Кондиционер двухступенчатого испарительного охлаждения. Центральные системы кондиционирования воздуха в зданиях стр.97 Кейс: Оценка затрат косвенной системы адиабатического охлаждения по сравнению с охлаждением с использованием чиллеров

полнительное к авт. свид-ву Кл,В 60 Ь 3/04 210627 22) Заявлено 03.01.7 присоединением заявки3) Приоритет судврственныи нвмитетавета Министрав СССРпо делам изоервтенийн открытий Бюллетень47 3) Опубликовано 25.1 629,113.06,628.) Дата опубликования описания О 3 О 3 2) Автор изобре В. В. Уткин Специализированное конструкторское баро по специальным гусеничным тракторам класса 2 Г тяги(54) КОНДИЦИОНЕР ДВУСТУПЕНЧАТОГО ИСПАРИТЕЛЫ 1 ОГО ОХЛАЖДЕ 11 И пенчатогожашие воун очную й в теп наломОднако ения 10 ффективности испарительуночная камера для шей в теплообменник Изобретение касается транспортсредств,Известны кондиционеры двустуиспарительного охлаждения, содердовоздушный теплообменник и форскамеру для охлаждения поступаюшелообменник воды, выполненную с кподачи воздуха от теплообменника.эффективность испарительного охланедостаточна.Для повышения эное охлаждение 1 форсохлаждения поступаю воды снабжена каналом для подачи воздухаиз внешней среды, отделенным волнообраз- цной перегородкой от канала подачи воздухаот теплообменника, при эом оба каналавыполнены сужаюшимися по направлению ковходному отверстию форсуночной камеры.На фиг, 1 изображен предлагаемый кон диционер, продольный разрез; на фиг. 2 -разрез по А-А на фиг. 1.Кондиционер состоит из вентилятора 1,приводимого во вращение двигателем 2;водовоздушного теплообменника 3 и форсу- б ночной камеры 4, снабженной каплеуловите лем 5, В форсуночной камере 4 установлены два ряда форсунок 6, Форсуночная камера имеет входное 7 и выходное 8 отверстия и воздушный канал 9. Для циркуляции воды в первой ступени соосно с двигателем установлен водяной насос 10, подающий воду по трубопроводам 11 и 12 из бака 13 в форсунки 6,. Во второй ступени кондиционера установлен водяной насос 14, подаюший воду по трубопроводам 15 и 16 из бака 17 в распыливаюшее устройство 18, смачиваюшее орошаемую башню 19. Здесь же установлен каплеуловитель 2 О.При работе кондиционера вентилятор 1 прогоняет воздух через теплообменник 3, При этом воздух охлаждается, и часть его направляется во вторую ступень (основной поток), а часть через канал 9 - в форсуночную камеру 4, Канал 9 выполнен плавно сужаюшимся в направлении ко входному отверстию форсуночной камеры, благодаря чему скорость потока увеличивается и в зазоры 21 между каналом 9 и входным отверстием камеры 7 подсасывается3наружйый воздух, увеличивая массу вспомо гательного потока, который, пройдя камеру 4, выбрасывается в атмосферу через от верстие 8. Основной поток во второй ступени проходит башню 19 орошаемого слоя, где дополнительно охлаждается и увлажняется и через каплеуловитель 20 направляется в обслуживаемое помещение, Вода, циркулирующая в первой ступени, нагревается в теплообменнике 3, охлаждается в форсуночной камере 4, сепарируется в каплеуловителе 5 и через отверстие 22 стекает снова в бак 13. Вода во второй ступени после орошения башни 19 и сепарации в каплеуловителе 20 через отверстие 28 стекает в бак 17.Формула изобретения1, Кондиционер двуступенчатого испарительного охлаждения, преимушественно для. 4транспортного средства, содержаший водовоздушный теплообменник и форсуночнуюкамеру для охлаждения поступающего в: теплообменник воды, выполненного с кана лом подачи воздуха от теплообменника,о т л и ч а ю ш ий с я тем, что, сцелью повышения эффективности испарительного охлаждения, форсуночная камера дляохлаждения поступаюшей в теплообменник 10 воды снабжена каналом для подачи воздуха из внешней среды, отделенным перегородкой от канала подачи воздуха от теплообменника, при атом оба канала выполнены сужающимися по направлению ко 15 входному отверстию камеры.2. Кондицйонер по п. 1, о т л и ч аю ш и й с я тем, чтоперегородка выпол нена волнообразной.а

Заявка

1982106, 03.01.1974

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО ПО СПЕЦИАЛЬНЫМ ГУСЕНИЧНЫМ ТРАКТОРАМ КЛАССА 2Т ТЯГИ

УТКИН ВЛАДИМИР ВИКТОРОВИЧ

МПК / Метки

Код ссылки

Кондиционер двухступенчатого испарительного охлаждения

Похожие патенты

13 - 15 теплообменников 10 - 12 сообщены с полостью А отливной камеры 16, полость Б которой со- з общена трубопроводом 17 с кингстонным каналом 3. Коллектор 6 гидравлическим связан с емкостью 18, которая трубопроводом 19 сообщена с отливной камерой 16, имеющей забортное отверстие 20 и отверстие 21 в перегородке между полостями А и Б.Система работает следующим образом.Охлаждающий насос 4 принимает воду, поступающую в кингстонный канал 3 через перемычку 2 из кингстонного ящика 1, и подает ее по напорным трубопроводам 5 и 7 -- 9 через коллектор 6 к теплообменникам 10 - 12, из которых подогретая вода по отливным трубопроводам 13 - 15 поступает в полость А отливной камеры 16. При заполнении полости А вода через отверстие 21 переливается в...

Эа счет теплового излучения от поверхности нагретой полосы непосредственно к рабочей поверхности холодильника, расположенной сверху и снизу обрабатываемого металла с максимальными угловыми коэффициентами излучения,На фиг,1 показано устройство для охлаждения полось в ермической печи, разрез Б-Б на фиг.2; ия Фиг,2камера конвективного охлаждения по" лосы, разрез А-А на Фиг.1; на фиг.3- конструкция кольцевого газового сопла.Устройство для охлаждения полосы 1, движущейся по Роликам 2, уста" навливается в термическом агрегате после камеры радиационного охлажде" ния 3 и уплотняется при выходе полосы затвором 4, По обе стороны от обрабатываемой полосы расположены цилиндрические водоохлаждаемые поверхности 5, Циркуляционный вентилятор 6...

6 с охладителями 7 и 8 масла и пресной воды и ветвь 9 с охладителем 10 наддувочного воздуха и глушителем 11. Вода из ветви 6 сливается через отливной киигстон 12, а из ветви 9 - через трубу 13 в бортовой патрубок 14 глушителя 11. Автоматическое гидравличес О кое сопротивление 15, установленное на ветви 6, состоит из корпуса 16 переменного проходного сечения, конусообразной тарелки 17 со штоком 18, направляющей втулки 19, закрепленной на корпусе 16 стойками 20, пружины 21 и регулировочных гаек 22.Система работает следующим образом.Насос 4 забортной воды забирает воду через приемный кингстон 2 и фильтр 3 и нагнетает ее по ветви 6 на охладители 7 и 8 масла и пресной воды. По другой параллель- ЗО ной ветви 9 вода подается на охладитель...

Союз Советских

Социалистических

Республик

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 629. 113. .06.628.83 (088.8) (72) Авторы изобретения

В. С. Майсоценко, A. Б. Цимерман, М. Г. и И. N. Печерская

Одесский инженерно-строительный институт (71) Заявитель (54) КОНДИЦИОНЕР ДВУХСТУПЕНЧАТОГО ИСПАРИТЕЛЬНОГО

ОХЛЮ(ДЕНИЯ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано для кондиционирования воздуха в транспортных средствах.

Известны кондиционеры для транспортных средств, содержащие воздушную щелевую испарительную насадку с воздушными и водяными каналами, отделенными друг от друга стенками из микропористых пластин, при этом нижняя часть насадки погружена в поддон с жидкостью (1)

Недостатком данного кондиционера является невысокая эффективность охлаждения воздуха.

Наиболее близким техническим решением к изобретению является кондиционер двухступенчатого испарительного охлаждения для транспортного средства, содержащий теплообменник, поддон с жидкостью, в который погружена насадка, камеру для охлажпения поступающей в теплообменник жидкости с элементами для дополнительного охлаждения жидкости и канал для подачи в камеру воздуха иэ внешней среды, выполненный сужающимся по направлению к входному отверстию камеры (2

B этом компрессоре элементы для дополнительного охлаждения воздуха выполнены в виде форсунок.

Однако эффективность охлаждения в этом компрессоре также недостаточна, так как пределом охлаждения воздуха в этом случае является температура мокрого термометра вспомогательного потока воздуха в поддоне.

10 кроме того, известный кондиционер конструктивно сложен и содержит дублирующиеся узлы (два насоса, две емкости).

Цель изобретения — повышение сте15 пени эффективности охлаждения и компактности устройства.

Цель достигается тем, что в предлагаемом кондиционере элементы для дополнительного охлаждения выполне20 ны в виде теплообменной перегородки, расположенной вертикально и закрепленной на одной из стенок камеры с образованием зазора между нею и противолежащей ей стенкой камеры, а

25 со стороны одной иэ поверхностей перегородки установлен резервуар с жидкостью, стекающей по упомянутой поверхности перегородки„ при этом камера и поддон выполнены за одно це30 лое.

Насадка выполнена в виде блока из капиллярно-пористого материала.

На фиг. 1 изображена принципиальная схема кондиционера, на фиг. 2 раэреэ A-A на фиг. 1.

Кондиционер состоит из двух ступеней охлаждения воздуха: первая ступень - охлаждение воздуха в теплообменнике 1, вторая ступень — охлаждение его в насадке 2, которая выполнена в виде блока иэ капиллярно-пористого материала.

Перед теплообменником установлен вентилятор 3, приводимый so вращение электродвигателем 4 ° Для циркуляции воды в теплообменнике соосно с электродвигателем установлен водяной насос 5, подающий воду по трубопроводам 6 и 7 из камеры 8 н резервуар 9 с жидкостью. Теплообмен-ник 1 установлен н поддоне 10, который выполнен за одно целое с камерой

8. К теплообменнику примыкает канал

11 для подачи воздуха иэ внешней среды, при этом канал выполнен планно сужающимся в направлении к входному отверстию 12 воздушной полости

13 камеры 8. Внутри камеры размещены элементы для дополнительного охлаждения воздуха. Они выполнены в виде теплообменной перегородки 14, расположенной вертикально и закрепленной на стенке 15 камеры, противолежащей стенке 16, относительно которой перегородка расположена с зазором, Перегородка разделяет камеру на две сообщающиеся полости 17 и 18.

В камере предусмотрено окно 19, в.котором установлен каплеуловитель 20, а н поддоне выполнен проем 21. .При работе кондиционера вентилятор 3 прогоняет общий поток воздуха через теплообменник 1. При этом общий поток воздуха L „ охлаждается, и одна его часть — основной поток L

В связи с выполнением канала 11 сужающимся к входному отверстию 12 ! полости 13 скорость потока увеличивается, и в зазор, образованный между упомянутыми каналом и входным отверстием, подсасывается наружный воздух, увеличиная тем самым массу вспомогательного потока. Этот поток поступает в полость 17. Затем этот поток воздуха, обогнув перегородку 14, поступает в полость 18 камеры, где он движется в противоположном своему движению в полости 17 направлении. В полости 17 навстречу движению воздушного потока по перегородке стекает пленка 22 жидкости - воды из резервуара 9.

При контакте потока воздуха и воды в результате испарительно эффекта воТепло из полости 17 передается через перегородку 14 пленке 22 воды, способствуя дополнительному ее испарению. После этого в полость 18 поступает поток воздуха с более низкой температурой. Это, в свою очередь, влечет к еще большему снижению температуры перегородки 14, что вызывает дополнительное охлаждение потока воздуха в полости 17. Следовательно, температура потока воздуха будет опять понижаться после огибания перегородки и попадания н полость

18. Теоретически процесс охлаждения будет продолжаться до тех пор, пока его движущая сила не станет равной нулю. В данном случае движущей силой процесса испарительного охлаждения является психометрическая разность -температур потока воздуха после поворота его относительно перегородки и вступающего н контакт с пленкой воды в полости 18. Так как поток воздуха предварительно охлаждается в полости 17 при неизменном нлагосодержании, то психрометрическая разность температур потока воздуха в полости 18 стремится к нулю при приближении к точке росы. Следовательно, пределом охлаждения воды здесь является температура точки росы наружного воздуха. Тепло от воды поступает в поток воздуха н полости 18, при этом воздух нагревается,унлажняется и через окно 19 и каплеулонитель 20 выбрасывается н атмосферу.

Таким образом, в камере 8 организовано протиноточное движение обменивающихся теплом сред, а разделяющая теплообменная перегородка позволяет косвенным путем предварительно охладить подаваемый для охлаждения воды поток воздуха за счет процесса испарения воды, Охлажденная вода по перегородке стекат в низ камеры, а так как последняя выполнена за одно целое с поддоном, то оттуда насосом подается в теплообменник 1, а также расходуется на смачивание насадки за счет внутрикапиллярных сил.

Таким образом, основной поток воз.духа.L .„, предварительно охладившись беэ изменения влагосодержания в теплообменнике 1, поступает на дальнейшее охлаждение в насадку 2. Здесь эа счет тепло- и массообменна между смо40 ченной поверхностью насадки и основным потоком воздуха последний увлажняется и охлаждается, не меняя своего теплосодержания. Далее основной поток воздуха через проем в поддоне

59 да охлаждается, охлаждая при этом и перегородку. Поступающий в полость

17 камеры поток воздуха, обтекая перегородку, также охлаждается, но беэ изменения нлагосодержания. формула изобретения

1. Кондиционер двухступенчатого испарительного охлаждения для транспортного средства, содержащий теплообменник, подцон с жидкостью, в который погружена насадка, камеру для охлаждения поступающей в теплообмениик жидкости с элементами для дополнительного охлаждения жидкости и канал для подачи в камеру воздуха из внешней среды, выполненный сужающимся по направлению к входному отверстию камеры, о т л и ч а ю щ и и с я. тем, что, с целью повышения степени эффективности охлаждения и компактности компрессора, элементы для дополнительного охлаждения воздуха выполнены в виде теплообменной перегородки, расположенной вертикально и закрепленной на одной из стенок камеры с образованием зазора между нею и противолежащей ей стенкой камеры, а со стороны одной из поверх ностей перегородки установлен резервуар с жидкостью, стекающей по упомянутой поверхности перегородки, при этом камера и поддон выполнены sa одно целое.

2018-08-15

Использование систем кондиционирования воздуха (СКВ) с испарительным охлаждением, как одно из энергоэффективных решений при проектировании современных зданий и сооружений.

На сегодняшний день наиболее распространёнными потребителями тепловой и электрической энергии в современных административных и общественных зданиях являются системы вентиляции и кондиционирования воздуха. При проектировании современных зданий общественного и административного назначения для снижения энергопотребления в системах вентиляции и кондиционирования воздуха имеет смысл особое предпочтение уделять снижению мощности на стадии получения технических условий и уменьшению эксплуатационных затрат. Сокращение эксплуатационных затрат наиболее важно для собственников объектов или арендаторов. Известно много готовых способов и различных мероприятий — по снижению энергозатрат в системах кондиционирования воздуха , но на практике выбор энергоэффективных решений очень сложен.

Одни из многих систем вентиляции и кондиционирования воздуха, которые можно отнести к энергоэффективным системам, — это рассмотренные в данной статье системы кондиционирования воздуха с испарительным охлаждением.

Они применяются в жилых, общественных, производственных помещениях. Процесс испарительного охлаждения в системах кондиционирования обеспечивают форсуночные камеры, плёночные, насадочные и пенные аппараты. Рассматриваемые системы могут иметь прямое, косвенное, а также двухступенчатое испарительное охлаждение.

Из приведённых вариантов наиболее экономичным оборудованием для охлаждения воздуха являются системы с прямым охлаждением. Для них предполагается использование стандартной техники без применения дополнительных источников искусственного холода и холодильного оборудования.

Принципиальная схема системы кондиционирования воздуха с прямым испарительным охлаждением представлена на рис. 1.

К преимуществам таких систем можно отнести минимальные затраты на обслуживание систем при эксплуатации, а также надёжность и конструктивную простоту. Их основные недостатки — невозможность поддержания параметров приточного воздуха, исключение рециркуляции в обслуживаемом помещении и зависимость от внешних климатических условий.

Энергозатраты в таких системах сводятся к перемещению воздуха и рециркуляционной воды в адиабатических увлажнителях, установленных в центральном кондиционере . При использовании адиабатического увлажнения (охлаждения) в центральных кондиционерах требуется использовать воду питьевого качества. Применение таких систем может ограничиваться в климатических зонах с преобладающим сухим климатом.

Областями применения систем кондиционирования воздуха с испарительным охлаждением являются объекты, которые не требуют точного поддержания тепловлажностного режима. Обычно они находятся в ведении предприятий различных отраслей промышленности, где необходим дешёвый способ охлаждения внутреннего воздуха при высокой теплонапряжённости помещений .

Следующий вариант экономичного охлаждения воздуха в системах кондиционирования — использование косвенного испарительного охлаждения.

Система с таким охлаждением чаще всего применяется в тех случаях, когда параметры внутреннего воздуха невозможно получить используя прямое испарительное охлаждение, увеличивающее влагосодержание приточного воздуха. В «косвенной» схеме приточный воздух охлаждается в теплообменном аппарате рекуперативного или регенеративного типа, контактирующего со вспомогательным потоком воздуха, охлаждаемым испарительным охлаждением.

Вариант схемы системы кондиционирования воздуха с косвенным испарительным охлаждением и использованием роторного теплообменника представлен на рис. 2. Схема СКВ с косвенным испарительным охлаждением и применением теплообменников рекуперативного типа показана на рис. 3.

Системы кондиционирования воздуха с косвенным испарительным охлаждением применяются, когда требуется подавать приточный воздух без осушения. Требуемые параметры воздушной среды поддерживают местные доводчики, установленные в помещении. Определение расхода приточного воздуха осуществляется в санитарными нормами, либо по воздушному балансу в помещении.

В системах кондиционирования воздуха с косвенным испарительным охлаждением в качестве вспомогательного используется либо наружный, либо вытяжной воздух. При наличии местных доводчиков последнему отдаётся предпочтение, так как он повышает энергетическую эффективность процесса. Необходимо отметить, что использование вытяжного воздуха в качестве вспомогательного не допускается при наличии ядовитых, взрывоопасных примесей, а также высокого содержания взвешенных частиц, загрязняющих поверхность теплообмена.

Наружный воздух в качестве вспомогательного потока используется в том случае, когда недопустимо перетекание вытяжного воздуха в приточный через неплотности теплообменника (то есть теплоутилизатора).

Вспомогательный поток воздуха перед подачей на увлажнение очищают в воздушных фильтрах. Схема системы кондиционирования воздуха с регенеративными теплообменниками обладает большей энергетической эффективностью и меньшей стоимостью оборудования.

При проектировании и выборе схем систем кондиционирования воздуха с косвенным испарительным охлаждением требуется учитывать мероприятия по регулированию процессов утилизации теплоты в холодный период года с целью исключения обмерзания теплообменников . Следует предусматривать догрев вытяжного воздуха перед утилизатором, обвод части приточного воздуха в пластинчатом теплообменнике и регулирование частоты вращения в роторном утилизаторе.

Использование данных мероприятий позволит исключить обмерзание теплообменников. Также в расчётах при использовании вытяжного воздуха в качестве вспомогательного потока необходимо проверять систему на работоспособность в холодный период года.

Ещё одна из энергоэффективных систем кондиционирования воздуха — система с двухступенчатым испарительным охлаждением. Охлаждение воздуха в данной схеме предусматривается в два этапа: прямым испарительным и косвенно-испарительным методами.

«Двухступенчатые» системы предусматривают более точную регулировку параметров воздуха при выходе из центрального кондиционера. Такие системы кондициониования воздуха применяются в случаях, когда требуется более глубокое охлаждение приточного воздуха по сравнению с охлаждением в прямом или косвенном испарительном охлаждении.

Охлаждение воздуха в двухступенчатых системах предусматривают в регенеративных, пластинчатых утилизаторах или же в поверхностных теплообменниках промежуточным теплоносителем с помощью вспомогательного потока воздуха — в первой ступени. Охлаждение воздуха в адиабатических увлажнителях — во второй ступени. Основные требования к вспомогательному потоку воздуха, а также к проверке работы СКВ в холодный период года аналогичны применяемым к схемам СКВ с косвенным испарительным охлаждением.

Применение систем кондиционирования воздуха с испарительным охлаждением позволяет достичь лучших результатов, которые невозможно получить при использовании холодильных машин.

Применение схем СКВ с испарительным, косвенным и двухступенчатым испарительным охлаждением позволяет в некоторых случаях отказаться от использования холодильных машин и искусственного холода, а также значительно снизить холодильную нагрузку.

За счёт использования трёх этих схем часто достигается энергоэффективность обработки воздуха, что очень важно при проектировании современных зданий.

История систем испарительного охлаждения воздуха

На протяжении веков цивилизации находили оригинальные методы борьбы со зноем на своих территориях. Ранняя форма охлаждающей системы — «ловец ветра» — была изобретена много тысяч лет назад в Персии (Иран). Это была система ветряных валов на крыше, которые улавливали ветер, пропускали его через воду и задували охлаждённый воздух во внутренние помещения. Примечательно, что многие из этих зданий также имели дворы с большими запасами воды, поэтому, если не было ветра, то в результате естественного процесса испарения воды горячий воздух, поднимаясь вверх, испарял воду во дворе, после чего уже охлаждённый воздух проходил через здание. В наши дни Иран заменил «ловцов ветра» на испарительные охладители и широко их использует, а иранский рынок за счёт сухого климата достигает оборота в 150 тыс. испарителей в год.

В США испарительный охладитель в XX веке был объектом многочисленных патентов. Многие из них, начиная ещё с 1906 года, предлагали использовать древесную стружку как прокладку, переносящую большое количество воды при контакте с движущимся воздухом и поддерживающую интенсивное испарение. Стандартная конструкция из патента 1945 года включает водяной резервуар (обычно оснащённый поплавковым клапаном для регулировки уровня), насос для циркуляции воды через прокладки из древесных стружек и вентилятор для подачи воздуха через прокладки в жилые помещения. Эта конструкция и материалы остаются основными в технологии испарительных охладителей на юго-западе США. В этом регионе они дополнительно используются для увеличения влажности.

Испарительное охлаждение было распространено в авиационных двигателях 1930-х годов, например, в двигателе для дирижабля Beardmore Tornado. Эта система была использована для уменьшения или полного исключения радиатора, который в ином случае мог бы создать существенное аэродинамическое сопротивление. Внешние приборы испарительного охлаждения устанавливались на некоторые автомобили для охлаждения салона. Зачастую они продавались как дополнительные аксессуары. Использование приборов испарительного охлаждения в автомобилях продолжалось до тех пор, пока не приобрело широкое распространение парокомпрессионное кондиционирование воздуха.

Принцип испарительного охлаждения отличается от того, на котором работают аппараты парокомпрессионного охлаждения, хотя они также требуют испарения (испарение является частью системы). В парокомпрессионном цикле после испарения хладагента внутри испарительного змеевика, охлаждающий газ, сжимается и охлаждается, под давлением конденсируясь в жидкое состояние. В отличие от этого цикла, в испарительном охладителе вода испаряется только один раз. Испарённая вода в охладительном приборе выводится в пространство с охлаждённым воздухом. В градирне испарившаяся вода уносится потоком воздуха.

  1. Богословский В.Н., Кокорин О.Я., Петров Л.В. Кондиционирование воздуха и холодоснабжение. - М.: Стройиздат, 1985. 367 с.
  2. Баркалов Б.В., Карпис Е.Е. Кондиционирование воздуха в промышленных, общественных и жилых зданиях. - М.: Стройиздат, 1982. 312 с.
  3. Королева Н.А., Тарабанов М.Г., Копышков А.В. Энергоэффективные системы вентиляции и кондиционирования воздуха крупного торгового центра // АВОК, 2013. №1. С. 24–29.
  4. Хомутский Ю.Н. Применение адиабатного увлажнение для охлаждения воздуха // Мир климата, 2012. №73. С. 104–112.
  5. Участкин П.В. Вентиляция, кондиционирование воздуха и отопление на предприятиях лёгкой промышленности: Учеб. пособ. для вузов. - М.: Лёгкая индустрия, 1980. 343 с.
  6. Хомутский Ю.Н. Расчёт косвенно-испарительной системы охлаждения // Мир климата, 2012. №71. С. 174–182.
  7. Тарабанов М.Г. Косвенное испарительное охлаждение приточного наружного воздуха в СКВ с доводчиками // АВОК, 2009. №3. С. 20–32.
  8. Кокорин О.Я. Современные системы кондиционирования воздуха. - М.: Физматлит, 2003. 272 с.

Экология потребления. История создания кондиционера прямого испарительного охлаждения. Отличия прямого и косвенного охлаждения. Варианты применения кондиционеров испарительного типа

Охлаждение и увлажнение воздуха посредством испарительного охлаждения - это абсолютно естественный процесс, в котором вода используется как охлаждающая среда, а тепло эффективно рассеивается в атмосфере. Используются простые закономерности - при испарении жидкости происходит поглащение тепла или выделение холода. Эффективность испарения - увеличивается при увеличении скорости воздуха, что обеспечивает принудительная циркуляция вентилятора.

Температура сухого воздуха может быть существенно снижена с помощью фазового перехода жидкой воды в пар, и этот процесс требует значительно меньше энергии, чем компрессионное охлаждение. В очень сухом климате испарительное охлаждение имеет также то преимущество, что при кондиционировании воздуха увеличивает его влажность, и это создаёт больше комфорта для людей, находящихся в помещении. Однако, в отличие от парокомпрессионного охлаждения, оно требует постоянного источника воды, и в процессе эксплуатации постоянно её потребляет.

История развития

На протяжении веков цивилизации находили оригинальные методы борьбы со зноем на своих территориях. Ранняя форма охлаждающей системы, «ловец ветра», была изобретена много тысяч лет назад в Персии (Иран). Это была система ветряных валов на крыше, которые улавливали ветер, пропускали его через воду, и задували охлаждённый воздух во внутренние помещения. Примечательно, что многие из этих зданий также имели дворы с большими запасами воды, поэтому, если не было ветра, то в результате естественного процесса испарения воды горячий воздух, поднимаясь вверх, испарял воду во дворе, после чего уже охлажденный воздух проходил через здание. В наши дни Иран заменил ловцов ветра на испарительные охладители и широко их использует, а рынок за счет сухого климата - достигает оборота за год в 150.000 испарителей.

В США испарительный охладитель в двадцатом веке был объектом многочисленных патентов. Многие из которых, начиная с 1906г., предлагали использовать древесную стружку, как прокладку переносящую большое количество воды при контакте с движущимся воздухом, и поддерживающую интенсивное испарение. Стандартная конструкция, как показано в патенте 1945г., включает водяной резервуар (обычно оснащённый поплавковым клапаном для регулировки уровня), насос для циркуляции воды через прокладки из древесных стружек, и вентилятор для подачи воздуха через прокладки в жилые помещения. Эта конструкция и материалы остаются основными, в технологии испарительных охладителей, на юго-западе США. В этом регионе они дополнительно используются для увеличения влажности.

Испарительное охлаждение было распространено в авиационных двигателях 1930-х годов, например, в двигателе для дирижабля Beardmore Tornado. Эта система была использована для уменьшения или полного исключения радиатора, который в ином случае мог бы создать существенное аэродинамическое сопротивление. В этих системах вода в двигателе поддерживалась под давлением с помощью насосов, позволявших ей нагреваться до температуры более 100°C, поскольку фактическая точка кипения зависит от давления. Перегретая вода распылялась через сопло на открытую трубу, где мгновенно испарялась, принимая её тепло. Эти трубы могли быть расположены под поверхностью самолёта для создания нулевого сопротивления.

Внешние приборы испарительного охлаждения устанавливались на некоторые автомобили для охлаждения салона. Зачастую они продавались как дополнительные аксессуары. Использование приборов испарительного охлаждения в автомобилях продолжалось до тех пор, пока не приобрело широкое распространение парокомпрессионное кондиционирование воздуха.

Принцип испарительного охлаждения отличается от того, на котором работают аппараты парокомпрессионного охлаждения, хотя они также требуют испарения (испарение является частью системы). В парокомпрессионном цикле, после испарения хладагента внутри испарительного змеевика, охлаждающий газ сжимается и охлаждается, под давлением конденсируясь в жидкое состояние. В отличие от этого цикла, в испарительном охладителе вода испаряется только один раз. Испарённая вода в охладительном приборе выводится в пространство с охлажденным воздухом. В градирне испарившаяся вода уносится потоком воздуха.

Варианты применения испарительного охлаждения

Различают испарительное охлаждение воздуха прямое, косое, и двухступенчатое (прямое и косвенное). Прямое испарительное охлаждение воздуха основано на изоэнтальпийном процессе и используется в кондиционерах в холодное время года; в теплое время оно возможно лишь при отсутствии или незначительных влаговыделениях в помещении и низком влагосодержании наружного воздуха. Несколько расширяет границы его применения байпасирование камеры орошения.

Прямое испарительное охлаждение воздуха целесообразно в условиях сухого и жаркого климата в приточной системе вентиляции.

Косвенное испарительное охлаждение воздуха осуществляется в поверхностных воздухоохладителях. Для охлаждения воды, циркулирующей в поверхностном теплообменнике, используют вспомогательный контактный аппарат (градирню). Для косвенного испарительного охлаждения воздуха можно использовать аппараты совмещенного типа, в которых теплообменник выполняет одновременно обе функции - нагрев и охлаждение. Такие аппараты аналогичны воздушным рекуперативным теплообменникам.

По одной группе каналов проходит охлаждаемый воздух, внутренняя поверхность второй группы орошается водой, стекающей в поддон, а затем вновь разбрызгиваемой. При контакте с проходящим во второй группе каналов выбросным воздухом происходит испарительное охлаждение воды, в результате чего воздух в первой группе каналов охлаждается. Косвенное испарительное охлаждение воздуха позволяет снизить производительность системы кондиционирования воэдуха по сравнению с ее производительностью при прямом испарительном охлаждении воздуха и расширяет возможности использования этого принципа, т.к. влагосодержание приточного воздуха во втором случае меньше.

При двухступенчатом испарительном охлаждении воздуха используют последовательное косвенное и прямое испарительное охлаждение воздуха в кондиционере. При этом установку для косвенного испарительного охлаждения воздуха дополняют оросительной форсуночной камерой, работающей в режиме прямого испарительного охлаждения. Типовые оросительные форсуночные камеры используют в системах испарительного охлаждения воздуха как градирни. Помимо одноступенчатого косвенного испарительного охлаждение воздуха возможно многоступенчатое, в котором осуществляется более глубокое охлаждение воздуха, - это так называемая бескомпрессорная система кондиционирования воэдуха.

Прямое испарительное охлаждение (открытый цикл) используется для снижения температуры воздуха с помощью удельной теплоты испарения, изменяя жидкое состояние воды на газообразное. В этом процессе энергия в воздухе не меняется. Сухой, тёплый воздух заменяется на прохладный и влажный. Тепло внешнего воздуха используется для испарения воды.

Непрямое испарительное охлаждение (закрытый цикл) процесс похожий на прямое испарительное охлаждение, но использующий определённый тип теплообменника. В этом случае влажный, охлаждённый воздух не контактирует с кондиционируемой средой.

Двухстадийное испарительное охлаждение, или непрямое/прямое .

Традиционные испарительные охладители используют только часть энергии необходимой аппаратам парокомпрессионного охлаждения или системам адсорбционного кондиционирования. К сожалению, они повышают влажность воздуха до дискомфортного уровня (за исключением очень сухих климатических зон). Двухстадийные испарительные охладители не повышают уровень влажности настолько, насколько это делают стандартные одноступенчатые испарительные охладители.

На первой стадии двухстадийного охладителя, тёплый воздух охлаждается непрямым путём без увеличения влажности (с помощью прохождения через теплообменник, охлаждаемый испарением снаружи). В прямой стадии предварительно охлаждённый воздух проходит через пропитанную водой прокладку, дополнительно охлаждается и становится более влажным. Поскольку в процесс включена первая, предохлаждающая стадия, на стадии прямого испарения необходимо меньше влажности для достижения требуемых температур. В результате, по словам производителей, процесс охлаждает воздух с относительной влажностью в пределах 50 - 70 %, в зависимости от климата. Для сравнения традиционные системы охлаждения повышают влажность воздуха до 70 - 80 %.

Назначение

При проектировании центральной приточной системы вентиляции возможно оснастить воздухозабор испарительной секцией и так существенно снизить затраты на охлаждение воздуха в теплый период года.

В холодный и переходной периоды года, при нагреве воздуха приточными калориферами систем вентиляции или воздуха внутри помещения системами отопления - воздух нагревается и растет его физическая возможность ассимилировать (впитать) в себя, при увеличении температуры - влагу. Или, чем выше температура воздуха - тем больше влаги он может в себя ассимилировать. Например, при нагреве наружного воздуха калорифером системой вентиляции с температуры -22 0 С и влажности 86% (параметр наружного воздуха для ХП г.Киева), до +20 0 С - влажность падает ниже граничных пределов для биологических организмов до недопустимых 5-8% влажности воздуха. Низкая влажность воздуха - негативно влияет на кожу и слизистые оболочки человека, особенно больных астмой или легочными заболеваниями. Нормированная для жилых и административных помещений влажность воздуха: от 30 до 60%.

Испарительное охлаждение воздуха сопровождается выделением влаги или увеличения влажности воздуха, до высокого насыщения влажности воздуха 60-70%.

Преимущества

Объем испарения – и, соответственно, теплоперенос – зависит от температуры наружного воздуха по мокрому термометру которая, особенно летом, намного ниже, чем эквивалентная температура по сухому термометру. Например, в жаркие летние дни, когда температура по сухому термометру превышает 40°C, испарительное охлаждение может охладить воду до 25°C или охлаждать воздух.
Поскольку испарение удаляет намного больше тепла, чем стандартный физический теплоперенос, для теплопереноса используется в четыре раза меньший расход воздуха по сравнению с обычными методами охлаждения воздуха, что сохраняет значительное количество энергии.

Испарительное охлаждение в сравнении с традиционными способами кондиционирования воздуха В отличие от других видов кондиционирования воздуха охлаждение воздуха испарительного типа (био-охлаждение) не использует в качестве хладагентов вредные газы (фреон и другие), которые наносят вред окружающей среде. Оно также потребляет меньше электричества, экономя таким образом электроэнергию, природные ресурсы и до 80 % эксплутационных затрат по сравнению с кондиционированием воздуха другими системами.

Недостатки

Низкая эффективность работы во влажном климате.
Повышение влажности воздуха, что в некоторых случаях нежелательно - выход двухстадийное испарение, где воздух не контактирует и не насыщается влагой.

Принцип работы (вариант 1)

Процесс охлаждения осуществляется за счет тесного контакта вода и воздуха, и переноса тепла в воздух путем испарения небольшого количества воды. Далее тепло рассеивается через выходящий из установки теплый и насыщенный влагой воздух.

Принцип работы (вариант 2) - установка на воздухозаборе

Установки испарительного охлаждения

Существуют различные типы установок для испарительного охлаждения, но все они имеют:
- секцию теплообмена или теплопереноса, постоянно смачиваемую водой методом орошения,
- систему вентиляторов для принудительной циркуляции наружного воздуха через секцию теплообмена,