День создания подразделений по борьбе с организованной преступностью в россии. Основы борьбы с организованной преступностью

Преступная деятельность простого уголовника от целой группы отличается организованностью и продуманностью действий. Масштаб причинения вреда стране от нее огромен. Лидера преступной группировки сложно вычислить и задержать, так как официально он не имеет отношения к этим действиям. Финансовые махинации, экстремизм, контрабанда, киднеппинг, терроризм - и это только часть совершаемых ими проступков. Именно сотрудникам, которые посвятили свою деятельность выявлению главарей преступных группировок, их разобщению, задержанию и доведению до суда, и посвящен этот профессиональный праздник.

Когда отмечается

День создания подразделений по борьбе с организованной преступностью празднуется ежегодно 15 ноября.

Кто празднует

День создания подразделений по борьбе с организованной преступностью 2019 по традиции отмечают действующие сотрудники ГУПЭ (Главное управление по противодействию экстремизму) МВД РФ, а также ветераны службы.

История праздника

15 ноября 1988 года Приказом МВД Советского Союза № 0014 «О создании управления по борьбе с организованной преступностью» было организовано 6-е управление МВД СССР в количестве 32 человек. Эта дата и стала точкой отсчета в формировании данных подразделений.

В феврале 1991 г. оно было переименовано в Главное управление по борьбе с наиболее опасными преступлениями, организованной преступностью, коррупцией и наркобизнесом, а через год преобразовано в ГУОП (Главное управление по организованной преступности) МВД России. Следующий виток реформирования наступил в 1999 году. С ним пришло новое название - ГУ по борьбе с организованной преступностью. В 2004 г. оно стало Департаментом по борьбе с организованной преступностью и терроризмом МВД России. Реформирование 2008 года привело к созданию новой аббревиатуры - ГУПЭ МВД России. Сейчас это главное подразделение в борьбе с терроризмом и экстремизмом. Для поддержки проводимых его сотрудниками действий и операций созданы отряды быстрого реагирования.

О профессии

В обязанности сотрудников ГУПЭ МВД РФ входит не только проведение мероприятий, направленных на выявление экстремизма, а также борьба с терроризмом, наркотическим бизнесом, незаконной реализацией оружия, коррупцией, раскрытие особо тяжких и тяжких преступлений на региональном и международном уровне и многое другое. Помимо этого, они занимаются проведением профилактических мер, целью которых является предупреждение и пресечение данных видов деятельности.

До 1985 года в СССР не признавали наличие организованной преступности, хотя ее становление начало происходить с 1960-х гг.

Самая большая по численности Сицилийская мафия насчитывает 50 тысяч членов - 150 семей, в то время как в России эта цифра достигает 160 тысяч членов - 12 000 групп.

На докладе Совета Европы 2004 года говорится о том, что российские международные преступные организации, действующие на территории Европы, являются одними из самых опасных в сфере вымогательства, незаконной миграции и экономических преступлений.

Организованная преступность по модели правления представляет собой государство с олигархической формой правления. В преступном обществе также есть власть, органы системы безопасности, образования (для воспитания молодых преступников), суды, оппозиция и даже издаются нормативные акты (предписания). У них есть свой кодекс поведения, музыка, речь, обычаи и традиции, которые нельзя нарушать.

«Русская мафия» - это не только российские преступные организации. К ним также относятся группировки стран СНГ и миграционные проявления дальнего зарубежья.

По территориальности организационная преступность сконцентрирована в южных регионах России, не считая крупных городов и промышленных центров. На мировой арене она действует в 44 странах.

Воровской жаргон был создан на основе русского, украинского языков и идиша и изначально принимался с целью выделения «своих из толпы». Многие ученые, поэты и писатели в годы репрессии были заключены в тюрьмы и описывали быт, заимствовали уголовные термины и понятия. Вскоре они прочно вошли в разговорный и литературный языки.

Прародителями воровского языка стали офени - бродячие деревенские торговцы. Их условный язык назывался «феней». Отсюда и пошло всем известное название уголовного жаргона.

Президент Владимир Путин перед самыми праздниками подписал указ № 300, согласно которому ликвидируются семь Главных управлений МВД по федеральным округам. Закончилось многолетнее противостояние убоповцев (Управление по борьбе с организованной преступностью) и выходцев с Лубянки

Президент Владимир Путин перед самыми праздниками подписал указ № 300, согласно которому ликвидируются семь Главных управлений МВД по федеральным округам. Исключение сделано, ввиду особой сложности региона, только для ГУ МВД по Северо-Кавказскому федеральному округу. Причем «зачистка» прошла в классическом исполнении: за день до выхода указа с шумом уволили начальника ГУ МВД по Дальневосточному федеральному округу генерала Евгения Кужеля. Таким образом, закончилось многолетнее противостояние убоповцев (Управление по борьбе с организованной преступностью) и выходцев с Лубянки.

Согласно указу, упраздняются следующие главки: ГУ МВД России по Центральному федеральному округу (начальник Сергей Деревянко), ГУ МВД России по Дальневосточному федеральному округу (Евгений Кужель), ГУ МВД России по Сибирскому федеральному округу (Юрий Прощалыкин), ГУ МВД России по Уральскому федеральному округу (Николай Мардасов), ГУ МВД России по Приволжскому федеральному округу (Андрей Таранов), ГУ МВД России по Северо-Западному федеральному округу (Виталий Быков) и ГУ МВД России по Южному федеральному округу (Николай Симаков). В каждом главке работало примерно 500 сотрудников. Следовательно, под сокращение попали около 3,5 тысячи человек, и сколько из них сумеют перейти в другие подразделения, неизвестно.

Справка «Новой»: Шаболовские

15 ноября 1988 года приказом по МВД СССР было создано 6-е управление МВД СССР (штат: 32 человека), занявшееся предотвращением тяжких преступлений и нейтрализацией деятельности криминальных лидеров. 4 февраля 1991 года 6-е управление преобразовано в Главное управление по борьбе с наиболее опасными преступлениями, организованной преступностью, коррупцией и наркобизнесом. Соответствующие подразделения были созданы в 10 республиках СССР общей численностью 3 тысячи человек.

В феврале 1992 года создано Главное управление по организованной преступности (ГУОП) МВД России. В 1998 году преобразовано в Главное управление по борьбе с организованной преступностью (ГУБОП) МВД России. В 2000 году тогдашний глава МВД Владимир Рушайло вывел УБОПы из подчинения республиканских МВД, ГУВД и УВД и объединил их в единую цепочку подчинения: УБОП—РУБОП—ГУБОП—министр.

Поначалу убоповцы действительно занимались важным делом и были грозой преступных группировок. Как многие помнят, в 90-е весь бизнес «лежал» не под силовиками, как сейчас, а под бандитами, мэры же большинства российских городов и директора предприятий были ставленниками местных ОПГ. Расскажу одну историю: в 1996 году я работал во «Времечко», и мы поехали брать интервью у главы небольшого городка в Ярославской области. Нас интересовало, что за люди с «корочками», представляясь сотрудниками городской администрации, взимают «экологические» штрафы с водителей-дальнобойщиков. Мэр-коммунист долго рассказывал, как всей душой печется об экологии. Когда мы собрались уезжать, он неожиданно заявил: «А теперь поедем к хозяину…» Настоящим хозяином города оказался армянский вор в законе.

УБОПы, в отличие от уголовного розыска, работавшего по уже совершенному преступлению, напротив — включались в разработку при получении первой же оперативной информации и отличались большой мобильностью. Хорошо была поставлена работа с агентурой, наконец-то появилась единая база данных по ворам в законе и криминальным авторитетам, а собровцев из ГУБОПа бандиты боялись как огня. Во избежание утечек, новые подразделения получили полную независимость от местного милицейского начальства, вся информация стекалась к начальнику ГУБОПа, являющегося первым заместителем главы МВД.

В 1994 году специально под УБОПы пролоббировали Указ президента № 1226 «О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности», который разрешал задерживать подозреваемых до 30 суток.

Перерождение

«Портиться» УБОПы стали во второй половине 90-х: у оперативников появились дорогие иномарки, на шеях висели килограммовые золотые цепи, и к ним в очередь выстроились «подкрышные» бизнесмены. А уж историю, когда на Шаболовке один из начальников отдела забыл в туалете «барсетку» с 70 тысячами долларов, вспоминают до сих пор.

Благодаря толковым руководителям пресс-служб, борцов с оргпреступностью отлично «распиарили»: в СМИ их сравнивали с последними героями, вставшими на пути криминала. Между тем методы оперативной работы особым разнообразием не отличались: получили информацию — подбросили наркотики/оружие — «закрыли». Одни и те же наркозависимые «свидетели» кочевали из одного уголовного дела в другое. Правда, в судах большинство дел разваливалось. И, видимо, не случайно руководство ГУБОПа стало одним из застрельщиков информационной кампании о ненужности судов присяжных.

На подтасовках и подбросах выросло целое поколение оперативников-палкоделов, которые больше ничего не умеют. Зато у них обнаруживалась нехилая хватка, когда речь заходила о деньгах. К примеру, отец одного из заложников рассказал мне, как пришел писать заявление в отдел по борьбе с похищениями людей на Шаболовку: «Первым делом начальник спросил меня, какая сумма выкупа. Я ответил: 40 миллионов. Тогда этот тип намекнул, что его «бонус» должен составить 10% от выкупа». К счастью, заложник самостоятельно освободился, и оперативники остались без «премии».

Чтобы хоть как-то обуздать процесс разложения службы, руководство МВД постоянно «перетасовывало» сотрудников и набирало кадры из глубинки. Однако это помогало мало: через полгода «лимитчики» начинали брать взяток еще больше и частенько сами совершали преступления. Особенно отличались оперативники, побывавшие в Чечне. Они и до командировок в «горячие точки» не особо чтили закон, а уж после и вовсе.

Так, например, 07.08.1999 г. на 40-м км трассы Москва—Казань двое сотрудников РУБОП ЮВАО г. Москвы Солохин, Снегирев и примкнувший к ним оперуполномоченный УР ОВД «Хорошевский» Суслов остановили автобус, в котором ехали вьетнамские челночники. Угрожая ножами, борцы с оргпреступностью забрали несколько десятков тысяч долларов, а трое вьетнамцев, оказавших сопротивление, с многочисленными ранениями были доставлены в Ногинскую больницу.

Тем временем в самом МВД вовсю шли межклановые войны, жертвой которых стал один из отцов-основателей УБОПа — Владимир Рушайло. В октябре 1996 года он собрал пресс-конференцию и выступил с громкими разоблачениями о коррупции в центральном аппарате МВД. На следующий день «правдолюба» отправили в отставку, и он пристроился советником к тогдашнему спикеру Совета Федерации Егору Строеву. Правда, штатским Рушайло пробыл всего два года и вернулся на должность начальника ГУБОПа — в ранге заместителя главы МВД. Об этом чудесном возвращении опального генерала ходило довольно много слухов.

21 мая 1999 года Владимира Рушайло назначили главой МВД, чуть позже закрытым указом президента его наградили Звездой Героя. Для воспрянувших духом убоповцев началось золотое времечко.

Несчастливый конец

С приходом Владимира Путина в Кремль ситуация в стране изменилась: вместо милиции на первые роли выдвинулись выходцы с Лубянки. Начались новые ожесточенные войны силовиков. Особенно усердствовали убоповцы и чекисты, делившие между собой «подкрышных» бизнесменов. При этом обе ключевые службы не брезговали подставами и писали друг на друга доносы.

В марте 2001 года Рушайло освободили от должности главы МВД. Новый министр — питерец Борис Грызлов первым делом лишил ГУБОПа самостоятельности и подчинил службе криминальной милиции. Еще через три года служба получила новые задачи и аббревиатуру: департамент по борьбе с организованной преступностью и терроризмом (ДБОПиТ).

В 2008 году указом президента Дмитрия Медведева № 1316 управления по борьбе с организованной преступностью были расформированы, а их функции переданы в другие подразделения. После выхода этого указа ситуация больше напоминала поговорку «После нас хоть потоп»: сотрудники пресс-служб за бесценок продавали видеоархивы, а на радиорынках появились секретные базы убоповцев с адресами и донесениями агентов.

В дальнейшем на базе УБОПов были созданы 8 ГУ МВД по федеральным округам с весьма размытыми функциями. При этом «федералы» и местные полицейские зачастую дублировали друг друга:

— Доходило до маразма: допустим, мы полгода разрабатываем банду, и вдруг ее задерживают «цэфэошники» (Управление по Центральному федеральному округу. — С. К.), — рассказал один из начальников МУРа. — Разумеется, вся работа под хвост. Звоню на Шаболовку, а они посылают куда подальше.

С помощью тех же «цэфэошников» бизнес решал свои стратегические задачи, закрывая конкурентов и проводя рейдерские захваты, — трудно найти в Москве какое-либо одиозное уголовное дело, завязанное на больших деньгах, к которому бы не приложили свои умелые руки шаболовские.

И потому, наверное, нынешний президентский указ № 300 готовился в обстановке повышенной секретности и для многих руководителей стал полной неожиданностью. Например, в ГУ МВД по ЮФО до самого последнего дня царило приподнятое настроение, а генералы устроили себе турнир по стрельбе.

Но если «лампасников» куда-нибудь да пристроят, то оперативники рангом поменьше сейчас забегали по кабинетам других подразделений. Однако «на земле» их не особо ждут: достали, и большинству придется искать работу на гражданке.

Правда, есть проблемы и посерьезнее: что будет с сотнями уголовных дел, заведенных следственными отделами федеральных главков? И в чьи руки попадут агентурные досье и секретные базы данных?

…Каждый год 15 ноября ветераны УБОПа собираются в парке им. Горького и вспоминают годы совместной службы. Однако итоги совсем нерадостные: в стране запредельная коррупция, высокая преступность, а уцелевшие в криминальных войнах воры в законе живут в шоколаде.

Остается добавить, что 322 сотрудника УБОПа погибли при исполнении служебного долга. 35 человек получили звание «Герой России», из них 27 — посмертно. Об этом тоже нужно помнить.

Организованная преступность – это незаконная деятельность трех или более лиц, объединенных в преступную организацию, имеющую устойчивую внутреннюю структуру, которые в сообществе с коррумпированными должностными лицами, представителями власти, используя методы насилия и запугивания, общественный спрос на услуги, по договоренности с другими преступными группами устанавливают свой контроль в различных сферах деятельности, в том числе и незаконной, и постоянно ее осуществляют в целях получения значительных доходов.

Борьба с организованной преступностью предполагает разработку и реализацию комплекса специальных общеорганизационных, предупредительных и правоохранительных мер. Среди них важное место призваны занимать уголовно-правовые, уголовно-процессуальные, уголовно-исполнительные, фискально-финансовые, оперативно-розыскные и некоторые другие меры, которые должны быть основаны на общем анализе криминальной ситуации, ее прогнозе. Речь идет о специальных мерах, ибо здесь основной объект борьбы – это сами организованные преступные формирования и уже не отдельные преступления, а их сложная и разветвленная преступная деятельность. При этом решается задача пресечения движения и легализации преступных капиталов.

    Задачи и основополагающие начала борьбы с организованной преступностью

Стратегическими задачами борьбы с организованной преступность являются:

1)Ликвидации основных организованных преступных формирований и возмещения ущерба от их деятельности.

2)Устранение причин и условий, способствующих формированию преступного общества, 3)Затруднение вовлечения в преступную деятельность новых лиц и распространения сферы влияния криминала.

В борьбе с существующими организованными преступными формированиями правоохранительные органы стремятся к в первую очередь к их разобщению.

Помимо реагирования на совершаемые преступления и выявления их непосредственных исполнителей, основной задачей является установление личности лидеров преступных формирований и привлечение их к ответственности; для этого может использоваться в том числе содействие менее опасных членов преступных группировок, которым в обмен на сотрудничество с правоохранительными органами значительно смягчаются сроки наказания (вплоть до полного отказа от привлечения к ответственности).

Важными составляющими мер по борьбе с организованной преступностью являются финансовый контроль, направленный на затруднение производства операций по легализации преступных доходов, использованию преступных капиталов, и антикоррупционные меры, направленные на очистку правоохранительных органов и других государственных структур от лиц, содействующих организованным преступным формированиям.

Предупреждение организованной преступности осуществляется на основе комплекса мер общесоциальной и специально-кримино-логической профилактики. Значение имеет подрыв экономических корней организованной преступности, разработка и последовательное осуществление комплекса организационно-управленческих, финансовых, налоговых и других мер, создающих затрудняющие условия для преступного бизнеса и направленных на вытеснение из производства криминальных методов регулирования экономических отношений, пресечение легализации преступных капиталов.

Наряду с уголовно-правовыми запретами в УК РФ для борьбы с организованной преступностью необходимо принять специальные законы, как во многих зарубежных странах, регулирующие борьбу с организованной преступностью. Особое значение в этой борьбе придается специализированным подразделениям по борьбе с организованной преступностью. Борьба должна быть сосредоточена на подрыве авторитетов, создании конфликтных ситуаций, ведущих к распаду группы или сообщества, т.е. разрушении целостности, устойчивости - качественного признака преступной системы.

    Правовая основа и система субъектов борьбы с организованной преступностью

Основным звеном государственной системы органов, противостоящих организованной преступности, является МВД РФ. В системе МВД образовано специализированное подразделение - Главное управление по борьбе с организованной преступностью. На местах действуют его управления. Учитывая исключительную опасность организованной преступности, которая подрывает устои государственной власти и напрямую угрожает общественной безопасности страны, Законом РФ “Об органах федеральной службы безопасности” установлены полномочия по борьбе с организованной преступностью органам федеральной службы безопасности РФ. В ст.8 п.2 Закона установлено следующее - “Борьба с преступностью”. А ст. 10 Закона конкретизирует данное полномочие путем перечисления действий, которые обязаны выполнять эти органы.Правовое обеспечение борьбы с организованной преступностью заключается прежде всего, в разработке и принятии соответствующих законов, направленных на решение данной проблемы и носящих комплексный межотраслевой характер.

Что касается законопроекта “О борьбе с организованной преступностью”, причем ключевого законопроекта, который был подготовлен межведомственной комиссией, созданной на основании решения координационного совещания руководителей правоохранительных органов в ноябре 1993 года и принятый государственной думой в 1994 году, то этот законопроект носит оригинальную концепцию и комплексный характер. Вся квинтэссенция концепции данного законопроекта заключается в следующем. В зависимости от уровня организованности преступных формирований определяются соответствующие органы, противодействующие им. С обычными организованными преступными группами (так называемого первого уровня) борьбу должны вести все оперативные подразделения ОВД, ФСБ, прокуратура, таможня, налоговая полиция.

    Международное сотрудничество в сфере борьбы с организованной преступностью (основные направления)

Международные соглашения, конвенции и обмены информацией. Последним примером в этом отношении является Конвенция о борьбе с международной коррупцией, заключенная и подписанная по инициативе и под эгидой Организации европейского сотрудничества и развития. Конвенция была подписана представителями 34 стран мира и в 1999 г. введена в действие. В настоящее время вопрос состоит в том, насколько международные обязательства будут соответствовать текущим задачам экономического развития.

Международное сотрудничество между национальными полицейскими органами.

Организованная преступность стала международной, что обязывает национальные правительства объединить свои усилия в целенаправленной борьбе с этим явлением.

Международному сотрудничеству в данной сфере мешает соперничество различных международных организаций, отсутствие целевых средств, недостаток обученного персонала, который мог бы эффективно работать с такими структурами как Интерпол, а также особая позиция отдельных карликовых суверенных государств.

Распад колониальной системы, как известно, привел к возникновению большого количества малоразмерных и очень бедных государств. Некоторые из этих стран вынуждены прибегать к неординарным способам привлечения иностранной валюты. Примерами таких способов являются: выпуск почтовых марок, регистрация иностранных судов (предоставление права ходить под удобным флагом), открытие оффшорных банков (налоговых убежищ) и т.д.

В отдельных случаях эти минигосударства попадают под частичный или полный контроль наркосиндикатов, чем наносят значительный вред международному экономическому развитию и международным усилиям по борьбе с организованной преступностью.

Экономическая помощь в качестве стимула для сокращения преступной деятельности. Для того чтобы ослабить у крестьян в Колумбии и других слабых в экономическом отношении странах стимулы к выращиванию наркосодержащих растений, предлагается оказывать целенаправленную экономическую помощь с тем, чтобы дать возможность жителям этих малоимущих стран зарабатывать себе на жизнь честным путем. Такого рода помощь является одним из возможных способов, используя который богатые страны - основные потребители наркотиков могут вести борьбу против их производства и распространения.

Условия помощи. Страны-доноры, оказывающие финансовую помощь развивающимся странам (особенно странам третьего мира), ставят свои гуманитарные операции в зависимость от того, чтобы страны-получатели самым серьезным образом вели борьбу с коррупцией и организованной преступностью.

    Понятие организованной преступности (криминологический и уголовно-правовой аспект).

Организованная преступность-это общественное явление, охватывающее совокупность тяжких и особо тяжких преступлений, совершаемых устойчивыми, иерархическими, планомерно-действующими преступными структурами (группы, сообщества), деятельность которых прямо или опосредованно взаимоподкрепляется и согласуется организаторами и руководителями определенной территории или в определенной управленческой, предпринимательской или иной сфере экономической, политической деятельности.

Организованная преступность является одним из наиболее сложных и опасных видов уголовно-наказуемых деяний и имеет ряд существенных особенностей. Для нее характерны наличие групп, организаций и лиц для систематического занятия преступлениями, устойчивость, отлаженная система связей их участников, распределение между ними ролей, иерархическая система взаимоотношений. В низших организованных преступных формированиях отношения участников строятся по схеме: главарь - рядовые исполнители (как правило, всего от 3 до 10 человек), причем роль каждого из них заранее определена. Типичными видами преступных деяний для таких групп являются кражи, грабежи, разбои, мошенничество, бандитизм.

Борьба с организованной преступностью предполагает разработку и реализацию комплекса специальных общеорганизационных, предупредительных и правоохранительных мер. Для уголовно-правового понимания организованной преступности характерно

выделение следующих ее признаков:

Наличие организационно-управленческой структуры, сложная иерархическая

градация сообщества с разграничением функций.

Устойчивый, планируемый, законспирированный характер деятельности,

сплоченность;

Распространение своего влияния на определенной территории, либо в

определенной экономической области (монополизация);

Заранее планируемое преступное поведение (совершение действий по подысканию

объекта посягательств);

Извлечение максимальной прибыли как основная цель преступной деятельности;

Активное пропагандирование преступной идеологии.

ОБЪЕКТЫ ОП. Их тысячи: стратегические ресурсы (нефть, металл), наркотики, оружие, но главный объект - люди, собственники, из которых можно "качать" деньги. Их бизнес, собственность столь же многообразны, как и вся экономика (промышленность, сельское хозяйство, сфера услуг и т.п.). Существенную роль играет форма собственности государственная, частная, акционерная, иностранная, совместное владение СУБЪЕКТЫ ОП. Обычно в практике УОП-ов, РУОП-ов их разделяют:

По величине (группа, формирование, организация, сообщество), а средства массовой информации добавляют мафия (организация общенационального масштаба) и "сверхмафия" (международные организации, уже напоминающие транснациональные корпорации, где граница между легальным и криминальным бизнесом нередко размыта).

По месту базирования (например, в Киеве - троещинская, борщаговская; в Москве - солнцевская, долгопрудненская),

По этническому признаку (преимущественному национальному составу): славянские, грузинские, чеченские, дагестанские, ингушские, армянские, азербайджанские, вьетнамские, китайские...).

1. Криминализация экономических отношений. Слияние экономической и общеуголовной преступной деятельности. Так, в настоящее время в криминальный бизнес включены более 40 тыс. предприятий, государственных и коммерческих организаций; 70 - 80% приватизированных предприятий и коммерческих банков, большинство торговых организаций обложены поборами. Размер "дани" (своеобразного налога в пользу преступников) составляет 10 - 20% от оборота, что нередко превышает половину балансовой прибыли предприятия. 2. Активное включение в организованную преступность коррумпированных чиновников. Коррупция (злоупотребление должностными лицами властью или служебным положением в результате их подкупа) получает широкое распространение в условиях экономической и политической нестабильности, являясь, с одной стороны, предпосылкой, а с другой - одним из проявлений организованной преступности, средством ее прикрытия. Подкупленные чиновники оказывают содействие каждой седьмой-восьмой преступной группировке, а те тратят на оплату их услуг от 30 до 50% криминальных доходов. Имеются попытки повлиять на ход расследования преступлений, совершенных организованными преступными группами. 3. Активизация преступных формирований в совершении традиционных тяжких уголовных преступлений

4. "Эксплуатация" пороков общества (наркомании, проституции, игорного бизнеса и т.п.). 5. Формирование своеобразного резерва организованных преступных структур из числа лиц, отбывающих уголовное наказание в местах лишения свободы. По данным экспертов, в исправительных учреждениях в настоящее время действуют более 2,5 тыс. организованных преступных групп, в силу чего преступная среда в местах лишения свободы становится все более криминогенной.

6. Рост криминального профессионализма, квалифицированности совершения преступлений

7. Высокая латентность. Зарубежные эксперты полагают, что латентная часть организованной преступности в 6 - 10 раз превышает зарегистрированную правоохранительными органами. В результате около 70% преступлений, совершенных организованными структурами, не было зарегистрировано.

    Понятие и признаки организованной преступной группы.

Организованная преступная группа - устойчивая группа лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений. Организованная преступная группа выступает в качестве одной из форм соучастия.В ней роли распределены заранее, план совершения преступления четко отработан. К таким группам можно отнести группы карманных и квартирных воров, мошенников, торговцев наркотиками.

Таким образом, закон, по существу, определяет только два признака организованной группы:

1)Устойчивость

Это означает, прежде всего, стабильность, постоянство состава преступной группы. Вхождение в нее новых членов затруднено из-за опасности провала всей группы. Вместе с тем, и к выходу из группы кого-либо из членов преступная группа относится резко отрицательно, видя в этом отступничество и предательство ее интересов.

2)Целью объединения в группу является совершение одного или нескольких преступлений.

Постоянное совершение преступлений - цель объединения группы. Это второй признак организованной преступной группы, указанный в уголовном законе. Целью создания группы является постоянное совершение преступлений, постоянная преступная деятельность для получения наживы. Это приводит организованную группу к увеличению

как географии совершаемых преступлений, так и их количества и интенсивности.

Часть указанных признаков организованной группы,которые тоже можно отнести к признакам организованной преступной группы:

Распределение ролей при совершении преступлений.

Подготовка к совершению преступления.

Использование сложных способов совершения преступлений.

Строгая дисциплина (для организованной преступной группы характерна жесткая дисциплина ее членов, безусловное подчинение лидеру).

Вырабатывается единая ценностная ориентация.

Распределение преступных доходов.

Создание специального денежного фонда (сущ.спец. денежный фонд - "общак", которым распоряжается лидер).

Криминологами в качестве признаков организованной группы называются выработка в группе норм поведения, ценностных ориентиров, выполнение отдельным участником роли лидера, наличие иерархии и распределения социальных ролей и т.д. .

    Понятие и признаки преступной организации.

Преступное сообщество (преступная организация) -организованная преступная группа, созданная для совершения наиболее тяжких преступлений , либо объединение организованных преступных групп. Преступная организация является наиболее опасным видом соучастия; создание преступного сообщества или преступной организации выступает в качестве самостоятельного наказуемого вида преступной деятельности, даже если такая организация не успела ещё совершить ни одного преступного деяния. Например, в УК РФ ответственность за такое деяние предусмотрена в ст. 210. Преступное сообщество выступает формой проявления организованной преступности.Преступным организациям присущи следующие основные признаки, которые отличают их от организованных сообществ:

– наличие материальной базы (денежного фонда);

– коллегиальность управления, т.е. организацией руководит группа лиц, имеющих как правило, равное в нем положение;

– нормальные нормы поведения, традиции и «воровские» законы, мера наказания за их нарушение;

– иерархическая система с разделением организации на группы, межрегиональными связями, наличием руководящего ядра, телохранителей. связников, хранителей финансовых фондов (касс), разведчиков, исполнителей приговоров и т.п.;

– создание информационной базы, которую составляют сведения из различных источников (в том числе, полученные в результате использования разведывательных данных) об интересуемом объекте.

    Специфика причинности организованной преступности.

В соответствии с генезисом и характером организованной преступности в механизме ее детерминации решающую роль играют следующие причины и условия:

1. Пороки (культурных, политических, социально-экономических) основ организации жизни общества.

2. Неэффективность мер борьбы с криминальными проявлениями: несоответствие между глубинными факторами преступности и поверхностными мерами, с помощью которых государство пытается от нее избавиться.

3. Криминальное саморазвитие (способность преступности к самоорганизации и способность на ужесточение средств борьбы с нею отвечать усилением средств обеспечения криминальной безопасности и эффективности преступной деятельности).

4. Пороки политической системы общества:

а) пассивность органов государственной власти, обусловленная дефектами политического устройства; политическими, идеологическими, социальными кризисами, коррумпированностью, слабостью полити-ческих лидеров, их неспособностью эффективно действовать в сложных условиях;

б) необеспеченность (материальная, культурная, организационная) рационального функционирования демократических институтов общественного устройства.

5. Межгосударственные противоречия, препятствующие концент-рации усилий общества в борьбе с преступностью.

    Понятие коррупционной преступности. Специфика причинности коррупционной преступности.

Под коррупцией (от лат coiruptio - разламывать, портить, повреждать) как социально-правовым явлением обычно понимается подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей вообще.

Коррупционные преступления - это предусмотренные УК РФ общественно опасные деяния, непосредственно посягающие на авторитет публичной службы, выражающиеся в незаконном получении государственными или муниципальными служащими каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот) либо в предоставлении последним таких преимуществ.

К собственно коррупционным преступлениям могут быть отнесены пять видов уголовно наказуемых деяний: 1) злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ); 2) незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ); 3) получение взятки (ст. 290 УК РФ); 4) дача взятки (ст. 291 УК РФ); 5) служебный подлог (ст. 292 УК РФ).

Социально-правовой контроль нельзя рассматривать как репрессивную деятельность. Это контроль криминологический, предупредительный, хотя в него входит уголовно-правовая составляющая, когда предупреждение не сработало. Социально-правовой контроль предполагает организацию жизни и деятельности на основе четко разработанных законов, принятых демократическим путем. Интенсификация деятельности по установлению жесткого социально-правового контроля за принятием решений государственными служащими является важным направлением предупреждения коррупционной деятельности.

Другой не менее существенной причиной коррупции является тот факт, что сотни чиновников (от министров до главных специалистов различных министерств и ведомств) входят за соответствующее вознаграждение в советы директоров акционерных обществ и компаний, в связи с чем происходит своеобразное сращивание государственных служащих с предпринимательством, что представляет собой узаконенную коррупцию. Подобная порочная практика нормативно ставит высоких должностных лиц министерств и ведомств в ситуацию постоянного конфликта личных и государственных интересов, который служит объективной основой их заинтересованной лоббистской деятельности и коррумпированности. Власть срастается с собственностью и деньгами, открывая новые глубоко законспирированные коррупционные технологии.

    Общая характеристика нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы борьбы с коррупцией.

РУБОП

РУБОП (первоначально РУОП ) - Региональное управление по борьбе с организованной преступностью. Подразделение МВД СССР , а позже России , созданное в конце 80-х , но официальное название получило в 1993 году. По Указу Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 г. № 1316 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел РФ», УБОПы были расформированы, «не дожив» всего лишь двух месяцев до своего официального двадцатилетнего юбилея (15 ноября 2008 года), а на их основе вскоре были созданы Департамент по противодействию экстремизму МВД России и Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите , а также их территориальные подразделения. По неофициальной информации, Служба по борьбе с организованной преступностью, возможно, будет воссоздана в системе МВД России с 2012 года .

Предыстория создания

В конце 80-х годов криминальная обстановка в СССР стала ухудшаться, стали явными факты, долгое время умалчиваемые руководством страны. То, что преступность в Советском Союзе носит организованный характер, было многим известно, но говорить об этом открыто никто не решался.17 июня 1985 года появился приказ МВД СССР «Об усилении борьбы с организованными группами» и «Об усилении борьбы с деятельностью лидеров уголовно-преступной среды». Но ожидаемого эффекта это не принесло. У многих милиционеров просто не было опыта таких действий. Никто не знал, что толком нужно делать. Руководство МВД СССР само особо не стремилось претворять свой же указ в жизнь. «Родиной» УБОПа называют Украину - ещё в 1986 году 6-й отдел появился в угрозыске УВД Днепропетровской области . Позже выходит приказ МВД СССР № 0014 от 15 ноября 1988 года «О создании управления по борьбе с организованной преступностью». На базе 6-ого Управления МВД СССР создаётся подразделение по борьбе с преступностью, в котором было на весь Союз всего-то 32 человека. Возглавил отдел Александр Гуров , генерал-лейтенант милиции , ныне депутат Государственной Думы . Попадавшие на стол руководства МВД и КГБ сообщения, имевшие в своём содержании названия преступных группировок, носили гриф «секретно» и не предавались огласке. Людям в стране говорили, что организованная преступность есть только в капиталистических странах. Развитие кооперативного движения опровергло это утверждение. В обиход жителей вошло слово «рэкет ». Слово «мафия » не прижилось у советских граждан: все думали, что «мафия» есть только на острове Сицилия , и с ней борется неутомимый комиссар Катани в исполнении Микеле Плачидо , хотя фильм «Спрут », заставил многих поверить, что мафия есть и в СССР. Сам Гуров в своей книге "Красная мафия" подробно описывает ситуацию с бездействием руководства милиции, и только после выхода статьи «Лев прыгнул» Гурова вызвал к себе Министр внутренних дел СССР Вадим Бакатин и дал согласие на увеличение численности оперативного состава. Милиционеров стали снабжать всем необходимым, появлялась техника, транспорт, постепенно и сами сотрудники стали учиться изобличению преступных групп. Но тут вновь сотрудники столкнулись с бездушием властей. Тогдашний Уголовный кодекс РСФСР и кодексы Союзных республик не имели в особенной части таких преступлений, как «вымогательство », освещаемые деяния бандитов формально подходили только под одну статью - «бандитизм », но дать согласие на возбуждение уголовного дела с такой формулировкой никто не решался. Сам Гуров в интервью газете «Коммерсантъ » скажет:

Если бы тогда, сразу, внесли поправки в УК, то можно было многих посадить и надолго. Вместо этого нам говорили, что «бандитизма» у нас нет, и возбуждать такие дела не станут.

Позже Гуров в одном из телеинтервью сказал, что в конце 1980-х в 6-ом Управлении была почти полная база данных на всех «воров в законе », «криминальных лидеров», но из-за предательства руководства часть базы украли и «нужных» людей просто оповестили. Многие жители Москвы знали о существовании группировок в районе «Рижского рынка », одного из первых мест зарождения рыночной экономики и преступности в СССР. Именно в местное отделение милиции стали поступать заявления граждан о фактах вымогательств, но и тут руководство не спешило применять меры, ссылаясь на отсутствие юридических аспектов. Стали появляться наименования «солнцевские», «ореховские». Молодые люди, собранные по территориальному признаку, занимались вымогательством у кооператоров. Московские сыщики также не сидели без дела. В МУРе ещё в 1986 году было создано подразделение, ставшее прообразом московского РУБОП. Борьба шла усердная: сыщики, научившись грамотно работать, стали изобличать преступных лидеров, хотя у многих такие плоды работы восхищения не вызывали. Постепенно 6-е Управление реорганизовали. Сам Гуров ушел в КГБ, но позже ушёл и оттуда. По его словам, борьба с преступностью никому не нужна, это большие деньги, и никто не хочет с ними расставаться.

РУБОП в современной России

После очередной реорганизации из оперативно-розыскных бюро (ОРБ) в 1993 году стало образовываться РУБОП. Московское РУБОП получило прописку по улице Шаболовка , д.6. Чуть позже данный адрес стал более угрожающим, нежели Петровка, 38 . Возглавил московское РУБОП Владимир Рушайло . Также появилась пословица: "круче «солнцевских» только «шаболовские». В УК РСФСР стали вноситься поправки, касающиеся деятельности ОПГ . Стал появляться и долгожданный результат. По данным МВД России , в период с по г. (самый трудный в плане работы) к уголовной ответственности было привлечено более 60 «воров», и это только в одной Москве, ещё порядка более 300 лидеров криминального мира также были осуждены. Многие граждане стали смотреть на РУБОП как на единственную силу, готовую прийти на помощь. В территориальные отделы РУБОП стали приходить граждане с просьбой о помощи. РУБОПовцы раскрывали преступления и в сфере незаконного оборота наркотиков , оружия , похищения людей, коррупции . Отделы РУБОПа не подчинялись местным отделам внутренних дел, такие меры были направлены на то, что часть руководства местных милиционеров имеет коррупционные связи, а посему РУБОПы подчинялись напрямую главкам, что только добавляло им врагов в лице местных милиционеров. На одном из совещаний руководства МВД РФ к аббревиатуре «РУБОП» должно было быть добавлено «иК», то есть «Региональное Управление по борьбе с организованной преступностью и коррупцией», получилось «РУБОПиК», но букв «иК» добавлять не стали. Многие ветераны РУБОПа вспоминают знаменитый «ельцинский» указ № 1226 «О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности» от 14 июня 1994 года , согласно которому можно было задерживать лиц, причастным к преступлениям и членам ОПГ, до 30 суток, позднее он был отменён, явно с подачи криминала. Александр Гуров в интервью говорит:

Меня поражало, что законы у нас принимали с подачи бандитов, ни разу власть не послушала самих милиционеров. Кому мешал указ? Когда уровень преступности начал снижаться, его и отменили. Только раз, в 89-ом, Бакатин выслушал меня и позволил расширить отдел, а так все наши просьбы проходили мимо ушей.

Очередная реорганизация

Сколько себя помню, я редко боролся с преступниками, всё более - с коллегами из соседних ведомств. Все мы старались друг друга опередить, обогнать, больше «палок» в ЗИЦ вставить, а на деле всё стояло. Брали только тех, на кого давало руководство «добро», кто не мог за себя постоять и в оперативном значении ничего из себя не представлял. Хотели «авторитета» одного взять: весь материал собрали, доложили, а шеф папку в сейф убрал и приказал нам «на землю спуститься» - кому нужны такие инициаторы? Один раз в адрес вошли, там барыга наркотой торговал, а через секунду туда ОБНОН ворвался, хорошо я краем глаза Вову С. увидел, с кем в школе милиции учился, и крикнул «Вова, свои!», а то перестреляли бы друг друга - такое тоже бывало

Другой бывший сотрудник УБОП в газете «Совершенно секретно » так описывает свою работу:

Когда только начинали, весело было, непонятно, конечно, многое но из-за этого и интересно. На ходу учились, глаза у всех горели. Потом система гнить начала, нас бумагами обложили с ног до головы, планируешь что-то - пиши рапорт, рассмотрят, провёл что-то - справку пиши, волокита началась, специальная, чтобы нас больше в кабинетах держать. Особо ретивых переводили на другие места, одному оперу часы от министра вручили и на повышение отправили - лишь бы не мешался. С другими ведомствами начались конфликты, задержали кого-то - тут же звонок: «Отпустите, он с тем-то или тем работает». Отпускали, хотя знали, что деньги всем правят. Посидел, дождался пенсии и ушёл

В искусстве факт противоборства УБОП и УР наиболее чётко показан в фильме «Ментовские войны ».

Примечания

Практически вся история РУБОП описана в романе Андрея Молчанова «Главное управление».


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "РУБОП" в других словарях:

    РУБОП - районное управление по борьбе с организованной преступностью региональное управление по борьбе с организованной преступностью Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО… … Словарь сокращений и аббревиатур

    М. Региональное управление по борьбе с организованной преступностью. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Уже осенью в России могут вновь появиться управления по борьбе с организованной преступностью (УБОП) МВД, которые были расформированы в 2008 году и с тех пор в усеченном виде работали в составе подразделений угрозыска. Специальная комиссия МВД уже обсуждает, в каком виде и как будут работать борцы с оргпреступностью. Эксперты считают, что необходимость воссоздания УБОПов назрела давно - в некоторых регионах уровень оргпреступности и криминала остается стабильно высоким.

Сразу несколько источников в МВД России подтвердили «Известиям» информацию о готовящемся возрождении УБОПов.

Над этим вопросом в МВД уже работает специальная группа, которая уточняет параметры новой структуры, - заявил «Известиям» источник в МВД. - Могу сказать, что штатное расписание подразделения уже почти готово.

Депутат Госдумы Александр Хинштейн также подтвердил «Известиям», что воссоздание РУБОПа - вопрос уже почти решенный.

Подразделение по борьбе с организованной преступностью будут возрождены в самое ближайшее время, - заявил «Известиям» Александр Хинштейн. - В высшем руководстве МВД противников воссоздания РУБОПа нет. Сам Колокольцев также когда–то возглавлял региональный УБОП.

В МВД говорят, что вопрос о возрождении УБОПов назрел же давно.

Организованная преступность в России никуда не делась, по-прежнему сложная ситуация наблюдается на Северном Кавказе, на Дальнем Востоке, активизировались воры в законе, рейдеры, поэтому и возникла необходимость возродить специальные подразделения, - поясняет «Известиям» один из сотрудников центрального аппарата МВД.

По его словам, после расформирования УБОПов в 2008 году большинство специалистов по борьбе с оргпреступностью влились в подразделения угрозыска, однако эти структуры работают по совершенно разным принципам и это негативно сказывалась на общей эффективности борьбы с криминалом.

Если угрозыск работает по схеме «от совершенного преступления - к человеку, который его совершил», то УБОП - ровно наоборот: от человека, который может совершить преступление, - пояснил «Известиям» один из бывших сотрудников УБОП.

По словам собеседника издания, специализация работы борцов с оргпреступностью должна подразумевать полную независимость от местного начальства, но в нынешнем виде рассчитывать на это было нельзя.

Источники «Известий» в МВД утверждают, что борьбой с оргпреступностью в МВД будет заниматься отдельный департамент. Сейчас решается ключевой вопрос, кому будут подчиняться оперативники: местным полицейским главкам или непосредственно МВД.

Мнения в ведомстве разделились, но большинство экспертов склоняется к тому, что УБОПы должны подчиняться только руководству МВД и своему центральному аппарату, - рассказывает «Известиям» источник в МВД. - Фактически воссоздается РУБОП, который действовал в середине 1990-х годов.

Впервые о возможном возрождении подразделений по борьбе с организованной преступностью заговорили в 2010 году после зверского убийства 12 человек в станице Кущевская, где, как выяснилось, на протяжении многих лет действовало хорошо организованное преступное сообщество. Предполагалось, что подразделение появится в ходе преобразования милиции в полицию. Однако дальше разговоров дело тогда не пошло.

Вновь к идее УБОПов вернулся уже новый глава МВД Владимир Колокольцев. В своем первом интервью «Известиям» он заявил, что создавать подразделения по борьбе с организованной преступностью надо «сообразуясь с местной обстановкой».

В условиях нашего огромного государства каждый регион имеет свою специфику - географические, социальные, экономические особенности, которые накладывают определенный отпечаток в целом на криминогенную обстановку. Для одного региона то или иное подразделение просто необходимо - как, например, подразделения по борьбе с бандформированиями и организованной преступностью на Северном Кавказе, и мы из всех регионов направляем туда наших специально обученных сотрудников. А есть регионы спокойные в плане проявления организованной преступности. Соответственно, там создание подобных структур просто нецелесообразно, - заявил Колокольцев.

Неофициальным днем рождения РУБОПа считается 15 ноября 1989 года, когда приказом МВД СССР на базе 6-го управления МВД СССР было создано подразделение по борьбе с организованной преступностью. Однако свое официальное название структура получила позднее - в 1993 году, после вывода подразделения из подчинения оперативно-разыскных бюро. В задачу РУБОПов входила борьба с организованной преступностью, коррупцией и незаконным оборотом оружия и наркотиков. Сотрудники подразделений также вели разработку воров в законе и лидеров преступного мира. При этом региональные подразделения не подчинялись местным УВД, а только руководству главка.

В 2008 году президент РФ Дмитрий Медведев своим указом «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел РФ» прекратил существование подразделения. Функции борьбы с оргпреступностью общеуголовной направленности были возложены на уголовный розыск (УР), а функции по борьбе с коррупцией и организованной преступностью экономической направленности - на подразделения по борьбе с экономическими преступлениями (БЭП).