Тогда он открыл глаза и сказал. Готов ученик – готов ему и учитель

Он увидел себя на перекрестке дорог. Справа к нему подходил невысокого роста человек с рюкзаком за плечами. Потом он осознал себя наблюдателем за этими двумя людьми, одним из которых был он сам. Оба были уже немолоды, и седина посеребрила не только их виски, но и головы. Один из них был краснощекий и в меру упитанный и еще полный сил, с живыми, веселыми, хотя и немного уставшими, глазами. Другой, которым был он сам, внешне походил на аскета, с напряженными озабоченными глазами и плотно сжатыми губами. За плечами у каждого из них было по огромному рюкзаку. На рюкзаке человека, который подошел справа, масляной розовой краской было написано: ВСЕ СВОЕ НОШУ С СОБОЙ Рюкзак второго украшали, располагающиеся друг под другом слова, написанные черной краской:

ВСЕ
СУЕТА
СУЕТ

Похоже было, что рюкзак второго был значительно тяжелее, чем у первого и, вероятно, давно натер плечи, но что-либо изменить для него было, по-видимому, невозможно.

Здорово, приятель! - приветствовал первый второго. Второй молча кивнул и собрался было продолжить свой путь, но остановился, так как первый предложил немного отдохнуть и перекусить.

Да, пожалуй, пора и передохнуть, - устало проговорил второй и, освободив свои плечи от лямок рюкзака, как непосильную и давно надоевшую ношу сбросил его на землю. Затем, вытерев рукавом капельки пота на лбу, устало присел на лежавший в траве большой камень.

Первый ловко освободился от своего рюкзака, бережно положил его рядом с такой же громоздкой ношей своего случайного встречного и расправил спину и плечи.

Ну вот, теперь можно и поесть, а то с утра во рту ни макового зернышка, ни росинки не было, - и он стал вытаскивать из своего бездонного мешка палку колбасы, несколько бутербродов, завернутых в вощеную бумагу, термос, по-видимому с горячим чаем, и последней он вытащил початую бутылку красного вина и все это разложил на расстеленную на траве большую бумажную салфетку. Затем, обращаясь к своему неожиданному приятелю, предложил отобедать вместе с ним.

Спасибо, но у меня на сегодняшний обед своя еда и я не хотел бы нарушать правила, которые я установил для самого себя. Дело в том, что видя бессмысленность нашей короткой жизни, я решил отказаться от привязанностей к ней и все, что со блазняло мой ум и мое сердце и, конечно же, мой желудок, я оставил дома. С собой я взял только хлеб и воду.

Это что же, у тебя полный мешок хлеба и воды? - удивленно спросил первый путник, уплетая за обе щеки бутерброды и запивая их горячим сладким чаем.

Нет, почему же, в моем рюкзаке более важные вещи, чем обычные продукты. Там у меня принципы новой жизни. Эти принципы совершенно отличны от тех, которыми руководствуется современное человечество - не жить для мимолетной радости, потому что она есть ложь; не быть привязанным ко всему, что окружает нас и от чего мы, в связи с этим, постоянно зависимы; не быть рабом своих привычек и условностей окружающего мира; быть выше всего, что может захватить нас и сузить наше сознание. К последнему я отношу секс, страсти любого рода, человеческую любовь и другие всевозможные несовершенства человеческого рода. Другими словами, я хочу избавиться от всего мирского, чтобы стать на духовный путь. И поэтому мой путь - это путь одиночки, так как немногие могут отважиться на такой подвиг.

Но послушай, приятель! А ты уверен, что твой героический отказ от всех человеческих несовершенств приведет тебя на путь, ведущий к совершенству? Я могу предположить, как трудно противостоять всевозможным соблазнам в нашей жизни, которые встречаются нам на каждом шагу.

Все, что ты говоришь, верно, но ты не представляешь и сотой доли того, что приходится преодолевать человеку, стремящемуся к духовности. Чтобы приобрести Божественное, необходимо душу свою полностью освободить от мирских желаний и привязанностей, и те усилия, которые я прилагаю к этому, рождают во мне гордость и надежду. Я постоянно помню, что на духовный путь становятся только те, кто призван Богом. Вот только что сейчас ты предложил мне разделить с тобой твою трапезу. Конечно, ты это сделал от чистого сердца, потому что не знал, что такого рода предложение было соблазном для голодного человека, но во мне всегда присутствует Бог, который не позволит мне быть захваченным всем, что не соответствует избранному мною духовному пути. Помни слова Христа: Торе тому, через кого приходит соблазн". Поэтому я хочу пожелать тебе: не соблазняй людей ничем мирским. Помни слова Христа.

С этими словами человек аскетического вида достал из рюкзака горбушку черного хлеба и флягу с холодной водой, чтобы утолить свой голод и жажду.

Во время краткого отдыха первый путник, раскинув руки и ноги, вытянулся на спине и молча глядел прищуренными глазами в безоблачное голубое небо, в то время как второй, привалившись спиной к своему рюкзаку, закрыл глаза и стал монотонно и неразборчиво что-то повторять. Некоторое время спустя он вдруг решительно поднялся, надел на свои натруженные плечи свой заплечный мешок, деловито поправив его лямки, и уже собрался было уходить, как его окликнул первый путник:

А может быть, мы пойдем вместе, все веселее будет, да и путь будет менее опасным. Мы ведь всегда можем помочь друг другу.

Второй путник остановился и, повернувшись в пол-оборота к своему случайному встречному, решительно проговорил: "В святом писании сказано: "Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных". И еще там же сказано: "...знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет". Как видишь, у нас с тобой разные пути". И, согнувшись под тяжестью своих принципов, он быстро зашагал прочь...

Прошло несколько лет, и однажды уже в других землях они неожиданно встретились вновь. Волосы на голове у них были уже совсем седые, походка стала менее легкой, но, как ни странно, рюкзаки их стали еще более объемными и тяжелыми. Они встретились на развилке тропинок, которые сливались в одну широкую, хорошо утоптанную дорогу.

Ну вот мы и снова встретились, - благожелательно улыбнулся первый путник. - По-видимому цель, к которой мы идем, одна и та же и у тебя, и у меня.

Не говори глупостей, Наши дороги не могут иметь одну и ту же цель.

Второй путник остановился, раздраженно посмотрел на своего случайного знакомого и свернул в сторону, на едва заметную в траве тропинку, ведущую к покрытым снегом горам.

Прошло еще несколько лет. Второй путник, на рюкзаке которого было написано: "ВСЕ СУЕТА СУЕТ", преодолел множество горных перевалов, перебрался через множество рек и речек и даже переплыл одно море и наконец достиг конца своего пути. Перед ним были огромные ворота, по обе стороны которых уходила в бесконечность высокая каменная стена. К воротам вело множество тропок и дорог, по которым со всех сторон подходили люди. Все они несли за спиной тяжелую ношу, с которой они, похоже, срослись в одно целое. Головы их были низко опущены и, казалось, они кроме земли под своими ногами ничего не видят. Вскоре у ворот собралась огромная молчаливая серая толпа. Все они стояли и чего-то ждали, переводя дыхание после тяжелого и продолжительного пути. И тут второй путник неожиданно для себя среди других людей увидел своего старого знакомого, с которым они уже неоднократно встречались прежде. "Что-то я делал на своем пути не так, - с тревогой подумал он. - Я должен был получить освобождение, но моя ноша осталась такая же тяжелая, как и была прежде..,".

Затем раздался удар тяжелого колокола, и массивные широкие ворота медленно и бесшумно открылись. Святой Петр, заглядывая в огромную и толстую книгу, пропускал одних и отстранял других, которые, печально опустив голову, отходили в сторону. Подошла и очередь монаха. Святой Петр глянул ему в глаза, и монах понял, что его прежняя оценка своей жизни была совершенно неправильной, что он был полон эгоизма и всевозможных недостатков. И он осознал, что недостоин войти в широко распахнутые ворота. На лице святого Петра появилась улыбка сострадания. Он кивнул головой, и монах, опустив глаза и чувствуя угрызения совести за то, что он дерзнул приблизиться к воротам, ведущим в рай, не будучи готовым к этому, отошел к тем, земная судьба которых еще не была закончена...

Потом была мутная бесформенная мгла и едва осознаваемое состояние бытия. Было восприятие, что какая-то сила несет его все выше и выше, и прежде мутное серое пространство становилось все светлее и светлее. Затем пришло осознавание своей индивидуальности, но он еще не знал, кто он. Потом наступило пробуждение, и он осознал, кто он, но еще не помнил, где он находится. Он лежал на спине с закрытыми глазами и силился вспомнить самого себя. Он не чувствовал своего тела, которое еще спало, но смутные тени воспоминаний тревожили и будили его. Неожиданно для себя он вспомнил события только что прошедшего сна, который до мельчайших деталей был реальностью. Это воспоминание было похоже на вспышку света, которая заставила его тело полностью проснуться. Монах открыл глаза и увидел себя в пещере, в горах, сидящим на соломенной циновке. За пределами пещеры было раннее утро. Внутри было чувство ожидания - он знал, что сегодня к нему кто-то должен прийти. После глубокого сна воспоминания были вязкими и медленными, приходилось прилагать усилия, чтобы смутные образы могли проясниться в реальности памяти. Вспомнил - должна была прийти женщина из села, расположенного у подножья горы. Один раз в неделю она приходила к нему, чтобы получить его благословение и послушать его наставления. Но это будет позже. Воспоминания монаха становились все более подвижными и яркими.

Что-то я делаю не так, - думал он. - Не напрасно мне такое привиделось. А может быть, это опять дьявольские соблазны, которыми он хочет убедить меня в тщетности моих усилий на духовном пути? Да, это действительно так, - убеждая и одновременно успокаивая себя, подумал монах. Он вспомнил свое детство, когда родители благословили его на монашеское служение. Ревностное отношение к монашеской жизни снискало ему особое расположение настоятеля монастыря и к тридцати годам он был уже в сане иеромонаха. Разумеется, ему было приятно почтительное отношение к нему простых монахов, но он старался не обращать внимания на ростки тщеславия, которые незаметно прорастали в его сердце. Он пытался быть постоянным в своем устремлении к Божественной истине. В тридцать три года, в возрасте Христа, он решил уединиться, чтобы жить только молитвами и укрощением своих желаний и внутренних соблазнов, на что получил благословение настоятеля монастыря. И с тех пор, вот уже второй год, и зимой в стужу, и летом в жару он почти не выходил из своего сумрачного жилища. Из монастыря ему приносили еду, но часто она оставалась нетронутой, потому что в своих глубоких погружениях в молитву он нередко не замечал, что тело его нуждается в пище...

Шли годы, монах чувствовал, что его, постоянные молитвы, посты и епитимьи, которые он накладывал на себя, ни к чему не ведут. Более того, он осознал, что чем больше он стремится к очищению и духовной трансформации, тем чаще им овладевают соблазны. Его ум как бы разделился на две части. Одна из них настойчиво стремилась к тому, чтобы исполнять все необходимое для жизни в Боге, а другая часть, совершенно неподвластная ему, создавала в его воображении всевозможные соблазны мирской жизни, которую он оставил. Дьявол нашептывал ему, что никаких его усилий не хватит, чтобы достигнуть святости, что все прошедшие годы потеряны для него зря. И тогда он, ожесточась на свою бренную природу, накладывал на себя еще более жестокую епитимью, но каждое его усилие что-либо изменить приводило к тому, что дьявольские соблазны были все настойчивее. А последнее время его стала посещать навязчивая мысль, что духовная работа совсем не являлась его предназначением и будет лучше, если он оставит свое монашество и уйдет в мир. И в то же время он чувствовал, что не может этого сделать.

Но однажды он почувствовал удовлетворение от своей настойчивости в стремлении к святой жизни. Он осознал, что в действительности для него не было другого пути, а все его сомнения и страдания - это не более чем искушение дьявола. И осознав это, он с еще большим рвением отдался посту и молитве. Чтобы его стремлению не было помех, он попросил, чтобы еду для него приносили только дважды в неделю и, чтобы быть дальше от мирских соблазнов, он стал рыть себе пещеру в этой горе, значительно выше прежней. Он понимал, что теперь будет труднее подниматься к нему его собратьям, монахам, да и мирянам, которые, прослышав о его святой жизни, иногда приходили к нему, чтобы услышать от него святое слово и получить благословение...

Прошло еще несколько лет глубокого одиночества, поста и молитвы, еще несколько лет непреходящего и неослабевающего соблазна, и однажды он услышал внутри себя голос, который повелел ему, для еще большего усмирения плоти и погружения в служение Богу, создать для себя жилище в горе, в том месте, которое было почти недоступно для людей. Чтобы с этого места он мог видеть всю бренность человеческой природы и воспринимать Божественный глас, не замутненный мирскими страстями и неверием. Теперь он каждый день поднимался вверх по узенькой едва заметной тропинке к скале, которая вздымалась совершенно неприступно из зелени горных лесов, и вырубал в ней ступеньки, чтобы потом, в конце своего восхождения, вырубить в скале для себя новое жилище. Он уже знал, что оно будет у прилепившейся к выступу скалы сосенки. И чем выше поднимался монах, врубаясь в скалу, тем большим было его рвение в работе. Ладони его рук стали грубыми и в некоторых местах кровоточили, ноги его были в ссадинах и кровоподтеках, но глаза его лихорадочно горели. Он знал, нто его труд предначертан ему самим Богом и когда он будет закончен, то он достигнет того, к чему стремился всю свою жизнь. Особенно тяжело ему было зимой, когда морозный ветер обжигал обнаженные руки и ступни ног. Лицо его обветрилось и глаза, покрасневшие от ночных бдений и молитв, слезились. И однажды во время молитвы, когда весь мир спал, а он после тяжелого труда, укрывшись старым шерстяным одеялом, сидел на своей протертой от длительного использования циновке, он услышал мягкие шаги, которые приближались к входу в его пещеру. Затем эти шаги затихли и в мутно-сером проеме входа появилась высокая человеческая фигура, вокруг которой струился легкий оранжевый свет. Вначале монах испугался и начал усиленно повторять Иисусову молитву, но затем успокоился, когда увидел, что ни крест святой, который он наложил на незнакомца, ни молитва никакого эффекта на него не возымели, и вместо этого он услышал мягкий и нежный голос, который успокоил его, сказав, что он посланник Божий и принес ему от Всевышнего благую весть. Монах распростерся ниц на каменном полу пещеры, повторяя благодарение Богу. А когда незнакомец поднял его и прижал к своей груди, по щекам монаха неудержимым потоком покатились слезы.

Бог видит твое рвение и слышит твои молитвы. Он прислал меня к тебе, чтобы дать другую сторону истины, которой ты пренебрег в своем рвении. Как ты можешь отвергать то, что не знаешь? И, отвергая внешний мир со всеми его соблазнами, вырвешь ли ты все его соблазны из самого себя? Ты должен понять, что слова, которые ты читаешь или слышишь, еще не несут знания, потому что истинные знания ты можешь получить только через опыт. Но у тебя нет опыта, потому что твоя жизнь с детских лет была посвящена служению в монастыре, как ты можешь отвергать то, чего в действительности не знаешь? Твои внутренние соблазны, которые и сейчас продолжают беспокоить тебя, только тени действительных соблазнов. Что ты можешь сделать с тенями, когда они всегда остаются неуловимыми? Своими постами и молитвами ты постоянно повернут лицом к Богу, но твои несовершенства, которые воспринимаются как тени, несмотря на твое стремление их преодолеть, постоянно остаются с тобой. Для того чтобы заслужить перед Богом святость, необходимо освободиться от своих несовершенств.

Мой господин, у меня нет стяжательства, стремления к власти, я не привязан к материальным благам, Уже с детских лет я не знаю, что такое гнев, злопамятность, уныние, не знаю, что такое ревность и зависть. Все, что осталось во мне, - это неустанное стремление к Божественной любви и к единству с Ним...

Тихим жестом руки, сияющий золотисто-оранжевым светом незнакомец остановил речь монаха, которая вдруг неудержимым потоком полилась из его уст.

Слова твои говорят только об одном, что ты не свободен от величайшей гордыни, которая поселилась в твоем сердце. Каждый человек содержит все добро и все зло мира. Все твои достоинства, которые ты только что перечислил, лишь ширма, за которой прячутся твои недостатки. Ты не знаешь хитрости человеческого ума, который умеет скрывать ложь, выставляя ее как истину. Если ты стремишься к истине, то ум твой найдет множество фактов, подтверждающих успешность твоих стремлений. Ум - это та часть нас самих, которая постоянно подстраивается под наши желания, оправдывая их. В действительности ум стремится только к собственному удовлетворению. Вы там, в монастыре, оставив мир погрязать в грехах, стремитесь к собственному спасению. Не эгоизм ли это? Вы, которые молитесь, прося Бога простить человечеству его грехи и наставить его на путь истинный, этим самым выступаете посредниками между миром и Богом. Но достаточно ли вы чисты, чтобы Бог доверил вам эту работу? Не кажется ли вам, монахам, что вы похожи на слепых, которые ведут слепых? Как можете вы наставлять мирян, приходящих к вам, когда сами так же несовершенны, как и те, кто ищет у вас защиты. Но они более правдивы, так как не скрывают своих грехов, в то время как вы, одевая на ваши лица маски святости, наставляете их в праведности. Не кажется ли вам, что кроме всех прочих грехов, в вас расцвел пышным цветом грех ханжества? Я пришел к тебе, чтобы раскрыть твои глаза на тебя самого и помочь выйти на путь истины. У тебя еще есть время.

Ты должен идти в мир, чтобы получить опыт, приносящий знания. И все искушения, которые будут со всех сторон стремиться войти в себя, ты должен пережить, понять и преподнести Богу как часть твоего несовершенства. Ты должен помнить, что Богу угодны не те, которые стремятся посвятить свою жизнь посту и молитве, а те, кто усердно трудится на ниве Его.

И вдруг монах почувствовал, что он падает в бездну мрака, заполненную диким хохотом. В следующее мгновение он осознал, что его, нежно прижав к своей груди, несет в небе светлое существо, и слезы радости и любви оросили его лицо. Затем вновь падение в бездну страдания и мрака. Он словно раздвоился, потому что был одновременно и падающим в бездну и возносящимся в небеса. И к своему ужасу он понял, что для него стали одинаково притягательны как тьма ада, так и свет рая, что они одновременны и неразделимы. Он разрывался, не находя нигде опоры. Все, что он знал прежде, теперь не имело никакого значения. Он понял, что к своей цели шел ложным пу-тем, но не мог осознать, где же корни этой лжи.

Духовная работа состоит не в том, чтобы подавлять соблазны окружающего мира. Никакой человеческой жизни и человеческой воли не хватит, чтобы противостоять низшей природе. Она неизмеримо могущественнее его. Все соблазны этого мира даны человеку, чтобы он мог осознать их отклик внутри себя. В каждом человеке на внешние соблазны отзывается та часть его существа, которая принадлежит внешнему миру. Ты должен спокойным сознанием воспринимать эти части. И твое спокойное видение их и будет той силой, которая трансформирует в тебе то, что принадлежит низшей природе. Твое страстное стремление спасти свою душу от страданий ада похоже на неистовое барахтанье в глубоких водах моря, в которые ты погружаешься все глубже и глубже. Все происходящее на земле совершается ради эволюции сознания, и постарайся, чтобы твое сознание не было захвачено и оставалось отстраненным от внутренних созвучий соблазнам материального мира. Эти созвучия будут все более тонкими, но твоя бдительность и восприимчивость должны возрастать по мере углубления твоей работы внутри себя. Ты должен быть не только свидетелем внутренних состояний, но и одновременно мягким усилием воли отодвигать их. Положение свидетеля поможет тебе быть отстраненным и не захваченным мучительными соблазнами человеческой природы. Когда в твоей внутренней работе тебе будет необходимо сделать следующий шаг, я вновь приду к тебе... А теперь открой глаза, потому что к тебе идет человек, который нуждается в твоей помощи.

«Когда ученик готов, – учитель приходит». У каждого человека в его жизни – множество учителей и каждый из них приходит к человеку тогда, когда он готов с ним встретиться. Внутреннее состояние человека привлекает к себе во внешнем мире всё, что по уровню вибраций соответствует этому состоянию. Поэтому человек при известных условиях мог бы привлекать к себе те обстоятельства, которые необходимы ему, управляя своими внутренними состояниями.

Если во внешнем мире для реализации своих желаний, человек проявляет определенную физическую активность, то в духовной практике направленные усилия ни к чему не приводят. Для того, чтобы чего-то достичь необходимо стать внутренне созвучным этому. На самом деле те усилия, которые прилагает человек, чтобы что-либо реализовать, например, какое-то своё желание, всегда сопровождаются и определенными внутренними состояниями, но человек не считает их определяющими, но вторичными, следствием своей активности, или внешних обстоятельств. Поэтому, внутренние состояния обывателя почти всегда противоположны его целям, что в значительной степени мешает достижению цели.

Любые гармоничные взаимодействия людей являются следствием созвучия тех, которые взаимодействуют. Человек делает открытия, проникает в глубины материи, только потому, что однажды становится созвучным с тем, что открывается ему. Созвучие можно проиллюстрировать следующей притчей. Учитель, всех людей, приходящих к нему с целью получения знаний, посылал в пещерный монастырь, вырубленный в скалах уже много веков тому назад. В настоящее время этот монастырь пустовал и использовался как музей, который охотно посещали всевозможные приезжие туристы. Хранитель музея никогда не показывал туристам круглый зал этого монастыря, хотя людская молва разносила о нём самые противоречивые слухи и, поэтому, некоторые из людей, страдающих излишним любопытством, настойчиво просили хранителя музея показать им этот таинственный круглый зал.

Именно в этот зал направлял учитель всех, которые приходили к нему, чтобы получить у него знания. Хранитель был другом учителя и знал, с какой целью он посылает к нему людей. Жаждущего знаний хранитель вводил в полутёмный зал, освещённый несколькими свечами, закреплёнными в подсвечниках у стен этого зала. Вместе они становились в центр зала, и хранитель показывал человека на множество дверей, ведущих неизвестно куда. Та дверь, которую хранитель показывал первой, была широкой и массивной. Каждая следующая была всё более узкой. И последняя была настолько узка, что в неё с трудом мог протиснуться один человек. Особенностью этих дверей было то, что они не имели дверных ручек, и в них не было замочных скважин, хотя все двери были плотно и надёжно закрыты и ни один человек, используя физическую силу не смог бы открыть их.

– В этом зале пятьдесят дверей, кроме той, через которую мы вошли сюда, – объяснял хранитель музея посланцам от учителя. Ключ к одной из дверей находится внутри человека, который хотел бы проникнуть в тот мир, который находится позади двери. Здесь пятьдесят дверей, ведущих в пятьдесят миров, и перед человеком откроется дверь только тогда, когда мир позади неё и человек будут созвучны друг другу. Поэтому, внутренняя суть человека и является ключом к какой-либо из дверей.

– Но, созвучие – это всегда притяжение, влечение, которое для человека может оказаться непреодолимым, рассказывал хранитель музея, и для того, чтобы не произошло непоправимое, на каждый дверной проём установлена решётка. Прежде бывали случаи, когда человек уходил в раскрывшуюся дверь и уже никогда не возвращался. В действительности, люди созвучны всем мирам, которые находятся позади этих дверей, но дверь откроется только тогда, когда это созвучие достигает своего максимума. Поэтому, перед человеком, находящимся в этом зале, может открыться только одна дверь. Учитель присылает сюда страждущих только для того, чтобы они могли убедиться, к чему они готовы и на что они могут претендовать. Для ищущего даже уважаемый учитель будет недостаточно авторитетен в оценке готовности ученика к той работе, которая ему предстоит. В этом же зале ученик практически убеждается в том, что он представляет из себя, и каков путь предстоит ему пройти.

Духовная практика любого ученика, независимо от того, на каком уровне сознания он находится, состоит в повышении уровня своего внутреннего звучания. И только для того откроется последняя самая тесная дверь, ведущая к высочайшим уровням света сознания, который превзойдёт все притяжения этого проявленного материального мира. А так как встреча человека с реальностью этого мира происходит внутри его самого, то на пути к своему духовному совершенству человек должен превзойти самого себя.

«Когда ученик готов, Учитель придет»

Истина, неподвластная времени.

И, тем не менее, пожелание Учителю: «Ученика тебе!», вряд ли когда-то перестанет быть актуальным. Если присмотреться повнимательнее, понимаешь, что Учителю найти настоящего ученика порою не проще, чем потенциальному ученику – Учителя. Хотя чисто математически этого не должно быть – сколько в этом мире первых и сколько вторых?

Людей, желающих найти себе Учителя – тысячи и тысячи. Замечу – желание именно таково. Не «стать учеником», а «найти Учителя». Желание получить себе что-то новое и полезное. Что выведет на другой уровень. Что сделает меня еще немного «особенным». Короче говоря, чаще всего появление Учителя в жизни, если посмотреть «вооруженным глазом», представляется как приобретение еще одного модного гаджета, которыми мы все сейчас богаты. Помимо смартфона, будет у меня еще такое крутое – Духовный Учитель. Он меня будет всячески «учить», я буду «в традиции» – и это, конечно, будет здорово. Сам я буду – учеником. А что это значит, кстати? Да Бог его знает, если честно. Какая разница – буду и буду. Главное, у меня будет Учитель…

Кто такой «ученик»? Откуда у нас информация о том, каким он, в принципе, может быть?

Во-первых, мы все были учениками – в школе. Что означает это слово в контексте среднего образования? Да практически ничего. Нас привели – и мы учимся. У каких-то детей есть ответственность за процесс – но почти всегда перед родителями, не перед собой. При всем уважении – это еще не тот возраст, чтобы глубоко прожить полную личную ответственность за собственную жизнь. Вспоминая Довлатова: «Генрих Францевич, что касается снимков… Учтите, новорожденные бывают так себе. Месяца 4 придется ждать. Раньше он вряд ли на человека будет похож. А кому и 50 лет мало…» . А у многих других – нет ничего похожего, а гораздо больше проявлено раздолбайство – «учите меня, раз вам так надо». А я, пожалуй, сбегу с пары уроков, в футбол погоняю. Таково «ученичество» в школе. В целом, пассивный, зависимый от других людей, процесс, в котором пока не может быть проявлена реальная человеческая ответственность за собственный выбор. Даже у 11-классников, извините.

Во-вторых, многие как минимум слышали про самую популярную и издаваемую Книгу в мире. Про Библию, т.е. И особенно – про Новый Завет, про Евангелия. Ибо там, как считается, основа нашей «православной культуры». Там есть такой персонаж – Иисус Христос. Принимаем мы его, как «Бога истинного от Бога истинного» или нет – не так важно сейчас. Но всем понятно, что Христос – это Учитель. И у него есть ученики. И Он их учит. И они у него учатся.

Все Евангельские события происходят на этом фоне. Сидят мужики, ловят рыбу – Он приходит и говорит, мол, пойдем со мной, буду учить вас. Те такие: «Ну а чего не пойти, пойдем, какая разница (а выпивка бесплатная будет?)». И становятся эти простые мужики – Его учениками. Мы читаем – и из текста их ученичество проявляется довольно четко. Что они делают? Ходят с ним повсюду. Где по хозяйству помогут. Где веслами поработают. Все время слушают его притчи. На чудеса Его смотрят. Обсуждают друг с другом, кто «Там» будет поближе к Учителю сидеть, даже спорят об этом, и к Нему за решением этих споров обращаются. Короче. Ведут нормальную человеческую жизнь, разве что «Like a rolling stone » постоянно ходят с места на место, и вместе с необычным Человеком. Вот, пожалуй, и все «ученичество» в Евангелиях, если смотреть поверхностно. Их взяли – и потащили. Они и пошли. Были не против.

И ум наш впитывает все это. А когда приходит в нашей жизни время понимания необходимости какого-то духовного развития – именно эти шаблоны, эти самскары, и всплывают на поверхность в первую очередь. Что ученичество – это достаточно пассивный процесс. Что главное, в общем-то, «не прогуливать» излишне. Быть рядом с теми (или Тем), кто рассказывает разное полезное. Что это хорошо потому, что будут друзья-единомышленники, будь то одноклассники, апостолы, или гурубхаи, все одно вместе веселее…

И неоткуда, практически неоткуда, легко и естественно, взяться и закрепиться в голове самой главной истине про ученичество. Что ученик должен Делать то, что говорит Учитель. Ученик долженЖить так, как учит Учитель. Что просто быть с Ним – недостаточно. Необходимо – делать то, чему Он учит. И не от случая к случаю.

Если мы думаем, что, скажем, в Индии все по-другому, то… давайте, к примеру, откроем биографию Свами Рамы. «В Индии люди слушали его потому, что он был их «Свамиджи», был святым человеком, мудрецом из Гималаев и бывшим Шанкарачарьей. То, что он иногда демонстрировал свои особенные йогические возможности, также добавляло веса его словам. Но эти демонстрации не мотивировали слушателей практиковать то, чему он их учил. Их изначальная идея «Свамиджи» заключалась в том, что это – святой человек, за которым можно и нужно следовать, и они были счастливы просто от того, что называли себя его учениками».

Не менее ярко это проявлено в христианской цивилизации. Как только христианство вышло из пещер, где воистину были «двое во Имя Мое – и Я среди них» и стало частью государственного и политического процесса… что осталось от учения Христа? Кто исполняет в жизни Его учение, то, чему учил Он? Для кого Новый Завет – это не часть «принадлежности к культуре», а настольная книга для применения в повседневной жизни?

Итак, «Восток» или «Запад», «Север» или «Юг» – человек остается человеком. В целом, ленивым существом. Которому очень приятно и комфортно ассоциировать себя с чем-то бОльшим. Но которому особенно не хочется напрягаться, чтобы стать таким бОльшим – самому.

При этом «поиск Учителя» во внешнем мире, по сути, ничем не отличается от поиска чего угодно другого. И является частным проявлением глобального человеческого заблуждения – идеи, что источник счастья находится во внешнем мире. Для кого-то это – бутылка вина. Для кого-то – Духовный Учитель. Принцип, лежащий в основе этого поиска, не меняется. Мое счастье находится во внешнем мире и мне надо его найти. И когда я его найду, когда я получу то, что мне хочется – мне станет хорошо. Меня расслабит от стаканчика красного. Или я напишу на своей страничке с резюме «практикую мега-йогу в традиции Шри Свами Ананды». Разницы нет, по сути – разницы нет.

Мы находим Учителя – и мы довольны. Теперь Он даст мне глубокий духовный опыт. Он проведет меня невредимым по минному полю сансары. Он даст мне освобождение, просветление, приведет к Самадхи и откроет дверь в Нирвану.

Послушаем наставления оптинских старцев? «Духовный Отец – как столб, только указывает путь, а идти надо самому. Если Духовный Отец будет указывать, а ученик его сам не будет двигаться, то никуда не уйдет, а так и сгниет около этого столба».

Итак, Учитель в нашей жизни – это не удовольствие от обладания новой игрушкой и внутренняя успокоенность от принадлежности к чему-то бОльшему, чем я сам. Это, в первую очередь, предельная ответственность. Перед собой. Перед Ним. Перед Богом. Это обет – делать. Делать то, чему Он учит. Каждый. Божий. День. Исключений быть не может. Если Учитель учит медитации – это означает, что даже если ты встал в 6 утра, а вернулся домой в час ночи, усталый, как волк – это не имеет над тобой никакой власти. Ты садишься и практикуешь то, что передал тебе Учитель. Если кто-то к этому не готов… Учитель и не придет. Он может появиться чисто внешне в нашей жизни. Мы даже можем получить у Него «посвящение». Но фраза «Учитель нашелся» означает не это. А означает, что я принял Его в сердце, я доверился полностью и стал ежедневно делать то, чему Он меня научил. Если этого нет – то, может быть, внешне у меня и есть Учитель – но это лишь моя собственная иллюзия. Он со мной – но во мне Его нет. У меня дома Его фотография и я регулярно посещаю встречи Его учеников. Но если Его нет у меня в сердце и я ежедневно не практикую – этого Учителя у меня нет. Нет.

Мы можем быть рядом с Ним физически – или быть от Него очень далеко. Но даже если мы живем рядом с Ним, в ашраме или монастыре, то главная наша работа, как учеников – это практиковать. Медитировать. Молиться. Кто что получил, кому что близко, для кого что работает. Далеко мы или близко физически – не имеет значения. Если мы практикуем – все начинает меняться. Давайте вспомним Махабхарату и историю про Экалавью? «Экала́вья – герой древнеиндийского эпоса «Махабхарата», сын Хираньядхануса, царя нишадхов, молодой принц, хотевший стать учеником Дроны. Так как нишадхи были неарийским, варварским племенем, Дрона не принял его к себе в ученики. Экалавья, припав головой с стопам Дроны, удалился в лес. В лесу, без ведома или согласия Дроны, Экалавья вылепил из глины мурти своего учителя и обращаясь к нему за советами, стал тренироваться в стрельбе из лука, соблюдая при этом строгую дисциплину. Вскоре целеустремлённый Экалавья приобрёл невероятную быстроту в обращении с луком и стрелами и превратился в искусного воина, равного Арджуне по мастерству и доблести». (далее можно почитать )

Ждать, когда придет Учитель, когда появится Духовный Наставник – нельзя. Даже если Он появится и укажет нам дорогу – как мы пойдем, если до этого не попытались сами сделать ни шагу? Надо практиковать, что-то, но каждый день. Асаны, пранаяму. Молиться. Медитировать – так, как понимаем, так, как получается. Читать тексты, читать Йога-сутры, Бхагавад Гиту, Евангелие. Не искать снаружи. А строить себя изнутри. Строить фундамент. А это работа черновая, неблагодарная – и когда на нем возводится красивый дом, о фундаменте все забывают. Означает ли это, что можно возводить дом сразу, на песке? И надеяться, что он устоит?

А потом, потом и Учитель появится. Если не в этой жизни — значит, в следующей. Да и какая, собственно, разница, когда? Появится. 😉

Не критику, а свой цветок привета могли бы мы друг другу приносить
Сердца другие, словно Храмы Света, учиться понимать и возлюбить.
Уверовать, что в каждом Сердце встречном нам посылает Истина урок:
Не друг, не враг, но лишь Учитель вечный любой вошедший, хоть на малый срок.
(М. Озолиня, г. Рига)

«Во всех трудах своих смотри в корень и углубляй добро» Иоанн Кронштадский

Каждая мысль Добра и Красоты есть уже стрела Ясного Света… Потому будем вместе учиться мыслить о Добре. Согласны???

– Каковы отношения между Учителем и учеником?

Самые разнообразные. Единой модели тут не существует.
Правда, если отвлечься от конкретного Учителя и конкретного ученика (что, в общем-то, правильно, потому что у каждого Учителя есть свой Учитель, у того – свой и так до бесконечности) и сосредоточиться на обобщённом образе Учителя с большой буквы, то какие-то основные принципы всё же можно попытаться выделить.

Учеников, очевидно, можно разделить на две группы.
Первая – те, что действуют рядом с Учителем. Следуя указаниям Учителя, которого видят и слышат непосредственно, они отрабатывают карму послушания.
Вторая – те, что действуют вдали от Учителя, не видя и неслыша его непосредственно. Они отрабатывают карму инициативы.
Ясно, что вторая карма предпочтительнее, ибо считается, что ученик в наибольшей мере помогает Учителю не когда, когда живёт и действует возле Него, а когда он созрел к полному самообладанию и может быть один послан в гущу людей, в толщу их страстей и скорби.
И в этом случае человек не только приучается к самостоятельности. Считается, что при должной духовной направленности в нём обостряются внутреннее зрение и внутренний слух. Вдали от Учителя, приступая к любому делу, готовя себя к рабочему состоянию, ученик должен сосредоточить мысли на Учителе, а также собрать всё внимание и всю полноту чувств и мыслей только на том, что собирается делать. Как видите, это вовсе не мистика, а сосредоточенность и предельная собранность внимания.

Некоторые ученические правила существуют.
Они звучат вот так:
- Вот три завета жизни и труда:

1. Не повторять, но повторяться.

2. Идти вперёд, но помнить о других.

3. Не сомневаться, что Учитель рядом.
Сомнение предательству равно.

Некоторые люди слишком буквально воспринимают слово «ученичество», рисуя в своём воображении школу (непременно в тихом, уединенном месте), чуть ли не ученические парты, доброго наставника. Близость к Учителю рисуется им как некий праздничный отдых. А она, эта близость, держится лишь постоянным, напряженным будничным трудом, который под импульсом Учителя становится лишь интенсивнее.
Неустанно говорится об одном и том же: что в деле ученичества не стоят на месте. Если кого-то ты сделал для себя живым примером, если кого-то ты выбрал себе Учителем, так будь добр не отставать от Него. Отставать от Учителя – значит закрепощаться в суевериях и предрассудках. Чтобы этого не случилось, опять-таки требуется полная и бескорыстная отдача труду, разделяемому с Учителем.
Путь к Учителю вроде бы широко открыт. А встречи с ними редки. Считается, что помимо прочего нам мешает ещё один живой предрассудок – он развит среди начинающих, но не только среди них – стремление видеть Учителя в каком-то сказочном обличье. Начисто забывается мудрая поговорка: «Надо и муравей гонцом будет».
Вот и получается, что какие-то люди всё время мечтают об Учителе, о пути с ним и жизни возле Него. А когда тем или иным образом они подходят к тропе, на которой могут встретить Учителя, они начинают отрицать эту тропу, критиковать её, что-то в ней их не устраивает. И выходит, что им важна была не Весть, которая до них дошла, а муравей, что её принёс. Внимание их концентрируется на муравье и на собственном духовном умничанье, которое является не чем иным, как духовным убожеством.

Гималайские Учителя считают, что никого нельзя поднять к более высокой ступени. Можно только предоставить каждому все возможности подниматься выше, служа ему живым примером.
Готов дух человека, созрел он, готова и новая форма труда и деятельности для него. Всё упирается в вечный закон:

ГОТОВ УЧЕНИК – ГОТОВ ЕМУ И УЧИТЕЛЬ.

Буду рад всем откликам и отзывам вашим... Пишите!

Недавно я общалась по телефону со своей старой подругой, связь с которой оборвалась почти десять лет.

Она переживает сложный период в своей жизни, который включает продажу дома и занятие нелюбимым делом. Самое интересное заключается в том, что я переживала похожий период тогда, когда мы разговаривали с ней в последний раз. Таким образом, внезапное восстановление связи с ней по телефону казалось неслучайным. Я поделилась с ней тем, что однажды сказали мне, когда я переживала кризис. Эти слова в своё время изменили мою жизнь. Они вызвали у неё такую же реакцию, которая когда-то была у меня.

Сила слова, услышанного в нужное время

Это заставило меня задуматься о том, насколько сильно слова, услышанные в нужное время, способны изменить мышление в одно мгновение.

«Когда ученик будет готов, учитель появится сам». – Лао-цзы

Я поделилась с ней своим опытом . В 2008 году я, как и многие другие, потеряла работу и в течение почти двух лет перебивалась случайными заработками. Я пыталась сохранить свой дом. В то время моей опорой и поддержкой была Лиза Гулд, моя подруга и финансовый советник. Мы часто обсуждали различные альтернативные варианты, однако я буквально цеплялась за своё жилище.

Я цеплялась за привычную жизнь. Я любила тот дом, он стал частью меня. Он придавал моей жизни смысл, который был обусловлен привычками, воспитанием, историями об американской мечте и убеждённостью в том, что домовладение является неотъемлемой частью жизни успешного взрослого человека. Я чувствовала себя неудачницей, которая была не способна сохранить собственный дом.

Вопрос

Когда я обсуждала это с Лизой, она сказала: «Почему бы тебе не настроиться на успех вместо того, чтобы защищаться от провала?»

«Подожди, что? Повтори, пожалуйста», – произнесла я с недоумением.

«Почему бы тебе не настроиться на успех вместо того, чтобы защищаться от провала?»

Я до сих пор помню, где я сидела, когда услышала эти слова. В моём теле что-то произошло. Я почувствовала, как кровь прилила к моему лицу. Я встрепенулась, словно у меня появилось множество возможностей. В моём мышлении произошёл сдвиг.

Причина, по которой это произвело на меня такое сильное воздействие в тот момент, заключается в том, что я была готова услышать и принять эти слова . Именно тогда происходит сдвиг в мышлении. До тех пор, пока она мне этого не сказала, я не замечала, что я на самом деле делаю, а именно: пытаюсь, как сумасшедшая, защититься от провала.

Защита от провала

Это похоже на попытки остановить кровотечение лейкопластырем, который не держит. Вы постоянно пребываете в состоянии стыда и страха. «А что же скажут другие люди?» – думаете вы и продолжаете ждать подвоха. Это болезненный замкнутый круг, приводящий к гибели. Вы чувствуете себя неудачником.

Поскольку то, на чём вы сосредоточены, способно расширяться, попытки защититься от провала фокусируют ваше внимание на приближении провала.

Настрой на успех

Он подразумевает оценку настоящего, ожидание будущего, сокращение потерь и дальнейшее продвижение; не должно быть оков, сдерживающих вас. Это осознание того, что ваши обстоятельства не определяют вас. Важны шаги, которые вы предпринимаете, чтобы справиться с ними. Настрой на успех вращается вокруг намерения . Когда вы намерены добиться успеха, он не заставит себя ждать.

Гари Сукав в своей книге «Обитель души» пишет: «Вы создаёте реальность собственными намерениями ». Итак, если ваше намерение – защищаться от провалов, значит, вы будете пребывать в данном состоянии. Если ваше намерение – всегда делать выборы, которые приводят к самореализации и успеху, тогда вы будете жить в этом состоянии.

Тогда это кардинально изменило всё в моей жизни. Буквально в тот момент мой дом превратился в опоры, кирпич и строительный раствор. Эти слова избавили меня от эмоций, к которым я так привязалась. Эмоции – это то, что связывало стыд и страх перед неудачей. В мышлении, направленном на успех, это стало тем, что освободило меня.

Было тяжело? Ну, как сказать. Мне нужно было пережить продажу дома. Как только это произошло, я почувствовала себя так, словно избавилась от цепей, которые сдерживали меня во многих отношениях. Когда ваше мышление меняется, то же самое происходит и с вашей жизнью.

Я часто напоминаю себе слова Лизы и делюсь ими с теми, кто нуждается в помощи. Они приносят пользу моей жизни. Я полностью их осознала и приняла. Они стали моей мантрой – в работе, в отношениях, во всём.

Далее привожу полную цитату Лао-цзы: «Когда ученик готов, учитель появится сам. Когда ученик действительно готов, учитель исчезнет» . опубликовано .

Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта .