мог поместить этот образ внутрь себя для окончательного постижения своего единства со вселенной.

Медитация со Шри Янтрой
Прежде всего, необходимо расположиться в спокойной обстановке, лишенной как внешних, так и внутренних раздражителей. Очень важно иметь (особенно в процессе обучения) тихую комнату, отгороженную от тех, кто в данный момент не медитирует. Сделайте все, что можно для уменьшения внешних шумов. Если вы не можете совсем избавиться от шума, как это обычно бывает в многонаселенном доме, общежитии, пользуйтесь затычками для ушей. Включите тихую инструментальную музыку, запись, имитирующую природные шумы или ту мелодию, которая вам нравится. Даже ровный гул вентилятора или кондиционера может эффективно приглушить или замаскировать внешний шум. Можно также уменьшить освещение в комнате.

Теперь, когда вы сделали внешнюю среду более спокойной, займемся обеспечением спокойствия вашей внутренней среды. Один из способов состоит в уменьшении мышечного напряжения, которое является одним из самых серьезных препятствий для успешной медитации. Затратьте некоторое время на то, чтобы расслабить ваши мышцы. Один из способов снижения мышечного напряжения заключается в том, чтобы сесть поудобнее. Возможно, что вы не ощутите себя на самом деле медитирующим, если не сядете в восточную позу лотоса (со скрещенными ногами); эта поза, однако, требует значительной гибкости и определенной тренировки. Поэтому удобно сядьте на пол или лучше в удобное кресло с прямой спинкой, ступни на полу, ноги не перекрещены, руки покоятся на бедрах, ладони полуоткрыты, пальцы рук не сцеплены. Вы должны сидеть спокойно; но помните, что медитация – это не транс. Если испытываете неудобство или слишком большое напряжение где-нибудь – подвигайтесь. Если вы ощущаете легкий зуд, то можно это место почесать. Не следует принимать жесткую неподвижную позу. Расслабьтесь. Чтобы не заснуть, лучше не принимать положения лежа и не давать опоры голове. Держите голову, шею и спину по одной вертикальной линии. Для поддержания такой позы необходимо незначительное мышечное напряжение, достаточное в то же время для того, чтобы не заснуть, и создающее оптимальную позу для обучения медитации.

Изображение Шри Янтры ставится вертикально на стол, или закрепляется на стене на уровне глаз. Изображение должно быть хорошо и равномерно освещено, так чтобы не возникало бликов, свет не был слепящим. Если использовать для этих целей монитор компьютера, то эти проблемы отпадают сами собой.

Звуки сопровождение медитации Шри Шри Рави Шанкар, например, медитации под названием «Расцветайте в своей улыбке», вы можете слушать в mp3 онлайн на сайтах музыки и медитаций. Здесь, на многочисленных музыкальных ресурсах, вы без труда найдете всю музыку интернета! Слушайте бесплатно и получайте удовольствие онлайн, или сохраняйте музыкальные композиции на свой компьютер!

Шри Шри Рави Шанкар медитация – превратите жизнь в бесконечное празднование

Жить счастливой жизнью – это подлинное искусство. Искусство жить полноценно можно определить, как программу личностного роста. Эта уникальная внутренняя платформа непременно должна совмещать в себе старые и современные медитативные техники, которые помогут вам день ото дня крепнуть, счастливыми, уверенными в себе. Шри Шри Рави Шанкар медитация – это чудесный духовный опыт, момент истины, момент самоисцеления и сбалансированности тела, ума и духа.

Первым шагом в простую медитацию Шри Шри Рави Шанкар принято считать изучение Сударшан Крии – техники дыхания, которая очищает и уравновешивает физическое тело, ум и дух. Эта мощная техника позволит вам освободить себя от стрессов естественным путем и очень эффективно. Человеческая природа бесконечна, и вы можете себе позволить отдохнуть в себе самом, в своей природе.

Сильная медитация Шри Шри Рави Шанкар – практика молчания

Практика молчания, как метод сознательного переноса внимания с внешних объектов и отвлекающих факторов внутрь себя, с древности применяется во многих традициях, как путь к физическому обновлению, умственной и духовной реконструкции. Во время сильной медитации Шри Шри Рави Шанкар вы расслабляете ум, который постоянно находится в активном состоянии, и испытаете необыкновенное чувство покоя, которое останется с вами и по завершении медитации.

Исследуйте глубины своего существа. Делайте это неспеша, планомерно, удивляясь тому, какой вы на самом деле. Чтобы испытать глубину и чувственность в домашней медитации Шри Шри Рави Шанкар, необходимо получить мантру от квалифицированного учителя. В Сахадж Самадхи используется простой звук, мысленное воспроизведение которого помогает уму успокоиться и расслабиться.

Когда ваш беспокойный ум и нервная система получают возможность отдохнуть в глубоком молчании, тогда блоки и всевозможные зажимы, замедляющие ваш духовный прогресс, постепенно растворяются. И когда-нибудь они исчезнут совсем. Регулярная практика самостоятельной медитации Шри Шри Рави Шанкар полностью , ее качество и насыщенность посредством поддержания вашей нервной системы в состоянии покоя, и сохраняя позитивное состояние вашего ума в течение всего дня.

Осенью 2007 года из жизни ушел один из самых известных индийских учителей двадцатого столетия Чинмой Кумар Гхош , более известный как Шри Чинмой — музыкант, поэт, спортсмен, учитель медитации, автор множества книг по восточной философии. В последние годы жизни Чинмой вел занятия по медитации при ООН, руководил гуманитарным проектом «Всемирный Бег Гармонии», охватившим десятки стран и сотни городов.

Шри Чинмой родился 27 августа 1931. Подробную информацию о его жизненном пути здесь мы рассматривать не будем, осветим только некоторые факты. Чинмой остался сиротой и с юных лет занимался медитацией в ашраме Шри Ауробиндо . Считается, что уже в 13 лет он достиг реализации. В 1964 году Чинмой по приглашению практикующих переезжает в США, где сначала ведет курсы медитации, а потом создает собственную духовную организацию «Центр Шри Чинмоя», организует общемировые проекты по пропаганде спорта, толерантности, духовных знаний.

За свою жизнь Гуру сочинил тысячи песен на бенгали и английском, написал тысячи афористичных стихов, написал сотни картин в созданном им самим жанре «Джарна Кала» (бенг. «фонтан искусства»). Его стихией была полная импровизация. Он медитировал в начале своих концертов, а потом играл на нескольких десятках инструментов, меняя их по зову сердца. Он медитировал каждый день, а потом несколькими движениями кисти или карандаша создавал удивительные картины, в которых нет привычной нам четкости, последовательности, но есть потрясающая душевная теплота.

Поскольку Шри Чинмой реализовывал себя во многих сферах жизни, у него было много последователей среди музыкантов, писателей и спортсменов. Чинмой учил медитации известных гитаристов Джона Маклафлина и Карлоса Сантану, олимпийского чемпиона по легкой атлетика Карла Льюиса, рекордсмена книги рекордов Гинесса Ашрита Фурмана, российского рок-музыканта Бориса Гребенщикова и др.

Основой его учения является «Всевышний» (англ. Supreme), обрести которого должен каждый человек. Для связи с Божественным Чинмой предлагал использовать медитацию и йогу. Медитации Шри Чинмоя имеют свои особенности и отличия от привычных способов медитации. Одним из объектов медитации должно быть Сердце-Единство Мира. Подобные практики должны раскрыть эмоциональные каналы человека, сделать его более восприимчивым к внешним событиям, научиться испытывать сострадание к живым существам.

Путем постижения Всевышнего является Любовь. Как ребенок чувствует свое единство с родителями через взаимную любовь, так и человек может почувствовать свое единство с Божественным через такую любовь. Чинмой полагал, что человек — это инструмент, который использует Всевышний для трансформации и совершенствования мира. Любовь — основа жизни, постижение которой равно постижению Божественного.

Шри Чинмой предлагал заниматься различными медитациями для работы с сознанием. Так он одна из практик была медитация на изображения (божеств, геометрических фигур, точку), вплоть до практики соединения сознания с объектом. Практика медитации на точку строилась так, что ученик в конце упражнения должен был попытаться увидеть себя со стороны, взглянуть на себя из точки, на которой концентрируется ум. Также предлагалась практика медитации на изображения учителя, медитация на звук его голоса. Многие оценивают подобные практики как типичный «гуруизм» (учение, основанное на беспрекословном подчинении и почитании своего основателя). Но стоит заметить, что любая практика может принести одному человеку вред, а другому — пользу. Все зависит от тренированности ума, терпения, понимания, личных психологических качеств. Поэтому давать скоропалительные оценки не стоит. Практики Чинмоя помогли раскрыть таланты и способности десяткам тысяч людей, а значит, они нужны и должны практиковаться.

Одним из важных элементов философии Шри Чинмоя является понятие «устремление». Считается, что человек для достижения благих состояний должен иметь желание, намерение и волю, чтобы идти по выбранному пути. В сердце каждого человека заложено устремление к Духу, к Божественному. Его не нужно искать специально, а нужно найти в себе и раскрыть. Для этого нужно заниматься медитацией, йогой, созерцать те процессы и явления, которые нас окружают и, конечно же, взращивать в себе настоящую и искреннюю любовь. Устремление Сердца — причина духовного роста человека, сила, которую он может использовать на Пути.

Чинмой говорит: «Устремление — это мольба в сердце. Сердце взывает и стремится, как рвущееся вверх горящее пламя». В этом и заключается особенность его подхода: медитация, как и любая практика, требует огромной внутренней работы и еще более огромного искреннего желания. Из этого суждения проистекает и другое: любое действие может стать духовной практикой, если оно связано с устремлением сердца.

Медитация Шри Чинмоя — это обращение внимания не на ум, а на сердце, но не физическое сердце человека, а его духовное начало, его духовный центр. Такой центр есть не только у людей, но и всего Мира. Медитация в уме, по словам Чинмоя, — это постоянная борьба с умом как с непослушным ребенком, который хочет куда-то убежать. Чистое сознание не может быть главной целью, потому что оно не вечно, но вечна душа, которая живет в Сердце. Поэтому медитация в Сердце — это соприкосновение с Душой, чей свет может дать истинное наслаждение и по-настоящему счастливую жизнь.

Как медитировать на Сердце Мира? Сначала нужно найти чистое и тихое место, успокоить свой ум. Затем мы должны ощущить, что мы находимся в безбрежном океане, на его дне, где царит спокойствие. Мы можем отождествить себя с этим безмятежным пространством, раствориться в нем полностью. Потом мы прикрываем глаза и представляем перед собой бескрайнее небо. Сначала мы медитируем на небо перед собой, потом представляем, что мы сами — бескрайнее небо. После, мы должны попытаться ощущить, что небо находится в нашем сердце. Весь безбрежный и бескрайний мир — в нас самих. Мы чувствуем, что в нас — Вселенское Сердце, в которое легко помещаются и океан, и небо. Так мы становимся едины с миром, раскрываем себя для полного восприятия. Наше сознание, наше сердце пронизывает Свет.

Шри Чинмой так описывает подобную медитацию:

За пределами речи и ума
В поток вечно лучезарного Света
Погружается сердце мое.
Сегодня тысячи дверей,
Закрытые веками,
Распахнулись настежь.

Шри Чинмой предлагал и более простую медитацию на дыхание. Мы должны дышать как можно медленнее, так, чтобы не пошевелилась нитка, если бы ее держали возле нашего носа. С каждым вдохом мы ощущаем, как получаем чистую космическую энергию, которая наполняет наши мысли и наше тело, очищая и гармонизируя их. на выдохе представьте, что вы выдыхаете не воздух, а скверну, все свои загрязнения, мрачные идеи и нечистые поступки.

Таким образом, медитация на Сердце Мира — это благородная практика, помогающая очистить ум. Для этой практики нужно иметь устремление — волю к достижению благих результатов. Медитация строится на работе с дыханием и глубокими визуализациями, в ходе которых человек отождествляет свое духовное сердце, свою душу со всей вселенной, добиваясь гармонии, спокойствия и здоровья.

Текущая страница: 1 (всего у книги 6 страниц)

Шри Чинмой
Медитация

Глава 1

Медитация: язык Бога

Медитация говорит нам только oднo: Бог есть.

Медитация открывает нам только одну истину: наши мечты – о Боге.

Почему мы медитируем?

Почему мы медитируем? Мы медитируем потому, что наш мир не может удовлетворить нас. Так называемый покой, который мы испытываем в нашей повседневной жизни, это пятиминутный покой после десяти часов беспокойства, волнений и разочарований. Мы постоянно находимся во власти враждебных сил, окружающих нас, – зависти, страха, сомнения, волнения, беспокойства и отчаяния. Эти силы как обезьяны. Когда они отпускают нас на время своего кратковременного отдыха, мы говорим, что наслаждаемся покоем. Но это совсем не настоящий покой, и в следующий момент они атакуют нас снова.

Только лишь через медитацию мы можем обрести длительный покой, божественный покой. Если утром мы медитируем, вкладывая в это всю свою душу, и испытываем покой только одну минуту, эта одна минута покоя распространится на весь день. Когда мы медитируем на самом высоком уровне, тогда мы действительно получаем постоянный покой, свет и восторг. Мы нуждаемся в медитации, так как мы хотим расти в свете и проявлять себя в свете. Если это является нашим устремлением, если это – наша жажда, тогда медитация – единственный путь.

Если мы чувствуем, что мы удовлетворены тем, что имеем, и тем, что мы есть, то для нас нет необходимости вступать в область медитации. Причиной, по которой мы обращаемся к медитации, является наш внутренний голод. Мы чувствуем, что внутри нас есть что-то светлое, что-то бескрайнее, что-то божественное. Мы чувствуем, что мы в этом очень нуждаемся, но только сейчас не имеем доступа к этому. Наш внутренний голод исходит из нашей духовной потребности.

Медитация – это не уход от жизни

Если мы вступаем на путь медитации для того, чтобы уйти от мира и забыть наши страдания, тогда мы делаем это по ложной причине. Если мы вступаем в духовную жизнь из-за разочарования или неудовлетворенности, тогда мы можем и не остаться в духовной жизни. Сегодня мне не удалось удовлетворить свои желания, поэтому я не удовлетворен миром. Но завтра я скажу: "Давай попробую еще раз. Может быть, на этот раз я получу удовлетворение". Но в конечном итоге мы почувствуем, что жизнь-желание никогда не удовлетворит нас. Мы почувствуем необходимость обратиться к внутренней жизни. Это и есть устремленность.

Что такое медитация? Медитация – это самопробуждение человека и самоотдача Бога. Когда самопробуждение человека и самоотдача Бога встречаются, человек становится бессмертным во внутреннем мире, а Бог становится проявленным во внешнем мире.

В устремленной жизни мы нуждаемся только в Боге. Если мы искренне нуждаемся в Боге, тогда, естественно, Он отдаст нам Себя. Но Он сделает это по-своему и в установленное им самим время. Если мы молимся и медитируем с искренней устремленностью желая обрести определенные качества, то даже если Бог не одарит нас ими, все равно мы будем удовлетворены. Мы просто скажем себе: "Ему лучше знать. Сейчас я пока не готов к этому. Но Он обязательно даст мне их в тот день, когда я буду готов". В устремленной жизни не наши достижения приносят нам удовлетворение, а наша устремленность. Устремленность сама и является нашим удовлетворением.

Сознательная устремленность и усилие

Для обретения духовности не годится метод "жми и дави". Мы не можем привлечь духовный свет насильно. Когда он снизойдет сам по себе, только благодаря нашей устремленности сможем мы воспринять его. Если мы попытаемся привлечь больше света, чем способны воспринять его, наш внутренний сосуд разрушится. Как мы воспринимаем этот свет, идущий свыше? Как мы расширяем свое сознание, чтобы повысить восприимчивость? Ответом является медитация.

Медитировать – не значит просто сидеть спокойно пять или десять минут. Медитация требует сознательного усилия. Ум должен быть приведен в состояние покоя и тишины. В то же самое время, он должен быть бдительным для того, чтобы не позволить никаким отвлекающим мыслям или желаниям проникнуть в него. Когда мы сможем привести ум в состояние покоя и тишины, мы почувствуем, что внутри нас зарождается новое создание. Когда наш ум становится свободным и спокойным, и все наше существование становится пустым сосудом, наше внутреннее существо может призвать бесконечный покой, свет и блаженство войти в этот сосуд и заполнить его. Это и есть медитация.

Медитация – язык Бога. Если мы хотим знать, что значит Воля Бога в нашей жизни, если мы хотим, чтобы Бог направлял нас, формировал нас и проявлял Себя в нас и через нас, тогда медитация – тот язык, который мы должны использовать.

Когда мы думаем, что именно мы пытаемся медитировать, тогда медитация кажется сложной. Однако настоящая медитация совершается не нами. Она совершается нашим Внутренним Пилотом, Всевышним, который постоянно медитирует в нас и через нас. Мы всего лишь сосуд, и мы позволяем Ему наполнять нас всем Его Сознанием. Мы начинаем с нашего собственного личного усилия, но как только мы погружаемся глубоко внутрь себя, мы понимаем, что не наше усилие позволяет нам погрузиться в медитацию. Это Всевышний медитирует в нас и через нас с нашего ведома и сознательного согласия.

Душа каждого человека имеет собственный способ медитации. Мой способ медитации не подойдет вам, а ваш способ медитации не подойдет мне. Есть много ищущих, чья медитация не бывает плодотворной, так как они выполняют медитацию, которая им не подходит. Если у вас нет духовного Учителя, который может направлять вас, тогда вам надо погрузиться глубоко внутрь себя, чтобы медитация исходила из сокровенных глубин вашего сердца.

Это очень трудно для начинающего. Вы должны погрузиться глубоко-глубоко внутрь себя и понять, слышите ли вы голос, мысль или идею. Тогда надо погрузиться глубоко в этот голос или мысль и понять, дает ли он вам чувство внутренней радости или покоя, где нет ни вопросов, ни проблем, ни сомнений. Только когда у вас будет подобное чувство, вы можете быть уверены, что голос, который вы услышали, есть истинный внутренний голос, который поможет вам в вашей духовной жизни.

Но если у вас есть Учитель, который является реализованной душой, его молчаливый пристальный взгляд научит вас, как медитировать. Учитель не должен словесно объяснять, как медитировать, либо давать особую технику медитации. Он просто будет медитировать на вас и внутренне обучать вас медитации. Ваша душа войдет в его душу и научится у его души. Все истинные духовные Учителя обучают медитации в безмолвии.

Конечная цель медитации – установить сознательный союз с Богом. Все мы – дети Бога, однако в данный момент у нас нет сознательного единства с Богом. Кто-то может верить в Бога, во эта вера не является реальностью в его жизни. Он просто верит в Бога потому, что какой-то святой или йог, или духовный Учитель сказал, что Бог существует, или потому, что он читал о Боге в духовных книгах. Но, если мы занимаемся медитацией, приходит день, когда мы устанавливаем сознательное единство с Богом. И тогда Бог дарует нам Свой бесконечный покой, бесконечный свет и бесконечное блаженство, и мы превращаемся в этот бесконечный покой, свет и блаженство.

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

В Как медитировать?

О Есть два способа медитации. Один из них – успокоить ум. Обыкновенный человек чувствует, что если он заставит молчать свой ум, он станет глупцом. Он чувствует, что если ум не думает, значит ум потерял все. Но это неверно в духовной жизни. В духовной жизни, когда мы заставляем ум молчать, мы видим, что в уме зарождается новое создание, новое обещание Богу. В настоящий момент мы не выполнили обещание, данное Богу, мы не полностью посвятили Богу все свое существование. Когда мы сможем заставить ум молчать, мы будем в состоянии удовлетворить и проявить Бога.

Другой способ медитировать – освободить сердце. В настоящий момент сердце полно эмоционального смятения и проблем, вызванных нечистым виталом, который окутал его. Сердце – это сосуд. В настоящий момент этот сосуд полон небожественным, которое ограничивает и связывает нас. Если мы сможем освободить это сердце-сосуд, то найдется некто, кто наполнит его божественным покоем, светом и блаженством, которые освободят нас. Когда мы освободим наше сердце от невежества, Мудрость-Свет Бога придет и наполнит его.

В Если человек не верит в Бога, может ли он заниматься медитацией?

О Если человек не верит в Бога, он может заниматься медитацией, однако, он может ничего не достичь. Медитация – путь, ведущий к Богу. Если вы не верите в Бога, тогда, естественно, вы не пойдете по этому пути.

В Является и медитация высшей реальностью?

О Можно сказать, что для начинающего медитация является высшей реальностью. Но, когда ищущий достигает более высокого уровня, он знает, что медитация лишь ведет к высшей реальности. Если кто-то жил много лет в невежестве, никогда не молился и не медитировал в своей жизни даже в течение минуты, для него медитация, естественно, является наивысшей реальностью, которую может достичь его сознание. Но, когда он практиковал медитацию уже в течение нескольких лет, он знает, что сама по себе медитация не является высшей реальностью. Высшая реальность – нечто, чего он достигает или чем становится, идя по пути медитации.

В Меняется ли объект медитации по мере того, как человек духовно развивается и достигает реализации?

О После достижения реализации нет необходимости медитировать так, как медитирует ищущий. Когда кто-либо достиг реализации, что означает единство со Всевышним, его медитация становится постоянной. Когда ищущий реализовал Бога, он медитирует не для того, чтобы чего-либо достичь или выйти за пределы чего-либо. Он медитирует для того, чтобы принести покой, свет и блаженство человечеству или пробудить сознание других людей.

Глава 2

Прежде всего самое важное: как начать

С духовной точки зрения каждый ищущий является начинающим. В тот момент, когда вы захотите постоянно и непрерывно совершенствоваться, именно в этот момент вы становитесь вечным начинающим.

С чего мне начать?

С духовной точки зрения каждый ищущий является начинающим. Начинающий – это тот, у кого есть внутреннее побуждение вырасти во что-то все более божественное, все более озаряющее, все более проявляющее. В тот момент, когда вы захотите постоянно и непрерывно совершенствоваться, в момент, когда вы захотите превзойти себя и вступить в вечно трансцендентирующее Запредельное, в этот момент вы становитесь вечным начинающим.

Если вы делаете самые первые шаги, то вы можете начать с прочтения нескольких духовных книг или священных книг. Они дадут вам вдохновение. Вам следует читать книги духовных Учителей, которым вы безгранично верите. Есть Учителя, которые достигли высочайшего сознания, и, читая их книги, вы обязательно получите вдохновение. Лучше не читать книги, написанные профессорами, учеными и последователями, которые все еще в пути и не достигли просветления. Только те, кто реализовал Истину, будут иметь способность предложить Истину. Иначе мы уподобляемся слепому, которого ведет слепой.

Хорошо также общаться с людьми, медитирующими уже некоторое время. Они могут и не быть в состоянии научить вас, но они смогут вдохновить вас. Даже если вы будете просто сидеть рядом с ними, когда они медитируют, не осознавая того ваше внутреннее существо получит часть медитативной силы от них. Вы ничего не крадете; просто ваше внутреннее существо получает помощь от них без вашего внешнего знания.

Вначале вам не следует даже думать о медитации. Просто попытайтесь выделить определенное время, в течение которого постарайтесь сохранять покой и молчание, и почувствуйте, что эти пять минут принадлежат вашему внутреннему существу и больше никому. Регулярность особенно важна. Все, в чем вы нуждаетесь, – это регулярная практика в одно и то же время.

Каждый день надо учиться только одному: как быть действительно счастливым.

Некоторые основные приемы

Для начинающего лучше начать с концентрации. Иначе в тот момент, когда вы попытаетесь успокоить и освободить свой ум, миллионы суетных мыслей проникнут в вас, и вы не будете способны медитировать даже секунду. Если вы концентрируетесь, то в это время вы ставите заслон тем ненужным мыслям, которые стараются проникнуть в вас. Поэтому вначале просто практикуйте концентрацию по несколько минут. Затем, через несколько недель или месяцев, вы можете попробовать медитировать.

Когда вы начинаете медитировать, всегда старайтесь почувствовать себя ребенком. В детском возрасте ум человека еще не развит. В возрасте двенадцати или тринадцати лет ум начинает функционировать на уровне интеллекта. Но до этого ребенок – само сердце. Ребенок чувствует, что он ничего не знает. У него нет никакого предвзятого мнения о медитации и духовной жизни. Он хочет изучать все непосредственно.

Сначала почувствуйте, что вы – ребенок, а затем постарайтесь почувствовать, что вы находитесь в цветущем саду. Этот цветущий сад – ваше сердце. Ребенок может играть в саду часами. Он переходит от цветка к цветку, но не уходит из сада, потому что радуется красоте и аромату каждого цветка. Почувствуйте, что внутри вас – сад, и вы можете оставаться в нем сколько захотите. Таким способом можно научиться медитировать в сердце.

Если вы сможете оставаться в сердце, то начнете чувствовать внутреннюю мольбу. Эта внутренняя мольба, которая есть устремленность, является секретом медитации. Когда молит взрослый человек, его мольба обычно неискренна. Но когда просит ребенок, даже если он просит только конфету, он очень искренен. В это время конфета – целый мир для него. Если вы дадите ему стодолларовую банкноту, он не будет удовлетворен; ему нужна только конфета. Когда ребенок взывает, немедленно его отец или мать приходят к нему. Если вы можете просить глубоко внутри себя покоя, света и истины, и если это – единственное, что удовлетворит вас, тогда Бог, ваш вечный Отец и вечная Мать, обязательно придет и поможет вам.

Вам следует всегда стараться почувствовать, что вы беспомощны, как ребенок. Как только вы ощутите, что беспомощны, кто-нибудь придет помочь вам. Если ребенок потерялся на улице и начинает плакать, какой-нибудь добросердечный человек покажет ему, где его дом. Почувствуйте, что вы потерялись на улице и вокруг бушует буря. Сомнение, страх, тревога, беспокойство, неуверенность и другие небожественные силы обрушиваются на вас. Но если вы взываете искренне, кто-то придет спасти вас и покажет вам дорогу к дому, который есть ваше сердце. И кто же он? Это Бог, ваш Внутренний Пилот.

Ранним утром приглашайте Бога, вашего Друга, вашего настоящего Друга, вашего единственного Друга, сопровождать вас в течение всего дня.

Внутренний Пилот

Бог может иметь облик, а может и не иметь. Но во время медитации лучше думать о Всевышнем как о человеческом существе. Начинающему следует всегда медитировать на Бога, как личность. Иначе, если вы попытаетесь представить Бога в его безличностном аспекте, вы будете смущены его необъятностью. Поэтому начинайте с личностного Бога, а потом вы сможете перейти к безличностному Богу.

Сегодня вы можете быть начинающим в духовной жизни, но не чувствуйте, что вы всегда будете начинающим. Когда-то все были начинающими. Если вы практикуете концентрацию и медитацию регулярно, если вы действительно искренни в своем духовном поиске, то вы обязательно добьетесь прогресса. Главное – не падать духом. Божественная реализация не приходит вдруг. Если вы медитируете регулярно и преданно, если вы можете взывать к Богу, как ребенок в слезах зовет свою мать, тогда вам не надо будет бежать к цели. Нет, цель сама придет и встанет прямо перед вами и назовет вас своим, совершенно своим.

УПРАЖНЕНИЯ

1. Простота, искренность, чистота.

Для ищущего, желающего начать духовную жизнь, простота, искренность, чистота и уверенность имеют первостепенное значение. Именно простота дарует вам покой ума. Именно искренность дает вам почувствовать, что вы от Бога и Бог всегда для вас. Именно ваше чистое сердце дает вам почувствовать, что в каждое мгновение вашей жизни Бог растет, сверкает и проявляет Себя внутри вас. Именно уверенность позволит вам почувствовать, что медитация – безусловно то, что нужно. Имеется несколько медитационных упражнений, к которым может обратиться начинающий.

Не напрягаясь, повторите про себя слово "простота" в уме семь раз и сосредоточьтесь на верхней части головы. Затем повторите слово "искренность" семь раз внутри своего сердца про себя и с душой и сконцентрируйтесь на сердце. Затем не напрягаясь семь раз произнесите про себя слово "чистота", направив внутренний взгляд в пупок или на область вокруг пупка и сконцентрируйтесь на нем. Пожалуйста, сделайте это молча и со всей душой. Затем сосредоточьте свое внимание на третьем глазе, который находится между и немного выше бровей, и про себя повторите слово "уверенность" семь раз. После этого положите руку на макушку и скажите три раза: "Я простосердечен, я простосердечен, я простосердечен". Затем положите руку на сердце и скажите три раза: "Я искренен, я искренен, я искренен". Потом положите руку на пупок, повторяя: "Я чист", и на третий глаз, говоря: "Я уверен".

2. Любимое качество.

Если вам нравится определенный аспект Бога – любовь, например, – пожалуйста, повторите про себя слово "любовь" со всей душой несколько раз. Произнося слово "любовь" со всей душой, постарайтесь почувствовать как оно отдается в самых сокровенных глубинах вашего сердца: "Любовь, любовь, любовь". Если вас больше интересует божественный покой, тогда, пожалуйста, про себя произносите нараспев или повторите самому себе слово "покой". При этом попытайтесь услышать космический звук, заключенный в этом слове, который отражается в самых сокровенных глубинах вашего сердца. Если вы хотите света, тогда, пожалуйста, повторите: "Свет, свет, свет", вкладывая как можно больше души и почувствуйте, что вы на самом деле стали светом. От кончиков пальцев до макушки головы, постарайтесь почувствовать, что вы стали словом, которое вы повторяете. Почувствуйте, что ваше физическое тело, тонкое тело, все ваши нервы и все ваше существо переполняются потоком любви, покоя или света.

3. Пригласите своих друзей.

Почувствуйте, что вы стоите в дверях своего сердца и что вы пригласили Любовь, Покой, Свет, Восторг и всех ваших других божественных друзей к себе. Но если появятся сложность, неискренность, нечистота и другие отрицательные силы, пожалуйста, не позволяйте им войти. Постарайтесь почувствовать, что как божественные качества, так и небожественные качества, приняли форму человеческих существ и вы можете видеть их своими глазами.

Каждый день пытайтесь приглашать одного друга войти в дверь вашего сердца. Это будет началом божественной дружбы. Сегодня вы позволите войти только вашему другу Любви, завтра вы позволите войти вашему другу Радости. Через некоторое время у вас будет возможность приглашать больше, чем одного друга за один раз. Возможно, вы и не сможете сначала уделять внимание более, чем одному другу, но со временем вы будете способны приглашать всех своих божественных друзей сразу.

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

В Я ищу большей радости в жизни, но не чувствую уверенности в том, что получу ее, устремившись в медитацию.

О Когда жизнь не доставляет вам радости, но вы чувствуете, что хотите радости, это значит, что вы духовно голодны. Когда у вас есть духовный голод, вы будете есть духовную пищу. Когда вы не голодны, вы не будете есть. Пятнадцать или двадцать лет вы неискренне или ненастойчиво заботились о духовной жизни. Поскольку вы в течение многих лет не медитировали, если вы прыгнете сразу в море духовности, то не сможете плыть. Вы не можете изменить свою натуру сразу. Это должно делаться медленно, постоянно, постепенно. Сначала подвигайтесь в воде и постепенно вы научитесь плавать. В конце концов придет время, когда вы сможете плавать хорошо. Но раз у вас есть внутренний голод, значит вы готовы начать плавать.

Глава 3

Овладение самым существенным

Без подготовки не сделаешь попытки. Без попытки нет прогресса. Без прогресса нет совершенства. Без совершенства нет удовлетворения

Подготовка к медитации

Для медитации дома у вас должен быть угол в вашей комнате – абсолютно чистый, и освященный – священное место, которое вы используете только для медитации. Там вы можете убрать алтарь, где у вас будет портрет вашего духовного Учителя или Христа или какого-то другого любимого духовного лица, кого вы считаете своим Учителем.

Полезно, если вы перед началом медитации примете душ или ванну. Чистота тела очень полезна для очищения сознания. Если невозможно принять ванну или душ перед тем, как сесть медитировать, вам следует, по крайней мере, умыться. Кроме того, рекомендуется надеть чистую и светлую одежду.

Вам также поможет, если вы зажжете ароматические палочки и на вашем алтаре поставите свежие цветы. Когда вы. вдыхаете запах ароматических палочек, то вдохновения и очищения вы получаете, может быть, только на йоту, но эта йота может быть добавлена к вашему внутреннему сокровищу. Есть люди, которые говорят, что не обязательно иметь перед собой цветы во время медитации. Они говорят: "Цветок – внутри, тысяче лепестковый лотос – внутри нас". Но живой цветок на алтаре напомнит вам о вашем внутреннем цветке. Его цвет, его аромат и его чистое сознание вдохновят вас. От вдохновения вы получите устремленность.

То же можно сказать и об использовании свечей во время медитации. Пламя свечи само по себе не даст вам устремленности. Но когда вы видите внешнее пламя, сразу же вы почувствуете, что пламя устремленности в вашем внутреннем существе восходит высоко, выше, ещё выше. Для того, кто находится накануне реализации Бога, или для того, кто уже реализовал Бога, эти внешние атрибуты не будут иметь значения. Но если вы знаете, что для вас реализация Бога все ещё далеко впереди, то они определенно усилят вашу устремленность.

Когда вы проводите ежедневную индивидуальную медитацию, старайтесь медитировать в одиночку. Это не относится к супругам, если у них один духовный Учитель. Для них медитировать вместе естественно. В остальных случаях не рекомендуется медитировать с другими во время ваших повседневных индивидуальных медитаций. Коллективная медитация тоже важна, но в повседневной индивидуальной медитации лучше медитировать уединенно у своего собственного алтаря.

Медитация – божественный дар. Медитация упрощает нашу внешнюю жизнь и питает энергией внутреннюю. Медитация дает нам естественную и свободную жизнь, жизнь, которая становится настолько естественной и свободной, что с каждым дыханием мы осознаем нашу собственную божественность.

Поза – это важно

При медитации важно удерживать позвоночник в прямом и вертикальном положении, и при этом тело должно быть расслаблено. Если тело напряжено, то божественные и осуществляющиеся качества, которые входят и протекают через него во время медитации, не будут восприняты. Поза также не должна причинять телу неудобства. Когда вы медитируете, ваше внутреннее существо спонтанно придаст вам удобное положение, и вам останется лишь поддерживать его. Главное достоинство позы лотоса в том, что она помогает удерживать позвоночник прямо и вертикально. Но эта поза неудобна для большинства людей. Так что поза лотоса вовсе не обязательна для правильной медитации. Многие люди медитируют очень хорошо, сидя на стуле.

Некоторые люди выполняют физические упражнения и принимают позы. Эти упражнения, называемые Хатха-йогой, расслабляют тело и успокаивают ум на короткий период. Если кто-то физически очень беспокоен и не может оставаться спокойным даже одну секунду, тогда эти упражнения определенно помогут. Но Хатха-йога вовсе не обязательна. Есть много устремленных, которые могут просто сесть и успокоить свой ум без всяких занятий Хатха-йогой.

Ни при каких условиях не рекомендуется медитировать лежа, даже тем, кто медитирует уже в течение нескольких лет. Те, кто пытаются медитировать лежа, войдут в мир сна, либо внутренней пассивности или дремоты. К тому же, когда вы лежите, ваше дыхание не такое хорошее, как в положении сидя, так как оно не осознается и не поддается контролю. Правильное дыхание очень важно в медитации.

Душевное сердце открыло высочайшую истину: медитировать на Бога – привилегия, а не обязанность.

Глаза открыты или глаза закрыты?

Меня часто спрашивают, нужно ли медитировать с закрытыми глазами. В девяноста случаях из ста, медитирующие с закрытыми глазами засыпают во время медитации. В течении пяти минут они медитируют, а затем пятнадцать минут проводят в мире сна. В нем нет динамической энергии, только апатичность, благодушие, нечто подобное приятному ощущению отдыха. Медитируя с закрытыми глазами и погружаясь в мир сна, вы можете насладиться любыми иллюзиями. Ваше богатое воображение может дать вам почувствовать, что вы входите в высшие миры. Существует много способов, с помощью которых вы можете убедить себя, что вы прекрасно медитируете. Поэтому, лучше всего медитировать с полуоткрытыми и полузакрытыми глазами. В этом случае вы – корень дерева, и в то же самое время – самая верхняя ветвь. Та ваша часть, которая соответствует полуоткрытым глазам, – корень, символизирующий Мать-Землю. Часть, соответствующая полузакрытым глазам, – самая верхняя ветвь, мир видений, или, скажем, Небес. Ваше сознание находится на самом высшем уровне, и в то же время оно здесь, на земле, где пытается изменить мир.

Когда вы медитируете с полуоткрытыми и полузакрытыми глазами, вы делаете то, что называется "медитацией льва".

Даже когда вы погружаетесь глубоко внутрь, вы фокусируете сознательное внимание как на физическом плане, так и на подсознательном плане. Как физический мир с его шумом и другими помехами, так и подсознательный мир, мир сна, оба зовут вас, но вы справляетесь с ними. Вы говорите: "Смотрите, я начеку. Вы не можете овладеть мною". Поскольку ваши глаза частично открыты, вы не уснете. Так вы бросаете вызов миру подсознания. В то же время вы сохраняете ваше господство над физическим планом, потому что вы можете видеть, что происходит вокруг вас.

Дыхательные упражнения

1. Вдох, направленный в сердечный центр.

Пожалуйста, вдохните, задержите дыхание на несколько секунд, и почувствуйте, что вы удерживаете дыхание, которое есть сама жизнь-энергия, в сердечном центре. Это поможет развить вам внутреннюю способность к медитации.

2. Осознание дыхания.

Когда вы садитесь медитировать, пытайтесь вдыхать как можно медленнее и спокойнее, так, что тончайшая нить, если бы кто-нибудь поместил её перед вашим носом, вовсе не колебалась бы. И когда вы выдыхаете, пытайтесь выдыхать даже еще медленней, чем вдыхали. Если возможно, сделайте маленькую паузу между концом вашего выдоха и началом вдоха. Если можете, задержите дыхание на несколько секунд. Но если это трудно, не делайте этого. Никогда не делайте ничего, что доставит вам физический дискомфорт во время медитации.

3. Вдыхание покоя и радости.

Первое, о чем вы должны думать, занимаясь дыхательной техникой – чистота. Если при вдохе вы можете почувствовать, что дыхание приходит прямо от Бога, от самой Чистоты, тогда ваше дыхание может быть легко очищено. Затем, каждый раз вдыхая, пытайтесь почувствовать, что вы вдыхаете бесконечный покой в ваше тело. Противоположность покоя – беспокойство. Когда вы выдыхаете, пытайтесь чувствовать, что вы удаляете беспокойство, которое находится внутри вас и то, которое вы видите вокруг себя. Когда вы дышите таким способом, вы видите, что тревога покидает вас. После того, как проделаете это несколько раз, пожалуйста, попытайтесь почувствовать, что вы вдыхаете энергию Вселенной, и когда выдыхаете, чувствуйте, что весь страх уходит из тела. После того, как проделаете это несколько раз, попытайтесь почувствовать, что вы вдыхаете бесконечную радость, и выдыхаете печаль, страдание и меланхолию.

4. Космическая энергия.

Почувствуйте, что вы вдыхаете не воздух, а космическую энергию. Почувствуйте, что громадная космическая энергия входит в вас с каждым вдохом, и что вы собираетесь использовать ее для того, чтобы очистить тело, витал, ум и сердце. Почувствуйте, что нет ни одного места в вашем существе, которое не было бы заполнено потоком космической энергии. Он течет как река внутри вас, омывая и очищая все ваше существо.

Потом, когда вы выдыхаете, почувствуйте, что выдыхаете весь мусор, скопившийся в вас – все ваши низменные мысли, мрачные идеи и нечистые действия. Все внутри вас, что вы называете низменным, все, что вы не хотите признавать вашим, почувствуйте, что это все вы исторгаете из себя.

Это не традиционная пранаяма йоги, которая более сложна и систематизирована, это – наиболее эффективный духовный способ дыхания. Если вы будете практиковать такой способ дыхания, то скоро увидите результаты. В самом начале вы должны будете использовать свое воображение, но через некоторое время вы увидите и почувствуете, что это вовсе не воображение, это – реальность. Вы сознательно вдыхаете энергию, потоки которой повсюду вокруг вас, очищая себя и избавляясь от всего небожественного. Если вы будете дышать так по пять минут каждый день, вы сможете очень быстро совершенствоваться. Но это должно делаться очень сознательно, а не механически.

5. Совершенное дыхание.

Когда вы станете более подготовленным, вы сможете попытаться почувствовать, что вдыхаете и выдыхаете каждой частичкой вашего тела – сердцем, глазами, носом, и даже порами. Сейчас вы можете дышать только носом или ртом, но придет время, когда вы будете способны дышать каждой частью вашего тела. Духовные Учителя могут дышать даже с закрытыми носом и ртом. Когда вы овладеете этим духовным дыханием, вся ваша нечистота и невежество будут заменены божественным светом, покоем и энергией.

6. Дыхание на счет один-четыре-два.

Когда вдыхаете, повторите один раз имя Бога, Христа, или кого-либо еще, кому вы поклоняетесь. Или, если ваш духовный Учитель дал вам мантру, можете повторять ее. Это дыхание не должно быть долгим или глубоким. Потом задержите дыхание и повторите то же имя четыре раза. А когда выдыхаете, повторите два раза имя или мантру, которую вы выбрали. Вы вдыхаете на один счет, задерживаете дыхание на четыре счета, и выдыхаете на два счета, про себя повторяя священное слово. Если вы просто считаете числа один-четыре-два, вы не получите никаких вибраций или внутреннего ощущения. Но когда вы произносите имя Бога, немедленно божественные высшие качества входят в вас. Потом, когда вы задерживаете дыхание, эти божественные качества циркулируют в вас, проникая во всю вашу темноту, несовершенство, ограниченность и нечистоту. И когда вы выдыхаете, те же самые божественные качества уносят прочь все ваши небожественные, отрицательные и разрушительные качества.

Медитация: язык Бога

Медитация говорит нам только oднo: Бог есть.

Медитация открывает нам только одну истину: наши мечты - о Боге.

Почему мы медитируем?

Почему мы медитируем? Мы медитируем потому, что наш мир не может удовлетворить нас. Так называемый покой, который мы испытываем в нашей повседневной жизни, это пятиминутный покой после десяти часов беспокойства, волнений и разочарований. Мы постоянно находимся во власти враждебных сил, окружающих нас, - зависти, страха, сомнения, волнения, беспокойства и отчаяния. Эти силы как обезьяны. Когда они отпускают нас на время своего кратковременного отдыха, мы говорим, что наслаждаемся покоем. Но это совсем не настоящий покой, и в следующий момент они атакуют нас снова.

Только лишь через медитацию мы можем обрести длительный покой, божественный покой. Если утром мы медитируем, вкладывая в это всю свою душу, и испытываем покой только одну минуту, эта одна минута покоя распространится на весь день. Когда мы медитируем на самом высоком уровне, тогда мы действительно получаем постоянный покой, свет и восторг. Мы нуждаемся в медитации, так как мы хотим расти в свете и проявлять себя в свете. Если это является нашим устремлением, если это - наша жажда, тогда медитация - единственный путь.

Если мы чувствуем, что мы удовлетворены тем, что имеем, и тем, что мы есть, то для нас нет необходимости вступать в область медитации. Причиной, по которой мы обращаемся к медитации, является наш внутренний голод. Мы чувствуем, что внутри нас есть что-то светлое, что-то бескрайнее, что-то божественное. Мы чувствуем, что мы в этом очень нуждаемся, но только сейчас не имеем доступа к этому. Наш внутренний голод исходит из нашей духовной потребности.

Медитация - это не уход от жизни

Если мы вступаем на путь медитации для того, чтобы уйти от мира и забыть наши страдания, тогда мы делаем это по ложной причине. Если мы вступаем в духовную жизнь из-за разочарования или неудовлетворенности, тогда мы можем и не остаться в духовной жизни. Сегодня мне не удалось удовлетворить свои желания, поэтому я не удовлетворен миром. Но завтра я скажу: "Давай попробую еще раз. Может быть, на этот раз я получу удовлетворение". Но в конечном итоге мы почувствуем, что жизнь-желание никогда не удовлетворит нас. Мы почувствуем необходимость обратиться к внутренней жизни. Это и есть устремленность.

Что такое медитация? Медитация - это самопробуждение человека и самоотдача Бога. Когда самопробуждение человека и самоотдача Бога встречаются, человек становится бессмертным во внутреннем мире, а Бог становится проявленным во внешнем мире.

В устремленной жизни мы нуждаемся только в Боге. Если мы искренне нуждаемся в Боге, тогда, естественно, Он отдаст нам Себя. Но Он сделает это по-своему и в установленное им самим время. Если мы молимся и медитируем с искренней устремленностью желая обрести определенные качества, то даже если Бог не одарит нас ими, все равно мы будем удовлетворены. Мы просто скажем себе: "Ему лучше знать. Сейчас я пока не готов к этому. Но Он обязательно даст мне их в тот день, когда я буду готов". В устремленной жизни не наши достижения приносят нам удовлетворение, а наша устремленность. Устремленность сама и является нашим удовлетворением.

Сознательная устремленность и усилие

Для обретения духовности не годится метод "жми и дави". Мы не можем привлечь духовный свет насильно. Когда он снизойдет сам по себе, только благодаря нашей устремленности сможем мы воспринять его. Если мы попытаемся привлечь больше света, чем способны воспринять его, наш внутренний сосуд разрушится. Как мы воспринимаем этот свет, идущий свыше? Как мы расширяем свое сознание, чтобы повысить восприимчивость? Ответом является медитация.

Медитировать - не значит просто сидеть спокойно пять или десять минут. Медитация требует сознательного усилия. Ум должен быть приведен в состояние покоя и тишины. В то же самое время, он должен быть бдительным для того, чтобы не позволить никаким отвлекающим мыслям или желаниям проникнуть в него. Когда мы сможем привести ум в состояние покоя и тишины, мы почувствуем, что внутри нас зарождается новое создание. Когда наш ум становится свободным и спокойным, и все наше существование становится пустым сосудом, наше внутреннее существо может призвать бесконечный покой, свет и блаженство войти в этот сосуд и заполнить его. Это и есть медитация.

Медитация - язык Бога. Если мы хотим знать, что значит Воля Бога в нашей жизни, если мы хотим, чтобы Бог направлял нас, формировал нас и проявлял Себя в нас и через нас, тогда медитация - тот язык, который мы должны использовать.

Когда мы думаем, что именно мы пытаемся медитировать, тогда медитация кажется сложной. Однако настоящая медитация совершается не нами. Она совершается нашим Внутренним Пилотом, Всевышним, который постоянно медитирует в нас и через нас. Мы всего лишь сосуд, и мы позволяем Ему наполнять нас всем Его Сознанием. Мы начинаем с нашего собственного личного усилия, но как только мы погружаемся глубоко внутрь себя, мы понимаем, что не наше усилие позволяет нам погрузиться в медитацию. Это Всевышний медитирует в нас и через нас с нашего ведома и сознательного согласия.

Душа каждого человека имеет собственный способ медитации. Мой способ медитации не подойдет вам, а ваш способ медитации не подойдет мне. Есть много ищущих, чья медитация не бывает плодотворной, так как они выполняют медитацию, которая им не подходит. Если у вас нет духовного Учителя, который может направлять вас, тогда вам надо погрузиться глубоко внутрь себя, чтобы медитация исходила из сокровенных глубин вашего сердца.

Это очень трудно для начинающего. Вы должны погрузиться глубоко-глубоко внутрь себя и понять, слышите ли вы голос, мысль или идею. Тогда надо погрузиться глубоко в этот голос или мысль и понять, дает ли он вам чувство внутренней радости или покоя, где нет ни вопросов, ни проблем, ни сомнений. Только когда у вас будет подобное чувство, вы можете быть уверены, что голос, который вы услышали, есть истинный внутренний голос, который поможет вам в вашей духовной жизни.

Но если у вас есть Учитель, который является реализованной душой, его молчаливый пристальный взгляд научит вас, как медитировать. Учитель не должен словесно объяснять, как медитировать, либо давать особую технику медитации. Он просто будет медитировать на вас и внутренне обучать вас медитации. Ваша душа войдет в его душу и научится у его души. Все истинные духовные Учителя обучают медитации в безмолвии.

Конечная цель медитации - установить сознательный союз с Богом. Все мы - дети Бога, однако в данный момент у нас нет сознательного единства с Богом. Кто-то может верить в Бога, во эта вера не является реальностью в его жизни. Он просто верит в Бога потому, что какой-то святой или йог, или духовный Учитель сказал, что Бог существует, или потому, что он читал о Боге в духовных книгах. Но, если мы занимаемся медитацией, приходит день, когда мы устанавливаем сознательное единство с Богом. И тогда Бог дарует нам Свой бесконечный покой, бесконечный свет и бесконечное блаженство, и мы превращаемся в этот бесконечный покой, свет и блаженство.

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

В Как медитировать?

О Есть два способа медитации. Один из них - успокоить ум. Обыкновенный человек чувствует, что если он заставит молчать свой ум, он станет глупцом. Он чувствует, что если ум не думает, значит ум потерял все. Но это неверно в духовной жизни. В духовной жизни, когда мы заставляем ум молчать, мы видим, что в уме зарождается новое создание, новое обещание Богу. В настоящий момент мы не выполнили обещание, данное Богу, мы не полностью посвятили Богу все свое существование. Когда мы сможем заставить ум молчать, мы будем в состоянии удовлетворить и проявить Бога.