Чтение слогов с буквой ф. Чтение слов и слогов с буквой ф

Новикова Анна Андреевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 2
Населённый пункт: Хабаровский край, г. Амурск
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Согласные звуки [ф] и [ф’]. Чтение слогов и слов с буквой Ф."
Дата публикации: 14.03.2016
Раздел: начальное образование

Тема урока: «Согласные звуки [ф] и [ф’]. Чтение слогов и слов с буквой

I-Организация начала урока. Мотивация к учебной деятельности.
Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по волшебному лесу и узнаем много нового и интересного. И так внимание мы отправляемся. Ой, ребята, тише, тише, Что-то странное я слышу: Гость какой-то к нам спешит И как будто бы свистит. - Отгадайте загадку и скажите, как зовут нашего гостя: Когда светло, прячусь в дупло, Ночью летаю, мышей пугаю. (Филин.) Филин, ребята – это птица мудрая, много всего знает. А ещё он стражник волшебного леса. Хотим ли мы пройти в волшебный лес? Будем отгадывать его задания? Филин закрыл ворота на замки. И мы с вами должны все ключики заработать, выполняя задания Филина.
II-Актуализация знаний и фиксирование затруднения в учебном

действии.

Лужайка-повторяй-ка
Филин, хочет посмотреть, какие мы умные и как мы справимся с его заданиями. Посмотрите на доску. На доске картинки: фонарь, факел, фиалка, -Назовите предметы, которые изображены на картинках. -С помощью чего мы назвали данные предметы? (с помощью слов) -Что такое слово? (Слово- это сочетание звуков, которое имеет значение.). Справились с заданием?
Что вспомнили? Филин даёт ключ от первого замка.
Филин доволен.
А нам надо идти дальше.
3. Построение проекта выхода из затруднения. (цель, тема, план).

Лужайку фонетической разминки
Филин предлагает ещё задание. -Произнесём хором эти слова ещё раз. -Что общего между этими словами? (они все начинаются с одной и той же буквы.) -Разделите эти слова на группы: I-группа- новый звук твёрдый II-группа- новый звук мягкий (проверка сигнальными карточками.) А как вы думаете, какая у нас с вами тема урока сегодня? («Согласные звуки [ф]и[ф’], буква-Ф.). Чему мы должны сегодня научиться? -Отличать новые звуки; -Знакомство с буквой-Ф; -Научиться читать слоги, слова, предложения с новой буквой. (т. е. это план) Молодцы ребята, филин, посмотрел, какие вы умные. И мы получили второй ключ. Открываем ключом ворота на
«»
1. Характеристика звука. -
Фонетическая разминка.
Ребята, а как фыркает ёж? (фр-фр-фр) А как поёт песенку синичка? (фью-фью-фью) А как пыхтит каша? (пф-пф-пф) Вспомните, какой звук издаёт кот в момент опасности? («ф-ф-ф-ф-ф). Какой новый звук мы слышим? [ф].
Охарактеризуйте звук [ф] подробнее. -Произнесите его. Дети его произнося и говорят. (При произношении звука [ф] воздух встречает преграду. Значит звук [ф]- согласный. А теперь, ребята закройте ушки и произнесите звук [ф]- при его произношении слышится только шум. Значит звук [ф]- глухой. При произношении произносится твёрдо. Значит звук [ф] – твёрдый. А теперь ребята давайте с вами вернёмся к словам, которые мы распределяли на две группы и обратим внимание на вторую группу. Какое первое слово. (Фиалка) -Какой вы слышите первый звук? (согласный, глухой, гласный звук «и» даёт мягкость согласному звуку. Значит звук [ф’]- мягкий. А как вы думаете ребята у этого звука есть пара? (да) И он ещё парный, ребята его пара [в]и [в’]. Кто сможет дать полностью характеристику звуку?
2.Индивидуальная работа
- раскрасьте звуковичка.
3.Задание в парах
–звуко-буквенный анализ. Соотнесите схему со словами. (Работа в парах, один ученик у доски.) На доске 4 схемы и 4 слова. (фонарь, фиалка, Какое задание выполняли? (Различать новые звуки) [ф] и [ф’]. ФИЗМИНУТКА (суперфизминутка) Какие вы молодцы, ребята. Вы справились, с этим заданием и Филин открывает нам ворота, и мы попадаем на «Полянку букв». (третий ключ).
4. Знакомство с буквой.
На доске изображены буквы и среди них есть новая буква. - Найдите её. Как она называется? (эф) -На что она похожа? Всем известно без подсказки Буква- эф Как ключ от сказки
Никогда его у нас не отнимет Карабас. Назовите слова с буквой эф (в начале, середине в конце слова.) -филин, кофта, шкаф.
5.Индивидуальная работа:
Напечатайте букву эф на звуковичке. Теперь я прочитаю вам сказку, а вы слушайте внимательно и запоминайте слова со звуком [ф] и [ф’].
Чему учились? Какую работу мы с вами выполняли? (познакомились с

новой буквой и звуками)
ФИЗМИНУТКА
Изобразите букву-Ф. наклонитесь вправо, влево, вперёд, назад.
Умницы! Филин очень доволен вами вы и умные и спортивные. Стражник вручает нам четвёртый ключик от ворот. А нам надо идти дальше. Филин зорко следит, не пускает нас. Он приготовил для нас очень сложное задание.
4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
И мы попали с вами на
«Слоговую полянку».

Чтение слогов. Работа с учебником. Стр. 140
Посмотрите в учебник на верхнюю строчку и скажите, что нам поможет научиться читать? (чтение слогов) -Чему будем учиться дальше? 1вариант-читает на ушко слоги своему соседу, а потом наоборот (работа в парах) -Читают по строчки -Читают столбиком
Чистоговорка
Фы-фы-фы-тут стоят шкафы, Фу-фу-фу приберу я в шкафу, Фет-фет-фет-я куплю конфет, Арф-арф-арф- я надену шарф. Прибежал весёлый А, прочитали дети …-(фа).
Прибежал задорный О, прочитали дети …-(фо). Прибежал упрямый У, прочитали дети …-(фу). Прибежал ворчливый Ы, прочитали дети …-(фы). Прибежал зазнайка Е, прочитали дети …-(фе). Прибежал малютка И, прочитали дети …-(фи). Прибежал тихоня Ё, прочитали дети …-(фё). -Какую работу выполняли? Филин очень доволен вами. Он вручает нам ключ от пятого замка. - Мы в дремучем лесу. - А нам же надо попасть на полянку
«Прочитай-ка».
Молодцы, филин зорко следит за нами. Теперь, ребята, для того, чтобы выполнить его задание, мы будем работать в группах.
5.Самостоятельная работа с самопроверкой, взаимопроверкой.

Iгруппа
- найдите слова с твёрдым звуком-[ф]
Фауна
- животный мир,
Фонарик-
род коробки со стеклами для держанья огня, света
,

фуфайка
- преимущественно тёплая нательная одежда, закрывающая туловище и руки.
Телефон-
аппарат для передачи и приёма звука,
Факел
- вид светильника, способный обеспечить продолжительный интенсивный свет на открытом воздухе при всякой погоде.
Флот
-. большое число кораблей в сборе с общею целью; обычно разумеют военный флот, но может быть и купеческий.
фрак
- мужской парадный вечерний костюм особого покроя: пиджак короткий спереди, с длинными узкими фалдами (полами) сзади, брюки с атласными лампасами.
фронт
- воинский строй шеренгами.
IIгруппа
- найдите слова с мягким звуком- [ф’]
Фиалки
-цветок,
фикус
-это цветок, финиш, кафе, кофе, конфеты,
конфетти
- мелкие кружочки из разноцветной бумаги, которыми осыпают друг друга на балах, карнавалах и т.п. , фигура. -Какие слова вам непонятны? -Найдите среди этих слов названия цветов. (фиалка, фикус)
-Обратите внимание на 2 столбик чем отличаются эти слова? Что лишнее и почему? (заглавная буква, офицер- это военнослужащий человек.)
IIIгруппа
- прочитайте предложение. (проверка предложения) -читаем предложения - Что мы сейчас делали? (учились читать слоги, слова с новой буквой) Мы прошли испытания, нам пора в класс, а для этого выполним задание.
7.Повторение.
Филину вы очень понравились. Он даёт нам ключ, открываем замок, мы на полянке
«Закрепляй-ка»

7.Задание в парах:
Какие звуки обозначает буква-Ф? Выберите подходящие признаки и подчеркните Согласный- гласный Твёрдый- мягкий Звонкий- глухой Парный- непарный проверка Какой звук ф? Проверяем сигналами. Согласным - гласным? (согласным) В слове «фамилия» - твёрдым- мягким? В слове «профессия» - твёрдым- мягким? Глухой- звонкий? (глухой) Парный- непарный (парный ([в][в’]). Молодцы ребята! Дайте характеристику звуку ф.
8. Рефлексия учебной деятельности. Итог.
Вот мы и закончили с вами путешествие по волшебному лесу. Глазки закрыли, считаем до 5. Открыли глазки. Мы в классе. Филин, очень доволен вами и у него отличное настроение. Он спрашивает: «А какое у вас настроение было во время путешествия?» Возьмите смайлик и покажите. Урок закончен. Всем спасибо!!!

Учитель: Степанова И. А.

Тема: Звуки [ф], [ф’], буква Ф.

Чтение слов, предложений и текстов с изученными буквами.

Цели и задачи : обобщить, систематизировать знания учащихся о звуках [ф],[ф’], букве ф; формировать навыки чтения, работы с текстом; работать над четкостью дикции, выразительностью речи, постановкой логического ударения; воспитывать интерес детей к учебной деятельности, сознательную дисциплину и повышать правовую культуру; формировать умение понимать учебные задачи урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; контролировать свои действия в процессе выполнения заданий, развивать умение применять полученные знания на практике; развивать умение работать в парах; развивать умение обосновывать свои ответы, находить и исправлять собственные ошибки; развивать умение выслушивать и анализировать ответы одноклассников, оценивать свои достижения.

Ожидаемые результаты:

Предметные: формирование навыка чтения слов, предложений, текстов с изученными буквами; получение знаний по правилам дорожного движения.

Коммуникативные: формирование умения работать в парах, в коллективе, обосновывать свою точку зрения

Регулятивные: проявлять ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Личностные: мобильность, самостоятельность, толерантность, умение принимать точку зрения другого ученика.

Познавательные: формирование умения строить речевые высказывания, работать с информацией, рефлексивность.

Формы организации работы детей : фронтальная, в парах, в группе, индивидуальная, работа с компьютерами.

Формы организации работы учителя: организационная, регулирующая, контролирующая.

Используемое оборудование: доска, магнитная доска, телевизор, компьютер, макбуки, карточки с памяткой по ПДД, заготовки для светофора, сигнальные круги, картинки с изображением буквы Ф и предметов, в названии которых есть буква Ф, картинка с изображением светофора, рисунки и поделки учащихся по ПДД, аудиозапись рассказа Б. Житкова «Светофор» , презентация «Буква Ф», карточки для обозначения звуков.

1.Мотивация

Громко прозвенел звонок -

Начинаем наш урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Я попрошу вас проверить свои рабочие места. Вспоминаем, как правильно сидеть, следим за осанкой и приступим к работе.

С каким настроением мы начинаем занятие?

2. Актуализация знаний

Мы начнём урок с небольшой разминки. Давайте сначала немного повторим.

На какие две группы делятся все звуки?

Что можно сказать про гласные звуки?

А про согласные?

Чтение букв и звуков по записи на доске:

В [р] [п’] з н [к] [с’] м [б’] щ [ф] л ю

3.Определение темы и целей урока

А то, чем мы сегодня будем заниматься на уроке, помогут нам определить ваши одноклассники. Они загадают вам загадки, а вы хором отвечайте.

(Мамедова А., Абрамова У., Троицкий А., Тангиева Л.)

Кто из шляпы достаёт

Зайца всем на удивление?

Выступлением украшает

В цирке представление? (фокусник)

Вокруг шеи свернулся калачик,

От мороза детишек спрячет. (шарф)

Кто волшебницу узнает?

Над землёй она летает.

Чудеса творить умея,

Всем в беде поможет … (фея)

Груша, яблоко, банан,

Ананас из жарких стран.

Эти вкусные продукты

Вместе все зовутся … (фрукты)

Что объединяет все слова - отгадки?

Какие ещё слова с этой буквой вы знаете?

Вывешивается таблица «Буква Ф»

4.Систематизация и повторение.

Работа с презентацией

1 слайд

… плывет к родной земле,

… на каждом корабле.

Прочитайте запись и подумайте, какие слова нужно вставить в эти предложения? (Подсказка: мы их вчера читали). Давайте проверим (высвечивается правильный ответ).

2 слайд

Буква Ф, звуки [ф], [ф’]

А теперь повторим всё про букву Ф

Кто поможет мне задать вопросы?

Какие звуки обозначает? (произнести)

Гласные они или согласные?

Глухие или звонкие? (глухие) – доказываем, произносим и слушаем звуки, закрывая руками уши.

Звук [ф’] какой? (мягкий)

Каким цветом будем его обозначать? Покажите.

Когда он будет мягким? (подсказка по ленте букв)

Звук [ф] какой? (твёрдый)

Каким цветом его будем обозначать? Покажите.

Когда звук будет твёрдым?

Парные эти звуки или непарные?

3 слайд

Ф надула свои щёки

Или встала руки в боки.

Дети читают стихотворение, встают и изображают букву Ф.

4 слайд

Фу фы фа фо

Фе фи фё

Чтение слогов. Почему слоги не со всеми гласными? Какие вверху? (твёрдые) Какие внизу? (мягкие) Почему?

5 слайд

Шар – шары фотография

Шарф – шарфы фабрика

Фокус – фокусы телефон

Флаг – флаги асфальт

Почитаем слова с буквой Ф.

Чем друг от друга отличаются слова в первом столбике?

6 слайд

Давайте посмотрим на картинку. Может быть, мы какие-то слова с буквой Ф забыли?

5.Открытие новых знаний

1).Загадка

А сейчас загадка:

Он имеет по три глаза,

По три с каждой стороны,

И хотя ещё ни разу

Не смотрел он всеми сразу -

Все глаза ему нужны.

Он висит тут с давних пор.

Что же это? …

Светофор

2).Беседа

Как вы думаете, почему это слово прозвучало на уроке?

К нам в гости пришёл вот такой мальчик - светофорчик (вывешивается картинка). Он будет наблюдать за вами своими глазами. А сколько у него глаз? Какие и для чего? Действительно, светофор – это очень важный объект на дороге. Для чего он нужен? Недаром вы, почти все, на своих конкурсных рисунках по ПДД изобразили светофор.

3). Историческая справка

Как вы думаете, когда появился первый светофор?

Первый светофор был установлен в Лондоне 10 декабря 1868 года. Это 146 лет назад. В России первый светофор установили 15 января 1930 года в Санкт-Петербурге.

4). Стихи про светофор (Жукова Е., Бабей К., Абрамов М., Мхитаров И.)

А сейчас ребята расскажут вам, как важен светофор для пешеходов.

Посмотри на светофор

Аппарат серьезный.

Говорит он с давних пор:

«Будьте осторожны!»

Красный свет – опасный свет,

Если он горит: стойте люди!

Хода нет!

Путь для всех закрыт!

Жёлтый солнышком сияет,

Смотрит ласково в окне,

Всех людей предупреждает:

«Подожди секунды две».

Но зато зеленый нежно

Улыбается тебе:

«Проходить ребята можно!

Верьте, люди, только мне!»

Нужен пешеходам светофор? Зачем?

5).Работа по учебнику (стр. 72)

Чтение стихотворения В. Берестова

Сейчас мы прочитаем ещё одно стихотворение. В нём речь идёт не о пешеходах, а о водителях.

Дети читают стихотворение стихотворения «Три цвета …» (2 раза). Идёт работа над выразительным чтением.

6).Обсуждение прочитанного текста

Нужен светофор водителям?

На соседней странице рассказ, который тоже называется «Светофор», но мы будем его читать позже.

Дети включают компьютеры (перед физ. минуткой, чтобы макбуки успели загрузиться)

6. Физ. минутка « Сигналы светофора»

Зарядку нам поможет провести светофор. Зеленый свет – мы шагаем. Красный свет – садимся. А желтый свет – стоим на месте.

7. Первичное закрепление знаний

1).Работа с компьютерами

Дети работают в парах, набирают слово «Светофор» в программе Open office и раскрашивают буквы (красным, зелёным или синим цветом). Для проверки один из компьютеров подключается к экрану.

2).Работа со схемами

Дети собирают схему слова «светофор» на партах. Проверка у доски

(2 человека).

Дети ставят ударение, делят слово на слоги.

Как определяем количество слогов?

8. Открытие новых знаний

1). Знакомство с текстом Б. Житкова «Светофор»: прослушивание аудиозаписи (первая встреча со светофором мальчика и его мамы). Дети, после знакомства с рассказом, должны будут ответить на вопрос:

С чем сравнивают светофор герои этого рассказа?

2).Обсуждение

На что был похож светофор? (на фонарик)

С какой буквы начинается это слово?

От чьего имени ведётся рассказ?

9. Первичное закрепление знаний

1). Чтение текста учащимися. Работа над выразительным чтением.

Задание: определить действующих лиц этого рассказа.

2). Чтение текста по ролям.

3). Вывод о необходимости знать и соблюдать ПДД.

10. Рефлексия

Возьмите кружочки. Если вам понравился урок, и вы считаете, что мы хорошо поработали - покажите жёлтый. Если вы считаете, что мы работали хорошо, но могли бы ещё лучше – зелёный. Если вы считаете, что мы плохо поработали, и было совсем неинтересно – красный.

11. Систематизация и повторение

Я вижу, что всем урок понравился. А какая буква нам помогла узнать много нового и интересного?

Давайте ещё раз повторим всё про эту букву.

12. Итог урока

1). Светофорчик на память.

Дети из кружочков делают закладку – светофорчик, что должно служить напоминанием об этом уроке и ПДД.

2). Дети получают памятки по ПДД, читают и тоже оставляют на память с рекомендацией ещё раз прочитать эти правила дома.

С. Михалков

«Шагая осторожно…»

Движением полон город:
Бегут машины в ряд.
Цветные светофоры
И день и ночь горят.
Шагая осторожно,
За улицей следи –
И только там, где можно,
Её переходи!
И там, где днём трамваи
Спешат со всех сторон,
Нельзя ходить зевая,
Нельзя считать ворон!
Шагая осторожно,
За улицей следи –
И только там, где можно,
Её переходи!


Урок обучения грамоте

В 1 классе

Тема урока : Чтение слов с буквой ф (закрепление)

Цель урока :

Образовательная : формировать навыки чтения, работы с текстом,
характеризовать согласные по твёрдости-мягкости, парности-непарности, глухости-звонкости, познакомить с правилами перехода улицы; закрепить представление о знаках (символах), их роли в общении.

Воспитательная: воспитывать интерес детей к учебной деятельности, стремление выполнять правила безопасности на дорогах,

Развивающая: развивать устную речь, логическое мышление, внимание,
умение сравнивать, анализировать и делать выводы,

Планируемые результаты :

Познавательные:

Умение ставить цели к уроку;

осмысление значения слов «буква», «звук»; формируется умение читать, осмысливать прочитанное;строить речевые высказывания и использовать изученные правила безопасности в конкретных жизненных ситуациях.

Коммуникативные:

работать в группе, слушать собеседника и вести диалог;

договариваться о распределении ролей в совместной деятельности;

проявлять активность во взаимодействии в игре для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные:

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

оценивать себя, границы своего знания и незнания;

вырабатывать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, адекватно воспринимать предложения учителя..

Личностные:

Проявлять интерес к изучению темы, осознание своей успешности на уроке,

развитие доброжелательности, доверия и внимательности к окружающим.

Основные понятия : звук, буква, светофор, старт, финиш

Организационный момент .

Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Все легонечко вздохнём,

Урок обучения грамоте начнём

– Ребята, в начале нашего урока подарите улыбку своим товарищам. А я дарю вам свою улыбку. Мы продолжаем наше путешествие за новыми знаниями. Но вначале давайте вспомним основные правила работы на уроке:

– работать дружно и активно;

– уметь слушать друг друга;

– уважать друг друга;

– внимательно относиться друг к другу;

– выслушивать ответы ребят

– работать успешно (слайд №2)

Целеполагание и мотивация ..

    Постановка проблемного вопроса .

Сегодня к нам на урок пришёл гость. Кто это вы узнаете, если отгадаете загадку.

Запылал у чудища

Изумрудный глаз

Значит можно улицу

Перейти сейчас (светофор) (слайд №3)

Правильно, это светофор. Что такое светофор? Как вы догадались, что это светофор? Сейчас ребята прочитают нам как объясняет нам словарь Ожегова значение слова светофор и как объясняется значение слова в интернете. (ответы детей) . Светофор дорожный (от свет и греч. phorós - несущий), средство световой сигнализации, служащее для регулирования дорожного движения и движения подвижного состава на железных дорогах. (интернет)

Светофор - световое сигнальное устройство для регулирования движения на улицах, автомобильных и железнодорожных дорог (словарь Ожегова).

Наш гость хочет узнать, знаете ли вы, от чего зависит наша дорожная безопасность? ( высказывания детей). О чём мы с вами будем говорить на уроке?

    Игра «Живой звук». Работа в парах

Схема какого слова изображена?(слайд№4, у детей на листочках)

(светофор)

Убрать буквы со схемы слова в таком порядке: букву, которая обозначена ударным гласным; буквы, которые обозначены безударными гласными; буквы, которые обозначены 1,2,4,8 согласными звуками. Какая буква осталась?

Какая же тема нашего урока? Мы будем читать слоги, слова и текст, где есть слова с буквой Ф.

Актуализация знаний .

А теперь наш светофор хочет проверить как вы освоили материал на

прошлом уроке.

    Игра « Верю – не верю»

На партах у вас кружочки красного, зелёного и жёлтого цвета. Если вы согласны, то показываете зелёный кружочек, если не согласны, то показываете красный кружочек.

Буква «Ф» обозначает гласный звук. - А какой? Почему?

Звук [ф] – глухой.

Буква «Ф» может обозначать как твёрдый, так и мягкий звук.

В слове финики буква «ф» обозначает твёрдый звук.

В слове фуфайка только одна буква «ф»

Что же вы знаете о букве ф? (обозначает согласный, глухой, звук, может быть мягким и твёрдым)

2.Сопоставление парных по глухости и звонкости звуков [ ф ], [ф’];[в], [в’].( слайд)

Посмотрите на ленту букв. (слайд № 5) Найдите букву ф. Что ещё можете сказать о ней?(парная).Почему так решили? С какой буквой дружит буква ф? В русском языке очень часто в словах встречается звук [ ф ] обозначенный буквой в, поэтому при письме нужно быть очень внимательным.

3. Чтение слогов на с.72. (слайд №5)

Фе -слог слияние мягкого глухого согласного[ф] с гласным звуком [э]

Ве - слог слияние мягко звонкого согласного[в]с гласным звуком [э] и т.д.

Физминутка.

Светофор хочет проверить ваше внимание. Очень часто дети путают звуки

[в] и [ф] , так как они парные по звонкости и глухости. Поиграем в игру «Звонкий – глухой».

Если в слове есть звуки [ф], [ф’], то хлопаем, если нет – приседаем.

Ветка, свет, Федя, свитер, филин, хвастун, фуфайка, фабрика, верба, светофор, фирма, вагон.

Работа по теме урока .

1 . Чтение стихотворения В. Берестова, с.72 .

Как можно озаглавить его? Почему?

Сколько цветов у светофора?

Что каждый из них означает?

На какой свет можно ехать на машине? Нельзя? Для чего служит жёлтый свет светофора?

Выполняете ли вы сигналы светофора?

2.Светофор принёс нам загадки.(слайды № 6-13 )

Дом по улице идёт,

На работу всех везёт.

Не на курьих ножках,

А в резиновых сапожках. (автобус)

Несётся и стреляет,

Ворчит скороговоркой.

Трамваю не угнаться

За этой тараторкой. (мотоцикл)

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька. (Автомобиль)

Спозаранку за окошком

Стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам

Ходят красные дома. (Трамвай)

Я по городу иду,

Я в беду не попаду.

Потому что твёрдо знаю –

Правила я выполняю. (Пешеход)

Пьёт бензин, как молоко,

Может бегать далеко,

Возит грузы и людей.

Будь внимателен при ней. (Машина)

Посмотри, силач какой:

На ходу одной рукой

Останавливать привык

Пятитонный грузовик. (Регулировщик)

Эй, водитель, осторожно,

Ехать быстро невозможно,

Знают люди все на свете -

В этом месте ходят... (Дети)

Прочитайте слова – отгадки. Что можете сказать об этих словах? Прочитайте слова, которые обозначают транспорт. Прочитайте слова, которые обозначают одушевлённые предметы. Найдите слово, где написана буква в , а произносится звук [ф ] (слайд №14)

3.Чтение рассказа «Светофор» Б. Житкова, с. 73

Что удивило мальчика и его маму?

Что ответил им шофёр?

Как мальчик догадался, что обозначает каждый сигнал светофора?

4.Работа в группах. Чтение в лицах .

Что ещё можно сделать с этим текстом? (высказывания детей). Мы можем прочитать его в лицах.

5.Составление правил перехода улицы . Работа в парах .

У вас на листочках написан текст. Предложения в нём не закончены. Так же у вас есть на карточках концы этих предложений. Вы должны к каждому предложению подобрать конец и приклеить его в текст.

Прежде чем перейти дорогу, найди…(место для перехода).

Остановись у …(тротуара)

Посмотри внимательно в …(обе стороны), нет ли машин.

Переходи дорогу по …(зебре).

Вот так ты научишься переходить …(дорогу)

Итог урока.

Чтение пар слов с антонимами с. 72(слайд)

Что такое старт? Финиш? Как называются эти слова?

Подошёл конец нашего урока - финиш.

Что нового узнали? Чему научились?

Рефлексия .

У вас на столе модель светофора и геометрические фигуры. (приложение) .Как они называются? (круги) сколько их? Сравните их.(по размеру одинаковые, по цвету разные). Что означают кружки? Если вам понравилось на уроке, то зажгите на светофоре зелёный свет - можно идти дальше за знаниями. Если не понравилось, зажгите красный свет – надо остановиться и подумать, как исправить свои ошибки. Если что то понравилось, а что то не понравилось – зажгите жёлтый свет светофора. (дети приклеивают кружочки к модели светофора)

От чего же зависит наша дорожная безопасность? (соблюдение правил дорожного движения). Что вы хотите сказать на прощание нашему светофору?(обещание выполнять правила дорожного движения)

Приложение

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

ЦЕЛИ:

  • формировать навык сознательного, правильного, выразительного чтения;
  • развивать орфографическую зоркость при чтении текстов фонематический слух, речь, мышление, память;
  • воспитывать бережное отношение к природе, умение видеть красоту природы.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • В. Г. Горецкий, “Русская азбука”, индивидуальные слоговые таблицы, карточки со словами, плакат с предложениями,
  • книжка-малышка со стихами о подснежнике и фиалке, рисунок подснежника и фиалки, картина “Весенний лес”, шапочки “Подснежник”, “Скворец”, “Март”,
  • аудиозапись П. И. Чайковский “Времена года. Март”, модели для составления схемы слова, карточки с буквами: ф, л, к, а, а, и,
  • карточки с надписями “Молодец” с недостающими элементами.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Сегодня рано утром ко мне в окошко вдруг кто-то постучал. Это была маленькая синичка. Она стала звонко щебетать. Птичка пригласила нас в лес, сказав, что там будут происходить весенние чудеса.

Вы хотите отправиться в путешествие?

Прочтите девиз нашей работы, который записан на доске.

ДЕВИЗ РАБОТЫ: Мы любим друг друга, понимаем и помогаем.

Не зря именно эти слова стали девизом нашего урока. Дорогу осилят только дружные ребята, готовые прийти на помощь друг другу.

2. Постановка цели урока.

С какой новой буквой мы познакомились вчера на уроке? (С буквой “ф”)

Какие звуки обозначает буква “ф”?

Охарактеризуйте эти звуки.

Дети: [ф] – согласный, твёрдый, глухой, парный (пара [в] – [ф]

[ф] – согласный, мягкий, глухой, парный (пара [в] – [ф])

Учитель: Сегодня мы продолжим с вами учиться правильно и красиво читать. Вспомним то, что мы учили о звуках и буквах. Будем учиться составлять предложения и рассказы.

3. Актуализация знаний.

Я хочу пополнить ваши знания о букве “ф”.

В русском языке наряду с “активными” буквами, которые встречаются в книгах очень часто, имеются и “пассивные”, которые употребляются редко. Такова буква “ф”. Случайно ли это? Почему это так? Дело в том, что в русском языке слова с буквой “ф” главным образом заимствованы из других языков, недаром, в кубанском говоре до сих пор буква “ф” заменяется двумя русскими буквами “хв” или просто “х”: вместо Фёдор, например, говорят Хвёдор, фартук – хвартук, туфли – тухли.

Повторив то, что мы учили, отправляемся в путешествие. Но как же мы попадём в лес?

Кажется, я знаю, кто нам может помочь. Вы это тоже узнаете, если прочтёте стихотворение в “Азбуке” (стр. 196).

Фокусник во фрак одет,
Факел превратил в букет.
Фея выскочит оттуда.
Фокус это или чудо?

Какие слова в этом стихотворении называют одушевлённые предметы? (Кто?) фокусник; (кто?) фея.

Какой звук обозначает буква “ф” в каждом слове? (В словах: фокусник, фрак, факел, фокус буква “ф” обозначает звук [ф] в слове фея буква “ф” обозначает звук[ф, ]

Фея и её друг – фокусник готовы нам помочь. Но сначала они хотят убедиться, что вы умеете работать дружно.

Работа над техникой чтения.

а) работа над скороговоркой:

Разминку начинаем,
Скороговорку повторяем.

В огороде Фёкла ахала да охала,
Уродилась свёкла не на грядке – около.

Затем дети говорят начало ранее выученных скороговорок, весь класс хором продолжает (скороговорки учатся на каждом уроке).

б) работа по слоговой таблице:

А О У Ы И Е Я Ё Ю Э
Н н а но ну ны ни не ня нё ню
С са со су сы си се ся сё сю
К ка ко ку кы ки ке кя кё кю
Т та то ту ты ти те тя тё тю
Л ла ло лу лы ли ле ля лё лю
Р ра ро ру ры ри ре ря рё рю
В ва во ву вы ви ве вя вё вю
П па по пу пы пи пе пя пё пю
М ма мо му мы ми ме мя мё мю
З за зо зу зы зи зе зя зё зю
Б ба бо бу бы би бе бя бё бю
Д да до ду ды ди де дя дё дю
Г га гго гу гы ги ге гя гё гю
Ч ча чо чу - чи че - чё -
Ш ш а шо шу - ши ше - шё -
Ж жа жо жу - жи же - жё -
Х х а хо ху - хи хе - - -
Ц ц а цо цу цы ци це - - -
Щ щ а що щу - щи ще - щё -
Ф фа фо фу фы фи фе фя фё фю
Й
Ь

Разминку продолжаем
Слоги весело читаем.

Дети работают в парах по вариантам: один вариант читает, другой проверяет правильность выполняемой работы. Готовность показывают светофорами.

Игра “Я начну, а ты продолжи”

Оборудование: карточка со стрелкой.

Описание: Учитель называет исходный слог (или условия для нахождения исходного слога) и стрелкой указывает направление: вверх, вниз, влево или вправо. Дети в парах читают, начиная с него, слоги по таблице в указанном направлении.

Найти слоги, расположенные в слоговой таблице между слогами и прочитать фрагмент слоговой таблицы по стрелке:

в) составить слова по слоговой таблице: (учитель называет слово, ученики должны составить его по слоговой таблице. Например: ф-ла-г, фе-в- ра –л- ь, ко-н-фе-та)

4. Физическая разминка.

Я думаю, что мы можем отправляться в путь.

Я иду, и ты идёшь –
Раз, два, три.
Я пою, и ты поёшь –
Раз, два, три.
Мы идём, и мы поём –
Раз, два, три.
Очень дружно мы живём.
Раз, два, три.

5. Развитие речи.

Но дорогу нам преградил сугроб. Это зима не хочет нас пускать в лес. Что же нам делать? Но фея подсказала, что нужно сделать.

Проведём игру “Угадай слово”

Учитель “набирает” по таблице слово, последовательно показывая указкой слоги. Дети

внимательно следят зa движениями указки, молча читают слово и по вызову учителя называют его.

(На наборном полотне после ответов детей выставляются карточки со словами).

С каждым из этих слов составим предложение так, чтобы получился рассказ.

После ответов детей на доске появляется плакат, на котором записаны предложения

Пришла тёплая весна. На небе ярко светит солнышко. В лесу звонко поют птицы.

Определить “опасное” место в словах весна, (в) лесу, поют.

Почему в слове птицы после буквы “ц” пишем букву “ы”?

Найти основу в последнем предложении.

Вот так чудо из чудес!
Мы попали с вами в лес!

На магнитной доске появляется картина весеннего леса, но без цветов.

6. Чтение стихотворения.

Сейчас, дети, мы увидим чудо. Это появление первого весеннего цветка.

А какой цветок весну открывает, вы узнаете, прочитав стихотворение.

Подснежник

Прибежал подснежник
В мартовский лесок,
Заглянул подснежник
В чистый ручеёк.
И, себя увидев,
Крикнул: “Вот те на!
Я и не заметил,
Что пришла весна”. (Л. Кудрявская)

Какой же цветок первым прибежал в мартовский лес?

Кто из вас догадался, почему этот цветок так называют?

Не успеет солнышко растопить снег, а из-под снега уже выглядывает голубая головка подснежника.

Рисунок подснежника прикрепляется к весенней картине.

Подберите родственные слова к слову подснежник.

Подснежник, снежный, снежок, снежинка.

7. Инсценировка стихотворения кубанского поэта И. Вараввы.

А сейчас посмотрите инсценировку стихотворения кубанского поэта Ивана Вараввы, которую подготовили ребята.

Ты зачем, подснежник, вышел?
- Пел скворец, а я услышал.
- А зачем, скворец, ты пел?
- К нам в станицу март поспел!
- Что ты, март, принёс с собою?
- Солнце, небо голубое!

8. Упражнение на релаксацию (выполняется под музыку).

Кроме солнца и голубого неба март принёс с собой мягкую зелёную травку.

Напряженье улетело…
И расслаблено всё тело…
И расслаблено всё тело…
Будто мы лежим на травке…
На зелёной мягкой травке…
Греет солнышко сейчас…
Руки тёплые у нас…
Дышится легко…ровно…глубоко…
Губы чуть приоткрываются…
Всё чудесно расслабляется…
Нам понятно, что такое
Состояние покоя!

9. Игра “Слово рассыпалось”.

Растаял снег. Побежали ручейки, и появляется ещё один весенний цветок.

Угадайте его название. (У детей на партах буквы)

КИЛАФА – ФИАЛКА

Составьте схему этого слова (работа с индивидуальными разборными схемами)

Рисунок фиалки прикрепляется на весеннюю картину.

Вам нравятся превращения, которые происходят в лесу весной? А ведь они происходят с вашей помощью.

10. Чтение стихотворения.

На солнечной опушке
Фиалка расцвела.
Фиолетовые ушки
Тихонько подняла.
В траве она хоронится,
Не любит лезть вперёд,
Но всякий ей поклонится
И бережно возьмёт. (Е. Серова)

Где можно увидеть фиалку? Докажите это чтением строк из стихотворения.

Как вы понимаете, выражение “в лесу она хоронится”?

Фью, фью! – птица распевает.
И фиалка расцветает,
И земля глядит на нас
Миллионом синих глаз.

11. Работа с деформированным предложением.

Фиалку можно встретить не только в лесу. Есть ещё комнатные фиалки.

Если вы справитесь со следующим заданием, то вас ждёт сюрприз.

На магнитной доске расположены карточки со словами: красивая, Фаины, на, расцвела, у, фиалка, окне

Это отдельные слова или предложение?

Что такое предложение? (Это одно или несколько слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль).

Составить из данных слов предложение. У Фаины на окне расцвела красивая фиалка.

Назовите две основные орфограммы предложения. (Начало предложения пишется с большой буквы. В конце предложения ставим точку).

Какое ещё слово написано с большой буквы? Почему? (Это слово Фаина. Это имя собственное, имя девочки. Имена людей пишутся с большой буквы).

12. Итог урока

В класс входит фея (учащаяся 4 класса).

Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте, друзья!
В день весенний рада
Вас увидеть я.

Понравилось вам сегодняшнее путешествие?

Какую интересную работу вы выполняли сегодня на уроке?

Мой друг фокусник передал для вас карточку. Допишите буквы и вы угадаете слово.

На карточке дана запись слова с недостающими элементами. Дети проговаривают написание этих элементов и читают слово: Молодцы!

Учитель благодарит детей за урок.