Прощай Ворон. Красный до места

Сторожевые корабли. Проект 50

Опыт Великой Отечественной войны показал, что советские сторожевые корабли и эскадренные миноносцы имели более низкие тактико- технические характеристики, нежели английские, немецкие и американские аналоги. Причем – по широкому спектру, начиная с вооружения и кончая мореходностью. Поэтому практически сразу после окончания боевых действий была принята правительственная программа по выводу данного типа кораблей на необходимый уровень. Прежде всего планировалось повысить их мореходные качества для безопасного плавания и применения всех видов штатного вооружения при волнении 5-7 баллов. Затем внимание обращалось на оснащение кораблей универсальными артиллерийскими установками главного калибра, способными вести огонь как по морским, так и по воздушным целям. Разрабатывался скорострельный зенитный автомат и внедрялось новшество: средства дистанционного автоматического управления стрельбой, для чего использовались радиолокационные системы обнаружения подводных и воздушных целей. Качество торпедного оружия повышалось за счет более крупного его калибра и совершенствования системы управления стрельбой. Особое внимание уделили противолодочному вооружению. Был увеличен запас глубинных бомб, созданы реактивные глубинные бомбометы с использованием дистанционного управления стрельбой и новые гидролокационные средства обнаружения.

Мачта с радаром

Торпедный аппарат. Зенитные пулеметы

Столь объемные «загрузки» кораблей не должны были снижать их скоростные характеристики. Сторожевик обязан идти, выжимая 27-29 узлов, а в плавании экономичным ходом – на расстояние до 2000 миль. Причем водоизмещение сохранялось стандартным для данного класса кораблей, по довоенным меркам – до 1500 т.

Конечно, работа шла не на пустом месте. Еще во время войны велись проектные доработки сторожевика типа «Ураган». Правда, положительных результатов они не дали. Но при разработке нового корабля учитывался тот опыт, а также уроки боевых действий.

Сторожевой корабль 50-го проекта разработало Специальное Конструкторское бюро Минсудпрома в Ленинграде. В начале 1952 года все сотрудники КБ и техническая документация проекта перебазировались в Калининград на судостроительный завод. Главным конструктором был В. И. Неганов, главным наблюдающим от ВМФ – В. С. Авдеев.

Первым на испытания вышел СКР типа «Рига», для которого разработали оптимальную форму корпуса, изучая его мореходные качества в опытовых бассейнах. И головной корабль подтвердил верность расчетов – его мореходность в плане заливания и забрызгивания оказалась значительно лучшей, чем у предшественника СКР «Сокол» (проект 42, первый послевоенный) и у эскадренного миноносца проекта 30-бис, имевших большее водоизмещение.

Для снижения габаритов и веса вооружения и оборудования корабля, кроме всего прочего, применили линейное расположение главной энергетической установки. Два котла установили побортно в одном отсеке, два турбозубчатых агрегата располагались аналогично – побортно в другом, смежном, отсеке.

Быстро проведенные испытания позволили в короткий срок выполнить правительственное постановление. 30 июня 1954 года в городе Николаеве был спущен на воду и вступил в состав ВМФ СССР головной корабль типа «Горностай» проекта 50. Строительство СКР велось методом крупносерийного поточного производства с применением технологии блочного формирования корпусов. Корабль собирали на стапеле из пяти отдельных блоков.

В серию заложили 84 корабля типа «Рига», распределив заказ между предприятиями Николаева, Комсомольска-на-Амуре и Калининграда. СКР поступали в строй вплоть до 1959 года.

Приведем краткое описание характеристик СКР проекта 50.

Артиллерия

Главный калибр представлял собой систему из трех 100 мм универсальных палубных установок (Б-34), две находились в носовой части и одна – в корме. Система управления стрельбой «Сфера-50» имела визирный пост и дистанционное автоматическое наведение орудий.

Зенитная артиллерия

Она состояла из четырех 37 мм автоматов в двух спаренных установках (В- 11М), на более поздних кораблях устанавливали 2 спаренных автомата (2М-ЗМ).

СКР оснащался одним трехтрубным торпедным аппаратом с боекомплектом из трех торпед калибра 533 мм (ТТА-53-50).

Противолодочное вооружение

Две шестнадцатиствольные реактивные бомбометные установки с дистанционным управлением (РБУ-2500) размещались в носовой части корабля побортно. Два подпалубных бомбосбрасывателя имели дистанционное управление. Для обнаружения подводных лодок устанавливалась гидроакустическая станция «Пегас- 2М». Позже появились станции для связи с субмаринами.

Радиолокационное вооружение

На СКР размещали станцию обнаружения надводных и воздушных целей «Фут-

Н», станцию управления артиллерией главного калибра «Якорь-М-2», аппаратуру опознавания «Факел».

Тактико-технические данные

Водоизмещение -

стандартное 1068 т

нормальное 1134т

полное 1320 т

Скорость – полная до 30 узлов

экономичная 14 узлов

Дальность – обычная до 2000 миль

экономичным ходом до 7000 миль

(Сравним с первоначальным заданием – 1000 миль!.. Эффект достигнут за счет использования свободных объемов в междонном пространстве корпуса и принятия в них в перегрузку дополнительно 120 т топлива)

Автономность 10 суток

Главная энергетическая установка – котлотурбинная, двухвальная, мощность на каждый вал 10000 л. с.

Электроэнергетическая система на переменном токе, 220 в

два турбогенератора по 150 кет,

дизель-генератор – 100 кет,

стояночный дизель – 25 кет.

Всего 425 кет

Длина СКР 91,5 м

Ширина 10,2 м

Осадка 3,2 м

На палубе 45 мм учебные пушки и реактивные бомбометы

Класс РИГА, ГОРНОСТАЙ, КУНИЦА, ВОРОН, СКР-51, СКР-70

Строились в 1952-59 гг., всего 84 ед. в том числе: СКР-2, СКР-4, СКР-5, СКР-8, СКР-10, СКР-14, СКР-15, СКР-51, СКР-52 (ТУМАН), СКР-53, СКР-54, СКР-55, СКР-56, СКР-57, СКР-58, СКР-59, СКР-60, СКР-61, СКР-62 (с 27 октября 1969- ИРКУТСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ), СКР-63, СКР-64 (с 12 октября 1962- КОМСОМОЛЕЦ ЛИТВЫ), СКР-65, СКР-66, СКР-67, СКР-68, СКР-69, СКР-70, СКР-71, СКР-72, СКР-74, СКР-75, СКР-76 (с 25 октября 1968 – АРХАНГЕЛЬСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ), СКР-77, СКР-80, СКР-81, АИСТ, АСТРАХАНСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ, БОБР, БЫК, БАРС, БАРСУК, БУЙВОЛ, БИЗОН, ВОЛК, ВОРОН, ГОРНОСТАЙ, ГЕПАРД, ГИЕНА, ГРИФОН, ЕНОТ, ЗУБР, ИЗЮБР, КУНИЦА, КОРСАК, КУГУАР, КОБЧИК, КРАСНОДАРСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ, ЛУНЬ, ЛОСЬ, ЛЕОПАРД, ЛИСИЦА, ЛЕВ, МЕДВЕДЬ, НОРКА, ОЛЕНЬ. ОРЛИЦА, ПУМА, ПАНТЕРА (с 1979- КОМСОМОЛЕЦ ГРУЗИИ), ПЕЛИКАН, ПИНГВИН, РОСОМАХА, РЫСЬ, СОВЕТСКИЙ АЗЕРБАЙДЖАН, СОВЕТСКИЙ ДАГЕСТАН, СОВЕТСКИЙ ТУРКМЕНИСТАН, САРЫЧ, СОБОЛЬ, СТРАУС, ТИГР, ТУР, ФИЛИН, ХОРЬ, ЯГУАР (с 1968 – ГРУЗИНСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ). Переданы для ВМФ Болгарии по одному в 1957, 58 и 85 г. (в т. ч. СКР-66 назван СМЕЛИ), для ГДР – четыре в 1958-59, для Финляндии два в 1964 г., Индонезии-восемь в 1962-65 г., (в т. ч. САРЫЧ, ПУМА, КОРСАК, ГРИФОН), СКР-51 и ГОРНОСТАЙ на консервации, СКР-3 и СКР-77 проданы в 1990 г. за границу на металлолом, РОСОМАХА и ВОЛК на слом в 1991 г., остальные в резерве. Фото В. И. Лазарев, 1989

Ивнамин СУЛТАНОВ

Из истории отечественных самолетов-истребителей

Из книги Техника и вооружение 2006 10 автора Журнал «Техника и вооружение»

Проект 628 К самолетам-снарядам стал приглядываться и флот. При отсутствии авианосцев самолеты-снаряды были практически единственным средством ударов по береговым объектам. Кроме того, возможность оснащения корабельных самолетов-снарядов системами самонаведения,

Из книги В-29 Superfortress автора Иванов С. В.

Проект S68 В 1944 году исследовательский цент на базе Эглин-Филд во Флориде разработал альтернативную систему вооружения, состоявшую из обслуживаемых стрелками турелей с системой управления «Дженерал Электрик». На месте двух автоматических турелей на верхней стороне

Из книги Подводные лодки проекта 671 автора Павлов Александр Сергеевич

Проект 671 21 января 1969 года по правительственному постановлению проект 671 был официально принят на вооружение. Это двухкорпусная лодка с характерным для СКБ-143 ограждением рубки “лимузинного” типа и развитым кормовым оперением. Прочный корпус толщиной до 35 мм состоит из

Из книги Броненосный крейсер «Адмирал Нахимов» автора Сулига С. В.

Проект 671 РТМ Модернизация показала целесообразность дальнейшего последовательного совершенствования этого класса лодок, запасы на модернизацию, заложенные в период разработки проекта 671, позволили сохранить базовые решения для создания очередной модификации

Из книги Броненосные крейсера типа «Гарибальди» автора Кофман В. Л.

Проект Задание Морскому техническому комитету (МТК) на проектирование нового броненосного корабля крейсерского назначения, который следовало построить в рамках программы 1881 года, управляющий Морским министерством вице-адмирал И.А.Шестаков сформулировал 18 мая 1882 года

Из книги Крейсер I ранга "Рюрик" (1889-1904) автора

Проект Появление новых крейсеров было тесно связано с общей обстановкой, сложившейся на Средиземном море в конце прошлого века. Потерпев поражение в морском бою у о. Лисса, итальянцы смогли переиграть своего противника - австрийцев - в кораблестроительном состязании.

Из книги Сверхмалые субмарины и человеко-торпеды. Часть 3 автора Иванов С. В.

Проект МТК 17 января 1889 г. на обсуждение нового проекта (в отличие от предшествовавших заседаний, где все решалось в кругу членов МТК) были приглашены представители плавающего состава флота: капитан 2 ранга А. М. Доможиров – старший офицер крейсера “Адмирал Нахимов”,

Из книги Техника и вооружение 2014 02 автора

Проект «К» Потрясающие успехи, которых добились германские подводные лодки в первые месяцы Второй мировой войны, npueaiu почти полному прекращению работ по сверхмалым субмаринам. Немногие конструкторы продолжали заниматься дачной тематикой. среди этих немногих

Из книги Эскадренные миноносцы класса Доброволец автора Мельников Рафаил Михайлович

Проект VS-5 Некто Рудольф Ингельман, не то торговец кофе, не то дантист, в l 925 г. предложил проект schnellen Halb-Unlerseebool (скоростная полупогруженная подводная лодка). Субмарина Ингельмана предназначалась для скоростной доставки почты через Атлантику. В 1939 г. было санкционировано

Из книги МиГ-17 автора Иванов С. В.

Десантные корабли ВМФ России. Большие десантные корабли типа «Иван Рогов» Владимир Щербаков В воспоминаниях одного из советских офицеров, служивших военным советником в Анголе, я прочитал захватывающую дух историю, более похожую не на военную быль, а на сценарий

Из книги Мясищев. Неудобный гений [Забытые победы советской авиации] автора

Проект № 120 Частная верфь "Германия” в местечке Гаарден в Киле принадлежала известной фирме Ф. Круппа и, занимаясь судостроительной деятельностью, была вторым после Ф. Шихау поставщиком миноносцев для германского флота. Эти номерные корабли с индексами G. (Germania) и S (Schichau)

Из книги Реактивные первенцы СССР – МиГ-9, Як-15, Су-9, Ла-150, Ту-12, Ил-22 и др. автора Якубович Николай Васильевич

Проект СР-2 Согласно постановлению Совета Министров СССР от 3 августа 1951 г., в ОКБ Микояна развернулись работы по проектированию высотного разведчика на базе истребителя МиГ-17А. На фирме проект получил шифр СР-2. Самолет проектировался под новый двигатель ВК-5Ф тягой 3000 кгс

Из книги Тяжелый крейсер “Алжир" (1930-1942) автора Александров Юрий Иосифович

Проект «36» К середине 1950-х годов стало очевидно, что придется принимать на вооружение два стратегических бомбардировщика – М-4 и Ту-95. Первый из них обладал большей скоростью и бомбовой нагрузкой, второй – большей дальностью. В Советском Союзе так и не удалось создать

Из книги Линейные корабли типа “Нептун”. 1909-1928 гг. автора Козлов Борис Васильевич

Проект «Д» Исследования по самолету-истребителю с ВРДК в КБ П. О. Сухого, получившему обозначение И-107 («Д»), начались еще осенью 1942 года. Реальная же возможность создания такой машины появилась лишь два года спустя после появления ВРДК.К середине февраля 1944 года был готов

Из книги автора

Проект С4 Отношением № 907- EMG 3 от 29 августа 1928 года Генеральный штаб утвердил план постройки тяжелого крейсера С4 водоизмещением 10000 т. Корабль входил в кораблестроительную программу 1930 года (утвержденную Национальным собранием от 12 января 1930 года).Оперативно-тактическое

Из книги автора

Проект "К5" Согласно программы 1909 финансового года в июле того же года были заложены два однотипных линейных корабля, которые согласно проекта имели индекс "К5", и являлись улучшенным вариантом линкора "Нептун", хотя их старший "собрат" и передал им свой главный недостаток -

Значение аббревиатуры ДПД, означающей пренебрежение к чему-либо, широко известно. Оно расшифровывается следующим образом: «до женских гениталий дверца». А вот на Черноморском флоте в прошлом веке эта аббревиатура раскрывалась по-другому: «Дикая Потийская Дивизия».

Хотя стояла в Поти не дивизия, а 184 бригада ОВРа, состоявшая из дивизиона противолодочных кораблей (скр «Ворон», скр «Куница», скр «Волк» и др.), дивизиона тральщиков, дивизиона десантных кораблей, тем не менее, дивизион противолодочных кораблей моряки упорно кликали Дикой потийской дивизией.
Началось все это издавна, еще со времен войны, когда на Поти базировались основные силы Черноморского флота.

Представляете. Портовый городок. 40 000 населения (70% грузины).
Значит женщин в городе 20 000. Без старух и девочек – 10 000. Без грузинок, которые вечером на улицу не выходят – 3 000.

А в порту и на рейде стоят корабли, а на кораблях маются от эрекции юноши и молодые мужчины. На линкоре «Парижская коммуна» маются 1 220 человек, на пяти крейсерах – 4 000 человек, на шести эсминцах – 1 250 человек. А еще тральщики, подводные лодки, катера. Всего 170 вымпелов

Таким образом, только флотских персон, жаждущих женщин, набиралось до 10 000, а ещё 10 000 местных молодых, неженатых. Получалось, что двадцать тысяч мужчин могут домогаться только трех тысяч женщин. Понятно, что конкуренция на сексуальном поле была страшенная. С драками, с кровью, с поножовщиной. Моряки, как более организованная публика, в большинстве случаев брали верх. Местная мужская молодежь ненавидела матросов.

Когда немцев выбили из Севастополя, эскадра ушла в свою родную базу. Эскадра ушла, а ненависть юных потийцев к флоту осталась.

Осенью, в преддверии штормов, эскадра традиционно совершала большой поход вдоль морского побережья от Батуми до Севастополя. Во время похода проводились многочисленные учения, стрельбы, тренировки. Неофициально эта акция Черноморского флота называлась «Мандариновым походом», поскольку проходила в период массового сбора мандаринов на кавказском побережье. В процессе её моряки битком забивали свои рундуки, каюты этими золотыми яблоками, поскольку стоили они в пять раз дешевле, чем в Крыму.

В Поти мандарины не водились. То ли влажно, то ли прохладно. Наверное поэтому эскадра на рейде Поти не бросала якорей. А в это раз пришлось бросить: необходимо было пополнить запасы питьевой воды.
Офицеры и матросы сошли на берег.

Первая проблема у сошедшего на берег матроса – наколоть бабца. Если её решить не удавалась, то – нажраться. Как выше отмечалось – с бабцом в Поти были проблемы, а вот с нажраться – никаких. На местном базаре в ряд стояли бочки с вином. Веселые усатые грузины за рубль наливали большую кружку местного вина.

К вечеру обстановка в городе стала накалятся. Местные нагло наезжали на моряков. Когда же стемнело. то на площади закипела капитальная драка, финал которой -- три порезанных насмерть матроса. Флот взорвался от негодования. Под влиянием винных паров возникла мысль о нанесении артиллерийского удара по городу. Мгновенно обнеслось: огонь открывать по сигналу с «Севастополя» -- «красный долой!».

В семь вечера красный огонь был поднят на линкоре до половины, что означало: «Изготовить орудия к бою». На кораблях зашевелились стволы пушек, из погребов были поданы заряды и снаряды. Катастрофа надвигалась. Офицеры уже не приказывали. Они повисали на руках матросов, пытаясь помешать им творить черное дело. Политики жарко взывали к чести и догу. Куда там! Матросов было не остановить.

На «Севастополе» красный фонарь подняли «до места». Это означало, что до открытия огня оставалась одна минута. Страшно представить, что произошло бы с городом обрушь эскадра на него всю свою огневую мощь.

Но этого не произошло. Капитан III ранга Егоров, артиллерийский начальник на «Севастополе», поднял по тревоге караул. Под его руководством вооруженные моряки решительно выбили с ходового мостика линкора буйных зачинщиков. После чего Егоров медленно спустил красный огонь «до половины». Увидев этот сигнал матросы стали с неохотой всё возвращать в исходное состояние.

Утром эскадра ушла, а ненависть к матросам в городе осталась. Вот в это проблемное место и перебазировались из Севастополя «Ворон», «Волк» и другие сторожевики.

Сразу же, ощутив недружелюбие местного населения, матросы сплотились и в увольнение держались дружно. На выпады отвечали немедленно и жестко, используя матросские бляхи. На демонстарцию ножей и кинжалов отвечали обещанием положить 10 кацо за одного порезанного моряка. Такая бесшабашность и снискала эскаэровцам кличку: Дикая потийская дивизия.

А потом Грузия стала независимым государством и российские корабли покинули Поти. Казалось, что навсегда. Ан, нет!

В 1993 звиадисты захватили Поти с окрестностями. Президент Грузии Шеварнадзе обратился за помощью к Ельцину. Он просил выбить мятежников из Поти.

2 ноября из Севастополя в Поти вышел отряд кораблей ЧФ. В составе «БДК-69», «Цезарь Куников», «Константин Ольшанский», «СДК-82», СКР «Разительный», МТЩ «Зенитчик», СМТ «Свента». Основу десантной группы составила бригада морской пехоты ЧФ.

4 ноября в Потийском морском порту с двух БДК высадился десант морских пехотинцев численностью до 500 человек. Звиадисты были выбиты из Поти.

Казалось бы все. Так, нет! В 2008 году Жеватель галстуков напал на Южную Осетию. Для обеспечения перевозок грузов морем моряки высадили десант в Поти, захватили корабли грузинского флота, вывели их в море и затопили.

Вот теперь, наверное, все. Хотя, кто его знает.

Рецензии

Интересные у вас мемуары. Есть, что передать внукам своим, а тем более когда уже всё вами так красочно описано.
Но я себе больше представляю такую картину: свой загородный дом, приехали внуки и они просят нетерпеливо:
-Расскажи, дед как всё было.
Вы немного ломаетесь, но только так для проформы.
-Ну, хорошо. Слушайте!
И все вокруг вас удобно усаживаются на ковре, а вы обязательно в кресле -качалке. И начинаете свой рассказ про боевые действия.

Сторожевые корабли проекта 50.

Сторожевые корабли проекта 50, создавались как альтернатива кораблям проекта 42, по сравнению с ним, у данного проекта было уменьшено водоизмещение. Головной корабль «Горностай».

Сторожевой корабль СКР-5

Сторожевой корабль СКР-5 - Построен по проекту 50. Спущен на воду 1 сентября 1958г., и вступил в строй 31 декабря 1958г., и уже 17 января 1959г. вошел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ). 30 июня 1963г. законсервирован, но 1 июля 1981г. расконсервирован и вновь введен в строй. Бортовые номера: 309, 721(1982), 748. Списан: 1989г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Туман

Сторожевой корабль СКР-52 - Построен по проекту 50. Спущен на воду 15 апреля 1955г., и вступил в строй 26 ноября 1955г. и уже 6 декабря 1955г. вошел в состав Черноморского Флота, а 18 июля 1960г. перешел в состав Краснознаменного Северного флота (КСФ) и летом 1960г. совершил межфлотский переход вокруг Европы из Севастополя в Североморск. 8 августа 1961г. переименован в «Туман» . В 1964г. переведен в состав Краснознаменного Балтийского флота (КБФ). Бортовые номера: 668(Туман), 600(1971), 653(1972), 661(1973), 651(1975), 615(Туман), 732(1989). Списан: 1989г

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль СКР-60.

Сторожевой корабль СКР-60 - Построен по проекту 50. Спущен на воду 13 апреля 1956г., и вступил в строй 29 июня 1956г., и уже 10 июля 1956г. вошел в состав Краснознаменного Балтийского флота (КБФ). 10 октября 1956г. совершил переход вокруг Скандинавии из Балтийска в Североморск, где был зачислен в состав Краснознаменного Северного флота (КСФ).

Списан: 1988г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Иркутский Комсомолец .

Сторожевой корабль СКР-62 - Построен по проекту 50. Спущен на воду 27 июня 1956г., и вступил в строй 25 сентября 1956г., и уже 5 октября 1956г. вошел в состав Краснознаменного Балтийского флота (КБФ). 14 февраля 1957г. перешел в состав Северного Флота. В том же году совершил межфлотский переход вокруг Скандинавии из Балтийска в Североморск, а 14июля 1957г. перешел в состав Тихоокеанского Флота (ТОФ). 27 октября 1969г. переименован в «Иркутский Комсомолец».

Бортовые номера: 663(1989).

Списан: 1989г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Комсомолец Литвы.




Сторожевой корабль СКР-64 - Построен по проекту 50. Спущен на воду 1 августа 1956г., и вступил в строй 31октября 1956г., и уже 12 ноября 1956г. вошел в состав Краснознаменного Балтийского флота (КБФ). 12 октября 1962г. был переименован в «Комсомолец Литвы». Бортовые номера: 642, 717, 752, 541. Списан: 1987г

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль СКР-68.

Сторожевой корабль СКР-68 - Построен по проекту 50. Cпущен на воду 27 октября 1956г., и вступил в строй 23 марта 1957г., и уже 2 апреля 1957г. вошел в состав Краснознаменного Балтийского флота (КБФ). 30 октября 1960г. законсервирован, но 1 октября 1972г. расконсервирован и вновь введен в строй. Бортовые номера: 334, 541(1981), 500(1988). Списан: 1989г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль СКР-70.



Сторожевой корабль СКР-70 - Построен по проекту 50. Спущен на воду 19 февраля 1957г., и вступил в строй 20 июня 1957г., и уже 30 июня 1957г. вошел в состав Северного флота (СФ) и в этом же году совершил межфлотский переход вокруг Скандинавии из Балтийска в Североморск. 29 октября 1963г. перешел в состав Краснознаменного Балтийского флота (КБФ), и 21 декабря 1965г. вновь вошел в состав Краснознаменного Северного флота (КСФ). Бортовые номера: 901(1978), 906(1990). Списан: 1991г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Архангельский Комсомолец.

Сторожевой корабль СКР-76 - Построен по проекту 50. Спущен на воду 16 декабря 1957г., и вступил в строй 15 июня 1958г., и уже 28 июня 1958г. вошел в состав Северного флота (СФ) и в этом же году совершил межфлотский переход вокруг Скандинавии из Балтийска в Североморск. 25 декабря 1965г. перешел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ), и 24 июня 1967г. вновь вошел в состав Краснознаменного Северного флота (КСФ). 25 октября 1968г. переименован в «Архангельский Комсомолец» . Бортовые номера: 901(1985), 986(1988). Списан: 1989г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Советский Дагестан.


Сторожевой корабль СКР-77 - Построен по проекту 50. Спущен на воду 20 января 1958г., и вступил в строй 29 июня 1958г., и уже 9июля 1958г. вошел в состав Северного флота (СФ) и в этом же году совершил межфлотский переход вокруг Скандинавии из Балтийска в Североморск. 1 октября 1959г. законсервирован и поставлен на отстой, а 14 июля 1961г. расконсервирован и вновь введен в строй. 28 февраля 1969г. перешел в состав Краснознаменного черноморского флота (КЧФ) и в этом же году совершил межфлотский переход вокруг Европы из Кольского залива в Севастополь. В октябре 1973г., выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта и Сирии. 19 апреля 1979г. переименован в «Советский Дагестан» . 7 августа 1979г. перешел в состав Краснознаменной Каспийской флотилии. 12 июля 1989г. передан морскому клубу «Арга» в г.Махачкале для использования в учебных целях. Бортовые номера: 439, 418(1979), 421(1987). Списан: 1989г.

Данный знак ошибка - подписи "МТ" -минный тральщик, не должно быть.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Росомаха.

Сторожевой корабль Росомаха - Построен по проекту 50. Спущен на воду 16 августа 1953г., и вступил встрой 30 апреля 1954г. и уже 17 мая 1954г. вошел в состав Краснознаменного Северного флота (КСФ). 30 ноября 1973г. перешел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ). Бортовые номера: 455(1961), 541, 552?, 639, 717(1978), 540(1984), 507(1984). Списан: 1989г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Барс.

Сторожевой корабль Барс - Построен по проекту 50. Спущен на воду 25 июля 1953г. , и вступил в строй 30 июня 1954г., и уже 9 июня 1955г. вошел в состав Краснознаменного Северного флота (КСФ). Списан: 1990г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Кугуар.

Сторожевой корабль Кугуар - Построен по проекту 50. Спущен на воду 31 декабря 1953г, и вступил встрой 31 августа 1954г. и уже 4 января 1956г. вошел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ). 24 марта 1958г. перешел в состав Краснознаменного Северного флота (КСФ), а 4 марта 1988г. после межфлотского перехода вокруг Скандинавии из Североморска в Балтийск возвращен в состав ДКБФ. Бортовые номера: 325, 587, 857(1968), 959(198). Списан: 1989г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Барсук.

Сторожевой корабль Барсук - Построен по проекту 50. Спущен на воду 27 февраля 1954г., и вступил в строй 15 сентября 1954г. и уже 4 января 1956г. вошел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ). Бортовые номера: 272(1956). Списан: 1980г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Кобчик.

Сторожевой корабль Кобчик - Построен по проекту 50.Спущен на воду 2 ноября 1954г., и вступил в строй 31 мая 1955г. и уже 4 января 1956г. вошел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ). В ноябре 1985г. продан ВМС Болгарии и переименован в «Бодри». Бортовые номера: 302, 639(1972), 647(1973), 712, 728(1983), 743(1985). Списан: 1986г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Волк.

Сторожевой корабль Волк - Построен по проекту 50. Спущен на воду 23 июля 1953г., и вступил в строй 31 октября 1954г., и уже 10 ноября 1954г. вошел в состав Черноморского флота (КЧФ). С 1 ноября 1970г. по 1 марта 1971г., выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. В 1984г. учавствовал в учениях "Океан". Бортовые номера: 851(1979), 819(1979), 855(1980), 817(1985). Списан: 1988г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Пантера.

Сторожевой корабль Пантера - Построен по проекту 50. Спущен на воду 20 августа 1952г., и вступил в строй 21 мая 1954г., и уже 31 мая 1954г. вошел в состав Краснознаменного Черноморского флота (КЧФ). С 5 августа по 15 декабря 1970г. выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. 7 июля 1977г. был переименован в «Советский Туркменистан». 21 июня 1977г. перечислен в состав ККФ. Бортовые номера: 724, 403(1981). Списан: 1988г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Ягуар.

Сторожевой корабль Ягуар - Построен по проекту 50. Спущен на воду 14 февраля 1953г., и вступил в строй 24 апреля 1954г., и уже 30 апреля 1954г. вошел в состав Краснознаменного Черноморского флота (КЧФ). 25.10.1968г. был переименован в «Комсомолец Грузии». В начале июня 1967г. и 1 октября 1970г. по 1 марта 1971г. выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. Бортовые номера: 897(1977). Списан: 1987г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Рысь.

Сторожевой корабль Рысь - Построен по проекту 50. Спущен на воду 31 декабря 1952г., и вступил в строй 21 мая 1954г., и уже 31 мая 1954г. включен в состав Краснознаменного Черноморского флота (КЧФ). 1 декабря 1962г. законсервирован, но 18 января 1982г. расконсервирован и вновь введен в строй.

Бортовые номера: 838(05.1985). Списан: 1990г.


Построено: 68

Модификации:

проект 50 – базовый серийный проект (1954 г.)

проект 50ПЛО – модернизированный вариант с усиленным противолодочным вооружение (в 1959-60 гг.) (см. в тексте )

Несмотря на все положительные результаты, полученные при испытаниях, первый послевоенный отечественный СКР был построен ограниченной серией, а по личному указанию И.В.Сталина началась разработка ТТЗ на новый сторожевой корабль с полным водоизмещением в 1200 т проекта 50 .

Совет Министров Союза ССР обязал Министерство судостроительной промышленности и Военно-морское Министерство разработку проекта 50 нового СКР и постройку по этому головного корабля произвести в следующие сроки:

а) закончить разработку эскизного проекта в сентябре и представить в октябре 1950 г. в Совмина СССР;

б) закончить разработку технического проекта в феврале и представить в марте 1951 г. в Совмина СССР;

в) начать постройку головного корабля во II квартале 1951 г. и предъявить его к государственным испытаниям в III квартале 1952 г.

Все работы были поручены ЦКБ-820. В июле-августе 1950 года велись согласования различных технических вопросов, которые позволили бы обеспечить получение заданного водоизмещения и необходимых качеств корабля. Однако в заданных размерах так и не удалось полностью выполнить требования по ветростойкости. Исследования показали, что при линейном размещении ГЭУ можно обеспечить водоизмещение на заданном уровне. В процессе исследования рассматривалась совмещенная схема из двух машинно-котельных установок. Для нее были созданы в СКБК котлы с дутьем в топки типа КВГ-57/28. Котлы были с естественной циркуляцией, вертикальные, с развитой радиационной поверхностью, односторонним протоком дымовых газов, двухфронтовым отоплением. Температура перегретого пара была принята умеренной (370°С), а рабочее давление до 28 кг/кв.см. Новая конструктивная схема корабельного котла была положена в основу создания высокофорсированных малогабаритных котлов для всех классов надводных боевых кораблей послевоенной постройки. Была решена важнейшая задача последующей высокой форсировки топки с увеличением ее тепловой нагрузки в три раза. После многочисленных споров было принято линейное расположение ГЭУ.

Рассматривались и варианты с вооружением, сильно отличающимся от . Так предполагалось заменить две носовые установки Б-34УСМ на одну спаренную установку закрытого типа с теми же 100-мм орудиями, что и в Б-34УСМ. Разработка такой установки велась тогда в ОКБ-172. Делались попытки также заменить МБУ-200 на МБУ-600 и 37-мм автоматы на 25-мм. Все же окончательно состав вооружения корабля отличался от только уменьшением количества установок Б-34УСМ с 4-х до 3-х, количеством труб торпедного аппарата с 3-х до 2-х и уменьшения боекомплекта артиллерии на 15%.

Эскизный проект был выполнен Ленинградским филиалом ЦКБ-820 в срок. В процессе его рассмотрения ВРИО Военно-морского министра адмирал А.Г.Головко утвердил предложение по замене 4 БМБ-1 на 4 БМБ-2. Стандартное водоизмещение, полученное в эскизном проекте, составляло 1059 т. В техническом проекте величина стандартного водоизмещения увеличилась до 1 068 т. В процессе рассмотрения технического проекта, представленного комплекта и в срок, выяснилось, что на корабле невозможно было обеспечить хранение и использование боезапаса снаряженного ТГА в точном соответствии с действующей инструкцией. Вследствие дополнительных объемов, полученных на корабле, даже при существующем стандартном водоизмещении, появилась возможность принять почти вдвое больше топлива (при наибольшем водоизмещении) и довести дальность плавания почти до 2000 миль. Постоянно вызывало нарекание наличие только двухтрубного торпедного аппарата вместо традиционного трехтрубного. Наконец, при утверждении технического проекта был принято решение обязать СКБ-700 МСП по заказу МТУ ВМС разработать в 1951 году технический проект трехтрубного торпедного аппарата применительно к кораблям пр.50 . В дальнейшем эти аппараты были разработаны и устанавливались на кораблях этого проекта.

Главным конструктором СКР пр.50 вначале был Д.Д.Жуковский затем В.И.Неганов и на заключительном этапе с конца 1953 года стал Б.И.Купенский, а наблюдающим от ВМФ был капитан 1 ранга В.С.Авдеев.

Корабль пр.50 также как и СКР был гладкопалубным с продольной седловатостью, однотрубный, с одной мачтой и двумя надстройками. Носовые образования ТЧ по сравнению с СКР были значительно заострены, что по мнению специалистов должно было существенно уменьшить брызгообразование. Данный ТЧ был использован последним главным конструктором в своих дальнейших проектах. По всем боевым постам и помещениям, за исключением бомбового погреба N6, мичманского отсека и румпельного отделения был обеспечен закрытый проход, что было необычно для такого небольшого корабля. Противоосколочной броней толщиной 7-8 мм были забронированы отсеки ГЭУ, ходовая рубка и щиты артиллерийских установок. Весь корпус – электросварной за исключением соединения верхней палубы с бортом и съемных листов. По результатам испытаний и общая и местная прочность были признаны удовлетворительными. Вибрация кормовой оконечности на всех ходах оказалась меньше, чем у ЭМ пр.30-бис и соответствовала временным нормам.

На ходовых испытаниях корабль при нормальном водоизмещении 1134 т развил среднюю скорость хода в 29.5 узлов при 386 об/мин винтов. Несмотря на снижение числа оборотов по сравнению с не удалось избавиться от эрозии на всасывающих сторонах лопастей у ступицы винтов. Корабль также как и предшественник имел два руля, но винты из-за большего диаметра (снижение числа оборотов) теперь выступали за основную линию. Это обстоятельство ухудшило условия прохода корабля по внутренним водным путям и сделало более опасным плавание на отмелях и в устьях рек. В результате проведенных мореходных испытаний при состоянии моря 4,5 и 6 баллов было установлено, что при 4-х баллах волнения скорость хода корабля и использование любых боевых и технических средств было не ограничено. При большем волнении скорость хода снижалась до 23 узлов (6 баллов). При состоянии моря 6 баллов главная артиллерия может быть использована только на скоростях хода до 16 узлов, использование торпедного, противолодочного и минного вооружения невозможно.

Общая оценка маневренных и мореходных качеств корабля была признана удовлетворительной. Мореходность корабля по использованию оружия была оценена величиной в 4 балла, хотя на волнении вплоть до 6 баллов возможно использование артиллерийского вооружения.

Турбозубчатый агрегат корабля ТВ-9 представлял однокорпусную активно-реактивную однопроточную турбину мощностью в 10000 л.с., однопроточного поверхностного конденсатора, расположенного вдоль оси с раздвоением мощности. ТВ-9 мог запускаться в работу из холодного состояния. В период проведения госиспытаний серийных кораблей стали обнаруживаться поломки рабочих лопаток. Специальная комиссия под председательством профессора М.И.Гринберга выяснила, что указанные поломки из-за резонансных колебаний на полных ходах (переднем и заднем). Завод-изготовитель и его СКБТ приняли повышенные против ранее принимаемых в морском турбостроении напряжения, не обеспечил конструктивно и технологически качественное ее изготовление. В апреле и сентябре 1954 г. были приняты постановления СМ СССР, во исполнение которых были произведены исправления дефектов турбин ТВ-9. В связи с этим было введено временное ограничение максимальную скорость хода, ограниченную 25 узлами. Ограничения были сняты в 1955 году. Однако и в дальнейшем существовали неисправности с этими турбинами.

На корабле были установлены три 100-мм орудия типа Б-34УСМА. Наводка артустановок осуществлялась автоматически при помощи дистанционного управления и вручную. Это была первая отечественная универсальная артустановка с автоматическим дистанционным наведением от дальномерного поста (ПУС «Сфера-50»). К АУ серьезных замечаний не было, однако как и на направляющий лоток в ходе эксплуатации прогибался, а гильзоотражатель не всегда обеспечивал свободное выпадение гильз. Для управления стрельбой 100-мм артиллерии установлен стабилизированный визирный пост СВП-42-50 совмещенный с антенной РЛС «Якорь». Дальность ее действия по морской цели 180 каб, а по воздушной до 165 каб. Установленный на корабле двухтрубный торпедный аппарат предназначался для стрельбы только прямоходными парогазовыми торпедами типа 53-38, 53-39, 53-ЗЭУ, 53-51. Новым в радиотехническом вооружении корабля по сравнению с СКР было принятие в качестве РЛС обнаружения надводных целей РЛС типа «Линь», которая могла обнаруживать низколетящие самолеты и гидроакустическую станцию «Пегас-2». При скорости хода СКР около 20 узлов эта ГАС была способна обнаружить ПЛ на перископной глубине на дальности 14 каб, а якорную мину – 7 каб (по техническим условиям было задано всего 3 каб).

Несмотря на многие недостатки, вскрывшиеся в ГЭУ из-за поломок ТВ-9 строительство кораблей пр.50 шло довольно быстро и к концу 1958 г. была построена вся серия в 68 кораблей. Сравнение СКР пр.50 первых серий с зарубежными аналогами показывает, что если по ходовым качествам наш корабль и превосходит их, то по дальности плавания существенно уступал. Это вполне объяснимо, тек как наши корабли не предназначались для сопровождения океанских конвоев. Интегральная оценка вооружения показывает, что СКР пр.50 находился на уровне СКР «Батлер» постройки времен ВMB и уступал СКР типа «Дили» постройки 50-х годов (оба ВМС США). По артиллерийскому вооружению, если рассматривать только максимальную дальность стрельбы и величину минутного залпа, то СКР пр.50 несколько превосходил зарубежные аналоги, однако их башенные установки позволяли использовать артиллерию в условиях более интенсивного забрызгивания и волнения. Наконец автоматические 76-мм артиллерийские установки СКР «Дили» были значительно более эффективны отечественных установок Б-34УСМА при стрельбе по воздушным целям. По противолодочному вооружению превосходство СКР «Дили» было значительным. Так, его торпедные аппараты использовали уже самонаводящиеся противолодочные торпеды, реактивный бомбомет Мк108 имел эффективную дальность стрельбы 4.5 каб и скорострельность до 12 выстрелов в минуту, а установленная на нем ГАС имела дальность обнаружения ПЛ более 30 каб. Только у кораблей, модернизированных по проекту 50ПЛО , противолодочное вооружение и средства его обеспечения стали более или менее отвечать тому времени, но у ведущих морских держав появились уже другие корабли с еще большими противолодочными возможностями.

Модификации. Практически все СКР пр.50 отечественного ВМФ в 1959-1960 гг. были модернизированы по пр.50ПЛО . На них было усилено противолодочное вооружение: бомбомет МБУ-200 был заменен на две РБУ-2500, двухтрубный ТА заменен на трехтрубный ТТА-53-50 для стрельбы самонаводящимися противолодочными торпедами, ГАС «Пегас-2» – на «Пегас-3М». Корабли ранних серий имели РЛС «Гюйс-1М4», которую впоследствии заменили на РЛС «Фут-Н». РЛС управления стрельбой «Якорь» в составе СВП-42-50 была заменена на РЛС «Якорь-М2», РЛС «Линь» – на РЛС «Нептун-М». На двух кораблях (СКР-76 и «Лунь») установили навигационную РЛС «Дон», на «Ягуаре» в 1957 г. — ГАС звукоподводной связи МГ-16 «Свияга». В связи с изменениями вооружения менялись и составляющие нагрузки. Для поддержания остойчивости на заданном уровне пришлось на СКР последних серий и на модернизируемых размещать твердый балласт.

СКР «Архангельский комсомолец» в 1973-74 гг. прошел ремонт с модернизацией и демонтажом торпедного аппарата, на месте которого разместили рубку с аппаратурой РЭБ. На крыше рубки были установлены 4 обтекателя излучателей помех и еще один — на второй площадке мачты (позади РЛС), аналогичные по конструкции наземному комплексу СПН-40 (1РЛ238). В помещении рубки размещались две авиационные станции СПС-22 и СПС-44 для постановки активных помех и станция поиска и помех СПБ-7. Корабль входил в состав Беломорской ВМБ, где обеспечивал прикрытие помехами от разведывательной авиации НАТО полигонов ВМФ во время испытаний подводных лодок и пусков ракетного оружия в районе Неноксы.

На СКР «Ягуар», переоборудованном в опытовое судно ОС-188 в 1977 г., в опытном порядке проходили испытания стрельбовой РЛС МР-100 «Парус». Антенный пост станции установили на крыше рубки вместо СВП-42-50, который перенесли на кормовую надстройку.

На некоторых кораблях в процессе службы были установлены не предусмотренные проектом системы вооружения: на СКР-59 и СКР-73 в 1971 г. установлены два спаренных 25-мм автомата 2М-3М; на СКР-59 в в 1971 г. установлены два 45-мм автомата 21КМ; на нескольких кораблях установлена противодиверсионная ОГАС МГ-7 «Браслет», на некоторых — ГАС звукоподводной связи МГ-26 «Хоста». На одном из СКР проходила испытания противолодочная система ПЛРКК-4500 «Бурун» — на корме были установлены четыре шестиствольных пусковых установки для стрельбы глубинными реактивными бомбами РКБ.

Два СКР, проданные в Финляндию, где их переклассифицировали в фрегаты и переименовали в «Hameenmaa» и «Uusimaa», были модернизированы финнами под свои требования. На них установили дополнительный 30-мм двуствольный автомат АК-230М (на баке), а кормовые зенитные установки В-11М заменили на 40-мм одноствольные «Бофорсы». С 1971 г. оба корабля были переоборудованы в минные заградители. На них сняли кормовое 100-мм орудие и смонтировали помещение для минного боезапаса.

Пять СКР, построенных в Китае, были модернизированы в фрегаты УРО — на них вместо торпедных аппаратов установили строенные пусковые установки противокорабельных ракет.

Программа строительства. Головной СКР проекта 50 был заложен на стапеле завода №445 (ныне завод им. 61 Коммунара) в г.Николаеве 20 декабря 1951 г. и получил наименование «Горностай», спущен на воду 30 июля 1952 года. Принят в состав ВМФ после длительных испытаний только 30 июля 1954 года. Всего до 1958 года было построено 68 кораблей: на заводе №445 (им. 61 коммунара) в Николаеве – 20 единиц, на ССЗ №820 («Янтарь») в Калининграде – 41, на ССЗ №199 (им.Ленкома) в Комсомольске-на-Амуре – 7. Это была первая самая крупная программа постройки СКР отечественного флота, после ЭМ пр.30-бис – вторая в отечественном флоте по численности серия кораблей водоизмещение которых более 1000 т.

Экспорт. 17 кораблей из состава ВМФ СССР были проданы следующим странам: Болгарии – СКР-67 в 1957 г. (переименован в «Дързки»); СКР-53 в 1958 г. («Смели»); «Кобчик» в 1985 г. («Бодри»); Индонезии – «Пума», «Сарыч», «Корсак» и «Гризон» в 1963 г. (переименованы соответственно в «Slamet Rijari», «Jons Sudarso», «Ngurah Rai» и «Mongin Sidi»); «Пеликан» в 1964 г. («Nuku»); «Зубр», «Бизон» и «Аист» в 1965 г. (переименованы в «Hang Tuan», «Kaki Ali» и «Lambung Mangkurat»); ГДР – «Олень» в 1956 г. («Ernst Thalmann»); «Тур» в 1957 г. («Karl Liebknecht»); «Соболь» и «Енот» в 1959 г. («Karl Marx» и «Friedrich Engels»); Финляндии – СКР-69 и «Филин» в 1964 г. (переименованы в «Hameenmaa» и «Uusimaa»). Помимо этого в Китае после передачи полной документации по советской лицензии были построены ещё 5 СКР, переоборудованные позднее китайцами в фрегаты УРО.

Статус. Сторожевые корабли пр.50 (50ПЛО) несли службу в составе ВМФ на всех четырех флотах. Последние корабли этой серии были списаны в 1990-91 годах.

Выполняли боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта: СКР «Ягуар» в 1967 и 1971 гг.; СКР «Пантера» в 1970 г.; СКР «Куница» в 1967 и 1973 гг.; СКР «Ворон» в 1967 и 1968 гг.; СКР-57 в 1968 г.; вооруженным силам Сирии: СКР «Куница» в 1968 г.; вооруженным силам Египта и Сирии: СКР-77 в 1973 г.

Фотогалерея СКР пр.50:

СЕРИЯ:

Название з/н заложен спущен в строю исключен

ССЗ № 445 им. 61 коммунара в Николаеве

«ГОРНОСТАЙ»

«ПАНТЕРА» («Советский Туркменистан»)

«РЫСЬ»

«ЯГУАР» («Комсомолец Грузии», ОС-188)

«САРЫЧ» («Jons Sudarso»)

(продан Индонезии)

«ПУМА» («Slamet Rijari»)

(продан Индонезии)

«ВОЛК»

«КУНИЦА»

«КОРСАК» («Ngurah Rai»)

(продан Индонезии)

«НОРКА»

«ВОРОН»

«ГРИЗОН» («Mongin Sidi»)

(продан Индонезии)

СКР-51

СКР-52 («Туман»)

СКР-53 («Смели»)

(продан Болгарии)

СКР-57

СКР-58

СКР-63 (СМ-141)

СКР-66

СКР-67 («Дързки»)

(продан Болгарии)

ССЗ № 820 в Калининграде

«ЛЕОПАРД»

«БАРС»

«РОСОМАХА»

«СОБОЛЬ» («Karl Marx»)

(продан ГДР)

«БАРСУК»

«КУГУАР»

«ЕНОТ» («Friedrich Engels»)

(продан ГДР)

«ФИЛИН» («Uusimaa»)

(продан Финляндии)

«ЛУНЬ»

«КОБЧИК» («Бодри»)

(продан Болгарии)

«ТУР» («Karl Liebknecht»)

(продан ГДР)

«ЛОСЬ»

«ОЛЕНЬ» («Ernst Thalmann»)

(продан ГДР)

СКР-76 («Архангельский комсомолец»)

СКР-69 («Hameenmaa»)

(продан Финляндии)

СКР-70

СКР-71

СКР-72 (ОТ-28)

СКР-73

СКР-74

СКР-54

СКР-75

СКР-77 («Советский Дагестан»)

СКР-80

СКР-81

СКР-10

СКР-4

СКР-5

СКР-8

СКР-14

СКР-15

СКР-59

СКР-60

СКР-61

СКР-62 («Иркутский комсомолец»)

СКР-64 («Комсомолец Литвы»)

СКР-55

СКР-65

СКР-68

СКР-56 («Советский Азербайджан»)

СКР-50

ССЗ № 199 в Комсомольске-на-Амуре

«ЗУБР» («Hang Tuan»)

(продан Индонезии)

«БИЗОН» («Kaki Ali»)

(продан Индонезии)

«АИСТ» («Lambung Mangkurat»)

(продан Индонезии)

«ГИЕНА» («Ласка»)

«ПЕЛИКАН» («Nuku»)

(продан Индонезии)

«ПИНГВИН»

«ГЕПАРД»

ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение, тонн:
стандартное
полное
-
1 054
1 186
Основные размерения, м:
длина наибольшая (по КВЛ)
ширина наибольшая (по КВЛ)
осадка наибольшая (средняя)
-
96,6 (86)
10,2 (9,6)
2,9 (2,8)
Главная энергетическая установка:
2 паровых котла
КВГ-57/28 , 2 ГТЗА ТВ-9
суммарная мощность, л.с. (кВт)
турбогенераторы, мощность, (кВт)
дизель-генераторы, мощность, (кВт)
котлотурбинная
-
20 030 (14 720)
2
Х 150
1 Х 100 и 1 Х 25
2 вала; 2 гребных винта -
Скорость хода, уз:
наибольшая
экономическая
-
29,5
15,1
Дальность плавания, миль (при скорости, уз)

1950 (15,1)

2200 (14,5)

Автономность, сут. 5
Экипаж, чел. (в т.ч. офицеров) 168 (11)

ВООРУЖЕНИЕ

Артиллерийское:
100-мм АУ Б-34УСМА
37-мм АУ В-11
или В-11М
-
3
Х 1
2
Х 2
Торпедное:
533-мм ТА ДТА-53-50
или ТТА-53-50
-
1
Х 2 или 1 Х 3

Противолодочное:
МБУ-200
или РБУ-2500
БМБ-2
глубинные бомбы РБМ / БПС

или РГБ-25
бомбосбрасыватели

-
1
Х 24 или 2 Х 16
4
Х 1
96 / 36+12
128
2

Минное:
морские якорные мины на палубе
-
26

РАДИОЭЛЕКТРОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ

БИУС «Планшет-50»
РЛС общего обнаружения 1 х«Гюйс-1М4» или «Фут-Н»
НРЛС 1 х«Линь» или «Нептун-М»
ГАС «Пегас-2» или «Пегас-3М»
средства РЭБ «Бизань-4»
акустические охранители БОКА-ДУ
РЛС управления огнем 1 х «Якорь» или «Якорь-М2» для артиллерии ГК (в составе СВП)
командно-дальномерные посты 1 х СВП-42 -50
средства связи набор средств
РЛС госопознавания «Нихром»

Стажировались мы с Женей Кореньковым на Черном море, в городе Поти на сторожевом корабле «Волк».

Место убогое по сути, но наш народ там и жил, и служил. Делясь впечатлениями о месте своей службы, офицеры без восторга декламировали стихи кого-то из доморощенных стихоплетов: «От не хрен делать на болоте, какой-то хер построил Поти…».

По прибытии на корабль разместили меня в двухместной каюте, где обитали минер, ныне находящийся в очередном отпуске, и начальник РТС.

Начальник РТС, седой капитан-лейтенант лет сорока оказался ярко выраженным «карьеристом», некогда призванным на флот после гражданского ВУЗа. В день нашего знакомства он явился на корабль заполночь, слегка выпивший. Улыбаясь, протянул руку и негромко сказал: «Ты, мичман, зови меня просто Михалыч. Какая уж тут, на фиг, субординация. Через год мне на пенсию».

Раздеваясь ко сну, он извинился за нетрезвый вид, тихо изложив причину употребления спиртного: «Вот, китель новый пошил, обмыть было надо...» Потом лег на койку и практически сразу захрапел. Однако часа в два ночи меня разбудили отборный мат и витиеватая ругань интеллигентного соседа.

Включив для чтения лампочку, расположенную в изголовье, он спугнул стайку небольших серых крыс, камнем упавших вниз откуда-то сверху, с вешалки. Он встал, включил основное освещение и не поверил глазам. Китель, который он повесил на крючок вешалки, был без воротника. Грызуны сожрали всю стойку ворота. Им, очевидно, пришлась по вкусу клеевая основа стойки.

Взбешенный Михалыч объявил своим подчиненным «Большой сбор» И когда те, полусонные, сползлись к его каюте, он, демонстрируя результат крысиного беспредела, голосом крупного военачальника поставил каждому конкретную задачу, объявив всем крысам «газават».

Еще битый час подчиненные несли и устанавливали по всем малодоступным уголкам каюты капканы, петли и разные хитроумные устройства, которыми ушлые матросы зарабатывали себе поощрительные отпуска, отлавливая грызунов.

Под утро я вновь был разбужен, на этот раз сильным металлическим лязгом. Включив освещение, мы увидели, что металлический кожух, прикрывающий идущие вдоль борта кабельные трассы, весом килограммов восемь, бьется о металл палубы с легкостью осеннего листа, а из под него в каюту торчит полуметровый волосатый крысиный хвост, обильно усыпанный мерзкими бородавками. В такт ударам кожуха отчетливо доносилось «поросячье» визжание агонизирующего зверя.

Оперативно подоспевшие матросы извлекли из-под кожуха большой капкан, который сработал, защемив полморды крысиной «маме». Крыса упиралась в него всеми лапами, визжала, заливалась кровью, но освободиться не могла.

Издав победный клич охотника, Михалыч сноровисто привязал к капкану длинный кусок веревки и, держа другой конец в руке, выбросил капкан с крысой в распахнутый иллюминатор.

Послышался всплеск и барахтанье не желающей умирать твари. Тяжесть капкана и вытравленная за борт веревка, как говорят минеры, поставило жертву на заданное углубление «штерто-грузовым» способом.

В то время кораблем командовал капитан 3 ранга Черных, высокий, грузный и лысеющий офицер, с лицом большого обиженного ребенка, вдруг заснувшего с кашей во рту. На всё и на всех он всегда смотрел с откровенной брезгливостью. Это сильно подчеркивали толстые губы, которые он все время кривил в постоянной попытке отсосать языком что-то, застрявшее с обеда между зубов.

А уж пожрать и выпить он любил! Пробу всегда снимал сам, съедая не менее трех-четырех котлет, чем выводил из себя молодого интенданта лейтенанта Прищуру.

Как-то за обедом, в присутствии офицеров штаба бригады, проинструктированный интендантом молодой вестовой подал командиру второе без котлеты, то есть один «голый» гарнир. На вопрос «А где котлета?» тот простодушно объяснил: «Так ведь вы ее, товарищ командир, съели во время снятия пробы».

Тот покраснел и, изобразив гримасу невыносимой боли, как будто ему сделали этой котлетой «контрольный выстрел в желудок», приказал вызвать к нему Прищуру.

С прибытием лейтенанта, щедро брызгая слюной, командир заорал в порыве гнева:

Лейтенант, вы что, ХУИ закончили? - Обидно намекая на Хабаровское училище интендантов.

Никак нет, Краснодарское, товарищ командир, – тушуясь от необычного тона, ответил Прищура.

И какую форму вы носите?

Военно-морскую, товарищ командир.

Вот и носите ее с честью и не прикидывайтесь здесь выпускником пехотного училища. – Почему до сих пор не сдали зачеты на ходовую вахту? Где ваш зачетный лист? Отныне все зачеты у вас буду принимать лично! И с понедельника приготовьте свою службу к проверке! Посмотрим, какие у вас недостачи в имуществе и продовольствии!

На послеобеденном построении, по настоятельной просьбе ЗАМа, был проведен митинг личного состава, обличающий звериную сущность империализма. Причиной его проведения послужила информация СМИ о нарушении разведывательным судном США «Пуэбло» территориальных вод Корейской Народно-демократической республики.

Командир и ЗАМ вышли к личному составу, не договорившись, кому из них выступать. Их короткое шушуканье приобрело тон локального конфликта. ЗАМ, разводя в недоумении руками, укоризненно бросил: «Ведь вы же коммунист!». Черных не заставил себя долго ждать: «Ты тоже член партии…». На что Замполит язвительно парировал: «Здесь, на корабле, я ее мозг, прежде всего». Это прозвучало убедительно, и командир был вынужден «держать слово» перед личным составом. Яркое выступление отца-командира захватывало и воодушевляло…

Слова, как бы выдавливаемые из организма, плыли над баком корабля:

Товарищи матрозы! – лениво, сквозь зубы обратился он к строю. – Каждый из вас за свою службу хочет получить какую-то бзду!

Находившийся позади него ЗАМ встрепенулся, проворно наклонился к его уху и отчаянно зашептал, на ходу исправляя содержание речи: «Не бзду, а мзду, товарищ командир». Тупо посмотрев на ЗАМа, командир продолжил, жуя губами:

– Вот я и говорю, бзду, а империалисты нам не дают съездить в нормальный отпуск по поощрению. Буквально вчера американское судно «Поэблó» нарушило территориальные воды КНДР.

Густо краснеющий ЗАМ опять живо зашептал на ухо командира: «Пуэбло», товарищ командир, «Пуэбло»!

Вот, я и говорю - «Поэблó», – невозмутимо продолжал тот…

Мы тоже стояли в том строю и по своему балдели как от увиденного, так и услышанного…

Утром следующего дня в соединении сыграли тревогу. Причина оказалась серьезной. На потийский рейд прибыл и стал на якорь эсминец под флагом командующего флотом. На нем действительно прибыл новый командующий Черноморского флота адмирал Сысоев, который вступал в должность.

Уже через полчаса с борта баркаса на пирсе появилась его небольшая коренастая фигура, сопровождаемая группой офицеров штаба. Приняв рапорт командира базы капитана 1 ранга Полищука, командующий направился по причалу в сторону трапа СКР «Волк».

Тремя сутками раньше СКР пришел с плановых артиллерийских стрельб и теперь стоял, ошвартованный кормой на своем штатном месте.

Командир Черных с лилово-розовым лицом поросенка, изрядно помятый и какой-то неухоженный, топтался на юте в надежде, что командующий пройдет мимо в здание штаба бригады. Прошлый вечер он ночевал на корабле и по привычке «усугубил». Приезд командующего застал его врасплох, и теперь вид у него был растерянный, как у пешехода на улице, которому в руки внезапно вставили миноискатель.

Врубаться в происходящее он стал только тогда, когда командующий по-мальчишески быстро поднялся по трапу на борт СКР.

Пытаясь тоже изобразить лихость, по-медвежьи приложив «лапу к уху», командир понес свою несуразную фигуру навстречу командующему.

Окинув его внимательным взглядом и не дав даже раскрыть рта, командующий остановил его вопросом:

Командир, когда последний раз корабль выполнял артиллерийские стрельбы?

Получив ответ, Сысоев быстрым шагом направился к кормовому орудию, у которого уже топтались незадачливые комендоры.

Орудие к осмотру, – на ходу скомандовал командующий матросам…

Из открытой казенной части торчал «квач» промасленной ветоши. Внимательно осмотрев 100-милиметровое кормовое орудие, ухватившись за край торчащей из затвора ветоши, он потянул ее на себя. «Квач» подался и выскочил, оголив казенную часть орудийного ствола, из которого вдруг выскочила серая крыса, проворно юркнувшая под башню.

Наблюдавшие это офицеры застыли в ожидании реакции начальника.

Тот еще раз внимательно посмотрел на командира и скрипучим, как несмазанная телега, голосом скомандовал «В кают-компанию!» и направился по правому борту в нос. Грузный Черных, пыхтя, семенил за ним, показывая дорогу. Толпа проверяющих тоже старалась не отстать.

В офицерской кают-компании на кормовой переборке висела на рейках политическая карта СССР, оставленная там замполитом с прошлого понедельника, с политзанятий.

Вошедший командующий, подойдя к ней, молча взявшись за нижнюю рейку, резким движением поднял угол карты.

По переборке с характерным шелестом в разные стороны шустро разбежались потревоженные тараканы. Вконец растерянное лицо командира СКР покрылось крупными каплями холодного пота.

Еще раз посмотрев на командира, Сысоев «проскрипел», уже для командира базы: «Корабль грязный, и командир похож на использованную клизму. Разберитесь в своем хозяйстве. Через неделю проверю еще раз, окончательно».

Покинув СКР, он сел в баркас и убыл на рейд, где дымил котлами все тот же эсминец.

На подведении итогов в штабе базы капитан 3 ранга Черных, несмотря на предыдущие успехи корабля в море в призовом поиске подводной лодки и на торпедных стрельбах, получил свой первый НСС.

На вопрос «За что такая несправедливость, неясно!», командир базы спокойно ответил ему:

Чего тут тебе не ясно-то, командир. Раз командующий тебя назвал клизмой, то будь любезен, полезай в жопу!