Киевские князья с 982 по 1054. Правители киевской руси

Как писалось в предыдущей статье о формировании первых поселений на территории Киева, признаки градостроения начали проявляться приблизительно в V-VI-м веке. Точных данных о том, кем был основан город не существует, но большинство теорий гласят, что первыми правителями Киева были выходцы из Скандинавии - варяги. Интенсивному росту города способствовало очень выгодное географическое размещение (знаменитый торговый путь из «варягов в греки» вдоль Днепра), а также возрастающее могущество дружины (войска) полянского племени (центром которого и являлся Киев). Именно военное превосходство полянских земель помогло объединить вокруг Киева, близ расположенные соседние восточнославянские племена, в большинстве своем находившиеся на территории современной Украины. Вся интересная информация о первых киевских князьях доступна во время наших экскурсий по Киеву.

Правление Аскольда и Дира в Киеве. Радзивилловская летопись

Аскольд и Дир. Первыми князьями Киева, имена которых упоминаются в летописях, являются князья Аскольд и Дир, которые правили Киевом в промежутке с 860 по 880-е года. Достоверно мало известно об этом периоде, а также о том, как князья «засели» в Киеве, но теории их происхождения также сходятся на скандинавских корнях, а некоторые ученные утверждают, что Аскольд и Дир были дружинниками Рюрика. Существует мнение, что Аскольд мог быть потомком Кия, а Дир это лишь его второе имя либо прозвище. Первый военный поход киевского войска на Царгород (Константинополь) в Византию был совершен в это же время, что свидетельствует об уже определенном могуществе киевских земель.

Олег в Киеве. Согласно одному из основных источников, на основании которого мы можем выстраивать хронологию развития Киева - это Повесть временных лет, в 882-м году в Киев вступил князь Олег и убил Аскольда (Аскольда и Дира) и стал править Киевом и всеми подконтрольными ему землями. Олег являлся, скорее всего родичем, легендарного Рюрика. Согласно общей теории, после смерти Рюрика, взяв с собой его сына, еще малолетнего Игоря, Олег набрал войско и начал спускаться в южном направлении. После завоевания Смоленска и Любеча, Олег пришел в Киев, и убив местных князей, стал здесь править. Олегу понравился новый город и его расположение, и он решил засесть в нем, тем самым, якобы, соединив свои северные земли с новыми, Киевскими и сделав столицей именно их.

Изображение Олега на картине Виктора Васнецова

Олег правил Киевом более 30-ти лет. За это время он значительно увеличил владения своей новой державы - присоединил к Киеву древлян, радимичей и северян. В ходе победоносных походов на Византию в 907-м и далее в 911-х годах были подписаны одни из первых письменных договоров между Константинополем и Киевом, установлены льготные права для торговли руских купцов. Олег заимел титул Великого Князя, считается основателем рода Рюриковичей-князей Киева. Легенды о смерти Олега от укуса змеи также обрела народную популярность.

Киев во времена Игоря, Ольги и Святослава

Становление и основание Киева

Рюрик (ум. 879 г.). Начало княжения в Новгороде – 862 г. Основатель династии, правившей в Киевской Руси и отдельных русских княжествах периода феодальной раздроб-ленности и в России до 1598 г. Согласно летописному преданию, Рю-рик с братьями Синеусом и Трувором был призван на Русь предста-вителями племен: новгородскими славянами, полоцкими кривичами, весью (вепсами) и чудью (предками эстонцев) и стал княжить в Нов-городе или Ладоге. Вопрос о том, кто были Рюрик и его соплеменни-ки, откуда они пришли на Русь, был Рюрик призван княжить или при-глашен как предводитель военной дружины, по сей день остается спорным.

Олег (период правления: 879 – 912 гг.). Старший в роду Рюриковичей, новгород-ский князь. В 882 г. совершил поход на юг, присоединил киевские земли, перенес столицу государства в Киев. На пути «из варяг в греки» возникла раннефеодальная монархия — Киевская Русь, аналогич-ная империи Карла Великого в Западной Европе. Совершал успеш-ные военные походы на столицу Византии — Царьград (Константино-поль). Положил начало длительным военным и мирным отношениям между Византией и Киевской Русью. Обстоятельства смерти Вещего Олега противоречивы. По киевской версии, его могила находится в Киеве на горе Щековице. Новгородская летопись помещает его могилу в Ладоге, но также говорит, что он ушёл «за море». В обоих вариантах присутствует легенда о смерти от змеиного укуса. По преданию, волхвы предсказали князю, что он умрёт от своего любимого коня. Олег приказал увести коня и вспомнил о предсказании только через четыре года, когда конь уже давно умер. Олег посмеялся над волхвами и захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться?» Однако в черепе коня жила ядовитая змея, которая смертельно ужалила князя.

Игорь Рюрикович (период правления:912 – 945 гг.). За 33 года своего правления сумел укрепить Русь и после военных походов на Царьград заключил выгодные договоры с Византией. Однако он получил известность не благодаря своей политике, а из-за трагической гибели. Он был разо-рван за ноги древлянами после неудачной попытки вторично собрать с них дань.

Ольга — христианское имя Елена(ок. 894 – 969 гг.). Начало правления — 945 г. Великая княгиня киевская, жена князя Игоря. После убийства мужа древлянами в 945 г. жестоко подавила их восстание. Покорив древлян, Ольга в 947 году отправилась в новгородские и псковские земли, назначая там уроки (своеобразная мера дани), после чего вернулась к сыну Святославу в Киев. Княгиня установила размеры «полюдья» - податей в пользу Киева, сроки и периодичность их уплаты - «оброки» и «уставы». Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор - «тиун». Ольга установила систему «погостов» - центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей; затем по погостам стали строить храмы. Княгиня Ольга положила начало каменному градостроительству на Руси (первые каменные здания Киева - городской дворец и загородный терем Ольги), со вниманием относилась к благоустройству подвластных Киеву земель - новгородских, псковских, расположенных вдоль реки Десна и др. На реке Пскове, где она родилась, Ольга, по преданию, основала город Псков. В 955 г. (или 957 г.) посетила Константинополь; приняла христианство. В 968 руководила защитой Киева от печенегов. Канонизирована русской церковью. Когда речь идет о княгине Ольге, всегда возникает встает вопрос о ее происхождении.

Согласно самой ранней древнерусской летописи «Повесть временных лет», Ольга была родом из Пскова. Житие святой великой княгини Ольги уточняет, что родилась она в деревне Выбуты Псковской земли, в 12 км от Пскова выше по реке Великой. Имена родителей Ольги не сохранились, по Житию они были незнатного рода, «от языка варяжска ». По мнению норманистов, варяжское происхождение подтверждается её именем, имеющим соответствие в древнескандинавском как Helga . Присутствие предположительно скандинавов в тех местах отмечено рядом археологических находок, возможно датируемых первой половиной X века. С другой стороны, в летописях имя Ольги часто передано славянской формой «Вольга ». Известно и древнечешское имя Olha. Так называемая Иоакимовская летопись, достоверность которой ставится историками под сомнение, сообщает о знатном славянском происхождении Ольги: «когда Игорь возмужал, оженил его Олег, выдал за него жену от Изборска, рода Гостомыслова, которая Прекраса звалась, а Олег переименовал ее и нарек в свое имя Ольга». Типографская летопись (конец XV века) и более поздний Пискаревский летописец передают слух , будто Ольга была дочерью Вещего Олега, который стал править Киевской Русью как опекун малолетнего Игоря, сына Рюрика: «Нецыи же глаголют, яко Ольгова дщери бе Ольга ». Олег же поженил Игоря и Ольгу. Болгарские историки выдвигали также версию о болгарских корнях княгини Ольги, опираясь в основном на сообщение «Нового Владимирского Летописца»(«Игоря же ожени [Олег] въ Болгарехъ, поятъ же за него княжну Ольгу») и переводя летописное название Плесков не как Псков, но как Плиска - болгарская столица того времени. Названия обоих городов действительно совпадают в древнеславянской транскрипции некоторых текстов, что и послужило основанием для автора «Нового Владимирского Летописца» перевести сообщение «Повести временных лет» об Ольге из Пскова как об Ольге из болгар, так как написание Плесков для обозначения Пскова давно вышло из употребления.

Святослав Игоревич (929 – 972 гг.). Отважный воитель, по сло-вам летописца, открыто бросавший врагам вызов «иду на вы!», Свя-тослав совершил ряд успешных походов. Он освободил от уплаты дани хазарам племя вятичей, жившее в бассейне Оки; разгромил волжских болгар и могущественный Хазарский каганат, совершив победоносный поход на Нижнюю Волгу, Северный Кавказ и Приазовье. Но исчезновение этого могущественного государства привело к необратимым, а в исторической перспективе – катастрофическим геополитическим изменениям в Восточной Европе. Хазарская держава сдерживала миграционные волны, накатывавшиеся из Азии. Разгром каганата сделал печенегов хозяевами положения в южнорусских степях, и эту перемену ощутил уже сам Святослав, поэтому киевляне, осаженные печенегами, имели все основания упрекать своего князя в том, что он ищет чужих земель, а своих не бережет. Но печенеги были только первой волной кочевых орд, через век их сменят половцы, а еще через два – монголы.

Владимир Святославович (942 – 1015 гг.). Стал новгородским князем в 970 г., захватил киевский престол в 978 г. Сын великого князя Святослава Игоревича от Малуши, ключницы княгини Ольги. Отроком Владимир был отправлен кня-жить в Новгород в сопровождении своего дяди — воеводы Добрыни. Хитростью расправившись со своим братом Ярополком (до того убившим третьего сына Святослава — Олега), Владимир стано-вится единовластным правителем Руси. В 988 г. Владимир крестился, а затем (в 988 или 990 гг.) провозгласил христианство государствен-ной религией Руси. В Киеве крещение народа прошло сравнительно мирно, в то время как в Новгороде, где крещением руководил Добрыня, оно сопровождалось восстаниями народа и подавлением их силой. В Ростово-Суздальской земле, где местные славянские и финно-угорские племена сохраняли в силу отдалённости определённую автономию, христиане оставались меньшинством и после Владимира (вплоть до XIII века язычество господствовало у вятичей). В крещении получил имя Василий. Известен также как Владимир Святой, Владимир Креститель (в церковной истории) и Владимир Красное Солнышко (в былинах). Прославлен в лике святых как равноапостольный; день памяти в русском православии- 15 июля по Юлианскому календарю.

Ярослав Владимирович Мудрый (ок. 978 – 20 февраля 1054 гг.). Начало княжения 1016 г.Время Ярослава время внутренней стабилизации, способствовавшей воз-растанию международного авторитета Руси, о чем говорит факт, что дочери Ярослава стали королевами: Анна — французской, Елизавета — норвежской, а затем датской, Анастасия — венгерской. В годы его правления возникают первые русские монастыри, развивается книгописная деятельность. Путь этого князя к власти был далеко не столь праведным (междуусобные войны с братьями), но утвердившись на троне, он приложил немало сил, чтобы заслужить признательность современников и потомков, запечатленную в прозвище Мудрый. При Ярославе Мудром Киев часто сравнивали по красоте с Константинополем. Западный хронист того же века, Адам Бременский, называет Киев соперником Константинополя. При Ярославе возникли первые русские монастыри. В 1030 году Ярослав основал монастыри Святого Георгия: Юрьев монастырь в Новгороде и Киево-Печерский монастырь в Киеве; повелел по всей Руси «творити праздник» святого Георгия 26 ноября («Юрьев день»). Он издал Церковный устав и «Русскую правду» - свод законов древнерусского феодального права. В 1051 году, собрав епископов, он сам назначил митрополитом Илариона, впервые без участия константинопольского патриарха. Иларион стал первым русским митрополитом. Развернулась интенсивная работа по переводу византийских и иных книг на церковно-славянский и древнерусский языки. Огромные средства тратились на переписку книг. В 1028 году в Новгороде была основана первая большая школа, в которой были собраны около 300 детей священников и старост. При нём появились монеты с надписью «Ярославле серебро» . На одной её стороне был изображен Иисус Христос, на другой - Георгий Победоносец, покровитель Ярослава. Известно, что для поддержания мира на северных границах Ярослав ежегодно отправлял варягам по 300 гривен серебра. Причём плата эта была слишком малой, скорее символической, но она обеспечивала мир с варягами и защиту северных земель.

Владимир II Мономах (1053 – 1125 гг.). Начало правления 1113 г. Подлинный преемник славы Ярослава, сумевший возродить былое могущество Киевской державы. Последний киевский князь, практически контролировавший всю Русь. Результатом миротворческих усилий Мономаха стал так называемый Любечский снем (княжеский съезд) 1097 г., отразивший важную веху в политической истории Киевской Руси. Съезд был призван устранить причину усобиц, однако решение съезда имело двоякое значение. С одной стороны, оно упорядочивало отношения между князьями, с другой, означало юридическое закрепление начавшегося распада Киевской Руси. Это князь-созидатель, — устроитель, — успокоитель, -полководец, -идеолог. Он совершил 83 военных похода, большей частью успешных, в том числе против опасных соседей Руси — половцев. Помимо полководческих и управленческих талантов Владимир Мономах обладал и даром незаурядного писателя. Он автор знамени-того «Поучителя», призывающего князей к единству в условиях на-чавшейся феодальной раздробленности.

По одной легенде прозвище Мономах (единоборец) он получил за победу в поединке с генуэзским князем при взятии Кафы (Феодосии). По другой легенде прозвище связано с родством по матери с византийским императором Константином IX Мономахом.

Часть 2

Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 915 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Военное дело Первые киевские князья

В случае если бы первые киевские князья были сведущи в нашей современной теории государственного строительства, они, несомненно, окрылились бы ее высокими целями и идеалами. Но, к величайшему сожалению, они не знали этой теории. И потому были бы весьма удивлены, если бы им сказали, что они движимы идеей создания могущественного государства или цветущей цивилизации. По-видимому, могущество и богатство они понимали проще. А если чем и были движимы в своем не знающем ни отдыха, ни жалости стремлении к тому и другому, так это именно поиском непосредственных источников обогащения. К примеру, когда «вещий» Олег завоевывал Киев, объединяя его с Новгородом, он несомненно отдавал себе отчет во всœех преимуществах обладания обоими крупнейшими «складами» на торговом пути «в греки» (и главное - «из греков»). Вообще деятельность князей по большей части сводилась к торговле и собиранию дани. Каждую весну, лишь только реки освобождались ото льда, собранная за зиму дань должна была сплавляться в Киев. Ее исправно платили многочисленные восточнославянские племена. Тем временем в Киеве уже готовилась к дальнему плаванью целая армада княжеских судов. Доверху груженные мехами и невольниками, эти суда под конвоем княжеских дружинников отправлялись в Константинополь. Путешествие было сложным и опасным. Ниже Киева предстояло преодолеть днепровские пороги - или же погибнуть в бушующем водовороте. Последний порог, носивший зловещее название Ненасытец, считался непреодолимым. Его приходилось обходить по суше, волоком перетаскивая суда и подвергая всю экспедицию другой смертельной опасности - попасть в руки кочевников,что постоянно рыскали в тех местах. Американский историк Ричард Пайпс сравнил торговые экспедиции и вообще торговое «предприятие» варягов в Киеве с первыми коммерческими компаниями Нового времени, вроде Ост-Индской или Гудзонова залива, которые действовали на фактически никем не управляемой территории и с целью извлечения максимальной прибыли вынуждены были заниматься минимальным администрированием. «Так и великий киевский князь,- говорит Пайпс,- был прежде всœего купцом, а его государство - торговым предприятием, состоящим из слабо связанных между собой городов, чьи гарнизоны собирали дань и тем или иным способом поддерживали общественный порядок». Преследуя свои коммерческие интересы, грабя понемногу местных жителœей, первые правители Киева постепенно превратили его в центр огромного и мощного политического образования.

Олег (княжил с 882 примерно по 912 ᴦ.). Это первый киевский князь, о котором есть более-менее точные исторические свидетельства. При этом, как уже было сказано, свидетельств этих слишком мало, чтобы составить представление о личности самого Олега. Остается неясным, в самом ли делœе он принадлежал к династии Рюриковичей или был первым из примазавшихся к этой династии самозванцев (хотя его связь с Рюриком и «узаконил» несколько веков спустя Нестор-Летописец) . Одно бесспорно: Олег был даровитым и решительным правителœем. Завоевав в 882 ᴦ. Киев и покорив полян, он затем и над сосœедними племенами силою утвердил свою власть, т. е. право собирать с них дань. Среди данников Олега оказалось даже такое большое и сильное племя, как древляне. Завоевания Олега не понравились хазарам, и они затеяли с ним войну, кончившуюся печально для них же самих: Олег разрушил их порты на Каспии. Наконец, в 911 ᴦ. Олег поставил кульминационную точку в списке своих побед, когда во главе большой армии напал на Константинополь и разграбил его. И всœе же «Повесть временных лет», по-видимому, преувеличивает его славу, утверждая, будто бы он прибил свой щит на главных воротах византийской столицы. Так или иначе, военная сила Олега оказала нужное давление на Византию, и греки пошли на подписание торгового договора, весьма выгодного для киевского князя.

Игорь (913-945). Игорь правил далеко не столь удачно, как его предшественник. Собственно, с него начинает действовать правило, ставшее затем обязательным для всœех киевских князей: вступил на престол - утверди свою власть над мятежными племенами. Первыми против Игоря восстали древляне, за ними - уличи. Несколько лет ему и его дружинœе пришлось провести в изнурительных походах, чтобы заставить бунтовщиков снова платить Киеву дань. И только после решения всœех этих внутренних проблем Игорь смог продолжить дело Олега - дальние полуторговые-полупиратские экспедиции. Мирный договор, заключенный Олегом с Византией, к 941 ᴦ. утратил силу. Игорь отправился в морской поход на Константинополь. Но и тут ему не повезло. Византийцы использовали свое новое изобретение - горючую смесь, прозванную «греческим огнем». Флот киевлян был сожжен дотла, Игорь позорно бежал. В результате ему пришлось подписать унизительный договор с византийским императором в 944 ᴦ. Впрочем, в том же году Игорь решил попытать счастья на востоке и наконец добился успеха. С большим отрядом воинов он спустился по Волге, разграбил богатые мусульманские города на побережье Каспия и со всœей своей добычей безнаказанно возвратился домой. А там пришлось начинать всœе сначала: взбунтовались древляне. Рассудив, что Игорь слишком часто ходит к ним за данью, древляне во время очередного похода киевского князя в их угодья подкараулили и убили его. Вместе с Игорем погибла вся его свита.

Ольга (945-964) - вдова Игоря. Она правила, покуда не достиг совершеннолетия их сын Святослав. Древние летописцы - составители «Повести временных лет» - явно симпатизируют Ольге (по-скандинавски - Хелга), постоянно говоря о том, какая она красивая, сильная, хитрая, а главное - мудрая. С уст мужчины-летописца срывается даже неслыханный для того времени комплимент «мужскому уму» княгини. Отчасти всœе это можно объяснить тем, что в 955 ᴦ. Ольга приняла христианство: для монаха- летописца это было важно. При этом и с самой объективной точки зрения правление Ольги нельзя не признать выдающимся во многих отношениях. Месть - первая заповедь языческой морали. Расправа Ольги с древлянами была скорой и жестокой. Это, однако, не помешало ей сделать из гибели Игоря надлежащие государственные выводы и провести первые на Руси «реформы». Теперь дань должна была собираться не там и тогда, где и когда заблагорассудится киевскому князю. Отныне жители каждой области точно знали, когда и сколько они должны платить. Заботилась Ольга и о том, чтобы сбор дани не лишал ее подданных всœех средств к существованию: иначе кто же будет платить дань впредь? Зато вся дань мехами при Ольге стала поступать прямо в княжескую казну. Это означало, что казна никогда не будет в убытке. За годы правления Ольга объездила свои обширные владения, побывала во всœех землях и городах, чтобы лучше узнать свою страну. Да и в отношениях с сосœедями княгиня старалась обходиться средствами дипломатии, а не войны. В 957 ᴦ. она отправилась в Константинополь на переговоры с византийским императором. Киевские источники полны рассказов о том, как она перехитрила императора. Зарубежные хроники более сдержанно оценивают ее дипломатические успехи. Как бы то ни было, сам факт равноправных переговоров с самым могущественным правителœем во всœем христианском мире свидетельствовал о растущем значении Киева.

Святослав (964-972). «Пылкий и смелый, отважный и деятельный»,- так аттестует киевского князя Святослава византийский летописец Лев Диакон. А украинский историк Михаиле Грушевский остроумно называет его то «запорожцем на киевском престоле», то «странствующим рыцарем», поясняя, что «роль князя-правителя, главы государства в деятельности Святослава вполне отступает на второй план пред ролью предводителя дружины». Война была единственной, всœепоглощающей страстью Святослава. По имени славянин, по кодексу чести варяг, по образу жизни кочевник, он был сыном всœей великой Евразии и вольно дышал в ее степях и чащах. Эпоха Святослава стала кульминацией раннего, героического периода истории Киевской Руси.

Киевские князья

В 964 ᴦ. 22-летний князь, обуреваемый честолюбивыми замыслами, отправляется в большой восточный поход. Сперва он покорил вятичей - восточнославянское племя, населявшее долину Оки (оттуда, собственно, и происходят современные русские). Затем Святослав спустился в ладьях по Волге и разгромил волжских булгар. Это повлекло за собой острую стычку с могущественными хазарами. Пролились реки крови. В решающем бою Святослав наголову разбил хазарского кагана, а затем стер с лица земли его столицу Итиль на Волге. Дальше он отправился на Северный Кавказ, где и завершил свои завоевания. Вся эта эффектная кампания имела далеко идущие последствия. Теперь, после победы над вятичами, всœе восточные славяне были объединœены под властью киевского князя. Славянам был открыт путь на северо-восток - в те бескрайние просторы, что нынче называются Россией. Разгром хазар поставил точку в давней истории соперничества за гегемонию в Евразии. Отныне Русь безраздельно контролировала еще один великий торговый путь - волжский. Впрочем, падение Хазарского каганата имело и свою неожиданную для Киева оборотную сторону. Хазары были тем буфером, что сдерживал кочевые орды на востоке. Теперь же ничто не мешало кочевникам вроде печенегов хозяйничать в украинских степях. Вторую половину своего правления Святослав посвятил Балканам. В 968 ᴦ. он вступил в союз с византийским императором против могущественного Болгарского царства. Во главе огромного войска он ворвался в Болгарию, уничтожил своих противников и овладел богатыми придунайскими городами. Из них ему особенно понравился Переяславец, где он устроил свою ставку. Только угроза вторжения печенегов в Киев заставила князя ненужнолго вернуться в свою столицу. Но едва гроза миновала, Святослав, которому принадлежали теперь всœе земли от Волги до Дуная, заявил, что оставаться в Киеве не намерен: «Хочу жить в Переяславце на Дунае - там середина земли моей, туда стекаются всœе блага: из Греческой земли - золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы». И оставив старшего сына Ярополка править в Киеве, среднего, Олега, отправив к древлянам, а Володимира, младшего, в Новгород, Святослав воротился в Болгарию. Но теперь уже византийский император испугался нового сосœеда, выступил против него и после долгих и жестоких боев вытеснил из Болгарии. Когда разбитые войска Святослава возвращались в Киев, у днепровских порогов на них напали печенеги. В «Повести временных лет» об этом сказано так: «И напал на него Куря, князь печенежский, и убили Святослава, и взяли голову его и сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из него». Так кончил свои дни данный «странствующий рыцарь».

Великие князья киевские правители Киевской Руси и Киевского княжества. Аскольд и Дир, князья Киевские (не позднее 860 882) титулом Великий князь не обладали. Олег Вещий (882 912) Игорь Рюрикович (912 945) Ольга (945 957)… … Википедия

Белозерские князья - Белозерское княжество, Белозерские князья. Белозерск, по древним грамотам и писцовым книгам Бело озеро (вплоть до Екатерины II), основан в глубокой древности. По недостоверному преданию Белозерск в древности стоял на северном берегу озера. Князь … Биографический словарь

Московские князья - Правители Руси, России, СССР (862 2009) История России Древние славяне, русы … Википедия

Черниговские князья - О времени основания Чернигова мы нигде не находим известий. В первый раз он упоминается в летописях под 907 м годом, где говорится о мирном договоре Олега с греками и где Чернигов поставлен первым после Киева в числе городов, на которые Олег… … Большая биографическая энциклопедия

Великий князь Киевский

Великий князь киевский - Великие князья Киевские, правители Киевской Руси Аскольд и Дир (864 882) Вещий Олег (882 912) Игорь Рюрикович (912 945) … Википедия

Киевское великое княжество - Великие князья Киевские, правители Киевской Руси Аскольд и Дир (864 882) Вещий Олег (882 912) Игорь Рюрикович (912 945) … Википедия

Рюриковичи - Рюриковичи княжеский, позднее также царский (в Москве) и королевский (в Галицко Волынской земле) род потомков Рюрика, раздробившийся с течением времени на множество ветвей. Последними правителями правящей династии Рюриковичей на Руси были… … Википедия

Ярослав Владимирович Мудрый - Запрос «Ярослав Мудрый» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Ярослав Владимирович Мудрый … Википедия

История Киева - Памятник основателям Киева. Скульп. В. 3. Бородай. История Киева крупнейшего города Украины насчитывает, по крайней мере, 1 … Википедия

Книги

  • , Антонин Петрович Ладинский. Герои исторического романа`Последний путь Владимира Мономаха`- легендарные правители Древней Руси, великие киевские князья, воины, жители городов и посадов. Эго было время, когда Русь… Купить за 854 грн (только Украина)
  • Последний путь Владимира Мономаха , Антонин Петрович Ладинский. Герои исторического романа "Последний путь Владимира Мономаха"-легендарные правители Древней Руси, великие киевские князья, воины, жители городов и посадов. Эго было время, когда Русь…

ПЕРВЫЕ КНЯЗЬЯ КИЕВСКОЙ РУСИ

Древнерусское государство образовалось в Восточной Европе в последние десятилетия IX века в результате объединения под властью князей династии Рюриковичей двух главных центров восточных славян – Киева и Новгорода, а также земель, расположенных вдоль водного пути «из варяг в греки». Уже в 830-х годах Киев был самостоятельным городом и претендовал на звание главного города восточных славян.

Рюрик, как рассказывает летопись, умирая, передал власть свою шурину Олегу (879–912). Князь Олег три года оставался в Новгороде. Затем, набрав войско и перейдя в 882 году с Ильменя на Днепр, покорил Смоленск, Любеч и, основавшись в Киеве на житье, сделал его столицею своего княжества, говоря, что Киев будет «матерью городов русских». Олегу удалось объединить в своих руках все главнейшие города по великому водному пути «из варяг в греки». Это была его первая цель. Из Киева он продолжал свою объединительную деятельность: ходил на древлян, затем на северян и покорил их, далее подчинил себе радимичей. Под его рукою собрались, таким образом, все главнейшие племена русских славян, кроме окраинных, и все важнейшие русские города. Киев стал средоточием большого государства (Киевская Русь) и освободил русские племена от хазарской зависимости. Сбросив хазарское иго, Олег старался укрепить свою страну крепостями со стороны восточных кочевников (как хазар, так и печенегов) и строил города по границе степи.

По смерти Олега вступил во власть его сын Игорь (912–945), по-видимому, не имевший таланта ни воина, ни правителя. Игорь погиб в стране древлян, с которых он хотел собрать двойную дань. Его смерть, сватовство древлянского князя Мала, желавшего взять за себя вдову Игоря Ольгу, и месть Ольги древлянам за смерть мужа составляют предмет поэтического предания, подробно рассказанного в летописи.

Ольга осталась после Игоря с малолетним сыном Святославом и взяла на себя правление Киевским княжеством (945–957). По древнему славянскому обычаю вдовы пользовались гражданскою самостоятельностью и полноправием, и вообще, положение женщины у славян было лучше, чем у других европейских народов.

Главным ее делом было принятие христианской веры и благочестивое путешествие в 957 году в Царьград. По рассказу летописи Ольгу крестили «царь с патриархом» в Царьграде, хотя вероятнее, что она крестилась дома на Руси, ранее своей поездки в Грецию. С торжеством христианства на Руси память княгини Ольги, во святом крещении Елены, стала почитаться, и Русской Православной Церковью равноапостольная Ольга была причислена к лику святых.

Сын Ольги Святослав (957–972) носил уже славянское имя, но нравом был еще типичный варяг-воин, дружинник. Едва успел он возмужать, как составил себе большую и храбрую дружину и с ней стал искать себе славы и добычи. Он рано вышел из-под влияния матери и «гневался на мать», когда она убеждала его креститься.

– Как мне одному переменить веру? Дружина начнет смеяться надо мною, – говорил он.

С дружиною он сжился крепко, вел с нею суровую походную жизнь.

После гибели Святослава в одном из военных походов между его сыновьями (Ярополком, Олегом и Владимиром) произошла междоусобная война, в которой погибли Ярополк и Олег, и Владимир остался единодержавным властелином Киевской Руси.

Владимир вел много войн с разными соседями за пограничные волости, воевал также с камскими болгарами. Втянулся он и в войну с греками, в результате которой принял христианство по греческому обряду. Этим важнейшим событием окончился первый период власти варяжской династии Рюриковичей на Руси.

Так образовалось и крепло Киевское княжество, объединившее политически большую часть племен русских славян.

Другим еще более могучим фактором объединения для Руси послужило христианство. За крещением князя тотчас же последовало принятие христианства в 988 году всей Русью и торжественное упразднение языческого культа.

Возвратившись из корсунского похода в Киев с греческим духовенством, Владимир начал обращать киевлян и всю Русь к новой вере. Он крестил в Киеве народ на берегу Днепра и его притока Почайны. Кумиры старых богов были повергнуты наземь и брошены в реку. На их местах были поставлены церкви. Так было и в других городах, где христианство водворяли княжеские наместники.

Еще при жизни Владимир раздал управление отдельными землями своим многочисленным сыновьям.

Киевская Русь стала колыбелью Русской земли, а сына равноапостольного великого князя Владимира – великого князя Киевского Юрия Долгорукого, являвшегося также князем Ростовским, Суздальским и Переяславским, историки называют первым правителем России.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Древняя Русь и Великая степь автора Гумилев Лев Николаевич

155. О «запустении» Киевской Руси Банальные версии имеют ту привлекательность, что они позволяют принять без критики решение, над которым трудно и не хочется думать. Так, бесспорно, что Киевская Русь XII в. была страной очень богатой, с великолепным ремеслом, и блестящей

автора

Запустение Киевской Руси Под давлением этих трёх неблагоприятных условий, юридического и экономического принижения низших классов, княжеских усобиц и половецких нападений, с половины XII в. становятся заметны признаки запустения Киевской Руси, Поднепровья. Речная

Из книги Курс русской истории (Лекции I-XXXII) автора Ключевский Василий Осипович

Распад Киевской Руси Политические следствия русской колонизации Верхнего Поволжья, нами только что изученные, закладывали в том краю новый строй общественных отношений. В дальнейшей истории верхневолжской Руси нам предстоит следить за развитием основ, положенных во

Из книги Всемирная история. Том 2. Средние века автора Йегер Оскар

ГЛАВА ПЯТАЯ Древнейшая история восточных славян. - Образование Русского государства на севере и на юге. - Утверждение христианства на Руси. Раздробление Руси на уделы. - Русские князья и половцы. - Суздаль и Новгород. - Появление Ливонского ордена. - Внутреннее

автора Федосеев Юрий Григорьевич

Глава 2 Призвание варягов, их первые шаги. Образование Киевской Руси. Примучивание соседних племен. Дружины. Общины. Социальное расслоение. Дань. Остатки древнего народоправства Ну и что же Рюрик со своими варягами? Как объяснить их появление в 862 году на Руси: как

Из книги Долетописная Русь. Русь доордынская. Русь и Золотая Орда автора Федосеев Юрий Григорьевич

Глава 4 Лестничный порядок престолонаследия. Изгои. Родовое наместничество. Разделение Руси при Ярославичах Междоусобицы. Владимир Мономах. Причины распада Киевской Руси. Отток народонаселения В начальный период существования государственности на Руси проблем с

Из книги Тысячелетие вокруг Черного моря автора Абрамов Дмитрий Михайлович

Сумерки Золотой Киевской Руси, или Первые проблески рассвета Вторая половина XIII века стала для многих русских земель временем окончательного упадка, феодальных войн и раздробленности. Западная Русь пострадала от нашествия монголо-татар менее других русских земель. В 1245

Из книги Русские земли глазами современников и потомков (XII-XIVвв.). Курс лекций автора Данилевский Игорь Николаевич

Лекция 1: ОТ КИЕВСКОЙ РУСИ К РУСИ УДЕЛЬНОЙ В отечественной историографии в качестве рубежа существования того самого зыбкого и довольно аморфного объединения, которое громко именуется Киевской Русью или Древнерусским государством, принято считать рубеж первой-второй

автора Семененко Валерий Иванович

Первые князья Киевской земли Выше уже упоминалось об Аскольде, Олеге (Хельг), Игоре. Хронология правления Олега, скорее всего не принадлежавшего к династии Рюриковичей, заставляет предполагать, что за 33-летний период существовали два Олега.Прежде всего отметим, что

Из книги История Украины с древнейших времен до наших дней автора Семененко Валерий Иванович

Культура Киевской Руси Некоторые историки и археологи считают, что в IX веке на Руси существовала протописьменность в виде «черт и резов», о чем писали позже болгарин Черноризец Хробр, арабы Ибн Фадлан, Эль Масуди и Ибн эль Недима. Но после принятия христианства здесь

Из книги История Украины с древнейших времен до наших дней автора Семененко Валерий Иванович

Право Киевской Руси Первым кодифицированным сборником юридических норм на Руси стала «Русская правда», состоявшая из двух частей: «Правды Ярослава» из 17 статей (1015–1016) и «Правды Ярославичей» (до 1072). К настоящему времени известно более ста экземпляров Краткой,

Из книги Древняя Русь. События и люди автора Творогов Олег Викторович

РАСЦВЕТ КИЕВСКОЙ РУСИ 978 (?) - Владимир Святославич из Новгорода отправляется в Полоцк. Он хотел взять в жены дочь полоцкого князя Рогволода Рогнеду, однако Рогнеда, рассчитывавшая на брак с Ярополком, отказала Владимиру, с уничижением отозвавшись о сыне рабыни (см. 970 г.).

автора Кукушкин Леонид

Из книги История православия автора Кукушкин Леонид

Из книги В поисках Олеговой Руси автора Анисимов Константин Александрович

Рождение Киевской Руси Единственным логичным объяснением успеха переворота, совершенного Олегом, можно считать недовольство руси религиозными реформами Аскольда. Олег был язычником и возглавлял языческую реакцию. Выше, в главе «Загадки Вещего Олега», уже

Из книги Дым над Украиной автора ЛДПР

От Киевской Руси к Малой Страшный удар по всей древнерусской цивилизации нанесло монгольское нашествие 1237–1241 гг., в результате которого произошла тотальная перекройка политической карты Восточной Европы.Непосредственные политические последствия этого события очень

Первые русские князья, таблица сведений о которых представлена ниже, правили государством Русь с момента его образования до времени его фактического распада на удельные княжества. Хронологически это время можно обозначить периодом с IX до середины XII века.

Имя князя и годы его княжения

Внутренняя политика во времена правления

Внешняя политика

Рюрик (годы правления 862-879)

Правитель Новгорода, основатель династии Рюриковичей

Олег (правил в 882-912 годы)

Объединение княжеств Новгорода и Киева, образование единого государства Русь в 882 году.

Совершил успешные походы на Византийскую империю в 907 и 911 годах. Заключил с её правителем Львом IV договор о праве беспошлинной торговли.

Игорь (годы правления 912-945)

Подчинил себе племена уличей. Был убит во время восстания древлян при попытке повторно собрать с них ежегодную дань.

Отразил крупное нашествие печенегов. В 941 году совершил неудачный поход на Византию, а в 944 году заключил договор с византийским императором Романом I Лаккапином.

Ольга (правила в 945-957 годах)

Отомстила древлянам за совершенное ими убийство своего мужа князя Игоря, проведя против них карательный поход. Установила «погосты» - центральные селения отдельных подчиненных территорий, в которых находились ответственные за сбор дани – урока - должностные лица.

В 957 году приняла христианство в Константинополе.

Святослав (годы правления 957-972)

В 964-96 годах подчинил себе племена вятичей.

Совершил два успешных похода: в 965 году на Хазарский каганат, а в 967-ом в Болгарию. Во время похода в на Византию в 971 году проиграл битву под Доростолом, был пленен, но затем освобожден по итогам мирного договора. Погиб в схватке с печенегами.

Владимир Красное Солнышко (годы княжения 980-1015)

Совершил два успешных похода на племена вятичей в 981 и 982 годах, а также победный поход на радимичей в 984 году. С самого начала правления предпринимал меры по реформированию язычества. В 988 году провел крещение Руси .

В 981 году подчинил себе, отвоевав у польской короны Червенские города на Юго-Западе Руси. Выстроил оборонительные сооружения на юге страны для борьбы с печенегами, а 922 году разгромил их на реке Суле. В 994-97 годах предпринял походы на Волжскую Болгарию.

Ярослав Мудрый (правил в 1019-1054гг).

В 1016 году издал самый первый письменный свод законов, названный «Русская правда». В конце княжения обнародовал «Устав», устанавливающий штрафы в пользу церкви за нарушение церковныхканонов. Установил систему престолонаследия по удельно-лествичному типу.

Завершил разгром печенегов и заключил мир с Византийской империей.

Изяслав Ярославич (годы правления 1054-1078)

При нем в результате борьбы сыновей Ярослава за княжеский престол было положено начало раздробленности Руси. В 1068 году произошло восстание в Киеве против самого Изяслава.

Первой проникновение половцев в южно-русские степи.

Всеволод Ярославич (правил в 1078-1093гг)

Годы его княжения характеризуются постоянной борьбой с внуком Ярослава – Олегом Святославичем за власть в Киеве и Чернигове.

Святополк Изяславич (годы правления 1093-1113)

При нем в 1097 году происходит юридическое оформление феодального дробления Руси на съезде князей в городе Любече.

Набеги половцев приобретают постоянный характер.

Владимир Мономах (годы правления 1113-1125)

В первый же год княжения подавил в мощное восстание в Киеве, а во время правления подчинил себе почти всех русских князей. Написал «Поучение детям». При нем был подготовлен новый свод законов, названный «Пространная правда».

Полностью разгромил половцев.

Мстислав Великий (правил в 1125-1132гг)

Последний русский князь, при котором Русь, как государство, была относительно единой.

Конец княжения Мстислава Великого в 1132 году официально считается датой начала полной раздробленности Руси на удельные княжества.

21 сентября 862 года жители Новгородского княжества призвали править братьев варягов: Рюрика, Синеуса и Трувора. Именно эту дату принято считать началом государства Русь . От Рюрика берет начало династия русских правителей, прозванных Рюриковичами. Эта династия правила государством больше семи с половиной веков. Мы вспомнили самых значимых представителей этой фамилии.

1. Рюрик Варяжский. Хотя новгородский князь Рюрик Варяжский и не стал единовластным правителем объединенного государства, он навсегда вошел в историю, как основатель династии первых русских самодержавцев. В годы его правления к Руси стали присоединяться финские земли, а также территории некоторых разрозненных славянских племен. Отсюда следовало и культурное объединение восточных славян, что способствовало образованию новой политической формации - государства. По мнению исследователя С. Соловьева , именно с Рюрика началась важная деятельность русских князей - постороение городов, сосредоточение народонаселения. Первые шаги Рюрика в образовании древнерусского государства закончил уже князь Олег Вещий.

2. Владимир Святославич Красное Солнышко. Вклад этого Великого князя в развитие Киевской Руси трудно переоценить. Именно он вошел в историю как креститель Руси. Проповедники многих религий хотели склонить князя к своей вере, но он отправил своих послов в разные земли, а по их возвращении выслушал каждого и отдал предпочтение христианству. Владимиру понравились обряды этой веры. Завоевав христианский город, Херсон Владимир взял в жены императорскую царевну Анну и принял святое крещение. Идолы языческих богов по приказу князя изрубили и сожгли. Новую веру простые люди приняли, крестившись в водах Днепра . Так, 1 августа 988 года русский народ вслед за правителем принял христианство. Только жители Новгорода воспротивились новой вере. Тогда новгородцев крестили при помощи дружины. Однако в то же время на Руси создавались и первые специальные богословские училища, где непросвященные боярские отраки изучали божественные книги, переведенные с греческого языка Кириллом и Мефодием.


3. Ярослав Владимирович Мудрый. Прозвище "Мудрый" Великий князь Ярослав получил от народа за свое мудрое правление. Его считают создателем первого свода законов и гражданских уставов "Русская правда". До этого в древней Руси не было законов, прописанных в едином сборнике. Это один из самых важных шагов в построении государственности. До наших дней сохраниись древние списки этих законов, которые дают представление о жизни наших предков. По словам летописца, Ярослав был "хромоног, но ум у него был добрый и на рати он был храбр". Эти слова доказывает и тот факт, что при Ярославе Мудром русские войска покончили с набегами кочевого племени печенегов. Также был заключен мир с Византийской империей.


Прозвище "Мудрый" Великий князь Ярослав получил от народа за свое мудрое правление

4. Владимир Всеволодович Мономах. Его княжение было периодом последнего усиления Древнерусского государства. Мономах хорошо знал, что для спокойствия государства надо сделать так, чтобы внешним врагам было неповадно нападать на Русь. За свою жизнь он совершил 83 военных похода, заключил 19 мирных договоров с половцами, взял в плен больше сотни половецких князей и всех отпустил, казнил более 200 князей. Военные успехи Великого князя Владимира Мономаха и его детей прославили его имя во всем мире. Греческая империя трепетала от имени Мономаха. Император Алексий Комнин после завоевания сыном Владимира Мстиславом Фракии даже прислал в Киев великие дары - символы власти: сердоликовую чашу Августа-кесаря, Крест Животворящего дерева, венец, золотую цепь и бармы деда Владимира Константина Мономаха. Дары привез митрополит Эфесский. Он же провозгласил Мономаха российским правителем. С тех пор шапка Мономаха, цепь, скипетр и бармы были непременными атрибутами в день венчания русских правителей и передавались от государя к государю.


5. Всеволод III Юрьевич Большое Гнездо. Это десятый сын Великого князя Юрия Долгорукого, который образовал город Москву , и младший брат князя Андрея Боголюбского. При нём Великое северное княжество Владимирское достигло наивысшего могущества и окончательно стало преобладать над южным Киевским княжеством. Причины успеха политики Всеволода - опора на новые города: Владимир, Переславль -Залесский, Дмитров, Городец , Кострому , Тверь , где боярство до него было относительно слабым, а также опора на дворянство. При нем перестала существовть Киевская, и окончательно оформилась Владимиро-Суздальская Русь. Всеволод имел большое потомство - 12 детей (в том числе 8 сыновей), поэтому получил прозвище "Большое Гнездо". Неизвестный автор «Слова о полку Игореве » отмечал: его войско «Волгу может вёслами расплескать, а Дон шеломами вычерпать».


6. Александр Ярославич Невский. Согласно "канонической" версии Александр Невский сыграл исключительную роль в русской истории. Во время его правления Русь подвергалась ударам с двух сторон: католического Запада и татар с Востока . Невский показал недюженный талант полководца и дипломата, заключив союз с наиболее сильным врагом - татарами. Отразив нападение немцев, он защитил православие от католической экспансии. За веру Великого князя, за любовь к отечеству, за сохранение целостности Руси православная церковь причислила Александра к лику святых.


7. Иван Данилович Калита. Этот Великий князь прославился тем, что при нем началось возвышение Московской Руси. Москва при Иване Калите стала настоящей столицей русского государства. По наставлению Метрополита Петра, Иван Калита в 1326 году заложил в Москве первый каменный храм Успения Богоматери. С тех пор русская митрополия переехала из Владимира в Москву, что возвысило этот город над другими во Владимирском княжестве. Иван Калита стал первым князем, который получил в Золотой Орде ярлык на великое княжение. Тем самым он все больше укреплял роль столицы государства за Москвой. Позже за серебро он выкупал у Орды ярлыки на княжение в других русских городах, присоединяя их к Московскому княжеству.


8. Дмитрий Иванович Донской. Донским Великого Московского князя Дмитрия Ивановича прозвали после первой серьезной победы над татарами в Куликовской битве в 1380 году. После ряда значительных военных побед над Золотой Ордой она не решалась на битву с русскими в открытом поле. К этому времени Московское княжество стало одним из главных центров объединения русских земель. В городе был построен белокаменный Московский Кремль.


9. Иван III Васильевич. В ходе правления этого Великого князя и Державного государя произошло немало определяющих судьбу русского государства событий. Во-первых, произошло объединение значительной части разрозненных русских земель вокруг Москвы. Этот город окончательно становится центром общерусского государства. Во-вторых, было достигнуто окончательное освобождение страны из-под власти ордынских ханов. После стояния на реке Угре Русь окончательно сбросила с себя татаро-монгольское иго. В-третьих, при правлении Ивана III территория Руси увеличилась в пять раз и стала составлять порядка двух миллионов квадратных километров. Также был принят Судебник - свод законов государства, и проведён ряд реформ, заложивших основы поместной системы землевладения. Государем была учреждена первая на Руси почта, в городах появились городские управы, было запрещено пьянство, существенно усилилось вооружение войск.


10. Иван IV Васильевич. Именно этого правителя прозвали Грозным . Он возглавлял российское государство дольше всех правителей: 50 лет и 105 дней. Вклад этого царя в историю Руси трудно переоценить. При нем прекратились боярские усобицы, а территория государства приросла практически на 100 процентов - с 2,8 миллионов квадратных километров до 5,4 миллионов. Русское государство стало размером больше всей остальной Европы . Он нанёс поражение работорговым ханствам Казанскому и Астраханскому, присоединил эти территории к Руси. Также при нем были присоединены Западная Cибирь , Область войска Донского , Башкирия , земли Ногайской Орды. Иван Грозный вступил в дипломатические и военные отношения с Донским и Терско-Гребенским казачествами. Иоанн IV Васильевич создал регулярное стрелецкое войско, первую русскую военную флотилию на Балтике . Особенно хочется отметить создание судебника 1550 года. Сборник законов периода сословной монархии в России - первый в русской истории нормативно-правовой акт, провозглашенный единственным источником права. Он содержал в себе 100 статей. При Иване Грозном в России появилась первая типография (Печатный двор). При нем же была введена выборность местной администрации, создана сеть начальных школ, создана почтовая служба и первая в Европе пожарная команда.