Образная мысль. Как развить образное мышление у взрослых, методы развития образного мышления

Под мышлением мы понимаем человеческую способность рассуждать, отражая действительность через слово, понятие, суждение, представление. По форме различают следующие его виды: наглядно-образное, наглядно-действенное, абстрактно-логическое.

Первое из них больше присуще людям творческих профессий. Его суть составляют психологические отношения и связи с людьми, предметами, событиями, обстоятельствами, процессами.

Образное мышление это процесс познания, при котором в сознании человека формируется мысленный образ, отражающий воспринимаемый объект окружающей среды. Образное мышление реализуется на основе представлений того, что человек воспринимал раньше. Образы при этом извлекаются из памяти или создаются воображением. В ходе решения мыслительных задач эти образы могут претерпевать такие изменения, которые приводят к нахождению новых, неожиданных, неординарных, творческих решений сложных задач.

Как мы используем образное мышление?

Благодаря образному мышлению можно научиться находить выход из сложных ситуаций, решать непростые проблемы. Например, можно использовать с этой целью следующий приём визуализации:

1. Представьте свою проблему в виде картинки-образа. К примеру, у Вас проблемы в бизнесе. Представьте его в виде увядающего деревца.

2. Придумайте и нарисуйте образы, отражающие причину происходящего и образы-«спасатели», которые помогут найти решение. Например, избыток солнца (слишком много устаревших, давлеющих, принятых кем-то ранее решений, которые мешают мыслить креативно. Избыток солнца может также олицетворять, например, усилившуюся конкуренцию). Подумайте, что нужно для того, чтобы спасти растение: полив (новые идеи и решения), или защита от солнца, или приглашение специалиста-садовода, или удобрение почвы, или что-то ещё?

3. Не торопите себя, переосмысление не наступает мгновенно, но вскоре оно непременно приходит в виде озарения.

Образное мышление может помочь нам успокоиться, обеспечивая психологическую защиту от нервирующей ситуации или неприятного человека. Мы склонны принимать происходящее близко к сердцу, и поэтому нуждаемся в защите психики от перегрузки. Чаще всего используется приём представления обидчика в абсурдном или комичном виде. Например, Вас задела и обидела чья-то скупость. Не обижайтесь, лучше представьте запасливого хомячка с большущими, набитыми щеками. Ну не может он без припасов, так устроен. Стоит ли обижаться? Лучше улыбнитесь. Беспощадного сатрапа представьте совершенно голым – это смешно и нелепо, и его крик больше не будет иметь над Вами власти.

Есть предположение, что способность визуализации будущего увеличивает шансы на его воплощение. Чем красочнее и подробнее визуализировать, тем лучше. Правда, есть оговорка: как и во всем хорошем, в данной визуализации следует соблюдать меру. Главный принцип – «не навреди».

Использование образного мышления делает жизнь интереснее, а общение и самореализацию – полнее.

Развитие образного мышления

Как же развить образное мышление?

Вот некоторые упражнения, которые могут в этом помочь:

— Посмотрите на любой выбранный предмет. Рассматривайте его в течение некоторого времени. Закрыв глаза, визуализируйте его в подробностях. Откройте глаза, проверьте, насколько полно и точно всё представили и что «недоглядели».

— Вспомните, как выглядит вещь, которую Вы вчера надевали (обували). Подробно опишите её, постарайтесь не упустить ни одной детали.

— Представьте какое-нибудь животное (рыбу, птицу, насекомое) и подумайте над тем, какую пользу или вред оно может принести. Вся работа должна происходить мысленно. Нужно «видеть» животное и ясно представлять всё, что с ним ассоциируется. Например, собака. Увидьте, как она встречает, как радостно машет хвостом, лижет руки, смотрит в глаза, играет с ребёнком, защищает Вас во дворе от обидчиков… Все события должны происходить, как в киноленте. Дайте волю фантазии. Это упражнение можно выполнять разными способами: используя несвязанные ассоциации или как фильм с последовательно развивающимся сюжетом с логическим продолжением.

Образное мышление у детей

Дети легко представляют в своём воображении и предметы, и обстоятельства, это для них так же естественно, как дышать. В детстве воображение так сливается с мышлением, что их и не разделить. Развитие мышления ребёнка происходит во время игр, рисования, лепки, конструирования. Все эти занятия заставляют представлять то или иное в уме, что и становится базой образного мышления. На этой основе впоследствии сформируются вербальное и логическое мышление, без которых не обойтись на занятиях в школе.

Детское восприятие мира через образы способствует развитию воображения, фантазии, а также становится основой развития творческого потенциала, столь важного для достижения успеха в любом деле.

Какие упражнения способствуют развитию образного мышления у детей?

1. Читаем или рассказываем сказки с мимикой, жестами, эмоциями.

2. Играем, перевоплощаясь. Играем вместе с детьми, меняем роли и образы. Поощряем детские игры с перевоплощением.

3. Рисуем – и вспоминаем, и сочиняем, и допридумываем. Пусть ребёнок вспоминает персонажа из прочитанной недавно сказки или мультяшного героя. А потом пусть дорисует ему нового друга или просто нового персонажа. Получилась «каляка маляка»? Дорисуйте её так, чтобы вышло что-то новое или что-то узнаваемое.

4. Сочиняем. Можете начать сами – о том, что видите: об этом маленьком росточке, пробившемся между камней, об этом неутомимом муравьишке, тянущем ношу втрое больше его самого, об этом кузнечике… Сочиняйте вместе, не бойтесь фантазировать и поощряйте фантазию ребёнка.

5. Загадки – настоящая находка. Их можно загадывать по дороге, их можно придумывать. Они заставляют рассматривать предметы и явления с разных сторон, мыслить нестандартно и не сдаваться.

6. Наблюдаем и подмечаем: на что или на кого похоже это облако, этот камушек, эта коряга?

Игры на мышление очень помогут Вашему ребёнку получать новые знания, сопоставлять, запоминать, раскрывать отношения между явлениями, познавать мир и развиваться.

Образное мышление у взрослых

Существует несложный тест-проверка, позволяющий понять, хорошо ли развито Ваше образное мышление. Для этого нужно выбрать любую картинку (не старайтесь сразу брать сложные изображения, начните с простых), разглядывать её в течение некоторого времени (около минуты), стараясь учесть все нюансы – расположение линий и предметов, цвет и оттенки, сюжет и прочие нюансы. После того, как почувствуете, что все подметили, закройте глаза и мысленно добейтесь детального воспроизведения. Увидьте её с закрытыми глазами четко и ясно. Получилось? Отлично! Это означает, что нужно только поддерживать уже имеющийся у Вас уровень образного мышления. А вот если картинки не получилось, если были проделы или расплывчатые формы – тренируйтесь, выполняя это упражнение.

Усложнённый вариант – визуализация абстрактных картинок. Можете сами нарисовать такую из точек, изломанных линий, узоров, используя разные цвета и формы, а потом запомнить. Обращайте внимание на детали и отдельные признаки. Игры для развития мышления несложно найти в Интернете, на сайтах, посвящённых саморазвитию. Помогают в этом и развивающие тренажёры . Например, в игре «Пирамидстрой» образное мышление вкупе с воображением помогут запомнить совершенно не связанные между собой слова, соединив их в невероятный рассказ. Тренировки и игры для развития мышления очень помогают поддерживать мозговую деятельность в тонусе, им стоит уделять внимание в течение всей жизни.

Развитие образного мышления улучшает творческие способности, благоприятствует проявлению креативности, генерированию новых идей. Кроме того, благодаря развитию образного мышления улучшается запоминание, облегчается усвоение нового, улучшается интуиция, появляется гибкость мышления.

Желаем Вам уверенности в своих силах и успешного в саморазвития!

Образное мышление имеет ряд особенностей, превращающих его в универсальный инструмент, который можно и нужно использовать в своей жизни любому человеку

Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению. Функция мышления - расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.

Задача мышления - раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования.

Мышление - наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

Известно, что человек, выросший в полной изоляции от человеческой культуры, так никогда и не сможет научиться правильному, с нашей точки зрения, мышлению. Именно таким является мальчик Виктор, выросший в джунглях и описанный Ж. Годфруа. Таким образом, навыки и способы мышления развиваются у человека в онтогенезе при воздействии среды - человеческого общества.

Образное мышление не есть данность от рождения. Как всякий психический процесс, оно нуждается в развитии и корректировке. Согласно психологическим исследованиям, структура образного мышления представляет собой пересечение пяти основных подструктур: топологической, проективной, порядковой, метрической, композиционной. Указанные подструктуры мышления существуют неавтономно, а пересекаются. Поэтому возникает заманчивая идея так развивать образное мышление детей, чтобы не "ломать" его структуру, а максимально использовать ее в процессе обучения, сделав последнее гуманизированным.

При наглядно-образном мышлении преобразование наглядных условий мыслительных действий состоит прежде всего в переводе их перцептивного содержания на "язык" семантических признаков, на язык значений.

Образное мышление представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или субъекта на данный момент времени не существует. Мышление человека (в своих низших формах оно имеется у животных) также можно понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов.

Отличие мышления от остальных психологических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых человек находится. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности.

Мышление - это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного (ориентировочно-исследовательского) характера. В психологии выделяют и исследуют теоретическую, практическую и ряд промежуточных видов деятельности, содержащих в себе и те и другие операции. Мышление подразделяется на теоретическое и практическое. В свою очередь теоретическое может быть понятийным и образным, а практическое - наглядно-образным и наглядно-действенным. образный мышление воображение изобразительный

Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а представления и образы. Они или непосредственно формируются в ходе восприятия действительности, или извлекаются из памяти. В ходе решения задачи эти образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в новой ситуации мог непосредственно увидеть решение интересующей его задачи. Образное мышление представляет собой такой вид умственной деятельности, который чаще всего встречается в работе писателей, художников, артистов.

Образное мышление - мышление в образах входит как существенный компонент во все без исключения виды человеческой деятельности, какими бы развитыми и отвлеченными они ни были.

Умственный образ по своей природе имеет двойной источник детерминации. С одной стороны, он вбирает в себя чувственный опыт, и в этом смысле образ индивидуален, чувственно-эмоционально окрашен, личностно значим. С другой стороны, он включает результаты теоретического осмысления действительности через овладение историческим опытом, представленным в системе понятий, и в этом смысле выступает в обезличенном виде.

Нет прямого пути усвоения понятий. Их усвоение всегда опосредуется умственными образами. И образ, и понятие дают обобщенные знания о действительности, выражающиеся словом.

В реальном процессе мышления (усвоения знаний) одновременно присутствуют как "образная", так и "понятийная" логика, причем это не две самостоятельные логики, а единая логика протекания мыслительного процесса. Сам умственный образ, которым оперирует мышление, по своей природе гибок, подвижен, отражает в виде пространственной картины кусочек реальности.

Различны способы создания предметных образов по чертежам, схемам. Одни учащиеся опираются на наглядность, ищут в ней своеобразную сенсорную опору. Другие легко и свободно действуют в уме. Некоторые учащиеся быстро создают образы на основе наглядности, долго сохраняют их в памяти, но теряются, когда требуется видоизменить образ, так как в этих условиях образ у них как бы расширяется, исчезает. Другие хорошо оперируют образами.

Обнаружена следующая закономерность: там, где первоначально созданные образы менее наглядны, ярки и устойчивы, их преобразование, оперирование ими идет более успешно; в тех же случаях, когда образ опредмечен, отягощен различными деталями, манипулирование им идет с затруднениями.

Основная функция образного мышления - создание образов и оперирование ими в процессе решения задач. Реализация этой функции обеспечивается специальным механизмом представления, направленным на видоизменение, преобразование уже имеющихся образов и создание новых образов, отличных от исходных.

Создание образа по представлению осуществляется при отсутствии объекта восприятия и обеспечивается его мысленным видоизменением. В результате создается образ, отличный от того наглядного материала, на котором он первоначально возник. Таким образом, деятельность представления, на каком бы уровне она ни осуществлялась, обеспечивает создание нового по отношению к исходному, т. е. является продуктивной. Поэтому деление образов на репродуктивные и творческие (продуктивные) не корректно.

Образное мышление оперирует не словами, а образами. Это не означает, что здесь не используются словесные знания в виде определений, суждений и умозаключений. Но в отличие от словесно-дискурсивного мышления, где словесные знания являются основным его содержанием, в образном мышлении слова используются лишь как средство выражения, интерпретации уже выполненных преобразований образов.

Понятия и образы, которыми оперирует мышление, составляют две стороны единого процесса. Будучи более тесно связанными с отражением реальной действительности, образ дает знание не об отдельных изолированных сторонах (свойствах) этой действительности, а представляет собой целостную мысленную картину отдельного участка действительности.

Мышление в образах представляет собой сложный психический процесс преобразования чувственной информации. В нем представлены результаты непосредственного чувственного восприятия реального мира, их понятийная обработка и мысленное преобразование. В ходе этого процесса образы произвольно актуализируются на основе заданного наглядного материала, видоизменяются под влиянием различных условий, свободно преобразуются, создаются новые, существенно отличные от исходных.

Процесс образного мышления привлекает исследователей и ученых, Во многих: случаях мышление анализируется с точки зрения определенных психологических подходов (Л.Б. Ительсон, Н.В. Маслова, Н.В. Рождественская. И.С. Якиманская). Анализ литературы позволяет прийти к заключению, что важным аспектом мышления является его связь с эмоциональной сферой, чувствами человека, создающими благоприятные условия для развития образного мышления. Анализ механизмов функционирования образного мышления показывает, что умение работать с образами (создавать их, оперировать ими) придает всему процессу усвоения знаний личностно значимый характер. Постоянная опора на образ делает усваиваемые знания эмоционально насыщенными, активизирует творческие стороны личности, воображение. Образное восприятие мира отличается подвижностью, динамичностью, ассоциативностью. Чем больше каналов восприятия задействовано, чем больше связей и отношений включено в содержание образа, тем полнее образ, тем больше возможностей его использования. В психологии мало изучены разновидности образного мышления, формирующиеся под влиянием разных систем знаний, методов познания, условия развития образного мышления, роль образного мышления в формировании понятий.

В рамках данной работы образное мышление понимается как процесс работы мысли с внешними и внутренними системами человека, оперирование мысленными, динамическими знаками, моделями, образами и создание новых (знаков, моделей, образов), адресованных самому себе и окружающим с целью взаимодействия и постепенного изменения внешнего мира, а также самоизменения человека.

Л.Б, Ительсон отмечает, что механизмы образного мышления имеют трехзвенный характер:

  • 1) определенный стимул-раздражитель (внешний, внутренний, символический);
  • 2) рединтеграция (активизация всей системы связанных с ним в прошлом возбуждений);
  • 3) вычленение, дезинтеграция. Вся цепь возникающих ассоциативных образов подчиняется определенному принципу.

Один из главных механизмов в работе образного мышления - ассоциативная игра (Н.В. Рождественская). По мере обретения жизненного опыта у ребенка выстраивается своя система ассоциаций по сходству, по смежности, по контрасту. Чувства, знания, культура рождают определенную систему ассоциаций, где представления и понятия сплетены в сложную живую сеть, постоянно питающую творческую мысль.

Таким образом, образное мышление оперирует не словами, а образами. Это не означает, что здесь не используются словесные знания в виде определений, суждений и умозаключений. Но в отличие от словесно-дискурсивного мышления, где словесные знания являются основным его содержанием, в образном мышлении слова используются лишь как средство выражения, интерпретации уже выполненных преобразований образов 4.

Понятия и образы, которыми оперирует мышление, составляют две стороны единого процесса. Будучи более тесно связанными, с отражением реальной действительности, образ дает знание не об отдельных изолированных сторонах (свойствах) этой действительности, а представляет собой целостную мысленную картину отдельного участка действительности.

Мыслительная деятельность человека является многогранной. Ведь каждому из нас приходится сталкиваться с самыми разными задачами, требующими своего, особого подхода. Образное мышление непосредственно связано с восприятием человеком предметов реального мира. Происходит оно в тесном взаимодействии с другими психическими процессами - памятью, вниманием, воображением.

У каждого ли человека имеются способности мыслить образно?

Развитие образного мышления интересует многих, однако есть взрослые, которые не уверены в своих способностях. Необходимо понимать, что в человеческом мышлении некоторые процессы осуществляются визуально. Иногда человек осознает, что он оперирует своими прошлыми восприятиями, их воспоминаниями, как реальными предметами. Чтобы оценить данную особенность, можно ответить на три следующих вопроса:

  • Из какого материала были сделаны ваши любимые ботинки, когда вам было 15 лет? Каковы они были на ощупь?
  • Сколько окон в деревенском домике у вашей бабушки (вашего дедушки, троюродной тети)?
  • Как будет выглядеть латинская буква S, если ее «отзеркалить» в обратную сторону?

Обычно люди, которые отвечают на первый из перечисленных вопросов, представляют себе обувь, которую они носили в подростковом возрасте, мысленным взором «дотрагиваясь» до ее поверхности. Что касается второго вопроса, то обычно человек извлекает из памяти образ этого дома, «обходит» его кругом, считая окна. Что касается буквы S, то обычно в процессе ее мысленного «отзеркаливания» человек мысленно вращает ее и «смотрит» на результат. Эти примеры показывают, что в процессе воспроизведения образов участвуют одни и те же психические процессы.

Образное мышление у деток дошкольного возраста

Наглядно-образное мышление является главным типом мышления у ребенка в дошкольном возрасте. Именно с его помощью малыш совершает большинство операций. К тому моменту, когда ребенок вступает в этот период развития, он умеет выполнять только те задания, которые можно сделать с помощью орудия или ручками. Такие действия направлены на то, чтобы достичь непосредственного результата. В процессе развития ребенка его действия становится все более сложными. Возникают задачи другого типа, в которых результат активности малыша будет не прямым, а иметь косвенный характер. Самый простой пример - это бросание мячика об стенку. Мяч кидается для того, чтобы ребенок его затем снова поймал. Те же задачи, в которых результат действий косвенный, включают в себя игру с конструктором, механическими игрушками и проч.

Развитие наглядно-образного мышления у детей - важная задача. Ведь чтобы решать усложненные задачи, не обойтись без умения управлять образами. Также данный тип мышления учит ребенка реагировать на образы, предъявляемые внешним миром. Поэтому для дошкольника развитие образного мышления является залогом успешного обучения в младших классах. В среднем дошкольном возрасте дети учатся удерживать в воображении образы различных предметов, закреплять шаблоны. К примеру, огурчик ассоциируется с формой овала, квадрат - с формой поверхности стола.

Простые способы развития воображения у дошколят

Самые простые методы развития наглядно-образного мышления у дошколят - это:

  • Наблюдение красивых пейзажей.
  • Экскурсии на различные выставки произведений искусства.
  • Путешествия, в которых родитель расскажет подробно о памятнике природы.
  • Пазлы различных уровней сложности.
  • Изготовление поделок из цветного картона, аппликаций.
  • Рисование с использованием как ведущей, так и неведущей руки.

Оригами

Большой популярностью у родителей и педагогов пользуется изготовление фигурок из бумаги. Для этого требуется всего лишь несколько предметов - картон, бумага, ножницы. Как правило, маленькие дети не очень интересуются сложным процессом сгибания бумаги до тех пор, пока не увидят результат. Поэтому взрослому хорошо для начала продемонстрировать «чудеса» этого вида поделок.

Лепка из пластилина

Это один из самых простых и увлекательных способов развития образного мышления для малышей. Лепка позволяет развить не только фантазию, но и мелкую моторику. Даже если у малыша будут получаться самые простые изделия - «колобки», «морковки», «мячики», самое главное, чтобы занятие у него вызывало интерес. Пластилин должен быть мягким, пластичным. Можно заменить этот материал полимерной глиной или же предложить ребенку лепку из соленого теста.

Образное мышление. Младшая школа

Становясь старше, ребенок постепенно перестает в своем мышлении опираться на наглядные образы. Возможности мышления становятся все более широкими, малыш учится давать все более широкие характеристики объектам. Он учится оперировать разными образами в памяти, преобразовывать их - к примеру, соединять объекты и разделять их в своей фантазии. Развитию логического и образного мышления способствуют различные игры:

  • Настольные игры (например, домино, лото). Интерес у малыша могут вызвать и специальные головоломки.
  • Чтение различных детских книг, красочных журналов с интересными описаниями, энциклопедий.
  • Работа творческого характера: рисование, макраме, создание аппликаций. Развитию образного мышления у школьников помогает и лепка.
  • Просмотр мультфильмов и фильмов об окружающем мире.
  • Семейные праздники, путешествия.
  • Прогулки на природе.

Хорошим упражнением для развития наглядно-образного мышления дошкольников является игра «На что это похоже?». Она позволяет ребенку научиться оригинально и творчески подходить к решению задач. Задание заключается в том, что на каждую картинку (кружочек, квадрат, треугольник, спираль, или абстрактный рисунок) нужно придумать как можно больше ассоциаций. Это упражнение хорошо проводить в группе деток. Данная игра хорошо способствует развитию образного мышления у младших школьников.

Зачем необходимо образное мышление взрослому

Развитое образное мышление необходимо во многих профессиях - например, без него не обойтись дизайнерам. Фраза «нарисуйте мне что-нибудь яркое и запоминающееся» не должна ставить работника в тупик; напротив, эти слова должны быть катализатором мыслительной деятельности. Работа над образным мышлением помогает развивать и аналитические способности. Упражнения для развития таких навыков будут полезны не только работникам творческих профессий, но и всем тем, кто хотел бы расширить свой кругозор.

Образное мышление: как развить взрослому

Прежде чем приступать к выполнению упражнений, взрослому необходимо поверить в себя, выбросить мысль о том, что он не обладает хорошо развитым чувством юмора, творческой жилкой, воображением. Все эти способности есть у каждого - просто, скорее всего, они оказались на «задворках» сознания.

Прямое доказательство того, что каждый человек обладает воображением - это способность вызывать в памяти наглядные образы. Каждый помнит, как выглядит его родитель, подруга или друг. Человек также способен описать особенности ближайшей к нему станции метро или же любимого места в городе. Не нужно подолгу заниматься упражнениями на развитие образного мышления, чтобы восстановить в памяти мелкие детали любимых мест, вспомнить, как выглядят дома и улицы родного города. Так, можно совершить воображаемое «путешествие» во времени и снова оказаться в плену ярких воспоминаний. Поэтому стоит только немного потрудиться, чтобы расширить пространство своей фантазии.

Бином фантазии

Хорошим способом развития образного мышления является упражнение под названием «Бином фантазии». Его автор - знаменитый сказочник Джанни Родари. Нужно сказать, что методика подойдет как взрослому, так и ребенку. Писатель поясняет: обычные ассоциации не развивают воображения. Например, словосочетание «конь - пес» не дает простора для фантазии, являясь всего лишь упоминанием животных из одного семантического ряда.

Способ Джанни Родари способствует развитию художественно-образного мышления. «Бином фантазии» в идеальном варианте должен определяться посредством случая. Например, можно открыть наугад книгу (или разные книги) на разных страницах. Можно скомбинировать два отрывка фраз из рекламы.

Эксперимент сказочника

Джанни Родари вспоминает о том, как на уроке экспериментировал с детьми со случайно выбранным словом «шкаф». Отдельно взятое, оно вряд ли смогло бы вызвать какие-либо эмоции - никто не станет ни смеяться, ни плакать, думая о шкафе. Однако если связать понятие «шкаф» с понятием «пес», то все становится совершенно иначе. Самый простой способ связать воедино эти два образа - использовать предлоги. Например, «пес в шкафу», «пес на шкафу». Тогда воображение подскажет различные образы - это может быть собака, бегущая с собственной будкой на спине по улице. Или же собака, у которой есть персональный шкаф с разными нарядами.

Другие методы

Еще несколько способов развития образного мышления:

  • Работа с друдлами - каракулями со множеством значений, которые необходимо описать. Такие картинки по своему виду напоминают каракули, которые человек рисует во время разговора по телефону или же слушая скучную лекцию. Однако у друдла есть одна особенность - его создатели изначально закладывают в него смысл. На картинке ниже можно увидеть друдлы, которые способствуют развитию образного мышления.

  • Еще один способ - пробовать воспроизводить в воображении только что увиденные предметы. Хорошо помогает игра под названием «Спички». Для ее проведения нужно бросить на стол пять спичек, посмотреть на них, отвернуться, и на другом конце стола изобразить их расположение другими пятью спичками. Поначалу может не получиться, однако практика со временем принесет результат. С каждым разом необходимо стараться тратить меньше времени на воспроизведение. Когда начнет получаться, количество спичек можно увеличить.
  • Также можно придумывать новые функции уже привычным предметам. К примеру, в привычных кружевных или капроновых колготках можно сушить лук, использовать в качестве оформительного элемента для декора цветочных горшков, изготавливать из них куклы.
  • Еще один хороший способ - это подбор эпитетов и антиэпитетов к слову. Для выполнения этого упражнения нужно выписать по центру листа бумаги любое слово, с правой стороны - те определения, что ему подходят. С левой - разместить слова, которые никак нельзя употребить с этим предметом или явлением. В качестве примера можно рассмотреть слово «человек». Человек может быть свободным, умным, богатым, худым, продвинутым и т. д. Определения, которые не подойдут к этому слову - старинный, тугоплавкий, жидкий, заостренный.
  • Можно попробовать воспроизвести последнюю встречу с друзьями или коллегами. В процессе воспоминания необходимо постараться вспомнить: сколько человек было в компании? Что на них было надето? Какие блюда были на столе? О чем шел разговор, какие темы обсуждались? Какие переживания сопровождали эту встречу?

Данные упражнения можно преобразовывать на свое усмотрение. Главное в них то, что эти методы задействуют образное мышление. Чем чаще выполнять упражнения, тем больше это свойство психики будет развиваться.

Помимо мышления в форме высказываний человек может также мыслить в форме образов, особенно зрительных образов.

Многие из нас чувствуют, что частично мышление осуществляется визуально. Часто кажется, что мы воспроизводим прошлые восприятия или их фрагменты и затем оперируем ими как реальным перцептом. Чтобы оценить этот момент, попытайтесь ответить на следующие три вопроса:

  1. Какой формы уши у немецкой овчарки?
  2. Какая получится буква, если заглавную N повернуть на 90 градусов?
  3. Сколько окон в жилой комнате у ваших родителей?

Отвечая на первый вопрос, большинство людей говорят, что они формируют зрительный образ головы немецкой овчарки и «смотрят» на уши, чтобы определить их форму. Отвечая на второй вопрос, люди сообщают, что сначала они формируют образ заглавной N, затем мысленно «вращают» ее на 90 градусов и «смотрят» на нее, чтобы определить, что получилось. А при ответе на третий вопрос люди говорят, что представляют себе комнату и затем «сканируют» этот образ, считая окна (Kosslyn, 1983; Shepard & Cooper, 1982).

Вышеприведенные примеры основаны на субъективных впечатлениях, но и они, и другие свидетельства указывают на то, что в образах участвуют те же самые репрезентации и процессы, что и в восприятии (Finke, 1985). Образы объектов и пространственных участков содержат зрительные детали: мы видим немецкую овчарку, заглавную N или жилую комнату своих родителей «мысленным взором». Кроме того, мысленные операции, которые мы выполняем с этими образами, видимо, аналогичны операциям, выполняемым с реальными зрительными объектами: образ комнаты родителей мы сканируем во многом так же, как сканировали бы реальную комнату, а образ заглавной N вращаем так же, как вращали бы реальный объект.

Нервная основа образов

Возможно, наиболее убедительное подтверждение сходства образов с восприятием состояло бы в том, что и то и другое опосредуется одними и теми же мозговыми структурами. В последние годы было собрано множество такого рода данных.

Некоторые из этих данных получены в исследованиях пациентов с поврежденным мозгом, и они показывают, что все нарушения зрительного восприятия у пациента, как правило, сопровождаются аналогичными нарушениями зрительных образов (см. напр.: Farah et al., 1988). Особенно поразительным примером служат пациенты с поражением теменной доли правого полушария, у которых в результате развивается зрительное игнорирование левой стороны поля зрения. Хотя и не слепые, эти пациенты игнорируют все, что находится в левой части их зрительного поля. Пациент-мужчина может, например, не побрить левую сторону лица. Это зрительное игнорирование распространяется и на образы, как установил итальянский невролог Бизиак (см. напр.: Bisiach & Luzzatti, 1978). Бизиак просил своих пациентов со зрительным игнорированием представить себе знакомую площадь в их родном Милане: как она выглядит, если стоять лицом к церкви. Эти пациенты называли большинство объектов, находящихся от них справа, но очень мало те», что были слева. Когда их просили представить себе эту сцену с противоположной точки, как если бы они стояли перед церковью и смотрели на площадь, пациенту игнорировали объекты, которые они ранее называли (теперь эти объекты находились с левой стороны образа). Итак, у этих пациентов в образах проявлялось то же игнорирование, что и при восприятии, откуда можно сделать вывод, что поврежденные у них структуры мозга обычно опосредуют и образы, и восприятие.

Некоторые недавние исследования, в которых применялись методе сканирования мозга, показали, что у нормальных испытуемых участки мозга, связанные с восприятием, связаны также и с образами. В одном эксперименте испытуемые выполняли и мысленную арифметическую задачу («Начать с 50 и считать, отнимая по 3»), и задачу на зрительные образы («Представить прогулку по своему кварталу, поворачивая попеременно направо и налево, начиная от своей двери»), В ходе выполнения испытуемыми каждой задачи измерялся кровоток в различных участках коры. Кровоток в зрительной коре был больше, когда испытуемые выполняли задачу на образы, чем когда они выполняли мысленную арифметическую задачу. Кроме того, паттерн интенсивности кровотока при решении задачи на образы был сходен с тем, что обычно обнаруживается в перцептивных задачах (Roland & Friberg, 1985).

В недавнем эксперименте с ПЭТ-сканером (Kosslyn et al., 1993) дается яркое сравнение структур мозга, участвующих в восприятии и образном представлении. Испытуемые во время сканирования мозга выполняли две различные задачи - задачу на восприятие и задачу на образы. В задаче на восприятие прямоугольная заглавная буква предъявлялась на фоне сетки, а затем в одной из ячеек сетки предъявлялся крестик; задачей испытуемого было решить как можно быстрее, попадает ли крестик на какую-либо часть прямоугольной буквы (рис. 9.8). В задаче на образы снова предъявлялась фоновая сетка, но без прямоугольной буквы. Под сеткой была строчная буква, а испытуемых перед этим инструктировали создать образ прописного варианта этой строчной буквы и спроецировать его на сетку. Затем в одной из ячеек сетки предъявлялся крестик, и испытуемым надо было определить, попадает ли он на какую-либо часть воображаемой прямоугольной буквы (рис. 9.8). Неудивительно, что задача на восприятие вызывала повышение нервной активности в участках зрительной коры. Но то же происходило и в задаче на образы. Действительно, задача на образы приводила к повышению активности в тех структурах мозга, которые, насколько известно, относятся к первичным зонам коры, первыми получающим зрительную информацию.

Следовательно, образы сходны с восприятием, начиная с самых ранних этапов обработки информации в коре. Кроме того, когда нервная активация в этих двух задачах сравнивалась непосредственно, в задаче на образы активация была больше, чем в задаче на восприятие, и этот факт говорит о том, что задача на образы требовала больше «перцептивной работы», чем задача на восприятие. Эти результаты почти не оставляют сомнений, что образы и восприятие опосредуются одними и теми же нервными механизмами. И здесь мы снова находим в результатах биологических исследований подтверждения гипотезы, которая была изначально предложена для психологического уровня.

Операции над образами

Как мы отмечали, мысленные операции над образами выполняются аналогично операциям с реальными зрительными объектами. Многочисленные эксперименты объективно подтверждают эти субъективные впечатления.

Одна из наиболее хорошо изученных операций - мысленное вращение. В классическом эксперименте испытуемым в каждой пробе показывали заглавную букву «R». Эта буква предъявлялась и нормально (R), и зеркально (Я), а также с обычной вертикальной ориентацией или повернутой на различные углы (рис. 9.9). Испытуемым надо было решить, была ли буква обычной или зеркальной. Чем больше буква была повернута относительно своего вертикального положения, тем больше времени требовалось испытуемым на принятие решения (рис. 9.10). Эти результаты позволяют предположить, что при принятии решения испытуемые мысленно вращали образ буквы, пока он не становился вертикально, и тогда проверяли, обычная это буква или зеркальная.

Рис. 9.9. Изучение мысленного вращения. Показаны примеры букв, предъявлявшихся испытуемым при изучении мысленного вращения. После каждого предъявления испытуемым надо было решить, была ли буква обычной или зеркальной. Цифрами показан угол поворота относительно вертикали (по: Cooper & Shepard, 1973).


Рис. 9.10. Время принятия решения при изучении мысленного вращения. Время, затраченное на принятие, решения, была ли буква обычной или зеркальной, было наибольшим при повороте буквы на 180°, т. е. когда она предъявлялась вверх ногами (по: Cooper & Shepard, 1973).

Еще одна операция, одинаково применимая к образам и восприятию, - это сканирование объекта или пространства. В эксперименте по сканированию образа испытуемые сначала изучали карту несуществующего острова, содержавшую 7 особых участков. Карту убирали и просили испытуемых представить ее образ и сосредоточиться на определенном месте (например, дереве в южной части острова - рис. 9.11). Затем экспериментатор называл другое место (например, дерево в северном конце острова). Испытуемым надо было, начиная с зафиксированного места, просканировать свой образ острова, найти названное место и тогда нажать кнопку «прибытие». Чем больше было удаление между местом старта и названным местом, тем больше времени испытуемым требовалось для ответа. Это указывает, что испытуемые сканировали свой образ во многом так же, как они сканировали бы реальный объект.

Еще одно сходство между образной и перцептивной обработкой состоит в том, что обе они ограничены величиной зернистости. Например, от величины зернистости электронной трубки телевизора зависит, насколько маленькими могут быть детали на экране, чтобы оставаться различимыми. Хотя на самом деле экрана в мозге нет, можно представить, что образы возникают как бы в мысленной среде, зернистость которой ограничивает количество деталей, которые можно обнаружить в образе. Если величина зерна фиксированная, то меньшие образы разглядеть труднее, чем большие. Это положение подтверждается многими данными. В одном эксперименте испытуемые сначала формировали образ знакомого животного, скажем кота. Затем их просили решить, есть ли у воображаемого ими животного определенное свойство. Испытуемые быстрее принимали решение, если свойство было крупным, таким как голова, чем когда оно было мелким, таким как когти. В другом исследовании испытуемых просили вообразить животное различной относительной величины - маленькое, среднее или большое. Затем их просили решить, есть ли у него определенное свойство. Испытуемые быстрее принимали решение, если свойство было крупным, таким как голова, чем когда оно было мелким, таким как когти. В другом исследовании испытуемых просили вообразить животное различной относительной величины - маленькое, среднее или большое. Затем их просили решить, есть ли у него определенное свойство.

В случае больших образов испытуемые принимали решение быстрее, чем в случае меньших. Итак, и в образах, и в восприятии чем больше образ, тем легче рассмотреть детали объекта (Kosslyn, 1980).

Зрительное творчество

Существует бесчисленное количество историй об ученых и художниках, создавших свои самые выдающиеся работы посредством визуального мышления (Shepard & Cooper, 1982). Хотя эти истории и не являются строгим свидетельством, они - один из лучших имеющихся показателей силы визуального мышления. Удивительно, что визуальное мышление весьма эффективно работает в таких абстрактных областях, как математика и физика. Альберт Эйнштейн, например, говорил, что он редко думает словами и разрабатывает свои идеи в виде «более или менее четких образов, которые можно "произвольно" воспроизводить и комбинировать». Так, Эйнштейн говорил, что идея теории относительности возникла у него первоначально, когда он думал о том, что «видел», представляя себе, как он догоняет световой луч и равняется с ним.

Пожалуй, самый замечательный пример можно привести из химии. Фридрих Кекуле фон Страдониц пытался определить молекулярную структуру бензола (которая оказалась кольцеобразной). Однажды ночью ему приснилось, что корчащаяся змееподобная фигура неожиданно свернулась в замкнутую петлю, кусая собственный хвост. Строение этой змеи и оказалось структурой бензола. Образ во сне оказался решением важнейшей научной проблемы.

Мышление в действии: решение задач

Для многих людей решение задач олицетворяет само мышление. При решении задач мы стремимся к цели, не имея готового средства для ее достижения. Мы должны разбить цель на подцели и, возможно, поделить эти подцели далее, на еще меньшие подцели, пока не дойдем до уровня, на котором мы располагаем необходимыми средствами (Anderson, 1990).

5. КАК СОЗДАВАТЬ МЫСЛЕННЫЕ ОБРАЗЫ

Загляни в себя. Там неисчерпаемый источник добра и благополучия. Он никогда не иссякнет, сколько бы ты ни пил из него.

Древняя мудрость

Прежде чем вы научитесь управлять и направлять это "нечто" в нужное русло, необходимо узнать, как функционирует ваше сознание. Эта созидательная сила является наиболее значимой его частью, но она неуловима и неосязаема, поэтому очень трудно войти с нею в контакт до тех пор, пока вы не обретете ясного понимания своего внутреннего сознания.

Знаете ли вы, к примеру, что в действительности человек думает не мыслями, а… образами, картинками! И оттого, что вы думаете образами, а не словами, ваш мозг в своих базовых, "механических" действиях ничуть не отличается от мозга первобытного человека, жившего тысячи лет назад.

Он также думал картинками до того, как развился язык. Когда первобытный человек возвращался в свою пещеру после охоты, у него был единственный способ поведать своим соплеменникам о том, что с ним произошло, - нарисовать грубые рисунки углем или нацарапать их на каменной стене своей пещеры.

Постепенно, воспроизводя картинки с одинаковым значением снова и снова и связывая звуки с определенными объектами и событиями, примитивный человек подошел к тому, что стоило ему начать рисовать известную картинку, и соплеменники уже понимали его. Возможно, эти примитивные картинки постепенно сократились до символов, символы стали буквами, затем словами и, наконец, предложениями. Так родился первый в мире язык.

Но при всей нашей хваленой цивилизации, при всем множестве языков с огромным словарным запасом, призванным описать все чувства, все идеи и весь наш мир, человек по-прежнему думает в основном мысленными образами. Я легко докажу это вам.

Вспомните минувший день и подумайте о каком-нибудь необычном переживании, произошедшем с нами сегодня. Как только вы вызовете это воспоминание в памяти, вы увидите перед своим мысленным тором изображение того, как вы делаете что-либо, находитесь где-то, встречаетесь с кем-то. Но вы бессильны передать мне эти изображения, пока не облечете их в форму слов - символов, с помощью которых я смогу вас понять. В свою очередь, слушая ваши слова, я должен перевести их в образы, возникающие в моем сознании, чтобы увидеть и понять ваши переживания.

Итак, совершенно очевидно, что мы думаем в основном образами. Это один из самых значительных фактов, которые вы когда-либо сможете узнать о вашем сознании. Вот еще столь же важный факт: если мысленная картинка объединяется с внутренней созидательной силой, то воображаемое притягивает к себе реальные явления (которых вы желаете или которых опасаетесь).

Созидательная сила действует как магнит

Это совершенная правда, потому что созидательная сила действует как магнит. Предоставьте ей яркую, четкую картинку того, что вы желаете, и она начнет

притягивать к вам соответствующие условия - привлекая к вам вещи, ресурсы, возможности и даже людей, в которых вы нуждаетесь, чтобы помочь реализовать то, что вы нарисовали в своем воображении!

В это трудно поверить? Оглянитесь назад! Вспомните, как вы очень сильно боялись чего-либо, и это ужасное событие действительно произошло. Возможно, вы не осознавали этого, но яркие образы пугающего события так повлияли на "внутреннюю силу", что вы просто вынудили ее привлечь к вам соответствующие условия и сделать вас чувствительными именно к тем событиям, которых вы боялись.

Дело в том, что эта внутренняя созидательная сила действует, не рассуждая. Она лишь исполняет наши приказания, переданные ей в форме мысленных картинок с заключенными в них сильными ощущениями желания, стремления или страха. Вот почему я называю эту внутреннюю силу ТНТ. Ее мощь может обратиться вам на пользу или во вред, в зависимости от того, думаете ли вы конструктивно или деструктивно.

Теперь вы можете понять, каким образом происходят в вашей жизни хорошие и плохие события. Это внутреннее "нечто" стремится услужить вам, и результаты зависят от того, какие именно мысленные образы вы ему предоставили.

Насколько хорошо с этой точки зрения устроена ваша жизнь? Если неприятные переживания занимают в ней столько же места, сколько радостные и желанные, вам нужно как можно скорее изменить ситуацию. И вы в состоянии сделать это немедленно, фундаментально изменив свое мысленное отношение, преодолев страхи и беспокойства и заменив их позитивным, уверенным, мужественным мышлением.

Нет больше никаких сомнений (и никогда не было для людей, хорошо понимающих работу сознания) - "Какие у человека мысли - таков он и есть ".

Хорошенько запомните этот важный факт. Пусть ил мысль доминирует в вашей повседневной жизни. Всякий раз, испытывая внутреннее беспокойство, когда вас мучают отрицательные мысли или эмоции, решительно уберите мрачные образы из своего сознания. Хотите ли вы, чтобы созидательная сила в вашем сознании принялась за осуществление этих образов? Хотите ли вы, чтобы страхи и темные желания начали притягивать к себе соответствующие переживания и события? Если нет, немедленно избавьтесь от этих образов. Замените их другими - радостными и светлыми. Освободите себя от страха, раздражения, ненависти, ревности - от всего, что мешает нашему счастью, - и замените их положительными эмоциями и отношением к миру. Как только вы сделаете этот шаг, вы разрушите власть, которую имели над вами мрачные образы.

Опасайтесь неверного обращения с ТНТ!

ТНТ - это чудесное орудие в умелых руках, но оно может "сразить вас наповал", если вы ненароком выстрелите в себя.

Очистив свое сознание от неверных мысленных образов и эмоциональных реакций, вы готовы с верой и надеждой приступить к созданию образов, ведущих к положительным достижениям.

Вера - это источник энергии внутренней созидательной силы. Позже я расскажу об этом подробнее. Пока что просто подчеркну: для того чтобы мысленные образы превратились в реальность, нужно в них верить. Сомнения разрушают мысленный образ и размагничивают созидательную силу, так что в результате вы получаете лишь половину желаемого, или ничего, или даже обратный результат.

Изображайте желаемое как уже свершившийся факт. Представляйте себе, что обладаете желаемой вещью, достигли положения, к которому стремитесь, делаете то, о чем мечтали. Не пытайтесь продумать шаги, которые, по вашему мнению, необходимо предпринять для достижения желаемого. Ваш сознательный разум настолько ограничен в своих возможностях - ограничен пятью физическими ощущениями, - что не может знать, какой из путей будет наилучшим. Но ваше подсознание, "нечто внутри", не ограничено ни временем, ни пространством. Оно может действовать на всех уровнях и во всех направлениях сразу. Оно может предоставить в ваше распоряжение всевозможные случайности и свести вас с необходимыми людьми, даже с теми, которых вы совсем не знаете.

Все, что вам понадобится для осуществления ваших стремлений, будет предоставлено внутренней силой, если вы будете последовательно, день за днем, воображать желаемое и прилагать все усилия, чтобы поддержать ваше искреннее стремление.

Методика очень проста. В положенное время она принесет желанный результат, если вы освоите искусство мысленного представления.

Но я должен пояснить, что имеются два типа сознания. Для первого более характерно представлять желаемое в зрительных образах, картинках - визуализировать. Второй тип представляет события в виде эмоций. Если вы обнаружите, что вам трудно создавать картинку желаемого перед мысленным взором, не принуждайте себя к этому. Возможно, вы относитесь к чувствующему типу. Все, что вы должны делать в таком случае, - это сконцентрироваться на воображаемой фокусной точке в темноте вашего внутреннего сознания и позволить себе почувствовать: то, чего вы желаете, уже осуществилось в вашем сознании. Вашей внутренней силе останется лишь материализовать достигнутое в реальном мире. Таким образом, вы получите те же результаты, как и люди, с легкостью создающие мысленные картинки.

Вы должны уметь расслабляться!

Само собой разумеется, что, перед тем как сконцентрироваться на желаемом, вы должны узнать, как расслабить тело и сделать сознательный разум пассивным.

Умеете ли вы расслабляться? Можете ли вы "покинуть" ваше тело так, что оно совершенно обмякнет? Можете ли вы потерять ощущение собственной материальности на то время, когда будете медитировать или заниматься визуализацией?

Многие мужчины и женщины сообщали мне, что испытывают большие трудности, пытаясь добиться состояния полного физического и психического покоя. Они испытывают ощущение напряжения в задней части шеи, в глазах и в области солнечного сплетения - в одном из этих мест или во всех сразу. Они говорят, что не подозревали, насколько они напряжены и нервны до тех пор, пока не попытались успокоиться, телом и мыслями. Некоторые говорили мне, что их сознательное мышление так наполнено беспорядочными обрывками всевозможных мыслей, страхов и тревог, что они попросту не в состоянии очистить его и подготовить к созданию мысленного рисунка желаемого.

Что же, ничего удивительного. Очень многие из пас проводят в такой суете всю свою жизнь, день за днем. Мы сформировали очень дурные привычки мышления, и только немногие умеют до определенной степени контролировать свои эмоции. Всевозможные мелочи способны вывести нас из себя, и мы несем эти неприятности с собой весь день. Они остаются с нами и тогда, когда мы отходим ко сну и пытаемся расслабиться и подумать о чем-нибудь хорошем. В результате, пытаясь успокоиться, мы еще ярче представляем себе неприятности минувшего дня, вытаскивая их на поверхность нашего сознания.

Как можно от них избавиться? Вот важный вопрос! Еще важнее ответ, если вам удастся его получить. И вы получите его, если когда-либо ставили перед собой ясные и отчетливые цели.

Известно ли вам, что наш мозг не в состоянии удерживать одновременно более одной мысли? Это действительно так! В любой момент времени вы можете думать только о чем-то одном. Секрет концентрации заключается в умении сосредоточить внимание сознательного разума на воображаемой фокусной точке на мысленном экране. Вообразите себе, что этот экран растянут в темной комнате вашего внутреннего сознания, на всю ширину поля зрения. Все другие; случайные мысли, заботы, опасения не могут проникнуть сквозь этот экран.

Спроецируйте свою собственную картинку

Посвятите некоторое время тому, чтобы успокоиться и расслабиться, и поместите на воображаемый экран свою собственную картинку. Не старайтесь удерживать ее слишком долго. В тот момент, когда вы почувствуете, что картинка достигла вашего внутреннего сознания, созидательной внутренней силы, скажите себе: "Готово", - подтвердив словесно ваши чувства или вашу визуализацию, и пусть дальше все идет своим чередом.

Снимая фотокамерой, вы ведь не достаете негатив, чтобы проверить, получился ли снимок, не так ли? Доверьтесь созидательной силе, которая всегда с вами, она сделает все для вас. Занимайтесь своими делами в счастливом ожидании. Картинка, которую вы представили себе, находится в процессе материализации. Но продолжайте проецировать ее каждый день по несколько раз, и вечером, перед отходом ко сиу, до тех пор, пока то, что вы изображаете или чувствуете как свершившийся факт, не станет событием реальной жизни.

Теперь рассмотрим следующий вопрос. Что нужно делать, чтобы помочь нашему мысленному образу осуществиться? Мы не можем просто сидеть и ждать сложа руки, в ожидании, что созидательная сила сама сделает за нас всю работу. Лучший способ доказать внутренней силе серьезность наших устремлений - приняться за работу и делать все возможное для достижения избранной цели. Иногда вы не сможете достичь той цели, к которой, как вам кажется, направлены ваши усилия, но зато добьетесь гораздо лучших результатов там, где вовсе этого не ожидали.

Билл Мак-Дэниэл был одним из лучших страховых агентов в Нью-Йорке. Он верил в высшую мудрость разума и приписывал свой успех тому, что умело прислушивался к внутреннему голосу. Билл был абсолютно уверен в том, что когда он воображает себе продажу полиса или заключение страхового договора как уже совершенную сделку, то все, что остается, - что только поставить подписи. Тем не менее он не стремился выдать желаемое за действительное. Он тщательно обдумывал каждый контракт, много "работал" ногами, устанавливая личные контакты, и старательно готовил почву для каждой из своих сделок. Иногда интуиция говорила ему, что не следует подталкивать события, что нужно сидеть тихо и выжидать, перед тем как сделать решительный бросок и загнать добычу.

Однажды он выжидал таким образом подходящего момента, чтобы продать брокеру с Уолл-стрит договор на пятьдесят тысяч долларов в год. Этот человек был твердым орешком. У него была одна особенность, хорошо известная тем, кому приходилось иметь с ним дело. Он был помешан на пунктуальности. Человек, опоздавший на встречу на пять минут, мог быть уверен, что его не примут. Этот брокер обладал развитым чувством собственной значимости и очень ценил свое время. Он постоянно находился в разъездах, и договориться о встрече с ним было нелегко.

В этот день Биллу Мак-Дэниэлу крупно повезло. Он позвонил своему потенциальному клиенту, и тот назначил ему встречу ровно на одиннадцать утра. Билл спустился в метро, оставив себе достаточно времени про запас, дабы не опоздать к назначенному сроку. Чтобы попасть на Уолл-стрит, ему необходимо было сделать пересадку на Таймс-сквер. Пробираясь через толпу, он заметил маленькую пожилую женщину с внешностью иностранки, которая стояла в сторонке, вцепившись в свой старомодный чемодан, и едва не плакала от страха и растерянности. Никто не обращал на нее ни малейшего внимания. Это была всего лишь маленькая трагедия - одна из многих, которые ежедневно происходят никем не замеченные в таком большом городе, как Нью-Йорк. Но образ этой женщины прочно застрял в сознании Билла, когда он спускался по лестнице к поезду, который уже подходил к перрону. Он посмотрел на часы. Было без двадцати одиннадцать. Через несколько минут подойдет следующий поезд. Он еще может успеть. Билл вновь поднялся по лестнице и подошел к маленькой старушке.

Здравствуйте, матушка, - поприветствовал он ее. - В чем дело? Вы потерялись?

Она посмотрела на него с надеждой и кивнула головой.

Как вас зовут и где вы живете? - спросил Билл.

Я не знаю, - покачала она головой.

Есть ли у вас какие-нибудь родственники, сын или дочь?

Я не знаю, - сказала она жалобно.

Несчастная женщина была так расстроена и потрясена, что не могла думать.

Матушка, вы позволите мне заглянуть в ваш бумажник? - сказал Билл.

Он протянул руку, и она передала ему сумочку. Им конец он натолкнулся на клочок бумажки, на котором был нацарапан адрес, содержавший имя женщины и номер улицы в Бруклине.

Билл прочитал содержание записки маленькой старушке и спросил:

Это ваша дочь?

Да, да! - закивала женщина, и ее лицо осветилось. - Это моя дочь!

Это к ней вы ехали? - спросил Билл.

Билл взял ее под руку.

Пойдемте со мной, матушка. Не беспокойтесь, теперь все будет хорошо. Я посажу вас на нужный поезд.

Вместе они спустились на платформу. Поезд на Бруклин только что подошел к перрону. Билл обратился к служителю в ближайшем вагоне.

Эта женщина потерялась. Вот здесь записан ее мдрес. Она направляется к своей дочери в Бруклин. Не могли бы вы оказать ей небольшую услугу? Нужно проследить, чтобы она сошла на нужной станции, и попросить дежурного по станции посадить ее в такси пли позвонить ее дочери, чтобы она приехала за ней.

Конечно, мистер! - сказал служитель, принимая клочок с адресом. - Заходите, матушка, мы присмотрим за вами.

Билл повернулся, собираясь уйти, но успел услышать слова благодарности, произнесенные дрожащим старческим голосом: "Бог да благословит тебя!"

Удача часто поджидает нас в самых неожиданных местах

Затем Билл опять взглянул на часы. Без семи одиннадцать. Он опоздал. Теперь бесполезно ехать на Уолл-стрит - клиент не захочет встретиться с ним.

Очень многие на месте Билла сказали бы: "Вот что значит поступать как добрый самаритянин. Я упустил возможность продать контракт на пятьдесят тысяч долларов!" Даже Билл сознался, что в первый момент почувствовал легкую досаду. Он готовился к этой встрече несколько недель, и трудно было понять, почему вдруг он проявил такую слабость. Без сомнения, кто-нибудь другой в конце концов позаботился бы об этой старушке - кто-то, не так ограниченный во времени. Но по какой-то неведомой причине он просто не смог пройти мимо и не помочь этой одинокой женщине. Может быть потому, что в тот момент он подумал: "Это чья-то мать. Если бы это была моя мать, разве я не сделал бы для нее все, что в моих силах?"

Ну что ж, дело было сделано - и Билл был рад, что поступил именно таким образом. Этот взгляд, полный отчаяния и молящий о помощи, долго преследовал бы его, пройди он мимо. Однако не каждый день встречаются такие хорошие люди, как этот брокер с Уолл-стрит.

Билл уже садился в поезд, чтобы ехать в свой офис, но тут ему пришла в голову мысль, что в этом районе - поблизости от пересечения Пятой авеню и Сорок второй улицы - находится контора другого потенциального клиента, с которым он оговаривал возможность заключения контракта на сто тысяч долларов в год. Разговор состоялся шесть недель тому назад. После этот человек уехал в Европу, но на днях Билл прочел в газетах, что он вернулся. Раз уж это неподалеку, не попытать ли счастья и заглянуть к нему, чтобы напомнить о себе?

Приемная в конторе была забита людьми. Все они, как и Билл, хотели повидать этого человека. Но Билл не договаривался о встрече, и вряд ли ему стоило дожидаться в хвосте этой огромной очереди. Он вышел в коридор и пошел по направлению к лифтам. Идя по коридору, он заметил, что дверь, ведущая из кабинета бизнесмена прямо в коридор, слегка приоткрыта. На дворе стоял жаркий август, и, возможно, кондиционер не справлялся с охлаждением.

Неожиданно, подчиняясь внезапному импульсу, Вилл подошел к приоткрытой двери и заглянул в кабинет. К его изумлению, бизнесмен сидел совершенно один, изучая какие-то бумаги. Он поднял голову, и их взгляды встретились.

Билл Мак-Дэниэл! - воскликнул сидящий за столом. - Заходите! Вот так совпадение! Я как раз собирался позвонить вам. Я изучаю ваше страховое предложение. Вчера вечером я попал в автомобильную аварию и решил, что впредь должен лучше позаботиться о своем имуществе!

Но у вас в приемной полно людей! - сказал Билл.

Подождут, - ответил бизнесмен. - Это важнее.

Через сорок минут Билл Мак-Дэниэл вышел, унося в кармане подписанный договор на сто тысяч долларов. Если бы не маленькая старушка… он бы успел па назначенную встречу.

Этот случай преподал мне один из самых важных уроков в жизни, - признался мне Билл, рассказывая об этом происшествии. - Отпусти свой хлеб по водам, и он вернется к тебе пирогом.

История эта весьма поучительна. Представляйте себе желаемое так ярко, как только можете; не жалея усилий, создавайте канву, по которой ляжет узор вашей судьбы; когда удача отворачивается от вас, не теряйте веру в то, что дела изменятся в лучшую сторону, и, скорее всего, так оно и случится!

Мысль, соприкоснувшись с таинственным "нечто" внутри нас, принесет вам все, что вы пожелаете, с естественными исключениями. Случайная мысль, промелькнувшая в веренице других, затеряется и улетит неведомо куда, как пробка из бутылки шампанского. Но когда одна и та же мысль, образ желаемого, повторяется вновь и вновь, она притягивает к себе объект желания, так же как магнит притягивает булавки. Чем крупнее магнит и чем больше его мощность, тем больше радиус его действия. Так же обстоит дело и с мыслями - чем они ярче, тем выше их притягательная сила.

Как большое увеличительное стекло собирает солнечные лучи, направляя их в одну точку, и прожигает дыру в ткани или бумаге, так и напряженная постоянная мысль (яркий мысленный образ), направленная к одному объекту, сливается с этим объектом. Но вы должны мысленно представлять предмет или образ ваших желаний как реальность. Вы должны рассмотреть эту картинку до мельчайших деталей, почти потрогать ее руками. Затем, как по мановению волшебной палочки, цепь замкнется.

Теперь вернитесь назад и внимательно перечитывайте все с самого начала до тех пор, пока прочитанное не уляжется прочно в вашем сознании.

Из книги Вигьяна Бхайрава Тантра. Книга Тайн. Том 4. автора Раджниш Бхагван Шри

Из книги Закон привлечения и сила мысли автора Аткинсон Вильям Волкер

Глава 2. Мысленные волны и процесс их воспроизводства Подобно камню, брошенному в воду, мысль создает рябь и волны, которые распространяются в великом Океане сознания. Однако между мыслью и камнем есть различия: волны на воде распространяются во всех направлениях лишь в

Из книги Большая денежная книга. Как сделать так, чтобы деньги были автора Богданович Виталий

Методика «Образы» Если предыдущее упражнение вам не нравится или оно у вас «не пошло», попробуйте это. Оно направлено на отделение и отдаление от себя образов неудач, неприятностей, страхов, неуверенности. Подсознание мыслит фигурами, образами, движущимися объектами,

Из книги Метод Хосе Сильвы [Перепрограммируй себя на деньги] автора Штерн Валентин

Из книги Секреты биоэнергетики.Указатель к богатству и успеху в жизни. автора Ратнер Сергей

Из книги 126 эффективных упражнений по развитию Вашей памяти автора Пугач Юрий Кимович

Урок 13 (бис) Мысленные картины В многочисленных способах по улучшению памяти часто прибегают к ассоциациям мысленных картин. Абсолютно необходима натренированность в создании таких картин. Это называется «представить их визуально» С этой целью мы вам дадим сейчас

Из книги Крайон: мир человеческого сознания. Избранные послания Учителей Света автора Сотникова Наталья

Начните создавать свою реальность Осознав, как это работает, вы можете начать практиковаться в сознательном сотворении своей реальности. Поддерживайте концентрацию на создании радости в своей жизни. Это предполагает готовность отпустить все, что радости не

Из книги Крайон. Ключ к сокровищнице Вселенной. Ваши желания будут исполнены автора Шмидт Тамара

Что именно создавать? Здравствуйте, дорогие, я, Крайон, рад поприветствовать вас и вновь признаться вам в любви! Мы всегда рядом с вами и всегда готовы говорить с вами, давать ответы на все ваши вопросы. У вас так много вопросов – и это радует нас, потому что ваши вопросы

Из книги Тренинг по системе Экхарта Толле. Пробуди силу настоящего! Выход из страданий в мир гармонии и счастья автора Бакнер Марк

Перестаньте создавать проблемы Конечно, в первую очередь нас подталкивают к действию те проблемы, которые не позволяют нам жить спокойно, безмятежно и счастливо. Многие люди годами страдают от одних и тех же проблем, и даже пытаются их решать, но безуспешно. Так

Из книги Правила. Законы достижения успеха автора Кэнфилд Джек

Из книги Семь навыков эффективных родителей: Семейный тайм-менеджмент, или Как успевать все. Книга-тренинг автора автора Закхайм Наташа