Главные герои произведения куст сирени. Главные герои рассказа Куприна “Куст сирени”

Куст сирени - рассказ Александра Куприна, опубликованный 17 октября 1894 года, в журнале «Жизнь и искусство» в № 305.

Сюжет

Николай Евграфович Алмазов, молодой небогатый офицер, посещал занятия в Академии генерального штаба. Все предыдущие экзамены он сдал довольно успешно и подошёл к самому трудному заданию - «инструментальной съёмке местности». Однажды он вернулся домой с лекции и рассказал своей жене - Вере, что план местности, начерченный им, был забракован профессором. Оказалось, что Алмазов во время чертежа плана нечаянно поставил зелёное пятно на нём, чтобы исправить свою оплошность на месте пятна он изобразил зелёные кусты. Когда он представил свою работу в академии, профессор усомнился в правильности фактов, так как он знал, что на данном месте кустов никогда не было. Между молодым офицером и профессором завязался спор, в ходе которого профессор обещал на следующий день проверить факты, что грозило Алмазову отчислением. А он и так поступил в Академию Генерального штаба только с третьего раза, и то благодаря постоянной моральной поддержки Верочки. Рассказав всё жене Николай Евграфович сник окончательно. Вдруг Вера вскочила и стала одеваться. На вопросы мужа она ответила: «Если там нет этих дурацких кустов, то их надо посадить сейчас же… Да, посадить. Если уж сказал неправду, - надо поправлять». Собрав свои драгоценности Вера вместе с Николаем отправилась в ломбард, где заложила свои серьги, старинное кольцо с солитером и браслет, на вырученные двадцать три рубля она наняла садовников, которые на указанном месте посадили кусты сирени. На другой день Вера никак не могла усидеть дома и вышла на улицу встретить мужа. Ещё издали, по одной только живой и немного подпрыгивающей походке, узнала, что история с кустами кончилась благополучно… Долго ещё поручик Алмазов рассказывал своей жене, как извинялся профессор, какое было выражение его лица, каким тоном он говорил про свою старость, что при этом чувствовал Коля…

Художественная идея рассказа «Куст сирени»

Художественная идея рассказа «Куст сирени» - любовь и счастье. Что такое счастье? Каждый человек понимает это по-своему. Для одних - это материальные блага, для других - собственные достижения в науке или творчестве. Для третьих - любовь, благополучие в семье и наличие близкого человека. Кто-то считает, что счастье есть свобода, кто-то - что оно есть понимание… У героини рассказа А. И. Куприна «Куст сирени» Веры Алмазовой есть свое счастье.

Название рассказа

Рассказ имеет такое название, так как именно куст сирени приносит героям счастье. Николай Алмазов учится в Академии генерального штаба. Это очень тяжело, там сложные экзамены, и из-за случайной ошибки молодой офицер попал в трудную ситуацию. Он с его женой Верой ищут выход, и Верочка находит его. Куст сирени, посаженный за городом, помог Алмазову. Именно куст сирени приносит семье Алмазовых счастье и успокоение.

Герои рассказа

Николай - упорный, целеустремлённый, но из-за предыдущих неудач стал нервозным и неуверенным в своих силах.

Верочка - добрая, отзывчивая, самоотверженная, очень любит своего мужа. В любой ситуации сможет найти выход.

Отношение автора к героям

Автор открыто выражает свои чувства. С большей симпатией Куприн относится к Верочке. Героя автор называет Николай Евграфович, Алмазов (и только Вера называет его Колей). А героиню - Вера, Верочка. Но писателю дороги оба героя. Он пишет о них тепло, заинтересованно. Автор любуется ими.

Для творчества А.И. Куприна характерно особое внимание к концепту любви. Что такое истинная любовь? Какая она бывает? Этот же рассказ посвящен одному из видов любви – между мужем и женой. Поэтому он будто дает читателю возможность задуматься о том, какие семейные отношения можно назвать глубокими, искренними, и на чем они строятся.

«Куст сирени» – рассказ А.И. Куприна, написанный в 1894 году и опубликованный в октябре того же года в журнале «Жизнь и Искусство». Он относится к ранней прозе автора. Для пробы пера этого писателя характерно большое тематическое разнообразие и человечное, чуткое отношение к героям.

Произведение сразу же пришлось по душе рецензентам и простым читателям. Оно, можно сказать, сделало автору имя в литературном мире. Не удивительно, ведь писатель начинал свой творческий путь с описания человеческих добродетелей. Лишь потом он начал активную журналистскую деятельность, которая привела его на социальное дно. Сюжеты того периода уже не радовали публику, а смущали ее.

Смысл названия

Почему Куприн назвал свой рассказ именно так? Образ сирени не единожды встречается в русской литературе и, в частности, в прозе. Так, в «Вешних водах» И.С. Тургенева сирень символизирует зародившуюся любовь и вместе с тем разлуку, так же, как и в романе И.А. Гончарова «Обломов» с веткой сирени ассоциативно связывается начало отношений Обломова и Ольги, и этот же образ соотносится с расставанием.

В рассказе А.И. Куприна образ сирени также связан с любовной темой: он символизирует истинную супружескую привязанность и любовь, искреннее участие и взаимопомощь, что и является главной проблемой, смысловым центром произведения. Кроме того, этот куст означает начало весны, а в контексте произведения указывает на то, что супруги не охладели друг к другу, напротив – в их отношениях открылась чудесная пора, где взаимное тепло оживляет все вокруг.

Жанр и направление

Рассказ А.И. Куприна «Куст сирени» относится к методу и направлению реализма. Куприн — один из самых известных представителей этого направления в русской литературе. Его произведения отличаются очень яркими и детальными описаниями быта (ежедневных бесед, событий), наполненными ощущением как бы живого участия в них автора-повествователя.

В рассказе, как правило, изображаются одно или несколько событий жизни героя или героев, выделяется одна сюжетная линия – эти черты и свойственны произведению «Куст сирени», а следовательно, мы можем определить его как рассказ (сюжет построен вокруг того, как Вера и Николай Евграфович решают проблему успешной сдачи экзамена).

Композиция

Композиционно произведение можно разделить на три части:

  1. Возвращение Николая Евргафовича с работы и сообщение супруге о неудаче;
  2. Энергичная помощь Верочки мужу – всяческие старания исправить ситуацию;
  3. Счастливый конец — Вера снова встречает Алмазова, и он сообщает ей уже радостную новость об успехе.

Такая композиция называется зеркальной: и в начале, и в конце рассказа муж Веры возвращается с известием с работы.

О чем?

Рассказ «Куст сирени» о любви супружеской. Эта тема раскрывается во взаимоотношениях Веры и Николая Евграфовича. Так, Верочка принимает горячее участие во всем, что случается в жизни её мужа. Она постоянно поддерживает его, отказывает себе во всем, даже необходимом, ради его успеха. Так, женщина закладывает свои украшения, чтобы достать деньги для садовника, который мог бы посадить кусты, чтобы супруг сдал экзамен. Дело в том, что он нечаянно посадил кляксу на чертеж, а вместо нее, чтобы не переделывать, нарисовал куст. Профессор рассердился и не зачел работу, так как знал местность наизусть. Но героиня посадила в том месте сирень, и смущенный преподаватель, увидев его, изменил оценку. В конце рассказа счастливые супруги смеются и делятся друг с другом своей радостью, взаимной любовью. В этом кратком эпизоде, раскрывающем суть рассказа «Куст сирени», писатель показал рецепт избавления от жизненных проблем. В одиночестве человеку приходится нелегко, он теряет веру в себя, а вот в супружестве он обретает не только эмоциональную привязанность, но и верного союзника в лице возлюбленного или возлюбленной. Главное – это научиться ставить общие интересы выше личных.

Другая сторона рассказа – тема жизненных ценностей. Для Верочки и её мужа это любовь, благополучие, взаимопонимание. Профессор же Николая Евграфовича, например, показан как человек, посвятивший себя, всю свою жизнь любимому делу.

Главные герои и их характеристика

  1. Николай Евграфович Алмазов — молодой небогатый офицер, который только с третьего раза поступил в Академию генерального штаба. Все экзамены давались ему очень тяжело, стоили больших трудов. Он описан как сильный человек, но неудача на последнем экзамене очень сильно ударила по его самообладанию, и он был расстроен так, что хотел чуть ли не заплакать от обиды. В трудную минуту он слушает свою жену, не сопротивляется её желанию помочь, исполняет её короткие поручения.
  2. Во всем его поддерживала жена Верочка , способная на глубокое сочувствие, умеющая взять на себя роль главы семьи в трудную минуту, разрешить тяжёлую ситуацию, стать миротворцем.
    Так, она обращалась к мужу очень осторожно и ласково, её быстрые решительные действия были вызваны искренней обеспокоенностью душевным состоянием супруга, его возможной будущей неудачей.

Темы

Главные темы рассказа, тесно связанные друг с другом, — любовь и счастье . Что такое настоящая любовь? В ней ли заключается счастье? Истинное чувство основано на взаимном доверии, на способности к самопожертвованию ради любимого человека, на умении понять боль и радость близкого, и в обладании им может заключаться настоящее счастье, духовное и возвышающее личность. Именно поэтому мы можем назвать Веру счастливой: она способна на такую глубокую любовь, и ею так же дорожит её супруг, как и она им.

В рассказе даются краткие описания деталей быта, обстановки, в которой происходит само действие, и зарисовки природы передают особое ощущение в тот или иной момент, как, например, тишину и красоту позднего вечера:

Когда Алмазовы приехали к садовнику, белая петербургская ночь уже разлилась по небу и в воздухе синим молоком.

Это состояние вечернего умиротворение продолжается еще и тем, что в это время люди уже возвращаются домой, к своей семье

Садовник, чех, маленький старичок в золотых очках, только что садился со своей семьею за ужин.

Проблемы

В произведении поднимается, прежде всего, проблема любви и связанная с ней проблема счастья. В частности, это и трудность истинной, жертвенной любви, и способности к искреннему участию, сочувствию. Это и недостаток силы духа у главного героя, и тяжелая задача на плечах Веры — взять на себя роль главного и разрешить трудную ситуацию, когда близкий человек в растерянности.

Так или иначе, проблематика произведения связана с нравственными категориями любовных отношений между людьми. Какими свойствами обладает истинная любовь, и как она проявляется? Способна ли она сделать человека по-настоящему счастливым и духовно свободным в своем счастье? Нравственные проблемы также коснулись мужа Веры, когда он осознал свой обман и понял, что поступил не очень хорошо по отношению к профессору.

Смысл

Основная идея произведения заключается в том, что глубокая привязанность, взаимная любовь, доверие и уважение супругов строятся на умении жертвовать собой ради близкого человека, поддерживать, сочувствовать – быть рядом. Жизнь в согласии может зародиться, только если оба человека относятся друг к другу очень внимательно и с любовью. Именно такой брак может сделать жену и мужа счастливыми, возвысить их над рутиной и бытом.

Интересно, что главная мысль Куприна заостряется на роли женщины в браке. Именно от нее во многом зависит погода в доме. Если бы она не проявила должного понимания и только обрушилась на мужа за недостаток внимательности, то Николай сломался бы окончательно, а семья превратилась бы во взаимную пытку. Но поддержка, сочувствие и любовь Веры, которая жертвует своими интересами ради блага супруга, спасли положение и выручили героя, который вновь готов покорять гранитные кручи науки.

Вывод

Итак, рассказ А.И. Куприна «Куст сирени», представляя некий идеал супружеских отношений, причем совершенно реалистичный, вдохновляет читателя естественной красотой человеческих чувств: взаимоуважения, доверия, жертвенности, участия. Таким образом, этот идеал наше сознание может впитать, соответственно, возвыситься и приблизиться к нему, понять его сущность и бессознательно потянуться к его красоте.

Необходимо учиться любить. Многие думают, что это чувство сваливается с неба или же целиком зависит от таинственной совместимости сердец, но писатель обращает наше внимание, что ему нужно именно учиться, совместно преодолевая трудности. Истинная любовь – не дар, а достижение, к которому приходят нравственные и добродетельные люди, которые готовы трудиться над собой для достижения гармонии в семье. Вот, чему учит Куприн в своем рассказе.

Критика

Рассказ А.И. Куприна «Куст сирени» я восприняла как что-то очень цельное, органичное, естественное. Взаимоотношения Веры и Николая Евграфовича, бытовые, казалось бы, повседневные, описываются так пристально и верно, что легко очароваться взаимной дружбой и любовью супругов. Впечатление от рассказа – появившийся где-то в памяти некий пример супружеских отношений, естественный, совершенно близкий к реальной жизни и вместе с тем очень благородный и красивый.

Современники писателя восприняли рассказ восторженно. Так, И. В. Терентьев написал, что «произведение А. Куприна обладает целительной силой чистейшего нравственного источника». В своей статье он особенно хвалил образ Верочки, как наиболее удачное открытие автора.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Свой небольшой, но такой проникновенный рассказ «Куст сирени» А. И. Куприн написал в 1894 году в рамках реалистического направления, господствовавшего в то время в литературе. Напечатан он был в октябре того же года в журнале «Жизнь и искусство». Публика встретила произведение с умилением, критики писали только положительные отзывы. Анализ рассказа предполагает описание сюжетной линии и его идейного содержания.

Сюжетная линия

Рассказ по объёму очень небольшой, так что в нём присутствует только одна сюжетная линия.

Два главных действующих лица - молодой офицер, студент-выпускник Академии генерального штаба, Николай Евграфович Алмазов и его жена, Верочка. После очередной сдачи практической работы по инструментальной съёмке местности в Академии Алмазов приходит домой расстроенный и не в духе. Оказывается, накануне он сидел над этой работой допоздна, сделал на чертеже местности кляксу и, чтобы скрыть её, нарисовал на месте пятна куст. Престарелый профессор, принимая работу, начал утверждать, что никакого куста на этой местности не произрастает. Алмазов начал спорить, и было решено наутро вместе ехать смотреть то место и несуществующий куст. Всё это молодой офицер в расстроенных чувствах, готовый расплакаться, излагает жене.

Алмазов у Куприна - несколько нервная личность, не отличающаяся интеллектуальными способностями. В Академию он поступил с трудом только на третий год и все курсы продержался только благодаря Верочке, которая помогала ему во всём.

Верочка, услышав такой рассказ, собирает все свои драгоценности (семья не богата деньгами), тотчас же закладывает их в ломбард и едет с мужем к садовнику. Именно ей принадлежит идея посадить на том месте, где у Алмазова получилась клякса на чертеже, настоящий куст. Она воплощает задуманное: за ночь рабочие вкопали на том месте куст сирени. Приехавший наутро профессор с недоумением смотрел на внезапно появившийся куст и в конце концов зачёл работу Алмазову, решив, что он сам уже стареет и ему пора на покой.

Счастливый Алмазов возвращается домой и с радостью и восторгом рассказывает жене о защите своей практической работы.

О чём этот рассказ? Тема однозначна - любовь в духе Куприна: жертвенная, отдающая всю себя без остатка любимому человеку. Верочка не знает других забот, как помогать мужу в службе, в учёбе - скорее всего, во всём по жизни. Она искренне радуется его успехам и безгранично счастлива видеть его счастливым.

С другой стороны, Куприн тонко и ненавязчиво, как истинный мастер слова, поднимает проблему неравного брака: неравного в плане духовного и умственного богатства. Слабый, нервный, недалёкий Алмазов смотрится жалко на фоне собственной жены.

Композиция рассказа двухчастная: провал работы и её защита. Между частями проведена чёткая грань, нейтральная по эмоциональному настрою, - ночь, когда был посажен куст сирени.

Рассказ «Куст сирени» А. И. Куприна читается на одном дыхании.

После анализа «Куста сирени» ознакомьтесь также с другими сочинениями:

  • «Гранатовый браслет», анализ рассказа

Фролкина Оксана Владимировна,

учитель русского языка и литературы,

Горловская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 40

с предоставлением дошкольного образования

АНАЛИЗ РАССКАЗА А.И.КУПРИНА

«КУСТ СИРЕНИ»

1. Анализируемый текст является сочетанием повествования от третьего лица и прямой речи героев художественного произведения (рассказа А.И.Куприна «Куст сирени»). Свой небольшой, но такой проникновенный рассказ «Куст сирени» А.И.Куприн написал в 1894 году в рамках реалистического направления, господствовавшего в то время в литературе. Напечатан он был в октябре того же года в журнале «Жизнь и искусство». Публика встретила произведение с умилением, критики писали только положительные отзывы.

2. Тема рассказа однозначна - любовь: жертвенная, отдающая всю себя без остатка любимому человеку. Верочка не знает других забот, как помогать мужу в службе, в учёбе - скорее всего, во всём по жизни. Она искренне радуется его успехам и безгранично счастлива видеть его счастливым.

Главная мысль рассказа "Куст сирени" заключается в великой силе любви. Именно любовь, нежность, преданность и верность Веры Алмазовой к мужу помогает сделать для него всё, чтобы преодолеть невзгоды.

3. Композиция рассказа трёхчастная: провал работы, её защита и благополучный исход.

Между 1 и 2 частями проведена чёткая грань, нейтральная по эмоциональному настрою, - ночь, когда был посажен куст сирени.

4. Смысл названия неразрывно связан с темой произведения. Сирень в рассказе Куприна – это образ-символ, так как именно куст сирени приносит героям счастье. Сирень – сюжетообразующая деталь.

Существует легенда, в которой рассказывается, что богиня цветов Флора с приходом весны решила разукрасить землю. Она смешала солнечные лучи с радугой и стала щедро разбрасывать их о земле. Всюду распускались цветы – красные, желтые, оранжевые, голубые. Но по мере продвижения вместе с весной на север, краски стали кончаться, и, когда Флора достигла северных земель, у нее остались только белая и сиреневая краски. Богиня окропила ими мелкий кустарник северных земель и на нем появились мелкие белые и сиреневые цветочки.

В русской лирике сирень служит символом раннего расцвета природы. Это красивый цветок, который зацветает весной. Весна - это пора влюблённых. Можно предположить, что сирень - цветок влюблённых. Кроме того, сирень имеет четыре лепестка. В мифологии четыре - символ Вселенной. А ещё есть пятилепестковая сирень, которая приносит счастье.

Таким образом, основная эмоциональная характеристика рассказа - счастье. Именно куст сирени приносит героям счастье. Вначале молодые супруги угнетены неудачей, постигшей Алмазова. Он не поступил в Академию, и всё из-за пятна на чертеже. Они ищут выход, и Верочка находит его. Куст сирени, посаженный за городом, помог Алмазову поступить в Академию. Куст сирени приносит семье Алмазовых счастье и успокоение.

5. Лексема «сирень» имеет следующее значение: «Крупный садовый кустарник с лиловыми или белыми душистыми цветками». Название растения связано с названием цвета – «лиловый». В Энциклопедии символов сирень означает «первое чувство любви».

Установление лексического и символического значений данной номинации позволяет выявить особенности авторских текстовых ассоциаций, в формировании которых участвует слово «сирень». Заметим, что номинация «куст» во втором своём значении обозначает «групповое объединение», что, на наш взгляд, имеет свою смысловую нагрузку в рассказе А. Куприна.

Герой рассказа – Николай Алмазов, молодой небогатый поручик, слушатель курсов в Академии генерального штаба, успешное окончание которых позволило бы ему получить повышение по службе и больше не служить в полку.

Образ жены Алмазова, Верочки, создается писателем с помощью глагольных конструкций, что позволяет судить о молодой женщине как о натуре деятельной, умеющей жертвовать, помочь в трудную минуту, бескорыстно любить:

Но Верочка не давала ему падать духом и постоянно поддерживала в нём бодрость…. Она приучилась встречать каждую неудачу с ясным, почти веселым лицом. Она отказывала себе во всем необходимом , чтобы создать для мужа хотя и дешёвый, но всё-таки необходимый комфорт.

Алмазов, выполняя самую трудную практическую работу – инструментальную съёмку местности – «посадил пятно» зелёной краской на прекрасно вычерченном плане. Чтобы как-то исправить свою оплошность, он решил пойти на хитрость.

Думал я, думал, что теперь из него сделать, да и решил кучу деревьев на том месте изобразить…. Очень удачно вышло, и разобрать нельзя, что пятно было <…> А он (профессор. – Н.Ч.) говорит: «Нет, я эту местность знаю, как свои пять пальцев, и здесь кустов быть не может».

Алмазову пришлось настаивать на своем, и тогда профессор предложил на следующий день проверить, есть ли на этом месте кусты или нет. Чтобы спасти мужа, Верочка предложила: «… если там нет таких дурацких кустов, то их надо посадить сейчас же». Заложив в ломбарде серьги, кольцо, браслет и выручив таким образом двадцать три рубля, молодые люди направились к садовнику.

Номинация «кусты» получает в тексте свою конкретизацию – «кусты сирени». Появляются и другие флоризмы (дёрн, трава ), функциональное назначение которых – маркирование процесса осуществления плана Верочки по спасению чести своего мужа.

Она поехала вместе с мужем за город, всё время, пока сажали кусты, горячо суетилась и мешала рабочим и только тогда согласилась ехать домой, когда удостоверилась, что дёрн около кустов совершенно нельзя отличить от травы, покрывавшей всю седловинку.

Флоризмы «листочек», «дерево», «берёзка», «кустики» участвуют в маркировании эмотивной доминанты того фрагмента текста, когда профессор увидел на хорошо знакомом ему пустыре кусты какого-то растения:

«Что это за дерево?» – спрашивает. Я говорю: «Не знаю, ваше-ство». – «Берёзка, должно быть?» – говорит. Я отвечаю: «Должно быть, берёзка, ваше-ство. Тогда он повернулся ко мне и руку даже протянул. «Извините, говорит, меня, поручик. Должно быть, я стареть начинаю, коли забыл про эти кустики».

Таким образом, флоризм «куст» в смысловом пространстве рассказа А. Куприна действительно приобретает дополнительное, символическое значение «объединение людей в группу для совершения определённых действий».

В конце рассказа номинация «куст» уже не употребляется. Появляются флоризмы «сирень», «цветок», являющиеся в тексте символом товарищества и любви. Наблюдается своего рода «эволюция»: просто куст «превращается» в цветок, который назван героиней любимым:

муж и жена вдруг одновременно засмеялись и поглядели друг на друга.

- Ты – чему? – спросила Вера.

- А ты чему?

- Нет, ты говори первый, а я потом.

- Да так, глупости. Вспомнилась вся эта история с сиренью. А ты

- Я тоже, глупости, и тоже – про сирень. Я хотела сказать, что сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком…

Исследование семантико-функционального потенциала флоризмов в произведении А. Куприна позволяет говорить о том, что они играют регулирующую роль в восприятии и понимании образов персонажей.

6. В рассказе "Куст сирени" Куприн показывает семейное счастье семьи Алмазовых. В фамилии героев уже содержится оценка происходящего, так как алмаз - драгоценный камень, блестящий, многогранный. Это намек на чистые, светлые отношения между супругами. Можно предположить, что, наделяя своих героев такой фамилией, Куприн подчеркивает, что, в сущности, они очень хорошие люди, обладающие редкостными душевными качествами, в том числе умением любить. А преодоление жизненных трудностей «отшлифует» их характеры и отношения до «бриллиантового блеска». Имя Вера тоже неслучайно (женское имя Вера имеет славянские корни, однако, распространилось только с приходом христианства, имеет то же значение, что и слово « вера») : это вера в свои силы, уверенность в будущем. Николай – в переводе с греческого языка означает «победитель народов» , а отчество Евграфович от имени Евграф, которое в переводе в греческого означает «хорошо пишущий». Выбор имени главного героя говорит о том, что хоть и с помощью своей жены Веры, но Алмазов выходит победителем из сложившейся ситуации:

- Хорошо! Прекрасно! - крикнул он еще за десять шагов в ответ на тревожное выражение женина лица. "Что это за дерево?" - спрашивает. Я говорю: "Не знаю, ваше-ство". - "Березка, должно быть?" -говорит. Я отвечаю: "Должно быть, березка, ваше-ство". Тогда он повернулся ко мне и руку даже протянул. "Извините, говорит, меня, поручик. Должно быть, я стареть начинаю, коли забыл про эти кустики". Славный он, профессор, и умница такой. Право, мне жаль, что я его обманул.

Главную героиню автор называет не иначе как Верочка. В этом нежном имени заложена вся искренняя любовь и нежность, которая царит в этой семье. Эмоциональное спокойствие поддерживает тоже она: " Не будь жены, он, может быть, не найдя в себе достаточно энергии, махнул бы на все рукою. Но Верочка не давала ему падать духом и постоянно поддерживала в нем бодрость… Она приучилась встречать каждую неудачу с ясным, почти веселым лицом ". Верочка была по мере необходимости " переписчицей, чертежницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой " мужа.

Тональность этого текста решается также на лексико-семантическом уровне. Куприн использует лексику, которая показывает спокойный, счастливый и веселый эмоциональный тон: " И они шли домой так, как будто бы, кроме них, никого на улице не было: держась за руки и беспрестанно смеясь. Прохожие с недоумением останавливались, чтобы еще раз взглянуть на эту парочку… ".

Эмоциональную тональность рассказа «Куст сирени», как и многих других ранних произведений Куприна, мы определяем как мажорную .

7. В основе повествования лежит прием антитезы. Автор использует ее и в изображении героев.

Противоположные черты характера главных героев

«Верочка не давала ему падать духом и постоянно поддерживала в нем бодрость… Она приучила встречать каждую неудачу с ясным, почти веселым лицом…

Вера стояла в двух шагах от него также молча, со страданием на красивом, нервном лице»

Раздражен, недоволен

Спокойна, сдержанна, терпелива, нежна, ласкова

Беспомощен, пассивен, от изумления разводит руками, морщит лоб

Находчива, активна, деятельна, точна, быстра

Не видит выхода, не верит в успех

Верит в успех дела, надеется на положительный исход

Подчиняется жене, действует по ее плану, лицо сияет « торжеством одержанной победы» . Алмазов преображается: из мрачного неудачного он превращается в счастливого человека

В трудной ситуации чувствует себя главой семьи, ответственной за мужа, за его будущее

Упорный, целеустремленный, но из – за предыдущих неудач стал нервозным и неуверенным в своих силах

Добра, отзывчива, самоотверженная, очень любит своего мужа, из любой ситуации сможет найти выход

Приём антитезы помогает раскрыть идею произведения. Автор даёт понять, что главное для счастья не сходство характеров, а терпение, труд, упорство и любовь, понимание и взаимовыручка. Благодаря этим качествам, люди преодолевают трудности и не только сохраняют любовь, но и укрепляют её. На смену горя, неудач приходит счастье, успех, нужно только не терять веру, не поддаваться унынию, поддерживать друг друга. Автор не дает нам внешнего описания героев. Куприн сосредотачивает свое внимание на внутреннем мире героев, который гораздо важнее внешности.

Повествование идет от лица автора и можно проследить, как сам автор относится к своим героям: Куприн открыто выражает свои чувства, с большой симпатией относится к Вере. Посмотрим, как называет автор героя: Николай Евграфович, Алмазов (и только Вера называет его Колей). А героиня для автора – Вера, Верочка. Но Куприну дороги оба героя. Он пишет о них тепло, заинтересованно. Автор любуется ими, даже не осуждает за небольшой обман профессора.

8. В рассказе появляются эпизодические, но не менее яркие герои: оценщик, садовник и профессор. Оценщик привык к ежедневным зрелищам человеческих несчастий, методично и долго рассматривает привезенные вещи, отвечает с видом усталого равнодушия, садовник сначала был очень изумлён и не доволен произошедшим, отказался посылать рабочих ночью в такую даль, он слушает Веру сначала недоверчиво, почти враждебно, но потом, узнав о желании посадить куст, делается внимательнее и несколько раз сочувственно улыбается. Можно заметить, что автор симпатизирует этому «маленькому старичку в золотых очках».

Союз героев рассказа «Куст сирени» Николая и Верочки выдержал испытание на прочность. Воплощением этого союза, любви, готовности к взаимопомощи, к преодолению трудностей для блага любимого человека, становится сирень. После того, как история с посадкой кустов сирени закончилась благополучно, Алмазов и Верочка идут домой счастливые. Дома за чаем они вновь возвращаются к разговору о кустах сирени и Верочка признается, что сирень с этих пор будет ее самым любимым цветком. Невольно верится, что Верочка и Николай будут счастливы, пройдут весь свой жизненный путь, взявшись за руки, и цветы благоухающей сирени будут для них залогом счастья.

9. В этом на первый взгляд незатейливом произведении Куприна скрывается глубокий смысл. Автору удалось показать сущность особых человеческих взаимоотношений, которые проявили себя в обычной житейской ситуации. В момент заключения брака все будущие супруги слышат о том, как необходимо поддерживать друг друга во всяческих коллизиях судьбы. Однако многие впоследствии забывают об этом, или попросту им не хватает времени, чтобы лишний раз протянуть руку помощи своему супругу. Пример Веры показывает, как важна бывает такая поддержка. Умение найти нужные слова, а иногда заставить действовать определенным образом помогает спасти не только дело, на которое было затрачено немало времени, но и отношения между людьми. Что касается героев этого рассказа, то можно быть уверенными, что их дальнейшая совместная жизнь непременно будет счастливой.

Сочинение

В центре рассказа Куприна «Куст сирени» находятся два героя — молодой офицер Алмазов и его жена Верочка. Мы узнаем, что Алмазов третий год пытается поступить в Академию генерального штаба. Для героя это очень важно — Алмазов на пределе своих возможностей сдает экзамены, потому что не хочет возвращаться обратно в свой полк, да еще с полным поражением. Это очень самолюбивый человек, обладающий большими амбициями. Но, в то же время, Алмазов слаб, его опорой, «сильной рукой» является жена Верочка.

Эта женщина — более сильная, смелая и яркая, чем ее муж. Однако героиня не живет своей жизнью, вся она в заботах и делах мужа. Его поступление в Академию — это дело ее жизни. Именно поэтому Верочка решается на обман профессора, принимавшего у Алмазова последний экзамен — план местности. Из-за случайной небрежности, помарки педантичный немец не принял чертеж. Отчаявшийся офицер приходит домой чуть ли не плача. Конечно, Верочка не могла видеть мужа в таком состоянии. Поэтому она решается на дерзкий, но неблагородный поступок — обмануть профессора, посадить кусты в том месте, где они были на плане Алмазова.

Заложив в ломбарде последние драгоценности, ночью, героиня убеждает садовника послать своих людей за город, сама едет вместе с ними и мужем, контролирует весь процесс до конца. И лишь когда Алмазов получает долгожданную оценку, Верочка успокаивается. Доволен и герой — мечта его сбылась, он наконец-то поступит в Академию.

Никто из этих героев не думает о том, что совершили аморальный поступок. Для Алмазова этого неважно, главное — он добился своей цели, удовлетворил свои амбиции. Для Верочки это также неважно, потому что она сделала все, что могла, для горячо любимого мужа.

Таким образом, герои «Куста сирени» очень разные, но отлично дополняют друг друга. Алмазов — слабый и трусливый, но чрезмерно честолюбивый, и Верочка — сильная, решительная, яркая, но полностью поглощенная любовью к своему жалкому мужу.