Небольшой рассказ про разные ягоды. Детям о садовых ягодах

Урок литературного чтения в 3 классе

по УМК «Перспектива»

тема: Н. Носов «Огурцы»

Конспект урока

Тема : Н.Носов «Огурцы».

Тип урока : урок открытия новых знаний

Оборудование: презентация, выставка книг Н.Носова, рисунки по его рассказу, карточки с заданиями

Цели урока:

    Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к героям художественного произведения;

    Научить составлять план текста; пересказывать текст, используя план и иллюстрации;

    подбирать пословицы к содержанию текста;

    формулировать правила дружеских отношений; адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

Задачи урока:

образовательные:

способствовать формированию целостного представления об основной идее рассказа;

содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков: бегло, сознательно и правильно читать, находить в тексте ключевые слова, позволяющие характеризовать героя;

создать условия для выразительного чтения;

способствовать коррекции речи, совершенствовать грамотный строй речи;

развивающие:

формировать коммуникативно-речевые умения при работе с текстом художественного произведения; развивать эмоциональную отзывчивость при слушании и чтении произведения;

воспитательные:

воспитание нравственных чувств и этического сознания: уважение к пожилым людям, любовь и бережное отношение к чувствам близких.

уважение к труду других людей, осознание ценности быть честным; отрицательное отношение ко лжи.

Планируемые результаты

Предметные умения:

Составлять план текста, пересказывать, используя план и иллюстрации;

Пересказывать текст от лица главного героя;

Формулировать правила дружеских отношений.

Универсальные учебные действия:

Личностные:

Проявлять желание читать произведения о детях;

Проявлять эмоционально-ценностное отношение к герою художественного произведения.

Регулятивные:

- выполнять учебное задание по алгоритму;

Адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

Познавательные:

Определять тему и основную мысль произведения и обосновывать свое мнение;

подбирать пословицу к произведению и обосновывать свой выбор.

Коммуникативные:

адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания.

Ход урока.

    Мотивация учебной деятельности.

Начинаем урок литературного чтения. Приятно общаться с человеком весёлым и доброжелательным. Начнём урок с приветствия. Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь. Посмотрите на меня. Я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке.

2. Речевая разминка. Проверка дом. задания.

(слайд)

Доброе дело крепко.

Доброму добрая память.

Не устоять худу против добра.

На свете не без добрых людей.

Прочитайте глазами. Что вы прочитали?

Прочитайте шёпотом. Прочитайте шёпотом и медленно. Прочитайте громко и медленно. Прочитайте выразительно, делая акцент на главном слове.

Что объединяет эти пословицы? (они о добре)

Проверим, как вы выполнили задание в «Творческой тетради»?

(дети читают пословицы)

Оценивают себя на листе оценивания.

    Актуализация знаний.

Рассмотрите иллюстрации к произведениям одного замечательного автора.(слайд)

Кто узнал эти произведения? Назовите. («Огурцы» «Заплатка» «Мишкина каша»)

Перед вами выставка книг Н.Носова. Какие его произведения вам знакомы?

4. Тема и цель урока.

Отгадайте загадку. Назовите тему урока.

Я забрался в огород,

Зонт зелёный там растёт,

Кто-то хитрый под зонтом

Отыскал тенистый дом.

Вот он! Вот он! Мой хитрец-

Вкусный, спелый …..(огурец)

Как вы думаете, о чём может быть рассказ с таким названием?

Какую цель вы перед собой поставите?

5. Работа по теме урока.

А) Первичное чтение. Читает выразительно учитель.

К какому жанру относится произведение? Почему?

Проверим, как вы внимательно слушали рассказ. Прочитайте вопросы, выберите правильные ответы. (Дети в паре работают на карточке)

1. Куда ходили Павлик и Котька?

А) на рыбалку

Б) на огород

В) в лес

2. В каком настроении пришёл Котька домой?

А) грустном

Б) радостном

В) задумчивом

3. Как встретила сына мама?

А) просила вернуть огурцы

Б) засолила огурцы

В) отдала огурцы соседям

4. Почему Котька не хотел возвращаться на огород?

А) было стыдно

Б) было далеко идти

В) боялся сторожа

5. Как повёл себя сторож с мальчиком?

А) отругал, накричал

Б) спокойно поговорил

В) ничего не сказал

6. Какое душевное состояние было у Котьки по пути домой?

А) грустное

Б) безразличное

В) радостное

Проведите самопроверку. (слайд)

(А, Б, А, В, Б, В)

    Физминутка.

(под музыку дети повторяют движения героев на доске)

    Продолжение работы над произведением.

Читаем рассказ ещё раз. А чтобы не было затруднений при чтении, потренируемся. Читайте целыми словами. (слайд)

место – поместил – поместились

Читайте первый раз плавно, по слогам, затем – целыми словами.

о-гля-ды-вать-ся – оглядываться

о-ста-но-вил-ся – остановился

Читайте внимательно.

соврал – сорвал совать – соврать

нарвали – наврали выпрошу - выброшу

Читаем до слов «Ну, и я взял» (оцениваем чтение ученика)

Что вы узнали о двух друзьях?

Как вы относитесь к поступку Павлика? А с вами когда- нибудь такое было?

Как мама оценила поступок Котьки?

Как можно озаглавить эту часть? (каждый пункт плана появляется на слайде)

(«Котька пришёл домой радостный»)

Читаем до слов «Котька повернулся и медленно пошёл по улице».

Как Котька отреагировал на требование мамы отнести огурцы на грядку?

Какие серьёзные слова сказала мама? О чём они говорят? Какие чувства были у мамы в тот момент?

Как озаглавим эту часть?

(«Пусть лучше у меня не будет сына»)

Прочитаем этот диалог по ролям выразительно.

Что чувствовал Котька, когда шёл по улице? Какие черты характера проявились у Котьки? Каким изобразил его автор? Что ещё можно сказать о Котьке?

Как озаглавим эту часть?

(«Шёл по улице и плакал»)

Читаем до слов «Иди, иди, сынок»

Как сторож оценил раскаяние Котьки? Каким был дедушка-сторож? В чём вы почувствовали его строгость? В чём проявилась доброта? Как нужно читать слова героев?

Прочитаем отрывок по ролям.

Как озаглавим эту часть?

(«Сам понимать должен»)

Прочитайте последние три строчки. Чему радовался Котька?

Как озаглавим?

(«На душе у него было радостно»)

Мы разобрали весь рассказ и составили план. (слайд)

Он поможет вам дома подготовить пересказ этого рассказа. А чтобы вы его не забыли, я напечатала план на карточках, которые вы возьмёте домой.

Какой поступок совершил Котька в конце рассказа? Можно ли его поступок назвать благородным?

Прочитайте пословицы на доске. Соотнесите их с текстом. (слайд)

На обмане далеко не уедешь.

За правое дело стой смело.

Кто выбрал пословицу 1 отметьте себя.

Найдите в рассказе предложение, в котором заключена основная мысль.

(«А ты на Павлика не смотри, сам понимать должен»)

Сделайте вывод. (выносится на доску) слайд

Какой жизненный урок преподала мама сыну?

Чему учит нас история с Котькой? (честности, чувству товарищества, обдумывать свои поступки)

Почему свой рассказ Н.Носов назвал «Огурцы»?

    Рефлексия

Что же почерпнули из этого урока? Начните свой ответ словами:

Я никогда не думал, а теперь понял…

Я понял, что за плохой поступок …

Сегодня на уроке вы хорошо поработали. Посмотрите в свои листы самооценки. Поднимите руку у кого более трёх «!» Вы получаете пятёрку. У кого два – четыре.

9. Домашнее задание.

Пересказ рассказа Н.Носова «Огурцы» по плану. По желанию сделать свои иллюстрации к рассказу.

Класс: 3

Цели: Развитие у детей способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; развитие скорочтения, освоение форм драматизации.

  • Формирование умения определять и анализировать композицию произведения;
  • Умение анализировать характер и поступки героев;
  • Умение составлять план рассказа.
  • Развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • Совершенствовать навыки выразительного чтения;
  • Воспитание нравственных качеств личности.

Оборудование:

  • Портрет писателя Н.Н. Носова
  • Выставка книг писателя
  • Набор карточек с названиями его произведений
  • Отрывки из произведений для чтецкой разминки
  • Карточки с пословицами, словами синонимами для тренировки многосложных слов из рассказа
  • Толковый словарь русского языка” С.И. Ожегова
  • Кассеты с записью из мультфильма о Незнайке для физкультминутки

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель:

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.

– Ребята, сегодня я предлагаю провести наш урок литературного чтения немного иначе, чем всегда.

Давайте отправимся с вами в театр, где вы попробуете проявить себя в роли актёров.

Все уселись на свои места, настроились на работу. С каким настроением вы пришли? Покажите мне его при помощи “маленького человечка”. Обозначьте своё настроение.

2. Проверка домашнего задания

– Давайте проверим, все ли готовы к нашему путешествию. Посмотрим, как вы выполнили домашнее задание.

– На прошлом уроке мы познакомились со шведской сказкой “Принцесса-лгунья”

  • Найдите и прочитайте, за что принцесса полюбила пастуха.
  • Кто помог Перу? Каким образом? Почему?
  • Кто из героев сказки принадлежит чудесному миру?
  • Дома вы должны были нарисовать девушку-звезду, какой вы её себе представляете? (рис. на доске ).
  • Какая идея этой сказки?
  • Какая пословица подходить больше всего к нашей сказке?
  • Прочитайте пословицу медленно.
  • Подумайте, о чём говориться в скороговорке
  • Проговорите пословицу несколько раз: сначала медленно, а затем всё быстрее и быстрее.
  • Произнесите пословицу несколько раз вслух в быстром темпе.
  • Кто без ошибок быстрее произнесёт пословицу.
  • Произнесите пословицу с разной интонацией:, выражая радость, грусть, удивление, гнев, страх, с! , с?. интонацией.
  • Произнесите пословицу, выделяя на каждое слово ударение.

3. Подготовка к восприятию текста

– Молодцы! Я вижу, все хорошо подготовились, и мы можем отправляться в театр. Закройте все глаза. Раз! Два! Три! Открываем глаза.

(На доске – рисунок театра.)

Вот мы и в театре. Теперь я для вас не учитель, а главный режиссёр. А вы для меня – актёры. Сегодня мы познакомимся с новым рассказом. Встречайте главного актёра театра.

Коротышка озорной
В яркой шляпе голубой.
Неумейка и зазнайка
И зовут его…Незнайка.

(Звучит музыка, появляется сказочный персонаж Незнайка.)

Незнайка: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я – Незнайка! А знаете ли вы, кто придумал меня и всех моих друзей из Цветочного города? Это писатель Николай Николаевич Носов. Но он писал книги не только о нас – сказочных человечках, но и о таких ребятах, как вы.

Ребята, книжки Н.Носова в библиотеке всегда самые потрёпанные. Как вы думаете, почему? Правильно, их читают, они никогда не залеживаются на полках.

Незнайка: Ребята, а что вы знаете о самом писателе Н.Н.Носове?

(Свободные высказывания детей.)

На доске портрет Н. Носова.

Биографические сведения о Н.Н.Носове.

Учитель: Н.Н. Носов говорил: “Стать писателем мне захотелось потому, что у меня была интересная жизнь и у меня было много о чём порассказать людям”.

Ученица: Он много знал и обладал от природы разнообразными талантами, и многое в жизни ему пришлось испробовать. Ещё в юности ему случалось быть землекопом и косарем, возчиком брёвен и рабочим кирпичного завода, он увлекался химией и фотографией, учился играть на скрипке и мандолине, играл в шахматы, выпускал рукописный журнал “Икс”. А потом поступил в Московский институт кинематографии и стал работать в кино, снимать разные учебные, научные и мультипликационные фильмы.

Как и многие знаменитые писатели, Н.Н.Носов сначала сочинял сказки и рассказы просто так – для своего маленького сынишки. А потом один свой рассказ “Затейники” он отнёс в журнал “Мурзилка”. Это было в 1938 году.

Знакомство с выставкой книг Н.Н.Носова.

Учитель: Н.Н.Носов – автор таких произведений как “Мишкина каша”, “Живая шляпа”, “Фантазёры”. За этим рассказом последовали другие. Посмотрите на нашу выставку книг. Широкую известность принесли автору повести о школьной жизни: “Весёлая семейка”, “Дневник Коли Синицына”, “Витя Малеев в школе и дома”, а также целая серия романов – сказок “Приключения Незнайки и его друзей”, “Незнайка в Солнечном городе”, “Незнайка на Луне”. Персонажи этих книг полюбились не только нашим, но и зарубежным ребятам. Их знают в Голландии, Польше, Чехии, Словакии. Аргентине, Болгарии, Индии, Франции, Вьетнаме, Румынии и даже в Японии. Так что кто ещё не знаком с ними, отправляйтесь в нашу библиотеку. Уверяю вас, вы не пожалеете.

Н.Н.Носов умер 31 год назад. Но все до настоящего времени с удовольствием читают его произведения.

4. Физкультминутка

Незнайка: А сейчас объявляется антракт. Давайте немного отдохнём.

5. Первичное чтение

– Угадайте название рассказа Н. Носова.

Я забрался в огород, зонт зелёный там растет.
Кто-то хитрый под зонтом отыскал тенистый дом.
Эй, ты кто? Ищу, зову, разгребаю я ботву.
Вот он! Вот он! Мой хитрец – вкусный, спелый огурец!

А теперь я прочту вам рассказ Н.Н.Носова “ Огурцы” (Звучит фонограмма.)

– Кто главный герой этого произведения?

А сейчас для вас, как для начинающих актёров, задание: отработать чтение “трудных” слов.

6. Подготовка к восприятию

(стр. 115 учебника.)

а) читай целыми словами.

место – поместил – поместились.

б) Читай первый раз плавно, по слогам, затем – целыми словами.

о-гля-ды-вать-ся – оглядываться
о-ста-но-вил-ся – остановился

в) Читай внимательно.

Соврал – сорвал
Совать – соврать
Нарвали – наврали
Выпрошу – выброшу.

7. Чтение и анализ рассказа Н. Носова

– Хорошо. Теперь вы готовы к самостоятельному чтению этого текста. Читать будете по “цепочке”. Обратите внимание на знаки препинания в конце предложений.

а) чтение учеником вслух до слов: “…Котька начал вынимать огурцы из карманов”.

(Ответы 1–2 учеников.)

– Озаглавьте эту часть. (Котька пришёл домой радостный.)

б) Выразительное чтение учащихся до слов: “Котька повернулся и медленно – медленно пошёл по улице”.

Это I часть – вступление, из которого мы узнали, в какой обстановке будет развиваться действие.

– Что мы узнали о двух друзьях?

– Как вы относитесь к поступку Павлика?

– Какой Павлик? (Хитрый, неискренний – эти слова вывешиваются на доске.)

– Каким вы представляете Котьку? (Глупый, доверчивый.)

– Чему радовался Котька? – Какая у Котьки мама? В чём проявляется её строгость? Справедливость? Доброта? Настойчивость? В чём проявляется её любовь к сыну?

– Озаглавьте эту часть. (Пусть лучше у меня не будет сына.)

в) Чтение II части до слов: “ Котька побежал домой…”

– Это Кульминация – наивысшая точка развития сюжета, в которой конфликт максимально обострён и требует немедленного разрешения. Что думал Котька, когда шёл по улице? (Зачитать.)

– Какие чувства испытывал Котька? (Досаду, печаль, тревогу, волнение, страх.)

– Какие черты характера проявились здесь у Котьки?

– Что ещё можно сказать о Котьке? (Доверчивый, честный.)

– Каким был дедушка-сторож? (Честным, трудолюбивым.)

– В чём вы почувствовали его строгость? (Зачитать: “А ты на Павлика не смотри…”)

– В чём проявилась доброта дедушки? (Мудрый – не кричал, не наказал.)

– Озаглавьте эту часть. (Встреча с дедушкой – сторожем)

г) чтение III части учащимися вслух. (Развязка – логическое заключение).

– Каким вы видите здесь Котьку? Какими словами характеризуется отношение дедушки к Котьке? (“Сынок”.)

– Почему дедушка так обращается к мальчику? Чему радовался Котька в конце рассказа? Озаглавьте III часть рассказа. (Одобрение дедушки.)

– Каким вы увидели мальчика? Понравился ли вам герой рассказа? Почему?

– Найдите в этом рассказе предложение, в котором выражена главная мысль. (“А ты на Павлика не смотри, сам понимать должен”.) Сделайте вывод.

Вывод: Вот, что бывает с человеком, когда он совершает необдуманный поступок.

– От чьёго имени ведётся рассказ?

Так как вы актёры, попробуйте проинсценировать этот рассказ.

Найдём интонацию чтения, исходя из содержания текста и понимания поступка и характера героя рассказа. С каким подтекстом звучать фразы мамы?

(Необходимо выразить возмущение, строгость.)

– Какую интонацию используем в репликах Котьки на протяжении всего рассказа:

  • Радость
  • чувство удивления
  • досады
  • растерянности

8. Проверка знания текста

На доске приготовлены листочки. Необходимо последовательно их распределить.

  1. Котька пришёл домой радостным.
  2. Всё равно они уже расти не будут.
  3. Пусть лучше у меня не будет сына…
  4. Он шёл по улице и плакал. Ему было страшно.
  5. А ты на Павлика не смотри, сам…
  6. На душе у него было радостно.

(На доске запись этих предложений.)

– Молодцы! Справились!

Из трёх пословиц выберите одну, которая выражает главную мысль этого произведения:

  • Стыдно сказать, а грех утаить.
  • Есть совесть, есть и стыд, а стыда нет, и совести нет.
  • Правда дороже золота.

В заключении урока хочу вас спросить, так почему свой рассказ Н.Носов назвал “Огурцы”? (Огурцы были испытанием для Котьки. Из всего случившегося он вышел достойно.)

9. Подведение итогов

– Молодцы! Вы отлично справились. Сегодня на уроке вы показали себя настоящими актёрами: выразительно читали, работали над текстом, инсценировали отрывок. Я думаю, когда вы подрастёте, вас с удовольствием возьмут работать в любой театр.

– Чью работу на уроке вы бы хотели отметить?

– Какую оценку поставите?

– С каким настроением вы заканчиваете урок?

– Покажите мне его при помощи “маленького человечка”.

– На этом наше путешествие закончено. Всем спасибо за урок.

9.Где вода, там и верба, а где верба, там и вода.

10.Сосна кормит, липа обувает.

13.Больше леса — больше снега.

14.Много снега — много хлеба, много воды — много травы.

15.Лес рубят — щепки летят.

Лесные ягоды

В лесу растёт много ягод: ежевика, брусника, земляника, черника, калина, клюква, шиповник, малина, морошка, облепиха. Из ягод готовят варенье, соки, джемы, компоты. Ягоды являются кормом для птиц и животных. Ягоды содержат много витаминов, используются для изготовления лекарств, в парфюмерии, а также в народной медицине. Например, от простуды люди пьют отвар калины, чай с малиной. Едят ягоды и в сыром виде, но сначала их следует обязательно помыть.

План рассказа о ягодах

1.Как растёт.

2.Форма ягоды.

5.Польза от неё.

Примерный рассказ о ягоде

Черника — это ягода, растёт на небольших кустах. Полукустарник имеет ползучий корень, от корневища поднимаются новые стебли с овальными листьями, с зубчиками по краям. Цветок черники похож на бубенчик розового цвета; так и кажется, что он сейчас зазвенит. Ягоды её круглые, чёрные, с сизым налётом; за это её называют «ворон-ягода», на вкус кисло-сладкая. Черника — целебное растение, используется в народной медицине как вяжущее средство. В этом с ней может соперничать только черёмуха. Раньше из сока черники изготавливали фиолетовые чернила. Ягоды её содержат витамины и минеральные соли, из них готовят варенье, компоты, джемы.

Примерный словарь

Существительные: полянка, тропинка, опушка, полукустарник, корневище, гроздья, морошка, брусника, ежевика, налёт, отвар, лукошко.

Глаголы: рвать, снимать, собирать, рябить, созревать, краснеть, наливаться (соком).

Прилагательные: ползучий, блестящий, сизый, спелый — зелёный, горький — сладкий, кислый, вяжущий, овальный, круглый, мелкий — крупный.

Annotation

Наглядно-дидактическое пособие «Расскажите детям о садовых ягодах» предназначено для групповых и индивидуальных занятий с детьми 3-7 лет в детском саду и дома. Пособие с успехом может быть использовано на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, для развития речи и мышления, в логопедических играх, для развития логического мышления, при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста иностранному языку.

Э. Емельянова

ВИНОГРАД

ЗЕМЛЯНИКА

СМОРОДИНА

КРЫЖОВНИК

ЧЕРНОПЛОДНАЯ РЯБИНА

ОБЛЕПИХА

ШЕЛКОВИЦА

Э. Емельянова

Расскажите детям о садовых ягодах

ВИНОГРАД

Люди выращивают виноград уже несколько тысячелетий. Еще в V тысячелетии до нашей эры он был известен в Малой Азии, Сирии и Палестине. Затем его стали возделывать в государствах Двуречья, Ассирии и Вавилоне, а также Египте.

В диком виде виноградные стебли обвивают деревья, словно лианы. Это свойство винограда используется до сих пор. Из кустов дикого винограда составляют декоративные живые изгороди.

У дикого винограда маленькие кислые ягоды. Чтобы виноград был крупным и сладким, виноградари обрезают лишние ветки. Питательные вещества не тратятся на новые стебли и листья, а поступают в созревающие ягоды. Культурный виноград получили в результате многочисленных скрещиваний дикого винограда, произрастающего в Средней и Южной Европе, а также в Малой Азии.

Особая роль отводилась винограду в Древней Греции. Уже в то время люди научились получать из винограда сок и вино.

Виноград едят в свежем виде, готовят из него компоты и соки. Свойства ягод сохраняются и в сушеных плодах. Сушеный виноград (изюм) в древние времена брали с собой в военные походы.

В зависимости от сорта ягоды винограда могут быть круглыми или удлиненными, а также красными, темно-синими или бело-зелеными. Всего в мире известно более 5 тысяч сортов винограда.

На вкус винограда влияет даже температура, при которой он растет. Если сухо и тепло, ягоды получаются сладкими и сочными, а если холодно – виноград становится кислым.

Лучшие сорта винограда выращивают на склонах холмов и гор. Особенно хорошо сажать эти ягоды на восточных склонах, которые с утра прогреваются солнечными лучами. Самые знаменитые виноградники находятся во Франции, Италии, Испании и в Крыму.ЗАГАДКА

На шнурочке-стебелечке

Сладких ягод груда -

На большое блюдо.

(Виноград) НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ Частые и холодные дожди – ни пчел, ни винограда.

ЗЕМЛЯНИКА

Я гуляла в лесу, землянику несу

Я искала ее, собирала ее.

Принесу в детский сад -

Угощу всех ребят.

(А. Бродский)

В лесах, лесных оврагах, зарослях кустарников, в долинах рек и ручьев растут кустики земляники. Стебельки с ярко-красными ягодками поникают до самой земли – отсюда и название растения. Клубника – необыкновенно ароматная и вкусная ягода. Ее научное название – «фрагария», что означает «благоухающая».

Землянику часто называют клубникой. На самом деле клубника, хоть и похожа на землянику, но другой вид растений. У клубники мелкие ягоды, поэтому для разведения ее не используют.

Чтобы собрать лесную землянику, придется немало потрудиться. Ягодки попрятались под зелененькими листочками. Нужно к земле наклониться, листики приподнять – тогда и землянику заметишь.

Землянику садовую вывели в XVIII веке. Французский офицер А. Фрезье привез из Чили в Европу пять кустиков земляники. Их посадили по соседству с кустом вирджинской земляники из Северной Америки. Так появилась садовая земляника. В настоящее время известно около двух тысяч ее сортов, ежегодно в мире собирается более миллиона тонн ягод.

Люди прозвали землянику «царицей ягод» неспроста. В ней много полезных веществ и витаминов. Лечебные отвары из сушеных ягод и листьев земляники пьют при болезнях горла, простуде.

День 9 июля крестьяне на Руси связывали с Тихвинской иконой Божией Матери. Будто явилась она после долгих странствий на земляничных полях, там, где теперь стоит город Тихвин. Если в этот день съесть стакан земляники, то зарядишься энергией на весь год.ЗАГАДКИ

Как на стежке, на дорожке

Вижу алые сережки.

Вот сережку я нашла.

За одною наклонилась,

А на десять набрела!

(Земляника) НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ

Земляника красна – не сей напрасно овса. Когда косят – земляничку домой приносят.

МАЛИНА

Полную корзину

Ягодок малины

Принесу домой.

Наварю варенья,

Будет угощенье

Для друзей зимой!

(Т. Шорыгина)

В умеренной зоне Евразии, в европейской части России, в Сибири и на Дальнем Востоке встречается малина обыкновенная. Кустарники малины достигают в высоту двух метров.

Заросли малинника можно увидеть на лесных вырубках и опушках. Ягодки, словно красные фонарики, усыпали ветки. Раньше других созревают ягоды на верхних ветках, поближе к солнышку.

В первый год жизни у малины травянистые побеги с тонкими шипами. Ни цветков, ни плодов еще нет. На второй год стебли древеснеют и на них образуются белые цветочки, а потом появляются маленькие зеленые ягодки. Они спеют и становятся красными.

Плоды малины собраны из маленьких плодов-костянок, которые плотно прижаты друг к другу. В каждой мелкой костянке содержится твердое семя. Лесные звери и птицы с удовольствием едят малину. Особенно любит ее медведь.

17 августа в Авдотьин день крестьяне ходили в лес за малиной. В этот день парни невест не выбирают – все они пригожи, как красна ягодка-малина. Задумается парень в малиннике, тут ему и девица явится; кинется он ее обнимать, а вместо девицы-красавицы куст малины окажется, а то и медведица, лакомящаяся малиной.

По степени созреваемости малины крестьяне определяли срок посева ржи. Малину собирали впрок, сушили, готовили варенье и соки.ЗАГАДКА

Бусы красные висят, из кустов на нас глядят,

Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи.

(Малина) ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Авдотья Малиновка – поспевает лесная малина. Не брал в рот малины – не видал и жизни.

ЕЖЕВИКА

Вкус у ягоды хорош,

Но сорви ее поди-ка,

Куст в колючках, будто еж -

Вот и назван ежевикой.

Плоды ежевики похожи на ягоды малины – черные с сизым налетом, кисло-сладкие. Но у малины спелые плоды легко отрываются от цветоложа, в руках остается ягода, полая внутри. Ягодку ежевики не так легко сорвать с куста – плод отделяется от веточки вместе с цветоложем.

Все люди, и особенно дети, любят ягоды. Познавательное занятие для детей позволит ребенку узнать какие бывают виды ягод .

Для подготовки к этому занятию были использованы:

  1. Пособие « » для занятий с детьми трех-четырех лет: «Что лежит в лукошке?»
  2. Развивающее лото «Дары лета»
  3. Учебник для малышей В. Степанова «Родная природа».

Затем берем карточку с названием () ягоды. Описываем ягоду, если ребенок правильно назвал, то отдаем ему карточку.

Если неправильно, то наводящими вопросами помогаем найти правильный ответ.

Бурно радуемся, когда ребенок угадывает загадку.

После того, как ребенок заполнит все поле с ягодами приступаем к самому интересному — дегустации ягод.

Узнаем виды ягод в тарелке

В конце занятия предложите своему покушать ягод.

Если есть возможность, то можно вместе набрать ягоды в саду, в поле, в лесу.

Если нет, то купите заранее в магазине ягоды (свежие или замороженные).

Когда ребенок подержит в руках, понюхает и попробует ягоды на вкус, то он быстрее запомнит все виды ягод.

Познавательные занятия для детей 3-х лет: « » можно провести за один раз, а можно разбить на несколько занятий. Все зависит от интереса и усидчивости Вашего ребенка. Веселого Вам времяпровождения!

А здесь Вы можете посмотреть видеоролик с музыкальным уроком на тему «Лесные ягоды»: