Главные причины экономического кризиса в россии. Экономический кризис как глобальная проблема Явления во время экономического кризиса

Мировой экономический кризис является, безусловно, наиболее актуальной темой, обсуждаемой политиками, экономистами, бизнесменами и обществом. Политики пытаются провести страны через экономические потрясения, распределяя накопленные государствами ресурсы; экономисты ищут новые антикризисные рецепты, впервые столкнувшись с кризисом, действительно охватившем все страны мира; бизнес стремится сохранить активы и минимизировать потери, а граждане, независимо от страны, испытывают обоснованную тревогу за свое социальное положение и благосостояние.

Параллели проводятся с Великой депрессией, но то, что произошло в 1929 году и нынешняя ситуация значительно отличаются. Уникальность и глубина нынешнего кризиса состоит в том, что произошло совмещение циклического, структурного, кредитного, фондового и банковского кризисов. Сложившаяся таким образом ситуация усугубилась кризисом доверия, как со стороны коммерческих агентов, так и со стороны широких слоев населения. Поэтому, как мировому сообществу в целом, так и отдельным странам понадобится значительное время, чтобы преодолеть возникший кризис доверия коммерческих организаций и широких слоев населения к традиционным финансовым институтам.

Кризис, как известно, это плата за ошибки, ранее совершенные как государством, так и хозяйствующими субъектами. Следует заметить, что государство иногда действует вопреки интересам экономических субъектов, преследуя свои собственные цели и совершая действия, которые в некоторой степени искажают экономику. Хозяйствующие субъекты виноваты тоже, но ведь именно государство, задавая правила игры, вынуждает их (или разрешает им) действовать соответствующим образом. Следовательно, кризисы порождаются действиями государства, а ошибки хозяйствующих субъектов вторичны по отношению к ошибкам государства.

В сложившейся ситуации особую актуальность приобретает обсуждение роли государства во время кризиса, в частности, различных подходов и возможных последствий усиления участия государства в бизнесе во время кризиса.

Наиболее распространенной экономической политикой государства во время кризиса является деструктивная политика, которая состоит в попытках спасти предприятия, банки, отрасли и другие группы экономических субъектов, серьезно пострадавшие от кризиса либо рассматриваемые как «системообразующие». Реализуется такая политика через низкие учетные ставки для поддержания реального сектора экономики и кредитных учреждений, которые нуждаются в увеличении ликвидности; государственные заказы на продукцию, всевозможные субсидии фирмам, несущим убытки, чтобы сохранить необходимый уровень производства и рабочие места.

Следует заметить, что нынешние правительства большинства стран мира, включая США, страны ЕС, Японию и Китай, – проводят как раз деструктивную политику. Это подтвердил и саммит стран «Большой двадцатки», на котором их главы согласовали пакет совместных антикризисных действий, предусматривающий беспрецедентное вмешательство государства в регулирование рыночных процессов – от рекапитализации и поддержки государством ликвидности банков до его вхождения в их уставные капиталы.

Но на сегодняшний день есть примеры того, что деструктивная политика государства приводила к фатальным последствия (политика правительства США в 1930 г., благодаря которой рецессия переросла в Великую Депрессию; политика правительства Японии после кризиса 1990 г., в результате которой экономика в течение всего последующего периода так и не вышла на траекторию уверенного роста). Поэтому она вызывает соответствующие дискуссии.

С одной стороны, именно государство должно оказывать финансовую и институциональную помощь хозяйствующим субъектам, оказавшимся в критическом положении. С другой стороны, поддерживая старые производства, мы сдерживаем положительное воздействие кризиса на изменение структуры промышленности. Мы не ускоряем выход из него, а, наоборот, сдерживаем и углубляем кризис. Ведь именно в период кризиса становится наиболее понятно, как на самом деле работает экономика. А кризис, соответственно, выполняет важную экономическую функцию – функцию коррекции. Поэтому не стоит вкладывать деньги в то, что нельзя продать, в производство машин, которые никто не покупает. Деньги во время кризиса нужно вкладывать в то, что порождает новые ценности.

Есть примеры ситуаций, когда действия государства спасали экономику (политика британского правительства во время кризиса 1979–1980 гг., политика правительства Южной Кореи во время азиатского финансового кризиса 1997–1998 гг.). Суть такой политики, называющейся конструктивной, состоит в помощи гражданам и снижении роли государства в экономике. Ответственные власти в условиях кризиса должны в первую очередь решить две краткосрочные задачи, направленные на сохранение платежной системы страны и помощь гражданам.

То есть, государственные меры в первую очередь должны быть направлены на предотвращение гуманитарных катастроф и облегчение для граждан процесса приспособления к новой структуре экономики. Помогать надо не предприятиям, ибо собственники, принявшие неправильные инвестиционные решения, некомпетентные менеджеры должны сами нести бремя ответственности. Помогать нужно людям – гражданам, потребителям. Повышать пособия по безработице, пенсии. Обеспечить переподготовку кадров, субсидировать процентную ставку для новой самозанятости. В депрессивных регионах освободить граждан от налогов. Вовлекая граждан в экономические взаимоотношения, государство таким образом может решить структурные преобразования в экономике.

И не чиновники тогда будут принимать решения, исходя из собственного понимания экономической целесообразности, а граждане, участвуя в экономической деятельности в качестве предпринимателей, будут брать на себя риски преобразований и нести за них ответственность. Им можно помогать, кредитуя их, снижая процентную ставку, давая им деньги под какие-то проекты, но через хозяйственные механизмы, через банковское кредитование, а не через иные формы. Ну а для того, чтобы они вели свою предпринимательскую деятельность в новых нормальных условиях, нужно снижать государственное регулирование, ослаблять антимонопольный пресс на бизнес, минимизировать количество проверок.

Вообще, государство независимо от кризиса должно помогать своим гражданам, как потребителям внутри страны и своим производителям за ее пределами. И вся политика должна быть направлена на это.

В октябре 1929 г. катастрофа на Нью-Йоркской фондовой бирже возвестила начало самого разрушительного в индустриальной истории кризиса перепроизводства, охватившего на четыре года экономику развитых стран. Германия стала одной из наиболее пострадавших стран, так как ее экономические успехи в значительной степени базировались на иностранных кредитах и инвестициях.

Непрерывное падение промышленного производства продолжалось с конца 1929 г. до июля – августа 1932 г. Объем промышленной продукции за это время уменьшился на 40,6%. В тяжелой промышленности падение производства было еще большим: выплавка стали, сократилась на 64,9%, чугуна – на 70,3%, производство в машиностроительной промышленности – на 62,1, объем судостроения – на 80%. Бездействовали целые промышленные районы. Например, в Верхней Силезии в начале 1932 г. стояли все доменные печи. Прекратилось строительство. В 2,5 раза – упали обороты внешней торговли. Промышленные предприятия Германии в 1932 г. использовали свои мощности только на 33,4%.

Германия установила европейский рекорд по уровню безработицы. К началу 1933 г., по официальным данным, число безработных приближалось к 9 млн. человек, что составляло половину лиц наемного труда. Мизерные пособия по безработице получали около 20% их общего числа. Безработными становились также ремесленники, строители, торговцы, лица свободных профессий. Они почти полностью лишались права на пособие. Кроме полностью безработных несколько миллионов человек были частично безработными, занятыми на производстве 2 – 4 дня в неделю. Они составляли около четверти работоспособного населения. В начале 1933 г. работу потеряли почти 60 тыс. служащих и чиновников.

Безработными люди были по два – четыре года. Их семьи обрекались на медленное умирание. Не случайно ежегодно в среднем 21 тыс. человек в год кончали жизнь самоубийством.

Не лучшим было положение и тех, кто оставался на производстве. Общий фонд заработной платы в 1929 – 1932 гг. уменьшился на 20 млрд. марок, или почти вдвое. По некоторым данным, в 1932 г. средний недельный заработок германского рабочего составлял 21,74 марки при официальном прожиточном минимуме 39,05 марки.

Во время кризиса пострадали все слои населения. Оборот ремесленного производства сократился с 20 млрд. марок в 1928 г. до 10,9 млрд. марок в 1932 г., оборот мелкой торговли уменьшился за тот же период с 36,3 млрд. до 23 млрд. марок. В то же время численность указанных слоев населения была достаточно велика: 5 млн. человек, а вместе с семьями – 12 – 13 млн.

Под влиянием промышленного кризиса углублялся и сельскохозяйственный. Снижение покупательной способности населения ограничивало сбыт сельскохозяйственной продукции. Вместе с тем проведение протекционистской политики привело даже к росту сборов пшеницы. Дотации государства получали в основном крупные юнкерские хозяйства. Мелкие хозяйства, которых было свыше 5 млн. (77,8% всех хозяйств, 9,5% земельных площадей), имели в основном животноводческую специализацию и зерно не производили. Хлеб и корма для скота они вынуждены были покупать, что многих приводило к разорению. В результате в 1932 г. с торгов было продано 560 тыс. га крестьянской земли.

Сформированное весной 1930 г. правительство Г.Брюнинга, стремилось преодолеть кризис, ликвидировало систему социального страхования, ввело новые прямые и косвенные налоги повысило ввозные пошлины на сельхозпродукты и т.д. В декабре 1931 г. были снижены пособия по безработице, пенсии, жалованья государственным служащим. Впервые правительство вторгалось в систему тарифных договоров, предписывая всеобщее снижение заработной платы на 10 – 15%, до уровня 1927 г. Одновременно ограничивались демократические права населения, рейхстаг постепенно устранялся от решения государственных дел, формировался такой стиль управления страной, при котором руководство фактически вводилось в руках узкой группы лиц при значительном влиянии военных чинов.

В связи с тяжелым экономическим положением Германия практически не могла выполнять план Дауэса. Поэтому западные страны, которые сами переживали кризис, также остановили инвестиции в германскую экономику, предусмотренные планом Дауэса. Правительство Германии обратилось к державам-победительницам с просьбой облегчить ей бремя репараций. В августе 1929 г. и январе 1930 г. состоялись репарационные конференции, на которых было решено предоставить Германии льготы, и был принят новый план выплаты репараций, который получил название плана Юнга, по имени американского банкира, председателя комитета экспертов.

План Юнга предусматривал досрочное прекращение оккупации Рейнской области в 1930 г. Сокращалась общая сумма репараций со 132 до 113,9 млрд. марок, срок выплаты предусматривался в 59 лет, уменьшились ежегодные платежи. В 1931 – 1934 гг. сумма выплат должна была увеличиваться, начиная с 1 млрд. 650 млн. марок. В последующие 30 лет репарации должны были выплачиваться по 2 млрд. марок. В остальные 22 года объем ежегодных взносов уменьшался. Было принято решение об отмене контроля над экономикой Германии. Сокращались натуральные поставки. Часть репараций относилась к категории безусловных, и они предназначались для погашения межсоюзнических долгов. Па ближайшие 10 лет безусловные репарации определялись в 700 млн. марок. Для осуществления принятых решений был создан Банк международных расчетов, который размещался в Базеле.

Однако углубление кризиса продолжалось, экономическое и социальное положение Германии обострялось, поэтому реализация плана Юнга была признана опасной. Уже в июне 1931 г. президент США Гувер потребовал приостановки платежей по репарациям на один год. В июне 1932 г. конференция в Лозанне уменьшила все платежи до 3 млрд. марок и определила срок их выплаты в 15 лет.

Таким образом, разрушительные последствия мирового кризиса для экономики Германии были катастрофическими. Промышленное производство сократилось почти наполовину, сельскохозяйственное – на 31%. Доля Германии в мировом промышленном производстве снизилась с 14,6% в 1928 г. до 8,9% в 1932 г. Экспорт Германии сократился на 58%. Лишь треть немецких рабочих имела полную рабочую неделю. В разгар кризиса немецкая промышленность была загружена только на 35,7%. Средненедельная заработная плата немецких рабочих в 1932 г. была на 47% меньше, чем в 1929 г. Германия превращалась в страну нищеты, безработицы, хронического недоедания, безысходности и отчаяния для миллионов людей.

Приход к власти фашистов и их экономическая политика. Углубление экономического кризиса вызвало крах политической системы Германии (конец Веймарской республики). Правящая экономическая и политическая элита пришла к выводу о дальнейшей бесперспективности демократических методов управления государством. Рейхстаг оттеснялся на второй, а то и на третий план, а вся власть все более сосредоточивалась в президентском дворце, хозяином которого был П.Гинденбург – милитарист, мечтавший о реванше. Гинденбургу и его окружению весьма импонировали шовинизм и реваншизм нацистов, их призывы к жесткому порядку и насильственной перекройке карты Европы. Так, военный министр А.Тренер, впервые встретившись с А.Гитлером 11 января 1932 г., отозвался о нем на совещании министерства внутренних дел как о "симпатичном, скромном, порядочном человеке, стремящемся к лучшему", цели которого хороши, хотя не все средства приемлемы. Гитлер становился все более популярным. Он пообещал немцам не только возвращение "светлого прошлого", но и еще более "светлое будущее", и, прежде всего всеобщую занятость, порядок в стране, а со временем – расширение жизненного пространства, богатство и господство над "низшими" расами.

В феврале 1932 г. Гинденбург заявил: "Становится все более ясно, что народ хочет Гитлера... Пусть тогда молодой человек покажет, на что он способен".

30 января 1933 г. вновь избранный президент Гинденбург назначил Гитлера рейхсканцлером и с тех пор в Германии начался период фашистской диктатуры. Ее сущность заключалась в создании всеобъемлющей системы государственно-монополистического регулирования, максимальной централизации экономики в руках государства, фашистской партии и верхушки финансово-промышленных кругов.

1 февраля 1933 г. был досрочно распущен парламент и назначены новые выборы на 5 марта. Фашисты стремились обеспечить себе большинство в рейхстаге и придать своему правлению определенную респектабельность. 20 февраля на узком совещании с крупнейшими промышленниками – Крупном, Феглером, Бошем и др., Геринг заверил монополистов, что если фашисты одержат победу на выборах, то "это будут последние выборы в Германии на 10 лет, а может быть, и на 100 лет". Монополисты поддержали фашистов и морально, и финансами. В их поддержку организовывались митинги, демонстрации, факельные шествия. За 5 дней до выборов, в ночь с 27 на 28 февраля, был организован поджог рейхстага с целью скомпрометировать политических соперников – коммунистов. По этому делу было арестовано 10 тыс. человек, в том числе знаменитый Георгий Димитров, блестяще защитивший себя и оправданный немецким судом.

На следующий после поджога рейхстага день чрезвычайным декретом президент отменил важнейшие демократические права и свободы: были запрещены коммунистическая и социал-демократическая печать, ликвидированы неприкосновенность личности, свобода слова, собраний, печати. Однако, несмотря на террор, демагогию и махинации при подсчете голосов, против фашистов проголосовали 22 млн., т.е. более половины избирателей. И, лишь объявив незаконными 81 мандат, полученный коммунистами, фашисты получили "большинство" в рейхстаге. 24 марта 1933 г. новый парламент наделил правительство Гитлера чрезвычайными полномочиями, что по сути дела и упразднило Веймарскую Конституцию республики.

В июне 1933 г. при министерстве экономики был организован Генеральный совет немецкого хозяйства, который направлял государственную экономическую политику. В него вошли 12 представителей крупнейших монополий – Г.Крупп, Ф.Тиссен, Г.Феглер, Ф.Флик и др., а также 5 представителей фашистской бюрократии. В 1934 г. был издан декрет о трудовом фронте, который запрещал стачки и переход рабочих с одного предприятия на другое. Были отменены коллективные договоры, а руководители предприятий получали диктаторские полномочия. Начала официально формироваться система принудительного труда.

Одновременно осуществлялась принудительная концентрация производства, выгодная крупным монополистам. В 1933 г. был издан закон о принудительном синдицировании, в соответствии с которым отдельные предприятия должны были входить в состав существовавших картелей или синдикатов. Указанная тенденция была закреплена в 1934 г. законом об органическом построении германского хозяйства, в соответствии с которым в принудительном порядке объединялись предприятия по отраслям и территориальным районам.

Была создана Организация промыслового хозяйства, которая делилась на шесть имперских групп: промышленности, энергетики, торговли, ремесла, банковского и страхового дела. Наряду с отраслевой создавалась и региональная структура управления: вся Германия была разделена на 18 хозяйственных областей. В каждой области создавалась своя хозяйственная палата, которая была на месте высшим органом экономической власти. Во главе хозяйственных палат стояли крупные монополисты, которые получали титул хозяйственных вождей. Например, хозяйственным вождем северо-западного промышленного района стал крупнейший промышленник Тиссен, хозяйственным вождем Центральной Германии – Флик.

Территориальными экономическими палатами руководила имперская экономическая палата, в свою очередь, подчинявшаяся министерству экономики. Имперские группы и окружные экономические палаты, которые возглавили крупнейшие промышленники и финансисты, полностью контролировали экономику: создавали и распускали промышленные объединения, регулировали распределение заказов, кредитов, сырья, контролировали объемы производства, направления его развития, уровень цен.

Основным методом руководства экономикой стал прямой административный диктат. Например, реформа акционерных обществ ликвидировала все общества, имевшие менее 100 тыс. марок капитала, а открывать акционерные общества разрешалось только при наличии капитала в 500 тыс. марок и более. Монополизации способствовала и так называемая "ариизация капиталов", в ходе которой под предлогом борьбы с "неарийскими" элементами в банках и промышленности близкие к власти монополисты захватывали банки и промышленные предприятия. Так, концерн Маннесмана в порядке "ариизации" приобрел 8 прокатных заводов и вдвое увеличил выпуск листового железа. Постепенно ключевые позиции в экономике заняли 30 – 40 богатейших семейств.

Милитаризация экономики Германии велась ускоренными темпами. В сентябре 1936 г. был утвержден четырехлетний план мобилизации ее экономических ресурсов, накопления дефицитных материалов и расширения производства военного снаряжения. В милитаризации немецкие монополисты видели выход из кризиса.

Была расширена добыча железной руды, а также ее импорт из Швеции, Норвегии, Бельгии, Люксембурга, Франции и их колоний. Если импорт железной руды в 1929 г. составлял 15,8 млн. т, то в 1939 г. – 22,1 млн. т. Это позволило Германии выплавить в 1938 г. 23,3 млн. т стали и выйти по этому показателю на первое место в Европе. Кроме того, за границей закупали никель, олово, вольфрам, молибден, хром, платину, бокситы, почти отсутствовавшие в Германии. Ввоз бокситов за 1933 – 1938 гг. увеличился в 5 раз, и в 1939 г. выплавка алюминия в Германии достигла 30% его мирового производства, что выдвинуло Германию по этому показателю на первое место.

Увеличилось производство нефтепродуктов, синтетического каучука, автомобилей, станков. Германия накапливала ресурсы для ведения войны, в значительной мере используя ресурсы тех стран, с которыми собиралась воевать. Наибольшие инвестиции в германскую экономику делали США. В 1937 г. американская фирма "Брассерт" построила металлургические заводы, образовавшие крупнейший военный концерн "Рейхсверке Герман Геринг". Корпорации США передавали Германии и технические секреты: производства каучука, радиоустановок, оборудования для дизель-моторов и др. Американские заводы в Рюсселыейме, Бранденбурге, Кельне поставляли фашистской армии автомобили. Способствуя подготовке к войне потенциального агрессора, США, а также Англия, Дания надеялись столкнуть в войне Германию и СССР, получив от этого экономические и политические дивиденды.

Государственные заказы стали источником колоссального обогащения крупнейших монополий. Валовой доход концерна "И.Г.Фароениндустри", составлявший в 1932 г. 48 млн. марок, в 1939 г. увеличился до 363 млн. марок. Прибыль концерна Круппа возросла со 118 млн. марок в 1933 г. до 395 млн. в 1939 г. Крупнейшим монополистом стал Геринг, на предприятиях которого работало 600 тыс. человек. Сам Гитлер стал владельцем книгоиздательства и только за выпуск своего "труда" "Моя борьба", который распространялся в принудительном порядке, получил 4 млн. дол. дохода.

Милитаризация экономики обусловила выход из кризиса и значительный рост производства. За 1929 – 1938 гг. объем промышленной продукции вырос на 25%. В то же время объем производства в легкой промышленности снизился.

Опережающими темпами возрастал выпуск военной техники – самолетов, танков, артиллерии. В тяжелую и военную промышленность направлялось 3/5 всех инвестиций. "Решающие в военном отношении" и "важные в военном отношении" предприятия в первую очередь снабжались кредитами, сырьем, рабочей силой. В результате тяжелая промышленность в 1934 г. достигла предкризисного уровня, а к 1939 г. превысила его на 50%. Военное производство и расходы на вооружение за 1932 – 1938 гг. выросли в 10 раз. Последние перед началом войны составили 58% государственного бюджета.

К 1937 г. начали работу более 300 военных заводов, в том числе около 60 авиационных, 45 автомобильных и танковых, 70 химических, 15 военно-судостроительных и др. Если в 1931 г. в Германии было выпущено 13 самолетов, то в 1933 г. – 368, в 1939 г. – 8295.

Лозунг "пушки вместо масла" приобрел реальный смысл. Был установлен прямой запрет на инвестиции в отрасли, производившие товары народного потребления, производство которых к началу войны так и не достигло уровня 1928 г.

Постепенно вводилась система принудительного труда на производстве. Начиная с 1935 г. трудовая повинность вводилась для молодежи 18 – 25 лет, а в 1938 г. она стала всеобщей. Уже в 1934 г. рабочим-металлистам было запрещено менять место работы, а с 1935 г. вводились специальные рабочие билеты с целью учета и мобилизации рабочей силы. Удлинялся рабочий день, и накануне войны он достиг 10 – 14 ч.

К концу 1933 г. было реорганизовано и сельское хозяйство. Аграрная политика была рассчитана на создание продовольственных резервов к началу войны. Была введена система принудительных поставок сельскохозяйственной продукции, ликвидирован профсоюз сельскохозяйственных рабочих. Изданный в 1933 г. закон "О наследственных дворах" объявил хозяйства от 7,5 до 125 га неотчуждаемыми и освобожденными от налогов на наследство и поземельного. Такие хозяйства передавались по наследству только старшему сыну.

К 1941 г. было создано 730 тыс. наследственных дворов, что составляло примерно 1/10 от общего числа (6663 тыс.) сельских хозяйств.

Закон разделил сельское население на крестьян и сельских хозяев. Право называться крестьянами получили только владельцы наследственных дворов арийского происхождения. Поскольку наследственные дворы передавались только старшему сыну, все остальные дети крестьян должны были добывать "жизненное пространство" в рядах армии с оружием в руках, завоевывать новые земли. Сельские хозяева, владевшие небольшими участками земли, несли всю тяжесть повинностей по подготовке продовольственных запасов к войне. Им предписывалось, что сеять, сдавать и по каким ценам. Они не могли продать без разрешения властей даже курицу. В результате за 1933 – 1939 гг. около полутора миллионов сельских хозяев разорились.

К 1938 г. Германия стала мощной военной державой и по промышленному производству вышла на первое место в Европе и на второе место в мире. Однако экономика Германии была ориентирована на военные приготовления. Были ликвидированы демократические права граждан, установлена фашистская диктатура. Германский милитаризм готовил катастрофу планетарного масштаба

Основной, наиболее сокрушительной и критической фазой промышленного цикла является кризис, служащий исходным пунктом для следующих за ним фаз цикла.

История экономического развития различных государств показывает, что подъем экономики не может длиться вечно. Постепенно начинают накапливаться негативные факторы, и экономика входит в стадию кризиса. Такой кризис закономерен. Его называют экономическим, или циклическим кризисом. Предприниматели, как правило, не бывают к нему готовы, поэтому протекание фазы кризиса носит взрывной, обвальный характер. Нарушается равновесие не в какой-нибудь отрасли, а во всей экономике.

Экономический кризис - это значительное нарушение равновесия в хозяйственной системе, часто сопровождающееся потерями и разрывом нормальных связей в производстве и рыночных отношениях. Это, в конечном счете, ведет к дисбалансу функционирования экономической системы в целом. Таким образом, экономический кризис - это дисбаланс спроса и предложения внутри страны на товары и услуги.

Экономический кризис, возникающий в результате перепроизводства товаров, носит название кризиса перепроизводства. Для него характерен разрыв между производством и возможностями потребления, когда производство опережает платежеспособный спрос. В результате часть товаров остается нереализованной, в то время как общество затратило на их производство определенные ресурсы.

Кризис недопроизводства возникает в случае, когда платежеспособный спрос обгоняет производство. Данный вид кризиса, обесценивая основной капитал, создает условия для обновления производства на новой технической базе, позволяющей сократить издержки производства, восстановить докризисный уровень и даже превзойти его.

Экономические кризисы проявляются в абсолютном падении производства, сокращении капитальных вложений, росте безработицы, увеличении количества банкротств фирм, падении курса акций и других экономических потрясениях.

Причиной экономических кризисов является основное противоречие капитализма между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения его результатов. Разделение труда, специализация производства, кооперирование в промышленности связывают капиталистические предприятия в единый хозяйственный механизм, для нормального функционирования которого необходимо соблюдение в масштабе всей экономики определенных пропорций между отраслями, производством средств производства и производством предметов потребления, между накоплением капитала и потреблением. Но господство частной собственности, порождаемые ею анархия производства, жестокая конкуренция, эксплуатация труда капиталом приводят к постоянному нарушению пропорций воспроизводства. Некоторые из этих нарушений устраняются спонтанно, другие усиливаются и накапливаются.

В системе возникающих в ходе экономического развития диспропорций воспроизводства всегда имеет место нарушение пропорций между накоплением капитала и потреблением. Стремление капитала к самовозрастанию, погоня за прибылью обеспечиваются за счёт замедленного роста (а иногда даже сокращения) доходов и потребления трудящихся. Возникающее отсюда противоречие между производством и потреблением накапливается, доходит до взрывной точки и становится, как правило, непосредственной причиной экономического кризиса, который завершает один капиталистический цикл и расчищает почву для следующего путём выправления нарушенных пропорций между накоплением капитала и потреблением, производством средств производства и производством предметов потребления. Экономический кризис резко обостряют классовые противоречия, поскольку вся тяжесть приносимых ими бедствий падает главным образом на плечи трудящихся. Это вызывает усиление классовой борьбы, в ходе которой растет самосознание рабочего класса, его организованность и сплочённость.

Экономические кризисы приводят к огромным хозяйственным потерям для общества, поскольку во время них простаивает значительная часть производственного аппарата, и теряют работу сотни тысяч и даже миллионы трудящихся.

Наряду с циклическими в рыночной экономике возникают также частичные кризисы, охватывающие не всю, а какую-либо локальную сферу экономической деятельности (таковы, например, кризисы в сфере денежного обращения и кредита).

Структурный кризис возникает как результат диспропорций развития между отдельными отраслями экономики. Как правило, эти кризисы более длительные по времени и изменяют общую картину циклического развития. К возникновению структурного кризиса могут привести: распад экономической системы, политическая нестабильность (региональные конфликты), изменения рынков сырья. Структурный кризис может проявиться в виде энергетического кризиса, продовольственного, сырьевого и экологического.

Мировой финансовый кризис (global economic crisis) - устойчивый финансовый кризис стран, которые входят в глобальную финансовую систему, основанную на доминировании американской финансовой системы над другими системами.

Разница между финансовым и экономическим кризисом заключается в том, что первый является причиной второго. При этом экономический кризис не всегда возникает из-за финансового кризиса.

Глобальный финансовый кризис проявляется в росте цен на недвижимость и продовольствие, в сокращении рабочих мест, как в коммерческих, так и в государственных организациях, в отсутствии стабильности и потере веры в будущее. Причем причины происходящих перемен различны в различных странах.

Сроки наступления, глубина и продолжительность кризисов зависят, прежде всего, от степени нарушений основных пропорций воспроизводства во время экономических подъёмов. Но, кроме того, они способны самогенерироваться, поскольку в ходе их происходит обычно падение покупательной способности трудящихся (из-за роста безработицы и сокращения рабочего времени), что ещё больше осложняет условия реализации товаров и препятствует восстановлению временного равновесия между накоплением капитала и потреблением.

Хотя причина экономического кризиса единая, каждый кризис имеет свои специфические черты, обусловленные конкретными историческими условиями, в которых он развивается. На его течении сказываются и особенности эпохи, и уровень развития капитализма, и весь комплекс экономических и политических факторов, действующих в той или иной стране в момент развёртывания кризиса.

Кризисы в экономике могут иметь различный охват и силу по своим воздействиям на население. К примеру, в 2009 году экономика России переживала спад, но многие не почувствовали на себе его влияние, что во многом было связано с относительно непродолжительным его течением, наличием денежных государственных накоплений, которые были использованы и вброшены в экономику, а также с благоприятной для России ситуацией на мировом рынке энергоресурсов. Если бы один из этих факторов отсутствовал, то экономическое падение ощутили бы все слои общества.

Экономический кризис в теории

Перед тем, как понять какие конкретные последствия на практике может принести с собой спад экономики необходимо определиться с пониманием термина « экономический кризис» в теории. На самом деле все очень просто. Экономический кризис - это падение в течение двух кварталов подряд объемов валового внутреннего продукта (ВВП), а ВВП, в свою очередь, является суммой стоимостей всех конечных товаров и услуг, произведенных внутри страны за год. Другими словами, когда наступает экономический кризис, в стране происходит сокращение объемов производства различных благ, страна становится беднее и население может позволить себе купить меньшее, чем до кризиса, количество полезных продуктов.

Разрушительность последствий падения экономики зависит от глубины и продолжительности протекания кризисных явлений. Данные процессы сопровождаются масштабным увольнением работников, причем степень силы кризиса напрямую связана с размером безработицы, возросшей благодаря экономическому спаду. Увеличивается количество обанкротившихся компаний, растут ставки по кредитам в банках, падают доходы населения. В более развитой экономической системе, где высока степень конкуренции на различных рынках, т.е. практически нет монополий или нескольких компаний, определяющих в сговоре цену на свою продукцию и низка степень регулирования цен государством, цены на товары и услуги в экономике начинают падать в кризис. Когда происходит обратный процесс, то есть наметился экономический спад, и, тем не менее, цены на товары и услуги растут, наблюдается рост инфляции, то в данном случае экономическая система далека от совершенства.

Экономический кризис на практике

На практике люди по-разному могут испытывать на себе спады в экономике. Кого-то могут уволить с работы, кто-то может потерять бизнес, другие могут не справиться с выплатами по кредитам и придется отдать, купленный на кредитные деньги автомобиль или квартиру и т.п. Конечно же, это может произойти с отдельно взятым человеком и в случае, когда кризиса в экономике нет, а, напротив, страна переживает экономический рост. Просто при спадах данные негативные ситуации могут затронуть всех и, если в нормальных положительных экономических условиях предсказать, что может случиться с твоей экономической жизнью завтра достаточно сложно, то при наличии кризиса в стране многое становится предсказуемым. Поэтому важно знать наступил ли кризис в экономике или нет.

Экономический кризис для простого человека начинается не с падения ВВП, а с его увольнения, с потери работы его соседом. Это является « отличным» индикатором для обычного человека. Впрочем, если человека не увольняют с работы, то это вовсе не означает, что он счастливчик и избежал влияния всеобщего спада. Его реальные доходы начинают падать (его начинает «обворовывать» инфляция и уменьшающееся количество доступных товаров в экономике) и он может себе позволить все меньшее количество благ. Спад может сломать ему планы по покупке жилья, автомобиля в кредит, поскольку процент по банковским займам начинает расти и становится очень невыгодным. Поэтому в кризис очень важно научиться правильно экономить.

Существует ряд положительных свойств, которыми обладает экономический кризис. Он делает продавцов и покупателей умнее, разоряет неэффективных и недальновидных собственников бизнеса, мотивирует на применение новых технологий в производстве, которые бы снижали затраты и позволяли делать более качественные и более дешевые товары, чем были до кризиса, стимулирует к развитию научно-технический прогресс. Наряду с данными позитивными сдвигами в экономической жизни людей, экономический кризис имеет еще одно немаловажное свойство, он рано или поздно заканчивается. Поэтому очень важно знать, как следует вести себя в кризис и как его можно переждать.

  1. Переходить с одного места работы на другое, особенно если новая фирма не является крупной и велика вероятность ее банкротства в условиях продолжительного и глубокого падения экономики. Исключения составляют государственные организации и некоторые частные компании, долю в которых имеет государство.
  2. Брать потребительский кредит, кредит на покупку автомобиля, ипотечный кредит. Поскольку в ухудшающихся экономических условиях будут падать реальные доходы при видимом сохранении номинального уровня заработной платы. Иными словами, зарплата будет той же самой, только купить на нее можно будет меньше продуктов, в том числе товаров первой необходимости (продукты питания, лекарства и т.д.). Вследствие этого все больше денег будет уходить на еду, одежду, транспортные затраты и меньше оставаться на погашение кредитов. В конечном счете, при продолжительном кризисе в экономике, можно будет не справиться с возвратом кредита и придется отдать приобретенные на кредитные деньги товары.
  3. Продавать недвижимость, так как обычно в этот период падают цены на землю, квартиры и т.п., хотя бывают и исключения из этого правила.
  4. Держать деньги в одном банке, если только он не крупный и одним из владельцев является государство.
  5. Тратить большую часть своего дохода на развлечения.

Следование ряду правил “кризисного” поведения обеспечивает человеку безопасность и страхует его от неверных поступков, которые могут привести к негативным последствиям и большому стрессу как для него, так и его окружения.

Доктор экономических наук И. ОСАДЧАЯ.

(Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (Российского государственного научного фонда) в рамках проекта № 06-02-02043а «Российская переходная экономика в зеркале мировой экономической мысли».)

Василий Кандинский назвал свою композицию 1917 года «Сумеречное».

1. Вкладчик сдаёт деньги в банк. 2. Забирает свой вклад - депозит. Если массовое изъятие депозитов превышает вклады, возникает первая полоса затруднений с ликвидностью. 3. Заёмщик получает кредит.

Схема показывает основные действия государства, поддерживающие финансовую систему страны.

На схеме представлены выплаты по корпоративному внешнему долгу, включая проценты (Россия).

Так изменялись индексы фондовых бирж России (Московской межбанковской валютной биржи - ММВБ и Российской торговой системы - РТС) на протяжении трёх месяцев.

Сегодня экономику развитых стран (их принято называть постиндустриальными) сотрясают удары жесточайшего финансового кризиса, сравнимого по масштабам и пагубности воздействия с кризисом 1929-1933 годов, - он вошёл в историю как «Великая депрессия». За истекшие годы у этих стран, казалось бы, появился арсенал средств, вполне способных оградить от подобных напастей. Да и глубоких кризисов за послевоенное пятидесятилетие в развитых странах, по сути, не наблюдалось. Были спады в темпах роста, рецессии, лопались «мыльные пузыри» на финансовых рынках. Правда, случались серьёзные кризисы в быстро растущих странах, и их приходилось спасать как раз постиндустриальным гигантам. Но таких катастроф, какую ныне переживают именно эти страны, не бывало. Серьёзность ситуации потребовала активного и нетрадиционного вмешательства государств.

Мировой финансовый кризис 2007-2008…

Год 2007-й стал исходным для кризиса, который вначале рассматривали как чисто американское событие (он разразился на ипотечном рынке этой страны) и вроде бы не представлявшее опасности для других экономик. Однако ход событий, подобно эффекту домино, стал вовлекать в орбиту начавшегося кризиса всё новые финансовые структуры, приобретая характер глобального, серьёзно обострившего финансовые проблемы, прежде всего, постиндустриальных стран. Один из американских исследователей М. Спелман отмечает: «Сегодняшний кризис оказался первым, истоки которого находятся не в развивающихся, а в развитых странах».

Этим он сильно отличается от тех кризисов, которые в 90-е годы прошлого века периодически поражали быстро растущие новые индустриальные страны мира. (Мексиканский кризис 1994-1995 годов; Бразильский 1998-1999-х; серия Азиатских кризисов 1997-1998-х, охвативших Таиланд, Индонезию, Филиппины, Южную Корею. Дефолт 1998 года в России был из той же серии.) Тогда именно постиндустриальные страны Запада вместе с международными организациями, прежде всего МВФ, своими финансовыми вливаниями в десятки миллиардов долларов помогли этим странам. Теперь жертвами кризиса оказались страны постиндустриальной экономики.

Каковы сходства и различия названных кризисов? Общее для них то, что все они развивались в условиях глобализации и резкого усиления финансовой взаимозависимости стран. Однако финансовые кризисы быстро развивающихся стран во многом связаны со слабостью их финансовых систем. Недостатки экономического развития, отсутствие жёсткой финансовой дисциплины, дефицит бюджета, огромные займы и, следовательно, рост государственного долга - всё это в конечном счёте вызвало крах доверия, массовую продажу государственных и частных ценных бумаг, утечку капитала. То были кризисы роста, связанные с отставанием финансовой инфраструктуры от развития экономики в целом.

Нынешний постиндустриальный кризис, напротив, вызван тем, что финансовая инфраструктура развитых стран (прежде всего США), увлечённая строительством спекулятивных пирамид и «надуванием пузырей» (bubbles) (то есть искусственным раздуванием экономического подъёма на основе спекулятивных операций и роста цен), превысила реальное развитие своей экономики. Последствия тем не менее оказались теми же, что и в странах быстрого роста: утрата доверия на мировых финансовых рынках, паника на фондовых биржах, бегство капитала, натиск вкладчиков на банки и крах крупнейших из них. Отправной точкой катастрофы в этот раз стала самая развитая экономика мира.

Кризис заставил правительства США и других постиндустриальных стран использовать многие нетрадиционные меры спасения экономики, включая национализацию и выкуп обанкротившихся ценных бумаг, и не просто обратиться к испытанным мерам макроэкономической политики, но налаживать подлинно действенные методы международного сотрудничества правительств и центральных банков.

Очередной кризисный спад в постиндустриальных странах, начавшийся в 2007 году, вначале не вызывал особой тревоги: как и прежде, особенно в странах ЕС, замедлились темпы роста. Ответные меры макроэкономической стабилизации с её главными инструментами регулирования - бюджетным и денежно-кредитным механизмами - были обычные. Правда, их пришлось применять в условиях ожившей инфляционной угрозы. Долгие годы после нефтяного кризиса 70-х годов все постиндустриальные страны имели довольно низкие темпы инфляции, не превышавшие 2-3% в год. Однако вторая половина 2007 года отмечена значительным ростом цен на предметы потребления, вызванным ростом цен на нефть (особенно на бензин и другие энергоносители), а также повышением мировых цен на продовольственные товары.

Таким образом, принимаемые меры макроэкономического регулирования зависели от того, чему отдавался приоритет: борьбе с инфляцией или ограничению кризисного спада. Например, в странах ЕС больше опасались растущей инфляции. Поэтому здесь, несмотря на возможность развития кризиса, денежно-кредитную политику направили на дальнейшее закручивание гаек: так, в первой половине 2007 года ставка рефинансирования Европейского центрального банка была повышена с 3,5 до 4%. (Рефинансирование - погашение заёмного капитала за счёт получения новых ссуд обычно по более низкой ставке.)

В США перед угрозой глубокой рецессии, то есть спада производства, правительственные органы обратились и к поощрительной денежно-кредитной политике, и к стимулирующим бюджетным мерам. Начиная с сентября 2007 года Федеральная резервная система неоднократно снижала ставку рефинансирования, доведя её к концу 2008 года до 2%. А пытаясь стабилизировать рынок ипотечных кредитов, снижали резервную норму для крупных компаний-риэлторов. Одновременно правительство приняло решение о субсидировании частного спроса: из 168-миллиардного пакета экономических субсидий 100 млрд долларов было решено направить на повышение доходов среднего класса, чтобы увеличить его потребительский спрос, остальные - на помощь малому и среднему бизнесу.

Тем не менее кризис оказался необычным, он перерос в мировой финансовый кризис невиданного масштаба. Перечислим лишь наиболее значительные эпизоды его развёртывания и тех «спасательных операций», которые начали спешно предпринимать правительства развитых стран.

Исходным толчком для его развития стала следующая ситуация на рынках недвижимости в США. Экономический подъём, наступивший после кризиса 2001-2003 годов, толкнул ипотечные банки на рискованное расширение ипотечных кредитов для ненадёжных, «проблемных» заёмщиков. Цель такого шага - расширение рынков для бурно растущих строительных компаний. Так, если в 2001 году доля второразрядных займов (subprime loans) составляла 9% всех займов, а доля обычных - 57%, то к 2005 году ситуация в корне изменилась: доля первых повысилась до 20%, а вторых - снизилась до 35%. И на основе этих ипотечных закладных выросли триллионные пирамиды вторичных активов (деривативов), которые приобретали банки других стран, вложившие в эти, казалось бы, высоконадёжные и прибыльные ценные бумаги весьма солидные средства. В итоге начавшийся ипотечный кризис в США породил цепочку неплатежей и банкротств, распространившихся не только на всю страну, но и за её пределы. Кризис ликвидности (то есть острой нехватки платёжных средств для выплаты долгов и обслуживания нормального функционирования экономики) охватывал всё новые и новые банки и страны. (Схема вверху показывает, как возникает кризис ликвидности.)

К сентябрю этого года в США потерпели банкротство три из пяти ведущих инвестиционных банков, в их числе крупнейший «Lehman Brothers». На краю банкротства оказались две крупнейшие ипотечные компании - «Fannie Mae» и «Freddie Мас», - на долю которых приходится половина всех ипотечных долгов в стране. Правительство США вынуждено было взять их под свой контроль, а фактически национализировать. Вся верхушка обанкротившихся компаний должна была уйти в отставку. Цена этой операции, по подсчётам экспертов, составила от 25 до 100 млрд долларов. (Не говоря о том, что ипотечный кризис уже стоил инвесторам и потребителям сотни миллиардов долларов).

Далее последовала совсем необычная операция. После долгих дебатов Конгресс США принял закон о выделении 700 млрд долларов для выкупа казначейством ипотечных ценных бумаг и иных проблемных, потерявших свою стоимость активов у крупнейших банков и других финансовых институтов, включая банки-нерезиденты, имеющие значительный объём операций в США. Сумма колоссальная: ведь 700 млрд долларов - это 5% ВВП США, сумма, в 1,5 раза превышающая оборонный бюджет страны. Она означает также увеличение государственного долга до 82% ВВП.

В сентябре финансовый кризис обрушился на Европу и на Японию. Серьёзные финансовые проблемы возникли и в России. Залихорадило все фондовые рынки. Правительство Англии вынуждено было после банкротства национализировать один из крупнейших банков страны - «Bradford & Bingley». Страны Бенилюкса объединили свои финансы для спасения другого крупнейшего бельгийского банка - «Fortis». Те же проблемы возникли и в Германии, где с кризисом ликвидности столкнулся один из крупнейших кредиторов страны - «Hypo Real Estate», для спасения которого правительство Германии совместно с консорциумом крупных банков выделило значительную сумму денег.

Чтобы ослабить проблемы ликвидности, группа центральных банков (а она состоит из Европейского центрального банка (ЕЦБ), банков Англии, Канады, Японии, Швейцарии и Федеральной резервной системы США) приняла решение о выделении более 640 млрд долларов. Следующий серьёзный их шаг - единовременное снижение ставок рефинансирования на 0,5%: в США - с 2 до 1,5%; в зоне евро - с 4,25 до 3,75%; в Англии - с 5 до 4,5%.

Новым шагом по спасению финансовой системы европейских стран следует считать экстренное совещание стран ЕС, на котором принято решение о координации действий всех правительств стран зоны евро (а также Англии) и их центральных банков под руководством Европейского центрального банка. Правительства ведущих европейских государств заявили о выделении довольно крупных сумм (1,3 трлн евро) для спасения наиболее важных финансовых институтов, от работы которых зависит функционирование экономики каждой из этих стран. Причём предполагается, что каждая из стран-участниц будет использовать выделяемые средства по собственному усмотрению, в зависимости от тяжести ситуации. В то же время все согласились, что государство пойдёт не по линии национализации проблемных банков, а будет скупать их обесценивающиеся акции.

И в США, и в Европе начались проблемы в реальном секторе экономики. По прогнозам МВФ, в 2009 году рост ВВП в США составит всего 0,1%, примерно столько же в странах Европы, а в Англии ожидается даже небольшое сокращение роста.

В какой степени все названные меры государственной поддержки, сравнимые по своим масштабам лишь с тем, что предпринимали правительства во время Великой депрессии 1929-1933 годов, дадут эффект, покажет время. Но уже сегодня многие мировые финансовые и политические лидеры всё чаще говорят о необходимости кардинально реформировать мировую финансовую систему, которая должна отражать реалии глобализированного мира ХХI века. Полное несоответствие финансовой системы нынешним реалиям проявляется, в частности, и в том, что развивающиеся страны накопили значительные финансовые резервы и стали кредиторами развитого мира. Роли поменялись.

Кризис и Россия

Российская экономика почувствовала неприятности кризиса не сразу. Ещё летом 2008 года мы слышали высказывания наших экспертов о том, что нам этот кризис, вроде бы, и не страшен. Так, в июле председатель Банка развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанка - ВЭБа) В. Дмитриев в одной из своих статей в журнале «Эксперт» писал: «Россия оказалась относительно изолированной от финансового кризиса, который оказал лишь косвенное влияние через каналы сужения зарубежного кредитования». Правда, писал далее автор, «произошедший кризис - предостережение на будущее».

И это будущее не заставило себя долго ждать. Ровно через полмесяца тот же журнал с тревогой сообщал, что кризис уже ударил по нашей экономике и падающим притоком капитала в страну, и сокращением внутренней ликвидности, и быстрым снижением рентабельности российского бизнеса на фоне разгорающейся инфляции. Отрицательные эффекты нарастали как снежный ком. Два обстоятельства усугубляли ситуацию. С одной стороны, нерезиденты стали ускоренно выводить свои капиталы с денежных рынков России (деньги требовались в самих странах-инвесторах), а с другой - снижался доступ к западным кредитам, которыми в силу более низких процентных ставок, нежели внутри страны, вовсю пользовались наши корпорации, в том числе и банки. Нечем стало выплачивать накопленные огромные долги (внешняя задолженность банков и корпораций составила к этому времени 500 млрд долларов, из них 30 млрд - кратко-срочная задолженность).

Начал развиваться кризис ликвидности, залихорадило фондовые биржи. С сентября пошло почти непрерывное падение фондовых индексов на обоих наших фондовых рынках (ММВБ и PTC). В течение сентября и октября торги на биржах то приостанавливали, то вновь открывали, дабы сбить накал страстей, подогревающих панические волны продаж и массового сброса обесценивающихся акций.

Надо было начинать спасательные операции наподобие тех, которые проводили правительства развитых стран. Уже в середине сентября Центробанк и Минфин предприняли меры по закачиванию средств в банковскую систему. Важное значение имело решение Минфина выделить трём системообразующим банкам - Сбербанку, Внешторгбанку и Газпромбанку - бюджетные депозиты на сумму 1,1 трлн рублей. Одновременно Центральный банк снизил ставки отчислений в Фонды обязательного резервирования (ФОР) и снизил процентные ставки на собственные кредиты. Эти меры, как полагают, добавили в банковскую систему примерно 300 млрд рублей.

В начале октября появилось сообщение о новых гигантских вливаниях в банковскую систему страны. Ей по решению президента, принятому после совещания с ведущими правительственными экономистами, выделялись от Центрального банка субординированные кредиты на срок до 2019 года - см. схему на предыдущей странице. (Поясню: субординированный кредит - это привлечённый кредитной организацией на срок не менее 5 лет кредит, который не может быть истребован кредитором ранее окончания срока договора.) Эти средства распределятся между Сбербанком (500 млрд рублей), Внешторгбанком (200 млрд рублей), Внешэкономбанком (50 млрд рублей) и Россельхозбанком (25 млрд рублей). К тем 50 млрд долларов, которые Центральный банк разместит во Внешэкономбанке (ВЭБ) в целях финансирования задолженности корпораций, обязанных срочно выплатить внешние долги, следует добавить депозиты из Фонда национального благосостояния в размере 450 млрд рублей.

Речь, конечно, идёт не о любой компании, желающей получить кредит. Отбор основан на строгих принципах. Приведу их: «Компания-заёмщик должна свою основную деятельность вести на территории России в реальном секторе экономики. Такая деятельность должна иметь важное значение или для экономики региона, или для стратегических отраслей. Рефинансировать будут только те кредиты, которые привлекались для реализации инвестиционных проектов или приобретения активов именно в России. И, наконец, помощь будет предоставляться тем компаниям, которые самостоятельно привлекут софинансирование и разделят риски с государством».

Центробанк получил также право кредитовать без обеспечения на срок не более полугода коммерческие банки, имеющие высокий рейтинг надёжности. Цель этого шага - облегчить положение мелких и средних банков, кредитующих мелкий и средний бизнес.

Среди последних решений по борьбе с финансовым кризисом стоит отметить следующее: предполагается, что обесценивающиеся акции некоторых важных для страны компаний (прежде всего государственных) будут, как в Европе, скупаться за государственные деньги (по согласованию с этими компаниями). Однако, отмечают эксперты, это «не будет означать ни национализации», ни тем более возврата в социализм».

Одновременно, стремясь успокоить рядовых вкладчиков банков, принят закон, повышающий страховую сумму депозита с 400 до 700 тысяч рублей (кстати, аналогичные меры приняты и в других странах, охваченных кризисом).

Кризис стал оказывать влияние и на реальную экономику, и на уровень занятости. Проблемы могут возникнуть в строительстве, торговле, в сфере услуг. Многие российские компании уже планируют сокращение персонала в среднем на 10-15%. Как и на Западе, встали многие наши автомобильные предприятия, только начавшие восстанавливать своё производство из руин. Ожидается, что прогнозируемый на 2009 год темп роста ВВП, по самым оптимистичным оценкам, снизится с 6,7 до 5,5% (оценка МВФ). Однако более трезво мыслящие эксперты считают, что эта цифра будет значительно ниже.

Главная проблема сейчас - как направить кредиты в реальный сектор экономики, не допустить сокращения производства, более того - обеспечить выполнение тех программ, которые уже намечены правительством. Эксперты полагают, что важнейшее значение здесь имеет снижение налогов на предприятия (в частности, НДС) и замораживание тарифов естественных монополий.

В «спасательных операциях», направленных на преодоление нынешнего финансового кризиса, мы имеем одно важное преимущество, какого не было во время дефолта 1998 года. Это так называемые «подушки безопасности», созданные в годы бурного роста нефтяных цен и высоких темпов роста ВВП в последнее десятилетие. Речь идёт, прежде всего, о стабилизационном фонде, призванном обезопасить экономику страны от колебаний нефтяных цен, - закон об этом фонде после долгих дискуссий был принят в 2003 году. Помимо этой главной задачи фонд призван служить надёжным инструментом стерилизации излишних денег, притекающих в страну в виде потока нефтедолларов при повышении цены на нефть сверх порогового значения.

Со временем было решено разделить его на две части: Фонд будущих поколений (собственно стабилизационный фонд) и Фонд национального благосостояния, главная цель которого - стабилизация пенсионной системы, включая покрытие дефицита Пенсионного фонда РФ. Вот этот фонд, составляющий в настоящее время 2,3% ВВП, начали «распечатывать» и для решения проблем финансового кризиса.

Другой «подушкой безопасности» является значительный объём золотовалютных резервов. В настоящее время (несмотря на некоторое его сокращение вследствие проведения ЦБ операций по поддержанию курса национальной валюты на фоне оттока капитала и ослабления рубля) он всё ещё составляет внушительную цифру, превышающую 500 млрд долларов.

О роли государства в рыночной экономике

Итак, правительства стран, охваченных нынешним кризисом, по нарастающей ведут «спасательные операции» по выходу из него. Давние споры о том, надо или не надо государству вмешиваться в деятельность хозяйственного механизма, на время прекратились. Как сторонники государственного регулирования, так и его противники на Западе и у нас сегодня, как никогда, единодушны - вмешиваться надо, и чем скорее и масштабнее, тем лучше. Отступила позиция: рынок, мол, сам всё расставит по своим местам. И действительно, у государства, даже в условиях нормально действующей рыночной экономики, есть всеми признанные основополагающие функции.

Крупнейший специалист в развитии теории, обосновавшей необходимость государственного вмешательства в некоторые сферы экономики, американский экономист Р. Масгрейв писал: «Один рыночный механизм не может выполнять всех экономических функций. Государственная политика необходима для управления, корректировки и дополнения определённых его аспектов. Этот факт важно понять, поскольку он означает, что соответствующий размер государственного сектора в значительной мере есть вопрос технического, а не идеологического порядка».

Последнее замечание особенно важно: наличие государственного (или общественного) сектора не зависит от преобладания в правительстве тех или иных партий, от господства реформистской или консервативной идеологии. Как показала практика, речь может идти только о масштабах этого сектора, о формах и методах государственного вмешательства. Кратко напомню о них.

Экономические и социальные функции государства рождались с развитием потребностей цивилизованной рыночной системы, с обеспечением свободы конкуренции и честного партнёрства. Отсюда первая (и, возможно, главная) функция государства - функция законодательная, предусматривающая защиту свободы личности, собственности и предпринимательства - того, что составляет основу рынка. Иными словами: государство - это, прежде всего, закон и его исполнение.

Что же касается непосредственной вовлечённости государства в хозяйственную жизнь, то в разных странах и на разных этапах их развития оно бывает различным. Многое зависит от конкретных экономических обстоятельств, исторических условий и традиций, от господствующей идеологии, от партий, стоящих у власти. Однако есть сферы общественного воспроизводства, где рынок заведомо не справляется с удовлетворением потребностей общества или обостряет социальные проблемы, - так называемые «провалы рынка» (market failures). В подобных случаях у государства появляются особые функции, их осуществление может принимать разные формы - от полного огосударствления до государственного контроля (либо партнёрства с частным предпринимательством). К числу таких сфер относятся:

Производство «общественных благ»; их главная особенность - совместное потребление (оборона, охрана порядка, в значительной мере образование, строительство общественных сооружений, водоснабжение, уборка мусора и т.п.);

Защита общества от «внешних эффектов» рыночной деятельности (прежде всего, защита природы, воздушной и водной среды);

Регулирование производства в отраслях, где возникают условия «естественной монополии» (производство и распределение электроэнергии, телекоммуникации, транспорт, связь, водоснабжение и т.п.);

Корректировка неблагоприятных последствий рыночной экономики, рождающих социальное неравенство, безработицу, бедность;

Стабилизация экономики с помощью инструментов макроэкономической политики, призванной спасать её от кризисных спадов и инфляционного роста цен.

Государство, дополняя и облагораживая рынок, выправляя отдельные его «провалы», работает с ним в одной упряжке. Именно такой симбиоз вытащил капитализм из Великой депрессии 1929-1933 годов. Эти функции являются необходимым дополнением рыночной системы. Только вместе они образуют то, что ныне именуется не просто рыночной, а цивилизованной смешанной экономикой.

Однако у государственного вмешательства есть и свои пороки (по аналогии с «провалами рынка» их назвали «провалами государственного вмешательства» - government failures). Это и усиление налогового бремени, отрицательно сказывающегося на производственных и трудовых стимулах, и увеличение государственных расходов. Чрезмерность государственного вмешательства стимулирует борьбу заинтересованных групп за собственные выгоды («политическую ренту»), что вызывает рост бюджетных дефицитов. А расширение государственного сектора - нередко убыточного или малоэффективного - снижает конкурентоспособность страны. Гипертрофия государственного аппарата, рост бюрократии делают его косным, малоподвижным, работающим скорее на себя, чем на экономику. (Подробно о роли государства в рыночной экономике журнал рассказывал в № 6, 2006 г.)

Перечисляя обязанности государства по регулированию рыночной экономики, последней я назвала функцию экономической стабилизации, призванную сглаживать или предотвращать циклические колебания, защищать её от кризисов и инфляционных всплесков. Правительства развитых стран осуществляют эту функцию с помощью макроэкономической политики. Её главные инструменты регулирования - бюджетный и денежно-кредитный механизмы. Однако под влиянием новых процессов в мире в их использовании (как и в теоретическом обосновании) произошли существенные перемены. В условиях глобализации всеобщая взаимозависимость экономик отдельных стран усложняет проблему антикризисного управления. Наличие глобальных рынков капитала (когда капитал легко может притекать в страну и так же легко утекать из неё) препятствует мерам стабилизации экономики в отдельных странах вне зависимости от других.

Породив связанность и взаимозависимость экономик мира, глобализация потребовала и новых инструментов макроэкономического регулирования - прежде всего координации на уровне правительств, центральных банков, международных институтов. Но это-то и оказалось самым сложным и трудно осуществимым, поскольку в силу вступают различия в интересах и целях развития. Хотя, когда грозит полный крах, координацию всё же удаётся осуществлять. Так было во время «тушения» кризисов в быстро развивающихся странах. К такой же координации пришлось прибегнуть и во время нынешнего кризиса.

И тем не менее кризис есть кризис. Доверие легко обрушить, но не так-то просто восстановить. Требуются время, ответственная политика и совместные действия правительств и центральных банков, международные соглашения. Однако, как всякий кризис, он будет преодолён, прежде всего, благодаря тем мерам, которые предпринимает всё международное сообщество, включая Россию.