1589 год учреждение патриаршества. Хронологический список патриархов русской православной церкви

Одним из самых значимых событий в истории православия стало введение патриаршества на Руси. Рост и влияние русской церкви в христианском мире уже особенно ярко отмечалось к концу XVI века. Почву создала ферраро-флорентийская уния, которую заключили в XV веке Византийская церковь с Ватиканом, после чего русская митрополия стала самостоятельно избирать своего первоиерарха. Более того, в 1453 году Константинопольский патриархат оказался в полной зависимости от турецких султанов. В этом невозможно было не увидеть великий промысел Божий: Россия стала единственным независимым православным государством.

История введения патриаршества на Руси

Сама идея возникновения Московского патриаршества очень тесно связана с установлением автокефалии русской церкви. После того как Московская митрополия получила независимый статус от греков, весь православный мир осознал исключительное значение РПЦ как наиболее влиятельной и многочисленной.

Случилось это не только во свидетельство усиления духовного значения Руси, но и во укрепление веры перед грядущими испытаниями тяжелого времени Смуты. Русская церковь создаст тот мощный дух и народную силу, которая вступит в борьбу с иноземными интервентами и католической агрессией.

Всем было понятно, что в скором времени патриарший престол будет провозглашен в Москве. В связи с этим возникли напряженные отношения с Константинопольским патриархатом, который итак обиделся на Русь из-за перехода к автокефалии и не хотел этого признавать.

Однако без согласования Восточных патриархов самостоятельно провозгласить было бы делом недопустимым и незаконным. В столице царя легче было узаконить силой, но установление патриаршества без положительного решения первенствующих кафедр было нереальным.

Исторические обстоятельства только еще сильнее повлияли на введение патриаршества на Руси во времена правления (сына Иоанна Грозного). Федор царствовал (все основное время он проводил в молитвах, его христианское воспитание не хотело примиряться с жестокими реалиями политической жизни государства, в итоге его имя было канонизировано), а Борис Годунов (брат жены царя Федора, Ирины Годуновой) управлял.

Борис Годунов

Очень честолюбивым человеком был Борис Годунов. В то же время это был великий государственник, создавший программу по реформированию государства Российского, которая могла бы усилить его мощь и престиж. К большому сожалению, это предприятие Годунова не имело прочного духовного основания, и зачастую его приказы исполнялись неприемлемыми средствами в нравственном отношении (и ко всему он был обвинен в убийстве царевича Дмитрия, хотя прямых доказательств нет). К тому же русский народ сильно оскудел в духовно-нравственном смысле после опричнины, и поэтому был далек от всех грандиозных замыслов своих правителей.

Тем не менее Годунов хотел видеть Россию великою державою и смог довести дело об утверждении патриаршества до конца.

Начало

Первый этап подготовки начался с приезда в Москву в 1586 году Антиохийского патриарха Иоакима. Об этом активно пеклись «годуновские» дипломаты. Но перед этим тот посетил пределы и увидел католический натиск Речи Посполитой, которая практически развалила церковную жизнь Киевской митрополии (буквально накануне Брестской унии). В царственной Москве он увидел истинное величие и славу Третьего Рима. Патриарха Иоакима встретили с большим почетом и уважением, он же приехал за милостыней, так как его кафедра имела долг в восемь тысяч золотых. Годунов воспользовался этим моментом и стал воплощать свой план - введение патриаршества на Руси.

Митрополит Московский Дионисий

По приезду Иоакима не давал о себе знать Митрополит Московский Дионисий. Скорее всего, он был в сговоре с Годуновым и разыгрывал сценарий. Патриарха отправили в Успенский собор Московского Кремля. Там перед ним во всем своем великолепии в роскошных одеждах на богослужении предстал Митрополит Дионисий, который первый благословил патриарха Антиохийского, но тот неожиданно оскорбился. Просителю милостыни было показано, кто настоящий предстоятель великой Церкви.

Тут в игру вступает Годунов, который начинает вести с Иоакимом тайные переговоры, основная тема которых - введение патриаршества на Руси. Дата этого грандиозного события была уже очень близка. Иоаким был не готов к таким разговорам, но пообещал посоветоваться с Восточными патриархами. Москва на этом этапе была удовлетворена.

Борьба

Решающее слово было за Константинополем (Стамбулом). Там развивались драматические события. Один за другим низвергались патриархи, храмы были разграблены турками, разворованы все средства. Деньги и послания московского государя где-то затерялись.

Иеремия стал восстанавливать новую патриархию, но денег на это у него было. И он решил поступить как Иоаким и тоже отправился в Москву с протянутой рукой. Однако он не знал о ранних переговорах насчет создания Московского патриаршества. И все началось сначала: был разыгран тот же сценарий, как и с его предшественником. Иеремия был практически год под домашним арестом в роскошных условиях в Белокаменной.

Патриарх Иов

В общем, эта встреча стала судьбоносной для русской церкви. Тяжелое положение сыграло положительным образом на введении Патриаршества на Руси.

В Москве к этому времени, как и в Стамбуле, произошли некоторые изменения. Годунов низложил митрополита Дионисия в 1587 году в связи с боярским заговором, бунтари требовали развода царя Федора с его женой Ириной Годуновой из-за бесплодия.

Место Дионисия занял ростовский архиепископ Иов, в итоге 23 января (2 февраля) 1589 года он и станет первым Патриархом Всея Руси. Уже в наше время, в 1989 году, его имя будет канонизировано.

В 1721 году Петр I упразднит патриаршество: оно будет восстановлено только в 1917 году на поместном соборе, и патриархом выберут святителя Тихона. Потом будет трудный для русской церкви большевистский период. После смерти Тихона очередной собор не проводился. Лишь в 1943 году это стало возможным, и предстоятелем русской православной церкви стал Сергий (Старогородский). Патриарх Кирилл стал 16-м по счету патриархом России.

Таким образом, официально введение патриаршества на Руси состоялось еще в 16 веке.

В истории православия XIV век стал поворотным. После захвата турками в Константинополя и падения Византии Россия, не имевшая собственного патриарха, оказалась единственной в мире независимой Все восточные церкви находились под контролем турецких властей. Создавшееся положение способствовало тому, что в был поставлен на служение первый Патриарх Московский и всея Руси Иов, признанный равным среди остальных четырёх православных патриархов.

Детство отрока Иоанна

Имя первого Патриарха Московского и всея Руси, полученное им при святом крещении - Иоанн. Относительно его рождения сохранились сведения, что появился он на свет в тридцатые годы XVI века. Согласно имеющимся данным, первый Патриарх Московский и всея Руси родился в семье простых людей, принадлежавших к так называемому посадскому сословию. История сохранила для нас только имя матери, принятое ею после принятия иночества - Пелагея.

В раннем возрасте отрок Иоанн был отдан в находившейся поблизости монастырь, где должно было пройти его обучение грамоте и основам веры. Это может свидетельствовать и о благочестии родителей, пожелавших с детства привить ребёнку любовь к отеческой вере, и об их определённом достатке, так как в те годы нужда часто заставляла детей с самых ранних лет начинать трудиться. Однако занятия во святой обители пробудили в юноше глубокое религиозное чувство и желание принять монашество. Прежде чем будущий первый Патриарх Московский и всея Руси встал на избранный им путь, ему предстояло испытать твёрдость своих намерений.

Церковное предание повествует о том, что его отец, усомнившись в способности сына понести тяготы иноческой жизни и желая отвратить его от задуманного, подыскал ему невесту и склонял к женитьбе. Никогда прежде не прекословивший родителям, Иоанн не посмел возразить и в этот раз, но в самый день венчания испросил разрешения сходить в монастырь и посетить келью своего духовного наставника.

Восхождение на путь иночества

Больше в родной дом он не вернулся. После беседы с архимандритом Германом юноша твёрдо решил, что его место не в суетном мире, а в стенах святой обители. В тот же день он прошёл обряд пострижения и получил имя Иов, которое принял в честь горячо почитаемого им святого Иова Многострадального.

Нелегка монастырская жизнь для любого новопостриженного инока. Слишком много связывает его с прежним и направляет помыслы к тому, что оставил он в миру, совершив свой самый важный в жизни поступок. Трудно бывает свыкнуться с суровыми условиями пребывания в обители, но ещё тяжелее заставить себя подчиняться не собственной воли, а исключительно повелениям наставника, взявшего на себя попечение о духовном становлении новичка.

Будущий первый Патриарх Московский и всея Руси Иов был из тех тружеников, которые с равным смирением выполняют любое возложенное на них послушание. Прежде чем подняться к вершинам церковной власти, он прошёл все этапы монашеского служения - от простого послушника до настоятеля монастыря. Известно, что в 1569 году, во время посещения монастыря Иваном Грозным, он произвел на царя благоприятное впечатление и через короткое время по его повелению стал архимандритом.

Этапы пути церковного служения

На исходе 1570 года он переезжает в Москву и становится настоятелем Симонова монастыря. Возглавляя в течение пяти лет один из крупнейших в стране монастырей, святитель Иов принимает активное участие не только в религиозной, но и в политической жизни страны.

В последующий период он возглавляет ещё несколько обителей, а затем следует его рукоположение сначала в сан епископа Коломенского, а затем в архиепископа Ростова Великого. Высшей ступени власти того периода святитель Иов достигает в 1587 году, став митрополитом Московским. Однако впереди его ждал новый, более высокий титул - первый Патриарх Московский и всея Руси.

Учреждение патриаршества в России

Возможность иметь в стране собственного патриарха была обусловлена многими факторами, главным из которых является повышение роли России среди прочих православных государств, находившихся в то время под турецким игом. Как уже упоминалось выше, прежний оплот восточной церкви - Византия - пал в 1453 году под натиском захватчиков.

Известно, что турки не запрещали деятельность христианской церкви на захваченных ими территориях, но вели себя в отношении её представителей крайне бесцеремонно, по своему произволу захватывая любое приглянувшееся им имущество. Подобные экспроприации, проводившиеся с неизменным постоянством, принимали характер неприкрытых грабежей и в итоге привели церковные организации, находившиеся на захваченных территориях, к полному обнищанию.

Не имея средств к восстановлению разрушенных храмов и содержанию духовенства, предстоятель византийской церкви был вынужден обратиться к русскому царю Фёдору Иоанновичу за материальной помощью. Российский самодержец воспользовался этим благоприятным случаем, так как, согласно церковному Уставу, поставить нового патриарха мог лишь уже действующий первосвятитель, и для того, чтобы первым Патриархом Московским и всея Руси стал нужный царю человек, требовалось его благословение.

Величайшее событие в жизни церкви

Глава византийской церкви прибыл в Первопрестольную в 1588 году и, по свидетельству современников, был поражён роскошью царского дворца и пышностью богослужений, проходивших в столичных храмах. Кроме того, как известно из тех же источников, на него произвело неизгладимое впечатление проявление благочестия русскими людьми, свидетелем которого он постоянно становился.

Ежедневно, где бы патриарх ни появлялся, его окружали плотные толпы народа, требующие благословения. Не чувствуя себя вправе проигнорировать столь горячее выражение религиозных чувств, он был вынужден целыми часами оставаться на улице, окружённый кольцом верующих.

Историки отмечают, что в его первоначальные планы входило лишь получение у царя денежной помощи, и ни о чём большем речь не шла. Однако, понимая, что отказавшись выполнить просьбу самодержца о поставлении русской церкви патриарха, он уедет с пустыми руками, Иеремия был вынужден согласиться, и в результате 5 февраля 1589 года на вновь образованную патриаршую кафедру взошёл первый Патриарх Московский и всея Руси. Избрание же для этой высокой миссии именно митрополита Иова произошло по воле царя Фёдора Иоанновича, благоволившего к нему и осыпавшего его монаршими милостями.

Деятельность нового патриарха

Недавно избранный первый Патриарх Московский и всея Руси, полномочия которого простирались на все сферы религиозной жизни, незамедлительно приступил к внутрицерковному реформированию. Новшества коснулись как учреждения дополнительных митрополий, так и повышения дисциплины среди клириков. Главную же свою задачу он видел в укреплении православия и духовной мощи государства. Церковные историки отмечают, что после того, как первым Патриархом Московским и всея Руси стал митрополит Иов, российское православие было поднято на недосягаемый прежде уровень.

Деятельность патриарха в период смуты

В 1598 году страна была ввержена в пучину хаоса, получившего название Смутного времени. Первый Патриарх Московский и всея Руси, титул которого обязывал его быть во главе народа, фактически возглавил сопротивление хлынувшим в российские пределы литовским и польским захватчикам. Он рассылал во все концы страны грамоты, в которых призывал дать отпор иноземцам.

Когда же к Москве приблизились полчища, возглавляемые Лжедмитрием, первый Патриарх Московский и всея Руси Иов был среди тех, кто отказался признать самозванца. Как утверждают исследователи, в определённый период Григорий Отрепьев был секретарём у Иова, поэтому тот, как никто другой, понимал творящийся обман. Он всенародно проклял Лжедмитрия и всех его последователей.

Когда же в апреле 1605 года город был сдан самозванцу, святитель Иов отказался ему присягать и был низложен. В августе того же года сторонники Лжедмитрия разгромили патриаршие покои, а самого предстоятеля после многочисленных побоев и унижений как простого монаха отправили в Старицкий монастырь, где тот провёл два года в непрестанной молитве о судьбе Отечества.

Конец жизни первого патриарха

Подорванное здоровье не позволило ему вновь подняться на Первосвятительский Престол. Умер он в 1607 году и был похоронен в Успенском монастыре, том самом, где когда-то начинал иноческое служение. В 1652 году мощи усопшего были перевезены в столицу и помещены в Успенском соборе. Уже в наши дни, в октябре 2012 года, святитель первый Патриарх Московский и всея Руси Иов был прославлен в лике святых. Это был закономерный акт, выразивший итог его деятельности как

Редакционные изменения патриаршего титула

Следует заметить, что патриарший титул в течение веков претерпел ряд редакционных изменений, и употребляемое ныне в отношении святителя Иова звание - первый Патриарх Московский и всея Руси - не вполне корректно. Дело в том, что в период, предшествовавший правлению (до 1652 года), страна указывалась в титуле как «Русия», и лишь позже была принята форма «Россия». В допетровские времена титул содержал слова «и всех северных стран Патриарх».

Что же касается титула, который носил святитель Иов, то в исторических документах встречаются иные редакции, в которых Москва указана как «царствующий град», а Россия именуется «великим царствием». Известны и иные варианты, встречающиеся в документах, подписанных предстоятелями русской церкви в разные исторические периоды. Следует заметить, что подобные разночтения вызваны главным образом отсутствием в прежние века единообразия в составлении официальных бумаг - как религиозных, так и светских.

Полномочия патриарха

Согласно действующему ныне уставу РПЦ, полномочия патриарха включают в себя главным образом административные функции, обеспечивающие возможность управления Церковью. На него возлагается обязанность созыва Поместного и Архиерейского соборов, а также назначение заседаний Синода. Патриарх назначает всех высших церковных должностных лиц, включая руководителей духовных учебных заведений всех уровней. Среди прочих патриарших полномочий особое место занимает обязанность представлять Церковь перед правительством и зарубежными организациями.

Заместители патриарха

Выполнение функций, возложенных на патриарха, было бы невозможно без разумного распределения обязанностей между его заместителями - викариями. Каждый из них отвечает за организацию церковной жизни в отдельном округе обширной Московской епархии. Первый викарий Патриарха Московского и всея Руси, в ведении которого находится её центральная часть, кроме того, является и прямым заместителем патриарха и в случае его болезни, смерти или ухода на покой временно выполняет его функции вплоть до избрания преемника.

Пропаганда религиозных знаний

С тех пор как Иов-святитель, первый Патриарх Московский и всея Руси, взошёл на Первосвятительский Престол, история российского патриаршества, прерванная во времена Петра I и возобновлённая при Сталине, насчитывает шестнадцать предстоятелей русской церкви. Благодаря их неусыпным трудам православная жизнь в нашей стране обрела те формы, которые позволили ей стать основой духовной связи многих поколений россиян.

Не лишним будет отметить, что, насколько российская история, в том числе и церковная, чтит своих героев, настолько же старается вычеркнуть из памяти потомков предателей Отчизны. Примером тому может служить печально известный патриарх Игнатий, присягнувший в 1605 году Лжедмитрию и ставший пособником польских оккупантов. Его имя навсегда вычеркнуто из списка патриархов и изглажено из народной памяти.

В период атеистического гонения на православие всё, что касалось вероучения и церковной истории, было исключено из школьных программ. Это послужило причиной существенных пробелов в знании этих дисциплин современными гражданами России. Даже простой вопрос: "Назовите первого Патриарха Московского и всея Руси" ставил многих в тупик. Однако в наши дни в большинстве приходов действуют и взрослых, а также ведётся широкая просветительская работа, направленная на исправление создавшегося положения.

С самого начала христианизации русских земель в IX–X вв. их церковная иерархия входила в структуры Константинопольского патриархата. Главой Русской церкви был митрополит Киевский, кандидатуру которого утверждал патриарх Константинопольский. До XIV в. митрополичью кафедру за редкими исключениями занимали греческие священнослужители.

Внутренние усобицы и монгольские нашествия привели во 2-й половине XIII в. к упадку Киева. В 1299 г. митрополит Максим перенес свою резиденцию в Северо-Восточную Русь, во Владимир, хотя и сохранил титул Киевского митрополита. Начиная с преемника Максима, митрополита Петра, предстоятели Русской церкви жили преимущественно в Москве, которая постепенно стала центром собирания русских земель.

Вхождение южнорусских земель в состав Великого княжества Литовского и Польши, а также переезд Киевских митрополитов на северо-восток привели к серии внутренних церковно-административных конфликтов. В середине XV в. сформировалась Западнорусская митрополия, глава которой носил титул митрополита Киевского и Галицкого. Жившие в Москве первоиерархи стали носить титул «митрополитов всея Руси». С 1448 г. они избирались собором русских епископов, без утверждения в Константинополе. Тем самым Русская церковь получила фактическую независимость (автокефалию), хотя и не закрепленную юридически.

После падения Византийской империи в 1453 г. и утверждения независимого от Константинополя статуса Московской митрополии Русская церковь стала наиболее влиятельной и многочисленной из поместных церквей. Что особенно важно - она находилась на территории последнего независимого государства, где православие было официальной религией. Начиная со времени Ивана Грозного московские государи принимали титул царей, представляя себя преемниками византийских императоров-кесарей. Росло понимание необходимости повысить и статус Русской церкви до патриархата.

Однако возведению Московской митрополии на степень патриаршества в то время мешали напряженные отношения с Константинопольской церковью. Ее предстоятели были обижены на Русь за односторонний переход к автокефалии и не желали официально ее признавать. В то же время без согласия Константинопольского и других восточных патриархов самостоятельное провозглашение русского митрополита патриархом было бы незаконным. Если царя на Москве можно было поставить самостоятельно, силой и авторитетом православной державы, то учреждать патриархат без предварительного решения этого вопроса первенствующими кафедрами было невозможно. Исторические обстоятельства сложились благоприятно для завершения программы автокефалии Русской церкви через установление патриаршества лишь к концу XVI в., в правление царя Федора Ивановича. Важную роль в переговорах по этому вопросу сыграл фактический правитель Руси того времени - брат царицы Ирины Борис Годунов, будущий царь.

Первый этап подготовки к учреждению патриаршества в Русской церкви был связан с приездом в Москву Антиохийского патриарха Иоакима в 1586 г. Это событие стало толчком к работе годуновских дипломатов в приобретении патриаршего достоинства для предстоятеля Русской церкви. Иоаким приехал сначала в Западную Русь, а оттуда направился за финансовой помощью в Москву. И если в Речи Посполитой патриарху пришлось быть свидетелем нового натиска католиков на православие и практически полного упадка церковной жизни Киевской митрополии, то в Москве его встретили с большим почетом и пышностью.

Главной целью Патриаршего визита был сбор пожертвований. На Антиохийской кафедре, как и на других православных церквях под османской властью, висел гигантский по тем временам долг - 8 тысяч золотых. Русских появление Иоакима в Москве весьма заинтересовало: впервые в истории восточный патриарх приехал в Москву. В сознании Годунова и его окружения этот беспрецедентный эпизод почти мгновенно и неожиданно вызвал к жизни проект, призванный реализовать на практике идею учреждения Московского патриархата.

В 1587 г. по инициативе Годунова на митрополичьей кафедре Дионисия, связанного с политическими противниками Бориса Федоровича, заменил лояльный Иов, ранее - архиепископ Ростовский.

Между тем Константинопольская церковь переживала период неурядиц и финансовых трудностей. Новый патриарх Иеремия II вскоре после избрания отправился в русские земли за деньгами.

11 июля 1588 г. он прибыл в Москву, где был встречен с большими почестями и размещен на Рязанском подворье. Через 5 дней Иеремию приняли царь Федор Иванович и царица Ирина. Они одарили греческого иерарха серебром, деньгами, соболями. Иеремия передал царю и царице привезенные в Москву святыни, в том числе часть мощей императора Константина. После торжественного приема состоялись переговоры Иеремии с Борисом Годуновым. Тут выяснилось, что Иеремия не готов обсуждать договоренности 1586 г. русского правительства с Антиохийским патриархом Иоакимом об учреждении Патриаршества на Руси и приехал только «ради милостыни на церковное строение». Константинопольский патриарх настаивал, что без соборного обсуждения он такой важный вопрос решать не может. Оказавшись фактически под домашним арестом на Рязанском подворье, Иеремия пошел на уступки, предложив Москве ограниченную автокефалию. При этом необходимо было поминать Константинопольского патриарха за богослужением и получать от него освященное миро. Но к этому времени Русская церковь и без того полтора века была фактически автокефальной.

Однако Иеремия продолжил поиски компромисса: он был готов сам, устав от бесконечных невзгод в Константинополе, остаться патриархом на Руси. Русская сторона предложила Иеремии в таком случае резиденцию во Владимире, в Москве при государе останется митрополит Иов. Иеремия соглашался стать русским патриархом только при условии размещения его в столице. Переговоры Годунова с Иеремией продолжались почти полгода. В середине января 1589 г. Иеремия дал обещание поставить на Руси патриарха из русских и благословить дальнейшее поставление патриарха на Руси собором русских архиереев; царь же должен был отпустить его в Константинополь.

17 января 1589 г. Федор Иванович созвал боярскую Думу вместе с церковным Собором: в Москву прибыли 3 архиепископа, 6 епископов, 5 архимандритов и 3 соборных монастырских старца. Царь объявил, что Иеремия не желает быть патриархом во Владимире. Федор Иванович решил просить у Иеремии благословения на поставление Иова в патриархи Москвы. В тот же день была собрана Дума с Освященным Собором, и государь обратился к Иову, испросив у митрополита мнение относительно учреждения патриаршества. Иов ответил, что он вместе со всеми архиереями и Освященным Собором «положили на волю благочестивого государя царя и великого князя».

23 января в Успенский собор прибыли патриарх Иеремия и члены Освященного Собора, за исключением митрополита Иова. В приделе в честь Похвалы Богородицы, традиционном месте избрания кандидатов в митрополиты, было совершено избрание трех кандидатов на патриаршество. Затем все участвовавшие в выборах архиереи во главе с Иеремией прибыли во дворец. Здесь константинопольский патриарх доложил царю о кандидатах, и Федор Иванович выбрал Иова. Только после этого избранного патриарха Московского призвали во дворец, и он впервые встретился с Иеремией. Здесь же, в царских палатах, состоялось наречение Иова в патриархи. В Успенском соборе Кремля Иеремия и нареченный патриарх Иов отслужили краткий молебен. Три дня спустя там же состоялась церемония поставления первого русского патриарха; Иеремия с сонмом архиереев совершил над Иовом полную архиерейскую хиротонию.

В первых числах февраля Иеремия несколько дней провел в Троице-Сергиевой лавре, с началом Великого поста вновь обратился с просьбой отпустить его в Константинополь, однако Годунов, ссылаясь на трудности пути зимой, уговорил его подождать еще некоторое время. Это было необходимо, чтобы подготовить для подписания Иеремией документ об учреждении Патриаршества в Москве - так называемую Уложенную грамоту . Характерной деталью этой грамоты, составленной в царской канцелярии, является упоминание о согласии всех восточных патриархов на учреждение в Москве патриаршества. В действительности на тот момент такое согласие еще не было получено.

Следующим этапом утверждения Московского патриарха должно было стать внесение его на достаточно высокое место в патриаршие диптихи - официальный перечень глав православных церквей. Русские претендовали на то, чтобы Московский патриарх поминался в диптихе третьим, после Константинопольского и Александрийского, перед Антиохийским и Иерусалимским патриархами. После подписания грамоты Иеремия, получив от царя щедрые подарки, уехал в мае 1589 г. из Москвы.

Выполняя обещания, данные в Москве, в мае 1590 г. он созвал в Константинополе собор, на котором рассказал об учреждении патриаршества в России. Собор признал это деяние и утвердил патриарший сан за предстоятелями Русской Церкви. Соборную грамоту в Москву привез в следующем году Тырновский митрополит Дионисий и 20 июня вручили царю. Под текстом приговора Собора восточных иерархов стоят 106 подписей (в том числе подписи трех патриархов, отсутствует подпись Александрийского первосвятителя, потому что Александрийская кафедра была тогда вакантной). Их современный графологический анализ показал, что по крайней мере 66 из подписей поддельные. Нет необходимости сомневаться в факте проведения патриархом Иеремией собора по поводу возведения Московской кафедры на степень патриаршей, однако нужно признать, что участников собора было значительно меньше, чем количество подписей под соборным приговором. Вероятно, Иеремия пошел на подлог в расчете на скорейшее получение милостыни из России и хотел создать более представительное впечатление о соборе, чем он был на самом деле.

В 1593 г. в Константинополе в присутствии московского посла Г. Афанасьева состоялся новый собор восточных иерархов, в котором участвовали патриархи Константинопольский, Александрийский (временно управлявший также Антиохийской кафедрой) и Иерусалимский. Собор, согласившись с возведением предстоятеля Русской церкви в патриарший сан, подтвердил пятое место Русской церкви в диптихе православных церквей.

Из книги историка русской церкви Антона Карташева (1875-1960) «Очерки по истории церкви в 3 ч. Ч. 2», отрывок из главы «Учреждение патриаршества».

Вопрос о патриаршестве буквально вспыхнул в Москве, как только получилась весть, что на границе Руси появился патриарх Антиохийский Иоаким, который, как мы знаем, проехал через Львов и Западную Русь в самый важный момент ее жизни, накануне печальной памяти Брестского собора, и вовлечен был в активные действия на защиту православия. Появление восточного патриарха на русской почве являлось небывалым фактом за всю историю русской церкви.

У москвичей поднялось и чувство привычного почтения к своим отцам по вере, наследникам славы древней церкви, и жажда показать свое благочестие и блеск царства. Возник вместе и прямой расчет сделать большое дело - начать переговоры об учреждении патриаршества. К этому они и приступили.

Антон Карташев

Встреча патриарха была пышной в отличие от «никакой» в Польше и Зап. Руси. Уже это одно не могло не льстить восточным патриархам и не радовать их. По приказу из Москвы, смоленскому воеводе велено было встречать патриарха «честно», доставить ему все удобства, продовольствие, и с почетной охраной сопровождать до Москвы. 6-го июня 1586 г. патриарх Иоаким прибыл в Смоленск и оттуда препроводил свое письмо к царю Федору Ивановичу. Этот патриарх уже писал прежде Ивану IV и получил от него 200 золотых. Письмо патр. Иоакима было полно византийских, т. е. неумеренных похвал московскому царю: «если кто виде небо и небо небеси и вси звезды, аще солнца не виде, ничтоже виде, но егда видит солнце, возрадуется зело и прославит сотворшаго и. Солнце же наше правоверных хрестьян в днешние дни, - ваша царьская милость едино межи нами есть». Исходя из этого, московский царь легко мог ставить вопрос: пора же наконец «солнцу правоверных христиан» иметь возле себя и патриарха?

Навстречу гостю высылались царем почетные послы, в Можайск, в Дорогомилово. 17-го VI патр. Иоаким въехал в Москву и помещен на Никольском крестце в доме Шереметева.

25.VI был парадный прием патриарха у царя Федора Ивановича. Но характерно - митр. Дионисий ни визита, ни привета патриарху не делал. Этого не могло быть без соглашения со светской властью. Митрополит явно хотел дать почувствовать восточному просителю милостыни, что он - русский митрополит, такой же автокефальный глава своей церкви, как и патр. Антиохийский, но только глава церкви большей, свободной и сильной, - а потому патриарху следовало бы первому идти к нему на поклон. А так как патриарх хочет обойти это поклонами царю, то и митрополит русский первый «шапки не ломает».

Патриарха по почетному обычаю везли во дворец в царских санях (хотя было и лето) - волоком. Царь принял его в «Подписной Золотой Палате», сидя на троне, в царском облачении, среди разодетых бояр и чинов по чину принятия послов. Царь встал и отошел на сажень от трона для встречи. Патриарх благословил царя и вручил ему в дар мощи разных святых. Тут же передал царю рекомендательное письмо, врученное ему КПльским патриархом Феолиптом вместе с Александрийским патриархом Сильвестром, о помощи Иоакиму в покрытии долга Антиохийской кафедры в 8.000 золотых.

Царь пригласил патриарха к себе на обед в тот же день! Очень большая честь по Московскому чину. А пока указано было патриарху идти в Успенский собор на встречу с митрополитом. Это было преднамеренно, чтобы подавить гостя официальной помпой и блеском и явить русского святителя «на кафедре», окруженного бесчисленным сонмом духовенства, в золотых парчевых ризах с жемчугами, среди икон и рак, обложенных золотом и драгоценными камнями. Бедный титулованный гость должен был почувствовать свою малость пред настоящим главой реально (а не номинально) великой церкви. Патриарха встретила почетная встреча в южных дверях. Провели его приложиться к иконам и мощам. А в это время митрополит Дионисий с духовенством стоял посреди храма на кафедре, готовый начать литургию. Подобно царю, по церемониалу, он сошел с кафедры на сажень навстречу патриарху и поспешил первый благословить патриарха. Оторопевший патриарх, хорошо поняв нанесенную ему обиду, тут же через переводчика заявил, что так не следовало бы поступать, но увидел, что никто его не хочет слушать, что не место и не время спорить, и замолчал. Как говорит документ «слегка поговорил, что пригоже было митрополиту от него благословение принять наперед, да и перестал о том». Патриарх прослушал литургию, стоя без облачения у заднего столпа собора. Царский обед после обедни и царские подарки были только золочением пилюли для огорченного патриарха. Фигура русского митрополита, блеснувшая пред патриархом, как олимпийское величие, опять скрылась от него, и он должен был почувствовать, что спорить против высоты русского митрополита не придется. А царю за подарки надо отплатить. Так московские дипломаты создали «атмосферу» для вопроса о русском патриаршестве. И все дело повела светская власть. К ней тянулись патриархи, от нее ждали милостей и получали. С ней обязаны были и расплачиваться. Русская иерархия была избавлена от риска умалиться и попасть в положение смиренных просителей. Она ничего не просила. Она как бы все имела. И восточные иерархи должны были сами восчувствовать свой долг перед ней и дать ей подобающий титул патриарха.

Непосредственно за этим днем начались переговоры царской власти с патриархом Иоакимом о патриаршестве. Велись они тайно, т. е. без писанных документов, может быть из опасения, чтобы польская власть как-нибудь не выступила пред КПльским патриархом против этого. В Боярской Думе царь держал речь, что он после тайного сговора с супругой своей Ириной, с своим «шуринам, ближним боярином и конюшим и воеводой дворовым и наместником Казанским и Астраханским, Борисом Федоровичем Годуновым», решил поставить следующий вопрос: «Изначала, от прародителей наших, киевских, владимирских и московских государей - царей и великих князей благочестивых, поставлялись наши богомольцы митрополиты киевские, владимирские, московские и всея России, от патриархов царяградских и вселенских. Потом милостию всемогущего Бога и пречистыя Богородицы, Заступницы нашей, и молитвами великих чудотворцев всего российского царства, а за прошением и молением наших прародителей, благочестивых царей и великих князей московских, и по совету патриархов цареградских (?) начали поставляться особо митрополиты в московском государстве, по приговору и по избранию прародителей наших и всего освященного собора, от архиепископов российского царства даже и до нашего царствия. Ныне по великой и неизреченной своей милости, Бог даровал нам видеть пришествие к себе великого патриарха Антиохийского; и мы воссылаем за сие славу Господу. А нам бы испросить еще у Него милости, дабы устроил в нашем государстве московском российского патриарха, и посоветывать бы о том с святейшим патриархом Иоакимом, и приказать бы с ним о благословении патриаршества московского, ко всем патриархам». Для переговоров к патриарху был послан Борис Годунов.

В «Сборнике Синодской Библиотеки» речи Бориса Годунова патриарху Иоакиму и его ответы переданы следующим образом. Годунов предлагает Иоакиму: «ты бы о том посоветовал с преосвященным святейшим вселенским патриархом цареградским, а пресвятейший бы патриарх посоветовал о таком великом деле с вами со всеми патриархи… и со архиепископы и епископы и со архимандриты и со игумены и со всем освященным собором. Да и во святую бы гору, и в синайскую о том обослалися, чтобы дал Бог такое великое дело в нашем российском государстве устроилося ко благочестию веры христианския, а помысля бы о том нам объявили как тому делу пригоже состоятися». Патриарх Иоаким, по изложению этого документа, благодарил от себя и от других патриархов царя московского за все милостыни, за которые восточные церкви молятся о нем, признал, что в России учредить патриаршество «пригоже», обещал посоветоваться с остальными патриархами: «то дело великое, всего собора, а мне без этого совета учинить то дело невозможно ».

Странно звучат последние слова. Все почти официальные документы об этом деле тенденциозны. И тут мы невольно чуем скрытое предложение москвичей Иоакиму (м. б. с обещанием уплатить искомые им 8.000 золотых), не откладывая в долгий ящик, самому поставить патриарха, а задним числом искать потом подтверждения.

Переговоры кончились быстро. Иоаким что-то получил и обещал содействовать делу среди своих восточных собратий.

Патриарху позволено было посетить монастыри Чудов и Троице-Сергиевский, где он и был с почетом и подарками принимаем 4 и 8 июля.

17-го июля опять почетно был принят на прощанье царем в золотой палате. Царь здесь заявил о своей милостыне патриарху и просил молитв. О патриаршестве не было ни слова. Это еще не было предметом гласности. Отсюда гостей направили в Благовещенский и Архангельский соборы для напутственных молебнов. Но в кафедральный Успенский собор и к митр. Дионисию патриарх не заходил и никакого прощания с митрополитом у него не было. Обида Иоакима вполне понятна. Но упорное неглижирование Дионисием патриарха не до конца нам понятно. Приходится прибегать к гипотезам. Может быть, просто по разведке в дороге еще в Москву (в Литве или уже в пределах России) оказалось, что патриарх Иоаким о московских митрополитах (в отличие от Киевских-Литовских) выражался, как о самовольно автокефальных и не к пользе церкви независимых от греков. Вот Дионисий, с дозволения царя, и учинил такую демонстрацию зазнавшемуся греку. В Москве умели распределять дипломатические роли…

А может быть «пересол» в дипломатии митр. Дионисия принадлежал ему лично, а не царской политике и даже вопреки ей. Политика велась Борисом Годуновым. Дионисий принадлежал к партии противников Годунова. Последний имел своего любимца среди иерархии для замены Дионисия, Старицкого игумена Иова, которого и метил в кандидаты на патриаршество. Дионисий мог подозревать, что интригующий Борис, ради своего любимца, согласится пред греками на какую-нибудь тень зависимости от них, ради приобретения пышного патриаршего титула. Отсюда резкая демонстрация Дионисия ради сохранения совершенной автокефалии и достоинства русской церкви. В следующем 1587 г. митр. Дионисий и архп. Крутицкий Варлаам, как открытые противники Бориса, были свергнуты последним, и на место Дионисия был поставлен митрополитом избранник Бориса - Иов.

1-го августа патриарх с почетным эскортом выехал на Чернигов. Для «подталкивания» московского плана вместе с патриархом Иоакимом послан был подъячий Михаил Огарков (желавший по пути выкупить из турецкого плена своего сына).

Огарков повез богатые денежные и вещевые дары патриархам КПльскому и Александрийскому.

В КПле претензия русских могла вызвать только отрицательную реакцию. Подымалась старая и горькая для греков история с возникновением патриархатов болгарского и сербского. Восток прибег к тактике отмалчивания и проволочки. Целый год не было отклика. Но КПль, предвидя необходимость уступки русским, решил по крайней мере их хорошо проэксплуатировать. В этот год десятки восточных митрополитов, архиепископов, игуменов, иеромонахов, монахов потоком пошли через Чернигов и Смоленск в Москву за милостыней.

Если вам нравится наша работа - поддержите нас:

Карта Сбербанка : 4276 1600 2495 4340

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму:

История учреждения патриаршества на Руси

Пятого февраля (новый стиль) 1589 года в период правления царя Феодора Иоанновича утверждается патриаршество на Руси. Это был закономерный и довольно символичный акт наследия Россией славы древней Византии и её церковного значения, которая к тому времени подпала под османское владычество. На смену так называемому «второму Риму» (то есть Константинополю) приходит «третий Рим» во всемогуществе Московского православного государства.

Так после Флорентийской унии в 1439 году на русской земле начали сомневаться в истинности греческого духовенства. Кроме того, зависимость от Константинопольского Патриарха Русской церкви в пятнадцатом веке становится номинальной, а взятие турками Константинополя и вовсе уменьшило её.

Царь Феодор пишет в так называемой «Уложенной грамоте об учреждении Московского Патриархата", что в желании стать ближе к Богу он стремиться учредить в Москве «превеликий престол Патриарший» и с этим он обратился к пресвятейшему Иеремею (Вселенскому Патриарху), который дал добро и благословил этим Третий Рим.

И вот двадцать шестого января в Успенском соборе Кремля при собрании народа и во главе с самим Феодором Патриархом Иеремией было совершено поставление русского первого Патриарха – Иова.

Избрание последующих Патриархов происходило таким образом. После кончины Патриарха так называемый блюститель патриаршего престола (обычно митрополит Крутицкий) рассылал от царского имени ко всему духовенству грамоты с приглашением приехать в Москву для избрания нового Патриарха.

Форма избрания нового Патриарха являлась полностью открытой или посредством жеребьёвки, которая установилась после кончины Филарета. Так имена шести претендентов из старших иерархов были записаны на шести одинаковых бумагах, после чего из обливали со всех сторон воском, перепечатывали царскими печатями и отправляли Собору, который заседал в Успенском московском соборе.

После этого три жребия клались на панагию скончавшегося Патриарха, а потом все члены собора облачались в одеяния и служили акафист Богородице. Затем вынималось два жребия и откладывалось в сторону, после чего так же поступали и с остальными тремя. Из двух выбирали один, содержащий имя нового Патриарха. При этом, нераспечатанный конверт передавали боярину, а тот отдавал его царю, который зачитывал вслух имя избранного.