Урок по истории (обществознание) "Правовые основы брака и семьи". Брак и семья: разграничение понятий Семья и брак обществознание

Семья - первичная ячейка общества, первый круг общения людей: здесь человек впервые вступает в общественные отношения - семейные отношения родителей и детей.

Семья - круг устойчивых отношений, основанных на браке между мужем и женой и на кровном родстве между родителями и детьми, братьями и сестрами. Члены семьи связаны общностью имущества и быта (совместное проживание и ведение домашнего хозяйства), моральной ответственностью и взаимопомощью. Семейные отношения, таким образом, и естественные (биологические), и общественные (социальные). Биология человека неизменна, но социальные отношения меняются, и вместе с ними меняются формы семьи.

В доисторические времена семья объединяла только кровных родственников: братьев, сестер, их детей. А мужья? Они не входили в кровнородственную семью. Два дружественных рода (семьи) заключали «брачный союз»: мужчины одного рода вступали в брачные отношения с женщинами другого рода. Такие отношения были непрочными, поэтому мужчины в женском роду принимались как гости, дети оставались в материнском роду. Со временем брачные отношения отдельных пар стали более устойчивыми, появляется первый, еще очень слабый элемент избирательности. Однако мужчины - по-прежнему гости в роду своих брачных партнеров. Они, мужчины, принадлежат другому союзному роду. Кровнородственную семью возглавляла женщина, и соответствующий исторический период называется матриархатом.

Патриархальная семья

С появлением частной собственности и накоплением богатств возник вопрос о наследовании. Для мужчины было важно устранить все сомнения относительно происхождения его наследников. Возникает патриархальная семья, где власть главы семьи распространяется на жену (или нескольких жен), детей, домашних рабов и рабынь. Патриархальная семья существовала не только, скажем, в рабовладельческом Риме, но и в российской дореволюционной деревне. Здесь, конечно, не было рабов, но были сыновья, их жены, их дети, незамужние дочери, престарелые немощные родители. Патриархальная семья осуществляла производительную функцию как основная единица сельскохозяйственного производства.

В Средние века формируется моногамная (единобрачная) семья, с устойчивой связью между мужем и женой. В такой семье власть мужчины становится менее жесткой, женщина получает более почетное и свободное положение. С развитием промышленности и городов семья утрачивает свои производственные функции, она занята теперь воспитанием детей, организацией быта и потребления.

Нуклеарная семья

Утрата семьей производственной функции ускорила процесс суживания семьи, ее дробления, избавления от «лишних» родственников, которые, впрочем, сами рады зажить своей семьей. Сегодня большинство семей состоят из мужа, жены и их детей, чаще всего несовершеннолетних. Такая семья называется нуклеарной (от лат. nucleus - ядро). Глубокие перемены внутрисемейных отношений в индустриальных и постиндустриальных странах произошли в течение XX века в связи с сильно изменившимися положением и ролью женщины в обществе. Народному хозяйству потребовался женский труд, и женщина получила свой, независимый от мужа источник существования. Ее экономическая зависимость от мужа либо ослабевает, либо упраздняется вообще. Женщина получила свободу распоряжаться своей судьбой. Теперь ее удерживают в браке общие дети, духовная и сексуальная близость с мужем, его сердечное уважительное отношение к ней, готовность снять с ее плеч часть домашних забот.

Во второй половине XX века происходит коренная ломка ряда этических семейных ценностей, изменяется этика семейных отношений. Во-первых, падает ценность и даже непреложность официально зарегистрированного брака; возникает много семей, где муж и жена не регистрируют брак, полагая, что таким образом они сохраняют свободу. Такие семьи могут быть и мимолетными, и очень прочными. Во-вторых, сдан в архив моральный принцип, согласно которому жена отдана мужу, а муж - жене на всю жизнь. Даже церковь вынуждена отказаться от данного принципа. Сегодня Анна Каренина спокойно ушла бы от мужа к Вронскому, и никто ее не осудил бы. В-третьих, изменилось отношение к внебрачным сексуальным отношениям, они перестали быть запретными. Одновременно по-новому общество смотрит на женщин, имеющих внебрачных детей, и на самих таких детей. Матери-одиночки не подвергаются осуждению, а их дети никак не ущемляются в общественном положении. Подрывают или укрепляют подобные кардинальные изменения прочность семьи? И подрывают, и укрепляют. Подрывают семьи, основанные не на свободном выборе супругов, а на какой-то зависимости одного супруга от другого. Таким семьям в новых условиях трудно сохраниться. Напротив, семьи, возникшие по свободному выбору супругов, не испытывают никакого давления на разрыв со стороны внешних обстоятельств.

Массовый распад семей в настоящее время - всемирный феномен. В некоторых странах число разводов равно числу браков. В чем причины такого явления? Помимо уже указанных причин, назову следующие.

Во-первых, в современных условиях молодой человек раньше, чем когда-то его родители, вступает в самостоятельную жизнь. В странах Западной Европы дети, едва достигнув 17-18 лет, покидают родительский дом и живут самостоятельной жизнью. Они заключают скороспелые браки, которые чаще всего распадаются через короткое время.

Во-вторых, распространены всякого рода социальные пороки, в частности пьянство и наркомания. Многие, страдающие такими пороками, делают семейную жизнь невыносимой. Из-за пьянства мужа или жены, например, распадается множество семей.

В-третьих, основные интересы многих супругов лежат не в семье, а вне ее: на службе, в делах, в общественной деятельности. Семья, дом становятся только «спальней», что отчуждает супругов друг от друга.

Кризис семейных отношений особенно сказывается в демографическом плане: Россия вымирает, то есть число умерших людей превышает число родившихся. У нас в среднем на семью приходится полтора ребенка, а для поддержания равновесия населения нужно 2,3. Последствия могут быть катастрофическими: страна с малочисленным населением не сможет удержать огромные территории; вскоре может образоваться дефицит трудоспособного населения; детей и стариков некому будет кормить.

Общество и государство заинтересованы в укреплении семьи, так как от нее во многом зависит благополучие и процветание общества. Задачу защиты и укрепления семьи решает семейное законодательство.

Вопрос

Составьте бюджет вашей семьи:

  • а) по источникам доходов;
  • б) по статьям (направлениям) расходов: питание, одежда, квартира, культура.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Можгинского района МСБОУ «Пычасская средняя общеобразовательная школа»

Семья и брак

Методическая разработка для учащихся

11 класса

С применением метода ситуационной задачи

Дисциплина Обществознание

с. Пычас– 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Системно-деятельностный подход, заложенный в идеологии нового ФГОС, изменяет подход в образовании: он требует перехода от изолированных понятий учебных предметов к включению содержания образования в контекст решения обучающимися жизненных задач. В связи с этим важнейшим методическим ресурсом обновления содержания образования являются ситуационные задачи для обучения ключевым компетенциям, умению решать жизненные проблемы с помощью предметных знаний.

Данный тип задач является инновационным инструментарием, формирующим как традиционные предметные образовательные результаты, так и новые – личностные и метапредметные результаты образования. Ситуационные задачи – это задачи, позволяющие учащемуся осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка. Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер, но для ее решения необходимо конкретное предметное знание. Кроме этого, такая задача имеет не традиционный номер, а красивое название, отражающее ее смысл. Обязательным элементом задачи является проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы учащемуся захотелось найти на него ответ.

Решение ситуационных задач, базирующихся на привлечении учащихся к активному разрешению учебных проблем, тождественным реальным/жизненным, позволяет обучающемуся овладеть умениями быстро ориентироваться в разнообразной информации, отыскивать информацию, необходимую для решения проблемы, и, наконец, научиться активно, творчески пользоваться своими знаниями.

Курс обществознания, как никакой другой, связан с разрешением жизненно важных проблем для подростка. Тема «Семья и брак» позволяет проблему поиска своего места в обществе, актуальную для подросткового возраста, рассмотреть с позиции объективных и субъективных возможностей и устремлений, сделать ее личностно значимой.

Тема: Семья и брак.

Количество часов : 1 академический час

Тип: Изучение нового материала.

Форма реализации: Решение ситуационной задачи

Цели:

Образовательная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

Развивающая: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов – семья, брак, патриархальная семья, нуклеарная семья, расширенная семья;

Воспитательная : осмысление ценности семьи, семейных отношений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

Задачи:

Личностные – формирование умений применять знания по обществознанию для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе;

Метапредметные – владение умениями работать с информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

Предметные – способность применять понятийный аппарат обществоведческого знания и приемы анализа для раскрытия сущности понятий.

Основные понятия: семья, брак, функции семьи.

Ход

  1. Организационный момент (10 мин.). Постановка и обсуждение личностно-значимого вопроса. Ознакомление с порядком работы и оценки ситуационной задачи.
  2. Изучение нового материала по материалам ситуационной задачи (20 мин.). Задание: изучить информацию самостоятельно и выполнить задания для работы с данной информацией (ознакомление, понимание, применение, анализ, синтез).
  3. Подведение итогов занятия, домашнее задание (15 мин.) По желанию учащиеся зачитывают свое эссе. В качестве домашнего задания выполнить этап ситуационной задачи «оценка результатов работы».

Ситуационная задача

Название задачи

Семья - это кристалл общества

В. Гюго

Личностно-значимый познавательный вопрос

По статистике, 85 % молодёжи стремятся вступить в брак и завести семью. Свой выбор они объясняют тем, что именно в семье осуществляется преемственность поколений и формируется личность ребёнка.

А что вы думаете по этому поводу? Каковы функции семьи? Как ваша семья повлияла на ваше формирование?

Информация по данному вопросу:

Текст 1. Семья, как малая группа – это основанное на браке, кровном родстве или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью.

Семья, как социальный институт – это объединение, которое характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками. (Словарь обществоведческих терминов).

Текст 2.

Из работы русского педагога, писателя, журналиста А.Н. Острогорского «Образование и воспитание»

«В младенческие годы и весь дошкольный период человек воспитывается почти исключительно семьёй. Здесь зарождаются его симпатии, потребности, идеалы… Но жизнь семьи, её нравы, весь склад её, в свою очередь, являются отражением жизни всего общества. В семью приносятся и здесь переживаются общественные успехи и неудачи. Семья никак не может оградиться от жизни, и воспоминания лиц, переживших в молодые годы вторжение неприятеля, голодовку, всегда содержат рассказ о глубоких следах, оставленных в них пережитыми впечатлениями. Но и, помимо таких крупных событий, обыденная жизнь неизбежно отражается на складе семейной жизни. Живёт в общественной жизни доброжелательство, взаимное доверие – и семьи живут дружно. Складывается общественная жизнь не по-человечески, по принципу борьбы за существование, - и в семьях начинают грызться, вместо любви слышится отстаивание своих прав.

Текст 3.

По составу семьи бывают расширенные и нуклеарные. Расширенные семьи состоят из супружеской пары с детьми и родственников мужа или жены, проживающих в одном доме и ведущих общее хозяйство. В нуклеарной семье проживают два поколения – родители и дети.

Текст 4.

В германской «Песне о Нибелунгах» героиня в ответ на заявление Гунтера, что он просватал ее за некого рыцаря, заявляет: «Вам не нужно меня просить: как Вы прикажете, так я всегда буду поступать. Кого Вы, государь, дадите мне в мужья, с тем я охотно обручусь».

Фрагменты из русского «Домостроя»:

«Казни сына своего от юности его, и даст красоту душе твоей. И не ослабляй, бия младенца: аше то жезлом биеши его, не умрет, но здравее будет... Дщерь ли имаши: положи на них грозу свою».

«Жены мужей своих вопрошают о всяком благочинии... И что муж накажет, то с любовью принимати, со страхом внимати и тюрити по его наказанию».

Текст 5.

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Л.Н. Толстой)

«Главный замысел и цель семейной жизни – воспитание детей. Главная школа воспитания – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери» (В.А. Сухомлинский)

«Брачный союз – первая ступень человеческого общества» (Цицерон)

«Добродетель родителей – большое приданое» (Гораций)

«Социальный статус родителей человека обычно оказывает небольшое непосредственное воздействие на его профессиональные достижения» (Л. Бернэ)

“Жениться – это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности” (Шопенгауэр)

«Есть много способов сделать карьеру, но самый верный из них – родиться в нужной семье» (Д. Трамп)

Текст 5.

Семья выполняет множество функций:

  1. Репродуктивная функция, т.е. биологическое воспроизводство человека
  2. Социально-статусная функция, связанная с наследственной передачей ребёнку статуса семьи
  3. Экономическая и хозяйственно-бытовая функция – удовлетворение материальных потребностей членов семьи
  4. Эмоциональная функция, основанная на потребности человека в любви, заботе
  5. Функция сексуального регулирования
  6. Функция социализации детей, т.е. подготовка к выполнению необходимых социальных ролей и адаптации в обществе.

Задания для работы с данной информацией

Ознакомление

Составьте графический организатор по теме «Семья»

Понимание

Какая социальная функция семьи в центре внимания А.Н. Острогорского? Как он характеризует влияние общества на семью? Как вы думаете, почему данный текст, написанный около ста лет назад, не потерял своей актуальности?

Применение

Вспомните описание семьи Ростовых в романе «Война и мир» и описание уклада семьи Кабановых в пьесе «Гроза». Сравните эти семьи с точки зрения основных функций семьи. Подумайте, как могла бы сложиться жизнь Катерины, если бы она выросла в другой семье?

Анализ

Проанализируйте свою настоящую семью. Из чего складываются взаимоотношения в ней? Какие составляющие не зависят, а какие зависят от вашей воли? Запишите ответ в виде схемы.

Синтез

Изложите в форме эссе ваше мнение по вопросу «Влияние моей семьи на мое жизненное самоопределение».

Оценка результатов работы (домашнее задание)

Матрица оценивания выполнения ситуационных задач

(пример)

Список учащихся

1. Ознакомление: нахождение необходимой информации в текстах СЗ для выполнения заданий и вопроса

2. Понимание: освоение смыслов в найденной информации

3. Применение: предложение способа выполнения, решения в стандартных ситуациях

4. Анализ: перенос информации в новую ситуацию: выявление проблем, взаимосвязей

5. Синтез: создание из различных идей нового продукта или плана

6. Оценка: оценивание продуктов, материалов, идей на основе определённых критериев

Итого

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

презентация по обществознанию Социология. Семья. Право. Брак. (Подготовка к ЕГЭ по обществознанию) Кодификатор: 3.10. Семья и брак 5.10. Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака Кривоногова Е.Н учитель истории I квалификационной категории

2 слайд

Описание слайда:

Семья – общность людей, основанная на единой общесемейной деятельности, супружеских узах, осуществляющая воспроизводство населения, преемственность поколений и социализацию детей. Семья как социальный институт - деятельность которого направлена на удовлетворение ряда важнейших человеческих потребностей Семья как малая социальная группа - основана на браке и кровном родстве, связана общностью быта и взаимной ответственностью.

3 слайд

Описание слайда:

Функции семьи: репродуктивная - биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение рода хозяйственно-экономическая - включает питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета; регенеративная - (лат. regeneratio - возрождение, возобновление). Означает наследование статуса, фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных драгоценностей; образовательно-воспитательная - (социализация). Состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях; сфера первоначального социального контроля - моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, их деятельность; рекреативная - (лат. recreatio - восстановление). Связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи. духовного общения - развития личностей членов семьи, духовное взаимообогащение; социально-статусная - предоставление определённого социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры; психотерапевтическая (эмоциональная) - позволяет членам семьи удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.

4 слайд

Описание слайда:

1. Установите со­от­вет­ствие между функ­ци­я­ми семьи и их проявлениями: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца. 21231 ПРОЯВЛЕНИЯ ФУНК­ЦИЙ СЕМЬИ ФУНКЦИИ СЕМЬИ А) рас­пре­де­ле­ние се­мей­ных обязанностей Б) сов­мест­ное про­ве­де­ние досуга В) пла­ни­ро­ва­ние се­мей­но­го бюджета Г) пе­ре­да­ча тра­ди­ций и ценностей Д) сня­тие пси­хо­ло­ги­че­ских на­гру­зок 1) рекреационная 2) хозяйственно-экономическая 3) вос­пи­та­тель­ная А Б В Г Д

5 слайд

Описание слайда:

Классификация семей по типам 1. Характер распределения домашних обязанностей: – Патриархальная (традиционная) семья – домашние обязанности выполняет в основном женщина, но ответственность за семью перед обществом и основная власть принадлежат мужчине. – Коллективистская (партнёрская) - обязанности выполняют супруги совместно или по очереди. 2. В зависимости от структуры родственных связей: – Расширенная семья – сложная семья, включающая в себя представителей нескольких поколений родственников (прародителей – дед, бабушка, родителей – мать, отец, детей – сын, дочь и др.). – Нуклеарная семья – состоящая из двух поколений – родителей и детей. 3. В зависимости от количества детей в семье: - бездетные; - малодетные (1–2 ребенка); - многодетные (3 и более детей). 4. В зависимости от численного состава: - неполные (семьи с детьми, но без одного или обоих родителей), - полные.

6 слайд

Описание слайда:

Классификация семей по типам 1. Характер воспитания: - Авторитарная - основывается на авторитете родителе. - Либеральная - строится на самоопределении личности независимо от традиций, привычек. - Демократическая - характеризуется постепенным формированием у ребёнка такой черты, как сопричастность к судьбам других людей.

7 слайд

Описание слайда:

2. Установите со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и ти­па­ми семей: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца. 21122 ПРИМЕРЫ ТИПЫ СЕМЕЙ A) жена граж­да­ни­на К. ре­ши­ла получить ещё одно образование, и супруги договорились, что муж возь­мет большую часть забот по дому на себя, чтобы жена могла сов­ме­щать учёбу с работой Б) в семье С. всю ра­бо­ту по дому вы­пол­ня­ет жена; муж считает, что он за­ра­ба­ты­ва­ет деньги, а обя­зан­ность жены - до­маш­ние дела B) отец се­мей­ства решил от­пра­вить сына учить­ся в ка­дет­ский корпус, а воз­ра­же­ния матери оста­вил без внимания Г) на се­мей­ном совете было решено, что жена по­едет в от­пуск с подругой, а муж оста­нет­ся дома и займётся ре­мон­том квартиры Д) муж и жена ре­ши­ли потратить деньги, от­ло­жен­ные на сов­мест­ный летний отдых, на путёвку в са­на­то­рий для ба­буш­ки жены 1) патриархальная 2) партнёрская А Б В Г Д

8 слайд

Описание слайда:

3. Установите со­от­вет­ствие между по­треб­но­стя­ми общества и со­ци­аль­ны­ми институтами, ко­то­рые эти по­треб­но­сти удовлетворяют: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца. 12221 ПОТРЕБНОСТИ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ A) по­треб­ность в пер­вич­ной социализации под­рас­та­ю­ще­го поколения Б) по­треб­ность в без­опас­но­сти и со­ци­аль­ном порядке B) по­треб­ность в обес­пе­че­нии управления Г) по­треб­ность в ко­ор­ди­ни­ро­ва­нии общественных про­цес­сов Д) по­треб­ность в вос­про­из­вод­стве населения 1) ин­сти­тут семьи и брака 2) ин­сти­тут государства А Б В Г Д

9 слайд

Описание слайда:

С институтом семьи тесно связан другой общественный институт - институт брака, чаще всего именно брачная пара составляет основу семьи. В социологии брак - исторически изменяющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, упорядочивающая половые отношения. В юридическом смысле брак - добровольный и свободный союз женщины и мужчины, заключенный в установленном законом порядке, направленный на создание семьи и порождающий взаимные личные, а также имущественные права и обязанности супругов. В соответствии с Семейным кодексом РФ признается только юридически оформленный, заключенный и зарегистрированный в органах записи актов гражданского состояния брак.

10 слайд

Описание слайда:

Семья Брак = Брак – официально зарегистрированные государством (церковью) семейные отношения Возможна семья без заключения брака Возможен брак без цели создания семьи (фиктивный брак)

11 слайд

Описание слайда:

Условия, необходимые для заключения брака: а) взаимное добровольное согласие вступающих в брак; б) личное участие в подаче заявления, регистрации брака; в) достижение брачного возраста, т. е. 18 лет; при наличии уважительных причин (беременность невесты) по просьбе брачующихся брачный возраст может быть снижен до 16 лет, в некоторых субъектах РФ, например, в Ростовской области, возможно вступление в брак с 14 лет. Для несовершеннолетних обязательно письменное согласие родителей, либо лиц, их заменяющих; г) ни один из вступающих в брак не должен быть признанным судом недееспособным вследствие психического расстройства; д) отсутствие другого зарегистрированного брака у лиц, вступающих в брак; е) отсутствие близкого родства между лицами, вступающими в брак. Запрещен брак между родителями и детьми, внуками и дедушками, бабушками, между родными братьями и сестрами, между усыновленными и усыновителями.

12 слайд

Описание слайда:

Задание 25 (ЕГЭ) 4. Какой смысл юристы вкладывают в понятие «гражданский брак»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение содержащее информацию об условиях заключения брака, и одно предложение, раскрывающее особенности имущественных прав супругов. Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты 1) смысл по­ня­тия, на­при­мер: «Гражданский брак - это форма отношений между мужчиной и женщиной, когда они живут вместе, ведут совместное хозяйство, их отношения узаконены юридически, но не в церкви.»; 2) одно пред­ло­же­ние с ин­фор­ма­ци­ей об условиях заключения брака, опи­ра­ю­щей­ся на зна­ния курса, на­при­мер: «Одним из условий заключения брака является взаимное добровольное согласие мужчины и женщины на вступление в брачные отношения»; (Могут быть со­став­ле­ны дру­гие пред­ло­же­ния, со­дер­жа­щие ин­фор­ма­цию об условиях заключения брака 3) одно пред­ло­же­ние, рас­кры­ва­ю­щее с опо­рой на зна­ние курса особенности имущественных прав супругов, на­при­мер: «Имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также вещи индивидуального пользования являются их личной собственностью и при разводе не разделяется».

13 слайд

Описание слайда:

Основания признания брака недействительным: а) несоблюдение лицами, вступившими в брак, установленных законом условий его заключения; б) сокрытие лицом, вступающим в брак, наличия венерической болезни или ВИЧ-инфекции; в) заключение фиктивного брака, т.е. без намерения создать семью. Существует два порядка расторжения брака: 1. В органах записи актов гражданского состояния (упрощенный порядок) 1) при взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей; 2) по заявлению одного из супругов, если другой супруг признан судом безвестно отсутствующим, недееспособным или осужденным за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет. Расторжение брака в этих случаях производится независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей. 2. В суде 1) в случае возникновения споров между супругами при расторжении брака в органах ЗАГСА (например, о разделе имущества) таковые рассматриваются судом; 2) при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей, за исключением отмеченных выше случаев; 3) при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака; 4) если один из супругов уклоняется от расторжения брака в органах загса, хотя и не возражает против такого расторжения (например, отказывается подать соответствующее заявление и т. п.). Законом установлен ряд ограничений прав мужа на предъявление требований о расторжении брака (в частности, он не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка). Расторжение брака производится в случае, если судом будет установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи невозможны. При этом суд вправе принимать меры по примирению супругов. При наличии взаимного согласия на расторжение брака супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей, суд расторгает брак без выяснения мотивов развода.

14 слайд

Описание слайда:

Задание 26 (ЕГЭ) 5. Назовите и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ра­ми любые три ос­но­ва­ния при­зна­ния брака недействительным, преду­смот­рен­ные Се­мей­ным ко­дек­сом РФ. ОТВЕТ: 1) если брак заключён между лицами, из ко­то­рых хотя бы одно лицо уже со­сто­ит в дру­гом за­ре­ги­стри­ро­ван­ном браке (Михаил, на­хо­дясь за пре­де­ла­ми РФ, всту­пил в брак, со­стоя в дру­гом браке, за­ре­ги­стри­ро­ван­ном в РФ); 2) брак заключён между близ­ки­ми род­ствен­ни­ка­ми (Алексей и Свет­ла­на за­клю­чи­ли брак, яв­ля­ясь еди­но­кров­ны­ми бра­том и сестрой); 3) брак заключён между усы­но­ви­те­лем и усыновлённым (Владимир за­клю­чил брак с удочерённой им Ниной); 4) хотя бы один из всту­пив­ших в брак был при­знан не­дее­спо­соб­ным (Ксения, объ­яв­лен­ная судом недееспособной, всту­пи­ла в брак с Николаем); 5) брак был заключён без цели со­зда­ния семьи (Павел всту­пил в брак с Ва­лен­ти­ной с целью по­лу­че­ния ре­ги­стра­ции в г. Москве (Проживать и вести сов­мест­ное хо­зяй­ство с Ва­лен­ти­ной после за­клю­че­ния брака отказывался).

15 слайд

Описание слайда:

Задание 26 (ЕГЭ) 6. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основания для расторжения брака в судебном порядке. ОТВЕТ: 1) наличие у супругов общих несовершеннолетних детей (Иван и Елена подали заявление о расторжении брака по обоюдному согласию. Так как у супругов есть общая дочь, 6-летняя Вера, брак будет расторгнут в судебном порядке); 2) отсутствие согласия одного из супругов на расторжение брака (Валентина подала заявление о расторжении брака с Михаилом. Так как Михаил возражает против расторжения брака, дело о расторжении брака будет рассматриваться судом, который изучит возможность примирения супругов и сохранения семьи); 3) уклонение одного из супругов от расторжения брака в органах ЗАГС (Ирина подала в ЗАГС заявление о расторжении брака с Владимиром. У супругов нет общих детей, и Владимир не возражает против расторжения брака, но не является в ЗАГС для расторжения брака. В связи с уклонением Владимира от расторжения брака в ЗАГСе дело о расторжении брака будет рассмотрено в судебном порядке).

16 слайд

Описание слайда:

Задание 26 (ЕГЭ) 7. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три обстоятельства, препятствующие заключению брака, предусмотренные Семейным кодексом РФ. Ответ: 1) пребывание в другом зарегистрированном браке (Фёдор предложил Светлане выйти за него замуж, однако, поскольку Светлана состояла в браке, то брак между ней и Фёдором не мог быть зарегистрирован до официального расторжения предыдущего брака Светланы); 2) близкое родство (Иван и Софья не могут вступить в брак, так как являются братом и сестрой); 3) не допускаются браки между усыновителями и усыновлёнными (удочерёнными) (Семён не может вступить в брак с удочерённой им Екатериной, несмотря на отсутствие между ними кровного родства); 4) недееспособность лица в результате психического расстройства (Николай и Тамара не могут зарегистрировать брак, так как Николай был признан судом недееспособным в результате психического расстройства).

17 слайд

Описание слайда:

Личные неимущественные права и обязанности супругов Личные права и обязанности супругов регламентируются ст. 31 и 32 СК РФ. Под такими правами и обязанностями понимают права и обязанности супругов по поводу нематериальных благ, урегулированные нормами семейного права. Личные неимущественные права и обязанности: супругов имеют следующие особенности: а) возникают только после регистрации брака; б) лишены экономического содержания; в) возможны только между супругами; г) неотчуждаемы и непередаваемы; д) не могут быть предметом соглашений между супругами, в том числе посредством брачного договора.

18 слайд

Описание слайда:

Личным неимущественным правам супругов относятся: 1) право на свободный выбор каждым из супругов рода занятий и профессии 2) право на свободный выбор места жительства 3) право на свободный выбор места пребывания 4) право на совместное решение вопросов семейной жизни 5) право на выбор фамилии при заключении и расторжении брака 6) право супруга на расторжение брака (п. 2 ст. 16 СК РФ) 7) право каждого супруга давать согласие на усыновление ребенка другим супругом (п. 1 ст. 133 СК РФ).

19 слайд

Описание слайда:

Имущественные права супругов права, регулирующие отношения по поводу супружеской собственности. права, регулирующие отношения по поводу взаимного материального содержания. Имущественные права определяются: законом или брачным договором. Супружеская собственность = совместная собственность: - имущество, нажитое супругами во время брака (посуда, мебель, бытовые техника, автомобиль, жильё, доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, пенсии, денежные вклады, ценные бумаги); - имущество, нажитое каждым из супругов до вступления в брак, если в период брака в это имущество были вложены средства, существенно увеличившие его стоимость. Собственность каждого из супругов: - имущество, нажитое до вступления в брак (если супруги не производили в это имущество вложений, увеличивших его стоимость); - вещи личного пользования (за исключением драгоценностей и других предметов роскоши); - награды и подарки (даже если они сделаны другим супругом); - имущество, полученное во время брака по праву наследования и по безвозмездным - - сделкам (по договору дарения). Раздел имущества при расторжении брака: 1) подлежит разделу в равных долях исключительно общее, совместное имущество; 2) не подлежат разделу вещи, приобретённые для удовлетворения потребностей несовершеннолетних детей. И денежные вклады на имя общих несовершеннолетних детей.

20 слайд

Описание слайда:

Брачный договор – соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее только имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения. Особенности: 1) Заключается (до регистрации или в период брака) в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению. 2) Может быть заключён только при обоюдном добровольном согласии супругов. Расторжение брачного договора не ведёт к прекращению брачного договора, но расторжение брака ведёт к прекращению брачного договора. Устанавливает: - режим совместной, долевой или раздельной собственности на всё имущество супругов, на отдельные его виды или на имущество каждого из супругов; - права и обязанности супругов по взаимному содержанию; - способы участия в доходах друг друга и порядок несения каждым из супругов семейных расходов; - какое имущество и в каких долях должно быть передано каждому из супругов в случае расторжения брака. Не может устанавливать: - ограничивать правоспособность или дееспособность супругов; - ограничивать право супругов на обращение в суд за защитой своих прав; - регулировать личные неимущественные отношения между супругами, их права и обязанности в отношении детей; - предусматривать положения, ограничивающие право нетрудоспособного нуждающегося супруга на получение содержания; - включать другие условия, которые ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение или противоречат основным началам семейного законодательства.

21 слайд

Описание слайда:

Задание 27 (ЕГЭ) 8. Матвей и Арина решили заключить брачный договор. Матвей настаивал на включение в договор пункта, запрещающего жене поступать на работу без разрешения мужа. Нотариус отказался удостоверять брачный договор именно из-за этого пункта. Правомерны ли действия нотариуса? Ответ поясните. Назовите любые два аспекта отношений между супругами, которые могут быть определены в брачном договоре. ОТВЕТ: 1. ответ на вопрос: действия нотариуса правомерны; 2. пояснение, например: это положение брачного договора ограничивает конституционное право гражданина РФ, т.е. речь идёт об ограничении правоспособности; брачный договор не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов; 3. два аспекта; супруги могут определить в брачном договоре: − свои права и обязанности по взаимному содержанию; − способы участия в доходах друг друга; − порядок несения каждым из них семейных расходов; − определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака; − любые иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов.

22 слайд

Описание слайда:

Задание 27 (ЕГЭ) 9. Супруги, граж­да­не РФ, Фрол и Ак­си­нья ре­ши­ли за­клю­чить брач­ный договор. Фрол на­ста­и­вал на вклю­че­ние в до­го­вор пунк­та о том, чтобы жена обя­за­тель­но со­об­ща­ла ему о всех своих те­ле­фон­ных переговорах, рас­ска­зы­ва­ла ему их содержание, а также со­дер­жа­ние почтовых, те­ле­граф­ных и про­чих сообщений. Но­та­ри­ус от­ка­зал­ся удо­сто­ве­рять брач­ный до­го­вор имен­но из-за этого пункта. Пра­во­мер­ны ли дей­ствия нотариуса? Ответ поясните. На­зо­ви­те любые два ас­пек­та от­но­ше­ний между супругами, ко­то­рые могут быть опре­де­ле­ны в брач­ном договоре. ОТВЕТ: 1. Действия нотариуса правомерны. 2. Пояснение. Брачный договор определяет имущественные права и обязанности супругов в браке и в случае его расторжения. Он не может ограничивать правоспособность и дееспособность супругов, содержать положения, ставящие одного из супругов в неблагоприятное жизненное и правовое положение. 3. Брачный договор - может устанавливать режим раздельной собственности на все имущество супругов; - может регулировать порядок раздела имущества в случае развода; - может регулировать права собственности в отношении будущего имущества супругов.

23 слайд

Описание слайда:

Задание 27 10. Граждане РФ Анастасия и Дмитрий накануне регистрации брака решили заключить брачный договор. По обоюдному согласию они включили в него пункты о правах и обязанностях в отношении своих будущих детей, о способах участия в доходах друг друга, о порядке несения каждым супругом семейных расходов, а также пункт об обязанности супруги обязательно согласовывать с супругом все вопросы, связанные с её трудоустройством. Нотариус, к которому они обратились за удостоверением брачного договора, указал на необходимость исключить два пункта. О каких пунктах из перечисленных выше идёт речь? Свой ответ обоснуйте. Какое условие необходимо, чтобы составленный в письменной форме и удостоверенный у нотариуса брачный договор вступил в силу? ОТВЕТ: 1) два пункта: - о правах и обязанностях в отношении своих будущих детей; - об обязанности супруги обязательно согласовывать с супругом все вопросы, связанные с её трудоустройством; 2) объяснение, например: брачный договор регулирует только имущественные отношения супругов; (Объяснение может быть приведено в иной, близкой по смыслу формулировке.) 3) условие: государственная регистрация брака

24 слайд

Описание слайда:

Литература и интернет ресурсы ЕГЭ 2018. Обществознание. 50 тренировочных вариантов экзаменационных работ. Баранов П.А., Шевченко С.В. М.: 2017. - 486 с. Обществознание: ЕГЭ-учебник / П.А. Баранов, С.В. Шевченко / Под ред. П.А. Баранова. – М.: АСТ: Астрель, 2014. ЕГЭ 2017. Обществознание. Практикум. Экономика. Социология. Королькова Е.С., Рутковская Е.Л. М.: 2017. - 144 с. ЕГЭ 2017. Обществознание. Практикум. Политика. Право. Королькова Е.С. М.: 2017. - 144 с. https://soc-ege.sdamgia.ru/ РЕШУ ЕГЭ обществознание

Цель : определить социальные и правовые аспекты семьи и брака

Задачи:
- разобраться в классификации типов семейных структур (тип семьи);
- выяснить условия для заключения и расторжения брака, определить личные и имущественные права и обязанности супругов;
- упорядочить знания в области прав и обязанностей родителей и детей.

Вопрос: почему царь сделал именно такой выбор (мнение юношей, мнение девушек, мнение взрослых)?
Всё сказанное вами имеет место быть. Действительно, причины разные, а цель одна – создание семьи.
И тема нашего урока «Семья и брак».
Называю цель урока, задачи урока.

Ещё Лев Николаевич Толстой писал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». И действительно, где мы проводим большую часть своей жизни? Конечно же, в семье! Я не думаю, что Лев Толстой был абсолютно счастливым человеком, но исходя из его цитаты, я точно уверен, что он знал тропинку, которая ведёт нас к счастью! У каждого она своя. И для её поиска необходимо опереться на многовековой опыт жизни человека в семье. А что же такое семья?

Семья - это...
Каковы же функции семьи в современном мире (самостоятельная работа учащихся с курсом лекций)? Из документа лекции «Семья и брак» выделите и кратко охарактеризуйте функции семьи.
Ответы учащихся.
Что же даёт семья человеку, государству?

За всю многовековую историю семьи существовали её различные типы. Остановимся на тех, которые распространены в настоящее время.

Объяснение слайда. Все названные типы семейных структур объединяет нечто общее. Это брак. И в большинстве своём - законый, т.е. зарегистрированный в органах ЗАГСа.
Работа по парам с текстом семейного кодекса РФ.

Группа 1. Задание (pdf)
- Каковы условия заключения брака (ответ ученика)?
- Назовите обстоятельства, препятствующие заключению брака (ответ ученика).

Группа 2 (без слайда) Задание (pdf)
- Назовите основания для прекращения брака.
- Перечислите условия расторжения брака в ЗАГСе, суде.

Группа 3 (без слайда). Задание (pdf)
- Укажите личные права супругов.
- Назовите возможные варианты выбора фамилии.

Группа 4. Задание (pdf)
Законный режим имущества супругов.

Группа 5 (без слайда). Задание (pdf)
- Что такое брачный договор?
- Каких положений не может содержать Брачный договор?

Группа 6. Задание (pdf)
Права несовершеннолетних детей (сами права высвечиваются после ответа ученика). Затем «выходят» сразу Права и обязанности родителей.
- Статья 61 ч. 1
- Статья 63 ч. 1, 2
- Статья 64 ч. 1
- Статья 65 ч. 2

Выходит план урока.

Самостоятельная работа учащихся с тестом.
Итоговый тест (pdf)

1 ученик работает на компьютере (тест в электронном варианте, диск Обществознание).

Выставляю оценки. Д/з.

Рассказываю притчу.
«В знак благодарности за исцеление шах предложил лекарю одну из своих трёх жён. Прежде чем сделать выбор доктор решил задать девушкам простой вопрос: «Сколько будет дважды два?»
Первая ответила:
- Четыре.
- Умная, с такой не пропадёшь, - подумал лекарь.
- Пять, - сказала вторая.
- Щедрая, и это прекрасно, - промелькнула мысль у доктора.
- Три, - третья ответила.
- Экономная, и это тоже нужно».

Как вы думаете, какую из трёх девушек выбрал себе в жёны доктор? (выслушиваем разные ответы учеников)
- А выбрал он - красивую.

Затем «выплывают» слова «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
Мои заключительные слова: Желаю вам счастья и не забывать, ставшее крылатым выражение Л. Толстого «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

— это основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак — это исторически изменяющаяся социальная форма отношении между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские. родительские и другие родственные права и обязанности.

В социологии семья рассматривается одновременно и как и важный социальный институт. Как социальный институт семья проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в жизненный цикл семьи. Исследователи семьи обычно выделяют следующие фазы этого цикла:

  • вступление в первый брак — образование семьи;
  • начало деторождения — рождение первого ребенка;
  • окончание деторождения — рождение последнего ребенка;
  • «пустое гнездо» — вступление в брак и выделение из родительской семьи последнего ребенка;
  • прекращение существования семьи — смерть одного из супругов.

На каждом из этапов семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками. Под структурой семьи понимают не только ее количественную полноту, но и совокупность духовных, нравственно-психологических отношений между ее членами, в том числе отношения власти и авторитета. Со структурой семьи тесно связан порядок и уклад ее жизни, обычаи и традиции, взаимодействия с другими семьями и обществом в целом.

Совокупность всех функций, которые выполняет современная семья, можно свести к следующим:

  • репродуктивная (детородная) - воспроизводство потомства — главная функция семьи;
  • воспитательная — первичная социализация детей, их воспитание, поддержание воспроизводства культурных ценностей;
  • хозяйственно-бытовая - ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи;
  • экономическая - материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;
  • функция первичного социального контроля — регламентация моральной ответственности в отношениях между членам и семьи:
  • духовно-нравственная - развитие личности каждого члена семьи;
  • социально-статусная - предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
  • досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;
  • эмоциональная - оказание психологической поддержки членам семьи.

В социологии приняты такие общие принципы выделения типов семейной организации .

В зависимости от формы брака выделяют моногамную и полигамную семью:
  • моногамия — брак одного мужчины с одной женщиной в одно время:
  • полигамия — брак, предполагающий наличие нескольких партнеров в супружестве. Известны три формы полигамного брака:
    • групповой брак , когда несколько мужчин и несколько женщин одновременно находятся в супружеских отношениях (сегодня данная форма сохранилась только на Маркизских островах):
    • полиандрия (многомужество) - редко встречающаяся форма, имеет место в Южных штатах Индии, на Тибете;
    • полигиния (многоженство) - самая распространенная среди всех форм полигамного брака, существует в мусульманских странах.
Виды семей в зависимости от структуры родственных связей:
  • нуклеарная (простая), состоящая из родителей и их несовершеннолетних детей;
  • расширенная (сложная), представленная двумя и более поколениями семей.
Виды семей в зависимости от способов выбора семейного партнера:
  • эндогамные , предполагающие заключение брака между представителями одной и той же группы (клана, племени т.д.);
  • экзогамные , где брак внутри определенной узкой группы людей (например, между близкими родственниками, членами одного племени и т.д.) запрещается.
Виды семей в зависимости от местожительства супругов:
  • патрилокальные - молодые живут в семье мужа;
  • матрилокальные - в семье родителей жены;
  • неолокальные - поселяются отдельно от родителей.
Типы семей в зависимости от критерия семейной власти:
  • матриархат — власть в семье принадлежит женщине;
  • патриархат - во главе стоит мужчина;
  • эгалитарная , или демократическая, семья , в которой соблюдается статусное равенство супругов (является наиболее распространенной в настоящее время).

В современном обществе наблюдаются процессы трансформации семьи как социального института, изменение некоторых ее функций, перераспределения семейных ролей. Семья утрачивает ведущие позиции в социализации индивидов, организации досуга и других важнейших функций. Вместе с тем в обществе появляются альтернативные формы брака , под которыми понимают системы брачных отношений, не получивших официального признания государства (и церкви), но допускаемые общественным мнением той или иной социальной среды.

К их числу в современных развитых странах относятся:

Годвин-брак («визитный брак», «гостевой брак») — это раздельное проживание супругов, отсутствие общего хозяйства и быта. Вне- семейная форма моногамного брака впервые была описана в XVIII в. У. Годвином. В последнее десятилетие данная форма брака становится популярной в России, главным образом среди звезд эстрады и очень занятых деловых людей с разными интересами;

Конкубинат — стабильная связь женатого мужчины и формально незамужней женщины-конкубины, имеющей от него признаваемых им детей и материальную поддержку. В настоящее время в Западной Европе из-за растущей феминизации полового состава общества имеет несомненную тенденцию к росту. Вариант полигинии;

Открытый брак — признание права супругов на независимый образ жизни, включая внебрачный секс;

Пробный брак — временное проживании партнеров. Когда же они решают иметь детей, то оформляется законный брак. По определению Маргарет Мид. — это «двухшаговый брак».

Альтернативные формы брака в действительности представляют собой именно формы, вариации рассмотренных выше традиционных типов брака. Возникают они благодаря или скорее вопреки брачным интересам каких-то специфических групп населения. Поэтому дальнейшее существование этих форм будет определяться устойчивостью и жизнеспособностью самих этих групп.

Следует признать, что отмеченные тенденции разделения институтов брака и семьи, давно характерные для Запада, получают распространение и в современном российском обществе.