"скиф" - боевая лазерная станция. Боевая орбитальная станция "скиф" (ссср) Космический корабль полюс

Предисловие: Недавно наткнулся на фото неизвестной Русской "Черной ракеты". В итоге удалось выяснить невероятные факты об этой "Черной ракете" и что на самом деле, это за проект. Оказывается это была действующая секретная разработка боевой космической лазерной станции. Кстати эта разработка считается первая и единственная в мире, которая была успешно выведена на орбиту Земли (по официальной информации. Но так как такие проекты в большинстве случаев засекречены и разрабатываются многими странами, то было бы неудивительно если на орбите могут находиться такие станции далеко не в единственном экземпляре и возможно не только Русские, и возможно сейчас они пролетают над вами, но это мысли вслух...)

"Черная ракета" показанная на фото является самым крупным Советским космическим аппаратом "Полюс" (он же "Скиф-ДМ"- первая в мире боевая космическая лазерная станция).

Проект "Скиф"

Как удалось выяснить "Черная ракета" показанная на фото является самым крупным Советским космическим аппаратом "Полюс" (он же "Скиф-ДМ", он же 17Ф19ДМ, он же МИР-2, он же - первая в мире боевая космическая лазерная станция). И причем этот проект практически полностью отработан и считается весьма успешным. Вот вам и космические лазеры! Оказывается все это уже было еще в годы СССР.Правда только сейчас многие разработки стали приоткрывать общественности, но как говорится лучше поздно чем вообще никогда...

Что известно:

Лазерная орбитальная платформа "Скиф" она же "черная ракета"

Лазерная орбитальная платформа начала разрабатываться в СССР еще в конце 1970-х годов. Программа "Скиф" должна была стать ответом на разрабатываемую американцами СОИ (Стратегическая оборонная инициатива, также известная как «звёздные войны».)

При этом, понимая всю сложность перехвата боевых блоков МБР, советские ученые разрабатывали "Скиф" в первую очередь, как средство уничтожения американских космических аппаратов, чтобы не дать им перехватить наши МБР. (Но, это конечно далеко не все функции, которые должна была выполнять лазерная орбитальная платформа.)


Известно, что для лазерной орбитальной платформы в ОАО «Конструкторское Бюро Химавтоматики» был разработан газодинамический CO2 лазер ГДЛ РД0600 мощностью 100 кВт и габаритами 2140х1820х680 мм. Стоит отметить, что этот лазер к 2011-му году прошел полный цикл стендовой отработки.

Кстати это наводит на мысли, что боевой лазер "Пересвет" о котором еще говорил, Российский президент Владимир Путин имеет вполне обоснованный фундамент, еще сделанный выдающимися Советскими учеными. Стоит отнестись со всем уважением и к Российским ученым ведь они продолжили традицию Советских разработок и как итог, сейчас на вооружение у нас есть боевой лазер, который для импульса подкачивается ядерным реактором.

боевой лазерный комплекс "Пересвет" способен поражать авиацию противника

Достижение, ставшее сенсацией для мировой космонавтики.

Ракета-носитель Энергия перед стартом.

В мае 1987 года за этим стартом следил весь мир, запуск стал сенсацией для мировой космонавтики. В своем первом полете ракета-носитель Энергия несла в качестве полезной нагрузки тот самый секретный экспериментальный аппарат "Скиф" (она же "Черная ракета"). Масса космического тандема более 100 тонн, для сравнения грузоподъемность американских "Шаттлов" была в 3 раза меньше. Есть даже небольшой видео фрагмент ракеты Энергия и аппарата "Скиф":

Комплекс "Энергия-Скиф" успешно прошел все испытания, как на полигонах, так и на самом космодроме, а именно наземные и летные, но на успешный старт рассчитывали немногие. Но запуск прошел в штатном режиме с минимальными погрешностями. Те средства, которые были затрачены на эту машину, по сути дела не пропали даром. По Миру прекратилась гонка вооружений в космосе, например спутники которые бы уничтожали другие спутники, проще говоря "звездные войны". Кстати после этого американцы не могли запустить такую большую полезную нагрузку. Максимум на что они были способны, так это на запуск 30 тонн на "Шаттле", рассказывает конструктор Александр Маркин.

Причина создания.

Советский Союз в конце восьмидесятых отставал от американцев в освоении лазерного оружия. У США было около 8 авианосцев, которые могли поразить любую цель противника. Проект "Скиф" поставил жирную точку в гонке вооружений, макет космического корабля оснастили лазерной пушкой, что придало ему статус стратегического истребителя военного назначения.

Перед Советским Союзом встала необходимость срочно создать такое оружие, которое могло бы иметь приоритет над противником, но и в то же время самой главной задачей было, чтобы это оружие могло в те годы защитить наши территории. Также при необходимости оружие должно было уметь и нанести мощный ответный удар, рассказывает главный диспетчер ЦСКБ "Прогресс" в 1987 г. Александр Лунев.

Топливные баки, элементы каркаса, корпус и другие детали "Энергии" изготавливали на ЦСКБ "Прогресс". Для завода это был самый крупный заказ за всю историю, масштабы строительства поразили даже бывалых ракетостроителей.

Конструкция действительно очень большая, потому что, только диаметр изделия был практически 8 метров. Бак горючего в общей сложности между шпангоутами 29 метров! Это колоссальное сооружение, если так говорить про ракеты, поясняет начальник производства цеха No 233 в 1987 г. Петр Педчинко.

Ракета-носитель Энергия.

Петр Педченко в 1987 году был начальником производства, следил за технологическим процессом изготовления деталей и ходом испытаний: "водой, огнем и холодом." Каждое испытание для Куйбышевских заводчан являлось отработкой новейших технологий, которые приходилось осваивать по факту.

Сейчас же в 233 цехе пустынно, а 25 лет назад работа здесь кипела не на шутку. Ведь стояла задача, успеть в сжатые сроки опередить американцев и заявить о космических возможностях на весь Мир. (Да уж, Советские возможности все таки были гораздо больше чем сейчас, а представьте на секунду? Если бы СССР не развалился и космическая гонка продолжилась? Где возможно, могли бы мы быть?)

Все это было в этом корпусе до самого конца, и ходить было иногда очень тяжело! Потому что сюда пришел, а потом надо идти туда.А здесь слава Богу почти пол километра корпус, вспоминает Петр Педчинко, смотря с грустью на этот корпус.

После выхода на орбиту "Скиф" штатно отделился от ракетоносителя, но служить ему пришлось недолго, 80-тонный аппарат в космосе мог спровоцировать другие страны и развязать войну. Советские специалисты приняли решение затопить макет космического корабля в тихом океане, а спустя полтора года ракета-носитель "Энергия" вывела в космос орбитальный корабль многоразового использования "Буран". Кстати свой полет 15 ноября 1988 года он совершил в автоматическом беспилотном режиме. И это в те годы!!!

Но увы, этот полет стал последним, развал Советского Союза стал причиной, по которой космическую программу закрыли. В космос деньги решили больше не вкладывать. Но все же стоит отметить, что те два пуска сначала с макетом космического корабля "Скиф" а затем с космопланом "Буран" на долгие годы вывели Советский Союз, а затем Россию на лидирующие позиции в космическом деле. Конечно, сегодняшние успехи пока меркнут перед теми масштабами, что были в годы СССР. Однако есть надежда что Россия все таки сможет вернуть себе по настоящему звание "Космической державы". По заявлению Владимира Путина, Российские ученые ведут разработки, которые позволят, наконец-то отправить пилотируемые миссии на Луну и Марс!

На этом историю "Скифа" можно было бы считать завершенной, однако многие эксперты сходятся во мнение, что эти разработки продолжают развиваться, совершенствоваться и никто не отказался от космической боевой лазерной станции. Как говорят эксперты в нужное время и в нужный час эти разработки станут известны широкой общественности, ведь как сказал еще в марте 2018 года В.Путин о новых видах оружия "просто пока что еще не время". А ведь также никто не поверил когда Путин, сделал заявление еще в далеком 2004 году о том, что Россия ведет разработку оружия на новых физических принципах, но, а далее все мы помним реакцию мира на заявления Путина и то что у России есть гиперзвуковое оружие. Так что есть над чем задуматься!

"Скиф" против ёжиков

Лазерная орбитальная платформа начала разрабатываться в СССР в конце 1970-х годов. Программа "Скиф" должна была стать ответом на разрабатываемую американцами СОИ. При этом, понимая сложность перехвата боевых блоков МБР, советские ученые разрабатывали "Скиф" в первую очередь, как средство уничтожения американских космических аппаратов (да, да тех самых "Эскалибуров" , о которых речь шла выше), чтобы не дать им перехватить наши МБР.

Было решено установить на космический аппарат (КА) углекислотный газодинамический лазер мощностью 1 МВт, разработанный одним из филиалов Института атомной энергии им. И.В.Курчатова. и испытанный на авиационном лазерном комплексе А-60 .

Авиационный лазерный комплекс А-60 (он же "Ил-76ЛЛ с БЛ")

Космический аппарат, предназначенный для установки на нем мегаваттного лазера с Ил-76ЛЛ с БЛ, получил обозначение 17Ф19Д "Скиф-Д" . Буква "Д" обозначала "демонстрационный". Также попадается инофрмация, что на "Скиф" должен был устанавливаться непрерывный газодинамический углекислотный лазер РД0600 мощностью не 1МВт, а 100 КВт.

27 августа 1984 г. министр общего машиностроения О.Д. Бакланов подписал приказ N343/0180 о создании 17Ф19Д "Скиф-Д".
Первый запуск на орбиту "Скифа-Д" должен был состояться во втором квартале 1987 г.

"Скиф-Д" был прежде всего экспериментальным КА, на котором должны были отрабатываться не только лазер, но и некоторые штатные системы следующих аппаратов, создаваемых в рамках программы "советской СОИ". Это были системы разделения и ориентации, система управления движением, система электропитания, система управления бортовым комплексом.


Предполагаемый вид "Скифа-Д" на дежурстве

Создававшие «Скиф» конструкторы столкнулись с кучей новых для них технических проблем.
Во-первых, было совершенно неясно запустится ли на орбите в условиях вакуума и невесомости газодинамический лазер на углекислом газе. Чтобы разобраться с этой проблемой на Заводе им. М.В.Хруничева было решено создать специальный испытательный стенд. Стенд занимал огромную территорию и включал в себя четыре 20-метровые вертикальные цилиндрические башни вакуумирования, две 10-метровые шаровые емкости для хранения криогенных компонентов, разветвленную сеть трубопроводов большого диаметра.
Проблемы были с системой энергоснабжения лазера. Очень сложной вышла система управления движением "Скифа-Д". Ведь ей приходилось производить нацеливание поворотной головной части и всего аппарата на цель, при этом компенсируя возмущения от работы генераторов, от выхлопа газов из лазера (у турбогенераторов были крупные подвижные части, а газ так сильно нагревался, что его требовалось стравливать, влияло на движение космического аппарата, делая лазер крайне неточным ), да и от самих разворотов очень тяжелой, но при этом очень быстро вращающейся головной части отсека специальной аппаратуры.

Уже в 1985 г. было ясно, что потребуется один испытательный пуск КА только для отработки всех этих вспомогательных систем. Поэтому было решено изделие "Скиф-Д1" вывести на орбиту без боевого лазера, и лишь "Скиф-Д2" полностью оснастить "спецкомплексом".

Скиф-ДМ + Энергия

Скиф разрабатывался параллельно с новой ракетой-носителем "Энергия", предназначенной для выведения на орбиту КА массой до 100 тонн.
В середине 1985 года было принято решение переделать стендовую РН 11К25 "Энергия" N6С в летную (номер носителя изменился на 6СЛ) и запустить в 1986 г.
Встал вопрос о полезной нагрузке для этого запуска. Решили использовать этот запуск в интересах темы "Скиф" и потребовали от КБ габаритно-весовой макет (ГВМ).
В КБ "Салют" решили установить на заказанный ГВМ все готовые на тот момент системы штатного "Скифа-Д" для их отработки в космосе. Так увидел свет проект аппарата "Скиф-Д макетный" или 17Ф19ДМ "Скиф-ДМ" , получивший еще одно наименование - "Полюс".


Летный экземпляр КА 17Ф19ДМ "Скиф-ДМ" получил бортовой номер 18201 вслед за 17Ф19Д "Скиф-Д" №18101, который хоть и был задуман раньше, но стартовать теперь должен был позже. Внешне оба аппарата имели много общего, за исключением поворотной головной части отсека специальной аппаратуры. 17Ф19ДМ состоял так же из двух модулей: функционально-служебного блока (ФСБ) и целевого модуля (ЦМ), имел длину 36.9 метров, максимальный диаметр 4.1 метра, массу 77 тонн вместе с головным ФСБ.
В целевом модуле "Скифа-ДМ" размещались экспериментальные установки для проведения прикладных и геофизических экспериментов (тогда как ЦМ "Скифа-Д" должен был нести резервуары с углекислым газом и два турбогенератора, обеспечивающие работу лазера).


"Скиф-Д" должен был нести не один, а два лазера.
Наведение аппарата на цели осуществлялось в два этапа.
Сначала для грубого наведения использовалась бортовая радиолокационная станция (БРЛС). Затем точное наведение осуществляла СНУ, использовавшая для этого маломощный лазер. Создавало СНУ казанское ПО "Радиоприбор" - ведущая в СССР фирма по системам опознавания. Для обработки данных от БРЛС и СНУ и совместной работы этих систем с исполнительными органами системы управления движением в СУД "Скифа-ДМ" использовалась БЦВМ "Аргон-16", аналогичная такой же БЦВМ на базовом блоке станции "Мир".

Для испытания СНУ решено было использовать отделяемые мишени (типа надувных шаров и уголковых отражателей). На надувных мишенях устанавливались бариевые плазмогенераторы для имитации работы двигателей баллистических ракет и спутников. Работу плазмогенераторов было решено официально объявить как геофизический эксперимент по изучению взаимодействия искусственных плазменных образований с земной ионосферой, а отстрел мишеней для СНУ - как испытания перспективной системы сближения и стыковки. Хотя, отработка новой системы стыковки, при которой аппарат не сближался с мишенями, а наоборот - отстреливал их, выглядела бы со стороны очень странно. Это уже была какая-то "перспективная система расстыковки".
:)


Полным ходом шла «перестройка». Не минула она и программу разработки орбитального лазера.
Меченый М.С. Горбачев начал пиариться на теме «мирного космоса» и Госкомиссия по пуску "Скифа-ДМ", опасаясь скомпрометировать «миротворческие заявления» руководства страны, программу испытаний существенно урезала - были отменены все отстрелы мишеней, испытания БРЛС и СНУ, выброс ксеноново-криптоновой газовой смеси через систему безмоментного выхлопа (СБВ).

На основании этих политических решений Госкомиссия по пуску "Скифа-ДМ" в феврале 1987 г. отменила в программе полета аппарата все отстрелы мишеней, испытания БРЛС и СНУ, выброс ксеноново-криптоновой газовой смеси через СБВ.
Решили лишь вывести "Скиф-ДМ" на орбиту, а через месяц свести его в атмосферу над пустынным районом Тихого океана. Что подумали бы в США о таком огромном, но молчащем аппарате - трудно сказать. Пожалуй, здесь было бы не меньше подозрений, чем в случае отстрела мишеней и выброса газовых облаков.
В программе испытаний оставили лишь десять наиболее "безобидных" экспериментов: четыре военно-прикладных и шесть геофизических.

15 мая 1987 года аппарат стартовал с космодрома Байконур. Две ступени «Энергии» отработали успешно. Через 460 секунд после старта «Скиф-ДМ» отделился от ракеты-носителя на высоте 110 километров. Испытания новой РН "Энергия" завершились успешно! А вот с выводимым аппаратом вышло уже не так "гладко".
Маневр поворота космического аппарата "Полюс" на 1800 по тангажу и к этому же на 900 по крену, как было предусмотрено программой ориентации корабля, был выполнен штатно. Однако расчетный процесс "переворачивания" из-за ошибки, заложенной в программе полета макета, не прекратился, а продолжался. В расчетный момент автоматически включилась маршевая двигательная установка, которая должна была сообщить космическому аппарату дополнительную скорость порядка 60 м/с, и вывести его на орбиту высотой 280 км.
В результате «Скиф-ДМ» не вышел на заданную орбиту и по баллистической траектории упал в Тихий океан.
Несмотря на это, по оценке, указанной в отчёте, более 80 % запланированных опытов удалось выполнить.

Прочие "Скифы" .

За макетом "Скиф-ДМ" должны были последовать "Скиф-Д1" и "Скиф-Д2" (второй уже - полноценный боевой аппарат).

Далее планировался КА 17Ф19С "Скиф-Стилет". На нем собирались установить лазерный комплекс 1К11 "Стилет", разработанный в НПО "Астрофизика".
"Стилет" для 17Ф19С представлял собой космический вариант наземного "Стилета" (я упоминал о нем ранее ), уже созданного и проходящего в 80-х годах испытания. Наземный "Стилет" не предназначался для разрушения или уничтожения техники противника - этого просто не позволяла атмосфера и энергетика. Лазеры предназначались для вывода из строя прицелов и датчиков оптических устройств. На Земле применение "Стилета" было малоэффективным. В космосе за счет вакуума радиус его действия значительно увеличивался. "Стилет - космический" вполне можно было применять как противоспутниковое средство. Ведь выход из строя оптических датчиков космического аппарата противника был равносилен гибели спутника.
Для повышения эффективности действия "Стилета" в космосе был разработан специальный телескоп. В сентябре 1986 года электрический действующий макет "Стилета" был изготовлен НПО "Астрофизика" и поставлен в КБ "Салют" для испытаний. В августе 1987 года был изготовлен стендовый прототип кожуха телескопа.

В дальнейшем планировалось разработать целое семейство различных аппаратов тяжелого класса. Была запланирован унифицированный космический комплекс 17Ф19У "Скиф-У"... Но "перестройка" поставила на программе "Скиф" жирный крест. На руку противникам "Скифа" сыграл и неудачный вывод на орбиту "Полюса".

В сентябре 1987 г. работы по теме 17Ф19Д в КБ "Салют" и заводе им. Хруничева были приостановлены, да так и не возобновились. А к 1989 г. финансирование темы тяжелых боевых орбитальных станций было полностью прекращено.

В 1988 г. КБ "Салют" предложило проект тяжелого производственного модуля (ТМП) на основе задела по аппаратам 17Ф19ДМ, 17Ф19Д и 17Ф111. При стартовой массе 101.9 т его масса на орбите составила бы 88 т, из которых 25 т приходилось бы на технологическое оборудование для производства в условиях микрогравитации (10-5 - 10-6g) дорогих полупроводниковых материалов и кристаллов с геометрически совершенной кристаллической решеткой. На аппарате планировалось установить термоэлектрические печи типа "Кратер", прошедших испытания на модуле "Кристалл" орбитального комплекса "Мир". Для питания печей на ТМП планировалось установить большие солнечные батареи общей площадью 500 м2, позаимствованные с аппарата 17Ф111 "Каскад". Доставка расходуемых материалов на ТМП было возможно как кораблями типа "Союз" и "Прогресс", так и Многоразовой авиационно-космической системой МАКС. Проект ТМП рассматривался в течение ряда лет, однако так и не был утвержден.

P.S.
Более подробно (очень много букв!) о программе "Скиф" можно почитать .

P.P.S.
На этом историю "Скифа" можно было бы считать завершенной, однако можно предположить, что некоторое продолжение в 90-х она получила.
Первый компонент готовящейся к запуску международной космической станции (МКС) был российским модулем под названием «Заря» , также известным, как функциональный грузовой блок. Аппарат был построен в середине 90-х по контракту с НАСА предприимчивыми инженерами на заводе им. Хруничева, которые уложились и в сроки, и в бюджет. Основное предназначение Зари заключалось в том, чтобы снабжать станцию электроэнергией и выполнять ее орбитальную коррекцию — та же самая роль, которую должен был выполнять функциональный блок "Скифа". Некоторые советские исследователи считают, что "Заря" начала свою жизнь в качестве резервного аппарата, изначально создаваемого для программы «Полюс». Все что им нужно было сделать — стереть пыль со старого, но совершенно пригодного оборудования, или даже просто с чертежей, и это определенно могло помочь уложиться в производственный график строительства модуля космической станции во время экономического хаоса, который царил в России в девяностые.

Источники:
1. http://military.tomsk.ru/blog/topic-353.html
2. http://pvo.guns.ru/abm/a135-01.htm
3. Журнал "Популярная механика" №10 (№84) 2009.

Стартовая площадка Технические характеристики Масса

77 т (без модулей)

Размеры

длина: 37 м, диаметр: 4,1 м

«Полюс» (Скиф-ДМ , изделие 17Ф19ДМ ) - космический аппарат, динамический макет (ДМ) боевой лазерной орбитальной платформы «Скиф» , полезная нагрузка, использовавшаяся во время первого запуска ракеты-носителя «Энергия» в 1987-м году.

История создания

Орбитальная платформа «Скиф»

«Скиф» - проект боевой лазерной орбитальной платформы массой свыше 80 тонн, разработка которого началась в конце 1970-х г в НПО «Энергия» (в 1981 году, в связи с большой загруженностью объединения, тему «Скиф» передали в КБ «Салют»). 18 августа 1983 года Генеральный секретарь ЦК КПСС Юрий Андропов сделал заявление о том, что СССР в одностороннем порядке прекращает испытания комплекса противокосмической обороны, но в связи с проведением в США программы «СОИ » работы над «Скифом» продолжились.

В частности, для лазерной орбитальной платформы в ОАО «Конструкторское Бюро Химавтоматики» был разработан газодинамический CO 2 лазер ГДЛ РД0600 мощностью 100 кВт и габаритами 2140х1820х680 мм, прошедший к 2011-му году полный цикл стендовой отработки.

Динамический макет Скиф-ДМ

В рамках проекта «Скиф» на 1986-1987-й годы был запланирован экспериментальный вывод на орбиту габаритно-весового макета станции (космический аппарат Скиф-ДМ ) при помощи ракеты-носителя «Энергия» .

Скиф-ДМ имел длину 37 метров, максимальный диаметр 4,1 метра и массу около 80 тонн. Он состоял из двух основных отсеков: меньшего - функционально-служебного блока и большего - целевого модуля. Функционально-служебный блок представлял собой давно освоенный космический корабль снабжения орбитальной станции «Салют». Здесь размещались системы управления движением и бортовым комплексом, телеметрического контроля, командной радиосвязи, обеспечения теплового режима, энергопитания, разделения и сброса обтекателей, антенные устройства, система управления научными опытами. Все приборы и системы, не выдерживающие вакуума, располагались в герметичном приборно-грузовом отсеке.
В отсеке двигательной установки размещались 4 маршевых двигателя, 20 двигателей ориентации и стабилизации и 16 двигателей точной стабилизации, а также баки, трубопроводы и клапаны пневмогидросистемы, обслуживающей двигатели. На боковых поверхностях двигательной установки размещались солнечные батареи, раскрывающиеся после выхода на орбиту.

Программа полёта Скиф-ДМ включала в себя десять экспериментов: четыре прикладных и шесть геофизических.

Запуск комплекса «Энергия-Скиф-ДМ» 15 мая 1987 года

Первоначально старт системы «Энергия-Скиф-ДМ» планировался на сентябрь 1986 года. Однако, из-за задержки изготовления аппарата, подготовки пусковой установки и других систем космодрома запуск отложили почти на полгода - на 15 мая 1987 года. Лишь в конце января 1987 года аппарат был перевезен из монтажно-испытательного корпуса на 92-й площадке космодрома, где он проходил подготовку, в здание монтажно-заправочного комплекса. Там 3 февраля 1987 года «Скиф-ДМ» был состыкован с ракетой-носителем «Энергия». На следующий день комплекс вывезен на универсальный комплексный стенд-старт на 250 площадке. На самом же деле комплекс «Энергия-Скиф-ДМ» был готов к запуску лишь в конце апреля.

Запуск комплекса состоялся 15 мая 1987 года с задержкой на пять часов . Две ступени «Энергии» отработали успешно. Через 460 секунд после старта «Скиф-ДМ» отделился от ракеты-носителя на высоте 110 километров. Процесс разворота космического аппарата после отделения от ракеты-носителя из-за ошибки коммутации электрической схемы длился дольше расчётного. В результате «Скиф-ДМ» не вышел на заданную орбиту и по баллистической траектории упал в Тихий океан . Несмотря на это, по оценке, указанной в отчёте, более 80 % запланированных опытов удалось выполнить.

Публичное сообщение

15 мая 1987 года ТАСС опубликовало сообщение, в котором, в частности, говорилось:

В Советском Союзе начаты летно-конструкторские испытания новой мощной универсальной ракеты-носителя «Энергия», предназначенной для выведения на околоземные орбиты как многоразовых орбитальных кораблей, так и крупногабаритных космических аппаратов научного и народнохозяйственного назначения. Двухступенчатая универсальная ракета-носитель… способна выводить на орбиту более 100 тонн полезного груза… 15 мая 1987 года в 21 час 30 минут московского времени с космодрома Байконур осуществлен первый запуск этой ракеты… Вторая ступень ракеты-носителя… вывела в расчетную точку габаритно-весовой макет спутника. Габаритно-весовой макет после разделения со второй ступенью должен был с помощью собственного двигателя быть выведен на круговую околоземную орбиту. Однако из-за нештатной работы его бортовых систем макет на заданную орбиту не вышел и приводнился в акватории Тихого океана…

Напишите отзыв о статье "Полюс (космический аппарат)"

Литература

  • Глушко В. П. Штурм космоса ракетными системами // . - 3-е изд., перераб. и доп. - М .: Машиностроение, 1987. - С. 304.

Примечания

См.также

Ссылки

  • www.buran.ru/htm/cargo.htm
  • www.astronautix.com/craft/polyus.htm
  • www.buran.ru/htm/scr.htm -скринсейвер с космической станцией и другими космическими аппаратами.

Отрывок, характеризующий Полюс (космический аппарат)

Через два часа подводы стояли на дворе богучаровского дома. Мужики оживленно выносили и укладывали на подводы господские вещи, и Дрон, по желанию княжны Марьи выпущенный из рундука, куда его заперли, стоя на дворе, распоряжался мужиками.
– Ты ее так дурно не клади, – говорил один из мужиков, высокий человек с круглым улыбающимся лицом, принимая из рук горничной шкатулку. – Она ведь тоже денег стоит. Что же ты ее так то вот бросишь или пол веревку – а она потрется. Я так не люблю. А чтоб все честно, по закону было. Вот так то под рогожку, да сенцом прикрой, вот и важно. Любо!
– Ишь книг то, книг, – сказал другой мужик, выносивший библиотечные шкафы князя Андрея. – Ты не цепляй! А грузно, ребята, книги здоровые!
– Да, писали, не гуляли! – значительно подмигнув, сказал высокий круглолицый мужик, указывая на толстые лексиконы, лежавшие сверху.

Ростов, не желая навязывать свое знакомство княжне, не пошел к ней, а остался в деревне, ожидая ее выезда. Дождавшись выезда экипажей княжны Марьи из дома, Ростов сел верхом и до пути, занятого нашими войсками, в двенадцати верстах от Богучарова, верхом провожал ее. В Янкове, на постоялом дворе, он простился с нею почтительно, в первый раз позволив себе поцеловать ее руку.
– Как вам не совестно, – краснея, отвечал он княжне Марье на выражение благодарности за ее спасенье (как она называла его поступок), – каждый становой сделал бы то же. Если бы нам только приходилось воевать с мужиками, мы бы не допустили так далеко неприятеля, – говорил он, стыдясь чего то и стараясь переменить разговор. – Я счастлив только, что имел случай познакомиться с вами. Прощайте, княжна, желаю вам счастия и утешения и желаю встретиться с вами при более счастливых условиях. Ежели вы не хотите заставить краснеть меня, пожалуйста, не благодарите.
Но княжна, если не благодарила более словами, благодарила его всем выражением своего сиявшего благодарностью и нежностью лица. Она не могла верить ему, что ей не за что благодарить его. Напротив, для нее несомненно было то, что ежели бы его не было, то она, наверное, должна была бы погибнуть и от бунтовщиков и от французов; что он, для того чтобы спасти ее, подвергал себя самым очевидным и страшным опасностям; и еще несомненнее было то, что он был человек с высокой и благородной душой, который умел понять ее положение и горе. Его добрые и честные глаза с выступившими на них слезами, в то время как она сама, заплакав, говорила с ним о своей потере, не выходили из ее воображения.
Когда она простилась с ним и осталась одна, княжна Марья вдруг почувствовала в глазах слезы, и тут уж не в первый раз ей представился странный вопрос, любит ли она его?
По дороге дальше к Москве, несмотря на то, что положение княжны было не радостно, Дуняша, ехавшая с ней в карете, не раз замечала, что княжна, высунувшись в окно кареты, чему то радостно и грустно улыбалась.
«Ну что же, ежели бы я и полюбила его? – думала княжна Марья.
Как ни стыдно ей было признаться себе, что она первая полюбила человека, который, может быть, никогда не полюбит ее, она утешала себя мыслью, что никто никогда не узнает этого и что она не будет виновата, ежели будет до конца жизни, никому не говоря о том, любить того, которого она любила в первый и в последний раз.
Иногда она вспоминала его взгляды, его участие, его слова, и ей казалось счастье не невозможным. И тогда то Дуняша замечала, что она, улыбаясь, глядела в окно кареты.
«И надо было ему приехать в Богучарово, и в эту самую минуту! – думала княжна Марья. – И надо было его сестре отказать князю Андрею! – И во всем этом княжна Марья видела волю провиденья.
Впечатление, произведенное на Ростова княжной Марьей, было очень приятное. Когда ои вспоминал про нее, ему становилось весело, и когда товарищи, узнав о бывшем с ним приключении в Богучарове, шутили ему, что он, поехав за сеном, подцепил одну из самых богатых невест в России, Ростов сердился. Он сердился именно потому, что мысль о женитьбе на приятной для него, кроткой княжне Марье с огромным состоянием не раз против его воли приходила ему в голову. Для себя лично Николай не мог желать жены лучше княжны Марьи: женитьба на ней сделала бы счастье графини – его матери, и поправила бы дела его отца; и даже – Николай чувствовал это – сделала бы счастье княжны Марьи. Но Соня? И данное слово? И от этого то Ростов сердился, когда ему шутили о княжне Болконской.

Приняв командование над армиями, Кутузов вспомнил о князе Андрее и послал ему приказание прибыть в главную квартиру.
Князь Андрей приехал в Царево Займище в тот самый день и в то самое время дня, когда Кутузов делал первый смотр войскам. Князь Андрей остановился в деревне у дома священника, у которого стоял экипаж главнокомандующего, и сел на лавочке у ворот, ожидая светлейшего, как все называли теперь Кутузова. На поле за деревней слышны были то звуки полковой музыки, то рев огромного количества голосов, кричавших «ура!новому главнокомандующему. Тут же у ворот, шагах в десяти от князя Андрея, пользуясь отсутствием князя и прекрасной погодой, стояли два денщика, курьер и дворецкий. Черноватый, обросший усами и бакенбардами, маленький гусарский подполковник подъехал к воротам и, взглянув на князя Андрея, спросил: здесь ли стоит светлейший и скоро ли он будет?
Князь Андрей сказал, что он не принадлежит к штабу светлейшего и тоже приезжий. Гусарский подполковник обратился к нарядному денщику, и денщик главнокомандующего сказал ему с той особенной презрительностью, с которой говорят денщики главнокомандующих с офицерами:
– Что, светлейший? Должно быть, сейчас будет. Вам что?
Гусарский подполковник усмехнулся в усы на тон денщика, слез с лошади, отдал ее вестовому и подошел к Болконскому, слегка поклонившись ему. Болконский посторонился на лавке. Гусарский подполковник сел подле него.
– Тоже дожидаетесь главнокомандующего? – заговорил гусарский подполковник. – Говог"ят, всем доступен, слава богу. А то с колбасниками беда! Недаг"ом Ег"молов в немцы пг"осился. Тепег"ь авось и г"усским говог"ить можно будет. А то чег"т знает что делали. Все отступали, все отступали. Вы делали поход? – спросил он.
– Имел удовольствие, – отвечал князь Андрей, – не только участвовать в отступлении, но и потерять в этом отступлении все, что имел дорогого, не говоря об именьях и родном доме… отца, который умер с горя. Я смоленский.
– А?.. Вы князь Болконский? Очень г"ад познакомиться: подполковник Денисов, более известный под именем Васьки, – сказал Денисов, пожимая руку князя Андрея и с особенно добрым вниманием вглядываясь в лицо Болконского. – Да, я слышал, – сказал он с сочувствием и, помолчав немного, продолжал: – Вот и скифская война. Это все хог"ошо, только не для тех, кто своими боками отдувается. А вы – князь Андг"ей Болконский? – Он покачал головой. – Очень г"ад, князь, очень г"ад познакомиться, – прибавил он опять с грустной улыбкой, пожимая ему руку.
Князь Андрей знал Денисова по рассказам Наташи о ее первом женихе. Это воспоминанье и сладко и больно перенесло его теперь к тем болезненным ощущениям, о которых он последнее время давно уже не думал, но которые все таки были в его душе. В последнее время столько других и таких серьезных впечатлений, как оставление Смоленска, его приезд в Лысые Горы, недавнее известно о смерти отца, – столько ощущений было испытано им, что эти воспоминания уже давно не приходили ему и, когда пришли, далеко не подействовали на него с прежней силой. И для Денисова тот ряд воспоминаний, которые вызвало имя Болконского, было далекое, поэтическое прошедшее, когда он, после ужина и пения Наташи, сам не зная как, сделал предложение пятнадцатилетней девочке. Он улыбнулся воспоминаниям того времени и своей любви к Наташе и тотчас же перешел к тому, что страстно и исключительно теперь занимало его. Это был план кампании, который он придумал, служа во время отступления на аванпостах. Он представлял этот план Барклаю де Толли и теперь намерен был представить его Кутузову. План основывался на том, что операционная линия французов слишком растянута и что вместо того, или вместе с тем, чтобы действовать с фронта, загораживая дорогу французам, нужно было действовать на их сообщения. Он начал разъяснять свой план князю Андрею.

Боевой орбитальный комплекс «Скиф-ДМ»

Разработка боевой лазерной станции «Скиф», предназначенной для поражения низкоорбитальных космических объектов бортовым лазерным комплексом, началась в НПО «Энергия», но в связи с большой загруженностью объединения с 1981 года тему «Скиф» передали в КБ «Салют». 18 августа 1983 года Генеральный секретарь ЦК КПСС Юрий Андропов сделал заявление о том, что СССР в одностороннем порядке прекращает испытания комплекса противокосмической обороны. Однако с объявлением в США программы «СОИ» работы над «Скифом» продолжились.

Для испытаний лазерной боевой станции был спроектирован динамический аналог «Скиф-Д». В дальнейшем для проведения испытательного запуска ракеты-носителя «Энергия» в срочном порядке был создан макетный образец станции «Скиф-ДМ» («Полюс»).

Станция «Скиф-ДМ» имела длину 37 метров, максимальный диаметр 4,1 метра и массу около 80 тонн. Она состояла из двух основных отсеков: меньшего - функционально-служебного блока и большего - целевого модуля. Функциональнослужебный блок представлял собой давно освоенный космический корабль снабжения орбитальной станции «Салют». Здесь размещались системы управления движением и бортовым комплексом, телеметрического контроля, командной радиосвязи, обеспечения теплового режима, энергопитания, разделения и сброса обтекателей, антенные устройства, система управления научными экспериментами. Все приборы и системы, не выдерживающие вакуума, располагались в герметичном приборно-грузовом отсеке. В отсеке двигательной установки размещались четыре маршевых двигателя, 20 двигателей ориентации и стабилизации и 16 двигателей точной стабилизации, а также баки, трубопроводы и клапаны пневмогидросистемы, обслуживающей двигатели.

На боковых поверхностях двигательной установки размещались солнечные батареи, раскрывающиеся после выхода на орбиту.

В бюро была проделана большая работа по созданию нового крупного головного обтекателя, защищающего функциональный блок от набегающего воздушного потока. Впервые он изготавливался из неметаллического материала - углепластика.

Целевой модуль проектировался и изготавливался заново.

При этом конструкторы ориентировались на максимальное использование уже освоенных узлов и технологий. Например, диаметр и конструкция всех отсеков позволяли использовать существующее технологическое оборудование завода имени Хруничева. Узлы, связывающие ракету-носитель с космическим аппаратом, брались готовыми - те же, что и для «Бурана», как и переходной стыковочный блок, связывающий «Полюс» с Землей на старте. Система отделения «Полюса» от ракеты также повторяла бурановскую.

Так как функциональный модуль по сути являлся уже освоенным ранее космическим аппаратом, для него нужйо было соблюсти такие же нагрузки, на которые он рассчитывался при запуске ракетой-носителем «Протон-К». Поэтому из всех вариантов компоновки смогли выбрать лишь такой, при котором блок располагается в головной части «Полюса».


А поскольку двигательную установку, находившуюся в функциональном блоке, было невыгодно переносить в кормовую часть, после отделения от ракеты-носителя «Полюс» летит маршевыми двигателями вперед.

Первоначально старт системы «Энергия-Скиф-ДМ» планировался на сентябрь 1986 года. Однако из-за задержки изготовления аппарата, подготовки пусковой установки и других систем космодрома запуск отложили почти на полгода - на 15 мая 1987 года. Лишь в конце января 1987 года аппарат был перевезен из монтажно-испытательного корпуса на 92-й площадке космодрома, где он проходил подготовку, в здание монтажно-заправочного комплекса. Там 3 февраля 1987 года «Скиф-ДМ» был состыкован с ракетой-носителем «Энергия». На следующий день комплекс вывезли на универсальный комплексный стенд-старт на 250 площадке.

Реально же комплекс «Энергия-Скиф-ДМ» был готов к запуску лишь в конце апреля.

Программа полета орбитальной станции «Скиф-ДМ» включала в себя десять экспериментов: четыре прикладных и шесть геофизических.

Эксперимент «ВП1» был посвящен отработке схемы выведения крупногабаритного космического аппарата по безконтейнерной схеме.

В эксперименте «ВП2» проводились исследования условий выведения крупногабаритного аппарата, элементов его конструкции и систем.

Экспериментальной проверке принципов построения крупногабаритного и сверхтяжелого космического аппарата (унифицированный модуль, системы управления, терморегулирования, электропитания, вопросы электромагнитной совместимости) был посвящен эксперимент «ВПЗ».

В эксперименте «ВП11» планировалось отработать схему и технологию полета.

Программа геофизических экспериментов «Мираж» была посвящена исследованию влияния продуктов сгорания на верхние слои атмосферы и ионосферы. Эксперимент «Мираж1» («А1») должен был проводиться до высоты 120 километров на этапе выведения; эксперимент «Мираж-2» («А2») - на высотах от 120 до 280 километров при доразгоне; эксперимент «Мираж-3» («A3») - на высотах от 280 до Земли при торможении.

Геофизические эксперименты «ГФ-1/1», «ГФ-1/2» и «ГФ-1/3» планировалось проводить при работе двигательной установки аппарата «Скиф-ДМ».

Эксперимент «ГФ-1/1» был посвящен генерации искусственных внутренних гравитационных волн верхней атмосферы.

Целью эксперимента «ГФ-1/2» было создание искусственного «динамо-эффекта» в земной ионосфере.

Наконец, эксперимент «ГФ-1/3» планировался для создания крупномасштабных ионообразований в ионо- и плазмосферах (дыр и дактов). Для этого «Полюс» оснащался большим количеством (420 килограммов) газовой смеси ксенона с криптоном (42 баллона, каждый емкостью 36 литров) и системой выпуска его в ионосферу.

Запуск комплекса «Энергия-Скиф-ДМ» состоялся 15 мая 1987 года с задержкой на пять часов. Две ступени «Энергии» отработали успешно. Через 460 секунд после старта «СкифДМ» отделился от ракеты-носителя на высоте 110 километров.

Программа испытаний аппарата «Скиф-ДМ» не была реализована полностью из-за досадного сбоя, приведшего к гибели станции (об этом я уже писал в главе 14). Однако и этот полет дал очень много результатов. Прежде всего был получен весь необходимый материал по уточнению нагрузок на орбитальный корабль «Буран» в обеспечение его летных испытаний. При запуске и автономном полете аппарата были выполнены все четыре прикладных эксперимента («ВП-1», «ВП-2», «ВП-3» и «ВП-11»), а также часть геофизических экспериментов («Мираж-1» и частично «ГФ-1/1» и «ГФ-1/3»).

В заключении по итогам пуска говорилось: «…Тем самым общие задачи пуска изделия, определенные задачами пуска, утвержденными MOM и УНКС, с учетом «Решения» от 13 мая 1987 года по ограничению объема целевых экспериментов, были выполнены по числу решенных задач более чем на 80 %».

Памятливый45 >> "Полюс" -это "Скиф-ДМ"

volk959 > Не. Скиф - это Скиф, обычная советская боевая орбитальная станция, общим весом 90 тонн.
Уважаемый volk959 прошу не проглатывать в названии индекс "ДМ" (демонстрационный макет).
Эти две буковки кардинально меняют содержимое, загружаемое под обтекатель.
Повторюсь: настоящий "Скиф" весил 18 тонн, а его макет, способный только статически повторить характеристики аппарата НПО "Энергия" весил 77 тонн.
Ну это как бы если Вам дали сделать макет мобильного телефона, то боюсь, что Вы в чемодан можете не уложиться.

volk959 > А "Полюс" - какая-то деза, для внешнего использования.
"Как Вы судно назовёте, так оно и поплывёт" (С)
Извиняюсь, но это космический аппарат так назвали официально.
Конечно, Вы можете переименовать "Украину " в "Булгарию" , Юрия Лигачева в Егора Лигачева, "Юлия Цезаря" в..., но хорошего в этом мало. Спросите у любого собаковода о пользе смены клички.

Памятливый45 >> И в инженеров Филей не хочу бросать камни.
Памятливый45 >> Их начальство отобрало у Подлипок лазерную оборонную тематику и решило запустить на РН "Энергия" серию аппаратов для отработки принципов.
volk959 > Фигня какая. До 1988 года в КБ "Салют" не было лазерщиков. С 1988 года - там было с нуля создано отделение, для разработки нового боевого лазера космического базирования.
Слышу это от Вас первого поэтому верю. Тем более, что Вы не противоричите моему сообщению, что ничего не было к моменту запуска "Полюса"- "Скифа-ДМ", а планировали всего достичь после...

Памятливый45 >> И я там работал, именно в том отделении. С 1988 по 1990 год. Меня и группу моих коллег-лазерщиков сманили туда из НИИКП, дав более высокую зарплату. Кроме этой нашей группы - других лазерщиков в "Салюте" не было. Там вообще кроме нас никто в лазерах сведущ не был. Ни на сантим.

Вот яркий пример советского гигантонаностроения.
Вместо того, чтобы искать коллектив, который осуществил наибольшый прорыв в узкой отрасли советские генералы, хапали финансирование, хапали себе места в расписании запуска РН "Энергия", строили корпуса, для новых подразделений и нанимали начальников.
НУ от силы для флёра нанимали десяток-другой яйцеголовых, которые, работая в КБ "Салют" даже не интерсовались как называется первый спутник в боевой серии, которая создаётся на их предприятии. Извините volk959, но у меня складывается чувство, что у Вас отчуждение от жизни ФИлей.
Извините на возможный намек, но это проблема не сотрудников, а тех, кто их нанимал.
Кстати когда "Скифом" (настоящим) занималась НПО "Энергия", то лазерной головой -занималось специализированное предприятие, обладавшее сложившимся коллективом талантливых учёных и разработчиков специальных систем.
А чтобы адаптировать когерентные источники к рыхлой конструкции КА создавались специальные подразделени.
Я работал над альтернативными источниками расходных материалов для лазера.