Освещение в квартире подсветка варианты. Дизайн освещения современной квартиры: профессиональный подход

Свет может преобразить одно и то же помещение до неузнаваемости, создавая в нем самое разное настроение: начиная от романтичного мягкого сумрака женского будуара и заканчивая строгим, осветительным светом операционной. Такой феномен давно успешно используют художники света в театре, которые посредством освещения, не сменяя декораций, изменяют атмосферу сцены. Хорошее освещение квартиры превратит ее в сказочный дворец, а неудачное может безжалостно обнажить все ее недостатки.

Те времена, когда выбор источников света ограничивался одной люстрой на потолке, настольной лампой на письменном столе и торшером у кресла, прошли. Сейчас каждый с помощью света способен превратить квартиру в чудесный театр тени и света. И если Вы планируете сделать освещение в квартире, наши советы, приведенные ниже, Вам в этом помогут.

Для освещения в современных интерьерах помещений применяются такие осветительные приборы:

  • люминесцентные лампы;
  • лампы накаливания;
  • светодиоды;
  • металлогалоидные и галогенные источники света;
  • оптические волокна;
  • световые шнуры «дюралайт».
Спектр ламп накаливания – самый комфортный для зрения, но они расходуют только 10% своей мощности на создание света, остальная же просто преобразуется в тепловую энергию. По этой причине в комнате с большим количеством лампочек накаливания может быть душно и жарко, как в телевизионной студии или фотосалоне.

Люминесцентные лампы не могут нагреваться, но еще не так давно их неохотно применяли для освещения жилья из-за неприятного гула, некомфортного для глаз голубовато-белого света и необходимости дополнительных пусковых устройств, предназначенных для подключения. Современное поколение таких ламп свободно от таких недостатков, и они могут применяться вместо ламп накаливания.

Металлогалоидные и галогенные светильники излучают узкий направленный пучок света, а значит больше подходят для освещения отдельных зон и подсветки основных элементов интерьера – колонн, скульптурных групп, картин, ниш и т.д.

Светодиоды отличаются высокой прочностью, не нагреваются, в их широком спектре нет негативного для здоровья человека ультрафиолетового и инфракрасного излучения. Долговечность светодиодов в восемьдесят раз превышает ресурс обычных ламп накаливания. Однако светоотдача светодиодов оставляет желать лучшего, чтобы использовать их в качестве самостоятельных источников света, а по этой причине в интерьере их применяют в качестве ночника или декоративной подсветки.

Световые шнуры «дюралайт» представляют собой декоративные источники света, выполненные на основе светодиодов, широко применяющиеся в наружном уличном освещении и для светового оформления различных элементов интерьера.

Оптические волокна излучают свет с торцов, но удаляя их на большие расстояние от главного источника света и применяя специальные насадки, Вы сможете создать невероятные световые эффекты.

Дизайнеры и архитекторы давно используют освещение в интерьере дома или квартиры, как визуальную коррекцию плохой геометрии помещения.

Одно из основных правил дизайна состоит в том, что яркий свет визуально расширяет пространство, если в отделке потолка и стен применяются светоотражающие материалы. Если нужно зрительно уменьшить большую комнату, то поверхности затеняют.

Светильники с направленными отражателями вверх визуально «приподнимают» очень низкие потолки. В свою очередь, слишком высокой потолок будет ниже, если его затенить посредством направленных вниз абажуров источников света.

Хорошо продуманный дизайн освещения дома должен сочетать источник общего освещения, к примеру, главную люстру на потолке, а также светильник точечного освещения. Причем важно, чтобы управление освещением в таком случае обеспечивало независимую работу каждой группы или вида светильников.

Общее освещение комнаты может быть приглушенным, так как его основная цель – обеспечить непринужденное общение обитателей и свободную ориентацию в комнате. Роль более яркого местного света заключается в освещении рабочих мест, к которым относят письменный стол либо секретер, рабочую зону в кухне и обеденный стол в гостиной или столовой.

Правила организации освещения советуют подсвечивать пространство за монитором компьютера или стену за телевизором. Это прием, который не нарушает освещения экрана, снижает утомляемость и напряжение глаз.

Хорошо, если общий свет в спальне будет рассеянным, немного снижающим высоту потолка, а у прикроватных и у зеркал тумбочек предусмотреть более яркие лампы или светильники. Если в интерьере дома перечисленные правила использования света несут рекомендательный характер, то освещения небольшой однокомнатной квартиры часто выступает единственным инструментом зонирования, которое выполняет функции спальни, рабочего кабинета, гостиной и даже столовой.

Обычно в ванной комнате дополнительными светильниками обеспечивают освещение туалетного зеркала, а в качестве общего освещения выступают галогенные светильники. А вот освещение коридора нужно спланировать так, чтобы Вы в любой момент могли включить общий яркий свет, когда надо обуться, одеться и поправить макияж.

Прихожая, помимо утилитарной роли, выполняет презентабельную функцию, то есть выступает визитной карточкой дома, и чтобы узкий коридор не напоминал своим внешним видом подземелье средневекового замка, с помощью освещения его можно визуально увеличить и расширить. К тому же освещение коридора должно гармонично сочетаться с освещением смежных помещений: если гостиная комната имеет яркое освещение, то и в прихожей входит яркий верхний свет и приглушают его, если в соседствующем помещении царит полумрак. Все эти задачи могут решить местные светильники.

Стоит отметить, что универсальных правил работы со светом не существует. Каждый самостоятельно выбирает концепцию дизайна, а также освещение своего жилья, но во избежание ошибок Вы можете полистать иллюстрированные журналы и почитать советы профессионалов по освещению квартиры.

Создание проекта освещения квартиры

Проект освещения в проекте дизайна интерьере обычно выполняют в качестве самостоятельного раздела, учитывая конфигурацию потолка, планировку комнат, границы потолочных и напольных отделочных материалов, места расположения стационарных элементов и расположения мебели.

На основе планов полов и потолков создается план освещения всей квартиры, отмечая на нем места и dbs расположения розеток, осветительных приборов и включателей, как настенных, так и потолочных – так называемый сценарий освещения.

Нормативы количества и мощности светильников

Одно из основных условий создания комфортного освещения любого жилого помещения – правильное соотношение количества, мощности осветительных устройств и освещаемой площади комнаты. Специалисты в области освещения советуют использовать на каждые 5 м 2 осветительные приборы, мощность которых будет составлять 60-75 кВт.

  • для однокомнатной квартиры в 30-40 м 2 понадобится не больше восьми светильников, к примеру, три потолочных, люстра, два бра, настольная лампа и торшер;
  • для двухкомнатных квартир достаточно девяти осветительных приборов: три потолочных светильника, две люстры, торшер, два бра и настольная лампа;
  • для четырехкомнатной квартир понадобится одиннадцать светильников: прошлый набор дополните одной настольной лампой и одним потолочным светильником.

Схема освещения квартиры

Схема освещения квартиры разрабатывается в соответствии с планом. При этом учитываются схемы подключения всех приборов, их групп и приборов управления светом.

На чертеже указан вид каждого выключателя с необходимым количеством клавиш и стрелками, которые указывают, для какого прибора или групп приборов он используется. Для длинных коридоров или слишком больших комнат неплохо было бы предусмотреть дублирующие выключатели для обоих приборов, установив их в различных точках помещения. Все потолочные и настенные осветительные приборы стоит привязывать соответствующими обозначениями к стене или ближайшему проему, оконному или дверному.

Точно так же на схеме к ближайшим стенам или проемам отмечают расположение выключателей, розеток и других приборов, используемых в системе освещения.

Когда готовый проект будет у Вас в руках, можно приступить к обустройству проводки и осветительных приборов, воплощая в материале результате проделанного труда проектировщика. В результате, Ваша квартира-золушка превратится в принцессу и жизнь заиграет новыми красками.

  1. Находим слагаемые успеха.

Освещение каждой комнаты заключается в сочетании трех слагаемых: общего, рабочего и декоративного. В группу к общему освещению нередко относят светильники, размещающиеся под потолком и обеспечивающие равномерное рассеивание света. Как правило, с этой функцией отлично справляются люстры, имеющие несколько лампочек с несколькими матовыми или текстильными стеклянными абажурами.

При этом потолочный светильник ни в коем случае не должен бросать блики и тени, в противном случае Вы не решите задачу мягкого равномерного освещения. К группе декоративных относится светильник с очевидными тенями. В качестве рабочих идеально подойдут любые светильники, которые дают направленный пучок света. Это могут быть торшеры, настольные лампы, точечные светильники прожекторного типа, бра и люстры некоторых конструкций. Важно, чтобы рабочее освещение было ярче общего, так как его задача – формировать комфортную обстановку для глаз на рабочей поверхности (обычно светильник находится к ней достаточно близко).

Рабочее освещение должно планироваться в зависимости от задачи: на кухне нужно обязательно освещать столешницу и обеденный стол. Письменный стол, изголовье кровати, кресло для чтения – выбор места для рабочего освещения напрямую зависит от образа жизни домочадцев.

Когда Вам удалось создать комфортное рабочее освещение, остается только создать в помещении необходимо атмосферу. Как правило, это достигается использованием любимой светодиодной ленты, которая может менять цвета. Иной раз ее могут установить в таких местах, что от неожиданности даже дух захватывает – на то она и декор.

  1. Придумываем светотехнический сценарий.

Это приятный, но в тоже время важный момент: Вам нужно представить комплекс работ всего освещения в квартире на протяжении суток. Требуется сесть и описать желаемые сценарии для любого помещения.

Если никаких особенных задач перед собственной квартирой Вы не ставите, для подавляющего большинства случаев могут подойти такие комбинации.

Гостиная

Постоянное общее освещение, рабочее в зоне журнального столика, декоративное в качестве акцентов. Если гостиная объединяет в себе функции кабинета или столовой, дополнительное рабочее освещение должно быть над рабочим столом или обеденным.

Кухня

Общее освещение делать совсем не обязательно, поскольку кухня в основном несет только функциональную роль. Прежде всего, если это касается кухни небольшой площади. Одноламповый светильник из центральной части комнаты уместнее сместить к обеденному столу и превратить его свет в рабочий.
Также на кухне важно обеспечить подсветку рабочей поверхности, выходящей из-под верхних ящиков. Стоит позаботиться о потолочной направленной подсветке, а также подсветки рабочей зоны и верхних ящиков.

В качестве дополнительной подсветки может использоваться декоративная, к примеру, по цоколю кухонного гарнитура.

Совет! Располагайте светильники так, чтобы они не отбрасывали тень на рабочую поверхность. Часто такую ошибку допускают при освещении.

Столовая

Общее освещение желательно, но во все не обязательно. Но что касается рабочего освещения, находящегося над обеденным столом, то это необходимая вещь. Вы можете организовать декоративную подсветку, но она ни в коем случае не должна пересекаться с рабочим освещением.

Спальня

В этом плане все намного проще: парное рабочее освещение (по сторонам кровати), общее освещение – настольные лампы, бра, одноламповые светильники, использующиеся на длинном подвесе. Для атмосферы используйте декоративное освещение в роле вечернего.

Совет! Не засвечивайте спальню, поскольку это никак не способствует расслаблению.

Санузел

Независимо от площади необходимо рабочее и общее освещение у зоны зеркала (удобнее всего разместить парные светильники по бокам). Уместна декоративная подсветка, например, из-под навесных предметов мебели или плинтуса.

Совет! Подсвечивайте зону у зеркала мягким рассеянным светом, который расположен с трех или четырех сторон. Таким образом, Вы избавитесь от жестких теней.

Внимание! Для санузлов выпускают много премиальных устройств с функцией хромотерапии: гидромассажные ванны, душевые стойки подсвечиваю воду, а также меняют настроение во время омовений. Но использовать или нет устройства с функцией хромотерапии – решать Вам.

  1. Приступаем к расчету.

Итак, Вы до мелочей придумали световой сценарий и рветесь потратить деньги на инструмент, который бы воплотил Вашу мечту. Закончилась творческая часть и началась техническая: без точных расчетов для каждого отдельного светильника Вы не получите желанного эффекта. К тому же, Вы можете испортить общее впечатление об интерьере.

Какой бы дорогой ни была Ваше кухня, свету не важно. Может случиться так, что дорогостоящий светильник расстроит Вас еще больше, поскольку без точного просчета освещения он не сработает в команде с другими приборами, что приведет к разрушении светового сценария.

Внимание! Если Вы всерьез задумались над инвестициями в освещение и над созданием качественного проекта, то без помощи опытного светодизайнера Вам просто не обойтись. Далеко не каждый архитектор или дизайнер сможет самостоятельно произвести такие расчеты.

  1. Особенности выбора лампочек по характеристикам.

Как только Вы сделаете расчет, стоит задуматься о выборе ламп. От этого в целом зависит тип светильника, который Вы купите. Одно дело, когда это светильник под галогенки, другое – под люминесцентные лампы. Лампа определяет все: сможет ли ярко светить светильник, возможно ли его диммирование (плавно регулировать уровень освещения). Наконец, будет ли свет теплым или холодным белым (индекс цветопередачи и температура света существенно отличаются у разных лампочек).

Виды лампочек

  • Лампы накаливания. Классические «Груши» уже не выпускаются, но в коллекциях с ретро-нитью ламп накаливания очень много. Они потребляют много энергии, очень дорогие, греются (не могут находиться рядом с бумажными абажурами), быстро выходят из строя. Однако при этом лампы накаливания имеют комфортную температуру света и их можно применять с диммерами.
  • Галогенные. Они характеризуются высоким значением тепловыделения: дотронувшись до металлического плафона, Вы можете легко обжечься.
  • Люминесцентные. Среди преимуществ: энергопотребление до восьми раз меньше, а срок эксплуатации – до 20 раз больше, по сравнению с лампами накаливания. Практически не греются. Можно выбрать лампу необходимой температуры света. Однако не все лампы можно применять с диммерами, а другие непривлекательны и отличаются большими размерами.
  • Светодиодные (LED). Несмотря на свою высокую цену, являются очень экономичными – работают с диммерами, служат долго, имеют маленькие габариты.

Совет! Применяйте светодиодную ленту в сочетании с рассеивателем, что обеспечит более мягкое свечение и сможет исключить появление таких неприятностей, как отраженная лента на плитке кухонного фартука или глянцевом потолке.

Если еще лет пять назад специалисты не советовали записывать цифры оптимальной температуры света, то сейчас они указываются на каждой упаковке лампы вместе с комментариями о том, холодный ли это свет или теплый.

Запомните главное правило: чем больше будет температура в К (Кельвинах), тем холоднее свет. Приятнее всего для глаз 2600-3500 К (нейтральный белый или теплый белый свет) или 3600-5500К (нейтральный белый). Все, что более 5500-6500К, больше подходит для офисов.

Внимание! Не стоит использовать холодный свет у зеркал, а также в зоне приема пищи. Так, Вы создадите только неприятные ощущения.

Мощность лампочки

С точки зрения дизайна, мощность интересна тем, что при ее повышении увеличивается световой поток, и его значение требуется для расчета освещения в квартире.

Индекс цветопередачи

Чтобы диван не изменил цвет при электрическом свете, необходимо выбирать лампочки с учетом индекса цветопередачи. Оптимальный показатель составляет Ra = 100: с ним лампа излучает свет, который оптимально отображает все цвета. Также индекс цветопередачи у солнечного света может приниматься за 100. Чем ниже показатель Ra, тем соответственно хуже передаются цвета объекта. Отталкиваться стоит от таких значений: цветопередача высочайшего уровня – 90Ra и больше, очень хорошая цветопередача – 80-89Ra, хорошая цветопередача – 70-79Ra.

  1. Учитываем основные практические моменты.

Новые технологии предлагают новаторский подход, когда требуется эффектный дизайн освещения квартиры. Изящные плафоны и диоды на многоуровневых потолках вытесняют громоздкие люстры без намека на эстетику. Современное оформление освещенности городских квартир может соперничать с обликом оперного театра, ресторана или офиса преуспевающей компании с обложки журнала. При продуманном проекте в комнатах не останется темных уголков, даже без настольных ламп и торшеров, а расходы на электричество снизятся.

Освещение очень сильно влияет на зрительное восприятие пространства, от которого зависит комфорт и уют вашего дома

В проектировании жилья есть свои правила, которые в полной мере касаются и норм общего освещения. Важным условием комфорта остается степень освещенности. Она должна быть благоприятной для зрения и психологического состояния. Это разумный баланс количества осветительных приборов определенной мощности относительно площади рабочего пространства.

  • Хорошо освещенный кабинет держит разум в тонусе.
  • В гостиной при продуманном дизайне легко создать особую ауру, подчеркивающую стилистическое решение.
  • Если в экстравагантной ванной или спальне полумрак, то он неизбежно клонит в сон.
  • Грамотный подход в дизайне освещения прихожей сделает квартиру гостеприимной в восприятии визитеров.
  • В кухне с дополнительной подсветкой рабочей поверхности приятно готовить.
  • Мягкий свет в детской спальне не раздражает зрительные анализаторы малыша и дает возможность спокойно погрузиться в сон.

Для рабочего кабинета отлично подходят геометрические светильники с четкими линиями

Важно! Если допустить ошибки в проектировании, понадобятся дополнительные затраты на прокладывание скрытой электропроводки. Лучше сразу уменьшить или увеличить мощность, чем после ремонта сдирать обшивку из натурального дерева, камня и дорогих обоев.

Дополнительные источники света создают теплую атмосферу и делают пространство более мягким

Специалисты рекомендуют при стандартной планировке на каждые 5 «квадратов» площади пола использовать светильники суммарной мощностью 50-75 кВт. При высоких потолках можно и больше. Нормативы разработаны и выверены давно, но они адаптируются под современные технологии и дизайн освещения в квартире. Они помогают самостоятельно найти оптимальный режим, но суммарную мощность нужно разделить на общее количество светящихся точек.

Зеркала создают больше отражающих поверхностей, что значительно добавляет количество света в помещении и позволяет сократить число светильников и счета за электроэнергию

  • в 1-комнатной квартире до 30-40 кв.м. достаточно 7-8 осветительных приборов (3 потолочных, многорожковая люстра, 2-3 бра, настольная лампа и торшер);
  • в 2-комнатной достаточно 8-9 ламп;
  • в 3-комнатной – 10-11 точек;
  • если у вас 4-комнатная квартира, достаточно 11-12.

Люстра может использоваться для главного освещения

Современная квартира, в которой установлены натяжные потолки с точечной подсветкой и диодной лентой – другие нормы. Можно обойтись без люстры, но ее отсутствие компенсируют бра, мебельной подсветкой и другими видами локального (местного) освещения функциональных зон.

Мощность точечных светильников легко регулировать, они могут использоваться в качестве основного света или как фоновая подсветка

Общие правила дизайнерской концепции

  1. Правильный дизайн освещения в жилой комнате – понятие многогранное.
  2. Освещенность подбирается с учетом пользы для здоровья, она будет подчеркивать эстетику стилистики, заодно выполняя функциональные требования.
  3. Грамотное решение – альтернатива декору городской квартиры в минималистическом стиле, подчеркивающем тонкий вкус и яркую индивидуальность владельца.

Лампы с направленным светом применяются для подсветки конкретного места либо для корректировки площади помещения

Концепция подразумевает несколько составляющих.

1. Общее освещение (искусственное) Физиологически обоснованный фон, основа, которая представлена разными видами ламп.
2. Светодизайн интерьера Подобен подходу в выборе меблировки и текстиля для общей эстетики, отражает вкусы владельца, способ самовыражения через среду обитания. Предполагает перемещаемые объекты, высвечивающие объекты для обзора.
3. Световая архитектура Предполагает концепцию освещенности помещения, подразделяется на интерьерную, внутреннюю и внешнюю световую архитектуру в реализации стильного дизайна.
4. Естественная освещенность Важная составляющая, ее можно варьировать по времени суток, сезонности и расположению комнат. Лучи из окна приглушают жалюзи, рассеивает тюль и затеняют шторы. Его усиливают светлые стены, зеркальные и глянцевые поверхности, хромирование.
5. Направленный искусственный свет Вращающиеся проекторы и потолочные плафоны, настольные лампы, торшеры на штативе или гнущейся спиральной основе.
6. Декоративное дополнение Удобно пользоваться в рабочей зоне, для аквариумов, необычной мебели и экспозиций художественных произведений гостям.

Акцент на определенную зону комнаты легко сделать с помощью локального светильника

Важно! Различные осветительные приборы используются в организации современного дизайна освещения в комнате. Это “галогены”, лампы накаливания, люминесцентные трубки, точечные и ленточные диоды, оптоволоконные шнуры.

Освещение часто используется для разделения пространства, особенно это актуально маленьких квартир

Общее свет в каждой комнате – естественная составляющая, без нее невозможно рассматривать дизайнерскую концепцию. Цветовое решение стен компенсирует недостаток солнечных лучей или поглощает их избыток.

Управление освещением в дизайне квартиры подобно режиссуре и оформлению декораций, но для этого нужны определенные инструменты, которым пользуется любой режиссер-осветитель. Свет может быть:

  • естественным;
  • рассеянным;
  • отраженным;
  • усиленным;
  • смягченным.

Прозрачные плафоны не “съедают” свет в отличие от матовых, а для создание нужных эффектов можно использовать цветные абажуры

Типология освещения

  1. Многоуровневое освещение – альтернатива светодизайну без люстры. Учитывается зонирование и функциональность каждого участка, угла или зоны. Это возможность высветлить необходимые места и обойтись без затрат на общее освещение. Дополнительная регулировка используется для включения/выключения на основе «умных» опций и пульта (дисплея) дистанционного управления.
  2. Для поверхности стен применяются всевозможные бра. Экономично и удобно, когда требуется осветить зеркало, нишу гардероба, поворот длинного коридора или начало спуска с лестницы в частном доме.
  3. Нижний свет пока редко используется в жилых схемах, но это не прихоть или экстравагантное решение. Дополнительная проработка площади пола сбалансирует распределение лучей. Нередко монтируют светодиодную ленту или неоновую трубку у плинтуса. В ванной комнате и прихожей оригинально смотрится дорожка из стеклянной плитки с вставленными под них лампами, включаемыми, когда на них ступаешь.
  4. Для смены вектора по мере необходимости применимы поворотные, подвижные и перемещаемые лампы и диоды. Это трековые системы, поворотные бра и люстры с вращаемыми рожками, как на фото.

Для местного освещения удобно использовать управляемые светильники с приглушенным фоновым светом

Внимание!При удачном сочетании всех разновидностей получается компенсации недостатка света с минимальной нагрузкой на зрение.

Смешанное освещение из различного рода светильников буквально преображает комнату, превращая её в сияние огней

  • Плафоны для коррекции общего света располагают под потолком в центре комнаты (для равномерного рассеивания). Вместо люстры легко распределить подсветку на 4 стенах и многоуровневых потолках.
  • Рабочие зоны должны равномерно освещаться, нежелательно оставлять темные углы и глубокие теневые участки, даже если их редко посещают. Рабочий свет лучше комбинированный – белый с желтым спектром (уточняйте при покупке в магазине).
  • Для декоративного освещения подойдет цветная подсветка, например, светодиодной лентой или шнурами, которыми можно выкладывать надписи или фигуры на стенах.
  • Комнатным растениям для полноценного развития нужны специальные фитолампы, особенно если это обитатели тропиков и южных широт.
  • Аквариумные гидрофиты подсвечивают «белыми» или универсальными люминесцентными лампами на специальной крышке, в сочетании с диодами и лампами накаливания с мягким желтым светом. Они нагревают поверхность декоративной крышки, поэтому их помещают на расстоянии, а днище выстилают фольгой.
  • С помощью перфорированных плафонов бра и потолочных абажуров можно получить красивый ажурный теневой рисунок. Но отделку подбирайте гладкую и однотонную, чтобы фактура не искажала замысловатое изображение.
  • Местное или локальное свечение обязано выгодно подчеркивать определенные объекты и детали интерьера, в определенной мере усиливая или заменяя декор.
  • В рабочей зоне, где читают, готовят еду или занимаются у компьютера, нужна локальная подсветка. Интенсивность должна быть благоприятна для глаз, тот случай, когда не стоит экономить на здоровье.

Простой напольный светильник, но как подходит к окружающему интерьеру

Важно! При обустройстве любой точки помните о некотором количестве выделяемого тепла – облицовка не должна перегреваться до воспламенения. Учитывайте физиологические нормы – недостаток освещенности угнетает рабочую активность и расслабляет зрительный нерв.

Для натяжных потолков оптимально подходят встроенные светильники на светодиодных лампах

Многогранность современных решений в светодизайне

В любом помещении общее освещение должно грамотно сочетаться с рабочим и акцентным, локальным и комбинированным. У них есть свои подтипы и разновидности. Если общее должно, скажем так, избавлять от темноты в целом, то у остальных приборов функция – высвечивать отдельные элементы. Это достигается с помощью различных источников света в комнате, независимо от общего дизайна.

Светодиодное освещение в интерьере гостиной

Разновидности источников искусственного света:

  1. Светодиодные лампы – современная альтернатива классическим «лампочкам Ильича», применение которых сегодня дорого обходится.
  2. Лампы накаливания считают архаичными, но они дают минимальную нагрузку на зрение, а их спектр максимально имитирует солнечные лучи.
  3. Энергосберегающие – вполне экономичные лампы, но их частое мерцание утомляет зрение, предлагаются с «теплым» и «холодным» спектром.
  4. Люминесцентные чаще всего используются для торговых и промышленных площадей, но и в «студийках» без стен эти лампы находят достойное применение (имитация дневного света).
  5. Светоизлучающие шнуры «дюралайт» на основе светодиодов – отличный способ декорирования отдельных элементов интерьера и внешнего освещения, дополняя оригинальный дизайн света в квартире.
  6. Яркие галогены имеют разные оттенки света, эти лампы широко используются в декорировании пространства.

Светодиодные ленты позволяют организовать любые варианты декоративной подсветки потолка, стен и предметов мебели

При расчетах общей интенсивности учитывается решение натяжных потолков. Дизайн освещения в спальне и гостиной с помощью многоуровневых конструкций самодостаточен, за исключением добавления приборов для локальных зон.

Дизайн подсветки отдельных помещений: просто и сложно

Свет – это не только функционально, но и красиво. Именитые дизайнеры и архитекторы обязательно возьмут во внимание эту важную составляющую, взявшись за новый проект. Грамотный проект сделает пребывание в доме комфортным, поможет визуальной коррекции пространства.

У каждого светильника в комнате должно быть свое предназначение

Некоторые элементы можно затенить, другие – высветить и привлечь к ним максимум внимания, направленным светом задается определенный вектор, чтобы «отодвинуть» или «приблизить» объект в интерьере. Мягкий неоновый свет создает необычный эффект при включении со стороны изголовья кровати, задника мягкой мебели, плазменной панели или по периметру «парящего» потолка. При этом можно не пользоваться люстрой или другим «классическим» источником общего света.

Свет в прихожей обычно полностью искусственный, в квартире входная дверь удалена от всех окон. Можно ограничиться одной светящейся точкой у потолка, если это крохотное помещение. В прихожей, объединенной с коридором, делают 3-4 неярких светильника или бра по всему проходу. В декоративных целях можно светодиодной лентой оформить плинтус и потолочный карниз. Желательно снабдить подсветкой зеркало и внутреннее пространство шкафа для одежды. В длинном коридоре будет уместна светящаяся дорожка на полу, а в просторном помещении – натяжной потолок с красивым светодизайном.

Чтобы укоротить вытянутую прихожую, можно разместить встроенные светильники по потолку и направить свет вниз

Спальня – особенная комната, где уместна интимная атмосфера, которую, в наибольшей мере, создает игра света и тени. Оформление зависит от размеров спальни, стилистики интерьера и конфигурации мебели. В классическом варианте используется изящная потолочная люстра и 2 бра (по обе стороны кровати), в современном – многообразие натяжных потолков и диодной подсветки (у зеркала и изголовья кровати). Нередко сочетают потолок с эффектом «звездное небо» и перфорированные бра с ажурными отблесками на стене. Некоторым в спальне нравится полумрак. Но не обязательно ограничиваться этими идеями, решение зависит от стилистики и общей дизайнерской концепции, как на фото.

В спальне уместен приглушенный свет

В современной гостиной основной дизайн освещения квартиры отводится натяжным или многоуровневым потолкам. Если в классическом варианте обыгрывается цвет потолка и форма люстры, то новые решения в век высоких технологий ничем не ограничены. Купите относительной простой светильник, переключаемый с пульта дистанционного управления, или подбирайте комбинированное освещение с нижней подсветкой мебели.

В гостиной используют несколько типов светильников в соответствии со стилевым направлением помещения

Ванная комната и санузел – особое помещение, где можно поэкспериментировать с освещением, которое недопустимо в жилом помещении. Попробуйте постепенно включающиеся и гаснущие светильники, включение от хлопка и другое. Важно учесть, что это место с повышенной влажностью, проводка, светильники и плафоны должны быть максимально герметичные. Уместны диоды у зеркала и ванной. У дорогих джакузи это опция по умолчанию.

В ванной нужен достаточно яркий свет, но не резкий. Подойдут встроенные в потолок матовые светильники и пара приборов для подсветки зеркала

Свет в кухне предполагает несколько зон, имеющих экономичную локальную подсветку. Это рабочая плоскость, и место приема пищи, помимо общего света. Некоторым нравятся большие плафоны, спускающиеся с потолка к обеденному столу. В современной кухне можно сделать раму у потолка с направленными векторами лучей. Оригинально смотрится газовая плита с духовым шкафом, имеющим подсветку – можно с гостями наблюдать за процессом жарки курицы, вращаемой на гриле. Дополнительно уместны диоды у барной стойки и над мойкой.

На кухне направленная подсветка рабочих зон комбинируется с рассеянным светом над общим пространством

Мягкий свет в детской спальне – основа дизайна для этого помещения. Слишком яркие лучи резкие для зрения малыша, раздражают психику. А недостаток может провоцировать близорукость, если дети любят писать, читать и рисовать по вечерам. В местах, где делают уроки или занимаются у компьютера, обязательно организовать локальную подсветку. Оригинальный ночник на детскую тематику избавить от страха перед темнотой в ночные часы, но он не мешает сну, если разместить с противоположной стороны от глаз малыша.

В детской комнате нужен высокий уровень освещения, но без ярких лучей

В квартире-студии все зависит от локальных зон, но лучше, если это нашло отражение в дизайне потолочной конструкции. Изюминкой концепции может сталь любой акцент, но не забывайте, что у каждой функциональной зоны должна быть контролируемая мощность и интенсивность лучей. При большой площади уместны выключатели из разных точек на общий свет или пульт ДУ.

К основному общему свету добавляется дополнительная подсветка отдельных зон

Напоследок ещё один важный момент – как бы не было идеально организованно искусственное освещение, не стоит забывать о естественном свете, играющим весомую роль в дизайне жилого помещения

Предложенные примеры на фото помогут взять на вооружение идеи, применяемые профессионалами.

Освещение жилища – одна из первооснов его проектирования. Можно даже сказать – дизайн освещения квартиры первая из первооснов ее проекта. Грамотный проект жилья как раз и начинается с проработки освещения: когда дело дойдет до камня, бетона и металла, исправить ошибки будет очень сложно, а то и вовсе невозможно.

Однако «дизайн освещения» – понятие сложное и многогранное. Свет должен быть здоровым и комфортным, показывать облик помещения и выражать индивидуальность его владельца. Соответственно дизайн освещения состоит из трех вытекающих одна их другой дисциплин:

  • Общий дизайн освещения, или просто освещение либо светодизайн . Он создает физиологически обоснованный фон, на котором располагается все остальное. По аналогии со строительством это несущая конструкция или, точнее, зал с подмостками и акустикой, в котором с одинаковым успехом могут выступать и скрипичный квартет, и рок-группа.
  • Световая архитектура подчеркивает концептуальную направленность помещения и проявляет мировоззрение его обитателей. Световая архитектура бывает внешняя и внутренняя, интерьерная. Некоторые стили интерьера, например модерн и хайтек, без соответствующего освещения вообще нереализуемы: интерьер теряет выразительность.
  • И, наконец, светодизайн в интерьере, или светодизайн интерьера – аналог меблировки и декора: он выражает индивидуальность владельца. В отличие от двух первых, светодизайн интерьера пластичен, точно так же, как мебель, статуэтки и картины можно менять и перемещать.

Такое разделение вовсе не надуманно, оно возникает самым естественным образом. Взгляните на рисунок: и без пояснений ясно, что слева – дизайн освещения, в центре – световая архитектура, а справа – светодизайн интерьера.

Полноценный дизайн-проект освещения включает в себя все три компонента, но описать их в одной статье невозможно, поэтому в настоящей речь пойдет о изначальном и самом главном: общем дизайне освещения квартиры. Об элементах световой архитектуры и светодизайна интерьера будет упомянуто по мере необходимости, когда без них невозможно решить общую задачу освещения.

Виды освещения

Все три вида светодизайна работают с освещением естественным, общим (фоновым), местным, рабочим и декоративным. Естественное приходится брать таким, как есть, ограничиваясь светорежиссурой (см. ниже): смягчением, отражением, рассеянием. По прочим общие правила таковы:

  1. Фон должен быть по возможности бестеневым, заливающим. Наши древнейшие инстинкты видят в глубокой тени опасность, что создает психологический дискомфорт. На практике ради простоты и экономии добиваются полутеней и ажурных теней.
  2. Местное освещение должно подчеркивать детали интерьера и декор, поэтому главное требование к нему – подходящий спектр, см. раздел о свойствах света.
  3. Рабочее освещение также локально, но ориентировано уже не на предмет, а на глаз: нужны оптимальная яркость и спектр в физиологических пределах восприятия.
  4. К декоративному освещению (например, подсветке потолка) требование одно: оно не должно вредно влиять на здоровье.

Примечание: есть неформальная разновидность освещения – фоновая засветка. О ней речь еще пойдет, а требование к ней – непрозрачность при взгляде снаружи.

Правила и нормы

Освещение должно благоприятно влиять на зрение, психику и общее состояние здоровья, поэтому начнем с санитарно-гигиенических требований. Правила освещения квартиры регламентируются по физическим параметрам и «Естественное и искусственное освещение»; СанПиН 1278-03 остаются в силе для старых зданий, но для проектирования новых недействительны. Эстетика нигде и никак не предписывается. Основные требования таковы:

  • освещенность общих жилых комнат, кухни и тренажерного зала – 150 лк; детской – 200 лк; рабочего кабинета – 300 лк; прихожей, туалета, совмещенного санузла – 50 лк; ванной, сауны, бассейна – 100 лк;
  • коэффициент естественной освещенности КЕО при боковом освещении для общих жилых комнат, кухни, бассейна и тренажерного зала – 0,5; детской – 0,7; рабочего кабинета – 1,0; прихожей, туалета, совмещенного санузла, ванной, сауны – не регламентируется;
  • для бассейна с тренажерным залом обобщенный показатель психологического дискомфорта UGR допустим 60 при пульсациях искусственного освещения до 20% Для ванной и туалета он не регламентируется; для остальных помещений UGR=0.

Примечания:

  1. Все значения – минимально допустимые. Пасмурным осенним днем под открытым небом освещенность составляет более 10 000 лк, так что «перебора» можно не бояться – столько электричества в проводке не бывает.
  2. КЕО для верхнего естественного освещения не рассматривается; измеряется боковой КЕО в горизонтальной плоскости пола.

Но что такое эти КЕО и UGR? Посмотрим, начиная с КЕО, он проще. Чтобы взяться за UGR, придется немного разобраться в свойствах света.

КЕО

КЕО, попросту говоря – доля естественного света, поступающего в помещение. Если, к примеру, люксметр на полу открытого балкона показал 400 лк, а на полу в центре смежной с ним комнаты 250 лк, то КЕО будет 250/400 = 0,625. Норма выдержана.

Как определить КЕО?

В домашних условиях КЕО довольно просто определяется фотокамерой, если она не совсем уж мыльница:

  • Берем белый лист бумаги (не пластика или пленки) форматом побольше, в ясный полдень кладем на пол балкона или на землю под окном, ставим камеру на приоритет диафрагмы (режим А) и замеряем выдержку по нему.
  • То же самое проделываем в комнате, стоя лицом к окну. Отношение выдержек (а современные фотокамеры меряют их с точностью до 1/3 – 1/4 ступени) и даст КЕО.

Пример: выдержка по бумаге на улице – 1/60 с, а в комнате – 1/40 с. КЕО будет 40/60=0,67.

UGR

Коэффициент дискомфорта UGR вычисляется по формуле из международного стандарта EN 12464-1. В его основе – так называемая жесткость света, которую в нормативных документах почему-то называют блёсткостью (и кто только такую чушь выдумал, когда в русском есть простое и понятное слово? Сакрально-корпоративный язык, или как?) Очень яркий свет может быть мягким и благоприятным для зрения, а тусклый жесткий – раздражать и портить его.

Жесткость света определяется тремя параметрами светового потока: степенями поляризации, когерентности и спектром. Поток света состоит из огромного количества элементарных частиц из класса бозонов – фотонов, являющихся одновременно и квантами электромагнитного излучения с определенной частотой, фазой и направлениями электрического и магнитного векторов. Изменяется UGR в пределах от 0 до 100.

Поляризация

Степень поляризации показывает, у какой доли фотонов направления векторов поля совпадают. У пасмурного неба и ламп накаливания общая поляризация около нуля, у ясного неба и люминесцентных ламп – единицы процентов, до 20 %; блики от зеркальных поверхностей и свет от квантовых источников – лазеров, светодиодов – может быть поляризован на 100%. Свет считается мягким при поляризации до 10%. Направленное отражение и преломление света увеличивают его поляризацию.

Проверить поляризацию света можно фотографическим поляроидным фильтром: поляроид, глядя через него, поворачивают на 180 градусов. Если общая яркость заметно не меняется, свет считается комфортным, и по пропаданию либо ослаблению можно сразу увидеть источники ужесточения света.

Когерентность

Степень когерентности показывает, у какой доли квантов света совпадают их фазы. Жесткость света определяется длиной цуга когерентности – длины участка светового потока, в котором степень когерентности превышает 50%. Именно из-за довольно высокой когерентности света фотографии со вспышкой выходят безжизненными. Определить длину цуга когерентности в домашних условиях невозможно, но при обычном освещении отсутствие заметной поляризации свидетельствует и о ничтожно малом цуге когерентности. Исключение – те же квантовые источники: когерентность их света может доходить до 100% на расстоянии в несколько метров.

Спектр

Глаз легко адаптируется к эффективной цветовой температуре освещения: если в ясный день она у солнечного света равна 5700 К, то в пасмурный – 6300 К, а на закате падает до примерно 2000 К. Но спектр Солнца – тепловой, гладкий (на рис. слева), поэтому для зрения наилучшим образом подходят тепловые источники света: лампы накаливания обычные, ксеноновые, криптоновые, фреоновые, галогенные. К сожалению, они неэкономичны, поэтому современное освещение жилья все чаще строится на использовании ламп люминесцентных.

Люминесцентный спектр (посредине на рис.) – псевдобелый, в его огибающей есть заметные провалы. Предметы цветов, совпадающих с провалами, зрительно при искусственном освещении кажутся темнее, что создает дисгармонию. Кроме того, получение псевдобелого света требует некоторого увеличения интенсивности спектральных зон, что тоже для зрения не очень хорошо.

Тем не менее, ученые с инженерами неустанно работают над совершенствованием люминесцентных ламп, и современные их модели с трехслойным люминофором дают свет, практически не уступающий солнечному рассеянному по комфортности.

Как проверить качество света?

Дома качество света от лампочки-экономки можно грубо определить, если на хозяйстве есть что-то маломощное с питанием от солнечной батареи: калькулятор, приемник. Процедура такова:

  • «Калибруем» прибор лампочкой накаливания на 40-60 Вт: засекаем, на каком расстоянии от нее батарея даст рабочий ток и прибор включится.
  • Подносим его же к люминесцентной лампе: если расстояние, на котором батарея «задышала», уменьшилось не более чем в 2,5 раза, свет комфортный. Мощность проверяемой лампочки может быть в пределах 13-24 Вт; для 9-11 Вт расстояние сработки батареи уменьшается еще в 1,5 раза.

Пример: прибор включился в 0,6 м от лампы накаливания и в 15 см от 11 Вт экономки. 60/15=4, а 2,5х1,5=3,75. Лампа дрянная «альтернативная»; пойдет разве что для местного освещения.

Дополнения к СНиП 23-05-95 разрешают применение светодиодных светильников при условии соблюдения санитарных норм, но для общего освещения комнат они совершенно не подходят не только по поляризации с когерентностью, но и по спектру: он синтетический, островной (на рис. справа). Дело тут не столько в том, что предметы, попавшие в глухие его провалы, покажутся черными.

Главная вредность островного спектра – высокая концентрация энергии в пиках огибающей, необходимая для создания нужной общей яркости белого. Пики энергии перегружают зрительные сенсоры глаза, что портит зрение и здоровье вообще. По аналогии: удар по голове подушкой разве что разозлит, а кирпичом можно и укокошить.

Поэтому основные области применения светодиодов в освещении жилья – дизайн освещения потолков и подсветка/засветка, причем крайне желательно световые ленты располагать за карнизами, чтобы хоть поляризация с когерентностью вследствие диффузного отражения снизились.

О поверхностной яркости

По санитарным нормам поверхностная яркость источников света не должна превышать 200 кд/кв.м. Галогенки, дающие очень благоприятный для зрения тепловой спектр, далеко выходят за этот порог, представляя собой точечные источники света. Поэтому их при освещении рабочей зоны необходимо прятать за козырек или утапливать в мебель, а для общего освещения использовать светильники с матовыми колпачками либо диффузное переотражение света, направляя его на белый потолок или на стены.

Видео: ошибки в светодизайне

Пошел светодизайн

Проектирование освещения комнаты начинается со светорежиссуры естественного освещения. Затем к нему по КЕО должно быть привязано искусственное: световой шок от включения слишком яркого света также вреден. Привязка делается для определения необходимой мощности источников света.

Затем по оригинал-макету дизайна интерьера выбирают типы и номенклатуру осветительных приборов, их технические характеристки. При этом нередко приходится дорабатывать макет.

Следующий этап – , а по его результату разрабатывается электрическая схема освещения квартиры. И только после этого свет «вклеивается» в строительный проект, что опять может потребовать разного рода доработок.

О концепциях света

Есть два общих подхода к освещению: европейский и американский.

  1. Основа европейского – как объединяющий людей элемент, то самое уютное ярко освещенное местечко, по которому тосковал Хэмингуэй.
  2. Американская концепция – экономно-индивидуальная, в ее основе бра. К черту всякие там сборища, забьюсь в свой угол со стаканом виски, и чтобы счетчик меньше мотал.

И тот, и другой подход позволяют получить фоновое почти бестеневое освещение, а плафон или разбросанные по потолку галогенки вместо люстры позволяют применить подход синтетический: потолочный свет посекционно через двойной выключатель, а бра – с индивидуальными выключателями. Проблема множества проводов при этом решается обшивкой стен и потолка, под ней прячутся электрошнуры.

Самостоятельное правильное освещение квартиры сводится к ее освещению покомнатно, этим мы и займемся.

Видео: альтернативный субъективный взгляд на виды освещения

Естественный свет

Проходя через стекло или отражаясь от зеркала, прямой естественный свет может стать слишком жестким. Кроме того, свет из окна не должен быть и слишком резким, чрезмерно направленным.

Смягчают жесткий свет полупрозрачные или ажурные преграды – тюль, органза. Они же и рассеивают свет, что издавна используется для оптимизации естественного освещения.

В наше время есть средство, позволяющее, кроме того, направить свет куда нужно, не пользуясь поляризующими его зеркалами: вертикальные тканевые жалюзи. Даже если их полотнища расположены параллельно лучам, они за счет дифракции сбивают жесткость света до приемлемой величины. Поворот полотнищ дает диффузное отражение в нужном направлении, а сдвигая-раздвигая их, можно перехватить часть светового потока и направить в темный угол. В продаже уже можно встретить «умные» жалюзи, автоматически поддерживающие оптимальный режим освещения комнаты, но и для самодельщиков, знакомых с электроникой, тут огромное поле непаханное.

Искусственное освещение

Общие правила

Для увязки дизайна интерьера со светом полезно помнить следующее:

  • Свет и цвет дают пространство, если они согласованы по спектру: подсветка синим красного даст лишь провал.
  • Плоскости зримо растягиваются по направлению потоков света.
  • Помещения с общим светлым тоном дизайна нужно освещать равномерно, а темные – по зонам.
  • Зоны освещаются равномерно.
  • Рабочий свет должен быть белым.
  • Местный свет для цветных объектов тоже нужен белый, а для белых возможен цветной.
  • Глубокие тени нежелательны в любом случае.

О галогенках

Галогенные лампы создают приличное бестеневое освещение при небольшой потребляемой мощности, т.к. равномерно распределенные по потолку, образуют подобие излучающей плоскости. Но тени под мебелью окажутся глубокими, поэтому в жилых комнатах галогенки нужно лишать «точечности», как описано выше. В небольших комнатах (кухня, прихожая) вниз особо не посмотришь, и там галогенки для общего освещения можно применять безо всякого.

Определяем силу света

За опору берем лампочку-экономку, проверенную на качество света. Чтобы определить общую мощность для освещения комнаты, замеряем создаваемую ею одной, подвешенной к потолку, освещенность на полу в центре. Если нет возможности воспользоваться люксметром или дать заявку в СЭС на измерение освещенности, выручит та же фотокамера: ставим ее в режим S (приоритет выдержки), и замеряем экспозицию по белому листу. Значению примерно в 100 лк соответствуют 0,5 с при диафрагме А=2,8, 1 с при А=4 и 2 с при А=5,6.

Пример: объектив камеры с максимальной «дыркой» 4. Замер дал выдержку 4 с. Освещенность – не более (1/4)х100=25 лк. Для создания общей освещенности в 150 лк нужно не менее 6 таких лампочек.

Выбор источников

Общий дизайн освещения комнаты определяется не только свойствами их света, но и диаграммами направленности ДН, см. рис. Кардиоидная ДН предпочтительна для общего освещения любых помещений среднего размера.

Кардиоиду дает одна лампа или их группа в плафоне. Если колбы ламп расположены горизонтально, кардиоида будет вытянута вниз; если вертикально колбами вниз, ДН растянется в стороны. Первое предпочтительно для комнат с темной мебелью; второе – для светлых.

Восьмерка получается из кардиоиды, если светильник снабжен нижним рефлектором («поддоном»). Сходна по свойствам с кардиоидой, но более подходит для освещения больших площадей или комнат с высокими потолками.

Веерную ДН имеют лампы в рефлекторе. Чем уже и глубже рефлектор, тем меньше раскрыв веера. Используются для местного, рабочего и зонального освещения. Светильники с веерной ДН, регулируемые по высоте, позволяют удачно решить проблему освещения общей однокомнатной квартиры: поднимая их и опуская, можно светом регулировать размеры зон.

ДН-лепесток дают бра. «Ухо» лепестка может быть направленно вверх или вниз, смотря по расположению лампы: колбой вверх или вниз соответсвенно. В горизонтальной плоскости ДН бра – кардиоида. В американской системе бра принято использовать с ухом ДН вверх; в европейской – ухом вниз и меньшей мощности, для временного рабочего освещения.

Косеканс-квадратная (маячная, радарная) ДН имеет важнейшее достоинство: в пределах светового пятна освещенность теоретически идеально, а практически почти равномерна. Добиться КК ДН технически сложно, но почти такую дает настольная лампа с лампочкой колбой вверх и большим полусферическим абажуром-рефлектором над ней. Видели на рисунках настольную лампу Ленина? Кем бы он ни был, но, всю жизнь перерабатывая горы документов, потребности в очках не испытывал.

О растровых светильниках

Растровые светильники годятся для больших общественных помещений с высокими потолками. В жилых комнатах это как раз тот случай, когда оптимальный по яркости свет оказывается недопустимо жестким.

Размещение светильников

Размещение светильников разберем на примерах, т.к. дать универсальный рецепт для любых вкусов и потребностей невозможно. Общее лишь одно – евроосвещение. Американский свет нигде, кроме крайне утилитарных США, не прижился, и в пуританской Англии тоже.

Гостиная

Освещение основывается на в центре потолка, см. рис слева и в центре. ДН для светлых гостиных – кардиоида; для больших, сложной формы и темноватых – восьмерка; это позволяет не тратя лишней мощности осветить стены и углы. Если устроен светлый гипсокартонный потолок (справа), еще более экономного бестеневого фона можно добиться галогенками, и в него же впишется декоративная светодиодная подсветка.

Спальня

– единственная комната, где не только допустима, но и рекомендуема : изменяя ее цвет, можно менять настрой помещения под сон, бодрствующий отдых или чем там еще в спальне занимаются. Для «кроватной» зоны достаточно освещения бра или торшерами у изголовья (см. рис), а вот потолочный светильник нужно сместить в центр зоны бодрствования. Очень хорошо подойдет веерный с широким раскрывом, регулируемый по высоте: размер зоны бодрствования можно будет менять сообразно использованию спальни в текущий момент.

Освещение спальни прекрасно дополняет светодиодная засветка окна. Ленты размещают по периметру оконного проема так, чтобы они светили вдоль стекол, а изнутри занавешиваются органзой. На кровати в такой спальне можно при открытом окне вытворять невероятное, а соглядатаи ничего, кроме, возможно, смутных теней, не увидят.

Детская

По детским глазам жесткий свет бьет особенно сильно, поэтому на потолке нужен матовый плафон или галогенки с матовыми колпачками. Варианты освещения показаны на рисунке; справа – формально правильный, а психологически неприемлемый. Портят все темные декоративные карнизы-облака. Кому уютно все время жить под грозовым небом? Уж точно не детям.

Кухня

Для освещения оптимальны галогенки. Тени под мебелью здесь не бросаются в глаза, а галогенки не только меньше нагрузят кухонную проводку (которая и так самая нагруженная в квартире), но и самоочищаются от оседающего чада, т.к. при работе сильно нагреваются. Как избавиться от точечности галогенок, описано выше; пример удачного светодизайна кухни показан на рисунке слева – в кухне по свету должна доминировать рабочая зона.

Прихожая

Освещение коридора должно быть прежде всего равномерным: – лицо дома, а, прошу прощения, приличные граждане с перекошенной рожей на люди не показываются. Экономная светодиодная подсветка из-за карниза с переотражением от белого матового потолка, слева на рис., вполне оправдана: в прихожей надолго не задерживаются, но пойдут и самые обычные матовые плафоны, в центре.

А вот вычурных световых решений, как на рис. справа, следует избегать: у визитера, разговор с которым для вас, возможно, принципиально важен, может возникнуть подсознательное впечатление, что он пришел не к перспективному подчиненному или потенциальному партнеру, а в замок Дракулы.

Ванная

Оптимальное освещение и – ровное, мягкое, практически бестеневое, как на рис. слева. Глубокие тени, блики, пятна, как на двух рис. справа, и порам кожи не дадут как следует раскрыться при помывке, и перистальтику кишечника сделают вялой. Решается это, как правило, всего одним плафоном на потолке – ванные отделывают светлыми, хорошо отражающими материалами.

В светильниках – лампы накаливания. Свет в ванной сутками не полыхает, так что экономия не важна, но бликующих поверхностей более чем достаточно. Кроме того, у экономок, упрятанных во влагозащищенные светильники, от перегрева быстро выходит из строя электроника.

Рабочее освещение зеркала – матовыми галогенками (вторая слева поз на рис.), как в детской, но причина уже другая: режущие глаза точки не дадут разглядеть мелкие недостатки внешности, которые потом будут заметны окружающим.

Квартира-студия

Освещение квартиры-студии строится из принципа содействия зонированию. Удачный пример показан на рис слева. Изюминка – смещенный в центр зоны отдыха потолочный плафон с восьмерочной ДН. В сочетании с направленным потоком света из окна такой общий свет делает эффективными любые другие способы зонирования помещения.

О натяжных потолках

Освещение натяжных потолков технически сводится к подбору совместимых по тепловыделению и плотности потока энергии (ППЭ) излучения светильников и материала потолка, но это отдельная тема, к светодизайну не относящаяся. Что же касается его как такового, то натяжные потолки как раз и придумали ради полного светового самовыражения (см. рис), поэтому способы их освещения нигде и никак не регламентируются, а давать наставления значило бы выхолащивать идею.

Но один совет дать все же нужно: предусмотрите на случай выключения красоты несказанной в межпотолочном пространстве слабенькую подсветку в тон общему дизайну, как на след. рис. слева. Иначе отблескивающий потолок может испортить умиротворяющий уют комнаты, что видно там же справа.

Видео: примеры освещения потолков

А о тепле? Не забыли!

Даже самые экономные лампочки-экономки выделяют довольно много тепла. Монтаж светильников нужно вести с учетом этого обстоятельства. К осветительным приборам прилагаются инструкции (или их можно найти по фирменному обозначению), в которых указывается допустимая мощность ламп, расстояние до стен и т.п. Этих указаний нужно придерживаться, но для экономок есть нюанс: их тепловыделение в ваттах рассчитывается по отдельности. Напряжение сети известно, а потребляемый ток указывается на цоколе.

Дело в том, что электросхема экономки имеет довольно большую реактивность, а обозначение мощности на упаковке показывает эффективную потребляемую мощность, сколько счетчик намотает. Некоторое время после включения тепла экономка выделит больше, а потом будет выделять меньше. Быстро сгорающие экономки – результат их помещения в глухие тесные плафоны, поэтому дайте хорошим в общем-то лампочкам дышать свободно.

Как бы хорош ни был ремонт, сделанный в доме или квартире, без правильного освещения он не будет смотреться должным образом.

Местное освещение, в свою очередь, делится на:

  • Рабочее, которое фокусируется на определенной зоне и предназначено для выполнения в ней каких-либо специфических задач – приготовления пищи, чтения, работы за письменным столом.
  • Точечное, которое призвано привлекать внимание к определенным аксессуарам, деталям меблировки комнаты, предметам искусства. Точечное освещение нередко применяется и для декорирования придомовой территории – для подсветки фонтанов, деревьев, клумб и даже фасада дома.

заключается не только в том, чтобы светить только тогда, когда темно, но и в том, что он способен изменить наше восприятие пространства, изменяя пропорции комнат, скрывая некоторые изъяны интерьера, разделяя помещение на функциональные зоны.

Окрашивая свет в разные цвета, можно воздействовать на психику человека, меняя его настроение. К примеру, зеленый свет обладает успокаивающими свойствами. Голубой и синий тоже успокаивают, но делают окружающие предметы внешне неприятными, поэтому их не стоит использовать для освещения кухни или ванной комнаты. Светлые красные оттенки поднимают настроение и способствуют концентрации внимания, а вот темно-красный свет вызывает тревогу.

На данный момент существует множество самых разных источников искусственного света, которые можно разделить на следующие группы:

  • Обычные лампы накаливания. Как выяснилось, они до сих пор являются наиболее комфортными для человеческого глаза, однако на освещение расходуется всего 10% их мощности, остальные 90% превращаются в тепловую энергию.
  • Галогенные лампы чаще используют для зоновой подсветки, так как они излучают направленный пучок света.
  • Люминесцентные лампы практически не нагревают помещение, но для жилья используются редко, так как издают довольно хорошо слышимый гул. Они более экономичны, чем лампы накаливания.
  • практически вообще не греются. К их достоинствам можно отнести то, что они не излучают ни ультрафиолета, ни инфракрасных лучей. Они в десятки раз долговечнее обычных ламп, но их светоотдача ниже. Поэтому их используют для устройства ночного освещения или декоративной подсветки.

К самым современным видам искусственного освещения можно отнести оптоволоконные системы и световые шнуры дюралайт. Для создания световых шнуров используют светодиоды. Обычно их не применяют как основное освещение, а используют лишь для выполнения декоративной подсветки. Причем использовать их можно не только внутри дома, но и

Оптическое волокно может излучать свет только с торцевых срезов. Обычно этот вид освещения используют вместе , которые позволяют создавать различные световые эффекты.

Как подобрать необходимое количество светильников

Для того чтобы создать в доме комфортный уровень освещения, необходимо правильно подобрать мощность светильников и их количество.

Есть простой способ определить количество приборов: на каждые 5 кв. м помещения должно приходиться 60 – 75 кВт мощности осветительных приборов (одного или суммарно нескольких). Зная площадь комнаты и мощность выбранных приборов, несложно подобрать их количество.

Если вы прибегнете в решении этого вопроса к помощи специалистов, то они составят подробную схему , где будут учтены все возможные варианты подключения каждого осветительного прибора, а также групп приборов. Также вы получите рекомендации по установке приборов контроля и управления приборами освещения.

Эффекты, которых можно достичь при помощи света

С помощью света можно решить многие проблемы помещений. Есть несколько способов изменить комнату, используя исключительно эффекты освещения:


    1. Если комната кажется узкой, то ее можно зрительно «расширить», используя встроенный свет. Для этого светильники размещают под потолком по периметру помещения, направляя световой поток вниз вдоль стен. При этом поверхности стен визуально «раздвигаются». Для этого используют лампы с нейтральным или холодным световым спектром.
      Если комната кажется короткой, то ее можно зрительно «удлинить», используя лампы холодного спектра на одной из стен. И наоборот, можно «укоротить» комнату, если осветить самую дальнюю стену источниками с теплым светом.
      Если в комнате низкий потолок, то его можно «поднять», устроив на потолке стеклянные витражи, за которыми должны быть расположены галогенные или люминесцентные лампы. Такое иллюзию дневного света, падающего через высокий потолок. Этот прием часто используют в тесных и темных помещениях без окон, вроде ванной комнаты, прихожей, кухни. Для создания такого потолка можно использовать самое разнообразное стекло: прозрачное, молочное, рифленое, цветное.

  • Освещение, основанное на игре теней.
    Для создания этого эффекта используются разнообразные элементы декора помещения, имеющие сложную затейливую форму. Это может быть корень дерева сложной формы, букет из сухих цветов. Освещая их направленным светом, можно наполнить помещение затейливыми тенями.
    Нередко для создания необходимого эффекта , снабженные функцией регулирования интенсивности света. Меняя интенсивность, в разное время суток можно создавать необычные световые эффекты.

  • Подсветка используется для оформления различных ниш, гардеробов, рабочих поверхностей.
    Очень необычный эффект дает подсветка, размещенная за полупрозрачными стеклянными дверцами шкафов. Она может быть встроена как с боков, так и снизу или сверху. Таким образом шкаф превращается в своеобразный светильник, освещающих комнату необычным рассеянным светом.
    Также подсветка используется для архитектурного освещения ниш и их содержимого, красивой лепнины и других элементов дизайна комнаты.

Иногда с помощью подсветки акцентируют внимание на отдельных живописных полотнах, вазах, скульптурах. Это позволяет практически полностью скрыть фон и сосредоточить взгляд на главной детали комнаты.

Необходимо помнить, что скрытое направлено только на поверхности, не имеющие изъянов, поскольку все дефекты будут хорошо видны.

Мало кому так повезло с прихожей, чтобы в ней было окно. Обычно это абсолютно темное помещение, освещаемое светом, падающим из соседних с ним комнат и светильниками.

Роль у прихожей, казалось бы, совершенно утилитарная – служить местом хранения обуви верхней одежды, позволяя своим хозяевам одеваться и прихорашиваться перед выходом на улицу. Но, тем не менее, от царящей в ней обстановки зависит общее впечатление о квартире. И если это просто темный уголок, то никакое великолепие комнат не сможет компенсировать дискомфорта, царящего там. Поэтому освещению прихожей стоит уделить такое же внимание, как и освещению всех остальных помещений.

Поскольку в прихожей практически всегда есть большое зеркало, в которое мы осматриваем себя перед выходом на улицу, освещение нужно организовать так, чтобы пространство освещалось равномерно, не возникало никаких глубоких теней. Для этого лучше всего использовать рассеянный свет, который дает снабженный хорошим рассеивателем. Удачным вариантом станет большой плафон, напоминающий по форме тарелку, расположенный максимально близко к потолку.

Если квартира малогабаритная и кажется, что потолок в темном коридорчике «давит», то для освещения можно использовать светильники, размещенный за декоративным карнизом, направленные на потолок. Это визуально его «поднимет».

Встречается планировка, в которой коридор сделан очень длинным, но узким, что его совершенно не украшает. В такой ситуации можно расположить несколько светильников вдоль одной стены. Причем это должна быть стена с максимальной длиной. Свет нужно направить на другую стену. Этот вариант всю прихожую и при этом зрительно ее расширить.

Большое зеркало можно осветить дополнительно с помощью небольших локальных светильников. Освещение будет наиболее удачным, если разместить их в верхней половине зеркала – сверху и с боков.

Все члены семьи проводят достаточно много времени на кухне, поэтому очень важно организовать правильное ее освещение. Это также важно потому, что хозяйка проводит здесь много времени за приготовлением пищи.

Если кухня маленькая, то не обязательно вешать центральный потолочный светильник, вполне достаточно осветить зону приемы пищи и рабочие поверхности.
Если же кухня достаточно большая, то без центрального света просто не обойтись. Организовать его лучше с помощью потолочного светильника с хорошим рассеивателем. с теплым светом.

Для дополнительно освещения обеденной зоны, расположенной у стены, можно использовать настенное бра с матовым плафоном, расположенное так, чтобы лица обедающих и стол освещались равномерно.

Если же помещение позволяет установить обеденный стол по центру, то очень удачным станет вариант с люстрой на регулируемой подвеске. Это позволит, в зависимости от обстоятельств, располагать плафон то выше, то ниже, подчеркивая торжественность момента или создавая интимную атмосферу. Если очень хочется повесить на кухне цветной плафон, то не используйте зеленые и голубые тона – они придают неприятный оттенок и лицам людей и блюдам.

Рабочие поверхности, где осуществляются основные операции по приготовлению пищи, стоит подсветить дополнительно. При этом не следует с направленным светом, при этом создаются глубокие тени, снижающие комфортность работы. Самым удачным местом размещения светильников считаются выступающие части подвесных кухонных шкафов. Единственное условие – они не должны мешать открыванию дверок.
Если навесных шкафчиков нет, то можно установить подвесные продолговатые лампы или смонтировать на потолке точечные светильники.

Во многом правила здесь схожи с освещением прихожей. К примеру, подсветка зеркала осуществляется по тому же принципу – сверху и сбоков. Если зеркало не слишком большое, то для его подсветки можно использовать единичное настенное бра, оснащенное матовым плафоном и гибкой ножкой, позволяющей подстраивать свет так, как необходимо.

О центральном светильнике здесь речь не идет. Обычно на потолке располагают . Хорошо, если это будут приборы с регулируемым углом поворота.

Главным требованием к освещению ванной является безопасность. Необходимо оборудовать помещение осветительными приборами, защищенными от влаги.

Иногда для освещения используется следующий комплект светильников: один большой влагозащищенный плафон (обычно расположенный на стене) и комплект точечных светильников для отдельных зон.

Что касается спектра ламп, то оно должен быть максимально естественным, теплым. Не стоит устанавливать в ванной галогенные светильники или люминесцентные лампы. Они придают обстановке сходство с больничной.

Как организовать освещение гостиной

Независимо от количества комнат в доме или квартире, гостиная является самым функционально нагруженным помещением.

Здесь отдыхают после работы, проводят семейные праздники, принимают гостей. При этом в ней обычно имеется несколько функциональных зон, для каждой из которых отдельно.

В последнее время дизайнеры предлагают клиентам отказаться от общего освещения гостиной. Эта схема освещения носит название «американская» и предполагает локальное освещение каждой зоны. Это позволяет экономить на освещении, а каждый член семьи при этом обретает свой уголок. Но, к сожалению, с психологической точки зрения, это приводит к отдалению членов семьи друг от друга. Поэтому все-таки рекомендуется использовать «европейскую» схему освещения, в которой обязательно имеется центральный светильник.

Если вы не являетесь обладателем квартиры с высокими потолками, то не стоит в качестве люстры использовать массивные приборы с яркими плафонами. Лучше, если люстра будет приближена к поверхности потолка, а плафоны обеспечат рассеянный мягкий свет. Можно также использовать , направленные на потолок, это позволит зрительно увеличить высоту помещения.

Для каждой функциональной зоны гостиной нужно использовать светильники, расположенные на различной высоте. Если в зоне для чтения стоят кресла, то ее можно осветить торшерами, настенными или точечными светильниками.
Для экрана домашнего кинотеатра можно использовать подсветку, это позволит избежать усталости глаз.
Если в гостиной есть предметы, на которые вам , то можно использовать декоративную подсветку. Вот здесь можно использовать и цветное освещение, создающее праздничное настроение.

Используя множество источников света в одном помещении, необходимо помнить о том, что все они должны находиться в стилистическом единстве, а не представлять сборище случайных вещей. Для этого нужно приобретать люстры, бра и торшеры из одного набора, которые гарантированно будут сочетаться друг с другом.

Исходя из того, что это комната для отдыха, освещение здесь должно создавать соответствующую обстановку, способствующую расслаблению. Поэтому оно должно быть мягким, без прямых потоков света.

Если нужно осветить прикроватные тумбочки, то лучше делать это с помощью настольных ламп или настенных бра. Выбирайте сферические лампы с матовыми плафонами или тканевыми абажурами. Они позволят вам спокойно заниматься своими делами, не мешая при этом супругу, который уже отдыхает.

Спальни можно использовать и центральную люстру, но лучше, если это будут точечные светильники, спрятанные за декоративными панелями, расположенными по периметру спальни.

В спальне можно использовать цветное освещение, которое позволит вам расслабиться и восстановить душевное равновесие. Очень хороши для этого зеленые и золотистые тона.

Свет в детской

Исходя из того, что практически вся жизнь ребенка проходит именно здесь, нужно так продумать освещение, чтобы оно позволяло детям комфортно играть, делать уроки, читать.

Ребенка нужно выбирать по соображениям безопасности. Лучше, если это будут плафоны из пластика, полностью закрывающие лампы, которые во время активных игр могут быть разбиты.

По этим же соображениям желательно не устанавливать в детской комнате напольные светильники, которые могут упасть. Если дети любят подвижные игры с мячом, то для общего освещения можно использовать точечные светильники, расположенные за фальш-панелями, размещенными по периметру комнаты.

Для освещения рабочего стола ребенка лучше использовать лампы с холодным светом, стимулирующие умственную активность.

Если малыши боятся спать в темноте, то в комнате нужно установить ночник. Лучше, если это будет прибор с регулировкой яркости освещения, дающий рассеянный свет. Не направляйте его на лицо ребенка, это может причинить ему дискомфорт во время сна.

Освещение рабочего кабинета

Если жилплощадь позволяет вам оборудовать отдельный кабинет для работы, или если вы являетесь удаленным сотрудником, то необходимо создать в нем рабочую атмосферу. Обычно в любом кабинете присутствует стол. Для того, чтобы сделать работу за ним , нужно исключить возникновение резких контрастов, которые утомляют зрение. Поэтому стол должен быть освещен полностью.

Если стол имеет внушительные размеры, то для его качественного освещения лучше использовать две настольных лампы с рассеянным светом. Это позволит создать равномерное освещение всей поверхности и будет способствовать сохранению зрения. Для этого очень подходят лампы с коническим абажуром.

Для выполнения отдельных задач, хорошо бы иметь еще и лампу направленного света, однако постоянно использовать ее не стоит.
Яркость осветительных приборов должна соответствовать дневному свету, это стимулирует активность мозга и повышает работоспособность.

Неплохо, если в просторном кабинете есть центральный светильник и или несколько точечных. Это снизит контраст между освещенной зоной стола и стальным темным пространством комнаты. Стол, на котором стоит монитор компьютера, нужно располагать перпендикулярно к окну. Это избавит от возникновения бликов, утомляющих глаза и делающих изображение нечетким.

В зоне, предназначенной для чтения, стоит поставить торшер с тканевым абажуром, который для глаз.

Освещение, его уровень, цвет и яркость очень сильно влияют на жизнь и деятельность человека, поэтому необходимо уделить этому вопросу достаточное внимание. Освещение может легко как испортить настроение на целый день, так и привести человека в умиротворенное состояние.

Проект освещения квартиры – показательный пример формирования пространства с помощью грамотного освещения каждой из зон.

  • 1 из 1

На фото:

Проект дизайнера Андрея Гуляева современное освещение квартиры – участник конкурса «Самый концептуальный интерьер: яркая идея» на сайте pinwin.ru

Дизайнер Андрей Гуляев реализовал проект формирования пространства светом на 70 кв.м. Освещение в интерьере квартиры было разделено по зонам с учетом ориентации и функций каждой из них. Так, в прихожей - полуобщественном пространстве - свет резкий, жесткий. Освещение коридора в квартире, по мнению автора проекта, должно быть линейным и прямоугольным, ведь это «промежуточное» место в квартире, не для задушевных бесед. Кухня, столовая и гостиная - территории, по умолчанию релаксирующие, предназначенные для приятного общения, отдыха, приема пищи. Здесь мягкий свободный свет. Самое приватное место в доме - спальня, в которой создано плавное, гибкое, перетекающее освещение. В санузле свет точечный и рассеянный.

Комментировать в FB Комментировать в VK