Как описывает ваньку автор. А

Класс: 4

Презентация к уроку





















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель:

  • Познакомить учащихся с произведением А.П.Чехова “Ванька”.
  • Формировать навык осознанного и выразительного чтения.
  • Учить анализировать текст по вопросам, выражать собственные мысли, рассуждать.
  • Развивать наблюдательность, устную речь, внимание.
  • Учить наблюдать за словом автора, авторской позицией.
  • Воспитывать нравственные качества, культуру общения.

Оборудование: проектор, презентация, выставка книг А.П. Чехова, толковые словари.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Подведение итогов конкурса рисунков по произведению А.П.Чехова “Степь”.

Найти ошибку в плане. Расставить всё правильно, в соответствии с сюжетом рассказа.

3. Произведение Чехова “Ванька”.

1. Вступление.

Ребята, откройте учебники на странице 77 и скажите, с каким произведением мы сегодня познакомимся? (слайд 1)

Да, это произведение А.П.Чехова “Ванька”. (слайд 2)

Антон Павлович Чехов – русский писатель, известный во всем мире.

Лев Николаевич Толстой назвал Антона Павловича Чехова “Несравненным художником жизни”, и нам предстоит в этом убедиться на уроке. Его рассказы о детях – непревзойдённые шедевры русской литературы. В них всё правдиво. А. П. Чехов горячо любил детей. В его отношениях с ними было много душевной теплоты, искренней весёлости и забавной игры. Он охотно подолгу беседовал с ребятами, писал им шутливые письма, рисовал занимательные картинки, проявлял большое внимание к детскому чтению.

У Чехова нет специальных, “детских” произведений. Он говорил: “Писать для детей вообще не умею”. Но произведения Чехова понятны детям потому, что писатель хорошо знал жизнь и умел о ней увлекательно рассказывать. Давайте вспомним, какие произведения великого писателя вы уже знаете?

(слайды 3-4)

2. Подготовка к восприятию текста.

Что вы можете сказать о жизни детей?

Но все ли дети могут спокойно спать, у всех ли счастливое детство?

Зная и другое детство, тяжелое, лишенное всего, что необходимо ребенку, Чехов пишет о нем в своем произведении “Ванька”.

Кто же такой Ванька? Ванька – ваш ровесник, живший в XIX веке, немногим более 100 лет назад. В те времена бывало и так, что нищета, безысходность заставляла посылать родителей своих детей на работу в няньки, подпаски, в услужение к богатым господам. Очень часто детей отдавали в город, в учение к мастеровому, чтобы они овладели каким-либо ремеслом. Но хозяева ремесленных мастерских обычно заставляли чужих детей выполнять различные тяжелые работы: возить воду, заготавливать дрова, мыть полы, нянчить хозяйских детей. До ученья ли тут было? Но как бы ни жалко было матери отдавать своего ребенка в чужой дом, им приходилось так делать, чтобы выжить. Несмотря ни на что, родители таких детей верили: что лучше пусть далеко от дома, пусть тяжело ребенку, но все-таки он будет накормлен, чему-то научится, немного заработает. А если ребенок был сирота, то жизнь его была особенно тяжелая, ведь никто не мог встать на его защиту.

И вот Москва XIX века. Крестьянский мальчик – ваш ровесник, привезенный из деревни в большой город. Посмотрите на мир глазами героев рассказа Антона Павловича Чехова и попытайтесь проникнуть в жизнь “больших” и жизнь “маленьких”, увидеть отличия и разобщённость этих двух миров.
Давайте перенесемся в то далекое время, представим зимнюю заснеженную Москву, ночь, в избе при свече сидит на коленях перед скамьей мальчик и что-то пишет…

3. Первичное восприятие текста. Читает вслух учитель или заранее подготовленные ученики.

Обсуждение с учениками первого впечатления от прослушанного рассказа.

Ваши впечатления о прочитанном произведении. (Высказывания детей)

Что тронуло вас при чтении этого рассказа?

4. Словарная работа.

В тексте встречаются слова, значения которых могут быть не всем понятны, в том числе и устаревшие слова – т.е. слова, которые сегодня вышли из общего употребления.

Постарайтесь объяснить их значение. Для этого вы можете использовать словарь.

Каждая группа ищет значения слов в толковых словарях.

  • 1 группа - заутреня, колодка, шпандырь;
  • 2 группа - клирос, выволочка, тулуп;
  • 3 группа - образ, ледник, горничная;
  • 4 группа - подпасок, кучер, ямщик.

(слайды 8-9)

Заутреня – ранняя церковная служба в праздник; колодка – кусок дерева в форме нижней части ноги до щиколотки, употребляемая при шитье обуви; шпандырь – специальный сапожный ремень, кнут.

Клирос – место для певчих в церкви перед иконостасом; выволочка – наказание; тулуп – долгополая меховая шуба.

Образ – икона; ледник – погреб, холодное место для хранения продуктов; горничная – работница, прислуживающая в богатом доме, убирающая комнаты.

Подпасок – мальчик, помогающий пастуху; кучер – работник, который правит лошадьми; ямщик – кучер).

5. Чтение “про себя”.

6. Работа над содержанием (выделение композиционных частей, выборочное чтение, выполнение заданий к тексту).

Прочитайте, как Ванька собирается писать письмо.

В каком чувстве он пребывал, живя там? (страх, нервозность, одиночество).

Какие слова нам это передают? (“…он несколько раз пугливо оглянулся на двери и окна, покосился на темный образ … прерывисто вздохнул”).

Ванька живет в постоянном страхе перед хозяевами. И автор каждым движением Ваньки показывает его страх, предосторожность, затравленность, нервозность, одиночество.

Почему Чехов назвал рассказ “Ванька”, а не “Ванечка”? (к простым людям в те времена обращались так неуважительно, чтобы подчеркнуть их бесправное положение и свое господство над ними).

Кому писал письмо Ванька? Прочитайте первую фразу из его письма? Как он называет дедушку? Прочитайте про себя описание Константина Макаровича и составьте устное сообщение о нем, используя нужные слова:

“высокий, тощенький, маленький, угрюмый, со смеющимся лицом, жесткий, добродушный, веселый, тихий, скромный, балагур, сапожник, сторож, курит трубку, нюхает табак”.

Какие из этих слов подходят к словесному портрету дедушки?

А как писатель рассказывает о собаках Константина Макаровича? Прочитайте.

Какие чувства вызывает у вас этот отрывок?

(слайд 11-12)

Какой в воспоминаниях казалась Ваньке жизнь в деревне? Почему?

Найдите и прочитайте описание ночной деревни.

Образ деревни прекрасен, как прекрасна и заманчива мысль мальчика о возвращении домой.

Можем мы описание этого пейзажа противопоставить тёмной мастерской сапожника?

Как Ванька вспоминает о своей прошлой жизни с матерью и дедушкой?

Найдите отрывок о том, как Ванька с дедушкой выбирали елку.

Какое настроение передает этот отрывок?

Что говорится в рассказе о барышне Ольге Игнатьевне?

Похожа она на городских хозяев Ваньки?

Осуждает ли Чехов барышню Ольгу Игнатьевну?

(“…от нечего делать выучила …”)

Как изменилась жизнь Ваньки после смерти матери?

Что такое людская кухня? (кухня, где готовили пищу для прислуги)

Как вы понимаете выражение “Ваньку спровадили”?

Какая разница в значении слов “отправили” и “спровадили”?

(Спровадили – выпроводили, заставили удалиться. То есть он стал обузой, лишним, ненужным.)

Чехов – мастер слова, он умеет при помощи слова, короткой фразы создать характеристику человека.

Есть один интереснейший прием, который применяет Чехов. По тому, как разные люди относятся к ребенку, писатель, в сущности, рассказывает о самом человеке: добр он или зол, алчен ли, способен ли на сострадание.

Найдите в тексте, как характеризуются городские хозяева Ваньки.

За что была выволочка Ваньке?

Как кормят Ваньку?

Спит ли Ванька ночью?

Как к нему относятся подмастерья?

(Бессердечные, грубые, злые, бездушно-тупые подмастерья)

Никто не сомневается в том, что Ванькины хозяева, подмастерья - жестокие, равнодушные люди.

Накануне какого праздника Ванька пишет письмо? (Рождество)

Случайно ли Ванька пишет письмо в ночь под Рождество? (Ванькина мечта – это своеобразная рождественская сказка, которой не суждено сбыться.)

Как Ванька рассказывает о Москве? Что его поразило?

Интересны ли его наблюдения относительно Москвы? Прочитайте. О Москве Ванька делает очень ценные и важные замечания, которые под силу только очень внимательному и наблюдательному мальчику, причем, мальчику, которого многое интересует, который умеет сравнивать жизнь в городе с жизнью в деревне. Его интересует и то, какие животные есть в Москве, а каких нет, и какой характер у московских собак, и что продается в магазинах, и чем отличается деревенская церковь от городской и т.д.

7. Характеристика главного персонажа.

Давайте охарактеризуем главного героя, составим словесный портрет Ваньки Жукова.

(высказывания детей)

Как написано письмо: соблюдает ли Ванька правила вежливости? Прочитайте.

Несмотря на крайне тяжелое положение, в котором находится Ванька, он пишет письмо по всем правилам: начинает с вежливого обращения, потом поздравляет деда с Рождеством и желает ему всех благ и только после этого начинает жаловаться. В конце письма он передает поклоны всем знакомым. В этом и заключается культура общения.

Поразителен талант мальчика, богатство его воображения, его наблюдательность, память, вместившая все впечатления детства.

Мальчик сообразительный, активный и находчивый, хотя жизнь Ваньки в городе очень тяжелая, он не утрачивает живого интереса к жизни.

Какая речь у Ваньки?

Когда Ванька рассказывает о своей беспросветной жизни в учении у сапожника, появляются “ейный”, “харя”, “морда”, “трескают”. Грубый быт рождает и соответствующие слова. А воспоминания о жизни дома, в деревне, связаны с прекрасным. И слова, в которые облекаются картины воспоминаний, - яркие, образные, светлые.

Как Чехов относится к своему герою? С каким чувством он пишет о Ваньке? Писатель явно любуется им.

А как вы относитесь к Ваньке?

Представьте, что вы можете встретиться с Ванькой. Что бы вы ему сказали?

Как Ванька подписал конверт? Какой адрес он указал?

Как вы думаете, получит дедушка это письмо?

Отсутствие точного адреса на конверте вызвано тем, что Ванька большую часть своей жизни прожил в деревне, где всех знают по имени-отчеству, где не надо указывать точного адреса, чтобы доставить записку или письмо. Ваньке даже в голову не могло прийти, что кроме его родной деревни Москву окружают сотни других деревень, что у его письма нет никаких шансов попасть к адресату.

Какая фраза из этого рассказа стала крылатой? (“на деревню дедушке”, т.е. неизвестно куда)

Человечностью и справедливостью освещены и надежды девятилетнего Ваньки Жукова на возвращение в деревню. Это вовсе не эгоистическая мечта об улучшении только собственной участи, это движение души нравственно чистой и доброй.

3. Подведение итогов. Домашнее задание.

Этот маленький литературный шедевр достигает высот трагедии. Горькая сиротская судьба мальчика воспринимается и в более широком смысле. “Ванька”, как и многие произведения Чехова, - об одиночестве, о том, как трудно быть понятым, о невозможности предощутить страдание другого человека, о противопоставлении двух миров: взрослых и детей, о равнодушии, жестокости, чёрствости взрослого мира.

Домашнее задание: Упражнения в выразительном чтении эпизодов “Ванька”, “Как Ванька собирается писать письмо” “Письмо”, “Описание Москвы”, “Дедушка”, “Описание морозной ночи в деревне”, “Дед рубит елку”, “Елка в барском доме”, “Обещания Ваньки”, “Собака Вьюн”.

Тема урока: Описание героя. А.П. Чехов «Ванька»

Цели урока:

Ознакомление с творчеством А.П. Чехова, с особенностями произведения «Ванька»;

Задачи урока :

формировать навыки осознанного, правильного, выразительного, беглого чтения;

повышать уровень восприятия учащимися литературного произведения;

знакомить с биографическими сведениями об авторе изучаемого произведения;

развивать критическое мышление, связную устную и письменную речь, творческое воображение, зрительную память;

воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Оборудование урока: Л.А. Ефросинина. "Литературное чтение. 3 класс", Л.А. Ефросинина. Рабочая тетрадь "Литературное чтение. 3 класс" (часть 1), мультимедиапроектор, портрет А.П.Чехова; карточки с заданиями, воздушный шарик с пожеланиями,

Планируемые результаты

Предметные: формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения; приёмами понимания прочитанного и прослушанного; научатся выразительно читать, составлять краткий план пересказа, решать учебные и практические задачи; формирование необходимого уровня читательской компетентности;

Метапредметные: ПУУД овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений; освоение приёмов поиска нужной информации при чтении рассказа А.П. Чехов «Ванька»; РУУД опираться на выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность, овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации прослушанных рассказов; КУУД излагать мысли точно, ясно и просто, осознавать цели и ситуации общения; овладение основами коммуникативной деятельности.

Личностные : Мотивируют свои действия; адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников; выражают интерес к познанию нового; знакомство общечеловеческими ценностями; восприятие литературных произведений как особого вида искусства; высказывание своей точки зрения уважение мнения собеседника.

Ход урока

    Организационный момент.

Психологическая подготовка учащихся к общению.

На нашем уроке присутствуют гости, давайте поприветствуем гостей!

Отбросим в сторону переживания и неудачи.
Не опуская рук возьмемся за дела,
И на уроке этом мы опять
Все поработаем на пять.

Давайте улыбнемся, друг другу, чтобы всем стало теплее в этот холодный зимний денек! Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми чувствами.

    Актуализация опорных знаний.

Ребята, сегодня я вам принесла волшебный сундучок с секретами.

(В сундучке чернильница, перьевая ручка, письмо в конверте)

Что делал главный герой при помощи этих предметов?

Учитель достаёт из сундучка конверт с письмом.

Мы с вами тоже попробовали писать такими ручками. Вспомните где и когда?

- - Итак, какой раздел мы изучаем?

(- Мы изучаем раздел «В школе жизни»).

С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

(-Антон Павлович Чехов «Ванька»).

Какие биографические данные из жизни Антона Павловича Чехова вам запомнились?

(Антон Павлович Чехов (1860-1904) родился в городе Таганроге. Там он учился в гимназии, работал в лавке отца, а в свободное время пел в церковном хоре. Отец семейства разорился и семья уехала в Москву. В Москве семья Чеховых долго, почти три года, живет в тяжкой бедности. Антон, зарабатывает себе на жизнь репетиторством. В 1879 поступает на медицинский факультет Московского университета. После окончания университетского курса в звании уездного врача писатель приступил к лекарственной деятельности и до конца жизни считал, что медицина – Главное его дело и призвание. Большая семья Чеховых существовала на средства, поступавшие от литературной работы и от врачебной практики Чехова.

Шёл 1886 год, Чехов А.П. жил в такое время, когда нельзя было открыто говорить о тяжелой жизни детей в подмастерьях. Чехов был человеком неравнодушным, имел чуткое сердце, будучи врачом по образованию, он лечил бесплатно бедных людей, на свои средства построил 3 школы в подмосковных сёлах для бедноты, совершил очень опасную и трудную поездку на Сахалин, чтобы лечить и немного облегчить жизнь ссыльных.

Антон Павлович Чехов сыграл большую роль в развитии детской литературы, хотя считал, что « . . . писать для детей вообще не умею. . . надо не писать для детей, а уметь выбирать из того, что уже написано для взрослых, т.е. из настоящих художественных произведений».

Как называется рассказ?

К какому литературному жанру оно относится?

(- Это рассказ, потому что автор описывает один эпизод из жизни героя).

Итак, вспомните все признаки рассказа.

(- Признаки рассказа: повествовательность, небольшой объём, небольшое число героев, описание одного эпизода из жизни героя.)

Кто главный герой рассказа?

(9- летний мальчик – сирота, Ванька Жуков, отданный в ученье к сапожнику).

О каком эпизоде из его жизни идёт повествование?

(- Рассказ идёт о том, как он пишет письмо своему дедушке в деревню).

    Целеполагание.

Итак, на прошлом уроке мы познакомились с текстом произведения. Кто же догадался, чем же мы займёмся на сегодняшнем уроке?

(- Мы будем перечитывать рассказ.- Мы будем анализировать его).

- Сегодня на уроке мы будем замечать, наблюдать, размышлять и делать выводы.
- Сегодня мы продолжимзнакомство с рассказом А. П. Чехова “Ванька”.

- Посмотрим на мир глазами героев рассказа Антона Павловича Чехова и попытаемся проникнуть в мир «больших» и мир «маленьких», увидеть отличия и разобщённость этих двух миров.

  1. Словарно-орфографическая работа. (Работа в парах)

Уточнение и обогащение словарного запаса учащихся на основе текста произведения.

В тексте встретилось много незнакомых слов. При первичном прочтении рассказа мы с помощью словаря объясняли их лексическое значение. Поработаем в парах и вспомним их значение.

На партах у вас лежат листочки, в которых в 1 столбике – слова, а во 2 столбике их объяснение. Вы, работая в паре, соедините правильно слова и их лексическое значение.

подпасок

большая шуба из овчины

сечь как сидорову козу

не пользоваться доверием

ямщик

мальчик, помогающий пастуху

тулуп

кучер на почтовых лошадях

колодки

продавцы в лавке

кредитом не пользоваться

бить беспощадно

сидельцы

куски дерева в форме ступни

(Учащиеся работают.)

Теперь, проверим. (Проверка фронтальная).

О чём говорит обилие старинных слов в в данном рассказе?

(- А.П.Чехов описывает жизнь в прошлом, тогда эти слова употреблялись.)

(Более полно показать трагизм реальной жизни того времени).

5. Работа над умением ориентироваться в прочитанном тексте. Выборочное чтение.

А сейчас проверьте себя, насколько вы ориентируетесь в тексте.

Проведём выборочное чтение.

а).- Найдите описание Ваньки. Как автор нас знакомит с ним?

Найдите описание города, в котором сейчас живёт Ванька.

(Зачитывается описание Москвы 19 века .)

Какие исторические факты мы узнали из этого отрывка?

(Москва в 19 веке была большим городом, дома были очень добротные, как выражается Ванька «господские», на улицах можно было увидеть много лошадей, много магазинов, которые назывались лавками, собаки бегали по улицам). (открывается 5 слайд )

б). - Найдите отрывок, который рассказывает нам о том, как раньше доставляли письма ?

(Зачитывается отрывок о ямщиках.)

(Чтобы мы лучше себе представили то время, в котором жил главный герой рассказа.)

в). Зачитайте отрывок о том, где и как раньше жил Ванька.

Что мы узнали?

(Что Ванька и в деревне не имел своего дома, что мама жила в барском доме, работая прислугой. Что богатые люди не работали , ведь барышня выучила Ваньку грамоте только от скуки.)

Вывод этапа :

Сейчас вы поняли, как важно уметь ориентироваться в тексте. Как же надо читать произведение, чтобы хорошо ориентироваться в нём?

Иногда необходимо вернуться к прочитанному. Это делают даже взрослые.

    Игра «Логические цепи»

Ванька достал из хозяйского шкафа пузырёк с чернилами, ручку с заржавленным пером…

Ванька живо вообразил себе своего деда Константина Макарыча, служащего ночным сторожем…

Ванька вздохнул, умакнул перо и продолжал писать: «А вчерась мне была выволочка»

А Москва город большой. Дома всё господские и лошадей много, а овец нету и собаки не злые.

Весёлое было время! И дед крякал, и мороз крякал, а глядя на них, и Ванька крякал.

Больше всех хлопотала барышня Ольга Игнатьевна, любимица Ваньки

Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку

Убаюканный сладкими надеждами, он час спустя крепко спал…

С каждой группы выходят представители и вывешивают карточки.

По данным предложениям дети составляют краткий план пересказа.

Составление краткого плана пересказа.

    Начало письма к деду

    Воспоминание о жизни в деревне

    Продолжение письма

    Жизнь Ваньки в городе

    Жизнь у барышни Ольги Игнатьевны

    Конец письма

    Надежда Ваньки.

    ). Драматизация: «Ванька пишет письмо».

(Подготовка к работе над составлением характеристики героя.

Посмотрите на экран, кого вы видите? Что вам кажется необычным? Как выглядит Ванька? Соответствует ли рисунок описанию Ваньки в рассказе?

Что мы узнали из письма? Почему Ванька оказался в чужом городе, у чужих людей?

(Умерла мама, и он остался сиротой без средств к существованию.)

Какие ещё факты из его жизни открывает это письмо?(О том, что его не учат, что он работает и нянькой и на кухне, приходиться ему прислуживать не только хозяевам, а и подмастерьям, даже красть.)

Какое чувство вы испытали впервые услышав текст этого письма?(Жалость к мальчику.)

Почему?(Мальчика бьют чем попало: и шпандырем, и колодками, таскают за волосы, насмехаются, унижают, спит он в холодных сенях, вечно голодный.

Как долго так живёт Ванька?(Уже три месяца).

А зачем Ванька пишет письмо? (Учитель обращает внимание на две жизни Ваньки «До и после».

Вывод этапа :

Можно ли сказать, что Ваньке, отданному в ученье к сапожнику, приходится плохо.

Он бесправен. Ваньку бьют, Ванька недоедает, недосыпает, Ваньке попадает и за собственные проступки (не так чистил селёдку; заснул, укачивая хозяйского малютку) и за чужие грехи (подмастерья заставляют его красть для них огурцы, за что бьют опять –таки Ваньку). С другой стороны, Ванька не утрачивает живого интереса к жизни, несмотря на побои и ужасные условия, в которых он живёт. Он наблюдательный и сообразительный, он активный и находчивый.

    А какие у мальчика проблемы?

Проблемой у мальчика является бесправие и скука. Его не учат ремеслу, а используют в качестве подсобных рабочих. Неоправданно обижают. Он мечтает вырваться из этой страшной атмосферы хамства и рабства.

    Из чего же состоит «ученье» Ваньки?

Факты «ученья» Ваньки (то есть то, как его обижают и над ним издеваются) .

    Можно ли сказать, что Ванька развит? В чем причина этого?

Ванька часть своего детства провёл в господском доме: пока жива была его мать, служившая у господ в горничных, господа хорошо относились к Ваньке, его даже выучили читать, писать, считать, и танцевать кадриль. После смерти матери Ваньке жилось хуже, но тоже неплохо – в людской кухне с дедом: Ванька с дедом и сторожил господский дом, и ходил в лес зимой за ёлкой. И только потом сироту Ваньку, чтобы не держать в нахлебниках, отдали в Москву в ученье к сапожнику. Таким образом, Ванька получил в детстве то развитие. Он более развит и менее забит, в нем более развита способность сопротивляться жизненным обстоятельствам.

    Согласишься ли ты с тем, что он наблюдательный и чрезвычайно сообразительный?

Он не менее впечатлителен, но более активный, шустрый и жизнеспособный. Ванька чрезвычайно наблюдательный: об этом говорит та часть письма., где он рассказывает деду о Москве – со слов « А Москва город большой». О наблюдательности говорит и описание поведения и характера собак Вьюна и Каштанки. О сообразительности свидетельствует как сам факт написания и отправки письма деду, так и его содержание, - то, какие аргументы приводит Ванька для того, чтобы дед его забрал,- Ванька уже и работу себе в деревне придумал, и рисует деду оптимистические картины современной жизни с ним, Ванькой.

Почему же он так промахнулся с адресом?

Отсутствие точного адреса на конверте вызвано тем, что Ванька большую часть своей жизни прожил в деревне, где все всех знают по имени – отчеству, где не надо указывать точного адреса, чтобы доставить записку или письмо. Ваньке даже в голову не могло прийти, что кроме его родной деревни Москву окружают сотни других деревень, что у его письма нет никаких шансов попасть к адресату.

    Какая часть письма Ваньки кажется тебе самой драматичной?

« А вчерась мне была выволочка» и «Приезжай, милый дедушка, - продолжал Ванька, - Христом Богом тебя молю». «Я буду тебе табак тереть».

    Как написано письмо: соблюдает ли Ванька правила Вежливости?

Несмотря на крайне тяжелое положение, в котором находится Ванька, он пишет письмо по всем правилам: начинает с вежливого обращения, потом поздравляет деда с Рождеством и желает ему всех благ и только после всего этого начинает жаловаться. В конце письма Ванька передаёт поклоны своим знакомым. в этом есть и культура общения с теми, кто старше, проявление уважения к ним, в этом есть и культура написания письма.

    Достаточно ли ярко описывает свою жизнь?

В описании своей несчастной жизни Ванька прибегает к очень выразительным и запоминающимся подробностям. (как хозяйка тыкала ему в лицо селедкой; как хозяин бил его шпандырем, как ударил его колодкой, как подмастерья заставляют его красть огурцы; как он уснул, качая люльку с ребенком; как ему мучительно хочется есть)

    Интересны ли его наблюдения относительно Москвы?

Относительно Москвы Ванька делает очень ценные и важные замечания, которые под силу только очень внимательному и наблюдательному мальчику, причем, мальчику, которого многое интересует, который умеет сравнивать жизнь в городе с жизнью в деревне. Его интересует и то, какие животные есть в Москве, а каких нет, и какой характер у московских собак, и что продается в магазинах, и чем отличается деревенская церковь от городской и т.д.

    Как построен рассказ: какие разные по содержанию части в нем чередуются? Какие части изложены от лица автора? Какие – от лица Ваньки?

Рассказ Чехова представляет собой чередование текста, изложенного от третьего лица – от имени автора, и текста Ванькиного письма – от первого лица. Начало рассказа ведется от лица автора, и автор с Ванькой представляют собой две совершенно раздельные личности, то в других местах даже там, где нет прямой речи Ванькиного письма, авторский взгляд иногда сменяется взглядом Ваньки.

    Страшно ли оказаться в том времени?

- С постоянным интересом и вниманием обращался к проблеме детства Антон Павлович Чехов. Его глубоко волновала мысль о разобщённости двух миров – мира «больших» и мира «маленьких». - Каково ваше отношение к нему? - А как вы думаете, сочувствует ли автор своему герою? Докажите.

(Да, сочувствует, но не в силах изменить реальные условия жизни героя.)

- Найдите фразу из этого рассказа, которая стала крылатой .(На деревню дедушке – что означает- неизвестно куда)

Послушайте стихотворение о жизни мальчика. Похожи ли судьбы у этих мальчишек?

* * *

Жизнь сироты – удел жестокий.

Затрещины, побои, черствый хлеб, вода,

Насмешки челяди, труд рабский

Весь день и ночь, до самого утра.

Еще ребёнок, то в душе старичок,

Он вспоминает жизнь свою былую,

Забившись в угол, как сверчок,

Молясь на образа, тоскуя.

И маленькое прошлое его, как чудо

Там мама есть, там видел он добро,

Учился грамоте и танцы знал не худо,

И получал подарки в Рождество.

Теперь полу ребенок – полу старичок

Лишь на бумаге изливает душу.

Какие б муки не терпел – всегда молчок,

Сиротских слез работой тяжкой не иссушишь.

Терпеть, надеяться, молчать и ждать

То чудо, что когда- нибудь произойдет.

Быть – может, возвратится он домой,

Конец его страданиям придет.

И замирая сердцем, чудь дыша,

Поспешно, как – то воровато,

Письмо он пишет помощи прося,

Оглядываясь на иконы виновато,

Уже письмо в его руке,

Конверт подписан: «На деревню. Деду».

Ямщик подвыпивший в своем возке

Покатит с ним по белу свету.

А мальчику на побегушках ждать и ждать.

Терпеть пенки, издёвки, тумаки и голод.

Надежда будет душу согревать,

Как пламя очага в суровый холод.

- Если бы вы были художниками, какие краски вы бы использовали описывая жизнь Ваньки?

Итоговый этап урока.

Итак, наш урок подходит к концу, давайте ответим на главный вопрос:

Для чего А.П.Чехов написал это произведение?

(Чтобы показать трудную жизнь детей в прошлом. Он как бы говорит нам: «Цените

своё детство! Цените что имеете! »).

Так в чём же главная идея этого произведения?

(- Рассказ заставляет людей не быть равнодушными, иметь чувство сострадания и бороться за светлое детство всех детей.)

Рефлексия.

Чем заканчивается рассказ? (многоточием)

Почему? (Это будущее, и мы знаем, что оно грустное. Чехов не может изменить условия жизни героя, вернуть его в деревню. Жизнь диктует свои законы.)

Случайно ли то, что Ванька пишет письмо в ночь под Рождество?

(Конечно, не случайно. Ванькина мечта вернуться в деревню к дедушке – это рождественская сказка, которой не суждено сбыться.)
- А моё мнение такое: я бы хотела, чтобы все мечты сбывались. Ведь именно в светлый праздник Рождества Христова на небосклоне загорается Рождественская звезда – звезда самых заветных желаний. Чудеса бывают!

Хотите ли вы помочь мальчику Ване? У вас в конвертах лежат звёзды, на них напишите добрые пожелания и мы отправим их Ване.

(Звёздочки наклеиваются на воздушный шарик в форме сердца и всем классом отпускается шарик с пожеланиями в небо) (на перемене)

Домашнее задание

Подготовь краткий рассказ о Ваньке Жукове по составленному плану или по плану, данному в учебнике на стр. 173

Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать. Дождавшись, когда хозяева и подмастерья ушли к заутрене, он достал из хозяйского шкапа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать. Прежде чем вывести первую букву, он несколько раз пугливо оглянулся на двери и окна, покосился на темный образ, по обе стороны которого тянулись полки с колодками, и прерывисто вздохнул. Бумага лежала на скамье, а сам он стоял перед скамьей на коленях. «Милый дедушка, Константин Макарыч! — писал он. — И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался». Ванька перевел глаза на темное окно, в котором мелькало отражение его свечки, и живо вообразил себе своего деда Константина Макарыча, служащего ночным сторожем у господ Живаревых. Это маленький, тощенький, но необыкновенно юркий и подвижной старикашка лет 65-ти, с вечно смеющимся лицом и пьяными глазами. Днем он спит в людской кухне или балагурит с кухарками, ночью же, окутанный в просторный тулуп, ходит вокруг усадьбы и стучит в свою колотушку. За ним, опустив головы, шагают старая Каштанка и кобелек Вьюн, прозванный так за свой черный цвет и тело, длинное, как у ласки. Этот Вьюн необыкновенно почтителен и ласков, одинаково умильно смотрит как на своих, так и на чужих, но кредитом не пользуется. Под его почтительностью и смирением скрывается самое иезуитское ехидство. Никто лучше его не умеет вовремя подкрасться и цапнуть за ногу, забраться в ледник или украсть у мужика курицу. Ему уж не раз отбивали задние ноги, раза два его вешали, каждую неделю пороли до полусмерти, но он всегда оживал. Теперь, наверно, дед стоит у ворот, щурит глаза на ярко-красные окна деревенской церкви и, притопывая валенками, балагурит с дворней. Колотушка его подвязана к поясу. Он всплескивает руками, пожимается от холода и, старчески хихикая, щиплет то горничную, то кухарку. — Табачку нешто нам понюхать? — говорит он, подставляя бабам свою табакерку. Бабы нюхают и чихают. Дед приходит в неописанный восторг, заливается веселым смехом и кричит: — Отдирай, примерзло! Дают понюхать табаку и собакам. Каштанка чихает, крутит мордой и, обиженная, отходит в сторону. Вьюн же из почтительности не чихает и вертит хвостом. А погода великолепная. Воздух тих, прозрачен и свеж. Ночь темна, но видно всю деревню с ее белыми крышами и струйками дыма, идущими из труб, деревья, посребренные инеем, сугробы. Всё небо усыпано весело мигающими звездами, и Млечный Путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли и потерли снегом... Ванька вздохнул, умокнул перо и продолжал писать: «А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьет чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятенок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности... Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру...» Ванька покривил рот, потер своим черным кулаком глаза и всхлипнул. «Я буду тебе табак тереть, — продолжал он, — богу молиться, а если что, то секи меня, как Сидорову козу. А ежели думаешь, должности мне нету, то я Христа ради попрошусь к приказчику сапоги чистить, али заместо Федьки в подпаски пойду. Дедушка милый, нету никакой возможности, просто смерть одна. Хотел было пешком на деревню бежать, да сапогов нету, морозу боюсь. А когда вырасту большой, то за это самое буду тебя кормить и в обиду никому не дам, а помрешь, стану за упокой души молить, всё равно как за мамку Пелагею. А Москва город большой. Дома всё господские и лошадей много, а овец нету и собаки не злые. Со звездой тут ребята не ходят и на клирос петь никого не пущают, а раз я видал в одной лавке на окне крючки продаются прямо с леской и на всякую рыбу, очень стоющие, даже такой есть один крючок, что пудового сома удержит. И видал которые лавки, где ружья всякие на манер бариновых, так что небось рублей сто кажное... А в мясных лавках и тетерева, и рябцы, и зайцы, а в котором месте их стреляют, про то сидельцы не сказывают. Милый дедушка, а когда у господ будет елка с гостинцами, возьми мне золоченный орех и в зеленый сундучок спрячь. Попроси у барышни Ольги Игнатьевны, скажи, для Ваньки». Ванька судорожно вздохнул и опять уставился на окно. Он вспомнил, что за елкой для господ всегда ходил в лес дед и брал с собою внука. Веселое было время! И дед крякал, и мороз крякал, а глядя на них, и Ванька крякал. Бывало, прежде чем вырубить елку, дед выкуривает трубку, долго нюхает табак, посмеивается над озябшим Ванюшкой... Молодые елки, окутанные инеем, стоят неподвижно и ждут, которой из них помирать? Откуда ни возьмись, по сугробам летит стрелой заяц... Дед не может чтоб не крикнуть: — Держи, держи... держи! Ах, куцый дьявол! Срубленную елку дед тащил в господский дом, а там принимались убирать ее... Больше всех хлопотала барышня Ольга Игнатьевна, любимица Ваньки. Когда еще была жива Ванькина мать Пелагея и служила у господ в горничных, Ольга Игнатьевна кормила Ваньку леденцами и от нечего делать выучила его читать, писать, считать до ста и даже танцевать кадриль. Когда же Пелагея умерла, сироту Ваньку спровадили в людскую кухню к деду, а из кухни в Москву к сапожнику Аляхину... «Приезжай, милый дедушка, — продолжал Ванька, — Христом богом тебя молю, возьми меня отседа. Пожалей ты меня сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, всё плачу. А намедни хозяин колодкой по голове ударил, так что упал и насилу очухался. Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой... А еще кланяюсь Алене, кривому Егорке и кучеру, а гармонию мою никому не отдавай. Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка приезжай». Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку... Подумав немного, он умокнул перо и написал адрес:

На деревню дедушке.

Потом почесался, подумал и прибавил: «Константину Макарычу». Довольный тем, что ему не помешали писать, он надел шапку и, не набрасывая на себя шубейки, прямо в рубахе выбежал на улицу... Сидельцы из мясной лавки, которых он расспрашивал накануне, сказали ему, что письма опускаются в почтовые ящики, а из ящиков развозятся по всей земле на почтовых тройках с пьяными ямщиками и звонкими колокольцами. Ванька добежал до первого почтового ящика и сунул драгоценное письмо в щель... Убаюканный сладкими надеждами, он час спустя крепко спал... Ему снилась печка. На печи сидит дед, свесив босые ноги, и читает письмо кухаркам... Около печи ходит Вьюн и вертит хвостом...

Это произведение перешло в общественное достояние. Произведение написано автором, умершим более семидесяти лет назад, и опубликовано прижизненно, либо посмертно, но с момента публикации также прошло более семидесяти лет. Оно может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения.

Антон Павлович Чехов - известный русский писатель. Его произведения на сегодняшний день издаются более чем на 100 языках. Его бессмертные пьесы ставят во многих театрах мира. Нашей публике писатель более известен своими короткими юмористическими рассказами. «Лошадиная фамилия», «Дама с собачкой», «Каштанка» и многие другие произведения, хорошо знакомые нам с детства, написал А. П. Чехов. «Ванька» (краткое содержание приведено в статье) - это рассказ знаменитого автора, известный нам еще со школьной скамьи. Он написан более ста лет назад и входит в обязательную программу по изучению литературы в начальных классах во всех общеобразовательных школах.

Ванька тоскует по деду

Ваньку Жукова, девятилетнего мальчика, отдали в учение в Москву к сапожнику Аляхину. Он - сирота, из родных у него только дед Константин Макарыч. С тех пор как Ванька уехал из деревни, прошло три долгих месяца. Мальчик очень тоскует по своему дедушке, вспоминая каждое мгновение, проведенное с ним. Ванька любит представлять, что делает дед в деревне сейчас. Вот Константин Макарыч, маленький юркий старичок с вечно пьяным лицом и веселыми глазами, болтает с кухарками в людской. Он обожает его, чихает. А вот он вечером обходит с колотушкой господскую усадьбу - сторожит ее. Его всегда сопровождают две собаки: черный Вьюн и старая Каштанка. С описания Константина Макарыча, единственного родного человека главного героя, начал свое повествование Чехов. «Ванька» (краткое содержание читайте далее) - рассказ, вызывающий с первых строк у читателей симпатию к простому деревенскому мальчишке.

Жалобы Ваньки в письме

Ванька пишет письмо своему деду, в котором описывает все тяготы своей жизни у чужих людей. Доля его, действительно, незавидна. Подмастерья подсмеиваются над ним, заставляют воровать у хозяев и посылают за водкой в кабак. Семья сапожника, в которой он живет, немилостива к нему. Есть дают мало: утром - хлеба, в обед - каши, вечером - тоже хлеба. А за каждую провинность хозяин жестоко наказывает мальчонку. Так, недавно он выволок Ваньку за волосы во двор и бил там его шпандырем. А хозяйка за то, что мальчишка неправильно начал чистить селедку, тыкала в лицо ему рыбой. Но более всего Ванька не любит нянчиться с их ребенком. Когда младенец плачет по ночам, мальчишку заставляют качать его. Спать пацаненку ужасно хочется. И если ему случается заснуть, качая люльку, за это его тоже наказывают. Все это он описал в своем письме к деду. «Ванька» А. П. Чехова - это рассказ о непростой доле крестьянских детей, беззащитных перед волею господ.

Воспоминания Ваньки о счастливом времени в деревне

А еще Ванька любит вспоминать то время, когда он жил в деревне с дедом. Его мать Пелагея служила горничной у господ, и часто мальчик был при ней. Барышня Ольга Игнатьевна была очень благосклонна к ребенку, угощала его леденцами и от нечего делать выучила его писать, читать и даже танцевать кадриль. Но больше всего запомнилось Ваньке Рождество у господ. Перед праздником Константин Макарыч отправлялся в лес за елкой и брал с собой внука. Было ужасно холодно, мороз трещал. А Ваньке было все нипочем. Ведь он был рядом с дедом! Так описывает счастливое житье мальчика в деревне Чехов. «Ванька» (краткое содержание не передает эмоций, остающихся после прочтения произведения в оригинале) - рассказ, вызывающий у читателей острое чувство жалости и желание помочь наивному ребенку.

Довольный Ванька отправляет письмо

Закончив свое письмо, мальчик подписывает его: «На деревню дедушке». А поразмыслив, еще добавляет: «Константину Макарычу». Как отправить послание, Ванька знает. Ведь накануне он расспросил об этом торговцев из мясной лавки. Они рассказали ему, что письма следует опускать в почтовый ящик. Затем их вынимают и развозят по всему свету на тройках с бубенцами. Добежав до первого ящика, довольный собой мальчишка бросает в него письмо. Сделав это, он весело шагает домой. Час спустя Ванька уже сладко спит. Ему снится, как его дед Константин Макарыч сидит на теплой печке, свесив ноги, и читает письмо внука кухаркам. Этим эпизодом заканчивает свое повествование А. П. Чехов. «Ванька» (главные герои рассказа - люди положительные и даже в чем-то наивные) - произведение, вызывающее у читателей сочувствующую улыбку.

Тема детства часто звучит в рассказах писателя. О малолетнем наивном и добром крестьянском мальчике написал свое произведение Чехов. «Ванька» (краткое содержание вы узнали из статьи) - рассказ небольшой, но очень интересный. Советуем прочесть его в полном объеме.

Есаулов И. А.

Рассказ "Ванька" А.П. Чехова известен, кажется, всей читающей России. Написанный в 1886 году, он с начала прошлого века (именно с 1900 года) входит в многочисленные "Книги для чтения" и школьные учебники. Как часто происходит в таких случаях, поверхностно понятое "содержание" совершенно затемняет смысловые глубины и семантические перспективы произведения. Недалекому читателю слишком легко редуцировать смысл чеховского шедевра до юмористической сценки в сапожной мастерской.

"О чем" же рассказ? Как будто он о тяжкой доле мальчика "в людях". Над ним насмехаются подмастерья, его бьют и не кормят хозяева, ему не дает спать хозяйский "ребятёнок" и т.п. Одновременно рассказ как будто и о наивности самого героя, не умеющего правильно написать адрес на конверте, в сознании которого "необыкновенно юркий и подвижный старикашка... с вечно смеющимся лицом и пьяными глазами" является желанным избавителем. Таким образом, изображение и "жертвы" и ее "мучителей" должно, казалось бы, вызвать гнетущую атмосферу "идиотизма" русской жизни, если несколько перефразировать социал-демократического классика.

Так, для Е.В. Душечкиной чеховский рассказ "показывает, что писатель ищет новые пути святочного жанра в разработке "антирождественских" мотивов, использование которых… имело целью показать несоответствие сути праздника безжалостной реальности жизни". По мнению исследовательницы, деревенский ""уют" уютен лишь для того, кто когда-то жил в нем. Объективно - это вечно выпивший и ругающийся дед, нюхающий табак, бедность деревенского дома, убогость жизни <...> Автор не оставляет читателю никаких иллюзий и надежд на изменение судьбы героя: в отличие от Ваньки, пославшего письмо "на деревню дедушке", читатель знает, что прошлое невозвратимо и все самое лучшее у него уже позади".

В такого рода непоколебимой исследовательской уверенности о неизбежной тяжелой грядущей "судьбе" вымышленного автором персонажа явно сказывается, на наш взгляд, весьма распространенная ценностная установка, к тому же "подкрепленная" известной инерцией восприятия данного произведения, но не его самостоятельным анализом. Достаточно заметить, что "ругающийся", по определению Душечкиной, дед на самом деле никогда никого не ругает в пределах чеховского текста, но "заливается веселым смехом", "посмеивается", "балагурит". Предметный мир "деревенского дома" вообще не изображается, поэтому суждения о его "бедности", как и соображения об "убогости жизни" характеризуют аксиологические представления самой исследовательницы о русской жизни, но отнюдь не внутренний мир произведения.

"Дописать" за Чехова текст рассказа торопится и М.М. Дунаев, по мнению которого финал должен быть другим: "Константин Макарыч никогда не получит письма, и светлая надежда обернется тьмою… Ваньке неизбежно представится, что он никому не нужен, что его бросили и оставили в безнадежности… Дед же… ничего не сделает для внука. Ребенок переживет тяжелейшее потрясение, ощущение оставленности, заброшенности".

Отмахнувшись от того историко-литературного факта, что Чехов сознательно писал рождественский рассказ, опубликованный 25 декабря 1886 г. в "Петербургской газете" в разделе "Рождественские рассказы", и ничего не видя, кроме фабульного "содержания" этого текста, критик филологический анализ подменяет фантазиями на тему: что же будет дальше, после той финальной точки, которую поставил Чехов: дедушка "не получит письма"; "Ваньке представится"; "дед не сделает"; "ребенок переживет".

Подобное редуцированное прочтение уже своей очевидной одномерностью сразу же вызывает сомнения в его адекватности "смыслу" произведения (если только допустить, что "Ванька" действительно является художественным шедевром Чехова, а не образцом социально-обличительной беллетристики).

Когда мы пытаемся "услышать" ту "музыку интонационно-ценностного контекста", которой "как бы окутано" произведение, сразу же становится ясно: рассказ о чем-то другом. Жанр рождественского рассказа совершенно преображает то внешнее "содержание", к которому и сводят обычно "смысл" чеховского произведения. Перед нами сюжет о светлом рождественском чуде.

Как уже отмечено нами, рассказ "Ванька" впервые был опубликован в "Петербургской газете" 25 декабря – и именно в отделе "Рождественские рассказы". Уже этот контекст задает соответствующий "диалогизирующий фон... восприятия" текста, определенные границы адекватных прочтений произведения за которыми начинается эссеистическое и публицистическое фантазирование на тему "что будет дальше", далекое от филологии.

При кажущейся "простоте" рассказ имеет весьма сложную композицию. Письмо Ваньки Жукова несколько раз прерывается то воспоминаниями героя, то репликами повествователя, то знаменитым пейзажным описанием:

"А погода великолепная. Воздух тих, прозрачен и свеж. Ночь темна, но видно всю деревню с ее белыми крышами и струйками дыма, идущими из труб, деревья, посеребренные инеем, сугробы. Все небо усыпано весело мигающими звездами, и Млечный Путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли и потерли снегом...".

За шутливым предположением в последней фразе мерцает представление о сотворенности Божьего мира, о скрытом присутствии Творца, о праздничности рождественского космоса, однако оно подается в чисто чеховской, несколько ироничной стилистике. К примеру, и в пасхальном рассказе "Святою ночью" подчеркивается совершенно особенное состояние неба:

"Мир освещался звездами, которые всплошную усыпали все небо. Не помню, когда в другое время я видел столько звезд. Буквально некуда было пальцем ткнуть. Тут были крупные, как гусиное яйцо, и мелкие, с конопляное зерно... Ради праздничного парада вышли они на небо все до одной, от мала до велика, умытые, обновленные, радостные, и все до одной тихо шевелили своими лучами".

Обратим внимание, как пишет письмо Ванька. "Бумага лежала на скамье, а сам он стоял перед скамьей на коленях". Ранее упоминается "темный образ". Герой принимает молитвенную позу, поэтому поздравление дедушки с Рождеством и пожелание "всего от Господа Бога" нельзя считать только лишь проходными и нейтральными речевыми клише.

Очень важна деталь предметного мира этого произведения: окно, в которое глядит Ванька и в котором "мелькало отражение его свечи". Именно после этого словесного кадра изображения начинается описание деревенского уюта, куда всей душой стремится тоскующий Ванька. Таким образом, уже в этом месте внешне юмористического текста можно говорить о появлении своего рода мистического заоконного пространства, куда вполне реально устремляется мысль героя.

Это пространство представляет собой целый многоцветный мир -- во многом более реальный, чем окружающая героя в Москве опостылевшая ему сапожная мастерская. Например, при описании этого мира часто используются глаголы настоящего времени, тогда как в "городском" пространстве доминирует прошедшее время. Даже кобелек Вьюн в том, "своем", мире имеет не просто человеческий, а весьма сложный и тяжелый характер: он "необыкновенно почтителен и ласков", однако "под почтительностью и смирением скрывается самое иезуитское ехидство". Если старая Каштанка, угощаемая табаком, простецки "чихает, крутит мордой и, обиженная, отходит в сторону", то Вьюн "из почтительности не чихает и вертит хвостом".

В заоконном мире звучит веселый голос дедушки Константина Макарыча ("Табачку нешто нам понюхать?"; "Отдирай, примерзло!"; "Держи, держи... держи! Ах, куцый дьявол!") – в отличие от безголосого мира, окружающего в московском доме Ваньку. Ведь тут "хозяева и подмастерья ушли к заутрене", оставив его в эту рождественскую ночь одного.

Самое же существенное состоит в том, что окно становится не только той границей между "чужим" и "своим", которую преодолевает маленький герой, воображая занесенную снегом родную деревню, но именно оттуда, из заоконного пространства, приходит к Ваньке страстно ожидаемый им ответный импульс. "Теперь, наверно, дед стоит у ворот, щурит глаза на ярко-красные окна деревенской церкви..." Городское окно Ваньки, отражающее его свечу, и деревенские окна церкви, в которых виднеется рождественский свет лампадок и свечей, неявно сближаются автором. Можно сказать, что взгляд внука, устремленный в темное окно, и взгляд деда, обращенный на "ярко-красные" окна деревенской церкви, в рождественскую ночь мистически встречаются... По крайней мере, Ванька из своего московского угла несомненно видит в эту минуту те же окна церкви, на которые - тоже в эту минуту ("теперь") - "щурит глаза" из темноты его деревенский дедушка… Ближе к концу произведения в том же заоконном пространстве ("Ванька... вновь уставился на окно") появляется и рождественская елка, за которой "по сугробам" идут Ванюшка (здесь возникает именно такая форма имени героя) и дед.

При наивно-реалистическом чтении этого чеховского шедевра кажется несомненной итоговая неудача затеи Ваньки: "прозаическому" Константину Макарычу, конечно, никогда не получить жалобное письмо сироты-внука. Точно так же, как "прозаическому" Пьеру Безухову (если предположить и его "реальное" существование вне поэтического мира толстовского романа) решительно невозможно участвовать в восстании декабристов, а Раскольникову Достоевского преодолеть границы романного "эпилога".

С наивно-реалистической точки зрения, принципиально отрицающей великую реальность чуда, Константин Макарыч "не сможет" получить письмо внука, даже если он со всевозможной точностью обозначит адрес именно "его" деревни. Хотя бы потому (но не только поэтому!), что Константин Макарыч – вымышленный персонаж, а не житель деревни. Однако же перед нами отнюдь не натуралистическое описание частной сценки в сапожной мастерской, а именно произведение (художественная реальность), написанное в жанре рождественского рассказа.