Басни крылова положительные и отрицательные герои. Осмеяние лени в басне И

Для вы-пол-не-ния за-да-ния части 2 вы-бе-ри-те толь-ко ОДНУ из пред-ло-жен-ных тем со-чи-не-ний (2.1−2.4). В блан-ке от-ве-тов ука-жи-те номер вы-бран-ной вами темы, а затем на-пи-ши-те со-чи-не-ние в объёме не менее 200 слов (если объём со-чи-не-ния менее 150 слов, то оно оце-ни-ва-ет-ся 0 бал-лов).

Опи-рай-тесь на текст ли-те-ра-тур-ных про-из-ве-де-ний, учи-ты-вай-те по-зи-цию ав-то-ра, при-вле-кай-те не-об-хо-ди-мые тео-ре-ти-ко-ли-те-ра-тур-ные по-ня-тия, рас-кры-вай-те соб-ствен-ное ви-де-ние про-бле-мы. В со-чи-не-нии по ли-ри-ке не-об-хо-ди-мо про-ана-ли-зи-ро-вать не менее двух сти-хо-тво-ре-ний.

2.4. Как рас-кры-ва-ет-ся в ли-ри-ке А. С. Пуш-ки-на тема твор-че-ства, поэта и по-э-зии (на при-ме-ре 2-3 сти-хо-тво-ре-ний)?

По-яс-не-ние.

Ком-мен-та-рии к со-чи-не-ни-ям

2.1. Какую роль в «Слове о полку Иго-ре-ве» иг-ра-ют об-ра-зы рас-те-ний и жи-вот-ных?

Труд-но на-звать дру-гое какое-либо про-из-ве-де-ние, в ко-то-ром со-бы-тия жизни людей и из-ме-не-ния в при-ро-де были бы так тесно слиты. И это сли-я-ние, един-ство людей и при-ро-ды уси-ли-ва-ет зна-чи-тель-ность про-ис-хо-дя-ще-го, уси-ли-ва-ет дра-ма-тизм.

Трава и де-ре-вья от-зы-ва-ют-ся на по-ра-же-ние рус-ских: трава ник-нет, де-ре-вья от горя кло-нят-ся до земли или ро-ня-ют лист-ву. Автор «Слова» от-ме-ча-ет те из-ме-не-ния в при-ро-де, ко-то-рые вы-зы-ва-ют-ся в ней ходом че-ло-ве-че-ской ис-то-рии. Меж-до-усоб-ные войны Олега при-во-дят к за-пу-сте-нию пашен. В судь-бах рус-ско-го на-ро-да при-ни-ма-ют уча-стие и реки, то зо-ву-щие князя Игоря к по-бе-де, то со-чув-ству-ю-щие и по-мо-га-ю-щие ему. На-блю-да-тель-ность ав-то-ра осо-бен-но ярко про-яв-ля-ет-ся в опи-са-нии бег-ства. Игорю при-хо-ди-лось бе-жать глав-ным об-ра-зом ночью, а днем скры-вать-ся в гу-стых при-бреж-ных за-рос-лях степ-ных рек. О по-го-не пре-ду-пре-жда-ли чут-кие к при-бли-же-нию че-ло-ве-ка го-го-ли, чайки. По их по-ве-де-нию Игорь мог су-дить о том, все ли кру-гом спо-кой-но.

Зна-ние степ-ной при-ро-ды ска-зы-ва-ет-ся и там, где автор «Слова» го-во-рит, что дятлы своим сту-ком ука-зы-ва-ли Игорю путь к реке. Степ-ную реку, за-пря-тав-шу-ю-ся в глу-бо-кой до-ли-не, из-да-ли не видно, не видно и де-ре-вьев, рас-ту-щих в степи толь-ко по бе-ре-гам рек, но на при-сут-ствие де-ре-вьев, а сле-до-ва-тель-но, и реки, Игорю ука-зы-вал да-ле-ко слыш-ный в степи «тект» дят-лов.

Между при-ро-дой и че-ло-ве-ком сти-ра-ют-ся гра-ни-цы. Люди по-сто-ян-но срав-ни-ва-ют-ся с пти-ца-ми и зве-ря-ми: с ту-ра-ми, со-ко-ла-ми, во-ро-на-ми, ку-куш-кой.

Союз при-ро-ды и че-ло-ве-ка, с такою силою раз-вер-ну-тый в поэме, - союз по-э-ти-че-ский. При-ро-да для ав-то-ра «Слова» - ги-гант-ский ре-зер-ву-ар по-э-ти-че-ских средств и свое-об-раз-ное «му-зы-каль-ное со-про-вож-де-ние», при-да-ю-щее осо-бен-но силь-ное по-э-ти-че-ское зву-ча-ние его дей-ствию.

2.2. Какие черты клас-си-циз-ма при-су-щи ко-ме-дии Д. И. Фон-ви-зи-на «Не-до-росль»?

Клас-си-цизм - ли-те-ра-тур-ное на-прав-ле-ние, ос-но-ван-ное на прин-ци-пах фи-ло-соф-ско-го ра-ци-о-на-лиз-ма, иде-а-ле гар-мо-нии и меры, стро-гом со-блю-де-нии нор-ма-тив-но-сти в по-э-ти-ке, под-ра-жа-нии об-раз-цам ан-тич-ной сло-вес-но-сти, вере в че-ло-ве-че-ский разум. Гар-мо-ния со-дер-жа-ния и формы, стро-гое де-ле-ние ге-ро-ев на по-ло-жи-тель-ных и от-ри-ца-тель-ных, ис-поль-зо-ва-ние «го-во-ря-щих» фа-ми-лий, пра-ви-ла «трех единств», со-блю-де-ние иерар-хии жан-ров - вот ос-нов-ные черты клас-си-циз-ма.

Рус-ский клас-си-цизм от-ли-ча-ет са-ти-ри-че-ская на-прав-лен-ность про-из-ве-де-ний, пре-об-ла-да-ние на-ци-о-наль-но-ис-то-ри-че-ской те-ма-ти-ки над ан-тич-ной.

Д. И. Фон-ви-зин со-блю-да-ет в «Не-до-рос-ле» един-ство места и вре-ме-ни: все со-бы-тия ко-ме-дии раз-во-ра-чи-ва-ют-ся в доме гос-по-жи Про-ста-ко-вой и дей-ствие про-ис-хо-дит в те-че-ние 24 часов. Но автор ко-ме-дии на-ру-ша-ет един-ство дей-ствия, так как в про-из-ве-де-нии два кон-флик-та: бы-то-вой и со-ци-аль-но-по-ли-ти-че-ский. Герои ко-ме-дии де-лят-ся на от-ри-ца-тель-ных (гос-по-жа Про-ста-ко-ва, гос-по-дин Ско-ти-нин) и по-ло-жи-тель-ных (Милон, Ста-ро-дум, Софья). Автор на-де-ля-ет ге-ро-ев «го-во-ря-щи-ми» фа-ми-ли-я-ми: Прав-дин, Ско-ти-нин, Враль-ман. По-ло-жи-тель-ные герои - Ста-ро-дум, Софья, Милон - го-во-рят пра-виль-ным ли-те-ра-тур-ным язы-ком, их речь по-учи-тель-на; от-ри-ца-тель-ные же герои ис-поль-зу-ют про-сто-реч-ные слова, бран-ную лек-си-ку, их речь более живая

Ко-ме-дия имеет вос-пи-та-тель-ную на-прав-лен-ность, так как в ней за-тра-ги-ва-ют-ся важ-ней-шие во-про-сы вос-пи-та-ния граж-да-ни-на, об-ра-зо-ва-ния, нрав-ствен-но-сти, про-из-во-ла по-ме-щи-ков. Ко-ме-дия но-си-ла зло-бо-днев-ный ха-рак-тер, ведь Д. И. Фон-ви-зин по-ка-зал все тя-го-ты кре-пост-но-го права, не-до-стат-ки обу-че-ния. Эта пьеса стала пред-ше-ствен-ни-цей ко-ме-дии А. С. Гри-бо-едо-ва «Горе от ума».

2.3. В чем со-сто-ят осо-бен-но-сти жанра басни (на при-ме-ре 2−3 басен И. А. Кры-ло-ва)?

Ба́сня - сти-хо-твор-ное или про-за-и-че-ское ли-те-ра-тур-ное про-из-ве-де-ние нра-во-учи-тель-но-го, са-ти-ри-че-ско-го ха-рак-те-ра. В конце басни со-дер-жит-ся крат-кое нра-во-учи-тель-ное за-клю-че-ние - так на-зы-ва-е-мая мо-раль. Дей-ству-ю-щи-ми ли-ца-ми обыч-но вы-сту-па-ют жи-вот-ные, рас-те-ния, вещи. В басне вы-сме-и-ва-ют-ся по-ро-ки людей. В басне Кры-ло-ва «Волк на псар-не» ге-ро-ем ста-но-вит-ся Волк, но это, ко-неч-но, ал-ле-го-рия. Ал-ле-го-рия – ино-ска-за-ние – одна из ха-рак-тер-ных осо-бен-но-стей басни. В об-ра-зе Волка вы-сме-и-ва-ют-ся че-ло-ве-че-ские по-ро-ки: хит-рость, жад-ность, плу-тов-ство, лжи-вость и дру-гие. Разве мало по-хо-жих на Волка людей, ко-то-рые не прочь по-ла-ко-мить-ся за чужой счет, но в слу-чае опас-но-сти будут лю-бы-ми спо-со-ба-ми вы-кру-чи-вать-ся и пы-тать-ся из-бе-жать на-ка-за-ния. В басне «Во-ро-на и Ли-си-ца» вы-сме-и-ва-ют-ся ли-це-ме-рие, под-ха-лим-ство, не-уме-ние от-ли-чать ис-крен-ние чув-ства от на-пуск-ных.

Осо-бен-но-сти жанра басня:

а) глав-ные герои басни - пред-ста-ви-те-ли жи-вот-но-го мира, на-зва-ния жи-вот-ных пи-шут-ся с боль-шой буквы, таким об-ра-зом, автор про-во-дит па-рал-лель с миром людей и при-бе-га-ет к та-ко-му при-е-му, как оли-це-тво-ре-ние;

б) в на-зва-нии басни чаще всего за-клю-че-но про-ти-во-по-став-ле-ние, от-сю-да чет-кое деле-ние ге-ро-ев на по-ло-жи-тель-ных и от-ри-ца-тель-ных;

в) автор не опи-сы-ва-ет пер-со-на-жей, по-то-му что сам пер-со-наж го-во-ря-щий и из-лиш-няя ха-рак-те-ри-сти-ка не тре-бу-ет-ся, это на-стра-и-ва-ет чи-та-те-ля на опре-де-лен-ное раз-ви-тие сю-же-та и фор-ми-ру-ет у него опре-де-лен-ный чи-та-тель-ский го-ри-зонт ожи-да-ния, по-это-му уже в на-ча-ле про-из-ве-де-ния чи-та-тель от-да-ет свои сим-па-тии ка-ко-му-либо пер-со-на-жу;

г) язык басен прост и бли-зок к раз-го-вор-но-му, это де-ла-ет басню до-ступ-ной широ-кому кругу чи-та-те-лей;

д) в басне ис-поль-зу-ет-ся ал-ле-го-рия; такой язык басен в ли-те-ра-ту-ро-ве-де-нии был на-зван «эзо-пов язык» (по имени ро-до-на-чаль-ни-ка басни древ-не-гре-че-ско-го фи-ло-со-фа Эзопа);

е) в на-ча-ле про-из-ве-де-ния либо в конце обя-за-тель-на мо-раль, ко-то-рая оформ-ля-ет-ся либо как вывод ав-то-ра и, сле-до-ва-тель-но, стоит особ-ня-ком от са-мо-го тек-ста басни, либо мо-раль за-клю-че-на в сло-вах од-но-го из пер-со-на-жей.

2.4 .Как рас-кры-ва-ет-ся в ли-ри-ке А. С. Пуш-ки-на тема твор-че-ства, поэта и по-э-зии (на при-ме-ре 2−3 сти-хо-тво-ре-ний)?

Тема поэта и по-э-зии была ве-ду-щей в твор-че-стве Пуш-ки-на на про-тя-же-нии всей его жизни. Ме-ня-лись иде-а-лы сво-бо-ды, твор-че-ства, вдох-но-ве-ния, сча-стья, но по-сто-ян-ной оста-ва-лась тема по-э-ти-че-ско-го при-зва-ния и на-зна-че-ния поэта и по-э-зии в об-ще-ствен-ной жизни. В сти-хо-тво-ре-нии «Поэт и толпа» (1828) про-во-дит-ся мысль об из-бран-но-сти, от-вер-жен-но-сти и не-под-куп-но-сти твор-ца, об-ли-ча-ет-ся стрем-ле-ние не-бла-го-дар-ной толпы по-всю-ду ис-кать прак-ти-че-скую поль-зу («печ-ной гор-шок тебе до-ро-же»). Мотив из-бран-ни-че-ства поэта зву-чит и в сти-хо-тво-ре-нии «Арион» (1827), в ос-но-ве ко-то-ро-го лежит из-вест-ный ан-тич-ный миф о древ-не-гре-че-ском певце Ари-о-не. Та же идея, но более по-э-ти-че-ски четко вы-ра-же-на в сти-хо-тво-ре-нии «Про-рок» (1826). Ли-ри-че-ский герой «вла-чит-ся» в «пу-сты-не мрач-ной», «томим ду-хов-ной жаж-дой», жаж-дой твор-че-ства. Вдруг по-яв-ля-ет-ся се-ра-фим, по-слан-ник Бога, на-де-ля-ю-щий поэта сверх-слу-хом, сверх-зре-ни-ем, что сим-во-ли-зи-ру-ет на-пря-жен-ную ду-хов-ную жизнь поэта, муки его со-ве-сти и твор-че-ства.

Тема урока: Басня И.А. Крылова « Стрекоза и Муравей».
Тип урока: урок знакомство с литературным произведением.
Цели урока:
познакомить учащихся с басней И.А.Крылова “Стрекоза и Муравей”;
учить устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни;
развивать правильную выразительную речь, навыки выразительного чтения, инсценировки, творческие способности; развивать умение работать в парах, группах сменного состава;
воспитывать отзывчивость, способность сопереживать, сострадать.
Методы обучения:
По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые.
По способу организации осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельности учащихся с помощью источников информации.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Планируемые результаты:
Предметные: ученик получит возможность познакомиться с личностью Ивана Андреевича Крылова и его басней «Стрекоза и Муравей».
Ход урока
. I. Организационный момент.
Все расселись по местам
Никому не тесно
По секрету вам скажу
Будет интересно
Ребята! На уроке будем продолжать делать наши маленькие открытия.
II .Актуализации знаний:
Расширение знаний о творчестве Крылова И.А.
На доске появляется запись: Нави Волырк (слайд)
– Какой писатель в молодости взял себе такой псевдоним?
- Что вы узнали о Крылове на прошлом уроке?
И.А. Крылов – великий русский писатель. Жизнь баснописца в детстве была необычайно бедной. Девятилетним мальчиком, когда умер его отец, ему пришлось идти работать, переписывая бумаги, заботиться о семье. Маленькому Ивану не пришлось учиться, но мать сама составила план образования сына, следила за его занятиями. С детства в Иване Андреевиче жила жажда знаний, он любил читать, размышлять о прочитанном. Его усиленные самостоятельные занятия принесли необыкновенные результаты: когда он стал взрослым, его считали одним из самых образованных и просвещенных людей своего времени. Он сумел стать разнообразно талантливым человеком: драматургом, издателем, музыкантом, художником. Более двухсот басен было создано баснописцем.
2. Повторение знаний об особенностях басен.
- Давайте вспомним, что такое басня?
На карточках для индивидуальной работы вычеркните лишнее – то, что не относится к
жанру басен:
Веселое, смешное произведение.
Небольшой рассказ.
Подразумеваются люди, их поступки и поведение.
Заставляет задуматься.
.Содержит вывод – мораль.Героями являются люди.
Героями обычно являются животные.
Высмеиваются недостатки людей.
Волшебные герои и события.
Вывод с доски: (на слайде)
- Прочитайте, что осталось в ваших определениях.
-Вы уже догадались, что на уроке нам предстоит встреча с баснями И.А. Крылова. А вот с
какой, вы узнаете отгадав загадки.
Эпат создания проблемной ситуации и формулирование проблемы.
- Отгадай загадки:
Самолётик лёгкий, быстрый Над цветком летит душистым. Крылья, хвостик и глаза. Это чудо … (Стрекоза.)На доску вывешивается иллюстрация стрекозы.
Он из веточек, из хвоиНастоящий дом построитБез пилы и без гвоздей.Кто строитель? ...(Муравей.) На доску вывешивается иллюстрация муравья.
Выясняется образ жизни стрекоза и муравья в природе.
– Кто видел стрекозу в природе? Чем она занимается летом?
Летает. Порхает, садится.Ловит мошек, комаров.
Речевая разминка:
Над лугом, где пасутся козы,
На крыльях прозрачных порхают стрекозы.
(Разные способы чтения: «жужжащее чтение», чтение с удивлением, с сердитой, с веселой интонацией, с ускорением, с замедлением).
Устанавливается характер стрекозы. (Веселая, резвая.)
Речевая разминка:
Без работы хоть убей,
Жить не может муравей.
(Разные способы чтения: «жужжащее чтение», чтение с удивлением, с сердитой, с веселой интонацией, с ускорением, с замедлением). – А какой муравей? (Сильный, трудолюбивый.)
- Догадались, какую басню будем изучать? («Стрекоза и муравей»)
III. Сообщение темы и задач урока
- Кто сформулирует тему урока чтения?
IV. Постановка учебной задачи.
- Какие задачи мы поставим перед собой? (научиться выразительно читать басню, определить её мораль, сделать выводы)
Создание «Дерева предсказаний»
-Давайте попробуем предсказать, какие характеры будут у героев басни?
- Кто будет положительным героем, а кто – отрицательным?
- Посадим на веточки дерева стрекоз с теми качествами, которые будут присущи Стрекозе, а под деревом устроим муравейник из качеств, характерных для Муравья.
Появляются на дереве слова о стрекозе: красавица, беззаботная, веселая и т.д.,о муравье: труженик.
-Давайте проверим наши предсказания и прослушаем текст басни, которую исполнит артист И. Ильинский
V. Первичное восприятие текста. 1. Слушание басни в аудиозаписи.
2. Беседа
- Понравилась вам басня?
- О чём она? Кто понравился?
- Совпали наши предположения? (Не все)
ФизкультминуткаУтром стрекоза проснулась, потянулась, улыбнулась (потягиваются, улыбаются),Раз – росой она умылась (имитируют умывание),Два – изящно покружилась (кружатся),Три – нагнулась и присела, на четыре – полетела,У реки остановилась, над водою закружилась.3. Чтение басни учащимися.
Сейчас вы будете читать басню, давайте подготовимся к чтению.
По-пры-гу-нья про-кор-миО-гля-нуть-ся о-бо-грей
Вскру- жи-ло со-брать-сяПо-мерт-ве-ло нуж-даУ-дру-че-на- Какое слово лишнее в первом столбике?
-Какое слово лишнее во втором столбике?
- Какое слово отвечает на вопрос Кто?, Что?
- Первый столбик читает …, снизу вверх читает … .VI. Анализ литературного произведения
1. Хоровое чтение «Земля-небо».
Работа над лексическим значением слов.(Если очень внимательно проанализировать басню, заострив внимание на каждом слове, то можно понять любое произведение, несмотря на огромное количество непонятных слов и выражений.)
Работа с иллюстрациями.
Поставьте иллюстрации в правильном порядке. Озвучьте каждую из них.Выберите, как хотите поработать индивидуально, в паре, в группе.
Чтение цепочкой, парами.
Выборочное чтение.
- Прочитайте, как Стрекоза показана в начале. Что она делала целое лето?
- Прочитайте, как хорошо жилось Стрекозе летом.
- Что наступило с холодной зимой для Стрекозы?
- Почему она не поет?
- Сравните внешний вид Стрекозы летом и осенью по иллюстрациям.
К кому пошла Стрекоза за помощью? С какой просьбой обратилась она к Муравью? Как звучали её слова?
Что ей сказал Муравей? Как следует понимать слова Муравья: “Ты все пела? Это дело. Так поди же, попляши!”
6. Чтение басни по ролям. (Обратить внимание детей на то, что речь Стрекозы звучит жалостливо, просяще. Речь Муравья – уверенно, поучительно).- Сколько действующих лиц в басне?
Вопросы по содержанию басни, ее иносказательному, поучительному характеру.
- Почему Стрекоза осталась без жилья? Может с ней случилась беда? (Она не позаботилась о жилье летом: пропела, проиграла, проплясала всё время, как говорит автор)
- Настали ли нужда и голод для Муравья? Почему?
ФизминуткаНёс однажды муравей две травинки для дверей (8 хлопков)На полянке под кустом муравьишка строит дом(наклоны влево – вправо)Лишь снежок запорошит, стрекоза к нему спешит (повороты влево – вправо)Ты, Кума, не торопись, а за дело-ка, возьмись. (приседания)
8. Характеристика персонажей (Работа в парах).
– Давайте дадим характеристику персонажам басни - Жалко вам Стрекозу или нет? Объясните свой ответ.
- Как бы вы поступили на месте Муравья? Почему?
- Что нам хотел сказать И.А.Крылов своей басней? (Нужно не только веселиться, но и работать. Кто не работает, тот не ест.)- В каких словах заключена главная мысль басни? Прочитайте их.как вы их понимаете?
- На примере Стрекозы и Муравья чьи же поступки изображены в басне? (На самом деле на примере насекомых автор хотел выразить суть поступков людей. Люди иногда поступают так же бездумно, как и Стрекоза в этой басне. Стрекоза – любительница лёгкой жизни, развлечений, не думающая о будущем, живущая сегодняшним днём)- Мы знаем, что басни писались не ради стрекоз и муравьев. Иван Андреевич Крылов в своих баснях давал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит, и мы с вами, стали умнее, добрее и лучше.
- Чему учит нас эта басня? (осуждает беспечность, нежелание думать о завтрашнем дне, легкомыслие, хвастливость)
- Бывает ли так в жизни? Приведите примеры.
IХ. Закрепление изученного материала.
Подбор пословиц к басне. Работа в группах.- Соберите пословицы.
- Какие пословицы выражают главную мысль басни?
Поспешишь- людей насмешишь.
Семь раз примерь, один раз отрежь.
Делу время - потехе час.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь.
Кто веселится летом, тот плачет зимой.
Итог урока:
- Смогли мы ответить на главный вопрос урока?
- Какие же пороки осуждает Крылов в басне «Стрекоза и Муравей? (лень, легкомыслие)
- Полезным ли для вас оказался урок? Чем?
-Нужно ли изучать басни?
- Чему научила вас басня?

Разделы: Начальная школа

Цели:

  • Образовательные:
  1. Заинтересовать учащихся личностью и творчеством И.А. Крылова
  2. Закреплять понятия литературной теории: басня, мораль, творчество.
  • Развивающие:
  1. Развивать у учащихся устную речь.
  2. Способствовать эмоциональному восприятию басен.
  3. Отрабатывать навыки выразительности речи.
  • Воспитательная: Воспитывать любовь к литературе, умение различать положительное и отрицательное в поступках героев басен И. Крылова.

Оборудование:

  • Учебник: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова “Родная речь” 3 класс 1 часть М.: Просвещение, 2007 год
  • компьютер, монитор, мультимедиа проектор, экран, презентация по теме: “Творчество И.А. Крылова. Басня “Ворона и лисица”, карточки для индивидуальной работы.

Ход урока

I. Организационный момент

– Садитесь, ребята, начинаем урок.

Слайд 2

II. Сообщение темы и цели урока

– Вспомним, что такое творчество?

(Творчество – деятельность человека, направленная на создании, неповторимых ценностей.)

Слайд 3

III. Сообщение об авторе

– 13 февраля 1768 г. – родился великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов. Место рождения точно не известно, возможно Москва, Троицк или Заволжье. За всю свою жизнь Крылов написал 205 басен. Крылов, кроме басен, увлеченно создавал пьесы для театра, статьи для журналов, рассказы и даже либретто для опер. 21 ноября 1844 г. – Иван Андреевич Крылов умирает.

Слайд 4

– Замечательный русский скульптор Петр Карлович Клодт выполнил персонажи басен в бронзе. В 1855 г. в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображен сидящим в кресле, он задумчив. А рядом с ним, чуть ниже, фигурки персонажей его басен. Этот памятник был сооружен на деньги, которые собирали по всей России.

– Почему же народ высоко чтит память о великом баснописце?

Слайд 5

Выставка книг.

– Вспомним, какие басни написал И.А. Крылов? Рассмотрите книги.

Слайд 6

– Что такое басня?

(Басня – краткий стихотворный рассказ с иносказательным смыслом.)

– Что общего у всех басен?

– Где заключен главный смысл басни? (В морали.)

– Что же такое мораль?

(Мораль – нравоучение в баснях.)

Слайд 7

IV. Проверка домашнего задания

– Сейчас мы послушаем, как вы подготовили выразительное чтение басен дома.

– Чтение кого из ребят вам понравилось больше всего и почему?

Слайд 8

V. Сообщение темы урока

– Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одной басней И. А. Крылова “Ворона и лисица”. Послушайте ее. (Приложение 2 .)

(Дети слушают басню в записи..)

Слайд 9

VI. Словарная работа

  • Вещуньина – предсказатель (по старым народным представлениям: своим криком предсказывающий несчастье.).
  • Взгромоздясь – взобраться с усилием, тяжело на что–нибудь высокое.

Слайд 10

VII. Работа над содержанием басни

  1. Прочитайте басню еще раз про себя (учебник, c. 137–138.).

Слайд 11

  1. Словарь – наоборот

Говорили не раз – уж сколько раз твердили миру
Не на пользу – но только все не впрок
Нашел случайно, без особого труда – Бог послал
Очень близко – близехонько
Смотрит не отрываясь – глаз не сводит
Утратила способность здраво рассуждать – вскружилась голова
Трудно стало дышать – в зобу дыханье сперло
Очень громко – во все горло
Исчезла, скрылась – была такова

Слайд 12

  1. Выборочное чтение

– Опишите, какова ворона по внешнему виду. Можно ли ворону назвать самой красивой птицей леса?

Дети описывают ворону по рисунку.

– А что говорит лиса о ней? Зачитайте из текста.

("Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! Какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!".)

– Для чего Лиса так расхваливала Ворону? (Чтобы отнять у Вороны сыр..)

– В каких словах заключена мораль басни?

("Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна,
Но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок"..)

Слайд 13

– Я буду называть качества, а вы скажите, кого они характеризуют: Лису или Ворону.

Льстивый, склонный к лести (Лису.)
Тщеславный, стремящийся к славе, к почести (Ворону.)
Высокомерный (Ворону)
Неискренний (Лису)
Честолюбивый, любящий славу (Ворону)
Неправдивый, лживый (Лису)
Хитрый (Лису)
Глупый (Ворону)
Льстивый (Лису)
Доверчивый (Ворону)

– Скажите, какая ворона?
– А лисица?

Слайд 15

VIII. Работа над выразительностью по частям

ВОРОНА И ЛИСИЦА

Уж сколько раз твердили миру, |
Что лесть гнусна, | вредна; ||
но только все не впрок, ||
И в сердце льстец всегда отыщет уголок. |||

_____________________–_________________

Вороне где-то бог послал кусочек сыру; |
На ель Ворона взгромоздясь,|
Позавтракать было совсем уж собралась, ||
Да призадумалась,| а сыр во рту держала. |||

На ту беду, Лиса близехонько бежала; ||
Вдруг сырный дух Лису остановил: ||
Лисица видит сыр, | Лисицу сыр пленил. ||
Плутовка к дереву на цыпочках подходит; ||
Вертит хвостом, | с Вороны глаз не сводит |
И говорит так сладко, чуть дыша:||

(При чтении третьей части обратить внимание детей на обилие слов с ласкательным суффиксом, это поможет раскрыть характер Лисы)

"Голубушка, | как хороша! ||
Ну что за шейка,| что за глазки! ||
Рассказывать, | так, право, | сказки! ||
Какие перышки! | какой носок! ||
И верно, | ангельский быть должен голосок!||
Спой, | светик, | не стыдись! ||
Что ежели, | сестрица, |
При красоте такой и петь ты мастерица, – ||
Ведь ты б у нас была царь-птица!" |||

(Эта часть показывает Ворону в самом неприглядном виде. Пришла в восторг от льстивых речей Лисы (показать это выразительностью чтения)

Вещуньина с похвал вскружилась голова, |
От радости в зобу дыханье сперло, – ||
И на приветливы Лисицыны слова |
Ворона каркнула во все воронье горло: ||

Сыр выпал || – с ним была плутовка такова. |||

Слайд 16

IX. Чтение басни по ролям

– Послушаем басню еще раз.

Попробуйте передать точнее хитрую Лису и глупую Ворону.

(Два ученика выходят к доске и читают басню еще раз)

Слайд 17

X. Закрепление

“Угадай-ка”

– Какие герои басен здесь зашифрованы?

И-И-А (Лисица)
-О-О-А (Ворона)

Слайд 18

Т-Е-О-А (Стрекоза)
-У-А-Е- (Муравей)

Слайд 19

Б-З- -Н- (Обезьяна)

Слайд 20

Черный ящик

– В черном ящике лежит предмет, с помощью которого можно увидеть, "что это там за рожа". (Зеркало)

В черном ящике лежит предмет, которых достала себе с полдюжины героиня одной из басен? (Очки)

Слайд 21

Работа по карточкам (Приложение)

– Ребята, я подготовила для вас интересные иллюстрации к басням дедушки Крылова с названиями и отрывками из них. Но пока мы были на перемене, сквозняком все карточки перемешались. Я даже теперь не могу разобраться, что к чему. Помогите мне, пожалуйста. Мы сделаем вот что.

Слайд 22

– Вы попытаетесь установить, из какой басни эти слова.

Соедините стрелками строки из басен, с названиями произведений из которых они взяты.

Пара, выполнившая задание, берется за руки и поднимает их вверх. (Работа в парах)

– Проверим себя.

Слайд 23

Бюро находок

– В баснях потерялись предметы. Определите, из какой они басни.

Сыр – “Ворона и лисица”
Очки – “Мартышка и очки”
Зеркало – “Зеркало и обезьяна”

Слайд 24

Кроссворд

  1. Кто без драки "хотел попасть в большие забияки"? (Моська. )
  2. Вспомните и назовите, героиню басни “Квартет”. (Мартышка)
  3. У кого к зиме под листом "был готов и стол, и дом"? (Муравей. )
  4. Один из героев басни, которые "везти с поклажей воз взялись". (Лебедь)
  5. Кто, восхвалял Петуха, “не боясь греха”? (Кукушка)
  6. Она осталась без обеда из-за своей глупости. (Ворона )
  7. Героиня, которая увидела образ свой в зеркале. (Обезьяна )
  8. Еще один из героев, которые "везти с поклажей воз взялись". (Рак )

Слайд 25

XI. Итог

– Сейчас каждый из вас подумает о своей роли на уроке…

Как вы бы оценили свою работу, выбирая для оценки “очень активно”, “активно”, “хорошо”?

– Какие знания и навыки вы приобрели на уроке?

– Какие же пороки любил "пощипать" Крылов?

– Полезным ли для вас оказался урок? Чем?

– Нужно ли изучать басни?

– Чему они учат?

Слайд 26

XII. Домашнее задание

– Выучить наизусть басню И.А. Крылова “Ворона и лисица”