Широкоформатный объектив. "С широко открытыми глазами"

Казалось бы, с широкоугольниками все просто и понятно - больше предметов в кадре, возможность снимать природу и улицы города, и многое другое. Однако, даже их можно используют не совсем правильно.

Часто новички в фотографии приобретают качественное широкоугольное стекло (чаще всего, по чьему-либо совету), объектив 50мм и зум-объектив в надежде, что с таким ассортиментов объективов они закроют все базы съемки. В принципе, так оно и есть, но всегда стоит учитывать, что даже самая обширная коллекция аксессуаров и камер не гарантирует того, что снимки получатся удачными. Именно поэтому мы и поговорим о том, какие пять самых распространенных ошибок допускают новички, снимая на широкоугольный объектив.

Итак, для начала нужно понять, что именно делает широкоугольник. Основная его функция - расширение пространства в кадре. То есть, он искажает пространство, углубляя тем самым перспективу. То есть то, что находится ближе к камере, будет выглядеть значительно больше, чем то, что расположено дальше, даже если предметы в реальности одного размера.

Еще один результат, который дает использование широкоугольного объектива - это искривление прямых линий. То есть все здания, если их снимать снизу, будут как бы сходиться в круг наверху.

Эти функции в руках хорошего фотографа помогут фото приобрести более глубокий смысл, поскольку широкий угол объектива позволяет создать ощущение погружения - зритель видит себя как бы частью изображения.

Как же правильно использовать широкоугольный объектив?

Главное - знать когда и как применить объектив, чтобы создать привлекательное изображение и вызвать у зрителя восторг. А лучший способ разобраться с тем, как сделать правильно - рассмотреть самые распространенные ошибки.

  1. Все в изображении находится на одном расстоянии от объектива
  2. Еще раз внимательно перечитайте параграф о том, какие результаты дает широкоугольник. Искажение и растяжение перспективы. Поэтому, чтобы получить требуемый эффект, основной предмет или центр композиции должен находиться ближе к объективу. Намного ближе!

    Самые впечатляющие фото, снятые на широкоугольный объектив - это фото, на которых объект съемки находится на расстоянии нескольких дюймов от камеры.

    Ниже - два примера фотографий, на которых снят один и тот же объект - велосипед. На фото слева ничего из кадра особенно не выделяется, поэтому смысла фото практически не несет и до конца не понятна суть изображения.

    Второе фото - справа, напротив, выделяет велосипед, то есть он находится ближе к камере и съемка ведется от него в перспективу. Появляется и боке, и более выделенное, контрастное пространство.

    Конечно, со стороны вы можете выглядеть весьма подозрительно, но анонимность и стелс - скорее враги при съемке на широкоугольный объектив.

    Для того, чтобы кадр стал интереснее, ему нужно добавить глубину и перспективу, а для этого нужно подбираться ближе к предмету съемки. То есть, центр композиции должен находиться ближе, второстепенный элемент - чуть поодаль и дальше всего - фон. Благодаря такому подходу создается многослойность картинки, на нее хочется смотреть дольше, рассматривать и исследовать то, что происходит в кадре.


  3. Отсутствие главного действующего лица (или предмета)
  4. Эта ошибка идет рука об руку с предыдущей. Когда все предметы находятся на одинаковом расстоянии от камеры, все выглядит одинаково небольшим и незначительным (или все выглядит одинаково большим, но и это, в свою очередь, аннулирует значимость).

    Например, два фото ниже. На первом фото, роль играет только глубина резкости, поэтому снимок строится исключительно на текстуре дерева и металла, находящихся в фокусе. Тем не менее, изображению чего-то не хватает.

    А вот так выглядит изображение, если сфокусироваться на листке, который прорастает через доски. На фотографии сразу начинает играть свет, центр композиции смещается на листок, он же выделяется цветом и взаимодействует с солнцем, бликующим сверху.

    Здесь стоит еще отметить, что иногда лучше не цепляться за изначальную задумку кадра, а адаптироваться к условиям и прямо на месте, с камерой в руках искать наиболее удачные варианты. Они, как известно, могут появиться в самых неожиданных местах.

    Помните о том, что даже профессионалы не снимают шедевров с первого раза.

    Наоборот, сначала делается кадр, потом он внимательно оценивается, а после принимается решение, стоит его оставить, или же лучше что-то изменить. Композиция основана не только на строгих правилах, но и на интуиции и инстинктах. С ними и стоит работать.


  5. Попытка вместить в кадр слишком много деталей
  6. Лучше меньше - да лучше, правило, которое отлично срабатывает в фотографии и еще лучше вписывается в съемку на широкоугольный объектив. Эта ошибка, пожалуй, самая распространенная, ведь она напрямую вытекает из первоочередной функции широкого угла.

    Например, в путешествии вы идете по открытому уличному рынку и решаете запечатлеть торговца, перед которым разложены разнообразные фрукты и овощи. Конечно, первое, что нужно сделать - спросить разрешение на съемку. Ну а дальше вся ответственность ложится уже на фотографа. Сразу же стоит вспомнить о тех правилах, что перечислены выше - выбрать один основной объект, второстепенные элементы и фон. Если в кадре происходит слишком много всего - зритель отвлечется от основной идеи.

    Поэтому никогда не бойтесь упрощать суть фотографии.

    Сказать больше всегда можно меньшим количеством деталей.


  7. Фотографии людей в неудачных ракурсах
  8. Помните торговца, у которого мы только что просили разрешения на съемку? Чего точно не стоит делать, так это совать камеру прямо ему в лицо. Результат определенно никого не порадует.

    Очень распространенная ошибка - это съемка портретов на широкоугольный объектив. Поскольку одна из основных функций ширика, как мы уже говорили - это искажение, фотографии людей получаются весьма непривлекательными - длинный и диспропорциональный нос, вытянутая голова, крупные щеки - совсем не то фото, которое вы поставите в рамку. Так что, если хотите снимать лестные портреты - забудьте о широкоугольном объективе и выберите что-нибудь из нашей подборки лучших портретных объективов.

    Очень важно помнить, что каждое стекло имеет собственные функции и подходит для определенных жанров. Широкий угол хорош для пейзажей и природы, не для художественных или психологических портретов.

    Тем не менее, это не значит, что портретные фотографии совсем нельзя снимать на широкий угол. Если ваша цель - забавный или юмористический кадр, широкий угол может напротив, сыграть на руку. Как на фото ниже:

    Иногда широкий угол хорошо срабатывает в репортажной съемке:


  9. Съемки на широкий угол просто ради съемок
  10. Фотография - это, конечно, в первую очередь процесс. Но любой процесс должен служить какой-нибудь цели. Именно поэтому не стоит снимать на широкоугольный объектив просто так. Выбирайте предметы, которые по смыслу и в окружении требуют тех эффектов, которые можно достичь при помощи широкого угла. Подводите зрителя к композиционному центру изображения, намеренно искажайте размер предмета, чтобы обозначить его важность, искривляйте линии, чтобы создать эффект погружения.

Ну а главное - старайтесь не допускать вышеперечисленных ошибок и снимайте, снимайте, снимайте!

Для фотографа - пейзажиста нет ничего лучше, чем запечатлеть гармонию и красоту природы. Будь то водопад, лес или покрытая листвой поляна. О великолепии природы можно рассказать через фотографию, но для этого нужно подобрать правильный объектив.

Иными словами, за каждым хорошим пейзажистом стоит качественный широкоугольный объектив. Более того, когда дело касается съемок природы, объектив - это самая важная деталь камеры. Сегодня на рынке доступно огромное количество качественных широкоугольных объективов, о которых мы и поговорим. От Микро 4/3 к APS-C и Фуллфреймам, возможности сейчас практически безграничны.

Угол обзора

Если говорить в общем, широкоугольные объективы - это объективы с полнокадровым фокусными расстоянием шире чем 35мм. Конечно, это - не строгое правило, поскольку многое зависит и от перспективы. Если, к примеру, снимать лес с расстояния в несколько метров, лучше всего использовать 14мм объектив, чтобы все поместилось в кадр. А если снимать тот же лес с расстояния в несколько километров, и понадобится уже объектив 50мм. В общем, с помощью большинства широкоугольных объективов можно получить угол обзора от 114 до 122 градусов. Чуть больше и объектив уже заходит на территорию фишай-стекол, а меньше 110 градусов - стандартных.

Кроме того, тип матрицы в камере определит что именно будет считаться широким углом для конкретной камеры. Мы возьмем четыре стандартных типа матрицы для камер со сменными стеклами - полнокадровую, APS, микро 4/3 и дюймовую (в порядке уменьшения размера). APS делится на APS-H (для некоторых камер Canon), APS-С и APS-C для Canon.

Тип матрицы/ увеличение

  • Полнокадровая - x1
  • APS-H (Canon) - x1.3
  • APS-C - 1.5x
  • APS-C (Canon) - 1.6x
  • Микро 4/3 - 2x
  • Дюймовая - 2.7x

Если взять объектив, который рассчитан на полнокадровую матрицу и поместить на APS-C, то часть света, проходящего через объектив будет перекрыта. Таким образом, создается и увеличение фокусного расстояния. Объектив, рассчитанный на 35мм получит кроп от x1.3 до x1.6 в зависимости от типа APS-C матрицы. Соответственно, полнокадровое стекло 24мм на APS-C будет эквивалентно 36мм объективу. Из-за этого фактора, фокусное расстояние объектива на камере может из полнокадрового стать стандартным. Если это отлично помогает тем, кто снимает на телеобъективы (300мм превращается в 450мм), это совсем не подходит для широкоугольных линз.

К счастью, к каждому типу камер имеется очень большой выбор различных объективов. Нужно учитывать, что поскольку матрица на APS-C меньше, и фокусное расстояние отличается, производители как правило, указывают все расстояния в характеристиках объектива. Широкоугольная Sigma 8-16мм f/4.5-5.6 DC HSM для APS-C камер, к примеру, на фуллфрейме получит расстояние 12-24 мм.

Чем меньше матрица, тем больше кроп-фактор. Микро 4/3 - это половина полнокадровой матрицы, поэтому объектив 8мм для Микро 4/3 будет иметь фокусное расстояние 16мм, 12мм - 24мм и так далее.

Что до дюймовой матрицы (например, на камере Nikon 1), ее кроп-фактор равен x2.7. То есть объектив 8 мм будет равен 21.6мм. Точно так же, эквиваленты фокусного расстояния для полнокадровой матрицы производители указывают в инструкции.

Структура объектива

Каждый, кто смотрел на цены объективов, замечал, что они сильно различаются для дешевых и дорогих моделей. Если говорить в общем, то цена обусловлена качеству и ценности объектива. Но это совсем не значит, что нельзя найти бюджетные качественные объективы и не лучшие образцы дорогих.

Многие детали как внутри линзы, так и снаружи, влияют на ее производительность. Надо отметить, что по конструкции даже зум объективы отличаются от объективов с постоянным фокусным расстоянием. И зум-объективы состоят из гораздо большего количества элементов как в прямом, так и в переносном смысле: часто в описании к объективу можно прочитать “состоит из 14 элементов в 12 группах. Три асферические линзы, четыре LD и 2 ELD”.

Последние аббревиатуры являются оптическими функциями, которые направлены на усовершенствование светопередачи. Самые распространенные, которые попадаются в том числе и в названии объектива - это LD (низкая дисперсия), ELD (ED) (экстра низкая дисперсия), SLD (спец. низкая дисперсия) и UL (ультра низкая дисперсия), HRI (сильнопреломляющая) ASP (асферическая). У некоторых производителей есть и свои термины, которые характеризуют те или иные свойства объектива. Линзы одного типа собирают в группы, а группы разных, как правило сосуществуют в одном объективе, успешно покрывая несколько функций сразу.

Структура, качество и цена объектива зависит и от других факторов. Например, скорость объектива. Чем быстрее объектив, или чем шире его максимальная апертура тем, как правило, лучше. Однако, не всегда можно гарантировать, что f/2.8 окажется качественнее чем более дешевая f/4. Это нередко зависит от внутренней конструкции.

Существует два типа зум-объективов - с фиксированной и переменной апертурой. В первом случае, максимальная апертура остается неизменной на каждом фокусном расстоянии. Во втором она, соответственно, меняется. Более дорогими, при этом, являются объективы с апертурой фиксированной.

Ну а выбирать объектив, как всегда, приходится исходя из требований, бюджета и камеры. К счастью, есть из чего выбирать.

Canon EF 16-35мм f/2.8L III USM и Canon EF 24-105мм f/4 IS II USM

Эти объективы - это отличное продолжение линейки объективов Canon для полнокадровой матрицы. Первый объектив состоит из 16 элементов, включающих асферическую линзу. Особенным преимуществом является покрытие из фторопласта. Кроме того, объектив имеет фиксированную апертуру f/2.8.

Вторая модель аналогично имеет фиксированную апертуру, но f/4, потому и стоит она немного дешевле.

Эти объективы являются отличным выбором для съемки природы, поскольку позволяют получить качественные снимки с великолепными насыщенными цветами.

Fujifilm’s XF 16мм F1.4R WR

Для камер Fujifilm этот объектив подходит лучше остальных. С фокусным расстоянием, эквивалентным 24мм он состоит из двух асферических и двух ED элементов. Благодаря нано покрытию стекла, корректируется рефракция и убираются блики и отражения. Минимальное фокусное расстояние этого объектива - меньше 6 дюймов, кроме того, он имеет быстро фокусирующийся мотор.

Summaron-M 28mm f/5.6

Легендарная Leicа тоже получила обновление для цифровых камер серии М. Нужно отметить, что впервые этот объектив попал на рынок в 1955 году и только современная его версия адаптирована под современные камеры с М байонетом. Фокусируется этот объектив примерно на расстоянии 90 см. Симметричная оптика - это шесть элементов в четырех группах. Знаковым является для этого объектива и эффект виньетки, который сделал популярной его оригинальную модель.

SL 24-90мм f/2.8-4 ASPH

Для тех, кто снимает на Leica серии SL, идеально подойдет именно SL 24-90мм f/2.8-4 ASPH. Он состоит из 18 элементов в 6 группах, включая 4 асферических элемента. 11 из 18 элементов созданы из стекла, которое уменьшает хроматические аберрации. Цена этого объектива около 280 000 руб.

AF-S NIKKOR 24-70мм f/2.8E ED VR

Этот объектив включает в себя все самые новые технологии, то есть четыре шага стабилизации изображений, электромагнитная апертура (для постоянного поддержания апертуры при серийной съемке), ASP/ED элементы и покрытие линзы, снижающее отражения и блики. Более бюджетный вариант для пейзажной съемки от Nikon - AF-S NIKKOR 24мм f/1.8G ED. За счет диафрагмы f/1.8 и асферических и элементов и ED - элементов с экстра низкой дисперсией.

Для DX Nikon - камер с матрицей APS-C отлично подходит AF-P DX NIKKOR 18-55мм f/3.5-5.6G VR . Этот объектив предоставляет фокусное расстояние 27-83мм и имеет встроенную стабилизацию изображений. Шаговый мотор обеспечивает более гладкую и тихую работу автофокуса. Немного дешевле (примерно на 2500 руб.) можно приобрести вариант без VR, но лучше все же не экономить.

Olympus M.Zuiko Digital ED 12-100mm f/4.0 IS Pro

С фокусным расстоянием 24-200мм на полнокадровой матрице и постоянной апертурой, этот объектив состоит из 17 элементов в 11 группах. Линза покрыта нано покрытием, объектив имеет встроенную стабилизацию, защищен от погодных условий. Объектив лучше всего подходит для серии OM-D.

Panasonic Leica DG Vario-Elmarit 12-60mm F2.8-4.0 ASPH Power OIS

Несмотря на название, этот объектив вовсе не рассчитан на камеры Leicа, но он является результатом сотрудничества компаний Panasonic и Leica, рассчитанным на матрицы Микро 4/3. На полнокадровой матрице он даст фокусное расстояние 24-120мм, тем самым позволяя адаптироваться к любым ситуациям. Плюс, объектив защищен от погодных условий и способен работать при температуре -10 градусов С.

Lumix G Leica DG Summilux 12mm f/1.4 ASPH

Еще один продукт сотрудничества Panasonic и Leica -на Микро 4/3 фокусное расстояние этого объектива будет равняться 24мм и с апертурой f/1.4 объектив позволяет снимать при крайне низком освещении. Тело объектива защищено от капель воды и пыли, он включает как асферические, так и ED и UED элементы. Плюс, он включает диафрагму из девяти лепестков для гладкой расфокусировки фона.

HD PENTAX-D FA 15-30mm f/2.8 ED SDM WR

Для камер с системой Pentax K-1 этот объектив идеально подходит при пейзажной съемке. Конструкция включает линзы ED, покрытие, поглощающее блики и позволяет быструю фокусировку со стабилизацией изображения, которая идеально работает с K-1 и имеет пять шагов.

Samyang 20mm f/1.8 ED AS UMC

Практически для любых байонетов существует вариант этого объектива (Sony Уб Sony A, Canon, Nikon, Pentax, Микро 4/3 и Fuji X). Все модели объектива работают на ручном фокусе и состоят из 13 элементов в 12 группах. Минимальное фокусное расстояние - около 30 см.

Sigma 12-24mm f/4 DG HSM Art

Это - один из топ объективов Sigma, который имеет варианты для камер Canon и Nikon. Объектив включает высококласные асферические линзы, которые обеспечивают яркость и четкость изображения. Элементы имеют FLD дисперсию и объектив фокусируется на расстоянии до 20 см при фокусном расстоянии 24мм.

Для камер Sony подойдет Sigma 30mm f/1.4 DC DN, которая оснащена асферическими и двусторонними асферическими элементами. Объектив имеет 9 лепестков диафрагмы и фокусируется на расстоянии до 30см.

Sony FE 24-70mm F2.8 GM

Объектив с нано покрытием, защищающим от бликов и отражений, XA элементами и девятью лепестками диафрагмы для создания гладкого боке. Отдельным плюсом является беззвучный механизм.

Tamron 18-200mm f/3.5-6.3 Di II VC

Для Canon, Nikon и Sony подойдет и этот бюджетный объектив от Tamron. Он является одним из самых легких зум объективов и отлично подходит для пейзажной съемки.

Часто слышу, что критерием выбора камеры является наличие широкоугольного объектива. Чем больше угол охвата, тем лучше. А то, - говорят мне, - бродил я по узким уличкам, и такая там роскошная архитектура, а я ничего снять не сумел. В общем, классическая ситуация: хочу Царь-пушку. И уж блоху - так подковать, чтобы по льду не скользила, а то, что она лапками шевелить перестала - подковы тяжелые - забывают. Со сверхширокоугольными объективами ситуация очень похожая, хотя вещь это, безусловно, очень интересная. Но большой угол приводит часто к совсем не тем результатам, которых от него подсознательно ждут. Хотели запечатлеть все сразу, а на фотографии здание, которое трудно узнать. Проблема усугубляется еще тем, что когда мы выходим за пределы естественного восприятия, привычная прямолинейная проекция перестает быть естественной.

Сначала повторим некоторые азбучные истины. Изображение, получаемое обычным объективом, эквивалентно изображению, получаемому с помощью дырочной камеры, дырка которой находится на фокусном расстоянии от пластинки. Человеческий глаз охватывает неподвижным зрачком примерно 40 градусов, что соответствует фокусному расстоянию объектива 50 мм, работающего с кадром 24×36 мм. Проблем с более длиннофокусными объективами, как с построением изображения, так и с восприятием не возникает. В конце концов, ситуация вполне естественная: бинокль, подзорная труба, замочная скважина, в конце концов. С более широкоугольными объективами все не так очевидно. Можно быстро вращать глазами, можно смотреть в кривое зеркало, но в случае прямолинейной проекции крайние лучи будут практически скользить по фотопластинке, и изображение будет сильно искажаться, хотя линии останутся прямыми. Я здесь не останавливаюсь на особенностях цифровой фотографии, когда матрице очень трудно регистрировать скользящие лучи. Эта проблема давно решена в конструкции так называемых , и хотя изображение в них соответствует дырочке, расположенной очень близко от пластинки, реально лучи, выходящие из объектива, уже не параллельны входящим, и падают на матрицу не под столь острым углом. Проблема катастрофического ухудшения качества на краях кадра при работе со сверхширокоугольными объективами связана не столько с несовершенством конструкции объектива, сколько с самой постановкой задачи: мы стремимся зарегистрировать скользящие лучи. Мне представляется, что стремление сделать сверхширокоугольные объективы, работающие в нормальной (прямолинейной, а в некоторых статьях ее называют прямоугольной) проекции, связано с желанием сохранить привычную проекцию в непривычных условиях. Альтернативой являются объективы «Рыбий глаз», дающие совсем другую проекцию, но при компьютерной обработке одна проекция может быть легко преобразована в другую, и необходимость сразу получить искомое изображение перестает быть решающим аргументом при выборе объектива цифровой камеры. Т.е. при цифровой обработке объективы «Рыбий глаз» могут успешно использоваться вместо сверхширокоугольных объективов, строящих изображение в прямолинейной проекции. Сравним два объектива с близкими фокусными расстояниями, но разными принципами построения изображения. Фокусное расстояние объектива Мир 47 и объектива Зенитар отличается всего на 4 мм. Внешне и оптические схемы кажутся похожими, но результаты разительно отличаются.

Обращаю внимание, что хотя светофильтры у обоих объективов ставятся после задней линзы, но у Зенитара он ставится вместо плоскопараллельной пластины. Поскольку толщина пластины и фильтра одинакова, то изменения в траектории хода лучей не происходит. Без фильтра или пластины этот объектив не удастся сфокусировать на бесконечность. У объектива Мир-47 фильтры ставятся как дополнительный элемент, их толщина достаточна мала, чтобы не внести существенных изменений в фокусировку.

Зенитар - это «Рыбий глаз », и строит изображение он в соответствии с принципом: равному углу соответствует равный отрезок изображения в фокальной плоскости. В результате края кадра кажутся прорисованными более детально. У объективов «Рыбий глаз» проблемы ухудшения качества по краям кадра связаны действительно со сложностью конструкции и трудностью создать идеальную оптическую схему.

В каталоге Canon самый широкоугольный «нормальный» объектив имеет фокусное расстояние 14 мм и угол обзора по длинной стороне кадра 104°. Если посмотреть на ЧКХ , приведенную в книжке Canon TF Lens Work II, объектива EF 14 mm f/2,8L USM, то мы увидим, что не только на расстоянии 20 мм от центра контраст тонких линий падает почти до нуля, и не спасает даже диафрагмирование, но и кривая изменения контраста имеет в промежутке между центром и краем кадра несколько локальных минимумов. Следующий объектив в каталоге Canon имеет фокусное расстояние 20 мм и относительное отверстие 1:2,8. Его ЧКХ также напоминает пляски пьяных гусениц и не внушает оптимизма по поводу качества на краях. По формальным признакам наш герой, Мир-47, имеет точно такие же характеристики: фокусное расстояние 20 мм, угол зрения 94° по диагонали, 84° по горизонтали и 62° по вертикали, относительное отверстие даже чуть лучше, 1:2,5. Про родословную известно только то, что небольшая партия была выпущена Красногорским заводом в 1982 году. По данным сайта Красногорского завода, расчет сделан ГОИ. А выпускался объектив ЛОМО, а потом его производство было передано на Вологодский оптико-механический завод (), чью продукцию я сегодня и тестирую. По конструкции вологодский объектив отличается от красногорского.

Для своего объектива указывает разрешение по ТУ центр/край: 60:17 линий/мм. К сожалению, этого ТУ у меня нет, а ГОСТ 25502-82 предполагает построение графика зависимости и, учитывая стремительное ухудшение разрешения к краю изображения, информация типа центр/край, когда неизвестно, где этот край, становится мало информативной, поскольку, если 17 линий/мм на расстоянии 19 мм от центра кадра, то объектив сравним с продукцией Canon; а если на расстоянии 21 мм - то много лучше. Напомню, что диагональ кадра 43 мм, т. е. самый-самый угол находится на расстоянии 21,5 мм от центра кадра.

Заканчивая описание конструкции, немного остановлюсь на механике. У объективов с резьбовым соединением М42 при вращении кольца выбора диафрагмы ее диаметр не изменяется, а только перемещается упор ограничителя. Конструкция рассчитана таким образом, что не вращение кольца перемещает лепестки диафрагмы, а шток, на который нажимает аппарат в момент спуска затвора, чтобы закрыть диафрагму до рабочего положения. При использовании переходного кольца EOS-M42 шток все время нажат и диафрагма все время закрыта до рабочего положения. В этом случае при вращении кольца изменения диафрагмы ее лепестки часто залипают, дырка теряет правильную форму и значения диафрагмы не всегда устанавливаются одинаково. Поскольку при использовании с цифровыми камерами автоматика закрытия диафрагмы не используется, я в своем экземпляре удалил механизм толкателя и поставил более мощную пружину. В результате при вращении кольца установки диафрагмы диаметр дырки стал изменятся более предсказуемо:-)

Чтобы проиллюстрировать возможности широкоугольной оптики, мы с Сергеем Щербаковым взяли аппарат Canon 5D с полноразмерной матрицей 24×36 мм и Canon 350D с матрицей размером 14,8×22,2 мм и нашу коллекцию широкоугольных объективов. С одной точки было снято здание. После этого полученные снимки сравнивались.Поскольку используемые объективы давали изображения в разных проекциях и по-разному искажали перспективу, мы в данном случае, «для чистоты эксперимента», решили сравнивать фотографии только в прямолинейной проекции, с максимально возможной компьютерной коррекцией искажений. Как правило, мы использовали программы, основанные пакете , который разработал в 1998 году профессор физики (Helmut Dersch).

Canon 5D

Вот что видит камера Canon 5D с точки съемки через объектив «рыбий глаз» .


А такой угол охвата можно вытянуть из этого объектива в прямолинейной проекции

Исходный снимок.

Масштаб миниатюры 13% от оригинала.

Применим плагин Lens Correction из программы Adobe Photoshop

И после правки перспективных искажений и дисторсии получаем:

Миниатюра соответствует 13% от исходного размера.

Есть множество способов преобразовать изображение полученное объективом «Рыбий глаз».

Например, воспользоваться плагином .

Можно править и проекцию, и перспективные искажения одновременно, однако, диапазона коррекции вертикальной преспективы немного не хватает для получения вертикальных линий стен.

Можно, как и в вышеприведенном примере коррекции снимка, сделанного Мир-47, воспользоваться Lens Correction:

Однако в этом случае не удается в один прием исправить бочкообразную дисторсию. И возникает, как и в предыдущем случае, необходимость применить плагин еще раз к уже преобразованному изображению.

Более перспективно, на мой взгляд, применение плагина Remap для пересчета в прямолинейную (Normal) проекцию:


HFOV - горизонтальный угол обзора

В результате получаем следующий снимок:

Миниатюра соответствует 13% от исходного размера.

Теперь исправляем вертикальную перспективу с помощью Lens Correction или PTPerspective

и в результате получаем:

Миниатюра соответствует 13% от исходного размера.

Естественно, за все надо платить, и если преобразовывать изображение, полученное объективом «Рыбий глаз» в прямолинейную проекцию, использование площади матрицы не столь эффективно, как при съемке обычным объективом.

А вот что дает объектив Sigma 24-70 при фокусном расстоянии 24 мм.

Миниатюра соответствует 13% от исходного размера.

Canon 350D

Теперь посмотрим, можем ли мы получить аналогичные углы обзора на меньшей матрице камеры Canon 350D. Естественно, круговых объективов «Рыбий глаз» для нее нет, но мы сейчас рассматриваем только нормальные проекции, да и при желании можно получить изображение типа даваемого 8 мм Пеленгом на матрице 24×36 на меньшей матрице, воспользовавшись насадкой на более длиннофокусный объектив.

Миниатюра соответствует 13% от исходного размера.

Максимальный охват в прямолинейной проекции можно получить воспользовавшись плагином PTLens, однако при этом качество краев будет неудовлетворительным

Поскольку этот вариант я не предлагаю сравнивать с другими, то размер миниатюры составляет 19% от изображения после преобразования.

Можно умерить пыл и не пытаться получить максимальный охват в этом плагине или воспользоваться плагинами Remap и Lens Correction.

Миниатюра соответствует 13% от изображения полученного после преобразования.


Миниатюра соответствует 13% от исходного размера.


Миниатюра соответствует 13% от изображения полученного после преобразования плагинами PTLens и Lens Correction.

На примере этого снимка покажу, что Adobe Photoshop - не единственная надстройка, позволяющая работать с программой PanoTools. Можно воспользоваться графическим интерфейсом к средствам создания панорам « ». Для оптимизации загрузить в него единственный кадр и выбрать контрольные точки, лежащие на горизонтальных и вертикальных прямых. Например, левом снимке выбираем верхний участок водосточной трубы, а на правом - нижний участок той же трубы, и помечаем, что эти точки лежат на одной вертикальной линии.

Запускаем оптимизацию и сохраняем получившийся результат в прямолинейной проекции:


Миниатюра соответствует 13% от изображения полученного после преобразования
с помощью программы Hugin.

F=18 мм.


Миниатюра соответствует 13% от исходного размера.

После перспективной коррекции плагином Lens Correction.

После перспективной коррекции плагином Lens Correction:

Поскольку именно этот объектив является основным героем данной статьи, то на примере этого снимка посмотрим, насколько эффенктивно могут быть программно устранены хроматические аберрации. Я предпочитаю устранять их на этапе преобразования RAW файлов. Вот что получается, если воспользоваться Adobe Camera RAW:


При верстке изображение увеличено в два раза.

Как видно из приведенных снимков, сама по себе маленькая матрица не мешает получить изображения с теми же углами обзора, что и большая. Очевидно, что изображения по центру не зависят от размера матрицы, а только от разрешения объектива и размера пикселя. На краях ситуация куда менее однозначная, поскольку при большой матрице, разница край/центр более существенная. Сравним качество отображения одних и тех же объектов, расположенных по центру и на переферии кадра, при съемке разными объективами и камерами. Если съемка ведется одним объективом и разными камерами, то очевидно, что объекты находятся на одном расстоянии от центра, т. е. для 5D это отнюдь не самый край. Для удобства сравнения более мелкие снимки увеличены, чтобы масштаб объектов был везде одинаков. Естественно, увеличение не улучшает качество, но иногда более мелкий снимок при увеличении дает более резкое изображение, чем большой, сделанный «мягким» объективом. Однако, если необходимо выбрать объектив для съемки с фиксированной точки для последующей печати фотографии большого формата, то подобный подход имеет право на существование, поскольку трудно предсказать, во что превратится мелкий и резкий снимок при его увеличении.

Субъективные впечатления от получившейся таблицы.

Примерно равный угол дает объектив Sigma 24 мм на большой матрице и Зенитар на маленькой. Зенитар- резкий объектив с очень неплохим разрешением. Мелкий пиксель Canon 350D позволяет ему лучше реализовать свой потенциал. Если нам нужен угол охвата 50 градусов, то я бы расставил фотографии в следующем порядке: Мир-47 с камерой 5D, Зенитар с 350D, Canon 18-55 (F=18 мм) с 350D, Sigma 24-70 (F=24 мм) с 5D, Зенитар с 5D. В паре Зенитар с 350D и Canon 18-55 (F=18 мм) с 350D преимущество я отдал Зенитару за счет лучшего качества в центре и большего угла обзора при прочих равных. Еще раз замечу, что все очень субъективно, поскольку это не миры, и изменяющаяся облачность сильно влияла на контраст отдельных деталей изображения. В паре Canon 18-55 (F=18 мм) с 350D и Sigma 24-70 (F=24 мм) с 5D последняя проиграла за счет именно большей площади кадра, к краю у нее ухудшение характеристик оказалось значительнее. В этих снимках окно действительно находится на самом краю кадра, и чуть больший угол обзора Sigma не позволил ей выиграть в соревновании по съемке конкретного здания:-) В любом случае при съемке широкоугольным объективом придется мириться с неоднородным качеством по полю снимка. К сожалению, при пейзажной съемке сюжетно важная часть занимает часто всю площадь кадра. В свете вышеизложенного, если посмотреть на снимок, сделанный объективом Мир-47 и камерой 5D, чуть под другим ракурсом, когда окно приходится на самый край снимка, то на мой взгляд результаты лучше ожидаемых:-)


Мир-47 - самый край кадра

В заключение несколько снимков, которые демонстрируют эффективное использование огромной глубины резкости, даваемой объективом Мир 47.

Широкоугольные объективы часто неправильно используются или выбираются по ошибочным причинам. Многие новички покупают действительно хороший объектив с широким углом, 50-миллиметровый (потому что кто-то посоветовал) и более длинный зум-объектив. Но самой большой ошибкой является непонимание того, как они работают, почему вам нужен конкретно каждый из них и для какой ситуации.

В этой статье мы рассмотрим широкоугольные объективы. Что они делают, как их использовать и как избежать следующих пяти наиболее распространенных ошибок, которые допускают фотографы.

  • Все на изображении находится на одинаковом расстоянии от объектива.
  • Отсутствует четкий объект съемки.
  • Широкоугольный объектив используется только для того, чтобы поместить больше объектов в кадр.
  • Съемка неудачных фотографий людей.
  • Съемка с широкоугольным объективом без причины.

Что такое широкоугольный объектив?

Технически это любой объектив, который имеет более широкий угол обзора, чем человеческий глаз. Еще во времена пленки 50-миллиметровый объектив считался "нормальным", потому что он дает картинку, которая ближе всего к той, которую видит человек. Теперь с "цифрой" это немного сложнее - 50 мм считается нормальным для полнокадровых камер, что соответствует приблизительно 35 мм для APS-C или кроп-сенсоров (для того же угла обзора).

Таким образом, фокусное расстояние которых превышает 50 мм (полный кадр) или 35 мм (APS-C), считаются широкоугольными объективами. Чем меньше фокусное расстояние, тем шире будет кадр, например; 15 мм, который является сверхшироким (полный кадр) или 10 мм (специальный объектив, сделанный только для камер APS-C). Еще более широкие объективы считаются объективами "рыбий глаз", при съемке изображение становится практически круглым.

Что делает широкоугольный объектив?

Широкоугольные объективы искажают предметы и улучшают перспективу: объекты, расположенные ближе к камере, кажутся более крупными, чем те, которые находятся дальше, даже если они одинакового размера в реальности.

Посмотрите на фотографию знака метро выше; обратите внимание, насколько больше его часть, расположенная ближе к камере, по сравнению с дальней. Это результат работы широкоугольного оптического объектива. То же самое видно на фотографии с Бруклинским мостом сверху и со зданиями ниже.

Давайте сравним изображения ниже, снятые при помощи широкоугольного и телеобъектива соответственно.

17-миллиметровый объектив на полнокадровой камере (для получения этого угла обзора вам нужно использовать 11 мм на APS-C)

75-миллиметровый объектив на полнокадровой камере (50-мм объектив на фотоаппарате APS-C даст вам примерно тот же угол обзора)

Посмотрите на размер трактора на двух изображениях. Обратите внимание, насколько визуально больше трактор на первом фото по сравнению с объектом на заднем плане. Посмотрите, как изменилось соотношение размеров на втором изображении? Трактор не двигался между снимками, расстояние между объектами тоже не менялось. Единственное, что изменилось - объектив, который использовал фотограф, а также расстояние между объектом и камерой.

5 ошибок начинающих при использовании широкоугольного объектива

  • Все на вашем изображении находится на одинаковом расстоянии от объектива

Чтобы использовать широкоугольный объектив правильно, вам нужен какой-то объект на близком расстоянии к объективу.


Это было снято с 24-миллиметровым объективом. Здесь отсутствует объект, потому что все элементы находятся на одном и том же расстоянии от камеры. Сравните с изображением трактора выше, особенно с широкоугольным снимком: трактор на нем буквально оживает

Теперь посмотрим на два изображения велосипеда ниже. На снимке слева нет ничего выделяющегося. По мере приближения переходит на велосипед. Фотограф находился всего лишь в нескольких дюймах от передней шины, когда делал второй снимок.

Вы не можете оставаться незаметным, когда занимаетесь широкоугольной съемкой. Чтобы сделать ваши снимки более интересными, иметь больше глубины и перспективы - вам нужно приближаться к снимаемым объектам. Попытайтесь найти объект на очень близком расстоянии к объективу, что-то еще на среднем расстоянии, а фон оставить еще дальше. Это придаст вашей фотографии глубины.

Изображение выше было снято с бедра (буквально), когда фотограф пересек улицу в Нью-Йорке. Готовое изображение было обрезано и обработано следующим образом.

Истинный Нью-Йорк - шумный центр деятельности. И перспектива, полученная при помощи широкоугольного объектива, переносит зрителя в самую гущу. Вы чувствуете хаос через фото?

Еще один пример.


Красивый восход солнца, но может показаться, что ему чего-то не хватает


Лучше всего добавить человека в кадр, близость к камере вносит глубину

  • В изображении нет четкого объекта

Эта ошибка тесно связана с первой. Когда все находится на равном расстоянии от объектива, . Как только вы приблизитесь, чтобы сделать объект в кадре более крупным, он начнет визуально выделяться.

В этих примерах фотограф начал с 17-мм и очень низкого угла съемки. Он хотел подчеркнуть перспективу через сходящиеся линии железнодорожных путей.


В первом снимке (выше) этого не удалось достичь, в нем нет четкого объекта, на котором бы зритель мог задержать взгляд. Затем фокус был сделан на гвозде, который торчал из доски. Вышло лучше, но потом обнаружился торчащий из гнилых досок желтый лист. Подсвеченный солнцем, он действительно выделялся на фото. Лист стал фокусной точкой изображения не только из-за своего размера в кадре, он яркого теплого цвета, не центрирован, а также на него определенным образом.

Какую историю вы хотите рассказать в своей фотографии?

Используйте все свои чувства, чтобы проникнуться тем, что происходит вокруг вас, когда вы фотографируете. Как вы можете связать это с вашим изображением?

Изображение выше было сделано в Базилике Нотр-Дам в Монреале.

Широкоугольный объектив был использован, чтобы сосредоточить больше внимания на статуях и кафедре и меньше - на главном алтаре. Глаз зрителя "идет" к ним из-за их размера в кадре.

Наконец, продумывайте композицию и освещение. Если объект съемки будет размещен не в центре, фотография будет интереснее. Убедитесь, что он хорошо освещен, а задний план не отвлекает зрителя.

  • Ошибка №3 - попытка вместить слишком много всего в кадр

Уличный продавец в Гаване, Куба; 17-миллиметровый объектив (полный кадр)

Выберите что-то интересное на прилавке, чтобы сфокусироваться, пока остальная его часть будет играть роль фона. Необходимо выбрать какой-то один объект, а не всю комнату, рынок или другое место. Ваш посыл будет разбавленным, если вы попытаетесь вместить как можно больше вещей в кадр.

Упрощайте - упрощайте - упрощайте. Часто в фотографии, меньше - это больше. Скажите больше с меньшим количеством вещей в своих изображениях. Посмотрите, насколько просты, но в то же время графичны, фотографии ниже?

  • Снимаете неудачные фотографии людей

Широкоугольные объективы искажают объекты в кадре. Таким образом, нос человека на фото будет удлиняться, челюсть будет торчать, а голова - выглядеть просто громадной!


17-миллиметровый объектив - не очень удачное фото модели

Такая съемка, как правило, не подходит большинству людей. Если вы хотите удачно сфотографировать человека, просто не используйте широкоугольный объектив. Вам нужно понять, какой эффект он будет производить на фото и использовать с мудростью.


35 мм - немного лучше


70 мм - другое дело. 85 мм является общим фокусным расстоянием для портретных фотографий. Лицо выглядит приятно, отображается меньше фона, внимание зрителя фокусируется на лице модели


160 мм - отлично подходит для съемки головы

Поэкспериментируйте со всеми объективами, которые у вас есть, подумайте, если бы фотографировали вас, то вы бы хотели в итоге получить изображение, снято с каким объективом? С ним и фотографируйте.

Используйте широкоугольный объектив, чтобы фотографировать людей, которые показывают свое окружение (вспомните владельца магазина в приведенном выше примере), добавьте веселья или даже немного юмора, расскажите историю. Но знайте, что это фото, вероятно, не будет лестным для модели.

Если вы намерены сделать лестный для модели портрет - выберите объектив чуть длиннее обычного в коротком телефото диапазоне (85-135 мм в полноэкранном режиме, 60-90 мм APS-C).


Широкоугольный вид показывает всю картину целиком. Это путеводитель и шаман в Перу, играющий в Мачу-Пикчу. Задний план в данном случае очень важен - он рассказывает часть истории


Юмор и широкоугольная съемка отлично сочетаются

Дети - очень важный объект съемки, с которыми вы можете немного повеселиться. Пусть в них проснется дух исследователей, и они приближаются к широкоугольному объективу. Это добавит ощущение игривости и веселья всем фотографиям.

  • Съемка с широкоугольным объективом хороша просто "потому что хороша"

Последняя ошибка заключается в использовании широкоугольного объектива только потому, что "он классный". Часто, когда люди покупают новый объектив, какое-то время только его и используют, причем где нужно и не нужно.

Успех с широким объективом

Выберите свой объектив, отталкиваясь от эффекта, который вы хотите получить в своих снимках.


Сходящиеся линии длинного коридора ведут зрителя к сцене

Подходите ближе, находите четко определенный и понятный объект съемки, не старайтесь поместить в кадр как можно больше вещей, правильно фотографируйте людей с широкоугольным объективом и принимайте осознанные решения о его использовании в целом.

Для начала давайте взглянем на некоторые сюрпризы и недостатки этого объектива.

  • Если правильно использовать этот объектив, вы можете заставить зрителя почувствовать себя в середине сцены.
  • Вы, как фотограф, можете стать гораздо ближе, чтобы получить фантастические картины. Если вы не можете достаточно приблизиться, забудьте о широком угле.
  • Этот объектив имеет свойство преувеличивать вещи, в том числе и предметы, и явления, и эмоции. Люди, лица, или местность – кажется, все это переполняет кадр, если его правильно составить и обработать.
  • Состав действительно имеет значение, когда дело касается этого объектива, минимальное передвижение с камерой и позиционирование самого себя внутри сцены может дать резкое изменение в фотографии. Избегайте захвата ног во время съемки при кадрировании.
  • Съемка портретов с широкоугольными объективами, конечно же, требует большого количества практики и определенного мастерства. Поверьте, даже профессионалы бывает, затрудняются получить достойный портретный снимок. Нужно взять во внимание, что человек может утратить пропорциональность и принять меры для предотвращения такого явления. Помните, что это не портретный объектив.

В этой статье мы обсудим с вами плюсы широкоугольной фотографии, а также некоторые интересные методы для съемки и негативные аспекты широкоугольных фото.


Искажение

Искажение в объективе вызывает дефект снимка. Практически не существует оптики, которая не вызывала бы некоторое количество искажений в изображении. Но когда речь идет о широкоугольных объективах, следует отнестись к этому моменту особенно внимательно. Как правило, в углах фотографии происходит растяжение, из-за которого объект или субъект теряет реальную форму и выглядит на снимке деформированным. Избежать этого довольно сложно, но можно все же использовать такой недостаток в пользу изображения. К тому же, этот вопрос легко решаем, если прибегнуть к более качественному оснащению. Существует много доступных методов, позволяющих исправить деформации при обработке кадров.


Фото: Todd & Sarah Sisson


Обрамление

Четко представляйте себе внутри чего находится ваш объект, то есть что его обрамляет. Идеальное размещение предмета – это центр кадра. Таким образом, можно избежать огромного количества искажений, которые характерны для углов снимка. К тому же, возникает более четкое представление о природе образа и получается отличная широкоугольная фотография.


Фото: Кевин Макнил


Позиция фотографа и состав кадра

Вы можете немного переместиться либо минимально наклонить камеру и при этом получить значительные изменения внутри кадра. Это хорошая возможность улучшить вид сцены. Для этого продолжайте экспериментировать и делайте больше пробных снимков, чтобы получить прекрасные результаты. Также пригодится способность к самоанализу и терпение.


Фото: Джаред Ропилато


Потрясающие примеры широкоугольных фотографий


Фото: Mac Danzig


Фото: Willie Huang


Фото: Джошуа Криппс


Фото: Филипп Иглсфилд


Фото: Chip Phillips


Фото: Michael Ryan


Фото: Брент Пирсон


Фото: Jason Theaker


Фото: Джеффри Шмид


Фото: Joserra Irusta


Фото: Джошуа Криппс


Фото: Ларс ван де Гур