Эффективность управления коммерческим банком. Основные методы оценки анализа деятельности коммерческого банка Характеристика факторов определяющих эффективность управления коммерческим банком

Управление рентабельностью (эффективностью коммерческой деятельности) банка

Рентабельность является важнейшим требованием к деятельности любого хозяйствующего субъекта. В практике финансового менеджмента она определяется как отношение фактического дохода за вычетом связанных с его получением затрат к доходу до вычета этих затрат. На всем протяжении первого этапа рыночной трансформации финансово-кредитной системы России высокий уровень данного показателя деятельности коммерческих банков обеспечивался в первую очередь благоприятной для них ситуацией на финансовых рынках.

Определенный опыт использования финансовых методов управления рентабельностью на внутрихозяйственном уровне был накоплен в нашей стране в период плановой экономики. В середине 80-х годов, в связи с переходом большинства предприятий на режим самофинансирования, они получили широкое распространение в строительстве, промышленности и на транспорте. Однако их внедрение практически не затронуло банковскую систему, продолжавшую действовать в условиях жесткой централизации управления, опирающегося исключительно на административные методы. Показательно, что подобная ситуация сохранилась и в коммерческих банках, большинство из которых создавалось как изначально негосударственные структуры.

В условиях рыночной экономики управление производственными подразделениями предприятия осуществляется с использованием преимущественно административных методов. Управленческие решения, проходящие по всей иерархической вертикали инстанций, имеют строго директивный характер. Персонифицированную ответственность за их исполнение несут руководители подразделений, в свою очередь наделенные необходимыми полномочиями для распределения полученных заданий между подчиненными. При этом какой-либо дополнительной мотивации успешного их исполнения для подразделений в целом не предусматривается. Принципиальная организация взаимодействия соподчиненных инстанций может быть таким образом отражена следующей упрощенной схемой:

Подобный подход используется любыми типами хозяйствующих субъектов за исключением крупнейших транснациональных корпораций, многозвенная иерархия инстанций в которых делает проблематичной саму возможность жесткой централизации управления. В таких структурах допускается расширение полномочий руководителей выделенных в организационной структуре управления (далее по тексту -"ОСУ") производств, филиалов, дочерних фирм. Для этого им выделяются соответствующие финансовые ресурсы, которые подлежат децентрализованному распределению. В некоторых случаях для крупных подразделений многопрофильных корпораций и холдингов может устанавливаться определенная зависимость между фактически обеспеченными хозяйственными результатами и размерами собственных целевых финансовых фондов.(с145,5)

Зарубежными учеными, специализирующимися на проблемах производственного и финансового менеджмента, такая практика объясняется нецелесообразностью какой-либо экономической мотивации структурных подразделений. Их функциональные обязанности четко определены соответствующими внутренними регламентами, за исполнение которых несут прямую административную ответственность персонально руководители этих подразделений. Даже в области персонального менеджмента экономические методы применяются в минимальном объеме, необходимая мотивация сотрудников обеспечивается самим фактом сохранения отношений трудового найма и вытекающей из него прямой оплаты труда.

Решение задачи управления экономической эффективностью деятельности банка является прерогативой менеджеров и аналитиков конкретного банка и напрямую зависит от подходов, используемых ими в повседневной работе. Однако по-настоящему успешное решение данной задачи невозможно без информационно-аналитической системы, которая позволит принимать важные управленческие решения, основываясь на своевременно полученной и проанализированной информации. (с28,4)

Одной из важных задач при работе с такой информационно-аналитической системой является сбор, преобразование и накопление исходных данных, на основании которых формируются методики анализа деятельности подразделений банка.

Анализ доходов и расходов

Для анализа достаточно данных об остатках и оборотах по счетам доходов и расходов. При этом каждому лицевому счету, открытому на счетах доходов/расходов, приписывается подразделение, которое ведет операции по этому счету. Однако не всегда одному счету соответствует одно подразделение, чаще всего таких подразделений несколько. В этом случае необходимо задать доли каждого из подразделений, работающих с данным счетом, для дальнейшего "разнесения" суммы с этого счета при расчете прибыли подразделений.

Естественно, далеко не все подразделения банка являются прибыльными. Так, категория обслуживающих подразделений, к которым относится, например, подразделение информационных технологий, не приносят прямой прибыли и являются, по сути, убыточными. Однако нормальное функционирование банка без такой категории подразделений невозможно. Возникает необходимость распределения расходов конкретного подразделения по центрам прибыли.

Для этой цели можно использовать различные критерии (например, численность прибыльных подразделений), распределять расходы пропорционально заданным долям или использовать более сложные алгоритмы косвенного распределения.

Общебанковские расходы также необходимо перераспределять между подразделениями банка и только затем рассчитывать прибыль каждого из них.

Описанная методика является оценочной, поскольку на формирование критериев "разнесения" сумм влияют субъективные факторы. Кроме того, с ее помощью нельзя оценить эффективность работы обслуживающих подразделений. Однако данной методикой можно пользоваться для первичной оценки эффективности деятельности подразделений и при формировании системы материального стимулирования сотрудников.

Во многих банках функция управления эффективностью подразделений банка возложена на службу Казначейства, которая занимается управлением денежными потоками. В список обязанностей этой службы входит контроль над ликвидностью, соблюдение валютных позиций и управление ГЭПом, т.е. сбалансированностью активов и пассивов. Казначейство регулирует доходность операций (в части покрытия общебанковских затрат доходами).

При использовании названной модели банк получает возможность рассматривать Казначейство с двух позиций:

когда подразделение не является центром прибыли, а исполняет только регулирующие функции;

когда подразделение выступает как центр прибыли и пытается заработать деньги во внешней среде наряду с другими подразделениями банка. (с45, 6)

Модель работы Казначейства как монопольной службы, регулирующей потоки привлеченных и размещенных ресурсов

Здесь Казначейство выступает в роли службы, регулирующей внутрибанковские потоки привлеченных и размещенных ресурсов, т.е. все операции на внешнем и внутреннем рынке ведутся исключительно через данную службу.

Поскольку в этом случае Казначейство является своего рода монополистом, оно не должно иметь права ставить другие подразделения банка в условия хуже рыночных, т.е. устанавливать трансфертные цены "в привязке" к рынку. При этом главной задачей Казначейства остается контроль состояния ликвидности банка в целом, и вся прибыль, зарабатываемая данным подразделением, относится на общебанковскую прибыль.

Прибыль Казначейства рассчитывается как разница между ценами закупки и реализации ресурсов. Такая модель действует при отсутствии возможностей у привлекающих подразделений продавать ресурсы вовне, а у размещающих - покупать ресурсы на внешних рынках. Привлекающие и размещающие подразделения не имеют права работать напрямую между собой или проводить операции во внешней среде, минуя службу Казначейства. (с133, 11)

Модель оценки эффективности при работе Казначейства как ЦПУ

В данном случае Казначейство выступает в роли центра прибыли, т.е. главной его задачей остается контроль состояния ликвидности банка в целом. При этом Казначейство стремится уменьшать величину издержек и увеличить прибыльность своих операций

Размещающие и привлекающие подразделения могут осуществлять деятельность на внешних рынках или проводить операции между собой напрямую, минуя Казначейство.

В Казначействе могут действовать разные цены на закупку ресурсов внутри банка и у внешних источников, а также на продажу ресурсов размещающим подразделениям внутри банка или внешним клиентам.

При работе внутренних служб через Казначейство снижается величина рисков на операцию, поскольку часть рисков несет Казначейство. При этом само Казначейство заинтересовано в установлении таких трансфертных цен, которые позволят ему получать прибыль, поскольку часть прибыли в данном случае пойдет на материальное стимулирование его работников.

К тому же и привлекающие, и размещающие подразделения, имея свободу выбора, могут зарабатывать прибыль как от работы с Казначейством, так и от внешних источников.

Главной же целью всех подразделений должна оставаться прибыль кредитной организации в целом.

Для анализа доходов и расходов подразделений в качестве исходных данных достаточно использовать информацию об остатках и оборотах по лицевым счетам. Кроме того, существует набор форм для ввода и редактирования данных по критериям "разнесения" сумм. Встроенный генератор отчетов дает пользователю возможность формировать отчеты любой степени сложности, по результатам анализа необходимой информации.

В системе реализован мощный графический интерфейс, который позволяет получать результаты в виде графиков и различных диаграмм.

Для реализации более сложных моделей анализа возрастают и требования к исходной информации. Задача оценки эффективности работы подразделений банка может решаться в рамках организации управленческого учета, который, в свою очередь, может вестись как в действующей учетной системе, так и в аналитическом приложении (в рамках подразделений, продуктов и типов доходов / расходов). Для этого необходима информация о суммах размещенных и привлеченных ресурсов, сроках привлечения/размещения, действующих процентных ставках.

Вышеизложенный инструментарий позволяет решать не только задачу оценки эффективности работы подразделений, но и другие задачи, возникающие в процессе функционирования банка настоящее время в России все большее значение приобретают вопросы стабильности, надежности, устойчивости банковской системы в целом и ее элементов -- банков.

Под устойчивостью банка следует понимать такое его динамичное состояние, которое обеспечивает необходимую степень защиты от неблагоприятного воздействия внешних и внутренних факторов. Устойчивость банка можно рассматривать как условие его прогрессирующего движения. (с203,8)

Виды устойчивости банков можно классифицировать по ряду признаков, в том числе по характеру (экономическая, политическая, моральная устойчивость); исходя из общей ее оценки (реальная и мнимая устойчивость); по времени обеспечения (долгосрочная и краткосрочная устойчивость); по характеру сбалансированности (сбалансированная и с неустойчивым равновесием); по структуре (финансовая, организационная, кадровая, операционная, коммерческая устойчивость); по проводимой политике (постоянная или часто меняющаяся устойчивость в рамках общей концепции); с позиции равномерности развития банков (быстро развивающаяся, равномерно развивающаяся и неравномерно развивающаяся устойчивость); с позиции общественной полезности (общественно полезная и эгоистичная устойчивость).

Экономическая устойчивость банка во многом определяется финансовыми результатами его деятельности, уровнем принимаемых банком рисков в сочетании с его ликвидностью и доходностью.

Ликвидность (от лат. liquidus -- жидкий, текучий) в буквальном смысле означает легкость реализации, продажи, превращения материальных ценностей и прочих активов в денежные средства. Ликвидность банка нередко определяют как способность банка приобретать наличные средства в центральном банке или банках-корреспондентах по разумной цене. В целом ликвидность банка предполагает возможность продавать ликвидные активы, приобретать денежные средства в центральном банке и осуществлять эмиссию акций, облигаций, депозитных и сберегательных сертификатов, других долговых инструментов.

Термин платежеспособность несколько шире: подразумевается не только и не столько возможность превращения активов в быстрореализуемые, сколько способность юридического или физического лица своевременно и полностью выполнять свои платежные обязательства, вытекающие из торговых, кредитных или иных операций денежного характера. Таким образом, ликвидность выступает как необходимое и обязательное условие платежеспособности, контроль за соблюдением которой уже берет на себя не только само юридическое или физическое лицо, но и определенный внешний орган надзора и контроля.

Ликвидность для коммерческого банка -- это его способность обеспечить своевременное выполнение в денежной форме своих обязательств по пассиву. Ликвидность банка определяется сбалансированностью активов и пассивов его баланса, степенью соответствия сроков размещенных активов и привлеченных банком пассивов.

Нормы ликвидности банка обычно устанавливаются как отношение различных статей активов баланса ко всей сумме или к определенным статьям пассивов или, наоборот, пассивов к активам. Ликвидность банка -- основа его платежеспособности.

Платежеспособность трактуется как способность банка в должные сроки и в полной сумме отвечать по своим обязательствам (перед вкладчиками по выплате депозитов, перед акционерами -- по выплате дивидендов, перед государством -- по уплате налогов, перед персоналом -- по выплате заработной платы).

В современной экономической литературе описаны два подхода к характеристике ликвидности. Ликвидность можно понимать как «запас» или как «поток». Запас характеризует ликвидность банка на определенный момент времени, его способность ответить по своим текущим обязательствам, в особенности по счетам до востребования.

Как «поток» ликвидность оценивается за определенный период времени либо на перспективу. При этом подход к ликвидности с точки зрения «запаса» характеризуется как весьма узкий. Нужно иметь в виду, что при рассмотрении ликвидности как «потока» повышенное внимание уделяется возможности обеспечения обращения менее ликвидных активов в более ликвидные, а также притоку дополнительных средств, включая полученные займы. Следовательно, наибольшее значение приобретает не только оценка ликвидности -- «потока», но и оценка ликвидности -- «прогноза».

Для оценки совокупной ликвидности коммерческого банка нужно системно рассматривать стационарную ликвидность («запас»), текущую ликвидность («поток») и перспективную ликвидность («прогноз»).

Таким образом, ликвидность баланса банка подразумевает моментную оценку состояния банка на определенную дату, т.е. ликвидность баланса есть составная часть ликвидности банка. При этом баланс коммерческого банка должен обеспечивать представление данных аналитического и синтетического учета в форме, приемлемой для расчета совокупной ликвидности банка. При несоблюдении второго условия может возникнуть ситуация, когда, обладая достаточно ликвидным балансом на определенную дату, банк тем не менее полностью или частично неликвиден.

На ликвидность и платежеспособность коммерческого банка оказывает влияние ряд факторов, которые можно разделить на макро- и микроэкономические.

К основным макроэкономическим факторам, определяющим ликвидность и платежеспособность банка, относят, например, геополитическую и макроэкономическую обстановку в стране, совокупность законодательных, юридических и правовых норм банковской деятельности, структуру и стабильность банковской системы, состояние денежного рынка и рынка ценных бумаг.

На ликвидность и платежеспособность коммерческого банка влияют и микроэкономические факторы. К числу основных таких факторов относят ресурсную базу банка, качество вложений, уровень менеджмента, функциональную структуру и мотивацию деятельности банка.

Следует отметить, что указанные группы факторов оказывают воздействие в комплексе, причем взаимосвязь наблюдается как в отдельных группах, так и между группами.

Ликвидность -- важнейшая качественная характеристика деятельности банка, свидетельствующая о его надежности, стабильности, устойчивости. Для обеспечения ликвидности банку необходимо формировать такую структуру баланса, при которой активы, не утрачивая своей стоимости, могут своевременно преобразовываться в денежные средства по мере востребования пассивов.

Ликвидность тесно связана с доходностью банка, но в большинстве случаев желание достижения высокой ликвидности противоречит необходимости обеспечения более высокой прибыльности. Наиболее рациональная политика коммерческого банка в области управления ликвидностью состоит в обеспечении оптимального сочетания ликвидности и прибыльности. Следовательно, анализ ликвидности, прибыльности и уровня риска банка нужно проводить в комплексе.

За последние годы наблюдалось существенное возрастание рисков, связанных с банковской деятельностью, что ставит проблему «риск -- ликвидность» в центр управления банковскими операциями. Наиболее распространенными финансовыми рисками являются риск неплатежеспособности заемщика, кредитный риск, процентный риск, валютный риск, риск несбалансированной ликвидности.

Риск постоянно сопутствует банковской деятельности. Риски в банковской практике -- это опасность (возможность) потерь для банка при наступлении определенных событий.

Риски могут быть как собственно банковскими (внутренними), связанными с функционированием кредитного института, так и внешними, или общими. Важнейшим способом преодоления или минимизации рисков является их регулирование, т.е. поддержание, как мы уже говорили, оптимального соотношения ликвидности и платежеспособности банка в процессе управления его активами и пассивами. Высокий уровень прибыльности, как правило, связан с высокорисковыми операциями. В банковской практике под рисковыми понимаются или очень выгодные, или весьма невыгодные операции. Причем потенциальная вероятность получить максимально возможную выгоду возрастает по мере увеличения степени риска. Анализируя степень рисковости выполнения тех или иных операций, банки используют различные приемы с тем, чтобы максимально снизить возможные убытки. Например, банки создают консорциумы, тем самым, распределяя риски среди нескольких субъектов отношений; покрывают возникшие убытки от проведения рисковых операций за счет прибыли по другим видам операций; проводят страхование рисков.

Основным методом управления ликвидностью и платежеспособностью российских коммерческих банков (с позиций внутреннего и внешнего аудита) является соблюдение ими экономических нормативов Банка России. В настоящее время для обеспечения экономических условий устойчивого функционирования банковской системы Банк России устанавливает следующие экономические нормативы деятельности коммерческих банков:

  • - минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых и минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих банков;
  • - нормативы достаточности капитала;
  • - нормативы ликвидности;
  • - максимальный размер риска на одного заемщика или группу взаимосвязанных заемщиков;
  • - максимальный размер крупных кредитных рисков;
  • - максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);
  • - максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставляемых кредитной организацией своим участникам (акционерам, пайщикам) и инсайдерам;
  • - максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения;
  • - нормативы использования собственных средств кредитных организаций для приобретения долей (акций) других юридических лиц.

Анализ ликвидности и управление ею в коммерческом банке проводится одновременно с анализом доходности его деятельности.

Анализ результативности банковской деятельности начинается с анализа доходов и расходов, а заканчивается исследованием прибыли.(с76, 9)

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе особую актуальность приобретает поиск наиболее оптимальных способов организации деятельности российских кредитных организаций в условиях глобализации финансового рынка, проникновения в отечественную банковскую систему иностранного капитала и, как следствие, возрастающей конкуренции с международными финансовыми посредниками в лице дочерних структур крупнейших транснациональных банковских холдингов.

Изменения в построении и функционировании банковской системы стали отправной точкой развития в российской экономической науке направления «банковский финансовый менеджмент». Но в настоящее время еще не все вопросы финансового менеджмента в банке проработаны отечественными авторами достаточно глубоко, что обусловлено спецификой деятельности коммерческого банка как единственного экономического субъекта, системно управляющего всеми функциями денег.

Курс на формирование в нашей стране сильного и динамично развивающегося банковского сектора повышает значимость вопросов управления эффективностью деятельности каждого конкретного коммерческого банка для банковской системы в целом. Поэтому проблема оценки эффективности деятельности коммерческого банка и принятия мер по ее повышению требует подробного изучения и выработки научной концепции.

Таким образом, можно говорить об актуальности темы курсовой работы.

Объект исследования курсовой работы – управление эффективностью деятельности коммерческого банка в системе финансового менеджмента банка.

Предмет исследования в курсовой работе – оценка эффективности деятельности коммерческого банка и разработка мероприятий по ее повышению.

Цель курсовой работы – разработка в рамках банковского финансового менеджмента системы оценки эффективности деятельности коммерческого банка и принятия управленческих решений по ее повышению.

Задачи курсовой работы следующие:

    рассмотреть теоретические основы оценки эффективности деятельности коммерческого банка, в частности обосновать содержание понятия «эффективность деятельности коммерческого банка» на современном этапе развития экономики и определить возможные подходы к построению системы оценки и управления эффективностью деятельности банка;

    изучить методические подходы к оценке эффективности деятельности коммерческого банка в рамках банковского финансового менеджмента, а именно подходы на основе балансовых обобщений;

    провести оценку эффективности деятельности коммерческого банка и разработать рекомендации по повышению эффективности его деятельности.

При написании курсовой работы был использован широкий круг источников. В нормативных актах федеральных органов законодательной власти и органов законодательной власти субъекта федерации, а также инструктивных документах Банка России определены обязательные требования, предъявляемые государством к ведению коммерческими банками своей деятельности, и направления реформирования и развития российского банковского сектора. В учебной литературе по научным направлениям «Финансовый менеджмент», «Банковское дело», «Финансовый анализ», в частности таких авторов, как Л.Т. Гиляровская, И.А. Киселева, Ю.С. Масленченков, Т.В. Никитина, К.К. Садвакасов, Е.С. Стоянова, Питер С. Роуз, Тимоти У. Кох, А.Д. Шеремет и других, освещены теоретические основы процесса управления финансами в коммерческом банке и методики проведения оценки деятельности банка в системе банковского финансового менеджмента. Научные статьи в периодических изданиях и публикации в электронных средствах массовой информации дают представления о новейших разработках в области финансового менеджмента и финансового анализа в банковской деятельности, а также освещают последние изменения, произошедшие в банковском секторе России. Внутренние документы и годовая финансовая отчетность «РОСБАНК» отражают характер деятельности данного коммерческого банка и позволяют выявить его стратегическую направленность.

  1. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

1.1. Понятие эффективности деятельности коммерческого банка

Банк как специфическое предприятие производит продукт, существенно отличающийся от продукта сферы материального производства, он производит не просто товар, а товар особого рода в виде денег, платежных средств. Банк скорее торговое, посредническое, нежели промышленное предприятие. Схожесть банка с торговлей не случайна. Банк действительно как бы покупает ресурсы, продает их, функционирует в сфере перераспределения, содействует обмену товарами. Он имеет продавцов, хранилища, особый товарный запас, его деятельность во многом зависит от оборачиваемости.

Коммерческие банки – активный элемент рыночной экономики. Банки аккумулируют средства юридических и физических лиц и размещают их от своего имени на условиях платности, возвратности и срочности, а также осуществляют расчетно-кассовые, комиссионно-посреднические, трастовые операции, операции с ценными бумагами, кредитными картами, валютой, лизинг, факторинг, страхование, брокерские услуги и другие.

Коммерческие банки – единственный экономический субъект, который системно управляет всеми функциями денег и в этой связи является первичным звеном рыночной экономики.

Коммерческие банки – посредники продвижения в систему рыночной экономики и мирохозяйственных связей других участников рынка – промышленности, торговли, небанковского финансового сектора, государства и населения – через обслуживание их денежных потоков. Причем банки, в отличие от других финансовых небанковских структур, обеспечивают основную часть всех средств денежного обращения конкретной страны.

Неотъемлемой частью банковской деятельности является риск. Характеристики, отличающие коммерческие банки от других коммерческих предприятий, а также подтверждающие рискованность их деятельности, следующие:

Банки оперируют крупными активами, эмитируют и торгуют финансовыми инструментами, имеющими рыночную стоимость, падение которой может сказаться на капитале и платежеспособности банка;

Банки привлекают заемные средства, что при наличии низкого соотношения собственного капитала к совокупным активам, при наступлении форс-мажорных обстоятельств может привести к утрате доверия вкладчиков, кризису ликвидности и банкротству;

Банки осуществляют доверительное управление активами, принадлежащими другим лицам, что может вызвать ответственность за нарушение доверия;

Банки участвуют в транзакциях, которые инициируются в одной юрисдикции, регистрируются в другой и управляются в третьей; причем транзакции могут быть инициированы и завершены клиентом без вмешательства банка, например, через Интернет или в банкомате;

Банки имеют исключительный доступ к клиринговым и расчетным системам для чеков и переводов средств, валютных транзакций и т.д., являются неотъемлемой частью национальных и международных расчетных систем, следовательно, могут вызвать системный риск.

Все вышеперечисленное свидетельствует о постоянном усложнении банковской деятельности и, следовательно, о повышении требований к ее ведению.

Коммерческие банки находятся под постоянным пруденциальным надзором центрального банка и других финансовых ведомств. Банковский надзор основан на системе лицензирования и служит средством проверки соблюдения коммерческими банками законов и нормативов. Финансовые отчеты коммерческих банков подвергаются проверкам внешних аудиторов, заключение которых придает достоверность отчетности и укрепляет доверие к банковской системе.

В условиях бурного развития рынка финансовых услуг, наблюдающегося в мировой экономике на протяжении последних десятилетий, особое значение приобретает проблема идентичности оценки эффективности деятельности кредитных организаций в транснациональном масштабе.

В современной научной литературе существует множество трактовок понятия «эффективность», но все они в итоге к двум общим определениям:

Эффективность есть соотношение затрат ресурсов и результатов, полученных от их использования;

Эффективность есть социально-экономическая категория, показывающая влияние способов организации труда участников процесса на уровень достигнутых ими результатов.

Оценку эффективности банковской деятельности чаще всего приводят, используя первое положение, согласно которому эффективность банка или банковской системы рассчитывается исходя из близости значений показателей деятельности каждого банка (например издержек, прибыли и т.д.) к некой, заранее определенной границе эффективности.

В целях соответствия пруденциальным требованиям, избежание банковских рисков, обеспечения устойчивости банки должны разрабатывать и применять эффективные процедуры оценки и управления своей деятельностью.

Коммерческие банки западных стран (например, США) уделяют большое внимание анализу своей деятельности. В банковском бизнесе получила распространение концепция «высокорентабельной банковской деятельности» (high-profitability banking), основные принципы которой:

Максимизация доходов – предполагает максимизацию доходов от предоставления кредита и доходов по ценным бумагам и др., поддержание гибкой структуры активов, приспособленных к изменениям процентной ставки;

Минимизация расходов – предполагает оптимизацию структуры пассивов, минимизацию потерь по кредитам, контроль за текущими расходами и т.п.;

Эффективный банковский менеджмент – рассматривается как система управления отношениями, связанными со стратегическим и тактическим планированием, анализом, регулированием, контролем деятельности банка, управлением финансами, маркетинговой деятельностью, а также персоналом, призванная обеспечить эффективную деятельность коммерческого банка. По мнению западных экономистов, стабильное развитие коммерческого банка в долгосрочной перспективе должно обеспечить формулирование глобальной стратегии банка и установление на ее основе стратегических целей и задач для всех направлений деятельности и структурных подразделений банка .

Понятию «эффективность» в английском языке соответствуют несколько терминов, которые в финансовой литературе трактуются следующим образом: effectiveness – способность достигать ранее определенные цели (независимо от того, какой ценой это было сделано); efficiency – оптимальное соотношение затраченных ресурсов и полученных результатов (независимо от того, была ли достигнута поставленная цель); effectuality – сочетание effectiveness и efficiency . Понятию «эффективность» также соответствует термин performance , обозначающий общее состояние организации, включая финансовые и нефинансовые параметры, достигнутый уровень развития и перспективы.

В управлении исторически первой стала самостоятельно обсуждаться проблема эффективности. По сути дела, первые теории менеджмента формируются в процессе рефлексии над проблемой эффективного использования рабочей силы и техники в промышленном производстве. Так, основополагающая работа одного из "отцов" менеджмента Г. Эмерсона, вышедшая в свет в 1912 г., носила название "Двенадцать принципов эффективности". Проблематика надежности начинает разрабатываться позднее, начиная с конца 40-х -начала 50-х годов двадцатого столетия, причем в основном представителями направления, связанного с управлением техническими системами. А еще позднее, где-то с начала 70-х годов этого столетия приобретает собственное звучание и проблема качества, преимущественно в работах по менеджменту.

Таким образом, термин «эффективность» является многозначным понятием и отражает отношение различных аспектов деятельности: результата и затрат, результата и целей, результата и потребностей, результата и ценностей. «Эффективность» как характеристика деятельности отражает отношение результата как одного из «элементов» деятельности ко всем ее другим «элементам», причем каждое из выделенных отношений является частным критерием эффективности. Многокритериальность понятия «эффективность» требует особых способов согласования критериев между собой, и в зависимости от того, как они будут строиться, будут получаться различные значения эффективности. Различные точки зрения по поводу эффективности и методов ее оценки связаны с различными способами согласования частных критериев и имеют прагматическую, а не теоретическую основу.

Преломляя вышеизложенное на понятие «эффективность деятельности коммерческого банка», можно говорить также о его многоаспектности и многозначности. Поэтому в качестве критериев эффективности банка можно рассматривать как сами финансовые результаты его деятельности (доход и прибыть), так и результативность (рентабельность), а также всю совокупность показателей финансового состояния (устойчивость, ликвидность, платежеспособность) достигнутых банком с учетом их ценностной или целевой значимости как для самого банка, так и для социально-экономической среды его деятельности. Совокупность критериев необходимо рассматриваться как систему, как комплексную характеристику, отражающую соответствие результатов деятельности коммерческого банка поставленным целям на каждом временном отрезке его функционирования, и в данном аспекте, только достижение всех, а не нескольких, критериев позволит говорить об эффективности его деятельности.

Таким образом, эффективность деятельности коммерческого банка это не только результаты его деятельности, но и эффективная система управления, построенная на формировании научно обоснованной стратегии деятельности банка (системы целей деятельности банка, ранжированных по значимости и ценности) и контроле за процессом ее реализации.

  1. Методы оценки эффективности деятельности коммерческого банка

    Дипломная работа >> Банковское дело

    ... : Методы оценки эффективности деятельности коммерческого банка Работу... деятельности коммерческих банков . Таким образом, выбор такого направления исследования, как оценка эффективности деятельности коммерческих банков , анализ и разработка эффективных ...

  2. Анализ и оценка финансовой деятельности коммерческого банка на примере ООО Хоум Кредит энд Фина

    Реферат >> Банковское дело

    41 2.3 Оценка эффективности деятельности коммерческого банка на основе балансовых... оценка финансовой деятельности коммерческого банка . Предмет исследования в дипломной работе – финансовая оценка эффективности деятельности коммерческого банка ...

  3. Финансовая деятельность коммерческих банков (2)

    Реферат >> Банковское дело

    Финансовой устойчивости коммерческих банков .// Деньги и кредит. - 1993. - №7. Королев О.Г. Анализ систем оценки эффективности деятельности коммерческих банков .// Бухгалтерский учет...

Данная группа показателей служит измерителем уровня эффективности деятельности банка на финансовом рынке.

Эффективность использования активов К6 определяется по размеру прибыли приносящих активов, которые определяют положение банка на рынке банковского капитала. Повышение удельного веса доходных активов свидетельствует об эскалации деловой активности коммерческого банка и расширении собственной рыночной ниши.

Общую оценку кредитной политики банка можно дать на основании показателя использования привлеченных средств К7. Данный показатель выше критического значения, что еще раз подтверждает, что банк проводит агрессивную высоко рискованную кредитную политику.

Активность коммерческого банка по эффективному использованию заемных средств определяется показателем К8. Данный показатель показывает, какое количество денежных единиц дохода, приходится на одну денежную единицу кредитных ресурсов, привлекаемых банком. В рассматриваемом периоде заметно его ухудшение: в момент времени Т1 на 1 руб. дохода приходится меньше заемных средств, чем в момент времени Т2. Тенденция к уменьшению данного показателя говорит о потенциальном наступлении риска ликвидности и процентного риска.

Показатель К9 показывает какая часть дохода банка отвлекается на возмещение задолженности. В нашем случае он снова имеет тенденцию к уменьшению. Значит, банк с меньшей эффективностью оборачивает свои активы, приносящие доход.

Деятельность банка по развитию депозитной клиентской базы оценивается по показателю К10, который характеризует активность привлечения средств. Данная тенденция к снижению говорит об отсутствии возможностей или нежелании конкретного коммерческого банка разрабатывать технологии по привлечению клиентов, а также о том, что этот банк зависим от определенной группы клиентов с высоким уровнем банковских рисков.

Эффективность управления коммерческим банком (таблица №11).

Таблица №11

Показатели эффективности управления

Наименование

показателя

Рентабельность

дохода К11

Весь пассив \ прибыль

Рентабельность общего

капитала К12

Пассив \ итог баланса актива

Доходность активов, приносящих доход К13

Прибыль \ Активы, приносящие доход

Рентабельность собственных средств К14

Рентабельность текущих активов К15

Пассив \ итог баланса – актив

Результирующим показателем качественного менеджмента банка является его рентабельность, которая отражает степень прибыльности и доходности банковской деятельности.

Рентабельность дохода К11 показывает количество денежных единиц прибыли, приходящихся на одну денежную единицу дохода. Данный показатель не изменился. Это говорит о том, что качество и эффективность предоставляемых услуг и совершаемых банковских операций не изменилось.

Рентабельность общего капитала К12 характеризует деятельность банка с точки зрения эффективности управления по размещению активов, т.е. их возможности приносить доход. И показывает количество денежных единиц прибыли, приходящихся на одну денежную единицу совокупных активов, т.е. чтобы получить 1 руб. прибыли надо разместить в момент времени Т2 больше активов, чем в момент времени Т1. Рентабельность общего капитала ухудшается.

Финансовый коэффициент “отдачи” активов К13, показывает количество денежных единиц дохода, приходящихся на одну денежную единицу доходно образующих активов. По нему определяют, как функционирует банк с позиции прямой зависимости от “работающих” активов. Уменьшение его говорит о не сформированном кредитном портфеле банка и наличии в нем проблемных ссуд, в т.ч. “перекредитованных”. Наблюдается снижение оборачиваемости активов, приносящих доход, и как следствие этого, увеличение стоимости привлеченных средств. Что еще больше увеличивает риск ликвидности.

Эффективность использования собственных оборотных средств К14 показывает количество денежных единиц прибыли, приходящихся на одну денежную единицу собственных оборотных средств. Снижение его свидетельствует об уменьшении мобильности собственных средств, вовлекаемых в оборот активных операций банка, снижая устойчивость и оперативность принятия решений при наступлении каких-либо банковских рисков. При этом снижается способность к быстрому реагированию на изменения рыночной ситуации. Это может быть следствием образования излишних непроизводительных накоплений, “фиктивного” собственного капитала или влияние рыночной конъюнктуры.

Общая рентабельность капитала банка К15, показывает количество денежных единиц прибыли, приходящихся на одну денежную единицу активов, находящихся в обороте. Его снижение говорит об уменьшении: эффективности оборота текущих активов коммерческого бака и числа оборота текущих активов за единицу времени. По этому возможность возникновения риска несбалансированной ликвидности очень высока. Это результат некритического подхода к ведению активно-пассивных операций банка.

Ликвидность банка (таблица №12)

Таблица №12

Показатели ликвидности банка

Наименование показателя

Промежуточный коэффициент покрытия К16

Собственные средства-брутто \ привлеченные средства

Коэффициент покрытия собственного капитала К17

Пассив \ собственные средства-брутто

Коэффициент покрытия работающих активов К18

Собст.ср.брутто- пассив \

Активы,приносящие доход

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность доходов и расходов коммерческих банков. Информационно-аналитическая характеристика банка. Анализ соблюдения банком обязательных экономических нормативов, установленных ЦБ РФ. Анализ баланса ОАО "Альфа-Банк" и эффективности его деятельности.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2012

    Понятие управления коммерческим банком, его сущность и особенности, структура и элементы. Анализ принципов организации структуры управления банком. Исследование процесса управления ОАО "Сбербанк Россия", выявленные проблемы и методика их решения.

    дипломная работа , добавлен 01.04.2009

    Классификация доходов и расходов банка. Анализ финансовой деятельности АКБ "Ланта-Банк" с целью оценки эффективности управления доходами и расходами кредитной организации. Пути совершенствования системы банковского менеджмента на АКБ "Ланта-Банк".

    дипломная работа , добавлен 14.12.2012

    Сущность и роль стратегического управления деятельностью коммерческого банка. Основные направления стратегического управления коммерческим банком. Управление банковскими рисками. Управление ликвидностью. Менеджмент и маркетинговая стратегия в банке.

    курсовая работа , добавлен 25.10.2008

    Экономическая сущность и классификация расходов коммерческой организации. Краткая характеристика ОАО КБ "Акцепт". Анализ доходов и расходов банка по комбинированной методике. Способы оценки их уровня. Факторный анализ эффективности деятельности банка.

    курсовая работа , добавлен 15.07.2011

    Экономическая сущность доходов и расходов коммерческого банка, их значение в его деятельности. Оценка уровня прибыльности коммерческого банка. Комплексный анализ эффективности системы управления доходами и расходами коммерческого банка "АКБ БТА-Казань".

    дипломная работа , добавлен 11.06.2014

    Проведение анализа деятельности банка на примере ОАО "Уралсиб" в целях выявления основных преимуществ и недостатков. Анализ баланса, доходов и расходов банка. Коэффициентная оценка деятельности. Эффективность управления и совершенствование деятельности.

    курсовая работа , добавлен 17.02.2011

1. ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКИМ БАНКОМ

1.1. Необходимость совершенствования системы управления коммерческим банком

Банковская система России в период с 1988 по 1998 годы демонстрировала относительно высокие темпы своего развития и определенную устойчивость, постепенно поднимаясь на качественно новый уровень, свойственный субъектам рыночных отношений. Финансово-экономические проблемы государства затрагивали ее на первых порах в меньшей степени, чем другие сферы экономики. Возможно поэтому складывалось мнение, что банковская система является наиболее устойчивым сектором российской экономики.

Августовский финансовый кризис 1998 года, нанеся сокрушительный удар по российской банковской системе, показал ее слабость, выявил многочисленные проблемы в ее деятельности, заставил кардинальным образом пересмотреть подходы к вопросам управления коммерческими банками.

Это неудивительно, ведь именно кризисы позволяют быстро и наглядно выявлять проблемы, назревшие в общественных и экономических системах. Многим банковским специалистам еще задолго до наступления августовского кризиса было хорошо известно, что многие кредитные учреждения с трудом поддерживают свою ликвидность и противостоят нарастанию убытков. Особенно тяжелым последствием указанного кризиса для российской экономики стало "замораживание" ГКО, а также более чем трехкратное обесценение национальной валюты. Вместе с тем, результаты проверок ряда крупнейших проблемных банков, проведенных авторитетными аудиторскими фирмами, показали, что основными причинами их финансового краха являются, прежде всего, невозвраты ранее выданных кредитов в крупных размерах, а также серьезные недостатки в их менеджменте. Именно неэффективное управление стало одной из главных причин того, что банки не смогли противостоять финансовому кризису августа 1998 года, а его последствия, в свою очередь, привели фактически к развалу банковской системы России.

К 1999 году из 3300 коммерческих банков, которые были зарегистрированы до кризиса, в стране осталось менее половины, а банков, реально сохранивших при этом собственные средства и платежеспособность, в том числе благодаря сторонней поддержке, всего лишь около 400 .

Особенно сильный удар кризис нанес по крупным, так называемым системообразующим банкам, сконцентрировавшим у себя основную часть банковского капитала, большую часть клиентуры, значительную часть вкладов населения. Эти банки имели особое значение для экономики России, являлись “элитой” банковской системы и составляли ее костяк. В их числе: ОНЭКСИМ БАНК, БАНК МЕНАТЕП, ИНКОМБАНК, БАНК РОССИЙСКИЙ КРЕДИТ, СБС-АГРО, СБЕРБАНК РОССИИ, ТОКОБАНК, МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ БАНК, МОСБИЗНЕСБАНК, ПРОМСТРОЙБАНК РОССИИ, БАНК ЮНИБЕСТ, МЕЖКОМБАНК, а также десятки других крупных региональных банков. Многим из этих банков так и не удалось восстановить свою платежеспособность, в связи с чем они вынуждены были пополнить ряды обанкротившихся банков.

Для выяснения глубинных причин столь драматического для экономики России явления, каким оказался кризис российской банковской системы, необходимо обратиться к истории ее становления. На первом этапе создания нынешней банковской системы деятельность коммерческих банков осуществлялась в условиях высоких темпов инфляции, активного роста денежной массы, больших процентных ставок по выдаваемым кредитам. Все это создавало для банков явно тепличные условия, питало иллюзии их о том, что без особых затрат и наличия профессиональных знаний они и дальше будут успешно функционировать и получать высокие доходы.

Наряду с высокими темпами инфляции, быстрому росту числа банков способствовал также и небывалый в мире процесс перераспределения собственности в России, который через мощные обслуживающие структуры питал коммерческие банки. Не последнюю роль в этом процессе играло предоставление государству огромных иностранных кредитов, которые активно поддерживали нарастание денежных потоков в стране. Немалые объемы финансовых средств поступали в российские банки в качестве иностранных инвестиций в виде валютных займов, вложений в корпоративные ценные бумаги, государственные ценные бумаги (ГКО, ОВВЗ и др.).

Наличие этих специфических факторов получения высоких доходов в банковской сфере отодвигало на задний план работу по укреплению надежности банков, необходимости обеспечения их финансовой устойчивости, поддержанию высокого уровня ликвидности. Поэтому проблема повышения эффективности управления коммерческими банками не считалась актуальной ни для собственников банков, ни для высших банковских менеджеров, поскольку имевшие место просчеты в их деятельности без особого труда покрывались за счет различного рода тактических ходов, использования специальных финансовых схем, получения крупных доходов от спекулятивных сделок.

Сложившееся положение дел в банковской системе в течение длительного периода ее развития приводило к тому, что вопросам качества, эффективности, адекватности управления не уделялось соответствующего внимания, в результате чего объективные предпосылки для совершенствования управления коммерческими банками не реализовывались.

Кроме перечисленных выше причин, обусловивших низкий уровень управления коммерческими банками, существовали также и другие причины. На первом этапе формирования нынешней банковской системы усилия Центрального банка Российской Федерации были направлены, прежде всего, на создание как можно большего числа коммерческих банков. Минимальные размеры уставных капиталов для вновь создаваемых банков не превышали 5 млн. руб., процедуры регистрации коммерческих банков были упрощенными. Все это способствовало быстрому росту количества кредитных учреждений, и уже к середине 90-х годов их число достигло 2 500, а количество филиалов коммерческих банков приблизилось к 10 000.

Столь стремительный рост числа коммерческих банков не был подкреплен наличием в стране квалифицированных кадров, обладающих необходимыми знаниями банковского дела, особенно в области банковского управления. В условиях острого кадрового дефицита резко повысился спрос на специалистов, имевших опыт работы в бывших государственных специализированных банках. На тот момент это были лучшие банковские специалисты на рынке труда. Вместе с тем, количество их было недостаточным, а работать им нужно было в изменившихся социально-экономических условиях, которым их знания и навыки не были адекватны. Поэтому потребность в банковских кадрах удовлетворялась за счет специалистов других отраслей народного хозяйства - либо невостребованных в новых экономических условиях, либо получивших первый удачный опыт коммерческой деятельности и решивших попробовать себя в новом деле. Естественно, что подобная ситуация в формировании кадрового состава преимущественно из числа тех, кто не имел достаточных представлений об основах банковского дела, не способствовала обеспечению элементарного уровня профессионализма как в среде рядовых исполнителей, так и среди менеджеров высшего руководящего звена.

Проблему нехватки квалифицированных кадров в то время не могли решить и учебно-образовательные учреждения финансово-банковского профиля, поскольку стремительно изменялась сама банковская сфера, быстро увеличивалось количество банков. Существовавшая тогда система подготовки и переподготовки специалистов нуждалась в серьезном реформировании и, в свою очередь, испытывала острый дефицит квалифицированных преподавательских кадров. Для изменения положения дел в сфере банковского образования к лучшему требовались годы.

По прошествии времени становится все более очевидным и то, что на этапе становления системы коммерческих банков функции надзора за их деятельностью со стороны Банка России реализовались явно неудовлетворительно. Это также не способствовало совершенствованию системы управления коммерческим банком.

Более того, Банк России, одной из функций которого является обеспечение устойчивого функционирования банковской системы, допустил немало серьезных ошибок, что не отрицает даже и сам ЦБ РФ .

В числе таких ошибок, прежде всего, следует назвать разрушение Банком России системы специализированных банков, составлявших в то время костяк достаточно эффективно действовавшей банковской системы СССР: Промстройбанка СССР, Жилсоцбанка СССР и Агропромбанка СССР. С учетом огромной территории, разнообразия географических, экономических, национальных и других условий, исключительно высокого уровня концентрации, специализации и кооперирования промышленного производства внутри и между отраслями промышленности и других сфер хозяйства, крайне необходимы были мощные, общефедеральные банки с широкой филиальной сетью. Это подтверждает опыт многих экономически развитых стран, в экономике которых государственные банки играют важную роль.

Центральный банк России не имел четкой продуманной стратегии в развитии банковской системы, нередко действовал не просто методом проб и ошибок, а в своих действиях шарахался из одной крайности в другую, радикальным образом меняя свои позиции по многим принципиальным вопросам. Если в первые годы функционирования российской банковской системы ЦБ РФ способствовал созданию как можно большего числа банков, забывая, что надежность кредитных учреждений в немалой степени зависит от величины банковского капитала, то в дальнейшем он занял совершенно противоположную позицию и приступил к ликвидации мелких банков, что в условиях слабо развитой банковской системы было явно ошибочным, поскольку дестабилизировало функционирование банковской системы.

В то время Банк России опутал коммерческие банки системой мелочной регламентации, забюрократизировал многие простейшие процедуры. Это касается: увеличения уставного капитала, открытия филиалов и т. д.; загрузил банки излишней отчетностью, не способствующей во многих случаях совершенствованию надзорных функций со стороны Центрального банка.

Как справедливо отмечал один из известных в стране банкиров Дубенецкий Я.Н., “при всей драматичности развития событий в банковской сфере... до сих пор отсутствует концепция развития банковского дела в России, не определены даже принципиальные подходы для ее выработки. Все это происходит при огромном штате работников системы Центрального банка - около 100 тысяч человек - и высокой оплате их труда” . Банк России оказался неспособным использовать адекватный механизм регулирования денежно-кредитной системы, что привело к ряду кризисов, в том числе к самому тяжелому - августовскому 1998 года.

Отсутствие конкретной программы действий в случае возникновения предкризисных и кризисных ситуаций так и не позволило Банку России наладить работу по санации терпящих бедствие банков. Образованная в 1999 году при его непосредственном участии Государственная корпорация “Агентство по реструктуризации кредитных организаций” (АРКО) была создана с большим опозданием и, как показало время, не способна существенно изменить ситуацию к лучшему. Все попытки реструктурировать крупнейшие многофилиальные банки, игравшие исключительную роль в обеспечении интегрированности банковской системы, финансировании реального сектора экономики и государственных расходов (например, БАНК РОССИЙСКИЙ КРЕДИТ, СБС-АГРО) не принесли положительных результатов.

Кризис 1998 г., нанесший тяжелейший удар по банковской системе, обусловил объективную необходимость принятия неотложных мер по совершенствованию управления коммерческими банками, поскольку без кардинального пересмотра подходов к вопросам управления невозможно обеспечить выход банков из кризиса, выживаемость их в жестких условиях рыночных отношений.

Необходимость совершенствования управления коммерческими банками вытекает также и из того, что сейчас активно формируется новая психология собственников банков, не желающих оставаться в стороне от процессов управления банками, активно берущихся за решение вопросов стратегического управления, всеобъемлющего и эффективного контроля за их деятельностью.

С учетом накопленного опыта все большее число субъектов банковских отношений начинают осознавать, как много в работе банков зависит от установления правильных взаимоотношений между собственниками банка, представляющим их советом директоров, с одной стороны, и исполнительным аппаратом банка, менеджерами с другой. Практика показывает, что одинаково опасны как пренебрежение делами банка со стороны совета директоров (из-за недостатка специальных знаний либо из-за недооценки своей роли), так и излишнее, ничем не оправданное вмешательство представителей пайщиков или акционеров в вопросы оперативного управления банком, подчинение его кредитной, инвестиционной политики узким интересам собственников в ущерб надежности банка, интересам его клиентов. Практика показала, что конфликты между владельцами банка и его менеджерами могут приводить не только к резкому ухудшению финансового положения банка, но и к его банкротству.

Изменяющаяся политическая среда в неменьшей мере обусловливает необходимость совершенствования управления коммерческими банками. Это, в частности, объясняется тем, что государство не может дальше оставаться в стороне от процессов обнищания своих граждан, поскольку всякому терпению, как известно, есть предел.

Большая часть населения страны еще хорошо помнит, к каким крупным потерям привело освобождение цен и последовавшая за этим гиперинфляция. Огромные суммы накоплений граждан, хранившиеся в Сбербанке СССР, за короткое время обесценились в сотни раз. После этого такие финансовые пирамиды, как Чара-банк, Властелина, МММ, Хопер-Инвест и другие продолжили опустошение карманов российских граждан. Позже, в результате финансового кризиса 1995-1996 годов, хранившиеся в относительно небольших банках средства населения также были потеряны. Вкладчики, наученные горьким опытом, прислушались к совету государственных деятелей и доверили свои деньги крупным банкам, таким как СБС-АГРО, ИНКОМБАНК, БАНК РОССИЙСКИЙ КРЕДИТ, ПРОМСТРОЙБАНК РОССИИ и др. Августовский кризис 1998 года лишил платежеспособности и эти банки, опровергнув тем самым тезис об устойчивости крупных системообразующих банков. В связи с этим, сегодня большая часть населения окончательно утратила доверие к коммерческим банкам.

Между тем, данная ситуация представляет серьезную опасность, поскольку перспективы того, что население свои претензии (требования), предъявленные к коммерческим банкам, может при определенных обстоятельствах переадресовать государству, довольно реальны. Примером тому может служить Албания, в которой в период кризиса ее банковской системы 1998 года населением были устроены массовые беспорядки, что привело к смене правительства, а также другим серьезным последствиям для страны. Немало случаев было и в российской практике, когда недовольные вкладчики проблемных банков (Инкомбанка, Промстройбанка России и др.) выставляли свои пикеты перед ЦБ РФ и АРКО, справедливо обвиняя их в бездеятельности, неспособности защитить их интересы. Все это говорит о том, что вопросы надежности банковской системы являются чрезвычайно актуальными, а по важности относятся к рангу проблем государственной безопасности.

Немаловажное значение в совершенствовании управления коммерческими банками имеет изменение экономической среды, обусловленное, в частности, проникновением иностранного банковского капитала на ослабевший российский рынок. Так, по состоянию на 1 сентября 1998 года в России уже функционировало 145 лицензированных кредитных организаций с иностранным участием в их уставном капитале . Помимо иностранного капитала, коммерческие банки начинают теснить страховые компании, которые в основном выстояли в период кризиса и теперь начали вести активную конкурентную борьбу за средства населения.

Мировой опыт наглядно показывает, что успех в бизнесе сопутствует лишь коммерческим структурам с наиболее высоким уровнем управления, что позволяет им побеждать в жесткой конкурентной борьбе. Эффективность управления имеет фундаментальное значение для любого субъекта экономических отношений, но особенно велика ее роль в механизме функционирования коммерческих банков, поскольку в характерных для них условиях повышенного риска любая управленческая ошибка неизбежно ведет к крупным потерям, снижению ликвидности, утрате платежеспособности, а в конечном счете - к банкротству.

Необходимость совершенствования управления коммерческими банками в условиях становления рыночных отношений в России, посткризисное развитие экономики, обострившее существующие недостатки управления, обусловили высокую актуальность совершенствования управления коммерческими банками, по этой причине резко возросла практическая востребованность подобного рода исследований.

Важно отметить, что совершенствование управления является актуальной задачей не только для тех банков, которые испытывают серьезные финансовые проблемы, но также, в неменьшей степени, для тех кредитных организаций, которые смогли преодолеть кризис.

Развал крупных системообразующих банков предоставил оставшимся на финансовом рынке банкам благоприятнейшие возможности укрепиться на финансовом рынке, а некоторым, возможно, и вырваться в лидеры. Для этого им необходимо в кратчайшие сроки улучшить структуру активов, резко нарастить клиентскую базу, расширить перечень предоставляемых услуг, развить филиальную сеть. Решение перечисленных задач невозможно без наличия адекватной системы управления. Так, ГУТА-БАНК, выстоявший в кризисе и всего за полтора года посткризисного периода расширивший свою филиальную сеть в семь раз, столкнулся с массой технических и управленческих проблем: ”Мы до конца не понимали, - говорит Председатель Совета директоров банка Артем Кузнецов, - насколько сложно технологически создать филиальную сеть.” .

Актуальность совершенствования управления коммерческими банками подтверждается возросшим вниманием к проблеме укрепления банковской системы России со стороны Государственной Думы. В последнее время законодательная власть неоднократно выносила на свои заседания обсуждение ряда законопроектов, касающихся повышения надежности банковской системы, гарантирования вкладов населения, совершенствования процедур банкротства кредитных организаций, других вопросов функционирования банковской системы.

Очевидно, что российская экономика сможет выйти из кризиса только в том случае, если будет способна стабильно поддерживать необходимые темпы своего развития. По данным Госкомстата России в начале 2000 года в состоянии отечественной экономики наметились первые положительные сдвиги: прирост валового национального продукта составил около 9 %. Слабая, неразвитая банковская система не сможет обеспечить поддержание необходимых темпов развития, будет сдерживать выход экономики России из кризиса.

От того, насколько быстро банковская система сумеет преодолеть кризис, во многом зависит судьба экономических реформ в России и продвижение ее вперед. И наоборот, страна по-прежнему будет испытывать острый дефицит бюджета, искать финансовые средства за рубежом, в то время как огромные свободные ресурсы населения остаются неиспользованными. Отечественный капитал в крупных размерах продолжает нелегально вывозиться за границу, питая наших иностранных конкурентов, их экономические системы. По данным Всемирного банка, в 1992-1995 годах бегство капиталов из России составляло от 20 до 46 млрд. долларов в год , сейчас эти цифры, по оценкам специалистов, лежат в интервале от 8 до 10 млрд. долларов. Обеспечить устойчивость рубля, изменить отношение общества к банкам, реанимировать открытый межбанковский рынок возможно лишь через укрепление банковской системы, в том числе через совершенствование управления коммерческими банками.

Наконец, важно сказать о национальных интересах страны, о необходимости укрепления ее экономической безопасности. Отсутствие в России крупных банковских структур может привести к тому, что в банковской сфере мы окажемся на обочине мировых экономических процессов, поскольку не сможем создать конкурентоспособную банковскую систему, способную защищать экономические интересы страны, как на международном, так и на отечественном финансовых рынках.

Все сказанное выше говорит о том, что имеется объективная необходимость уже в ближайшее время обеспечить радикальное совершенствование системы управления коммерческим банком, что является жизненно важной задачей не только для банковской системы, для российской экономики, но и для государственной безопасности в целом.

Совершенствование системы управления коммерческим банком должно осуществляться по различным направлениям, в частности, с позиции более полной реализации функций управления, применительно к каждому виду объектов управления, путем разработки и реализации методов контроллинга и др. (см. рис. 1.1.).

В первую очередь, указанную проблему необходимо решать, посредством более полной реализации всех основных функций управления: планирования, организации, координации, регулирования, стимулирования, учета и контроля.

Как показывает практика, большинство кредитных учреждений не уделяет должного внимания вопросам планирования . Следствием этого являются: отсутствие у многих банков четких программ развития, низкий уровень финансового планирования, неэффективная организационная структура, несовершенство внутренних процедур выполнения банковских операций, низкий уровень внутреннего контроля и т. п.

Тот факт, что основная часть банков не уделяет должного внимания разработке системы стратегического планирования своей деятельности, приводит к тому, что подразделения банка работают в соответствии с собственными представлениями о стратегии, в результате чего нередко возникают конфликты, даже в определении задач и приоритетов. Для подобных банков неэффективность деятельности объясняется также тем, что органы управления банка не могут сконцентрировать силы коллектива на реализации выработанной стратегии. Успешное развитие хозяйствующего субъекта любой организационно-правовой формы в условиях конкурентного окружения во многом зависит от уровня разработки обоснованных и осмысленных стратегий, которые через реализацию тщательно разработанных и формализованных процедур управления должны воплощаться в жизнь.

При решении вопросов планирования деятельности банка необходимо опираться на глубокий анализ внешней среды, конъюнктуры финансовых рынков, а также всесторонний анализ финансового состояния самого банка для изучения его потенциальных возможностей. При этом в процесс планирования должны быть вовлечены все уровни управления - от менеджеров отдельных функциональных подразделений до высших органов управления банком, включая совет директоров.

Исключительно важной функцией управления является организация , т. е. распределение и координация трудовых функций, необходимых для достижения поставленных целей. От того, как организован банк, какова его организационная структура управления, каковы отношения между руководителем и подчиненными, во многом зависит эффективность его деятельности.

Постоянно меняющиеся рыночные условия, усиление конкуренции, усложнение банковских технологий, укрупнение банковских учреждений требуют применения адаптивных организационных структур, которые по сравнению со структурами функционального типа легче приспосабливаются к нестабильным условиям внешней среды. Важной особенностью адаптивных оргструктур является то, что они основаны на разделении труда не по функциональному признаку, а в соответствии с видами банковских продуктов. Организуясь таким образом, банк сосредоточивает основное внимание на определенных группах клиентов, что позволяет ему с максимальной эффективностью удовлетворять их целевые запросы.

По мере развития коммерческого банка, его укрупнения, увеличения количества предоставляемых банковских услуг для обеспечения управляемости банка необходимо решительно отказываться от строгой централизации в принятии управленческих решений путем делегирования прав и полномочий работникам низшего звена. Децентрализация управленческих функций способствует существенному росту их эффективности, вместе с тем, значительно повышает требования к организации самого процесса управления и особенно к усилению внутреннего контроля.

Несмотря на то, что изменение организационной структуры любого банка, а тем более крупного - весьма сложный и болезненный процесс, данное обстоятельство не должно служить препятствием для перехода к новым, более прогрессивным оргструктурам. Использование устаревших организационных моделей неизбежно ведет к потере эффективности, а может привести, в конечном счете, к банкротству.

Решение задач совершенствования системы управления банком требует также особого внимания к повышению эффективности функционирования каждого объекта управления. Это должно осуществляться за счет совершенствования управления финансами (капиталом банка, активами и пассивами, ликвидностью, банковскими рисками и т. п.), персоналом банка, информационными потоками и т. д. В то же время здесь важно осознавать опасность однобокого, несбалансированного подхода к управлению капиталом банка, операциями по привлечению и размещению ресурсов, в этой связи необходимо уделять особое внимание организации четкой координации действий на всех участках банковской деятельности.

Банк не сможет успешно развиваться, если не будет обеспечивать расширение перечня предоставляемых банковских продуктов и услуг , позволяющих наращивать ресурсную базу, привлекать новых клиентов, сохранять прочные позиции в конкурентном окружении. При этом необходимо помнить, что создание новых продуктов требует глубокой, системной проработки: экономической эффективности, организационного и кадрового обеспечения.

Совершенствование управления банковской деятельностью, для которой характерен повышенный риск, невозможно без развития особых механизмов принятия решений , позволяющих управлять влиянием фактора риска. Таким механизмом является система управления банковскими рисками, позволяющая руководству банка выявлять банковские риски, оценивать их, соизмерять с ожидаемой доходностью, снижать их до оптимального уровня.

В рамках управления персоналом необходимо уделять особое внимание решению вопросов подбора квалифицированных кадров, оценки качества их работы, обеспечению необходимой мотивации их труда, подготовке и переподготовке менеджеров и служащих банка. Важнейший из принципов управления персоналом состоит в том, что руководитель только тогда обеспечит успех в деятельности банка, когда сумеет привести своих сотрудников к их личным успехам и достижениям через реализацию целей банка.

Одна из проблем, которую банки должны своевременно решать, заключается в необходимости отстранять отдельных менеджеров от должности за низкое качество управления или нечестность в связи с возникновением конфликта интересов . Нечестность служащих нередко является одной из главных причин краха банков. Именно поэтому в кредитной организации должна быть разработана политика в области конфликта интересов, которая обеспечивала бы эффективное регулирование взаимоотношений между банком, как юридическим лицом, и его персоналом. В рамках этой политики, в частности, необходимо четко обозначить процедуры получения потребительских кредитов сотрудниками банка, процедуры по работе с конфиденциальной информацией, запреты на использование внутренней информации для осуществления операций с ценными бумагами, ограничения на принятие подарков, услуг и других ценностей от клиентов или партнеров банка. Политика в отношении этики и конфликта интересов должна четко определять действия, которые необходимо предпринимать в случае нарушения этического кодекса. В контрактах по найму персонала должны быть четко сформулированы полномочия исполнительных органов банка, в соответствии с которыми им предоставляется законное право отстранять от должности ответственных лиц в связи с возникновением конфликта интересов.

В банке должна быть разработана эффективная система повышения квалификации персонала , предоставляющая его сотрудникам возможность профессионального роста. Программы профессионального роста служащих банка должны включать обязательное теоретическое обучение в сочетании с практической деятельностью, возможность обучения с отрывом от работы и последующим возвращением в банк, периоды обязательной стажировки в качестве специалистов в различных службах банка, в его филиалах.

Серьезное внимание должно уделяться развитию информационных систем , обеспечивающих процесс управления информацией, необходимой для эффективного управления банковской деятельностью. Управленческие информационные системы должны на качественно новом интеллектуальном и техническом уровне решать задачу интеграции протекающих в банке разрозненных процессов в единую логически стройную систему, обеспечивающую комплексной информацией все звенья управленческого аппарата банка для более полной реализации всех управленческих функций, включая функцию внутрибанковского контроля.

Совершенствование системы управления банком должно осуществляться также через реализацию системы контроллинга, являющейся, как показывает опыт экономически развитых стран, эффективным инструментом управления деятельностью предприятий, основывающейся на конкретных условиях рынка, учитывающей его неопределенность, стихийный характер, резкие изменения. Контроллинг интегрирует учет, планирование, маркетинг в единую самоуправляемую систему, в которой четко определяются цели и принципы управления, способы их реализации .

Наконец, говоря о системе управления коммерческим банком, важно особо подчеркнуть, что совершенствование управления должно осуществляться с позиций системного подхода . В соответствии с этим подходом управление рассматривается как взаимодействие множества взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, обладающих определенными свойствами. В частном случае управление как система представляется в виде процесса взаимодействия субъекта и объекта управления, в котором реализуются идеи субъекта управления. Применительно к управлению коммерческим банком указанное взаимодействие есть не что иное, как совокупность и непрерывная последовательность целенаправленных и взаимосвязанных действий менеджеров по реализации управленческих функций, управлению активами и пассивами банка, его персоналом, ориентированного на достижение поставленных целей, и т. п.

Таким образом, в условиях перехода России к рынку, сопровождаемого тяжелыми финансовыми кризисами, создание эффективной системы управления коммерческим банком, способной адекватно реагировать на быстро меняющиеся условия внешней среды, является актуальнейшей задачей, как для собственников банка, его менеджеров, так и для государства в целом. Без решения указанной задачи банковская система России не сможет эффективно функционировать, будет сдерживать развитие экономики, создавать потенциальную опасность дестабилизации не только экономического, но и общественного развития страны.

1.2. Место, роль и значение внутреннего контроля в системе управления коммерческим банком До последнего времени для многих людей, не владеющих профессиональными знаниями в области управления, контроль ассоциировался, прежде всего, с теми его формами и видами, которые широко использовались во времена административно-командной системы управления нашим обществом. В то время огромная армия людей проводила многочисленные проверки и ревизии, осуществляла контроль за ходом выполнения разнообразных планов. Контроль при этом являлся одним из эффективных средств воздействия на общество, нередко выполнял карательные функции, что позволяло использовать его, по сути, для утверждения авторитета власти.

В условиях демократического общества роль контроля существенно меняется. Что касается его социально-экономической стороны, то он, должен быть, прежде всего, эффективным инструментом управления предприятием через проявление внимания к труду работника, мотивацию его деятельности.

Исследование места и роли внутреннего контроля в системе управления коммерческим банком необходимо проводить, опираясь на научные подходы к его реализации на практике.

Известный специалист в области менеджмента Кнорринг В.И. справедливо отмечает, что управление - это “непрерывный и целенаправленный процесс воздействия на объект управления, в качестве которого может выступать личность, коллектив, технологический процесс, предприятие или государство, для достижения оптимальных результатов при наименьших затратах времени и ресурсов" . Изучение проблем управления последние 30 лет ведется учеными в самых различных направлениях: с позиции принципов управления, процесса управления, функций управления, организации управления, процесса принятия и реализации управленческих решений, технологии управления, информационного обеспечения управления и т. п.

В системе банковского управления контроль в зависимости от того, кем он проводится, подразделяется на внешний , осуществляемый извне, и внутренний , реализуемый самими банками в процессе управления. Поэтому, прежде чем приступить к изучению места и роли внутреннего контроля в системе управления коммерческим банком, опираясь на перечисленные выше подходы, необходимо провести грань между внешним и внутренним контролем.

Необходимость внешнего контроля обусловливается наличием государственного надзора за деятельностью коммерческих банков, который предполагает формулирование и применение специальных правил и инструкций по осуществлению банковской деятельности, включая контроль за соблюдением этих правил. Функции внешнего контроля за деятельностью кредитных организаций, помимо государственных контрольных органов (Центрального банка Российской Федерации, Государственной налоговой инспекции, Государственного таможенного комитета и др.), осуществляют также внешние независимые аудиторы, общественные саморегулируемые организации (ФКЦБ, НАУФОРи др.).

Внешний аудит проводится аудиторской фирмой (или аудитором) на договорной основе с экономическим субъектом с целью предоставления независимой, квалифицированной оценки достоверности его бухгалтерского учета и отчетности, а также выдачи рекомендаций по укреплению финансового состояния экономического субъекта, повышению эффективности его деятельности.

Важно отметить, что внешний контроль осуществляется, как правило, лишь в форме последующего контроля, имеет эпизодический характер, ограничен в использовании внутренней информационной базы и проводится людьми, не связанными с объектом проверки.

Внутренний контроль в коммерческом банке должен осуществляться непрерывно, всеми работниками банка, для этого необходимо располагать доступом ко всей внутренней информации. Он должен быть, в первую очередь, направлен на: соблюдение установленных процедур и полномочий при принятии управленческих решений, затрагивающих интересы банка, его акционеров и клиентов; выполнение банком требований федерального законодательства, нормативных актов Банка России, других государственных органов, а также стандартов профессиональной деятельности; осуществление контроля за рисками, возникающими в банковской деятельности; принятие своевременных и эффективных мер, способствующих устранению выявленных недостатков и нарушений в деятельности банка.

Исследование места и роли внутреннего контроля в системе управления банком невозможно вести в отрыве от фундаментальных подходов к управлению, мы начнем это исследование с рассмотрения принципов управления. К числу важнейших принципов управления специалисты относят: принцип делегирования полномочий, принцип целей, принцип иерархии, принцип рационализации управления, принцип обеспечения контроля.

Суть принципа делегирования полномочий состоит в передаче руководителем части возложенных на него полномочий, прав и ответственности своим подчиненным, поскольку главная задача любого руководителя заключается в том, чтобы обеспечить организацию трудового процесса именно силами коллектива. Делегируя полномочия, руководитель освобождает себя от рутинной работы и таким образом получает возможность сконцентрироваться на решении сложных управленческих задач, соответствующих его уровню компетенции. Передача полномочий исполнителям, взаимодействующим между собой и участвующим на своем иерархическом уровне в принятии управленческих решений, позволяет также существенно повышать оперативность в принятии управленческих решений. Кроме того, следование указанному принципу способствует повышению уровня квалификации сотрудников, проявлению их инициативы и самостоятельности, является существенным фактором мотивации их трудовой деятельности.

Важным моментом в реализации этого принципа, (на это хотелось бы обратить особое внимание), является организация эффективного контроля за действиями подчиненных. Для обеспечения эффективного контроля необходимо выработать оптимальный баланс между двумя недопустимыми крайностями в реализации контрольных функций: с одной стороны - постоянное наблюдение за всеми действиями подчиненных, с другой - отсутствие какого-либо контроля вообще. Кроме того, решение проблемы контроля невозможно без достоверной, своевременной и полной информации о деятельности подразделений, возможностей обмена ею между служащими банка, а также без авторитета и управленческого мастерства руководителя.

В управлении большое значение имеет реализация принципа целей . Поскольку целью коммерческого банка является получение прибыли, то это означает, что в банке должны присутствовать структуры, обеспечивающие получение доходов, а именно: подразделения по привлечению, размещению финансовых средств, оказанию банковских услуг. Для управления прибылью банка необходимо иметь подразделения, реализующие функции планирования доходов и расходов, бюджетирования и анализа. Достижение поставленных целей возможно лишь при условии скоординированного взаимодействия перечисленных функциональных подразделений коммерческого банка.

В соответствии с принципом иерархии подразделения банка ранжируются по приближенности к высшему уровню управления, в результате чего выстраивается четкая управленческая структура. На основе указанного принципа определяются властные полномочия менеджеров банка.

Принцип рационализации управления требует, чтобы менеджеры банка обеспечивали постоянное развитие банка, в частности, за счет предоставления новых банковских продуктов и услуг, освоения новых рынков, внедрения информационных технологий, сокращения затрат. Для выполнения данного принципа необходимо обеспечивать целостность и соответствие условиям окружающей среды, что достигается через совершенствование как деятельности отдельных банковских подразделений, так и их совместной деятельности за счет тесного взаимодействия между ними.

Наконец, важнейшим принципом, без выполнения которого процесс управления банком невозможен, является принцип обеспечения контроля . Указанный принцип требует организовать такой внутрибанковский контроль, который способен предотвращать различного рода нарушения, потенциальные ошибки и возможные потери, обеспечивать законность, надежность и эффективность банковской деятельности.

Процесс управления можно представить с помощью схемы, изображенной на рис. 1.2. Здесь под субъектом управления понимается система выработки управляющих воздействий (или управляющая система), а под объектом управления - система, на которую направлены указанные воздействия (или управляемая система).

Рис. 1.2. Общая схема процесса управления

Процесс управления в общем случае протекает в условиях постоянно меняющейся внешней и внутренней среды и, в этой связи, характеризуется различной степенью неопределенности. К внешней среде относятся многочисленные факторы, оказывающие влияние на объект и субъект управления извне: экономическая и политическая среда, социальные, культурные, природные и другие условия. К факторам внутренней среды, применительно к управлению предприятием, - его финансовое положение, техническое состояние, уровень профессионализма менеджеров и рядовых сотрудников, морально-психологический климат в коллективе и др.

Единство и взаимосвязь составных частей процесса управления обеспечивается за счет использования важнейшего элемента системы - обратной связи . Информация о состоянии управляемого объекта по каналу обратной связи поступает в управляющую систему, позволяя ей тем самым определять отклонения от заданного результата и вносить необходимые коррективы в процесс управления.

Таким образом, обратная связь дает возможность определять достижение поставленных целей и формировать корректирующие управляющие воздействия. Именно посредством обратной связи реализуются функции контроля в системе управления предприятием (коммерческим банком) и обеспечивается учет результатов его деятельности, получение количественной и качественной оценки эффективности принимаемых управленческих решений.

На основе общей схемы процесса управления можно сделать два важных вывода. Во-первых, контроль осуществляется непрерывно, вследствие чего реализуется на протяжении всей управленческой деятельности, включая ее завершающий этап. Во-вторых, контроль не только логически завершает процесс управления, начатый выработкой целей и задач, но также является началом для принятия новых управленческих решений.

Место и роль контроля в управлении экономическим субъектом особенно ярко проявляется посредством реализации функций управления. Понятие “функция” (от лат. functio - обязанность, круг деятельности, назначение, роль) используется во многих областях знаний и сферах деятельности, поэтому имеет множество значений. Применительно к управлению под функцией понимается конкретная форма проявления его сущности. Каждая управленческая функция наполнена характерным для нее содержанием и реализуется через четкую последовательность регламентированных действий.

Еще в 1914 году крупный теоретик и практик менеджмента Анри Файоль (1841-1925 гг.) обосновал концепцию непрерывности управленческого процесса, характеризующегося взаимосвязанными функциями, в числе которых он назвал планирование, организацию, руководство, координацию и контроль . С того времени перечень основных функций управления, которыми оперируют специалисты, не претерпел существенных изменений, и большинство современных ученых в области управления также называют: планирование, организацию, координацию, регулирование, стимулирование, учет и контроль.

Как справедливо утверждает проф. А.В. Тихомирова, контроль относится к числу основных функций управления и “объединяет виды управленческой деятельности, связанные с формированием информации о состоянии и функционировании объекта управления (учет), изучением информации о процессах и результатах деятельности (анализ), работой по диагностике и оценке процессов развития и достижения целей, эффективности стратегий, успехов и просчетов в использовании средств и методов управления” . С этим утверждением нельзя не согласиться, и все же смотреть на контроль надо шире.

Любую функцию управления, по мнению многих специалистов в области управления, в свою очередь, можно представить как состоящую из нескольких видов классической управленческой деятельности - планирования, организации, координации, стимулирования и контроля , обладающих относительной самостоятельностью. При этом осуществление каждого из перечисленных видов деятельности является необходимым условием для совершения последующего, - то есть между ними существует тесная связь. Следовательно, полноту реализации каждой отдельной функции управления можно обеспечить лишь через реализацию всех перечисленных выше видов управленческой деятельности.

Проиллюстрируем сказанное на примере проведения рекламной компании нового вида банковского продукта. Решение данной задачи начнем с реализации функции управления планирования, которую представим как совокупность указанных выше видов взаимосвязанных управленческих действий. В этом случае для решения поставленной задачи необходимо:

  • спланировать
  • проведение данных мероприятий - т. е. определить оптимальный результат при заданных ограничениях на ресурсы и время (другими словами, ответить на вопросы: кто должен сделать, что, сколько и когда);
  • организовать
  • процесс решения или определить пути, методы и средства достижения поставленной цели;
  • скоординировать
  • действия участников планируемого процесса, установив гармоничные отношения в их совместном труде;
  • стимулировать
  • их действия, создавая такие условия труда, при которых каждый их них трудился бы с наивысшей отдачей для достижения поставленной цели;
  • осуществить полноценный контроль за деятельностью всех участников проводимой рекламной компании.

Продолжим решение поставленной задачи, реализуя другую функцию управления - организация. Эту часть процесса управления рассмотрим с позиции контроля:

  • на этапе планирования
  • рекламной компании, прежде всего, необходимо осуществлять контроль: за правильностью поставленных целей и задач, качеством используемой внутренней и внешней информации, соблюдением действующего законодательства, результатами проведенного анализа на предмет адекватности используемых методик и правильности сделанных на их основе выводов, целесообразности выбора групп целевого воздействия, а также средств распространения рекламной информации;
  • на этапе организации
  • компании необходимо, в первую очередь, осуществлять контроль: за результатами анализа рынка рекламных услуг, полученной информации о действующих рекламных фирмах, их специфики и базовых ценах на предоставляемые ими услуги, за исходными материалами, которые будут использоваться в рекламной компании, за правильностью заключения договоров и их надлежащим исполнением;
  • на этапе координации
  • работ необходим контроль за должным взаимодействием всех служб банка, задействованных в проведении компании (например, подразделений банка, занимающихся маркетингом, осуществлением расчетов, бухгалтерским учетом, работой с клиентами, разработкой новых видов услуг), а также за взаимодействием соответствующих подразделений банка с рекламными фирмами-исполнителями, оперативным решением возникающих в ходе работы вопросов;
  • этап стимулирования
  • предполагает создание условий, при которых сотрудники банка, задействованные в проводимой компании, в полной мере будут нацелены на защиту интересов банка и сориентированы на достижение запланированных результатов. Для этого необходимо наличие продуманных программ стимулирования, реализация которых также должна быть объектом контроля;
  • что касается самого этапа контроля , то контроль, присутствуя на всех стадиях рассматриваемого управленческого процесса, завершает его оценкой эффективности проведенной компании, определением достижения поставленных целей, выявлением имевших место отклонений и причин этих отклонений.

Исходя из изложенного видно, что контроль играет исключительно важную роль в процессе реализации всех основных функций управления и присутствует при этом на каждом этапе (стадии) процесса управления.