Русские женщины. Княгиня М

Поэма Н. А. Некрасова «Русские женщины» воспевает подвиг жён декабристов. В материалах урока вы найдете краткую историческую справку о восстании декабристов и его печальных последствиях. Внимательное, вдумчивое чтение текста поможет вам проанализировать образы главных героинь поэмы: Екатерины Трубецкой и Марии Волконской.

Продемонстрировали своим современникам пример, достойный подражания. До них в ссылку к мужьям уезжали только крестьянки. Они первые из дворянок, причем из самых именитых дворянских семей, поехали за мужьями в ссылку, бросив свои семьи, детей, друзей, свои особняки и слуг. Они понимали, что уезжают туда, где им придется стать наравне с теми же крестьянками - самим стирать, готовить, шить. Их не смутили мольбы родных, непонимание общества, угрозы властей. Они отвергли свои титулы, чтобы исполнить свой долг. Их поступок вызвал огромный резонанс, стал примером для многих.

Подвиг декабристок воспел Н. А. Некрасов в поэме "Русские женщины".

Их было 11 , но Некрасов в поэме рассказал только о первых, которым было едва ли не труднее всех: они «другим дороги проложили» — это Екатерина Трубецкая и Мария Волконская.

Рис. 2. Жены декабристов ()

Композиционно поэма делится на две части:

  1. Княгиня Трубецкая.
  2. Княгиня М.Н. Волконская.

Идея поэмы выражена Некрасовым в словах:

Высок и свят их подвиг незабвенный!

Как ангелы-хранители они

Являлися опорой неизменной

Изгнанникам в страдальческие дни.

Рис. 3. Мария Николаевна Волко́нская ()

Мария Николаевна Волко́нская — дочь героя Отечественной войны 1812 года Николая Раевского, с 1825 года жена декабриста С. Г. Волконского, несмотря на сопротивление родных, поехавшая за ним в Сибирь.

Её муж, князь Серге́й Григо́рьевич Волко́нский — герой Отечественной войны 1812 года. Единственный генерал действительной службы, принявший непосредственное участие в движении декабристов.

Они поженились в январе 1825 г. Счастье супругов было недолгим. В конце 1825 года, ожидая ребёнка, Мария Николаевна жила в имении родителей. О событиях 14 декабря не знала. 2 января Мария родила сына Николая. Родные скрывали от неё судьбу мужа. Оправившись от последствий родов, взяв с собой сына, Волконская отправилась в Петербург. Чтобы добиться свидания с мужем, ей пришлось обратиться лично к императору. После оглашения приговора она приняла решение следовать за мужем. Своего первенца - сына Николая - Мария Николаевна, уезжая в Сибирь, была вынуждена оставить у сестры мужа.

Мария Волконская оставила после себя воспоминания. Записи хранились у её сына Михаила Сергеевича Волконского. Когда Некрасов попросил разрешения ознакомиться с ними, Волконский сначала наотрез отказался, но после настойчивых просьб поэта все-таки согласился. По словам Волконского, слушая их, «Николай Алексеевич по нескольку раз за вечер вскакивал и со словами: «Довольно, не могу» - бежал к камину, садился к нему и, схватясь руками за голову, плакал, как ребёнок».

Именно эти воспоминания легли в основу второй части поэмы «Русские женщины». В отличие от первой части, которая написана от 3 лица, вторая часть написана в форме воспоминаний, от первого лица. Это придает повествованию больше искренности, душевности и эмоциональности:

И вот, не желая остаться в долгу

У внуков, пишу я записки;

Для них я портреты людей берегу,

Которые были мне близки,

Я им завещаю альбом - и цветы

С могилы сестры - Муравьевой,

Коллекцию бабочек, флору Читы

И виды страны той суровой;

Я им завещаю железный браслет...

Пускай берегут его свято:

В подарок жене его выковал дед

Из собственной цепи когда-то...

Свои воспоминания Мария Волконская начинает с детства, семьи, отца. С удовольствием вспоминает Мария Николаевна свою беззаботную, счастливую юность. У неё было все: красота, богатство, происхождение. А ведь чем больше человек имеет, тем тяжелее от этого отказаться. Для этого надо обладать необыкновенной силой характера. Откуда же в этой хрупкой девочке такая сила? Безусловно, Мария - истинная дочь своего отца, который был для нее кумиром. С неожиданной для всех отвагой Мария Волконская принимает весть об аресте мужа.

Так думала я. - Пусть беда велика,

Не все потеряла я в мире.

Сибирь так ужасна, Сибирь далека,

Но люди живут и в Сибири!..?

Если образ Екатерины Трубецкой уже с самого начала поэмы дан цельным, сложившимся, то во второй части поэмы Мария Николаевна Волконская показана в своем развитии. Путь Марии Николаевны в Сибирь - это путь становления ее личности. Трагические события стали толчком к ее нравственному росту.

Я думать училась: отец приказал

Подумать... нелегкое дело!

Давно ли он думал за нас - и решал,

И жизнь наша мирно летела?

Училась я много; на трех языках

Читала. Заметна была я

В парадных гостиных, на светских балах,

Искусно танцуя, играя;

Могла говорить я почти обо всем,

Я музыку знала, я пела,

Я даже отлично скакала верхом,

Но думать совсем не умела.

Из хрупкой барышни Мария Волконская превращается в жену-героиню, способную на полное самоотречение, готовая разделить с мужем все несчастья и лишения.

Пожалуй, самым трогательным эпизодом поэмы стал момент прощания Волконской с малюткой-сыном, которого она должна была оставить по приказу царя.

Рис. 4. Мария Волконская с сыном 1825 г. Худ. П.Ф.Соколов ()

Последнюю ночь провела я

С ребенком. Нагнувшись над сыном моим,

Улыбку малютки родного.

Запомнить старалась;

Сложно даже представить, что пережила Мария в эти минуты. Как тяжело было расставание с сыном. Отец сначала не принял решение дочери, но смирился с ним. Но в глубине души очень высоко его оценил. Известно, что перед смертью он, показывая на портрет дочери, воскликнул: «Вот самая удивительная женщина, которую я знал».

Путь Марии Волконской лежал через Москву, где она остановилась у своей кузины. Именно в этом эпизоде Некрасов вновь подчеркивает, что многие дворяне сочувствовали декабристам, а подавление восстания стало национальной трагедией:

В то время несчастные наши мужья

Вниманье Москвы занимали:

Едва огласилось решенье суда,

Всем было неловко и жутко…

Рис. 5. Портрет княгини Волконской с сыном Николаем ()

В Москве Волконская в последний раз повидалась с другом семьи, некогда влюбленным в юную Марию, великим русским поэтом А. С. Пушкиным. Так она передает его напутственные слова:

Идите, идите! Вы сильны душой,

Вы смелым терпеньем богаты,

Пусть мирно свершится ваш путь роковой,

Пусть вас не смущают утраты!

Поверьте, душевной такой чистоты

Не стоит сей свет ненавистный!

Блажен, кто меняет его суеты

На подвиг любви бескорыстной!

Эта встреча потрясла поэта. На следующий день вслед за Марией Волконской из Москвы в Сибирь выезжала жена декабриста Муравьева Александра Григорьевна. С ней Пушкин передал своим товарищам стихотворение «Во глубине сибирских руд».

Мужество и душевную щедрость проявляет Мария Волконская на всем протяжении своего трудного пути в Сибирь. Перед ней в дороге проходят жестокие и безобразные картины угнетения и нищеты народа. Она слышит и «горькие стоны» матерей и жен, провожающих рекрутов на бессрочную солдатскую службу, ругань на станциях, видит, как, «подняв кулаки над спиной ямщика, неистово мчится фельдъегерь» и как помещик со своей свитой травит зайца на крестьянских полях. Эти дорожные впечатления наполняют Волконскую еще большим негодованием против деспотической власти. Княгиня Волконская постепенно понимает правоту мужа и осознает благородство его поступка. Встретившись с ним, она преклоняется перед его гражданским подвигом:

Я только теперь, в руднике роковом,

Услышав ужасные звуки,

Увидев оковы на муже моем,

Вполне поняла его муки,

И силу его... и готовность страдать!..

Невольно пред ним я склонила

Колени - и, прежде чем мужа обнять,

Оковы к губам приложила!..

Образ Марии Волконской стал символом любви, верности, самопожертвования.

Создание поэмы «Русские женщины» для Н. А. Некрасова стало способом выразить свое восхищение подвигом жен-декабристов:

Пленительные образы!

Едва ли в истории какой-нибудь страны

Вы что-нибудь прекраснее встречали.

Их имена забыться не должны.

  1. Дидактические материалы по литературе 7 класс. Автор - Коровина В.Я. - 2008 год
  2. Домашняя работа по литературе за 7 класс (Коровина). Автор - Тищенко О.А. - 2012 год
  3. Уроки литературы в 7 классе. Автор - Кутейникова Н.Е. - 2009 год
  4. Учебник по литературе 7 класс. Часть 1. Автор - Коровина В.Я. - 2012 год).
  5. Толковый словарь русского языка ().
  1. Подготовьте выразительное чтение отрывков из поэмы Н. А. Некрасова «Русские женщины» «Встреча Марии Волконской с мужем на каторге».
  2. Подумайте, почему Некрасов назвал поэму не «Декабристки», а «Русские женщины».

Литературный вечер, посвященный 190-летию

Н.А.Некрасова

Образ русской женщины в поэзии Н.А.Некрасова

Учитель русского языка и литературы Матюнина Ирина Никлаевна

Поэты Родины моей…

Какие судьбы роковые,

Какие души золотые,

Какая искренность очей.

Подобно бойким удальцам,

Они в созвучье не играли,

Другие думы не давали

Спокойно биться их сердцам.

То грянул гром, то взвился смерч,

Но жили гордо, хоть и горько,

Не берегли себя нисколько

И не взывали их беречь.

Теперь-то видится ясней

Их роковая обреченность,

Их страшная незащищенность

От негодяев всех мастей.

Истерзан светской суетой,

В раздумье Пушкин произносит:

«Пора! Покоя сердце просит…»-

И отвергает сам покой.

За ним, предчувствуя беду,

И Лермонтов воскликнет с болью:

«Люблю… но странною любовью…»-

Имея Родину в виду.

И в ту же даль, и в ту же синь

Страдальческим и гневным гласом

Взметнется горестный Некрасов:

- «Кому вольготно на Руси…»

Ведущий 1. Дорогие гости, друзья, мы рады вас видеть в нашей литературно – музыкальной гостиной. Сегодня мы собрались для того, чтобы выразить почтение, любовь и уважение поистине русскому поэту Н.А.Некрасову.

Александр Твардовский писал о нем: «…Некрасов…вершина его гения – рядом с вершинами Пушкина и Лермонтова. Но у некрасовской поэзии своя собственная красота, своё озарение, своя, ни на что не похожая песня, своя любовь и ненависть, своя вера, и доколе будет жить на земле и удивлять людские души пленительное русское слово, не померкнет слова одного из его прекрасных мастеров. »

Сегодня наш разговор пойдет о прекрасных женских образах в лирике Некрасова.

Ведущий 2. Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля: с рабом повенчаться,

Вторая – быть матерью сына раба,

А третья – до гроба рабу покоряться,

И все эти грозные доли легли

На женщину русской земли

Н.Некрасов. « Мороз, Красный нос»

(на сцену выходит Дарья)

Матрена: В полном разгаре страда деревенская…

Дарья: Доля ты! – русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать.

Матрена: Ох, не говори, Дарья, тяжела наша долюшка женская. С первым лучом солнца начинается для русской бабы непосильная эта работа:

Солнышко всё оживило,

Божьи открылись красы,

Поле сохи запросило,

Травушки просят косы,

Рано я, горькая, встала,

Дома не ела, с собой не брала,

До ночи косу клепала,

Утром косить я пошла…

Крепче вы, ноженьки, стойте!

Белые руки, не нойте!

Надо одной поспевать

Н.Некрасов «Мороз, Красный нос»

Дарья: А там, гляди, рожь – матушка стала в колос метаться. Бог нам послал урожай!

Овод жужжит и кусает,

Смертная жажда томит,

Солнышко очи слепит,

Жжет оно голову, плечи,

Ноженьки, рученьки жжет,

Изо ржи, словно из печи,

Тоже теплом обдает,

Спинушка ноет с натуги,

Руки и ноги болят,

Красные, желтые круги

Перед очами стоят….

Н.Некрасов. «Мороз, Красный нос»

Матрёна: Да, только успевай шевелиться, а покуда – то замешкаешься, так влетит от барина, ирода такого, век не забудешь! Зато сынок – то ихний, старшой который, Николай Алексеевич, не под стать отцу вышел.

(Дарья вытирает слезы платком)

Ой, да я гляжу, у тебя глаза на мокром месте. Да ладно, Дарьюшка! Будет тебе.

^ Дарья: Болел он всей душой за нас, простых людей. Видел он нашу жизнь, полную горя и страданий.

Ведущий 1. Женщины русские! В тяжкой неволе, выполняя самую трудную работу по дому и в поле, не досыпая ночами, растили они детей. Такова судьба и Матрены и Дарьи, и тысяч других женщин царской России. Достоевский, как никто другой знавший Некрасова, сказал о нем: «…Это было раненное сердце, раз и на всю жизнь, и незакрывающаяся рана эта была источником его поэзии, всей страстной до мучения любви этого человека по всему, что страдает от насилия, от жестокости необузданной воли…»

Ведущий 2. Когда мы произносим имя Н.А.Некрасова, то на память приходят строки: «Поэтом можешь и не быть, но гражданином быть обязан», «Я миру посвятил народу своему, «Доля ты русская, долюшка женская, вряд ли труднее сыскать.»» Мы знаем Некрасова как поэта – гражданина, демократа, певца униженных и обездоленных. И мало кто знает, что у Николая Алексеевича есть замечательные стихи о любви.

От любви к женщине, говорят, родилось всё самое прекрасное на Земле. В этом убеждаешься очередной раз, читая любовную лирику Некрасова.

О письма женщины, нам милой!

От вас восторгам нет числа,

Но в будущем душе унылой

Готовите вы больше зла.

Когда погаснет пламя страсти

Или послушаетесь вы

Благоразумья строгой власти

И чувству скажите: увы! -

Отдайте ей ее посланья

Иль не читайте их потом,

А то нет хуже наказанья,

Как задним горевать числом.

Начнешь с усмешкою ленивой,

Как бред невинный и пустой,

А кончишь злобою ревнивой

Или мучительной тоской...

О ты, чьих писем много, много

В моем портфеле берегу!

Подчас на них гляжу я строго,

Но бросить в печку не могу.

Пускай мне время доказало,

Что правды в них и проку мало,

Как в праздном лепете детей,

Но и теперь они мне милы -

Поблекшие цветы с могилы

Погибшей юности моей!

(Звучит «Ноктюрн» из Лирической пьесы Э. Грига)

Ведущий 1. Почти вся интимная лирика Некрасова посвящена женщине, которая, по свидетельствам современников, была необыкновенно хороша собой. «Красавица, каких не очень много», - писал о ней Чернышевский. Она «не только безукоризненно красива, но и привлекательная», - подчеркивал А.Фет. Грановский, сообщая жене: «Сколько в ней хорошего. В ней много ума и доброты истинной». «Она умна и хорошенькая, вдобавок любезна и пряма донельзя», - читаем в письме Ф.М.Достоевского брату.

Этой женщиной, получившей столько листов отзывов и занявшей огромное место в жизни и поэтической судьбе Некрасова, была Авдотья Яковлевна Панаева.

(Звучит песня Сольвейг из оперы «Пьер Гюнт» Э.Грига)

Ведущий 2. Некрасов познакомился Панаевой в начале 40-х г. XIX в, когда он еще только вступал в литературу. Двадцатилетняя Авдотья Яковлевна, изящная, черноволосая, гладкопричесанная, с румянцем на смуглых щеках, слыла одной из первых красавиц Петербурга. Многие из литераторов были тайно или явно к ней неравнодушны. И нет ничего удивительного, что та же участь постигла и Некрасова.

Ведущий 1. Союз Некрасова с Панаевой, длившийся около 16 лет, в лучшие его годы был освещен и любовью, дружбой и взаимопониманием. Их отношения отличены полной гармонией чувств и благотворным влиянием Авдотьи Яковлевны: её любовь «составила самых светлые страницы в мрачной жизни нашего поэта» К этой поре относятся стихи, в которых Некрасов назвал её «второй музой».

Зачем насмешливо ревнуешь,

Зачем, быть может, негодуешь,

Что Музу темную мою

Я прославляю и пою?

Не знаю я тесней союза,

Сходней желаний и страстей-

С тобой, моя вторая Муза,

У Музы юности моей!

Ведущий 2. Стихи Некрасова – предельно искренний лирический дневник, сохранивший горячие слезы сердечной жизни двух людей, их любви, ревности, горьких размолвок и расставаний.

Я не люблю иронии твоей.

Оставь ее отжившим и не жившим,

А нам с тобой, так горячо любившим,

Еще остаток чувства сохранившим, -

Нам рано предаваться ей!

Пока еще застенчиво и нежно

Свидание продлить желаешь ты,

Пока еще кипят во мне мятежно

Ревнивые тревоги и мечты -

Не торопи развязки неизбежной!

И без того она не далека:

Кипим сильней, последней жаждой полны,

Но в сердце тайный холод и тоска...

Так осенью бурливее река,

Но холодней бушующие волны...

Ведущий 1. Женщина в лирике Некрасова, пусть даже роковая и взбалмашная, как в его «Панаевском цикле», или победительно красивая и сильная, как в поэмах, или безоглядно жертвующая собой, как в «Русских женщинах», - тоже обречена, и судьба её тем трагичнее, чем больше внутренняя сила героини

Ведущий 2. «Русские женщины» - такое название дал Некрасов поэме, посвященной женам декабристов – Екатерине Трубецкой и Марии Волконской, поехавшим за мужьями в далёкую Сибирь.

Ведущий 1. Русские женщины – этим всё сказано: и о гордом создании своего достоинства, своей правоты, и о великой силе любви к мужу и уважении к его делу, о…

^ Инсценирование отрывка из поэмы Н.А.Некрасова «Русские женщины»

Ведущий 2. Е.Трубецкая уезжала в Сибирь первой из женщин. Н.А.Некрасов приветствует ее именно за то, что:

Она другим дорогу проложила,

Она других на подвиг увлекла!

Путь ее был труден, но выдержав все, она вправе была сказать такие слова:

Нет! Я не жалкая раба,

Я женщина, жена!

Пускай горька моя судьба –

Я буду ей верна!

О, если б он меня забыл

Для женщины другой,

В моей душе достало б сил

Не быть его рабой!

Но знаю: к родине любовь

Соперница моя,

И если б нужно было, вновь

Ему простила б я!...

У Марии Волконской, уезжавшей второй, все было совсем не так, как у Трубецкой…Ей пришлось труднее, чем другим.

^ Чтение стихотворения «Марии Волконской»

Вспыхнули закатом облака.

Серебрится быстрая река.

Хрупкая и нежная рука

Ищет для горячих слез платка.

Звезды сражаются в реке,

Кружева на шелковом платке,

Два кольца сверкают на руке,

Прокричала цапля в вдалеке…

Буйный ветер налетел…

Ой, лети к родному, милый!

Лес тихонько прошумел:

Не под силу, не под силу…

Дай, луна, родному свет!

Будешь самый лучший друг мне…

Желтобокая в ответ:

Недосуг мне, недосуг мне…

Ветер воду всколыхнул,

Засмеялись звезды часто (чисто),

Лес расстроено вздохнул:

Декабристы, декабристы!...

Ах, никто не навестит

Ныне бедного солдата!

Лес опять в ответ шумит:

А сама-то, а сама-то…

От такого – то пути

Переломится любая!

Ветер шепчет и свистит:

Трубецкая, Трубецкая…

Ты звезда, скорей найдешь!

Звезды хором: - Мы не можем,

На, а если ты пойдешь –

Мы поможем, мы поможем!

И прислушалась луна,

И сказала: - Не забуду,

Буду век тебе верна,

Помогать, где трудно, буду.

Ветер взвился: - Не покину!

Лес шепнул: - Иди, Мария!

И река журчит: - Княгиня,

Мы с тобой. С тобой Россия!

Слово учителя.

Ведущий 1. По дороге в Сибирь Мария Волконская останавливается в доме Зинаиды Волконской.

Москва. Салон княгиня Зинаиды Волконской. Салон литературно-музыкальный, который оставил заметный след в истории русской культуры. Разносторонне одаренная женщина – писательница, певица и композитор, она была дружна с Пушкиным, Мицкевичем, Вяземским.

Все в этом доме носило отпечаток служения искусству и мысли…

Из воспоминаний Марии:

…Я слушала музыку, грусти полна,

Я пению жадно внимала;

И чудные звуки лились без конца!...

Ни один вечер в литературно-музыкальном салоне не обходился без исполнения романсов. В наши дни не часто можно видеть афишу со словами: «Вечер романса», а вот в XIX веке романс был «дневником сердца», душой человека, он выражал очень личные настроения любого человека.

Александр Сергеевич Пушкин вписал в альбом выдающейся пианистки того времени Марии Шимановской такие слова: «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь – мелодия». В XIX веке романсы как жанр музыки достигают небывалого расцвета. А звучали они чаще всего в таких музыкальных салонах, где собирались лучшие российские литераторы и музыканты.

(А.А.Алябьев – А.Дельвиг – романс «Соловей».)

Ведущий 2. Строки Некрасова – не только реквием по женской доле, плач по жизни, «не успевшей расцвесть», его героиня прежде всего жена и мать, её счастье зависит от счастья её близких. Один из трагических образов поэзии Некрасова – Орина, мать солдатская, потерявшая сына из – за страшной рекрутчины.

Воротился сын больнехонек,

Ночью кашель бьет солдатика,

Белый плат в крови мокрехонек!

И погас он, словно свечка,

Восковая, предыконная…

Мало слов, а горя реченька,

Горя реченька бездонная!..

(«Орина, мать солдатская»)

Ведущий 2. Надо сказать, что образ матери, этот прекрасный и вечный образ, проходит через всю поэзию Некрасова. С какой проницательной жалостью он описал тоску матерей, оплакивающих в одиночестве своих не вернувшихся с войны сыновей.

Внимая ужасам войны,

При каждой новой жертве боя

Мне жаль не друга, не жены,

Мне жаль не самого героя…

Увы! Утешится жена,

И друга лучший друг забудет;

Но где – то есть душа одна-

Она до гроба помнить будет!

Средь лицемерных наших дел

И всякой пошлости и прозы

Одни я в мире подсмотрел

Святые, искренние слезы-

То слезы бедных матерей!

Им не забыть своих детей,

Погибших на кровавой ниве,

Как не поднять плакучей иве

Своих покинувших ветвей…

«Внимая ужасам войны…»

Ведущий 1. 1862 г. поэт создает стихотворение «Рыцарь на час», одно из лучших произведений русской поэзии XIX в., в котором снова обращается к образу матери. Над могилой матери, потрясенный красотой лунной ночи, он задумывается о жизни, о своем месте в ней. Поэт просит мать спасти его, смыть «слезою страдания» позорные пятна с души сына, направить «силу свободную, гордую».

Повидайся со мною, родная!

Появись лёгкой тенью на миг!

Сю ты жизнь прожила нелюбимая,

Всю ты жизнь прожила для других.

С головой, бурям жизни открытою,

Весь свой век под грозою сердитою

Простояла ты, - грудью своей

Защищая любимых детей.

Да, я вижу тебя, бледнолицую,

И на суд твой себя отдаю.

Не робеть перед правдой – царицею

Научила ты музу мою:

Мне не страшны друзей сожаления,

Не обидно врагов торжество,

Изреки только слово прощения

Ты, чистейшей любви божество!

(Звучит «Лунная соната» Бетховена)

Ведущий 2. Сколько гордости и любви в этих строках о простых крестьянах – тружениках, матерях, счастливых в своей семье и своей работе, высоких сильных в любом направлении чувств.

Есть женщины в русских селеньях

С покойною важностью лиц,

С красивою силою в движеньях,

С походкою, со взглядом цариц,-

Их разве слепой не заметит,

А зрячий о них говорит:

«Пройдет – словно солнцем осветит!

Посмотрит – рублем подарит!»

В игре её конный не словит,

В беде – не сробеет, - спасет:

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдет!

Ведущий 2. Образ русской женщины, ставшей в творчестве Некрасова олицетворением живой души, символом многострадальной Отчизны и музы поэта, по праву занимает одно из главных мест в русской поэзии XIX века, находит отклик в сердцах благодарных читателей.

Ведущий 1. Стихотворения Некрасова и сейчас, спустя столько лет, продолжают волновать наши сердца, наполнять их надеждой, верой, любовью. Они учат нас видеть и ценить красоту окружающего мира, беречь любовь и дорожить этим прекрасным чувством. Некрасовские строки, как и прежде, продолжают сеять «разумное, доброе, вечное». Наверное, именно в этом и заключается великая заслуга русского поэта Николая Некрасова и главное значение его творческого наследия.

О письма женщины, нам милой!

От вас восторгам нет числа.

Но в будущем душе унылой

Готовите вы больше зла.

Когда погаснет пламя страсти

Или послушаетесь вы

Благоразумья строгой власти

И чувству скажете: увы! –

Отдайте ей её посланья

Иль не читайте их потом,

А то нет хуже наказанья,

Как задним горевать числом.

Начнешь с усмешкою ленивой,

Как бред невинный и пустой,

А кончишь злобою ревнивой

Или мучительной тоской…

О ты, чьих писем много, много

В моем портфеле берегу!

Подчас на них гляжу и строго,

Как в праздном лепете детей.

Но и теперь они мне милы –

Поблекшие цветы с могилы

Погибшей юности моей!

(Звучит «Ноктюрн» из «Лирических пьес» Э. Грига)

Ведущий 2. Мы видим, с каким уважением и с какой любовью относился Н.А.Некрасов к женщине. Н.Г. Чернышевский говорил о Некрасове: “Немногие способны так глубоко уважать достоинство женщины, немногие способны к такой нежности чувства”.

Лирика Некрасова и сейчас, спустя столько лет продолжает волновать наши сердца, наполнять их надеждой, верой, любовью. Они учат нас видеть и ценить красоту окружающего мира, беречь любовь и дорожить этим прекрасным чувством. Некрасовские строки, как и прежде, продолжают сеять «разумное, доброе, вечное». Наверное, именно в этом и заключается великая заслуга русского поэта Николая Алексеевича Некрасова и главное значение его творческого наследия.


Красавица миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.

Н. А. Некрасов
"Величавая славянка" стала героиней многих стихотворений и поэм Н. А. Некрасова; все они проникнуты глубоким состраданием к ее судьбе. Поэт страдает вместе с ней и от непосильной работы, и от моральных унижений. Однако нельзя сказать, что русская женщина предстает в стихах Некрасова только лишь в образе замученной работой крестьянки, на судьбе которой отразились все социальные противоречия страны. Есть в поэзии Некрасова и другой тип женщины, в котором воплотились народные представления о настоящей красавице, крепко сложенной, румяной, живой, трудолюбивой. Некрасов обращает внимание на внутреннюю красоту, душевное богатство русской крестьянки:
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц.

В образе русской женщины Некрасов воспевает стойкость, гордость, достоинство, заботу о семье, о детях.
Наиболее полно этот тип был раскрыт Некрасовым в поэме "Кому на Руси жить хорошо" в образе Матрены
Корчагиной.
Одна из частей названа "Крестьянка", в которой Матрена сама рассказывает о своей судьбе. В этом рассказе отразились все жизненные тяготы русской женщины: разлука с мужем, вечные унижения, страдания матери, потерявшей сына, пожары, падеж скота, неурожай. Однако эти испытания не сломили ее духа, она сохранила свое человеческое достоинство.
Образ Матрены Тимофеевны дан в поэме в динамике, в развитии. Так, например, в истории с Демушкой она вначале, в порыве отчаяния, готова все стерпеть:
И тут я покорилася,
Я в ноги поклонилася...

Характер героини закаляется именно в этих тяжких испытаниях. Это - женщина большого ума, самоотверженная, волевая, решительная. В характеристике Матрены широко используются фольклорные жанры: песни, плачи, причитания. Они помогают выразить боль и тоску, ярче показать горькую жизнь Матрены Тимофеевны.
В ее речи наблюдаются фольклорные особенности: повторы, постоянные эпитеты, восклицательные формы, обращения, обилие уменьшительно-ласкательных слов. Эти особенности делают речь Матрены неповторимо индивидуальной, придают ей особую живость, эмоциональность. Это образ крестьянки не только сильной духом, но и одаренной, талантливой.
Рассказ Матрены о своей жизни - это рассказ о судьбе любой крестьянки, многострадальной русской женщины. Сама глава названа не ее именем, а "Крестьянка". Этим подчеркивается, что судьба Матрены вовсе не исключение из правил, а типичная судьба миллионов русских крестьянок.
Описывая тип "величавой славянки", Некрасов находит таких женщин не только в крестьянской среде. Лучшие душевные качества - сила воли, умение любить, верность - роднят Матрену с героинями поэмы "Русские женщины".
Произведение это состоит из двух частей: первая посвящена княгине Трубецкой, а вторая - княгине Волконской.
Княгиню Трубецкую Некрасов показывает как бы со стороны, рисует внешние трудности, встретившиеся на ее пути. Недаром центральное место в этой части занимает сцена с губернатором, пугающим княгиню ожидающими ее лишениями:
Острожным жестким сухарем
И жизнью взаперти,
Позором, ужасом, трудом
Этапного пути...

Все доводы губернатора о тяготах жизни в Сибири мельчают и теряют свою силу перед мужеством героини, ее горячей готовностью быть верной своему долгу. Служение высшей цели, исполнение святого долга для нее выше всего сугубо личного:
Но знаю: к родине любовь
Соперница моя...

Повествование во второй части поэмы ведется от первого лица - от лица княгини Волконской. Благодаря этому яснее понимаешь глубину страданий, которые перенесла героиня. В этой части также есть спор, по напряжению равный разговору губернатора и Трубецкой:
--- Ты всех безрассудно бросаешь,
За что же?

- Я долг исполняю, отец.
При этом подчеркивается предначертанность судьбы героини:
Делить с ним радость,
Делить и тюрьму
Должна я, так небу угодно!

Описание декабристов сходно с описанием христианских мучеников и самого Христа:
Не покажусь я палачу
Свободных и святых.
И я полюбила его, как Христа,
В своей арестантской одежде
Теперь он бессменно стоит предо мной,
Величием кротким сияя.
Терновый венец над его головой,
Во взоре
- любовь неземная...
Поступок жен декабристов окрашен в возвышенно-религиозные тона.
Замена первоначального названия "Декабристки" на "Русские женщины" подчеркнула, что героизм, сила духа, нравственная красота присущи русской женщине испокон веков.
Надо отдать должное Н. А. Некрасову, который сумел создать в русской литературе такой замечательный образ женщины, верной долгу, которая поражает своей цельностью.
Некрасов показал, что образ "величавой славянки" не принадлежит одному социальному слою. Этот тип женщин - всенароден, его можно встретить и в крестьянской избе, и в великосветской гостиной, поскольку главная составляющая его - духовная красота.

Задачи и тесты по теме "Образ русской женщины в творчестве Н. А. Некрасова (По поэмам Мороз, Красный нос, Русские женщины)"

  • Орфография - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку

Зимней ночью 1826 г. княгиня Екатерина Трубецкая отправляется вслед за мужем-декабристом в Сибирь. Старый граф, отец Екатерины Ивановны, со слезами стелет медвежью полость в возок, который должен навсегда увезти из дому его дочь. Княгиня мысленно прощается не только с семьей, но и с родным Петербургом, который любила больше всех виденных ею городов, в котором счастливо прошла ее молодость. После ареста мужа Петербург стал для нее роковым городом.

Несмотря на то что на каждой станции княгиня щедро награждает ямскую челядь, путь до Тюмени занимает двадцать дней. По дороге она вспоминает детство, беспечную юность, балы в отцовском доме, на которые съезжался весь модный свет. Эти воспоминания сменяются картинами свадебного путешествия по Италии, прогулок и бесед с любимым мужем.

Дорожные впечатления составляют тяжелый контраст с ее счастливыми воспоминаниями: наяву княгиня видит царство нищих и рабов. В Сибири на триста верст попадается один убогий городок, жители которого сидят по домам из-за страшного мороза. «Зачем, проклятая страна, нашел тебя Ермак..?» - в отчаянии думает Трубецкая. Она понимает, что обречена закончить свои дни в Сибири, и вспоминает события, предшествовавшие ее путешествию: восстание декабристов, свидание с арестованным мужем. Ужас леденит ей сердце, когда она слышит пронзительный стон голодного волка, рев ветра по берегам Енисея, надрывную песню инородца, и понимает, что может не доехать до цели.

Однако после двух месяцев пути, расставшись с захворавшим спутником, Трубецкая все же прибывает в Иркутск. Иркутский губернатор, у которого она просит лошадей до Нерчинска, лицемерно уверяет ее в совершенной своей преданности, вспоминает отца княгини, под началом которого служил семь лет. Он уговаривает княгиню вернуться, взывая к ее дочерним чувствам, - та отказывается, напоминая о святости супружеского долга. Губернатор пугает Трубецкую ужасами Сибири, где «люди редки без клейма, и те душой черствы». Он объясняет, что ей придется жить не вместе с мужем, а в общей казарме, среди каторжников, - но княгиня повторяет, что хочет разделить все ужасы жизни мужа и умереть рядом с ним. Губернатор требует, чтобы княгиня подписала отреченье от всех своих прав, - та без раздумий соглашается оказаться в положении нищей простолюдинки.

Неделю продержав Трубецкую в Нерчинске, губернатор заявляет, что не может дать ей лошадей: она должна следовать далее пешим этапом, с конвоем, вместе с каторжниками. Но, услышав ее ответ: «Иду! мне все равно!..» - старый генерал со слезами отказывается более тиранить княгиню. Он уверяет, что делал это по личному приказу царя, и приказывает запрягать лошадей.

Княгиня М. Н. Волконская

Желая оставить внукам воспоминания о своей жизни, старая княгиня Мария Николаевна Волконская пишет историю своей жизни.

Родилась она под Киевом, в тихом имении отца, героя войны с Наполеоном генерала Раевского. Маша была любимицей семьи, училась всему, что нужно было юной дворянке, а после уроков беззаботно пела в саду. Старый генерал Раевский писал воспоминания, читал журналы и задавал балы, на которые съезжались бывшие его соратники. Царицею бала всегда была Маша - голубоглазая, черноволосая красавица с густым румянцем и гордой поступью. Девушка легко пленяла сердца гусаров и улан, стоявших с полками близ имения Раевских, но никто из них не трогал ее сердца.

Едва Маше исполнилось восемнадцать лет, отец подыскал ей жениха - героя войны 1812 года, раненного под Лейпцигом, любимого государем генерала Сергея Волконского. Девушку смущало то, что жених был много ее старше и она совсем его не знала. Но отец строго сказал: «Ты будешь с ним счастлива!» - и она не посмела возражать. Свадьба состоялась через две недели. Маша нечасто видела мужа после свадьбы: он беспрестанно был в служебных разъездах, и даже из Одессы, куда наконец-то отправился отдохнуть с беременной женой, князь Волконский неожиданно вынужден был отвезти Машу к отцу. Отъезд был тревожным: Волконские уезжали ночью, сжигая перед этим какие-то бумаги. Увидеться с женою и первенцем-сыном Волконскому довелось уже не под родною кровлей...

Роды были тяжелыми, два месяца Маша не могла оправиться. Вскоре после выздоровления она поняла, что домашние скрывают от нее судьбу мужа. О том, что князь Волконский был заговорщиком и готовил низверженье властей, Маша узнала только из приговора - и тут же решила, что отправится вслед за мужем в Сибирь. Ее решение только укрепилось после свидания с мужем в мрачной зале Петропавловской крепости, когда она увидела тихую печаль в глазах своего Сергея и почувствовала, как сильно любит его.

Все хлопоты о смягчении участи Волконского оказались тщетны; он был отправлен в Сибирь.

Но для того чтоб последовать за ним, Маше пришлось выдержать сопротивление всей своей семьи. Отец умолял ее пожалеть несчастного ребенка, родителей, хладнокровно подумать о собственном будущем. Проведя ночь в молитвах, без сна, Маша поняла, что до сих пор ей никогда не приходилось думать: все решения принимал за нее отец, и, пойдя под венец в восемнадцать лет, она «тоже не думала много». Теперь же образ измученного тюрьмой мужа бессменно стоял перед нею, пробуждая в ее душе неведомые прежде страсти. Она испытала жестокое чувство собственного бессилия, терзания разлуки - и сердце подсказало ей единственное решение. Оставляя ребенка без надежды когда-нибудь его увидеть, Мария Волконская понимала: лучше заживо лечь в могилу, чем лишить мужа утешенья, а потом за это навлечь на себя презренье сына. Она верит, что старый генерал Раевский, во время войны выводивший под пули своих сыновей, поймет ее решение.

Вскоре Мария Николаевна получила письмо от царя, в котором он учтиво восхищался ее решимостью, давал разрешение на отъезд к мужу и намекал, что возврат безнадежен. В три дня собравшись в дорогу, Волконская провела последнюю ночь у колыбели сына.

Прощаясь, отец под угрозой проклятия велел ей вернуться через год.

На три дня остановившись в Москве у сестры Зинаиды, княгиня Волконская сделалась «героинею дня», ею восхищались поэты, артисты, вся знать Москвы. На прощальном вечере она встретилась с Пушкиным, которого знала еще с девической поры. В те давние годы они встречались в Гурзуфе, и Пушкин даже казался влюбленным в Машу Раевскую - хотя в кого он не был тогда влюблен! После он посвятил ей чудные строки в «Онегине». Теперь же, при встрече накануне отъезда Марии Николаевны в Сибирь, Пушкин был печален и подавлен, но восхитился подвигом Волконской и благословил.

По дороге княгиня встречала обозы, толпы богомолок, казенные фуры, солдат-новобранцев; наблюдала обычные сцены станционных драк. Выехав после первого привала из Казани, она попала в метель, ночевала в сторожке лесников, дверь которой была придавлена камнями - от медведей. В Нерчинске Волконская к радости своей догнала княгиню Трубецкую и от нее узнала, что их мужья содержатся в Благодатске. По дороге туда ямщик рассказывал женщинам, что возил узников на работу, что те шутили, смешили друг дружку - видно, чувствовали себя легко.

Ожидая разрешения на свидание с мужем, Мария Николаевна узнала, куда водят на работу узников, и отправилась к руднику. Часовой уступил рыданиям женщины и пропустил ее в рудник. Судьба берегла ее: мимо ям и провалов она добежала до шахты, где в числе других каторжников работали декабристы. Первым ее увидел Трубецкой, затем подбежали Артамон Муравьев, Борисовы, князь Оболенский; по лицам их текли слезы. Наконец княгиня увидела мужа - и при звуках милого голоса, при виде оков на его руках поняла, как много он страдал.

Опустившись на колени, она приложила к губам оковы - и весь рудник замер, в святой тишине деля с Волконскими горе и счастье встречи.

Офицер, ожидавший Волконскую, обругал ее по-русски, а муж сказал ей вслед по-французски: «Увидимся, Маша, - в остроге!..»