Мудрый сын давида. Царь давид, псалмопевец

И вследствие этого является крупною фигурою и для христианского учения о Мессии.

Давид, сын Иессея, состоятельного человека из колена Иудина, родился в Вифлееме. В ранней юности он уже отличался храбростью в походах царя Саула . Он убил в единоборстве филистимского богатыря Голиафа , за что Саул сделал его начальником своих телохранителей и принял к своему столу. Он дал Давиду в жены дочь свою Мелхолу, а сын его Ионафан сделался ближайшим другом Давида. Но так как Саул заподозрил Давида в том, что тот вместе с Самуилом и группою священников, недовольной вновь учрежденною царскою властью, составил против него заговор, то Давид принужден был бежать от его гнева.

Давид с головой убитого Голиафа. Художник О. Джентилески, ок. 1610

Давид пытался побудить к восстанию одно из 12-ти израильских колен – колено Иудово, но восстание было подавлено, и Давид нашел убежище у исконных врагов своего народа, филистимлян . С их помощью, он поднял знамя бунта против Саула и вступил на филистимскую службу. Когда же Саул и его сын Ионафан, друг Давида, пали в битве с филистимлянами, Давид возвратился на родину и был провозглашен в Хевроне царем, сначала только над коленом Иудовым, а потом и над всеми остальными.

По обычаю всех восточных деспотов, Давид начал свое правление с того, что истребил все мужское поколение Саула; но его блестящее царствование заставило забыть все его жестокие деяния. Он завоевал город народца иевуситов, на месте которого основал сильную крепость Сион. В продолжение первых 13 лет Давид вел счастливые войны с филистимлянами, моавитянами, идумеями, аммонитянами, сирийцами и другими врагами своего народа, так что царство его распространилось от северного угла Красного моря и границы Египта до Дамаска. Свою боевую добычу он посвящал Иегове и воздавал ему хвалу и благодарность за спасение от стольких опасностей и за доставленные ему победы во вдохновенных гимнах.

Давид выработал прочную организацию для своего государства. Город иевуситов, названный им Иерусалимом , он избрал своей столицею. Он построил себе там дворец, укрепил город и увеличил его переселением туда жителей соседних колен. Затем он перенес в Иерусалим ковчег завета и сделал его средоточием национального культа, охрану и отправление которого поручил учрежденной им и преданной ему корпорации священников. Из дани, выплачиваемой ему побежденными народами, и из доходов с царских имуществ Давид образовал значительную казну и учредил, состоявший большей частью из иноземцев, отряд государевых телохранителей. Из всех способных носить оружие мужчин он организовал войско, которое разделил на 12 отрядов по 24,000 чел. в каждом. Князья и судьи каждого колена назначались им самим.

Царь Давид. Научно-популярный фильм

Но правление Давида все-таки отличалось деспотическим произволом, и он сильно подчинялся влиянию своих бесчисленных жен. Вследствие этого явилось много недовольных, во главе которых стал сын его Авессалом , задумавший свергнуть отца с престола. Давид должен был бежать на левый берег Иордана и с оружием в руках возвращать себе собственное царство. Незадолго до смерти Давида произошло новое восстание вследствие того, что он назначил наследником не старшего из оставшихся в живых сыновей (Адонию), а Соломона , сына любимой жены Вирсавии, которую он раньше отнял у военачальника Урии. Попытка Адонии отстоять свои права не удалась.

Давид умер около 965 до Р. X. Его правление по одной из наиболее вероятных хронологий относится к 1005-965 гг. Заслуги Давида перед народом израильским были велики. Священники, обязанные ему своим значением и властью, восхваляли его за его глубокую и твердую веру в единого Бога и называли его «мужем по сердцу Господа». Но рядом с несомненными качествами: храбростью, умом и осмотрительностью, он проявлял и много пороков: был себялюбив, жесток и мстителен. Даже на смертном одре он наказывал Соломону умертвить тех людей, которым обязан был троном или которым он обещал пощадить их.

Входящие в Ветхий Завет Псалмы Давида – произведение первостепенной важности для изучения как поэзии, так и религии евреев. Повествование о жизни Давида содержится в Книгах царств (I, гл. 16 и сл.; II, гл. 1 – 12) и Паралипоменон (I, гл. 11 – 17).

Давид и события его жизни являются излюбленной темой в произведениях многих художников. Давид, как прообраз Христа – в виде пастыря со стадом – и как псалмопевец, часто изображается на древнехристианских мозаиках и в других произведениях живописи (лучшие – Гвидо Рени, Доменикино). Другие события его жизни, особенно битва с Голиафом, помазание Самуилом , грех с Вирсавией, покаяние и пр. также давали темы для картин знаменитейших художников.

Жена царя Давида, мать царя Соломона.

Вирсавия. Наверняка вы слышали это красивое библейское имя. Его носила жена легендарного царя Давида, ставшая впоследствии матерью не менее прославленного - могущественного и мудрого царя Соломона.

« Однажды под вечер Давид, встав с постели, прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину; а та женщина была очень красива». Давид послал слуг разведать, кто она. Оказалось, что это Вирсавия - жена Урии Хеттеянина, храброго воина, находившегося в то время в войске царского военачальника Иоава, осаждавшем аммонитян...

Жан-Леон Жером, Вирсавия и Давид, 99x61 см, масло; 36х23 см, карандаш (Jean-Léon Gérôme, Bethsabée, 1889)

В Ветхом Завете представлена вся драматическая история её жизни и любви:

Вторая книга Царств, глава 11 (2 Цар. 11:1-27) // 2 Samuel 11:1-27

Вторая книга Царств, глава 12 (2 Цар. 12:1-31) // 2 Samuel 12:1-31

Третья книга Царств, глава 1 (3 Цар. 1:1-53) // 1 Kings 1:1-53

Третья книга Царств, глава 2 (3 Цар. 2:1-46) // 1 Kings 2:1-46

Первая книга Паралипоменон, глава 3 (1 Пар. 3:5) // 1 Chronicles 3:5

Каждый, кто пытается разузнать об имени Вирсавия побольше, приходит в изумление от того, что у других народов оно пишется и звучит совершенно не так, как у нас. Вот посмотрите: у англичан Bathsheba , у немцев Bathseba, у итальянцев Betsabea, у испанцев Betsabé, у французов Bethsabée. Евреи, жители современного Израиля пишут Bat Sheva (это в латинской транскрипции, а по-русски Бат Шева).

В чем тут дело? Коротко ответить не получается, пришлось написать целую статью.

1) Βηρσαβεέ μητέρα Σαλωμών по-гречески означает «Вирсавия мать Соломона»

Почему в русском тексте Библии жену Давида зовут Вирсавия, а не Батшеба или Бетсабе, как по всей Европе? На этот вопрос ответа мы не получим, пока не увидим, как имя выглядело в Септуаги нте (греческой Библии), с которой делались переводы Ветхого и Нового Заветов на церковнославянский, а потом и русский языки. Оказалось, что Βηρσαβεέ. Вот маленький кусочек библейского текста на древнегреческом языке: … Βηρσαβεέ μητέρα Σαλωμώ ν …/…Вирсавия мать Соломона…, он взят из 3-й Книги Царств, глава 1, стих 11 (3 Цар. 1:11).

А знаете, как переводчики Библии в древности читали (произносили) это имя? - Конечно же, в соответствии с общими правилами чтения греческих текстов, действующими и сегодня: Β (бета или вита, читается «б» или «в»); η (эта, читается «э» или «и»); ρ (ро, читается «р»); σ (сигма, читается «с»); α (альфа, читается «а»); β (бета или вита, читается «б» или «в»); ε (эпсилон, читается «е»); έ (эпсилон, читается «е»). Ударение в имени Βηρσαβε έ делается на последнем слоге (черточки над греческими буквами обозначают ударение).

Примите в учет еще два соображения: 1) Обычно при переводе и произнесении начальной греческой буквы Β (бета или вита) в личных именах предпочтение отдавалось русскому звуку В : поэтому у нас были имена Варвара, Вероника, Варфоломей и Вениамин, а у католиков в Западной Европе - Барбара, Береника, Бартоломео и Бенджамин; 2) Многие заимствованные имена получали русское окончание -ия: Евдоксия, Евфимия, Евсевия и т.д.

Вот и получается, что в русский перевод Библии жена храброго воина Урии, ставшая затем женой царя Давида и матерью царя Соломона, вошла под именем В и р с а в и я.

// Римский историк Евсевий Кесарийский (263-340 гг, Eusebius of Caesaria ), написавший церковную историю от самого её начала и до 324 года, в своих трудах жену воина Урии называл Βηρσαβεέ ( Eusebius of Caesaria: Gospel Problems and Solutions, Edited by Roger Pearse , с траница 58, строки 2 и 7, а также страница 59, комментарий 38; в приведенном на ссылке оригинальном тексте Евсевий Кесарийский, подробно разбирая Псалом Давида, дважды упоминает имя Βηρσαβεέ). И святой Августин (354-430 гг, Saint Augustine of Hippo), один из отцов церкви (православной и католической), в своих произведениях на латинском языке называл царицу именем Bersabee (Augustin: The Writings Against the Manichaeans and Against the Donatists by Philip Schaff , см. pdf-файл или on-line, стр . 526, п . 87, строки 5 и 14) //.

2) А как было у французов?

У многих европейских народов жену Давида, мать Соломона на протяжении нескольких веков называли почти так же, как у нас (но с латинской спецификой): Bersabe, Bersabee, Bersabé e. Согласитесь, у этих имен намного больше сходства с русской Вирсавией, чем у современных западных имен Bathsheba или Betsabée.

Известный американский переводчик и литературный редактор Стив Додсон (Steve Dodson) в статье Virsaviya/Bersabee (26.02.2005) пишет: «Однажды я что-то искал в русско-английском словаре, и случайно наткнулся на строчку Вирсавия f bib Bathsheba . Здесь какая-то ошибка, подумал я, ведь Virsaviya звучит так непохоже на Bathsheba. После этого я полез в старый русско-французский словарь Dictionnaire Russe - Fran ç ais (by N . P . Makaroff , Saint - P é tersbourg ) , изданный еще в 1908 году, и обнаружил, что еще сто лет назад во французском языке русскому библейскому имени Вирсавия соответствовало имя Bersab é e !

Также оказалось, что словом Bersabée в старину во Франции называли еще и местечко в Палестине, на юго-западе от Иерусалима, в котором библейский Авраам провел немало времени. Сегодня это довольно-таки большой город Беэр-Шева (Be"er Sheva или Beer-Sheva, Beersheba) в пустыне Негев (Negev) на территории современного Израиля, его арабское название Бир-эс-Саба (латинская транскрипция Bir as-Sab). Название города переводится либо как «Колодец семи», либо как «Колодец клятвы». Праотец Авраам (а впоследствии и Исаак) собственными руками вырыл здесь колодец. У этого колодца Авраам заключил мир с Авимелехом, царем Герара, принеся при этом в жертву - в знак клятвы верности - семерых овец. Согласно договору Авраам получил разрешение вечно пользоваться пастбищами и поить свои стада на этой земле. Колодец сохранился до наших дней, при нем работает музей».

Итак, в далеком прошлом французы использовали слово Bersabée в качестве имени библейского персонажа и для названия населенного пункта. Точно так же было и у древних греков: имя любимой женщины царя Давида и библейский город Вирсавия у них назывались одним словом Βηρσαβεέ .

3) В старой доброй Англии царицу звали Вирсавией, а не Батшебой!

Легко убедимся в этом, если возьмем текст английской Библии Джона Уиклифа 1395 года ( ), являющейся переводом Вульгаты (т.е. латинского текста Библии) на староанглийский язык.

Сопоставим аналогичные места из Библии Дж. Уиклифа и русской синодальной Библии:

Genesis 21, 30-34

30 And he seide, Thou schalt take of myn hond seuene ewe lambren, that tho be in to witnessyng to me, for Y diggide this pit.

31 Therfor thilke place was clepid Bersabee , for euere eithir swore there;

32 and thei maden boond of pees for the pit of an ooth.

33 Forsothe Abymelech roos, and Ficol, prince of his chyualrie, and thei turneden ayen in to the lond of Palestyns. Sotheli Abraham plauntide a wode in Bersabee , and inwardli clepide there the name of euerlastinge God;

34 and he was an erthetiliere ether a comelynge of the lond of Palestynes in many dayes.

Книга Бытия, гл. 21, стихи 30-34

30 [Авраам] сказал: семь агниц сих возьми от руки моей, чтобы они были мне свидетельством, что я выкопал этот колодезь.

31 Потому и назвал он сие место: Вирсавия , ибо тут оба они клялись

32 и заключили союз в Вирсавии. И встал Авимелех, и [Ахузаф, невестоводитель его, и] Фихол, военачальник его, и возвратились в землю Филистимскую.

33 И

34 И жил Авраам в земле Филистимской, как странник, дни многие.

А вот фрагмент из перевода греческой Септуагинты на английский язык, сделанный Чарльзом Томсоном в 1808 году (Charles Thomson Bible , 1808):

Различие в названиях и нумерации приведенных здесь библейских книг в параллельных текстах не является ошибкой. Написание английских текстов соответствует грамматике XIV и XIX веков.

Нужно заметить, что не только в священных текстах, но и в светской жизни англичан присутствовало имя Вирсавия. В 1866 году была напечатана книга «Поэмы и баллады» (Poems and Ballads), её автор - очень популярный поэт того времени Алджернон Чарльз Суинбёрн (Algernon Charles Swinburne, 1837-1909). В числе многих других произведений талантливого поэта в ту книгу вошла поэма в жанре пьесы-мистерии «Маска царицы Вирсавии» (A Miracle-Play-Poem “The Masque of Queen Bersabe” ), .

Делаем вполне обоснованный вывод, что до определенного времени в христианском мире именем жены царя Давида почти повсеместно считалось имя Вирсавия (Bersabe, Bersabee и похожие варианты), и попробуем разобраться, когда и почему на ему на смену пришло имя Батшеба (Bathsheba и другие похожие варианты).

И еще одно замечание. В тех старых текстах, где именем царицы было имя Вирсавия (Bersabe, Bersabee и похожие варианты), то же самое имя (Bersabe, Bersabee и похожие варианты) использовалось для названия древнего библейского города, основанного на том месте, где патриарх Авраам вырыл колодец и принес клятву Авимелеху, царю Герара.

4) И вот пришел девятнадцатый век!

В середине XIX века в Палестину, на Святую Землю было совершено несколько серьезных научных экспедиций. По их результатам написаны и изданы многотомные отчеты. Среди них наибольшую известность получил трехтомник американского библеиста Эдварда Робинсона (Edward Robinson, Biblical Researches in Palestine and Adjacent Countries, 1841), а также книги Джона Дурбина (John P. Durbin, Observations in the East, 1845) и Карла Риттера (Carl Ritter, The comparative geography of Palestine and the Sinaitic Peninsula, 1865). Библейский город Вирсавия, это сакральное место, вызывало особенный интерес у всех путешественников.

Но поиск этого города оказался не простым, хотя Палестина и невелика по размерам (« от Дана до Вирсавии» ). Дело в том, что практически все населенные пункты, пустыни, горы, реки и долины в то время носили арабские названия. Это и неудивительно, ведь евреев тогда в Палестине практически не было, к началу 1800-х годов на её территории проживало более 270 тысяч арабов и еще примерно 25 тысяч христиан в городах Иерусалиме, Назарете, Вифлиеме (при общем населении около 300 тысяч).

Эдвард Робинсон (Edward Robinson) , совершивший путешествие в Палестину в 1838 году, был первым, кто сумел доказать, что поселение с арабским названием Bir es-Seba в долине Wady es-Seba, это и есть та самая библейская Вирсавия. Были даже найдены колодцы, вырытые еще Авраамом и Исааком.

Изучая местную топонимику (названия географических объектов), исследователи обратились к древним еврейским текстам, и выяснилось, что исконным названием этого города является Биршеба (Beersheba). Стал очевидным и тот факт, что имя жены Давида, матери Соломона в европейских Библиях отличается от того, как его писали на древнееврейском языке: Батшеба (Bathsheba).

В конце XIX - начале XX века практически во всех текстах Библии вместо единого слова Bersabe (Bersabee, Bersabée ) для названия города и для имени царицы появляются два новых - Beersheba для названия города и Bathsheba (Bath-Sheba) для имени царицы. По времени это совпадает с так называемой Первой алией (1882-1903).

Первая алия (The First Aliyah) - это первая большая волна еврейской иммиграции из Восточной Европы, в том числе из Российской империи в Палестину (почти 25-35 тыс. чел.) и в США (почти 2 млн. чел.). Такое крупномасштабное переселение было вызвано погромами и притеснениями евреев, начавшимися в 1882 году. Среди переселенц ев был о много п оследовател ей религиозных движений Hibbat Zion (Love of Zion / Любящие Сион) и Bilu. Размещаясь в Палестине на территориях, занятых арабским населением, переселенцы пытались переосмыслить не только принятую там топонимику , но и свою древнюю историю. И большинство европейских христиан (как протестантов, так и католиков), охотно пришл о им на помощь.

Вот небольшие отрывки из современных Библий - английской и французской:

Genesis 21 (Бытие 21)

30 He said, You are to accept these seven ewe lambs from me as a witness for me that I dug this well. 31 Therefore that place was called Beersheba , because there both parties swore an oath. 32 Thus they made a covenant at Beersheba ; then Abimelech and Phicol the commander of his army returned to the land of the Philistines. 33 Abraham planted a tamarisk tree in Beersheba and called there on the name of the Lord, the Eternal God.

Genèse 21 (Бытие 21)

30 Il répondit: Tu accepteras de ma main ces sept brebis, afin que cela me serve de témoignage que j"ai creusé ce puits. 31 C"est pourquoi on appelle ce lieu Beer-Schéba ; car c"est là qu"ils jurèrent l"un et l"autre. 32 Ils firent donc alliance à Beer-Schéba . Après quoi, Abimélec se leva, avec Picol, chef de son armée; et ils retournèrent au pays des Philistins. 33 Abraham planta des tamariscs à Beer-Schéba; et là il invoqua le nom de l"Eternel, Dieu de l"éternité.

1 Kings 2:13 (1 Цар . 2:13)

Then Adonijah the son of Haggith came to Bathsheba the mother of Solomon. And she said, l “Do you come peacefully?” He said, “Peacefully.”

1 Rois 2:13 (1 Цар . 2:13)

Adonija, fils de Haggith, alla vers Bath-Schéba , mère de Salomon. Elle lui dit: Viens-tu dans des intentions paisibles? Il répondit: Oui.

5) Что означали слова Биршеба и Батшеба у древних евреев?

За разъяснениями пришлось обратиться к профессиональным толкователям Танаха (еврейского Священного Писания), поскольку исходные тексты Ветхого Завета были написаны на древнееврейском или арамейском языках.

И что оказалось? В Танахе, то есть в еврейской Библии, для местечка в пустыне Негев и возлюбленной царя Давида действительно используются разные слова. Их английской транслитерацией являются соответственно Beer Sheba (Beersheba) и Bath-sheba (Bathsheba) :

Имя Bath-sheba (Bathsheba) на древнееврейском означает «дочь клятвы», это имя возлюбленной и жены царя Давида, матери царя Соломона, его фонетическая запись (phonetic spelling): bath-sheh"-bah;

Beer Sheba (Beersheba) на древнееврейском означает «колодец клятвы» или «колодец семи», то есть место принесения клятвы у колодца, где было отдано семь овечек, его фонетическая запись (phonetic spelling) : be-ayr" sheh"-bah.

// Подробными и доступными справочниками по еврейской Библии являются Bible Hub , BibleGateway и Abarim Publications" (раздел Biblical Name Vault). Предлагаем их вашему вниманию. На сайте Bible Hub наибольший интерес для нас представляют такие статьи: 884. Beer Sheba , 1339. Bath-sheba , 1340. Bath-shua , на сайте BibleGateway полезными будут статьи Beersheba и Bathsheba , а на Abarim Publications" - Beersheba , Bathsheba и Bath-shua. //

6) А русская и греческая православные церкви вносить изменения в текст Библии не стали.

До сих пор и название города, и имя израильской царицы выражаются одним словом - Вирсавия (у нас), Βηρσαβεὲ (у греков) :

Быт. 21:30-33

[Авраам] сказал: семь агниц сих возьми от руки моей, чтобы они были мне свидетельством, что я выкопал этот колодезь. Потому и назвал он сие место: Вирсавия , ибо тут оба они клялись и заключили союз в Вирсавии. И встал Авимелех, и [Ахузаф, невестоводитель его, и] Фихол, военачальник его, и возвратились в землю Филистимскую. И насадил [Авраам] при Вирсавии рощу и призвал там имя Господа, Бога вечного.

3 Цар. 2:13

И пришел Адония, сын Аггифы, к Вирсавии, матери Соломона , [и поклонился ей]. Она сказала: с миром ли приход твой? И сказал он: с миром.

Γ Βασ. 2,13 (соответствует книге 3 Цар. 2:13)

καὶ εἰσῆλθεν Ἀδωνίας υἱὸς Ἀγγὶθ πρὸς Βηρσαβεὲ μητέρα Σαλωμὼν καὶ προσεκύνησεν αὐτῇ. ἡ δὲ εἶπεν· εἰρήνη ἡ εἴσοδός σου; καὶ εἶπεν· εἰρήνη·

1 Цар. 8:2

Имя старшему сыну его Иоиль, а имя второму сыну его Авия; они были судьями в Вирсавии .

Α Βασ. 8,2 (соответствует книге 1 Цар. 8:2)

καὶ ταῦτα τὰ ὀνόματα τῶν υἱῶν αὐτοῦ· πρωτότοκος Ἰωήλ, καὶ ὄνομα τοῦ δευτέρου Ἀβιά, δικασταὶ ἐν Βηρσαβεέ .

7) Вирсавия / Bathsheba в мировой художественной культуре

Библейская история про царя Давида и Вирсавию вдохновила многих художников, среди них (в скобках приведен год написания картины): Ганс Мемлинг (1485, Hans Memling), Жан Бурдишон (1499, Jean Bourdichon), Рафаэль (1519, Raphael), Лукас Кранах Старший (1526, Lucas Cranach Elder), Ян Массейс (1562, Jan Massys), Корнелис Корнелиссен (1594, Cornelis Corneliszoon), Ханс фон Аахен (1615, Hans von Aachen), Рубенс (1635, Rubens), Гверчино (1640, Guercino), Рембрандт (1654, Rembrandt), Виллем Дрост (1654, Willem Drost), Ян Стен (1659, Jan Steen), Себастьяно Риччи (1724, Sebastiano Ricci), Карл Брюллов (1832), Гюстав Моро (1886, Gustave Moreau), Марк Шагал (1956, двойной портрет «Давид и Вирсавия») и др. Любую из картин легко найти в интернете, достаточно набрать фамилию автора, год написания картины и имя её главного персонажа, то есть Вирсавия или Bathsheba.

Скульптурных произведений намного меньше. Наиболее известной скульптурой стала Female Figure - женская статуя, вырезанная в 1571-73 гг скульптором Джамболонья (Jean de Giambologna) из цельного куска белого каррарского мрамора, её высота составляет 115 см. А французский художник Жан-Леон Жером, картиной которого начинается эта статья, в 1896 году создал один из лучших скульптурных портретов нашей героини - Bethsabée / Bathsheba из позолоченной бронзы (gilt bronze), высотой 83 см.

В 1951 на киностудии 20th Century Fox в США был снят цветной фильм « Давид и Вирсавия» (David and Batsheba) с Грегори Пеком и Сьюзен Хэйворд (Gregory Peck and Susan Hyward) в главных ролях.

Фильм получил пять « Оскаров»:

  • за лучшую работу художника-постановщика /Best Art Direction
  • за лучшую операторскую работу / Best Cinematography
  • за лучший дизайн костюмов / Best Costume Design
  • за лучшую музыку / Best Music - композитор Альфред Ньюман (Alfred Newman)
  • за лучший сценарий / Best Writing

Дублирован на русский язык, можно посмотреть: https://my.mail.ru/mail/eshua7/video/147/190.html

Кадры из фильма:

В 1985 году на студии Paramount Pictures снят фильм «Царь Давид » (King David) с Ричардом Гиром и Элис Криге (Richard Gere and Alice Krige) в главных ролях. Композитор Карл Дэвис (Carl Davis). Фильм не снискал высоких наград и оценок, более того, получил Golden Raspberry Award (это премия "Золотая малина", анти-Оскар). Тем не менее, актерская игра была совсем неплохой. Посмотреть фильм с русским закадровым переводом можно здесь: http://kinofilms.tv/film/car-david/7533/ .

8) Библейское имя Вирсавия в качестве современного личного имени

Имя редкое, но используемое: на середину лета 2016 года в «Одноклассниках» было примерно 500 Вирсавий, столько же их «ВКонтакте». 10-15% от общего числа являются никами, но остальные -однозначно имена собственные. Наибольшее число Вирсавий зарегистрировано в России и на Украине.

Звучит убедительно, торжественно: Вирсавия Борисовна, Вирсавия Юрьевна, Вирсавия Андреевна, Вирсавия Владимировна, ...

Уменьшительных форм - масса: Вирса ва, Вирса ша, Вирса ня, Вирсю ша, Ве рса, Ви я, Ви йка, Вия ша, Вию ша, Са ва, Са вия, Са вичка, Са вечка, Саво чка, Са винька, Са венька, Са вушка, Саву ша, Саву ля, Са вик, Са вчик, Ви ра, Ви ря, Ви рька, Ви рка, Виви , Сю ша, Са ша, Вирса вушка, Савёна, Савёнок, Вирсёнок…

Что касается крёстного имени для Вирсавии , то по созвучию хорошо подходит Вера, а по смыслу Василиса или Васса (« царица» , « царственная» ).

Древний израильский народ был разделен на двенадцать колен, которые назывались по именам их прародителей. Колено, в котором родился будущий царь и пророк Давид , носило имя Иуды. Имя отца - Иессей, он занимал один из высоких постов в городе Вифлеем.

Отроческие годы

Давид является дальним предком Его мнимого отца Иосифа (Праведный Иосиф был обручен с Пресвятой Девой Марией). Предположительно, будущий царь родился около 1040 г до н.э. Об этом повествует житие святого царя Давида.

Кроме Давида, в семье было еще семеро сыновей. Он был младше их всех. В отрочестве он работал пастухом овец в хозяйстве своего отца. Уже в то время он стал ощущать в своем теле богатырскую силу, а в душе - талант песнопевца. Его покой нарушали львы, медведи и другие дикие звери, которые покушались красть овец. Но отрок без оружия, с голыми руками гнался за хищником и отнимал овцу, а если зверь проявлял агрессию - могучий отрок мог без оружия убить его.

В свободное время отрок сделал себе струнный инструмент и под его аккомпанемент слагал песни. Впоследствии инструменты этого типа получили название псалтирион (или псалтирь), а вдохновенные песни, которые он сочинял в течение всей жизни, легли в основу Псалтири - одной из основных молитвенных книг православных христиан.

Царь Давид (Герриг ван Хонтхорст, 1611)

Как Царь Саул прогневал Бога

Около 1029 г до н.э. во главе Израильского царства стал Саул из колена Вениаминова, помазанный пророком Самуилом. Но правитель не проявил должного послушания Воле Божьей.

В начале войны с филистимлянами он самовольно принес всесожжения, не дождавшись прихода Самуила. Позднее он не выполнил волю Божию, переданную через пророка, - не уничтожил полностью побежденный варварский народ амаликитян. С того момента Самуил объявил ему, что он навлек на себя Гнев Божий. После этого царствование продолжалось всего несколько лет.

Читайте о других пророках Ветхого Завета:

Кроме того, он заболел психическим недугом - стал впадать в тяжелую депрессию с приступами раздражительности и гнева.

Новый избранник Бога

По повелению Господнему пророк Самуил пришел в Вифлеем, дождался прихода Давида и помазал его елеем на царство. С того дня на отроке была благодать Божья.

Через некоторое время стало известно о психической болезни Саула. Его приближенные старались найти способы облегчить его состояние. Тогда они решили пригласить искусного музыканта и певца. Выбор пал на Давида.

Отроку своей игрой удавалось временно облегчать состояние господина, и юноша был возведен в ранг царского оруженосца.

Поединок с Голиафом

В то время началась очередная война с филистимским народом. Правитель выступил против них во главе войска. Филистимляне предложили потягаться силами и выставили чудовищного великана Голиафа. Никто из израильских воинов не нашел в себе достаточно храбрости, чтобы выйти против него. Голиаф становился все высокомернее и громко ругался на израильтян. Так продолжалось сорок дней.

Интересно. Рост Голиафа составлял почти три метра.

В израильском войске были все сыновья Иессея, кроме Давида. Отец послал его принести братьям пищу. В этот момент он увидел нагло ведущего себя Голиафа и внутренне возмутился. Отрок попросил у царя разрешения выступить против вражеского великана. Правитель согласился. Сначала юношу облекли в воинские доспехи, но он снял их, надел свою обычную пастушескую одежду и взял пращу.

Когда Давид выступил на поединок, Господь такую меткость и силу вложил в его руки, что Голиаф намертво был сражен камнем, пущенным из пращи. Шокированные филистимские воины бежали с поля боя.

Праведный Давид Псалмопевец

Начало вражды

Господин был обрадован этим известием и поставил псалмопевца в ранг военачальника. Войско возвращалось домой с победой, по дороге женщины встречали их песнями, ставившими военные подвиги Давида выше, чем подвиги Саула. Подобное содержание песен очень не понравилось господину. С того времени он начал таить в душе вражду против псалмопевца. Приступы его душевной болезни стали возвращаться.

Занятие - успокаивать музыкой Саула - было очень опасным. Во время особенно тяжких припадков царь два раза метнул в юношу копье, но Бог сохранил его живым. Затем Давид был поставлен начальником над тысячей воинов. Это был хитрый ход правителя, который отправил юношу в опасность на войну, надеясь, что он там погибнет.

Саул, в случае успеха на войне, пообещал выдать за него свою дочь Мерову, но не сдержал обещание, когда воин вернулся с победой.

Господин предложил другую дочь - Мелхолу - и отправил воеводу на войну снова. Тот снова вернулся с победой, и брак состоялся. Саула это раздражало еще больше. Между тем, дружескими чувствами к Давиду проникся Ионафан, один из сыновей господина.

После этого господин больше не скрывал своей ненависти. Когда воин в очередной раз вернулся с войны, царь снова метнул в него копье, а потом послал своих воинов расправиться с ним. Он был окружен в своем доме, но Господь не допустил его смерти, и жена помогла ему спастись.

Годы гонений

С того момента началось открытое преследование избранника. В израильских городах под страхом смертной казни запрещено было принимать его. Мелхола была выдана за другого. Бог послал извещение избраннику через пророка Гада, и тот укрылся в гористой местности вблизи Вифлеема. К нему стали присоединяться другие люди, обиженные правителем. Вскоре собрался небольшой отряд воинов.

Царь со своим войском продолжал преследовать его. Случилось так, что Саул зашел в ту самую пещеру, в которой скрывался Давид. У избранника была возможность убить своего гонителя, но он только отрезал край его мантии. Когда господин вышел из пещеры, Давид показал ему кусок ткани в доказательство того, что он не воспользовался возможностью убийства. Юноша просил примирения и заверял, что в его замыслах зла нет. Сначала это произвело впечатление на гонителя, и тот временно оставил святого в покое.

Мирное настроение длилось недолго. Через некоторое время он опять двинулся во главе войска против помазанника.

И снова произошел подобный случай - Давиду удалось незамеченным проникнуть в шатер, где Саул спал, и взять его копье. Затем он вышел и издали показал копье. Это благородство снова впечатлило гонителя, и он ушел.

Воцарение Давида

Но помазанник не имел полного доверия к обещаниям своего гонителя. Он переселился в филистимский город Секелаг. Как раз началась очередная война между филистимским и израильским народами. Давид вынужден был исполнить свой воинский долг и со своим отрядом пойти против своего родного народа.

Но, Промыслом Божиим, филистимские военачальники потеряли к нему доверие и отправили обратно в Секелаг. К тому моменту город как раз был разорен амаликитянами. Военачальник догнал их, наказал и вернул пленных обратно.

Тем временем шли сражения между Израилем и филистимлянами. Саул потерпел поражение, попал в окружение филистимских лучников и был тяжело ранен. Не желая попадать в руки ненавистного врага и отчаявшись, он покончил самоубийством. Он приказал амаликитянину убить его мечом.

Важно. Это один из трех случаев самоубийств , которые имеют место в Библии (два других - самоубийства Иуды и богатыря Самсона).

В той войне погиб и Ионафан. Амаликитянин с радостью отправился к Давиду, надеясь получить награду. Но реакция помазанника была прямо противоположной - он восскорбел о своем обидчике и приказал казнить вестника.

Памятник царю Давиду в Иерусалиме

Новый царь

После смерти гонителя помазанник стал правителем одной из частей Израильского государства. Остальной территорией правил сын прежнего господина Иевосфей. Продолжалось это недолго. Собственные телохранители предали и убили Иевосфея. Они пришли к Давиду, рассчитывая на награду. Но тот в очередной раз восскорбел о гибели своего соперника и приказал казнить предателей.

После этого помазанник был поставлен правителем над всем Израилем. Столицей нового государства стала одна из крепостей, которую назвали Иерусалимом. Сюда был перенесен Ковчег Завета. Новый царь планировал построить здесь Храм Божий, но через пророка получил извещение о том, что это дело будет доверено его преемнику.

Наступил период справедливого царствования.

Грехопадение святого царя

Но если скорби и гонения оказываются бессильными сломить дух праведника, то впоследствии против него могут начать борьбу роскошь и удовольствия. Царь был пленен красотой замужней женщины и не захотел бороться против греховного желания. То была Вирсавия, жена Урии - одного из воевод.

Давид совершил два тяжких греха - прелюбодеяние и убийство . Он взял себе Вирсавию, а Урию послал на смерть в опасную точку на поле боя, где тот погиб. Возможно, если бы не случилось этой победы дьявола над избранником Божьим, жизнь правителя и его народа могла бы пойти по совершенно другому пути.

Господь через пророка Нафана обличил грехи царя. И хотя тот раскаялся в содеянном, но впоследствии понес тяжкие наказания от Бога.

Важно. В раскаянии Давид сочинил пятидесятый псалом , который позднее станет одной из покаянных молитв христиан.

Читайте о других псалмах Давида:

Наказания за грех

Начались бедствия для царя и народа. Сначала произошла распря между двумя сыновьями царя от разных жен - Амноном и Авессаломом. Авессалом подло убил Амнона и бежал. Но через несколько лет отец простил его. Авессалом не оценил великодушия отца и начал возбуждать против него восстания в народе.

Давид снова, как в годы юности, вынужден был покинуть столицу. Сопровождали его не только сочувствующие, но и враги - они поносили его.

Началась гражданская война. Вокруг законного правителя объединилась верная ему часть народа. Давид особенно беспокоился о том, как бы не был убит Авессалом в сражении, но вопреки его приказам, один из воевод убил Авессалома. Скорбь святого не знала границ.

Гнев Божий был также излит в виде голода и моровых язв для народа. Правитель все принял со смирением.

Мирное окончание царствования Давида

Последние годы правления святого царя прошли в благоденствии и мире. Царь приготовлял для своего наследника материалы для строительства Храма. От Вирсавии родился новый сын Соломон, и именно его Господь избрал в качестве будущего царя. Соломон был помазан на царство еще при жизни отца. Правление святого царя продолжалось сорок лет, и умер он в мире и старости.

Интересно. По одной из версий, гробница царя Давида находится на Сионской горе. На той же горе расположено место, в котором прошла Тайная Вечеря.

Блажен муж

По слову богодухновенного святителя Игнатия Брянчанинова, Давид имел все земные утешения - богатство, силу, славу, красоту, жен и детей, но ни в одном из них не признал блаженства. Человеческое блаженство было найдено им в послушании Воле Божьей и хранении себя от грехов: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых…»

Важно! Этому святому молятся о даре покаяния, о защите Отечества от врагов, о милости от правителей, о православном воинстве, о помощи в плотских искушениях.

Посмотрите видео о царе Давиде

Еврейские пророки воспринимали его как предка будущего Мессии. В царь Давид упоминается как предок Иисуса.

Семья царя Давида

Жены царя Давида.

У царя Давида было множество жен. Посредством брака Давид укреплял свои отношения с различными политическими и национальными группами. Весьма вероятно, что у него было 8 жен:

  • Михаль, вторая дочь царя Саула;
  • Вирсавия, изначально жена одного из военачальников Давида6
  • Ахиноама;
  • Авигея Кармилитянка, ранее жена Навала;
  • Маахи, дочь Фалмая, царя Гессурского;
  • Аггифа;
  • Авитала;
  • Эгла.

Дети царя Давида.

Родословие царя Давида

Царствование царя Давида

Бог гневается, когда Саул, царь Израиля, не исполняет Его волю, а потому он посылает пророка Самуила помазать юного Давида, младшего сына Иессея из Вифлеема, на царство. Так Господь проявил Свое намерение.

…Он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицем. И сказал Господь: встань, помажь его, ибо это он. И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после…

После этого случая ничего не изменилось в жизни Давида, он все также пас скот и играл на лире своим стадам.

Дух Господень отступил от Саула, и возмущал его злой дух от Господа. Царедворцы Саула рекомендуют ему найти талантливого музыканта, чтобы тот музыкой своей успокаивал Саула. Так Давид, который прекрасно играл на лире, становится придворным музыкантом и музицирует, чтобы успокоить царя, которого время от времени беспокоит злой дух.

П.П. Рубенс Давид и Голиаф. 1616 год

Саул назначает Давида командующим над армией. Весь Израиль любит Давида, но его популярность вызывает у Саула страх и ненависть. Он планирует убийство Давида, однако сын Саула Ионафан предупреждает Давида о коварных планах своего отца и Давиду удается сбежать. Сначала он бежит в Номву, где ему помогает священник Ахимелех, затем бежит в филистимский город Геф, намереваясь искать убежища у царя Анхуса. Спустя некоторое время Давид понимает, что снова находится в опасности, и скрывается в пещере Одоллама со своей семьей.

Давид планировал искать убежище у царя Моава, но пророк Гад передает ему Божье веление отправиться в лес Херет, а затем в Кеиль, где Давид принимает участие в дальнейшей битве с Филистимлянами. Саул планирует завоевать Кеиль и захватить Давида, поэтому Давид покидает город, чтобы защитить его жителей. Давид укрывается в горах, а затем в пустыне Негев.


Местные жители рассказывают Саулу, где скрывается Давид. Саул входит в пещеру, где укрывался Давид со своими людьми. Давид понимает, что он имеет возможность убить Саула, но он этого не делает. Вместо этого он тайно срезает угол одежды Саула и, когда Саул вышел из пещеры, Давид вышел на поклон к Саулу и продемонстрировал кусок отрезанной одежды, тем самым дав Саулу понять, что не имеет претензий на Царство и не собирается воевать с Саулом. Таким образом, двое помирились, а Саул признал Давида в качестве своего преемника. Теолог Дональд Спенс-Джонс считает, что, «одна из самых красивых особенностей многогранной природы Давида – преданность Саулу и дому Саула».

Давид выходит из пещеры на поклон к Саулу

У Давида была возможность убить царя Саула и впоследствии, однако он ей также не воспользовался. Этот случай описан в . Давид застал Саула спящим, но не послушал совета Авесса и не стал поражать спящего Саула копьем и не дал этого сделать Авессе.

После смерти Саула и его сына, старейшины Израиля пришли в Хеврон к Давиду, считавшемуся Божьим помазанником. Вскоре Давид завоевывает Иерусалим и делает его своей столицей. Он переносит Ковчег Завета в Иерусалим, намереваясь построить здесь храм, но пророк Нафан (Натан) запрещает ему, пророчествуя, что Храм должен быть построен одним из сыновей Давида . На протяжении всей своей жизни, Давид готовил все необходимое для строительства Храма, чтобы упростить задачу своему сыну.

Натан также пророчествует, что Бог заключил Завет с домом Давида:

престол твой устоит во веки

Давид регулярно одерживал победы над Филистимлянами. Моавитяне, Идумеяне, Амаликитяне и Аммониты платили ему дань. Практически все войны, которые вел Давид, носили изначально оборонительный характер: Давид в первую очередь защищал свое Царство. Однако эти войны закончились созданием империи Давида, которая простиралась по обе стороны реки Иордан, аж до Средиземного моря.

Давид разделил страну на двенадцать округов, каждый со своими гражданскими, военными и религиозными институтами. Он также утвердил Иерусалим в качестве светского и религиозного центра двух Царств. Люди из других округов начали совершать паломничества в Иерусалим каждый год на праздники.

Давид и Вирсавия.

Марк Шагал. Давид и Вирсавия, 1956 год

Давид соблазняет Вирсавию, жену своего военачальника, и желает смерти ее мужу. В ответ, Натан пророчествует наказание, которое падет на Давида.

… этим поступком ты дал повод врагам Бога хулить Его, умрет родившийся у тебя сын…

Сын Давида Авессалом восстает против отца. Давид подавляет восстание, но приказывает воинам, которые преследовали Авессалома в лесу Ефремовом, сохранить жизнь его сыну. Авессалом цепляется за деревья своими длинными волосами и падает жертвой трех стрел Иоава. Давид долго оплакивает смерть своего любимого сына.

Греховная связь Давида с Вирсавией считается также причиной многих горестных событий в семье царя Давида. К примеру, изнасилования его дочери Фомарь его старшим сыном Амноном, а также убийства Амнона от руки его же брата Авессалома.

Старость и смерть царя Давида.

В старости Давид был прикован к постели. Он постоянно чувствовал холод и никак не мог согреться. Свой трон он завещал Соломону, сыну от Вирсавии. Адония, старший сын Давида, объявил себя царем. Однако в ответ на это Давид публично помазал на царство Соломона. Опасаясь возмездия, Адония бежал к жертвеннику в Иерусалиме, однако Соломон его помиловал. Давид умер в возрасте 70 лет после 40 лет правления. На смертном одре Давид наставляет Соломона ходить путями Бога и отомстить врагам.

Похоронен царь Давид был на горе Сион. Согласно Новому Завету, именно на этом месте проходила Тайная вечеря.

Царь Давид в истории и археологии

Вопрос о том, является ли царь Давид реальной исторической фигурой актуален до сих пор. До недавнего времени не было никаких подтверждений историчности Давида. Однако, некоторые, найденные не так давно, археологические артефакты говорят о том, что Давид, вероятно, действительно реальный исторический персонаж.


Стела Тель-Дан (покрытый надписями камень), воздвигнутая в Дамаск в конце 9 - начале 8 века до н. э. в ознаменование победы правителя над вражескими царями, содержит фразу bytdwd , которую большинство ученых переводят как «дом Давида». Вполне вероятно, что это отсылка к династии Иудейского Царства.

Стела Меша

Стела Меша из Моава, датируемая примерно тем же периодом, также содержит имя Давид в двух местах. Кроме двух стел, имя Давида также встречается на барельефе в Египте. Все остальные свидетельства о жизни и царствовании Давида исходят из библейской литературы. При этом многие библеисты считают, что библейское повествование о единой израильской монархии – есть всего лишь идеологическая пропаганда, созданная в VI век до н. э. и что фигура Давида не исторична.

Археологические данные свидетельствуют, что в 10 веке до нашей эры (во времена Давида), Иудея была мало населена, а Иерусалим был небольшой деревней. В следующем столетии наблюдался расцвет Иудейского Царства. Иудея постепенно переросла из места, населенного различными племенами, в небольшое государство. Эти факты не подтверждают, но и не опровергают возможность существования царя Давида как реальной исторической персоны.

Некоторые исследователи верят в историчность Давида, однако не в его статус. К примеру, Барух Халперн считает, что Давид был пожизненным вассалом Анхуса, Филистимского царя. Израиль Финкельштейн и Нил Ашер Зильберман описывают Дэвида, как харизматичного лидера шайки разбойников, которые захватили Иерусалим и сделали его своей столицей. Израиль Финкельштейн и Нил Ашер Зильберман отвергают идею о том, что Давид правил двумя Царставами. Они предполагают, что он был небольшим вождем Южного Царства (Иудеи). При этом они подчеркивают, что во времена Давида Иудея была политеистическим государством, а библейские сюжеты о Давиде были созданы по легендам намного позже и являются попыткой изобразить прошлое как золотой век монотеистической монархии лишь для того, чтобы утвердить современные им интересы.

Стивен Маккензи, автор биографии царя Давида, полагает, что Давид на самом деле происходил из богатой семьи и был «амбициозным и безжалостным» тираном, который на пути к власти убил своих противников, включая собственных сыновей.

Псалмопевец Давид

Давид считается автором всех или большинства псалмов Псалтыри. По другой версии, он он только редактировал Псалтырь. Многие псалмы связаны с конкретными событиями в жизни Давида (напр., псалмы 3, 7, 18, 34, 51, 52, 54, 56, 57, 59, 60, 63 и 142).

Фигура Давида в Христианстве

Концепция Мессии - главная в христианстве. Первым земным царем, правящим по божественному назначению («помазанником») был царь Давида. История Давида является предысторией к понятию Мессианства в раннем христианстве. Так Давид в качестве лидера и царя был посредником между Богом и народом. В ранней Церкви считали, что жизнь Давида предвещала жизнь Христа: они родились в одном месте, Давид был пастухом, что указывает на Христа.

Память Давида.

В Римско-католической церкви и лютеранской церкви память Давида празднуют 29 декабря. В Восточной Православной Церкви отмечают День Святого праведного пророка и царя Давида в воскресенье святых Праотцев (за два воскресенья перед великим праздником Рождества Христова). Память Давида также отмечают в воскресенье после Рождества Христова, вместе с Иосифом и Иаковом, братом Господа.

В 965 году до н. э. в возрасте 70 лет завершил свой жизненный путь израильский царь Давид. Погребён он был в Иерусалиме на Сионской горе, именно там, где через много веков состоялась Тайная Вечеря, предшествовавшая страданиям и крестным мукам Иисуса Христа. Образ этого библейского персонажа стал олицетворением былого величия еврейского народа и упования на его грядущее возрождение.

Молодой помазанник Божий

По свидетельству Ветхого Завета, у благочестивого вифлеемлянина Иессея и его жены моавитянки Руфи, живших в XI веке до н. э., подрастало восемь сыновей, младшим из которых и был будущий библейский царь Давид. Принято считать, что на свет он появился в 1035 г. до н. э.

Священное Писание повествует, что ещё в юные годы мальчик отличался не только красотой и силой, но удивительным красноречием, а также умением играть на киноре ─ древнем струнном инструменте.

Житие, или, проще говоря, биография царя Давида, начинается с того, что перед читателями он предстаёт юным пастухом, проводящим дни и ночи вместе с отарами овец на склонах холмов, окружавших его родной город Вифлеем. Юноша отличался храбростью, защищая своих подопечных от медведей и львов.

В те годы народом Израиля правил царь Саул, ставший первым но затем отвергнутый Им за непокорство и гордыню. Поэтому Господь послал пророка Самуила тайно помазать на царствование Своего нового избранника, которым и стал юный пастух ─ младший сын вифлеемлянина Иессея. С того момента, когда пророк исполнил эту великую миссию, на будущем царе Давиде почил Дух Божий, и он стал исполнителем Его святой воли.

Царское благоволение, сменившееся ненавистью

Волею Всевышнего Давид обрёл благодать в глазах остававшегося ещё несколько лет у власти царя Саула. Этому послужили два эпизода, описанных в Ветхом Завете. Одним из них является чудесная игра юноши на киноре, которой он сумел успокоить душевные муки царя, а другим ─ его победа над великаном Голиафом. В Писании говорится, что, придя накануне решительной битвы с филистимлянами в лагерь израильтян, он принял вызов на поединок у этого грозного богатыря и, сразив его выпущенным из пращи камнем, обеспечил победу своему народу. Этот подвиг позволил Давиду войти в ближайшее окружение царя и завоевать дружбу его сына Ионафана.

Но случилось так, что слава молодого воина, достигшая всех уголков страны, вызвала в Сауле жгучую зависть и стала причиной того, что прежнее благоволение сменилось ненавистью. Неоднократно царь пытался убить Давида, но сделать это открыто он не мог, опасаясь всеобщего возмущения, и поэтому прибегал к различным уловкам и козням. Когда же стало очевидным, что кровавая развязка неизбежна, опальный герой был вынужден бежать и долгое время скитаться в пустыне, ища там спасение от своих преследователей. За годы странствий он близко узнал жизнь простого народа и научился состраданию к людям.

На службе у бывших врагов

Однако его прежняя слава не была забыта, и постепенно вокруг будущего царя Давида стали собираться все, кто стал жертвой притеснений и обид. Из них со временем сформировался многочисленный отряд, во главе которого опальный помазанник Божий покинул страну и временно поступил на службу к своим прежним врагам ─ филистимлянам и их царю Анхусу.

Обретя в его лице покровителя, Давид и его сторонники поселились в пограничном городе Секелаге, откуда совершали набеги на поселения соседствовавших с ними племён амолектиян. Часть награбленного шла по договору Анхусу, а остальная добыча делилась между изгнанниками. Давид был лоялен по отношению к царю, но когда тот призвал его для участия в военном походе на Израильское царство, сумел хитростью уклониться от необходимости воевать с собственным народом.

Воцарение Давида в Иудее

Последовавшая затем война стала губительной для израильтян. В битве при Гелвуе филистимляне нанесли им сокрушительное поражение, стоившее жизни царю Саулу. Будучи тяжело раненым и предвидя неизбежное пленение, он совершил самоубийство, пронзив себя собственным мечом. В тот же день погиб и его сын Ионафан, не раз спасавший Давида от преследований отца.

Несмотря на то что Давид лично не принимал участие в битве, он тем не менее воспользовался победой филистимлян, и прибыв со своим отрядом в город Хеврон, находившийся в южной части Израильского царства, был официально помазан на царствование. Однако в течение последующих семи лет власть царя Давида распространялась не на всю страну, а лишь на её часть, именовавшуюся Иудеей. Такое название она получила вследствие того, что жили там представители колена Иуды ─ одного из двенадцати сыновей еврейского праотца Якова. На остальной же территории правил один из оставшихся в живых сыновей Саула.

Во главе всего Израиля

Происшедшее разделение единого некогда государства привело к междоусобной борьбе, в результате которой победу одержали иудеи. Сразу после окончания военных действий в Хеврон прибыли израильские старейшины и призвали Давида царствовать над всей страной. Так Господь возвёл над еврейским народом Своего помазанника, отмеченного по Его поведению ещё пророком Самуилом. В те дни Давиду едва исполнилось 30 лет.

Строительство Иерусалима

Став царём Израиля, Давид явил миру образец мудрости и непреклонной решимости в борьбе с врагами. Им было одержано множество побед, и вскоре никто из соседних правителей не решался на него напасть. В течение первых семи лет правления пока царская резиденция помещалась в Хевроне, шло строительство новой столицы государства ─ Иерусалима, название которого с древнееврейского языка переводится как «Город мира».

В центре его установили скинию, в которую была перенесена величайшая святыня еврейского народа ─ Ковчег Завета ─ переносной ларь, в котором хранились каменные Скрижали с заповедями, полученными Моисеем на а также сосуд с Манной Небесной и посох Аарона. Это ещё более повысило статус новой столицы.

Великий псалмопевец

Через Своего пророка Господь возвестил царю Давиду, что отныне его дом будет царствовать вовеки, и из него в будущем явится миру Мессия. Заметим, что последователи иудаизма до сего дня ожидают исполнение пророчества, тогда как христиане считают, что оно исполнилось в лице Иисуса Христа.

Господь наделил Своего избранника множеством талантов. В частности, Он одарил его искусством сложения псалмов ─ религиозных стихов, объединённых затем в сборник, известный, как «Псалтырь царя Давида», и включённый в число священных книг Ветхого Завета. Его выходщие за рамки иудаизма тексты широко используются во время различных христианских богослужений. Особенно востребованными являются 40-й, 50-й и 90-й псалмы царя Давида. Но кроме этого чтение полного текста входит в порядок исполнения многих христианских обрядов. Например, принято читать «Псалтырь» над телами усопших.

Несбывшиеся мечты

Сорок лет правления царя Давида (именно столько времени он находился у власти) стали периодом необычайного благоденствия всего еврейского народа. Являясь мудрым правителем, он всячески обустраивал государство и крепил у его жителей веру во Всевышнего. За споспешествовал ему во всех начинаниях, за исключением лишь одного.

Дело в том, что перенеся в Иерусалим Ковчег завета и поместив его в походной скинии, Давид замыслил сооружение грандиозного Храма. Однако при всём благоволении к Своему избраннику, Господь не позволил ему это сделать, а благословил на столь великое деяние сына царя Давида ─ Соломона, о рождении которого будет рассказано ниже. Устами пророка он возвестил, что, участвуя в войнах, он был вынужден пролить много крови, а возводить Дом Божий надлежит лишь чистыми руками.

Таким образом, честь построения Храма Давид был вынужден уступить своему сыну, но в последующие годы сделал в этом направлении всё, что было возможно. Он собрал необходимые денежные средства, разработал чертежи построек, входящих в храмовый комплекс, а также подготовил эскизы атрибутов будущих богослужений. Всё это он передал Соломону, значительно облегчив тому выполнение предстоящей задачи.

Вражьи искушения

Несмотря на то что вся история царя Давида являет собой повесть об истинном служителе Божьем, ставшим воплощением неисчислимых благодетелей, был и в его жизни эпизод, испортивший общую картину и даже отчасти подмочивший репутацию. Враг рода человеческого, как известно, нередко выбирает объектом своих происков наиболее праведных людей. Не упустил он возможность помешать и царю Давиду.

Однажды вечером сатана привёл его на балкон, с которого открывался вид на двор соседа ─ военачальника Урии Хеттеянина, как раз в тот момент, когда в бассейне плескалась его обнажённая жена Версавия. По обычаю Востока, у царя было множество жён и наложниц, но такой красавицы ему видеть ещё не приходилось.

Приковав к ней взоры Давида, враг рода человеческого разжёг нестерпимый огонь в его плоти (сатана ─ мастер на эти дела). Зная, что мужа Версавии дома нет, поскольку тот был отправлен в длительный поход, царь приказал слугам доставить к нему молодую женщину, которая, к слову сказать, не выразила ни малейшего возмущения по поводу столь явного вероломства, или, как сейчас модно говорить, сексуального домогательства.

Впадение в ещё более тяжкий грех

Потакая и далее ненасытному сластолюбцу, она вскоре от него забеременела и произвела на свет сына. В отличие от сотен других женщин, разделявших с царём его ложе, Версавия до такой степени пленила сердце Давида, что тот решил сделать её своей официальной женой, но для этого требовалось как-то избавиться от мужа.

Лукавый и тут не упустил случая вмешаться. По его наущению, царь послал командующему войском, в котором сражался Урия, письмо с приказом направить того в самое опасное место, где бы ему грозила неминуемая смерть. Тот в точности исполнил повеление царя. Овдовев, Версавия вскоре стала законной женой царя Давида. Такой поступок вызвал гнев Господа Бога, и через пророка Нафана Он обличил Своего помазанника в преступлении, совершённом перед Небом и людьми.

Глубокое покаяние

Осознав всю глубину своей вины, царь принёс Господу глубочайшее покаяние, которое легло в основу знаменитого 50-го псалма, до сего дня произносимого при чтении «Утреннего молитвенного правила» всеми воцерковленными православными людьми. После этого волнующего текста принято возносить молитвы царю Давиду о его ходатайстве перед Престолом Божьим о прощении тех или иных наших грехов, отягощающих совесть.

Вняв столь страстным покаянным речам, Господь через того же пророка Нафана сообщил Давиду о том, что он прощён, но должен понести наказание, которым станет смерть сына, рождённого ему Версавией ещё до вступления в брак. Вскоре ребёнок действительно умер, но через год любимая жена подарила ему нового, которым стал будущий великий царь Израиля Соломон ─ строитель Первого Именно поэтому в молитвах царю Давиду звучат прошения не только об отпущении грехов, но и о ходатайстве пред Господом о ниспослании достойных наследников.

Конец жизненного пути

Главной заботой в последние годы правления царя Давида стали проблемы, связанные с вопросом престолонаследия. У него было много сыновей. Не дожидаясь кончины отца, некоторые из них начали вести жестокую борьбу за власть. Особенно дерзким и неукротимым оказался старший сын Авессалом. Библия рассказывает, что под внешней красотой и изяществом, в нём скрывалась коварная и жестокая душа. Собрав из своих сторонников многочисленный отряд, он выступил с войной против собственного отца, и только воля Божья помешала осуществлению его коварных замыслов.

Не успела развеяться печаль Давида, вызванная вероломством старшего сына, как следующий за ним по возрасту Савей поднял новый мятеж, а когда и он был усмирён, свой меч на отца поднял его третий сын ─ Адония. Эта борьба с собственными сыновьями отравила последние годы жизни царя и подорвала его душевные силы. Чувствуя приближение смерти, он по настоянию Версавии и пророка Нафана объявил наследником престола своего сына Соломона, помазав его на царствование. Ушёл из жизни царь Давид в 965 году до н. э., и сегодня его могила на входит в число величайших святынь еврейского народа.