Современные изменения на политической карте. Качественные и количественные изменения на политической карте

Понятие «политическая карта мира» включает в себя два смысла. В узком смысле - это карта мира, на которой нанесены границы всех государств, в широком - расстановка политических сил, политическая жизнь мира в целом, отдельных групп стран, важнейшие политические проблемы современности.

Политической карте мира свойственна высокая динамичность. Изменения на политической карте бывают количественными и качественными .

Количественные изменения :

    присоединение к государству вновь открытых земель (в прошлом - колоний);

    территориальные приобретения или потери в результате войн;

    добровольные уступки (обмен) странами участков государственной территории;

    объединение или распад государств и др.

К качественным изменениям относятся :

    приобретение страной политического суверенитета;

    введение иных, от существовавших ранее, форм правления и государственного устройства;

    образование межгосударственных объединений и политических союзов и др.

В последнее время количественные изменения все чаще уступают место качественным. В этом суть современных процессов- путь диалогов, международных контактов, мирного урегулирования всех споров.

Территория и границы.

Географы используют два термина: «географическое пространство» и «территория», часто наполняя их одним смыслом. Однако понятие «территория» отличается от понятия «пространство» своей конкретностью, привязкой к определенным координатам на земной поверхности.

Территория - часть поверхности суши с присущими ей природными, а также созданными в результате человеческой деятельности, свойствами и ресурсами.

Пределы территорий определяются границами.

Политические границы могут быть государственными и негосударственными. Государственные границы определяют пределы государственной территории. Негосударственные границы, имеющие характер политических – это, например, границы по международным соглашениям, договорные, временные, демаркационные и др.

Границы государственные - это линии и проходящие по этим линиям воображаемые вертикальные поверхности, определяющие пределы территории государства (суши, вод, недр, воздушного пространства), т.е. пределы распространения суверенитета данного государства. Государственная граница разделяет территории суверенных стран. Это как политическая, так и экономическая граница, лимитированная государственным строем, национальной обособленностью, таможенным контролем, правилами внешней торговли и т.п.

Сухопутные и морские государственные границы между сопредельными государствами устанавливаются в договорном порядке. Существует два типа установления государственной границы - делимитация и демаркация. Делимитация - определение по соглашению между правительствами сопредельных государств общего направления прохождения государственной границы и нанесение ее на географическую карту. Демаркация - проведение линии государственной границы на местности и обозначение ее соответствующими пограничными знаками.

Различают границы орографические, геометрические и географические.

Орографическая граница - это линия, определяющая границы и проведенная по естественным (природным) рубежам с учетом рельефа местности (проводится главным образом по горному хребту и руслу рек).

Геометрическая граница - это прямая линия, соединяющая две определенные на местности точки государственной границы, которая пересекает местность без учета рельефа.

Географическая {астрономическая) граница - это линия, проходящая через определенные географические координаты и иногда совпадающая с той или иной параллелью или меридианом. Два последних вида границ широко распространены в Африке и Америке. В России имеют место все типы границ.

На пограничных озерах линия государственной границы проходит посередине озера или по прямой линии, соединяющей выходы сухопутной государственной границы к его берегам. Внутри государственной территории выделяют еще границы административно-территориальных единиц (например, границы республик, областей, штатов, провинций, земель и др.). Это внутренние границы.

Специалисты по международному праву под «территорией» понимают различные пространства земного шара с его сухопутной и водной поверхностью, недрами и воздушным пространством, а также космическое пространство и находящиеся в нем небесные тела. Выделяют государственную территорию, а также территории с международным и со смешанным режимом.

Государственной является территория , находящаяся под суверенитетом отдельного государства и ограниченная государственной границей. В состав территории государства входят:

    суша в пределах границ;

    воды (внутренние и территориальные);

    воздушное пространство над сушей и водами.

Большая часть приморских государств (их в мире около 100) имеет территориальные воды. Это полоса прибрежных морских вод шириной от 3 до 12 морских миль от берега.

К территориям со смешанным режимом относятся континентальный шельф и экономическая зона . Экономические зоны и шельфы часто превышают площадь сухопутной территории государства и могут существенно увеличить его ресурсный потенциал.

Определение принадлежности, режима и границ прилегающих к побережью сравнительно мелководных районов Мирового океана превратилось во второй половине XX в. в важную политическую и правовую проблему в связи с возможностью разведки и разработки естественных богатств континентального шельфа (нефть, газ и другие полезные ископаемые). Глубины края шельфа обычно составляют 100-200 м. Страны мира имеют исключительное право на разведку и эксплуатацию «своего шельфа», но не имеют суверенных прав на соответствующую акваторию.

В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. под континентальным шельфом понимается морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы территориальных вод государства на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории вплоть до внешней границы подводной окраины материка, или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориальных вод, если внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние.

Инициаторами установления экономических зон выступили в конце 60-х годов латиноамериканские государства (которые не имеют полноценной шельфовой зоны из-за больших глубин около побережья). К середине 80-х годов их примеру последовали почти все другие государства мира, в том числе наша страна. На экономические зоны ныне приходится 40% площади Мирового океана, в том числе районы, дающие 96% мирового вылова рыбы,

Экономические зоны - это районы акватории Мирового океана за пределами территориальных вод шириной около 200 морских миль, в которых приморское государство осуществляет суверенные права на разведку и разработку минеральных ресурсов, проведение научных исследований, лов рыбы (т.е. это зоны национальной юрисдикции на ресурсы), а другие страны пользуются свободой судоходства и имеют доступ к излишкам допустимого улова (по Конвенции ООН по морскому праву).

К территориям с международным режимом относятся лежащие за пределами государственной территории земные пространства, которые находятся в общем пользовании всех государств в соответствии с международным правом. Это открытое море, воздушное пространство над ним и глубоководное морское дно за пределами континентального шельфа.

При этом некоторые особенности имеет международно-правовой режим арктических районов открытого моря (Северный Ледовитый океан). Канада, Россия и другие страны, территорию которых омывают воды этого океана, разделили его на «полярные сектора». «Полярный сектор » - пространство, основанием которого является северная граница государства, вершиной - Северный полюс, а боковыми границами- меридианы. Все земли и острова в пределах «полярных секторов», ледяные поля у берега входят в состав государственных территорий этих стран.

Следует отметить также особый международно-правовой режим , установленный по договору 1959 г. в Антарктиде . Материк полностью демилитаризован и открыт для научных исследований всех стран мира.

Космическое пространство находится за пределами земной территории и его правовой режим определяется принципами и нормами международного космического права.

Особые территориальные режимы - это международно-правовые режимы, определяющие правовой статус и порядок пользования какой-либо ограниченной территорией. Так, известны режимы:

    судоходства по международным рекам, проливам и каналам, используемым для международного судоходства;

    режимы рыболовства и других видов морского промысла;

    эксплуатации минеральных ресурсов морского дна (эксплуатации континентального шельфа и пр.);

    режим водопользования и других видов хозяйственной деятельности на пограничных реках и т.п.

    Особыми видами территориального режима являются международно-правовая аренда территории, режим «свободных экономических зон», привилегированных в таможенном отношении и т.д.

Политическая карта мира прошла длительную историю своего формирования, отражающую весь ход развития человеческого общества.

1. Покажите новые суверенные страны, образовавшиеся на политической карте Евразии после распада СССР в 1991 г.

Россия, Украина, Белоруссия, Молдавия, Латвия, Литва, Эстония, Грузия, Армения, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Киргизстан, Туркменистан, Таджикистан.

2. Почему нельзя точно назвать число стран на политической карте мира?

Количество стран превышает количество государств. Так как понятие страна на много шире чем понятие государство. Существуют страны, которые не признаются другими государствами как независимые государства (непризнанные государства), существуют так же территории с неопределенным статусом и зависимые территории. Не имея статуса государств, последние три категории территорий все же имеют статус стран.

3. Как в различные исторические эпохи происходил процесс формирования политической карты мира?

Изменения на политической карте бывают количественными (присоединение к государству вновь открытых земель, территориальные приобретения и потери после войн, объединение или распад государств, обмен государствами участков территории и т. п.) и качественными (приобретение суверенитета, смена формы правления и государственного устройства, образование межгосударственных союзов и т. п.). В настоящее время количественные изменения снижаются и в основном происходят качественные изменения на политической карте мира.

4. Вспомните из курса истории и объясните, как повлияли на формирование политической карты мира: а) Первая мировая война; б) образование СССР; в) Вторая мировая война; г) распад Советского Союза.

а) Появились государства с новой социалистической направленностью, распад Австро-венгерской империи, выделение из Российской империи Финляндии и Польши, стран Балтии. б) Включение стран Балтии в 1940 году в СССР в) Образование в Восточной и юго-восточно Европе социалистических государств. Появление военных блоков. г) Образование новых государств, распад Югославии, Чехословакии, объединение Германии

5. В чём принципиальное различие между количественными и качественными сдвигами на политической карте мира?

Количественные изменения связаны с территориальными приобретениями, потерями, добровольными уступками государств и т. д.

Продажа Россией Аляски США;

Присоединение СССР Курильских островов, южного Сахалина, Калининградской области после Второй мировой Войны;

Япония-увеличение территории за счет наращивания прибрежной линии.

Качественные изменения - смена одной формации другой, завоевание суверенитета, введение нового государственного устройства и т. д.

1917 г. Образование СССР;

Распад СССР, образование 15суверенных государств;

Распад Югославии, образование 5 суверенных государств;

Разделение Германии (ФРГ, ГДР), объединение Германии.

6. Известно, что часть территории Нидерландов - это земли, отвоеванные у моря, что привело к изменению политической карты страны. Какое это изменение – количественное или качественное?

Количественные.

7. С помощью текста учебника и знаний по истории заполните таблицу.

8. Приведите примеры количественных и качественных сдвигов на политической карте мира, не упомянутых в тексте.

Количественные изменения

Присоединение вновь открытых земель (в прошлом);

Территориальные приобретения или потери вследствие войн;

Объединение или распад государств; добровольные уступки (или обмен) странами участками суши;

Отвоевание суши у моря (намыв территории).

Качественные Изменения

Историческая смена общественно экономических формаций;

Приобретение страной политического суверенитета;

Введение новых форм государственного устройства;

Образование межгосударственных политических союзов и организаций;

Появление и исчезновение на планете "горячих точек" - очагов межгосударственных конфликтных ситуаций;

Изменение название стран и их столиц.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА

Этапы формирования политической карты мира

Формы государственного устройства и правления. Независимые государства и несамоуправляющиеся территории.

Политическая карта мира: прогнозы 21 века

На политической карте, как и на любой другой, изображены государства, их границы, административно-территориальное деление, крупнейшие города. Понимается же по всем этим нечто гораздо большее - закономерности размещения форм государственного устройства стран мира, взаимоотношения между государствами, территориальные конфликты, связанные с проведением государственных границ.

Политическая карта мира находится в процессе постоянных изменений, происходящих в результате войн, договоров, распада и объединения государств, образования новых независимых государств, изменения форм государственного устройства, утрату государственности /политического суверенитета/, изменения площади государств/стран/- территории и акватории, их границ, замену столиц, изменения названий государств /стран/ и их столиц, перемену форм государственного правления, если они показаны на данной карте.

Только в течение 1990-х гг. на политической карте мира появилось новое государство Эритрея (отделившаяся провинция Эфиопии на берегу Красного моря), Камбоджа поменяла форму государственного устройства, став конституционной монархией.

Формирование современной политической карты мира в основном происходило в Новый (рубеж 17 - 16 вв. до 1-ой мировой войны) и Новейший периоды истории . Европейская колонизация Нового Света, начавшаяся в 15 веке с захвата европейцами конечных пунктов транссахарской торговли - городов Сеута и Мелилья, экономическое и политическое освоение новых территорий привели к существенным изменениям на политической карте - появлению новых форм государственного устройства и правления. Крупнейшими метрополиями стали Испания и Португалия, позднее к ним присоединились Великобритания, Франция, Нидерланды, Германия. Территории в Америке, Африке, Азии (за редким исключением) получили колониальный статус.

В начале 19-го века национально-освободительное движение в Латинской Америке привело к образованию новых независимых государств.

На рубеже 19-20 веков обострилась борьба между ведущими метрополиями за территориальный передел мира, пиком которой стала 1-ая мировая война.

Соотношение площади и населения метрополий и колоний в начале ХХ века

*Всего в 1900 г. колониальные владения всех империалистических держав охватывали территорию в 73 млн кв. км (55% территории суши) с населением 530 млн чел.(35% населения мира).

Основными вехами формирования современной политической карты в Новейший период были 2-ая мировая война, 1950-60-е г. (распад колониальной системы - деколонизация Африки, Азии, Океании, Карибского бассейна), рубеж 1980-90-х гг. (крупные изменения на политической карте Восточной Европы).

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА СТРАН МИРА

Все объекты политической карты мира можно условно разделить на две большие группы: независимые государства и несамоуправляющиеся территории.

НЕЗАВИСИМЫЕ ГОСУДАРСТВА. Такой статус имеют монархии и республики, они могут заключать равноправные договора с другими государствами, быть членами ООН, входить в международные экономические и политические организации. Форма государственного устройства оказывает влияние на общественно-политическую жизнь стран, традиции, но не определяет ни уровень экономического развития, ни

особенности внутриполитической обстановки: зачастую монархии (например, в Европе) по сути более демократичны, чем некоторые республики.

МОНАРХИИ - форма государственного устройства, при которой власть сосредоточена в руках одного человека - царя, императора, короля, султана и передается по наследству. В абсолютных монархиях власть монарха практически безгранична. Их число на политической карте мира постоянно сокращается, большая их часть расположена в Азии (фактически абсолютными монархиями являются Бутан, Оман, ОАЭ, Катар, Бахрейн и Кувейт).

Главой теократических монархий является религиозный лидер. Таких государств на Земном шаре всего несколько - Ватикан, во главе которого стоит Папа Римский; Саудовская Аравия король этой монархии является одновременно главой религиозной общины мусульман-суннитов, и султанат Бруней.

В конституционных монархиях власть монарха ограничена конституцией, а в парламентских - парламентом. Фактически монархи "царствуют, но не управляют", превратившись в символ нации и дань традиции. Такую форму государственного устройства имеет большинство монархий Западной Европы - Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания и др.

К концу 1990-х гг. в мире насчитывалось около 30 монархий: 2 - в Океании, 3 - в Африке, 13 - в Азии, 12 - в Европе, в том числе и Андорра, которая фактически - республика, формально - конституционная монархия (княжество), с конца XIII в. находящееся под двойным суверенитетом - Франции и Испании. Некоторые монархии обладают элементами республик, например, федерализмом. Верховные правители федеративных конституционных монархий избираются: на пять лет наследственными правителями малазийских султанатов (в Малайзии), Верховным советом эмиров (в Объединенных Арабских эмиратах). Конституционная монархия в Бельгии с 1993 г. согласно проведенному референдуму, стала состоять из федераций.

Страны мира с монархической формой правления

Зарубежная Европа Зарубежная Азия
Андорра княжество Бахрейн эмират
Бельгия королевство Бруней султанат
Ватикан Папское государство (теократическая монархия) Бутан королевство
Великобритания королевство Иордания королевство
Дания королевство Катар эмират
Испания королевство Кувейт эмират
Лихтенштейн княжество Малайзия королевство
Люксембург великое герцогство Непал королевство
Монако княжество ОАЭ эмираты
Нидерланды королевство Оман султанат
Норвегия королевство Саудовская Аравия королевство
Швеция королевство Таиланд королевство
Япония империя
Камбоджа королевство
Африка Океания
Лесото королевство Тонга королевство
Марокко королевство
Свазиленд королевство

РЕСПУБЛИКИ. В республиках высшая государственная власть принадлежит выборному представительному органу, а глава государства избирается всем населением страны, имеющим право голоса, при проведении выборов. В президентских республиках, в отличие от парламентских, в руках президента сосредоточены полномочия главы государства и главы правительства. Президентскими республиками являются, например, США, Аргентина, Бразилия.

Административно-территориальные единицы, входящие в состав унитарных республик, подчиняются непосредственно центральному правительству.

Члены федерации в составе федеративных республик имеют определенную политическую и экономическую самостоятельность и, как правило, атрибуты государственной власти - флаг, гимн, конституцию, парламент. Члены федерации имеют общие союзные, или федеральные органы управления, армию.

Члены конфедерации, сохраняя свою формальную независимость, имеют собственные органы государственной власти, но и создают объединенные органы для координации военных и внешнеполитических действий конфедераций. Статус конфедерации, имеет по конституции только Швейцария хотя фактически, форма государственного устройства этой страны близка к федеративной.

Почти 3/4 государств мира - республики. Эту форму правления, как правило, избирали с начала 19 века страны Латинской Америки, добившиеся независимости, Россия после революции 1917 г., почти все бывшие колонии в Азии и Африки в середине 20 века. После 2-ой мировой войны республиками были провозглашены страны Восточной Европы, Италия, Греция, Египет, Эфиопия, Иран.

Число федеративных республик в мире - около 20; они создавались, главным образом, на основе этнических или национальных различий (Российская Федерация, Бельгия, Швейцария, Индия, Пакистан, Мьянма, Нигерия), или с учетом исторических особенностей становления государственности (США, Канада, Мексика, Бразилия, Венесуэла, ФРГ, Австрия, Малайзия, ОАЭ, ЮАР, Коморские острова, Австралия, Федерация Микронезии).

Страны мира с федеративным административно-территориальным устройством

Российская Федерация
Зарубежная Европа Африка
Австрийская Республика Федеральная Исламская Республика Коморские острова
Королевство Бельгия Федеративная Республика Нигерия
Федеративная Республика Германия Южно-Африканская Республика
Швейцарская Конфедерация Союзная Республика Югославия
Зарубежная Азия Америка
Республика Индия Федеративная Республика Бразилия
Малайзия Республика Венесуэла
Союз Мьянма Канада
Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) Мексиканские Соединенные Штаты
Исламская Республика Пакистан Соединенные Штаты Америки Аргентинская Республика
Австралия и Океания
Федеративные Штаты Микронезии Австралия

Шарль Луи Монтескье (1689-1755 гг.) известнейший французский просветитель, представитель философской школы естественного права, считал форму государственного устройства функцией климата и размеров страны.

Обширные империи предрасположены к деспотическому правлению, ибо для стабильности в большом по территории государстве необходимо, чтобы удаленность мест, куда рассылаются приказания уравновешивались быстротой их выполнения. Таким образом, маленькие государства по своей природе должны быть республиками, обширные империи находится под властью деспотов, средней величины - подчиняться монарху. Значит, для сохранения принципов правления, государство должно сохранять неизменным и свои размеры: государственный строй может измениться в зависимости от расширения или сокращения территории. Небольшие государства с демократическим устройством, как правило, погибают от внешнего врага, а большие - от внутренних проблем. Таким образом, оптимальной будет форма государственного устройства, сочетающую преимущества и достоинства республиканского правления с силой монархии. Такой формой правления Монтескье считал федерацию: как пространственно единый союз суверенных республик, способный сопротивляться врагу и сохранять свои размеры не ценой утери демократии.

НЕСАМОУПРАВЛЯЮЩИЕСЯ ТЕРРИТОРИИ

Великие географические открытия и захват европейскими державами земель в Новом Свете привели к появлению новых форм государственного устройства территорий, попавших в зависимость метрополий.

Термин территория в политической географии употребляется в настоящее время по отношению к землям, не обладающим суверенным статусом; менее обжитым, освоенным, с ограниченными правами местного управления или к землям с неопределенным статусом (например, Западная Сахара).

К несамоуправляющимся территориям относятся колонии (страны, находящиеся под властью иностранного государства и лишенные политической и экономической самостоятельности), протектораты (при этой форме зависимость устанавливалась неравноправным договором, по которому внешние экономические и политические отношения передавались государству-протектору).

Колониями официально считаются территории, официально включенные в список ООН, на них распространяется требование о предоставлении независимости. Не включены в "колониальный список" и "заморские департаменты", "свободно ассоциированные государства".

Современные колонии важны для метрополий, главным образом, с военно-стратегических позиций. Так, Великобритания продолжает удерживать Гибралтар на побережье Испании, Фолклендские (Мальвинские) острова, из-за которых в 1982г. разгорелся вооруженный конфликт между Великобританией и Аргентиной. "Заморской территорией" Франции считается Полинезия, где на о. Муруроа проводятся испытания ракетно-ядерного оружия в атмосфере. Во Французской Гвиане "заморском департаменте" Франции построен космодром.

Мандатные (или подмандатные) территории . Так назывались бывшие колонии Германии, которые после 1-ой мировой войны по мандату Лиги наций перешли под управление странам-победительницам: Германская Восточная Африка - Танганьика (Великобритании), Тоголенд и Камерун (поделены между Великобританией и Францией), Германская Юго-Западная Африка - Намибия (Южно-Африканскому Союзу), Руанда-Урунди (Бельгии), Германская Новая Гвинея (Австралии), Каролинские, Маршалловы и Марианские острова (Японии), о-ва Науру и Самоа (Новой Зеландии). После 2-ой мировой войны мандатная система Лигий наций была заменена системой опеки ООН. Так, под опеку США после II мировой войны были переданы Марианские, Маршалловы и Каролинские острова, которые в 1991г. получили независимость.

Несамоуправляющиеся территории

Владения В Африке В Азии В Америке Острова в Тихом и Индийском океанах
Великобритании Остров Святой Елены Ангилья; Виргинские острова; Каймановы острова; Монтсеррат; Терке и Кайкос; Бермудские острова; Фолклендские (Мальвинские) острова - спорная территория с Аргентиной Питкэрн
Франции Остров Маоре - военная база - (особое территориальное образование); остров Реюньон - “заморский департамент”; острова Крозе французская Гвиана, Гваделупа, Мартиника - “заморские департаменты”; острова Сен-Пьер и Микелон “Заморские территории” - французская Полинезия; острова Общества, (в т.ч. Таити), Гамбье, Тубуаи, Маркизские и др.; Новая Каледония; Уодяис и Футуна; остров Сен-Поль; остров Амстердам; остров Кергелен
Нидерландов Антильские острова (Кюрасао и др.); Аруба - статус внутреннего самоуправления
Португалии Аомынь (Макао) - до 2000 г.
Испании Города Сеута и Мелилья
США Виргинские острова; Пуэрто-Рико - “свободная ассоциация” с США с правами самоуправления Восточное Самоа; Гуам (“неприсоединенная территория”); Мидуэй (военно-морская база); Уэйк; Содружество Северных Марианских островов. Федеративные Штаты Микронезии, Республика Маршалловы острова - “свободная ассоциация с США”
Австралии Остров Рождества; Кокосовые (Килинг) Острова - формально присоединены к Австралии; Норфолк
Новой Зеландии Острова Токелау - “несамоуправляющаяся территория Новой Зеландии”; острова Кука и Ниуэ - “самоуправляющиеся государства в свободной ассоциации с Новой Зеландией”

Примечание. Статус “свободной ассоциации” предполагает, что государство обладает внутренним самоуправлением и определенной самостоятельностью в области внешней политики.

Доминионами в 1867-1947 гг. назывались части Британской империи, входившие в Британское Содружество наций, которые признавали главой государства английскую королеву, например Канада (с 1867 г.), Австралийский Союз с (1901 г), Новая Зеландия (с 1907 г.), Южно-Африканский Союз (с 1910 г.).

После образования в 1947 г. Содружества (Commonwealth), в которое к началу 1990-х гг. входило 48 независимых государств и зависимые от Великобритании, Австралии и Новой Зеландии территории, термин "доминион" вышел из употребления, хотя 17 бывших доминионов до сих пор продолжают признавать главой государства английскую королеву.

В Содружество входят формально равные страны, но различные по уровню экономического развития, этническим, языковым, конфессиональным особенностям и т.д. Содружество не имеет ни единой конституции, ни союзно-договорных соглашений, ни официальных атрибутов; оно не выступает на международной арене (например, в ООН, в каких-либо международных акциях и т.п.). Члены Содружества имеют безоговорочное право одностороннего выхода из него, когда того пожелают. Им воспользовались Бирма, Ирландия, Пакистан. Все государства, входящие в содружество, обладают полным суверенитетом в своих внутренних и внешних делах. Решения ежегодных конференций недействительны для страны, которая за них не голосовала.

Большинство членов Содружества имеют традиционную форму государственного правления: либо республики (Индия, Бангладеш, Нигерия, Гана, Замбия, Зимбабве и др.), либо - их немного монархии (Великобритания, Малайзия, Бруней, Свазиленд и др.). Часть членов сообщества - Канада, Австралийский Союз (Австралия), Новая Зеландия, Папуа - Новая Гвинея, Тувалу, Маврикий, Антигуа и Барбуда, Содружество Багамских островов, Барбадос, Белиз, Гренада, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Кристофер и Невис, Сент-Люсия, Ямайка - не считают себя ни республиками, ни монархиями. Их жители фактически числятся не подданными королевы Великобритании, а лишь гражданами своих государств. Практически же любые вопросы внутренней жизни и внешних (международных) связей этих государств (официально: "государства в составе Содружества") их парламенты и правительства могут решать самостоятельно, формально независимо от Великобритании. Вместе с тем они добровольно избрали для себя главой государства, символом высшей власти королеву Великобритании, закрепив это в конституциях. Некоторые из них используют атрибуты Великобритании (например, Новая Зеландия - английский гимн "Боже, храни королеву", английские ордена, которыми королева Великобритании награждает новозеландцев по представлению правительства Новой Зеландии, и др.); фактически все они, хотя и в разной степени, ориентируются на политику, законы, традиции Великобритании (в том числе языковые, культурные, бытовые, ритуально-парадные и пр.), живут как бы с оглядкой на Англию.

Во Французский Союз входят заморские департаменты Франции - острова Мартиника, Гваделупа, Реюньон и заморские территории - Французская Гвиана, Французская Полинезия.

Число несамоуправляющихся территорий на политической карте мира продолжает сокращаться.

Огромные колониальные империи Франции, Англии, Испании фактически распались. В марте 1990 г. получила независимость Намибия, в начале 1990-х гг. - Каролинские, Маршалловы и Марианские острова.

Статус португальской территории с правами внутреннего самоуправления имеет Макао, эта территория должна перейти под юрисдикцию Китая до конца 2000 г.

Статус государства, свободно ассоциированного с США имеет Пуэрто-Рико.

Политическая карта мира: прогнозы на 21 век

По прогнозам экс-президента Ассоциации американских географов Саула Коэна, через 25-30 лет число государств мира увеличится процентов на 50.

Масштабы изменений политической карты велики: в конце XIX века существовало лишь шестьдесят независимых государств. Основная часть современных государств мира получила независимость после 1944 года.

Тенденции к самоопределению станут преобладающими: этнические общины стремятся создать образования, которые учитывают их исторический опыт. Вероятно, что государственные границы не соответствующие языковому и территориальному тождеству проживающих там наций, будут терять свое значение.

С другой стороны, такие региональные группировки как Европейский Союз, усиливающие экономическую и технологическую взаимозависимость государств, бросают вызов устоявшимся понятиям государственного суверенитета и сводят на нет значение границ.

Какие же вероятные изменения государственных границ можно предсказать, исходя из этих позиций?

Австралия распадется на несколько государств, одно из которых создадут аборигены.

В Европе: официально выйдут из Испании Каталония и Страна Басков. Бретань отколется от Франции. Бельгия распадется на Фландрию и Валлонию. Саамы создадут свою страну в северных районах Норвегии, Швеции и Финляндии, к ним присоединятся северные районы России и Канады: в перспективе - Конфедерация арктического Полярного круга.

Россия: новые государства возникнут на Дальнем Востоке, наУрале, в Восточной и Западной Сибири. Получат независимость Татарстан, Дагестан, Калининград, Тува и Бурятия.

Азия: Индия теряет Пенджаб и часть Кашмира. Афганистан распадается по крайней мере на три этнических государственных образования. Филиппины лишатся Минданао, где большинство составляют мусульмане. Значительная часть Казахстана присоединится кРоссии. Из Китая, сломив сопротивление китайцев - ханьцев, выделяются Тибет и район Хингана. Тайвань вольется в Китай, в то же время Внутренняя Монголия станет частью независимой Монголии. Образуются три автономных района - Внутренний, Северный и Юго-Восточный Китай. Несколько промышленно развитых центров такие как Шанхай, получат псевдонезависимость и будут напоминать нынешний Гонконг.

В Африке: Эфиопия, кроме Эритреи, потеряет Огаден, который перейдет Сомали. Богатые природными ресурсами провинции Касаи и Катанга выделятся из Заира. Результатом гражданской войны в Судане будет образование двух государств - арабского (северная часть) и нилотского (южная часть). ЮАР может распасться на три государства, причем одно из них - Страна Зулу.

В Америке: Бразилия будет состоять из трех автономных районов. Канада вообще исчезнет. Мексика рассыплется на четыре или большее число кусков. С течением времени и границы Соединенных Штатов могут принять другие очертания.

Список литература

Герман Ван дер Вее. История мировой экономики: 1945 - 1990. - М.: Наука, 1994.

Капиталистические и развивающиеся страны на пороге 90-х годов (территориально-структурные сдвиги в экономике за 70–80-е гг.) / Под ред. В.В. Вольского, Л.И. Бонифатьевой, Л.В. Смирнягина. - М.: Изд-во МГУ, 1990.

Мироненко Н.С. Введение в географию мирового хозяйства. - М.: Изд-во Ун-та им. Дашковой, 1995.

Модели в географии/ Под ред. П. Хаггета, Дж. Чорли.- М.: Прогресс, 1971.

Наумов А.С., Холина В.Н. География людей: Учебное пособие (Учебн. серия “Шаг за шагом”: География.) - М.: Изд-во гимназии "Открытый мир", 1995.

Наумов А.С., Холина В.Н. География населения и хозяйства мира: Учебное пособие (Учебн. серия “Шаг за шагом”: География.) - М.: Изд-во гимназии "Открытый мир", 1997.

Смирнягин Л.В. География мирового хозяйства и социокультурный контекст // Вопросы экономической и политической географии капиталистических и развивающихся стран. Вып. 13. - М.: ИЛА РАН, 1993.

Хаггет П . География: синтез современных знаний. - М.: Прогресс, 1979.

Хаггет П. Пространственный анализ в экономической географии. - М.: Прогресс, 1968.

Харвей Д. Научное объяснение в географии (общая методология науки и методология географии). - М.: Прогресс, 1974.

Холина В.Н. География человеческой деятельности: экономика, культура, политика.: Учебник для 10–11 классов школ с углубленным изучением гуманитарных предметов. – М.: Просвещение, 1995.

Экономическая география капиталистических и развивающихся стран / Под ред. В.В. Вольского и др. – М.: Изд-во МГУ, 1986.

http://www.altnet.ru/~rim/lekcicon/020/liter2.htm

Можно рассматривать в двух аспектах. Первый - это простое издание на бумаге, которое отображает, как устроен мир с точки зрения расстановки политических сил. Второй аспект рассматривает это понятие с более широкой стороны, как о формировании государств, их строение и расскол, о перестановке сил в политическом мире, о преимуществе и влиянии больших и могущественных государств на экономику мира. Прошлое дает нам картину будущего, поэтому так важно знать этапы формирования политической карты мира.

Общая информация

Любое государство имеет свой жизненный цикл. Он представляет собой кривую, похожую на горб. В начале своего пути страна строится и развивается. Затем наступает пик развития, когда все счастливы и все вроде бы хорошо. Но рано или позно, государство теряет свою силу и мощь и начинает постепенно разваливаться. Так всегда было, есть и будет. Именно поэтому на протяжении веков мы наблюдаем постепенное вознесение и угасание великих империй, сверхдержав и огромных колониальных монополий. Рассмотрим основные этапы формирования политической карты мира. Таблица представлена на рисунке:

Как вы видите, многие историки выделяют именно пять этапов современной истории. В различных источниках можно встретить всего 4 основных. Такая дилема возникла уже давно, поскольку можно по-разному трактовать этапы формирования политической карты мира. Таблица основных разделов, предложенная нами, содержит наиболее достоверную информацию на сегодняшний день.

Древний период

В древнем мире на арену главных событий выходят первые великие государства. Вы все наверняка помните их из истории. Это славный Древний Египет, мощная Греция и непобедимая Римская Империя. Одновременно с ними существовали и менее значимые, но тоже довольно развитые государства в Средней и Восточной Азии. Их исторический период заканчивается в 5 веке нашей эры. Принято считать, что именно в это время уходит в прошлое рабовладельческий строй.

Средневековый период

В нашем сознании за время от 5 до 15 веков произошло очень много изменений, которые одним предложением не охватить. Если бы историки того времени знали, что такое политическая карта мира, этапы формирования ее были бы уже тогда разделены на отдельные части. Ведь вспомните, за это время родилось христианство, зародилась и распалась Киевская Русь, начинает возникать В Европе набирают силу большие феодальные государства. Прежде всего это Испания и Португалия, которые наперебой один за другим совершают новые географические открытия.

В то же время постоянно изменяется политическая карта мира. Этапы формирования того времени изменят дальнейшую судьбу многих государств. Еще несколько столетий просуществует могущественная Османская империя, которая захватит государства Европы, Азии и Африки.

Новый период

С конца 15 - начала 16 веков начинается новая страница на политической арене. Это было время начала первых капиталистических отношений. Века, когда в мире начинают зарождаться огромные колониальные империи, покорившие весь мир. Часто меняется и переделывается политическая карта мира. Этапы формирования постоянно сменяют друг друга.

Постепенно Испания и Португалия теряют свою мощь. За счет грабежа других стран уже невозможно выжить, ведь более развитые государства переходят на совершенно новый уровень производства продукции - мануфактурный. Это дало толчок в развитии таких держав, как Англия, Франция, Нидерланды, Германия. После гражданской войны в Америке к ним присоединяется новый и очень крупный игрок - Соединенные Штаты Америки.

Особенно часто менялась на рубеже 19-20 веков политическая карта мира. Этапы формирования в тот период зависели от исхода успешных военных кампаний. Так, если еще в 1876 году Европейскими странами было захвачено лишь 10 % территории Африки, то всего лишь за 30 лет им удалось покорить уже 90 % всей территории жаркого континента. В новый 20 век весь мир вступил уже практически поделенный между сверхдержавами. Они управляли экономикой и властвовали единолично. Дальнейший передел был неминуем без войны. Так заканчивается новый период и начинается новейший этап формирования политической карты мира.

Новейший этап

Передел мира после Первой мировой войны внес огромные коррективы в Прежде всего исчезли четыре могущественные империи. Это Великобритания, Османская Империя, Российская Империя и Германия. На их месте образовалось множество новых государств.

Одновременно с этим появляются новое течение - социализм. И на карте мира возникает огромное государство - Союз Советских Социалистических Республик. В то же время укрепляются такие державы, как Франция, Великобритания, Бельгия и Япония. Им были переданы некоторые земли бывших колоний. Но такой передел многих не устраивает, и мир снова оказывается на пороге войны.

На этом этапе некоторые историки продолжают писать о новейшем периоде, но сейчас принято считать, что с окончанием Второй мировой войны начинается современный этап формирования политической карты мира.

Современный этап

Вторая мировая война обрисовала нам те границы, большинство из которых мы видим и сегодня. Прежде всего это касается государств Европы. Самый большой результат война принесла тем, что полностью распались и исчезли Возникли новые независимые государства в Южной Америке, Океании, Африке, Азии.

Но еще продолжает существовать самая большая страна в мире - СССР. С ее распадом в 1991 году появляется еще один важный этап. Многие историки выделяют его как подраздел современного периода. Ведь в Евразии после 1991 года образовалось 17 новых независимых государств. Многие из них решили продолжить свое существование в границах Российской Федерации. Например, Чечня долго отстаивала свои интересы, пока в результате военных действий не победила власть могущественной страны.

В то же время продолжаются изменения на Ближнем Востоке. Там происходит объединение некоторых арабских государств. В Европе возникает единая Германия и распадается Союз ФРЮ, в результате чего появляются Босния и Герцеговина, Македония, Хорватия, Сербия и Черногория.

Продолжение истории

Мы представили лишь основные этапы формирования политической карты мира. Но история на этом не заканчивается. Как показывают события последних лет, скоро придется выделять новый период или перерисовывать карты. Ведь посудите сами: еще два года назад Крым относился к территории Украины, а теперь нужно полностью переделывать все атласы, чтобы изменить его подданство. А еще проблемный Израиль, тонущий в боях, Египет на пороге войны и передела власти, несмолкающая Сирия, которую вообще могут стереть с лица Земли могущественные сверхдержавы. Все это наша современная история.

Политическая карта мира - это (узком смысле) - одна из разновидностей географических карт, на которой нанесены границы государств, столицы, дороги, крупные города. (широком смысле) - это вся мировая арена в целом, на которой находят отражение главные изменения, происходящие в мире. политико-географические

Изменения на политической карте мира: 1) Количественные - присоединение открытых территориальные изменения или потери вследствие земель, войн, объединения или распада государств 2) Качественные - смена общественно-исторических формаций, приобретение страной суверенитета, изменение государственного строя

Этапы формирования Политической карты мира Древний (до V в. н. э.) – возникновение и крушение первых государств: Древний Египет, Древняя Греция. Средневековый (V–XVI вв.) – возникновение крупных феодальных государств в Европе и Азии. Новый (XVI–XIX вв.) – формирование колониальной империи Новейший (первая половина XX в.) – формирование социалистических стран, распад колониальной системы. Современный, в котором выделяется три основных этапа: а) возникновение мировой социалистической системы, образование независимых государств в Азии. б) Образование независимых государств Африки. в) Крушение социалистической системы хозяйства и последовавшие изменения на политической карте Европы и Азии.

Изменения на ПКМ в новейшее и современное время: Европа: Распад СССР на 15 стран (СНГ- 11 стран)

Изменения на ПКМ в новейшее и современное время: Азия: 1990 г. Йеменская Арабская республика и НДРЙ объединились в Йеменскую Республику со столицей в Сане

1997 г. –Гонконг вошел в Состав Китая 2000 г. -в состав Китая вошел Макао (владение Португалии)

Африка: 1990 г. - последней в Африке Намибия получила независимость. 1993 г. добилась независимости Эритрея, освободившись от Эфиопии 1995 г. -Эфиопия стала федерацией

Изменения на ПКМ в новейшее и современное время: Австралия и Океания 1994 г. –стала независимой республика Паллау, освободившись от Федеративных Штатов Микронезии 2006 г. – столица Паллау перенесена в г. Мелекеок

225 – 230 государств на политической карте мира. Основные государства Непризнанные ни одним государством Признанные только государствами не членами ООН Признанные некоторыми государствами, членами ООН Государства – члены ООН, не признанные некоторыми другими государствами.