Сильные старцы. Православные святые старцы и духовники нашего времени

Православная церковь отличается от распространённых сегодня евангельских богатым наследием и преданиями. Особенные споры вызывают предания старцев, поскольку протестанты категорически отказываются признавать чей-либо человеческий авторитет, кроме апостолов. Однако для правильного формирования и существования Церкви наличие в ней мудрых и почтенных людей просто необходимо.

Значение и история термина

Среди православного народа часто можно услышать слова «Спросим у старца», «Посоветуемся с почтенным старцем», почему так говорят и что значит название «старец»? Это понятие можно встретить в Библии и церковных преданиях, но и сегодня оно встречается в современной православной литературе и разговорной речи верующих.

Обозначение «старец» указывает на особые способности служителя церкви

Очень часто при слове «старец» у людей возникает в голове картина седого высокого старика, который опирается на посох и обряжен в плащ или простой балахон. Они почему-то считают, что он должен переходить из города в город, просить милостыню и пророчествовать всем желающим. На самом деле все обстоит несколько иначе.

Читайте о православных старцах:

В православии распространено много видов подвижничества, среди них и отшельничество, и монашеств о, а также старчество. Данное подвижничество означает духовное руководство человека, который прожил полную зрелую жизнь, над более молодыми верующими и монахами. При этом старец необязательно должен быть преклонных лет, ведь мудрость не измеряется годами, поэтому может быть дарована Господом и совсем юному человеку.

Важно! Старец - это, прежде всего, мудрый и зрелый духовно человек, который может наставить прочих на пути, может дать верный совет в духовной жизни.

Впервые такое подвижничество, как старчество было зафиксировано на территории Греции примерно в 10 веке н.э. Тогда там было образовано некое сообщество монастырей, которое возглавлял пожилой человек. Именно он принимал важные для общины решения, решал конфликты и трудные ситуации, а также представлял всю монашескую общину.

На Руси старчество было зарождено на территории Киево-Печерской лавры , где было сосредоточение монашеской жизни в ту пору. Там также наставник возглавлял общину монахов и был их представителем. Чаще всего он становился монахом еще в юности и к преклонным годам (может к 40-50 годам) своей жизнью завоевывал себе духовный авторитет.

В монастыре отец мог быть настоятелем, руководителем или просто почитаемым братом - все зависело от личных амбиций и стремлений человека.

Старцы в православии

Несмотря на то что данное понятие крайне распространено и часто встречается в православной литературе, в современной церкви оно официально не признано, т.е. человек не может быть назван старцем официально.

Церковное старчество в православии существовало с Х века

Чаще всего это народная молва называет мудрых служителей или монахов, таким образом и распространяет весть о нем среди людей. Только один раз в речи Святого Патриарха прозвучало выражение «святой старец» относительно именитого Иоанна Крестьянкина , что произошло уже после его смерти.

Внимание! Официального списка РПЦ, в котором указаны имена таких почтенных людей, просто не существует.

Такая неопределенность вызывает ряд определенных проблем, ведь без официального признания главой РПЦ кто угодно может назвать себя духовным наставником. А поскольку они в народе обладают большим влиянием, то так очень просто распространять ереси и лживые богословские догматы. Сегодня члены и руководители множества сект называют себя духовниками, чем вводят простых мирян в заблуждение и приносят им массу неприятностей, в первую очередь, омрачая их сердце и уводя в заблуждение дух.

Тем не менее ряд православных канонизированных святых при жизни как раз и были отцами-наставниками - людьми мудрыми и духовно зрелыми, к которым обращались за помощью и советом. Сергей Радонежский , Спиридон Тримифунтский , Александр Свирской - все они были при жизни почтенными Божьими людьми, а после стали частью сонма святых Православной Церкви.

Судьба таких людей резко отличается друг от друга, если Симеон Верхотурский жил в миру и являлся при этом тайным монахом, то Федор Томский путешествовал по миру и был известен как вечный странник без дома и приюта. А вот Василий Блаженный притворялся душевнобольным (был юродивым) во имя Христа. И в кровавом веке коммунизма были почтенные старцы, среди них можно выделить Луку Войно-Ясенецкого , который был врачом и монахом, а также отца Николая Гурьянова , который пережил революцию и две Отечественные войны. Объединяет их всех лишь Господень дар мудрости и знания.

Так что, несмотря на отсутствие современного определения и должности в РПЦ, отцы-наставники являются важной и неотъемлемой частью ее жизни и здравого функционирования. Именно они помогают молодежи правильно возрастать в лоне Церкви и становиться духовно зрелыми людьми.

На заметку! Наиболее подобный образ такого духовника представлен в знаменитом русском фильме «Остров», когда к простому монаху приезжают за советом и помощью все люди с близких городов и дальних стран.

Возможности старцев

Почему такие люди привлекают к себе паломников и ищущих спасения и совета? Чем особенным они выделяются среди прочих, что люди стремятся попасть к ним, побеседовать и получить благословение? Прежде всего, стоит сказать, что не каждый пожилой человек может называться таким почтенным словом. Некоторые пожилые ругаются и живут так, что им могут позавидовать самые распутные молодые люди. Мало ли каждый день на улицах встречается пожилых пьяниц и воров?

Важно! Наставников отличает богобоязненная жизнь и некая мудрость свыше, поскольку иногда они дают такие советы, которые не могут прийти в голову простому человеку. Часто Господь наделяет таких христиан особыми дарами исцеления или пророчества, тогда они могут помочь нуждающимся не только словом, но и реальным делом - исцелить болящего, воскресить мертвого.

Чаще всего к талантам таких людей относится:

  • исцеляющая сила молитвы от болезней и недугов;
  • мудрость свыше, которая помогает наставить просящего на путь истинный;
  • решение проблем мирян;
  • помощь в разрешении конфликтов и тяжелых ситуаций среди духовенства;
  • ясновидение;
  • сила изгонять бесов.

Икона «Собор Оптинских старцев»

Люди ежедневно нуждаются в Господнем руководстве, не говоря уже про важные события в жизни. Вот и посещение духовника, а также беседа с ним зачастую помогает разобраться в трудной ситуации, принять важное решение, которое будет благословлено. Послушники советуются с таким наставником по всем духовным вопросам и стремятся быть им как дети, чтобы духовник вел их по жизни и помогал. При этом старцы не всегда отличаются добрым нравом, но как только ты выбрал его в наставники, менять уже нельзя.

Старцы отличаются особыми трепетными отношениями с Господом, и именно это привлекает людей к ним. Ведь чем ближе ты становишься ко Христу, тем яснее Он проявляется в тебе, а значит человек приобретает божественные черты. Именно поэтому важно хотя бы раз в жизни пообщаться с таким человеком, испросить благословения и мудрости. Но, безусловно, самостоятельно следует брать с них пример и посвящать свою жизнь Господу, поскольку без Него ничего хорошего в жизни не получиться достичь.

Читайте о православии:

Старцы нашего времени

Как было сказано выше, официально РПЦ не наделяет званием старец, но народ самостоятельно распространяет вести про них по миру. Поскольку официально признанного списка таких отмеченных Богом людей нет, можно составить лишь примерный перечень. В него сегодня вносят:

  1. Схиархимандрита Власия Перегонцева - он проживает в Пафнутьево-Боровском монастыре неподалеку от города Калуги и принимает всех желающих на беседу. Он обладает даром исцеления, поэтому на прием к нему всегда большие очереди.
  2. Архимандрит Герман - он является настоятелем храма Петра и Павла и также принимает людей, которые приходят к нему за советом и помощью в решении духовных трудностей. Отец Герман также проводит обряды освобождения от бесов и благословляет супругов на рождение детей.
  3. Отец Адриан - он проживает в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре и освобождает людей от бесов.
  4. Отец Георгий (Савва) - является настоятелем им же созданного Свято-Духова монастыря в Тимашевске (Кубань). Он ввел в обители строгий Афонский устав, чем несколько отпугивает мирян (боятся радикализма), но при этом является крайне мудрым человеком и всегда помогает словом нуждающимся.

Кроме них, на территории Украины, России и Беларуси служат людям многие духовные наставники. Среди них архимандриты Дионисий и Амвросий, схиархимандриты Илий и Иоанн, отцы Иероним и Илларион, а также многие другие.

Как выбрать духовника

Посещать мудрого человека на постоянной основе крайне полезно для полноценной и правильной духовной жизни. Однако не всегда можно отличить старца от лжеца и «волка в овечьей шкуре». Как же понять, стоит ли посещать того или иного мудреца?

Старцы обладают по-своему уникальным даром, которым они делятся с людьми

  • Для начала следует понимать, что блаженный человек, который самостоятельно ведет здравую духовную жизнь, всегда выделяется. Его жизнь не расходиться со словами, он денно и нощно молиться, соблюдает все посты, отдает себя на служение Господу и людям.
  • При этом следует внимательно слушать, чему учит этот человек - можно ли найти подтверждение его словам в Библии, догматах Православной Церкви и преданиях или нет? Если человек обманывает и распространяет ересь, это всегда можно проверить и понять, что перед вами лжестарец. Известны случаи, когда такие волки в овечьей шкуре заставляли делать мирян бесполезные и вредные вещи, так один заставил беременную женщину поститься, чем довел почти до состояния выкидыша, а другой угрожал паре навсегда «запечатать» их на рождение ребенка из-за того, что те изъявили желание больше его не посещать. Таких отцов стоит избегать и по возможности сообщать о них духовенству РПЦ.
  • Кроме этого, можно прислушиваться к мнению священнослужителей. Хорошо перед поездкой к мудрецу обратиться к священнику поместного храма или тому, к кому есть доверие и поинтересоваться у него относительно того или иного проповедника.
  • Также можно пообщаться и с прочими мирянами и поинтересоваться у них, кого они посещали, и какое впечатление у них осталось.
  • Не стоит исключать и современные средства информации - всегда можно на форуме или сайтах ознакомиться с мнениями других.
Совет! Но прежде всего, надо молиться и просить милости у Господа, чтобы Он помог выбрать и направил к тому человеку, который может помочь.

Господь создал Церковь многофункциональной, один служитель в ней укрепляет другого словом и делом. Именно поэтому так необходимо поддержка старцев, их молитвы и слова мирянам и монахам, а также духовенству. Патриарх Кирилл имеет наставника, который проживает в Оптиной пустыни и регулярно с ним советуется и исповедуется.

Духовник нужен каждому для подкрепления и наставления, поэтому не следует пренебрегать таким важным видом подвижничества и посетить такого человека для молитвы и беседы.

Документальный фильм о старцах в православии

Православными старцами считаются люди, обладающие высокой духовностью и природной мудростью, чаще всего священнослужители. В древней Руси, истории о таких людях передавались из уст в уста, о них слагались легенды. Собиралась огромная очередь, желающих получить совет, избавиться от болезней.

Известные старцы современности

С давних пор, старчество в православии - это особый институт духовного наставления. В России и на Украине все еще живут люди, обладающие даром прозорливости. Не все монахи принимают посетителей, но к некоторым из них все еще можно попасть на прием. Святые современные старцы в России, которые живы в это время:

Старцы на Украине

На территории Украины не так много священнослужителей, наделенных даром прозорливости. К ним относятся:

  • Алипий (Погребняк) - архиепископ Украинской Православной церкви, на покое с 1997 года.
  • Старец Серафим. Живет в Святогорской Лавре Удивительная личность, о нем есть множество благодарных отзывов. К нему можно обратиться, предварительно уточнив график приема.

Помимо этого, можно посетить Почаевскую Лавру. Она находится на Западной Украине (Тернопольская область, г. Почаев). Там живут несколько монахов , обладающих даром свыше. С ними можно побеседовать без предварительной записи и обычно не приходится ждать.

Отзывы о помощи

Люди, обратившиеся к прозорливым старцам, в Москве и Московской области , делятся своими впечатлениями о встрече, чтобы помочь другим:

В воскресенье батюшка Илий проводил службу в Подмосковье (район Переделкино). Потом подошел к людям и давал наставления. Огромное ему спасибо и крепкого здоровья! Очень помог нам с мужем. Приехали в первый раз и сразу же попали.

Виктория

Была на отчитке у отца Германа. Помогло за один раз. В моем храме так и сказали, что может помочь только он. В Москве больше нет священников с такой силой.

Ходила к отцу Валериану Кречетову на исповедь и причастие. Сейчас батюшке уже тяжело проводить исповедь, но службы он ведет и с людьми общается. Часто бывает в храме Новомучеников и Исповедников Российских. Это рядом с храмом Покрова Богородицы. Когда идет Великий пост, его почти всегда можно застать в храме.

Актуальная информация

Великие старцы - такие же люди. Ни один человек еще не смог прожить вечную жизнь в материальном мире. Все рано или поздно уходят . К сожалению, некоторых священнослужителей не так давно не стало:

Светлая память великим старцам, вся жизнь которых являлась служением Богу и людям. Но тем, кто нуждается в помощи, не стоит отчаиваться. В России и Украине еще здравствуют ныне наделенные дарами Господа, и преданно выполняют свой долг. Ни один из тех, кто обратился за поддержкой к этим мудрым людям, еще не пожалел о своем решении.

Однако стоит подумать над словами старицы монахини Матроны. Она утверждала, что прежде чем отправиться к старцу, стоит помолиться Господу, чтобы он дал ему правильный ответ на вопрос. Так или иначе, будущее зависит не только от наказов мудрецов, но и оттого, будут ли этим советам следовать.

На этот раз мы говорим с Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином о старцах и старчестве. Все мы в своей христианской жизни нуждаемся в помощи духовно опытных людей. Как эту помощь можно получить? Обязательно ли для этого искать «настоящего старца»? Вообще, старцы — кто они, существуют ли они сегодня? И какая опасность может скрываться за желанием общаться только со старцами, не обращая внимания на те возможности, которые дает наша церковная жизнь, посещение приходского храма?

— Владыка, что же такое старчество?

— Старчество — это особое явление, которое возникло в монашестве и относилось прежде только к монастырской жизни. Но в России в XIX веке старчество вышло за ворота монастырей — или, точнее, мир пришел в монастырь к старцам.

Вообще, старец — это духовник братии или сестер монастыря. Дело в том, что жительство в монастыре подразумевает духовное руководство, открытие послушником своих помыслов старцу ― духовнику, игумену. Только так можно научиться науке из наук — духовному деланию. Вообще, монашество — это то, чему учатся друг у друга. И хотя существует много замечательных книг о монашестве, сохраняющих его дух, все равно они не могут заменить живое общение и передачу личного опыта борьбы со своими страстями. Собственно, эта борьба и является целью и основанием монашеского подвига. Вот почему в монашестве так важна традиция, которая передается «другдругоприимательно» (есть такое славянское слово): от старших — к младшим, от тех, кто уже долго живет в монастыре, — к новоначальным.

Старчество предполагает, что старец полностью руководит новоначальным в духовной жизни. В идеале человек не должен иметь никаких скрытых от духовного наставника помыслов, пожеланий. Все свои поступки он должен поверять старцу, и всё, что делает, делать только по благословению. В таком самоотречении, послушании и передается монашеская традиция.

В XIX веке благодаря деятельности учеников замечательного подвижника ― преподобного Паисия Величковского — монашество расцвело в России, и одним из центров возрождения монашеского делания стала Оптина пустынь — впоследствии известный на всю Россию монастырь. В современной Румынии есть Нямецкий монастырь, который тоже стал известным благодаря трудам старца Паисия и его сподвижников. И до сегодняшнего дня в румынском языке существует слово «старец», оно не переводится. Старец — это игумен монастыря, старица — игумения, дом, в котором живет игумен или игумения,― стариция.

В XIX веке в России получилось так, что к духовникам Оптиной пустыни стали приезжать на исповедь или ради совета по житейским вопросам богомольцы-миряне, начиная от простых крестьян и заканчивая известными образованными людьми. Это и братья Киреевские, и тот кружок, который сложился впоследствии вокруг оптинского старца Макария и занимался переводами святоотеческой литературы на русский язык. Это и Н.В. Гоголь, и Ф.М. Достоевский, и Л.Н. Толстой… Хоть Лев Николаевич и был величайшим путаником и хулителем Православной Церкви, тем не менее, он тянулся к старцам. Ведь его знаменитый уход из Ясной Поляны был не просто уходом на станцию Остапово. Там его задержали родственники и почитатели, потому что не хотели, чтобы он дошел до своей конечной цели. А шел он именно в Оптину пустынь… Само это перечисление имен очень известных людей, оставивших глубокий след в истории русской культуры, литературы, философии, говорит о том, что явление старчества интересовало самый широкий круг общества.

И в других Поместных Церквах старчество развивалось похожим образом. Мне приходилось в начале 1990-х годов посещать известного на всю Румынию духовника старца Клеопу (Илие) — человека необыкновенно глубокого, удивительного для нашего времени подвижника. Он пережил тюремное заключение, в 1940-50-е годы долгое время жил в лесу, скрываясь от властей во время гонений на Церковь в коммунистической Румынии. К 1990-м годам он почитался всей страной как один из величайших старцев.

Я пришел в Троице-Сергиеву Лавру, когда еще был в силах всем известный архимандрит Кирилл (Павлов) — замечательный духовник, самый настоящий старец. Благодаря книге владыки Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые» стал известен без преувеличения всей России отец Иоанн (Крестьянкин) — но и до этого его знала вся Церковь. Эти старцы были людьми необыкновенно любвеобильными, терпеливыми, мягкими в общении с приходящими — и очень требовательными к себе. Это очень важный критерий.

И сегодня есть много людей (как правило, это монастырские духовники), которые не только исполняют свое монашеское послушание, но и помогают людям, приходящим к ним из мира. В акафисте преподобному Сергию есть поэтическое сравнение: «сосуд, благодати полный и преизливающийся». Так можно, наверное, охарактеризовать каждого старца.

— Это очень красивая характеристика. Но в обывательском сознании старец — это прежде всего прозорливый человек. Вот сейчас Вы рассказывали о встрече с удивительным румынским старцем Клеопой, и очень захотелось Вас спросить: «А он Вам что-то открыл?».

—Вы знаете, да. Нас было трое. И когда ему сообщили, что пришли три иеромонаха ― студенты из России, он сказал: «О, митрополиты идут, пропустите». И двое из нас действительно уже митрополиты, третий ― архиепископ…

Но я, конечно, шучу. Думаю, и с его стороны это была просто шутка. А если говорить серьезно, то самое ненужное в христианской жизни ― это поиск прозорливости. Ни в коем случае не надо к этому стремиться. Этим «требованием чуда», причем чуда на потоке (если к «старцу» едут автобусами), мы профанируем всё ― профанируем веру, старчество как явление и вообще само христианство.

Старец — это именно духовный наставник. А любой духовник все-таки должен знать человека, какое-то время быть рядом с ним. Замечательный пример старца нашего времени — это, конечно, преподобный Паисий Святогорец, который духовно окормлял женский монастырь в Суроти, ныне один из лучших, самых благоустроенных монастырей в Греции.

Поэтому когда к старцу — настоящему или просто прослывшему таковым ― приезжает кто-то со стороны и требует немедленного чуда и прозрений: «Ну-ка, расскажи мне всю мою жизнь, и что мне делать дальше»,― это на самом деле кощунство. Ни один духовно опытный человек не поддастся на такие просьбы, претензии и, скорее всего, тихо-мирно отпустит такого посетителя восвояси, сказав ему несколько слов утешения. Там же, где начинается подыгрывание подобным настроениям, подлинной духовной жизни, подлинного старчества нет и не бывало.

― А есть ли вообще старцы в наши дни?

― Думаю, да. Есть и в наши дни духовно опытные люди и в монастырях, и на приходах. Без них Церкви было бы очень тяжело. Но здесь нужно быть очень осторожными, все делать внимательно и с рассуждением. И надо очень беречься от распространенного сейчас типа отношений, в том числе и с Богом, который выражается словами: «Ты ― мне, я ― Тебе».

― Тем не менее, многие ищут старцев именно для того, чтобы получить какой-то особый совет, наставление…

― В «Душеполезных поучениях аввы Дорофея» есть прекрасное место. Авва Дорофей приводит слова Писания: «Спасение во многом совете»,― но подчеркивает: не в «совете с многими», а «во многом совете» с опытным человеком. А у нас, к сожалению, любят делать так: «Вот, была я у такого-то старца, поедем теперь к другому старцу, потом еще к одному». Это, конечно, совершенно неправильно. Если мы увидели духовно опытного человека, смогли побыть около него, это иногда важнее длинных речей. Из жизнеописания многих святых мы знаем, что люди, даже просто понаблюдав за ними издалека, назидались этим больше, чем словами. Такие случаи есть в житии преподобных Сергия Радонежского, Иоанна Рыльского, многих других святых. Потому что человек, исполнивший заповеди Божии и сподобившийся Божией благодати, настолько отличается от окружающих, что сам по себе служит назиданием. Но, повторю, специально сегодня, в наши дни, ехать и искать старца мне кажется неправильным. В лучшем случае, это не принесет никакой пользы. И, конечно, совершенно чудовищная практика ― когда собирают автобусы на «поездку к старцу». Это просто бизнес.

― Как правило, такие поездки все-таки совершаются без благословения…

― Никто не может никому ничего запретить. Мы свободные люди, живем в свободной стране ― сел и поехал, куда хочешь. Поэтому мы ― архиереи, духовенство ― не то чтобы «запрещаем» или «не благословляем», но пытаемся объяснять, что духовная жизнь не заключается в поездках от одного старца к другому.

Знаете, иногда у некоторых людей появляется пренебрежительное отношение к обычным священникам, типа: «Вот была я у старца — это да! А в нашем храме — какие это батюшки? У них жена, дети, да и вообще они еще мальчишки…». Такое пренебрежение ― по сути хула на Духа Святого, который изливается на каждого священника в момент хиротонии и дает ему власть «вязать и решать».

― Владыка, Вы напомнили о старце Паисии Святогорце. Думаю, что он и до сих пор окормляет людей ― через свои книги. Может быть, современному человеку следует именно так искать духовного наставления?

― Я думаю, современному человеку нужно ходить в храм, участвовать в таинствах, читать духовную литературу, в том числе, книги тех людей, которые были духовно опытными и пользовались при жизни расположением своей паствы. И Господь пошлет в свое время всё, что необходимо,— хорошего духовника, добрую церковную общину. А если это для человека будет нужно, приведет его и в какой-то монастырь. И там он встретит монаха, может быть, не прославленного, не из тех, к кому «духовные туристы» ездят целыми автобусами, но того, кто сможет дать совет — который нужен именно этому человеку, и именно в это время. И если человек этот совет услышит, исполнит — он получит самую большую пользу, которую только можно получить.

Газета «Православная вера» № 12 (608)

Эта книга – об уникальном явлении русской духовной культуры: православном старчестве. В нее вошли краткие жизнеописания старцев, их высказывания, поучения и советы, молитвы к ним, а также сведения из ранее недоступных архивов. В издании представлены не только уже известные старцы, биографии которых не раз описывались в православной литературе, но и те, чья деятельность до сих пор оставалась не столь известной. У каждого из старцев своя судьба и свой характер, но всех их объединяет любовь к Богу и своим духовным чадам. И хотя о многих из них известно немного, некоторые фрагменты биографий так и покрыты тайной, но остались их дела, воспоминания их духовных чад, которые с любовью и теплом вспоминают своих наставников. И если бы в наше время такие наставники были у многих из нас, возможно, в мире было бы больше добра и света.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Православные старцы: Жизнеописание, мудрость, молитвы (Л. Н. Славгородская, 2013) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Старцы древних времен

Святитель Василий Великий

Родился Василий Великий в Кесарии Каппадокийской. Происходил он из богатого рода известного в Понте и Каппадокии. Обучением его сначала руководил отец, всеми уважаемый ритор в Понте. Дальнейшее образование святитель Василий получил в Кесарии Каппадокийской, в Константинополе, и, наконец, в Афинах.

Феофан Грек. Василий Великий. 1405


Здесь он встретился с Григорием Богословом, и между ними завязалась дружба, установилась глубокая духовная близость. Через несколько лет святой Василий вернулся в Кесарию и сначала занялся преподаванием риторики. Потом, следуя увещаниям своей сестры, он решился отречься от мира и предаться аскетическим подвигам.

В это время он получил крещение от Кесарийского архиепископа Диания и был посвящен им в чтеца.

Затем для ознакомления с монашеской жизнью святой Василий отправился в путешествие по Сирии, Палестине и Египту, где близко познакомился с жизнью подвижников.

По возвращении из путешествия Василий раздал свое имущество бедным и удалился в Понт, где в пустыне близ Неокесарии предался аскетическим подвигам.

Здесь часто навещал его святой Григорий Назианзин; подвижники вместе проводили время в молитве, изучении Священного Писания и творений Отцов Церкви и церковных писателей.

Здесь друзья совместно составили сборник из сочинений Оригена под названием «Оригенус филокалиа» – «Добротолюбие Оригена» (нельзя путать с «Добротолюбием», составленным в конце XVII в. Макарием Коринфским и святым Никодимом Святогорцем, и представляющим собой собрание аскетических творений IV–XV вв.).

Святой Василий с помощью святого Григорий Назианзина написал Правила монашеской жизни.

Около 363 г. преемник епископа Диания Евсевий Кесарийский вызвал святого Василия в Кесарию, посвятил его в сан пресвитера и сделал своим помощником в проповедничестве и в административных делах.

По старинной православной традиции для избавления от тяжких недугов над болящими проносили чудотворные иконы

В эти годы с воцарением Валента усилилось движение еретических учений; опасность их распространения стала испытывать и Кесарийская область. Святой Василий, ревностный сторонник Никейского исповедания, всеми средствами противостоял угрозе ересей и по сути возглавил в Кесарии защитников православия, так как епископ Евсевий был мало образованным человеком с точки зрения богословия. Поставленный из мирян Евсевий с трудом разбирался в тяжелой церковной обстановке.

После смерти епископа Евсевия святой Василий был избран его преемником. В звании архиепископа Кесарийского святой Василий являлся руководителем около 500 епископов своего округа.

Главной своей задачей святой Василий считал защиту православной веры от еретической смуты.

Скончался святой Василий 1 января 379 г. Ему не было еще пятидесяти лет. Он сгорел в ужасном пожаре, который пылал на Востоке и который он самоотверженно тушил.

Молитвы святителю Василию Великому

О великий во иерарсех, вселенныя учителю богомудрый, преблаженне отче Василие! Велия подвиги и труды твоя, яже во славу святыя Церкве совершил еси: ты исповедник твердый и светильник веры Христовы на земли был еси, светом Боговедения верныя озаряяй, ложная учения попаляяй, и всему миру слово спасительныя истины возвещаяй. Ныне же, велие на небесех имеяй дерзновение ко Святей Троице, помози нам, со смирением к тебе припадающим, твердо и неизменно святую православную веру до конца жития нашего сохранити, от маловерия же, сомнений и колебания в вере соблюди, да не прельщени будем богопротивных и душепагубных учений словесами. Дух ревности святыя, еюже ты пламенел еси, о преславный Церкве Христовы пастырю, возгрей предстательством твоим и в нас, ихже Христос постави быти пастырями, да всеусердно просвещаем и утверждаем в правей вере словесное стадо Христово. Испроси, о милосердый святителю, от Отца светов и всем, всякий дар коемуждо благопотребен: младенцем благое в страсе Божием возрастание, юным целомудрие, старым и немощным укрепление, скорбящим утешение, недугующим исцеление, заблуждшим вразумление и исправление, обидимым заступление, сиротам и вдовицам защищение, искушаемым благодатное поможение, отшедшим от сего временнаго жития, отцем и братиям нашим блаженное упокоение. Ей, святче Божий, призри милостиво от обителей горних на нас смиренных, многими соблазнами и напастьми обуреваемых, и с земли приверженных возведи к высоте небесней. Преподаждь нам, преблагий отче, твое архипастырское и святое благословение, да оным осеняемии, в сие новое лето и во все прочее время живота нашего в мире, покаянии и послушании Святей Православной Церкви поживем, заповеди Христовы усердно творяще, подвигом добрым веры подвизающеся, и тако Царствия Небеснаго достигнем, идеже с тобою и всеми святыми сподоби Троицу Святую, Единосущную и Нераздельную, пети и славити во веки веков. Аминь.

О великий и пресвятый святителю отче Василие, преславный вселенския Церкве учителю, славы Пресвятыя Троицы всеусердный поборниче, Матере Божия и Ея пренепорочнаго девства предызбранный исповедниче, пресветлый чистоты, смирения и терпения образе. Се аз многогрешный и недостойный на высоту небесную взирати, смиренно молю тя, о премудрый Церкве Христовы учителю, научи мя тако богобоязненно житие свое проводити, да никогда же на путь, Божиим повелением противен, уклонюся или совращен буду. Соблюди и избави мя твоим многомощным предстательством от соблазнов мира и козней диавольских, якоже избавил еси от них юношу, от Сладчайшаго Спасителя нашего отступивша и во власть сатаны впадша. Даруй мне силу душевную усердным быти подражателем добродетелей твоих высоких: соделай мя в вере правей тверда и непоколебима, укрепи мя малодушнаго в терпении и уповании на Господа, возгрей в сердце моем истинную Христову любовь, да небесных благ паче всех желаю и ими услаждаюся. Испроси мне у Господа искреннее о гресех сокрушение, да прочее время живота моего в мире, покаянии и исполнении заповедей Христовых провождати буду. Егда же час моего скончания приблизится, ты, о преблагий отче, с Преблагословенною Девою Мариею, тогда ускори на помощь, защити мя от злобных наветов вражиих, и сподоби мя наследника быти райских селений, да купно с тобою и со всеми святыми неприступнаго Божия величества Престолу предстану и Живо-начальную, Единосущную же и Нераздельную Троицу прославляю и воспеваю, присно и в безконечныя веки. Аминь.

Преподобный Серафим, Саровский чудотворец

Преподобный Серафим родился 19 июля 1754 года в Курской губернии. Его отец Исидор Мошнин был купцом и брал подряды на строительство зданий, а мать – Агафья Мошнина – занималась воспитанием детей и домашним хозяйством. При рождении мальчику дали имя Прохор, которое он носил до пострижения в монахи в возрасте 32-х лет.

Первое чудо случилось с мальчиком еще в раннем детстве. Отец Прохора начал постройку собора в Курске, но скончался до завершения работ, а его дело продолжила супруга. Однажды она взяла с собой на стройку Прохора, и он, еще малолетний ребенок, поднимаясь на колокольню, оступился и упал вниз. Можно понять состояние матери… Но на все воля Божья: спустившись вниз, она нашла сына невредимым.

Ребенок рос. Он не был похож на своих сверстников: баловство и шумные игры были не для него, находил себя он в уединении, чтении священных книг и посещении церковных служб. И вот однажды он тяжело заболел. Врачи были бессильны.

Спустя какое-то время, когда у ребенка уже не было никаких сил, в видении ему явилась сама Божия Матерь . Она ласково утешала ребенка, говорила, что осталось потерпеть совсем чуть-чуть, и он снова будет здоров.

На следующий день после видения мимо дома, где жили Мошнины, шел крестный ход: несли святыню всей России и города Курска – чудотворную икону Богородицы – Курскую Коренную. Увидев крестный ход из окна, мать Прохора, взяв его на руки, быстро вышла из дома навстречу шедшим: по старинной православной традиции для избавления от тяжких недугов над болящими проносили чудотворные иконы . Так было и в случае с маленьким Прохором. И чудо свершилось! Прохор начал быстро поправляться, а желание служить Господу укреплялось с каждым днем все более: Прохор мечтал стать монахом.

Мать не препятствовала его желанию и благословила на иноческий путь распятием, которое Прохор носил на груди всю свою жизнь. Совершив паломничество пешком из Курска в Киев на поклонение Печерским угодникам, Прохор познал Божию волю через старца Досифея, монаха-затворника Кирово-Печерского монастыря: он должен идти в Саровскую обитель, где Дух Святой будет вести его ко спасению, где он окончит свои земные дни.

Серафим Саровский


Послушав монаха-затворника, Прохор, поклонившись ему в ноги, отправился в путь и в ноябре 1778 года пришел в Саров к настоятелю отцу Пахомию, который ласково принял юношу и назначил ему в духовники старца Иосифа.

Жизнь проходила в ежедневном служении Богу, но и этого Прохору казалось недостаточно: его душа стремилась в уединению. О своем желании он сказал духовнику. Мудрый старец благословил его время от времени уединяться в монастырском лесу для молитвы.

Так прошло два года. Прохор заболел водянкой. Несмотря на молитвы и ухаживания монастырских старцев, ему становилось все хуже и хуже. На предложение вызвать ему врача Прохор ответил отказом, сказав, что предал себя в руки Господа Бога и Его Пречистой Матери.

И снова свершилось чудо: в несказанном свете явилась Матерь Божия в сопровождении святых апостолов Иоанна Богослова и Петра. Богородица коснулась жезлом бока Прохора, и тот же час жидкость, заполнявшая его тело, стала вытекать из него. Прохор быстро поправился. Позднее, на том самом месте, где было явление Богородицы, была построена больничная церковь. Престол для одного из приделов Прохор соорудил собственноручно из кипарисового дерева и всегда приобщался Святых Тайн именно в этой церкви.

В возрасте 32 лет Прохор был пострижен в монашество и получил имя Серафим, что означает «пламенный». Продолжая служение с еще большим старанием и прилежанием, Серафим был посвящен в иеродиаконы и в служении провел еще шесть лет.

И снова чудо! Во время литургии в Великий Четверг «меня озарил свет, в коем я увидел Господа Бога нашего Иисуса Христа во славе, сияющего, светлее солнца, неизреченным светом и окруженного ангелами, Архангелами, Херувимами и Серафимами. От церковных врат Он шел по воздуху, остановился против амвона и, воздвигши Свои руки, благословил служащих и молящихся. Потом он вступил в местный образ, что близ царских врат. Я же, земля и пепел, удостоился особенного от Него благословения. Сердце мое возрадовалось тогда в сладости любви ко Господу».

После этого видения преподобный Серафим словно окаменел: изменившись в лице, он не смог вымолвить даже слова и, введенный под руки в алтарь, простоял неподвижно более двух часов. Придя в себя и осознав случившееся, преподобный Серафим все ночи до самого утра проводил в молитве.

По достижении возраста 39 лет Серафим оставил обитель и поселился в деревянной келье в глухом лесу на берегу реки Саровки, в отдалении от монастыря на пять верст.

Ведя аскетический образ жизни, он по-прежнему служил Богу, истязал свою плоть. Он питался лесной травой, а за плечами носил сумку с камнями и песком, поверх которых лежало Евангелие. Когда его спрашивали, зачем он носит на спине тяжесть, он отвечал: «Томлю томящего меня».

А однажды с ним случилось очередное чудо. Он рубил в лесу дрова, когда к нему подошли трое бродяг и стали требовать денег. Один из разбойников воскликнул:

– К тебе многие приходят просить твоих молитв и наверняка приносят и золото, и серебро!

Преподобный Серафим возразил:

– Я ни от кого ничего не беру.

Разбойники не поверили и стали его избивать. Отец Серафим был очень крепок и силен, а в руках у него был топор. Но ведь он был монахом и не мог ответить ударом на удар, поэтому, предав себя в руки Божии, он отбросил топор и сказал:

– Делайте что вам нужно!

Избив Серафима и оставив его возле кельи, разбойники начали искать в келье деньги, но обнаружили там лишь икону да несколько книг…

Когда отец Серафим пришел в чувство, преодолевая боль, поблагодарил Господа за спасение и помолился о прощении злодеев, а утром побрел в обитель.

Вызванные врачи обнаружили, что голова у Серафима проломлена, ребра перебиты, на теле страшные ушибы и раны. Преподобный уснул. И вот в сонном видении пред ним предстала Матерь Божия с апостолами Петром и Иоанном. «Что вы трудитесь? спросила, обернувшись к врачам, Пресвятая Богородица . – Сей от рода Моего!»

Проснувшись, преподобный Серафим почувствовал, как силы вернулись к нему, и в тот же день он поднялся на ноги. Но в лес, в затвор, он вернулся только через пять месяцев, а спина преподобного навсегда осталась согнутой…

А разбойников потом удалось поймать, вскоре они пришли просить прощения, а Серафим по доброте душевной простил их, так как таких людей он считал не плохими, а больными.

Совершенствуясь в молитве, преподобный Серафим приступил к труднейшему делу – подвигу столпничества.

С 1804 по 1807 годы преподобный Серафим, ни с кем не разговаривая, провел 1000 дней и 1000 ночей в молитве, стоя на камнях: один находился в его келье, а другой стоял в лесной чаще. На камне, находящемся в келье, Серафим стоял с утра до вечера, а на ночь шел к камню в лесную чащу. Воздев руки к небу, он молился, читая молитву: «Боже, милостив буди мне, грешному ».

После смерти Серафима камень, который был в лесу, был расколот на части, а его осколки разошлись по кусочкам по всей России.

В 1810 году преподобный Серафим возвратился в монастырь, где на долгие годы ушел в затвор монашеской кельи. Там он никого не принимал, а только молился, сидя на пне, служившим ему стулом, перед иконой и лампадой. И так прошло 17 лет…

И вновь видение Богородицы, давшей ему благословение на выход из затворения, и повеление принимать посетителей и помогать им духовно. Эта весть быстро разнеслась по всей России, и толпа страждущих двинулась за помощью к старцу: ежедневно, после ранней литургии и до глубокого вечера он принимал людей. Обладая даром прозорливости, он чувствовал духовное состояние, помыслы и обстоятельства, приводившие к нему жаждущих исцеления и духовной помощи.

В конце земного пути Богородица снова посетила Серафима, предсказав ему скорую кончину, и благословила его готовиться к переходу в мир иной. Благословили на это старца и святые, сопровождающие Богородицу. Богородица снова повторила: «Сей от рода нашего». Посещение Богородицей было в присутствии одной из дивеевских сестер, которая затем рассказывала об этом.

Памятник Серафиму Саровскому. Фото Ю. Черниковой


Ушел в мир иной преподобный Серафим 2 января 1833 года, на 79-м году жизни, как и пророчествовал: «Кончина моя откроется пожаром».

1 января 1833 года, в воскресенье, преподобный Серафим в последний раз побывал в храме, причастился и поставил свечи к иконам. Был он очень слаб, но спокоен и радостен. Прощаясь с братией, всех благословлял и утешал.

А на следующий день один из монахов почувствовал запах дыма, исходивший из кельи Серафима. Войдя в нее, он увидел преподобного, стоящего на коленях, с лежащими на аналое руками, на которых покоилась его голова, и тлеющими от упавшей свечи книгами. Огня не было. Монах тронул преподобного за плечо, но ответа не последовало.

Задолго до своей кончины преподобный Серафим изготовил собственноручно дубовый гроб, в котором он и был погребен возле монастырского собора.

С раннего детства находясь под покровом Господа, он стяжал себе великую чистоту душевную и сподобился от Бога высших благодатных дарований учительства, прозорливости, чудес и исцелений.

Многим преподобный Серафим являлся еще при жизни своей и в сонных видениях и исцелял от пагубных болезней, особенно в холерное время, когда от освященной из Серафимова источника воды исцелялись по милости Божией не только отдельные личности, но и жители целых селений.

Бесноватых угодник Божий исцелял иногда одним своим присутствием, крестом и молитвой. Молитвы Серафима были так сильны пред Богом, что бывали примеры восстановления болящих от смертного одра.

Пророчество Серафима Саровского

В начале XX века ожидание конца света было связано с именем Преподобного Серафима. На исходе столетия наблюдалось то же самое. «Будет некогда Царь, который меня прославит , – предсказывал Саровский чудотворец, – после чего будет великая смута на Руси, много крови потечет за то, что восстанут против Царя и Его Самодержавия, но Бог Царя возвеличит». «А скорбь после прославления его имени будет такова, – говорил далее батюшка, – что ангелы не будут успевать носить на небо души». Предсказанное сбылось.

Святых, за их праведную жизнь, неоценимую помощь в исцелении от болезней, с которыми не может справиться медицина, духовное самосовершенствование страждущих, прославляют не только грешные люди, получившие от них помощь, но и сам Господь Бог. Иногда он дает нам, грешным и неверующим, видимые подтверждения святости того или иного человека. Так было и с преподобным Серафимом Саровским .

В Православной Церкви принято открывать святые мощи. Эта традиция, по словам святителя Тихона Задонского, «совершаются:

1) во исполнение воли и указания Божия, ибо чудеса исцелений свидетельствуют о том, что Господь избрал останки своих святых посредством для его милостей людям и помощи страждущим;

2) потому что святые мощи имеют религиозно-нравственное воздействие на душу человека, служат живым напоминанием о святом, возбуждают верующих к подражанию его подвигам и соединяют земную Церковь с небесной, свидетельствуя о существовании бессмертной души и вечной жизни;

3) ввиду того, что святые мощи являются залогом участия угодников Божиих в наших молитвах;

4) потому что святые мощи… есть драгоценный дар в помощь людям».

Согласно этой традиции, 29 июля 1903 года, на 150-м году со дня рождения преподобного Серафима, в храмах Саровской пустыни были совершены заупокойные Всенощные бдения о приснопамятном иеромонахе Серафиме. В Сарове для участия в этом знаменательном событии собралось около трехсот тысяч человек, и 30 июля был совершен грандиозный крестный ход из Дивеевского монастыря в Саровскую пустынь.

Для участия в событии прибыл и император с семьей, как это и предсказывал сам преподобный Серафим.

Вечером следующего дня началось Всенощное бдение, на котором преподобный Серафим был прославлен в лике святых, а на следующий день совершена Божественная Литургия, после которой святые мощи обнесли вокруг престола и положили в подготовленную раку, после чего был совершен крестный ход со святыми мощами вокруг монастырских храмов.

По возвращении крестного хода молящиеся преклонили колена, митрополит Антоний прочитал молитву преподобному Серафиму, и служба закончилась. Но молебное пение не прекращалось и ночью. Так богомольцы славили преподобного Серафима Саровского.

Молитвы Серафима были так сильны пред Богом, что бывали примеры восстановления болящих от смертного одра.

А далее свершилась Октябрьская революция. Что случилось с царской семьей, вы прекрасно знаете, как и то, что по прошествии многих десятков лет по Божьей воле царя с его семьей тоже причислят к лику святых. «Злодеи поднимут высоко свою голову, – говорил он. – Будет это непременно: Господь, видя нераскаянную злобу сердец их, попустит их начинаниям на малое время, но болезнь их обратится на главу их, и на верх их снидет неправда пагубных замыслов их. Земля Русская обагрится реками кровей, и много дворян побиено будет за Великого Государя и целость самодержавия его; но не до конца прогневается Господь и не попустит разрушиться до конца земле Русской, потому что в ней одной преимущественно сохраняется еще Православие и остатки благочестия христианского .

До рождения антихриста произойдут великая продолжительная война и страшная революция в России, превышающие всякое воображение человеческое, ибо кровопролитие будет ужаснейшее: бунты разинский, пугачевский, Французская революция – ничто в сравнении с тем, что будет с Россией. Произойдет гибель множества верных отечеству людей, разграбление церковного имущества и монастырей, осквернение церквей Господних, уничтожение и разграбление богатства добрых людей, реки крови русской прольются…»

Наступает время исполниться и другому пророчеству преподобного.

В русском отеческом предании сохранился удивительный документ, который только сегодня получает широкую огласку. Речь идет о «Дивеевской тайне », где батюшка Серафим признался Мотовилову, что плотью своею в Сарове лежать не будет. «Господу Богу благоугодно взять меня, убогого Серафима, до времени от сея привременной жизни и посем воскресить, и воскресение мое будет, аки воскресение седьми отроков в пещере Охлонской во дни Феодосия Юнейшего».

Каждый христианин знает о воскрешении четырехдневного Лазаря, но немногим известна история воскресения семи Эфесских отроков.

В III веке во время языческого гонения семь молодых христиан укрылись в горной пещере близ города Эфеса в Малой Азии и, уверенные в своей близкой кончине, предались посту и молитве. Действительно, гонитель Декий завалил входное отверстие камнями, дабы непокорные погибли голодной смертью. И вот через 170 лет, в царствование Феодосия Младшего (408–450), вход в пещеру был случайно открыт, и юноши, ничуть не постаревшие, вышли оттуда как живое свидетельство воскресения мертвых. Чудо не есть нарушение законов природы – это явление, которое совершается в соответствие с законами другого, неведомого нам космоса…

По свидетельству церковного историка Никифора Каллиста, сам император Феодосии лично приехал из Константинополя в Эфес, чтобы поклониться восставшим, как дивному свидетельству истины Христовой. Он пробыл в общении с ними семь дней, после чего юноши мирно уснули, уже до Страшного суда, а мощи их прославились многими чудотворениями.

Этот факт существует и независимо от церковного предания, силой исторической достоверности. Он встречается в Эфиопском календаре и других римских мартирологах; мощи юношей видел русский игумен Даниил, совершивший в XII веке знаменитое хождение на Восток; марониты-сирийцы, отколовшиеся от Православной Церкви в VII веке, тем не менее продолжали почитать отроков; современник события, святой Иоанн Колов засвидетельствовал его в житии преподобного Паисия Великого (19 июля). Неслучайно старец Нектарий однажды сказал о науке истории: «Она показывает нам, как Бог руководит народами, и дает как бы нравственные уроки Вселенной…»

С приходом к власти большевиков началось атеистическое наступление на Церковь и объявлена кампания по вскрытию мощей, и в 1920 году на заседании Совнаркома под председательством В.И. Ленина было дано указание наркомату юстиции разработать положение о ликвидации мощей «во всероссийском масштабе », и уже в ноябре 1920 года IX уездный съезд Советов принял решение о вскрытии раки с останками преподобного Серафима Саровского. Мощи были вскрыты 17 декабря. В апреле 1927 года они были изъяты из Саровского монастыря и увезены в неизвестном направлении.

Троицкий собор Серафимо-Дивеевского монастыря


Предположительно они были перевезены в Донской монастырь в Москве, но затем информации о месте их нахождения не было, следы затерялись. Но православные, с Божьей помощью, не теряли надежды на их обретение.

Преподобный Серафим предрек, что после своего воскресения перейдет в Дивеево, которое будет называться так не по имени села, а по всемирному диву. Дивеево и станет местом спасения людей во времена Антихриста . «Когда век-то кончится , – говорил батюшка, – сначала станет Антихрист с храмов кресты снимать да монастыри разорять, и все монастыри разорит. А к вашему-то подойдет, подойдет, а канавка-то и станет от земли до небес! Ему и нельзя к вам взойти-то, нигде не допустит канавка, так прочь и уйдет».

Именно в Дивееве откроется проповедь всемирного покаяния для подготовки ко дню Страшного суда, когда Господь явится с ангелами в пламенном огне, дабы «разлучить боголюбивых от сластолюбивых и смиренно-мудрых от миролюбивых » (Преподобный Амвросий Оптинский). На эту проповедь соберется множество народа со всех концов земли, в этом дивеевская тайна благочестия. И будет открыто четверо мощей, и сам Преподобный возляжет между ними. «Мало в Сарове почивает святых, батюшка, а открытых мощей нет, никогда и не будет, а у меня же, убогого Серафима, в Дивееве будут!»

Долгие годы пророчества эти были весьма туманными, но вот, в конце 1990 года, в Казанском соборе Санкт-Петербурга (в советское время – музей атеизма) при переведении музея из Казанского музея, обнаружены мощи русских святых: святого благоверного князя Александра Невского, святителей Зосимы, Савватия и Германа Соловецких .

В одном из помещений собора, содержащем гобелены, была найдена ничем не приметная рогожка, не имеющая никаких опознавательных реквизитов. Вскрыв ее, присутствующие обнаружили неизвестные мощи, на которых были медный крест и рукавички, на которых было вышито: «Преподобие отче Серафиме» и «Моли Бога о нас». Находка произвела на присутствующих неизгладимое впечатление, и директор музея сообщил о ней патриарху Алексию II.

По благословению Святейшего Патриарха Алексия II было проведено тщательное обследование мощей. Установлено их соответствие по подробному описанию в актах канонизации 1903 года и по протоколу изъятия.

Найденные в музее мощи полностью совпадали с описанием мощей в документах. Не оставалось никаких сомнений в повторном обретении мощей преподобного Серафима Саровского .

В присутствии архиепископов было совершено облачение и положение в раку честных мощей преподобного Серафима, 11 января 1991 года в Казанском соборе состоялась торжественная церемония передачи их Святейшему Патриарху.

С раннего утра до позднего вечера шли и шли люди во всех местах, куда переводились обретенные мощи, прикладывались к святым мощам, помазывались освященным елеем. Народ радовался и ликовал. Так прошло шесть месяцев.

После полугодового чествования в Санкт-Петербурге и Москве мощи батюшки Серафима, согласно пророчеству, были торжественно перенесены в Дивеево.

Завершился крестных ход в Дивееве 30 июля. Исполнились пророческие слова пресвятого Серафима: его святые мощи находятся в Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря . Тысячи людей до сих пор едут к нему, чтобы просить и получить защиту и помощь.

Но в наше время особенно актуально и еще одно предсказание преподобного Серафима: «Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе». Так давайте же все вместе приложим все усилия для того, чтобы это пророчество исполнилось как можно скорее.

Молитва Серафиму Саровскому

О, пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче! Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощь и не утешен отъиде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих. К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания, обилен в тебе явися. Егда же призва тя Бог от земных трудов к небесному упокоению, николиже любовь твоя преста от нас, и невозможно есть исчислите чудеса твоя, умножившаяся, яко звезды небесныя: се бо по всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления. Темже и мы вопием ти: о претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к нему молитвенниче, николиже призывающия тя отреваяй, вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу сил, да укрепит державу нашу, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию да научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу до скончания века. Аминь.

Молитва вторая

О великий угодниче Божий, преподобие и богоносне отче наш Серафиме! Призри от горния славы на нас, смиренных и немощных, обремененных грехми многими, твоея помощи и утешения просящих. Приникни к нам благосердием твоим и помози нам заповеди Господни непорочно сохраняти, веру Православную крепко содержати, покаяние во гресех наших усердно Богу приносити, во благочестии христианстем благодатно преуспевати и достойны быти твоего о нас молитвеннаго к Богу предстательства. Ей, святче Божий, услыши нас, молящихся тебе с верою и любовию, и не презри нас, требующих твоего заступления: ныне и в час кончины нашея помози нам и заступи нас молитвами твоими от злобных наветов диавольских, да не обладает нами тех сила, но да сподобимся помощию твоею наследовати блаженство обители райския. На тя бо упование наше возлагаем, отче благосердный: буди нам воистинну ко спасению путевождь и приведи нас к невечернему свету жизни вечныя Богоприятным предстательством твоим у престола Пресвятыя Троицы, да славим и поем со всеми святыми достопоклоняемое имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Молитва третья

О преподобне отче Серафиме, Бога Истиннаго усердный ревнителю, Церкве православныя новое украшение, христианскаго благочестия дивный подвижниче! К тебе прибегаем, тебе просим, тебе скорбных душ наших помышления отверзаем. Моли Бога о людех, страстьми и суетой мира сего обуреваемых: не престай молитися Ему о всех к тебе притекающих и помощи твоея просящих. Не презри малаго усердия нашего, умножи сие молитвою твоею. Даруй нам благодатию Божиею от скорбей избавление и от болезней исцеление, уврачуй наша недуги душевныя и телесныя, разум наш к познанию православныя веры направи, и Заповеди Божия вся соблюдати нам помози. Ум православных людей от омрачения и неверия сохрани, всем же Христову любовь друг к другу имети сотвори, да тако во благочестии Христове преуспевающе, в радости сердца восклицаем тебе: радуйся, помощниче наш; радуйся, исцеление наше; радуйся, утешение наше; радуйся, исцеление наше; радуйся, утешение наше; радуйся, радосте наша; преподобне отче Серафиме, и нас твоея радости сподоби во веки веков. Аминь.

Величание

Ублажаем тя, преподобне отче Серафиме, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов.

Тропарь, глас 4

От юности Христа возлюбил еси, блаженнее, и Тому Единому работати пламенне вожделев, непрестанною молитвою и трудов в путыни подвизался еси, умиленным же сердцем любовь Христову стяжав, избранник возлюблен Божия Матери явился еси. Сего ради вопием ти: спасай нас солитвами твоими Серафиме, преподобне отче наш.

Кондак, глас 2

Мира красоту и яже в нем тленная оставив, преподобне, в Саровскую обитель вселился еси: и тамо ангельски пожив, многим путь был еси ко спасению: сего ради и Христос тебе, отче Серафиме, прослави, и даром исцелений и чудес обогати. Тем же вопием ти: радуйся, Серафиме, преподобне отче наш.

К герою культового фильма «Остров» старцу Анатолию со всей страны приезжают страждующие за советами и исцелением. Этот образ – не фантазия кинематографистов, подобные подвижники были и есть в реальной жизни. Кто же они такие столь авторитетные и столь любимые народом старцы, память о которых передается из поколения в поколение? Как ими становятся и каким образом им удается достигать такого совершенства?

Духовные гении.

Вот одна история одного из старцев нашего времени . В детстве его звали Иваном. Воспитанный в религиозности, мальчик с детства мечтал стать монахом, но духовник благословил его создать семью. После того как дети выросли и стали самостоятельными, Иван и его жена Клавдия приняли монашеский постриг. В 1991 году отец Даниил поселился в московском Донском монастыре и стал архимандритом и главным духовником обители.

Прихожане как-то сразу полюбили отца Даниила и говорили о нем так: «От него, как от солнышка, светло, тепло, и радостно». За советами к батюшке приходили тысячи людей. По его молитвам воцарялся мир в неблагополучных семьях, рождались дети у бездетных супругов и происходили чудеса исцеления даже от неизлечимых болезней. Ушедшего в вечность два года назад старца Даниила (Сарычева) почитают как святого. Рано или поздно народное почитание наверняка подкрепится официальной канонизацией.

Старчество существует со времен раннего христианства. Старцами называли людей которые как будто видят человека насквозь, проникают к нему в душу. Подобных гениев рождаются единицы на миллионы. И чаше всего старцами становятся монахи. Ведь чтобы достичь подобного совершенства, нужен гигантский духовный труд. Монаху, свободного от мирской жизни легче приблизиться к этому идеалу.

Самые талантливые и несгибаемые монахи получают от Господа великий дар. С точки зрения Церкви, старцы посланы нам для того, чтобы открывать волю Божию, назидать и утешать, помогать духовно и физически исцеляться. Естественно, чаще всего к старцам обращаются именно с болезнями, поэтому здесь проще говорить о зримых результатах. И они поразительны! Молитва старца творит такие чудеса, о которых не слышала медицина.

По своей воле стать старцем невозможно. Духовная гениальность даруется Богом, и дар этот – очень тяжелая ноша. Старец не имеет права расслабиться и отдохнуть, его жизнь – непрерывная война со злом. Кто-то подобно отцу Анатолию из «Острова», обретает дар благодаря невероятно сильному покаянию после совершенного тяжкого греха. Еще чаще старцами становятся люди изначально праведные. Причем «звоночек» может прозвенеть еще в раннем детстве. Духовно одаренным детям не интересны игры и мирская суета, они много молятся и лучше всего чувствуют в храме, куда постоянно стремятся и тянут своих родителей.

Но на пути у старца есть очень серьезная опасность. Старец обречен пожизненно считать себя грешным и каяться даже за кажущиеся безобидными помыслы. Постоянно е покаяние и осознание себя ниже и хуже других – основной метод удержания души в рамках святости. Если старец хотя бы на миг подумает о себе, что он святой, - тяжкое падение ему гарантированно. К сожалению, такие случаи нередки.

Знаменитые святые.

Большинство старцев прошлого канонизированы в лике святых еще греческой православной церковью. Ими были преподобный Антоний Великий, святители Николай Чудотворец и Спиридон Тримифутский и многие другие.

А в нашей стране старчество расцвело после крещения Руси. Самые знаменитые старцы – преподобный Феодосий Печерский, Александр Свирский, Сергий Радонежский и Серафим Саровский, святители Алексий Московский, Тихон Задонский и Иосаф Белгородский, а также великие оптинские старцы.

Некоторые из них жили в обычном человеческом обществе, скрывая свои таланты. Например, казавшийся людям обычным, добрым, работящим чудаком святой Симеон Верхотурский был тайным монахом в миру. Федора Томского знали как бездомного странника. А Василий Блаженный и Ксения Петербуржская и вовсе притворялись душевнобольными неся тяжкий подвиг юродства во имя Христа.

В кровавом 20-м веке Россия держалась молитвами таких любимых народом святых, как Иоанн Кронштадский, Алексий Мечев, Серафим Вырицкий, Феодосий Кавказский.

Многие старцы прошли ужасы сталинских лагерей. Выжившие обрели еще большую духовную закалку. Таким был святитель Лука (Войно-Ясенецкий), сочетавший в себе таланты величайшего хирурга и духовника. Он был лауреатом Сталинской премии по медицине, по его книги «Очерки гнойной хирургии» поныне учатся студенты-медики. При этом его труды посвященные покаянию и духовному совершенствованию, заняли место в списках святоотеческой литературы. Всего лишь взглянув в глаза пациенту, старец Лука мог поставить точнейший диагноз. Однако исцелял он не только скальпелем, но и молитвой. Когда в 1996 году прикрытый темным полотнищем гроб с мощами канонизированного святителя переносили в храм, его сфотографировали. К удивлению, на фотоснимке отобразился высветившийся на темном фоне лик святого в облачение епископа.

Недавно почившие старцы уже почитаются в народе как святые, хотя они еще не канонизированы. Например, переживший революцию, Гражданскую и Вторую мировую войны, коллективизацию и репрессии подвижник с острова Залит отец Николай Гурьянов. К залитскому старцу приезжали не только со всей России, но и со всех концов земного шара. Побывавшие у него люди буквально начинали новую жизнь. На крыше дома батюшки всегда сидели нежно воркующие голуби. А на фотоснимках часто обнаруживались ангелы и светящиеся крестики. 24 августа 2002 года старей Николай завершил свою земную жизнь, но и сейчас помогает людям, молящим его о помощи.

Еще один знаменитый старец – духовник Рождество-Богородичного Санаксарского монастыря схиигумен Иероним (Вередянкин). От одного только общения с ним становилось светло на душе. Батюшка любил шутить и тем самым уже ободрял унывающих. О нем говорили, что он искренне любил всех на свете, даже врагов. Знавшие его лично вспоминают, что порой он читал их потаенные мысли и отвечал на них. В октябре 1997 года паломники и монахи видели в небе над монастырем загадочный огненный крест, который удалось сфотографировать.

После ухода отца Иеронима в Вечность в июне 2001 года у многих духовных детей старца замироточили его фотографии. Старец и сейчас является некоторым людям в видениях и во сне. Кстати, батюшка пророчествовал и в масштабах всей страны. Он видел трудности, с которыми столкнется Россия в начале 21-го века, однако предсказывал, что Отчизна выйдет из них с честью и станет, по его словам, «величайшей страной мира».

Недавно почил старец Иоанн (Крестьянкин), Великий молитвенник, автор замечательных книг по исповеди и духовному совершенствованию. Он тоже предсказывал России грядущее процветание и превращение ее в великую и богатую державу.

Почитаются в народе и женщины-старицы. Любой из нас слышал о святой матроне Московской, к мощам которой ежедневно приходят просить о помощи тысячи людей. Ее продолжательницей считается жившая в окрестностях Северной Столицы под Вырицей блаженная Любушка. К ней, как и к Матронушке ехали люди со всей страны. Даже опытные духовники обращались за советом. Ей были подвластны неизлечимые болезни. Видевшие старицу навсегда запомнили ее лучащиеся любовью небесно-голубые глаза и то, что при общении с ней весь мир казался ярким и очень добрым. Заранее предсказав свой уход в мир иной в сентябре 1997 года, она упокоилась с улыбкой на устах, и перед смертью лик ее сиял как солнце.

К кому обращаются сейчас.

Самый известный из ныне живущих российских старцев – архимандрит Кирилл (Павлов). Веру в Бога он обрел на войне. Участвуя в Сталинградской битве, на развалинах дома молодой боец нашел Евангелие. В 1946 году поступил в духовную семинарию, избрав путь монаха. Многие годы жил в Троице-Сергиевой Лавре, был самым почитаемым наставником московских духовных школ. За советом к нему приходили тысячи православных. Его духовным сыном был Патриарх всея Руси Пимен, а сегодня отец Кирилл – духовник Святейшего Патриарха Алексия II и многих других архиереев РПЦ. К сожалению, в последние годы 88-летний всероссийский батюшка никого не принимает по причине болезней и преклонных лет.

Одним из наиболее влиятельных духовников Церкви считается 81-летний архимандрит Наум (Байбородин). Как и отец Кирилл, он был ветераном Великой Отечественной Войны и после пострижения в монашество поселился в Троице-Сергиевой Лавре. Он покровительствует художникам и иконописцам. Благодаря отцу Науму Россия узнала нового старца – архимандрита Германа, на отчитку к которому отовсюду приезжают люди, одержимые нечистой силой.

Отец Герман (Чесноков) в молодости служил в особом отделе погранвойск Среднеазиатского округа, ловил шпионов и диверсантов. Обретя веру, окончил семинарию и встал перед дилеммой: жениться и стать мирским священником или идти в монахи? За советом он обратился к старцу Науму, и тот благословил его самостоятельно решить свою судьбу в течение ближайшего получаса. Запершись в келье, Александр молился и получил знак свыше. Отец Наум благословил его остаться в монастыре. Позже все узнали его как отца Германа, настоятеля храма Петра и Павла. Он проводит отчитки бесноватых, по его молитвам исцелились тысячи людей одержимых. После отчитки были случаи исцеления от рака и других болезней, а многие бесплодные супруги смогли родить детей.

В Пафнутиево-Боровском монастыре под Калугой служит известный на всю страну схиархимандрит Власий (Перегонцев). Чтобы попасть к нему, люди сутками стоят в очереди. Батюшка видит подлинное состояние души каждого человека. По его молитвам исцелялись от смертельных болезней, начинали трезвую жизнь алкоголики и наркоманы.

Прихожанин нашего храма Сергей однажды навещал отца Власия, и тот его неожиданно благословил:

Хватит тебе уже одному жить, благословляю венчаться!

Так у меня же нет невесты! – оторопел Сергей.

Уже есть, - строго сказал старец. – Хорошая девушка, она как раз приехала в наш монастырь…

Так Сергей познакомился и вскоре обвенчался на красавице Галине. Супруги живут счастливо.

В Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре служит старец Адриан (Кирсанов). Уже несколько десятилетий он отчитывает бесноватых. Были случаи, когда на его отчитках приходили в себя и становились нормальными людьми даже душевнобольные пациенты.

А на Кубани, в Тимашевске, служит старец Георгий (Савва). Ставший послушником монастыря еще в 12-летнем возрасте. В тяжелые 90-е годы он сумел с нуля создать Свято-Духов монастырь, став его настоятелем и введя в нем суровый Афонский устав. Некоторых людей смущает его крайняя строгость и радикализм в воззрениях. Тем не менее о его даре лекаря, травника и прозорливца ходят легенды по всей России.

Волки в старческих шкурах.

Увы, есть и такие «подвижники», общаться с которыми опасно для психического здоровья, а порой и для жизни. Прежде всего это возомнившие себя старцами ущербные священники, причем не только молодые, но и убеленные сединами. Такие «младостарцы» создают вокруг себя группировки попечителей, слепо поклоняющихся непререкаемому авторитету. Вспомним недавно историю с пензенскими затворниками, закопавшимися под землю, и убедимся, что «угроза жизни» вовсе не преувеличение.

Деятельность подобных «старцев». Естественно, замешена на гордыне. Однажды обнаружив в себе какой-нибудь скромный талант, например дар убеждения, они начинают считать себя необычайными людьми, вознесясь над прочей «серостью». Собирают сторонников и суют свой нос даже в их семейный бюджет и интимную жизнь. Демонстрируют неадекватное поведение и отдают преступные приказы. Один из таких «младостарцев» отправил в монастырь молодую мать, которой пришлось для этого бросить мужа и новорожденную дочь. Другой заставил беременную женщину строго поститься, отчего она попала в больницу с угрозой выкидыша. А когда та ушла к другому, нормальному духовнику, он прилюдно проклял ее за «отступничество».

Когда власть «младостарца» находится под угрозой, он способен перейти к угрозам, например: «Пойдете против меня – помните, что молитва у меня сильная! Хотите заболеть или потерять ребенка?..» Или: «Да я тебя так «запечатаю», что ты рожать вообще не будешь!».

«Младостарца» могут запретить в служении, но помогает это не всегда. «Подвижник» часто создает свою «истинную» церковь, являющуюся, по сути, тоталитарной сектой. Наглядный пример – бывший игумен Киприян (Евгений Ц.). За грубые нарушения пастырской деятельности и развращения прихожанок в 2003 году Киприян был запрещен в священнослужении и изгнан из обители. В ответ он увлек за собой несколько десятков фанатиков, почитающих его как святого, и создал псевдоправославную секту. В 2004 году его отлучили от Церкви. Лжестарец сожительствует с юными почитательницами – под видом их «антибесовской закалки». Ц. манипулирует сознанием, применяет гипноз и техники подавления личности, выманивает деньги и квартиры. Некоторые его поклонники потеряли не только семьи, здоровье и честь, но и жизнь.

Косить под старцев побуждает и сегодняшняя мода на «духовных чудотворцев». Выступая от имени православной церкви, самозванцы в рясах принимают клиентов в домовых «храмах» и «обителях». Недавно я узнал об одном таком «старце» Василии. Мой бывший приятель Рома боготворит этого своего «духовника». При этом Рома считает себя православным, но почему-то не задумывается, а почему старец Василий дает столь странные благословения? Например, Роминой жене он разрешил танцевать стриптиз, а затем благословил самого Рому торговать пивом и табаком.

Клиентов у этого подмосковного «старца» хоть отбавляй – ежедневно к нему приезжают сотни страждующих, в очередь встают с ночи. Каждый посетитель покупает дорогие свечи и вносит немалое «пожертвование» (чтобы никто не забыл дать деньги, на двери висит записка с напоминанием). Василий «предсказывает судьбу» по фотографии, «снимает порчу» и «заряжает святую воду». В его устах молитвы чередуются с заговорами…

Я уточнил насчет этого «старца» у настоящих священников. Оказалось, что еще несколько лет назад один протоиерей пытался прикрыть лавочку самозванца, но после угроз вроде «Батюшка, а у тебя сколько детей? Ты что, хочешь кого-то недосчитаться?» - эти попытки прекратил. Так что лжестарец продолжает свою деятельность. И, по утверждению настоящих священников, «его в этом бизнесе явно поддерживает кто-то из влиятельных людей».

К сожалению, подобных волков в старческих шкурах – десятки! Они очень популярны у людей, ищущих мгновенного решения всех своих проблем.

При этом в России немало замечательных старцев и пастырей, узнать которых можно по излучаемой ими любви, умению великолепно исследовать, возвращать на путь истинный и божьему дару исцелять тела и души. А чтобы не попасться в сети лжестарца, стоит взять благословение у опытного духовника. И не забывать о том, что человеку не напрасно даны критический ум и духовная грамотность.