Инвестиционная программа в сфере теплоснабжения, согласование инвестиционных программ в сфере теплоснабжения. Особенности разработки инвестиционных программ организаций коммунального комплекса Разработка инвестиционных программ по теплоснабжению

Постановление Правительства РФ от 5 мая 2014 г. N 410
"О порядке согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике)"

С изменениями и дополнениями от:

б) перечень мероприятий по подготовке проектной документации, строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов системы централизованного теплоснабжения, а также краткое описание мероприятий инвестиционной программы, в том числе обоснование их необходимости, расходы на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию каждого из объектов системы централизованного теплоснабжения в прогнозных ценах соответствующего года, оцененных с использованием прогнозных индексов цен в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, описание и место расположения строящихся, реконструируемых и модернизируемых объектов системы централизованного теплоснабжения, обеспечивающие однозначную идентификацию таких объектов, основные технические характеристики таких объектов до и после реализации мероприятия.

9. Все мероприятия инвестиционной программы должны распределяться по следующим группам:

а) строительство, реконструкция или модернизация объектов системы централизованного теплоснабжения в целях подключения потребителей (с указанием объектов системы централизованного теплоснабжения, строительство которых финансируется за счет платы за подключение, точек подключения (технологического присоединения), количества и нагрузки новых подключенных (технологически присоединенных) объектов капитального строительства потребителей), в том числе:

строительство новых тепловых сетей в целях подключения потребителей (с указанием строящихся участков тепловых сетей, их диаметра и протяженности, иных технических характеристик);

строительство иных объектов системы централизованного теплоснабжения, за исключением тепловых сетей, в целях подключения потребителей (с указанием отдельных объектов, их технических характеристик, в том числе величин тепловой мощности объектов, видов основного и резервного топлива);

увеличение пропускной способности существующих тепловых сетей в целях подключения потребителей (с указанием участков тепловых сетей, их протяженности, пропускной способности, иных технических характеристик до и после проведения мероприятий);

увеличение мощности и производительности существующих объектов системы централизованного теплоснабжения, за исключением тепловых сетей, в целях подключения потребителей (с указанием технических характеристик объектов системы централизованного теплоснабжения, в том числе величин тепловой мощности объектов, видов основного и резервного топлива до и после проведения мероприятий, с выделением мероприятий по переоборудованию котельных в источники комбинированной выработки электрической и теплой энергии);

б) строительство новых объектов системы централизованного теплоснабжения, не связанных с подключением (технологическим присоединением) новых потребителей, в том числе строительство новых тепловых сетей (с указанием участков тепловых сетей, их протяженности, пропускной способности), строительство иных объектов, за исключением тепловых сетей (с указанием их технических характеристик, в том числе величин тепловой мощности объектов, видов основного и резервного топлива);

в) реконструкция или модернизация существующих объектов системы централизованного теплоснабжения в целях снижения уровня износа существующих объектов системы централизованного теплоснабжения и (или) поставки энергии от разных источников, в том числе:

реконструкция или модернизация существующих тепловых сетей (с указанием участков тепловых сетей, их протяженности, пропускной способности, иных технических характеристик до и после проведения мероприятий);

реконструкция или модернизация существующих объектов системы централизованного теплоснабжения, за исключением тепловых сетей (с указанием технических характеристик объектов системы централизованного теплоснабжения, в том числе величин тепловой мощности объектов, видов основного и резервного топлива до и после проведения мероприятий, с выделением мероприятий по переоборудованию котельных в источники комбинированной выработки электрической и теплой энергии);

г) мероприятия, направленные на снижение негативного воздействия на окружающую среду, достижение плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов системы централизованного теплоснабжения, повышение эффективности работы систем централизованного теплоснабжения;

д) вывод из эксплуатации, консервация и демонтаж объектов системы централизованного теплоснабжения, в том числе:

вывод из эксплуатации, консервация и демонтаж тепловых сетей (с указанием участков тепловых сетей, их протяженности, пропускной способности, иных технических характеристик);

вывод из эксплуатации, консервация и демонтаж иных объектов системы централизованного теплоснабжения, за исключением тепловых сетей (с указанием отдельных объектов, их технических характеристик, в том числе величин тепловой мощности объектов, видов основного и резервного топлива).

10. Инвестиционная программа содержит плановые значения следующих показателей, достижение которых предусмотрено в результате реализации соответствующих мероприятий инвестиционной программы (в зависимости от состава мероприятий, включаемых в инвестиционную программу):

а) удельный расход электрической энергии на транспортировку теплоносителя ();

б) удельный расход условного топлива на выработку единицы тепловой энергии и (или) теплоносителя (т.у.т./Гкал и (или) );

в) объем присоединяемой тепловой нагрузки новых потребителей (Гкал/ч);

г) процент износа объектов системы теплоснабжения с выделением процента износа объектов, существующих на начало реализации инвестиционной программы (процентов);

д) потери тепловой энергии при передаче тепловой энергии по тепловым сетям (Гкал в год и процентов от полезного отпуска тепловой энергии);

е) потери теплоносителя при передаче тепловой энергии по тепловым сетям (тонн в год для воды и куб. м в год для пара);

ж) физические, химические, биологические и иные показатели, характеризующие снижение негативного воздействия на окружающую среду, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды;

з) показатели надежности объектов системы централизованного теплоснабжения, определяемые в соответствии с правилами определения плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов системы централизованного теплоснабжения, правилами расчета их фактических значений, а также правилами определения достижения организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, указанных плановых значений, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

11. В инвестиционной программе устанавливаются текущие значения показателей надежности и энергетической эффективности объектов системы централизованного теплоснабжения до начала реализации инвестиционной программы, а также плановые значения таких показателей в результате реализации инвестиционной программы по годам реализации.

В случае если создание системы централизованного теплоснабжения (отдельных объектов такой системы) либо реконструкция такой системы (таких объектов) предусмотрены концессионным соглашением, в инвестиционной программе должны определяться плановые значения показателей надежности и энергетической эффективности объектов системы централизованного теплоснабжения, обеспечивающие достижение установленных концессионным соглашением плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности в установленные им сроки.

12. Инвестиционная программа содержит график выполнения мероприятий инвестиционной программы по годам с указанием отдельных объектов, планируемых сроков и объемов выполнения работ по строительству, реконструкции, модернизации, выводу из эксплуатации, консервации или демонтажу отдельных объектов системы централизованного теплоснабжения, объемов финансирования мероприятий, а также график ввода отдельных объектов системы централизованного теплоснабжения в эксплуатацию по годам.

13. Инвестиционная программа содержит финансовый план регулируемой организации, составленный на период реализации инвестиционной программы с разделением по видам деятельности, по годам в ценах соответствующего года с использованием прогнозных индексов цен и по источникам финансирования, включая:

а) собственные средства, в том числе:

амортизационные отчисления;

прибыль, направленную на инвестиции;

средства, полученные за счет платы за подключение (технологическое присоединение);

прочие собственные средства, в том числе средства от эмиссии ценных бумаг;

б) привлеченные средства, в том числе:

прочие привлеченные средства;

в) бюджетное финансирование;

г) прочие источники финансирования, в том числе лизинг.

14. В инвестиционной программе регулируемой организации, осуществляющей свою деятельность по концессионному соглашению, объектом которого являются системы централизованного теплоснабжения, дополнительно содержатся сведения об объеме расходов, финансируемых за счет средств концедента, на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, расходов на использование (эксплуатацию) указанного объекта, по предоставлению концессионеру государственных или муниципальных гарантий, размер принимаемых концедентом на себя расходов, размер платы концедента по концессионному соглашению на каждый год срока действия концессионного соглашения.

15. Объем средств, необходимых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, устанавливается с учетом укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства, и включает в себя все расходы, связанные с проведением мероприятий инвестиционной программы, в том числе расходы на:

а) приобретение материалов и оборудования;

б) осуществление строительно-монтажных работ, пусконаладочных работ;

в) осуществление работ по замене оборудования с улучшением технико-экономических характеристик;

г) подготовку проектной документации;

д) проведение регистрации объектов;

е) создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществлять в течение всего срока действия концессионного соглашения концессионером.

16. В инвестиционную программу включается программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (для организаций, для которых составление такой программы является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации).

17. Инвестиционная программа содержит отчет об исполнении инвестиционной программы за предыдущий год (в случае наличия утвержденных в установленном порядке инвестиционных программ), в котором указываются:

а) плановые и фактические значения показателей надежности и энергоэффективности объектов системы централизованного теплоснабжения за предыдущий год;

б) перечень планируемых и фактически осуществленных мероприятий;

в) плановая и фактическая стоимость мероприятий, предусмотренных отдельными инвестиционными проектами;

д) плановые и фактические сроки реализации мероприятий инвестиционной программы.

18. Инвестиционная программа регулируемой организации, осуществляющей свою деятельность по концессионному соглашению, объектом которого являются системы централизованного теплоснабжения (отдельные объекты таких систем), содержит основные мероприятия, включенные в концессионное соглашение в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

19. Инвестиционная программа в случае, предусмотренном законодательством Российской Федерации о приватизации, включает в себя перечень инвестиционных обязательств, установленных в отношении систем централизованного теплоснабжения (отдельных объектов таких систем), и условия их выполнения.

III. Порядок утверждения инвестиционной программы органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с органами местного самоуправления и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов

20. Регулируемая организация направляет инвестиционную программу на утверждение в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в срок не позднее 15 календарных дней со дня направления в налоговые органы годового бухгалтерского баланса за предыдущий год.

Инвестиционная программа регулируемой организации, которая заключила концессионное соглашение, предусматривающее обязательства указанной организации по созданию и (или) реконструкции объектов теплоснабжения, входящих в состав систем централизованного теплоснабжения, с приобретением на срок, установленный концессионным соглашением, прав владения и пользования такими объектами (далее - концессионное соглашение), в первый год со дня вступления в силу концессионного соглашения направляется на утверждение в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 30 календарных дней со дня вступления в силу такого соглашения.

21. В случае соответствия инвестиционной программы пунктам 8 - 19 настоящих Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 3 рабочих дней со дня получения от регулируемой организации инвестиционной программы направляет ее на согласование в органы местного самоуправления поселений, городских округов, на территории которых регулируемая организация осуществляет деятельность в сфере теплоснабжения, и в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (в случае утверждения инвестиционной программы органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в полномочия которого не входит установление регулируемых цен (тарифов).

22. В случае если инвестиционная программа не соответствует пунктам 8 - 19 настоящих Правил, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 7 дней со дня получения инвестиционной программы принимает решение о ее возврате на доработку с указанием разделов (пунктов) инвестиционной программы, требующих доработки.

23. Регулируемая организация представляет доработанную в соответствии с пунктом 22 настоящих Правил инвестиционную программу в течение 15 рабочих дней со дня получения замечаний органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

24. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации направляет доработанную в соответствии с пунктом 22 настоящих Правил инвестиционную программу на согласование в орган местного самоуправления и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (в случае утверждения инвестиционной программы органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в полномочия которого не входит установление регулируемых цен (тарифов) в течение 3 дней со дня ее получения от регулируемой организации.

25. Орган местного самоуправления и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (в случае утверждения инвестиционной программы органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в полномочия которого не входит установление регулируемых цен (тарифов) рассматривают инвестиционную программу в течение 30 дней со дня ее получения от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и уведомляют его о согласовании (об отказе в согласовании) инвестиционной программы в течение 3 дней со дня принятия соответствующего решения.

В случае если орган местного самоуправления или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (в случае утверждения инвестиционной программы органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в полномочия которого не входит установление регулируемых цен (тарифов) в указанный срок не уведомил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации о принятом решении, инвестиционная программа считается согласованной.

26. Орган местного самоуправления отказывает в согласовании инвестиционной программы регулируемой организации, за исключением регулируемой организации, заключившей концессионное соглашение, в следующих случаях:

органом местного самоуправления принято решение о том, что в результате реализации мероприятий инвестиционной программы значения показателей надежности и энергетической эффективности не будут достигнуты.

Орган местного самоуправления отказывает в согласовании инвестиционной программы регулируемой организации, заключившей концессионное соглашение, в следующих случаях:

инвестиционная программа не обеспечивает реализацию мероприятий по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения и (или) модернизации, замене морально устаревшего и физически изношенного иного имущества, принадлежащего концессионеру на праве собственности, образующего единое целое с объектом концессионного соглашения и (или) предназначенного для использования в целях создания условий осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением (далее - иное передаваемое концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущество), новым более производительным, иному улучшению характеристик и эксплуатационных свойств такого имущества, в сроки, предусмотренные концессионным соглашением;

значения показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, входящих в состав системы централизованного теплоснабжения, не соответствуют плановым значениям указанных показателей, предусмотренных концессионным соглашением в соответствующие годы.

Информация об изменениях:

Правила дополнены пунктом 26.1 с 21 ноября 2017 г. - Постановление

26.1. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов отказывает в согласовании инвестиционной программы в случае недоступности тарифов регулируемой организации для потребителей (за исключением случаев, когда отказ по причине недоступности тарифов приведет к невозможности исполнения концессионером обязательств по строительству, реконструкции и модернизации объектов системы централизованного теплоснабжения в соответствии с концессионным соглашением).

27. Отказ в согласовании проекта инвестиционной программы должен быть обоснован, при этом указываются мероприятия по развитию систем теплоснабжения, содержащиеся в схеме теплоснабжения, которые не обеспечиваются инвестиционной программой, либо перечень значений показателей надежности и энергетической эффективности, которые не могут быть достигнуты, либо обоснования недоступности тарифов регулируемой организации для потребителей. В отношении регулируемой организации, заключившей концессионное соглашение, при отказе в согласовании инвестиционной программы указываются мероприятия по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения и (или) модернизации, замене морально устаревшего и физически изношенного иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества новым более производительным, иному улучшению характеристик и эксплуатационных свойств такого имущества, которые не обеспечиваются инвестиционной программой, значения показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, входящих в состав системы централизованного теплоснабжения, которые не соответствуют плановым значениям указанных показателей, предусмотренным концессионным соглашением.

28. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 3 дней со дня поступления отказа в согласовании инвестиционной программы направляет ее регулируемой организации для доработки.

29. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 20 дней со дня получения от органа местного самоуправления решения о согласовании инвестиционной программы рассматривает инвестиционную программу и по результатам рассмотрения принимает решение об утверждении инвестиционной программы или об отказе в утверждении инвестиционной программы и необходимости ее доработки с указанием причин отказа по основаниям, предусмотренным пунктом 30 настоящих Правил.

30. Основаниями для отказа в утверждении органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации инвестиционной программы и направления ее на доработку являются:

31. Оценка доступности тарифов регулируемой организации для потребителей производится органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на основе анализа темпов роста платы граждан за коммунальные услуги, обусловленного учетом при установлении тарифов в сфере теплоснабжения расходов на реализацию инвестиционной программы регулируемой организации, с учетом ограничений в отношении платы граждан за коммунальные услуги, установленных в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

32. В случае принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения об отказе в утверждении инвестиционной программы и направления ее на доработку по основаниям, предусмотренным пунктом 30 настоящих Правил, регулируемая организация дорабатывает инвестиционную программу в течение 30 дней со дня ее получения и направляет инвестиционную программу на рассмотрение в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который осуществляет ее повторное согласование с органами местного самоуправления и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в сроки и в порядке, которые установлены пунктами 24 - 27 настоящих Правил.

33. Согласование доработанной инвестиционной программы с органами местного самоуправления не требуется в случае, если в результате ее доработки перечень, состав и сроки реализации инвестиционных проектов не были изменены.

34. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает инвестиционную программу до 30 октября года, предшествующего периоду начала реализации инвестиционной программы.

Инвестиционная программа регулируемой организации, которая заключила концессионное соглашение, в первый год со дня вступления в силу концессионного соглашения утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 30 календарных дней со дня направления проекта инвестиционной программы на утверждение, в том числе доработанного проекта инвестиционной программы.

35. Решение об утверждении инвестиционной программы подлежит официальному опубликованию в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами для опубликования актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации или актов органов местного самоуправления.

IV. Порядок утверждения инвестиционной программы органами местного самоуправления

36. В случае наделения органов местного самоуправления полномочиями по утверждению инвестиционных программ регулируемая организация направляет инвестиционную программу на утверждение в орган местного самоуправления в срок не позднее 15 календарных дней со дня направления в налоговые органы годового бухгалтерского баланса за предыдущий год.

Инвестиционная программа регулируемой организации, которая заключила концессионное соглашение, в первый год со дня вступления в силу концессионного соглашения направляется на утверждение в орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня вступления в силу концессионного соглашения.

Информация об изменениях:

Правила дополнены пунктом 36.1 с 21 ноября 2017 г. - Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2017 г. N 1390

36.1. Согласование проекта инвестиционной программы органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляется в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктами 21 - 27 настоящих Правил для согласования инвестиционной программы, утверждаемой уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

37. Орган местного самоуправления в течение 7 рабочих дней со дня поступления инвестиционной программы принимает решение о ее возврате на доработку регулируемой организации с указанием разделов (пунктов) инвестиционной программы, требующих доработки, в случае если инвестиционная программа не соответствует пунктам 8 - 19 настоящих Правил, а также если:

а) в отношении регулируемой организации, за исключением организации, заключившей концессионное соглашение:

инвестиционная программа не обеспечивает реализацию мероприятий по развитию системы теплоснабжения, включенных в схему теплоснабжения соответствующего поселения, городского округа;

в результате реализации мероприятий инвестиционной программы плановые значения показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, входящих в состав системы централизованного теплоснабжения, не будут достигнуты;

б) в отношении регулируемой организации, заключившей концессионное соглашение:

инвестиционная программа не обеспечивает реализацию мероприятий по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения и (или) модернизации, замене морально устаревшего и физически изношенного иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества новым более производительным, иному улучшению характеристик и эксплуатационных свойств такого имущества в сроки, предусмотренные концессионным соглашением;

значения показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, входящих в состав системы централизованного теплоснабжения, не соответствуют плановым значениям указанных показателей, предусмотренным концессионным соглашением в соответствующие годы;

в результате реализации мероприятий инвестиционной программы плановые значения показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, входящих в состав системы централизованного теплоснабжения, не будут достигнуты.

Информация об изменениях:

Правила дополнены пунктом 37.1 с 19 октября 2018 г. - Постановление Правительства России от 8 октября 2018 г. N 1206

37.1. Орган местного самоуправления обязан указать мероприятия по развитию систем централизованного теплоснабжения, содержащиеся в схеме теплоснабжения, которые не обеспечиваются инвестиционной программой, либо перечень значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов системы централизованного теплоснабжения, которые не могут быть достигнуты.

В отношении регулируемой организации, заключившей концессионное соглашение, орган местного самоуправления в решении о возврате инвестиционной программы на доработку указывает мероприятия по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения и (или) по модернизации, замене морально устаревшего и физически изношенного иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества новым более производительным, иному улучшению характеристик и эксплуатационных свойств такого имущества, которые не обеспечиваются инвестиционной программой, значения показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, входящих в состав системы централизованного теплоснабжения, которые не соответствуют плановым значениям указанных показателей, предусмотренным концессионным соглашением.

38. Регулируемая организация представляет доработанную инвестиционную программу в течение 15 рабочих дней со дня получения замечаний органа местного самоуправления.

39. Орган местного самоуправления рассматривает инвестиционную программу в течение 30 дней со дня ее получения и уведомляет регулируемую организацию об утверждении (об отказе в утверждении) инвестиционной программы в течение 3 дней со дня принятия соответствующего решения.

40. Основаниями для отказа в утверждении органом местного самоуправления инвестиционной программы и направления ее на доработку являются:

а) недоступность тарифов регулируемой организации для потребителей (за исключением случаев, когда отказ по причине недоступности тарифов приведет к невозможности исполнения концессионером обязательств по строительству, реконструкции и модернизации объектов системы централизованного теплоснабжения в соответствии с концессионным соглашением);

б) превышение расходов на реализацию мероприятий инвестиционной программы над расходами на реализацию указанных мероприятий, определенными по укрупненным сметным нормативам для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому обеспечению в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства;

в) превышение суммы расходов на реализацию мероприятий, включенных в соответствии с концессионным соглашением в утверждаемую инвестиционную программу, и расходов на реализацию мероприятий, включенных в соответствии с концессионным соглашением в инвестиционную программу регулируемой организации, утвержденную после вступления в силу концессионного соглашения и содержащую включенные в концессионное соглашение мероприятия, за исключением мероприятий, финансируемых за счет платы за подключение (технологическое присоединение), предельной суммы расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения и (или) модернизацию, замену морально устаревшего и физически изношенного иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества новым более производительным, иное улучшение характеристик и эксплуатационных свойств такого имущества, которые предполагается осуществлять концессионером в соответствии с концессионным соглашением.

42. В случае отказа в утверждении инвестиционной программы орган местного самоуправления в течение 3 дней со дня принятия соответствующего решения направляет инвестиционную программу на доработку по основаниям, предусмотренным пунктом 40 настоящих Правил, в регулируемую организацию, которая дорабатывает ее в соответствии с пунктом 38 настоящих Правил.

43. Орган местного самоуправления утверждает инвестиционную программу до 30 октября года, предшествующего периоду начала реализации инвестиционной программы.

Инвестиционная программа регулируемой организации, которая заключила концессионное соглашение, в первый год со дня вступления в силу концессионного соглашения утверждается органом местного самоуправления и начинает действовать с текущего периода.

44. Решение об утверждении инвестиционной программы подлежит официальному опубликованию в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами для опубликования актов органов местного самоуправления.

V. Внесение изменений в инвестиционную программу

45. Регулируемая организация имеет право обратиться в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления (в случае наделения органов местного самоуправления полномочиями на утверждение инвестиционных программ) с заявлением о внесении изменений в инвестиционную программу.

Заявление о внесении изменений в инвестиционную программу (утвержденную в том числе на текущий год) с проектом изменений, вносимых в инвестиционную программу, и их обоснованием направляется регулируемой организацией в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления (в случае наделения органов местного самоуправления полномочиями на утверждение инвестиционных программ) в срок до 30 августа текущего года.

Внесение изменений в инвестиционную программу осуществляется в порядке, установленном пунктами 21 - 33 , 37 - 42 настоящих Правил. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления (в случае наделения органов местного самоуправления полномочиями на утверждение инвестиционных программ) обязан принять решение об утверждении изменений, вносимых в инвестиционную программу, или об отказе в утверждении соответствующих изменений в срок до 20 ноября года, в котором регулируемой организацией было подано заявление о внесении изменений в инвестиционную программу.

Подача регулируемой организацией заявления о внесении изменений в инвестиционную программу (утвержденную в том числе на текущий год), связанных с мероприятиями по подключению к системам теплоснабжения, и внесение в нее соответствующих изменений может осуществляться в течение всего года.

При внесении изменений в инвестиционную программу не допускаются уменьшение размера собственных средств, являющихся источниками финансирования инвестиционной программы и учтенных при установлении тарифов в соответствии с Основами ценообразования постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", а также ухудшение плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, установленных на последний год срока действия инвестиционной программы, за исключением случаев наступления обстоятельств непреодолимой силы, передачи бесхозяйного имущества и включения мероприятий по реконструкции и (или) модернизации такого имущества в инвестиционную программу, внесения изменений в схемы теплоснабжения, а также случаев, если принятые федеральные законы и (или) иные нормативные правовые акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления приводят к ухудшению положения регулируемой организации таким образом, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при утверждении инвестиционной программы, в том числе устанавливают режим запретов и ограничений в отношении регулируемой организации, ухудшающих ее положение по сравнению с режимом, действовавшим в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления на момент утверждения инвестиционной программы.

46. В случае внесения изменений в схему теплоснабжения регулируемая организация обращается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для внесения изменений в инвестиционную программу.

47. Изменения, вносимые в инвестиционную программу и связанные с перераспределением расходов на реализацию инвестиционных проектов в пределах 5 процентов установленной величины расходов на реализацию этих проектов при условии неувеличения общих расходов на реализацию инвестиционной программы, осуществляются без согласования с органами местного самоуправления.

Информация об изменениях:

Правила дополнены пунктом 48 с 21 ноября 2017 г. - Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2017 г. N 1390

48. Решение о внесении изменений в инвестиционную программу подлежит официальному опубликованию в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами для опубликования актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации или актов органов местного самоуправления. Уведомление о внесении изменений в инвестиционную программу направляется уполномоченным органом в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов или органы местного самоуправления (в случае наделения органов местного самоуправления соответствующими полномочиями по регулированию тарифов) в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о внесении изменений в инвестиционную программу.

Изменение расходов регулируемой организации, возникшее в связи с принятием указанного решения, учитывается при установлении (корректировке) тарифов в порядке, установленном Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения".


Федеральный закон от ФЗ «О теплоснабжении» Федеральный закон от ФЗ «Об энергосбережении и повышении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Постановление Правительства Российской Федерации от «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» Постановление Правительства Российской Федерации от «О порядке согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ…» Постановление Правительства Российской Федерации от «Об утверждении Правил определения плановых и расчета фактических значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения…» Постановление Правительства Российской Федерации от «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» Правовое обеспечение Приказ Федеральной службы по тарифам от э «Об утверждении формы отчета об использовании инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государственные цены (тарифы) в сфере электроэнергетики и сфере теплоснабжения»


3 Схема теплоснабжения утверждается органами местного самоуправления; разрабатывается на основании документов территориального планирования на срок не менее 15 лет; основа развития и управления системами теплоснабжения; определяет распределение тепловых нагрузок между источниками теплоснабжения в системе теплоснабжения, основные технические решения по развитию систем теплоснабжения, единую теплоснабжающую организацию, возможность подключения потребителей к системам теплоснабжения. Инвестиционная программа разрабатывается регулируемой организацией, утверждается РЭК области по согласованию с органом местного самоуправления; должна обеспечивать надежность и перспективное развитие системы теплоснабжения; в инвестиционную программу подлежат включению мероприятия, целесообразность которых обоснована в схеме теплоснабжения. Тарифы приоритет долгосрочных тарифов; расходы на капитальные вложения (инвестиции) в расчетный период регулирования определяются на основе утвержденных в установленном порядке инвестиционных программ. Обеспечение эффективной эксплуатации систем теплоснабжения Региональная энергетическая комиссия Вологодской области


Наименование регулируемой организации, ее местонахождение и контакты ответственных лиц; наименование уполномоченного органа, утвердившего ИП, его местонахождение и контакты ответственных лиц; наименование ОМС, согласовавшего ИП, его местонахождение и контакты ответственных лиц; плановые и фактические значения показателей надежности и энергетической эффективности объектов системы централизованного теплоснабжения регулируемой организации, отдельно на каждый год в течение срока реализации ИП. перечень мероприятий по подготовке проектной документации, строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов системы централизованного теплоснабжения; краткое описание мероприятий ИП, в том числе обоснование их необходимости; описание и место расположения строящихся, реконструируемых и модернизируемых объектов, обеспечивающее однозначную идентификацию таких объектов; основные технические характеристики объектов до и после реконструкции; расходы на строительство, реконструкцию и (или) каждого из объектов системы централизованного теплоснабжения в прогнозных ценах соответствующего года; программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Паспорт ИП Состав инвестиционной программы Перечень мероприятий


График выполнения ИП по годам с указанием наименования объектов, планируемых сроков и объемов выполнения работ по строительству, реконструкции, модернизации, выводу из эксплуатации, консервации или демонтажу отдельных объектов системы теплоснабжения, объемы финансирования; график ввода отдельных объектов в эксплуатацию по годам Графики реализации мероприятий Плановые показатели удельный расход электрической энергии на транспортировку теплоносителя; удельный расход условного топлива на выработку тепловой энергии и (или) теплоносителя; объем присоединяемой тепловой нагрузки новых потребителей; процент износа объектов системы теплоснабжения с выделением процента износа объектов, существующих на начало реализации ИП; потери тепловой энергии при передаче; потери теплоносителя при передаче; показатели экологической эффективности; показатели надежности. Состав инвестиционной программы Региональная энергетическая комиссия Вологодской области


* в случае наличия утвержденных в установленном порядке инвестиционных программ плановые и фактические значения показателей надежности и энергетической эффективности объектов системы централизованного теплоснабжения по годам; перечень планируемых и фактически осуществленных мероприятий; плановая и фактическая стоимость мероприятий, предусмотренных отдельными инвестиционными проектами; плановые и фактические показатели финансового состояния регулируемой организации; плановые и фактические сроки реализации мероприятий ИП Отчет за предыдущий и текущий годы* Состав инвестиционной программы содержит объем финансовых потребностей с указанием источников финансирования; составляется на период реализации ИП с разделением по видам деятельности по годам в ценах соответствующего года с использованием прогнозных индексов цен; расчет тарифных последствий реализации ИП; расчет эффективности инвестирования средств. Финансовый план Региональная энергетическая комиссия Вологодской области


ИП должна дополнительно содержать сведения: -о мероприятиях, включенных в концессионное соглашение; -об объеме расходов, финансируемых за счет средств концедента на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения; -об объеме расходов на использование (эксплуатацию) указанного объекта; -по предоставлению концессионеру государственных или муниципальных гарантий; -о размере принимаемых концедентом на себя расходов; -о размере платы концедента по концессионному соглашению на каждый год срока действия концессионного соглашения В случае заключения концессионного соглашения Состав инвестиционной программы Региональная энергетическая комиссия Вологодской области


Порядок утверждения инвестиционных программ РЭК области Если проект ИП по содержанию соответствует п постановления 410, то направляет проект ИП на согласование в ОМС (в течение 3 рабочих дней)содержанию соответствует п постановления 410 Орган местного самоуправления (ОМС) Теплоснабжающая (теплосетевая) организация (ТСО) РЭК области ОМС в течение 30 дней со дня получения рассматривает проект ИП и направляет в РЭК области согласованную ИП или отказ в согласовании Осуществляет оценку доступности тарифов для потребителей и расходов на реализацию мероприятий ИП (в течение 20 дней) и принимает решение об утверждении или отказе в утверждении ИП Утверждение ИП должно быть завершено не позднее 30 октября года, предшествующего году начала реализации ИП В случае отказа РЭК области, ТСО дорабатывает ИП в течение 30 дней и РЭК области осуществляет повторное согласование с ОМС Направляет проект ИП с указанием причин отказа согласования от ОМС в ТСО в течение 3 дней со дня поступления отказа Отказ в согласовании с указанием причин в течение 3 дней со дня принятия решения Если проект ИП не соответствует п постановления 410, то возвращает ТСО в течение 7 дней с указанием разделов, требующих доработки Утверждение схемы теплоснабжения МО Согласование инвестиционной программы (ИП) Разработка проекта инвестиционной программы (ИП)согласно утвержденной схемы теплоснабжения Направляет до 15 марта года, предшествующег о периоду начала реализации ИП Согласованный проект ИП Доработка проекта ИП: - Пересмотр состава мероприятий и затрат; - Поиск других источников финансирования Устранение замечаний в течение 15 рабочих дней с момента получения замечаний РЭК области Повторное согласование с ОМС не требуется, если не изменились сроки реализации и состав мероприятий В случае если ОМС в указанный срок не уведомил РЭК области о принятом решении, ИП считается согласованной


Орган местного самоуправления отказывает в согласовании ИП по следующим основаниям ИП не обеспечивает реализацию мероприятий по развитию системы теплоснабжения, включенных в схему теплоснабжения муниципального образования ОМС принято решение о том, что в результате реализации ИП показатели надежности и энергетической эффективности не будут достигнуты РЭК области отказывает в утверждении ИП по следующим основаниям Недоступность тарифов для потребителей (кроме случаев, когда отказ по причине недоступности тарифов приведет к невозможности исполнения обязательств в соответствии с концессионным соглашением) Превышение расходов на реализацию мероприятий ИП над расходами на реализацию указанных мероприятий, определенными по укрупненным сметным нормативам Превышение суммы расходов на реализацию утверждаемой ИП, и расходов, осуществленных на реализацию мероприятий, включенных в ИП регулируемой организации, утвержденные с момента заключения концессионного соглашения, над предельным размером расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые обозначены в концессионном соглашении Причины отказа согласования и утверждения инвестиционной программы Региональная энергетическая комиссия Вологодской области


Строительство, реконструкция или модернизация объектов системы центрального теплоснабжения (СЦТ) в целях подключения новых потребителей строительство новых тепловых сетей в целях подключения потребителей (с указанием строящихся участков тепловых сетей, их диаметра и протяженности, иных технических характеристик); строительство иных объектов, за исключением тепловых сетей, в целях подключения новых потребителей (с указанием объектов, их технических характеристик); увеличение пропускной способности существующих тепловых сетей в целях подключения новых потребителей; увеличение мощности и производительности существующих объектов (кроме тепловых сетей) в целях подключения новых потребителей. Группы мероприятий и источники финансирования инвестиционной программы Источник финансирования: плата за подключение (технологическое присоединение) Региональная энергетическая комиссия Вологодской области


Группы мероприятий и источники финансирования инвестиционной программы Строительство, реконструкция или модернизация объектов СЦТ, не связанных с подключением новых потребителей Реконструкция или модернизация существующих объектов СЦТ в целях снижения уровня износа Мероприятия, направленные на повышение экологической эффективности, достижение плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов СЦТ, повышения эффективности работы СЦТ Вывод из эксплуатации, консервация и демонтаж объектов СЦТ Источник финансирования: Собственные средства: амортизационные отчисления; прибыль, направленная на инвестиции; прочие собственные средства, в том числе от эмиссии ценных бумаг Привлеченные средства: кредиты; займы; прочие привлеченные средства. Бюджетное финансирование Прочие источники финансирования, в том числе лизинг


Внесение изменений в инвестиционную программу осуществляется в порядке, установленном для утверждения инвестиционных программ, до 1 декабря соответствующего года. В случае внесения изменений в схему теплоснабжения регулируемая организация обращается в РЭК области для внесения изменений в инвестиционную программу. Изменения, вносимые в инвестиционную программу и связанные с перераспределением расходов на реализацию инвестиционных проектов в пределах 5 процентов установленной величины расходов на реализацию этих проектов при условии неувеличения общих расходов на реализацию инвестиционной программы, осуществляются без согласования с органами местного самоуправления. Внесение изменений в инвестиционную программу Региональная энергетическая комиссия Вологодской области




Программа мероприятий, по строительству, реконструкции и (или) модернизации источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей в целях развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, подключения (технологического присоединения) теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения; утверждение инвестиционных программ осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (Региональной энергетической комиссией Вологодской области)по согласованию с органами местного самоуправления поселений, городских округов. в инвестиционную программу подлежат к включению мероприятия, целесообразность реализации которых обоснована в схемах теплоснабжения соответствующих поселений, городских округов. Инвестиционная программа организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения


Общие положения по разработке схем теплоснабжения Кем разрабатывается - уполномоченными органами местного самоуправления поселений, городских округов; - юридическими лицами; - либо совместно органами местного самоуправления и юридическими лицами. В случае разработки проекта схемы теплоснабжения теплоснабжающими и (или) теплосетевыми организациями расходы на разработку схемы теплоснабжения не учитываются при установлении тарифов в сфере теплоснабжения. - на основе документов территориального планирования поселения, городского округа, утвержденных в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности; - в соответствии с требованиями к схемам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от N 154; - согласовывается с программами развития электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения; Требования к разработке Схема теплоснабжения разрабатывается на срок не менее 15 лет (как правило на период, на который утвержден Генплан города) с соблюдением следующих принципов: - эффективности теплоснабжения; - обеспечение приоритета безопасности и надежности теплоснабжения потребителей; - обеспечение энергетической ого использования комбинированной выработки тепловой и электрической энергии; - минимизация затрат на теплоснабжение в расчете на единицу тепловой энергии для потребителя в долгосрочной перспективе. Разрабатывается на основе следующих документов


16 раздел 1. Показатели перспективного спроса на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель в установленных границах территории поселения, городского округа; раздел 2. Перспективные балансы тепловой мощности источников тепловой энергии и тепловой нагрузки потребителей; раздел 3. Перспективные балансы теплоносителя; раздел 4. Предложения по строительству, реконструкции и техническому перевооружению источников тепловой энергии; раздел 5. Предложения по строительству и реконструкции тепловых сетей; раздел 6. Перспективные топливные балансы; раздел 7. Инвестиции в строительство, реконструкцию и техническое перевооружение; раздел 8. Решение об определении единой теплоснабжающей организации (организаций); раздел 9. Решения о распределении тепловой нагрузки между источниками тепловой энергии; раздел 10. Решения по бесхозяйным тепловым сетям. Содержание схемы теплоснабжения


17 глава 1. Существующее положение в сфере производства, передачи и потребления тепловой энергии для целей теплоснабжения; глава 2. Перспективное потребление тепловой энергии на цели теплоснабжения; глава 3. Электронная модель системы теплоснабжения поселения, городского округа; глава 4. Перспективные балансы тепловой мощности источников тепловой энергии и тепловой нагрузки; глава 5. Перспективные балансы производительности водоподготовительных установок и максимального потребления теплоносителя теплопотребляющими установками потребителей, в том числе в аварийных режимах; глава 6. Предложения по строительству, реконструкции и техническому перевооружению источников тепловой энергии; глава 7. Предложения по строительству и реконструкции тепловых сетей и сооружений на них; глава 8. Перспективные топливные балансы; глава 9. Оценка надежности теплоснабжения; глава 10. Обоснование инвестиций в строительство, реконструкцию и техническое перевооружение; глава 11. Обоснование предложения по определению единой теплоснабжающей организации. Обосновывающие материалы к схеме теплоснабжения

Инвестиционная программа разрабатывается регулируемой организацией на основании требований постановления Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 года № 410 «О порядке согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике)» .

Согласование и утверждение инвестиционных программ в сфере теплоснабжения осуществляется в следующем порядке:
1. Регулируемая организация направляет инвестиционную программу на утверждение в министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (далее – министерство) до 15 марта года, предшествующего периоду начала её реализации.
2. В случае соответствия инвестиционной программы Правилам постановления Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 года № 410 министерство в течение 3 рабочих дней со дня получения от регулируемой организации инвестиционной программы направляет ее на согласование в органы местного самоуправления поселений, городских округов, на территории которых регулируемая организация осуществляет деятельность в сфере теплоснабжения. В случае если инвестиционная программа не соответствует требованиям Правил, министерство в течение 7 дней со дня получения инвестиционной программы принимает решение о ее возврате на доработку. Регулируемая организация представляет доработанную инвестиционную программу в течение 15 рабочих дней со дня получения замечаний министерства.
3. Орган местного самоуправления рассматривает инвестиционную программу в течение 30 дней со дня ее получения от министерства и уведомляет его о согласовании (отказе от согласования) инвестиционной программы в течение 3 дней со дня принятия соответствующего решения. В случае если орган местного самоуправления в указанный срок не уведомил министерство о принятом решении, инвестиционная программа считается согласованной.
4. Министерство в течение 20 дней со дня получения от органа местного самоуправления решения о согласовании инвестиционной программы рассматривает инвестиционную программу и по результатам рассмотрения принимает решение об утверждении инвестиционной программы или об отказе в утверждении инвестиционной программы и необходимости ее доработки.
5. Инвестиционная программа должна быть утверждена в срок не позднее 30 октября года, предшествующего началу реализации инвестиционной программы.
6. Контроль за исполнением инвестиционных программ осуществляется министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области совместно с агентством по тарифам и ценам Архангельской области.

1. Основанием для разработки инвестиционной программы является техническое задание на разработку инвестиционной программы, утвержденное органом местного самоуправления, с учетом:

1) результатов технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

2) плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности;

3) схемы водоснабжения и водоотведения;

4) плана снижения сбросов, программы повышения экологической эффективности, плана мероприятий по охране окружающей среды;

(см. текст в предыдущей редакции)

5) решений органов местного самоуправления о прекращении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и о переводе абонентов, объекты которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Утверждение инвестиционной программы без утвержденной схемы водоснабжения и водоотведения не допускается.

3. Инвестиционная программа должна содержать:

1) плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) перечень мероприятий по строительству новых, реконструкции и (или) модернизации существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, включая мероприятия, необходимые для подключения (технологического присоединения) новых абонентов;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) объем финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционной программы, с указанием источников финансирования;

4) график реализации мероприятий инвестиционной программы;

5) расчет эффективности инвестирования средств;

6) предварительный расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;

7) иные сведения.

4. Инвестиционная программа включает планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, планы мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планы снижения сбросов, программы повышения экологической эффективности, планы мероприятий по охране окружающей среды.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации переданы полномочия по утверждению инвестиционной программы. В случае, если инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, такая программа до ее утверждения подлежит согласованию с органом местного самоуправления. Указанные органы могут привлекать независимые организации для анализа обоснованности инвестиционной программы. Согласованная органом местного самоуправления инвестиционная программа направляется в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение. Планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, планы мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями также подлежат согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации оценивает доступность для абонентов тарифов организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, рассчитанных с учетом расходов на реализацию инвестиционной программы, в том числе с учетом возможности осуществления этих мероприятий за счет займов и кредитов, погашение которых осуществляется в последующие периоды регулирования тарифов. В случае недоступности тарифов такой организации для абонентов органы местного самоуправления совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определяют иные источники финансирования инвестиционной программы.

7. Объем финансовых потребностей для реализации инвестиционной программы должен быть достаточным для финансирования мероприятий, предусмотренных инвестиционной программой, но не превышать укрупненные нормативы цены создания различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и объектов инженерной инфраструктуры, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. В случае, если горячее водоснабжение осуществляется с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), программы финансирования мероприятий по их развитию (прекращение горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и перевод абонентов, подключенных (технологически присоединенных) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения) включаются в утверждаемые в установленном законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения порядке инвестиционные программы теплоснабжающих организаций, при использовании источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей которых осуществляется горячее водоснабжение. Затраты на финансирование данных программ учитываются в составе тарифов в сфере теплоснабжения.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. В случае заключения организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, концессионного соглашения, объектом которого является система коммунальной инфраструктуры, источники финансирования инвестиционной программы определяются в соответствии с условиями концессионного соглашения. При изменении инвестиционной программы объем инвестиций, которые концессионер обязуется привлечь для финансирования инвестиционной программы, изменению не подлежит. При прекращении действия концессионного соглашения концедент обеспечивает в установленные концессионным соглашением сроки возврат концессионеру инвестированного капитала, за исключением инвестированного капитала, возврат которого учтен при установлении тарифов организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

10. Инвестиционная программа разрабатывается не менее чем на три года и может ежегодно корректироваться с учетом изменения объективных условий деятельности соответствующих организаций.

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Порядок разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ (с учетом особенностей разработки, согласования, утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, и содержания таких программ), в том числе планов мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, планов мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, требования к составу инвестиционных программ, технического задания на разработку или корректировку инвестиционной программы, а также критерии принятия решения о согласовании и утверждении инвестиционной программы и порядок рассмотрения разногласий по вопросам согласования и утверждения инвестиционной программы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

12. Утвержденные инвестиционные программы организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, должны содержать мероприятия, необходимые и достаточные для исполнения такими организациями обязательств по достижению включенных в инвестиционные программы плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности.

13. Утвержденные инвестиционные программы организаций, осуществляющих свою деятельность по концессионному соглашению, объектом которого являются централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, должны содержать основные мероприятия, включенные в концессионное соглашение в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях. При этом объем финансовых потребностей, необходимых для реализации указанных инвестиционных программ, за исключением расходов, финансируемых за счет платы за подключение (технологическое присоединение), не должен превышать наименьшую из следующих величин:

1) величина, определяемая исходя из указанных в части 7 настоящей статьи укрупненных нормативов цены создания различных видов объектов непроизводственного назначения и объектов инженерной инфраструктуры и на основании основных мероприятий, включенных в концессионное соглашение в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях;

2) предусмотренный концессионным соглашением в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществлять в течение всего срока действия концессионного соглашения концессионером, а также концедентом, если условием концессионного соглашения предусмотрено принятие концедентом на себя части расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения.

К.т.н. Ю.Г. Мунц, доцент Кафедры систем управления энергетикой и промышленными предприятиями Высшей школы экономики и менеджмента Уральского федерального университета (УрФУ);
д.т.н. В.А. Мунц, заведующий Кафедрой промышленной теплоэнергетики, Уральский энергетический институт УрФУ, г. Екатеринбург

Характерные черты инвестиционного анализа в сфере теплоснабжения и участники инвестиционного процесса

Источниками финансирования инвестиционных программ в сфере теплоснабжения могут выступать собственные средства организации, средства бюджетов всех уровней и привлеченные средства. Методологически неверным является распространенное мнение о «бесплатности» собственных средств организации или бюджетных средств, т.к. любой капитал, вне зависимости от источника происхождения, имеет свою стоимость и должен работать.

Одним из методов, обеспечивающих возврат инвестиций в теплоснабжение, согласно действующему законодательству, может выступать утверждение тарифов на три-пять лет на основе долгосрочных параметров с применением нормы доходности инвестированного капитала. При разработке порядка применения данного метода к сфере теплоснабжения целесообразно учитывать норму доходности на весь привлекаемый капитал (собственные и заемные средства).

В настоящее время в практике инвестиционного анализа зачастую по аналогии с финансовым планированием развития организации составляется и анализируется бюджет движения денежных средств (БДДС) инвестиционного проекта, включающий в себя операционную, инвестиционную и финансовую части (другое название БДДС проекта - «модель расчетного счета»), и производится расчет показателей эффективности проекта для различных его участников , позволяющий определить оптимальные параметры реализации проекта с точки зрения достижения равной эффективности участия в проекте.

Пример анализа инвестиционного проекта в сфере теплоснабжения

Проиллюстрируем предлагаемую методику анализа эффективности инвестиционного проекта с учетом паритета интересов его участников на реальном примере строительства теплоисточника в одном из муниципальных образований Свердловской области.

Данные инвестиционного проекта:

■ тепловая мощность котельной - 16 МВт;

■ величина капиталовложений в ценах 2009 г. - 27,5 млн руб. без НДС;

■ отпуск тепловой энергии - 36 тыс. Гкал/год;

■ себестоимость производства тепловой энергии - 592,7 руб./Гкал без НДС.

Принято, что проект финансируется на 60% за счет заемных средств (банковского кредита) и на 40% за счет собственных средств (акционерного капитала).

Средневзвешенная стоимость капитала, используемая при дисконтировании, определяется на основе заданной величины процентной ставки по заемным средствам (18% годовых) и величины дивидендных выплат. В расчете принято, что процент дивидендов составляет 3% годовых от величины акционерного капитала.

В этом случае средневзвешенная стоимость капитала определяется очевидной зависимостью:

где r акц и r кред - стоимость акционерного и заемного капитала соответственно, в долях от единицы; а акц и а кред - доли акционерного и заемного капитала в общей сумме инвестиций в проект.

При анализе эффективности проекта для различных участников в литературе (например, ) встречается мнение о существенном уменьшении срока окупаемости проекта для кредитной организации по сравнению с соответствующим показателем для акционеров. Причина - в не учете при анализе проекта необходимости возврата как заемных средств, так и собственных. Однако принцип соблюдения паритета интересов участников проекта предполагает, что все участники имеют право как на получение дохода от проекта, так и на возможность выхода из проекта после достижения окупаемости. В связи с этим необходимость учета возврата собственных средств (акционерного капитала) является одним из факторов достижения равной эффективности для участников проекта.

Эффективность проекта «в целом» и для участников определялась путем расчета дисконтированного срока окупаемости (либо срока окупаемости как периода полного возврата инвестиций с учетом уплаты процентов и дивидендов) на основе расчета суммарного чистого дисконтированного денежного потока (СЧДДП) и остатка непогашенных инвестиций .

Для расчета срока окупаемости на основе СЧДДП использовалось выражение:

где j - параметр времени; τ 0 - период окупаемости проекта; CFj и Ij - операционный денежный поток и инвестиции в j-й момент времени.

Результаты расчета эффективности проекта, выполненные по данной модели, показали, что дисконтированный срок окупаемости для всех участников проекта одинаков и составляет 7 лет, т.е. эффективность проекта для каждого его участника соответствует эффективности проекта в целом. Результаты расчета за 9 лет реализации проекта представлены в таблице.

Таблица. Основные показатели эффективности проекта «в целом» и для отдельных участников.

Выводы

Расчет эффективности проекта с точки зрения его участников должен учитывать возможность возврата всех инвестированных в проект средств, иначе показатели эффективности для отдельных участников могут быть искусственно занижены или завышены по сравнению с эффективностью проекта «в целом». Предложенная методика позволяет выработать условия возврата средств, обеспечивающие паритет интересов участников инвестиционного процесса.

Литература

1. Виленский П.Л., Лившиц В.Н., Смоляк С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов: Теория и практика: учебное пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство «Дело» АНХ. 1104 с.

2. Кольцова И.В., Рябых Д.А. Практика финансовой диагностики и оценки проектов. М.: ООО «И.Д. Вильяме»,

3. Лекомцева Ю.Г. Методические особенности анализа рентабельности инвестиций в энергетику // Промышленная энергетика. 1996. № 12.

4. Мунц Ю.Г., Чазова Т.Ю. Разработка экономической части бизнес-плана инвестиционного проекта: учебно-методическое пособие. Екатеринбург: ГОУВПОУГТУ-УПИ, 2006. 130 с.