Характеристика обонятельных осязательных и вестибулярных ощущений. Виды и классификации ощущений

Слуховые ощущения -- это воздействие звуковых волн на слуховой рецептор, которые представляют собой разрежение воздуха.

Звуковые волны различаются между собой амплитудой, частотой и продолжительностью колебаний. Слуховые ощущения вызываются периодическим и непериодическим колебательными процессами, которые выражаются в музыкальных звуках и шумах.

Свойства звука:

1) громкость. Зависит от силы и амплитуды колебания звуковой волны;

2) высота. Отражает частоту колебаний звуковой волны. Ухо человека воспринимает не все звуки. Вне пределов слышимости остаются ультразвуки и инфразвуки;

3) тембр. Каждый звук характеризуется особым характером и окраской. Тембр показывает

акустический состав звука.

Бинауральный характер слуха -- способность слуха определять направление, откуда происходит звук. Различают фазовый (направление звука обусловлено разностью времен прихода одинаковых фаз звуковой волны к обоим ушам) и амплитудный (направление звука обусловлено разностью громкостей, получающихся в обоих ушах) бинауральный эффект.

Осязание -- это ощущение прикосновения и давления. Орган осязания человека -- движущаяся рука, это орган труда и познания действительности. Она дает нам знание свойств материального мира. Основные свойства материального мира (твердость, упругость, непроницаемость) познаются движущей рукой и передаются ощущениями. Кожные ощущения -- это специфическое человеческое чувство работающей и движущейся руки. При познании материального мира совершаются двигательные процессы, которые переходят в ощупывания, т.е. в действенное познание предметов. Компоненты осязания идут от рецепторов, которые расположены в мышцах, связках и суставных сумках. При движении происходит раздражение рецепторов напряжением. Однако ощущение не сводится только к ощущениям давления или прикосновения. Такие осязательные ощущения, как прикосновение, мышечно-суставное давление, в сочетании с кожной чувствительностью отражают свойства, посредством которых познаются предметы окружающего нас мира. Взаимодействие ощущений давления и температуры дает нам ощущение влажности, а сочетание влажности с проницаемостью позволяет различать твердые и жидкие тела. Взаимодействие движущейся руки с материальными телами позволяет определить вязкость, шероховатость, гладкость и маслянистость. Осязание функционирует параллельно со зрением и под его контролем. У слепых осязание выступает отдельно от зрения. Обучение слепых основывается на осязании и движущейся руке.

ОБОНЯТЕЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ

Вообще, ощущением называется простейший психический процесс отражения в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, которые воздействуют в данный момент на мозг человека через соответствующие органы чувств. Обонянием называется способность ощущать и различать пахучие вещества (например, запах пищи).

Обонятельные ощущения относятся к дискантным ощущениям, которые отражают запахи окружающих человека предметов. Органами обоняния являются обонятельные клетки, расположенные в верхней части носовой полости, а корковая часть обонятельного анализатора расположена в височной части. Раздражителями органа обоняния являются летучие вещества, которые обладают запахом. Это те вещества, которые могут проникать в обонятельную область как снаружи, т.е. через ноздри, так и из носоглотки. Следовательно, пахучие вещества в виде, например, пара, газа, тумана, пыли или дыма достигают рецепторов при вдыхании через нос или полость рта и распространяются через носоглотку в полость носа. В формировании обонятельного ощущения участвуют также рецепторы слизистой оболочки полости рта. К ним относятся тактильные, температурные, болевые рецепторы. Вещества, раздражающие только обонятельные рецепторы, называются ольфактивными, но существуют смешанные вещества, раздражающие также и другие рецепторы. Таким образом, обонятельный анализатор играет роль в определении свойств вещества, не только находящегося на том или ином расстоянии от человека, но и попавшего в рот человека.

Следует отметить, что обоняние у одного и того же человека может колебаться в достаточно широких пределах. При длительном контакте пахучих веществ со слизистой оболочкой наблюдается адаптация, т.е. понижение обонятельной чувствительности. Время адаптации у разных людей к различным запахам неодинаково. С повышением концентрации веществ оно уменьшается, поэтому люди, имеющие дело с сильно пахучими веществами, достаточно быстро привыкают к ним и престают их ощущать. Но полная адаптация к одному запаху не исключает чувствительности к другим.

У современного человека обонятельный анализатор развит хуже, чем у отдаленных его предков, так как у здорового человека ориентировочную функцию выполняют прежде всего зрение и слух. Но при поражении зрения и слуха обоняние наряду с оставшимися неповрежденными анализаторами приобретает особо важное значение. Например, слепоглухие пользуются обонянием, как зрячие пользуются зрением, т.е. определяют по запахам знакомые места и узнают знакомых людей.

Краткий экскурс в развитии понятия об ощущениях

Ощущения — «закон специфической энергии органа чувств», то есть ощущение зависит не от природы раздражителя, а от органа или нерва, в котором происходит процесс раздражения. Глаз — видит, ухо — слышит. Глаз видеть не может, а ухо видеть. 1827 г.

Объективный мир принципиально непознаваем. Результатом процесса ощущения является парциальный, то есть частичный образ мира. Все что мы воспринимаем это процесс специфичности воздействия на органы чувств. «Психические процессы» Веккер Л.М.

Степенная зависимость изменения ощущений при изменении интенсивности раздражителей (закон Стивенса)

Нижние и верхние абсолютные пороги ощущений (абсолютная чувствительность) и пороги различения (относительная чувствительность) характеризуют пределы человеческой чувствительности. Наряду с этим различают оперативные пороги ощущений — величину различия между сигналами, при которой точность и скорость их различения достигают максимума. (Эта величина на порядок больше, чем величина порога различения.)

2. Адаптация . Чувствительность анализатора не стабильна, она изменяется в зависимости от различных условий.

Так, входя в плохо освещенное помещение, мы вначале не различаем предметы, но постепенно чувствительность анализатора повышается; находясь в помещении с какими-либо запахами, мы через некоторое время перестаем замечать эти запахи (понижается чувствительность анализатора); когда мы из плохо освещенного пространства попадаем в ярко освещенное, то чувствительность зрительного анализатора постепенно понижается.

Изменение чувствительности анализатора в результате его приспособления к силе и продолжительности действующего раздражителя называется адаптацией (от лат. adaptatio — приспособление).

Разные анализаторы имеют различные скорость и диапазон адаптации. К одним раздражителям адаптация происходит быстро, к другим — медленнее. Быстрее адаптируются обонятельные и тактильные (от греч. taktilos — прикосновение) анализаторы. Медленнее адаптируются слуховой, вкусовой и зрительный анализаторы.

Полная адаптация к запаху йода наступает через минуту. Через три секунды ощущение давления отражает только 1/5 силы раздражителя. (Поиск очков, сдвинутых на лоб, — один из примеров тактильной адаптации.) Для полной темневой адаптации зрительного анализатора необходимо 45 мин. Однако, зрительная чувствительность имеет самый большой диапазон адаптации — она изменяется в 200 000 раз.

Явление адаптации имеет целесообразное биологическое значение. Оно содействует отражению слабых раздражителей и предохраняет анализаторы от чрезмерного воздействия сильных. Адаптация, как привыкание к постоянным условиям, обеспечивает повышенную ориентацию на все новые воздействия. Чувствительность зависит не только от силы воздействия внешних раздражителей, но и от внутренних состояний.

3. Сенсибилизация . Повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних (психических) факторов называется сенсибилизацией (от лат. sensibilis — чувствительный). Она может быть вызвана: 1) взаимодействием ощущений (например, слабые вкусовые ощущения повышают зрительную чувствительность. Это объясняется взаимосвязью анализаторов, их системной работой); 2) физиологическими факторами (состоянием организма, введением в организм тех или иных веществ; например, для повышения зрительной чувствительности существенное значение имеет витамин «А»); 3) ожиданием того или иного воздействия, его значимостью, специальной установкой на различение раздражителей; 4) упражнением, опытом (так, дегустаторы, специально упражняя вкусовую и обонятельную чувствительность, различают разнообразные сорта вин, чая и могут даже определить, когда и где изготовлен продукт).

У людей, лишенных какого-либо вида чувствительности, этот недостаток компенсируется (возмещается) за счет повышения чувствительности других органов (например, повышение слуховой и обонятельной чувствительности у слепых). Это так называемая компенсаторная сенсибилизация .

Сильное возбуждение одних анализаторов всегда понижает чувствительность других. Это явление называется десенсибилизацией . Так, повышенный уровень шума в «громких цехах» понижает зрительную чувствительность; происходит десенсибилизация зрительной чувствительности.

Рис. 4. . Внутренние квадраты производят ощущения различной интенсивности серого цвета. В действительности они одинаковы. Чувствительность к свойствам явлений зависит от смежных и последовательных контрастных воздействий.

4. . Одно из проявлений взаимодействия ощущений — их контраст (от лат. contraste — резкая противоположность) — повышение чувствительности к одним свойствам под влиянием других, противоположных, свойств действительности. Так, одна и та же фигура серого цвета на белом фоне кажется темной, а на черном — белой (рис. 4).

5. Синестезия . Ассоциативное (фантомное) иномодальное ощущение, сопутствующее реальному (вид лимона вызывает ощущение кислого), называется синэстезией (от греч. synaisthesis — совместное чувство).

Рис. 5.

Особенности отдельных видов ощущений.

Зрительные ощущения . Ощущаемые человеком цвета делятся на хроматические (от греч. chroma — цвет) и ахроматические — бесцветные (черный, белый и промежуточные оттенки серого цвета).

Для возникновения зрительных ощущений необходимо воздействие электромагнитных волн на зрительный рецептор — сетчатку глаза (скопление фоточувствительных нервных клеток, расположенных на дне глазного яблока). В центральной части сетчатки преобладают нервные клетки — колбочки, обеспечивающие ощущение цвета. На краях сетчатки преобладают палочки, чувствительные к перепадам яркости (рис. 5, 6).

Рис. 6. . К светочувствительным рецепторам - палочкам (реагирующим на перепады яркости) и колбочкам (реагирующим на различную длину электромагнитных волн, т. с. на хроматические (цветовые) воздействия), свет проникает, минуя ганглиозные и биполярные клетки, осуществляющие первичный элементарный анализ нервных импульсов, идущих уже от сетчатки глаза. Для возникновения зрительного возбуждения необходимо, чтобы электромагнитная энергия, попадающая на сетчатку, была поглощена ее зрительным пигментом: палочковым пигментом - родопсином и колбочковым пигментом - иодопсином. Фотохимические превращения в этих пигментах и дают начало зрительному процессу. На всех уровнях зрительной системы этот процесс: проявляется в виде электрических потенциалов, которые регистрируются специальными приборами - , электроретинографом, .

Световые (электромагнитные) лучи разной длины вызывают разные цветовые ощущения. Цвет — психическое явление — ощущения человека, вызываемое различной частотой электромагнитных излучений (рис. 7). Глаз чувствителен к участку электромагнитного спектра от 380 до 780 нм (рис. 8). Длина волны 680 нм дает ощущение красного; 580 — желтого; 520 — зеленого; 430 — синего; 390 — фиолетового цветов.

Электромагнитные излучения.

Рис. 7. Электромагнитный спектр и его видимая часть (НМ - нанометр - одна миллиардная часть метра)

Рис. 8. .

Рис. 9. . Противоположные цвета называются дополнительными - при смешении они образуют белый цвет. Любой цвет может быть получен путем смешения двух пограничных с ним цветов. Например: красный - смешением оранжевой и фиолетовой).

Смешение всех воспринимаемых электромагнитных волн дает ощущение белого цвета.

Существует трехкомпонентная теория цветового зрения, согласно которой все многообразие цветовых ощущений возникает в результате работы лишь трех цветовоспринимаемых рецепторов — красного, зеленого и синего. Колбочки делятся на группы этих трех цветов. В зависимости от степени возбуждения данных цвето- рецепторов возникают различные цветовые ощущения. Если все три рецептора возбуждены в одинаковой мере, то возникает ощущение белого цвета.

Рис. 10. .

К различным участкам электромагнитного спектра наш глаз имеет неодинаковую чувствительность . Наиболее чувствителен он к световым лучам с длиной волны 555 — 565 нм (светло-салатный цветовой тон). Чувствительность зрительного анализатора в условиях сумерек перемещается в сторону более коротких волн — 500 нм (синий цвет). Эти лучи начинают казаться более светлыми (явление Пуркинье). Палочковый аппарат более чувствителен к ультрафиолетовому цвету.

В условиях достаточно яркого освещения в работу включаются колбочки, аппарат палочек выключается. При слабой освещенности в работу включаются только палочки. Поэтому при сумеречном освещении мы не различаем хроматического цвета, цветовую окраску предметов.

Рис. 11. . Информация о событиях в правой половине поля зрения поступает в левую затылочную долю из левой части каждой сетчатки; информация о правой половине поля зрения направляется в левую затылочную долю из правых частей обеих сетчаток. Перераспределение информации от каждого глаза происходит в результате перекрещивания части волокон зрительного нерва в хиазме.

Для зрительных возбуждений характерна некоторая инертность . Это является причиной сохранения следа светового раздражения после прекращения воздействия раздражителя. (Поэтому мы не замечаем перерывов между кадрами фильма, которые оказываются заполненными следами от предшествующего кадра.)

Люди с ослабленным аппаратом колбочек плохо различают хроматические цвета. (Этот недостаток, описанный английским физиком Д. Дальтоном, называется дальтонизмом ). Ослабление работы аппарата палочек затрудняет видение предметов в сумеречном освещении (этот недостаток называется «куриной слепотой».)

Для зрительного анализатора существенное значение имеет перепад яркостей — контраст . Зрительный анализатор способен различать контраст в определенных пределах (оптимум 1:30). Усиление и ослабление контрастов возможно посредством применения различных средств. (Для выявления слабозаметного рельефа усиливается теневой контраст путем бокового освещения, использования светофильтров.)

Цвет каждого объекта характеризуется теми лучами светового спектра, которые объект отражает. (Объект красного цвета, например, поглощает все лучи светового спектра, кроме красного, которые отражаются им.) Цвет прозрачных объектов характеризуется теми лучами, которые они пропускают. Таким образом, цвет любого объекта зависит от того, какие лучи он отражает, поглощает и пропускает .

Рис. 12. : 1 - хиазма; 2 - зрительный бугор; 3 - затылочная доля коры больших полушарий.

В большинстве случаев объекты отражают электромагнитные волны различной длины. Но зрительный анализатор воспринимает их не раздельно, а суммарно. Например, воздействие красного и желтого цветов воспринимается как оранжевый цвет, происходит смешение цветов.

Сигналы от фоторецепторов — светочувствительных образований (130 млн. колбочек и палочек) поступают к 1 млн. более крупных (ганглиозных) нейронов сетчатки. Каждая ганглиозная клетка отсылает свой отросток (аксон) в зрительный нерв. Идущие к мозгу по зрительному нерву импульсы получают первичную обработку в промежуточном мозге. Здесь усиливаются контрастные характеристики сигналов, их временная последовательность. И уже отсюда нервные импульсы поступают в первичную зрительную кору, локализованную в затылочной области полушарий мозга (17 — 19 поля по Бродману) (рис. 11, 12). Здесь выделяются отдельные элементы зрительного образа — точки, углы, линии, направления этих линий. (Установлено бостонскими исследователями, лауреатами Нобелевской премии за 1981 г. Хьюбелом и Визелом.)

Рис. 13. Оптограмма , снятая с сетчатки глаза собаки после ее смерти. Это свидетельствует об экранном принципе функционирования сетчатки глаза.

Зрительный образ формируется во вторичной зрительной коре, где сенсорный материал сопоставляется (ассоциируется) с ранее сформированными зрительными эталонами — происходит опознание образа объекта. (От начала действия стимула до возникновения зрительного образа проходит 0,2 сек.) Однако уже на уровне сетчатки происходит экранное отображение воспринимаемого объекта (рис. 13).

Слуховые ощущения . Существует мнение, что 90% информации об окружающем нас мире мы получаем посредством зрения. Вряд ли это можно подсчитать. Ведь то, что мы видим глазом, должно охватываться нашей понятийной системой, которая формируется интегративно, как синтез всей сенсорной деятельности.

Рис. 14. Отклонения от нормального зрения — близорукость и дальнозоркость . Эти отклонения, как правило, можно компенсировать с помощью очков со специально подобранными линзами.

Работа слухового анализатора не менее сложна и важна, чем работа зрительного анализатора. По этому каналу идет основной поток речевой информации. Человек ощущает звук через 35 — 175 мсек после того, как он достиг ушной раковины. Еще 200 — 500 мсек необходимо для возникновения максимальной чувствительности к данному звуку. Необходимо также время для поворота головы и соответствующей ориентации ушной раковины по отношению к источнику слабого звука.

От козелка ушной раковины в височную кость углубляется овальный слуховой проход (его длина 2,7 см). Уже в овальном проходе звук значительно усиливается (за счет резонансных свойств). Овальный проход замыкается барабанной перепонкой (ее толщина 0,1 мм, а длина — 1 см), которая постоянно вибрирует под влиянием звуковых воздействий. Барабанная перепонка отделяет наружное ухо от среднего — небольшой камеры объемом в 1 см³ (рис. 15).

Полость среднего уха соединена с внутренним ухом и с носоглоткой. (Поступающий из носоглотки воздух уравновешивает внешнее и внутреннее давление на барабанную перепонку.) В среднем ухе звук многократно усиливается посредством системы косточек (молоточка, наковальни и стремечка). Эти косточки поддерживаются на весу двумя мышцами, которые натягиваются при слишком громких звуках и ослабляют работу косточек, защищая слуховой аппарат от травм. При слабых звуках мышцы усиливают работу косточек. Интенсивность звука в среднем ухе повышается в 30 раз благодаря разнице между площадью барабанной перепонки (90 мм 2), к которой присоединен молоточек, и площадью основания стремечка (3 мм 2).

Рис. 15. . Звуковые колебания внешней среды проходят по ушному каналу к барабанной перепонке, расположенной между наружным и средним ухом. Барабанная перепонка передает вибрации и костный механизм среднего уха, который, действуя по рычажному принципу, усиливает звук примерно к 30 раз. В результате этого незначительные изменении давления у барабанной перепонки передаются поршнеобразным движением в овальное окно внутреннего уха, что вызывает движение жидкости в улитке. Действуя па упругие стенки канала улитки, движение жидкости вызывает колебательное движение слуховой мембраны, точнее, определенной ее части, резонирующей на соответствующие частоты. При этом тысячи волоскообразных нейронов трансформируют колебательное движение в электрические импульсы определенной частоты. Круглое окно и идущая от него Евстахиева труба служат для выравнивания давления с внешней средой; выходя в область носоглотки, Евстахиева труба приоткрывается при глотательных движениях.

Назначение слухового анализатора — прием и анализ сигналов, передаваемых колебаниями упругой среды в диапазоне 16-20 000 Гц (звуковой диапазон).

Рецепторный отдел слуховой системы — внутреннее ухо — так называемая улитка. Она имеет 2,5 оборота и разделена поперечно мембраной на два изолированных канала, заполненных жидкостью (перелимфой). Вдоль мембраны, которая сужается от нижнего завитка улитки к верхнему ее завитку, расположено 30 тыс. чувствительных образований-ресничек — они и являются звуковыми рецепторами, образуя так называемый Кортиев орган. В улитке происходит первичное расчленение звуковых колебаний. Низкие звуки воздействуют на длинные реснички, высокие — на короткие. Колебания соответствующих звуковых ресничек и создают нервные импульсы, поступающие в височную часть головного мозга, где и осуществляется сложная аналитико-синтетическая деятельность. Важнейшие для человека словесные сигналы кодируются в нейронных ансамблях.

Интенсивность слухового ощущения — громкость — зависит от интенсивности звука, то есть от амплитуды колебаний источника звука и от высоты звука. Высота звука определяется частотой колебаний звуковой волны, тембр звука — обертонами (дополнительными колебаниями в каждой основной фазе) (рис. 16).

Высота звука определяется количеством колебаний источника звука в 1 сек (1 колебание в секунду называется герцем). Орган слуха чувствителен к звукам в пределах от 20 до 20 000 Гц, но наибольшая чувствительность лежит в пределах 2000 — 3000 Гц (это высота звука, соответствующая крику испуганной женщины). Человек не ощущает звуки самых низких частот (инфразвуки). Звуковая чувствительность уха начинается с 16 Гц.

Рис. 16. . Интенсивность звука определяется амплитудой колебания его источника. Высота - частотой колебаний. Тембр - дополнительными колебаниями (обертонами) в каждой «разе (средний рисунок).
Однако подпороговые низкочастотные звуки влияют на психическое состояние человека. Так, звуки с частотой в 6 Гц вызывают у человека головокружение, ощущение усталости, угнетенности, а звуки частотой 7 Гц даже могут вызвать остановку сердца. Попадая в естественный резонанс работы внутренних органов, инфразвуки могут нарушить их деятельность. Другие инфразвуки также избирательно воздействуют на психику человека, повышая его внушаемость, обучаемость и т. п.

Чувствительность к звукам высокой частоты ограничивается у человека 20 000 Гц. Звуки, лежащие за верхним порогом звуковой чувствительности (те. свыше 20 000 Гц), называются ультразвуками. (Животным доступны ультразвуковые частоты в 60 и даже 100 000 Гц.) Однако поскольку в нашей речи обнаруживаются звуки до 140 000 Гц, можно предположить, что они воспринимаются нами на подсознательном уровне и несут в себе эмоционально значимую информацию.

Пороги различения звуков по их высоте составляют 1/20 полутона (то есть различается до 20 промежуточных ступеней между звуками, издаваемыми двумя соседними клавишами рояля).

Кроме высокочастотной и низкочастотной чувствительности, существуют нижние и верхние пороги чувствительности к силе звука. С возрастом звуковая чувствительность понижается. Так, для восприятия речи в 30 лет необходима громкость звука в 40 Дб, а для восприятия речи в 70 лет ее громкость должна быть не ниже 65 Дб. Верхний порог слуховой чувствительности (по громкости) — 130 Дб. Шум свыше 90 Дб вреден для человека. Опасны и внезапные громкие звуки, бьющие по вегетативной нервной системе и ведущие к резкому сужению просвета кровеносных сосудов, учащению сердцебиения и повышению в крови уровня адреналина. Оптимальный уровень — 40 — 50 Дб.

Тактильные ощущение (от греч. taktilos — прикосновение) — ощущение прикосновения. Тактильные рецепторы (рис. 17) наиболее многочисленны на кончиках пальцев и языка. Если на спине две точки прикосновения воспринимаются раздельно лишь на расстоянии 67 мм, то на кончике пальцев и языка — на расстоянии 1 мм (см. таблицу).
Пространственные пороги тактильной чувствительности.

Рис. 17. .

Зона высокой чувствительности Зона низкой чувствительности
Кончик языка — 1 мм Крестец — 40,4 мм
Концевые фаланги пальцев рук — 2,2 мм Ягодица — 40,5 мм
Красная часть губ — 4,5 мм Предплечье и голень — 40,5 мм
Ладонная сторона кисти — 6,7 мм Грудина — 45,5 мм
Концевая фаланга большого пальца ноги — 11,2 мм Шея ниже затылка — 54,1 мм
Тыльная сторона вторых фаланг пальцев ноги — 11,2 мм Поясница — 54,1 мм
Тыльная сторона первой фаланги большого пальца ноги — 15,7 мм Спина и середина шеи — 67,6 мм
Плечо и бедро — 67,7 мм

Порог пространственной тактильной чувствительности — минимальное расстояние между двумя точечными прикосновениями, при котором эти воздействия воспринимаются раздельно. Диапазон тактильной различительной чувствительности — от 1 до 68 мм. Зона высокой чувствительности — от 1 до 20 мм. Зона низкой чувствительности — от 41 до 68 мм.

Тактильные ощущения в сочетании с двигательными образуют осязательную чувствительность , лежащую в основе предметных действий. Тактильные ощущения — разновидность кожных ощущений, к которым относятся также температурные и болевые ощущения.

Кинестезические (двигательные) ощущения.

Рис. 18. (по Пенфилду)

Действия связаны с кинестезическими ощущениями (от греч. kineo — движение и aesthesia — чувствительность) — ощущение положения и перемещения частей собственного тела. Трудовые движения руки имели решающее значение в формировании мозга, человеческой психики.

На основе мышечно-суставных ощущений человек определяет соответствие или несоответствие
своих движений внешним обстоятельствам. Кинестезические ощущения выполняют интегрирующую функцию во всей сенсорной системе человека. Хорошо отдифференцированные произвольные движения — результат аналитико-синтетической деятельности обширной корковой зоны, расположенной в теменной области мозга. Двигательная, моторная зона коры мозга особенно тесно связана с лобными долями мозга, осуществляющими интеллектуально-речевые функции, и со зрительными зонами мозга.

Рис. 19. .

Мышечные веретенообразные рецепторы особенно многочисленны в пальцах рук и ног. При движении различных частей тела, рук, пальцев мозг постоянно получает информацию об их текущем пространственном положении (рис. 18), сравнивает эту информацию с образом конечного результата действия и осуществляет соответствующую коррекцию движения. В результате тренировки образы промежуточных положений различных частей тела обобщаются в единой общей модели конкретного действия — действие стереотипизируется. Все движения регулируются на основе двигательных ощущений, на основе обратной связи.

Двигательная физическая активность организма имеет существенное значение для оптимизации работы мозга: проприоцепторы скелетных мышц посылают в мозг стимулирующие его импульсы, повышают тонус коры головного мозга.

Рис. 20. : 1. Границы допустимых вибраций для отдельных частей тела. 2. Границы допустимых вибраций, действующих на все тело человека. 3. Границы слабо ощущаемых вибраций.

Статические ощущения — ощущения положения тела в пространстве относительно направления силы тяжести, ощущение равновесия. Рецепторы этих ощущений (гравиторецепторы) находятся во внутреннем ухе.

Рецептором вращательных движений тела являются клетки с волосяными окончаниями, находящиеся в полукружных каналах внутреннего уха, расположенных в трех взаимно перпендикулярных плоскостях. При ускорении или замедлении вращательного движения жидкость, заполняющая полукружные каналы, оказывает давление (по закону инерции) на чувствительные волоски, в которых вызывается соответствующее возбуждение.

Перемещение в пространство по прямой линии отражается в отолитовом аппарате . Он состоит из чувствительных клеток с волосками, над которыми расположены отолиты (подушечки с кристаллическими включениями). Изменение положения кристаллов сигнализирует мозгу направление прямолинейного движения тела. Полукружные каналы и отолитовый аппарат называются вестибулярным аппаратом . Он связан с височной областью коры и с мозжечком посредством вестибулярной ветви слухового нерва (рис. 19). (Сильное перевозбуждение вестибулярного аппарата вызывает тошноту, т. к. этот аппарат связан и с внутренними органами.)

Вибрационные ощущения возникают в результате отражения колебаний от 15 до 1500 Гц в упругой среде. Эти колебания отражаются всеми частями тела. Вибрации для человека утомительны и даже болезненны. Многие из них недопустимы (рис. 20).

Рис. 21. . Обонятельная луковица - мозговой центр обоняния.

Обонятельные ощущения возникают в результате раздражения частицами пахучих веществ, находящихся в воздухе, слизистой оболочки носовой полости, где находятся обонятельные клетки.
Вещества, раздражающие обонятельные рецепторы, проникают в полость носоглотки со стороны носа и носоглотки (рис. 21). Это позволяет определить запах вещества как на расстоянии, так и если оно находится во рту.

Рис. 22. . Относительная концентрация вкусовых peцепторов на поверхности языка.

Вкусовые ощущения . Все многообразие вкусовых ощущений состоит из комбинации четырех вкусов: горького, соленого, кислого и сладкого. Вкусовые ощущения вызываются химическими веществами, растворенными в слюне или воде. Рецепторами вкусовых ощущений являются нервные окончания, расположенные на поверхности языка — вкусовые сосочки . Они расположены на поверхности языка неравномерно. Отдельные участки поверхности языка наиболее чувствительны к отдельным вкусовым воздействиям: кончик языка более чувствителен к сладкому, задняя часть — к горькому, а края — к кислому (рис. 22).

Поверхность языка чувствительна к прикосновениям, то есть участвует в формировании тактильных ощущения (консистенция пищи влияет на вкусовые ощущения).

Температурные ощущения возникают от раздражения терморецепторов кожи. Существуют отдельные рецепторы для ощущения тепла и холода. По поверхности тела они расположены в одних местах больше, в других — меньше. Например, к холоду наиболее чувствительна кожа спины и шеи, а к горячему — кончики пальцев и языка. Различные участки кожного покрова сами имеют разную температуру (рис. 23).

Болевые ощущения вызываются механическими, температурными и химическими воздействиями, достигшими сверхпороговой интенсивности. Болевые ощущение в значительной мере связаны с подкорковыми центрами, которые регулируются корой головного мозга. Поэтому они поддаются в некоторой степени торможению через вторую сигнальную систему.

Рис. 23. (по А.Л. Слониму)

Ожидания и опасения, усталость и бессонница повышают чувствительность человека к боли; при глубоком утомлении боль притупляется. Холод усиливает, а тепло ослабляет болевые ощущения. Болевые, температурные, тактильные ощущения и ощущение давления относятся к кожным ощущениям.

Органические ощущения — ощущения, связанные с интерорецепторами, расположенными во внутренних органах. К ним относятся ощущения сытости, голода, удушья, тошноты и др.

Эту классификацию ощущений ввел известный английский физиолог Ч.С. Шеррингтон (1906);

Различаются три вида зрительных ощущений: 1) фотопическое — дневное, 2) скотопическое — ночное и 3) мезопическое — сумеречное. Наибольшая острота фотопическош зрения расположена в центральном поле зрения; оно соответствует центральной, фовеальной области сетчатки. При скотопическом зрении максимальная световая чувствительность обеспечивается парамолекулярными областями сетчатки, для которых характерно наибольшее скопление палочек. Они обеспечивают наибольшую световую чувствительность.

Существует несколько возможных вариантов классификации тех двух десятков анализаторных систем, которыми обладает человек. Наиболее используемой является систематизация, предложенная английским физиологом И. Шеррингтоном, который выделил три основных класса ощущений:

1. экстерорецептивные , возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела;

2. интерорецептивные (органические), сигнализирующие о том, что происходит в организме (ощущения голода, жажды, боли и т. п.);

3. проприорецептивные , расположенные в мышцах и сухожилиях; с их помощью мозг получает информацию о движении и положении различных частей тела.

Общую массу экстерорецептивных ощущений схема Шеррингтона позволяет разделить на дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые). Обонятельные ощущения занимают в этом случае промежуточное положение. Наиболее древней является органическая (прежде всего - болевая) чувствительность, затем появились контактные (прежде всего тактильная, то есть осязательная) формы. И самыми эволюционно молодыми следует считать слуховые и особенно зрительные системы рецепторов. Наиболее значительными для функционирования человеческой психики являются зрительные (85% всей информации о внешнем мире), слуховые, тактильные, органические, обонятельные и вкусовые ощущения .

По модальности раздражителя ощущения делят на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, статические и кинестетические, температурные, болевые, жажды, голода.

Охарактеризуем кратко каждый из названных видов ощущений.



Зрительные ощущения.

Они возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на чувствительную часть нашего глаза - сетчатку , являющуюся рецептором зрительного анализатора. Свет воздействует на находящиеся в сетчатке светочувствительные клетки двух типов - палочки и колбочки, названные так за их внешнюю форму. (Столяренко)

Электромагнитные вол­ны, которые отражает зрительная система, располагаются в ди­апазоне от 380 до 780 миллиардных долей метра и в совокупно­сти занимают весьма ограниченную часть электромагнитного спектра. Волны, находящиеся внутри этого диапазона и разли­чающиеся по длине, порождают в свою очередь ощущения раз­личного цвета (табл. 1).

Таблица 1

Связь между зрительно воспринимаемой длиной волны

И субъективным ощущением цвета

Слуховые ощущения. Эти ощущения также относятся к дистантным ощущениям и также имеют большое значение в жизни человека. Благодаря им человек слышит речь, имеет возможность общаться с другими людьми. (Столяренко)

Ухо человека реагирует, в отличие от глаза, на механические воздействия, связанные с изменениями атмосферного давления. Колебания давления воздуха (продольные колебания частиц воздуха), следующие с определенной час­тотой и характеризующиеся периодическими появлениями об­ластей высокого и низкого давления, воспринимаются нами как звуки определенной высоты и громкости. (Немов)

Орган слуха человека реагирует на звуки в пределах от 16 до 20 000 колебаний в секунду .

Все слуховые ощущения можно свести к трем видам - речевые, музыкальные, шумы. (Столяренко)

Вибрационные ощущения.

К слуховым ощущениям примыкает вибрационная чувствительность. У них общая природа отражаемых физических явлений. Вибрационные ощущения отражают колебания упругой среды. Этот вид чувствительности образно называют «контактным слухом ». Специальных вибрационных рецепторов у человека не обнаружено. В настоящее время считают, что отражать вибрации внешней и внутренней среды могут все ткани организма. У человека вибрационная чувствительность подчинена слуховой и зрительной. (Столяренко)

Обонятельные ощущения.

Они относятся к дистантным ощущениям, которые отражают запахи окружающих нас предметов. Органами обоняния являются обонятельные клетки, расположенные в верхней части носовой полости. (Столяренко) Анатомически орган обо­няния расположен у большинства живых существ в наиболее выгодном месте - впереди, в выдающейся части тела. (Немов)

В группу контактных ощущений входят вкусовые, кожные (болевые, тактильные, температурные) ощущения. (Столяренко)

Вкусовые ощущения.

Вызываются действием на вкусовые рецепторы веществ, растворенных в слюне или воде . Вкусовые рецепторы - вкусовые почки, расположенные на поверхности языка, глотки, нёба, - различают четыре ос­новные модальности: сладкое, соленое, кислое и горькое . Все остальные ощущения вкуса представляют собой разнообразные сочетания этих четырех основных. (Столяренко; Немов)

Кожные ощущения.

В кожных покровах имеется несколько анализаторных систем: тактильная (ощущения прикосновения), температурная (ощущения холода и тепла), болевая.

Система тактильной чувствительности (ощущения давления, прикосновения, фактурности и вибрации) охватывает все человеческое тело. Наибольшее скопление тактильных клеток наблюдается на ладони, на кончиках пальцев и на губах. Тактильные ощущения рук вместе с мышечно-суставной чувствительностью образуют осязание, благодаря которому руки могут отражать форму и пространственное положение предметов. Тактильные ощущения вместе с температурными представляют собой один из видов кожной чувствительности, дающей информацию о положении тел, с которыми непосредственно контактирует человек (гладкое, шероховатое, липкое, жидкое и т. п.), а также информацию о температурных параметрах этих тел и всей окружающей среды.

Если прикоснуться к поверхности тела, затем надавить на него, то давление может вызвать болевое ощущение . Таким образом, тактильная чувствительность дает знания о качествах предмета, а болевые ощущения сигнализируют организму о необходимости отдалиться от раздражителя и имеет ярко выраженный эмоциональный тон.

Третий вид кожной чувствительности - температурные ощущения - связан с регулированием теплообмена между организмом и окружающей средой. Распределение тепловых и Холодовых рецепторов на коже неравномерно. Наиболее чувствительна к холоду спина, наименее - грудь.

О положении тела в пространстве сигнализируют статические ощущения. Рецепторы статической чувствительности расположены в вестибулярном аппарате внутреннего уха . Резкие и частые изменения положения тела относительно плоскости земли могут приводить к головокружению.

Особое место и роль в жизни и деятельности человека занимают интерорецептивные (органические) ощущения, которые возникают от рецепторов, расположенных во внутренних органах , и сигнализируют о функционировании последних. Эти ощущения образуют органическое чувство (самочувствие) человека.

К органическим ощущениям относят, в первую очередь, чувства голода, жажды, насыщения, а также комплексы болевых и половых ощущений . Чувство голода появляется при возбуждении пищевого центра мозга, расположенного в гипоталамусе. Электростимуляция этого центра (при помощи вживленных туда электродов) вызывает у животных стремление к непрерывному приему пищи, а разрушение - к отказу от нее, то есть к гибели от истощения. (Столяренко)

Все виды ощущений возникают в результате воздействия со­ответствующих стимулов-раздражителей на органы чувств. Од­нако ощущение возникает не сразу, как только нужный стимул начал действовать. Между началом действия раздражителя и по­явлением ощущения проходит определенное время . Оно назы­вается латентным периодом. Во время латентного периода про­исходит преобразование энергии воздействующих стимулов в нервные импульсы, их прохождение по специфическим и не­специфическим структурам нервной системы, переключение с одного уровня нервной системы на другой. По длительности латентного периода можно судить об афферентных структурах центральной нервной системы, через которые, прежде чем по­пасть в кору головного мозга, проходят нервные импульсы. (Немов)

Восприятие

Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предметов (что-то горячее обожгло, что-то яркое блеснуло впереди и т. д.), то восприятие дает целостный образ предмета или явления . Оно предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме. Восприятие зависит от определенных отношений между ощущениями, взаимосвязь которых, в свою очередь, зависит от связей и отношений между качествами и свойствами, различными частями, входящими в состав предмета или явления.

Восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Восприятие - это отражение комплексного раздражителя .

Выделяются четыре операции или четыре уровня перцептивного действия: обнаружение, различение, индентификация и опознание . Первые два относятся к перцептивным, последние - к опознавательным действиям.

Восприятие - результат деятельности системы анализаторов . Всякое восприятие включает активный двигательный компонент (ощупывание предметов рукой, движение глаз при рассматривании и т. п.) и сложную аналитико-синтетическую деятельность мозга по синтезу целостного образа. (Столяренко)

Образ, складывающийся в результате процесса восприя­тия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов . В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации , получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие о свойствах воспринимаемого объекта, различают и виды восп­риятия . Соответственно выделяют зрительное, слуховое, осяза­тельное восприятие . Четыре анализатора - зрительный, слухо­вой, кожный и мышечный - чаще всего выступают как веду­щие в процессе восприятия. (Немов)

Закономерность субъективности восприятия - одну иту же информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т. п. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции. Влияние прошлого опыта личности на процесс восприятия проявляется в опытах с искажающими очками: в первые дни опыта, когда испытуемые видели все окружающие предметы перевернутыми, исключение составляли те предметы, перевернутое изображение которых, как знали люди, физически невозможно. Так, незажженная свеча воспринималась перевернутой, но как только ее зажигали, она виделась нормально ориентированной по вертикали, т. е. пламя было направлено вверх. (Столяренко)

Свойства восприятия:

Предметность восприятия заключается в том, что психические образы предметов человек осознает не как образы, а как реальные предметы , объективируя их. Предметность восприятия означает адекватность, соответствие образов восприятия реальным объектам действительности.

Целостность восприятия – это отражение предмета в качестве устойчивой совокупности элементов , даже если отдельные ее части в данных условиях не наблюдаются. Однако способность целостного зрительного восприятия предметов не является врожденной . Восприятие формируется в процессе практики, т. е. восприятие - система перцептивных действий, которыми надо овладеть.

Константность восприятия - благодаря константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т. п. Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы (системы анализаторов, обеспечивающих акт восприятия). Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях позволяет выделить относительно постоянную инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Константность восприятия - не врожденное свойство, а приобретенное . Нарушение константности восприятия происходит, когда человек попадает в незнакомую ситуацию, например, когда люди смотрят с верхних этажей высотного здания вниз, то им автомобили, пешеходы кажутся маленькими; в то же время строители, работающие постоянно на высоте, сообщают, что они видят объекты, расположенные внизу, без искажения их размеров.

Категориальность человеческого восприятия прояв­ляется в том, что оно носит обобщенный характер , и каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом-понятием, от­носим к определенному классу . В соответствии с этим классом нами в воспринимаемом предмете ищутся и видятся признаки, свойственные всем предметам данного класса и выраженные в объеме и содержании этого понятия.

Структурность восприятия - восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру . Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию , и узнаем ее, если ее исполняет оркестр, либо один рояль, или человеческий голос, хотя отдельные звуковые ощущения различны.

Осмысленность восприятия - восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов .

Избирательность восприятия - проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.

Виды восприятия выделяют:восприятие предметов, времени, восприятие отношений, движений, пространства, восприятие человека. (Столяренко; Немов: Интернет)

Описанные свойства предметности, целостности, констант­ности и категориальности восприятия с рождения человеку не присущи; они постепенно складываются в жизненном опыте, частично являясь естественным следствием работы анализато­ров, синтетической деятельности мозга.

Чаще и больше всего свойства восприятия изучались на при­мере зрения - ведущего органа чувств у человека . Существен­ный вклад в понимание того, как из отдельных зрительно воспринимаемых деталей предметов складывается их целостная кар­тина - образ, внесли представители гештальтпсихологии - направления научных исследований, сложившегося в начале XX в. в Германии. Одним из первых классификацию факторов, влияющих на организацию зрительных ощущений в образы в русле гештальтпсихологии предложил М.Вертгеймер. Выделен­ные им факторы следующие:

1. Близость друг к другу элементов зрительного поля, вы­звавших соответствующие ощущения. Чем ближе друг к другу пространственно в зрительном поле располагаются соответст­вующие элементы, тем с большей вероятностью они объединя­ются друг с другом и создают единый образ.

2. Сходство элементов друг с другом. Это свойство проявля­ется в том, что похожие элементы обнаруживают тенденцию к объединению.

3. Фактор «естественного продолжения». Он проявляется в том, что элементы, выступающие как части знакомых нам фигур, кон­туров и форм, с большей вероятностью в нашем сознании объе­диняются именно в эти фигуры, форму и контуры, чем в другие.

4. Замкнутость. Данное свойство зрительного восприятия вы­ступает как стремление элементов зрительного поля создавать целостные, замкнутые изображения. (Немов)

Восприятие времени

Имеются большие индивидуальные различия в способности оценивать время. Эксперименты показали, что одно и то же может пройти для десятилетнего ребенка в пять раз быстрее, чем для шестидесятилетнего человека . У одного и того же испытуемого восприятие времени чрезвычайно варьирует в зависимости от душевного и физического состояния. При подавленности или фрустрации время течет медленно. Время, насыщенное в прошлом переживаниями, деятельностью, вспоминается как более продолжительное, а длительный период жизни, наполненный малоинтересными событиями, вспоминается как быстро прошедший.

Протяженность времени меньше 5 минут при воспоминании обычно кажется больше своей величины, а более длительные промежутки вспоминаются как уменьшенны е.

Наша способность судить о длительности времени позволяет образовать временное измерение - ось времени, на которой мы более или менее точно размещаем события. Текущий момент (сейчас) отмечает особую точку на этой оси, события прошлого размещаются до, а события ожидаемого будущего - после этой точки. Это общее восприятие отношений настоящего и будущего носит название «временной перспективы ». (Столяренко)

Зрительные ощущения играют ведущую роль в познании человеком внешнего мира. Известно, что 80–90 % информации поступает через зрительный анализатор, около 80 % всех рабочих операций осуществляется под зрительным контролем.

Зрительные ощущения возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на чувствительную часть нашего глаза – сетчатку, являющуюся рецептором зрительного анализатора.

Глазное яблоко лежит в защищающем его углублении черепа. Форма глазного яблока близка к сферической. .Его внешняя плотная соединительнотканная оболочка толщиной около 1 мм называется склерой. На передней поверхности глаза склера переходит в прозрачную мембрану, называемую роговицей. Под склерой находится более тонкая – около 0,3 мм – сосудистая оболочка, состоящая в основном из кровеносных сосудов, питающих глазное яблоко. Внутренняя оболочка – сетчатка. Роговица и хрусталик фокусируют падающий в глаз свет на сетчатке, выстилающей заднию поверхность глазного яблока. Именно в сетчатке находятся светочувствительные клетки. Свет воздействует на находящиеся в сетчатке светочувствительные клетки двух типов – палочки и колбочки, названные так за их внешнюю форму. Светочувствительные рецепторы сетчатки превращают энергию света в нейронный импульс. По волокнам зрительного нерва, сигналы передаются в соответствующую часть мозга, принимающую и перерабатывающую передаваемую нервами информацию. Схематический разрез глаза показан на рис. 5.

Рис. 5. Схематический разрез глаза

Световая чувствительность колбочек меньше, чем у палочек. Палочки приспособлены к тому, чтобы работать при слабом освещении и давать черно-белую картину мира, а колбочки, наоборот, имеют наибольшую чувствительность в условиях хорошего освещения и обеспечивают цветовое зрение.

Интересный эффект, возникающий на сосудистой оболочке глаза человека, можно наблюдать при воздействии на глаз яркой вспышки света. Самый распространенный и хорошо знакомый всем пример «свечения» человеческих глаз – «эффект красных глаз» на фотографиях, сделанных с применением вспышки. Этот эффект возникает при слабой освещенности, когда зрачки максимально расширены и когда, чтобы сделать хороший снимок, фотограф использует вспышку. Хотя зрачок реагирует на яркий свет достаточно быстро (время реакции – от 0,25 до 0,5 с), он не успевает сузится в момент вспышки. В результате мгновенного воздействия яркого света и его отражения от сосудистой оболочки, наблюдаемый через широко расширенные зрачки и получается «эффект красных глаз». Поэтому многие фотоаппараты оборудованы приспособлениями, снижающими вероятность этого эффекта. Они основаны на том, что дают «предупредительную» вспышку – перед тем как начать экспозицию пленки, в течение 0,75 с воздействуют на глаза фотографируемых ярким светом. При этом зрачки сужаются, и уменьшается воздействие вспышки на сосудистую оболочку.

Цвета, которые ощущает человек, делятся на ахроматические и хроматические .

Ахроматические цвета – черный, белый и промежуточный между ними серый (рис.6).

Рис.6. Ахроматические цвета при переходе от черного к белому

(слева – направо).

Ахроматические цвета отражают палочки, которые расположены по краям сетчатки. Колбочки расположены в центре сетчатки, функционируют только при дневном свете и отражают хроматические цвета. Палочки функционируют в любое время суток. Поэтому ночью все предметы нам кажутся черными и серыми. При слабом освещении колбочки прекращают свою работу и зрение осуществляется аппаратом палочек – человек видит в основном серые цвета.

Хроматические цвета – это все оттенки красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового цветов. Классические опыты Ньютона по разложению белого цвета на его составляющие и получению снова составного излучения из его частей являются первыми шагами к пониманию проблемы восприятия цвета глазом.

Раздражителем для зрительного анализатора являются световые волны с длиной волны от 390 до 760 нм. Следовательно, говоря о «синем» или «красном» цвете, мы на самом деле имеем в виду коротко- или длинноволновый свет соответственно, который таким образом воздействует на зрительную систему, что вызывает ощущение синего или красного цветов. Свет с длиной волны около 650–700 нм дает ощущение красного. При длине волны 570 нм возникают ощущения желтого цвета, при 500 нм – зеленого, а при 470 нм – синего цвета. Белый цвет есть результат воздействия на глаз всех световых волн, входящих в состав спектра.

Иными словами, цвета зависят от того, как именно зрительная система интерпретирует световые лучи с разной длиной волны, которые отражаются от предметов и воздействует на глаз. Лучи света, краски, цветовые фильтры и тому подобное не имеет цвета. Они всего лишь избирательно используют лучистую энергию, испуская или пропуская через себя лучи с определенной длиной волны, отражая одни из них и поглощая другие. Следовательно, цвет – это продукт деятельности зрительной системы, а не неотъемлимое свойство видимого спектра.

Ощущения разного цвета вызываются различной длиной волны, как это показано на рис. 7.

Рис. 7. Цветовой круг

Любой цвет может быть получен путем смешения двух пограничных с ним цветов. Например, красный цвет получается смешением оранжевого и фиолетового. Противоположные цвета называются дополнительными – при смешении они образуют теплый цвет.

При этом спектральная чувствительность глаза выглядит в виде кривой, показанной на рис. 8. Все цветовые тона, включая нейтральные (серые), могут быть получены с помощью смешения трех основных цветов – красного, синего и зеленого (рис. 9). На этом основана работа цветного телевидения.

Нарушения работы палочкового и колбочкового аппарата приводят к определенным дефектам в зрительных ощущениях. Так, нарушение работы палочкового аппарата (известное как заболевание «куриная слепота») проявляется в том, что человек очень плохо или ничего не видит в сумерки и ночью, а днем его зрение относительно нормальное.

При ослаблении действия аппарата колбочек человек плохо различает или совсем не различает хроматические цвета. Данное заболевание носит название «дальтонизм» (по имени английского физика Дальтона, который впервые его описал). Чаще всего встречается красно-зеленая слепота. Известно, что около 4 % мужчин и 0,5 % женщин страдают дальтонизмом.

Цвет различно влияет на самочувствие и работоспособность человека. Он может способствовать улучшению настроения или, наоборот, ухудшать его. Зеленый цвет, например, создает ровное, спокойное настроение, красный цвет возбуждает, темно-синий – угнетает.

Наряду с цветом на психическое состояние влияет степень освещенности рабочего места. Недостаточность освещения вызывает изменение напряжения глаз при выполнении работы, что приводит к быстрому развитию утомления и появлению близорукости.

Слуховые ощущения

Звуки, которые мы слышим, являются результатом преобразования определенной формы механической энергии и представляют собой паттерны последующих возмущений давлений, происходящих в разных средах – жидких, твердых или газообразных. Большинство воспринимаемых нами звуков передается по воздуху. Слуховые ощущения относятся к дистантным ощущениям и также имеют большое значение в жизни человека. Благодаря им человек слышит речь, музыку, имеет возможность общаться с другими людьми. Основными физическими характеристиками звуковых волн является частота, амплитуда, или интенсивность, и сложность.

Раздражителями для слуховых ощущений являются звуковые волны – продольные колебания частиц воздуха, распространяющиеся во все стороны от источника звука. Орган слуха человека реагирует на звуки в пределах от 16 до 20 000 колебаний в секунду. Наиболее чувствительно ухо человека к звукам 1000–3000 колебаний в секунду. Строение уха показано на рис.10.

Слуховые ощущения являются отражением звуков различной высоты (высокие – низкие), силы (громкие – тихие), тембра , различногокачества (музыкальные звуки, речь, шумы).

Высота звука зависит от частоты колебания звуковых волн, сила звука определяется амплитудой их колебаний, а тембр – формой колебания звуковых волн.

Рис. 9 . Строение уха:

9 - наружный слуховой проход; 2 - барабанная перепонка;

3 - евстахиева труба; 4 - молоточек; 5 - на­ковальня;

6 - стремечко; 7 - полукружные каналы; 8-10 - улитка;

11-12 - евстахиева труба; 13 - височные кости черепа

Музыкальные звуки – пение и звуки различных музыкальных инструментов. Шумы – это, например, звук мотора, шум дождя, грохот поезда и т.п.

В звуках речи сочетаются музыкальные звуки (гласные) и шумы (согласные). Слух к различению звуков речи определяется как фонематический. Он формируется прижизненно, в процессе общения в зависимости от речевой среды, в которой воспитывается ребенок. Овладение иностранным языком предлагает выработку системы фонематического слуха, для чего необходима система упражнений. Музыкальный слух не в меньшей мере социален, чем речевой. Он воспитывается и формируется так же, как и речевой.

Общее понятие об ощущениях.

Ощущения позволяют человеку воспринимать сигналы и отражать свойства и признаки вещей внешнего мира и состояний организма. Они связывают человека с внешним миром и являются как основным источником познания, так и основным условием его психического развития.

Ощущение является одним из простейших познавательных психических процессов. Разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды человеческий организм получает в виде ощущений при помощи органов чувств. Ощущение является самой первой связью человека с окружающей действительностью.

Процесс ощущения возникает вследствие воздействия на органы чувств различных материальных факторов, которые называются раздражителями, а сам процесс этого воздействия – раздражением.

Ощущения возникают на основе раздражимости. Ощущение – продукт развития в филогенезе раздражимости. Раздражимость – общее свойство всех живых тел приходить в состояние деятельности под влиянием внешних воздействий (допсихический уровень), т.е. непосредственно влияющих на жизнь организма. Раздражение вызывает возбуждение, которое по центростремительным, или афферентным, нервам переходит в кору головного мозга, где и возникают ощущения. На ранней стадии развития живого простейшим организмам (пример – инфузория-туфелька) нет необходимости различать конкретные предметы для своей жизнедеятельности – раздражимость является достаточной. На более сложной стадии, когда живому необходимо определять какие-либо предметы, нужные ему для жизнедеятельности, а, следовательно, и свойства этого предмета как нужные для жизнедеятельности, – на этом этапе происходит преобразование раздражимости в чувствительность. Чувствительность – способность реагировать на нейтральные, опосредованные воздействия, не влияющие на жизнь организма (пример с лягушкой, реагирующей на шорох). Совокупность чувств создает элементарные психические процессы, процессы психического отражения.



Различают две основные формы чувствительности, из которых одна зависит от условия среды и называется адаптацией, а другая – от условий состояния организма, называется сенсибилизацией.

Адаптация (приспособление, настройка) – это изменение чувствительности в процессе приспособления к окружающим условиям.

Выделяют три ее направления:

1) повышение чувствительности под влиянием слабого раздражителя, например темновая адаптация глаза, когда в течение 10–15 мин. чувствительность возрастает более чем в 200 тыс. раз (сначала не видим предметов, но постепенно начинаем различать их очертания);

2) понижение чувствительности под влиянием сильного раздражитель, например, для слуха это происходит за 20–30 сек.; при непрерывном и длительном воздействии раздражителя соответствующие рецепторы приспосабливаются к нему, вследствие чего начинает снижаться интенсивность нервных возбуждений, передаваемых от рецепторов к коре, что и лежит в основе адаптации.

3) полное исчезновение ощущения в результате длительного воздействия раздражителя, например, через 1–1,5 мин., человек перестает ощущать какой-либо запах в помещении.

Адаптация особенно проявляется в сфере зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса и свидетельствует о большей пластичности организма, его приспособления к условиям среды.

Сенсибилизация – это обострение чувствительности в следствии изменения внутреннего состояния организма под влиянием воздействия раздражителей, которые поступают в это же самое время в другие органы чувств (к примеру, увеличение остроты зрения под воздействием слабых слуховых или обонятельных раздражителей).

Виды ощущений (кожные, слуховые, обонятельные, зрительные, контактные, дистантные).

Существуют различные подходы к классификации ощущений. Издавна принято различать пять (по количеству органов чувств) основных видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. Эта классификация ощущений по основным модальностям является правильной, хотя и не исчерпывающей. Б.Г. Ананьев говорил об одиннадцати видах ощущений. А.Р. Лурия считал, что классификация ощущений может быть проведена по крайней мере по двум основным принципам – систематическому и генетическому (иначе говоря, по принципу модальности, с одной стороны, и по принципу сложности или уровня их построения – с другой).

Как известно, человек обладает пятью органами чувств. Видов внешних ощущений на один больше, поскольку моторика не имеет отдельного органа чувств, однако ощущения тоже вызывает. Следовательно, человек может испытывать шесть видов внешних ощущений: зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные (осязательные), вкусовые и кинестетические ощущения.

Основным источником информации о внешнем мире является зрительный анализатор . С его помощью человек получает до 80% от общего объема информации. Орган зрительных ощущений – глаз. На уровне ощущений он воспринимает информацию о свете и цвете. Воспринимаемые человеком цвета разделяют на хроматические и ахроматические. К первым относятся цвета, составляющие спектр радуги (т.е. расщепления света – всем известные «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»). Ко вторым – черный, белый и серый цвета. Цветовые оттенки, содержащие около 150 плавных переходов из одного в другой, воспринимаются глазом в зависимости от параметров световой волны.

Зрительные ощущения оказывают большое влияние на человека. Все теплые цвета положительно влияют на работоспособность человека, возбуждают его и вызывают хорошее настроение. Холодные цвета успокаивают человека. Темные цвета угнетающе действуют на психику. Цвета могут нести предупреждающую информацию: красный говорит об опасности, желтый – предостерегает, зеленый – сигнализирует о безопасности и т.п.

Следующим по своей важности в получении информации является слуховой анализатор . Ощущения звуков принято делить на музыкальные и шумовые. Их отличие состоит в том, что музыкальные звуки создаются периодическими ритмическими колебаниями звуковых волн, а шумы – неритмичными и нерегулярными колебаниями.

Слуховые ощущения тоже имеют большое значение в жизни человека. Источником слуховых ощущений являются разнообразные звуки, действующие на орган слуха. Слуховые ощущения отражают шумовые, музыкальные и речевые звуки.

Ощущения шума и шороха сигнализируют о наличии предметов и явлений, издающих звуки, о месте их нахождения, о приближении или удалении. Они могут предупреждать об опасности и вызывать определенное эмоциональное переживание.

Музыкальные ощущения характеризуются эмоциональным тоном и мелодичностью. Эти ощущения формируются у человека на основе воспитания и развития музыкального слуха и связаны с общей музыкальной культурой человеческого общества.

Речевые ощущения являются чувственной основой речевой деятельности человека. На базе речевых ощущений формируется фонематический слух, благодаря которому человек может различать и произносить звуки речи. Фонематический слух оказывает влияние не только на развитие устной и письменной речи, но и на овладение иностранным языком.

У многих людей существует интересная особенность – сочетание звукового и зрительного ощущений в одно общее ощущение. В психологии это явление называют синестезией. Это устойчивые ассоциации, возникающие между объектами слухового восприятия, например мелодиями, и цветовыми ощущениями. Часто люди могут сказать, «какого цвета» данная мелодия или слово.

Несколько реже встречается синестезия, основанная на ассоциации цвета и запаха. Она часто присуща людям с развитым обонянием. Таких людей можно найти среди дегустаторов парфюмерной продукции – для них важен не только развитый обонятельный анализатор, но и синестетические ассоциации, позволяющие сложный язык запахов перевести в более универсальный язык цвета. Вообще же обонятельный анализатор, к сожалению, чаще всего у людей не очень сильно развит. Люди, подобные герою романа Патрика Зюскинда «Парфюмер», – явление редкое и уникальное.

Обоняние – вид чувствительности, порождающий специфические ощущения запаха. Это одно из наиболее древних, простых, но жизненно важных ощущений. Анатомически орган обоняния расположен у большинства живых существ в наиболее выгодном месте – впереди, в выдающейся части тела. Путь о рецепторов обоняния до тех мозговых структур, где принимаются и перерабатываются получаемые от них импульсы, наиболее короткий. Нервные волокна, отходящие от обонятельных рецепторов, непосредственно без промежуточных переключений попадают в головной мозг.

Часть мозга, которая называется обонятельной, также является и наиболее древней, и чем ниже живое существо стоит на эволюционной лестнице, тем большее пространство в массе головного мозга она занимает. У рыб, например, обонятельный мозг охватывает практически всю поверхность полушарий, у собак – около одной ее трети, у человека его относительная доля в объеме всех мозговых структур равна примерно одной двадцатой части.

Указанные различия соответствуют развитости других органов чувств и тому жизненному значению, которое данный вид ощущений имеет для живых существ. Для некоторых видов животных значение обоняния выходит за пределы восприятия запахов. У насекомых и высших обезьян обоняние также служит средством внутривидового общения.

Ощущения вкусовые – отражение качества пищи, обеспечение индивида информацией о том, можно ли употребить внутрь данное вещество. Вкусовые ощущения (часто вместе с обонянием) вызываются действием химических свойств веществ, растворенных в слюне или воде, на вкусовые рецепторы (вкусовые почки), р Они располагаются в углах тетраэдра (четырехугольной пирамиды), а все другие ощущения вкуса располагаются на плоскостях Тетраэдра и представляют их как комбинации двух или более основных вкусовых ощущений.

Кожная чувствительность , илиосязание , – это наиболее широко представленный и распространенный вид чувствительности. Всем нам знакомое ощущение, возникающее при прикосновении какого-либо предмета к поверхности кожи, не представляет собой элементарного осязательного ощущения. Оно есть результат сложного комбинирования четырех других, более простых видов ощущений: давления, боли, тепла и холода, причем для каждого из них существует специфический вид рецепторов, неравномерно расположенных в различных участках кожной поверхности.

На примерах кинестетических ощущений и ощущений равновесия можно подтвердить тот факт, что далеко не все ощущения являются осознаваемыми. В повседневной речи, которой мы пользуемся, отсутствует слово, обозначающее ощущения, идущие, например, от рецепторов, расположенных в мышцах и работающих при их сокращении или растяжении. Тем не менее эти ощущения все же существуют, обеспечивая управление движениями, оценку направления и скорости движения, величину расстояния. Они формируются автоматически, поступают в мозг и регулируют движения на подсознательном уровне. Для их обозначения в науке принято слово, которое происходит от понятия «движение», – кинетика, и их поэтому называют кинестетическими.

Контактные ощущения вызываются непосредственным воздействием объекта на органы чувств. Примерами контактного ощущения являются вкус и осязание.

Дистантные ощущения отражают качества объектов, находящихся на некотором расстоянии от органов чувств. К таким ощущениям относятся слух и зрение. Следует отметить, что обоняние, по мнению многих авторов, занимает промежуточное положение между контактными и дистантными ощущениями, поскольку формально обонятельные ощущения возникают на расстоянии от предмета, но в то же время молекулы, характеризующие запах предмета, с которыми происходит контакт обонятельного рецептора, несомненно, принадлежат данному предмету. В этом и заключается двойственность положения, занимаемого обонянием в классификации ощущений.