Старт в науке. Как хорошо уметь читать.doc - мастер-класс "Как хорошо уметь читать"

Цели : расширение кругозора учащихся, приобщение к изучению исторического и культурного наследия, привитие чуткого и бережного отношения к книгам, любви к чтению, сплочение классного коллектива.

Оснащение : выставка книг, необходимый инвентарь для сценки, иллюстрации к сказкам, плакаты с названием классного часа и кроссвордом, магнитофон, аудиокассета с записью песни.

Вступительное слово учителя.

С самого раннего детства вся жизнь человека неразрывно связана с книгами. Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его слух уже ловит мамины, бабушкины сказки или прибаутки. А сказки и прибаутки – из книг. Мы вырастаем, идём учиться в школу, в институт, и целое море знаний, которое мы черпаем из книг, подхватывает нас. Через книги мы узнаём о том, чего еще никогда не видели (и, возможно, никогда не увидим). Через книги мы узнаём, какие мысли были у наших предков. Через книги мы имеем возможность обратиться к нишам правнукам, которые будут жить спустя века после нас. И всё это благодаря книгам.

Книги играют очень важную роль в нашей жизни, и поэтому к ним нужно относиться бережно, с любовью. Для хранения книг человечество придумало библиотеки. Именно о них я сейчас вам и расскажу, ведь 22 октября вся планета празднует Всемирный день библиотек.

Об истории появления библиотек в нашем государстве.

В переводе с греческого слово «библиотека» означает «книгохранилище» (от « biblion » - книга и « teke » - хранилище).

Первые русские библиотеки появились во времена Киевской Руси. В Киеве, Новгороде, Чернигове, Владимире переводили, переписывали и хранили церковные книги. В летописи сказано. Что в 1037 году князь Ярослав Мудрый собрал в Киеве много писцов, которые « списаша книги многи». Часть этих книг князь «положил в святой Софии церкви», основав первую библиотеку. Сам Ярослав очень любил книги и грамоту. Вообще в XI веке Русь была одной из самых грамотных стран Европы. Лишь во время татаро-монгольского нашествия число школ и библиотек сократилось, но совсем они не исчезли. На одной из миниатюр, посвящённых жизни Сергия Радонежского, изображён школьный класс: на скамье рядышком сидят пять учеников с книгами, за ними и сбоку сидят ещё несколько человек, а учитель объясняет Сергию урок.

Девушки обычно учились дома, особенно дочери князей или знатных бояр. Например, о дочери полоцкого князя Георгия Евфросинье писали, что, не учась в Афинах, она достигла афинской мудрости.

Славились образованностью и дочери великого князя Ярослава Мудрого. Одна из них, Анна, вышла замуж за французского короля Генриха I , который не знал грамоты. Именно Анна подписывала государственные документы, так как король ставил вместо подписи крестик. Широко образован был и брат Анны Всеволод – он знал пять иностранных языков. Сам же Ярослав Мудрый «книгам прилежа, и почитая часто в нощи и в дне», то есть любил книги и читал часто и ночью, и днём. Летописцы, давая характеристику князьям, никогда не забывали подчёркивать их образованность.

Высоко ценил книги и князь Владимир Мономах. Он не только много читал, но и сам писал книги. В знаменитом «Поучении детям» он даёт наставления, которые пригодятся и современному молодому человеку: «Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь – как отец мой, дома сидя, знал пять языков…».

Многие русские библиотеки не пережили монголо-татарского нашествия. Со временем главными хранителями «книжной премудрости» становятся крупные монастыри – Киево-Печерский, Соловецкий, Кирилло-Белозерский, Троице-Сергиевский…

Само слово «библиотека» в Древней Руси почти не употреблялось. Впервые оно встречается в знаменитой Геннадиевской библии, переведённой и переписанной в Новгороде в конце XV века. На полях возле незнакого читателю слова «библиотека» переводчик сделал пояснение – «книжный дом». До этого в разных городах помещения для книг называли по-разному: «книгохранилица», «хранительная казна», «книжная клеть», «книжная палата».

Одна из самых загадочных библиотек того времени – библиотека Ивана Грозного. Её привезла с собой из Византии его бабка – греческая царевна Софья Палеолог, которая вышла замуж за Ивана III . По рассказам, в библиотеке, которая хранилась в Кремле в тайных подвалах, находились многие бесценные, ныне утраченные книги. По приказу царевны Софьи в 1862 году Дьяк Василий Макарьев прошёл подземным ходом от Тайницкой башни до Арсенальной. По пути он видел две палаты, заставленные сундуками до самых сводов. Предполагают, что именно в них хранилясь библиотека Ивана Грозного. Эти сундуки искали князь Щербатов в конце XIX века. Игнатий Стеллецкий в начале XX века… работы в Арсенальной башне археологи проводили и в 1975 году. Тогда был окончательно расчищен родник в подземелье башни, но катакомбы Московского кремля так и остались загадкой. До сих пор учёные надеются, что библиотека эта не пропала, а ждётсвоего часа в таинственных кремлевских подземельях. Возможно, кто-то из клепоманов сумеет разгадать тайну царской библиотеки.

Другой царь – Петр I – основал Академию наук и при ней библиотеку. Для неё книги закупались на родине и за границей, много книг поступало в подарок от частных лиц. Очень много для библиотеки Академии наук сделал М.В. Ломоносов.

Простые же люди – не цари, не академики и не монархи – могли брать книги в библиотеках для чтения при книжных магазинах. За небольшую плату книги для чтения выдавались всем желающим.

По высочайшему поведению Екатерины II от 16 мая 1795 года была основана публичная библиотека в Санкт-Петербурге. Для неё построили специальное здание, в котором библиотека находится и сегодня. Первый директор, А.Н. Оленин, создавал библиотеку почти с нуля – в его собрании были всего 4 русские книги. Для читателей библиотека открылась в январе 1814 года. Знаменитые библиотекари Публички так активно собирали книги, что сегодня она славится крупнейшим фондом именно русских книг, в том числе изданных за границей. В Российской национальной библиотеке, как она называется сейчас, находится 32 млн. книг.

В настоящее время самой крупной библиотекой в России и Европе является Российская государственная библиотека, её фонд насчитывает 43 млн. единиц.

Это интересно и необычно!

    Лучше поздно, чем никогда! Забывчивые читатели были во все времена. В 1975 году в одну из английских библиотек была возвращена книга «Учись вязать и вышивать». Читательница так увлекалась ею, что держала 43 года. Но рекорд рассеянности установлен в библиотеке Кембриджского университета: книгу туда вернули через … 300 лет!

    Живая библиотека. Принадлежала богатому римскому торговцу Ицелу. Она состояла из … рабов. Каждому из них он приказал быть говорящей книгой. Однажды после пышного обеда речь зашла об учёных предметах. «Приведите-ка ко мне «Илиаду», - приказал Ицел управляющему. «Прости, господин! У «Илиады» заболел живот! Он не может подняться», - с ужасом признался управляющий, ожидая сурового наказания.

    На службе Её Величества. Известна приверженность англичан к традициям. Одна из них соблюдается в библиотеке Британского музея: для защиты книг от мышей в штате сотрудников состоят кошки!

    Драгоценный узник. В средние века книги были очень дороги. Именно поэтому особо ценные экземпляры приковывали к стене или специальным пюпитрам – чтобы никто из читателей не прихватил «по рассеянности» книгу с собой.

И действительно, сколько интересного можно узнать из книг! Как хорошо уметь читать!

Ученик читает наизусть стихотворение Валентина Берестова «Как хорошо уметь читать…» :

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо к бабушке идти:

«Прочти, пожалуйста, прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, прочитай ещё страницу!»

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять

Группа учеников разыгрывает сценку «Милое дело – книжка» :

Действующие лица: дед, бабка, внучка.

Д е д (зевает в кресле) . А-а! Ну вот и чудненько, поспал чуток, и будет. Зарядочку сделаем: ать, два, ать, два. Теперь и делом заняться можно. Вот только чем? (Оглядывается.) А погода-то, погода! Снег так и сыплет, так и сыплет. Белым-бело. Пум – пуру – рум – пу – рум. Чем заняться, а? Вот незедача (поёт) : «Жили у бабуси два весёлых гуся…» Их… Ох (сгибается от боли) . Старость – не радость. Посижу теперь так (играет на губах). «дедка, дедка, съешь конфетку». - «Нет зубов! Нет зубов!» - «Дедка, дедка, вот газетка.» - «Нет очков! Нет очков!» Эхе-хе-х! Ну и скукотища! А-а-а! Покличу-ка я бабку с внучкой. Авось веселее будет. Бабка! Внучка! Куда-то они запропостилися! Ау! Бабка! Ау! Внучка! А? Не слышу! А, вот вы где, сердешные. Эй, вы, что уткнулись в столы и молчите? А?

В н у ч к а. Дедушка, не мешай, пожалуйста.

Д е д. А?

В н у ч к а. Не мешай, пожалуйста.

Д е д. Ишь ты: не мешай! Буду мешать! Скучно мне. Бабка, а бабка, пойди, что ль, чугуны да кастрюли почисть!

Б а б к а. Что ты, старый? Сказано тебе: не мешай. Сегодня выходной, а тебе всё чугуны.

Д е д. Ишь, скажите, пожалуйста! Некогда им! А мне, думаете, есть охота с вами лясы точить?

В н у ч к а. Не сердись, дорогой дедушка. Лучше садись с нами, почитай что-нибудь.

Д е д. Я читал уже газету «Стрекоза»…

Б а б к а. Скажешь тоже – газету. Не смеши кур. От газеты лишь беспокойство. То тебе конец света насулят, то колорадского жука, то саранчу, то террористов накличут… Век прожила, а ничего такого, слава богу, не видела. Солнце как всходило – так и всходит. Ну, про что там пишут-то в твоей «Стрекозе»?

Д е д. Про многое пишут. Про кризисы там разные, указы…

Б а б к а. Скукота-скукотища!

Б а б к а. Как что? Книжку. Вот она – друг и помощница.

Д е д. Какую такую книжку? Отродясь у нас их в доме не водилось.

В н у ч к а. А теперь будут водиться, дедушка! Вот посмотри, сколько их здесь, самых разных, на любой вкус.

Д е д. Да откуда, внученька?

В н у ч к а. Из детской библиотеки, дедушка. Возьми, какую захочешь, почитай. Я вот русские народные сказки читаю.

Д е д. Хм… Сказки. Это про Колобка и про куриные окорочка?

Б а б к а. Ты что, старый, какие окорочка?

Д е д. Не серчай, бабка. Это я шучу. (Рассматривает книжки.) Так… Это не по моему характеру, это сказки. Бабка, а бабка, ты чего читаешь? Дай гляну. «Ку – ли – на – ри – я». Ой, какие картинки, слюнки потекли. Неужто, бабка, ты это будешь стряпать?

В н у ч к а. Дедуля, выбери себе книжечку и садись с нами.

Д е д. Ишь ты, выбери… «Незнай – ка». Гм, какая-то незнайка. Внучка, а внучка, что за незнайка тут такая?

В н у ч к а. Не такая, а такой. Незнайка – это мальчик, который ничего не знал, книг не читал и попадал в самые невероятные истории. Почитай, дедушка, тебе понравится.

Д е д. Так это для маленьких! Мне бы посолиднее книжку. Ишь, какая красивая – «Пятнадцатилетний капитан» Жюль Верна. Скажи, пожалуйста, в пятнадцать лет, а капитан! Так! Что тут ещё? Энциклопедия «Сделай сам». Сделай сам! Хм. Хорошая книжка, незаменимая вещь в хозяйстве! «Как прибить вешалку». «Как починить стул». О! Это то, что надо. Теперь скучать некогда. Ай да внучка, ай да умница.

В н у ч к а. Это не мне спасибо, а тем, кто эти книжки пишет, печатает, оформляет…

Д е д. И то правда, внучка, спасибо и школьной библиотеке! Ну ладно, я пошёл табуретку чинить!

Б а б к а. А я пойду пироги с яблоками печь. Шарлотка называется!

В н у ч к а. А я отнесу подружке вот эту книжку. Она давно хотела её почитать. (Уходит.) Дедушка! Бабушка! Я скоро!

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами вспомним о сказках, ведь сказки – ваши первые прочитанные книги. И все вы, конечно же, их любите. Читая сказки, вы проникаете в загадочный, чудесный мир. В сказках совершается необыкновенное: то Змей Горыныч уносит красавицу в свои владения, то яблонька награждает трудолюбивую девочку золотыми и серебряными яблоками, то хитрющая лиса обманывает всех. Сейчас мы с вами проведем конрусрс, посвящённый сказкам.

Учащиеся делятся на две команды, придумывают им сказочные названия, выбирают командиров команд. В это время звучит песня «В мире много сказок» в исполнении К. Румяновой (слова Ю.Энтина, музыка В.Шаинского.)

Конкурс – разминка «Кто здесь живёт?»

Командам по очереди задаются вопросы, на которые они должны ответить. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

    Это жилище изготовлено из древесины дуба. А рыжая нахалка-лиса выгнала хозяина избушки, когда её собственная ледяная растаяла. Назовите хозяина-горемыку. (Заяц.)

    У одного из них домик сделан по-быстрому из соломы, у другого более прочен – из веток и прутиков, а вот у третьего каменный дом с крепкой дверью. Назовите всех троих. (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф.)

    Это пристанище расположено на крыше стокгольмского дома. И в нём есть что посмотреть: на полу вишнёвые косточки, ореховая скорлупа и обёртки от конфет. Кто хозяин? (Карлсон.)

    Это строение по команде поворачивается к лесу задом, к гостю передом, а его хозяйка чует «русский дух». (Баба Яга.)

    Очень тесное и бедное обиталище, однако, на стене висит холст, за которым маленькая дверца, отпирающаяся волшебным ключом, который получен от черепахи Тортилы. (Буратино.)

    В доме восемь, дробь один

На заставе Ильича

Жил высокий гражданин

По прозванью Каланча. (Дядя Стёпа.)

Конкурс «Почтовый адрес»

Команды должны правильно написать адреса сказочных героев. Каждый правильный ответ приносит один балл команде.

    Кот Матроскин (Простоквашино.)

    Гулливер (Лилипутия.)

    Василиса Премудрая (Тридевятое Царство.)

    Незнайка (Цветочный город.)

    Рассеянный (улица Бассейная.)

    Великий Гудвин (Изумрудный город.)

    Капитан Врунгель (Яхта «Беда».)

    Алиса (Зазеркалье.)

Конкурс «Нарисуем Буратино»

По одному человеку от каждой команды должны нарисовать с закрытыми глазами Буратино.

Конкурс «Доска объявлений»

По тексту объявления командам предлагается угадать, кто его написал. За каждый верный ответ – 1 балл.

    Предлагаю услуги гувернантки. Научу невоспитанных мальчиков читать, считать, писать, также хорошим манерам. (Мальвина.)

    Всем принцам! Ближайшие сто лет не беспокоить своими поцелуями – очень спать хочется. (Спящая красавица.)

    Опытный столяр из материала заказчика настрогает вам детишек, причём одних мальчишек. (Папа Карло.)

    Напишу за вас мемуары, научу сочинять пыхтелки, сопелки, ворчалки и т. п. (Вини – Пух.)

    Нашедшему ключ из драгоценного металла гарантирую вознаграждение. (Буратино.)

    Продаю окорочка куриные, оставшиеся после перепланировки избушки. (Баба Яга.)

    Обучаю художественному свисту. (Соловей – разбойник.)

    Туристическое агентство предлагает исключительное путешествие на Сером Волке. (Иван Царевич.)

    Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. (Доктор Айболит.)

    Охранному агентству на постоянную работу требуется 33 сотрудника крепкого телосложения . (Черномор.)

    Сдаю в аренду крышу. Оплата кондитерскими изделиями . (Карлсон.)

    Золотые яйца. Дорого. (Курочка Ряба.)

    Отнесу пирожки вашей бабушке. (Красная Шапочка.)

    Отмою всё! (Мойдодыр.)

    Развлечение для Вас: пою песенки, грызу орешки. (Белочка.)

Конкурс капитанов «Ромашка»

Капитанам команд предлагается выбрать лепесток из ромашки, на обратной стороне которого написаны различные вопросы. За каждый правильный ответ капитан получает два балла.

Вопросы:

    Где баба взяла муку на Колобок? (По сусекам поскребла, по амбарам помела.)

    О ком идёт речь? Появилась девочкав чаще цветка, и была та девочка чуть больше ноготка. (Дюймовочка)

    Из чего Фея сделала Золушке карету? (Из тыквы.)

    Назовите три сказки с главным героем Иваном.

    Кто одолел Тараканище из сказки Корнея Чуковского «Тараканище»? (Воробей.)

    Назовите имя девочки, спасшей брата Кая. (Герда.)

    Какого цвета были волосы у Мальвины? (Голубого цвета.)

    О ком речь? Не лежалось на окошке, покатился по дорожке. (Колобок.)

Конкурс «Сказочный кроссворд»

На доску вывешивается плакат с кроссвордом. Учащиеся разгадывают его, при этом в выделенных клеточках получается фамилия известного сказочника (Андерсен). Командам вопросы зачитываются по очереди. Член команды, давший правильный ответ, выходит к доске и заполняет клеточки кроссворда, команда при этом получает один балл.

Вопросы:

    Как звали мальчика, чьё сердце чуть было не превратилось в лёд? (Кай.)

    Кто смог смастерить волшебный кувшинчик, который рассказывал. Что говорят в каждом доме? (Свинопас.)

    Каким был утёнок, пока не стал лебедем? (Гадкий.)

    Как звали девочку, которая в сказке совершает далёкое путешествие? (Герда.)

    Что помогло принцессе стать женой принца? (Горошина.)

    Кто хотел поменять хвост на ноги? (Русалочка.)

    Кто улетел осенью зимовать в тёплые страны? (Лебеди.)

    Что было нужно старой ведьме в дупле? (Огниво.)

Подведение итогов.

Учитель подводит итоги конкурса, вручает необходимые для чтения книг призы командам (закладки), благодарит учащихся за активную работу.

Ребята, я вижу, что все вы читаете много, и владеете большим количеством информации. Я желаю вам никогда не обижать книги и не забывать о них. Читайте больше и узнавайте много нового!

Воспитание самостоятельности у детей. Мама, можно я сам?! Вологодская Ольга Павловна

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста, прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, прочитай еще страницу».

Не надо звать,

Не надо ждать,

В. Д. Берестов

Многие современные родители в панике: их дети не хотят читать ни за какие коврижки! Причем, естественно, тревогу это вызывает в основном у тех родителей, которые сами любят читать. Беспокоит их то, что ребенок может не поступить в вуз, вырасти ограниченным человеком, необразованным, иметь проблемы в общении. Есть еще один момент. Все мы помним, как зачитывались в детстве книгами А. Дюма, А. Линдгрен, Л. Кассиля, воображали себя героями описываемых приключений. Почему же дети сознательно лишают себя такого удовольствия, родителям не понять.

Что вызывает у детей такое равнодушие, а то и неприязнь к чтению? Почему возникают эти чувства?

Иногда это прямиком идет от родителей, которые не читают и считают, что и без этого неплохо можно прожить.

Еще один важный момент – неправильный подход к обучению чтению. Помните, как всех нас учили в детстве читать по слогам, называть правильно буквы? Весело было? Не очень. Не один ребенок прошел через брошенную в угол книгу, раздражение родителей «тупостью» чада, слезы и тех и других. Естественно, что ребенок, когда только начинает учиться читать, делает множество ошибок. Не злитесь, не ругайте его за них, наберитесь терпения. Не насилуйте его, если он не расположен в данный момент читать, а наоборот – хочет погулять или поиграть. Толку от такого чтения не будет.

Помню, как учила читать своего четырехлетнего сына. Он никак не хотел осваивать эту науку. Поскольку он был (и остается) непоседой, то ему интереснее было поиграть или побегать, но не сидеть над букварем, осваивая премудрости чтения. И тогда я решила отложить обучение. Через какое-то время воспитатель в детском саду мне сказала: «А вы знаете, он у вас умеет читать!» Сказать, что я удивилась, – не сказать ничего, но факт остается фактом. Те небольшие знания, что мы осваивали с ним с таким трудом, не выветрились из его головы, а прочно осели там, чтобы в один прекрасный момент выйти наружу в упорядоченном виде. Надо сказать, что читают в нашей семье все и много, читали много и ему. Поэтому те начальные знания, которые он получил, осваивая букварь, легли на подготовленную почву.

Большое значение имеет и выбор книг. Что вы читаете ребенку? Не гонитесь за новомодной детской литературой, как правило, от нее очень мало толку, да и ошибок там зачастую много. Обратитесь к уже признанным образцам классической литературы – русской, советской, зарубежной. Если вы воспитывались на «Карлсоне» и «Винни-Пухе», то почему бы и вашего ребенка не приобщить к этим книгам?

Для начинающего читать ребенка подбирайте книги с большими буквами, яркими красивыми картинками. Уже очень много лет пользуются заслуженным успехом книги с иллюстрациями В. Сутеева. Если решили обратиться к современной детской литературе, не поленитесь сами прочитать, хотя бы начало, и обратите внимание на повествование, героев, не сложна ли будет книга для восприятия вашего малыша.

Из книги 50 способов познакомиться и понравиться автора Вульф Шерин

Я хотел бы уметь - Подойти на вечеринке к незнакомому человеку и представиться ему.- Чувствовать, что я владею ситуацией и не завишу от чужих прихотей.- Знакомиться с людьми, когда захочу.- Рисковать.Многие люди недооценивают свои успехи и придают слишком большое

Из книги Как воспитывать родителей или новый нестандартный ребенок автора Леви Владимир Львович

Как важно уметь гипнотизировать из записок доктора КстоноваСпортивный крутой мужчина Вольдемар Игнатьевич Головешкин повсюду появляется не иначе как с рюкзаком. С рюкзаком на работу. В театр тоже с рюкзаком - заядлый турист. Уже чего-то за спиной не хватает, если без

Из книги Делай меньше, достигай большего. Секреты Мага Дождя автора Чу Чин-Нинь

ХОРОШО ЖИТЬ, ХОРОШО УМЕРЕТЬ Один великий святой сказал: «Цель жизни состоит в подготовке к моменту смерти. Готовясь к смерти, человек узнает, как следует жить».Когда ученики спросили Конфуция, как следует почитать духов, тот ответил: «Вы даже не знаете, как следует

Из книги Все еще здесь. Приятие перемен, старения и смерти автора Дасс Рам

Из книги Безопасность вашего ребенка: Как воспитать уверен­ных и осторожных детей автора Статмен Пола

ЧТО ОНИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ И УМЕТЬ Вот основные моменты, которые помогут вам правильно сориентироваться в той или иной ситуации. Ваша цель - свести к минимуму страхи и неуверенность у детей, остающихся дома, оказать им эмоциональную поддержку. С другой стороны, вы должны

Из книги Технология ведения тренинга: Теория и практика автора Фопель Клаус

4. ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ ВЕДУЩИЙ? Тема этой главы - основные действия ведущего в процессе подготовки к работе группы и во время ее проведения. Ведущий должен понимать, что он может работать как на группу в целом, так и на отдельных ее участников. И эта деятельность часто

Из книги Обдуматый [Как освободиться от лишних мыслей и сфокусироваться на главном] автора Ньюбиггинг Сэнди

Миф № 3. Раз мысли – хорошо, то и думать – хорошо Я сказал, что мысли возникают естественно, однако не рекомендую намеренно предаваться размышлениям во время каждой медитации. Есть большая разница между понятиями «иметь мысли» и «мыслить». Во время медитации лучше

Из книги Приданое для дочери. Всё, что ты узнаешь, когда станешь совсем взрослой… автора Денисова Ятка

Все будет хорошо. Все уже хорошо О знаках, надежде и умении быть оптимистом Первое предложение заголовка – это расшифровка одного из ключевых понятий жизни: надежда. Я не согласна, что ее надо вычеркнуть из песни по той причине, что будущего по сути не существует. Что «есть

Из книги Как говорить правильно и без стеснения автора Полито Рейналдо

Очень важно уметь хорошо заканчивать свое выступление, и обучение этому требует упорства Если вы думаете, что достаточно проинструктировать людей, и они сразу же перестанут делать ошибки, то вы заблуждаетесь. Необходимы десятки упражнений, а в некоторых случаях и весь

Из книги Правила. Законы достижения успеха автора Кэнфилд Джек

Учитесь читать быстрее, чтобы читать больше Если вы читаете медленнее, чем хотелось бы, можно пойти на курсы скорочтения, где вас научат быстрее не только читать, но и усваивать информацию. Лучший ресурс, который нашел я, – курс фоточтения, разработанный Паулем Шееле. Он

Из книги Самая важная книга для родителей (сборник) автора Гиппенрейтер Юлия Борисовна

Взрослый – знать и уметь Что может дать взрослый растущему ребенку? За чем он должен следить, чтобы процесс образования и развития шел успешно? Некоторые ответы мы уже обсуждали, опираясь на наблюдения за жизнью детей и психологические знания.Обратимся к

Из книги От срочного к важному: система для тех, кто устал бежать на месте автора Макклетчи Стив

Из книги Ваше предназначение автора Каплан Роберт Стивен

Не обязательно уметь всё Не устаю повторять: не нужно уметь всё.Я работал с большим числом людей, обладающих лишь одной-двумя сильными сторонами и целым рядом слабых сторон с точки зрения выполняемой ими работы. Это совсем не значит, что им обязательно нужно менять сферу

Из книги Не бери в голову автора Пэйли Крис

Чтобы читать мысли других, нам приходится читать свои собственные так же, как другие читают наши Предвидение поведения других людей и влияние на него требуют от нас создания модели их сознания. Но для этого нам надо хорошо понимать, что другие думают о том,

Из книги Финансовая мудрость Эбенезера Скруджа автора Калер Рик

Из книги Психология лидера автора Менегетти Антонио \ \ Для учителя начальных классов

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

    Материалы прислала : Дарья Романова

(В. Берестов)

В чем прелесть чтения? Читаешь много - знаешь много.

Не секрет: сейчас книгу затмило телевиденье, компьютер. Конечно, посмотреть сказку в цветном изображении; найти ответ на нужный вопрос в Интернете гораздо проще, чем самому найти его в книге, зайти в читальный зал в библиотеке, полистать энциклопедию. Готовые ответы и решения не дают прочных знаний. Ведь надолго остается в памяти то, что сделал, совершил сам человек. Лучше запоминаешь то, что найдено и прочитано самим тобой.

Через чтение прививается внутренняя и внешняя культура человека. Он становится эталоном вежливости, воспитанности, образованности. Такой человек и сам не сделает плохого, и другого научит хорошему.

Вот над совокупностью этих личностных качеств человека и работает педагогический коллектив ГОУ СОШ №1371 с углубленным изучением английского языка в тесном содружестве с центральной детской библиотекой №17 "Смена".

Каждый новый учебный год учителя начальных классов начинают со знакомства учащихся 1х классов с библиотекой. Заведующая детской библиотеки Александрова Марианна Владимировна не просто беседует с детьми, а проводит экскурсию по всем отделам библиотеки, знакомит с содержанием стендов и стеллажей, советует первоклассникам, как сделать чтение любимым занятием. Работники абонементного зала выдают детям читательские билеты, которые открывают путь к живому общению с книгой.

Школа проводит конкурсы, читательские конференции и олимпиады по русскому языку - "Слово о словах"; по математике - "Магические числа"; по истории - "Улицы Крылатского", "Героические защитники Москвы в годы Великой Отечественной войны" и др. Библиотека обеспечивает учащихся необходимыми материалами для подготовки у участию в творческих и интеллектуальных мероприятиях.

Надолго запомнились детям встречи с писателями Э. Успенским, Г. Остерманом.

Например, в сентябре 2007 года дети встречались с молодой писательницей Диной Крупской, с редактором киножурнала "Ералаш" Сергеем Георгиевичем Георгиевым.

А сколько было заочных встреч с писателями классиками: Борисом Житковым, Корнеем Ивановичем Чуковским, Виталием Бианки, В.Берестовым, где дети узнают об интересной, а подчас трудной писательской стезе, но любовь к окружающим людям, к природе, к книге, к истории делают писателей дарителями добра, благородства, радости многим поколениям людей. Проникаясь уважением и доверием к писателю, учащиеся проявляют больший интерес к написанным ими произведениям.

Экскурсии в Переделкино, а потом беседы с детьми в школе или библиотеке помогают им понять многое, усвоить главное - настоящий человек рождается через познание истинных ценностей, выработанных человечеством и чаще всего облеченных в форму книги.

Умелое подведение итогов и яркий обмен впечатлениями от посещений исторического музея "Бородино", музея "Бородинская панорама" и того многого, что прочитано, прослушано о событиях 1812г, ставит учащихся на место героев этой войны и делает их возвышеннее, патриотичнее. Дети пишут отзывы об экскурсия и беседах, создают свою панораму увиденного.

А сколько прочитано учащимися по теме "Великая Отечественная война": о блокаде Ленинграда, Сталинградской битве, героических боях под Москвой, об Орлово-Курской дуге.

Дети пишут рефераты, оформляют стенды по этим темам, вживаются в образы героев, становятся соучастниками боев и побед, испытывают чувство патриотизма и гордости за нашу страну, наш народ.

И всем этим мы обязаны книге, школе, библиотеке.

Великая мудрость народа гласит:

  • "Чтение - вот лучшее учение"
  • "С книгой дружить - век не тужить"
  • "Хорошая книга - лучший друг".

Педагог дополнительного образования

Романова А.А.

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:

Альфия Кадырова
Конспект занятия по заучиванию стихотворения «Как хорошо уметь читать»

1) Вводная часть 3 мин.

Организационный момент

Создание мотива для деятельности детей

2) Основная часть 23 мин.

Беседа на тему «Школа» .

Чтение стихотворения воспитателем В . Берестова «Как хорошо уметь

Игра «Что лишнее?» .

Беседа с детьми о школьных принадлежностях.

Придумывание загадок с детьми по схеме.

Заучивание стихотворения .

Игра «Вопрос – Ответ» .

Рассказывание стихотворения детьми .

Физминутка «Переменка» .

Беседа с детьми о первой книги первоклассника.

Продуктивная деятельность, аппликация.

Заключительная часть 3 мин.

3) Оценка деятельности детей

Подведение итогов НОД

Длительность НОД 30 мин.

Тема : «Заучивание стихотворения В . Берестова «Как хорошо уметь

Цель : заучивание стихотворения детьми наизусть и выразительное его

Задачи :

Образовательные :

Систематизировать знания детей о школе.

Продолжать учить детей слушать поэтическое произведение, понимать его.

Добиваться хорошего запоминания стихотворения , используя различные

Развивающие :

Развивать поэтический слух.

Развитие мышления, памяти.

Воспитательная :

Воспитывать интерес к поэзии.

Воспитывать желание заучивать стихи .

Оборудование : портрет В. Берестова; схема загадок; букварь; закладка;

цветные полоски; геометрические фигуры; клей; клеенки; салфетки.

Предварительная работа : разучивание стихотворений , составление загадок

по схеме.

Ход образовательной деятельности

Здравствуйте, дети!

Придумано кем – то мудро и просто

При встречи здороваться : «Доброе утро»

Доброе утро – солнцу и птицам

Доброе утро – улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым!

Пусть доброе утро – длиться до вечера!

Улыбнемся друг другу, чтоб у нас с вами было хорошее настроение .

Присаживайтесь на стульчики.

Скажите ребята, чем вам нравится заниматься?

Играть, танцевать, петь, рисовать.

Вы сказали, что любите играть, предлагаю вам поиграть в игру «Что

1) Букварь – резинка – машина Почему?

2) Тетрадь – фиалка – ручка – портфель

3) Ручка – альбом – линейка – ласточка

4) Дневник – книга – яблоко

Правильно ребята, я перечислила школьные принадлежности. Кому нужны

школьные принадлежности?

Ученикам.

Скажите для чего нужен букварь?

Алина, а тетрадь для чего нужна?

Чтобы писать в ней, заниматься.

Ребята, а портфель зачем?

Чтобы школьные принадлежности складывать, носить.

Володя, а альбом нужен ученикам?

Чтобы рисовать в нем.

Ребята, а дневник зачем?

Чтобы записывать домашнее задание, чтоб оценки ставили.

Молодцы! Мы с вами умеем хорошо отгадывать загадки и еще умеем и

составлять их. Я вам сейчас буду загадывать загадки по схеме.

Например :

По цвету он бывает разноцветный, НО не радуга;

По форме он квадратный или прямоугольный, НО не стол;

Его носят в школу, НО не книга;

Он кожаный, НО не обувь. Что это? «Портфель»

Молодцы, ребята, а теперь вы попробуйте составить загадку по схеме, а мы

с ребятами отгадаем. (Дети составляют загадки о школьных

принадлежностях).

Осталось совсем мало времени и вы пойдете в школу. Для чего нужно

ходить в школу?

Чтобы учиться, получать знания, быть умным.

Молодцы, в школе вы узнаете много интересного. Чему вы научились,

ребята в детском саду?

Правильно вы научились многому и конечно же ЧИТАТЬ ! Недаром

говорят : Чтение - лучшее учение. Я вам сейчас прочитаю стихотворение

Валентина Берестова «Как хорошо уметь читать » .

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти :

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу :

«Ну, почитай ещё страницу » .

Не надо звать,

Не надо ждать,

Кто написал стихотворение ?

Валентин Берестов

Как называется стихотворение ?

О чем стихотворение ?

Молодцы, а сейчас мы поиграем в игру «Вопрос – Ответ» . Я вам задаю

вопросы, а вы мне отвечаете предложениями стихотворения .

Надо к маме приставать? (не надо к маме приставать)

Надо бабушку трясти? (не надо бабушку трясти, прочти, пожалуйста!

Надо умолять сестрицу? (не надо умолять сестрицу, ну, почитай еще

страницу)

Надо звать? (не надо звать)

Надо ждать? (не надо ждать)

Молодцы. Я еще раз вам прочитаю стихотворение , а вы постарайтесь

запомнить его. В. Берестов «Как хорошо уметь читать » .

закончит. (2 раза)

Молодцы! 2 – 3 человека читают полностью .

Спасибо. Ребята, а как называется то время, когда ученики занимаются в

А время, когда ученики отдыхают?

Переменка.

Правильно, и у нас с вами сейчас переменка.

Переменка! Переменка! – идут по кругу др за др

Отдохните хорошенько : - выполняют поскоки

Можно бегать и шуметь , - бегут по кругу

Танцевать и песни петь – танцевальные движения

Можно сесть и помолчать – приседают

Только – чур! Нельзя скучать! – выполняют прыжки на носочках.

Ребята, вы когда пойдете в первый класс, у вас там будет ваша первая книга

Букварь. А вы знаете, что с книгами надо пользоваться аккуратно, не пачкать,

не мять их, для этого пользоваться закладкой.

Я – красивая закладка.

Я – нужна вам для порядка.

Зря страницы не листай.

Где закладка, там читай .

И сегодня мы с вами сделаем закладку для нашей первой книги.

Чтобы сделать закладку нам нужно будет : взять длинные полоски и

украсить их узором из геометрических фигур. Скажите, а какие

геометрические фигуры вы видите на столах?

Треугольники, овалы, круги, прямоугольники.

(Дети выполняют аппликацию – закладку) .

Молодцы, какие сегодня у всех получились красивые закладки. Посмотрите

какое интересное сочетание цветов, как аккуратно выполнена работа. Все

ребята молодцы. А чем мы сегодня с вами занимались?

Говорили о школе; делали закладки, учили стихотворение .

Валентин Берестов

А как называется стихотворение ?

Книга - великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из нас. "Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты", - так можно перефразировать мудрое изречение.

Чтение - это двигатель познания жизни, без него она лишается чего-то очень важного, тускнеет, мертвеет и напоняется пустотой. Книга, особенно умная и добрая, добавляет оптимизма и учит размышлять, изменяет жизнь и преобразовывает пространство.

Но как все это объяснить своему ребенку, которому вместо чтения хочется поноситься во дворе с футбольным мячом или посидеть у экрана телевизора и компьютера?

Ничего не имею против футбольных мячей, ракеток, скакалок, кроссовок и спортивных костюмов. Свежий воздух, здоровый сон после хорошей прогулки, подвижные игры - это зорово! Но если единственным способом познания мира для вашего ребенка становятся боевики, сериалы и компьютерные игры, пожалуй, пора забить тревогу.


ИГРЫ С КНИГОЙ


Игра - основной способ освоения окружающего мира и существования ребенка примерно до 9-10 летнего возраста. Игра - основной способ освоения окружающего мира и существования ребенка примерно до 9-10 летнего возраста. Игры формируют привычки, интересы и нравственные ориентиры. В игре нет никакого принуждения, напротив, очень высокая мотивация и эмоциональная насыщенность информации. Поэтому то, что усвоено в игре, надежно закрепляется в сознании и входит в золотой запас вашего ребенка.

Самые простые игры с книгой:

"Озвучивание" - это рассматривание картинок с самыми маленькими и их звуковое сопровождение. Ребенку очень нравится мычать, как коровка, мяукать, гавкать, шипеть. Очень важно и самой играть всей душой, чтоб эмоционально вовлекаться в процесс. Тогда контакт и удовольствие будут полными.

"Игра в прятки" - еще одна интересная форма игровой деятельности, развивающая внимательность. Ослик потерялся, шел, шел по лесу и заблудился, давай-ка его найдем. Вы увидите, с каким восторгом обнаружит ваш ребенок этого ослика на самой последней странице книги. Только если вы тоже будете участвовать в этом процессе и комментировать ваши долгие и упорные поиски. Варианты пряток могут быть самые разнообразные. Все зависит от вашей фантазии. Вы можете искать что-то определенного цвета, размера, формы. Таким образом расширяя кругозор ребенка, впоследствии, когда начнете изучать буквы, можно сыграть в прятки с буквой "А" и др.

"Копирование картинки"- это очень интересная игра, которая заставляет вашего малыша внимательно всматриваться в изображенное. Вы вместе с ним изображаете в лицах и с помощью предметов то, что изображено на картинках. Вы не просто комментируете происходящее, а как будто все время обращаетесь к тексту книги: “Посмотрим, что там написано дальше про Медвежонка, тут сказано, что он очень развеселился. Как, по твоему, смеется наш медвежонок? Молодец! Очень здорово! А потом он присел на пенечек." И т.д. Нужно все время провоцировать малыша, чтоб он заглянул в книгу. Она должна стать ему другом, и не просто другом, а самым любимым и интересным. Очень часто в процессе такой игры ребенок учится творить книгу самостоятельно, он сам придумывает сценарий. Поощряйте подобные проявления. Это бесценный опыт его самостоятельной творческой вовлеченности в процесс чтения. На картинке не всегда изображено именно то, что написано в книге. Поэтому большинство картинок вы имеете возможность воспроизвести самостоятельно вместе с ребенком, опираясь на текст.

"Иллюстрирование книги" - эта игра подойдет детям постарше, которые еще не умеют читать, но уже умеют рисовать. Прочитайте какой-то эпизод и попросите своего ребенка нарисовать его. Чем младше ваш иллюстратор, тем большая помощь ему потребуется. Но не увлекайтесь. Было бы ошибкой самому схватить кисти и краски и начать рисовать за маленького художника. У вас, конечно, получится намного лучше. Но польза от такого рисунка минимальная.

Сложные игры начинаются тогда, когда простые уже освоены и стали неинтересны. По мере взросления малыша, можно усложнять его общение с книгой.

"Игра в Карлсона" или в Красную шапочку, Серого волка, кота Матроскина и т.д.- это совместное фантазирование и проигрывание в обыденной жизни придуманных вами эпизодов из жизни любимых героев. Ваш ребенок может стать на какое-то время деревянным мальчиком Буратино и будет убирать за собой игрушки в полосатом колпачке. Ему придется научиться двигаться, как Буратино, как будто он деревянный. Все должно быть предельно достоверным, иначе игра теряет смысл. К слову сказать, эти игры дают вам возможность использовать заинтересованность ребенка и научить его одеваться, убирать за собой, аккуратно есть, чистить зубы и т.д. вы можете играть в любимых героев и в трамвае, и на даче, и в магазине. Не забывайте все время „советоваться" с любимой книжкой. Она должна быть под рукой. Вы продолжаете читать ее вместе с ребенком. Увлекаться этой игрой не стоит, потому что ребенок, идентифицируя себя с Буратино, котом в сапогах или еще кем-нибудь, может оторваться от действительности и забыть, что он на самом деле Петя Иванов. Поэтому иногда побыть Буратино придется и вам.

"Сочинение сказки" - игра, которая вам понравится, но потребует определеных творческих способностей. Сочинять сказки не так-то просто, но чрезвычайно интересно. Если у вас есть компьютер, вы можете напечатать сказку, снабдить ее иллюстрациями. И пусть ваше чадо активно участвует в этом процессе. Но лучше создавать книгу вручную. Каждый день по страничке. Бережно храните эти алмазы творческой активности ребенка. В процессе создания книги все большая доля участия должна приходиться на него. Когда он научится писать, постарайтесь минимально участвовать в этом.

Если вы не смогли заинтересовать малыша, никогда не заставляйте его играть насильно. Такие действия могут только навредить ему и не принесут ни удовольствия, ни пользы.

И все это время читайте ребенку умные и красивые книги!


УЧИМСЯ ЧИТАТЬ


Помните о формировании у ребенка нетерпеливого желания наконец научиться самостоятельно проникать в увлекательный мир книги: "Как хорошо уметь читать, не надо к маме приставать, не надо бабушку просить…"

Но первые неудачные опыты могут начисто отбить охоту. Он понимает, что научиться читать не так-то легко и с трудом повторяет попытки. Еще буквы выучить туда-сюда. А вот соединить их в слова и прочитать, а потом понять, что ты прочитал - это довольно тяжело. Но постепенно вы преодолеете и эту трудность.

Учитесь читать в игре. Существует много методик обучению чтению. Но главное, о чем вы должны помнить, не насилуйте себя и малыша. Не превращайте это в неприятную обязанность, не сравнивайте своего ребенка с соседским мальчиком, который давно сам читает, ни в коем случае не ругайте, если что-то не получается. Это только затормозит процесс. Тут вам пригодятся терпение, любовь, последовательность, фантазия. Можно процесс обучения обыграть, превратить в праздник, в увлекательную игру. Пусть она будет коротенькой, но ежедневной и действенной.

"Дружные ребята" - модификаций у этой игры может быть множество. В ней буквы одушевляются. Они друзья и вместе составляют слово. Одна буковка словно бежит навстречу другой. И мы произносим, тянем звук "Д", пока он не достигнет нового звука "А". А вместе они заговорят и скажут нам коротенькое слово "да".

Можно пробовать соединять разбежавшихся друзей в любую свободную минутку. Мы, например, занимались этим на кухне, в троллейбусе, рисуя буковки на стекле, сидя на диване. Несколько минут неутомительного занятия. И ребенок постепенно начинает привыкать связывать буквы в слоги, а потом в слова.

"Найди близнецов" - игра заключается в том, что уже прочитанный слог ребенок ищет в печатном тексте. Интереснее, когда это любимая книга или просто подвернувшийся по руку текст газеты, журнала, вывески. Малыш понимает, что книги бывают разные, не только с красивыми иллюстрациями. Все это нужно неизменно соповождать вашими комментариями и хвалить за достигнутые успехи, тогда играть в эту игру интересно. Обязательно проговаривайте найденные слоги, чтоб они ассоциировались не с двумя разными звуками, произнесенными раздельно, а с одним. Постепенно визуальное привыкание к виду слогов приведет к автоматическому соединению букв в слоги.

"Абракадабра" - попытайтесь из абракадабры, которая получается, когда читаешь слово по буквам, составить слово, чтоб понять смысл зашифрованной записки. Не умеющий читать Разведчик-слоненок должен обязательно понять задание центра, чтоб выполнить секретную миссию. Вы увидите, как будет смешно ребенку услышать исковерканные неумелым разведчиком слова. И как он будет гордиться своей способностью помочь ему. Иногда абракадабры получаются такие смешные, что вы от души посмеетесь вместе со своим „слоненком".


НЕ ЗАСТАВЛЯЙТЕ ЧИТАТЬ


Уже после того, как ваше чадо научилось самостоятельно складывать буквы в слоги и слова, пройдет еще немало времени, пока он овладеет беглым чтением. И это не будет вызывать у него негативных переживаний, связанных с медленным воспроизведением и пониманием прочитанного. Поэтому в этот период, кроме его самостоятельных опытов, ребенок должен чувствовать вашу поддержку.

Продолжайте читать ему вслух и обсуждать прочитанное. Умышленно дочитывайте до самого интересного места и вдруг неожиданно вспоминайте о необходимости срочно отойти в магазин, приготовить ужин, постирать и т.д. Книгу, естественно оставляйте на самом видном месте. Рано или поздно ребенок сам потянется к ней, чтоб узнать, что там дальше. Можете спровоцировать его на это, если он не догадывается. Выкажите заинтересованность в судьбе героев книги и удивитесь, что он до сих пор сам не дочитал ее. А если дочитал, обязательно похвалите и попросите пересказать интересующий вас эпизод. Только искренне интересуйтесь. Он должен понимать, что это не обязанность, что его не заставляют, что это он сам. И поэтому молодец!

Я читала своим детям лет до 8. Мы вместе придумывали продолжения сказок и сочиняли свои. Иногда перед сном хохотали до упаду. Потому что любили юмористические развязки или неожиданные повороты сюжета.

Истина, которую я усвоила, пройдя период обучения чтению и сына, и дочери - это никогда не заставлять! Напротив, предлагалась такая мотивация: "Если ты уберешь со стола, я разрешу тебе перед сном немного почитать."

Чтение - это познание, удовольствие, развитие. Когда вы сами понимаете это, не надо читать на эту тему морали сыну или дочери. Потому что ваш пример оказывается очень заразительным!