Сообщение о царскосельском лицее. Учреждение царскосельского лицея

Малиновский, Василий Фёдорович

Малиновский Василий Фёдорович
Род деятельности:

дипломат, публицист,
1-й директор Царскосельского Лицея

Дата рождения:

С. А. Самборская

В 1791 году он женился на Софье Андреевне Самборской (1772-1812) - дочери образованного и патриотически настроенного священника А. Ф. Самборского , от которой имел трёх сыновей и трёх дочерей: Андрей (ок. 1805-25.05.1851) - лицеист 3-го курса (1817-1823), поручик гвардии конной артиллерии; Иван (1796-1873), лицейский товарищ А. С. Пушкина; Иосиф (1806-1832) - воспитанник Благородного пансиона при Царскосельском лицее (выпуск 1828 года); Анна (22.12.1797-24.12.1883) - в апреле 1825 года вышла замуж за декабриста А. Е. Розена и вскоре последовала за ним в Сибирь; Елизавета (род. 1794); Мария (1809-1899) - в 1834 году стала женой лучшего выпускника первого лицейского выпуска - В. Д. Вольховского .

В конце 1791 года Малиновский был направлен переводчиком на конгресс в Яссы , завершивший русско-турецкую войну . В 1801 году после длительного перерыва в службе, В. Ф. Малиновский был назначен генеральным консулом в Молдавию . В Яссах он пробыл около двух лет и в 1802 году возвратился в Россию.

Публицист

По своём возвращении, Малиновский начал издавать журнал «Осенние вечера» , в котором напечатал свои статьи «О войне», «Любовь России», «История России», «Своя сторона». Выпустил в свет под инициалами «В. М.» «Рассуждения о войне и мире». В том же году обратился к канцлеру графу Кочубею В. П. с проектом «Об освобождении рабов» - одного из первых проектов отмены крепостного права в России.

В Москве Малиновский участвовал в работе медико-филантропического комитета, бесплатно директорствовал в доме трудолюбия, дававшем приют 30 девицам бедного состояния.

Директор Лицея

Царскосельский Лицей

В июне 1811 года Василий Фёдорович Малиновский получил назначение на должность директора Царскосельского лицея . Тяжело сложилась его директорская пора. Сначала грянула война 1812 года , затем в этом же году умерла жена Малиновского, оставив на его попечении малолетних детей. Человек добрый и скромный, он содействовал установлению в Лицее дружественных отношений между наставниками и воспитанниками, не случайно в его семье лицеисты любили проводить досуг - в беседах с ним и его близкими. В своей записной книжке он сформулировал важный этический принцип:

Мировоззрение

В. Ф. Малиновский уделял большое внимание политико-правовым проблемам войны и мира. По его мнению,в борьбе за вечный, всеобщий мир должно было участвовать всё человечество. Был сторонником теорий естественного права и общественного договора . Главными ценностями человека провозглашал свободу и равенство. Его концепция недействительности всяких отношений между людьми, не основанных на равенстве и свободе, объективно была направлена против крепостного права. В то же время он был убеждён в божественном происхождении государственной власти, вследствие чего предлагал меры, способные конституционно ограничить абсолютизм в России. Сторонник мирного, реформаторского пути преобразования действительности, он осуждал революционные методы и, в частности, Французскую революцию , но указывал на необходимость учёта её опыта. Критикуя тиранию и абсолютизм , он развивал мысль о необходимости подчинения власти законам, которые в свою очередь должны были быть выражением общей воли народа.

Малиновский много сил отдал подготовке и открытию Благородного лицейского пансиона, который был призван дать начальные знания для учёбы в Лицее. Накануне открытия пансиона, 26 января 1814 года, Малиновский записал в дневнике: «Ночь не спал от волнения с вечера до четырех утра… Много забот по пансиону… слаб». Вскоре после непродолжительной болезни В. Ф. Малиновский скончался и был похоронен на Охтинском кладбище . А.С. Пушкин и некоторые другие лицеисты присутствовали на его похоронах . Заботу о его детях взяла на себя сестра Софьи Андреевны Малиновской - Анна Андреевна Самборская . Позже, Иван Малиновский часто приводил лицейских друзей домой, где они рисовали и дарили свои работы Анне Андреевне как благодарность за гостеприимство. Комплект сохранившихся рисунков, среди которых есть и рисунок Александра Пушкина, находится ныне в Москве в музее А. С. Пушкина.

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся в 1765 году
  • Умершие 4 апреля
  • Умершие в 1814 году
  • Выпускники философского факультета МГУ
  • Дипломаты Российской империи
  • Публицисты России
  • Выпускники МГУ до 1804 года
  • Царскосельский лицей

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Малиновский, Александр Леонидович
  • Малиновский, Николай Платонович
- (1765 1814) русский дипломат, учёный. Окончив Московский университет, М. работал в коллегии иностранных дел; состоял при Лондонской миссии в качестве переводчика. Принимал участие в переговорах о заключении Ясского мирного договора 1792 (см.). В… … Дипломатический словарь

Василий Фёдорович Малиновский - (1765 1814) российский дипломат, публицист, просветитель. Брат Алексея Федоровича и Павла Федоровича Малиновских. Отец Ивана Васильевича Малиновского, лицейского товарища Пушкина. Биография В. Ф. Малиновский происходил из семьи духовного звания … Википедия

Малиновский, Василий

Малиновский, Василий Федорович - Василий Фёдорович Малиновский (1765 1814) российский дипломат, публицист, просветитель. Брат Алексея Федоровича и Павла Федоровича Малиновских. Отец Ивана Васильевича Малиновского, лицейского товарища Пушкина. Биография В. Ф. Малиновский… … Википедия

Малиновский Василий Федорович - Василий Фёдорович Малиновский (1765 1814) российский дипломат, публицист, просветитель. Брат Алексея Федоровича и Павла Федоровича Малиновских. Отец Ивана Васильевича Малиновского, лицейского товарища Пушкина. Биография В. Ф. Малиновский… … Википедия

МАЛИНОВСКИЙ - Василий Фёдорович (1765 1814), рус. просветитель. После окончания Моск. ун та (1781) сочетал дипломатич. службу, а затем работу директора Царскосельского лицея (1811 14) с публицистич. деятельностью. В книге Рассуждение о мире и войне (1803)… … Демографический энциклопедический словарь

Малиновский - (польск. Malinowski, нем. Malinowski, укр. Малиновський, белор. Малiноўскі) фамилия славянского происхождения, в частности белорусская, польская, украинская и русская. Исторически также распространена среди евреев, немцев и иных групп … Википедия

МАЛИНОВСКИЙ - 1. МАЛИНОВСКИЙ Василий Фёдорович (1765 1814), просветитель, публицист. Первый директор Царскосельского лицея (с 1811). Автор Рассуждений о мире и войне (ч. 1 2, 1803) и одного из первых проектов отмены крепостного права (1802). Сторонник… … Русская история

ПЛАНЫ СОЗДАНИЯ

Размещению и внешнему распорядку нового учебного заведения уделялось много внимания, вопросы формы лицеистов обсуждались самим императором Однако план преподавания был не продуман, состав профессоров - случаен, большинство из них не отвечало по своей подготовке и педагогическому опыту даже требованиям хорошей гимназии А Лицей давал выпускникам права окончивших высшее учебное заведение Не было ясно определено и будущее лицеистов По первоначальному плану в Лицее должны были воспитываться также и младшие братья Александра I - Николай и Ми хайл Мысль эта, вероятно, принадлежала Сперанскому, которому, как и многим передовым людям тех лет, внушало тревогу то, как складывались характеры великих князей, от которых в будущем могла зависеть участь миллионов людей Подрастающие Николай и Михаил Павловичи свыклись с верой в безграничность и божественное происхождение своей власти и с глубоким убеждением в том, что искусство управления состоит в "фельдфебельской науке" В 1816 году человек, далекий от либеральных идеи, но честный вояка и патриот, генерал П П Коновницын, которому Александр I поручил в 1815 году наблюдение за своими братьями во время их пребывания в армии, видимо, не случайно счел необходимым дать великим князьям письменное наставление "Если придет время командовать Вам частями войск старайтесь улучшать положение каждого, не требуйте от людей невозможного Доставьте им прежде нужный и необходимый покой, а потом уж требуйте точного и строгого исполнения истинной службы Крик и угрозы только что раздражают, а пользы Вам не принесут".

В Лицее великие князья должны были воспитываться в кругу сверстников, в изоляции от двора Здесь им были бы внушены представления, более соответствующие их будущему положению, чем "крики, угрозы" и требование "от людей невозможного", наклонности к чему они начали проявлять очень рано Если бы этот план осуществился, Пушкин и Николай I оказались бы школьными товарищами (Николай Павлович был всего на три года старше Пушкина) Соответственно этому же тону остальные лицеисты предназначались к высокой государственной карьере.

Замыслы эти, видимо, вызывали противодействие имп Марии Федоровны Общее наступление реакции перед войной 1812 года, выразившееся, в частности, в падении Сперанского, привело к тому, что первоначальные планы были отброшены, в результате чего Николай I вступил в 1825 году на престол чудовищно неподготовленным.

ИЗ ПИСЬМА ЛИЦЕИСТА А.ИЛЛИЧЕСКОГО

Что же касается до нашего Лицея, уверяю тебя, нельзя быть лучше: учимся в день только 7 часов, и то с переменами; которые по часу продолжаются; на местах никогда не сидим; кто хочет учится, кто хочет гуляет; уроки, сказать правду, не весьма велики; в праздное время гуляем, а нынче ж начинается лето: снег высох, трава показывается, и мы с утра до вечера в саду, который лучше всех летних петербургских. Ведя себя скромно, учась прилежно, нечего бояться. Притом родители нас посещают довольно часто, а чем реже свидание, тем оно приятнее. Скажу тебе новость: нам позволили теперь сочинять, и мы начали периоды; вследствие чего посылаю тебе две мои басни и желаю, чтоб они тебе понравились.

РАСПОРЯДОК ДНЯ И ФОРМА ОДЕЖДЫ

Обучение юношей верховой езде началось с 1816 года, а первым учителем по этому предмету был полковник лейб-гусарского полка А. В. Крекшин. Занятия проводились три раза в неделю посменно, без посторонних зрителей и непременно при гувернере. Лошади были полковые и находились под присмотром берейтора (инструктора по выездке лошадей и верховой езде).

Занятия по плаванию начались с лета 1817 года и проводились специально назначенными двумя-тремя матросами. Местом для упражнений была большая купальня в царском саду. После плавания проводился медицинский контроль. Разумное сочетание умственных и физических нагрузок благотворно влияло на развитие лицеистов.

Царскосельский лицей являлся закрытым вузом, а его воспитанники находились на полном пансионе. Выезд из Лицея во время учебного года запрещался. Все лицеисты подчинялись строгому распорядку дня, за которым наблюдали директор, штатные надзиратели и преподаватели.

В 6 часов утра объявлялся общий подъем, затем воспитанники шли на утреннюю молитву, после чего повторяли задания своих преподавателей. С 8 до 9 часов проводился урок в классах, а с 10 до 11-ти - завтрак и прогулка в парке. С 11 до 12 часов в Лицее предусматривался второй урок в классах, а с 13 часов - обед и короткий перерыв.

В 14 часов у лицеистов начинались занятия по чистописанию и рисованию, с 15 до 17 часов проходили уроки в классах. После этого был короткий отдых, полдник, прогулка, игры и гимнастические упражнения. С 20 часов учащиеся шли на ужин, потом были прогулка в парке и повторение уроков. После вечерней молитвы, в 22 часа, все воспитанники ложились спать. Продуманный распорядок дня способствовал ускоренному развитию лицеистов, которые к 16-18 годам становились физически крепкими, закаленными, трудолюбивыми, нравственно здоровыми людьми.

Отличительной особенностью Царскосельского лицея являлась единая форма одежды. Мундир Лицея состоял из однобортного кафтана темно-синего сукна со стоячим воротником из красного сукна и такими же обшлагами, с золотым и серебряным шитьем. Пуговицы были гладкие, позолоченные, подкладка синяя. Камзол и нижнее платье - из белого сукна.

У директора Лицея - полное шитье на воротнике, обшлагах и клапанах. У прочих чинов - шитье на воротнике и обшлагах или на одном воротнике полагалось сообразно должности, начиная с IX класса. Воспитанники носили с каждой стороны воротника по две петлицы: младшего возраста шитые серебром, а старшего - золотом.

ПРИЧИНЫ СОЗДАНИЯ БЛАГОРОДНОГО ПАНСИОНА ПРИ ЦАРСКОСЕЛЬСКОМ ЛИЦЕЕ

При приеме воспитанников в Императорский Царскосельский Лицей обнаружился различный уровень знаний учеников, принятых в один класс. Чтобы разрешить эту проблему, возникла идея создать при Лицее особое приготовительное учебное заведение, которое помогло бы приобрести учащимся знания, необходимые для обучения в Лицее, и таким образом постоянно обеспечивало бы Лицей «отличнейшими воспитанниками». Кроме того, появление еще одного учебного заведения доставило бы русскому дворянству новое средство воспитания и образования детей.

В июле 1812 г. министр народного просвещения граф А.К. Разумовский предоставил императору Александру I доклад об учреждении в Царском Селе Благородного пансиона Императорского Царскосельского Лицея. В следующем году состоялась покупка двух домов для пансиона ("...на углу улиц Волконской и Кадетской через дер. Гумалассары в Павловск стоят два каменные трехэтажные дома, о 18-ти окнах в фасаде каждый, соединенные каменною же двухэтажною связью или галереею...") . Здание для Пансиона было создано из пяти отдельных домов Стасовым В.П. в 1814-1820 гг. […] Открытие нового учебного заведения состоялось 27 января 1814 года.

Где наша роза,
Друзья мои?
Увяла роза,
Дитя зари.
Не говори:
Так вянет младость!
Не говори:
Вот жизни радость!
Цветку скажи:
Прости, жалею!
И на лилею
Нам укажи.

Александр Сергеевич Пушкин написал эти строки еще в годы учебы в Царскосельском лицее, когда ученикам в качестве экзамена было предложено сочинить стихотворение о розе. Задание было довольно сложное и вызвало затруднение. Но будущий поэт блестяще справился с ним, вмиг сочинив и озвучив его перед классом.

Экскурсовод вела нас по коридорам и классам лицея, рассказывая о том, как еще юный Саша – француз, как звали его друзья, удивлял всех своим талантом. А мне хотелось понять, что особенного было в этом учебном заведении, что из его стен вышло столько знаменитых, по-настоящему талантливых людей, которые были патриотами своего Отечества. Какая атмосфера царила на занятиях, в чем заключался «лицейский дух», о котором впоследствии так много вспоминали его выпускники? Не раз я посещала музей Царскосельского лицея и наслаждалась его видами, что восстановили, сохранили для нас, потомков. Любовалась видами парка, что расположен в непосредственной близости от лицея. И каждый раз открывала для себя что-то новое.

Немного истории

Императорский Царскосельский лицей располагается во флигеле Екатерининского дворца в Пушкине. Состоит из четырех этажей:

  • На первом этаже были комнаты служащих лицея, а также хозяйственный блок.
  • На втором этаже располагались столовая, аптека, больница, конференц-зал, канцелярия.
  • На третьем этаже – залы для физических занятий, рекреационный зал, учебные классы, читальный зал с периодикой, библиотека. Она находилась в арке, соединяющей лицей и дворец.
  • Четвертый этаж был отведен под комнаты учеников.

Царскосельский лицей был основан 19 октября 1811 года. В этом же году состоялось его торжественное открытие. Лицей был основан императором Александром I. Воплотил в жизнь идею известный государственный деятель XIX века М. М. Сперанский. Здесь должны были учиться дети высшего дворянского сословия, приближенного к императору. Они – будущие дипломаты и государственные служащие высшего ранга. Планировалось, что в лицее будут также обучаться младшие братья императора Александра I. Учеников отбирали по конкурсу, также за них должен был поручиться кто-то из влиятельных людей.

Открытие

Торжественное открытие лицея состоялось в актовом зале на третьем этаже. На открытии присутствовал император Александр I с семьей, знаменитые политические и культурные деятели того времени. Только представьте, сколько в этом здании побывало известных людей! На первый курс зачислялось 30 мальчиков. Шесть лет обучения в Царскосельском лицее приравнивались к учебе в университете. Царскосельский лицей – место, где получали знания, раскрывали свои искрометные таланты будущие писатели, поэты и композиторы. Совсем еще молодые юноши под руководством опытнейших педагогов постигали курсы наук, учили языки, штудировали отечественную и зарубежную литературу, историю.

Учеба и жизнь

Учеба в Царскосельском лицее в основе своей отличалась от методики преподавания в школах того времени. Здесь к юным мальчикам относились с уважением, общались с ними на равных. Преподаватели обращались к своим ученикам как к взрослым – исключительно на «Вы». Даже некоторые ученики обращались друг к другу на «Вы».

В Царскосельском лицее были запрещены физические наказания. Поэт в своих воспоминаниях часто описывает знаменитый «лицейский дух», что царил в то время. Здесь не было тем, запрещенных для обсуждения. Преподаватели пытались разглядеть и развить талант каждого ученика, бережно взрастить и развить его.

Лицей был предназначен не только для обучения, но и для круглогодичного проживания. Ученикам Царскосельского лицея запрещалось покидать его пределы на протяжении всей учебы. Семья могла посещать ученика в строго отведенное для этого время. Учебный процесс был строго регламентирован. Каждый день учебы лицеиста подчинялся четкому расписанию:

  • 6:00 – подъем и утренняя молитва;
  • 7:00 – 9:00 – занятия;
  • 9:00 – 10:00 – чай и прогулка;
  • 10:00 –12:00 – занятия;
  • 12:00 – 13:00 – прогулка
  • 13:00 – обед;
  • 14:00 – 15:00 – чистописание, рисование;
  • 15:00 – 17:00 – занятия;
  • 17:00 – чай, повторение уроков, прогулка;
  • 20:30 – ужин, чтение, игры;
  • 22:00 – молитва и отход ко сну.

Мальчиков обучали также верховой езде, танцам, фехтованию, плаванию. Каждый лицеист имел свою комнату, в которой было все самое необходимое для проживания: кровать, умывальный столик, комод, конторка, зеркало, свеча и щипцы для снятия нагара. На двери каждой комнаты висела табличка с номером.

Например, комната Александра Сергеевича Пушкина в Царскосельском лицее была под номером 14. А комната его соседа и ближайшего друга Ивана Ивановича Пущина была под номером 13. Две комнаты между собой разделялись перегородкой, которая не доходила до потолка, так что мальчики могли общаться друг с другом через стенку.

Выпускники

Ни для кого не секрет, что самым блистательным был именно первый выпуск Царскосельского лицея, который состоялся в 1817 году. Из ворот лицея вышли его знаменитые выпускники:

  1. А. П. Бакунин,
  2. С. Ф. Броглио,
  3. В.Д. Вольховский,
  4. А. М. Горчаков,
  5. П. Ф. Гревениц,
  6. К. К. Данзас,
  7. А. А. Дельвиг,
  8. С. С. Есаков,
  9. А. Д. Илличевский,
  10. С. Д. Комовский,
  11. А. А. Корнилов,
  12. Н. А. Корсаков,
  13. М. А. Корф,
  14. К. Д. Костенский,
  15. В. К. Кюхельбекер,
  16. С. Г. ,
  17. И. В. Малиновский,
  18. А. И. Мартынов,
  19. Д. Н. Маслов,
  20. Ф. Ф. Матюшкин,
  21. П. Н. Мясоедов,
  22. И. И. Пущин,
  23. Н. Г. Ржевский,
  24. П. Ф. Саврасов,
  25. Ф. Х. Стевен,
  26. А. Д. Тырков,
  27. П. М. Юдин,
  28. М. Л. Яковлев,
  29. А. С. .

Окончил лицей в чине коллежского секретаря и должен был пойти на службу в Коллегию иностранных дел, но вместо этого поэт полностью посвятил себя творчеству.

Судьба лицея

Дальнейшая судьба лицея претерпела изменения. Устав был пересмотрен в сторону ужесточения дисциплины. Причиной тому послужили события декабря 1825 года (Восстание декабристов).

В 1843 году по приказу императора Николая I Царскосельский лицей переехал в по адресу Каменноостровский 21. Царскосельский лицей был переименован в Александровский. Он продолжал оставаться закрытым учебным заведением. Здесь получали юридическое образование. Последний выпуск состоялся в 1917 году, а затем учебное заведение было закрыто.

В 1974 году в здании Царскосельского лицея в Пушкине был открыт Мемориальный Музей-Лицей. Его торжественное открытие было приурочено к 150-летнему юбилею со дня рождения А. С. Пушкина. Сотрудники музея по рукописям и архивным документам постарались восстановить до мельчайших подробностей обстановку, в которой жил первый выпуск лицея. В библиотеке музея находятся книги, сохранившиеся с того времени.

Адрес и режим работы музея

Посетить музей можно по адресу: г. Пушкин, ул. Садовая, д. 2 с 10.30 до 18.00.

Выходной день в музее: вторник.

Санитарный день: последняя пятница месяца.

Стоимость билета

  • для взрослых посетителей: 200 руб.;
  • для пенсионеров: 100 руб.;
  • для лиц, не достигших 16 лет - бесплатно;
  • для студентов и учащихся от 16 лет: 100 руб.

Посетить бесплатно музей можно в следующие дни:

  • Международный день Музеев - 18 мая;
  • Пушкинский день России - 6 июня;
  • День Лицейской годовщины - 19 октября.

Как добраться

  • До Пушкина следуют электропоезда, отходящие с Витебского вокзала (расположен на станции метро Пушкинская) и от ст. м. Купчино. Вам необходимо доехать до станции Детское село. Стоимость проезда составит около 30 рублей в одну сторону. Время в пути - около 30 минут. Интервал между поездами составляет 15-20 минут. От вокзала в Пушкине и до Екатерининского дворца следуют маршрутное такси и автобус №382. Можно до музея прогуляться пешком. Это не займет много времени, примерно 30 минут.
  • Можно добраться на маршрутном такси от ст. м. Московская (№№ 342, 347, 299, 287, 545 или на автобусе №№ 187,155). Транспорт отходит от Дома Советов. Время в пути займет не больше часа. На мой взгляд, это наиболее удобный и комфортный способ добраться до музея. Сможете любоваться городом и проспектами, пока вас везут.
  • От ст. м. Купчино, помимо электричек, ходят маршрутные такси, которые ожидают вас у выхода из метро в сторону Витебского проспекта (№№ 342, 347, 286, 287, 545). Стоимость проезда на маршрутном такси или автобусе составит чуть более 30 рублей.

Надеюсь, мой обзор был полезен вам!

Желаю вам самых приятных эмоций от посещения музея.

Если вы приехали в Пушкин (Царское село) с желанием посетить Екатерининский дворец и парк, выберите 40 минут на посещение музея Царскосельского Лицея. Скорее всего вы купите билеты в Екатерининский дворец не на ближайшее время, поскольку желающих посетить императорские покои великое множество, и у вас будет время для посещения воспетого Пушкиным учебного заведения.

Царскосельский Музей-Лицей находиться в 30 метрах от касс дворца, в четырехэтажном флигеле.

На входе есть информация о стоимости билетов:

билет для взрослых – 150 рублей;

билет для школьников – 70 рублей;

билет для студентов – 90 рублей;

билет для пенсионеров – 50 рублей.

Фотосъемка в музее – 200 рублей. (В музее можно фотографировать без использования вспышки бесплатно).

Музей работает с 10-30 до 17-00. Выходной-вторник.
Последняя пятница месяца – санитарный день.

В музей пускают группами. Поэтому подходите к крыльцу около входа в Лицей и ждите, когда соберется не менее 15 человек. Затем вас проводят к кассе для покупки билетов. Буквально через несколько минут в холле, где располагается памятник юному Пушкину, подходит экскурсовод и начинается экскурсия.


Вам расскажут о создании в 1811 году лицея, о первых 30 воспитанниках, среди которых был 14-летний Пушкин.

Детей из дворянских семей по протекции известных российских деятелей брали в лицей в возрасте от 12 до 14 лет. Интересно, что первые воспитанники узнали, что они будут находиться в течение шести лет безвыездно в учебном заведении только вечером в день поступления, после вечернего десерта. Представьте реакцию совсем еще детей на эту новость.


Хотя все ученики были дворянами, в лицее были спартанские условия для проживания. В комнатах поддерживалась температура 14-17 (!) градусов. Дети вставали ежедневно в шесть утра. В течение часа нужно было провести утренний туалет, одеться, помолиться и повторить вчерашние уроки.

В семь утра начинались первые два часа занятий. Затем завтрак («чай с белой булкой») и небольшая прогулка. Два часа занятий, прогулка и повторение уроков. Обед из трех блюд в половине второго дня.

После обеда 3 часа занятий в классной комнате. Вечером снова прогулка и физические упражнения и ужин полдевятого.


Ежедневно юные воспитанники занимались не менее семи часов.

Учеба продолжалась с 1 августа по 1 июля. Месяц каникул лицеисты также проводили в Царском селе.

В Лицее было заведено, что на каждом уроке самые успевающие ученики сидели ближе всех к учителю. Юный Пушкин мог похвастаться первой партой на уроках русской и французской словесности.


Также Александр Сергеевич, благодаря своей врожденной активности, преуспел в плавании, фехтовании, верховой езде, катанию на коньках.


Несмотря на сложную программу, ученики успевали заниматься выпуском собственной газеты, где от руки писали свои эпиграммы, стихи, рассказы и рисовали безобидные карикатуры на своих друзей.


Один свободный час с девяти до десяти вечера многие воспитанники использовали на чтение и изучение иностранных языков. Замечательная библиотека находилась в арке-переходе в императорский дворец.


В лицее на занятиях обучали французскому, немецкому и латинскому языку. Были дни, когда можно было говорить только на заданном преподавателями языке.

Ученикам выставляли оценки по европейской системе. Лучшая оценка – 1, неудовлетворительно – 4. Интересно, что если ученик «не проявлял какого-либо интереса к предмету», ему ставили «0» и не заставляли учить предмет через силу. Однажды Александр Пушкин получил «0» по алгебре, но учитель лишь махнул рукой: «Иди лучше пиши свои стихи».

Ученики лицея вместе всей душой переживали за судьбу отечества в 1812 году. Под аркой, соединяющей Екатерининский дворец и флигель лицея, проходили гренадерские полки на войну. По воспоминаниям самих лицеистов, они плакали, бежали вслед, крестили уходящих солдат и офицеров.


В 1815 году был проведен первый публичный экзамен, на котором присутствовал Державин. Стихотворение Пушкина «Воспоминание о Царском Селе» разбудило дремлющего Державина. Сам Пушкин видел реакцию на его стих, разволновался, убежал, спрятался. В тот день просьбу Державина привести к нему юного поэта для объятий не выполнили. Впоследствии Александр Сергеевич Пушкин был благословлен Гаврилой Романовичем в свои преемники и продолжатели русской поэзии.


Каждый курс Царскосельского лицея придумывал себе на общем собрании девиз, который вел через все годы учебы. Девиз пушкинского курса «Для общей пользы» до сих пор считается самым лучшим за всю историю лицея до 1918 года.


В учебной программе было много времени посвящено описанию жизнедеятельности великих людей прошлого. Преподаватели считали, что живой исторический пример должен подвигнуть юношей к желанию стать лучше. В лицее были запрещены телесные наказания – это прямо было записано в уставе. С первых дней лицеисты были равны меж собой не смотря на звания, заслуги предков и вероисповедание (в первом выпуске была половина православных, остальные католики и лютеране). Нельзя было кричать на крепостных, которые опекали учеников.


Возможно все это повлияло на то, что все выпускники первого выпуска Императорского лицея прославляли Россию. Из наиболее известных нам: Генерал-майор Владимир Дмитриевич Вольховский, Канцлер Российской империи Александр Михайлович Горчаков, декабрист Иван Иванович Пущин.

Комната номер четырнадцать, в которой 2060 дней жил, учился, сочинял Пушкин, выглядит как каморка. Небольшого размера, две стены не доходят до потолка, кровать, конторка и стол для умывания.

Спасибо реставраторам, воссоздавшим к 150-летию Великого русского поэта Царскосельский лицей. Спасибо экскурсоводам за увлекательный рассказ о лицее и его первых выпускниках с цитированием стихов Александра Сергеевича.

…Куда бы нас ни бросила судьбина,

и счастье куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

Настоящих друзей у Пушкина в Лицее было трое: И. В. Малиновский (1796–1873),
И. И. Пущин (1798–1858) и барон А. А. Дельвиг (1798–1831).
В каждом из этих несходных между собой юношей поэт находил какое-то дополнение к своей многогранной личности. Пушкин, умирая, говорил: «Отчего нет около меня Пущина и Малиновского. Мне было бы легче умирать».

Иван Малиновский был старшим сыном первого директора Царскосельского Лицея Василия Федоровича Малиновского (1765-1814) . Первоначальное образование получил в Санкт-Петербургской губернской гимназии.
В 1811 году он поступил в Лицей. Малиновский был живым и веселым юношей. Вспыльчивый, задиристый, он был очень горяч. Товарищи дали ему прозвище "Казак». Он старался укрощать свою пылкость, часто увлекающую его к ошибкам, в которых он признавался с раскаянием. Пушкин очень любил Малиновского.

В стихотворении "Пирующие студенты", написанном в 1814 году, поэт обращается к Малиновскому, "приятелю задушевному", в его словах слышится радость общения с весельчаком и шалуном Иваном Малиновским:

А ты повеса из повес,
На шалости рожденный,
Удалый хват, головорез
Приятель задушевный...

9 февраля 1812 года семью Ивана Малиновского постигло тяжелое горе. Умерла мать Софья Андреевна. За первым тяжелым ударом через два года последовал второй: 23 марта 1814 года скоропостижно умер отец, директор Лицея В.Ф. Малиновский. Вместе с тем это было и горе Лицея, который был приведен в строгий порядок благодаря трудам усопшего директора.
Эта кончина была горем и для первокурcников, которые, будучи приняты в его семье после того, как отпуски из Лицея были запрещены, потеряли в нем не только директора Лицея, но и отца, принявшего их в число детей своих.

За гробом со старшим сыном покойного, лицеистом Иваном Малиновским, шел Пушкин, для которого Малиновский был теперь ближе всех других приятелей и друзей.
Из семейных воспоминаний дочери Ивана Васильевича Малиновского, Софьи Ивановны Штакеншнейдер, известно, что "уже на кладбище (при погребении присутствовали пять воспитанников Лицея. - Авт.), когда опускали гроб в могилу для вечного упокоения, то Пушкин первый подошел к своему другу Ивану Малиновскому, чтобы его утешить в его горе, и здесь, перед незасыпанной еще могилой отца, они как бы поклялись в вечной дружбе".
В черновом варианте стихотворения "19 октября 1825 года" Пушкин вспоминает о лицейском друге и сожалеет, что вместе с Пущиным посетить опального поэта в Михайловское не приехал Малиновский.

Что ж я тебя не встретил тут же с ним,
Ты, наш казак и пылкий и незлобный,
Зачем и ты моей сени надгробной
Не озарил присутствием своим?
Мы вспомнили б, как Вакху приносили
Безмолвную мы жертву в первый раз,
Как мы впервой все трое полюбили,
Наперсники, товарищи проказ...

Получив аттестат об окончании Лицея, Иван Малиновский поступил в лейб-гвардии Финляндский полк. В походах гвардейского корпуса Иван Малиновский сошелся с будущим декабристом А. Е. Розеном.

События 1825 года косвенно задели и Малиновского, хотя он не принимал никакого участия в заговоре. Когда несчастье обрушилось на семью декабриста Андрея Евгеньевича Розена, который был осужден на десять лет каторги в Читу, то Малиновский был в Петербурге. Он хлопотал и утешал сестру свою Анну Васильевну, которая незадолго до этого вышла замуж за барона Розена и имела маленького ребенка. В этот период Малиновский метался по Петербургу, пытаясь помочь попавшим в беду. Все, что было в силах, он сделал.
26 марта 1825 года Иван Малиновский в чине полковника вышел в отставку.

В 1834 году Иван Малиновский женился на сестре своего лицейского товарища И.И. Пущина, Марии Ивановне (1795 – 1844). В этом браке родили двоих дочерей.

Смерть Пушкина потрясла Малиновского. Это видно из переписки Пущина и Малиновского. Ни время, ни расстояние не изгладили из памяти Малиновского юношеской дружбы.
После смерти жены в 1845 году Иван Малиновский женился на племяннице В.Д. Вольховского
(капитан Гвардейского генерального штаба, генерал-майор, лицеист первого выпуска) Екатерине Федосеевне Зинкевич. В этом браке родились две дочери и сын.

В 1844 году И.В. Малиновский написал брошюру "О жизни генерал-майора Вольховского", которая была напечатана в Харькове.

Иван Малиновский много лет избирался предводителем уездного дворянства.
Скончался 10 февраля 1873 года от воспаления легких.
Был похоронен на кладбище в Каменке невдалеке от В.Д. Вольховского.

Источники:

Ариадна Владимировна Тыркова-Вильямс «Жизнь Пушкина» .
Интернет-сайты
Валерия Бобылева, Марат Гайнуллин "Приятель задушевный"
http://www.moles.ee/99/Mar/15/6-1.html