Дефлектор дымохода из них зарегистрированных. Дефлектор на дымоход

Часто приходится видеть красивые и необычные колпаки, которые владельцы домов размещают над дымоходными трубами. На первый взгляд, кажется, что они выполняют только декоративную роль, однако у них есть функции, которые очень важны, если речь заходит о сохранности дымоходной системы. Рассмотрим, для чего нужен колпак на трубу дымохода, по какому принципу его подбирают, какие разновидности конструкций существуют и как сделать его своими руками.

Колпаки на трубе дымохода – достаточно распространенное явление. Тем не менее многие люди заблуждаются касательного того, для чего они необходимы. Бытует мнение, что они защищают трубу от конденсата. Однако, это не совсем так. Испарение и сбор влаги происходит во внутренней части трубы и колпак на трубу дымохода (фото в интернете хорошо демонстрируют принцип его действия) здесь мало чем может помочь.

Для чего же на самом деле нужен колпак на трубу дымохода? Рассмотрим несколько его основных функций:

  • защита внутренней части трубы от попадания различных посторонних предметов, пыли и мусора;
  • продление эксплуатационного срока службы трубы путем защиты от осадков;
  • некоторые колпаки, благодаря своей конструкции, увеличивают тягу в трубе и не позволяют сильным ветрам ее опрокинуть;
  • выполняют эстетическую функцию, придавая трубе привлекательный внешний вид.

Стоит признать, что большая часть декоративных флюгарок на трубу дымохода вовсе не улучшают функциональные характеристики трубы, а наоборот, снижают эти показатели. Исключением из этого правила можно считать только насадки, имеющие следующие типы конструкции:

  1. Флюгеры-дефлекторы.
  2. Насадки с аналогичными промышленными вытяжными дефлекторами.

Первый вариант намного эффективнее второго. Полуцилиндрический корпус остается подвижным за счет подшипника. Он может вращаться в зависимости от погодных условий, а как лепесток флюгера фиксирует его так, чтобы он постоянно был повернут к ветру задней частью. Как результат, дымовая тяга увеличивается за счет образуемого разрежения внутри.

Принцип работы второго механизма следующий: внутри самого дефлектора появляется некоторое разрежение, благодаря тому, что поток воздуха, образуемый в результате ветровой нагрузки, огибает оголовок на кирпичной трубе дымохода. В итоге такой «зонтик» функционирует по-разному, в зависимости от погодных условий: в ветреную погоду он усиливает тягу, а в штиль, наоборот, снижает.

Обратите внимание! Весомым аргументом в пользу первого варианта является то, что конструкция дымника на трубу дымохода полностью исключает опасность задувания тяги ветром, что все-таки иногда случается в случае использования второго типа системы.

Разновидности колпаков для дымохода

Помимо уже рассмотренных конструкций, существует еще множество других, которые также широко распространены. Все они объединены общим принципом действия и устройства – это приспособления, которые служат для накрывания среза трубы, при этом оставляя небольшой зазор, чтобы продукты горения могли выходить из трубы наружу. По форме дефлектор на трубу дымохода может быть практически любым, а вот по материалу изготовления их можно разделить на несколько групп:

  • из оцинкованной (кровельной) стали;
  • из оцинкованного металла, поверх которого нанесено порошковое покрытие полиэстер;
  • из нержавеющей стали;
  • медные;
  • сплавленные из титана и цинка.

Если говорить об изготовлении колпака своими руками, то для этого чаще всего используют оцинкованную сталь толщиной около 0,8 мм. Этот вариант наиболее предпочтителен из-за своей доступности, а также достаточно длительного срока службы (около 20 лет). Чтобы лучше понять устройство такого колпака на дымоход, фото и схемы послужат вам отличным ориентиром.

Оцинкованная сталь имеет только один серьезный недостаток – она достаточно быстро теряет свой первоначальный внешний вид, тускнеет. Она подвержена воздействию различных внешних факторов, которые оказывают на нее негативное влияние. Значительно лучше такое воздействие выдерживает металл, который дополнительно имеет порошковое покрытие, однако стоит такой материал заметно дороже.

Все остальные металлы сохраняют свой внешний вид достаточно долго, но и стоимость их разы выше. Однако цена отражается не только на их внешнем виде, но и на сроке службы. И хотя медь со временем также имеет свойство тускнеть, здесь речь идет скорее о десятилетиях, чем о годах.

Как выбрать и купить колпак на дымоход

Подобрать колпак правильной конструкции – задача непростая. И в первую очередь здесь стоит учитывать тип используемой котельной и вида топлива, которое применяется. В качестве примера можно рассмотреть тот факт, что для дымовых труб газовых котлов подходят только насадки в виде сопла. Они имеют открытый верх и единственные подходят для использования в этом случае.

Обратите внимание! Установка насадок на трубы, которые обеспечивают дымоотвод от газовых котлов, регулируется нормативными документами, которые запрещают использование колпаков-зонтов для этого типа дымоходов.

У такого запрета есть вполне логичное обоснование: в зимнее время, когда температура опускается ниже нуля, колпак дымохода подвержен замерзанию и может покрываться льдом. С течением времени лед может закрыть большую часть проема, отведенного для выхода дыма, что приведет к его накоплению внутри конструкции. В этом случае появляется серьезная опасность для здоровья жителей дома, так как скапливаясь внутри, дым может послужить причиной серьезного отравления.

Замерзание происходит в результате образования конденсата, который появляется на поверхности холодного металла при контакте с достаточно теплыми продуктами горения. Иная ситуация лишь с . В связи с тем, что его КПД практически никогда не превышает 70-80%, температура газа соответственно остается в пределах 150-250°С. Это неопасно и использование насадки вполне допустимо.

Полезный совет! Не стоит забывать, что в случае использования твердого топлива, колпак очень быстро покроется черной сажей. Так что не стоит выбирать слишком сложные рельефные модели, которые не поддаются очистке.

Какими бывают дымники в зависимости от формы

Разнообразие форм современных дымников очень велико. Здесь можно найти практически любые варианты. Рассмотрим самые популярные из них, которые имеют необычную геометрическую форму и способны украсить любую трубу:

  • флюгарка стандартной формы: имеет вид домика с четырехскатной крышей;
  • дымник в стиле модерн: устроен по типу стандартного, однако дополнительно имеет плоское навершие;
  • дымник в европейском стиле: имеет необычный внешний вид благодаря полукруглому навершию;
  • колпаки со щипцовой крышей, у которой четыре ската (очень функциональная конструкция, которая хорошо проветривается и при этом защищает трубу от снега);

  • флюгарка с флюгером;
  • флюгарка, оснащенная отрывающейся крышкой.

Флюгарки с флюгером отличаются тем, что внутри конструкции расположена специальная заслонка, позволяющая продуктам сгорания спокойно выходить из трубы даже в самую ветреную погоду. А дополнительная открывающаяся крышка обеспечивает легкий доступ к дымоходным каналам, чтобы производить их очистку.

В зависимости от формы, крыши дымников разделяют на следующие категории:

  • шатровые;
  • двускатные;
  • четырехскатные;
  • полуцилиндрические (или сводчатые);
  • плоские;
  • шпилеобразные;
  • четырехщипцовые.

Однако в большинстве случаев этот параметр не влияет на функциональность устройства и служит исключительно в эстетических целях, обеспечивая дымоходной трубе неповторимый внешний вид.

Какой колпак на трубу дымохода купить, учитывая строение трубы

Еще один параметр, на который стоит ориентироваться при выборе колпака – строение дымохода. Идеальным вариантом принято считать трехслойное строение из модульных сэндвич-панелей. В этом случае в защите дымохода от осадков просто нет необходимости. Вся влага, которая попадает внутрь, не оказывает негативного влияния на трубу, а напротив, идет на пользу, очищая трубу и собираясь в конденсатосборнике.

Если речь идет о газовом котле, то здесь нет иных вариантов кроме как сопло. А вот если вы имеете дело с твердотопливной системой, то здесь существует множество вариантов, хотя самым популярным и функционально оправданным принято считать дефлектор-флюгер. Демонстрируют красоту таких дымников на трубу фото, в большом количестве предложенные в интернете.

Множество вопросов возникает, если речь заходит об обустройстве кирпичной трубы. Здесь нет никаких противопоказаний, если вы имеете дело с твердотопливной системой. В этом случае вы можете выбрать любой понравившийся колпак. А вот если используется газовая система, то установка зонта на трубу дымохода в этом случае запрещена.

Но здесь возникает вполне закономерный вопрос: как быть с разрушительной силой влаги, которая в итоге попадает внутрь? Для этого случая предусмотрены специальные конструкции, которые могут полностью перекрывать кирпичное основание трубы.

Дефлектор на дымоход своими руками: чертежи и фото

Козырек на трубу дымохода своими руками – не редкость и сделать его пытаются многие. При наличии листа оцинкованного металла и подручных инструментов вы можете сэкономить немало средств на покупке и установке дефлектора. Для этого вам потребуются следующее:

  • чертежный набор, достаточно длинная линейка, а также рулетка и маркер;
  • ножницы по металлу, крепления (сверлоконечные саморезы с 15 мм прессшайбой или заклепочник);
  • дрель с различными сверлами;
  • материал для колпака (оцинковка, алюминий или нержавейка) толщиной 0,3-0,5 мм;
  • дополнительные части металла для изготовления жестких креплений.

Для того чтобы сделать дымник на трубу дымохода своими руками, необходимо произвести соответствующие замеры, а затем, ориентируясь по чертежу, можно приступать к работе.

Используя ножницы по металлу можно сделать дымник флюгер своими руками. Для этого необходимо вырезать детали необходимого размера. Затем свернуть корпус диффузора и просверлить отверстия в верхней и нижней части, чтобы после того, как клепки будут закреплены, получилась цельная конструкция. Чертежи колпака на дымоход своими руками помогут произвести сборку правильно.

После этого можно приступать к изготовлению верхнего конуса. Крепить лапки можно прямо к нему (обычно их нужно около 6 шт).

Перед тем как полностью собрать флюгарку на трубу своими руками, не забудьте зафиксировать крепления, при помощи которых диффузор будет соединен с нижним конусом конструкции. В качестве крепления можно использовать те же самые клепки. Для того чтобы провести монтаж колпака на трубу лучше всего снять ее верхнюю часть, чтобы посадить колпак на шпильки или лапки, а затем установить обратно всю конструкцию целиком.

Полезный совет! Не пренебрегайте качеством установки дефлектора на трубу. Находясь под постоянной ветровой нагрузкой, некачественные крепления очень скоро утратят свои характеристики и конструкция распадется.

Конечно никакой декоративной ценности, сделанный своими руками грибок на трубе дымохода не имеет. Его конструкция примитивная, однако она способна усилить тягу на 20-25%, а также защитить кровлю от случайного попадания искр. Используя чертежи, своими руками колпак на трубу дымохода можно сделать достаточно просто и при этом затратив минимум ресурсов.

Дымники на кирпичные трубы и кованые колпаки на дымоход: особенности и цены

В интернете можно найти множество советов, как изготовить козырек на дымоход своими руками. Однако далеко не все хотят хлопотать об этом, и многие отдают предпочтение возможности приобрести уже готовое изделие.

Цены на колпаки для дымохода бывают самыми разнообразными, и купить дымник на трубу дымохода можно начиная от 700 рублей. При этом самый простой зонт на трубу дымохода купить будет стоить 300-400 рублей.

Если вы хотите купить дефлектор на трубу дымохода, который по-настоящему сможет стать украшением крыши, то придется потратить немало средств. Кованые дымники стоят от 7000 рублей и выше. Цена дымника на кирпичные трубы во многом зависит от его размеров, материала изготовления, а также сложности кованых элементов, которые бывают самыми разнообразными. Фото кованых дымников вы можете посмотреть на специализированных сайтах.

Еще один достаточно дорогой, но очень красивый вариант – дымник флюгер. Он бывает самых разнообразных форм и размеров, и при этом отлично заменяет простой зонт на трубу дымохода. Многие умельцы считают, что используя чертежи, флюгер на дымоход своими руками сделать вполне возможно. Однако это требует немалого мастерства. Стоимость готового варианта обойдется в сумму от 5000 рублей.

В зависимости от предпочтений, вы можете купить готовый козырек на трубу дымохода или заняться самостоятельным изготовлением колпака на дымоход. В любом случае нелишним будет посмотреть фото дымников, которые представлены в продаже, чтобы получить общее представление об их разнообразии и назначении.

Все замечали возвышающийся над дымоходной трубой колпак, но далеко не все знают, зачем он там установлен и какое его предназначение. Эта деталь называется дефлектором. На русский язык это переводится как «отражатель».

Он представляет собой небольшой навес над трубой и служит для ее защиты от агрессивного воздействия окружающей среды: ветра, осадков и для создания необходимой тяги.

Иногда его называют –дымник, а выполненный в какой-либо стильной форме – флюгаркой. Дефлектор установленный на трубу дымохода – это пришедший к нам со старины архитектурный элемент, и сегодня он может также приукрасить крышу любого здания. К тому же он выполняет кроме декоративной роли, еще и важную практическую функцию – усиливает движение воздуха в трубе.

Что это такое и зачем он нужен?

Независимо от того, какое в доме используется отопительное оборудование и какой применяется теплоноситель, любая отопительная система обустраивается дымоходом. Благодаря ему обеспечивается вытяжка продуктов горения. От того как он будет функционировать напрямую зависит каким будет качество работы всей системы.

Но не всегда красивый и установленный по всем правилам дымоход идеально функционирует. Особенно это заметно при сильном ветре, когда на газы в трубе оказывается сильное давление. Чтобы ничто не могло препятствовать правильномуфункционированию всей отопительной системы используетсядефлектор, одеваемый на трубу дымохода.

Его основное назначение – повышать тягу, препятствуя воздушным потокам. Ветер, огибая препятствие, приводит к образованию вокруг трубы зоны низкого давления. В результате происходит усиление тяги. Независимо от конструкции дефлекторов, все они задействованы в одном и том же процессе – возникновении зоны пониженного давления при обтекании воздухом препятствия. Благодаря устройству ветер не уменьшает, а наоборот, усиливает тягу.

Воздушные потоки, соприкасаясь с поверхностью дефлектора, огибают его и начинают двигаться быстрее, создавая область разрежения. В физике такое явление называют эффектом Бернулли. Именно благодаря ему и увеличивается тяга в трубе.

Проведенные исследования свидетельствуют о том, что при использовании дефлектора, даже самого обычного, КПД дымохода возрастает на 20 %. Его полезность состоит еще и в том, что он защищает трубу от переносимого ветром мусора и осадков, в виде дождя, града или снега. Дымник одинаково функционирует при любых условиях, независимо от особенностей погодных условий на улице.

Популярные виды изделия

Вы, наверное, заметили то, что они бывают различной формы. Современные устройства могут иметь разное навершие:

  1. Плоское
  2. Полукруг
  3. С крышкой
  4. С двускатной щипцовой крышей

Полукруглый колпак

Первый тип чаще всего устанавливается на домах, выполненных в стиле модерн. Для обычных современных построек применяют в основном полукруглый колпак. Щипцовая крыша дефлектора лучше всего справляется с защитой дымохода от снега.

Главным образом дымники изготавливают из оцинкованного железа, реже из меди. Но сегодня входят в моду изделия, покрытые эмалью или жаростойким полимером. Если устройство используется на вентиляционных каналах, где отсутствует прямой контакт с нагретым воздухом, то можно применять колпак из пластика.

Конструкции дефлекторов также различные.

На отечественном рынке самыми востребованными считаются:

  • Дефлектор ЦАГИ, шаровидный с вращением, открытый «Астато»
  • Устройство Григоровича
  • «Дымовой зуб»
  • Круглый дымник «Воллер»
  • Звезда «Шенард»

Различные варианты колпаков на дымоход

Самым популярным на российских просторах стал дефлектор ЦАГИ. В его комплектацию входят:

  • Патрубок (входной)
  • Каркас
  • Диффузор
  • Зонтик
  • Кронштейны

Можно купить заводской дефлектор и установить на дымоход, но некоторые предпочитают делать его самостоятельно из подручных материалов. Для этого следует придерживаться нескольких несложных правил.

Это механизм имеющий вращающийся корпуси имеющий соединение с подшипниковым узлом, на нем закреплены специально изогнутые детали,. Сам флюгер находится сверху, он позволяет всему устройству как бы постоянно держаться по ветру.

Кольцо со встроенным в нем подшипниковым узлом с помощью прочных болтов крепят к срезу дымохода. Проходящий между козырьками поток воздуха ускоряется что приводит к созданию разреженной зоны. Тяга, соответственно, усиливается и повышается эффективность вывода продуктов сгорания.

Флюгер-дефлектор выполняется из материалов с высокой устойчивостью к коррозии. Он имеет элементарную конструкцию и может использоваться в дымоходах на любых зданиях.

Как правильно изготовить дефлектор на дымоход своими руками

Сначала необходимо определиться из какого материала он будет создан. Это может быть оцинкованное железо или нержавеющая сталь. Пригодна также и медь, несмотря на то, что это дорогой материал. Использование именно этих металлов связанно с тем, что дефлектор должен быть максимально стойким к перепадам температур и атмосферным воздействиям.

Устройство имеет свои определенные параметры, которых необходимо придерживаться. Например, высота дымника должна составлять 1,6-1,7 часть от внутреннего диаметра трубы, а ширина – 1,9.

Последовательность работ по самостоятельному созданию дефлектора следующая:

  1. На картоне чертим развертку главных деталей.
  2. Переносим выкройки на металл и вырезаем отдельные детали.
  3. Соединяем все элементы один с другим, используя для этого крепежные изделия или сварочные работы.
  4. Изготавливаем из стали кронштейны, нужные для крепления на поверхности дымохода колпака.
  5. Собираем колпак.

Дефлектор изготовленный своими руками, сначала собирается и только потом монтируется на трубу. Первым устанавливают цилиндр, который фиксируется крепежными изделиями. С применением хомутов на нем закрепляется диффузор, а также колпак, в виде обратного конуса.Этот простой элемент позволяет устройству функционировать при любом ветре.

Смотрим видео, делаем самостоятельно и поэтапно:

Чтобы самостоятельно сделать колпак потребуются следующие предметы и инструменты:

  • Резиновая или деревянная киянка
  • Молоток
  • Брусок
  • Зажимы
  • Ножницы для работы с металлом
  • Стальной уголок.

Чтобы упростить процесс сборки устройства, на всех деталяхспециальносрезают уголки с двух сторон.

Установка дефлектора обязательна и наиболее эффективна при наличии непрямого дымохода.

При изготовлении устройства самостоятельно необходимо строго придерживаться пропорций, указанных выше. Если дефлектор, устанавливаемый на дымоход, не будет соответствовать этим параметрам, то и свою основную функцию по созданию хорошей тяги он выполнять должным образом не сможет.

Делаем колпак самостоятельно, видеообзор:

Выполняя заготовки из металла самостоятельно, делать это лучше всего по лекалам из картона, вырезанными по требуемым размерам. Приложив их к листу металла, достаточно будет обвести детали по контуру и можно смело вырезать, не боясь ошибиться.

Наличие под колпаком обратного конуса также обязательное требование к конструкции. С его помощью дымник будет эффективно фуекционировать при любых климатических условиях.

Если у трубы максимально допустимый диаметр, то для монтажа потребуется применение растяжки, выполненной из проволоки.

Обустройство верхней части дымоходов и вентиляционных каналов должно обеспечивать защиту канала от попадания в него мусора и препятствовать подавлению тяги за счет сильного влияния ветра. Самый простой вариант – это устройство колпака в виде конуса, который закрывает устье дымохода. Однако это не всегда спасает от негативного влияния ветра. Чтобы решить эту проблему, устанавливается дефлектор на дымоход.

Для чего нужен

Главным при расчете параметров дымохода является создание достаточной тяги, способной вывести продукты горения от камеры сгорания печи на твердом топливе за счет существенного перепада давления. Для этого подбирается необходимый диаметр канала, материал, форма сечения и, высота трубы.

Сильный ветер способен задувать воздух в устье канала, тем самым препятствуя выходу отработанных газов. Крайним случаем является эффект подавления тяги, когда выхлоп котла не способен преодолеть сопротивление и поступает обратно в помещение, что в принципе не допустимо.

Недостаточно закрыть устье дымохода от внешних потоков воздуха, однако нет оптимальных конструкций для этого. Лучше использовать силу самого ветра, чтобы избежать негативных последствий и даже дополнительно усилить тягу, с чем отлично справляется именно дефлектор.

Принцип работы и устройство

В основе работы лежит закон Бернулли верный для жидкостей и для газов. При движении газов в канале с уменьшающимся поперечным сечением их скорость возрастает, а давление, оказываемое на границы канала, снижается, возникает разряжение. Если есть связь между окружающим пространством и зоной разряжения, то быстрый поток увлекает за собой, вещество извне.

Дефлектор – это устройство, которое обеспечивает обтекание воздухом или прохождение его через сужающийся канал, при котором появляется зона разреженности непосредственно возле устья дымохода. В область разряженного газа начинают всасываться газы, выходящие из дымохода. В результате ветер, который мог бы вызвать подавление тяги, наоборот начинает ее увеличивать.

Можно добиться 20% прироста тяги даже с самым простым по конструкции дефлектором. Для печей и котлов на твердом топливе это означает лучшее прогорание угля, дров или брикетов, лучшую отдачу теплоты и в результате повышенное КПД установки. Устраняются проблемы, связанные с затуханием пламени или возвратом отработанных газов внутрь помещения.

Устройство дополнительно препятствует попаданию мусора, снега и дождя в канал. Частично это обусловлено наличием корпуса дефлектора, частично тем, что поддерживаемая тяга противодействует засорению.

Виды

Конструкция никак не регламентируется. Любая конструкция, которая не вызывает дополнительного сопротивления и создает разряжение в устье дымохода, повышает тягу оправдывает свою эксплуатацию. Существует несколько типов дефлекторов, которые получили распространение за счет своей практичности и надежности:

  • Дефлектор ЦАГИ
  • Тарельчатый дефлектор, Astato
  • Круглый «Волпер»
  • Дефлектор Григоровича
  • Н-образный дефлектор

Каждый из перечисленных типов отлично справляется с поставленными задачами. Отличиями являются габаритные размеры и восприимчивость к ветру различных направлений. Недостаток практически всех видов – в отсутствии ветра они сами оказывают сопротивление тяге.

Подобным образом действуют еще несколько устройств: турбовинтовой оголовок (вращающийся дефлектор) и флюгер с экраном.

Изготавливается дефлектор из оцинкованной стали, меди и нержавейки. Главное требование – это высокая стойкость к коррозии, ведь устройство будет устанавливаться на дымоход, где проводить ремонтные работы будет чрезвычайно сложно, особенно при работающем котле отопления или печи.

Для вентиляционных каналов, где исключены высокие температуры, могут использоваться полимерные материалы, или полимерные покрытия для металлических конструкций.

Дефлектор ЦАГИ

Наиболее распространенный вариант дефлектора. Поверх устья дымохода закрепляется короткий канал большего диаметра, который сформирует диффузор. Ветер обтекает его со всех сторон. По бокам возникают зоны повышенного давления. В передней точке и в задней в нижнем и верхнем сечении возникает разряжение, которое способствует повышению тяги.

По верхнему краю диффузора возникают завихрения, которые могут создать препятствие выходу газов. Кроме этого нет защиты устья дымохода от попадания мусора и атмосферных осадков. В качестве решения выше устья закрепляется защитный колпак в виде конуса.

Тарельчатый

Простой в исполнении дефлектор, который обеспечивает необходимый эффект самым наглядным образом. Две основные части устройства – это козырек для дымохода, нижняя часть, которого закрыта конусом, обращенным в сторону дымохода и кольцо, из которого формируется усеченный конус и одевается непосредственно на сам край дымохода.

В результате образуется простая и эффективная конструкция. Вне зависимости от того, с какой стороны света дует ветер, он попадает в точку над устьем, где конусы формируют сужающийся канал, чем и вызывается разряжение и подкачка газов из дымохода.

Круглый «Волпер»

Принципиально конструкция идентична дефлектору ЦАГИ, только крышка для защиты от мусора и атмосферных осадков располагается выше диффузора. Крышка в виде конус, который дополнительно создает разряжение в верхней части.

Дефлектор Григоровича

Является дальнейшим развитием ЦАГИ и лучше подходит для установки в местах, где преобладают восходящие потоки воздуха. Кроме того обеспечивает оптимальную работу даже в отсутствие ветра, не создавая ощутимого сопротивления. В нижней части дефлектор представляет собой высокий усеченный конус с расширением в нижней части. Он заводится на устье дымохода с перехлестом до трети своей высоты.

Газы из самой трубы попадают в сужающийся канал диффузора, и тем самым вызывают разряжение. Восходящие потоки внешнего воздуха дополнительно усиливают эффект, повышая тягу.


Н-образный

Нетривиальная конструкция, которая хорошо зарекомендовала себя в работе на промышленных объектах и мощных котельных. На устье дымохода закрепляется поперечный патрубок, идентичного диаметра. Для сопряжения в центре патрубка имеется врезка, обеспечивающая плотное соединение.

По краям поперечной горизонтальной трубы закрепляются еще два отрезка, образуя в результате конструкцию в форме буквы «Н». Использовать защитные колпаки уже ненужно, ведь устье дымохода надежно закрыто горизонтальным элементом, а боковые трубки сквозные и не препятствуют прохождению осадков.

Такая конструкция при любом направлении ветра обеспечивает равномерное течение воздуха непосредственно возле устья или по боковым каналам, что уже создает дополнительную тягу.

Установка

Установка дефлектора предполагается на дымоходы печей и котлов, работающих на твердом топливе, в некотором случае и на жидком. Однако его нельзя устанавливать на газовые котлы. Связано это с непостоянством создаваемой тяги, ведь она напрямую зависит от силы ветра. При слишком большой тяге огонь на выходе форсунок в камере сгорания может погаснуть. Все это указано в нормативных документах СНиП 2.04.05-91, СП 7.13130.2009.

Для эффективной работы дефлектор должен устанавливаться только в том случае, если устье дымохода расположено выше конструктивных элементов крыши. Для скатных крыш допускается более низкое расположение. Так на расстоянии 1,5-3 метра от конька возможна установка в уровень с ним. При расположении далее трех метров угол между плоскостью конька и условной прямой между коньком и устьем дымохода не должен превышать 10 градусов. Для плоских кровель достаточно выхода за пределы основных ограждающих конструкций.

Можно самостоятельно изготовить дефлектор. Проще всего изготовить вариант ЦАГИ или «Волпер». Расчет размеров каждого из элементов выполняется, отталкиваясь от внутреннего диаметра дымохода. Если его обозначить как d, то получается:

  • диаметр диффузора – 1,2-1,3d;
  • высота дефлектора 1,6-1,7d;
  • ширина защитного колпака – 1,7-1,9d;

Высота диффузора берется равной половине высоты всего дефлектора. В нижней его части оборудуется хомут, который будет монтироваться на устье дымохода. К нему с помощью 4-6 полосок оцинкованной стали закрепляется диффузор. К последнему с помощью таких же полосок крепится защитный колпак. Зазор между диффузором и колпаком – 0,2-0,3d.

Чтобы повысить эффективность можно соорудить на устье дымохода, а лучше на крепежном кольце дефлектора, сопло с внешним раскрывом. Высота сопла может равняться 0,1-0,2d, примерно настолько же должен увеличиться и внешний диаметр (1,1-1,2d)

Это самая простая в заготовлении конструкция. Все элементы легко вырезаются из листовой стали с небольшим количеством обрезков.

Чтобы не ошибиться с разметкой, лучше вначале вырезать форму заготовок из картона, а после по контуру перенести их на лист металла.

Все элементы дефлектора соединяются фальцеванием, заклепками или сваркой. После этого готовую конструкцию можно закреплять на устье дымохода и проверять ее в работе. Чтобы быть уверенным в надежной и эффективной работе дефлектора, лучше приобрести готовую конструкцию с идеально рассчитанными параметрами и размерами.

Все дымоходы, вне зависимости от материала изготовления и конфигурации дымоходной конструкции, оснащаются специальными приспособлениями для защиты дымохода от воздействия окружающей среды, называемыми дефлекторами. Ознакомиться с инструкцией как выполнить чистку дымохода от сажи .

Что это и для чего нужен?

Дефлектор дымохода конструктивно представляет собой металлическое изделие, как правило, цилиндрической формы, напоминающее своеобразный колпак. Дефлектор выполняет несколько основных практичных функций, дополнительно декоративную функцию (используется в качестве украшения дымохода). Дефлектор защищает дымоход от завихрений, тем создавая оптимальные условия для высокого уровня тяги при значительных ветровых нагрузках. К тому же дефлектор оснащен дополнительной вставкой (пластиной), предотвращающей попадание атмосферных осадков и посторонних предметов в дымоходную трубу.

Техническая характеристика

Дефлекторы могут иметь самую разную форму навершия:

  • дефлекторы могут быть плоскими;
  • дефлекторы могут быть конусными;
  • дефлекторы могут иметь двухскатную крышу и т. д.

Виды дефлекторов

Дефлектор для дымохода, используемый для увеличения тяги, состоит из цилиндра, диффузора, зонтика. Конструкция дефлектора рассчитана таким образом, чтобы при любом направлении ветра, отводить его в сторону, при этом обеспечивая эффективное удаление продуктов сгорания топлива.

Флюгер — дефлектор на дымоход имеет оригинальную конструкцию, позволяющую дефлектору вращаться при воздействии на него ветровых потоков.

Турбинные дефлекторы для дымоходов в отличие от флюгер — дефлекторов вращаются только в одном определенном направлении, преобразовывая и используя энергию ветра для увеличения тяги в дымоходном канале.

При установке дефлектора на дымоход, выполненный из кирпича, потребуется дополнительный монтаж специального перехода с напуском в нужном направлении, позволяющим соединить дымоход квадратного или прямоугольного сечения с дефлектором, имеющим круглую форму.

Для дымоходов газовых котлов оптимальным вариантом будет установка ротационного (турбинного) дефлектора.

Н — образный дефлектор на дымоход эффективен при характерных для местности порывистых ветрах.

Дополнительно дефлектор на дымоход может быть оборудован искрогасителем, представляющим собой металлическую сетку, располагаемую под крышкой дефлектора.

При установке зонт — дефлектора на дымоход, удостоверьтесь в том, что он снабжен капельником, отводящим образующийся конденсат за пределы дымоходной трубы.

Фото

Для установки дефлектора на дымоход, практически не существует никаких ограничений. Устанавливаться дефлектор может как на индивидуальные дымоходы, так и на дымоходы коллективных дымоходных систем.

В ситуации, когда существует риск возгорания кровельного материала, от выпавшей искры из дымохода, рекомендуется устанавливать дефлекторы, оборудованные искроуловителями.

Устройство и расчет

Устройство дефлектора имеет свои конструкционные особенности, которых стоит придерживаться при расчете параметров изделия, в противном случае дефлектор не будет выполнять свои функции, основанные на аэродинамических законах.

При расчете размеров изделия необходимо иметь в виду, что высота должна составлять 1,6 – 1,7 часть от внутреннего диаметра дымоходной трубы, ширина колпака должна составлять — 1,9 часть, ширина диффузора – 1,2-1,3 часть.

Как изготовить?

Процесс изготовления дефлектора можно условно разделить на несколько этапов:

  • подготовка лекала (на картон наносится развертка основных элементов дефлектора согласно проведенным расчетам);
  • выкройки переносятся на листовой металл;
  • вырезаются детали;
  • вырезанные детали соединяются между собой, либо посредством сварки, либо посредством крепежных элементов;
  • дополнительно необходимо изготовить стальные кронштейны, они понадобятся для крепления колпака на поверхности дымохода;
  • собирается из деталей колпак (рекомендуется колпак выполнять в виде обратного конуса).

Стоимость дефлектора на дымоход

Цены на дефлектор варьируются, в зависимости от диаметра изделия, от 400 руб./шт. до 1 500 руб./шт.

Видео

Смотрите на видео описание дефлектора — искрокрасителя на видео:

В ходе проведения исследовательских работ было установлено, что оснащение дымохода дефлектором, увеличивает эффективность работы дымоходной системы на двадцать процентов.

© При использовании материалов сайта (цитат, изображений) указание источника обязательно.

Если присмотреться к дымовым и вентиляционным трубам жилых домов, то разнообразие дымников на них (дефлекторов, флюгарок) поражает. Но главная задача дефлектора не украсить дымоход, а увеличить и стабилизировать тягу в зависимости от погоды, а тем самым улучшить КПД отопительного прибора и уменьшить расходы на отопление. Дефлектор на вентиляционной трубе может обеспечить энергонезависимую (и бесплатную) приточно-вытяжную вентиляцию, см. далее. Но вместе с тем противников установки дефлекторов на трубы жилых домов тоже хватает, и доводы в свою пользу они приводят веские. Цель настоящей статьи – помочь читателю разобраться, в каких случаях имеет смысл ставить дефлектор на дымоход или вентиляцию, как тогда выбрать подходящий или сделать его самому.

Самый главный вопрос

Прежде чем подбирать или делать дефлектор на трубу, нужно решить – а нужен ли он вообще? Дефлектор может обмерзнуть, затянуться сажей или нагаром (закоксоваться), засорить палыми листьями, несомым ветром мусором или пылью. В любом из таких случаев, если дефлектор на дымовой трубе, обитатели дома рискуют угореть. КПД печи или котла дефлектор увеличивает ненамного, зато требует регулярного осмотра и чистки. Не реже раза в 3 месяца для печей на твердом топливе и не реже раза в полгода для печей и котлов на газе, жидком топливе или пиролизных. Подробнее об опасностях, которые может повлечь за собой установка на трубу неподходящего дефлектора, см. видео:

Видео: чем опасны дефлекторы, зонтики и флюгеры на дымоходе?

Поэтому, если у вас старая дровяная или угольная печка, но тяга неважная и ветер в трубу задувает, вместо сложного дефлектора лучше поставить простой дымник, напр. зонтик или шатер. А в прочих случаях надо хорошенько разобраться, какой именно дефлектор нужен для данной конкретной печи/котла с данным конкретным дымоходом. Важно также не перепутать дымовой дефлектор с вентиляционным – мелкие торговцы и авторы некоторых популярных публикаций разницы между ними не видят или не делают.

Эволюция дефлектора

Deflectio по-латыни значит «отражаю» в смысле «отбрасываю». Не направленно определенным образом, как рефлектор, а лишь бы в сторону. Колпак на трубу дымохода из шкур, больших ракушек и т.п. ставили уже первобытные люди, чтобы избежать задувания ветра в трубу.

О роли дефлектора в создании тяги, ее стабилизации вопреки капризам погоды и способности дефлектора увеличить КПД теплогенерирующих приборов впервые серьезно задумались в ЦАГИ почти 100 лет тому назад по заданию только что вылупившегося советского правительства. До того теплотехники пытались в этих целях усовершенствовать дымовые трубы. Видали на старых фотографиях огромные пузатые, как перевернутая груша, трубы американских паровозов или длинные тонкие, с розеткой наверху, английских?

В ЦАГИ дефлекторами занялся маститый авиаконструктор Д. П. Григорович в творческом содружестве с владевшим в совершенстве математическим аппаратом А. Ф. Вольпертом. Последний также, и даже более, известен работами в области радиотехники (диаграмма Вольперта-Смита и др.). Вместе и порознь Григорович с Вольпертом разработали несколько типов дефлекторов различного назначения, поэтому в специальной литературе описываются разные дефлекторы Григоровича, Вольперта и Вольперта-Григоровича.

Григорович начал с того, что аэродинамически правильно рассчитал обычный дымник-зонтик, поз. 1 на рис. Это уже существенно улучшило показатели устройства; конус Григоровича – запомните, очень пригодится. Вольперт предложил снабдить дефлектор-зонтик аэродинамической юбкой-диффузором (поз. 2), но дефлектор оставался аэродинамически несовершенным, см. далее. Его дополняли обтекаемым телом вращения вместо колпака и цилиндрическим корпусом-обечайкой. В конце концов, после многократных продувок в аэродинамической трубе, правительственной комиссии был предъявлен дефлектор ЦАГИ (поз. 3), полностью удовлетворявший выданному ТЗ и намного его перекрывавший.

Дефлектор ЦАГИ до сих пор наиболее распространены в мире благодаря своему техническому совершенству. Существуют их модификации для разных целей, см. далее. Но и другие наработки Григоровича с Вольпертом не пропали даром – на их основе разрабатывается большинство моделей современных дымовых дефлекторов. Какой из них для чего более пригоден, об этом мы и поговорим далее.

Типы и схемы

Все разнообразие торговых наименований дымовых дефлекторов укладывается в ограниченное число конструктивных типов и аэродинамических схем. Прежде всего, по взаимодействию с естественной тягой дымохода дефлекторы делятся на:

  • Активные – со встроенным рабочим дымососом. Для обеспечения заданных характеристик дефлектора дымосос должен работать постоянно, пока горит в топке.
  • Активно-пассивные – дымосос маломощный на крайний случай: полное безветрие, буря, избыточно интенсивная топка и т.п. Минимально допустимые технические характеристики дымохода обеспечиваются и при выключенном дымососе.
  • Пассивно-активные – дефлектор создает небольшую собственную тягу энергонезависимым способом.
  • Пассивные – собственная тяга дефлектора отсутствует.

Активные дефлекторы как энергозависимые и не оптимальные для домовых отопительных приборов малой мощности мы далее не рассматриваем. Из активно-пассивных будет рассмотрен один, рассчитанный на маломощный 12 В вентилятор и пригодный для изготовления своими руками.

По аэродинамической схеме дефлектор дымовой трубы возможно выполнить след. образом (вверху на рис.):

  1. Аэродинамически несовершенный (неполный) – в занятом дефлектором пространстве имеется «карман» – область заветривания, в которой возможно скопление воздуха, дымовых газов или их смеси;
  2. Аэродинамически полный открытый – ветрового кармана нет, но ветру открыт свободный доступ в рабочее пространство дефлектора;
  3. Аэродинамически совершенный закрытый – ветрового кармана нет, ветер в рабочее пространство свободного доступа не имеет;
  4. Дефлектор-флюгер (см. далее);
  5. Вихревой дефлектор.

Аэродинамически совершенный закрытый дефлектор наиболее сложен конструктивно и технологически, но обладает огромным преимуществом: вследствие нагрева обечайки аэродинамически совершенные закрытые дефлекторы почти все дают собственную энергонезависимую тягу. Это единственный пассивный тип дефлектора, способный увеличить естественную тягу дымохода в полный штиль.

Примечание: аэродинамически совершенный закрытый дефлектор и есть упомянутый выше дефлектор ЦАГИ. Данная аэродинамическая схема изобретена именно в ЦАГИ.

Вихревые дефлекторы легко узнать по «рваной» конструкции с острыми выступами. В их аэродинамике, как и в вихревой аэродинамике вообще, еще много неясного (уравнение Навье-Стокса было решено в общем виде всего 2 года назад). Предсказать поведение вихревого дефлектора при любых внешних условиях с любым дымоходом точно невозможно. Поэтому далее вихревые дефлекторы не рассматриваются. Верить или нет их производителям – это ваше личное дело.

Аэродинамика

Схем тока дымовых газов в дефлекторах в общедоступных источниках достаточно. Но с точки зрения домовладельца и мастера важнее характер взаимодействия дефлектора с естественной тягой дымохода и ветром в след. аспектах:

  • Не ухудшит ли дефлектор исходную тягу?
  • Способен ли дефлектор увеличить исходную тягу в безветрие?
  • Насколько и каким образом дефлектор увеличивает ветровые нагрузки на трубу?
  • Насколько дефлектор данной схемы склонен к обледенению/засорению и удобен для чистки?

Ветер тогда лучше рассматривать не по метеошкале, а по грубой градации силы и динамике поля скоростей:

  1. безветрие;
  2. слабый/средний (умеренный) – до 6 баллов по метеошкале;
  3. сильный – 6-8 баллов;
  4. очень сильный – свыше 8 баллов;
  5. порывистый – ветер любой силы действительно порывистый, или резкий (сильно скошенный верх либо вниз), или взвихренный.

Представление об аэродинамических свойствах пассивных дымовых дефлекторов дает рис. выше.

Простой колпак

Обычный дымник на печную трубу в виде зонтика, если он выполнен в виде конуса Григоровича, не так уж плох:

  • С массивным теплоемким дымоходом держит тягу в допустимых для дровяной/угольной печи пределах на ровном ветру силой до жестокого шторма (10 баллов).
  • На любом ветру вплоть до ураганного не создает разрушающих нагрузок на трубу; скорее сам сорвется и улетит.
  • Конструктивно прост.
  • Слабо закоксовывается и засоряется, легко чистится в порядке ежегодного осмотра и обслуживания дымохода.
  • Вследствие несовершенной аэродинамики мало чувствителен к конфигурации зонта. Если дом в заветрии, дымник-зонтик можно сделать шатровым (см. рис. справа), что упрощает работу и дает большие возможности для его дизайна.
  • С 2-3 канальным дымоходом (см. далее) обеспечивает технические показатели (кроме увеличения тяги в безветрие) не хуже, чем аэродинамически совершенный закрытый дефлектор.

Недостатки несовершенного дефлектора-дымника также достаточно серьезны:

  1. В безветрие уменьшает исходную тягу тем сильнее, чем интенсивнее топится печь. Что особенно опасно суровой тихой зимой: печь может захлебнуться и пыхнуть угаром.
  2. На сильном ветру способен создавать избыточную тягу, что резко уменьшает КПД компактных канальных печей (напр., голландских на 2,5-3,5 кирпича) и каминов.
  3. На очень сильном/порывистом ветру не исключено задувание в трубу и появление обратной тяги.

В целом несовершенный дефлектор-зонт это оптимальный дымник на кирпичную трубу правильно построенной и ухоженной домовой печи на твердом топливе, эксплуатируемой в местах, где ураганы и бури крайне редки. Способы сделать дымник-зонтик незадуваемым есть (см. далее), но усложняют его до того, что чаще всего приходится выбирать аэродинамически полный или совершенный дефлектор.

Открытый

Аэродинамически открытый дефлектор не уменьшает исходную тягу и на любом ветру держит ее в пределах, допустимых для печей и котлов на твердом, жидком топливе и газе. Довольно сильно обмерзает, закоксовывается и замусоривается, но легко доступен для чистки. Недостатки его таковы:

  • Обтекаемое тело вращения вместо колпака – технологически сложный узел.
  • Результирующий вектор ветровых нагрузок таков, что аэродинамически открытый дефлектор стремится свернуть трубу, тогда как зонтик – сам с нее слететь.
  • На ветру сильнее 8 баллов боковая нагрузка на трубу резко возрастает и далее растет по степенному закону.
  • Плохо гасит динамическую нагрузку от порывов ветра, поэтому на кирпичную трубу открытый дефлектор ставить нельзя.
  • Непригоден для пиролизных теплогенерирующих приборов: на сильном ветру сразу высасывает пиролизные газы и печь/котел гаснет.
  • Мало пригоден под дизайн: нашлепки и фигурки портят общую аэродинамику. Единственно, где возможно разместить украшения – верхний полюс тела вращения и нижний обрез диффузора (см. далее).

Примечание: в свое время у нас и в США проводились опыты по применению открытых дефлекторов на паровозах, для увеличения КПД на малом ходу. Результат плачевный – на среднем ходу из трубы показывался язык пламени, и ни один не смог разогнаться до конструкционной скорости.

В целом аэродинамически открытый дефлектор пригоден для всех типов отопительных приборов, кроме пиролизных. При условии, что дефлектор осматривается и чистится не реже раза в 2 месяца, а перед каждой топкой тяга проверяется. Очень хорошо подходит для дымоходов с недостаточной тягой и, особенно, для банных печей: случаев угорания в банях из-за открытого дефлектора не отмечено. Правильно истопить баньку дело непростое, и проверка дефлектора заметно его не усложнит.

Примечание: существуют типы открытых дефлекторов, практически не создающих боковых нагрузок на трубу и пригодные для хрупких керамических и стеклянных дымоходов, см. рис. справа. Однако в открытом теле вращения скапливаются пыль, мусор и сажа, что портит аэродинамику устройства, а чистить его трудно. Поэтому производители рекомендуют такие изделия только для газовых котлов в местах с не сильно запыленным воздухом.

Совершенный

Достоинства аэродинамически совершенного закрытого дефлектора частично указаны выше. Кроме того:

  • Аэродинамически совершенный закрытый дефлектор обеспечивает стабильность тяги в любых внешних условиях, достаточную для любых бытовых печей и котлов.
  • Не засоряется и не обмерзает внутри, а наледь и пыль снаружи мало влияют на его работу.
  • С небольшими модификациями пригоден для использования в качестве как дымового, так и вентиляционного энергонезависимого, см. далее.
  • Отлично гасит динамическую нагрузку от порывов ветра и поэтому пригоден для установки на трубы из любых материалов.
  • В одну овальную, треугольную или квадратную обечайку могут сходиться пучком 2-3-4 дымохода.

Недостатки закрытого дефлектора не столь существенны:

  1. Боковое усилие на трубу на ветру до сильного дает большее, чем открытый, но далее с усилением ветра оно растет линейно, т.е. трубу под открытый дефлектор всегда можно усилить или укрепить оттяжками.
  2. Достаточно сложен конструктивно и технологически.
  3. Непригоден под дизайн: любые нашлепки и фигурки портят общую аэродинамику, а раскраска только усиливает утилитарный вид дефлектора.

Технологические хитрости

Первое правило – не делайте дымников наподобие двухскатной крыши или цилиндрового свода (см. рис. справа). Такие годятся по назначению только для передвижных приборов, когда ось зонта возможно произвольно ориентировать по ветру. Или в качестве декоративных на фальшдымоход. Есть такая мода в домах с биокаминами. А в прочих случаях тяга будет гулять по воле стихий вплоть до обратной.

Далее, чтобы сделать дефлектор на дымоход своими руками, нужно освоить некоторые приемы жестяницких работ. Прежде всего – соединение листов в фальц (сгиб), или фальцовку см. рис. ниже. Чаще всего детали дефлекторов соединяются одиночным лежачим фальцем, но для зонтов несовершенных дефлекторов в декоративных целях иногда используется двойной стоячий фальц.

Зонт круглый:


Зонт пирамидальный (шатровый) с вершиной в центре:

Зонт удлиненный граненый:

Переход с квадрата на круг (квадрат внутри круга):

Очень важно для закрытых дефлекторов к маломощным печам и котлам, см. далее.

Переход с круга на круг:

Все эти выкройки возможно построить, пользуясь только линейкой и циркулем – козьей ножкой (в который вставляется карандаш. Ну, а для тех, кто склонен к углубленному изучению основ, прежде чем взяться за дело, даем подборку проекций и формул для точного построения разверток деталей. Обратите внимание на удлиненные зонты: их ставят на 2-3 ходовые дымоходы. Дымовые каналы, каждый минимально допустимого для данного отопительного прибора сечения, располагают в ряд. Вероятность задувания сразу 2-х каналов крайне мала, а всех 3-х практически отсутствует.

Здесь на рис. – данные для построения усеченного конуса, которых в дефлекторах хоть отбавляй. Исходные данные – высота конуса H, радиусы вершины и основания R1, R2. Обратите также внимание на врезку, отмеченную красным: это развертка того самого конуса Григоровича. Образующий угол (в данном случае 30 градусов) находится как φ = arcsin(H/r), где H – высота конуса, а r – радиус основания. Радиус R определяется аналогично L для усеченного конуса, но в квадрат возводятся H и r. Впрочем, тем, кто не забыл теорему Пифагора, это и так понятно.

После конусов разобраться с разверткой одноцентрового шатра труда не составит, см. рис. Одно лишь «но»: припуск на примере выкройки (справа на рис.) дан в расчете на одинарную клепку (для прочности) паяного шва.

Для соединения в одинарный фальц металла толщиной до 0,6 мм припуск с одной стороны надо взять 20 мм, а с другой 21+2+20 мм. Если металл 0,6-1,5 мм, то 30 и 31,5+3+30 мм соотв. Но, вообще говоря, паяный и склепанный на краю шов сделать легче, он выглядит аккуратнее и лучше сопротивляется коррозии, чем фальцевый. Если железом кроется крыша, то, понятно, склепывать и паять листы просто технически невозможно. Но зонт дефлектора – другое дело. Собирают его на пайке с клепкой так:

  1. Размечают и вырезают развертку;
  2. Сверлят отверстия под заклепку;
  3. Отгибают внутрь под 90 градусов борта (крылья) припуска;
  4. Заклепывают край;
  5. Через деревянные подкладные бруски струбцинами сжимают борта;
  6. Пропаивают шов.

Аналогичным способом строится развертка и собирается вальмовый шатер (зонт) дымника, см. рис.


И, наконец, самая сложная деталь: диффузор аэродинамически совершенного закрытого дефлектора, он же – переходник-юбка с квадрата на круг (круг внутри) для установки дымника-зонта на кирпичную трубу. Правила построения не сложны (см. рис.), но требуют точности и аккуратности в работе.

Примечание: дополнительно выровнять тягу открытого и несовершенного дефлекторов на круглой трубе, а также свести в ничтожной вероятность задувания в последний можно, если образующую диффузора/юбки прогнуть внутрь, см. рис. Но работа такая сложна – после сборки переходника с круга на круг его нужно выколачивать на болване из твердого дерева.

Конструкции

Теперь посмотрим, какой возможно и как сделать дефлектор на дымовую трубу самостоятельно. Проще всего начинать с несовершенного дефлектора-зонта; его возможности гораздо шире, чем может показаться, а материалов и не очень сложной работы требуется немного.

На что способен зонтик

В климатических условиях РФ дефлектора-зонта на печную трубу чаще всего оказывается достаточно, тем более, что угара по его вине тоже не отмечено. Но – если дымник-зонт сделан правильно. Самая распространенная ошибка – колпак слишком высоко поднимают на стойках. Вернуть 100% исходную тягу это не поможет, но вероятность задувания в трубу резко возрастает.

Правильные размеры дефлектора-зонта на дымовую трубу даны слева на рис. Для труб с просветом диаметром 100-200 они уменьшаются пропорционально, а затем величина H1 увеличивается в 1,3 раза для труб 150-200 мм и в 1,6 раза для труб 100-150 мм.

Справа на рис. даны размеры незадуваемого дефлектора-зонта, но в условиях РФ такой лучше ставить на вентиляционную трубу естественной вентиляции, т.к. сетка быстро обрастает сажей или конденсатом дымовых газов, и тогда на нее очень хорошо налипает пыль.

Также не задувается, сохраняет исходную тягу и даже немного увеличивает ее двухэтажный дефлектор-зонт. Схема его действия дана на поз. 1 след. рис.:

Для дымоходов маломощных бытовых печей/котлов (прим. до 40 кВт) ее можно упростить, выполнив этажи одинаковыми, поз. 2. Каждый этаж – обрезанный вдвое по высоте конус Григоровича (см. выше); расстояние между этажами равно высоте этажа. Верхний этаж щипцовый, т.е. срезанная вершина конуса закрыта глухой крышкой. 3-этажный зонт на вентиляционную трубу (поз. 3) реже обмерзает и меньше засоряется, чем зонт с сеткой. Для труб 130-200 мм размеры меняются пропорционально. И, наконец, дефлектор Кирюшкина (поз. 3; все конусы – Григоровича) используется преимущественно как активно-пассивный – под малым конусом ставят маломощный дымосос на 12 В 100-200 мА.

ЦАГИ

Прежде чем браться за аэродинамически открытый дефлектор, посмотрим, как модифицируется под частный дом самый совершенный дефлектор ЦАГИ. Его исходная конструкция была рассчитана в первую очередь на промышленные объекты и затем на многоквартирные дома.

Чертежи 3-х вариантов дефлектора ЦАГИ даны на рис. Размеры исходного промышленного варианта приведены справа вверху. Не полностью, т.к. рассчитан он на прочную трубу и уж никак не на сэндвичевый дымоход. Для дымохода частного домовладения более подойдет работающий по такой же схеме дефлектор Ханженкова (слева на рис.). Он дает меньшую горизонтальную ветровую нагрузку и его можно вставлять в трубу, как описано ниже.

А справа на рис. – размеры вентиляционного дефлектора ЦАГИ. Его можно из пассивного превратить в пассивно-активный, выкрасив обечайку черным кузнечным патом или др. краской, хорошо поглощающей тепловое излучение земли и окружающих дом объектов. Вентиляторы в отдушинах домовой системы вентиляции нужно, конечно, оставить, но включать их придется изредка. Как сделать своими руками дефлектор ЦАГИ, см. видео

Видео: дефлектор ЦАГИ из металлочерепицы своими руками


Примечание: вентиляционный дефлектор не такая уж роскошь, как может показаться. Когда ветер задувает в вентиляцию, в ванной холодно, а кухонный чад и туалетные запахи разносятся по дому. Клапаны-хлопушки не решают проблемы – захлопнулся, в ванной и кухне душно.

Что получается из конусов

Из дефлекторов открытого типа доступнее всего, и, по всему комплексу технических показателей, оптимален для частного домовладения дефлектор Вольперта-Григоровича. Хотя, сколько в нем на самом деле того и другого, знали только они сами.

Канонические (исходные из исследований ЦАГИ) пропорции дефлектора Вольперта-Григоровича даны на поз. 1 рис.:

Слева – модификация под асбоцементную трубу, хорошо держащую продольные нагрузки, но хрупкую поперек. Увеличенная вдвое высота верхнего образующего тело вращения конуса дает большую подъемную силу, стремящуюся сорвать дефлектор с трубы, но тугой хомут удержит его на любом ветру. Для труб 130-180 мм по внутри размеры меняются пропорционально.

Примечание: еще об одном варианте самодельного дефлектора Вольперта-Григоровича см. след. ролик:

Видео: дефлектор Волперта Григоровича для увеличения тяги в печи

Флюгеры

Дефлекторы для труб – флюгеры называют еще флюгарками. Иногда так называют все дымники вообще, но это неверно, т.к. флюгер по определению устройство поворотное.

Дефлектор на трубу – флюгер может быть выполнен поворотным самоориентирующимся и вращающимся. Последние называются еще турбодефлекторами, а самоориентирующиеся дымовыми зубьями, что тоже неверно. Дымовой зуб – часть дымохода английского камина. Слабое место всех флюгерных дефлекторов – подшипник. Он очень легко засоряется и затягивается сажей, а уплотнения подвержены усиленному износу. Поэтому осматривать дефлектор-флюгер нужно не реже раза в 2 месяца. Но сам дефлектор-флюгер почти никогда не обрастает главным врагом всех неподвижных дефлекторов – сосульками.

Дефлекторы для труб – флюгеры

Многолопастный дефлектор-флюгер (поз. 1 и 2 на рис.) дает стабильную тягу на ветру до 9-10 баллов при незначительных нагрузках на трубу, поэтому его можно ставить на сэндвичевые, керамические и стеклянные дымоходы. Однолопастный дефлектор-флюгер на сильном ветру сильно нагружает трубу, поэтому она должна быть прочной и дом располагаться в месте, где штормовой ветер не разгуляется. Зато однолопастный дефлектор-флюгер несложно оформить в виде птицы (поз. 3 и 4).

Турбодефлектор (поз. 5) – запомните и никому не верьте – не дымовой! Он вентиляционный или для газовых котлов с электроподжигом. Турбина вращается как ветром, так и током воздуха в трубе, причем правильно выполненная турбина, как в некоторых типах ветровых двигателей, самораскручивающаяся: достаточно самой слабой начальной тяги иди легкого дуновения ветерка, чтобы турбинка завертелась и потянула воздух, а остановится она только когда и тяга, и ветер полностью прекратятся. В системе вентиляции дома с турбодефлекторами включать вентиляторы в отдушинах приходится, как говорится, раз в год не каждый год. К сожалению, турбодефлектор легко затягивается пылью и мусором из воздуха, поэтому проверять его нужно тоже не реже раза в 2 мес.

Технические свойства турбодефлектора такие же, как у многолопастного самоориентирующегося, но трубу он нагружает еще меньше. Турбодефлектор вполне возможно сделать своими руками, см. видео ниже.

Видео: турбодефлектор своими руками

Как ставить дефлектор

Ставить на трубу дефлектор возможно, только если дымоход выполнен точно по правилам СНиП 41-01-2003, поз. 1 на рис. ниже. Весьма желательно, чтобы труба, на которую будет установлен дефлектор, располагалась на подветренном относительно направления господствующих ветров скате крыши. Для справки: подветренный значит противоположный направлению, откуда ветер дует.

Крепить дефлектор к выдре (верхнему расширению кирпичной трубы) безусловно можно, только если труба изначально рассчитана под дефлектор. Если нет, или в кладке трубы есть хоть малейшие нарушения, крепить к ней дефлектор нужно так, как показано на поз. 2 рис:

  1. В трубу вставляют прочную гильзу (стакан; переходник квадрат-круг) С;
  2. Стакана закрепляют глухими анкерами А на уровне не выше нижнего ряда кладки выдры и закладными штырями З в канавки на устье трубы. Анкеры и закладные замуровываются цементно-песчаным раствором от М200;
  3. На стакан надевают диффузор/юбку Д с карнизом (отливом) К. Обязательно для дефлектора любой схемы, в т.ч. несовершенного!
  4. Диффузор крепят только к кладке мелкими анкерными болтами. Не саморезами в пластиковых дюбелях! К стакану юбку/диффузор не крепят!
  5. На вороте (верхнем обрезе) юбки/диффузора прочно закрепляют рабочую конструкцию дефлектора.

Только при таком способе крепления дефлектор никогда не расшатает старую и/или не рассчитанную не него кирпичную трубу.