Кто такой лель в русской мифологии. Славянская Богиня Леля — Богиня Весны

Лель (Лелья, Лельо, Любич) - славянский Бог . Является сыном и братом . Судя по одним источникам, Лель и Полель — это имя одного и того же бога, по другим же Лель и Полель — это два брата. Лель - бог любви и браков. Об этом боге упоминают многие источники, к примеру — Иннокентий Гизель в своём Синопсисе в главе “Об Идолах”, некоторые русские мифологи 18 века, поэт Державин и даже Пушкин в “Руслане и Людмиле”. В последнем произведении говорится так: Людмилу-прелесть и Руслана, и Лелем свитый им венец…

Лель - весёлый и легкомысленный бог любовной страсти у славян. Слово “лелеять”, по некоторым предположениям, произошло от имени этого бога и означает «нежить, любить». Традиционно изображался как златовласый молодец, нередко с крыльями за спиной, или как среброволосый пастушок, который играет на дудочке. Символом Леля является аист, название которого на древнеславянском звучит как Лелека, а также жаворонки и журавли. Можно найти схожие черты между Лелем и римским Амуром.

Лель – так именовали юношу-Бога, которого считали покровителем тех, кто воспылал страстью и любовью. Также его почитали как покровителя птиц певчих , среди которых особо выделяли аиста, но также с не меньшим благоговением почитали жаворонки и журавли, которых связывали с приходом весенней поры. В славянском языке аиста в древние времена звали иначе – лелека. Лель считался достаточно весёлым и даже несколько легкомысленным божеством. Предания гласят, что именно от его имени и произошёл синоним «лелеять», ведь поскольку он был олицетворением любви и страсти, отсюда взялось и значение слова. Недаром он был наделён величайшей и изящной красотой, ведь матерью ему приходилась Лада Богиня, которая также являлась покровительницей любви и прекрасного, а именно красота рождает неуёмную страсть. Чувство это приобретало более глубокие оттенки во времена празднования ночи Ивана Купалы.

С именем Лель связана одна старинная славянская легенда , коя в меру интересна и поучительна.

Давным-давно, когда мир этот был ещё не так стар и суров, в нём царили более открытые и истинные чувства. Радость была радостью, и ни кем не путалась с удовлетворением. Честность была искренностью, а дружба была настоящей душевным родством. В ту пору жили на свете парень и девушка, которая питали друг другу сильные любовные и страстные чувства. Когда у них родился первенец, то и наречь его, было решено соответственно. Так маленький среброволосый паренёк, который затем стал пастухом, получил имя Лель, в честь бога покровительствующего страсти. Был у него один прекрасный талант – игра на дудочки, часто, выпасая животину и скот, он плясал вокруг них и играл им разные чарующие мелодии. Услышал однажды Лель Бог, в честь которого нарекли паренька, его чудесные талант, и решил помочь ему, подарил ему новую свирель, коя была сделана из тростника и имели волшебные свойства.

Принял юный пастух этот подарок с преогромной радостью. Принялся он играть на своём новом инструменте и вся природа подпевала ему и пританцовывала. Колыхались цветы и деревья, из лесу выходили животные, дабы внять этим чарующим звукам, а птицы принимались подхватывать и распевать его мелодии. Очень полюбил свой божественный подарок среброволосый Лель. Однажды его увидела девушка Светана, и воспылала к нему нежной и горячей любовью, но воспылала именно к пареньку, а вовсе не к его таланту и музыке. И так и этак она пыталась привлечь внимание паренька к себе, разжечь ответную искру, дабы затем она обратилась в огонь любви, но Лель был увлечён лишь своей свирелью и музыкой и ничем иным. Время шло, а чувства Светаны не проходили и лишь усиливались, и тогда девушку решилась украсть дудочку пастушка. Задремал как-то раз Лель в полуденном зное, а влюблённая в него девица незаметно подкралась и унесла с собой его музыкальный инструмент. Тем же вечером она кинула его в огонь, надеясь, что, наконец, позабыв о своей дудочке Лель, обратит на неё внимание и полюбит её. Когда паренёк не нашёл своей свирели из тростника он сильно изменился. Стал ходить грустным и печальным, перестал радоваться солнцу и птицам.

Чем дальше, тем сильнее была его грусть. Как только пришла осень, сил в Леле уже не осталось, он зачах и угас, словно, свеча. Решили близкие схоронить его на берегу реки, и вокруг его могилы вырос тростник. Когда ветер кружит над последним пристанище среброволосого пастуха Леля, то тростник начинает петь свою грустную песнь, а птицы, парящие в небесах, ему вторят. С тех, согласно преданиям, почти все пастухи стали искусными владетелями свирелей, что сделаны из тростника, но мало кто из них был счастлив в любви.


Лель или Лелья, Лельо, Любич, в мифологии древних славян бог любовной страсти. О Леле - этом веселом, легкомысленном боге страсти - до сих пор напоминает слово «лелеять», то есть нежить, любить. Он сын богини красоты и любви Лады, а красота, естественно, рождает страсть. Особенно ярко это чувство вспыхивало весной и в Купальскую ночь. Изображался Лель в виде златовласого, как и мать, крылатого младенца: ведь любовь свободна и неуловима. Лель метал из рук искры: ведь страсть - это пламенная, жаркая любовь! В славянской мифологии Лель тот же бог, что и греческий Эрос или римский Амур. Только античные боги поражают сердца людей стрелами, а Лель возжигал их своим ярым пламенем.
Священной птицей его считался аист. Другое название этой птицы в некоторых славянских языках - лелека. В связи с Лелем почитались и журавли, и жаворонки - символы весны.
ВОЛШЕБНАЯ СВИРЕЛЬ
Во времена незапамятные жил на свете среброволосый пастушок. Его отец и мать так любили друг друга, что нарекли первенца именем бога любовной страсти - Лель. Паренек красиво играл на дудочке, и зачарованный этой игрою небесный Лель подарил тезке волшебную свирель из тростника. Под звуки этой свирели танцевали даже дикие звери, деревья и цветы водили хороводы, а птицы подпевали божественной игре Леля.

И вот полюбила пастушка красавица Светана. Но как она ни пыталась разжечь страсть в его сердце, все было напрасно: Лель будто навеки увлекся своей волшебной властью над природой и не обращал на Светану никакого внимания. И тогда разгневанная красавица подстерегла миг, когда Лель, притомленный полдневным зноем, задремал в березняке, и незаметно унесла от него волшебную свирель. Унесла, а вечером сожгла на костре - в надежде, что непокорный пастушок теперь-то ее наконец полюбит.
Но Светана ошиблась. Не найдя своей свирели, Лель впал в глубокую грусть, затосковал, а осенью и вовсе угас, как свеча. Похоронили его на речном берегу, и вскоре вокруг могилы вырос тростник. Он печально пел под ветром, а небесные птицы ему подпевали.
С той поры все пастухи искусно играют на свирелях из тростника, но редко бывают счастливы в любви...


Леля

Леля или Ляля, в славянской мифологии богиня весны, дочь богини красоты, любви и плодородия Лады. Согласно мифам, она была неразрывно связана с весенним возрождением природы, началом полевых работ. Богиню представляли себе юной, красивой, стройной и высокой девушкой. Б.А. Рыбаков полагает, что вторая богиня, изображенная на Збручском идоле и держащая в правой луке кольцо - Лада. В фольклоре Лада часто упоминается рядом с Лелей. Эту пару: мать-дочь ученый сопоставляет с Латоной и Артемидой и со славянскими роженицами. Двух всадниц на русских вышивках, за спиной которых иногда изображена соха, расположенных по обе стороны от Макоши, Рыбаков соотносит с Ладой и Лелей.
В весенней заклинательной песне есть такие слова, посвященные Леле-Весне:

Едить Весна, едить.
На золотом кони
В зеленом саяни
На сохе седючи
Сыру землю аручи
Правой рукой сеючи.

Цикл весенних обрядов начинался днем прилета жаворонков - 9 марта (22 марта по новому стилю). Люди встречали птиц, выходя на вершины холмов, разжигали костры, парни с девушками водили хороводы. Существовал и особый девичий праздник – ляльник - 22 апреля (5-го мая). Самая красивая девушка, увенчанная венком, сажалась на дерновую скамью и играла роль Лели. По обе стороны от нее ставились приношения (хлеб, молоко, сыр, масло, сметана). Девушки водили хоровод вокруг торжественно восседавшей Лели.

Существование богини Лели и бога Леля основано исключительно на припеве свадебных и других народных песен - и современные ученые вычеркнули Леля из числа славянских языческих богов. Припев, в разных формах - лелю, лелё, лели, люли - встречается в русских песнях; в сербских "кралицких" песнях (троицких) величальных, имеющих отношение к браку, он встречается в виде лельо, лелё, в болгарской великодной и лазарской - в форме леле. Таким образом припев восходит в глубокую древность.

Старинный польский припев лелюм (если он действительно существовал в этой форме с "м") Потебня объясняет через сложение лелю с "м" из дательного падежа "ми", как в малорусском "щом" (вместо "що ми"). В припеве "полелюм" (если он верно передан польскими историографами) "по" может быть предлогом; ср. белорусские припевы: люли и о люлюшки" (Шейн "Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края"). Соображения об этимологическом значении припева лелю высказаны Вс. Миллером ("Очерки арийской мифологии").

Среди славянских рун есть и руна, посвящённая богине Леле:

Эта руна связана со стихией воды, а конкретно - Живой, текучей воды в родниках и ручьях. В магии руна Леля - это руна интуиции, Знания вне Разума, а также - весеннего пробуждения и плодородия, цветения и радости.
http://godsbay.ru/slavs/lel.html
http://godsbay.ru/slavs/lela.html
http://dreamworlds.ru/intersnosti/11864-slavjanskie-runy.html

Легенда о Волшебной Свирели

Красивых легенд в славянской мифологии превеликое множество, а как известно, самые красивые легенды о любви. Одну из таких легенд передавали славяне их поколения в поколение, и имеет эта легенда отношение к богу страсти и любви – златовласому Лелю. Легенда о Волшебной Свирели – одна из любимейших легенд славянской мифологии.

Она гласит, что давным-давно жил на свете светловолосый пастушок, чьи родители так сильно любили друг друга, что назвали своё чадо Лелем, в честь бога любви и страсти. Пастух так чарующе играл на дудочке, что сам бог Лель был очарован и поражён игрой. Однажды Лель спустился к пастуху, чтобы принести ему в дар волшебную свирель из тростника. Подарок буквально осчастливил пастушка Леля, и он не выпускал инструмент, подаренный богом из рук. Свирель так чудно играла, что даже птицы и звери в лесах пели и танцевали под неё.

На беду полюбила страстно и сильно того пастушка красавица Светлана. Она так сильно была увлечена Лелем, что готова была практически на всё, чтобы тот обратил на неё своё внимание. Однако, Лель так и не отвечал Светлане взаимностью, увлечённый игрой на своей чудо-свирели. Светлана всё больше и больше копила свою злость на Леля и на свою судьбу и однажды ночью, когда Лель мирно и сладко спал под деревом в поле, Светлана прокралась к нему и украла свирель. Не думая долго, красавица сожгла на костре единственную отраду Леля. Светлана надеялась, что теперь-то Лель точно обратит на неё внимание и полюбит.

Однако, произошло совершенно обратное: Лель впал в необъятную грусть и тоску, а к осени угас от скуки, как свеча на ветру. Похоронили Леля на берегу реки, а вокруг могилы его и по сей день растёт тростник. Легенда о Леле стала главной легендой о пастушьей доле, и с тех времён все пастухи мастерски играют на свирелях за работой и практически никогда не бывают счастливыми и удачливыми в любви.

Лель - повелитель певчих птиц

Лель (Лелья, Лельо, Любич) - в мифологии древних славян бог любовной страсти.
О Леле - веселом, легкомысленном боге страсти - до сих пор напоминает слово «лелеять», то есть нежить, любить. Он сын богини красоты и любви Лады, а красота, рождает страсть. Особенно ярко это чувство вспыхивало весной и в Купальскую ночь. Изображался он в виде златовласого, как и мать, крылатого младенца: ведь любовь свободна и неуловима. Лель метал из рук искры: ведь страсть - это пламенная, жаркая любовь!
Он то же, что греческий Эрос или римский Амур, только те поражают сердца людей стрелами, а Лель возжигал их своим ярым пламенем.

Священной птицей его считался аист.
Другое название этой птицы в некоторых славянских языках - лелека.
В связи с Лелем почитались и журавли, и жаворонки - символы весны.

Б.Ольшанский

Народная легенда о Леле

ВОЛШЕБНАЯ СВИРЕЛЬ

Во времена незапамятные жил на свете среброволосый пастушок.
Его отец и мать так любили друг друга, что нарекли первенца именем бога любовной страсти — Лель.
Паренек красиво играл на дудочке, и зачарованный этой игрою небесный Лель подарил тезке волшебную свирель из тростника. Под звуки этой свирели танцевали даже дикие звери, деревья и цветы водили хороводы, а птицы подпевали божественной игре Леля.
И вот полюбила пастушка красавица Светана. Но как она ни пыталась разжечь страсть в его сердце, все было напрасно: Лель будто навеки увлекся своей волшебной властью над природой и не обращал на Светану никакого внимания.
И тогда разгневанная красавица подстерегла миг, когда Лель, притомленный полдневным зноем, задремал в березняке, и незаметно унесла от него волшебную свирель. Унесла, а вечером сожгла на костре — в надежде, что непокорный пастушок теперь-то ее наконец полюбит.

Михаил Нестеров. Лель. Весна

Но Светана ошиблась. Не найдя своей свирели, Лель впал в глубокую грусть, затосковал, а осенью и вовсе угас, как свеча.
Похоронили его на речном берегу, и вскоре вокруг могилы вырос тростник. Он печально пел под ветром, а небесные птицы ему подпевали.
С той поры все пастухи искусно играют на свирелях из тростника, но редко бывают счастливы в любви...
Недаром же долетела к нам из старины задорная девичья песня:
О Леле — этом маленьком боге страсти — до сих пор напоминает слово «лелеять», то есть нежить, любить.
Он сын богини красоты Лады, а красота, естественно, рождает страсть.
Изображался он в виде златовласого, как и мать, крылатого младенца: ведь любовь свободна и неуловима.

Николай Рерих Снегурочка и Лель, 1921

Лель метал из рук искры: ведь страсть — это пламенная, жаркая любовь!
Он то же, что греческий Эрос или римский Амур, только те поражают сердца людей стрелами, а Лель возжигал их своим ярым пламенем.
Священной птицей его считался аист. Другое название этой птицы в некоторых славянских языках — лелека. В связи с Лелем почитались и журавли, и жаворонки — символы весны.

По материалам:
"Русские легенды и предания" Грушко Е.А., Медведев Ю.М.