Герман Алексеевич Мазурин: «Старик Хоттабыч был женщиной. Герман Алексеевич Мазурин: «Старик Хоттабыч был женщиной «Через книгу познают мир»

Российский художник-иллюстратор.

Учился в Пензенском художественном училище (1947-1952) у И.С. Горюшкина-а-Сорокопудова, М.В. Бунчина.
С 1952 г. по 1958 г. учился в МГХИ им. В.И. Сурикова у П.И. Суворова, М.Н. Алексича, М.С. Родионова, С.С. Глушкова. Защитил диплом – иллюстрации к книге Л. Лагина «Старик Хоттабыч» под руководством Б.И. Дехтерева.
С 1955 начал работать в издательстве “Детская литература”.
В 1961 г. принят в члены Союза журналистов СССР, а в 1965 - в члены Союза художников СССР. С 1958 – участник художественных выставок

В 1974 г. приглашен работать в МГАХИ им. В.И. Сурикова, с 1998 - профессор книжной мастерской МГАХИ. В 2001-2003 гг.– профессор Восточного международного художественного института г. Чженчжоу, Китай.
Персональные выставки: Москва, Будапешт, Пенза, Вена, Амстердам, Чжэнчжоу (Китай).

Г.А. Мазурин иллюстрировал литературу детскую и взрослую, западную и отечественную: Аркадий Петрович Гайдар («Тимур и его команда»), Марк Твен («Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна»), Отфрид Пройслер ("Маленькая Баба-Яга"), Иван Александрович Гончаров («Обломов»), Сергей Владимирович Михалков («Дядя Степа»), Антон Павлович Чехов («Каштанка»)… За полвека творческой работы Герман Алексеевич оформил около 200 изданий. Владеет даже стилем гохуа на рисовой бумаге, который освоил во время продолжительной командировки в Китай.

Герман Алексеевич сразу для себя уяснил: для детей нельзя делать какие-либо непонятные формы. Он вспоминал, как сильно плакала его внучка, когда увидела индюка, нарисованного с одной ногой - просто в профиль нарисованного, вторая нога была не видна. Нужно очень точно рисовать, хорошо знать то, что рисуешь, считает художник.

– Зачем что-то придумывать, когда оно уже есть, – говорит Герман Алексеевич. – Деревня – моя вторая родина, родился я в Пензе. Тридцать лет приезжаю на вышневолоцкую землю, каждое лето провожу в деревне, где отдыхаю и рисую. Когда мне дают книгу, к которой предстоит сделать иллюстрации, я читаю и вижу ее сквозь Шитовичи. Мы можем не помнить имен героев, каких-то эпизодов, но картинки в книге редко исчезают из памяти. – Я чувствую себя хорошим портным, – улыбается Мазурин, – мастером, который сшил костюм, и когда человек, одетый в него, входит в зал, костюма никто не видит, все видят красивого человека. Мои иллюстрации не должны быть видны в первую очередь, они должны слиться с произведением в единый художественный образ. А я проживаю жизнь, описанную автором этой книги...

В приведенный ниже библиографический указатель вошло более 190 книг, которые проиллюстрировал Г.А. Мазурин.

Герман Алексеевич Мазурин - художник-иллюстратор, преподаватель. Заслуженный художник России.

Родился в Пензе. Страсть к рисованию проявилась в детстве. Отец пристрастил его к чтению, но отсутствие рисунков в книгах привело его к тому, что мальчик сам стал, с упоением делать зарисовки героев и событий книги. Сделав зарисовку на тетрадном листке, он аккуратно вклеивал его в книгу, так одной из таких книг стал «Тихий Дон» М. Шолохова. С тех, детских пор, рисование стало его основным занятием.

В 1952 г. окончил Пензенское художественное училище и поступил в МГАХИ им. В. Сурикова, где проучился до 1958 г. Учился в мастерской Б. Дехтерева .

Самым первым и уже легендарным, литературным героем, положившим начало творческого пути Германа Мазурина, стал «Дядя Степа – милиционер» С. Михалкова.

Его художник нарисовал, учась на третьем курсе. Его учителя показали рисунки С. Михалкову, они ему понравились, и уже через несколько месяцев в издательстве «Детская литература» книга с его иллюстрациями. Так с 1955 года началось длительное сотрудничество художника с этим издательством.

Второй, знаковой книгой, стала его дипломная работа, созданная под руководством Б. Дехтерева, книга Л. Лагина «Старик Хоттабыч», книжка выдержала 34 переиздания.

С 1961 года – член Союза журналистов, а с 1965 года – Член Союза художников.

Участвует в художественных выставках с 1958 года.

В 1974 году был пригашен на преподавательскую деятельность в МГАХИ им. В. Сурикова.

В 1989 году присвоено звание – Заслуженный художник РСФСР, а в 1998 году стал профессором МГАХИ им. В. Сурикова.

В 2001- 2003 годах профессор в Восточном международном художественном институте города Чженчжой, Китай. Где не только преподавал, но и выучился работать в стиле гохуа на рисовой бумаге.

Последние 30 лет лето проводит в небольшой деревушке Шитовичи, под Вышним Волочком. Тут вдали от городского шума он черпает вдохновение. Простые деревенские мальчишки и девчонки, сами того не подозревая, становятся прообразами знаменитых героев, навсегда поселившиеся на страницах книг.

Герман Алексеевич проиллюстрировал около 300 книг, на основе его рисунков создано около 14 диафильмов.

С начала 2013 года на базе Пушкинской библиотеки-музея при поддержке управления культуры администрации города Белгорода осуществляется муниципальный проект «Создание творческой лаборатории «Художники «пишут» книги». Суть этого проекта в том, что в течение года в залах библиотеки-музея проходили выставки московских художников-иллюстраторов – преподавателей и выпускников «Мастерской книги» Московского государственного академического художественного института им. В.И. Сурикова, а также практик-семинары по книжному иллюстрированию, которые проводили сами иллюстраторы – заслуженный художник России Герман Мазурин и его ученицы

Мазурин Герман Алексеевич — советский российский график, иллюстратор. Заслуженный художник РСФСР (с 1988 г.). Родился 10 августа 1932 года в г.Пензе. Детство художника пришлось на военное время. Отец его был крестьянином и естественно не имел высшего образования, но несмотря на это любил читать и собрал целую библиотеку. Первой книгой, которую прочитал восьмилетний Герман, стал «Тихий Дон» из библиотеки его отца. В то сложное время детских книг почти не было, а во взрослых не было картинок. Поэтому будущий художник сам рисовал события и героев на тетрадных листках и вклеивал их в книги. Среди любимых книг Германа Мазурина были приключенческие романы — «Пятнадцатилетний капитан», «Три мушкетера», «Тайна двух капитанов».

С 1947 по 1952 годы учился в Пензенском художественном училище у педагогов И.С.Горюшкина-Сорокопудова, М.В.Бунчина. По окончании поступил в МГХИ им.В.И.Сурикова, где обучался у П.И.Суворова, М.Н.Алексича, М.С. Родионова, С.С. Глушкова. Своим главным учителем Мазурин называет Бориса Александровича Дехтярева, под руководством которого он писал диплом, а затем 30 лет работал под его началом в издательстве «Детская литература».
Самым первым героем, положившим начало творческому пути художника, стал знаменитый дядя Степа-милиционер. Этот персонаж Мазурин нарисовал на 3 курсе. Он просто выбрал понравившееся произведение и проиллюстрировал его. Работы так заинтересовали его преподавателя что он позвонил С.В.Михалкову и вскоре в издательстве «Детская литература» вышла в свет книга с рисунками Германа Мазурина. Еще одной ступенькой в творческой карьере Германа Алексеевича стала его дипломная работа — иллюстрации к сказке-повести Лазаря Лагина «Старик Хоттабыч». Эти иллюстрации получили всеобщее признание и стали настойщей классикой жанра. С тех пор книга с иллюстрациями Мазурина выдержала 34 переиздания.
С 1961 года — Мазурин член Союза журналистов, а с 1965 года – Член Союза художников. Участник художественных выставок с 1958 года. В 1974 году был пригашен на преподавательскую деятельность в МГАХИ им. В. Сурикова, а в 1998 году стал профессором МГАХИ им. В. Сурикова. В 2001- 2003 годах профессор в Восточном международном художественном институте города Чженчжой, Китай, где не только преподавал, но и научился работать в стиле гохуа на рисовой бумаге.
Персональные выставки художника проходили в Москве, Будапеште, Пензе, Вене, Амстердаме, Чжэнчжоу (Китай).
Герман Алексеевич проиллюстрировал около 300 книг, его рисунки стали основой 14 диафильмов. Мазурин оформлял и книги для взрослых, но намного интереснее и приятнее ему было создавать книги для детей.
Персонажей для своих работ художник берет из реальной жизни. Например, в книжках писателя Астафьева все ребята из Шитовичей, а в «Голубой чашке» Гайдара главная героиня Света срисована со Светки Становиковой, сейчас Светлана уже взрослая, работает в Москве. Множество раз рисовал художник и свою дочку Аню, она недавно стала бабушкой: внуку Диме 5 месяцев, но он уже герой книги «Дафнис и Хлоя», над которой работает сейчас его прадедушка. То же самое было и с героем «Старика Хоттабыча» Волькой и с Томом Сойером, которого Мазурин нашел в сыне своего товарища.
Работы художника Германа Мазурина ценятся не только у нас в стране, но и за рубежом. Например, в США, в музее Марка Твена, находятся иллюстрации из книги «Том Сойер и Гекльберри Финн». Многие рисунки выставлены в Австрии, Германии, Франции и Китае.

Наш сегодня проводит большую искусствоведческую работу по поиску, выявлению и сохранению таких произведений, которые, на сегодняшний день, ещё не представлены широкой публике, но, тем, не менее, представляют собой большую редкость. сегодня не составит труда – можно увидеть, чуть ли, не на каждой улице, но наш имеет все основания считаться одним из лучших в столице. Мы гордимся представленными, только у нас, работами наших дорогих соотечественников.
Этот раздел на нашем сайте содержит сведения о русских и советских художниках, работавших в разное время и в самых разнообразных жанрах. Страничка каждого художника содержит краткую биографию, сведения о достижениях, заслугах и наградах, выделяет основные направления его творчества, и, конечно же, представляет галерею работ. Здесь можно выбрать и , найдя её по имени автора из алфавитного списка для удобства поиска, а также отсортировать по стоимости, жанру, или размерам.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ

"Самое же главное, что необходимо художнику-иллюстратору - это воображение. Мы же редко рисуем с натуры. Где я возьму натуру, чтобы проиллюстрировать приключения Тома Сойера? Здесь поможет только воображение. А воображение основывается на опыте, наблюдениях и желании работать. Все, что я когда-либо видел, читал, чувствовал, слышал и пробовал - все идет в копилку моего воображения. Так из разрозненных кусочков я собираю представление, например, об Америке пятидесятых годов, и создаю своего Тома Соейра." Герман Мазурин

Художник-иллюстратор, преподаватель. Заслуженный художник России.
Страсть к рисованию проявилась в детстве. Отец пристрастил его к чтению, но отсутствие рисунков в книгах привело его к тому, что мальчик сам стал, с упоением делать зарисовки героев и событий книги. Сделав зарисовку на тетрадном листке, он аккуратно вклеивал его в книгу, так одной из таких книг стал "Тихий Дон" М. Шолохова. С тех, детских пор, рисование стало его основным занятием.
Самым первым и уже легендарным, литературным героем, положившим начало творческого пути Германа Мазурина, стал "Дядя Степа - милиционер" С. Михалкова.
Его художник нарисовал, учась на третьем курсе. Его учителя показали рисунки С. Михалкову, они ему понравились, и уже через несколько месяцев в издательстве "Детская литература" книга с его иллюстрациями. Так с 1955 года началось длительное сотрудничество художника с этим издательством.
Второй, знаковой книгой, стала его дипломная работа, созданная под руководством Б. Дехтерева, книга Л. Лагина "Старик Хоттабыч", книжка выдержала 34 переиздания.
В 1989 году присвоено звание - Заслуженный художник РСФСР, а в 1998 году стал профессором МГАХИ им. В.Сурикова.

Книги с иллюстрациями художника

Родился в Пензе в 1932 г. Заслуженый художник РСФСР (1988).

Учился в Пензенском художественном училище (1947-52) у И. С. Горюшкина-Сорокопудова, М.В. Бунчина.
С 1952 г. по 1958 г. учился в МГХИ у П.И.Суворова, М.Н.Алексича, М.С. Родионова, С.С. Глушкова. Защитил диплом - иллюстрации к книге Л. Лагина «Старик Хоттабыч» под руководством Б. И. Дехтерева.
С 1955 начал работать в издательстве “Детская литература”
Оформил и проиллюстрировал около 200 книг.
С 1958 - участник художественных выставок
С 1961 - член Союза журналистов СССР
С 1965 - член Союза художников СССР
С 1974 - преподаватель в МГХИ им. В.И. Сурикова

2001-2003 гг. - Профессор Восточного международного художественного института г. Чженчжоу, Китай.
Ныне - профессор книжной мастерской МГХИ

Персональные выставки: Москва, Будапешт, Пенза, Вена, Амстердам, Чжэнчжоу (Китай).
Работы также находятся в музеях Ульяновска, Сыктывкара, Саранска, Пензенской картинной галерее, Чувашском Государственном художественном музее

Художник нашего детства

Герои Германа Мазурина — жители тверской глубинки.

«Дядя Стёпа — милиционер», «Каштанка», «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», «Старик Хоттабыч», «Вовка — добрая душа» и многие другие. Едва ли найдётся тот, кто не читал этих добрых детских книг. Но мало кто знает, что все нарисованные персонажи этих историй вышли из-под карандаша уникального художника Германа Мазурина.

Вот уже 30 лет как Герман Алексеевич живёт каждое лето в небольшой деревушке Шитовичи, что под Вышним Волочком. Тут, вдали от шума городского, он черпает своё вдохновение. Простые деревенские мальчишки и девчонки, сами того не подозревая, становятся прообразами знаменитых героев, навсегда поселившихся в книжках.

Его рисунки родом из нашего детства. Смеяться, дружить, спешить на выручку и никогда не сдаваться — герои Мазурина учат жить и чувствовать по-настоящему не одно поколение ребят. Вчерашние мальчишки и девчонки — сейчас уже бабушки и дедушки, читают книги, иллюстрированные художником, своим внукам.

Ребята белят забор. Иллюстрация к роману Марка Твена «Приключения Тома Сойера». 1976
Бумага, офорт, подкраска акварелью, 33,5х25,2; 21,6х15,6

Удивительно, но сколько бы ни минуло лет, двухметровый милиционер дядя Стёпа, храбрый Тимур со своей командой, добродушный Хоттабыч и другие персонажи по-прежнему остаются вне эпохи и будоражат детское воображение. Более того, все эти герои — не вымышленные, а настоящие люди, находящиеся рядом с художником: его родные, друзья, товарищи и соседи. К примеру, тимуровцы — ребята, живущие в Шитовичах. Леса, где охотились Белый Бим и Иван Иваныч, расположены в деревнях Волмень и Селиваниха под Волочком. А двор местной бабы Мани Становиковой — прообраз двора из повести Солженицына «Матрёнин двор»

— Если темой для рисунка становится сельская местность, то я всегда рисую Вышневолоцкий район. Я очень люблю свою деревню, и, хотя родом из Пензы, но к Шитовичам душой прикипел. Больше 30 лет назад купил тут дом, и за эти годы успел породниться с Вышневолоцким краем, — признаётся художник. — Здесь легко работается: меня вдохновляет местный деревенский колорит, люди, живущие по соседству. Тут я провожу всё лето, а зимой уезжаю в Москву, где работаю в должности профессора в МГАХИ имени В. И Сурикова.

«Волька — это я»

Страсть к рисованию у Германа Мазурина проявилась в детстве. Отец из большой крестьянской семьи и не смог получить хорошего образования, но очень любил книги и сумел привить маленькому Гере любовь к чтению. Но тогда детских книжек не было, а во взрослых отсутствовали картинки, поэтому мальчик с упоением рисовал героев и события на тетрадном листке, а потом аккуратно вклеивал их в книгу. Одной из таких книг, которую «оживил» художник, был «Тихий Дон» Михаила Шолохова. С тех пор рисование стало его основным занятием и любовью.

— Я рисовал везде и всегда, а когда настало время выбирать будущую профессию, решил связать её с рисованием. Сначала поступил в Пензенское художественное училище, а потом уехал в Москву, поступил в институт имени Сурикова на графический факультет. Учился я в мастерской книги у знаменитого профессора Бориса Дехтерёва.

Самым первым и теперь уже легендарным героем, положившим начало творческого пути Германа Мазурина, стал ни кто иной, как милиционер дядя Стёпа. Его художник нарисовал, учась на третьем курсе.


С.Михалков «Дядя Степа милиционер» 1956

— Я просто выбрал эту книжку и решил создать к ней персонаж, каким он мне виделся. А преподаватель взял да позвонил Сергею Михалкову: «Тут у меня один студент сделал дядю, не хочешь посмотреть?». Михалков согласился, и вот я уже у известного поэта дома. Сергей Владимирович с улыбкой рассматривал мои рисунки, похвалил и одобрил к печати. А через несколько месяцев в издательстве «Детская литература» вышла в свет книга с моими иллюстрациями. Сколько же тогда было радости!

Ещё одним радостным событием художника стал знаменитый «Старик Хоттабыч» Лазаря Лагина. Эта книга была дипломной работой молодого художника, иллюстрации в ней получили всеобщее признание и вошли в историю как образец классики жанра. Книжка выдержала с тех пор 34 издания.


Хоттабыч и медведь Кузя на леднике.
Вариант иллюстрации к книге Лагина «Старик Хоттабыч» - дипломной работы в МГХИ. 1958 Бумага, акварель, черный карандаш, 41,5х31,8

После окончания вуза Герман Мазурин проиллюстрировал очень около трёхсот книг. Кроме детских, оформлял и произведения для взрослых — серьёзные, драматические. Но, признаётся, что детская литература ему гораздо ближе.

— Я, конечно, иллюстрировал и Достоевского, и Горького, но мне намного интереснее и приятнее создавать книги для детей, где герои — обыкновенные мальчишки и девчонки. А тот же Волька Костыльков из «Старика Хоттабыча», можно сказать, мой автопортрет. Весёлый и бесшабашный мальчишка, честный, жизнерадостный, находящий выход из любого положения, — таким я был и до сих пор остаюсь. Не могу представить себя героем «Гранатового браслета», а вот Том Сойер и Гекльберри Финн мне близки.

Всё хорошее — рядом

Работы художника Германа Мазурина ценятся не только у нас в стране, но и за рубежом. Например, в США, в музее Марка Твена, находятся иллюстрации из книги «Том Сойер и Гекльберри Финн». Многие рисунки выставлены в Австрии, Германии, Франции и Китае. И это неудивительно, ведь так правдиво рассказать историю посредством красок удаётся единицам, и Мазурин в их числе. Он не просто рисует, он проживает вместе со своими героями одну и ту же жизнь. Вернее, он живёт рядом с ними — мальчишками и девчонками, бегающими босыми по траве, гоняющими в Шитовичах кур и гусей, купающимися в речке. Именно эти искренние, неподдельные моменты вдохновляют иллюстратора, когда он берёт в руки карандаш.



Не клюет. 1972
Бумага, офорт, подкраска акварелью, 31,7х39,7; 24,9х33,5

— Зачем что-то придумывать, если я могу нарисовать соседских Димку или Андрея? Эти ребята — самые настоящие маленькие герои. Если хочешь найти что-то хорошее, не обязательно идти за ним слишком далеко, всё самое лучшее — рядышком. Успевай только замечать и запоминать. Именно поэтому я не расстаюсь с карандашом и блокнотом, чтобы успеть запечатлеть лучшие моменты из жизни, лучших людей, их лица, черты характера, манеру двигаться и говорить. А если понравилась местность, то рисую и её. Например, почти во всех книгах, где есть сельская природа, можно узнать черты Верхневолжской деревни.

Сначала Герман Мазурин находит образы в жизни, рисует их, а потом наброски переходят со страниц его блокнота в книги. Например, в книжках писателя Астафьева все ребята из Шитовичей, а в «Голубой чашке» Гайдара главная героиня Света срисована со Светки Становиковой, сейчас Светлана уже взрослая, работает в Москве. Множество раз рисовал художник и свою дочку Аню, она недавно стала бабушкой: внуку Диме 5 месяцев, но он уже герой книги «Дафнис и Хлоя», над которой работает сейчас его прадедушка.

«Через книгу познают мир»

Герман Мазурин предпочитает иллюстрировать книги русских и советских авторов.

— Западная детская литература воспитывает личное сознание, а наша — общественное. К примеру, недавний случай, который потряс всю страну: самоубийство девочек. Ведь они как раз и были воспитаны на личном сознании — я, мне, моё. Они совершили страшный поступок, не думая ни о ком, кроме себя. А советские писатели всегда учили думать о других: о родителях, друзьях, товарищах. И прежде чем сделать что-либо, дети всегда задумывались: а как к этому отнесутся мои близкие? К детским книжкам надо подходить очень трепетно, нельзя выпускать абы что, как сейчас это делают, так как халтура в таком деле имеет свои последствия.


Обложка книги

Ещё одна проблема, навеянная модой, — книги, на иллюстрациях которых животные, люди и насекомые нарисованы так, что сложно догадаться, кто перед тобой. Нереалистичные картинки сплошь и рядом, и это тоже большой минус для подрастающего поколения.



А.П.Чехов «Каштанка»

— Книжка с картинкой формируют ребёнка, через книгу малыш познаёт мир, читать он ещё не умеет, и именно картинка даёт ему представление об окружающем. Поэтому, чем лучше нарисован рисунок, чем реалистичнее и точнее он, тем яснее дети будут воспринимать действительность. Я перед тем как изобразить медведя, изучаю, как он выглядит, какие у него повадки и пропорции, и только тогда переношу его на бумагу. И без такой вот работы не мыслю я своей жизни.

Рисовать жизнь такой, какая она есть, редкий талант, которым природа наградила Германа Мазурина. В его персонажах каждый сможет узнать самого себя, своего друга или соседа. Живые, весёлые, полные оптимизма герои Мазурина продолжают улыбаться нам со страниц любимых произведений, а вместе с ними улыбаемся и мы, дети, выросшие на настоящих книжках.

Сюзанна Гаджиева

Сайт, посвященный Герману Мазурину на народ.ру - http://masurin.narod.ru/

Рассказ Германа Мазурина о собственном опыте преподования живописи в КНР, опубликованный в журнале «Юный художник» - http://www.masurin.narod.ru/china/index.htm

Диафильмы, нарисованные художником Германом Мазуриным:

Брат Хоттабыча Омар Юсуф - 1963
История с пончиками - 1972
Мальчик с великой Миссисипи - 1984
Приключения Гекльберри Финна - 1967
Приключения Робинзона Кукурузо - 1969
Робот ЭЛ-76 попадает не туда - 1967
Симка - 1961
Скрипач -1963
Старик Хоттабыч - 1962, 1970
Тимур и его команда. Часть 1 - 1966
Тимур и его команда. Часть 2 - 1966
Том Сойер. Часть 1 - 1964
Том Сойер. Часть 2 - 1964
Чужому не пройти - 1958
Материал взят