Как открутить заржавевшую гайку - советы мастера. Как открутить заржавевшую гайку Что делать если отворачивается гайка

Иногда необходимо разобрать устаревшие раковины, шкафы, кронштейны. Долгое время они пылились в сырых комнатах, резьбовые соединения ржавели, и никому до этого не было дела. Но тут появилась такая необходимость: разобрать, и не просто срезать гайки болгаркой или срубить молотком и зубилом, а сохранить болт. И как открутить прикипевшую гайку?
Для начала несколько основных моментов, которые нужно учесть, чтобы открутить ржавую гайку, не повредив ее.
Во-первых, рожковый ключ лучше заменить накидным. Так больше шансов сохранить грани гайки в целости и сохранности.
Во-вторых, резьбовое соединение во время выкручивания нужно тщательно зафиксировать. Если надо, даже зажать в тисках.
Чтобы разобраться, как открутить заржавевшую гайку, нужно усвоить одну закономерность: повреждение структуры ржавчины в месте соединения позволит воздействовать на нарезку. Воспользоваться можно несколькими способами: если не работает один, то переходим ко второму.
Первый способ
Перед откручиванием старой гайки нужно со всех сторон аккуратно пройтись молотком. Такая процедура облегчает процесс откручивания. Можно попробовать еще закрутить слегка гайку. Если она сдвинулась с места, то должна и отвинтиться. Не давите на гайку слишком сильно, чтобы не повредить ее грани. Если все вышеописанные действия ни к чему не привели, переходите ко второму способу.
Второй способ
Прикипевшую гайку прогрейте с помощью фена, зажигалки и других средств. Этот способ требует соблюдения правил безопасности: поблизости не должно быть легко воспламеняющихся предметов. Процесс нагревания немного разрушит структуру ржавчины и расширит саму гайку. Теперь попробуйте сдвинуть ее с места, пока она горячая. Если гайка остынет, она снова зажмет резьбу. Не получилось? Переходим к третьему способу.
Третий способ
Смочите видимую часть резьбы керосином или другим видом хорошо проникающей смазки. Постучите по гайке легонько молотком, чтобы жидкость проникла в резьбу между гайкой и болтом. Если есть возможность, замотайте резьбовое соединение пропитанной керосином тряпкой. Теперь пробуйте отвинчивать. Ни к чему не привело? Переходите к способу номер четыре.
Четвертый способ
Маленьким заточенным зубилом создайте зазубрины на одной из граней гайки. Приложите под углом к зазубрине минусовую отвертку, вдоль рукоятки которой имеется стальной стержень по всей длине, и слегка постукивайте молотком до тех пор, пока гайка не повернется. Для большого болта лучше воспользоваться вместо отвертки зубило. Этот способ считается варварским, а потому применять его нужно в последнюю очередь. Он, конечно, безотказный: гайка обязательно под таким напором открутится. Но вряд ли после такого воздействия она будет пригодна к чему-либо.
Чтобы впоследствии резьба не ржавела, в качестве профилактики нужно смазывать ее перед закручиванием моторным маслом или солидолом. Такая обработка поможет сохранить резьбу на долги годы от коррозии.

Существует довольно много способов открутить прикипевшую гайку или болт. Я расскажу о нескольких методах, которые могут вам помочь. Эти методы предполагают, что у вас нет доступа к такой роскоши как газовая сварка или пневматический ударный гайковерт. Некоторые манипуляции могут быть опасны для здоровья, соблюдайте необходимые меры предосторожности. Пожалуй, приступим.

1. Используйте силу мышц

Возьмите накидной или торцевой ключ с шестью точками контакта. Попробуйте попеременно затягивать и ослаблять гайку резкими движениями. Возможно, этого будет достаточно, чтобы сорвать ржавчину. Ключ с 12 гранями имеет меньшее сцепление с болтом или гайкой, и за счет свободного люфта, может лучше разбивать зажим. Если это не помогло, переходите к шагу 2.

2. Смажьте прикипевшую гайку

Если при помощи физической силы, не удается сдвинуть гайку с места, не отчаивайтесь. Есть много способов освободить болт. Сначала возьмите металлическую щетку и отчистите крепление от ржавчины и грязи. Мы будем использовать Penetrating Lubricant фирмы Kangaroo, или Rust Blaster от Hi-Gear, или любое другое проникающее масло . Это не означает WD-40. Купите действительно хороший «жидкий ключ». С ним я ручаюсь за хороший результат.

Смажьте гайку и резьбу или сам болт. Обработайте полностью заржавевшее крепление и подождите немного времени, чтобы смазка начала работать. Я рекомендую это делать каждый час в течение двух часов.

Теперь попробуйте шестигранный ключ снова. Вы можете обнаружить, что зажим ослаб. Тогда приложите еще немного силы и закончите дело. Если открутить гайку не удается, переходите к следующему шагу.

3. Сделайте рычаг

Следующим вариантом будет использование рычага, чтобы открутить упрямый болт. Будьте осторожны, ржавые гайки и дешевые инструменты могут сломаться прямо у вас в руках. По существу, вам нужен торцевой ключ с длинной рукояткой и без храпового механизма (трещотки). Это позволит увеличить вашу силу в несколько раз. Остерегайтесь момента, когда почувствуете слабину гайки, это может означать работу на грани срыва ключа.

Еще один способ сделать рычаг - это надеть на ваш ключ металлическую трубу. Будьте внимательны, это может стать фатальным для более дешевых и старых инструментов.

4. Нагрейте гайку

В этот момент болт до сих пор не сдвинут. Бьюсь об заклад, вы разочарованы, правильно? Не переживайте, есть еще много способов, которые могут помочь! Наш следующий шаг - использование паяльной лампы, чтобы нагреть болт. Идея состоит в том, чтобы нагреть одну сторону нашего болта. Он расширится от огня и разорвет ржавчину.
Это испортит закалку металла болтов. Кроме того, это не очень хорошая идея - использовать паяльную лампу возле огнеопасных предметов или резиновых прокладок и втулок.

Нагрейте гайку так сильно, как вы можете, не доводя до плавления. Уберите огонь и дайте остыть или залейте теплой водой болт, чтобы ускорить охлаждение. После этого, здорово испытать торцевой ключ с длинной рукояткой снова. Если повезет, сильное тепло разрушит зажим ржавчины и позволит гайке проворачиваться.

5. Используйте свечу

Если вы работаете с гайкой, можете попробовать нагревать ее только с одной стороны. К холодной стороне приложите свечу. Это позволит парафину (смазочному воску) проникнуть через резьбу к более горячей поверхности и даст открутить гайку. Снова, будьте осторожны с открытым огнем.

6. Бытовая химия

Если это не удалось, сделаем последнюю попытку снять гайку, не разрушая ее. Будем использовать проникающую смазку собственного изготовления. Смесь 50/50 из масла для автоматической коробки и ацетона работает исключительно хорошо. Смазывайте крепление несколько раз в течение пары часов и снова попробуйте ключ. Не повезло? Тогда время, сложных решений.

7. Сделайте новое отверстие

Если вы не смогли открутить гайку к настоящему времени, будем ее разрушать. Есть несколько различных способов сделать это. Если мы работаем с болтом, нам придется его высверлить и нарезать новую резьбу для другого винта. Когда необходим точный размер резьбы, а отверстие получилось негабаритным, можно установить резьбовую вставку, такую как Helicoil plus. Ее внутренний диаметр меньше чем посадочная резьба, так что подойдет болт меньшего размера.

К счастью гайку удалить легче.

8. Съемник гаек

Воспользуйтесь отличным инструментом, специально предназначенным для демонтажа прикипевших гаек. Идея, состоит в том, что на гайку надевается съемник и затягивается до характерного щелчка, означающего, что гайка треснула. Снимите ее обычным ключом, при необходимости подтолкните его легкими ударами молотка. Сделать это будет легко, но скорее всего кроме гайки, так же и болт придет в негодность.

9. Используем болгарку

Нашим последним шагом, если сплиттер гаек не смог помочь, будет использование углошлифовальной машины. Установите диск по металлу и распилите, наконец, упрямый болт. Это легко сделать, но будьте осторожны. УШМ вращает диск на очень большой скорости (8000 и более об./мин.) и не имеет защиты от удара. Если вы не уследите за болгаркой, диск может лопнуть и его осколки разлетятся вокруг. Также резка сопровождается сильным нагревом с искрами. Будьте внимательны.

10. Да, и еще

Если вы случайно сломали болт в отверстии, и нет никакого способа его извлечь, не пугайтесь. У вас есть еще один способ, до сверления и нарезки новой резьбы. Вам поможет . Этот отличный инструмент вкручивается в том же направлении, в котором болт вывинчивается. Это позволяет вкручивать экстрактор все туже и туже, пока сама шпилька не начнет проворачиваться. Отличный инструмент. Сэкономит много времени.

11. Спасибо за внимание

Спасибо что прочли мою инструкцию. Я надеюсь, она помогла вам преодолеть трудности с застрявшими гайками и болтами. Все эти методы я использовал лично и неоднократно. Жду ваших комментариев и если вам известны другие методы, предлагайте, и я с удовольствием размещу их здесь!

В настоящей статье расскажем о том, как открутить прикипевшую гайку, ржавую гайку, гайку с сорванными гранями или совсем круглую. Отдельно разобраны случаи с нестандартными гайками – пластиковой и большого размера.

В материале так же описан наиболее подходящий инструмент, в т.ч. специальный инструмент, профессионально применяемый для работы с крепежом.

Материал полезен тем, кто намерен открутить крепеж коленвала двигателя, ступицы, колеса, генератора, выпускного коллектора, вариатора и на других узлах и агрегатах автомобиля, мотоцикла или другой техники.

Чем открутить гайку

Как правило, гайки откручиваются ручными слесарным инструментом – накидными или рожковыми ключами, головками с применением воротка или трещотки. Однако часто случаются и проблемные ситуации.

Как открутить гайку, когда гайка не откручивается обычным инструментом с привычным приложением сил? В этой ситуации следует из имеющегося инструмента выбрать тот, который подойдет лучше всего:

  • тонкие короткие рожковые ключи, тем более со слишком свободным (разбитым) зевом, являются худшим вариантом, от которого сразу лучше отказаться в ситуации с откручиванием ржавых прикипевших гаек (рожковые ключик приведут к сорванным граням и дальнейшим трудностям);
  • накидные ключи с удлиненной ручкой предпочтительнее рожковых, поскольку плотнее охватывают периметр гайки;
  • 6-гранный накидной ключ или головка предпочтительнее их 12-гранных версий;
  • вороток из-за простоты и прочности предпочтительнее трещотки, т.к. для последней приложение повышенных усилий может привести к повреждению механизма (особенно это касается трещоток с большим количеством зубьев, каждый из которых меньше размером и не так прочен);
  • ударный пневмогайковерт лучше справится, чем ручной инструмент;
  • в комбинации с длинным воротком или ударным пневмогайковертом лучшим решением будет головка Super Lock, в которой усилие прикладывается не к углам (граням), а к плоскостям, что исключает слизывание граней гайки;
  • усилитель момента (мультипликатор) поможет приложить к большой прикипевшей гайке усилие, недоступное при использовании только физических возможностей человека.

В какую сторону откручивать гайку

В абсолютном большинстве случаев крепеж имеет правое направление резьбы: откручивать гайку нужно против часовой стрелки (смотрим на гайку со стороны свободного резьбового конца болта или шпильки, через который необходимо согнать гайку).

Соответственно, гайку с левой резьбой откручивать по часовой стрелке.

Определяясь, в какую сторону откручивать гайку, достаточно внимательно посмотреть на крепеж:

  • сбоку виден наклон витков резьбы под малым углом – откручивать гайку в сторону, в которую «поднимается» резьба;
  • даже если резьбовая часть не видна, можно увидеть нужное направление по торцевой части гайки в месте выхода последнего витка ее внутренней резьбы.

Как открутить прикипевшую гайку

Для того, чтобы открутить прикипевшую гайку, рекомендуем выполнить несколько предварительных подготовительных операций:

  • отчистить крепеж от ржавчины и грязи металлической щеткой;
  • обстучать гайку по кругу молотком, не повредив ее грани и открытую резьбу.
Решая, как открутить прикипевшую гайку, необходимо принять во внимание несколько возможных способов, исходя из фактического состояния и доступности крепежа для инструмента, состава и параметров имеющегося инструмента, целесообразности разрушения самой гайки или резьбовой части, на которой она зафиксирована.

Возможны следующие варианты открутить прикипевшую гайку:

  • применить нагрев гайки (желательно до красна и многократно);
  • нанести в щель контакта гайки с резьбой болта (шпильки) проникающий состав (WD-40, жидкий ключ или их аналоги), выдержать время, необходимое для работы препарата (от 20 минут и более от состояния крепеже и активности средства);
  • увеличить силовое воздействие на откручивание, наростив рычаг приложения сил посредством применения удлиненного инструмента (или насадки-удлинителя на инструмент обычной длины);
  • применить специальное устройство – усилитель момента (другое название – усилитель крутящего момента, мультипликатор момента);
  • применить трубный ключ, зажав им гайку и приложив усилие в направлении откручивания;
  • зажать гайку в жестко закрепленные тиски и открутить, вращая всю деталь или агрегат, если это возможно;
  • зажать небольшие отдельные тиски и попробовать отвернуть гайку ими;
  • применить пневматический ударный гайковерт;
  • рассверлить резьбовой стержень, на котором застопорилась гайка.

Как открутить сорванную гайку

Повреждение граней (их срыв) доставляет серьезные затруднения. Основных решений в данном случае несколько:

  • использовать головку Super Lock (воздействует на плоскости, а не на грани);
  • зажать сорванную гайку в трубном ключе (в тисках, струбцине, плоскогубцах и т.п.) и открутить им;
  • забить сверху на гайку со слизанными гранями подходящую по размеру гайку большего размера, внутренний диаметр которой позволяет посадить ее в натяг, для дополнительной фиксации засверлить углубление в зоне соприкосновения гаек, вставив туда металлический стержень (обломок сверла и кусок гвоздя) как шпонку для исключения проворота) и открутить крепеж, применив инструмент по размеру гайки большего диаметра с рабочими гранями;
  • надеть гайку большего диаметра, сварить обе гайки вместе сварочным полуавтоматом (закрыв при этом резьбу шпильки или болта трубкой с подходящей толщиной стенок), открутить большую гайку вместе с приваренной малой.

Как открутить круглую гайку

Для круглых гаек, когда грани срезаны и заглажены полностью предыдущими неудачными попытками, или гайка изготовлена в таком виде изначально, так же можно применить несколько подходов:

  • посадить в натяг на нее стандартную шестигранную гайку большего диаметра и на линии их контакта засверлить отверстие и фиксирующую от проворота шпонку и открутить за большую гайку;
  • при достаточной высоте боковой поверхности использовать специальный инструмент – шпильковерт;
  • надеть на круглую гайку квадратную шайбу большой толщины (сопоставимой с высотой гайки), разрезанную с одной стороны и с внутренним диаметром шайбы точно соответствующим наружному диаметру круглой гайки, зажать гайку трубным ключом или тисками, поддаваясь сжатию гайка в разрезе будет выбирать зазор до плотного охвата поверхности круглой гайки, открутить крепеж.
В последнем способе подобрать шайбу из имеющего запаса вероятность мала, поэтому ее проще изготовить самостоятельно из подходящего куска металла.

Как открутить гайку с ее нагревом

Нагревание гайки часто является доступным, простым и эффективным способом. При нагреве металла резьбовая поверхность гайки раздается, несколько разрушается коррозионное сцепление и ослабевает прихват к резьбе болта или шпильки.

Для нагрева можно использовать любой подходящий источник тепла: спички, восковую свечу, зажигалку, горелку от газового баллончика, паяльную лампу, газовый резак (осторожно, на достаточном расстоянии, чтобы не заплавить крепеж) и т.п.

Если есть возможность, то разогревать гайку лучше докрасна и открутить. Если с первого раза не получилось, то нагрев следует повторить несколько раз. Особенно это актуально может быть для гаек, посаженных на специальное средство – фиксатор резьбы.

Как открутить гайку с отмачиванием

Ослабевание прихвата крепежа с отмачиванием является дальнейшим развитием относительно быстрого (20 минут или немногим более) применения специальных проникающих составов.

Резьбовая часть гайки как правило не отличается большой высотой, поэтому при наличии достаточного времени длительного погружения в проникающий или химически активный по отношению к ржавчине состав является результативным решением.

Основных подходов два:

  • обильно смочить ржавый крепеж в зоне резьбы активным средством, обмотать доступный резьбовой хвостовик болта или шпильки в зоне гайки смоченной в этом средстве ветошью или положить ее сверху на торец (если хвостовик не выступает за плоскость гайки), закрыть целлофаном или резиной и обмотать;
  • погрузить крепеж в химию полностью.
Следует следить за тем, чтобы проникновение активного состава происходило строго по вертикали сверху вниз.

В качестве химии могут применяться:

  • проникающие составы, помимо упомянутых ранее WD-40 и средства «Жидкий ключ», могут быть использованы керосин, бензин, очиститель карбюратора, размораживатель замков и другие;
  • преобразователь ржавчины;
  • химически активные по отношению к ржавчине составы – столовый уксус, йод, спирт, кока-кола и т.п.

Как открутить большую гайку

Для больших гаек могут быть эффективны 6 основных способов:

  • применить специальный инструмент, который предназначен для ремонта и обслуживания сельхозтехники, тракторной и специальной техники – усилитель момента (иные названия – усилитель крутящего момента, мультипликатор момента);
  • использовать соответствующий размеру гайки ключ с длинной рукояткой или головку с длинным воротком (при необходимости, использовать специальный удлинитель или надеть трубу подходящего размера на вращаемый внешний конец;
  • при отсутствии подходящего по размеру ключа или головки вырезать в прочной металлической полосе выемку с одного края строго по расстоянию параллельных граней гайки, создав тем самым индивидуальный ключ для большой гайки;
  • использовать зубило и молоток для ударов в грани гайки по направлению откручивания;
  • приварить электросваркой к большой гайке металлический прут (как вариант - уголок, швеллер или другой профиль) в качестве Т-образной или Г-образной рукоятки, за которую произвести откручивание;
  • если резьбовой конец болта или шпильки не выступает за наружную поверхность гайки, то можно с этой стороны высверлить в большой гайке 2 углубления, затем на таком же расстоянии высверлить 2 отверстия в полосе толстого металла (уголке или другом профиле), совместить отверстия и вставить в них металлические стержни, приложить усилие для откручивания (стержни сработают как шпонки на срез, передавая крутящий момент гайке).
Последние 2 способа можно совместить: приварить сваркой к наружной верхней плоскости большой гайки металлический профиль с плоской поверхностью, дополнительно засверлить пару отверстий и вставить плотные по размеру металлические стержни, которые будут работать как шпонки на срез при приложении усилий. Это существенно усилит сварное соединение.

Решая, как открутить большую гайку, надо исходить из необходимости соблюдения целостности гайки.

Как открутить пластиковую гайку

Пластиковые гайки, как правило, отличаются по форме и размерам рабочих поверхностей от обычных металлических гаек. Податливость материала ограничивает, хотя и не всегда исключает, применение инструмента, сжимающего с двух сторон (трубного ключа, тисков и т.п.) – нужен по возможности охват большей части периметра.

Открутить пластиковую гайку можно:

  • специальным ключом заводского изготовления, рабочая поверхность которого повторяет профиль периметра гайки;
  • самостоятельно изготовленным ключом;
  • съемником для масляных автомобильных фильтров, которые крепко охватывают окружность стальной лентой или несколькими металлическими лапками (сильнее прикладываемое усилие – сильнее охват);
  • прижать к выступам пластиковой гайки деревянные брусочки и двух противоположных сторон и вдвоем одновременно ударять молотками в направлении откручивания;
  • при небольшом диаметре – плоскогубцами с широким раскрытием;
  • трубным (газовым) ключом.
Если штатный ключ утерян, то несложно изготовить ключ своими руками из не самого труднообрабатываемого металла (стали или алюминия) или плотного пластика. Сначала разумнее из картона изготовить шаблон, проверить плотность посадки на пластиковую гайку, после чего перенести контур на подходящий кусок листового материала и вырезать с учетом ручки.

Как открутить гайку в труднодоступном месте

Для работы с труднодоступным крепежом используется специальный инструмент:

  • ключ или трещотка с короткой рукояткой;
  • трещотка с большим количеством зубьев в механизме (дает малый угол поворота, что актуально в стесненных условиях);
  • удлинители к головкам;
  • гибкие приводы для головок.
Решая, как открутить гайку в труднодоступном месте, нужно прежде всего найти подходящий инструмент – приобрести или попросить на время.

Как открутить гайку с ее разрушением или повреждением

В наиболее безнадежных случаях, когда все доступные способы и инструменты не дали результата, крепление остается разъединить разрушением крепежа:

  • надставляя зубило к граням гайки, ударять молотком по нему в направлении откручивания;
  • спилить крепеж электроинструментом с отрезным кругом;
  • спилить ручной ножовкой по металлу;
  • разрушить гайку сверлением многочисленных отверстий;
  • разрубить гайку зубилом и молотком (легче – после предварительного сверления отверстий);
  • применить специально созданный для этого инструмент - гайколом;
  • надеть гайку большего размера, сварить обе гайки вместе по периметру сварочным полуавтоматом (закрыв при этом резьбовую часть болта или шпильки трубкой с достаточной толщиной стенок для исключения сваривания в одно целое), открутить ключом за большую гайку.

Заключение

Решая, как открутить гайку, весьма разумно сразу использовать подходящий эффективный инструмент и выполнить предварительную подготовку с учетом состояния крепежа. Неподготовленное применение грубой силы неподходящим инструментом с высокой долей вероятности может привести к повреждению граней гайки, поломке шпильки или инструмента.

Перед тем, как открутить гайку, стоит очистить резьбовую часть шпильки или болта, применить проникающий состав и только после этого прикладывать усилия. С учетом описанных в настоящей статье приемов даже самые трудные случаи могут завершиться положительным исходом, если на подготовку потратить некоторое дополнительное время.

Вернувшись к настоящей статье тогда, когда это будет нужно, можно найти необходимую подсказку в ответе на вопрос, как открутить гайку коленвала двигателя, ступицы, колеса, генератора, выпускного коллектора, вариатора и на других узлах и агрегатах.

В случае, если ржавая гайка не откручивается, не расстраивайтесь – существует масса эффективных способов вывернуть ее без лишней траты сил и времени.

Почему не откручивается ржавая гайка

Основной причиной заклинивания заржавевших соединений является коррозия металла.

В процессе ржавления металла продукты его окислительной реакции, а проще говоря – ржавчина, многократно увеличиваются в объеме, намертво схватывая между собой детали, сопряженные резьбовым соединением. Еще больше усугубляют ситуацию мелкие частицы пыли и грязи, попавшие на резьбовые поверхности.

Выбор инструмента

Успешность откручивания трудно поддающихся резьбовых соединений во многом зависит от используемого инструмента. Не пытайтесь отвернуть ржавую гайку при помощи рожкового ключа.

Слабость конструкции такого инструмента приведет к тому, что губки ключа попросту разойдутся в стороны и перепрыгнут через грань гайки да и незначительная длина инструмента не позволит приложить необходимое усилие.

В такой ситуации лучше остановите свой выбор на накидных ключах или использовать с воротком – и грани гайки будут целыми, и руки.

Что касается целостности рук. Во избежание травм, при откручивании резьбовых соединений в труднодоступных местах, прикладывая рукой усилие к инструменту, избегайте посторонних предметов в направлении движения руки с ключом или воротком.

Растворение ржавчины

Если, несмотря на прилагаемые титанические усилия, гайка все же не поддается, не стоит насиловать инструмент и изнурять себя непомерными физическими нагрузками.

Смочите заржавевшую резьбу жидкостью, способной частично растворить ржавчину и тем самым уменьшить силы трения.

Арсенал таких жидкостей достаточно широк: от специальных преобразователей ржавчины и всем известного до , солярки, керосина, скипидара и тормозной жидкости.

Эффективно воздействует на ржавчину обычный и спиртовой раствор йода из автомобильной аптечки. В крайнем случае, подойдет даже Пепси или Кока-Кола, содержащие ортофосфорную кислоту.

Обильно смочив заржавленное соединение и выждав от 10 минут до получаса, берите в руки инструмент и пробуйте открутить упрямую гайку.

Если же и после этого резьба не поддается, а время позволяет, обмотайте резьбовое соединение салфеткой, смоченной в одной из перечисленных жидкостей и оставьте ее на часок-другой.

Большинство гаек после такой процедуры хоть и медленно, но откручиваются, особенно если воздействовать на них, работая инструментом взад-вперед, то есть враскачку.

Вместо откручивания – закручивание

Оригинальный и очень полезный способ, позволяющий разрушить слой ржавчины, используя вместо откручивания незначительное закручивание гайки.

После того, как гайка хоть немного сдвинется с места в сторону закручивания, она, хоть и туго, но начнет выворачиваться.

Обстукивание граней

Для этой процедуры понадобится небольшой 100-граммовый . Нанося легкие удары молотком по граням гайки, поочередно перемещайтесь от одной грани к другой по кругу.

Возникшие в процессе обстукивания микротрещины неизбежно приведут к деформации и разрушению ржавчины.

Избегайте сильных ударов , от которых могут пострадать грани гайки, согнуться болт или даже разрушиться деталь, скрепленная ими.

Нагревание

При помощи источника тепла (газовой горелки, паяльной лампы, зажигалки, спички, свечки, паяльника, строительного фена или обыкновенного кипятка) нагрейте гайку, стараясь чтобы при этом не нагрелся болт или шпилька, на которой она «сидит».

При нагревании гайка расширится и увеличится в объеме, став на несколько микрон шире болта, что значительно облегчит процесс ее откручивания.

Слой ржавчины на резьбовом соединении от неравномерного нагревания разрушится и потеряет былую крепость.

Будьте при работе с открытым огнем и нагревательными приборами!

Разрушение

Способ нежелательный, но в некоторых случаях иногда единственный, способный разрешить проблему заржавевших резьбовых соединений.

Вооружившись молотком и острым зубилом, пробейте канавки на гранях неподатливой гайки. Равномерное внедрение зубила со всех сторон приведет к ее деформации и увеличению внутреннего диаметра, что позволит без особых усилий свинтить ее с резьбы.

В конце-концов резьбовое соединение можно разрушить, или ножовкой по металлу. Гайку можно сбить, перерубив болт острым зубилом, ее можно распилить напополам вдоль оси болта, а также попытаться высверлить при помощи электродрели.

Во всех этих случаях гайка и болт, по завершении работ будут безнадежно испорченными.

Во избежание затруднений при откручивании гайки, смазывайте перед ее закручиванием резьбовые поверхности литолом, графитовой, тефлоновой или силиконовой смазками.

Пусть у вас все получится! Удачи вам!


Большую часть времени гайки становятся одним целым с прилагаемым болтом. Они настолько застревают на месте, что их даже трудно сорвать. Ржавое оборудование может нанести серьёзный вред любому узлу. Если они не покрыты , они подвергаются риску возникновения ржавчины и коррозии. Существуют некоторые особые условия, которые повышают скорость распространения ржавчины, такие как влажный климат и слишком сильное воздействие влаги. Не все виды ржавчины можно обнаружить сразу. Они могут нанести вред оборудованию и даже привести к его неисправности. Ржавчина и коррозия могут привести к выходу из строя всего компонента. Поэтому важно быстро решить до того, как будет нанесён ущерб.

Варианты того, как открутить заржавевшую гайку или болт на автомобиле.

Почему ржавую гайку или болт трудно открутить

Если компоненты длительное время подвергаются воздействию влажной погоды или влаги, они довольно быстро ржавеют. Одним из компонентов, который в наибольшей степени , являются крепёжные элементы, присутствующие в автомобильных компонентах. Влага может привести к деградации крепежа, что делает устройства на грани разрушения. Трудно удалить эти застрявшие крепёжные детали, особенно если на металлическую головку или резьбу влияет ржавчина. Ржавчина затрудняет захват крепежа с помощью отвёртки или гаечного ключа.

Каким инструментом лучше пользоваться

Снятие ржавых крепёжных элементов можно выполнить несколькими способами. Вот те, которые наиболее часто используются и наиболее эффективны.

Смазка

Если узел застрял на месте из-за ржавчины, то идеальным решением будет использование WD-40 Penetrant Spray. Если ржавчина достигла резьбы, то нет лучшего способа её ослабить, чем использование проникающего спрея WD-40. Примените его к детали и затем постучите по ней, используя молоток. Это поможет WD-40 проникнуть внутрь и ослабить узел, чтобы его можно было легко снять.

Резка

Если деталь настолько сильно заржавела, что её невозможно отвернуть, остаётся только один вариант – вырезать её. Это сделает компонент непригодным для использования, но поможет вам избавиться проблемы. Вы можете использовать плоскогубцы, чтобы получить хорошее сцепление с головкой крепежа и сильно повернуть его, чтобы освободить от из положения. Другой жизнеспособный способ ослабить ржавые болты и гайки на авто – это использовать нагревательную горелку на слабом или умеренном нагреве. Тепло позволит ржавым деталям расширяться настолько, чтобы их можно было ослабить. Однако важно быть очень осторожным с этим методом. Многие смазочные материалы, нанесённые на застрявшие компоненты, являются легковоспламеняющимися и могут воспламениться при воздействии пламени.

Проверенные методы удаления ржавчины

Хотя можно избавиться от ржавой гайки и заменить её новой, эта опция доступна не во всех случаях. Есть много старых узлов и деталей, чьи крепления не могут быть заменены новыми. В таких случаях вам необходимо восстановить их с использованием методов удаления ржавчины, что является самым экономически эффективным способом поддержания работоспособности автомобиля. Вот некоторые общие методы, используемые для удаления ржавчины.

Шлифование

Как только вы закончите удаление ржавчины, вы можете натереть ей стальной ватой или наждачной бумагой, чтобы удалить оставшуюся ржавчину. Это недорогой и относительно простой метод. Это может занять очень много времени, а также потребует смазки для повторного использования крепежа.

Пероксид водорода

Нанесение перекиси водорода на крепёжные детали и оставление на некоторое время также является удаления ржавчины. Перекись водорода растворяет ржавчину. Чистка жёсткой щёткой поможет вам избавиться от ржавчины. Это также недорогой метод борьбы с ржавчиной, но он может оставить остаточные пятна.

Перекраска

Покрытие гаек и винтов краской также может предотвратить их коррозию. Удалите ржавчину с креплений, прежде чем покрыть их краской, которая защищает от влаги – основной причины ржавчины. Покрытие на восковой или масляной основе также может помочь предотвратить образование ржавчины на кузове и деталях авто.

Преобразователь ржавчины

Вы можете найти ряд преобразователей ржавчины, которые могут помочь избавиться от ржавчины. Проникающий спрей WD-40 не только помогает ослабить ржавые и застрявшие гайки и болты, но также от повторного появления ржавчины в будущем.

Техника безопасности

Соблюдение правил техники безопасности – залог успешной работы. Придерживайтесь рекомендаций специалистов, чтобы обезопасить и упростить процесс:

  • Весь инструмент и оборудование обязательно должно быть исправно и без повреждений.
  • Срывать гайку нужно против часовой стрелки.
  • Непосредственно перед тем, как приложить усилие, чтобы выкрутить болт или гайку, убедитесь, что инструмент или оборудование надёжно зафиксировано и не травмирует вас.
  • Используйте специальные хозяйственные перчатки, чтобы не травмироваться.

Способы откручивания заржавевших деталей в домашних условиях

В большинстве случаев вы можете открутить заржавевший болт, отвернув гайку с помощью гаечного ключа или зубила. Однако если он заржавел или застрял, вам нужно будет найти другой способ его удаления. Если шестигранные поверхности не зачищены, попробуйте нагреть болт пропановой горелкой, чтобы ослабить его. В некоторых случаях действительно застрявшие компоненты не могут быть удалены, и вместо этого их нужно срезать. Приобрести все необходимые материалы можно в большом хозяйственном магазине или супермаркете товаров для дома.

Способ 1. Ослабление болта с помощью гаечного ключа или плоскогубцев

  1. Распылите проникающее масло под головку болта и вокруг гайки. Такие проникающие масла, как WD-40, просочатся под основание, и помогут смазать резьбу на болте и открутить заржавевшую гайку. Это облегчит ослабление и будет особенно полезно, если болт заржавел. Дайте маслу не менее 20 минут, чтобы впитаться. Приобрести проникающее масло можно в любом хозяйственном магазине. Вы также можете найти его в большом супермаркете.
  2. Наденьте полый кусок металла на рукоятку торцевого ключа. Используйте кусок металла длиной не менее полуметра. Это эффективно удлинит ваш гаечный ключ на эту длину и даст вам больше силы, когда вы попытаетесь открутить ржавый болт. Вы можете найти пустотелые металлические прутья в больших магазинах бытовой техники или товаров для дома. Ищите стержень с пустотелым внутренним диаметром не менее 19 мм. Если хотите, возьмите с собой свой торцевой гаечный ключ в магазин бытовой техники, чтобы убедиться, что его ручка вписывается в металлическую планку, которую вы выбираете. Помните, что использование полого стержня для увеличения рычага может привести к его повреждению или поломке.
  3. Попробуйте выкрутить застрявший болт с помощью удлинённого гаечного ключа. Зацепите конец торцевого гаечного ключа за головку крепления и удерживайте гаечный ключ в самом конце стержня удлинителя. Другой рукой возьмитесь за гайку большими плоскогубцами. Резко потяните конец гаечного ключа, чтобы попытаться ослабить застрявший болт. В идеале проникающий спрей разрушает сопротивление и позволяет открутить ржавую гайку. Если слишком неудобно одновременно держать гаечный ключ и плоскогубцы, попросите друга или члена семьи помочь вам.
  4. Используйте плоскогубцы для фиксации. Если острые шестигранные стороны заклинившего болта были зачищены и закруглены, при попытке раскрутить узел торцевой гаечный ключ выскользнет. Плоскогубцы для фиксации имеют зубцы на внутренней стороне закруглённых губок и могут быть плотно закреплены на плоских поверхностях с зазубринами. Вы должны быть в состоянии надеть полый кусок металла на конец плоскогубцев, как и на любой другой гаечный ключ.

Способ 2. Нагревание болта

  1. Нагрейте крепёж пропановой горелкой, если он всё ещё не поддался. Если крепёж не сдвинулся, когда вы пытаетесь снять его с помощью удлинённого гаечного ключа, пришло время попробовать использовать тепло. Включите пропановую горелку и держите пламя на расстоянии около 15 мм. от поверхности. Держите пламя около 15 секунд. Тепло от пропановой горелки должно привести к расширению детали.
  2. Примените пламя от пропановой горелки к гайке в течение 15 секунд. Как только вы примените пламя к узлу, и он начнёт расширяться, переключитесь и нагревайте гайку в течение 15 секунд. Чередуйте разогрев компонентов около 2 минут. Конец болта, к которому вы не применяете пламя, сжимается, а конец, который вы нагреваете, расширяется. Это изменит общую форму узла. В идеале расширение и сжатие сломают любую коррозию, удерживающую его на месте.
  3. Ослабьте с помощью удлинённого гаечного ключа. Вставьте конец вашего торцевого гаечного ключа в полый металлический стержень. Наденьте гаечный ключ и возьмите гайку с помощью двух больших плоскогубцев. Удерживайте гайку на месте и потяните конец гаечного ключа. Сделайте 4-5 резких рывков и посмотрите, сдвигается ли крепление. Если болт всё ещё не ослаблен, нагрейте его пропановой горелкой ещё 10 минут или перейдите к другому методу.

Способ 3. Снятие ржавого болта

  1. Удалите как можно больше ржавчины с помощью проволочной щётки. Возьмите жёсткую щетинную проволочную щётку и агрессивно почистите крепление от ржавчины. Почти невозможно вынуть крепёж, который полностью заржавел, поэтому протирайте его в течение 4-5 минут, пока не удалите почти всю ржавчину. Крупные хозяйственные магазины могут продавать проволочные щётки, специально предназначенные для удаления ржавчины.
  2. После удаления большей части ржавчины залейте оба конца жидким резьбовым ослабителем. Дайте жидкости впитаться в металл около 30 минут. Эффективные марки смазок, проникающих сквозь ржавчину – Liquid Wrench, PB Blaster и Royal Purple Maxfilm. Не используйте WD-40 для этого. Хотя это эффективная смазка, она не эффективна для проникновения сквозь слои ржавчины.
  3. Ударьте по основанию 6-12 раз молотком. После того, как проникающий в ржавчину концентрат ослабит крепление, сильно ударьте его молотком, чтобы выбить узел из положения, в котором он застрял. Удары молотком также могут привести к образованию микротрещин, что облегчает удаление. Измените направление ударов молотка, чтобы они попадали не в одно место. Обстучите все 6 сторон застрявшей гайки хотя бы один раз.
  4. Открутите ржавый крепёж с помощью торцевого ключа с длинной ручкой. Длинная рукоятка гаечного ключа даст вам больший рычаг, чем типичный ключ с короткой ручкой. Держитесь за самый конец гаечного ключа и тяните, оказывая постоянное, устойчивое давление и расшатывание. При достаточном усилии болт на машине должен поддаться и выкрутиться. Если вы не уверены в размере, попробуйте 3-4 различных размера гнезда, пока не найдёте тот, который подходит лучше всего.

Способ 4. Уничтожение застрявшего болта

  1. Купите винтовой экстрактор, который соответствует размеру вашего болта. Найдите экстрактор правильного размера, который может снять застрявший на автомобиле болт, измерив диаметр его резьбовой части. Найдите винтовой экстрактор примерно на 0,3 см уже. Если у вас есть размеры, торговый персонал может помочь вам найти экстрактор правильного размера.
  2. Просверлите стержень застрявшего болта с помощью винтового экстрактора. Винтовой экстрактор – это длинный, тонкий кусок металла с резьбой, который ввинчивается в обычную электрическую дрель. Установите точку вытяжки в центр болта и медленно нажмите на курок дрели. Проденьте винтовой экстрактор вниз через основание крепления и дайте ему выкрутить болт изнутри. Хотя это уничтожит болт, его будет намного легче снять.
  3. Если винтовой экстрактор не удаляет сам застрявший болт, вытащите болт с помощью гаечного ключа. Установите конец торцевого ключа над головкой просверленного болта и поверните его против часовой стрелки, чтобы ослабить болт. Если шнековый экстрактор разрушил болт, а куски болта остались внутри материала, через который он был ввёрнут, вам может понадобиться несколько раз ударить по головке болта и гайке молотком, чтобы удалить их.
  4. Если винтовой экстрактор не может вытащить винт или если винт слишком заржавел, чтобы вытяжка могла проникнуть в него, единственный выход – отрезать болт от того, к чему он прикреплён. Вставьте лезвие ножовки в поршневую пилу и прижмите лезвие к валу застрявшего болта. Включите пилу и прорежьте болт и вал. При разрезании застрявшего болта держите пальцы и руки подальше от лезвия.

Избавиться от ржавчины гаек и болтов и ослабить резьбу – трудная задача. Если вы ищете лучший смазочный материал, чтобы облегчить задачу, тогда ничто не сравнится с аэрозолем для проникновения WD-40. Всё, что вам нужно сделать, это распылить его на ржавые и сорванные гайки и болты. На рынке также представлены преобразователи ржавчины от других популярных производителей. Если же под рукой нет WD-40, воспользуйтесь подручными средствами, которые есть в гараже у каждого автомобилиста. И в первую очередь это – бензин, керосин, скипидар и другие. Процедура стандартная – место вокруг крепежа очищается и заливается керосином, соляркой, бензином. Через 10-15 минут, когда жидкость проникнет глубоко в резьбу, болт или гайку можно пробовать крутить.

Для этой цели также подойдут такие «растворители», как уксус, Coca Cola, спиртовой раствор йода или даже тормозная жидкость. Инструкция для всех средств одинакова – нанесите средство на заржавевший болт или гайку, подождите 15-30 минут, а затем пробуйте сорвать его. WD-40 Penetrant – это быстродействующий мощный и быстро проникающий спрей, который направляется в труднодоступные места и ослабляет застрявшие и заклинивающие крепления. Он также помогает ослабить ржавые движущиеся части и является водостойким. Таким образом уберегает от влаги, сохраняя ваши гайки и болты в безопасности от будущей ржавчины и коррозии.