Истинное и ложное эго. Освобождение – как обрести вечность, знание, блаженство

ИСТИННОЕ Я и ложное эго Каков механизм связи души с материей? Эта связь осуществляется через ложное эго. Ложное эго – это ошибочное отождествление души с материей двумя способами: 1) «Я» (например, «Я – тело и ум»), 2) «Мое» («Это моя земля»). Наполненный эгоизмом разум не может терпеть ни одного слова, которое противоречит взглядам эгоистично настроенного человека. Мудрый человек также имеет свою непреклонную точку зрения. Однако он не испытывает дискомфорта и тем более страданий при выслушивании чужого мнения. Единственное его желание – это глубже понять концепцию оппонента и, хорошо осознав, ее смиренно, с состраданием пытаться объяснить свою точку зрения по этому поводу. Таким образом, у смиренных мудрецов не бывает споров. Они беседуют с глубоким почтением друг к другу. Если же человек не готов поменять свои представления о жизни, то мудрый человек не будет его беспокоить. Совсем по другому ведут себя люди, разум которых пропитан эгоизмом. Они с большим страданием слушают чужое мнение и с раздражительностью в голосе пытаются доказать свое. Поэтому дискуссии мудрецов в Ведах называют собранием лебедей, а споры глупцов сборищем ворон. Когда вороны собираются вместе, то если что-то не так, то поднимается сильный шум. Таким образом, по способности без раздражения слушать чужое мнение мы можем определить насколько смиренный, неэгоистичный разум мы имеем. Чрезмерно эгоистичный разум – это очень большая опасность. Самое ужасное, если человек в результате очень эгоистично настроенного разума в какой-то момент жизни начал считать себя Богом или мессией. Ложное эго – это наш единственный враг в этом мире. Оно дает нам все плохие черты характера, оно ведет нас к болезням и деградации. Ложное эго – субстанция (не физическая), которая обволакивает наше «подлинное Я» – душу, для того что бы мы могли воспринять материальный мир и действовать в нем. Это сила, содержащая в себе корыстные желания человека. Ложный эгоизм, проявляется в нас уже с самого момента рождения. Мы знаем, что ребенок хочет все хватать, все себе. Если ему дать что-нибудь, он схватит. Если у него возьмешь что-нибудь, он будет плакать. Можно привести такой пример, вы спите и видите сон, в котором связываете себя с другой личностью, возможно даже противоположного пола, а может быть и биологического вида – птицей например. События сна увлекают вас, вы радуетесь или страдаете, переживая сюжет сна и полностью отождествляя себя с героем. До момента пробуждения вы и герой это одно целое. Герой сна был просто наложенная поверх вас личность со своими воспоминаниями и переживаниями. Эгоизм означает, что человек себя ценит больше чем других. Это чувство «я». Если он все присваивает, то есть он все связывает с собой, это значит жить для себя. Мы считаем свой город часто лучше, чем другой. Это тоже эгоизм, который означает «мое»: моя страна, мой город, моя семья, мои друзья. Все это мы ценим и уважаем больше чем: чужая страна, чужой город, чужая семья, чужие друзья. Эгоизм человека поражает его жизненную энергию, чувства, ум и распространяется очень глубоко, вплоть до разума. Поэтому понять в себе эгоистические наклонности очень и очень трудно. Это может сделать только по – настоящему смиренный человек. Нежелание трудиться бескорыстно – это признак проникновения эгоизма в жизненную энергию. Сильное желание приобретений – это признак проникновения эгоизма в чувства. Постоянное желание оправдывать себя и свои взгляды на жизнь – это признак проникновения эгоизма в ум. Гордость своими познаниями – это признак проникновения эгоизма в разум. Мы очень часто акцентируем то, что связано с нами. То, что связано лично со мной, я акцентирую больше, чем, если бы это касалось кого-то другого. Часто это происходит подсознательно. Если, например, кто-то жалуется на свои проблемы, часто нас это волнует не так сильно, как свои собственные. Я говорю про себя всегда что-то очень важное, но когда другие говорят подобные вещи не всегда хочется слушать – так работает ложный эгоизм. Следует отметить, что от силы ложного эгоизма зависит сила восприятия боли. Чем более эгоистично настроен человек, тем более болезненно он на все реагирует. Если, например, человек сильно обиделся, он чувствует боль, он плачет, ему больно в уме – значит, энергия ложного эго в это время воздействует на ум. Все виды боли которые только существуют в этом мире возникают в результате того, что происходит какое-то действие, которое не нравится ложному эго. Допустим, если нас кто-то ущипнет, то появится боль. Эта боль возникает в результате того, что (пропитывающее тело) ложное эго возбуждает в нем реагирование на чужеродное вмешательство. Все, что мешает телу наслаждаться, вызывает в нем боль. Точно также в зависимости от того, с каким видом нашего сознания соприкасается ложное эго, такой вид боли и возникает. Поэтому боль можно классифицировать по структуре нашего организма: 1. Телесная боль. 2. Праническая боль. 3. Чувственная боль. 4. Умственная боль. 5. Боль в разуме. Бхагавад Гита 2.71 «Кто не идет на поводу у чувств, не привязан к миру предметов, не отождествляет себя с телесной оболочкой и не имеет чувства собственности, тот обретает подлинное умиротворение.» Душа в результате действия ложного эго перестает ощущать себя душой. Ложное эго является особого рода транслятором между духовным и материальным миром. Оно просто вытягивает из души все ее сознание и направляет его в материю. Сознание, сосредоточенное на материи, превращается в тонкий материальный элемент. Пройдя через такую трансформацию, сознание, ставшее материальным, становится неспособным ощутить духовную душу. Таким образом душа, наша истинная сущность, оказывается потерянной. В начале, оставив общение с Высшей Личностью, мы заигрываем с Его иллюзорной материальной энергией. Она приглашает нас поиграть немного. Мы играем, заигрываемся, и теряем свое истинное «я». Ложное эго выполняет эту функцию. Однако, потеряв свое истинное «я», мы оказываемся в очень уязвимом положении. Наша истинная природа: мы не только духовные души, но мы - неотъемлемые частицы Верховной Души, подвластные искры Бога. Мы - подвластные неотъемлемые частицы Бога. Таково наше положение. Это подводит нас к заключительному аспекту нашего истинного «я» - к нашей функции. Естественная функция живого существа, вечной духовной души, неотъемлемой частицы Бога - с любовью служить Богу. Живому существу нужна духовная пища.Эта духовная пища - вкус любви к Богу. Живое существо испытывает настоящее счастье, когда восстанавливаются его любовные взаимоотношения с Верховной Душой. Этот факт поняли все великие святые, и действуют, руководствуясь им. Ваша естественная деятельность, ваша естественная обязанность, функция в жизни - любить Бога. Не просто сентиментально, не просто «чувствовать любовь», но действовать на основе этой любви. Если вы любите кого-то, вы стремитесь доставить ему удовольствие, совершаете действия ради него. Когда вы в этом мире, вам нужно действовать так, чтобы доставлять удовольствие Верховной Личности Бога. Он не только ваш Отец, но и ваш Друг. Поняв это, вы осознаете цель вашей вечной жизни. Таким образом, достижение совершенства любви к Богу должно быть целью вашей жизни. «Любовь – это не значит повторять: «Я люблю тебя, я люблю тебя». Любовь – это то, что горит внутри вас, горит только для Него. Это то стремление, которое вы даже выразить не можете. Когда вы влюблены в кого-то, для вас существует только возлюбленный, всё остальное теряет значение. Когда вы влюблены в Бога, это то же самое чувство, только сильнее. Стремиться к Богу – то же самое, что хотеть глотка воздуха, когда вы находитесь под водой и уже больше невмоготу. Вот так сильно вы должны стремиться к Божественному. В эти времена не так просто стремиться к Богу столь же сильно, но это не невозможно. Я видел обычных людей, обладающих огромной любовью к Богу. Единственное чего они хотят – это служить Богу и достичь Его».

अहंंकाऱ

Ложное эго (АХАМКАРА) – субстанция (не физическая), которая обволакивает наше «подлинное Я» – , для того что бы мы могли воспринять и действовать в нем.

Можно привести такой пример, вы спите и видите , в котором связываете себя с другой личностью, возможно даже противоположного пола, а может быть и биологического вида - птицей например. События сна увлекают вас, вы радуетесь или , переживая сюжет сна и полностью отождествляя себя с героем. До момента пробуждения вы и герой это одно целое. Вы считаете себя им а во все что просиходит во сне вы верите так словно это объективная реальность. Но пробуждение всё расставляет на свои места, вы снова Вы а не герой сна. Герой сна был просто наложенная поверх вас личность со своими воспоминаниями и переживаниями. Внимание вопрос! А то, что проснулось это точно вы? Проснулись ли вы окончательно или снова на вас наложена ложное понимание о себе.

Кто я?

Популярные лозунги современной психологии - чепуха. Кто я такой, и почему я страдаю? Мы все одеты в карму, мы носим кармические одежды. Высокое положение слуги Господа. Служение Рупы Госвами и Санатаны Госвами. GPS-навигатор на пути бхакти. Что такое сварупа-сиддхи? Реалии высшего мира состоят из духовной субстанции. Кришна круче любой современной супер-звезды. Природа шанта-расы.

Почему мы находимся в мире материи?

Кто такой «я»? Проблема свободы и одиночества. Корыстные отношения и отношения любви. Стихии объективного, сотворенного мира. Качества Целого и части. Три типа отношений к Богу. Четыре пласта бытия. Три качества иллюзии. Многогранность Любви. Разные этапы преданности Кришне. Ценность духовного учителя. Мольба об искренности.

Как успокоить ум?

Общение с аудиторией. Мысль материальна, телепатическая связь и обмен энергиями. Что такое ум по ведам. Причины возражений из серии: «Да, но...». Почему мы полны претензий? Жалость к себе и нервные тики. Необходимо сократить наши требования. Что такое обратная связь в психологии? Погружаясь в собственный образ, мы взращиваем ложное эго. Ложное отречение. Боль в жизни. Момент« здесь и сейчас». Принцип любви и непривязанности. Для эго признать свою неправоту это все равно, что умереть. Жизнь в ожидании. Если вы не живёте осознанно, вы деградируете. Практика Випасаны

Духовное Я и Эгоизм

Методы работы с умом. Осознанность надо начинать с простых вещей. Механичность поведения. Куда бы вы ни направили свой ум, туда он несет свою силу. Ум и разум. Как стать разумным? Духовный разум. Низший разум. Отношения всегда стоят выше принципов. Ложное эго. Как бороться с эгоизмом?

Ложное Эго

В этой лекции глубоко раскрывается влияние на преданных гун невежества и страсти. Даются наставления к действию, чтобы удержаться на духовной платформе. Раскрывается важность оставления тела во Вриндаване. Как поступать если у преданного появилось желание жениться, какими знаниями он должен обладать. Дается понимание на сколько сильно влияние планет на человека. Как защитить себя от скверного влияния планет. Сила Нрисимха-кавача мантры. Концепции счастья в трех гунах материальной природы. Крипана – человек со скупым сердцем. Три стадии развития вожделения в семье. Ложное эго. Что происходит если в коллективе появился человек с большим ложным эго и что с этим делать.

Стханам - положение живого существа

Как живое существо занимает какое-то определённое место в Творении? Сознание в страсти. Сознание в невежестве. Смена влияния гун на сознание. Нет разницы между болью и наслаждением. Отличие человека от животных. Лишь редкие единицы прислушиваются к совести. Религия как инструмент развития экономики. Конкуренция групп. Религия ради освобождения. Впадение в самсару в погоне за наслаждением чувств. Ответы на вопросы: В чем разница между шрути, смрити и ньяя? Как упорядочить свой день?

Сердце и ум

Почему «стремление к наслаждению низвергает нас вниз»? Что сильнее – оскверняющая сила греха или очищающая сила Святого Имени? Лучше быть материалистом, чем имперсоналистом-гьяни. Кшара и акшара. Как отличить ум от сердца? Мы зависим от гуру, вайшнавов, садху и шастр. Гьяна не способна породить бхакти. Пропуск в духовный мир. Оценка вайшнава. «У меня нет таких богатств, которыми Я смог бы отплатить тебе». Просто посмотрите на Кришну, и вы поймёте этот мир. Духовное сияние.

О страдании

Вне зависимости от условий мы испытываем боль. Почему мы часто считаем властителей несправедливыми? Бог всеблаг. Почему учащаются онкозаболевания? О благотворительной деятельности Гаудия Матха. Все страдания в уме. Если видишь зло - борись! Смерти нет. Что есть благо? Как материалистичный взгляд извращает духовность? Господь Чайтанья не аватара, а само Счастье. Материалисты о Ведах. Что будет, если представить, что любовь - это транс? Что нас сближает с Богом, а что - отдаляет от Него? Как на понимание божественного действует Кали? Материальное создано по образам духовного мира. Что такое Божественный План? Что есть иллюзия, в которой мы находимся? Как найти себя среди ложных образов? Осознание, что ты в иллюзии, не избавляет от боли.

Как освободится от влияния материи?

Гуны материальной природы. Саттва-гуна. Раджас-гуна. Тама-гуна. Что означает невежество? Как мы видим этот мир? История о Харидасе Тхакуре. В чем могущественность святых мест? Природа души. Что означает ложное эго? Что такое аштанга йога? Четыре состояния сознания. Как жить каждый выбирает сам. Почему нужно быть разумными? Как поступают люди в гуне страсти? В чем состоит правильная идея жизни? Почему нам так сложно изменить себя? История о Будде. Что такое настоящая религия? Что такое добродетель? Почему люди несчастны? Что такое ниргуна? Ответы на вопросы. Уровни любви. Что есть душа? Как понять свое истинное предназначение?

Ненасилие

Идея ненасилия. Механизм самоуничтожения человека, который совершил убийство. Почему наказание - это благо? Принцип ненасилия в деятельности правителя. Принцип ненасилия в бездействии. Воспитание детей по принципу ненасилия в бездействии. Принцип ненасилия в распространении истинного знания. Принцип ненасилия - это свобода от зависти. Природа зависти. Где концентрируется зависть? Качества истинного знания. Принцип ненасилия по отношению к себе. Почему нужно вставать рано? Как отличать истинное эго от ложного? Система передачи истинного знания. Этапы духовного прогресса. Является ли самоубийство проявлением ненасилия по отношению к себе? Качества святой личности. Истинная и ложная благотворительность. Советы на пути духовного развития. Что такое любовь? Вопросы - ответы. Проявление святости в отношениях с людьми. Любой поступок, который человек совершает, он уже предопределен? Как избавиться от зависти? Незнание является ненасилием? Как ребенка отучить есть мясо? Имитация и истинная любовь к Богу чем различаются?

Торсунов О.Г.

У нас есть тонкое тело праны, тонкое тело ума, тонкое тело разума, грубое тело и эго. Эгоизм человека бывает ложным и бывает истинным.

Ложное эго

Это сила, содержащая в себе корыстные желания человека. Ложный эгоизм, проявляется в нас уже с самого момента рождения. Мы знаем, что ребенок хочет все хватать, все себе. Если ему дать что-нибудь, он схватит. Если у него возьмешь что-нибудь, он будет плакать.
Существует 2 основных проявления эгоизма:
А. жить для себя (я)
Б. жить для тех, кто со мной связан (мое)
Эгоизм означает, что человек себя ценит больше чем других. Это чувство «я». Если он все присваивает, то есть он все связывает с собой, это значит жить для себя. Мы считаем свой город часто лучше, чем другой. Это тоже эгоизм, который означает «мое»: моя страна, мой город, моя семья, мои друзья. Все это мы ценим и уважаем больше чем: чужая страна, чужой город, чужая семья, чужие друзья.
Эгоизм человека поражает его жизненную энергию, чувства, ум и распространяется очень глубоко, вплоть до разума. Поэтому понять в себе эгоистические наклонности очень и очень трудно. Это может сделать только по настоящему смиренный человек.
Нежелание трудиться бескорыстно – это признак проникновения эгоизма в жизненную энергию. Сильное желание приобретений – это признак проникновения эгоизма в чувства. Постоянное желание оправдывать себя и свои взгляды на жизнь – это признак проникновения эгоизма в ум. Гордость своими познаниями – это признак проникновения эгоизма в разум.

Истинное эго

Согласно Ведам, истинный эгоизм означает жить для других, делать все без собственнических мотивов, то есть не хотеть ничего себе, служить окружающим людям и Богу. Это – истинный эгоизм. Он проявляется только в состоянии, когда мы развили в себе хорошие качества характера, которые способны победить эгоизм во всех сферах нашей жизни.
В Ведах говорится, что победив в себе эгоизм и, став смиренными слугами Бога и Его законов, мы в этом случае находимся в чистом сознании. К слову сказать, не развив Любви к Богу, этого состояния достичь невозможно. Другими словами, имея истинный эгоизм, человек становится бескорыстным и ему спонтанно хочется сделать что-то полезное, он естественным образом живет для блага всех по божественным законам. Только если он поступает так, то он вправе считать себя достойным человеком и его истинный эгоизм от такого понимания вещей становится полностью удовлетворенным. Сейчас это встречается редко. В основном все просто (безосновательно) довольны собой, что является самым характерным признаком влияния на разум ложного эгоизма.

Как распознать в себе деятельность ложного эгоизма?

Мы очень часто акцентируем то, что связано с нами. То, что связано лично со мной, я акцентирую больше, чем, если бы это касалось кого-то другого. Часто это происходит подсознательно. Если, например, кто-то жалуется на свои проблемы, часто нас это волнует не так сильно, как свои собственные. Я говорю про себя всегда что-то очень важное, но когда другие говорят подобные вещи, не всегда хочется слушать – так работает ложный эгоизм.

Следует отметить, что от силы ложного эгоизма зависит сила восприятия боли. Чем более эгоистично настроен человек, тем более болезненно он на все реагирует. Если, например, человек сильно обиделся, он чувствует боль, он плачет, ему больно в уме – значит, энергия ложного эго в это время воздействует на ум.

Допустим, 2 ребенка играются в машинки. Один играет со своей, а другой – с чужой. Если ребенок ломает чужую машинку – он не привязан к ней своим эгоизмом и поэтому не сильно расстраивается. Если же он ломает свою, или кто-то ломает его машинку, то ребенок начинает плакать. Это означает, что ложное эго тоже имеет тонкую природу, оно соприкасается с игрушкой, неожиданно после ее поломки возникает боль в уме, и поэтому ребенок плачет испытывая боль.

Все виды боли, которые только существуют в этом мире, возникают в результате того, что происходит какое-то действие, которое не нравится ложному эго. Допустим, если нас кто-то ущипнет, то появится боль. Эта боль возникает в результате того, что (пропитывающее тело) ложное эго возбуждает в нем реагирование на чужеродное вмешательство. Все что мешает телу наслаждаться, вызывает в нем боль. Точно также в зависимости от того, с каким видом нашего сознания соприкасается ложное эго, такой вид боли и возникает. Поэтому боль можно классифицировать по структуре нашего организма:

1. Телесная боль.

2. Праническая боль.

3. Чувственная боль.

4. Умственная боль.

5. Боль в разуме.

1. Телесная боль.

Возникает всегда, когда тело перестает наслаждаться. Допустим, какой-то микроб вторгается в наше тело и начинает использовать его как объект своего наслаждения. В результате наши чувства познания (в данном случае тактильная чувствительность) включается для оповещения ума о случившимся. Так у нас в теле включается механизм, который привлекает сознание для защиты тела от микроба. Все это сопровождается неприятными ощущениями, которые связаны с телесной деятельностью ложного эго.

Болевые ощущения, возникая, немедленно распространяются также и на прану, чувства, ум, а иногда и на разум. Поэтому у эгоистично настроенного человека небольшой укус насекомого может вызвать истерику. Когда человек достигает высокой степени отречения и побеждает полностью свой эгоизм, то в этом случае в теле продолжают работать защитные механизмы от микробов и других повреждений, но боли как таковой не возникает. Поэтому святой человек спокойно воспринимает и жару и холод, жажду и голод.

Иногда сознание не может в полной мере контактировать с телом, например повреждены нервные ткани (не функционирует осязание), то боль в теле не чувствуется. В этом случае мы получаем в свое сознание боль поврежденного тела через восприятия раздражителя другими чувствами познания. Например, если такой человек случайно обжигается, то сразу он не среагирует на ожег, а почувствует боль только после того как он увидит повреждение. Однако чувство боли в этом случае возникнет уже не в теле, а в пране, чувствах и уме.

Хорошо помогает уменьшить телесный эгоизм: обливание, однодневные голодание, а также такие упражнения как вибромассаж. В результате можно помочь себе справиться с болезнями, которые возникают в результате чрезмерного телесного эгоизма. Вот краткий перечень этих болезней:

- чрезмерная реакция на раздражителя (микробы, химические вещества) в результате которой возникает бурный, неконтролируемый воспалительный процесс;

- аллергические реакции всех видов;

- аутоиммунные процессы в организме (когда измененный иммунитет уничтожает свои собственные ткани и органы);

- повышенная возбудимость кожи, кишечника, желудка печени и т.д.

2. Праническая боль.

Не всем сразу понятно что такое боль в пране. Если нас заставляют что-то делать не по доброй воле, то часто возникают определенные психические ощущения типа слабости, усталости, болезненности. Это и есть боль в пране или эгоистическая реакция человека на использование его праны. Во всех случаях, когда эгоистично настроенному человеку не дают наслаждаться своей собственной жизненной энергией независимо, то немедленно появляются какие-то изменения в движении жизненной энергии в его организме.

Иногда, если вдруг кто-то его попросит сделать, при высокой эгоистичности в пране, человек немедленно чувствует приступы тошноты, головные боли, слабость, снижение аппетита. В особых при подобной просьбе случаях человек даже может упасть в обморок. С другой стороны он с удовольствием в бодром состоянии духа может что-то сделать для себя. Чрезмерный эгоизм деятельности праны человека приводит к следующим болезням:

- снижение работоспособности;

- головокружения, слабость, тошнота;

- головные боли;

- перепады давления;

- обморок.

Для снижения пранического эгоизма хорошо практиковать Хатха Йогу, обливания, групповые походы, общественно полезный бескорыстный труд.

3. Чувственная боль.

Я думаю, что этот вид боли нет смысла сильно комментировать, он понятен всем. Если у нас забирают любимую вещь, то возникает обида, отчаяние, гнев, раздражительность, беспокойства. Особенно опасно если возбужденные чужим успехом эгоистичные чувства вызывают зависть. Основная причина чрезмерной боли в чувствах – это жадность, которая делает чувственную боль практически невыносимой.

Иногда чувственная боль бывает настолько сильной, что человек может умереть от разрыва сердца. Переполняющий чувства эгоизм может активизировать чувства до такой степени, что возникают истерики и стрессовые состояния. Неуправляемые чувства могут легко привести человека к болезни или в тюрьму. Чувственная боль вызывает множество всевозможных болезней типа:

- неврозы;
- истерии;
- неврастении;
- гормональные расстройства.
Для лечения болезней связанных с повышенным чувственным эгоизмом нужно: совершать пожертвования, делать подарки, просить прощение у всех кого побеспокоил и также прощать всех, кто нас побеспокоил.

4. Умственная боль.

При чрезмерном умственном эгоизме человек испытывает постоянное желание обсуждать недостатки других людей. Боль в уме выражается также в отчаянии, негативизме по отношению к окружающим людям и, как следствие, возникают: отгороженность, мнительность, озлобленность. Боль в уме заставляет нас строить различные гипотезы о том, какие плохие люди нас окружают. Регулярные занятия сплетнями – это деятельность направленная на удовлетворение умственного эгоизма.

В результате сильного действия эгоизма на ум появляются: косность мышления (сильные затруднения в понимании другого человека), снижение памяти на хорошее и увеличение памяти на плохое. Следствием подобных процессов в уме является снижение умственной деятельности, что в свою очередь приводит к многочисленным хроническим заболеваниям, а также к:

- слабоумию;
- снижению памяти;
- навязчивым идеям;
- шизофрении;
- психопатии.

Для снижения умственного эгоизма и избавлению от болезней, которые он вызывает, рекомендуется: культивировать в себе общение на духовные темы, пытаться искать хорошие качества характера в окружающих людях и снисходительно относиться к их недостаткам. Для работы с эгоистически настроенным умом хорошо практиковать повторение «Я желаю Всем счастья!», или «Я желаю Вам счастья!», если это относится к конкретному человеку. Хорошо, если настроенный таким образом человек начнет изучать закон кармы и еще лучше ему начать заниматься духовной практикой.

5. Боль в разуме.

Наполненный эгоизмом разум не может терпеть ни одного слова, которое противоречит взглядам эгоистично настроенного человека. Мудрый человек также имеет свою непреклонную точку зрения. Однако он не испытывает дискомфорта и тем более страданий при выслушивании чужого мнения. Единственное его желание – это глубже понять концепцию оппонента и, хорошо осознав, ее смиренно, с состраданием пытаться объяснить свою точку зрения по этому поводу. Таким образом, у смиренных мудрецов не бывает споров. Они беседуют с глубоким почтением друг к другу. Если же человек не готов поменять свои представления о жизни, то мудрый человек не будет его беспокоить.

Совсем по другому ведут себя люди, разум которых пропитан эгоизмом. Они с большим страданием слушают чужое мнение и с раздражительностью в голосе пытаются доказать свое. Поэтому дискуссии мудрецов в Ведах называют собранием лебедей, а споры глупцов сборищем ворон. Когда вороны собираются вместе, то если что-то не так, то поднимается сильный шум. Таким образом, по способности без раздражения слушать чужое мнение мы можем определить насколько смиренный, неэгоистичный разум мы имеем. Чрезмерно эгоистичный разум – это очень большая опасность. В результате подобных наклонностей разума возникают следующие болезни:

- алкоголизм;
- наркомания;
- половые извращения;
- маразм.
Самое ужасное, если человек в результате очень эгоистично настроенного разума в какой-то момент жизни начал считать себя Богом или миссией.

Разум лечится теми мероприятиями, которые его усиливают (соблюдение режима дня, общение со святыми людьми, изучение духовной литературы под их руководством, регулярное повторение молитв и Святых Имен Бога).

Ложно эго – это наш единственный враг в этом мире. Оно дает нам все плохие черты характера, оно ведет нас к болезням и деградации. Поэтому с помощью культивирования в себе истинного эго человек должен победить этого ненасытного врага счастья и прогресса. Эта победа возможна только в том случае, если пользоваться возвышенным знанием и делать это под руководством святого человека.

Вопрос: Как отличить ложное эго от настоящего?

Ответ: Под воздействием Ложного Эго, человек мыслит в категории «я» и «мое». Под воздействием своего истинного Эго, человек мыслит в катеогрии «Все вокруг — энергии Кришны, и мой долг служить Ему».

Человек под сильным влиянием Ложного Эго отождествляет себя с материальным телом, смысл его жизни и сам путь — это получение различных материальных чувственных наслаждений. Тот кто освободился от влияния Ложного Эго видит себя составной частью Кришны, а самого Кришну видит через Его проявления в каждом живом и не живом существе. Таким человеком движет желание доставить удовольствие Кришне, и тем самым принести благо всему творению. Это изначальная, присущая нам от природы духовная конституция. Это тот облик, который имеет каждый из нас в «очищенном» от материи состоянии.

Два типа ложных представлений о жизни — «я» и «мое» — присущи двум категориям людей. На низшей ступени преобладает концепция «мое», а на более высокой — ложная концепция «я». В животном мире ложные представления о «моем» есть даже у кошек и собак, которых это заблуждение заставляет драться друг с другом. То же заблуждение преобладает и на низшей ступени человеческой жизни, где оно принимает форму представлений типа «это мое тело», «это мой дом», «это моя семья», «это моя каста», «это моя нация», «это моя страна» и так далее. На более высокой ступени, на этапе умозрительного постижения мира, ложная концепция «мое» преобразуется в такие представления, как «я есть» или «всё есть я» и т.д. Все люди разделяют одни и те же ложные представления «я» и «мое», которые у разных категорий людей принимают разные формы. Однако по-настоящему понять природу своего «я» можно, только до конца осознав: «Я есть вечный слуга Господа». Такова формула чистого сознания, и именно такому пониманию жизни учат нас все ведические писания.

Комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады на Шримад Бхагаватам 2.9.3

Интересным образом исследует Ложное Эго в Шримад Бхагаватам сам Кришна в образе :

Материальное эго появляется из махат-таттвы, которая образуется из личной энергии Господа. Материальное эго прежде всего наделено созидательной энергией трех видов: благостной, страстной и невежественной. Эти три вида материального эго порождают ум, органы чувственного восприятия, органы действия и грубые материальные элементы. Троякая аханкара (ложное эго проявляет себя как деятель, орудие деятельности и ее результат), источник грубых элементов, чувств и ума, — не отлична от них самих, ибо служит их причиной . При этом ложное эго может быть умиротворенным, деятельным или пассивным, в зависимости от того, какая из гун — благость, страсть или невежество — оказывает на него свое влияние. Аханкару называют Санкаршаной, который является не кем иным, как тысячеголовым Господом Анантой.

Шримад Бхагаватам 3.26.23-26

Шри Шукадева подтверждает источник влияния Ложного Эго на обусловленные души от Господа Санкаршаны в 5 песни Шримад Бхагаватам:

Господь Ананта управляет материальной гуной невежества, а также ложным эго всех обусловленных душ. Когда обусловленное живое существо думает: «Я - наслаждающийся, этот мир существует лишь для моего удовольствия», эти представления внушает ему Санкаршана. Так падшая, обусловленная душа мнит себя Верховным Господом.

Шримад Бхагаватам 5.25.1

Однако самым главным и самым ярким фактором, который может говорить о силе Ложного Эго в человеке, является степень его зависимости от Кришны, или степень смирения . Человек с сильным Ложным Эго не может чувствовать свою полную зависимость от Кришны, в следствие этого он не может искренне положиться на него и от всего сердца обратиться к нему за помощью. Такой человек думает, что всего сможет добиться сам — это и есть ловушка. Самостоятельно действовать может только Ложное Эго, истинное же Эго полностью полагается на Кришну и целиком зависит от Его воли.