Рабочая программа (7 класс) на тему: Программа казачества. Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе " казачьи игры"

Курс внеурочной деятельности казачества» направлен на формирование у учащихся представлений о происхождении кубанского казачества, о казачьих атаманах и героях, их православной вере, традициях, фольклоре, военном искусстве и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краснодарский край

Муниципальное образование Крымский район

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1 города Крымска

муниципального образования Крымский район

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по конкретным видам внеурочной деятельности

кружка «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА

КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА»

срок реализации программы – 4 года

возраст обучающихся 7-11 лет

составители программы:

учителя начальных классов

Семенова И.Л.

Качура С.В.

Курс внеурочной деятельности «История и культура кубанского казачества» направлен на формирование у учащихся представлений о происхождении кубанского казачества, о казачьих атаманах и героях, их православной вере, традициях, фольклоре, военном искусстве и т.д.

Специфика курса «История и культура кубанского казачества» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, не только объединяет обществоведческие, исторические, культурологические знания, но и через исследовательскую, практическую деятельность даёт возможность ребёнку целостного и системного представления как об основах истории и культуры кубанского казачества, так и о своём роде, своей семье, представляя возможность приобщения к укладу жизни кубанских казаков.

Актуальность курса определяется его нацеленностью на воспитание гражданина России, способного «выстраивать» свой жизненный путь на основе органического единства интересов личности, общества и государства. Разноплановая информация о родном крае расширяет кругозор учащихся, помогает адаптироваться во взрослой жизни, сформировать активную жизненную позицию и более полно реализовать свои гражданские свободы, права и обязанности.

Цель - формирование начального представления о кубанском казачестве, приобщение к историческим и культурным традициям кубанского казачества, осознание своей причастности к духовному и культурному наследию кубанского казачества, становление патриотизма учащихся.

Задачи, решаемые данной программой:

  • воспитание учащихся патриотами, активными гражданами Кубани;
  • привитие нравственных и духовных устоев кубанских казаков;
  • знакомство с укладом жизни кубанских казаков, их традициями и обычаями, основными занятиями, ремеслами и промыслами;
  • приобщение учащихся к традициям и обычаям казаков Кубани;
  • знакомство с некоторыми событиями в истории и современности кубанского казачества;
  • формирование представлений о Кубанском казачьем войске;
  • развитие творческих способностей детей;
  • формирование у учащихся интереса к исследовательской работе.

I. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Ученик научится (базовый уровень)

Ученик получит возможность научиться (повышенный уровень)

Рассказывать об основных этапах и ключевых событиях истории Кубани;

Рассказывать о видах хозяйственной деятельности и занятия населения;

Использовать на практике знания о целостности процесса развития социумов (семья, населённый пункт, край, страна, мир), религиозных представлениях и особенностях культурного развития первых жителей Кубани;

Показывать на карте территорию Кубани, расселение народов, основные населённые пункты, места важнейших исторических событий;

Различать вещественные, письменные, изобразительные и устные исторические источники;

Работать с различными источниками знаний о населении, истории своей местности;

Отличать вымышленное (мифологическое) от достоверного, мифологических героев - от реальных исторических лиц;

Высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей прошлого, к памятникам культуры;

Излагать в устной и письменной форме полученные знания по истории Кубанского казачества, участвуя в дискуссиях, викторинах, олимпиадах, конкурсах выполняя творческие работы (сочинения, отчёты об экскурсиях, рефераты); - занимаясь проектной деятельностью;

Описывать внешний вид представителей растительного и животного мира суши и водоёмов;

Оценивать последствия своих действий по отношению к природным компонентам;

Осуществлять поиск информации по краеведческой тематике в местных СМИ, Интернете и т. д., дифференцировать факты и мнения;

Реконструировать условия и образ жизни, занятия людей, живших в регионе;

Высказывать своё отношение к наиболее значительным событиям истории Кубани, историческим деятелям, аргументировать собственную точку зрения;

Понимать образный язык различных видов искусства; оценивать творчество народных мастеров Кубани.

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:

Осознания себя представителем этнокультурного, конфессионального сообщества и пространства, гражданином России;

Воспитания уважения к базовым национальным ценностям, культурным и историческим традициям народов Кубани;

Выработки умения общаться с людьми различных национальностей и религиозных взглядов, воспитания художественного вкуса, эмоционально-ценностного отношения к художественно-культурному наследию.

Создавать научные проекты на краеведческую тему.

Программа «История Кубанского казачества» способствует формированию у школьников следующих качеств личности:

  • патриотизм;
  • терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку Кубанского казачества;
  • ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
  • трудолюбие;
  • настойчивость;
  • дисциплинированность;
  • любовь к малой родине;
  • неравнодушное отношение к возрождению традиций Кубанского казачества:

Личностным результатом обучения истории Кубанского казачества является формирование:

  • познавательного интереса к изучению истории Кубанского казачества;
  • всесторонне образованной, развитой личности;
  • понимания значения культуры Кубанского казачества;
  • чувства гордости за свою малую родину;
  • уважительного отношения к истории и культуре казаков и других народов;
  • представления о Кубани как неотделимой части России;

Средством развития личностных результатов служит учебный материал, нацеленный на:

– умение формулировать своё отношение к традициям, военному быту, фольклору, историческим личностям Кубани;

– умение использовать исторические и краеведческие знания для созидательной деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса «История Кубанского казачества» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД :

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;

Умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

Формирование и развитие посредством исторического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающие установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и задания учебника:

– осознание роли истории и кубановедения в познании общественных процессов, происходящих в мире;

– освоение системы краеведческих знаний о истории Кубани, на основе которых формируется историческое мышление учащихся;

– использование умений, полученных в ходе изучения исторического краеведения, для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных проблем;

– использование карт для получения краеведческой информации.

Коммуникативные УУД:

– отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.

– понимание позиции другого в дискуссии.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметные результаты

Знать (понимать):

Основные этапы и главные события истории казачества с момента переселения до наших дней;

Важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе их жизни;

Изученные виды исторических источников.

Уметь:

Соотносить даты событий истории края с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории края;

Использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

Показать на карте области границы края, города, места значительных исторических событий;

Рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ;

Соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

Объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

Высказывать собственные суждения об историческом наследии населения нашего края;

Особенностью построения данной программы является выделение авторами шести основных тематических разделов в течение каждого из 4 лет обучения: «Кубанские казаки», «Традиции и обычаи кубанских казаков», «Труд и быт казаков Кубани», «Православие в жизни кубанского казачества», «Кубанское казачье войско: история и современность», «Традиционная культура кубанского казачества». Разделы призваны реализовать цель и задачи программы. Содержание, основные формы работы каждого раздела усложняются в зависимости от возраста учащихся.

На изучение курса «История и культура кубанского казачества» в начальной школе выделяется 135 часов. В первом классе – 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели). Во 2–4 классах отводится по 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).

  1. год обучения
  1. Кубанские казаки.

Зачем мы изучаем курс «История и культура кубанского казачества». Кто такие казаки. Наши предки – казаки.

Казачья станица. Уважение к старшим, к старикам. Обычай взаимопомощи. Казачья семья. Традиции и обычаи семьи. Обычаи, связанные с рождением и детством казачат. Верный друг казака.

  1. Труд и быт.

Как жили казаки. Хата казака. Красный угол. Быт казачьей семьи. Обустройство жилища, домашняя утварь. Труд казачьей семьи. Мастеровые руки. Дети-помощники. Обязанности детей в казачьих семьях.

Казак без веры – не казак. Храм. Правила поведения в храме. Казачьи традиции. Рождество Христово. Казачьи традиции. Светлое Христово Воскресение.

Как казаки на Кубань пришли. Кубанское казачье войско. Атаман. Казачьи заповеди. Казачья служба. Казаки в годы Великой Отечественной войны. Кущевская атака.

Дети в казачьей семье. Как казачат учили. Мы - казачата. Поведение и форма казачат. Семейные реликвии. Игры кубанских казачат. Казачьи пословицы.

  1. год обучения
  1. Кубанские казаки.

Нравственные ценности казаков: труд, правда, честь, Отечество. Казачьи заповеди.

  1. Традиции и обычаи кубанских казаков.

Казачья станица. Традиции и обычаи кубанских казаков. Почитание гостя.

  1. Труд и быт.

Двор. Дом. Уклад казачьей семьи. Занятия казаков. Казачья пища.

  1. Православие в жизни кубанского казачества.

Казак без веры – не казак. Православные храмы родной станицы, города. Казак в храме. Для чего приходят в Православный храм. Святой, покровитель Кубанского казачьего войска – благоверный князь Александр Невский. Святые, особо почитаемые среди кубанских казаков. Икона в храмах и жилищах.

  1. Кубанское казачье войско: история и современность.

Кубанские казаки на рубежах Отечества. Основание первых куреней. Екатеринодар – град казачий. Памятник казакам-переселенцам. Поминовения казаков-героев Кубанского казачьего войска. Наше казачье общество.

  1. Традиционная культура кубанского казачества.

Народное творчество для казачат. Песни, сказки, поговорки, предания в моей семье. Кубанская «балачка». Песенная культура кубанских казаков. Бандура - казачий музыкальный инструмент.

  1. год обучения
  1. Кубанские казаки.

Народы Кубани. Добрососедство. Нравственные качества кубанского казака. Сила духа и доблесть казаков.

  1. Традиции и обычаи кубанских казаков.

Уважение к женщине: бабушке, матери, сестре, жене, вдове. День матери-казачки. Казачий род. Моя родословная. Календарные праздники и обряды Кубанского казачества.

  1. Труд и быт.

Казак – хозяин и труженик. Занятия, ремесла и промыслы кубанских казаков. Одежда казака. Одежда казачки. Декоративно-прикладное творчество кубанских казаков.

  1. Православие в жизни кубанского казачества.

Казак без веры – не казак. Молитва. Православные храмы Кубани. Войсковой храм. Войсковой священник. Православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

  1. Кубанское казачье войско: история и современность.

Переселение казаков на Кубань. Лента времени. Основные памятные даты. Героизм кубанских казаков. Поминовения казаков Кубанского казачьего войска. Кубанское казачье войско в наши дни. Отделы Кубанского казачьего войска. Атаман Кубанского казачьего войска. Несение службы современными казаками. Почётный караул войска. Час Славы Кубани.

  1. Традиционная культура кубанского казачества.

Устное народное творчество кубанских казаков. Казачьи сказы, былички. Говор кубанских казаков. Танцевальная культура кубанских казаков. «Казачий дид» Федор Андреевич Щербина.

4 год обучения

  1. Кубанские казаки.

Территория проживания, язык, культура казаков. Казачьи войска России. Казачьи заповеди.

  1. Традиции и обычаи кубанских казаков.

Родители и дети. Воспитание мальчиков. Подготовка к службе, к взрослой жизни. Воспитание девочек-казачек. Подготовка к взрослой жизни. Казачий курень. Казачий круг. Календарные праздники и обряды Кубанского казачества.

  1. Труд и быт.

Традиционные ремесла и промыслы кубанских казаков. Декоративно-прикладное творчество кубанских казаков. Казачий военный костюм. Оружие казака. Награды.

  1. Православие в жизни кубанского казачества.

Казак без веры – не казак. Заповеди Божьи. Православные храмы Кубани и России. Традиции и обычаи кубанских казаков по Православному календарю.

  1. Кубанское казачье войско: история и современность.

Лента времени. Основные памятные даты. Поминовения казаков Кубанского казачьего войска. Кубанское казачье войско в наши дни. Управление Кубанским казачьим войском. Несение казаками службы в наше время. Охрана порядка. Помощь в чрезвычайных ситуациях. Помощь в охране природы. Выдающиеся казаки Кубани. Сохранение истории кубанского казачества. Памятники и музеи. Регалии и реликвии Кубанского казачьего войска.

  1. Традиционная культура кубанского казачества.

Казачья семья в современной жизни. Отношение к семье на Кубани. История семьи в истории родной Кубани. Сохранение и преумножение семейных традиций. Обрядовый фольклор кубанских казаков. Кубанский казачий хор.

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 год обучения

Всего, часов

Количество часов

аудиторные

внеаудиторные

Раздел « Кубанские казаки».

Введение

Познакомиться с целями и задачами курса «История и культура кубанского казачества»

Наши предки - казаки

Познакомиться с понятием «казак»

Казачья станица

Познакомиться с укладом жизни казачьей станицы

Уважение к старшим, старикам

Разработать свод правил обращения со старшими людьми

Обычай взаимопомощи

Познакомиться с обычаями взаимопомощи

Казачья семья

Выполнить проект на тему «Моя семья»

Обычаи, связанные с рождением и детством казачат

Познакомиться с обычаями, связанными с рождение и детством казачат

Верный друг казака

Подготовить сообщение

Раздел «Труд и быт»

Как жили казаки

Хата казака

Экскурсия в музей

Быт казачьей семьи

Получить представление о быте казачьей семьи. Экскурсия в СКЦ (кабинет этнографии)

Обустройство жилища, домашняя утварь

Организовать выставку рисунков казачьей утвари

Труд казачьей семьи

Подготовить сообщение

Мастеровые руки

Получить представление о труде в казачьей семье

Дети-помощники

Формировать понятия об обязанностях детей в казачьих семьях

Казак без веры – не казак

Храм. Правила поведения в храме

Экскурсия в храм

Казачьи традиции

Познакомиться с казачьими православными традициями

Рождество Христово.

Светлое Христово Воскресенье

Подготовить сообщения о праздновании в семье

Как казаки на Кубань пришли

Познакомиться с заселением казаков на Кубани

Кубанское казачье войско

Атаман

Встреча с казаками-наставниками

Казачья служба

Казачьи заповеди

Казаки в годы Великой Отечественной войны

Подготовить сообщение

Кущёвская атака

Встреча с сотрудником музея

Дети в казачьей семье. Как казачат учили

Познакомиться с обучением казачат

Мы - казачата

Познакомиться с жизнью маленьких казачат в современном мире

Поведение и форма казачат

Разработать свод правил казачат

Семейные реликвии

Подготовить сообщение

Игры кубанских казачат

Познакомиться с казачьими играми

Казачьи пословицы

Изготовить книжку-малышку

2 год обучения

Наименование разделов, блоков, тем

Всего, часов

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

аудиторные

внеаудиторные

Раздел « Кубанские казаки».

Нравственные ценности казаков: труд

Формировать представления о труде

Нравственные ценности казаков: правда

Формировать представления о правде

Нравственные ценности казаков: честь, Отечество

Формировать представления о чести, Отечестве

Казачьи заповеди

Познакомиться с казачьими заповедями

Раздел «Традиции и обычаи кубанских казаков»

Казачья станица

Традиции и обычаи кубанских казаков

Познакомиться с укладом жизни казачьей станицы, казачьей семьи

Почитание гостя

Разработать свод правил гостеприимного обращения

Календарные праздники и обряды Кубанского казачества

Подготовить сообщение

Раздел «Труд и быт»

Двор

Получить представление о том, как жили казаки

Дом

Уклад казачьей семьи

Занятия казаков

Познакомиться с занятиями казаков

Казачья пища

Организовать мастер-класс

Раздел «Православие в жизни кубанского казака»

Казак без веры – не казак

Познакомиться с казачьей заповедью – защитой веры православной

Храмы родного города

Экскурсия в храм

Казак в храме

Для чего приходят в православный храм

Святой Александр Невский – покровитель казачьего войска

Подготовить сообщение

Святые, почитаемые среди казаков

Подготовить сообщение

Икона

Изготовление макета элементов кубанской хаты

Раздел «Кубанское казачье войско: история и современность»

Казаки на рубежах Отечества

Познакомиться защитниками Кубани

Первые казачьи курени

Развивать познавательные процессы

Екатеринодар

Виртуальная экскурсия

Памятник казакам-переселенцам

Подготовить презентацию

Поминовение казаков-героев

Встреча с сотрудником музея

Наше казачье общество

Встреча с казаками-наставниками

Раздел «Традиционная культура кубанского казачества»

Народное творчество для казачат

Познакомиться с народным творчеством. Экскурсия в библиотеку

Песни, сказки в моей семье

Изготовить книжку-малышку

Поговорки, предания в моей семье

Кубанская «балачка»

Песенная культура кубанских казаков

Собрать аудиподборку казачьих песен

Бандура - казачий музыкальный инструмент

Познакомиться с казачьими народными инструментами

3 год обучения

Наименование разделов, блоков, тем

Всего, часов

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

аудиторные

внеаудиторные

Раздел « Кубанские казаки».

Народы Кубани.

Добрососедство

Привести примеры мирного сосуществования народов на Кубани

Нравственные качества кубанского казака

Познакомиться с казачьими заповедями

Сила духа и доблесть казаков

Познакомиться с военными подвигами казаков

Раздел «Традиции и обычаи кубанских казаков»

Уважение к женщине.

Познакомиться с укладом жизни казачьей станицы, казачьей семьи

День матери-казачки

Подготовить сообщение

Казачий род

Подготовить презентацию

Моя родословная

Составление и защита проекта

Календарные праздники и обряды Кубанского казачества

Подготовить сообщение

Раздел «Труд и быт»

Казак-хозяин и труженик

Познакомиться с обязанностями казака-главы семьи

Занятия, ремёсла и промыслы кубанских казаков

Получить представление о занятиях, ремёслах и промыслах кубанских казаков

Одежда казака.

Одежда казачки

Выполнить иллюстрацию

Декоративно-прикладное творчество кубанских казаков

Организовать мастер-класс

Раздел «Православие в жизни кубанского казака»

Казак без веры – не казак

Молитва

Познакомиться с казачьей молитвой

Православные храмы Кубани

Виртуальная экскурсия по храмам Кубани

Войсковой храм

Познакомиться с казачьими православными традициями, поведением в храме

Войсковой священник

Познакомиться со службой войскового священника

Православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы

Подготовить сообщение

Раздел «Кубанское казачье войско: история и современность»

Переселение казаков на Кубань

Познакомиться с переселением казаков на Кубань

Лента времени

Составить ленту времени

Основные памятные даты

Подготовить презентацию

Героизм кубанских казаков

Виртуальная экскурсия

Встреча с казаками-наставниками

Отделы Кубанского казачьего войска

Встреча с казаками-наставниками

7.

Атаман кубанского казачьего войска

1

Встреча с казаками-наставниками

8.

Несение службы современными казаками

1

Встреча с казаками-наставниками

9.

Час Славы Кубани

1

Составление проекта и защита его

Раздел «Традиционная культура кубанского казачества»

5

1.

Устное народное творчество кубанских казаков

1

Познакомиться с народным творчеством кубанских казаков

2.

Казачьи сказы, былички

1

Экскурсия в библиотеку. Изготовить книжку-малышку

3.

Говор кубанских казаков

1

Собрать аудиподборку кубанских сказаний

4.

Танцевальная культура кубанских казаков

1

Подготовить презентацию

5.

«Казачий дид» Фёдор Андреевич Щербина

1

Познакомиться с творчеством Ф.А.Щербины

1.

Территория проживания, язык, культура казаков

1

Познакомиться с народами, населяющими Краснодарский край

2

Казачьи войска России

1

Познакомиться с казачьими войсками России

3.

Казачьи заповеди

1

Познакомиться с казачьими заповедями

Раздел «Традиции и обычаи кубанских казаков»

6

1.

Родители и дети

1

Подготовить сообщение

2.

Воспитание мальчиков. Подготовка к службе, взрослой жизни.

1

Подготовить сообщение

3.

Воспитание девочек. Подготовка к взрослой жизни.

1

Подготовить сообщение

4.

Казачий курень

1

Познакомиться с казачьим куренём

5.

Казачий круг

1

Познакомиться с функциями казачьего круга

6.

Календарные праздники и обряды Кубанского казачества

1

Познакомиться с календарными праздниками и обрядами Кубанского казачества

Раздел «Труд и быт»

5

1.

Традиционные ремёсла и промыслы кубанских казаков

1

Получить представление о традиционных ремёслах и промыслах кубанских казаков

2.

1

Организовать мастер-класс

3.

Казачий военный костюм

1

Выполнить иллюстрацию

4.

Оружие казака

1

Экскурсия в музей. Выполнить иллюстрацию

5.

Награды

1

Выполнить макет

Раздел «Православие в жизни кубанского казака»

4

1.

Казак без веры – не казак

1

Расширить представления о вероисповедании казаков

2.

Заповеди Божьи

1

Составление памятки

3.

Православные храмы Кубани и России

1

Виртуальная экскурсия по храмам Кубани и России

4.

Традиции и обычаи кубанских казаков по Православному календарю

1

Подготовить сообщение

Раздел «Кубанское казачье войско: история и современность»

11

1.

Лента времени

1

Составить ленту времени

2.

Основные памятные даты

1

Подготовить сообщение

3.

Героизм кубанских казаков

1

Виртуальная экскурсия

4.

Кубанское казачье войско в наши дни

1

Встреча с казаками-наставниками

5.

Управление Кубанским казачьим войском

1

Встреча с казаками-наставниками

6.

Несение казаками службы в наше время

1

Встреча с казаками-наставниками

7.

Охрана порядка

1

8.

Помощь в чрезвычайных ситуациях и охране природы

1

Подготовить подборку газетных статей

9.

Выдающиеся казаки Кубани

1

Подготовить презентацию

10.

Памятники и музеи

1

Виртуальная экскурсия по памятным местам и музеям

11.

Регалии и реликвии Кубанского казачьего войска

1

Составление и защита проекта

Раздел «Традиционная культура кубанского казачества»

5

1.

Казачья семья в современной жизни

1

Составление и защита проекта

2.

История семьи в истории родной Кубани

1

Подготовить сообщение

3.

Сохранение и преумножение семейных традиций

1

Продумать пути решения для сохранения и преумножения семейных традиций

4.

Обрядовый фольклор кубанских казаков

1

Подготовить презентацию

5.

Кубанский казачий хор

1

Познакомиться с творчеством Кубанского казачьего хора


  • Прокопенко Иван Александрович , Начальник сектора по работе с казачьими обществами Волгодонского района. Заместитель атамана Первого Донского округа ВКО ВВД по работе с казачьей молодежью

Презентации к уроку













































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
















































































































Назад Вперёд

Введение

Образование с момента своего возникновения и во все времена оказывало большое влияние на развитие отечественной культуры.

"Изменения в социально-экономической жизни России на современном этапе её развития, - по мнению профессора А.Н.Ванеева, - потребовали переоценки ценностей" . И главное, на что направлено образование в настоящее время, - это воспитание гражданина, формирование у ученика активной жизненной позиции.

В настоящее время, когда возрождается интерес к национальным культурам, к обрядам и обычаям наших предков, к различным этапам развития народов и племен, большое значение в воспитательном процессе отводится социальному воспитанию подрастающего поколения. А социальное воспитание, подчёркивает К.С.Черевик, является одним из основных звеньев процесса социализации личности. "Социализация, - по определению учёных А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского, - исторически обусловленный, осуществляемый в деятельности и общении процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидуумом социального опыта. Социализация может протекать как в условиях воспитания, т.е. целенаправленного формирования личности, так и в условиях стихийного воздействия на развивающуюся личность различных, иногда противоположно направленных факторов общественного бытия. Воспитание является ведущим и определяющим началом социализации" .

Ребёнку всегда интересно узнавать новое. Ему не просто нужны знания, но и само участие в том или ином понравившемся деле. Вот почему он и выбирает себе дополнительно занятия в творческих объединениях по своим интересам, потребностям. Для ребенка в первую очередь притягательны знания о своем родном крае, что способствует повышению его общей культуры, приобретению полезных знаний, умений, навыков. Это формирует ответственность за природное историческое целое современного поколения. Это даёт возможность ребёнку больше узнать о земле, на которой он живёт, имя которой - Родина. А любовь к родному краю, знание его истории - это основа, на которой может осуществляться рост духовной культуры всего общества. народная культура - это живое дерево, у неё не только ветви, но и корни, и чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней. Поэтому мы должны стремиться докопаться до корней истории своего народа. А к истории можно относиться по-разному, но главное - её нельзя забывать. Прошлое необходимо знать не только для того, чтобы правильно соотносить роль и поступки отдельных людей, но и поколения в целом. Человек не может жить без прошлого, оно нужно ему, чтобы уяснить для себя связь и характер текущих явлений, понять, откуда эти явления пошли и к чему могут привести. И сегодня особенно остро ощущается подобная связь. Прошлое и современность, выраженные в тесном взаимодействии материальных памятников, творческой деятельности человека, культурных традиций, волнуют нас, заставляют вновь и вновь обращаться к своим истокам.

История культуры занимает важное место в нашем историческом прошлом, она связана с событиями в развитии науки, искусства, просвещения, литературы, театра, народных традиций, праздников и обрядов, отражает характерные черты своего времени. Возрождая народные традиции, мы обогащаем нашу культуру, совершенствуем окружающий нас мир.

Вот почему учёные-педагоги во все времена ведут неустанный поиск новых воспитательных средств и форм, изучают условия духовного развития подрастающего поколения, исследуют различные технологии воспитания, обеспечивающие процесс социализации личности ребенка.

Развитие творческой личности, её самостоятельности и инициативы - одна из важных задач процесса социализации. А традиции народной культуры всегда несли в себе огромный воспитательный потенциал, способствующий важному процессу социализации личности.

Социальное воспитание ребёнка - это приобщение его к культурным ценностям прошлого и настоящего.

Пояснительная записка

Программа "Истоки" представляет собой модифицированную (адаптированную) образовательную программу. Данная программа предусматривает изменения с учетом особенностей организации и формирования групп детей, режима и временных параметров осуществления деятельности детей, нестандартности индивидуальных результатов воспитания и обучения.

Создание образовательной программы "Истоки" продиктовано потребностью детей младшего школьного возраста знать жизнь, быт и культурные традиции своих земляков - донских казаков. История и современность родной Донщина удивительна. Сохранение, возрождение и пропаганда культурных традиций донских казаков - благородное дело каждого дончанина. Культурное наследие донских казаков - составляющая часть народной культуры.

Актуальность образовательной программы "Истоки" заключается в необходимости в современных условиях через культурные традиции народа воздействовать на умы и сердца подрастающего поколения с целью приобщения молодых к неиссякаемому роднику народной мудрости. Культура народа несет в себе богатейший воспитательный потенциал, формируя активную жизненную позицию юного гражданина. Благотворное влияние народной культуры на личность человека подчеркивают не только российские педагоги и ученые, но и зарубежные: К. Ушинский, А. Макаренко, Н. Крупская, В.Сериков, Е.Бондаревская, В.Кувакин, Б.Куприянов, В.Гаврилюк, А. Мудрик, Я. Коменский и др.

Цель программы:

  • создание условий для всестороннего развития личности воспитанника с целью его успешной социализации через приобщение к культурным традициям донского казачества.

Задачи программы:

  • воспитание любви к своей малой Родине;
  • приобщение детей к жизни, быту и культурным традициям донских казаков;
  • развитие творческих способностей, коммуникативных навыков, нравственых качеств воспитанников;
  • сохранение психического и физического здоровья ребенка через создание благоприятного микроклимата в детском коллективе и экскурсии за пределы образовательного учреждения.

Программа расчитана на детей младшего школьного возраста.

Срок реализации программы: 3 года. Количество часов: 216 часов. Количество занятий: 2 часа в неделю, время занятий: 40 минут.

Процесс освоения образовательной программы "Истоки" включает в себя: овладение детьми теоретического и практического материала о жизни, быте и традициях донских казаков на основе казачьего фольклора, исторических данных о месте донского казачества в истории Российского государства, исторических сведениях о родном Волгодонском районе через разнообразные формы занятий и мероприятий. Основные педагогические технологии, используемые при реализации образовательной программы: музейная педагогика (опора на музейные уроки) и здоровьесберегающая технология (опора на экскурсии). Формы организации занятий: выставка, беседа, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ, викторина, вечер встречи и др.

  • Первый год обучения по программе "Истоки" предусматривает овладение воспитанниками знаний о жизни, быте и культурных традициях донских казаков на основе казачьего фольклора (сказок, пословиц, поговорок).
  • Второй год обучения по образовательной программе дает возможность детям глубже узнать о жизни, быте и традициях донского казачества через исторические источники, музейный материал.
  • Третий год овладения образовательной программы "Истоки" расширяет и углубляет знания детей о быте, жизни и традициях донских казаков на основе исторического материала о родном Волгодонском районе, родном хуторе Потапов.

Особенностью образовательной программы "Истоки" является ее интегрированность. Занятия проводятся не только в самом образовательном учреждении, но и предусматривают выход за его пределы: на предприятия, на экскурсии и др. Сам воспитанник учится маслить масштабно: стремится участвовать в различных мероприятиях, может делать самостоятельные выводы. Особенностью программы является и ее региональный компонент. Среди многообразия источников программы немаловажное место занимает книга о родном Волгодонском районе "Волгодонской район: история и современность" авторов В.П.Мельникова и С.Ю.Шендерук.

В 2009 - 2010 уч. г. автор программы "Истоки" представил опыт своей работы в методическом пособии "Роль Центра внешкольной работы в социальном воспитании детей" на Всероссийском фестивале "Открытый урок", о чем свидетельствуют диплом фестиваля и сертификат на право публикации представленного методического пособия в московском издательстве "Первое сентября". Рецензентами пособия являются А.А.Шмыдко, кандидат педагогических наук ТГПИ и В.И.Новиков, профессор МГУ им. М.Ломоносова.

Педагогический мониторинг

Контроль за освоением обучающимися образовательной программы осуществляется поэтапно.

Назначение контроля:

  • 1 этап - предворительный: выявление первоначального уровня знаний;
  • 2 этап - промежуточный: корректирование и управление образовательным процессом;
  • 3 этап - итоговый: определение успешности и эффективности реализации программы.

В конце каждой темы также осуществляется тематический контроль.

Методы контроля: беседа, тестирование, творческая работа ребенка, экспертная оценка.

Знания и умения детей определяются по активности освоения материала во время самих занятий и при проведении мероприятий различного уровня.

Ожидаемые результаты программы

По итогам освоения образовательной программы "Истоки" воспитанники должны:

1 год обучения:

уметь:

2 год обучения:

  • овладеть следующими компетенциями:

уметь:

3 год обучения:

  • овладеть следующими компетенциями:

уметь:

Оснащение педагогического процесса

  1. Литература для занятий (список прилагается).
  2. Раздаточный материал для занятий (указывается в планах занятий).
  3. Карта России.
  4. Карта Волгодонского района.
  5. Гимн России.
  6. Флаг и герб России.
  7. Гимн Ростовской области.
  8. Флаг Ростовской области.
  9. Герб Ростовской области.
  10. Выставочный материал о жизни, быте и традициях донских казаков (на основе личного семейного музея).

1 год обучения

Учебно-тематический план

№ п/п Название тем Количество часов
Теория Практика Всего
1 Вводное занятие 1 1
2 Народная культура 1 1
3 Казачий фольклор 1 1
4 Казачьи сказки 30 20 50
5 Пословицы и поговорки донских казаков 14 4 18
6 Итоговое занятие 1 1
Итого 48 24 72

1. Вводное занятие.

Цели и задачи программы. Техника безопасности. Конвенция о правах ребенка. Конституция РФ об охране культурного наследия.

2. Народная культура. Народная культура - бесценный опыт старших поколений.

Форма организации занятия: беседа, иллюстрированный рассказ, выставка.

3. Казачий фольклор. Казачий фольклор как составляющая часть народной культуры.

Форма организации занятия: беседа, иллюстрированный рассказ, выставка.

4. Казачьи сказки.

  1. Сказочный мир казаков неповторим.
  2. Казачья сказка "Бисеринка". Доброта донских казаков, воспетая в сказке.
  3. Взаимовыручка друзей в сказке "Бисеринка".
  4. Казачья сказка "Иван Светильник". Комментирование сказки.
  5. Добро и зло в сказке "Иван Светильник".
  6. Казачья сказка "Про сына купца и дочь сапожника". Комментированное чтение сказки.
  7. Занятия казаков в сказке "Про сына купца и дочь сапожника".
  8. Казачья сказка "Ванюша и Баба Яга". Неповторимый казачий говор в сказке.
  9. Казачья сметливость и находчивость в сказке "Ванюша и Баба Яга".
  10. Казачья сказка "Про царскую дочь и пастуха". Комментирование сказки.
  11. Казачьи профессии в сказке "Про царскую дочь и пастуха".
  12. Казачья сказка "Свадебный каравай". Умение казака держать свое слово.
  13. Казачий свадебный обряд в сказке "Свадебный каравай".
  14. Казачья сказка "Про царскую дочь и козленка". Комментированное чтение сказки.
  15. Необыкновенный казачий говор в сказке "Про царскую дочь и козленка".
  16. Казачья сказка "Танюша и мачеха". Доброта казаков в сказке.
  17. Казачьи обычаи в сказке "Танюша и мачеха".
  18. Казачья сказка "Черная коровушка и Аннушка". Комментирование сказки.
  19. Доброта и трудолюбие казаков в сказке "Черная коровушка и Аннушка".
  20. Казачья сказка "Кот и лиса". Хитрость в сказке.
  21. Казачья сказка "Казак и лиса". Казачье трудолюбие и находчивость в сказке.
  22. Казачья сказка "Глупец и жеребец". Жадность и глупость в сказке.
  23. Казачья сказка "Митяй - казак бесстрашный". Комментированное чтение сказки.
  24. Любовь к Родине казака в сказке "Митяй - казак бесстрашный".
  25. Казачья сказка "Казак Чигин". Комментирование сказки.
  26. Патриотизм казаков в сказке "Казак Чигин".
  27. Сказка "Горе - Злосчастие". Казачья мудрость в сказке.
  28. Умение казака преодолевать житейские трудности в сказке "Горе - Злосчастие".
  29. Сказка "Своенравная жена". Комментирование сказки.
  30. Устои казачьей жизни в сказке "Своенравная жена".
  31. Сказка "Лихо Одноглазое". Казачий говор в сказке.
  32. Казачья сметливость и терпение в сказке "Лихо Одноглазое".
  33. Сказка "Казак и Судьбина". Комментированное чтение сказки.
  34. Казачья мудрость в сказке "Казак и Судьбина".
  35. Сказка "Лобаста". Неповторимый казачий говор в сказке.
  36. Казачий семейный лад в сказке "Лобаста".

Формы организации занятий:

5. Пословицы и поговорки донских казаков.

  1. Пословицы и поговорки о казачьей дружбе.
  2. Пословицы и поговорки о любви казака к Отечеству.
  3. Пословицы и поговорки о верном служении казака своему Отечеству.
  4. Пословицы и поговорки о казачьем добрососедстве.
  5. Казачьи пословицы и поговорки об атамане.
  6. Пословицы и поговорки о верном друге - коне.
  7. Казачьи пословицы и поговорки о доброте.
  8. Пословицы о казачьей семье.
  9. Пословицы и поговорки о казачьей вере.
  10. Пословицы и поговорки казаков о добре.
  11. Пословицы и поговорки о казачьем трудолюбии.
  12. Пословицы и поговорки о казачьем счастье.
  13. Пословицы и поговорки о совести казака.
  14. Пословицы и поговорки о верности казачьему слову.
  15. Пословицы и поговорки о казачьей скромности.
  16. Пословицы и поговорки о казачьем порядке.

Формы организации занятий: выставка, беседа, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ, викторина, вечер встречи.

6. Итоговое занятие.

Формы организации занятия: выставка, экскурсия.

2 год обучения

Учебно-тематический план

№ п/п Название тем Количество часов
Теория Практика Всего
1 Вводное занятие 1 1
2 Народная культура. Быт и культура казаков 12 6 18
3 Казачьи ремесла. 4 4 8
4 Народная одежда. Одежда казаков 7 4 11
5 Устои казачьей жизни 6 4 10
6 Казачья символика 5 2 7
7 Обычаи, обряды и праздники казаков 4 3 7
8 Яркие страницы в истории донского казачества 6 3 9
9 Итоговое занятие 1 1
Итого 45 27 72

1. Вводное занятие.

Цели и задачи, программа. Техника безопасности.

Формы организации занятия: беседа, рассказ, выставка.

2. Народная культура. Быт и культура казаков.

  1. Народная культура - бесценный опыт старших поколений.
  2. Культура донских казаков как составляющая часть народной культуры.
  3. Быт, обычаи, обряды, праздники, традиции дончан - замечательное наследие наших предков -казаков.
  4. История происхождения донского казачества.
  5. Сказ о славной донской реке - Доне Тихом, Доне Ивановиче.
  6. Первые казачьи городки.
  7. Казачья усадьба.
  8. Курень - основное казачье жилище.
  9. Печь - в доме хозяйка.
  10. Казачья стряпка.
  11. Хата - малораспространенное жилище на Дону.
  12. Убранство и обереги казачьего жилища.
  13. Посуда донских казаков.
  14. Глиняные горшки да чугунки.
  15. Казачья солоница - главный предмет казачьего стола.
  16. Плетеные изделия в казачьем быту.
  17. Медная посуда.
  18. Утюги в казачьем быту.

Формы организации занятий: выставка, экспозиция, экскурсия, музейный урок, беседа, иллюстрированный рассказ.

3. Казачьи ремесла.

  1. Станичные ремесла в старину и современные профессии казаков.
  2. Умелые корзинщики.
  3. Ковали-кузнецы.
  4. Замечательные гончары.
  5. Донские мельники.
  6. Хлеборобы - золотые руки.
  7. Трудолюбивые бахчевники.
  8. Чабаны да пастухи.

Формы организации занятий: беседа, выставка, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ.

4. Народная одежда. Одежда казаков.

  1. Народная одежда - мастерство народа.
  2. Русская народная одежда - основа казачьей одежды.
  3. Одежда казаков.
  4. Мужская казачья одежда.
  5. Зипун да кафтан, черкеска да бурка.
  6. Женская казачья одежда.
  7. Черты восточной одежды в женском казачьем костюме.
  8. Элементы русской одежды в казачьем женском костюме.
  9. Украшения в одежде казачек.
  10. Русская народная одежда.
  11. Домотканые полотняные изделия в казачьем быту.

Формы организации занятий: викторина, конкурс, беседа, выставка, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ.

5. Устои казачьей жизни.

  1. Казачья семья - основа жизни казаков.
  2. Роль отца и матери в казачьей семье.
  3. Воспитание мальчика в казачьей семье.
  4. Обычай посадки маленького казака на коня.
  5. Воспитание девочки в казачьей семье.
  6. Маленькая казачка - главная помощница своей матери.
  7. Казачья родословная.
  8. Имя и фамилия казака.
  9. Современная казачья родословная.
  10. Замечательные дончане - наши современники.

Формы организации занятий: беседа, выставка, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ, вечер встречи, викторина.

6. Казачья символика.

  1. Гимн Всевеликого Войска Донского.
  2. Флаг Всевеликого Войска Донского.
  3. Казачий круг.
  4. Символы казачьей власти.

Формы организации занятий: выставка, беседа, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ, викторина, вечер встречи.

7. Обычаи, обряды и праздники казаков.

  1. Крещение.
  2. Масленица.
  3. Пасха.
  4. Троица.
  5. Покров.

Формы организации занятий: музейный урок, выставка, экспозиция, экскурсия, иллюстрированный рассказ, вечер встречи, викторина.

8. Яркие страницы в истории донского казачества.

  1. Ермак Могучий - один из самых почитаемых героев в истории донского казачества.
  2. Донские казаки - защитники Азова.
  3. Донской казак Степан Разин.
  4. Старинная крепость Таганрог.
  5. Кондратий Булавин - атаман Бахмутского городка.
  6. Емельян Пугачев - донской казак.
  7. Матвей Иванович Платов - самый выдающийся казачий военачальник.
  8. Яков Петрович Бакланов - знаменитый казачий генерал.
  9. Добрый конь - верный друг казака.
  10. Донские казаки - прославленные защитники Отечества.

Формы организации занятий:

9. Итоговое занятие.

Формы организации занятия: выставка, экспозиция, экскурсия

3 год обучения

Учебно-тематический план

№ п/п Название тем Количество часов
Теория Практика Всего
1 Вводное занятие 1 1
2 Волгодонской район на карте Ростовской области 1 1 2
3 Родной район Волгодонской - частичка Донского края 3 1 4
4 Историческое прошлое Волгодонского района 2 2
5 Возникновение хуторов и станиц района 6 2 8
6 Станица Романовская. История возникновения 2 2 4
7 Современная Романовская 8 2 10
8 Станицы, хутора и поселки района в наши дни 6 2 8
9 Родной хутор Потапов на карте Волгодонского района 1 1 2
10 Достопримечательности хутора Потапов 4 2 6
11 Замечательные хуторяне 3 1 4
12 Ветераны Великой Отечественной войны родного хутора Потапов 3 1 4
13 Потаповцы - удивительные мастера декоративно-прикладного творчества 5 3 8
14 Семейные традиции хуторян. Родословная 2 5 7
15 Представление программы "Истоки" на Всероссийском образовательном молодежном форуме "Селигер-2010" 1 1
16 Итоговое занятие 1 1
Итого 48 24 72

1. Вводное занятие.

Цели и задачи, программа. Техника безопасности. Конституция РФ о государстве и гражданах России.

Формы организации занятия: беседа, рассказ, выставка.

2. Волгодонской район на карте Ростовской области.

Формы организации занятия: беседа, рассказ, выставка.

3. Родной район Волгодонской - частичка Донского края.

  1. Донской край как составляющая Российского государства.
  2. Волгодонской район: образование, культура, здравоохранение.

Формы организации занятий: выставка, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ, беседа, конкурс, викторина, вечер встречи.

4. Историческое прошлое Волгодонского района.

  1. Возникновение района, наименование его.
  2. Территория района.

Формы организации занятий: выставка, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ, беседа, конкурс, викторина, вечер встречи.

5. Возникновение хуторов и станиц района.

  1. Хутор Ясырев.
  2. Станица Большовская.
  3. Станица Каргальская.
  4. Хутор Рябичи.
  5. Хутор Холодный.
  6. Хутор Семенкин.
  7. Хутор Калинин.
  8. Хутор Пирожок.

Формы организации занятий: выставка, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ, беседа, конкурс, викторина, вечер встречи.

6. Станица Романовская. История возникновения.

  1. Название станицы.
  2. Расположение станицы.
  3. Достопримечательности Романовской.
  4. Объекты станицы.

Формы организации занятий: выставка, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ, беседа, конкурс, викторина, вечер встречи.

7. Современная Романовская.

  1. Карта станицы.
  2. Улицы Романовской.
  3. Администрация района.
  4. Образование.
  5. Культура.
  6. Здравоохранение.
  7. Производственные объекты.
  8. Районный краеведческий музей.
  9. Герои Романовского подполья.
  10. Фестиваль "Струны души".

Формы организации занятий: выставка, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ, беседа, конкурс, викторина, вечер встречи.

8. Станицы, хутора и поселки района в наши дни.

  1. Сельские поселения.
  2. Проиводственные объекты.
  3. Образование.
  4. Культура.
  5. Достопримечательности.

Формы организации занятий: выставка, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ, беседа, конкурс, викторина, вечер встречи.

9. Родной хутор Потапов на карте Волгодонского района.

  1. Территория хутора Потапов.
  2. Хутор Потапов - моя Родина.

Формы организации занятия: беседа, рассказ, выставка.

10. Достопримечательности хутора Потапов

  1. Мемориал воинской славы.
  2. Братская могила защитников хутора Потапова в годы Великой Отечественной войны.
  3. Потаповское хуторское казачье общество Романовского юрта 1 Донского казачьего округа.
  4. Казачьи дома - курени.
  5. Казачье подворье.

Формы организации занятий: выставка, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ, беседа, конкурс, викторина, вечер встречи.

11. Замечательные хуторяне.

  1. Ф.Турук - замечательный кукурузавод.
  2. А. Богачев - участник ВДНХ.
  3. И. Башкинцев - заслуженный комбайнер.
  4. Р. Чепухова - многократный победитель соцсоревнований.
  5. Р. Винс - первоцелинница.

Формы организации занятий: выставка, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ, беседа, конкурс, викторина, вечер встречи.

12. Ветераны Великой Отечественной войны родного хутора Потапов.

  1. Иван Александрович Ярулин.
  2. Александр Петрович Парьев.
  3. Елена Андреевна Шевченко.
  4. Иван Иванович Луковской.

Формы организации занятий: выставка, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ, беседа, конкурс, викторина, вечер встречи.

13. Потаповцы - удивительные мастера декоративно-прикладного творчества.

  1. П.Ф.Сиренко - мастер-золотые руки.
  2. Сестры Л.К. Баранович и О.К.Махновец - мастерицы домотканого льняного полотна.
  3. М.А.Ковтунович - мастерица художественной вышивки.
  4. Р.В.Винс - мастер художественного вязания.
  5. Р.А. Лихачева - мастерица-золотые руки.
  6. К.А. Радькова - мастерица художественного вязания.
  7. А.А.Попов - мастер лозоплетения.

Формы организации занятий: выставка, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ, беседа, конкурс, викторина, вечер встречи.

14. Семейные традиции хуторян. Родословная.

  1. Казачья семья.
  2. Современная семья.
  3. Роль родителей в семье.
  4. Воспитание детей в семье.
  5. Традиции современной семьи.
  6. Семейные праздники.
  7. Казачья родословная.
  8. Современная родословная.

Формы организации занятий: выставка, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ, беседа, конкурс, викторина, вечер встречи.

15. Представление программы "Истоки" на Всероссийском образовательном молодежном форуме "Селигер-2010".

Форма организации занятия: презентация.

16. Итоговое занятие.

Формы организации занятия: выставка, экспозиция, экскурсия.

По итогам обучения воспитанники должны:

1 год обучения

  • овладеть следующими компетенциями:
  • понятие о казачьей сказке, пословицах и поговорках о жизни, быте и культуре донских казаков;
  • понятие о необыкновенном казачьем говоре, отраженном в сказке;

уметь:

  • рассказать о казачьей сказке, определить ее тему;
  • использовать приобретенные знания в повседневной жизни;

2 год обучения

  • овладеть следующими компетенциями:
  • понятие о жизни, быте и культурных традициях донских казаков;
  • понятие о месте казачества в истории Российского государства;
  • понятие о культуре донских казаков как составляющей части народной культуры,

уметь:

  • рассказывать о жизни, быте и культурных традициях донских казаков; использовать приобретенные знания в практической деятельности;

3 год обучения

  • овладеть следующими компетенциями:
  • история и современность родного Волгодонского района, хутора Потапов;
  • замечательные казаки, прославившие донской край;

уметь:

  • рассказать об истории своей малой Родины;
  • использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни с целью дальнейшего развития коммуникативных способностей, адаптации к социальным условиям.

Список литературы

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. - М.: Просвещение, 1985.

2. Азбука психологии: психология познания. Учебно-метод. пособие./Сост.Е.И.Рогов.- Ростов-на-Дону: РГПУ, 1997.

3. Аникин В.П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: Очерки. - М.: Дет. лит., 1988.

4. Бегство от скуки: Рассказы об интересах и увлечениях. - Ростов-на-Дону: Рост. кн. изд-во, 1989.

5. Берёзовая карусель: Русские народные детские игры и хороводы /Сост. Г.Науменко. - М.: Дет. лит., 1980.

6. Библиотека русского фольклора: Былины./ Сост. Ф.М.Селиванов. - М.: Советская Россия, 1988.

7. Борцов Ю.С. Социология: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

8. Большой энциклопедический словарь /Под ред. А.М.Прохорова. - 2-е изд., перераб. и доп. - С.-Петербург: Норинт, 2001.

9. Брежнева В.В., Минкина В.А. Информационное обслуживание. - Спб: Профессия, 2004. - 304 с.

10. Ванеев А.Н. Библиотечное дело: Теория. Методика. Практика. - Спб: Профессия, 2004.

11. Веденяпина М.И. Пушкинская библиотека: вчера, сегодня, завтра.// Библиополе. - 2004. - № 1.

12. Генкин Д.М. Массовые праздники. - М.: Просвещение, 1975.

13. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Скипор И.Я., Стародубова Г.А. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учебно-методическое пособие. - 2-е изд., перераб. - М.: Школьная библиотека, 2003.

14. Гриханов Ю.А. Что нужно каждому знать о библиотеке/ М.: Книга, 1997.

15. Гильянц Э.К. Учите детей мастерить. - М.: Просвещение, 1984.

16. Даль В.И. Энциклопедия русского слова.- М.: Эксмо, 2002.

17. Домострой /Сост. вступ. ст., пер, и коммент. В.В.Колесова; Подготов. текстов В.В.Рождественского, В.В.Колесова, М.В.Пименовой. - М: Сов. Россия, 1990.

18. Жарков А.Д. Клуб в дни всенародных праздников. - М.: Профиздат, 1983.

19. Жарков А.Д. Организация культурно-просветительной работы. - М.: Просвещение, 1989.

20. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. - М.: Профиздат, 2002.

21. История мировой культуры /Под ред. Г.В.Драч. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

22. Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР. - М.: Высшая школа, 1990.

23. Конституция Российской Федерации. - Спб: Регата, 2000.

24. Круглый год: русский земледельческий календарь /Сост., вст. ст. и примеч. А.В. Крыловой. - М.: Правда, 1991.

25. Линкова И.Я. Ты и твоя книга: Кн. для чтения.-2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1991.

26. Лихачёв Д.С. Заметки о русском. - 2-е изд., доп. - М.: Советская Россия, 1984.

27. Массовая библиотека: Теория и практика. Сборник / Рос. гос. б-ка. Ред-сост. Ю.А.Гриханов. - М., 1993.

28. Массовая библиотека на пути перемен: Методические рекомендации. /Гос. б-ка СССР им. В.И.Ленина; Ред.-сост. A.M. Еремина. - М., 1990.

29. Мельников В.П., Шендерук С.Ю. Волгодонской район: история и современность. - Волгодонск: ЗАО "СКФ", 2005.

30. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. - 4-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2001.

31. Педагогика /Под ред. В.А.Сластёнина. - М.: Профиздат, 2002.

32. Прекрасное - своими руками: Народные художественные ремёсла /Сост. С.С.Газарян. - М.: Дет. лит., 1989.

33. Психологический словарь /Под ред. А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985.

34. Розанова Е.Г. Праздники в школе и дома: Сценарии, викторины, игры. - М.: РОСМЭН, 2000.

35. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия, собранные М.Забылиным. - Симферополь: Соратник, 1992.

36. Сельская библиотека в новых социально-экономических условиях. Вып. 2: Участие библиотеки в возрождении, развитии культурного наследия: Методические рекомендации /Рос. гос. б-ка; Сост. В.А. Доброва, О.В.Осипова. - М.: Либерия, 1997.

37. Скуднова Т.Д. 50 имён из истории отечественной педагогики. - Таганрог: Икар, 2000.

38. Сковозников В.Д. К понятию "пушкинской традиции" (Пушкин и поздний Жуковский)// Русская словесность. - 2001. - № 6.

39. Сохраняя традиции, искать новое // Библиотека.- 1996.- №6

40. Степанов А.В. Строго между нами. - Чулым: Нива, 1997.

41. Степанов А.В. Одолень-трава. - Чулым: Нива, 2000.

42. Степанов А.В. Запах чёрной смородины. - Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001.

43. Суглобов Г.А. О свычаях - обычаях и религиозных обрядах. - М.: Советская Россия, 1987.

44. Суратов В.Я. Основные направления самореализации молодёжи в условиях досуговой деятельности: Учебное пособие/ Санкт - Петербургский гос. инс-т культуры: С. - Петербург, 1992.

45. Сухоносов Н.С. На повороте судьбы - Цимлянск: Придонье,1998.

46. Сухоносов Н.С. Позывные любви. - Волгодонск: Волгодонское полиграф. объедин., 1999.

47. Тихомиров И.И. Художественная литература в помощь нравственному воспитанию читателей// Нравственное воспитание читателей/ Гос. б-ка СССР им. В.И. Ленина. - М., 1985.

48. Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

49. Чечётин А.И. Искусство театральных представлений. - М.: Советская Россия, 1988.

50. Черевик К.С. Социальная политика: Учебно методическое пособие - Таганрог: Изд-во Е.А.Кучма, 2001.

51. Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. М.: Просвещение, 1985.

Приложение

Презентация "Потаповское хуторское казачье общество

Романовского юрта I Донского казачьего округ.

Деятельность добровольной казачьей дружины хутора Потапов по возрождению традиций донского казачества, основанной 14 марта 2008 года" (см. на электронном носителе).

Презентация "Всероссийский молодежный образовательный форум